Учебная работа. Политика США по отношению к России и Китаю в начале XXI века
Политика США по отношению к России и Китаю в начале XXI века
САНКТ−ПЕТЕРБУРГСКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Международных Отношений
Кафедра американских исследований
Курсовая работа
Политика США по отношению к россии и Китаю в начале XXI века
студента 1 курса
Мамошина Никиты Леонидовича
Научный руководитель —
Доктор исторических наук,
Профессор Б.А. Ширяев
Содержание
Введение
Глава 1. Внешнеполитическая стратегия США в период администрации Дж. Буша (младшего) в области обеспечения безопасности (В контексте русско-американских отношений)
Глава 2. русско-американские отношения в период Администрации Барака Обамы (I срок)
Глава 3. Американо-китайские отношения в период Администрации Барака Обамы (I срок)
список использованной литературы
Введение
Обоснование актуальности темы. отношения на высшем уровне трех сверхдержав США, россии и Китая всегда привлекало пристальное внимание мирового сообщества. Эти страны постоянно ведут борьбу в различных сферах. В настоящее время США считается признанным мировым лидером, чье влияние охватывает все аспекты мировой политики и экономики. США и в особенности их вооруженные силы не намерены уступать или даже делиться своим лидерством. многие аналитики, однако, прогнозируют, что в ближайшие годы США уступит пальму первенства. среди стран-претендентов на эту почетную роль выступают, кроме прочих, Россия и Китай. Обе эти крупные державы имеют экономический потенциал, развитые военно-промышленные комплексы, значительные территориальные и природные ресурсы. Китай, по мнению специалистов, имеет больше шансов в борьбе за мировое господство, однако Россия также активно отстаивает свои позиции.
Формулировка цели и задачи исследования. Задачей данной курсовой работы является анализ внешнеполитических отношений США и России, США и Китая в годы президентства Дж.Буша мл. и Б.Обамы. Президентские сроки этих политических деятелей приходятся на рассматриваемый в работе временной период. Работа написана на основании различных источников путем обобщения информации и констатации фактов.
объект исследования. Первая глава курсовой работы посвящена проблемам обеспечения безопасности в отношениях между США и Россией. россия является правопреемником СССР на политической арене. поскольку СССР был многолетним оппонентом США в «холодной войне», то вполне очевидно, что вопрос безопасности является приоритетным в отношениях между США и Россией. Нацеленность вооруженных сил этих стран друг на друга постоянна, несмотря на смену идеологий. Во второй главе раскрываются основные аспекты внешнеполитических отношений между США и Китаем, включая проблемы безопасности и экономическое сотрудничество. Эти страны являются друг для друга вторыми по объему торговыми партнерами, поэтому экономические вопросы в контексте этих стран не менее важны, чем вопросы безопасности.
Степень разработанности проблемы. Тема внешней политики США в разные исторические периоды широко и разнообразно освещается в прессе и научных источниках. информации достаточно много, приводятся различные факты в зависимости от того, гражданином какой страны является автор. Однако, многие работы субъективны и мнения авторов на отношения трех держав иногда полярно расходятся.
Практическая значимость работы. Данная курсовая работа написана с целью изучения студентом предмета исследования в рамках программы I курса факультета МО СПбГУ и получения первоначального представления о внешней политике США.
Характеристика источников. В основном источниками служат статьи из Online издательств и Internet ресурсы (официальные новостные сайты, официальные сайты правительств, на пример www.state.gov и т.п.).
Глава 1. Внешнеполитическая стратегия США в период администрации Дж. Буша (младшего) в области обеспечения безопасности (В контексте русско-американских отношений)
русский американский китайский внешнеполитический
Существуют две основные идеи, которые формируют концепцию подхода к российско-американской политике. Первая заключается в том, что, несмотря на окончание холодной войны более 20 лет назад, и Соединенным Штатам, и России не удалось полностью воспользоваться возможностями, которые представились им с окончанием холодной войны, чтобы обезопасить свое положение в мире (обезопасить мир в целом). Вторая идея, значительно затрагивающая внутреннее преобразование россии, заключается в том, что если Россия стремится быть "великой европейской державой" — о чем в разное время заявляли как Б.Н. Ельцин, так и В.В. Путин, то она должна понимать, что все великие европейские державы сегодня являются рыночными демократиями с хорошо устоявшимися юридическими системами, которые подчиняются нормам, относящимся к правам человека, к свободе средств массовой информации и к здоровым социальным условиям.
