Учебная работа. Проблемы применения антидемпинговых пошлин в международной торговле
проблемы применения антидемпинговых пошлин в международной торговле
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО профессионального ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»
ФАКУЛЬТЕТ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ
Курсовая работа
по дисциплине «Международные бизнес стратеги»
на тему:
«Проблемы применения антидемпинговых пошлин в международной торговле»
Исполнитель
Студент(ка) ф-та магистерских программ
Т.С. Попова
Научный руководитель
д. э. н., профессор
М.П. Владимирова
Москва 2011г.
Содержание
Введение
Глава 1. Антидемпинговые пошлины в системе мер регулирования внешней торговли
1.1 Внешнеторговая политика государства
.2 Тарифные методы регулирования внешней торговли
1.3 Нетарифные методы
.4 Антидемпинговая Политика
Глава 2. Проблемы применения антидемпинговых пошлин в международной торговле
.1 Расчет демпинговой маржи
.2 Определение ущерба
.3 Двойные стандарты в антидемпинговом законодательстве
.4 Последствия применения антидемпинговых пошлин
.5 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин
Заключение
список литературы
Введение
В современном мире развитие национальной экономики во многом зависит от внешнеэкомических факторов. Движение капитала, миграция рабочей силы, международная торговля могут оказать решающее влияние на темпы экономического роста страны. Исключить влияние данных факторов на нынешнем этапе становления мирового рынка представляется практически невозможно, поэтому их непременно нужно учитывать при планировании экономической политики страны.
особенно пристально государство следит за внешнеторговой Деятельностью, так как участие в мировой торговле наряду с выгодами несет значительные угрозы экономической безопасности страны. Наибольшую опасность свободная, нерегулируемая торговля, пожалуй, представляет для развивающихся стран, так как такая политика часто приводит к сильной зависимости от импорта. В таких условиях отечественные производители вытесняются с национального рынка иностранными конкурентами, что ведет к ослаблению экономики. Однако и развитым странам есть, чего опасаться. Прежде всего, это недобросовестная Международные правовые нормы сильно ограничивает правительство в выборе инструментов по регулированию внешней торговли. Кроме того, любой из известных методов имеет свои слабые стороны, в силу чего не может являться панацеей для национальной экономики. И не стоит забывать, что ограничение импорта, как правило, влечет за собой ответные меры со стороны экспортера. Таким образом, в силах государства лишь частично сгладить последствия и ущерб от приобщения к мировому рынку.
Актуальность данной темы связано с тем, что в последнее время в мировом сообществе ведется всё больше антидемпинговых разбирательств. Эти споры обнажили множество узких мест в антидемпинговом законодательстве, и заставляет по-новому взглянуть на существующие меры борьбы с демпингом, а в частности на такой инструмент как антидемпинговые пошлины.
Объектом исследования является внешнеторговая Политика государства.
Предметом исследования выступают антидемпинговые пошлины.
Целью данной работы является определение проблем применения антидемпинговых пошлин в международной торговле.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
·Провести анализ инструментов внешнеторговой политики и особенностей их применения;
·изучить существующие методы борьбы с демпингом;
·установить проблемные аспекты применения антидемпинговых пошлин в международной торговле;
·оценить последствия применения антидемпинговых пошлин;
·сформулировать рекомендации по устранению проблемных вопросов применения антидемпинговых мер.
Глава 1. Антидемпинговые пошлины в системе мер регулирования внешней торговли
1.1 Внешнеторговая политика государства
Экономическое благополучие страны во многом зависит от проводимой государством внешнеторговой политики. конечно же, нет единого мнения о том, какие меры вмешательства оказывают наиболее благоприятный эффект на национальную экономику. Со времен зарождения мировой торговли существует две диаметрально противоположных точки зрения на роль государства в регулировании торговых потоков: протекционизм и фритредерство. Выработка грамотной, взвешенной внешнеторговой политики в нынешних условиях основывается на сочетании методов и инструментов, предлагаемых в рамках обоих течений.
Фритредерство или политика свободной торговли является либеральным течением и предполагает невмешательство государства в международную торговлю. К преимуществам свободной торговли можно отнести повышение эффективности производства в связи с ростом конкуренции со стороны иностранных предприятий, и расширение рынка сбыта, что в свою очередь служит основой для получения положительной экономии от масштаба. кроме того, подобная практика благоприятно сказывается на благосостоянии потребителей, поскольку повышает разнообразие на внутреннем рынке и открывает доступ к более дешевым импортным товарам.
С научной точки зрения сторонники либерализации внешней торговли опираются на теорию сравнительных издержек Риккардо. Согласно данной теории, торговать им в обмен на остальные. В конечном итоге, считал Риккардо, международная торговля, основанная на принципах фритредерства, способствует наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и максимизации мирового дохода.
