Учебная работа. Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г
Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.
Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.
Содержание
1. Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.
1.1 Экономическая и политическая ситуация Беларуси
1.2 Декларация «О хороших добрососедских отношениях Беларуси и Польши»
1.3 Дипломатические отношения между странами
Список использованных источников
1. Происхождение польско-белорусских отношений после распада СССР в 1991 г.
.1 Экономическая и политическая ситуация Беларуси
27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней объявлялось о независимости республики во внешних отношениях и стремлении создать правовое государство. 17 марта 1991 года в СССР по решению четвертого съезда народных депутатов СССР состоялся обновленной федерации равноправных суверенных республик. «За» высказались 76,4 % голосовавших, в том числе по Белоруссии — 82,7 %.
На протяжении всей истории человечества вопросы экономики, прежде всего, регулировали историю и международные отношения. Люди во все времена стремились обеспечить себя продуктами жизнедеятельностями. Абсолютное большинство войн начинались именно за ресурсы жизни. Конечно, можно говорить и о том, что Идеология играет немалую роль в международных отношениях, но все же главным катализатором является экономика.
Принцип прагматичности внешнеполитической деятель имеет важнейшее значение в экономической дипломатии. «В современном мире именно экономика определяет авторитет, статус и роль государства. Фундамент жизненной силы Беларуси — это, конечно же, экономика», — отметил в одном из своих выступлений А.Г. Лукашенко. Только даже экономические мотивы не позволяют белорусскому руководству по-добрососедски относиться к Польше.
Белорусская Экономика ориентируется на внешние рынки. В условиях реформируемой экономики доходы от экспорта — основной источник валютных поступлений. Беларусь экспортирует около 90% тракторов и автомобилей, около 80% калийных удобрений, химических волокон и нитей, более 70% металлорежущих станков, холодильников и морозильников. По ряду видов продукции мы имеем серьезные позиции в мире: 3% мирового рынка тракторов и 10-15% — большегрузных самосвалов принадлежит Беларуси.
одной из главных положительных тенденций во внешнеэкономической деятель Республики Беларусь является устойчивый рост экспорта: в 2002 году — 107,7% по отношению к уровню 2001 г., за первое полугодие 2003 года — 125,3% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.
Сегодня Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые операции более чем со 140 странами мира, тем не менее, работа по расширению географии внешней торговли, поиску новых торговых партнеров продолжается.
В 1997 году экспорт Польши в Беларусь составил свыше $ 300 млн., в стране работало более 40 постоянных представительств разных польских фирм. Польские фирмы также принимали активное участие в международных выставках и ярмарках, организованных в Беларуси. А если рассматривать активность белорусских фирм на польском рынке, то следует оценить ее критически. Белорусские фирмы предпринимают слишком мало действий, чтобы продать свой товар в Польше. Польский рынок не относится к легким. В Польше существует большая фирмы буквально засыпаны предложениями о поставках. В связи с этим они не ищут поставщиков нужных им товаров. Белорусские производители должны включиться в активный поиск потребителей в Польше, а не ждать, когда потенциальные покупатели появятся в Беларуси. То, что страны граничат между собой, очень облегчает исследования рынка, и там, где белорусский товар лучше и дешевле, чем у конкурентов, с уверенностью он найдет своих покупателей. Возможности развития белорусско-польской торговли видятся не в ограничении импорта, а в активизации экспорта.
вместе с тем нашей «болевой точкой» остается опережение темпов роста импорта над экспортом и, как следствие, увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо. В значительной степени это является характерной и неизбежной чертой быстрой модернизации: идет импорт оборудования и технологий для реального сектора экономики. Министерством иностранных дел совместно с заинтересованными органами государственного управления разработан комплекс мер, направленных на повышение сбалансированности внешней торговли. Кроме того, анализ структуры экспорта в страны (кроме СНГ) свидетельствует о преобладании продукции с не устраивающей Беларусь степенью обработки. однако перспективы нашей внешней торговли должны лежать в иной плоскости — в наращивании экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью. именно такая продукция отвечает как интеллектуальному уровню, так и особенностям белорусского экономического комплекса.
важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является также привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективные высокотехнологические экспортные производства. Поэтому системная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата — предмет особого внимания правительства Беларуси. В октябре 2001 г. вступил в силу инвестиционный кодекс Республики Беларусь, закрепляющий стабильную юридическую базу деятель иностранных инвесторов. Создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Беларуси с участием представителей ведущих иностранных фирм и международных организаций. иностранным инвесторам в нашей стране предоставлен «национальный режим», а в ряде случаев и более льготный — например, в области налогообложения. Для нас одинаково важно сотрудничество как со всемирно известной компанией, так и с небольшой фирмой. В Беларуси (по данным на 1 января 2003 г.) зарегистрировано 3912 предприятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявленном уставном фонде — США. Германия. Нидерланды. Польша. великобритания, Кипр. Россия.
