Учебная работа. Понятия 'глобальный мир', 'глобализация', 'глобалистика'
Понятия ‘глобальный мир‘, ‘глобализация’, ‘глобалистика’
Министерство образования и науки российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова
Контрольная работа по предмету
«актуальные проблемы современности и журналистика»
Понятия «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика»
Выполнил: Зотов А.Г.
Группа: 8ЖВУ
Проверил: Митропольский А.С.
Нижний Новгород — 2010г.
Введение
мир вступил в эпоху глобальных преобразований: в наше сознание «постучался» новый мир, мир насыщенный такими событиями взрывного характера, которые не укладываются в формат устоявшихся представлений, логику мирового развития. Даже ближайшие контексты событий не проясняют истоки их происхождения и направленность протекания. впервые мировое сообщество осознало не только мизерность объема накопленного знания и прежде всего гуманитарного, но и грандиозность сферы незнания, ущербность бытующей сейчас технологии освоения этой сферы — гносеологии, огромное запаздывание в осмыслении надвигающейся ситуации.
Причина: наше сознание носит «отстраненный» характер, пропитано традиционными подходами, где абстрактно-идеальное вытравило способность реагировать на яркое многообразие жизни, постоянно меняющейся ситуации.
таким образом, проявилась острая востребованность на разрешение такого положения и эта востребованность не заставила себя ждать: родилась новая отрасль знания (новейшая научная дисциплина) — глобалистика как наука снимающая гигантские скрепы с нашего сознания. Тем самым глобалистика «проламывает» гигантское окно в сферу незнания, открывает путь к взлету нашей интеллектуальной мысли в сферу гуманитарной космологии.
Современный мир разительно отличается от всех предшествующих эпох и, прежде всего тем, что являет теперь собою единую, целостную систему в масштабах всей планеты. Это новое качество его активно исследуется наукой, в рамках которой в последние десятилетия выделилась особая сфера научного знания — глобалистика. Важнейшим ее достижениям является то, что к настоящему времени накоплен значительный теоретический и фактический материал в области планетарных процессов и явлений, а термины «глобализация», «глобальный мир», «антиглобализм», «глобальные проблемы» и т.п. стали расхожими, получив широкое распространение не только в научной литературе, средствах массовой информации, политическом лексиконе, но и в обыденном языке.
Глобалистика — междисциплинарная форма знания в области международных отношений и мировой политики, которая стремится преодолеть кризис гуманитарных наук, разделенных часто непреодолимой специализацией и трансформацией предметов исследования под воздействием процессов, происходящих в современном мире. Глобалистика выступает как аналитическая дисциплина пока еще с размытыми контурами своего предмета исследования. Отсюда многоголосие исследователей, отдающие приоритет в глобалистике, соответственно, политике <#"justify">Столь широкий разброс мнений в истолковании как самой глобалистики, так и основных ее понятий — явление вполне закономерное, так как дело касается новой, активно формирующейся области научного знания. Это ничто иное как процесс становления единого и вполне определенного языка междисциплинарного общения. Привести в определенную систему весь этот терминологический ряд становится теперь актуальной задачей, т.к. вопрос о статусе глобалистики, ее категориях, принципах, подходах является принципиальным. Без этого трудно рассчитывать на успех в деле правильного понимания современных мировых тенденций и противостояния глобальным угрозам.
Здесь важно сразу определиться с основными понятиями: глобализация это многовековой естественноисторический процесс; глобальные проблемы — закономерный результат этого процесса; а глобалистика — сфера теории и практики, в центре внимания которой находятся глобализация и глобальные проблемы.