однако, несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется она очень осторожно. Это связано с тем, что зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы для национальной экономики:
·конкуренция со стороны иностранных компаний может ухудшить экономическое положение отечественных производителей;
·застой в экономике, в свою очередь, может привести к повышению уровня безработицы в стране;
·потребление больших потоков импортной продукции может привести к нежелательной зависимости от экспортера;
·зависимость от внешней торговли увеличивает риски экономических потерь государства в результате колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.
всемирная торговая организация активно пропагандирует и защищает принципы свободной торговли. Однако существуют серьезные основания считать, что подобное рвение во многом обусловлено тем, что фритредерство отвечает прежде всего интересам развитых стран. Однако в развивающейся экономике неограниченная государств затрудняет создание национальной промышленности и может привести к экономическому застою.
Таящиеся угрозы и негативное влияние внешней торговли на экономическое положение государства породило течение название протекционизмом, которое настаивает на максимальной изоляции страны от мирового рынка. другими словами, протекционизм — это политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Она заключается в системе мер по стимулированию сбыта, ограничению и контролю внешнеторговой деятель. Защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть новым зарождающимся отраслям промышленности, неспособным на начальной стадии выдержать жесткую международную конкуренцию. Огражденные таким образом рынки способны привлечь инвестиции, что способствует развитию национальной промышленности.
В целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в стратегически важных секторах, способ защиты определенных социальных слоев или некоторых депрессивных регионов. В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
Под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, английской, французской экономических систем. С другой стороны, слишком длительное применение этой политики может привести к экономическому застою, так как в отсутствии иностранной конкуренции ослабляется заинтересованность отечественных предприятий в повышении эффективности производства. важно и то, что протекционизм часто служит причиной обострения отношений между странами, начала торговой войны или даже военных действий как это было в 18-19 вв.
В современной мировой торговле протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает формы создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Внутри группировок происходит либерализация внешней торговли, т. е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношении с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима (неопротекционистская Политика).
Как показывает история, внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. И если в прошлых столетиях практиковалось применение их крайних, бескомпромиссных форм, то в наше время эти два подхода не встречаются в чистом виде. На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма, прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и др., действие которых носит избирательный характер.
.2 Тарифное регулирование внешней торговли
Самым главным инструментом протекционистской политики являются таможенные пошлины (тарифы). Таможенный тариф представляет собой обязательный взнос, взимаемый при импорте или экспорте товаров. Существует масса разновидностей таможенных пошлин, позволяющих проводить гибкую внешнеторговую политику.
наиболее распространенным тарифным методом регулирования являются импортные (ввозные) пошлины, призванные защищать национальных производителей от иностранной конкуренции. Гораздо реже используются экспортные пошлины — налог, взимаемый с экспортных товаров при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Как правило, данный вид пошлины вводится менее развитыми странами в целях финансирования дефицита государственного бюджета. Ограничение экспорта может преследовать и другую цель — создание дефицита товара на мировом рынке, что повышает уровень мировых цен на данный товар. Такая политика характерная для сырьевых держав, в особенности для поставщиков нефти. Наконец, существуют транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Однако сегодня они практически не применяются, поскольку нарушают нормальное функционирование международных торговых потоков.
По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Ими обычно облагаются стандартизованные товары. Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде процента от объявленной стоимости импортируемых товаров. Их применение позволяет дифференцировать пошлины на готовые изделия и сырье. указанный вид пошлин позволяет защитить рынок готовых изделий при производстве товаров из импортного сырья, а также поддерживает одинаковую степень защиты рынка независимо от колебаний цен на товар. Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения.
К тарифным методам также относится Политика тарифной эскалации, особенность которой заключается в повышении уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Таким образом, данный метод служит для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоз сырья может.
страны могут использовать тарифную квоту (контингент) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от импорта товаров. При импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа; при превышении этих пределов — по более высокой, ставке.
В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов экспортера на ввоз товара в страну, а значит и цены импортного товара на национальном рынке. Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Однако ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что может привести к нулевому значению импорта. В связи с этим возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.
Определение ставки таможенных пошлин происходит на основе от многих факторов, но решающим является характер торговых отношений с той или иной страной. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами. максимальная ставка, как правило, применяется лишь для защиты отраслей, развитию которых этапе экономического цикла.
Для данной работы целесообразно полезно рассмотреть так называемые дискриминационные пошлины, которые вводятся в ответ на определенные действия торговых партнеров. При ввозе товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, применяются компенсационные пошлины. Антидемпинговые пошлины, применяются в случае экспорта на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров. Различают также сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.
