Учебная работа. Проблемы лидерства в современных международных отношениях
проблемы лидерства в современных международных отношениях
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Многополярность мира и отсутствие четких ориентиров в международных отношениях
Роль лидерства в современных международных отношениях ведущих стран мира
Заключение
список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в мире в последнее время изменения носят глобальный характер, что дает возможность говорить о преобразовании современной системы международных отношений в иное состояние, отличающееся от того, которое было свойственно для нее, скажем, в последней декаде XX века. С одной стороны, новому укладу международных отношений свойственна большая степень рационализма, что обнаруживается в стремлении глобального лидера, коим является США, играть главенствующую роль в регуляции международных отношений, основываясь на собственных представлений о геополитике и руководствуясь собственными интересами. С другой стороны, усиливается стихийность, распространяющаяся от самой системы международных связей. При этом стихийность или беспорядочность созревает до известной степени, как противопоставление тренду к рационализации или упорядоченности. Взаимодействие рациональности и стихийности форсирует преобразование международных отношений «классического» типа в нечто иное, что в начале XXI века носит название «мировая политика».
Новый взгляд на проблему лидерства является актуальным с точки зрения установления актуальных тенденций развития межгосударственных отношений.
Ретроспективный анализ механизмов регулирования в международных отношениях свидетельствует о поступательном развитии в сторону усиления уровня институционализации. Если ранее мировые религии отталкивались от норм регулирования на основе морали, то нынешняя международно-правовая Идеология — на установленные всевозможными институтами нормы.
Многополярность мира и отсутствие четких ориентиров в международных отношениях
В наши дни стает все меньше каких-либо четко очерченных направлений движения, а мир становится все более конфликтным, противоречивым, неопределенным. В таких условиях в заметной мере повышается потребность в лидерстве, который принимал бы всё новые и сложные решения, не позволяя плыть по течению.
В наши дни мировое поступательное развитие без лидерства будет в значительной мере усложнено. Итоговая редакционная статья известной британской газеты Daily Telegraph носит заголовок: «появятся ли в 2012 г. лидеры, в которых нуждается мир?».
Способности настоящего лидера заключаются в том, что он способен узреть в неоднородных отрывках реальности элементы новизны и из фрагментов мозаики сложить единую картину, которая соответствует направлениям развития, а также дать им определение.
суть лидерства сформулировал когда-то Ф. Ницше: «Возобладать над хаосом, каким мы являемся, заставить свой хаос стать формой, стать необходимостью в форме; стать логичным, простым, недвусмысленным, математикой; стать законом — вот в чем тут амбиция».
Российский исследователь Э.Я.Баталов определяет несколько характеристик, которым необходимо соответствовать лидеру.
Итак, по его взглядам, лидер играет значимую роль в урегулировании социально-политических процессов. Он имеет общепризнанный авторитет и рассматривается в качестве примера для подражания. Войдя в положение других членов общности, лидер учитывает их интересы при принятии решений, а также отвечает перед обществом за курс развития, провидимый им. И, наконец, лидер обычно в значительной мере доминирует над другими членами сообщества по мощи своей интегральной силы.
исследование, проведенное известным немецким социологическим Фондом Бертельсманна обозначило такие важнейшие характеристики державы-лидера мирового масштаба:
-экономическое могущество при сохранении потенциала роста — 52%;
-устойчивость политической системы — 49%;
-богатые запасы природных ресурсов — 24%;
-проявление лидерских качеств в разрешении международных конфликтов и обеспечении безопасности — 23%;
-социально-экономическая модель, которая служит образцом другим странам — 21%;
-военное могущество — 21%;
—склонность к инновациям, гибкость и приспосабливаемость — 18%.
И. Чихарев считает, что «умная» мощь является комплексную моделью современного мирового лидерства. Она содержит в себе информационно-интеллектуальное влияние, многогранность, способность производительно управлять международным развитием и влиять на решение глобальных проблем.
«Умная» мощь имеет свойство эффективно мобилизовать все имеющиеся ресурсы в политических целях, а также оптимально ими распоряжаться. К «умной» мощи относится скорость обработки информации, коммуникативная мобильность, наличие способности вести информационную. Еще одним универсальным свойством «умной» силы является способность государства генерировать инновационные идеи, технологии и институты.
