Учебная работа. Проблемы, связанные с ядерными исследованиями Ирана

проблемы, связанные с ядерными исследованиями Ирана

Оглавление

Введение

. Эволюция развития иранской ядерной программы

.1 Развитие иранской ядерной программы до президентства Махмуда Ахмадинежада

.2 Нарастание напряженности в период президентства М. Ахмадинежада

.3 Прорыв в урегулировании иранской ядерной программы и подписание СВПД

. Роль России и США в урегулировании проблемы вокруг иранской ядерной программы

.1 Американо-Иранские взаимоотношения

.2 Российско-иранские взаимоотношения

. Основные проблем и перспективы урегулирования иранской ядерной программы на современном этапе

.1 Современный подход США и россии в отношении СВПД

.2 Проблемы и перспективы реализации СВПД

Заключение

список использованных источников и литературы

Введение

На протяжении последних лет иранская ядерная программа являлась наиболее острой и сложной проблемой, с которой столкнулась международная безопасность. Мировое сообщество, как и сама Исламская Республика Иран были нацелены на заключении договора, который бы гарантировал невозможность создания ядерного оружия иранской стороной взамен на снятие экономических санкций, наложенные на страну как в одностороннем порядке Европейским Союзом и США, так и при помощи Совета безопасности ООН. Однако существовавшие разногласия между основными акторами международных отношений до 2013 года не позволяли переговорам выйти на существенно новый уровень.

После того как в 2006 году Иран возобновил ядерные исследования и стал наращивать свой ядерный потенциал, США и их союзники поэтапно начали вводить экономические санкции в отношении Иранской республики. Так как данные меры не оказали существенного влияния на иранскую политику в отношении их ядерной программы, США и Израиль всерьез задумывались о военном сценарии развития событий, что являлось недопустимым по мнению Российской стороны, которая в ходе переговоров всегда призывала к сдержанности в отношении своего южного соседа. именно российско-американские противоречия долгое время тормозили положительное развития переговоров по урегулированию проблемы вокруг Иранской ядерной программы.

Однако 24 ноября 2013 года Франции, Германии, великобритании, США, Китаю, России и Ирану удалось заключить соглашение, названное Совместным планом действий, подразумевающее значительное свертывание ядерной программы в обмен на смягчении санкций. Казалось бы, что компромисс между сторонами найден и можно говорить об успешном окончании переговоров, однако, существенные различия в геополитических интересах на Ближнем Востоке между Москвой и Вашингтоном затянули дипломатический процесс на полтора года. Окончательная договоренность, озаглавленная, как «совместный всеобъемлющий план действий» (СВПД) Ирана и группы «5+1» (россия, США, Великобритания, Германия, Франция, Китай), была достигнута лишь 14 июля 2015 года на саммите в Вене.

таким образом мировому сообществу при непосредственном участии США и россии удалось достичь историческое соглашения, которое позволит урегулировать, как было сказано выше, одну из самых острых проблем международной безопасности.

Актуальность исследования заключается в том, что несмотря на то, что соглашение (СВПД) было достигнуто, стороны имеют возможность одностороннего выхода, которое может быть обусловлено внутриполитическими причинами, такими, как победа Дональда Трампа на выборах в США, который ставит под сомнения данное соглашение или смена политического курса в Иране, которая может произойти, если на предстоящих президентских выборах кандидат от консерваторов добьется победы. поэтому на сегодняшний день существует необходимость в изучении данной проблематики, которая позволит проанализировать дальнейшее развитие международных отношений на Ближнем Востоке в случае, если какая-либо из сторон выйдет из договора. Катализатором возможного выхода потенциально могут стать действия России и США.

Объектом изучения данной работы является непосредственно процесс, направленный на урегулирование проблемы вокруг иранской ядерной программы, а предметом изучения — влияние США и России на данный процесс.

Целью данного исследования является анализ российско-американских подходов по урегулированию проблемы, связанной с ядерными исследованиями Ирана.

Для достижения поставленной цели необходимо:

)Изучить развитие иранской ядерной программы;

)Проанализировать санкции, введенные в отношение Ирана;

)рассмотреть основные пункты соглашения, подписанного «шестеркой» и Ираном;

)определить основные геополитические интересы США и России на Ближнем Востоке;

) сравнить подходы США и России, касающиеся ядерной программы в Иране;

)Проанализировать ирано-российские и ирано-американские взаимоотношения;

) Выявить основные противоречия во внешней политике США и России, связанной с иранскими ядерными исследованиями.

Что касается гипотезы, то ее можно сформулировать следующим образом: несмотря на то, что соглашение с Ираном было достигнуто, и сегодня происходит свертывание ядерной программы, между Россией и США остаются значительные противоречие по данной тематике, обусловленные наличием разных политических интересов на Ближнем Востоке. Данные противоречия негативным образом влияют на реализацию СВПД.

Научная новизна данного исследования характеризуется в комплексном и всестороннем подходе, который учитывает основные геополитические интересы США и Российской Федерации в вопросе решения проблемы, связанной с ядерными разработками в Иране.

В ходе написания данного исследования было изучено и проанализировано большое количество научной литературы, непосредственно связанной с Иранской ядерной программой и российско-американским интересами по данной тематике. Благодаря этому в данном исследовании представлен комплексный подход. Стоит отметить, что данной проблемой занимаются огромное количество специалистов в области международного права, международных отношений, политологии. В частности, при написании данной работы были использованы труды таких исследователей данной проблематики, как А.Арбатов, Е.В. Дунаева, В.И. Сажин. Справедливо будет отметить, что изученность объекта исследования находится на высоком уровне, однако, что касается, предмета: многие аспекты остаются неизученными. В частности, на сегодняшний день не изучена позиция новой американской администрации в отношении СВПД.

Для большей объективности данная работа опирается на такие первоисточники, как официальные документы, международные соглашения, договоры, прописанные в ООН, резолюции СБ ОНН, выступления официальных лиц, статьи из научных журналов, связанные с иранской ядерной программой, а также сайты международных организаций и сайты, которые предоставляют материалы, которые касаются проблемы данной работы.

На основе вышеперечисленного в данном исследовании представлены собственные выводы и умозаключения, касающиеся участия России и США в процессе урегулирования вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран.

Исследование, проводимое в рамках данной работы, основывается на теории реализма, которая была основана американским политическим деятелем Гансом Моргентау. По мнению представителей школы политического реализма, система международных отношений имеет анархичный уклад, поэтому для ее акторов, которыми согласно данной теории являются государства, главным вопросом является обеспечение собственной безопасности и суверенитета при помощи наращивания своего военного потенциала.

В рамках международной системы действия государств основывается на их национальных интересах, достижения которых зависит от их внешнеполитических возможностей, которые определяются в терминах силы. Так как национальные интересы одних государств часто не совпадают с интересами других, все государства постоянно находятся в стадии конфликта, который может привести к потенциальной войне. Поэтому согласно международной политической теории реализма, система международных отношений является неисчерпаемым источником конфликтов между государствами и союзами государств.

Исходя из данной теории, все государства ради обеспечения своих эгоистических интересов стремятся нарастить собственную мощь, которая является главным политическим инструментом, позволяющим увеличить свое влияние на международной арене, при этом улучшив свое положении. На понятии мощи основываются такие две концепции реализма, как баланс сил и дилемма безопасности.

Основной смысл дилеммы безопасности заключается в том, что наращивание мощи одного участника международных отношений происходит за счет ослабление мощи другого. поэтому, когда одни предпринимают некие действия по увеличению собственной безопасности, возможности обеспечения собственной безопасности других уменьшаются. Государства, улучшая свое собственное положение в системе международных отношений, неизменно создают угрозу другим государствам. Что касается определения баланса сил, то его можно охарактеризовать, как равновесии на международной арене, которое достигается за счет столкновения между государствами. Однако в другом контексте данный термин может пониматься, как политика одного государства, основанная на идеи сохранения собственных позиций.

В теории реализма также стоит отметить, что лишь великие державы способны оказывать влияние на ход международных отношений.

Исходя из всего вышенаписанного можно заключить, что действия России, США и Ирана, которые направленные на урегулирования проблемы вокруг иранской ядерной программы, вытекают из основных постулатов реалисткой теории международных отношений. США, основываясь на своих геополитических интересах, пытаются сохранить свое влияние на Ближнем Востоке при помощи политического давления на Иран, целью которого является недопущение усиления его позиций в регионе за счет получения ядерного или предядерного статуса. Российские национальные интересы в первую очередь определяются в терминах безопасности. Российская сторона заинтересована в мирном урегулировании данной проблемы, так как в противном случае произойдет дестабилизация в регионе, которая может коснуться приграничных территорий. поэтому для России поддержания баланса сил является одной из ключевых задач в данном регионе. Также российская Федерация при помощи поддержки Исламской Республики Ирана пытается проецировать свое влияние на Ближний Восток, для того чтобы усилить собственные позиции в регионе. Что касается Ирана, то действия данного государства легко укладываются в концепцию политического реализма. По мнению иранской стороны, ядерные исследования являются эффективным инструментом распространения своего влияния в регионе. Иран не скрывает своих региональных амбиций, которые в первую очередь направлены на снижение мощи Израиля, который является главным союзником США на Ближнем Востоке.

таким образом существенные различия в национальных интересах между ключевыми игроками на Ближнем Востоке являются катализатором потенциальных конфликтов.