Беларусь намерена и в дальнейшем проводить инвестиционную политику, основанную на гарантиях стабильности законодательства, применении долговременных условий аренды земли, налоговых льгот.
серьезным направлением работы, призванным обеспечить более полное вовлечение Беларуси в систему мировых хозяйственных связей, является получение полноценного членства во всемирной торговой организации (ВТО). Беларусь целенаправленно синхронизирует переговорный процесс с внутренними реформами. Готовится пакет законопроектов, которые ликвидируют «белые пятна», существующие в нашем законодательстве с точки зрения международных стандартов и правил ВТО.
Внешнеполитическая часть задачи по присоединению к ВТО: Беларусь добилась перехода к заключительной стадии переговорного процесса. вместе с тем мы не ставим своей целью вхождение в эту организацию любой ценой. И здесь прагматизм, и национальные интересы определяют наши позиции в ходе переговоров.
По мнению многих экспертов, в ближайшее время следует ожидать дальнейшего прогресса приграничного сотрудничества в Европе. Развитие по периферии ЕС потребует помощи государств с обеих сторон границы.
таким образом, Беларусь на современном этапе своего развития использует разные модели и рычаги сотрудничества с разными странами и организациями в целях повышения экономической эффективности, как собственного развития, так и успешного развития своих партнеров. однако, политическая неприязнь режима в Беларуси сильно влияет на экономическую ситуацию в Беларуси. В связи с этим можно выделить факторы экономической безопасности страны на современном этапе:
. Энергетическая безопасность;
. Преодоление сырьевой зависимости;
. задача сделать более разносторонней географию нашего сбыта товаров и услуг;
. Технологическое инвестирование.
Транзит, как фактор выгодного геополитического положения нашего государства.
В политическом отношении, ситуация в Республике Беларусь следующая: президентом Республики, наделенным большими полномочиями. Положения Конституции позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и главенствующее место в системе высших государственных органов.
Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь.
В соответствии с Законом «О Конституционном суде Республики Беларусь», принятом в 1994 г., Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.
Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Срок его полномочий — четыре года.
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей — 110 депутатов, каждый из которых избирается народом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года
Совет Республики является палатой территориального представительства. Члены Совета Республики избираются тайным голосованием на заседаниях местных Советов депутатов — по 8 человек от каждой области и города Минска. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом страны. Здесь также существует возрастной ценз: членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 30 лет. И главное — не менее пяти из них он должен прожить на территории соответствующей области, города Минска.
Для определения отношений с Польшей важно знать не только официальную точку зрения на белорусское развитие (прежде всего с Восточным вектором развития), но и другую, приверженцы которой некоторые представители оппозиции и эмигрантских белорусских кругов, с которыми поддерживаются на общественном уровне отношения со стороны Польши.
Так, белорусская диаспора в США приняла в качестве политического идеала Белорусскую Народную Республику. Раду БНР она рассматривала как символ белорусской государственности, орган представительства Беларуси в мире, центр планирования и координации политической и общественной деятельности белорусской эмиграции. При новом президенте Рады БНР В. Жук-Гришкевиче (1970-1982 гг.) ее деятельность оживилась и была поставлена на более прочные организационно-правовые основы. В соответствии с новым Уставом президент или председатель Рады является «высшим представителем Рады БНР и белорусского народа», которого Рада избирает на 6-летний срок. В. Жук-Гришкевич стремился превратить Раду в эффективный политический орган, который был бы готов «оказать помощь в соответствующей ситуации борцам за независимость Беларуси на Родине». однако его попытки к большому успеху не привели.
Политико-идеологические основы деятельности белорусской эмиграции базировались на трех принципах: бескомпромиссно враждебное отношение к коммунистическим режимам; осуществление идеи БНР как независимого белорусского государства: создание белорусского общественно-политического представительства в основных странах расселения белорусов.
Эмиграция не признавала БССР как независимое белорусское государство, считала ее «российско-коммунистической фикцией белорусской государственности, навязанной Москвой». Она не признавала и границы БССР, установленные в результате соглашений Советской России, СССР и БССР с соседними странами, выступала за полную государственную независимость Беларуси в этнографических границах 1917-1918 гг. Это означало, что Рада ВНР и БЦР имели территориальные претензии ко всем соседям Беларуси — россии, Латвии. Литве, Польше и Украине. В этот перечень включалась и северная часть Восточной Пруссии как немцев и как естественный выход Беларуси к Балтийскому морю.