сегодня в мировой экономике имеет место тенденция к снижению уровня таможенной защиты. Так в конце 40-х гг. средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40-50%, а к в середине 90-х гг. эта цифра снизилась до 4-5%. однако эти тенденции вовсе не означают ликвидации внешнеторгового регулирования. Современная система регулирования внешней торговли приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской зашиты.
.3 Нетарифные методы
Начиная с 50-х годов в международной торговле начала расти популярность нетарифных методов. Это было обусловлено существенным снижением возможностей применения таможенных пошлин. Между тем, усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей. Резкий рост импорта во многих странах серьезно ухудшил их платежный баланс. Обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить разорение отечественных предприятий под натиском иностранных конкурентов. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США — 42% импорта.
Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:
) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты, лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты и др.
) меры административного характера: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
) прочие меры, косвенный эффект от которых носит ограничительный характер.
Соглашения о добровольном ограничении экспорта являются разновидностью квот. «Добровольность» в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под давлением более крупной импортирующей страны. Такой влиятельный участник в случае дальнейшего увеличения экспорта угрожает применить односторонние ограничительные меры на импорт, который наносит ущерб местным производителям.
Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.
Таблица 1: Нетарифные методы регулирования внешней торговли
Меры воздействияРазновидностиОписаниеКвотаимпортная квотаколичество иностранного товара, который может быть ввезен в страну за определенный периодтарифная квотапошлина начинает взиматься лишь тогда, когда импорт превышает определенный лимит«добровольное» ограничение экспортапринуждение экспортера к снижению экспорта под угрозой применения жестких ограничительных мерЛицензиигенеральныеразрешение на ввоз товара в течение определенного периода времениразовыеразрешение на ввоз определенного количества товараУравнительные сборы-определяется исходя из разницы между ценой на отечественном и мировом рынкеИмпортные депозиты-временная заморозка денежных средств на специальном счете пропорционально величине импортаОсобые технические требованияохрана здоровья, охрана окружающей средывлечет дополнительные затраты на получение сертификатовВалютные ограничения-определяется максимально допустимый объем сделок в иностранной валютеЭкспортные субсидиипрямыепособия, выплачиваемые экспортеру в денежной формекосвенныепредоставляются в виде различных льгот
Обычно для ввоза и вывоза товаров необходимо получить разрешение от государственных органов, лицензию. В ряде случаев, предприятию дается автоматическая (генеральная) лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара в течение определенного периода. Но чаще всего, предоставляется неавтоматическая (разовая) лицензия. По развой лицензии разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а иногда и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.
Иногда вместо таможенных пошлин применяются компенсационные (уравнительные) сборы. Их величина определяется исходя из разницы между относительно низкой ценой данного товара на мировом рынке и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. В отличие от пошлин, для них характерна высокая степень адаптивности, в отличие от пошлин, которые остаются постоянными во время их действия. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний Рынок.
Импортный депозит представляет собой беспроцентный залог, который импортеру надлежит внести на специальный счет перед закупкой товара за рубежом. Данное требование увеличивает затраты на ввозимую продукцию, и потому приводит к росту цен на импортируемые товары, что в долгосрочной перспективе сокращает спрос на внутреннем рынке.
иностранной валютой. Как показала практика, данная мера не представляет особой ценности, так как для обхода валютных ограничений успешно используются различные клиринговые соглашения.
Экспортные субсидии предоставляются предприятиям для стимулирования вывоза товаров на иностранные рынки. Государство может выплачивать субсидии в денежной форме, величина которых пропорциональна объему экспорта. однако прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии в виде налоговых послаблений и льготных условий кредитования. Между тем, эффект от применения экспортных субсидий не так велик, как затраты государства. Финансирование экспортных субсидий фактически осуществляется за счет налогоплательщиков. К тому же, потребители несут потери, связанные с ростом внутренние цены на экспортируемые товары.
Помимо традиционных методов существует масса так называемых скрытых барьеров. К ним относятся различные санитарные и экологические стандарты, требования к технической безопасности товаров, к содержанию местных компонентов, упаковке и многое другое. Другими словами, если правительство полно решимости защитить местного производителя, у него всегда есть возможность изобрести условия, соответствовать которым могут только местные производители. Например, США неоднократно пытались найти скрытую опасность в том, как выращивается говядина в Аргентине, преследуя очевидные цели защиты своих владельцев ранчо. Японские и европейские власти придирались к использованию гормонов и тесноте, в которых американские фермеры выращивают домашнюю птицу
Таким образом, мы видим, что инструментов для защиты национальной экономики изобретено множество. Эффективность данных мер понятие относительное, ведь любое ограничение импорта влечет за собой аналогичные действия со стороны зарубежных партнеров.