При более детальном рассмотрении не трудно заметить, что сфера материального производства и духовная деятельность, экология и образ жизни, культура и политика — все это оказалось теперь в орбите процессов глобализации. С учетом этого обстоятельства глобалистики междисциплинарную область научных исследований, направленных на выявление сущности процессов глобализации, причин их появления и тенденций развития, а также на анализ порождаемых ею глобальных проблем и поиск путей утверждения позитивных и преодоления негативных для человека и биосферы последствий этих процессов. следует определять как
Во избежание неправомерных аналогий важно подчеркнуть, что глобалистику не следует понимать как какую-то отдельную или специальную научную дисциплину, которые во множестве возникают, как правило, в результате дифференциации научного знания или на стыке смежных дисциплин. Она рождена противоположными — интеграционными процессами, характерными для современной науки, и представляет собой сферу исследований и познания, где различные научные дисциплины и Философия, по большей части в тесном взаимодействии друг с другом, каждая с позиции своего предмета и метода, анализируют всевозможные аспекты глобализации, предлагают те или иные решения глобальных проблем, рассматривая их как в обособлении друг от друга, так и в качестве целостной системы.
Отсюда проистекает важное следствие. Можно ставить вопрос о предмете, объекте, методе, цели, понятийном аппарате глобалистики, однако нужно иметь в виду, что ответы на эти вопросы применительно к глобалистике лежат в иной плоскости, нежели относительно той или иной конкретной науки. В частности, предмет ее не может быть определен однозначно, хотя упрощенно и можно сказать, что ее предметом является целостность мира, человечество в целом или вся биосфера с основным ее элементом — человеком. Также и понятийный аппарат глобалистики только в определенной мере (на философско-методологическом уровне) будет единым, в остальном же он оказывается «размытым» по отдельным наукам, причастным к соответствующим исследованиям.
Это обусловлено тем, что глобалистика возникла не так как обычные «классические» науки — в результате дифференциации научного знания, а наоборот, — она порождена интеграционными процессами, характерными для современной науки, когда та сталкивается с необходимостью исследовать сложнейшие многоплановые системы. Современный глобальный мир, поставивший в теснейшую зависимость не только все страны и народы, но и в целом общество с природой, как раз такой предельно сложной системой и является.
Глобализация (в широком значении) — это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее в др. частях мира. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более легко преодолимыми.
Глобализация (в узком смысле) (либеральная глобализация) — это род геополитики, направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам.
Обратимся к этимологии слова. Понятия «глобальный», «глобус» в их современном значении появились тогда, когда человек по-настоящему осознал, что Земля круглая, т.е. имеет форму шара, глобуса. Могло ли это произойти до первых географических открытий, до первого кругосветного путешествия, положившего конец спорам по поводу того, какая Земля на самом деле? конечно, нет. И хотя у древних греков можно обнаружить догадки о шарообразности Земли, тем не менее, эти представления носили философский характер, но не научный. А доказанными, научными они стали, когда человек действительно понял, что Земля круглая. С этих пор можно говорить о глобальности, хотя в период географических открытий человечество еще не было в полном смысле этого слова глобальным. Прошло не одно столетие, прежде чем человек сначала в географическом плане, а затем и в других отношениях «замкнул» планету полностью. Так, например, в 1957 году, когда был запущен первый искусственный спутник Земли и, тем более, в 1961 году, когда человек впервые вышел в космос, территориально глобализация закончилась. Человек увидел свою планету со стороны вот так, как на ладони, целиком и полностью, одномоментно, получив возможность проводить мониторинг любой точки планеты в режиме реального времени.
Глобализация как процесс интеграции человечества в единое целое происходит одновременно во многих сферах жизнедеятельности общества. Выделяется глобализация культуры, экономической сферы, политических процессов, языка, миграционных процессов и др. Все эти процессы составляют глобализацию, имеющую место в современности. Можно спорить о том, какой именно процесс является первичным и определяющим, однако, на наш взгляд в данном случае мы рискуем смешать понятие глобализации с ее причинами или предпосылками. Существует также опасность смешивания сущности глобализации с ее социальными последствиями, выражающимися в изменении социальной структуры, семейных отношений, поляризации общества и др.
международный интерграция глобализация
Эволюция и состояние глобалистики (середина 70-х — середина 90-х гг.)