огромное значение в системе лидерских возможностей страны принадлежит харизме личности ее руководителя. В большинстве стран мира, и в том числе и в россии, есть конституционные основы того, что именно высшее должностное лицо государства обозначает основные направления внешней политики и руководит ею. Пример отдельных стран свидетельствует, насколько высокой может быть эффективность у некоторых руководителей государств.
Также на этот счет есть и иная точка зрения: О.А. Смирнова и Д.М. Золина уверены, что «роль лидера, его личностные характеристики оказывают влияние на формирование политики страны, но чем устойчивее общество, чем выше уровень его политической культуры и гражданского самосознания, тем меньшее влияние оказывает лидер на формирование внешнеполитической стратегии».
Роль лидерства в современных международных отношениях ведущих стран мира
В различных странах развитию лидерства придается много внимания. Наиболее ярко это выражается, несомненно, в политике США.
В 1998 г. госсекретарь М. Олбрайт сделала публичное заявление: «Если мы должны будем применить силу против Ирака, то это потому что мы ― Америка. Мы ― незаменимая страна. Мы находимся высоко и видим будущее лучше, чем другие страны».
Стратегия глобального лидерства, как и прежде, остается доминирующей лежа в основах американской внешней политики. В частности, в разработанной администрацией Б. Обамы Стратегии национальной безопасности, указывается: «Наша стратегия национальной безопасности сфокусирована, таким образом, на обновлении американского лидерства с тем, чтобы мы могли более эффективно продвигать наши интересы в 21-м веке» [12].
В последнее время американцы поняли, что не способны быть мировым жандармом: уж слишком значительны затраты при этом. В СНБ-2010 указывается о важности поддержания существующих военно-политические союзов и формирования новых, а также подчеркивается важность того, чтобы партнеры принимали на себя часть ответственности и расходов для проведения масштабных операций по обеспечению глобальной безопасности.
Касаемо одновременного лидерства нескольких стран в международных отношениях — тут позиция США очевидно негативная. Президент Барак Обама считает: «Существует сильная вера в то, что мы продолжаем оставаться супердержавой, возможно, уникальной в анналах истории».
В излюбленной американской полемике об уникальности США часто указывают на её исключительность (American Exceptionalism). профессор
Р. Фарлей обозначает, что эта исключительность в значительной мере базируется на масштабах американской экономики и огромных военных расходах страны. Также, по его словам, в международных отношениях необходима лидерская роль, которую призвано выполнять самое сильное государство в мире.
События 2011 года в Ливии проиллюстрировали, что американцы до определенного времени не вмешиваясь в них, желали проучить европейцев за урезание военных расходов в государствах-союзниках НАТО. В качестве ответа на усиление положения Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе американцы заявили о том, что они возвращаются в Азию и что этот регион становится «стержнем» американской политики.
Еще одним ярким свидетельством того, что США пытаются играть лидерскую роль на всех направлениях служит то, что ещё в «далеком»1995 г. президент Б. Клинтон, во время обращения к членам Объединенного комитета начальников штабов, заявил, что «США разрешат россии быть, но не разрешат ей быть великой державой».
Аналогичным образом, они себя позиционируют и в международных организациях, к примеру, во Всемирной торговой организации. В Повестке дня на 2011 г. и ежегодном докладе президента США за 2010 г. отмечается, что ВТО продолжает оставаться одной из основ американской торговой политики, локомотивом развития экономики страны, и всего мира.
Президент Б. Обама отмечает, что США играют в ВТО главенствующую роль. Поэтому организации, в которых принимают участие американцы, большей частью, объявляются лидерами в своей области.
Так, в новой Стратегической концепции НАТО «Активное участие, современная оборона» (ноябрь 2010 г., Лиссабон) указывается: «Мы, политические лидеры НАТО, полны решимости продолжать обновление нашего альянса с тем, чтобы он соответствовал своему назначению в ответе на вызовы безопасности 21 века. Мы твердо привержены сохранению его эффективности в качестве наиболее успешного политико-военного альянса всего мира».
американский исследователь Г. Глисон пишет: «Соединенные Штаты не совершенны и американское лидерство не является идеальным решением всех мировых проблем, но когда альтернативы ему неприемлемы, Соединенные Штаты, как можно ожидать, будут готовы действовать».