1.2 Антидемпинговая политика
В международной торговле термином демпинг принято обозначать ситуацию, когда товар поставляется на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже внутренней цены экспортирующей страны. Таким образом, демпинг считается видом недобросовестной конкуренции, противоречащим принципам международной торговли, и считается незаконным в большинстве стран. Тем не менее, многие компании продолжают прибегать к демпингу для достижения своих целей.
Непосредственными целями демпинга могут быть увеличение продаж или доли рынка, установление контроля над рынком или вытеснение конкурентов. Также демпинг может преследовать политические цели. Экономически мощное государство, прибегая к демпингу в малоразвитых странах, стремится подавить национальных производителей и постепенно установить над ними экономический контроль. В ряде случаев имеет место так называемый случайный демпинг, из-за стремления избавиться от излишков продукции.
Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут компенсироваться различными способами: реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции; повышением цены после того, как конкурент будет вытеснен с рынка; получением дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт. Таким образом, демпинг может нанести серьезный ущерб стране импортеру, а также ее рядовым потребителям.
Первое упоминание о демпинге и методах борьбы с его разрушительными эффектами можно встретить в научных трудах в 18 века. Первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что применение антидемпинговых мер базировалось на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы определения демпингового импорта и антидемпинговых процедур.
Для борьбы с демпингом в мировой торговле используется, как таможенно-тарифные методы, так и нетарифные методы регулирования внешней торговли. При введении пошлины импортные товары дорожают, что делает их менее привлекательными для потребителей по сравнению с отечественной продукцией. Нетарифные методы, хотя и сохраняют эффект удорожания импорта, характеризуются более прямым действием. Действие квот, лицензий, сертификатов, технических стандартов создает препятствия для проникновения на местный Рынок в виде абсолютных или относительных лимитов по ценам, количеству или техническим характеристикам.
Традиционно, основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины. Применение указанных мер, как показала практика, является не только действенной мерой ограничения импорта, но и источником дополнительных доходов для государственного бюджета. По этой причине таможенные пошлины продолжают активно использоваться практически всеми странами, несмотря на существование множества других инструментов.
Антидемпинговые меры могут быть применены только после проведения специального расследования с подачи импортирующей стороны. В ходе этого расследования необходимо доказать с одной стороны, факт поставки товара из-за границы по заниженной цене, а с другой — факт нанесения материального ущерба национальной промышленности или замедления развития соответствующей отрасли.
В течение расследования могут быть введены временные антидемпинговые пошлины на срок до 4 месяцев. Для того чтобы продолжать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на таможне залог на сумму временной пошлины или представить гарантии ее уплаты. Если расследование подтверждает факт демпинга и причинения ущерба экономике импортера, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до 5 лет.
Указанные меры являются адресными и взимаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможенной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой. Иногда общая сумма выплат для компенсации ущерба пострадавшей стороне может исчисляться миллионами долларов. Все это значительно повышает эффективность указанных мер, вследствие чего многие экспортеры еще на стадии расследования идут на уступки в плане сокращения своего экспорта.
Следует отметить, что лишь немногие из рассмотренных жалоб приводят, в конечном счете, к введению антидемпинговых пошлин. чаще всего само объявление о намерении начать антидемпинговое расследование становится мерой, фактически ограничивающей импорт задолго до возможного установления дополнительной пошлины.
Экспортер, опасаясь возможных последствий, выражает готовность пересмотреть свои условия и пойти на значительные уступки. Подобное урегулирование может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о «добровольном» ограничении экспорта.
конечно, антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или меняется рыночная ситуация. Однако, в целом, антидемпинговые пошлины являются сильным экономическим инструментом, так как фактически закрывает экспортеру доступ на внутренний Рынок или же приводит к его значительным убыткам.
Что касается последствий применения антидемпинговых пошлин, то здесь нет существует единого мнения.
Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей, противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной рыночной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые, по сути, получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.
Глава 2: Проблемы применения антидемпинговых пошлин в международной торговле
.1 Расчет демпинговой маржи
Размер антидемпинговой пошлины зависит от величины демпинговой маржи, которая обычно определяется как разность между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой. Если аналогичный товар отсутствует на внутреннем рынке страны-экспортера, или на внутреннем рынке страны-экспортера возникла сложная ситуация, например, в случае низких объемов продаж (менее 5%), то для сравнения выбирается цена аналогичного товара на рынке третьей страны. Также возможен вариант, когда за нормальную цену берется «сконструированная цена», под которой понимается себестоимость товара с добавлением в разумных пределах нормы прибыли и расходов по продаже.