Вопреки ожиданиям, путь к успеху внутренних преобразований в РФ оказался гораздо более длительным. В американских политических кругах появилась тенденция и вовсе не поддерживать эти преобразования и сконцентрироваться на вопросе безопасности между РФ и США, как на конечной цели русско-американских отношений. Решение о прекращении поддержки было бы крайне не выгодным не только для РФ; неразвитая россия не смогла бы окончательно интегрироваться с Западом и с мировой экономикой в целом, в следствие чего, такая Россия не смогла бы внести весомый вклад в становлении международного порядка. В конечном счете появилась бы вероятность угрозы США со стороны РФ по широкому спектру вопросов.
Коренным вопросом в обеспечении совместной безопасности РФ и США является вопрос о ядерном разоружении. В настоящее время как россия, так и США имеют более 6000 единиц стратегических вооружений, а по соглашению СНВ-2 это число должно снизиться до 3000-3500. Президент Буш заявил о важности отхода от парадигмы холодной войны и о рассмотрении односторонних мер. Это прозвучало в обращении к нации о внешней политике, сделанном в Библиотеке Рейгана после избрания Буша на пост президента. Это сообщение оказалось весьма кстати, ведь если система международных отношений более не основывается на биполярном противостоянии двух superpowers, то зачем же США и РФ оставаться в рамках этих устаревших ядерных взаимоотношений? Дальнейшим логичным шагом для дипломатов обеих сторон была бы попытка трансформации этих ядерных отношений в ближайшем будущем. Суть этого шага заключалась бы в значительном сокращении арсеналов, которые не находились бы в боевой готовности (как это наблюдалось в англии и Франции)
Проблема противоракетной обороны с некоторой вероятностью может стать следующей крупной проблемой в американо-российских отношениях. В РФ существует мнение, что Договор по ПРО остается краеугольным камнем стратегической стабильности в мире. Позиция США при сильной поддержке
Республиканской партии основывалась на том, чтобы доказать, что Договор ПРО является анахронизмом, пережитком холодной войны, который более не способствует их интересам безопасности в тех изменившихся условиях, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Ряд государств выделяет значительные ресурсы на обеспечение программ баллистических ракет, и, возможно, что в ближайшем будущем появится больше государств, которые будут в состоянии нанести ущерб Соединенным Штатам путем доставки оружия массового уничтожения на баллистических ракетах. Вашингтону следует уделить этой проблеме больше внимания; не сделать этого было бы безответственно. С другой стороны, последствия решения США выйти в одностороннем порядке из Договора по ПРО будут, вероятно, весьма дестабилизирующими для международной системы. Усилия по сокращению вооружений и усилия, направленные на обеспечение безопасности американо-российских ядерных отношений будут, по всей вероятности, поставлены под угрозу. Китай, скорее всего, решит создать больше ядерных ракет раньше, чем это предусмотрено в нынешних планах модернизации; до сих пор он был весьма сдержанным в развитии своих ядерных сил. Активность Китая окажет влияние на Индию с последующим воздействием на Пакистан. То, что делает Китай, может заставить Японию поставить под вопрос доверие к американской ядерной гарантии — Токио может очень быстро создать ядерные силы, если решится на это. Неудача достичь соглашения с Россией о будущем договора по ПРО, безусловно, приведет к более тесному сотрудничеству в области безопасности между Россией и Китаем.
отношения в области безопасности между двумя сверхдержавами после распада РФ были, мягко сказать, натянутыми. США, одержав победу в холодной войне полноправно стали считаться единственной и сильнешей сверхдержавой того времени. США не воспринимали РФ как своего союзника в достижении мировой безопасности, я считаю, что это вполне оправдано, ведь в течение второй половины двадцатого столетия между этими странами было яркое противоречие, но трагедия 11 сентября 2001г. (далее 9/11) и реакция на это событие со стороны РФ заставили США признать, что россия намерена на сотрудничество и приследует только мирные цели. Президент РФ В. Путин стал первым из иностранных лидеров, выразившим сочувствие Дж. Бушу и Москва приняла самое активное участие в создании антитеррористической коалиции, а также оказала очень существенную поддержку в Афганистане, ставшем в 2001-2002 гг. главным фронтом объявленной Вашингтоном «войны против международного терроризма.