Другая сторона медали кроется в том, что попытки и намерения США быть лидером в самостоятельном качестве или в рамках международных объединений далеко не всегда оказываются успешными, ведь недостаточно просто называться лидером, а необходимо, чтобы тебя таковым признали другие.
Известный американский ученый и политолог, глубоко изучающий вопросы лидерства США в современном мире, Дж. Най-младший считает, что теперешнее урезание расходов государственного департамента наносит сокрушительный удар по американской «умной» силе. В частности, Комиссия конгресса США предложила перейти от экспорта американцами страха к экспорту оптимизма и надежды.
Дж. Най-младший также делает вывод о том, что в последнее время американцы совершали чересчур значительный упор на принуждение. Вашингтону следовало бы более мастерски применять такие методы, как общественная дипломатия, радиовещание, программы обменов, международная помощь, спасательные операции в случае чрезвычайных ситуаций и др.
Временами лидерство ошибочно воспринимается как всезнайство и вседозволенность. Стремление везде быть первым могут недешево стоить как в материальном плане, так и в плане человеческих жертв. В США, например, уже сегодня налицо усталость от неверно понятого лидерства после продолжительных военных кампаний в Ираке и Афганистане.
Согласно данным Института Гэллапа, в 2011 г. всего лишь 16% американцев желали бы видеть США в роли несомненного мирового лидера.
% населения США являются сторонниками значимой роли их страны в мировых вопросах, 32% — незначительной роли и, наконец, 7% — совсем не желали бы, того чтобы Америка играла бы мало-мальскую роль на геополитической карте мира.
Как считает президент влиятельного вашингтонского Совета по внешней политике, а в прошлом ― начальник отдела планирования Госдепартамента США Р. Хаасс: сегодня целесообразно было бы изменить американскую внешнеполитическую доктрину. новая «доктрина восстановления» (Restoration doctrine) призвана способствовать возрождению потенциала лидерства США в мире.
О своих лидерских амбициях всерьез размышляют также и другие мировые державы. В последние годы находится все больше оснований для признания задатков лидера КНР, хотя бы если взять во внимание то, что страна имеет первое место в мире не только по численности населения, но и по объему внешней торговли, а также второе место по объему ВВП.
Правительство КНР полностью признает всю ответственность за развитие не только самой КНР, но и всего мира.
«государств. С одной стороны, политологи твердят о появлении в значительной мере противоречивого тандема двух колоссальных по своему могуществу стран — США и Китая в целях совершенствования глобального регулирования, а с другой — исследователи пристально следят за попытками более тесного сотрудничества развивающегося объединения развивающихся стран БРИКС. Как бы то ни было, роль Китая в мировых делах непрестанно растет, требуя концептуализации. Особо пристального внимания с этой точки зрения заслуживает китайская концепция «гармоничного мира».
Желание и стремление выполнять роль лидера видна и по другим крупным странам мира. Так, известный французский философ М. Фуко употребляет метафору «Рим», характеризуя, великую державу или империю: «Франция должна стать другим Римом, независимым от Рима, но все же Римом».
Стоит отметить, что Франция в значительной мере проявила лидерские качества в ходе прекращения военных действий между Россией и Грузией в август 2008 г.
Во Франции, в отличие от США, считается возможным лидерство нескольких стран, так сказать, «в одной упряжке». Так, в октябре 2010 г. Франция подписала с Великобританией соглашение в сфере обороны и безопасности, соответственно которому две страны должны сплотить усилия и повысить эффективность в данной сфере при одновременной экономии ресурсов. многие политики воспринимают данный тандем в контексте международной политики как лидерский.
Ныне многие политики и ученые акцентируют внимание на явно складывающемся лидерским тандеме Германии и Франции в контексте серьезной экономической угрозы зоне евро и всей европейской интеграции в целом.
Положение о лидерстве великобритании в мировых вопросах часто встречается в ее Стратегии национальной безопасности (2010 г.).
Следует отдать должное тому, что страна является «глобальным лидером в науке и технологиях, медицине, креативной индустрии, СМИ и спорте, а также родиной нескольких самых лучших университетов в мире».
В документе отмечено также, что великобритания является признанным мировым лидером в борьбе с бедностью и одной из немногих крупных стран, которые действительно выполняют обязательства по помощи в развитии бедных стран.
