Учебная работа. Проблема принадлежности Курильских островов

проблема принадлежности Курильских островов

Оглавление

 

Введение

Глава I. сущность и понятия дипломатического конфликта в системе
международных отношений

1.1 Определение конфликта и дипломатического конфликта

1.2 Государственная граница и право её оспаривания другой страной

Глава II. Русско-японский конфликт в отношении Курильских островов

2.1 История конфликта: причины и этапы развития

2.2 Развитие конфликта в настоящее время: позиции сторон и поиск
решения

Заключение

список использованных источников



Введение

Политические конфликты всегда имели важную и, несомненно,
неоднозначную роль в мировом дипломатическом сообществе. Особенно привлекающими
внимание кажутся споры по принадлежности территорий, тем более, настолько
долговременные, как дипломатический конфликт между Российской Федерацией и
Японией по вопросу принадлежности Южных Курильских островов. именно это и
определяет актуальность данной работы.

Курсовая работа написана простым и понятным широкой публике
языком. Она имеет не только теоретическую, но и практическую ценность: материал
можно использовать в качестве опорного конспекта при подготовке к экзамену по
истории или основам теории международных отношений по теме проблематики
русско-японских отношений.

Итак, нами была поставлена цель:

Проанализировать существующую проблему принадлежности Курильских
островов и предложить возможные пути решения данной проблемы.

Цель определила и конкретные задачи работы:

ñ  Собрать теоретический
материал по данной теме, проанализировав и систематизировав информацию;

ñ  Сформировать позиции
каждой стороны в дипломатическом конфликте;

ñ  Сделать выводы.

С целью облегчения восприятия поступающей информацию мы
поделили всю работу на три этапа.

дипломатический конфликт курильский остров

Первый этап состоял в определении ключевых теоретических
понятий (таких как конфликт, государственная граница, право на владение
территорией). Он составил понятийный фундамент данной работы.

На втором этапе мы рассматривали историю русско-японских
отношений в вопросе Курильских островов; сам русско-японский конфликт, его
причины, предпосылки, развитие. Отдельное внимание мы посвятили настоящему
времени: провели анализ состояния и развития конфликта на сегодняшний этап.

На заключительном этапе были сделаны выводы.



Глава I.
сущность и понятия дипломатического конфликта в системе международных отношений

1.1
Определение конфликта и дипломатического конфликта

Человечество знакомо с конфликтами с момента своего
возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического
развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Их
порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические, территориальные
и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон
Клаузевиц, история мира — это история войн. И хотя такое определение истории
страдает известной абсолютизацией, нет сомнения в том, что роль и место
конфликтов в человеческой истории более чем существенны. Окончание
"холодной войны" в 1989 г. в очередной раз породило радужные прогнозы
о наступлении эры бесконфликтного существования на планете. казалось, что с
исчезновением противостояния двух сверхдержав — СССР и США, — канут в Лету региональные
конфликты и угроза третьей мировой войны. Однако надеждам на более спокойный и
благоустроенный мир в очередной раз не суждено было сбыться.

Итак, из всего вышесказанного следует, что конфликт — это
наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах,
возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются
предметом изучения науки конфликтологии. Следовательно, в международном
конфликте участвуют государства, имеющие противоположные точки зрения на
предмет спора.

Когда страны пытаются решить конфликт дипломатически — то
есть без применения военных действий — их действия направлены на то, чтобы,
прежде всего, найти компромисс за столом переговоров, что бывает весьма сложно.
Этому есть объяснение: часто руководители государств просто не хотят идти на
уступки друг другу — их устраивает некое подобие вооруженного нейтралитета;
также, нельзя ни учитывать причины конфликта, его историю и, собственно,
предмет спора. Национальные особенности и потребности играют немаловажную роль
в развитии конфликта — в совокупности это может существенно затормозить поиск
компромисса между странами-участницами.

 

1.2
Государственная граница и Право её оспаривания другой страной

Дадим определение государственной границы:

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии
вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории
(суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный
предел действия государственного суверенитета.

Из определения косвенно следует следующее утверждение —
государство охраняет свой суверенитет, и, следовательно, свои воздушные и
земельные ресурсы. Исторически, одной из самых побудительных причин к военным
действиям является именно раздел территорий и ресурсов.

 

1.3 Право на
владение территорий

Вопрос о юридической природе государственной территории
предполагает ответ о том, что есть государственная территория с правовой точки
зрения, точнее, что есть государственная территория с международно-правовой
точки зрения.

государственная территория — это часть поверхности Земли,
правомерно принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно
осуществляет свое верховенство. другими словами, государственный суверенитет
лежит в основе юридической природы государственной территории. Согласно
международному праву территория связана с ее населением. Государственная
территория и ее население — необходимые атрибуты государства.

Территориальное верховенство означает полную и исключительную
означает, что на территории
конкретного государства не может действовать публичная власть другой державы.