Разногласия вызывает вопрос о подобии товаров, цены которых подвергаются сравнению. Во многих случаях сравнение товаров двух стран оказывается асимметричным, так как, несмотря на схожесть, данные товары могут различаться по качеству. Так, например, несколько лет велись споры между ЕС и японии о том, считать ли японское сакэ и французское красное сухое вино аналогичными товарами. Особенно остро проблема определения аналогичности товаров стоит перед Китаем, так как на его внутреннем рынке множество дешевых низкокачественной продукции. Согласно статистке ВТО Китай занимает первое место по количеству по количеству антидемпинговых расследований и санкций.
В случае, когда нормальная цена определяется по себестоимости, возникают другие проблемы. Предприятия могут завысить свои затраты за счет включения в их структуру дополнительных издержек или завышенной нормы прибыли. В результате при сравнении с нормальной ценой разница практически не ощутима.
Важно отметить, что проблема заключается не только в методике, но и в халатности или некомпетентности людей, проводящих расследование. Когда против крупнейшего российского экспортера калия «Международной калийной компании» (МКК) было возбуждено антидемпинговое расследование, европейская комиссия определяла цену калия следующим образом. Из цены российского калия «в порту» вычли транспортную составляющую, однако для расчета были применены, не отечественные, а канадские тарифы. Между тем, канадские транспортные тарифы намного выше российских, что привело к неверному выводу об исходной цене калия на внутреннем рынке.
По правилам ВТО демпинговая маржа, а значит и размер антидемпингой пошлины, определяется на основе расчета средневзвешенной по совершенным поставкам. однако от стран ЕС, Японии, Тайланда, Канады, Бразилии и других стран поступает масса жалоб на методы расчета, применяемые с Министерством торговли США.
В ходе расследования Министерство сравнивает нормальную цену продукции с ее экспортной ценой по каждой сделке. Если нормальная стоимость выше цены ее реализации на рынке США, то полученная разница учитывается в расчете демпинговой маржи. В то же время, если экспортная цена ниже нормальной цены товара, то вместо того, чтобы вычесть полученную величину из окончательной демпинговой маржи, разница по данной сделке обнуляется.
Описанный выше метод получил название «обнуление». Его применение приводит к искусственному возрастанию демпинговой маржи, а значит к увеличению вероятности того, что Министерство торговли США, таким образом, установит факт ущерба. Следовательно, возрастает вероятность того, что против экспортера будут введены защитные пошлины.
такая несправедливая практика ослабляет доверие к США, как к участнику многосторонних переговоров и как к деловому партнеру. Тем не менее, США отказываются принять рекомендации ВТО по приведению методики определения демпинговой маржи в соответствие с правилами международной торговли. однако чем дольше США будут противиться или игнорировать указанные рекомендации, тем больше вероятность того, что страны, подавшие жалобы, получат Право вводить ответные пошлины или другие карательные меры по отношению к американским товарам. США настаивают на том, что закончтобы включить в правила ВТО разрешение применять метод обнуления.
.2 Установление ущерба
По правилам ВТО ущерб, нанесенный импортеру демпинговыми действиями, может выражаться в трех формах: собственно явный существенный ущерб национальному производителю, угроза такого ущерба, существенные помехи созданию национальным товаропроизводителем производства аналогичного товара. При анализе ущерба оценке подлежит и ряд других факторов, например, ликвидность товара, его запасы, уровень затрат в отрасли и на предприятии, занятость, инвестиционная привлекательность.
Для установления явного ущерба оценивается изменение объемов импорта и его влияние на цены и продажи аналогичного отечественного продукта. Эти данные являются статистическими и поэтому трудностей в их сборе обычно не возникает.
сложнее обстоит с определением ущерба, связанного с замедлением развития национальной отрасли. Для оценки подобного ущерба должен быть произведен анализ влияния демпинговых поставок на внутреннее Производство: сокращение объемов продаж, прибыли, выпуска, доли на рынке, а также увеличение товарных запасов, сокращение занятости, снижение темпов роста, инвестиционной привлекательности отрасли и многое другое.
Антидемпинговое законода в большинстве стран обычно содержит только общие принципы определения ущерба, поэтому процедура полна неопределенностей и лазеек. Во-первых, в международном праве дается слишком расплывчатое определение «аналогичного продукта», что дает почву для одностороннего толкования. Во-вторых, информация об ущербе, собранная органами, расследующими случаи демпинга, не может быть раскрыта противоположной стороне до какого-либо разумного предела; в результате «обвиняемому» чрезвычайно сложно опровергнуть доказательства, собранные проводившими расследование властями
.3 Двойные стандарты в антидемпинговом законодательстве
Одной из наиболее острых проблем для антидемпинговых разбирательств является наличие двойных стандартов в законодательной системе по отношению к странам с рыночной и нерыночной экономикой. Это означает, что для двух типов стран предусмотрены разные сценарии проведения антидемпингового расследования. Наблюдаются расхождения в методе определения нормальной цены на рынке самого экспортера.