Для того чтобы более детально изучить данную проблему, касающуюся российского и американского влияния на ход переговоров по нахождению компромисса вокруг иранской ядерной программы, в данном исследовании были применены следующие методы: историко-описательный, позволяющий систематизировать информацию, связанную с основными этапами развития ядерной программы в Иране; аналитический, при помощи которого появляется возможность разобрать действия сторон в ходе переговоров; сравнительный, дающий возможность сравнить российские и американский подходы по данной проблематике.

Говоря о теоретической значимости данной работы, стоит отметить, что те выводы и умозаключения, которые были сделаны в ходе данного исследования, могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы, которая связана как с развитием международных отношений на Ближнем Востоке, так и с международной безопасностью в целом. Что касается практической значимости, то исходя из того, как российского руководство относится к проблемам, связанным с международной безопасностью, данное исследования может быть использовано при написании Ближневосточной стратегии внешней политики, которое будет направленно на деэскалацию имеющихся в регионе конфликтов.

В данной работе будут рассмотрены основные этапы развития ядерной программы Исламской Республики Иран, ирано-американские отношения, санкции в отношении Ирана, наложенные, как в одностороннем порядке Евросоюзом и США, так и при помощи Совета безопасности ООН, ирано-российские отношения, геополитические интересы России и США на Ближнем Востоке, российско-американские противоречия, касающиеся способов решения проблемы, вызванной ядерными исследованиями в Иране.

1. Эволюция развития иранской ядерной программы

.1 Развитие иранской ядерной программы до президентства Махмуда Ахмадинежада

Иранская ядерная программа по ходу своего развития прошла несколько этапов, каждый из которых имеет свои собственные характеристики, которые в той или иной степени отражают заинтересованность России и США к данной проблематике. Поэтому, очевидно, что для того, чтобы достичь поставленной в данной работе цели, необходимо рассмотреть ядерную программу Ирана с исторической точки зрения.

Иранские ядерные исследования берут свое начало в период правления шаха Пехлеви, при котором в середине 50-ых года прошлого столетия был основан Атомный центр Тегеранского университета. В 1957 году иранские власти заключили с США Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. Согласно данному договору США, в обмен на Право мониторинга и контроля за развитием ядерных исследований, обязывались поставить в Иран необходимое оборудования для развития атомной промышленности, а также предоставить специалистов в данной области, которые должны были передать свой опыт и знания иранским ученым. Также американская сторона брала на себя обязательства по обеспечению Ирана ядерным топливом, необходимым для атомной энергетики. Более того, «президент США Д. Эйзенхауэр в рамках популяризации программы мирного атома одобрил передачу университету атомного реактора мощностью 5 МВт, что ознаменовало очередной̆ прорыв в развитии иранской ядерной науки». В этот же период Соединенные Штаты предоставили Ирану «горячие камеры», необходимые для выработки плутония.

В период 60-ых и 70-ых года активное участие в развитие иранской ядерной программы принимали участия многие европейские страны, которые заключили ряд соглашений с Ираном, предусматривающие совместные действия по реализация атомных исследований в Иране, которые предусматривали строительство двух атомных электростанций в Бушере и Ахвазе.

В 1958 году Иран стал участником МАГАТЭ. Через десять лет Иранская сторона подписала договор о нераспространении ядерного оружия, который был ратифицирован в 1970 году.

В начале 70-ых годов произошла нефтяная революция, которая позволила Ирану увеличить свое финансовое благосостояние. Пользуясь данным положением и возможностями, а также благодаря личным амбициям шаха Пахлеви, 1974 году в стране была создана Организация по атомной энергии Ирана, главной целью которой была успешная реализация проектов по атомной энергетике, которая бы позволила стране значительно диверсифицировать свой энергетический потенциал. В этом же году Иранская сторона заключила соглашение с МАГАТЭ, предусматривающие гарантии мирного использования атома.

По прогнозам МАГАТЭ, к 1994 году благодаря разработанному плану Ирану бы удалось достичь 25 процентной отметки атомной энергии в общем энергобалансе страны. Для этого иранское руководство планировало закупать ядерные установки и ядерное топливо в США и в европейских странах.

Однако в 1979 году случилась Исламская революция, которая привела к тому, что все планы по развитию атомной энергетики в страны были сорваны. Новое руководство не разделяло идей шаха Пахлеви, более того отношения с основными партнерами были подорваны из-за ярковыраженных антиамериканских настроений внутри Ирана. Планы по созданию атомной энергетики были отодвинуты на долгие годы. Стоит отметить, что к моменту начала революции атомная электростанция в Бушере была построена более чем на половину.

Незаинтересованность в развитии атомной промышленности Ирана того времени, можно характеризоваться двумя причинами. Во-первых, основные силы были брошены на усиление внутренней власти аятоллы Хомейни, во-вторых между Ираком и Ираном разгорелась война.

Со временем ситуация в стране начала стабилизироваться, и пришедшее после исламской революции руководство начало строить планы по возобновлению ядерной программы. Были предприняты попытки восстановления связей с бывшими партнерами, которые из-за политического режима внутри Исламской республики Ирана были сорваны. более того, мировое сообщество начало подозревать ИРИ в заинтересованности, связанной с создание ядерного оружия. Однако на данном этапе видимых возможностей создания ядерного оружия у страны не было. Тем более США пристально следили за тем, чтобы страны, входящие в американскую внешнеполитическую орбиту, не заключали никаких соглашений с Ираном в области атомных исследований.

Долгое время иранской стороне не удавалось заключить никаких соглашений с другими странами, связанными с атомной энергетикой. Переломный момент наступил в 1992 году года с Китаем удалось заключить договор, предусматривающий поставки необходимого оборудования в ядерный центр в Исхафане. Стоит отметить, что Китай планировал строительство атомной электростанции в Дарховине, однако, данные планы были сорваны по причине давления на Пекин со стороны США.

С этого же года Россия становится заметным игроком в Иране в данной сфере. между двумя странами было подписано Соглашение «об использовании атомной энергии в мирных целях», в рамках которого российская сторона должна была к 1995 году достроить первый блок Бушерской АЭС. Также между двумя сторонами удалось достичь договоренностей о поставки Россией ядерного топлива, в котором обязательным условием являлось возвращение отработанного ядерного топлива в Россию. Данный пункт исключал возможность использование ОЯТ Ираном в военных целях.

В начале 2000-ых годов иранское руководство стремилось заполучить технологии замкнутого ядерного топливного цикла, что ставило под сомнения мирные цели атомной энергетики. Для достижения данной цели Иран обратился к России с просьбой построить в стране завод по центрифужному обогащению Урана. США начали оказывать давление на Иран и пытались его изолировать. В регионе нарастала напряжённость, однако, при помощи «европейкой тройки» (великобритания, Франция, Германия) удалось достичь компромисса. Под давлением европейских стран Иран подписал дополнительное соглашения к договору ДНЯО, которое позволило инспекторам МАГАТЭ проводить проверки на любом ядерном объекте в Иране. Стоит отметить, что данное соглашение не было ратифицировано иранским парламентом.

В результате проверок специалистами МАГАТЭ были обнаружены центрифуги по обогащению урана, более того разведка США опубликовала снимки, на которых, по мнению американских экспертов, Иранская сторона разрабатывала ядерное оружие. Произошёл новый виток нарастания напряженности, США и Израиль всерьез задумывались о нанесении точечных ударов по ядерным объектам Ирана, однако, под давление Иранская сторона заявила о прекращении работ по обогащению урана.

января 2005 года директор МАГАТЭ М. Эль-Барадеи заявил о существенном прорыве и достижении компромисса вокруг иранской ядерной программе. США умерил свою позицию в отношении Ирана, а россии обязалась отказаться от возможного участия в развитии в ИРИ технологий замкнутого ядерного топливного цикла.

таким образом завершился период развития иранской ядерной программы, предшествующий резкому обострению ситуации в регионе. Стоит отметить, что на протяжении всего периода важную роль как в развитии иранской ядерной программе, так и в ее урегулировании играли США и россия.

1.2 Нарастание напряженности в период президентства М. Ахмадинежада

казалось бы, мировому сообществу и Ирану удалось достичь договоренностей по прекращению обогащения урана в стране, однако, ситуация резко изменилась после победы на президентских выборах Махмуда Ахмадинеджада. Иранское руководство приняло решение возобновить ядерные исследования. В этот период Иран стремительно наращивает свои амбиции, ставя под угрозу международную безопасность.

Обеспокоенные данной ситуацией Германия, Франция и великобританию выдвигают ноту иранскому руководству, которая предусматривает отказ иранской стороны от возобновления ядерных исследований, в противном случае иранское «досье» будет вынесено в Совет безопасности ООН. В ответ М. Ахмадинежад заявляет о том, что страна никогда не откажется от своего права по использованию ядерных технологий в мирных целях. летом 2005 года Иран размораживает свои ядерные исследования в атомном центре в Исхафане. В ответ на данные действия США и Израиль начинают разрабатывать военную операцию по уничтожению ядерного потенциала ИРИ.

дабы не допустить эскалации военного конфликта, россия пытается выступить в качестве посредника и предлагает Ирану возможность обогащения урана на российской территорий. Иранская сторона затягивает с ответом, однако, через некоторое время выдвигает свои условия, которые касаются перспектив такого сотрудничества с РФ. В частности, Иран заявляет о готовности развития совместного предприятия с России на ее территорию, с условием того, что через два года производство обогащенного урана вернется на территории ИРИ. Данные условия оказались неприемлемы для западных стран, так как возврат ядерных исследований на иранскую территории означал бы для Ирана признание права страны на разработку ядерной промышленности. таким образом планы РФ были сорваны.