Тенденции развития современного международного права
свидетельствуют о том, что государство свободно в праве пользования своим
территориальным верховенством в той мере, в какой не затрагиваются права и
законные интересы других государств.

Понятие юрисдикции государства более узкое по объему, чем
понятие территориального верховенства. Под юрисдикцией государства понимается
Право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать любые
дела в пределах своих границ в отличие от территориального верховенства,
означающего всю полноту государственной власти на определенной территории.



Глава II.
Русско-японский конфликт в отношении Курильских островов

 

2.1 История
конфликта: причины и этапы развития

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является
выдвижение Японией территориальных претензий на южные Курильские острова (о.
Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — цепь вулканических островов между
полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), отделяют Охотское море от
Тихого океана. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской
и Малой Курильской4. первые сведения о Курильских островах сообщил
русский землепроходец Владимир Атласов.

Рис.1

В 70-х гг. XVIII века на Курилах существовали постоянные русские
поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте
1809 г. Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке
мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо в
основном завершилась.

Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на
Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 г. построила
укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 г. на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных
Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — японии. Но формально все
Курилы по-прежнему принадлежали россии.

февраля 1855 г. был подписан первый русско-японский договор —
Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между
двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил
границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 г. Россия подписала русско-японский договор, согласно
которому она уступала японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь
признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 г. Курильские острова находились под управлением
японии.

февраля 1945 г. между руководителями Советского Союза, США и
великобритании — Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом, Уинстоном Черчиллем
было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии
Курильские острова должны быть переданы советскому Союзу.

сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной
капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 г., по которой ее
суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также
менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан
и Хабомаи отходили советскому Союзу.

февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР
Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав
СССР.

сентября 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско был
заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской
коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и
претензий на Курильские острова и Сахалин. советская делегация не подписала
этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную
договоренность между правительствами США и японии.

С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных
Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали
советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 г. предъявила СССР
претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате
двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония
ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

октября 1956 г. в Москве подписана Совместная декларация СССР и
японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении
дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское
правительство согласилось на передачу японии после заключения мирного договора
островов Хабомаи и Шикотан.

после заключения в 1960 г. японо-американского договора о
безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 г.
Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования
территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые
было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 г., подписанном по итогам визита
президента СССР в Токио.

В 1993 г. в Токио президентом россии и премьер-министром Японии
была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было
зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего
заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых
выше островов5.

 

2.2 Развитие
конфликта в настоящее время: позиции сторон и поиск решения

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы,
способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое
внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и
сотрудничества в районе островов. Одним из результатов такой работы стало
начало реализации в сентябре 1999 г. договоренности о максимально облегченной
процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и
членов их семей. Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на
основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил
от 21 февраля 1998 г.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские
острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и
границах 1855 г., по которому указанные острова были признаны японскими, а
также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от
которых Япония отказалась по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Япония
поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного
договора между двумя странами.

Позиция российской стороны по вопросу о пограничном
размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране
по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с
договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г.,
Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.) и российский суверенитет над ними,
имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям
о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном
размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно
быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам
России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

Несмотря на все принимаемые меры, недавнее посещение Д.А.
Медведева 1 ноября 2010 года спорной территории вызвало бурю недовольства в
японских СМИ; Так, правительство японии обратилось к российскому президенту с
просьбой отказаться от мероприятия во избежание обострения отношений между
странами.

МИД РФ ответил на просьбу отказом. В частности, в сообщении
дипломатического ведомства отмечалось, что "президент россии
самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны", а
советы на этот счет "извне" являются неуместными и неприемлемыми7.



Заключение

проблема остается проблемой. Россия и Япония со времен второй
мировой войны живут без всякого мирного договора — это неприемлемо с
дипломатической точки зрения. Тем более, что нормальные торгово-экономические
отношения и политическое взаимодействие возможны при условии полного решения
вопроса Курильских островов. Окончательную точку, возможно, поможет поставить
голосование среди населения спорных Курильских островов, ведь в первую очередь,
нужно прислушаться к мнению народа.

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран — это создание
климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного
сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести
накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию
с плюсом — залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских
районах россии и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние
политики? Покажет время.



Список
использованных источников

1.       Азрилиян
А. Юридический словарь. — М.: Институт новой экономики, 2009 г. — 1152 с.

2.      Анцупов
А.Я., Шипилов А.И. .        Бирюков
П.Н. Международное Право. — М.: Юристъ, 2008 г. — 688 с.

.        Зуев
М.Н. История россии. — М.: Юрайт, 2011 г. — 656 с.

.        Ключников
Ю.В., Сабанин А. международная политика новейшего времени в договорах, нотах и
декларациях. Ч.2. — М.: Репринтное издание, 1925 г. — 415 с.

.        Туровский
Р.Ф. Политическая регионалистика. — М.: ГУВШЭ, 2006 г. — 792 с.

7.      HTTP://www.bbc.
co. Uk

Учебная работа. Проблема принадлежности Курильских островов