важно подчеркнуть, что зарождение глобалистики приходится на то время, когда в советской и зарубежной литературе впервые заговорили о возникших угрозах всему человечеству, и стали активно обсуждать новые проблемы, которые получили название «глобальные». Это было время конца 1960-х — начала 1970-х гг.
Формирование глобалистики можно разделить на 4 этапа:
1.Конец 1960-х — начало 1970-х годов. Этот этап был посвящен изучению отдельных глобальных проблем и не объединял их в целостную систему.
2.вторая половина 1970-х годов. Становление важнейших теоретических и направлений и определение рамок объекта исследования.
.1980-е года. Осуществление попыток практических действий, принцип: «думать глобально, действовать локально».
.Рубеж 1980-х — 1990-х годов. особенно остро встают проблемы обеспечения безопасности, развивается политическая глобалистика. важной вехой периода стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.), на которой была выдвинута концепция устойчивого развития.
Однако следует подчеркнуть, что хотя с конца 1960-х гг. внимание ученых было приковано не к процессам глобализации, а к их следствиям (глобальным проблемам), в науке уже тогда все более четко вырисовывалась интегративная область междисциплинарных исследований, направленных на теоретическое исследование и практическое преодоление принципиально новых опасностей, актуальных для всего человечества. Таким образом, глобалистика изначально стала складываться и как принципиально новое научное направление, где на первый план выступили интеграционные процессы, и как сфера общественной практики, охватывающей международную политику, экономику и даже идеологию. Ее появление было своеобразным ответом на вызов времени.
Именно тогда сначала в промышленно развитых, а затем и в других странах резко ухудшилась экологическая обстановка, ставшая следствием усилившегося дисбаланса в отношениях человека с окружающей средой. Вскоре выяснилось, что экологические проблемы тесно связанны с другими противоречиями планетарного масштаба. За открывшимся беспрецедентным загрязнением окружающей среды, наиболее зримо обнаружились и угрожающие тенденции неконтролируемого роста численности населения Земли, и пределы исчерпаемости природных ресурсов, и смертельная опасность безудержной гонки вооружений, что означало серьезную опасность поступательному общественному развитию и даже существованию жизни на планете.
Количественные и качественные и изменения в различных сферах общественной жизни и во взаимодействии общества с природой, исподволь накапливавшиеся в течение долгого времени, отразили не только сложность, многообразие и динамичность современной эпохи, ее сугубо технократический, сциентистский характер, но и экспансионистские настроения, направленные на безусловное покорение природы. Итогом такого ускоренного развития стало то, что мир очень скоро обнаружил свои предельные значения и ограниченные возможности для поддержания дальнейшего экстенсивного экономического роста. Мир как единое целое, а также общие для него процессы и тенденции с необходимостью оказались в центре внимания сначала ученых, а затем политиков, общественных деятелей и, наконец, широкой общественности. Так глобализация заявила о себе настойчиво и с необходимостью.
Ныне уже достаточно видно переломное развития, но и для трансформации науки из классической в направлении неклассической и постнеклассической науки. В докладах Римскому клубу и работах его создателей предмет глобалистики (выраженный скорее имплицитно, чем эксплицитно) предстает двояко — и как набор проблем, угрожающих самому существованию человечества и тем не менее подлежащих неотложным практическим решениям, так и в связи с идеей бытия человечества как системного целого и неотъемлемого компонента эволюции Вселенной. Эта двойственность понимания предмета постоянно воспроизводилась в ходе эволюции глобалистики и выступала как ее основное внутреннее противоречие, противоречие и ныне до конца не преодоленное. Подчеркнем, что это двойственное представление о предмете далеко не проанализировано и в нынешней литературе по глобализации, в том числе в ее «историографической» части. Более того, исходный дуализм задал и неопределенность научного статуса этой рождающейся области научного знания.