В начале 2006 года на бывшем военном объекте «Лавизан-Шиян» испекторами МАГАТЭ была проведена проверка, результаты которой имели негативный характер. По словам генерального директора международного агентства по ядерной энергетики Олли Хейнонена, у комиссии возникли вопросы, касающиеся мирного использования атома иранской стороной. более того, он заявил, что у агентства имеются данные, которые говорят о том, что Иран использует металлический уран для производства полусфер, который необходим для наполнения боезарядов и не имеет никакого отношения к мирному использованию.

В связи с этим по инициативе «евротройки», к которой присоединились США, россия и Китай, были проведены переговоры с представителями иранского руководства, однако, они не принесли желаемых результатов. Иран вновь заявил, что не откажется от своей ядерной программы. Главы МИД шести стран договорились о том, что в таком случае иранская проблема будет вынесена на обсуждения в СБ ООН. Стоит также отметить, что в этот период речи о возможных санкциях не было, так как россии и Китай настояли на умеренной риторики в отношении Ирана.

На встрече в Москве иранское руководство заявляет о неприемлемости данных решений и уведомляет россии, что в данном случае оно будет вынуждено ограничить проверки МАГАТЭ. Возникает напряженность, поэтому совет директоров международного агентства по ядерной энергетике принимает решение о передачи документов СБ ООН, в ответ на эти действия Исламская Республика лишает инспекторов МАГАТЭ возможности совершать проверки, более того президент страны заявил, что страна приостанавливает выполнение дополнительного протокола ДНЯО.

Ситуация начинает заходит в тупик, понимая это, российская сторона пытается предпринять меры, направленные на урегулирование проблемы, однако, Иранская сторона заявляет о всяческом отказе от моратория на использования атома в мирных целях. В это же время «евротройке» и Ирану не удается прийти к компромиссу о приостановке ядерной программы, так как европейские страны не соглашаются на «выборочную» приостановку, которая оставляет возможность Ирану проводить лабораторные исследования.

марта в Берлине происходит встреча глав МИД «шестерки», на которой россия и Китай выступают против жесткой риторики в отношении Исламской Республике. По мнению двух стран, неприемлемо пытаться урегулировать ситуацию путем введения санкций, тем более, заявляя о возможной военной агрессии. Однако Сенат США одобряет законопроект предусматривающий санкции в отношении правительств и компании, которые имеют экономические связи с Ираном, касающиеся атомной энергетике. более того, советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, представляя новую американскую стратегию безопасности, называет Иран главной международной угрозой.

Тем временем СБ ООН согласовывает текст резолюции в отношении Ирана. Согласно данной резолюции иранская сторона в течении месяца обязана прекратить все процессы по обогащению урана, в том числе научно-исследовательскую деятельность. Более того, Иран должен более активно сотрудничать с представителями МАГАТЭ в области атомной энергетики. Стоит отметить, что окончательные текст заявления СБ ООН был достаточно существенно скорректирован в более мягкую тональность благодаря россии и Китаю.

Однако руководство Ирана называет данное постановление Совета безопасности неприемлемым и продолжает ядерные исследования. В связи с этим СБ ООН 23 декабря 2006 года принимает резолюцию, предусматривающую введение санкции в отношении Ирана. В тексте данной резолюции прописан запрет странам на поставку любых атомных технологий в ИРИ.

Весь 2007 год иранская сторона увеличивает свой военный потенциал. В частности руководство страны продемонстрировало собственные военные разработки, в том числе баллистическую ракету средней дальности Шахаб-3. Данные действие могут быть обусловлены постоянными заявлениями американских представителей о возможности военного решения проблемы вокруг Иранской ядерной программы.

В 2008-2009 годах существенных сдвигов в отношении урегулирования проблемы сделано не было. В первую очередь, по мнению директора МАГАТЭ Эль-Барадеи, данное обстоятельство было обусловленно тем, что США продолжали свою жесткую риторику, не пытаясь найти какого-либо решения. Иран же в свою очередь добился существенных прогресов в развитии собстенной атомной промышленности. По словам бывшего посла США, в ООН, Иран добился полного освоения ядерных технологий.

В середине 2010 года, когда Иран заключил соглашение с Турцией об обмене низкообогащенного урана на высокообогащённый, постоянные члены СБ ООН приняли решение о введении новых санкций в отношении страны, которые предусматривали запрет на финансирования Ираном тех секторов экономики, которые связаны с атомными исследованиями. Более того, всем странам запрещалась продажа 8 видов вооружений иранской стороне. В этом же году произошли загадочные убийства иранских ученных-ядерщиков, а также в Натанзе был обнаружен вирус Stuxnet, который вывел из строя тысячи центрифуг.

В 2011 году после того, как МАГАТЭ опубликовало отсчет о развитии иранской ядерной программы, в котором речь шла о возможном наличии в Иране разработок по ядерной взрывчатке, отношении западных стран к Ирану резко ухудшилось. США и западные страны вновь заговорили в санкционной тональности, в ответ на это Иранская сторона заявила о возможном перекрытии Омузского пролива. 2012 год не принес никаких либо продвижений в отношении урегулирования проблемы вокруг ядерной программы, скорее наоборот из-за встречных обвинений мир оказался на пороге крупной войны.

таким образом завершился наиболее напряженной период, касающийся иранской ядерной программы. Стоит отметить разные позиции России и США. Если первые на протяжении всего периода выступали за конструктивный диалог, то вторые скорее создавали еще большую напряженность, заявляя о санкциях и военном вмешательстве.

1.3 Прорыв в урегулировании иранской ядерной программы и подписание СВПД

В 2013 году ситуация резко изменилась и был произведен прорыв в переговорном процессе, который обусловлен двумя факторами. Во-первых, дабы не допустить развития широкомасштабной войны, западные страны снизили давление на Исламскую Республику Иран. Во-вторых, на президентских выборах в Иране победил Хассан Роухани, главной внешнеполитической целью которого, являлся поиск решений, связанных с урегулированием ядерной программы.

В связи с этим в 2013 году 24 ноября между шестью странами-участниками было заключено соглашение, ознаменованное, как совместный план действий. «Однако на деле успех был достигнут с опозданием на целый год, чему имелись технические и политические причины». В первую очередь, данные причины связаны с Российско-американскими противоречиями, касающиеся данной проблематике. поэтому окончательное соглашение или Совместный всеобъемлющий план действий был принят лишь 14 Июля 2015 года.

Данный план накладывает серьезные ограничения на развитие иранской ядерной программы, в обмен на снятие со страны всех экономических и финансовых ограничений.

Говоря непосредственно об ограничениях, СВПД предусматривает два блока: урановый и плутониевый.

«Урановый блок ограничений связан с иранским газоцентрифужным потенциалом обогащения урана, который вызывает за рубежом наибольшую озабоченность, поскольку технически является самым коротким и относительно простым путем к созданию ядерного оружия. Одни и те же каскады центрифуг способны обогащать природный уран (превращённый в газ гексафторид урана — UF6) до уровня топлива атомных электростанций (3-4% по содержанию изотопа U235) или до оружейного урана (более 90% по изотопу U235)» Согласно ДНЯО, наличие обогатительных комплексов не запрещается, более того не требует никаких документальных обоснований со стороны стран, их имеющие. Однако, стоит отметить, что такими комплексами обладают лишь те страны, которые либо имеют ядерное оружие, либо обладают развитой атомной энергетикой. А так как иранская ядерная промышленность находится на достаточно низком уровне, отрицание наличия планов по разработке ядерного оружия у многих вызывает вопросы. Тем более, что строительство обогатительных комплексов в Натанзе и Фордо велось скрытым способом.

Что касается непосредственно самих ограничений, из имеющихся 19000 центрифуг Иран обязан оставить в строе лишь 5060 единиц, способных к обогащению урана. По условиям соглашения, обогащение урана в течении следующих 15 лет может происходить лишь в ядерном центре в Натанзе. «избыточные количества низкообогащенного урана (свыше 9 т) будут разбавляться до природного уровня или по рыночной̆ цене поставляться иностранному покупателю в обмен на природный̆ уран, который̆ будет доставляться в Иран»

Еще одной важной договоренностью, касающееся уранового блока является полный запрет на любые ядерные исследования в подземном центре в Фордо.

Данные меры существенно ограничат возможность создания ядерных зарядов иранской стороной. По оценкам экспертов МАГАТЭ, в случае негативного развития событий время разработки оружейного урана иранской стороной увеличиться с 2-3 месяцев до года.

Плутониевый блок ограничений также основывается на опасениях того, что при помощи сепарации плутония, которая также не запрещена ДНЯО, сможет разработать атомную бомбу. Фактически в Иране не существует действующих комплексов по выделению плутония, однако, реактор на тяжелой в воде, который строился в Араке, попал под ограничения. По условиям соглашения, Иран обязан перестроит данный реактор при помощи международного партнерства. Также в рамках СВПД Исламская Республика Иран не будет строить реакторы данного типа и накапливать тяжелую воду в течении 15 лет. Данные ограничения практически полностью перекрывают возможность создания ядерных боезапасов.