После смены правительства в 2010 г. Лондон старается проявлять гораздо большую активность на международной арене, основываясь на концепции «глобальной вовлеченности»» Д. Кэмерона и Н. Клегга.
Примером данной концепции может служить Германия. Если после ее объединения в конце ХХ в. в европейских странах появились переживания о возможном возрождении германского гегемонизма, то сегодня все чаще слышны опасения насчет недостаточной лидерской роли Берлина в Европе. особенно ощутимо данное опасение проявилось во время современного финансового кризиса и необходимости выкупа суверенных долгов ряда стран Европы.
В то же время Берлин с неудовлетворением отмечает уменьшение своего влияния на международной арене. Так, авторитетный еженедельник «Spiegel» отмечает, что за последние годы Германии не удалось внедрить в руководство крупнейших международных организаций ни одного немца.
Свидетельством тому в последнее время стали назначения на должности директора-распорядителя международного валютного фонда француженки К. Лагард, а на должность президента европейского центрального банка итальянца М. Драги. Не больно благоприятным для Германии было и решение в последнее время кадровых вопросов в Европейской комиссии.
Тем временем, в последние годы высокими темпами развивает свой лидерский потенциал в регионе Средиземноморья и Ближнего Востока Турция. В прошедшее десятилетие Экономика страны развивалась колоссальными темпами. Эта страна будет стараться играть значимую роль в разрешении региональных проблем и, в то же время, она будет стараться активно участвовать в решении глобальных вопросов. Наконец, Стамбул собирается играть «решающую роль» в международных организациях, вождя в десятку самых крупных экономик мира.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что забота о лидерских позициях на мировой арене занимает по прежнему центральное место во внешнеполитической повестке дня у крупнейших мировых держав.
международный конфликт лидерство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
таким образом, в научном мире, не сформировалось единое общее понимание дальнейшего развития системы международных отношений, а соперничающие между собой концепции не позволяют дать однозначный ответ по поводу исследуемой проблематики.
новейшие реалии мировой политики, которые связаны с отходом всей системы международных отношений от биполярного состояния.
Недостаточно полная завершенность данного процесса обозначает и дальнейшую модификацию глобального регулирования и лидерства в международных отношениях.
феномен лидерства несет первоочередное значение в дальнейшем изучении процессов регулирования. От числа лидеров, структуры их взаимоотношений как между собой, так и с другими субъектами мировой политики зависят стабильность или хаос всей системы международных отношений.
Институционализация международных отношений ещё не привела к утверждению мирового правительства в роли наднациональной организации, в качестве прообраза которой рассматривалась ООН. Тем не менее, следует отметить, что все-таки сформировалась мировая «оппозиция» бесконтрольному применению силы на мировой арене в составе россии, КНР, Индии и ряда других государств, которые явно или скрыто выступают против политики США в международных отношениях.
При поддержке России происходит становление ряда новых групповых институтов (например, БРИК), а также продолжается деятельность над совершенствованием деятельности международных институтов коллективного регулирования, в частности ООН.
список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Выступление министра иностранных дел россии С. В. Лаврова на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 27 сентября 2011 г. // URL: #»justify»>.Лавров С.В. Международные отношения в зоне турбулентности — где точки опоры? //дипломатический ежегодник. М., 2011.
.The future of a democratic Egypt. By Condoleezza Rice // The Washington Post. 2011.Feb. 16.
4.Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
5.After America: How does the world look in an age of U.S. decline? Dangerously unstable. By Zbigniew Brzezinski // Foreign Policy.2012. Jan/Feb // URL:://www.foreignpolicy.com/articles/2012/01/03/after_america?print=yes&hidecom- ments=yes&Page=full
.Interviews by Fareed Zakaria. Inside Obama’s World: The President talks to TIME About the Changing Nature of American Power // Time. 2012. Jan. 19 // URL: #»justify»>.Will 2012 Bring the Leaders the World Needs? // Daily Telegraph. 2011. 30 Dec.
.Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 13 т. Черновики и наброски 1887-1889 гг. М.: Культурная революция, 2006. Т. 13. С. 229.
.Баталов Э.Я. Начало XXI века: мир без полюсов, мир без глобального лидера // Лидерство и конкуренция в мировой системе: россия и США / отв. ред. А.Д. Богатуров, Т.А. Шаклеина. М.: КРАСАНД, 2010. С. 41-45.