Складывалось впечатление, что события 9/11 наконец запустят Российско-Американские отношения, что россия станет более важным партнером, чем даже Европа и НАТО. казалось, что Россия наконец-таки стала тем самым признанным мировым сообществом (в первую очередь США) государством.
россия старалась выжать все соки из событий 9/11 для дальнейшего сближения с НАТО и США. По инициативе Москвы был, пускай и не в полной мере, реализован проект россия-НАТО. Он задумывался как способ сделать РФ де-факто членом альянса по большинству вопросов безопасности,
кроме коллективной обороны. Причиной создания этого проекта было то, что после событий 9/11 для безопасности Европы наступила новая реальность, заключающаяся в том, что большинство угроз для Евроатлантического региона исходило из вне, следовательно участие России в совместном противостоянии этим угрозам становилось не просто желательным, но и необходимым.
Россия попыталась воспользоваться событиями 9/11 для того чтобы наконец выйти из изолированного положения от Евроатлантического сообщества, в котором она оказалась в 1999 году. Она попыталась «прорваться» в привилегированные западные клубы и процедуры мироуправления (а на тот момент они еще были действительно западными) без становления Западом в политико-цивилизационном плане. В Москве верили, что совместная борьба с международным терроризмом посволит ей войти в Западный клуб, при этом оставаясь его гетерогенной частью.
К сожалению скоро стало понятно, что надеждам россии на вступление в Западный клуб не суждено было сбыться. Позитивный импульс 9/11 по сближению РФ и США стал постепенно угасать, хотя и продолжал придавать российско-американским отношениям конструктивный характер и помогал этим странам относительно безболезненно переносить возникшие трудности и противоречия. Так, Москва относительно спокойно восприняла выход США из договора по ПРО и окончательную гибель в этой связи договора СНВ-2, который был быстро заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).
К концу 2002 года в России возникло беспокойство по поводу развития внешней политики США после событий 9/11. стало очевидным, что в Вашингтоне нарастали неоконсервативные настроения, и США приступили к грандиозному проекту переустройства мира в соответствии с американскими интересами и ценностями, начиная с большого Ближнего Востока, в надежде продлить, опираясь на одностороннее применение американской силы, образовавшийся после развала СССР «момент однополярности».
Встав на другую сторону баррикады, РФ (как и Германия с Францией) перешла в прямую оппозицию к внешнеполитическому направлению Вашингтона. Москва возглавила «коалицию нежелающих» — стран, выступавших резко против войны СЩА в Ираке. Она из партнера стала превращаться в занозу, проблему для внешней политики США. Москва рассматривала развитие внешнеполитической доктрины как серьезный риск международной безопасности.
Далее к 2004г. стали возникать более серьезные противоречия, которые в конечном счете и привели российско-Американские отношения к порогу новых конфронтации. Ими стали: «оранжевая революция» на Украине и резкое обострение российско-американского соперничества на постсоветском пространстве, перспектива расширения НАТО на Украину и Грузию, планы
администрации Буша по развитию стратегической ПРО, развитие внутренней политики россии.
На фоне этих противоречий, сотрудничество сфере борьбы с терроризмом уже не могло удерживать отношения РФ и США от стремительного спада. Все более разительной становилась пропасть в понимании понятия международного терроризма между Москвой и Вашингтоном. Для россии ими являлись прежде всего чеченские сепаратисты, непосредственно связанные с деятельностью организации Аль-Каида, то Вашингтон связывал с источниками этой угрозы не только с Аль-Каидой, но и со всеми враждебными себе государствами, которые реально или в фантазиях Американских лидеров были с Аль-Каидой связаны. Вашингтон находил для себя угрозу в Ираке (до свержения режима Саддама Хусейна), Иране, Сирии (до 2006) и Ливии. (Из них в реальности лишь Иран поддерживал тогда и поддерживает сегодня исламистский терроризм через подконтрольные организации ХАМАС и Хезболла. Да и то их деятельность нельзя называть «международным терроризмом» в сложившемся смысле этого слова: она ориентирована исключительно против Израиля и его интересов и не выходит за пределы ближневосточного региона)
Уже к середине 2000-х события 9/11 укреплять российско-американские отношения. США критиковали Россию за ее борьбу с терроризмом на Северном Кавказе, а россия США — за их «войну», имевшую к международному терроризму в лучшем случае косвенное отношение. примечательно, что стороны так и не смогли договориться даже об
определении международного терроризма, и во многом поэтому так и не была выпущена в свет соответствующая Конвенция ООН.