Также по условия СВПД иранская сторона присоединяется к дополнительному протоколу ДНЯО от 1997, который позволяет МАГАТЭ осуществлять проверки, в том числе с целью обнаружения скрытого ядерного производства. Также Иран обязан информировать агентство о всех будущих планах, касающихся атомной энергетики.

«Еще один существенный пункт СВПД состоит в обязательстве Ирана в полном объеме выполнять согласованную с МАГАТЭ Дорожную карту по прояснению прошлых и настоящих нерешенных вопросов. Эти вопросы относятся к прошлой деятель Ирана, вызывающей подозрения в плане ее военной направленности, которую Иран всегда отрицал».

Что касается обязательств второй стороны данного переговорного процесса, то необходимо отметить, то что по условиям соглашения «шестеркой» принята резолюция в СБ ООН, которая предусматривает отмену всех предыдущих в отношении ИРИ. более того США и Европейский Союз обязуются отменить все экономические и финансовые ограничения, наложенные на Иран, касающиеся его ядерной программы.

В рамках СВПД между семью участниками процесса создана Совместная комиссия, которая предусматривает разрешение возможных споров в ходе реализации данного плана.

таким образом, подводя итоги данной главы необходимо отметить, что с момента начала зарождения иранская ядерная программа была объектом постоянного внимания со стороны многих государств. И если на первых порах атомная энергетика страны не представляла никакой угрозы мировому сообществу, то в конце 20 века наметилась серьезная озабоченность со стороны США и Европейских стран. При президентстве М.Ахмадинежада возможность военного конфликта достигла своего апогея, однако, при непосредственном участии США и россии, несмотря на их разные интересы, мировому сообществу удалось прийти к компромиссу и заключить СВПД. однако, стоит отметить, что несмотря на то, что данное соглашение было достигнуто, проблема, связанная с ядерной программой ИРИ остается актуальной из-за наличия большого ряда противоречий, которые ставят под сомнение реализацию выработанного плана. Более того, на прошедших президентских выборах в США победу одержал Дональд Трамп, администрация которого скептически относится к ценности достигнутых договоренностей.

2. Роль россии и США в урегулировании проблемы вокруг иранской ядерной программы

.1 Американо-Иранские взаимоотношения

Для того, чтобы более детально разобраться в основных противоречиях и выявить причины столкновения между Вашингтоном и Москвой по поводу проблемы, касающейся иранской ядерной программы, в данной главе будут проанализированы основные геополитические интересы сторон на Ближнем Востоке, непосредственно связанные с развитием атомных исследований в Исламской Республике Иран.

взаимоотношения между Ираном и США последних 20 лет можно охарактеризовать, как непрекращающиеся противостояния, обусловленное разными интересами на Ближнем Востоке. В отношении иранской ядерной программы Вашингтон всегда придерживался жесткой позиции, которая в определенный период времени могла перерасти в военный конфликт. Данная позиция предусматривала непрекращающееся давление со стороны Белого дома, а также финансовые и экономические санкции в отношении Исламской Республики Ирана.

На сегодняшний день американские интересs на Ближнем Востоке области безопасности в первую очередь сфокусированы на Иране. США заинтересованы в том, чтобы не допустить получения ядерного оружия в данном регионе Ираном. Данная позиция обуславливается враждебной позицией Ирана к Соединенным Штатам и их партнерам в регионе, которая сохраняется более тридцати пяти лет со времени революции Хомейни в 1979 году. По мнению Вашингтона, ИРИ является спонсором терроризма, который подрывает стабильность во многих странах, в том числе в Израиле, Ливане, Ираке, Сирии и Йемене. действия Ирана дестабилизируют регион и приносят несчастье большому количеству невинных людей.

Иран, вооруженный ядерным оружием, может оказаться еще более агрессивным сторонником терроризма, чем это было до сих пор. Развивая свой ядерный потенциал, Иран получит возможности влияния на правительства в странах, являющимися партнерами США. Со временем ядерный Иран может угрожать огромными разрушениями для нефтегазовой экономической инфраструктуры региона, а также для США и союзных вооруженных сил, действующих на Ближнем Востоке. Если Иран разработает межконтинентальную баллистическую ракету и уменьшит размеры своей ядерной боеголовки, это также может представлять прямую угрозу для США. Кроме того, обладание Ираном ядерного оружие увеличить нестабильность в регионе, так как другие государства могут начать следовать по пути Исламской Республики.

По мнению Соединенных штатов, Иран исходит из того, что обладание ядерным оружием позволит сохранить внутренний режим в стране, который враждебен для США, ядерного Израиля, Саудовской Аравии и Турции, которая при Эрдогане все чаще заявляет о своих амбициях на роль регионального лидера. Оружие массового уничтожения позволит Ирану усилить свое влияние на соседние страны путем принуждения и перестроить региональный режим, в котором главную роль будет играть именно ИРИ.

В наличие у американской стороны имеются данные, которые говорят о том, что Иран имеет достаточно низкообогащенного урана для производства семи имплозивных устройств первого поколения при его дальнейшем обогащении. Более того, если руководство Ирана примет решение, которое позволит обогащать уран до высокой степени, то стране потребуется два месяца на разработку одной примитивной ракеты с ядерным зарядом. Несмотря на то, что на начальном этапе иранское ядерное оружие не будет представлять явной угрозы для США и ее союзников, сам факт наличия приведет к усилению Ирана, что не входит в планы Вашингтона.

Американское руководство полагает, что первоначальные иранские ядерные силы, вероятно, будут в значительной степени полагаться на дорожно-мобильные баллистические ракеты, такие как Шахаб-3, в качестве основной формы доставки ядерного оружия по целям потенциального противника, которым, в первую очередь, может быть израильская сторона. Вашингтону на сегодняшний день представляется невозможным создание Ираном крылатых ракет с ядерным заряд, более того США считают, что иранские средства доставки недостаточно точны, поэтому в зоне риска находятся незащищенные сооружения, в том числе города. Несмотря на то, что, как было написано выше, на начальном этапе главными целями поражения будет Израиль, не стоит исключать возможности нанесения ударов по Саудовской Аравии и военным базам США в регионе со стороны Ирана.

Что касается Совместного всеобъемлющего плана действий, то несмотря на его подписание, которое ограничивает в значительной степени возможность создания ядерных вооружений иранской стороной, для геополитических интересов США и национальных интересов союзников и партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке Иран остается главной внешнеполитической угрозой, которая ставит под угрозу международную безопасность.По мнению американского генерала Джозефа Вотела, подписание данного соглашения в июле 2015 года не привело к положительным результатам для США. сегодня Иран наращивает свое влияние и стремится стать региональным гегемоном. Иранское руководство выступает против интересов США в Ираке, Йемен, Ливана, Газы и Сирии и стремятся помешать достижению целей США в Афганистане и некоторых государствах Центральной Азии. Также Иран пытается затянуть иракское правительство в орбиту своего влияния, приведя во властные структуры своих сторонников. Более того, наладившиеся взаимоотношения Тегерана с Москвой ставят под угрозу американские интересы. В частности совместные действия Ирана и россии в Сирии могут привести к тому, что США окончательно потеряют главенствующую роль в урегулировании конфликта.

Иран использует свое влияние в так называемых «серых зонах», просчеты в которых могут привести к непредвиденным последствиям. По мнению США, при непосредственной помощи Ирана финансируются незаконные и террористические группировки, которым страна поставляет оружие. Данные действия являются драйверами потенциальных военных конфликтах в регионе. Иранское руководство своми провокационными действиями, касающиеся закрытия Ормузского пролива увеличивают политическую и экономическую нестабильность во всем мире.

Для предотвращения негативных последствий в случае возможных, идущих вразрез с американскими национальными интересами действий Ирана, США активизирую все возможные инструменты сдерживания. Вашингтону старается посылать четкие сигналы своим союзникам в данном регионе, не позволяющие усомниться в позиции Соединенных Штатов в отношении Ирана. однако американской стороне также следовало бы попробовать наладить контакты с руководство Исламской Республикой Иран, данная мера может позволить увеличить транспарентность во взаимоотношениях между двумя странами, а также повысить предсказуемость в случае ухудшения ситуации.

Для возможного сдерживания потенциала Ирана Соединённые Штаты принимают меры, направленные на улучшение взаимодействия и на укрепления безопасности между своими союзниками и партнерами. Такие меры позволяют увеличить роль Саудовской Аравии и Израиля на Ближнем Востоке. путем привлечения новых партнеров, США добиваются решения своих геополитических интересов, направленных на снижение влияния ИРИ.

Несмотря на то, что Иран остается главной угрозой региональной и международной безопасности для Белого дома, США, активизировав дипломатическую деятельность, стараются исключить возможность военного конфликта на Ближнем Востоке. Соединенные Штаты по-прежнему оптимистично настроены в отношении урегулирования проблемы вокруг Ирана мирным путем.

Таким образом можно заключить, что Иран является главным геополитическим противником США в арабском мире, а его ядерная программа представляют наибольшую угрозу безопасности, по мнению американского руководства. Возможность обладания Ираном ядерного оружия усугубит проблемы в регионе и поставит под угрозу внешнеполитические интересы США на Ближнем Востоке, поэтому на протяжении всего процесса урегулирования проблемы вокруг иранской ядерной программы руководство Соединенных Штатов занимает наиболее жесткую позицию. Очевидно, что на сегодняшний день Вашингтон заинтересован в первую очередь в недопущении обладания оружием массового уничтожения иранской стороной, а также в сдерживании и снижении иранского влияния в мире.