В силу исходного противоречия формирование глобалистики развертывалось по двум траекториям, на одной из которых разрабатывались представления философского и общенаучного порядка о человечестве как целом, а на втором исследовались различные конкретные механизма и процессы становления этого целого в экономике, политике и культуре последних десятилетий XX в.
Следующий и, можно сказать, решающий шаг в определении предмета глобалистики был сделан, когда появилось понятие глобальной системной общности человечества, разработанное в первой половине — середине 1980-х гг. отечественными системниками. Они стали использовать понятие глобальной системы как совокупности структур и процессов жизнедеятельности человечества и природы в их взаимодействии; выделены исторические формы этой системы, в том числе — что особо важно — полисистемы. Значение этой концепции видится в том, что, четко определив контуры предмета глобалистики, она предложила общее основание, так называемых, глобальных проблем и положила конец бесконечным и малоплодотворным дискуссиям о составе этого «набора». В то же время дискуссии такого рода позволили глобалистике найти новые источники своего развития и самоопределения в работах культурософских и историософских (В.С. Соловьев, А. Тойнби, К. Ясперс).
Определение такого «контура» или «рамки» было стимулировано активностью условно теоретической культурологии, в русле которой Р. Робертсон предложил свое видение предмета глобалистики как некоего глобального условия человеческого существования. Таковое мыслилось как некая структура, не сводимая ни к социальным, этническим, политическим, экономическим и прочим отношениям: она рассматривалась как в плане бытия, так и в плане сознания, что позволило представить глобальное сознание в его истоках, восходящих ко временам античности. Предмет глобалистики в версии Р. Робертсона отличалось от того, что выдвинули отечественные системники. У Робертсона целостность не сводилась к социальным отношениям или к отношениям «человечество — природа»; акцентировалась роль осознания человечеством процессов глобализации; подчеркивалась неразрывность глобализации, становления национальной государственности и активизации индивида; наряду с целостностью системы подчеркивалась относительность, «не ставший» характер этой системности; наконец, глобализация выдвигалась далеко за пределы XX в., которым ограничивались отечественные авторы.
Глобализация (фр. — мондиализация) во всех ее проявлениях и аспектах становится в 1990-е гг., можно сказать, ключевым словом буквально всех дисциплин, вытеснив столь же популярный ранее термин «Постмодернизм». Каждая отрасль социально-гуманитарного знания вырабатывает свое представление о глобализации: в экономических дисциплинах понятие мировой экономики дополняется или сменяется понятием глобальной экономики; в финансовых дисциплинах полностью господствуют идеи экономики-казино или постэкономики; политологи связывают глобализацию с рождением нового мирового порядка, который понимается или как мир без гегемонии, или как восстановление сверхгегемонизма, или как становление мирового гражданского общества; культурологи рисуют перспективу глобализирующейся или даже глобальной культуры или же подчеркивают новое становление локальных идентичностей в «сетях» и «потоках» глобального общения; историко-географы ищут корни нынешней фазы глобализации. Этот бурный рост вширь глобалистских исследований вновь делает актуальной проблему демаркации глобалистики от близких к ней по тематике подходов и концепций. В первую очередь проблематичной стала грань между глобалистикой и идеями постиндустриализма: проблематика обоего рода, безусловно, перекрещивается, но далеко не тождественна, ибо остается невыясненным, как глобализация соотносится, скажем, с концепциями постэкономики, информационного общества, больших социально-исторических сдвигов.
Умножение частнодисциплинарных трактовок глобализации само по себе свидетельствует о прогрессе этого направления научного поиска. однако здесь возникает реальная опасность фрагментации этого поля исследования, опасность, которая вряд ли преодолима, когда та или иная отдельная дисциплина пытается — в порядке реакции — как бы монополизировать видение глобализации (претензии со стороны экономико-финансовых наук и особенно культурологии). Фрагментация знания, как и его ложная альтернатива (монополия одной дисциплины), порождают сомнения в возможности обобщающего представления о глобализации, сомнения, подтверждаемое ситуацией кризиса, наступившей в этой отрасли знания где-то к середине 1990-х гг.