Подводя итоги, союз и партнерство между двумя сверхдержавами не состоялось, главным образом, по трем причинам:
1.прежде всего, терроризм не может стать крепкой платформой для объединительной повестки дня. Терроризм — это, безусловно, ужасное явление, но в конечном счете это просто инструмент, нацеленный на достижение политических целей.
2.второй не менее важной причиной стало то, что США после победы в холодной войне не оставили своих планов на доминацию на мировой арене. мир — это сообщество, сообщество в котором безусловно должен быть сильнейший, но этот сильнейший не должен объявлять себя лучшим.
.Третей же является внутренняя Политика самой России, на фоне идеализации внешней политики США, она стала раздражающим фактором.
получается, что, вопреки распространенному мнению, воздействие событий 11 сентября на российско-американские отношения было неоднозначным. В краткосрочной перспективе они создали иллюзию объединительной повестки дня, интенсифицировали их улучшение и на какой-то период позволили сторонам стать де-факто союзниками по Афганистану. однако, в более долгосрочной перспективе они запустили во внешней политике США такие процессы или по крайней мере ускорили выработку и осуществление Вашингтоном такой глобальной стратегии, при которых ни о каком их партнерстве с Россией не могло идти и речи. Дмитрий Суслов
Глава 2. Руссо-американские отношения в период Администрации Барака Обамы (I срок)
К ключевым факторам развития руссо-американских отношений можно отнести:
Избрание президентов в обеих странах
Операцию ВС РФ по принуждению Грузии к миру
Историческое наследие двусторонних отношений в целом (последствия биполярного мира)
Военные действия в Афганистане и Ираке
Мировой финансово-экономический кризис 2008г.
Развитие ядерной программы Ираном
Изменение планов по созданию системы ПРО США
Личные встречи президентов РФ (Д. Медведев) и США (Б. Обама)
Результатом пятидненвой войны на Кавказе стал накал двусторонних отношений до предела: поле разгрома грузинских войск и признания независимости Южной Осетии и Абхазии, блок НАТО приостановил (прервал) отношения с РФ. В течение года накал отношений снизился и в конце 2009 г. новый генеральный секретарь Северо-Атлантического альянса, не без согласия руководства США, решившего снизить влияние идеологического фактора на двусторонние отношения, предложил возобновить сотрудничество, что и произошло в начале 2010 г.
В Вашингтоне считают, что глобальные проблемы в двусторонних отношениях между США и Россией происходят от неоимперских устремлений Москвы, вызванных обидой и жаждой реванша за унижения, происходившие в первые годы после распада СССР. Вашингтон недоволен стойким нежеланием россии руководствоваться ценностями, которые Америка пытается привить (силой распространить) сему миру. Следствием такого взаимовидения является чувство взаимного недоверия. такая реакция вполне объясняется историческим наследием биполярного мира.
Вашингтон обвиняет Москву в антиамериканизме, в том, что Россия объявляет территорию своих соседей как зону своих особых интересов. Также в попытках повлиять на полит. ориентацию соседних с Россией государств и в осуществлении энергетического шантажа и даже в стремлении восстановить советскую империю.
Москва же напротив, её обвинения в сторону США заключаются в следующем: в том, что Вашингтон стремится навязать всему миру свою модель глобального развития; в том, что США чрезмерно идеализируют международные отношения в попытках разделить мир на сторонников и противников международного терроризма, который, в свою очередь, Соединенные Штаты приравнивают к фашизму и коммунизму.
несмотря на заявления президентов обеих стран о стремлении к улучшению взаимных отношений, сделанных в течение 2009г., Как Москва, так и Вашингтон делали шаги, которые трудно было оценить как дружеские.