.2 Российско-иранские взаимоотношения

Взаимоотношения в области политико-экономических и торговых отношений между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран насчитывает более пяти веков. В сложившейся геополитической конъюнктуре положительное развитие отношений между двумя странами для Москвы играет стратегическое важнейшем регионе планеты — Западной̆ Азии, куда входит Ближниӗ и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия». поэтому Россия заинтересована в налаживаниях связей на всех уровнях между Москвой и Тегераном.На сегодняшний день официальная позиция РФ в отношении Ирана заключается в интенсификации взаимоотношений между двумя странами.

За последнее время между Москвой и Тегераном непрерывно растет торгово-экономическое сотрудничество. В частности, в ходе Форума стран-экспортёров газа страны обсудили наиболее приоритетные проекты в области энергетики, строительства и нефте и газодобычи, также стороны пришли к соглашению, которое предусматривает использование национальных валют во взаиморасчетах. Между иранскими властями и ОАО РЖД были подписаны соглашения более чем на 1,2 млрд долларов, согласно которым российская компания должна электрифицировать 495 км иранских железных дорог. Также стороны заинтересованы в развитии совместной авиастроительной сферы. В частности, российская сторона рассматривает локализацию производства Sukhoi Superjet 100 на иранской территории. Также между странами существует перспектива развития двусторонних отношении в области освоения космоса. «Есть программы, которые предусматривают взаимодействие в области связи, дистанционного зондирования Земли, изучения космического пространства, в частности запуск иранских спутников российскими ракетами, подготовка в России иранских космонавтов»

отдельно стоит отметить сотрудничество стран в ядерной сфере, где россия является своеобразным монополистом. Между странами существуют соглашение на еженедельную поставку из россии в Иран 70 кюри изотопа Мо-99, который широко применяется в ядерной медицине. Также несмотря на всю убыточность и долгое строительство, стоит признать успешной программу строительство первого энергоблока атомной электростанции в Бушере.

В военной сфере взаимоотношения между двумя странами строится в первую очередь на поставках российского вооружения в Иран. В частности, в 2015 году был разморожен договор о поставках России зенитно-ракетных комплексов С-300, который был неким камнем преткновения в отношениях между двумя странами. 11 апреля 2016 года Исламская Республика получила на вооружения первые комплексы С-300. Также стоит отметить, что в связи с подписанием СВДП, предусматривающим снятие ограничений на торговлю в военной сфере с Ираном, между странами имеется огромный потенциал в данном направлении.

Что касается взаимного сотрудничества в сфере безопасности, то оно остается наиболее актуальным для обеих стран. В первую очередь, важность взаимодействия в данных сферах обуславливается наличием угроз, связанных с международным терроризмом, Афганистаном и борьбы с наркотрафиком. Между Россией, Ираном, Ираком и Сирией создана военная коалиция, направленная на уничтожение Исламского государства. Взаимодействие в Сирии между странами продиктовано тем, что и россия, и Иран заинтересованы в удержании власти Башаром Асадом. Иранское руководство позитивно оценивает действия ВС России в Сирии, так как считает действенными бомбардировки российских ВКС по позициям террористов. именно негативное развитие событий привело к увеличению интенсификации между странами в военно-политической области. Россия и Иран имеют схожие позиции, касающиеся урегулирования проблемы в Сирии.

таким образом можно заключить, что Иран для россии является стратегическим партнерам во многих важных сферах, в особенности в сфере безопасности. Поэтому российская сторона на протяжении всего периода урегулирования проблемы вокруг иранской ядерной программы выступает против жестких мер в отношении своего южного соседа, несмотря на то, что у России вызывает беспокойство возможность обладания Ираном ядерного оружия. Данная позиция обусловлена тем, что российская сторона понимает истинные причины давления на Иран со стороны США и западных стран.

Что касается Совместного всеобъемлющего плана действий то Россия является наряду с США важнейшим его участником. Данное обстоятельство обусловлено следующими причинами. Во-первых, российская сторона является гарантом выполнения всех достигнутых договорённостей в ходе десяти летних переговоров. Во-вторых, непосредственно Москва ответственна за вывоз излишек низкообогащенного урана из Ирана в обмен на природный уран. В-третьих, именно Россия займется перепрофилированием научного ядерного центра в Фордо. На сегодняшний день российская сторона заинтересована в оказании всестороннего содействия, направленного на реализацию достигнутых договоренностей по урегулированию проблемы вокруг иранской ядерной программы.

Российские геополитические интересы России в регионе направлены на стабильное развитие Ирана, поэтому российская сторона выступает за наиболее мягкий подход к стране. Москва заинтересована в тесном развитии взаимоотношений с ИРИ, которые не позволят США вернуть Тегеран в свою геополитическую орбиту. Россия понимает намерения Запада путем санкций и угроз сменить неугодный для них режим, который на сегодняшний день является главным препятствием на пути реализации США стратегии большого Ближнего Востока. Реализация данной стратегии позволит Вашингтону изменить баланс сил в регионе в свою пользу, что для россии может означать ослабление позиций не только в данном регионе, но и на Каспии, в Центральной Азии и на Кавказе.

Тем более Россия заинтересована в мирном урегулировании конфликта вокруг иранской ядерной программы. Возможное военное решение, в случае срыва достигнутых договоренностей приведет к катастрофическим последствия для Российской Федерации. В случае потенциального нанесения удара по Ирану, ситуация в регионе дестабилизируется, что приведет к обострению ситуации на приграничных с Россией территориях.

Как было написано выше, россия выступает категорически против возможности получения Ираном ядерного оружия. Поэтому на политической арене не приемлет продолжающиеся угрозы военных действий, которые могут подтолкнуть Иран к созданию оружия массового уничтожения. Данная перспектива приведет к тому, что региональные позиции Ирана резко возрастут, что приведет к потере контроля над Ираном. между Россией и Ираном при таком сценарии развития событий могут возрасти противоречия, которые приведут к обострению взаимоотношений на почве борьбы за региональное влияние. Также в результате этого на Ближнем Востоке начнется гонка вооружений, которая в случае выхода из-под контроля приведет к губительным последствиям для всего мира.

Дипломатическое решение проблемы, связанной с иранской ядерной программой, является для россии наиболее предпочтительным вариантом развития событий. российская сторона заинтересована в признании ИРИ мирной ядерной державой, так как это приведет к увеличению стабильности в регионе, а значит и стабильности на прилегающих к россии территориям. Благодаря данному варианту урегулирования проблемы вокруг иранской ядерной программы, РФ добьётся существенного укрепления, как в регионе, так и в мире в целом. Также россия будет добиваться выхода Ирана из-под давления США и западных стран, так как это позволит полностью исключить заинтересованность Ирана в милитаризации и получении ядерного оружия. Также стоит отметить, что Россия должна четко осознавать, что влияние Ирана в мире растет, поэтому Москва должна вывести взаимоотношения между двумя странами на новый уровень, который будет отвечать нынешним и будущим геополитическим вызовам.

Таким образом можно заключить, что, во-первых, россия и США имеют разные геополитические интересы на Ближнем Востоке. Во-вторых, страны имеют кардинально разные взаимоотношения с Исламской Республикой Иран. Если для россия ИРИ является основным стратегическим партнером в исламском мире, через которого РФ проецирует свое влияние в регионе, то для США иранская сторона является главной проблемой, ставящей под угрозу реализацию американских геополитических интересов. В-третьих, Москва и Вашингтон имеют различные подходы к урегулированию проблемы вокруг иранской ядерной программы. США склонны к более жёстким мерам в отношения Ирана, в то время как Россия руководствуется в данном вопросе дипломатическим путем, исключающим санкции и угрозы. Исходя из этого можно сделать вывод, что несмотря на заключение СВПД, вопрос, связанный с урегулированием проблемы вокруг иранской ядерной программы остается открытым.

3. основные проблем и перспективы урегулирования иранской ядерной программы на современном этапе

.1 Современный подход США и россии в отношении СВПД

Для того, чтобы в полной мере завершить всесторонний анализ российско-американского столкновения вокруг урегулирования проблемы, связанной с иранской ядерной программой, необходимо рассмотреть потенциальные преграды на пути реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, а также определить основные перспективы СВПД. Также необходимо выявить основные позиции сторон в отношении данного соглашения.

Как можно заключить из предыдущий глав, успешное сотрудничество России и США играет основополагающую роль в успешной реализации СВПД. Как известно, у двух стран есть огромный совместный международный опыт по урегулированию проблем, связанных с нераспространением ядерного оружия. Более того, в данном контексте подходы Москвы и Вашингтона представляют один и тот же интерес. Обе стороны нацелены на недопущении получения Ираном ядерного оружия. Однако, несмотря на это, страны имеют разные подходы относительно механизмов влияния на положительную реализацию договоренностей, заложенных в СВПД, поэтому говорить о разрешении конфликта, особенно в свете последних событий не приходиться, скорее стоит воспринимать наличие плана по урегулированию проблемы, как новый этап.