В этой связи обратимся к термину «глобализация». Он употребляется, как правило, для характеристики интеграционных и дезинтеграционных процессов планетарного масштаба в области экономики, политики, культуры, а также антропогенных изменений окружающей среды, которые по форме носят всеобщий характер, а по содержанию затрагивают интересы всего мирового сообщества. При этом можно отметить две крайности в истолковании как самого феномена глобализации, так и истории его появления. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей и отношений трактуют неправомерно расширительно, пытаясь усмотреть их уже в первобытном обществе. С этой точки зрения, даже ранние этапы развития человечества характеризуют как глобальные.
Другая крайность заключается в том, что глобализацию трактуют слишком узко, когда современные процессы общественного развития рассматриваются в отрыве от их фундаментальных причин и генезиса, т.е. не учитывается история и динамика становления международных структур и транснациональных связей. При таком подходе глобализацию нередко связывают лишь с событиями ХХ столетия, а то и вовсе с последними десятилетиями. К тому же в ней зачастую видят якобы сознательно заданный и управляемый процесс, целенаправленно осуществляемую кем-то политику, и даже говорят о глобализации как о субъективной реальности, чьем-то коварном замысле, реализуемом в интересах определенного круга лиц, транснациональных корпораций или отдельных государств.
Отмеченные крайности во взглядах на глобализацию не охватывают всего спектра существующих точек зрения по этому вопросу, а их многообразие объясняется не только сложностью проблемы, но и недостаточной разработанностью данной темы. Отсюда проистекают определенные негативные последствия. В частности, затрудняется взаимопонимание между людьми, тормозится междисциплинарное взаимодействие, создаются серьезные препятствия на пути осмысления истинных причин глобализации, и порождаемых ею глобальных противоречий. здесь же кроются причины недопонимания и многих конфликтов, обусловленных тем, что мир в своих отдельных частях и отношениях все больше становится единым, целостным, взаимозависимым, в то время как достаточно эффективные механизмы, призванные регулировать общественные отношения на глобальном уровне в современных условиях отсутствуют. Вполне очевидно, что без глубокого анализа и достаточно ясного понимания сути процессов глобализации трудно рассчитывать на успешное преодоление указанных выше проблем.
В этой связи важно подчеркнуть, что глобализация — явление не сегодняшнего, и не вчера она появилась. Она была и тогда, когда о ней и не говорили вовсе. Это принципиальный момент: оказывается, человеку вообще свойственно замечать нечто происходящее с ним «здесь и теперь» тогда, когда уже это нечто обнаружило себя в полной мере.
Появились ли глобальные проблемы раньше, чем о них заговорили? Конечно. появилась ли глобализация раньше, чем это осознали? Несомненно. А как эти явления взаимосвязаны? Что из них появилось раньше? Здесь тоже нет проблемы, если знать историю вопроса и понимать суть проблемы. Но, как ни странно, даже среди ученых встречаются разные мнения. Одни скажут вам, глобальные проблемы появились вперед, потому что о них раньше заговорили, другие скажут, что глобализация, и так далее. Но сегодня в этом уже нет никакого секрета.
Географическая глобализация предопределила такие же процессы в сфере экономики, политики, культуры. Экономические интересы и экономическая торговля, прежде всего, обмен товарами, стали основой экономической глобализацией. Они стали распространяться из Европы на весь мир. Из Африки везли рабов в Америку, из Америки — товары, золото и так далее. Таким образом, географическая глобализация практически сразу уже повлекла за собой экономическую глобализацию. Это были еще только истоки, начало, т.е. еще не та глобализация, о которой мы говорим сегодня, но корни следует искать именно там. Тогда же процессы глобализации впервые затронули и сферу политики. Посмотрите, какие первые соглашения между Испанией и Португалией в этой сфере были заключены, как англия, а потом Голландия, Франция, Германия и другие страны начинают делить мир. И прежде всего, делят мир на бумаге, с точки зрения законов, которые они пишут, устанавливают зоны, сферы влияния и т.д. Таким образом, глобализация обнаруживается и в области политики практически параллельно географической и экономической глобализацией.