несмотря на нерешенность территориальных проблем с соседями, эмигрантские круги высказывали надежды на мирное урегулирование с Латвией, Литвой, Украиной, возможно с Польшей, но не с Россией. Внешнеполитические концепции белорусской эмиграции предусматривают участие независимой Беларуси в федерации государств Центральной и Восточной Европы. В одном из первых послевоенных внешнеполитических проектов, выдвинутых представителем.
В июле 1997 г. в Минске состоялся 2-й съезд белорусов мира, который прошел в обстановке политической напряженности. 700 делегатов и гостей съезда прибыли из Беларуси, Польши, Австралии, Бельгии, великобритании, Германии, Канады, Латвии, Литвы, Молдовы, россии, Украины, Франции, Чехии и Эстонии.
Главный вопрос в концепции белорусской истории в понимании эмиграционных культурных и общественных центрах в том, что правопреемницей белорусской государственности является не БССР, а БНР. Эмигранты считали, что только Белорусская Народная Республика является воплощением национального возрождения белорусского народа, именно под идеалами этого неудавшегося государственного института следует и определять дальнейшее развитие Беларуси.
Таким образом, существует белорусская официальная линия, где не признается государственность Белорусской Народной Республики (1918 г.), а современная государственность обосновывается как историческая эволюция БССР. С другой стороны эмигрантское общественное движение и оппозиция придерживается того мнения, что истинная белорусская государственность берет начало от БНР образца 1918 г. Последнюю точку зрения во многом приветствуют и на Западе, противопоставляя ее существующему политической ситуации в Беларуси.
1.2 Декларация «О хороших добрососедских отношениях Беларуси и Польши»
После событий 1989 г. новое руководство Польши взяло курс на скорую интеграцию страны в Западную Европу. Тем не менее, восточный вектор внешней политики ни оставался без внимания. Польша одной с первых иностранных стран признала независимость Республики Беларусь, а в июне 1992 г. подписала с ей договор о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве.
Договор обязывал оба государства формировать отношения на принципах взаимного уважения, добрососедства и партнерства. Подтверждалась нерушимость границ, мирное решение споров, невмешательство во внутренние дела, уважение к правам человека и основных свобод, а так же Право на самоопределение.
Стороны брали обязанность развивать регулярные контакты между органами государственной администрации и парламентом, регионами, городами и другими администрационно-территориальным единицам Польши и Беларуси, способствовать расширению контактов между гражданами и составлять соответствующие условия для развития отношений между политическими партиям, общественными движениями профессиональными союзами ученых и творческими объединениями массовой информации, культурными учреждениями и др.
В следующие годы продолжалась формирование правовой базы двухсторонних отношений. Всего за 1992-2006 гг. Польша и Беларусь подписала между собой 70 договоров и соглашений, которые создали широкие рамки польско-белорусского сотрудничества в разных сферах.
экономический политический беларусь декларация польша
1.3 дипломатические отношения между странами
Более важным событием в польско-белорусских отношениях в 1996 г.явилась встреча Президента Республики Польша Александра Квасневского с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, что произошло 30 марта в Беловежской пущи. Это была первая (и пока единственная) официальная встреча президентов соседних стран, она носила познавательно-протокольный характер.
Польско-белорусские договоры, конструктивно и перспективно сформулированные не всегда находят отображения в реальности. Отметим только два фактора с польской стороны, которые содействовали похолоданию и ухудшению отношений с Беларусью. Это, во-первых, вступление в НАТО, ускоренная Интеграция Польши в Евросоюз и, как итог все большая зависимость внутренней и внешней политики Польши от решений и позиций Брюсселя. В начале 1990-х гг. польская политическая Элита придерживалась идеи «потянуть за собой молодое государство в сторону Европы», однако встретилась со сдержанно-негативным отношению Минска сначала к намерениям, а потом и факта вступления Польши в Северно-атлантический альянс.
Другим факторам были антироссийские позиции польских правых политических сил, что автоматически переносилось на Беларусь за то, что она имела союзные соглашения с Россией.