наличие статуса страны с рыночной экономикой означает, что расчет себестоимости импортируемой продукции будет проводиться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером товара. В отношении стран с нерыночной экономикой применяется так называемый «суррогатный подход». Нормальная стоимость товара для данной категории стран определяется в соответствии с издержками производителей аналогичного товара из «третьих» стран с рыночной экономикой, имеющих схожие общеэкономические и показатели отрасли, против которой ведется расследование.
Как правило, в результате сравнения экспортной цены и нормальной стоимости, определенной по суррогатному методу, обычно оказывается, что производитель поставляет товар на зарубежный рынок по цене ниже нормальной, а значит, осуществляет демпинг. Данная практика представляется несправедливой, поскольку сводит на нет конкурентное преимущество развивающихся стран в виде низких производственных издержек. Данные по себестоимости фактически будут искажаться в ущерб интересам производителей страны с нерыночной экономикой, чей товар стал предметом разбирательства. кроме того, весьма сложным является вопрос об определении «суррогатной» страны. Истец и страна-экспортер могу вносить предложения касательно выбора аналогичной страны, однако право окончательного выбора принадлежит органу, ведущему антидемпинговое расследования.
В отношении советских и российских товаров основными торговыми партнерами долгое время применялся именно нерыночный подход и только в 2002 г. удалось добиться признания рыночного характера российской экономики в США, ЕС, Латвии и Литве; затем в 2003 г. его признали ЮАР, Бразилия, Колумбия и Индия. При этом были и страны, где проблема признания рыночного статуса никогда не возникала — Китай, Индонезия, Таиланд, Чили.
В качестве примера приведем антидемпинговое расследование, проводившееся в 1998 г. в отношении калийных удобрений из россии, Украины, Белоруссии. Согласно критериям ВТО эти государства не попадают под категорию рыночных, поэтому в их отношении применяются особый порядок расчета нормальной цены. В качестве «третьей» страны с рыночной экономикой рассматривалась Канада.
В результате сравнения было установлено, что нормальная стоимость калийных удобрений в Канаде значительно превышает белорусские и российские экспортные цены. В итоге, факт занижения цен был доказано, и против России, Белоруссии были введены антидемпинговые пошлины. однако в ходе антидемпингового расследования были допущены серьезные ошибки. Комиссия не учла того, что канадские производители удобрений на тот момент состояли в сговоре, намеренно завышая общий уровень цен на свою продукцию.
Принцип определения нормальной стоимости на основе цен «третьей» страны крайне неблагоприятно сказывается на экономическом положении таких стран как Китай. Факторы производства, особенно трудовые, здесь одни из самых дешевых в мире, но в международной торговле все сложнее использовать данное преимущество. При вступлении в ВТО Китай был вынужден согласиться с тем, что в течение 15 лет (начиная с 2001) на его товары будут распространяться особый регламент, применяемый в отношении государств с нерыночной экономикой. этим во многом объясняется огромное количество положительных исходов антидемпинговых разбирательств, ведущихся в отношении КНР. Так, из 1043 расследований, завершившихся признанием факта демпинга в период 1987-1997 гг., около 15,3% приходилось на Китай. Это при том, что доля Китая в международной торговле оценивалась в 1997 г. всего в 3,8%.
Итак, наличие двойных стандартов оказывает значительное влияние на экономику развивающихся стран. Особая процедура определения нормальной стоимости повышает вероятность того, что будет доказан факт поставки по заниженной цене. Установленные правила привели к тому, что ввести антидемпинговые пошлина в отношении страны с рыночной экономикой гораздо сложнее, чем для государства с нерыночной экономикой. Статистика показывает, что против промышленно развитых стран разбирательства проводятся в 3 раза реже.
В последние годы ситуация не несколько изменилась. Если в 80-90 гг. основными инициаторами антидемпинговых разбирательств являлись США, Канада, Австралия и ЕС, то сегодня, то сегодня наибольшую активность проявляют Индия. множество исков подает КНР, Ю. Корея, и Мексика, в основном в качестве ответных мер. таким образом, сегодня около 70% расследований возбуждаются по инициативе развивающихся стран.