Как было уже написано, данное соглашение было достигнуто спустя 10 лет после начала переговоров в формате «шестерки». Сторонам пришлось пойти на серьезные уступки со своих сторон ради достижения договоренностей, которые бы ограничивали иранскую ядерную программу. Важную роль в разработке СВПД сыграла позиция Б.Обамы, который видел в необходимости решения иранской ядерной проблемы дипломатическим путем одну из основных внешнеполитических задач во время своего второго президентского срока. По мнению бывшего американского президента, соглашение, достигнутое в ходе долгих переговоров, выгодно всем сторонам. С одной стороны, оно укрепляет международную безопасность, с другой, дает возможность Исламской Республике Иран выстраивать свои взаимоотношения со всеми странами мира. Стоит отметить, что предыдущая администрация США добилась поддержки своей позиции в парламенте страны, мобилизовав огромные силы. «Немногие президенты США готовы были бы вложить такой большой политический капитал в соглашение с Тегераном».

однако, несмотря на данную позицию, еще в период президентства Обамы США продлили односторонние санкции в отношении Ирана на десять лет, несмотря на то, что лично Обама был против пролонгирования на столь долгий срок.Жесткая позиция США в отношении Ирана после подписания СВПД не претерпела существенных перемен. Данное обстоятельство является преградой на пути урегулирования иранской ядерной программы, которое может резко обострить ситуацию.

кроме того, президентскую гонку в Соединённых Штатах выиграл Дональд Трамп, который, начиная со своей избирательной компании негативно высказывался как о достигнутых в ходе переговорах договоренностях, так и об Иране в целом. Его отношении не изменилось после его вступления в должность президента. В частности, 3 февраля 2017 года США ввели новые санкции против Ирана, которые стали ответной реакцией на проведенные Ираном испытания баллистических ракет несколькими днями ранее. Данные санкции нацелены на физических лиц и организации, вовлеченные в приобретение технологий или материалов для поддержки иранской программы баллистических ракет. По мнению, Трампа ядерная сделка является для его страны позорным соглашением, которое требует значительной корректировки.

более того, последние заявлении официальных американских представителей относительно ИРИ вызывают обеспокоенность у заинтересованных в успешной реализации СВПД лиц. Антиииранская риторика не раз звучала в ходе выступлений главы Госдепа Рекса Тиллерсона и главы Пентагона Джеймса Матисса, который в одном из них обвинил Иран в поддержке терроризма. Для новой американской администрации Иран является дестабилизирующим игроком на Ближнем Востоке, способным подорвать международную безопасность. По мнению Вашингтона, ситуация вокруг иранской ядерной программы лишь ухудшилась после подписания СВПД, так как Иран использует снятие ограничения для увеличения своего влияния в регионе. Можно сделать вывод, что в ближайшее время администрация Д. Трампа пересмотрит выбранный прежней администрацией курс. В данном контексте можно выделить два вероятных сценария развития событий, оба из которых приведут к ужесточению политики США в отношении Ирана, тем самым поставив под угрозу реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий.

первый вариант связан с односторонним выходом Соединенных Штатов из договора, вероятность которого по мнению первого заместителя комитета по международным делам Совета Федерации Владимира Джабарова, достаточно велика. Тем более если учитывать тот факт, что СВПД не накладывает на стороны никаких юридических обязательств, а лишь призывает стороны соблюдать условия дорожной карты, предусмотренной в совместном плане. «Данная формулировка, а также отсутствие ссылок на Статью 41 Устава ООН, означает, что участники соглашения не обязаны выполнять свои обязательства в соответствии с нормами международного права». Реализация данного сценария приведет к негативным последствиям, которые создадут напряженность в регионе и поставят под сомнение возможность достижения положительного результата.

Развитие второго сценария связано с ужесточением санкционного режима против Исламской Республики Иран со стороны Белого Дома. Возможность данного сценария обусловлена наличием планов у Вашингтона по введении ограничительных мер в отношении Тегерана. В частности, на США на самом высоком уровне ведутся подобного рода разговоры, готовится новый пакет санкций, направленный на сдерживание иранской банковской системы. Такими действиями Соединенные Штаты торпедируют достигнутые «шестеркой» в ходе длительных переговоров соглашения.

Таким образом, действия нынешней администрации могут свести на нет все усилия, которые были предприняты всеми участниками переговорного процесса в ходе достижения компромисса. Официально нынешний подход США продиктован сомнениями, которые испытывает администрация Трампа в отношении СВПД. Вашингтон считает, что Иран до сих пор имеет серьезные ядерные амбиции, представляющие угрозу международной безопасности, а данные меры лишь отсрочивают превращение Тегерана в ядерного случае большую роль играют также и геополитические интересы США. Белый Дом заинтересован во всяческом сдерживании ИРИ, поэтому он наращивает свое давление на страну, путем разыгрывания иранской карты.

Что касается современного российского подхода в данной проблематике, то в первую очередь необходимо отметить, что Иран остается для россии надежным партнерам. Иранское направление для российской экономики является достаточно перспективным. За 2016 год товарооборот между странами вырос на 80 процентов и составил более 2 млрд долларов. Россия заинтересована в развитии крупных проектов в нефтегазовой, транспортной, авиакосмической и атомной сфере. В частности, в сентябре 2016 года в Бушере на АЭС начато строительство второго и третьего энергоблока. Планируется создание зоны свободной торговли Ирана с Евразийским экономическим союзом, которая выведет нынешние экономическое взаимодействие на существенно новый уровень.

между странами ведется активного взаимодействие в области безопасности. Как уже было отмечено ранее, иранская сторона играет значимую роль в ее укреплении. Иран разделяет российские взгляды на проблему, связанную с конфликтом в Сирии. В частности, при непосредственном участии Ирана была создана переговорная площадка в Астане, благодаря которой удалось усадить за одним столом представителей вооруженной оппозиции и официальных властей Дамаска. россия заинтересована в запуске политического процесса по присоединению Ирана к Шанхайской организации сотрудничества. Данная позиция продиктована соображениями безопасности. Военное направление между странами также остается наиболее перспективным. Иран заинтересован в оснащенности современным вооружением, в то время как Россия является заметным игроком на глобальном рынке вооружения.

Политические и экономические взаимоотношения между Ираном и Москвой всегда имели большой потенциал. Столь стремительная активизация по большому спектру направлений обусловлена снятием с Ирана экономических и финансовых ограничений. Поэтому можно заключить, что всеобъемлющее урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы находиться в зоне российских интересов. Российская сторона намерена добиваться исполнения прописанных в договоре обязательств всеми сторонами и содействовать его реализации.

Таким образом можно сделать вывод, что на современном этапе, несмотря на наличия СВПД существует вероятность эскалации конфликта, продиктованная намерениями нынешней американской администрацией усилениями давления на Иран. Данная позиция белого Дома, очевидно, не поддерживается Москвой. увеличение противоречий между Россией и США может поставить под сомнение реализацию СВПД.

.2 Проблемы и перспективы реализации СВПД

На сегодняшний ценность достигнутого компромисса, отраженного в СВПД, для всего мирового сообщества не должна вызывать ни у кого сомнений. Как было упомянуто раннее, условия, прописанные в соглашении, существенно снижают возможность Ирана в получении оружия массового уничтожения. В рамках совместного плана данное снижение достигается путем ввода ряда ограничений, связанных с количеством центрифуг, с допустимыми запасами тяжелой воды и низкообогащенного урана.

Однако, несмотря на очевидную важность Совместного всеобъемлющего плана действий, существуют преграды, которые касаются его реализации. возможные проблемы, с которыми могут столкнуться заинтересованные в успешном исполнении прописанных в рамках договора обязательств стороны, могут привести к срыву, который резко обострит ситуацию вокруг иранской ядерной программы, а все усилия по ее урегулированию обесценятся. Во избежание такого хода событий все стороны должны четко придерживаться выработанной в ходе переговорного процесса линии.

Одной из таких преград, ставящих под сомнение возможность успешной имплементации СВПД является ужесточение своей позиции в отношении Исламской Республики со стороны новой американской администрации. Как было отмечено ранее, на сегодняшний день большинство имеющих серьезное политическое влияние в США ставят под сомнения правильность выработанных действий, всячески обвиняя Иран в провокационных действиях. В частности нынешний глава Госдепа Рекс Тиллерсон в середине апреля сделал заявление, которое касается интереса новой администрации в пересмотре СВПД. По его мнению, поддерживая позицию Башара Асада в Сирии и проводя постоянные испытания своих баллистических ракет, Иранские действий подрывают безопасность на Ближнем Востоке. Также он обвинил Тегеран в финансовые и политические поддержки террористических организаций, действующих на территориях Сирии, Ливии, Йемена и Ирака. именно данные обстоятельства побуждают нынешнее руководство белого Дома к пересмотру достигнутого плана. Усиление внешнеполитического давления на Тегеран при помощи введения новых санкции и угроз может привести к выходу иранской стороны из договора по ядерной сделке. В данном случае произойдет существенное увеличение напряженности вокруг Иранской ядерной программы. Для защиты своих собственных интересов, выйдя из договора, ИРИ предпримет попытки по интенсификации ядерных исследований, что приведет к ухудшению обстановки на Ближнем Востоке. Потенциал возможного военного вмешательства в Иран со стороны Израиля и США может увеличиться в разы. Более того, данные действия могут привести к началу гонки вооружений, в частности, Саудовская Аравия будет заинтересована в овладении ядерным оружием, который позволит ей поддерживать выгодный для страны баланс сил в регионе.