внешняя политика Республики Польша в 1996-2004 гг. подчинялась генеральной линии — интеграции в европейское и североатлантическое сообщество. Отношения к Беларуси польских властей можно рассматривать как демонстрацию солидарности с лидерами Западной Европы и демократической ориентации самой Польши. Так, Сейм Республики Польша в сентябре 2004 г. принял резолюцию о нарушении прав человека в Беларуси. Сами польские власти свое отношение к Беларуси определили как «политика критического диалога».
после прихода к власти национально-кансервативной партии «Право и справедливость» стали перевешивать прагматические подходы. Тем не менее, рецидивы "критичного диалога" продолжаются.
В белорусско-польских отношениях начинается новый скандал, способный окончательно рассорить Минск с его европейскими соседями, усилив международную изоляцию Беларуси. Белорусские силовые структуры выявили незаконную деятельность «Союза поляков Беларуси».
Трения властей с организованными поляками существовали давно, но окончание латентной фазы конфликта можно отнести к марту, когда на VI съезде ОО «союз поляков Беларуси» было выбрано новое руководство. Новым председателем СПБ стала Анжелика Борис. Выборы и есть выборы. Прежний председатель Тадэуш Крючковский (которому земляки ставят в вину финансовые нарушения, коррупцию и обвиняют в сговоре с властями) решил оспорить решение съезда и обратился в Минюст, который стал на сторону «бывших»: съезд был признан нелегитимным, было рекомендовано провести новый. Поляки наотрез отказались. С этого момента Варшава и Минск приступили к синхронному обмену обвинениями во вмешательстве в дела независимой общественной организации. Более того, польско-белорусские отношения как бы структурируются вокруг ситуации в общественном объединении.
В мае Минск выслал из страны первого заместителя посла Польши Марека Буцько (из-за контактов с общественными организациями, в частности СПБ). Варшава отреагировала высылкой белорусского дипломата и запретом на въезд на территорию Польши министра юстиции В. Голованова.
Белорусские власти не дали разрешения на пролет над территорией республики правительственного Ту-154 с членами официальной польской делегации, направлявшимися на церемонию, посвященную пятилетию открытия Катынского мемориала под Смоленском. Этот мемориал польским офицерам, расстрелянным по приказу Сталина в марте 1940 года, был открыт летом 2000 года. В результате Ту-154 полетел из Варшавы в Смоленск через Украину. Минск опроверг заявление Варшавы, сообщив, что разрешение на пролет польского самолета над территорией Белоруссии было дано еще накануне вечером, однако по непонятным причинам поляки не воспользовались этим коридором. «Ситуация похожа на провокацию»,- заявили в белорусском МИДе.
Реакция польской стороны последовала незамедлительно. Польша отозвала своего посла в Минске Тадеуша Павляка. Этот шаг означает крайнюю степень напряженности между двумя странами, после которой может следовать лишь разрыв дипломатических отношений. Как заявил вчера глава МИД Польши Адам Ротфельд, «польско-белорусские отношения переживают серьезный кризис из-за действий белорусских властей в отношении Союза поляков в Белоруссии. учитывая возникшую ситуацию, мы отозвали своего посла для консультаций. Он не вернется, пока ситуация в Белоруссии не изменится».
Напомним, что отношения Варшавы и Минска стремительно ухудшались, причиной чего во многом стала ситуация вокруг Союза поляков в Белоруссии. Польша инициировала высылку нескольких сотрудников диппредставительства Белоруссии в Варшаве. Белорусская сторона предприняла ответные шаги. между тем в польском парламенте заговорили о возможности изменить статус представительства Польши в Белоруссии в связи с обострением белорусско-польских отношений. Спикер польского сейма даже не исключил, что интересы Польши в Минске в перспективе будет представлять третья страна.
Принятые белорусской стороной решения об отказе во въезде ряду польских граждан «намного усложняют» белорусско-польские отношения. Об этом в интервью БелаПАН заявил пресс-секретарь МИД Польши Павел Добровольский.
По его словам, 13 и 14 декабря состоялись встречи белорусского посла в Польше Павла Латушко с руководством внешнеполитического ведомства этой страны. Первая их них прошла по инициативе польской стороны, которая пригласила главу белорусской дипмиссии, чтобы получить разъяснения причин отказа во въезде в Беларусь 10 декабря советнику премьер-министра Польши по делам поляков Михалу Дворчику и журналистке польского телеканала TVP1 Агнешке Ромашевской. Добровольский также отметил, что вопрос задержания Ромашевской в аэропорту и ее депортации поднимался и в ходе встречи с белорусским послом 14 декабря. На этот раз встреча была инициирована белорусской стороной.