Отметим, что до конца XIX века глобализация набирала силу, но по существу именно в XX веке она стала объективным фактором общественной жизни. Первая Мировая война стала первой попыткой решить политические проблемы на глобальном уровне. Вторая мировая война, по существу, ничем принципиально не отличается от Первой, кроме введения каких-то технических средств, которые только усилились и несколько модернизировались. По сути, это была практически одна глобальная война, которая имела две фазы, и проходила она, в первую очередь, в области политики. В области экономики глобализация становится все более заметной с конца XIX- начала XX века и проявляется в деятель транснациональных корпораций, трансграничном перемещении мирового капитала.
таким образом, если географическая глобализация к середине XX века практически закончилась, то экономическая и политическая вышли на наиболее острую стадию обострения. Политическая глобализация — это попытки создать после двух Мировых войн Лигу Наций и организацию Объединенных Наций. В экономике — это появление международных финансовых институтов и увеличение количества и мощи транснациональных корпораций. Вместе с тем, серьезные изменения произошли и в области взаимодействия человека с окружающей средой. Экологические проблемы к середине XX века также стали глобальными.
В итоге человечество оказалось в ситуации многоаспектной глобализацией, которая проявляется сегодня в различных сферах общественной жизни, порождая массу принципиально новых проблем, которые, как и сама глобализация, могут получить адекватное отражение только в специальной сфере научного знания — глобалистике. именно это и было предметом состоявшегося разговора. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, и любые попытки его проигнорировать, например, стремление построить научные исследования или создать структурные подразделения по принципу и подобию, как это было до появления глобальных процессов, обречены на неудачу, если не принимать во внимание характер произошедших изменений. А они в том, что дифференциация научного знания здесь уступила место процессам интеграции, ибо очень сложные системы не могут быть исследованы какой-то отдельной наукой. Вот почему, как уже отмечалось выше, глобалистика является интегральным знанием, и в другом качестве она просто не могла бы состояться.
Заключение
Глобальность как структура есть абсолютно необходимая соотнесенность — взаимодействие, взаимовстроенность — трех начал ядра глобальной общности, образующая Архетип, который реализуется в своем историческом бытии, меняя различные формы. Глобализация-процесс есть развертывание этой структуры через связи, обмены и взаимодействия различных составляющих человечества, достигающий высшей точки в рамках второго типа глобальной общности; процесс, через механизмы которого сближаются и конвертируются, а в результате — вырабатываются всеобщие свойства различных частей глобального целого.
опираясь на эти понятия и концепцию глобальной общности, мы можем специально определить предмет глобалистики. Таковой не однозначен, но включает три разных пласта, образующих единое предметное поле. первый пласт содержит жесткое определение предмета как процесса взаимосвязанности и взаимовстроенности различных компонентов человечества, заданный архетипом глобальности процессов, сближения и конвергенции свойств компонентов — во всеобщие качества образа или стиля жизни. Второй пласт содержит мягкое определение предмета как процессов отчленения и разделения компонентов глобальной общности через механизмы дифференциации и дивергенции, вырабатывающие единичные и особые свойства этих компонентов. Третий пласт содержит рамочную теорию, в пределах которой размещаются оба видения предметов, а роль этой рамки призвана выполнять концепция глобальной общности и ее исторических типов. Выделив жесткое ядро, можно избежать растворения предмета в рамочной концепции, которая в свою очередь фокусирует взаимосвязь жесткого и мягкого определений в проблематике «глобальное — локальное». Давая мягкую трактовку предмета, мы определяем поле наложения обоих основных предметов, что столь очевидно, например, в проблематике нового регионализма.