Перспективы реализации совместного плана действий всерьез зависят от внутриполитической обстановки в самом Иране. В данном случае существуют два фактора6 которые могут негативно сказаться на СВПД. Первый фактор связан непосредственно с политической системой Исламской Республики Иран, в которой несмотря на наличие президента, существует альтернативная политическая сила в лице Верховного руководителя страны аятоллы Али Хаменеи, который, согласно конституции, принимает окончательные решения, касающиеся национальных интересов Ирана.проблема заключается в том, что по-мнению аятоллы Али Хаменеи заключение СВПД не окажет положительного эффекта на развитие страны в будущем. В частности, после подписания данного плана действий в своем письме, адресованному президенту Ирана Х.Рухани он отмечал, что если ограничительная (в том числе несвязанная с ядерной программой политика санкциис Белого Дома) политика со стороны США продолжится, то иранская сторона будет вынуждена отказаться от своих обязательств. Несмотря на то, что на сегодняшний момент высказывания Верховного руководителя ИРИ так и не были подкреплены внешнеполитической Деятельностью (США с момента подписания договора уже несколько раз вводили санкции против страны), не стоит исключать возможность принятия аятоллой Хаменеи такого рода действий в случае увеличения негативного влияния на страну с американской стороны.

Что касается второго фактора, то он относится к предстоящим президентским выборам в Иране. На намеченных на 19 мая выборах основная борьба развернется между реформаторами и консерваторами. Главными приоритетами политики первых является развитие демократичных институтов внутри страны, либерализация экономики, а также широкое участие страны в развитии международной политической системы, предусматривающая выход страны из изоляции, в то время как вторые выступают за собственный путь развития, ориентированный на ценности Исламской революции. На предыдущих выборах, как известно, победил реформатор Роухани, одной из главной цели которого было заключения соглашения по иранской ядерной программе, с которой он увязывал возможность роста экономики и благосостояния граждан Ирана. Несмотря на то, что, очевидно, ему удалось достигнуть договоренностей с «Шестеркой» и санкции в отношения Ирана были сняты, основные экономические показатели улучшились не так значительно, как многие граждане страны ожидали. Также, необходимо отметить, тот факт, что в данной президентской гонке со стороны консерваторов будет участвовать Эбрахим Раиси, который входит в близкий круг аятоллы Али Хоменеи и является его возможным сменщиком на посту Верховного руководителя страны. Кроме того, в данной предвыборной гонке намерен участвовать бывший президент страны М.Ахмадинежад, который знаменит провокационными выпадами в адрес Запад. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации существует большая вероятность, что Хасан Рухани станет первым непереизбранным на второй срок президентом. Победа консерваторов с их внешнеполитической позицией может создать негативную конъюнктуру вокруг СВПД и может привести е его срыву.

По условиям Совместного плана, иранская сторона сохраняет свой обогатительный потенциал, который после истечения сроков СВПД может быть увеличен, данное положение создает для других прецедент. «Они получают основания сделать заявку на создание атомных реакторов и своего топливного цикла, не обусловленного экономическими потребностями и имеющего двойное назначение». И это несмотря на то, что в документах зафиксирован то факт, что СВПД применим исключительно к иранской ядерной программе. В данном контексте давление со стороны других стран может привести к некоторым корректировкам, которые могут негативно отразиться на перспективах урегулирования ядерной программы Ирана.

Подводя итоги данной главы, можно отметить, что на современном этапе урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы США и Россия используют разные подходы. В частности, ужесточившаяся позиция новоизбранной администрации белого Дома в отношении Исламской Республики на сегодняшний день является главным деструктивным фактором. помимо этого, существуют и другие аспекты, связанные с разностью в геополитических интересах основных региональных игроков и внутриполитической обстановкой в Иране. Данные аспекты ставят под угрозу успешную имплементацию прописанных в СВПД обязательств. Что касается позиции Российской Федерации, то, несомненно, страна заинтересована в сохранении компромисса и приложит все усилия, для того чтобы СВПД был реализован.

иранский ядерный проблема урегулирование

Заключение

Подводя итоги данной исследовательской работы необходимо отметить, что иранская ядерная программа на протяжении всей своей истории вызывала повышенную озабоченность у мировой общественности. И если на начальной стадии каких-то конкретных опасений относительно мирной направленности развития ядерных исследований у участников международной системы взаимоотношений не было, то после смены режима в 1979 году и стабилизации исламского курса ситуация вокруг иранской ядерной программы резко обострилась. Данные обстоятельства заставили страны, заинтересованные в недопущении обладания Ираном ядерного оружия, прибегнуть к поиску компромисса и выработки соглашения, исключающее возможность Ирана обогатить необходимое количество урана, достаточного для получения ядерного оружия. Однако на первых порах переговоры заходили в тупик, так как позиции сторон существенно, относительно методов урегулирования резко отличались. Также, одним из основных препятствий на пути выработки соглашения были негативные взаимоотношения между Вашингтоном и Тегераном. США всегда придерживались жесткой позиции в отношении иранской стороны, что отражают введенные ограничительные меры, наложенные на Иран белым Домом. Более того, Соединенные Штаты планировали военные операции, целью которых были ядерные объекты на территории Ирана. Данная позиция США, существенно усложняла процесс урегулирования. Что касается России, то с самого начала возникновения проблемы, связанной и иранскими ядерными исследованиями, она выступала за дипломатическое урегулирования, исключающее санкции и угрозы. Более того российская сторона способствовала мирным ядерным исследованиям Тегерана. об этом свидетельствуют приведенные в рамках данного исследования факты.

однако в 2013 году после смены власти в Иране и победы на президентских выборах Х.Рухани наметился прогресс в урегулировании Иранской ядерной программы. В частности, в 2015 году был подписан совместный всеобъемлющий план действий, который предусматривает значительное снижение ядерного потенциала Ирана в обмен на снятия санкции со страны. Данное соглашение было достигнуто путем совместных компромиссов и уступок. россия и США, несмотря на сложную геополитическую конъюнктуру и разные интересы, сыграли значительную роль в достижении договоренностей. Благодаря СВПД страны совершили значительный скачок в разрешении ситуации вокруг иранской ядерной программы. Однако, как было выявлено в ходе исследования, несмотря на наличие совместного плана ситуация далека от разрешения.

На сегодняшний день успешная реализация иранской сделки напрямую зависит от действий США и России. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы максимально ограничить возможности ИРИ в получении ядерного оружия. Однако между странами существуют значительные противоречия относительно подходов в отношении Ирана. российская сторона видит в Иране надежного стратегического партнера. После снятия санкций между странами активизировались отношения по многим направления, поэтому россия заинтересована в успешной имплементации СВПД. Позиция США с приходом администрации Трампа резко ужесточилась. В частности, американские власти ставят под сомнение важность достигнутого плана. Данные суждения вытекают из того, что для США Иран является одной из главных внешнеполитических угроз. По мнению Вашингтона, ИРИ негативно влияют на безопасность на Ближнем Востоке, а достигнутые соглашения лишь усугубляют ситуацию. Американская сторона считает, что совместный всеобъемлющий план действий лишь отодвигает на несколько лет получение Ираном ядерного оружия. действия нынешней администрации могут привести к выходу Исламской Республики Иран из договоренностей. Современный американский подход может пагубно сказаться на реализации плана. более того, Россия и США могут воспользоваться иранской проблемой для продвижения своих собственных интересов в регионе, что также негативно отразится на перспективах СВПД.

Также на сегодняшний день существуют и другие преграды на пути окончательного урегулирования проблемы в рамках СВПД, связанной с иранской ядерной программой. Опасения в первую очередь связаны с внутриполитической ситуацией в Иране. американское давление на страну может привести к победе на предстоящих в Иране президентских выборах кандидата от консерваторов, которые могут изменить свою позицию в отношении ядерной программы. Также не исключено, что Саудовская Аравия и Израиль могут воспользоваться своим американским лобби и сорвать сделку. однако, все-таки, как было отмечено, именно, разность в современных российско-американских подходах имеет главное значение для успешного выполнения плана.

таким образом можно заключить, что на протяжении всего периода развития иранской ядерной программы Россия и США играли значительную роль. Также можно отметить, что обе стороны заинтересованы в устранении угрозы получения Ираном оружия массового уничтожения. Однако при решении данной ситуации обе стороны исходят из своих геополитических интересов, которые, как было отмечено, разнятся. поэтому на сегодняшний день, несмотря на наличие СВПД проблема далека от разрешения, так как между основными участниками существуют значительные противоречия. А если учесть, что на сегодняшний день, объективно, россия и США являются главными акторами международной системы взаимоотношений, то становится ясно, что без их сотрудничества достичь выполнения всех прописанных в СВПД обязательств будет крайне сложно.

Список использованных источников и литературы

1.Арбатов А. Ядерное соглашение с Ираном: феномен или прецедент? / Международная экономика и международные отношения. — № 3, 2016

2.Арбатов А. Сажин В. Ядерное соглашение с Ираном: финал или новый этап? // Московский центр Карнеги. — 2015.