«МИД Польши счел необходимым сообщить белорусской стороне, что не считает подобные решения верными, учитывая тот факт, что белорусско-польские отношения на данном этапе не идеальны», — заявил Добровольский. Он также сообщил о встрече накануне в МИД Беларуси с польскими дипломатами. Пресс-секретарь не комментировал содержание бесед и заявил о том, что распространение причин отказа во въезде и депортации — прерогатива белорусских коллег.
Исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Беларуси Руслан Есин заявил 15 декабря на брифинге, что отказ во въезде Ромашевской «не был связан с ее профессиональной деятельностью». Напомним, ранее он заявил о том, что польскую журналистку не пустили в Беларусь на законных основаниях и «в строгом соответствии с законом республики о порядке пересечения границы». По его словам, действия польской журналистки носили «провокационный и недружественный характер».
Депутат польского Сейма от партии «Право и справедливость» Марек Юрек предложил серьезно рассмотреть вопрос отзыва посла Польши из Минска. однако белорусский деятель оппозиции, бывший председатель парламента Станислав Шушкевич считает, что это был бы самый худший выход из создавшейся ситуации. «Это нанесло бы ущерб, прежде всего контактам обычных людей, а они важнее, чем контакты на высшем уровне», считает он. «Но в одном все единодушны — Политика Польши должна быть жесткой и однозначной, иная будет означать компрометацию’, пишут журналистки ‘Речпосполитой».
Белорусский МИД обвиняет Польшу в обострении двусторонних отношений. В свою очередь глава польской дипломатии Адам Ротфельд заявил в пятницу Польскому радио, что внутренняя ситуация Беларуси является для президента Лукашенко трудной, и он ищет внешнего врага.
По мнению польского евродепутата Богдана Клиха "слокновение Беларусь-Польша только лишь начинается. По мере приближения президентских выборов в Беларуси в 2006-м году оно будет все острее», считает представитель гражданской платформы, которая призывает не ждать этого обострения, сложа руки. В специальной резолюции партия призывает расширить список людей из администрации Лукашенко, которым будет запрещен въезд в Польшу ( сейчас он касается шести человек). Предлагается также запретить белорусским спортсменам и деятелям участвовать в международных соревнованиях, а в приграничных районах начать радиовещание на белорусском языке. гражданская платформа также хочет, чтобы Евросоюз организовал помощь для белорусской оппозиции и наложил экономические санкции на Беларусь, пишут авторы статьи. И добавляют, что Еврокомиссия предложила на прошлой неделе лишить Беларусь по причине нарушения прав человека статуса наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС. Но — как пишут журналистки ‘Жечпосполитой’, ссылась на ПАП, этого предложения не поддержала только одна страна — Польша.
бывший министр иностранных дел Владислав Бартошевский, отмечая, что Польша издавна пытается найти золотую середину в отношениях с Беларусью, проводя взвешенную и спокойную политику, заявляет, что именно в Минске «вспыхнула болезнь коровьего бешенства». после выдворения польского консула можно предпринять разные действия, можно на какое-то время приостановить все отношения с Беларусью, как это было сделано в свое время с Сербией, считает Бартошевский. Но тотчас он подчеркивает, что в Беларуси живет много поляков, и нельзя усиливать их изоляцию. Это очень большой вызов для польской дипломатии.
таким образом, белорусско-польские дипломатические отношения сопряжены с рядом противоречий. Найти правых, виноватых сложно, обе политические системы идут на конфронтацию. На современном этапе развития стран нельзя добиться единства мнений и улучшения политической атмосферы в отношения Беларуси и Польши.
список использованных источников
1. Новый этап в развитии отношений Польши с Белоруссией // materik.ru
. Орлов В., Саганович Г. десять веков белорусской истории [Текст]:[Учебное пособие] / Г. Саганович , В. Орлов. — Вильнюс: Наша будучыня, 2001. — 223 с.
. Ослунд А. Польша берет реванш у россии // Независимая газета. — 2003 — 9 июня. — С. 11-17
. Нарысы гісторыі Беларусі. У 2-х частках. — Ч.1 [Тэкст]:[Вучэбнае выданне] / Пад рэд. М.П. Касцюка, У.Ф. Ісаенкі, Г.В. Штыхава і інш. — Мн.: Беларусь, 1994. — 527 с.
. Макеев А.В. Политология: Учеб. пособие для вузов [текст] / А.В. Макеев. — М.: Наука, 2000. — 448 с.
. Мартынов С. внешняя политика: сегодня и завтра Республики Беларусь // Беларуская думка. — 2003. — № 11. — С. 3-12