Очертив предмет, мы можем считать, что глобалистика обладает или, точнее, вырабатывает важнейший атрибут своего бытия как особой отрасли научного знания и, следовательно, выходит из «внутриутробного состояния». среди других необходимых атрибутов отметим существование множества картин мира, то есть теоретических изображений предмета с ярко выраженной мировоззренческой окраской. К их числу относятся картины глобальной деревни, мирового города, золотого миллиарда, информационного или коммуникационного общества и т.д. Философскими основаниями этой отрасли научного знания выступают не только некоторые версии холизма, но и мягкие версии постмодернизма, постулирующие гетерогенность и разорванность мира наряду с его же целостностью; версии философской антропологии с понятием «мысле-образов». здесь работают несколько различных моделей познания — от статистической и системной до диатропической и синергетической. Если считать — по нормам науковедения, что отрасль знания конституируется при наличии единого предмета, общей картины мира, определенных философских основаниях и едином методе, то глобалистика ныне все еще далека от превращения в отрасль нормальной, парадигмальной науки и, значит, подвержена инволюции.
однако множественность картин мира и особенно множественность моделей познания вполне соответствует нормам постнеклассической, или новой науки. Глобалистика в ее нынешнем состоянии резонирует по меньшей мере с рядом важнейших постулатов Новой науки: акцент на субъекта и особенно индивида в ряде концепций признается основным магистральным направлением глобализации («индивидуализация человечества»), хотя в основном русле глобалистики преобладает ориентация на отдельные «совокупности» в структуре человечества; признание гетерогенности мира находит отклик в дискуссиях о роли локального, проблемах «почвы» и укорененности глобального в локальном, в частности в пространственном плане. Куда в меньшей мере здесь находит отражение постулат вероятности развития, но зато реализован тезис множественности познавательных моделей или — слабее — альтернативных конкурирующих парадигм; действует принцип открытости научного знания по отношению к другим видам знания — ненаучному; наконец, расшатывается принцип дисциплинарной организации научных исследований. Исходя из этого можно полагать, что глобалистика если и будет конституироваться, то по нормативам не классической, но скорее Новой науки.
На этом пути глобалистика сталкивается с проблем, актуальных как в плане познавательном, так и онтологическом. К их числу относятся проблемы: вариабельность и (или) альтернативность процессов глобализации; соотношение тенденции гомогенизации и гетерогенизации состава глобальной структуры; соотношение иерархичности и сетевой организации мироцелостности; природа отношений отчуждения, свойственных информационно-глобалистскому типу глобальной общности; субъекты глобализации.
Глобалистика выглядит приоритетной отраслью научного знания не только потому, что имеет дело с проблемами существования человечества, но и постольку, поскольку, объединяя усилия фундаментальной и прикладной ветвей науки, социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, она находится в основном русле рождения новой науки, вводит отечественную науку в сердцевину проблем современного научного знания. Поэтому важная задача исследователей заключается в осознании приоритетности данного научного направления, овладение которым дает нам ту искомую «точку опоры», которая позволяет не «перевернуть», но переосмыслить будущее человечества.
1. Степин В.С. Становление научной теории. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 319 с.
. Кузнецов В. Что такое глобализация? // мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3. С. 14-19.
. Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 10. С. 104-116.
. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000-2015 гг.) М.: ИМЭМО ран, 1998. С. 3-4.
. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме. СПб: Алетея. 2000. С. 227-228.
. Максименко В.И. Глобализация как Идеология (тезисы) Навигут. 1999. № 1. С. 204-205.
18. Naisbitt J.A., Aburdenne P. Megatrends, 2000. 2. Pan books, 1990. X, 338 p.
. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. 285 с.
. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, экономике и бизнесе, обществе и мировоззрении / Пер. С англ. Л. Нахапетова М.: Букер Чемберлен интернейшнл, 1994. 379 с.
. Васильчук Ю. Постиндустриальная Экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 9. С. 74-82.
. Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики // Мировая
. Проблемы методологии постнеклассической науки / Отв. ред. Е.А. Мамчур.