.4 Последствия введения антидемпинговых пошлин
Сложившаяся система антидемпинговых мер в международной торговле в большей степени наносит ущерб странам с нерыночной или переходной экономикой. Этому способствуют особенности законодательства промышленных стран, а также значительные издержки, связанные с подачей антидемпинговых исков и защитой против них. При существующем подходе поводом для подачи антидемпинговых исков могут стать краткосрочные колебания уровней цен двух торгующих стран, вызванные различием в деловых циклах, колебаниями обменных курсов валют или же различиями в уровне экономии масштаба производства.
Как показывает мировая практика, принятие решения о введении антидемпинговых пошлин может привести к снижению объемов импорта в среднем на 30-50%. реальная угроза подачи иска вынуждает экспортеров проводить менее активные конкурентные действия на зарубежных рынках. Даже если в конечном итоге антидемпинговые пошлины введены не будут, указанные меры могут довольно быстро привести к снижению потока ввозимых товаров.
К примеру, ЕС в период с 1994-1997 гг. неоднократно приступало к антидемпинговым расследованиям импорта хлопковых изделий из Китая, Египта, Индии, Индонезии, Пакистана и Турции. В результате объемы импорта ЕС хлопчатобумажных тканей из этих стран снизились на 28%, а доля этих стран на рынке ЕС упала с 59% до 41%. В конечном итоге расследование было прекращено и введение антидемпинговых пошлин не потребовалось.
россия занимает 4-е место в мире после Китая, Южной Кореи и Тайваня по числу возбуждаемых против нее антидемпинговых расследований. Это приводит не только к существенному сокращению объема экспорта товаров в страны-инициаторы расследования, но порой и к полному закрытию рынка данной страны для российских экспортеров. По данным Минэкономразвития РФ, против российских товаров сейчас установлено 110 защитных мер в 18 странах мира и ЕС. По оценкам специалистов, 90% защитных мер приходится на химическую отрасль, в первую очередь на производителей минеральных удобрений, и черную металлургию.
дальнейшее развитие мировой торговли и ее либерализация привело к расширению антидемпинговой практики. Столкнувшись с необходимостью защищать так называемые «чувствительные» отрасли промышленности от увеличения объемов импорта или резкого падения цен, многие страны стали использовать антидемпинговые процедуры вместо защитных мер, поскольку применение последних в соответствии с положениями сопряжено с определенными трудностями. Таким образом, из инструмента, призванного оградить от недобросовестной конкуренции, антидемпинговые меры превратились в средство защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 90-х гг. 95% всех антидемпинговых процедур имели защитные аспекты и только 5% были связаны с антиконкурентной практикой.
Введение антидемпинговых пошлин крупными развитыми странами серьезно препятствует развитию отраслей, выходящих на мировой Рынок из развивающихся стран. Кроме того, недовольство потребителей вызывает то, что таким образом они лишаются возможности приобретать более дешевую импортную продукцию. Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на состояние торгово-экономических отношений между странами и являются источником постоянных конфликтов. В связи с этим перед международными торговыми организациями встала задача по совершенствованию стандартов антидемпингового законодательства.
внешнеторговый маржа пошлина демпинг
2.5 Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин
Введение антидемпинговых пошлин сильно ухудшает экономическое положение компании, против поставок которой они были установлены. увеличение удельных издержек при продажах на зарубежном рынке сильно уменьшает прибыль экспортера, а то вовсе превращает внешнюю торговлю в убыточное занятие. естественно, это побуждает предприятия искать пути для уклонения от выплат антидемпинговых пошлин.
основными способами уклонения от уплаты антидемпинговых пошлин в ЕС и США являются сборочные операции. ярким примером служит ситуация, сложившаяся середине 80-х годов, когда по инициативе США было возбуждено множество антидемпинговых дел в отношении японских производителей электроники (электрических печатных машинок, компьютерных принтеров, ксероксов). В ответ часть производителей создала предприятия для сборки этих же товаров в странах ЕС, используя по большей части японские детали. В результате многие компании уплачивали незначительные суммы или вообще не платили антидемпинговые пошлины.
Обман происходит, когда готовый товар подпадает под распоряжение о наложении антидемпинговых пошлин, а экспортер направляет компоненты товара в США или в третью страну для сборки в готовый товар. В первом случае экспортер утверждает, что компоненты, экспортированные в Соединенные Штаты, не являются товаром, подпадающим под антидемпинговое распоряжение. Во втором — что страна, из которой товар экспортирован в США, отличается от страны, на поставки товара из которой распространяется антидемпинговое распоряжение. Экспортер просто напросто переносит Производство в другую страну, и поэтому продукция получает иной статус страны происхождения. Согласно, международному праву, применить установленные меры в этом случае уже невозможно.