.Ардаев В. Загоняют в прошлое: жесткий подход США к Ирану может отбросить мир назад. 19.04.2017. Электронный̆ ресурс].URL: https://ria.ru/world/20170419/1492613419.html (дата обращения: 05.05.2017)

.Бабонес С. Иранское соглашение: образец для России? 16.07.2015 [Электронный̆ ресурс].URL: HTTP://www.globalaffairs.ru/global-processes/Iranskoe-soglashenie-obrazetc-dlya-Rossii-17592

.Баклицкий А., Вайц Р. Соглашение по иранской ядерной программе: возможности и преграды для российско-американского сотрудничества. 29.04.2016.. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.globalaffairs.ru/valday/Soglashenie-po-iranskoi-yadernoi-programme-vozmozhnosti-i-pregrady-dlya-rossiisko-amerikanskogo-sotr (дата обращения: 27.04.2017)

.Выступление руководителя делегации Российской Федерации, директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Ульянова М.И. на первой сессии подготовительного комитета конференции 2020 года по рассмотрению действия ДНЯЮ. [Электронный̆ ресурс].URL: http://www.mid.ru/web/guest/adernoe-nerasprostranenie/-/asset_publisher/JrcRGi5UdnBO/content/id/2742964

.Дмитрий Рогозин: россия готова обсуждать локализацию производства SSJ 100 в Иране // коммерсант.ru: [Электронный̆ ресурс].URL: http://www.kommersant.ru/doc/2857360 (дата обращения: 02.05.2017)

.Доклад Президента Организации по атомной энергии Ирана Г. Агазаде в МАГАТЭ. 06.05.2003. [электронный ресурсc]. URL: http://www.iranatom.ru/reports/rep005.htm (дата обращения: 27.04.2017)

.Евсеев В.В. Иранская ядерная программа: состояние и перспективы. 21.04.2010 [электронный ресурсc]. URL: http://www.iimes.ru/?s=иранская+ядерная+программа

.Интервью Постоянного представителя России при международных организациях в Вене Воронков В.И. информагентству «россия сегодня». 10.02.2017 [Электронный̆ ресурс].URL: http://www.mid.ru/web/guest/about/professional_holiday/news/-/asset_publisher/I5UF6lkPfgKO/content/id/2638035

.Иваненко В.И. Иранская ядерная программа и российско-иранские отношения. [Электронный̆ ресурс]. URL:https://riss.ru/images/pdf/journal/2016/1/08_.pdf (дата обращения: 02.05.2017)

.Иран отверг ядерное предложение России. 25.12.2005. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://nuclearno.ru/text.asp?10366 (дата обращения: 26.04.2017)

.Коновалов А. Иранская ядерная программа как проблема российско-американских отношений. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.kontinent.org/article.php?aid=453aa2f5b453d

.Концепция внешней политики российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 02.05.2017)

.Легвольд Р. Путь в неизвестность: американо-российские отношения разбалансированы. 11.04.2017. [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.globalaffairs.ru/valday/Put-v-neizvestnost-amerikano-rossiiskie-otnosheniya-razbalansirovany-18674

.Мамедова Н.М. Иран возвращается на мировой рынок. 04.02.2016.. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.iimes.ru/?p=27356

.Марк Перри. Вариант Энтеббе. 27.09.2012. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://forum.polismi.org/index.php?/topic/3373-foreign-policy (дата обращения: 26.04.2017)

.Мирзаян В.Г. Сделка века. 15.07.2015. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.globalaffairs.ru/global-processes/Sdelka-veka-17586

.Месамед В.И. российско-иранские отношения и иранская ядерная программа. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.iimes.ru/?p=19041

.Новиков В. Е. Военная программа ядерная программа Ирана/ В. Е Новиков, А. В. Хлопков //Ядерное нераспространение: краткая энциклопедия. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР-Центр, 2009. С 51-55

.Путин: Иран — надежный и стабильный парнер России. 28.03.2017. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://islam-today.ru/novosti/2017/03/28/putin-iran-nadeznyj-i-stabilnyj-partner-rossii/ (дата обращения: 03.05.2017)

.Резолюция 1737 (2006), принятая Советом Безопасности на его 5612-м заседании 23 декабря 2006 года. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/681/44/PDF/N0668144.pdf?OpenElement (дата обращения: 28.04.2017)

.Резолюция СБ ООН 2231.14.07.2015. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.un.org/ru/sc/2231/ (дата обращения: 26.04.2017)

.Рейтинг событий уходящего года в в мире оружия. 03.01.2007. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2008/01/02/weapon/ (дата обращения: 28.04.2017)

.Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы /под ред. Е.В.Дунаевой, В.И.Сажина.- М.: ИВ ран, 2015.-260с.

.Россия поставила в Иран комплексы С-300. 13.10.2016. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/10/13/rossiia-postavila-v-iran-kompleksy-s-300.html (дата обращения: 03.05.2017)

.Сажин В.И. Иран и сирийский конфликт. 07.11.2015. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.globalaffairs.ru/global-processes/Sdelka-veka-17586 HTTP://www.iimes.ru/?p=26488

.Салиев А.Л. Ядерная программа Ирана: история и основные этапы. [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/11/212.html

.Синовец П. Иранская ядерная программа в диалоге между Россией и США. Сентябрь 2012. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/pepm227_russ_sinovets_sept2012.pdf

.Скандал в ООН:посол США разозлила Иран неожиданными обвинениями. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.newsru.com/world/27feb2009/oons.html / (дата обращения: 28.04.2017)

.Сообщение от 7 марта 2006 года, полученное от Постоянного представительства Исламской Республики Иран при Агентстве. 09.03.2006. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/infcircs/2006/infcirc672_rus.pdf (дата обращения: 26.04.2017)

.Файзуллаев Д. Российские интересы в Иране // россия и мусульманский мир. -2006. — №9.

.Ю.Коваленя. Влияние ядерной программы Ирана на внешнеполитический курс государства (1956-2011).[Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.evolutio.info/content/view/1934/5/ (дата обращения: 27.04.2017)

.Ядерная программа Ирана. 14.07.2016. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20160714/1465297437.html (дата обращения: 27.04.2017)

.Совместный всеобъемлющий план действий, Вена, 14 июля 2015 года. [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1595858 (дата обращения: 03.05.2017)

.Поправки Трампа: США клонят к пересмотру ядерной сделки с Ираном. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://geo-politica.info/popravki-trampa-ssha-klonyat-k-peresmotru-yadernoy-sdelki-s-iranom.html (дата обращения: 04.05.2017)

.Богданов.Ю. Трамп задумал новый план для Ирана. 24.04.2017. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://izvestia.ru/news/689729 (дата обращения: 04.05.2017)

.Интервью директора второго департамента Азии МИД РФ З.Н.Кабулова информагентству ТАСС, 9 февраля 2017 года. [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/about/professional_holiday/news/-/asset_publisher/I5UF6lkPfgKO/content/id/2637684 (дата обращения: 04.05.2017)

.Выступление и ответ на вопрос СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС, Астана, 21 апреля 2017 года. [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/2734712 (дата обращения: 04.05.2017)

.Госсекретарь США обвинил Иран в спонсировании терроризма и раскритиковал ядерную сделку. 20.04.2017. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4196406 (дата обращения: 05.05.2017)

.Cordesman A. Weapons of Mass Destruction in Iran / Center for Strategic and International Studies. — 1998. — P. 23.

.Henry P. Iran to buy 4 Reactors, Says Russia // Moscow Time. — 1995. — Aug. 30

43.Iranian Government Constitution. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.iranonline.com/iran/iran-info/Government/constitution-9-1.html (дата обращения: 05.05.2017)

.Koch A., Wolf J. Irans Nuclear Facilities: a Profile. — 1998. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.cns.miis.edu/pubs/reports/pdfs/iranpt.pdf (дата обращения: 27.04.2017)

.Krepinevich F. Statement before the senate armed services subcommittee on strategic forces on the implications for us security of. Growing nuclear capabilities in the middle east 2015. 25.02.2015.[Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://csbaonline.org/uploads/documents/02252015-Krepinevich-Testimony.pdf (дата обращения: 30.04.2017)

.Pehlavi Mohammed Reza. Answer to History. — N.Y.: Stain and Day, Publ. — 1980. — P. 177

47.Perabo B.A. Chronology of Irans Nuclear Program / Monterey Institute of International Studies. — (S. 1.), 1995. -P. 6.

48.Perkovich G., Hibbs M., Acton J.M., Dalton T. Parsing the Iran Deal. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://carnegieendowment.org/2015/08/06/parsing-iran-deal-pub-60942 (дата обращения: 29.04.2017)

.September 20, 2016. Address by President Obama to the 71st Session of the United Nations General Assembly. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://gadebate.un.org/sites/default/files/gastatements/71/71_US_en.pdf (дата обращения: 04.05.2017)

.Statement of General Joseph l. Votel, Commander, U.S. Central Command before the Senate Armed Services Committee on the Posture of U.S. Central Command. 09.03.2017 [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/HHRG-115-AS00-Wstate-VotelJ-20170329.pdf (дата обращения: 02.05.2017)

51.Statement of General Lloyd J.Austin III, Comander Us Central Command before the Senate Armed Services Committee on the Posture of U.S. Central Command. 08.03.2016. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://www.hsdl.org/?view&did=795383

52.The National Military Strategy of the United States of America 2015. June 2015. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Publications/National_Military_Strategy_2015.pdf (дата обращения: 30.04.2017)

53.The US National Security Strategy.06.02.2015. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://nssarchive.us/national-security-strategy-2015/

54.Thomas B. Cochran and Christopher E. Irans Nuclear Timetable. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.iranwatch.org/our-publications/articles-reports/irans-nuclear-timetable (дата обращения: 01.05.2017)

.U.S. Treasury Department Announces New Sanctions Against Iran. [Электронный̆ ресурс]. URL: HTTP://www.globalsecurity.org/wmd/library/news/iran/2017/iran-170203-rferl01.htm (дата обращения: 04.05.2017)

Учебная работа. Проблемы, связанные с ядерными исследованиями Ирана