Разумеется, на международном уровне ведется работа по предотвращению подобного обмана. существуют специальные требования к сборочным операциям, которые устанавливают лимит на использование импортных составляющих. Однако возникают серьезные трудности в отношении высокотехнологичных товаров связанные с техническими вопросами, такими как собственно само разделение на составляющие.
Заключение
В рамках решения первой задачи мы выяснили, что для защиты своих интересов в условиях международной торговли государство применяет самые различные инструменты. Однако деятельность международных организации все больше ограничивает страны в выборе методов регулирования внешней торговли или снижает их эффективность, в особенности это касается таможенной политики. В связи с этим на смену традиционным методам защиты национальных производителей приходят более новые нетарифными методами.
В существующих реалиях, как было установлено в ходе решения второй задачи, наиболее действенным инструментом регулирования торговли являются антидемпинговые пошлины. По сути, данный метод в большей степени носит административный характер. Сама угроза введения антидемпинговых пошлин вынуждает экспортера идти на уступки в «добровольном» порядке, так как в случае начала разбирательств экспортер несет большие затраты, связанные с ведением процесса со сбором доказательств в свою защиту. Таким образом, само антидемпинговое разбирательство выступает эффективной мерой борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Вместе с тем повсеместно признано, что антидемпинговые процедуры, используемые в международной торговле, нечетки и полны лазеек. Проблемы возникают в связи с самим определением демпинга, критериями определения «нормальной стоимости» и доказательствами ущерба, наносимого демпингом. К тому же, предприятия, уличенные в демпинге, находят способы уйти от уплаты антидемпинговых пошлин. Эти факты были установлены в рамках решения третьей задачи.
Несмотря на неоднократные попытки урегулирования проблем, связанных с использованием антидемпинговых процедур, во второй половине 90-х гг. в. этот вопрос постоянно является источником конфликтов в сфере международной торговли. существующий регламент проведения антидемпингового расследования в большей степени наносит ущерб развивающимся странам. В связи с этим эта сторона антидемпингового процесса, по всей видимости, будет подвергаться доработке с усилением экономической мощи и влияния развивающихся стран, в особенности Китая и Индии.
список литературы
1)Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000;
)Ломакин В.К. мировая экономика: Учебник для вузов. — 2 изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;
3)мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой.
3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006;
)мировая экономика: Учебник для вузов/ Колесов В.П., Кулаков М.В.; под ред. Колесова В.П. — М.: ИНФРА-М, 2004;
5)мировая экономика: учеб. / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова и др.; под ред. И. П. Николаевой, — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
)Фомичев В.И. международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001;
7)Шепенко Р..А. .Антидемпинговый процесс. — М.: Дело, 2002;
)Шумилов В.М. Антидемпинговый процесс по законодательству россии и праву ВТО// Юрист-международник, №4 2003;
9)Хмелев И.Б. мировая экономика: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009;
Интернет источники:
1)Антидемпинговые меры против стран с нерыночной экономикой: некоторые концептуальные проблемы и один пример/ Баканов А., Жулего Л. Режим доступа: <HTTP://research.by/pdf/2003n4r05.pdf> (дата обращения: 29.10.2011);
)Антидемпинговые процедуры как механизм защиты отчественных производителей на рынке товаров и услуг/ Бадамшина В.А. Режим доступа:
)Аргументы за и против таможенных пошлин/ Киреев А.П. Режим доступа: <HTTP://www.elitarium.ru/2007/04/26/tarify_vo_vneshnejj_torgovle.html> (дата обращения: 25.10.2011);
)Пора отказаться от практики обнуления при расчете уровня демпинга/ Даниэлла Маркхайм Режим доступа: <HTTP://trade.ecoaccord.org/bridges/0209/6.htm> (дата обращения: 30.10.2011);
)Правое регулирование антидемпинговых мер в странах ЕС/ Саитова О.М. Режим доступа: <HTTP://www.lib.csu.ru/vch/132/008.pdf> (дата обращения: 02.11 2011);
)Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/WBI-Training/Ch25.pdf (дата обращения: 05.11.2011)
)Тариф на импорт и механизм его действияРежим доступа: <HTTP://economics.wideworld.ru/macroeconomics_1/19/1/> (дата обращения 04.11.2011);
)Триада мер торговой защиты Режим доступа: <HTTP://www.kubanexport.ru/download/law/tradelimit/Torg_zash.pdf> (дата обращения: 04.11.2011);
)Уклонение от уплаты антидемпинговых пошлин: законода и практика ЕС и США/ Шепенко Р. А. Режим доступа: HTTP://kollegia.net/articles.php?serv=212&part=5624 <HTTP://kollegia.net/articles.php?serv=212?=5624> (дата обращения: 31.10.2011);