Прошедший в апреле 2009 г. саммит НАТО подтвердил возможность присоединения к блоку Украины и Грузии, тем самым отвергнув инициативу Д.А. Медведева о создании новой архитектуры безопасности в Евроатлантическом регионе. Войска Североатлантического блока провели масштабные военные учения на территории Грузии. Далее были заключены соглашения о размещении на территории Польши и Чехии объектов третьего позиционного района ПРО. Дж. Байден заявил о том, что С Россией, ввиду ее очевидной слабости, можно разговаривать с позиции силы
В ответ на возможное развертывание европейской подсистемы американской ПРО, Д.А. Медведев (в день инагурации Б. Обамы) пообещал разместить в Калининградской области ракетные комплексы Искандер; сотрудничать с Ираном в развитии его ядерной программы и возможно продать ему комплекс ПВО С-300. Также президент РФ заявил о возможности полетов стратегических бомбардировщиков ВВС России над Атлантикой, об их приземлении на Южно Американских аэродромах, и о возможных дальних походы судов российского ВМФ. Все эти обещания вызвали бурную реакцию в США и дальнейшее незамедлительное обвинение Москвы в антиамериканизме.
Осознавая мотивы друг друга и пытаясь вывести двусторонние отношения из мертвой точки, Москва и Вашингтон сделали ставку на разоружение. Во время визита американского лидера Б. Обамы в Москву страны подписали документ Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, в котором говорилось о заключении в ближайшее время новой юридически обязывающей договоренности на замену действующего Договора о СНВ, в котором находилось положение о том, что каждая Сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семи лет после вступления в силу договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов — в пределах 1500-1675 единиц
На саммите государств — членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению, прошедшем в Нью-Йорке 24 сентября 2009 г., на повестку дня встал вопрос о ядерной программе Ирана. За семь дней до этого, 17 сентября 2009 г., Б. Обама объявил об изменении планов строительства противоракетной обороны, пытаясь, не меняя собственных стратегических приоритетов, снять с повестки американо-российских отношений главный раздражитель — третий позиционный район.
В ходе саммита президентом Д.А. Медведевым была выражена позиция россии по вопросу ситуации Ирана в контексте российско-американских отношений. Он заявил: Наша задача заключается в том, чтобы создать такую систему стимулов, которая позволит решить проблему мирного использования ядерной энергии Ирану, с одной стороны, но не допустит создания ядерного оружия, с другой стороны. Поэтому мы, как ответственные члены мирового сообщества и две крупнейшие ядерные державы, действительно должны подавать сигналы в этом направлении …
В том, что касается различного рода санкций, позиция россии достаточно проста: санкции редко приводят к продуктивным результатам, но в некоторых ситуациях использование санкций является неизбежным. В конечном счёте, это вопрос выбора
Хорошие отношения лидеров США и россии в новейшей истории не редкость. Такие отношения были у президентов Б. Ельцина и У. Клинтона (18 встреч), В. Путина и Дж. Буша-мл. (27 встреч). смогут ли хорошие отношения нынешних президентов США и россии трансформироваться в стратегическое партнерство, пока сказать сложно.
Судя по перечню рабочих групп, созданном в июле 2009 г. двусторонней президентской комиссией, для этого есть все возможности. Комиссия будет заниматься ядерной энергетикой и ядерной безопасностью, контролем над вооружениями и международной безопасностью, внешней политикой и борьбой с терроризмом, противодействием незаконному обороту наркотиков, развитием деловых связей и торгово-экономические отношений, энергетикой и окружающей средой, сельским хозяйством, наукой и технологиями, сотрудничеством в космосе, здравоохранением, сотрудничеством в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и даже гражданским обществом, образовательными и культурными обменами. Правда, сотрудничество в сфере обороны, по линии внешней разведки и по спортивным связям было отнесено к дополнительным вопросам и решение о создании рабочих групп по этим вопросам было отложено на несколько месяцев.
Итоги работы совместной руссо-американской президентской комиссии по развитию сотрудничества в 2009 г. отразились в совместном заявлении координаторов комиссии от 30 декабря 2009 г. В заявлении указывалось, что в рамках рабочей группы по контролю над вооружениями и международной безопасности состоялось несколько встреч, в ходе которых стороны «проводили активное обсуждение вопросов сотрудничества в сфере противоракетной обороны, ядерной безопасности, контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия, инициировали совместную оценку ракетных вызовов».
О достижениях группы сказано следующее: 17 декабря 2009 г. состоялись переговоры между представителями ГШ ВС РФ и ОКНШ США, которые можно рассматривать как элемент в контексте деятельности рабочей группы по военному сотрудничеству. Был достигнут прогресс в определении новых областей двустороннего взаимодействия в этой области. Т.е. напрашивается вывод о том, что группа по контролю над вооружениями и обеспечению международной безопасности банально не функционаровала.
Складывается впечатление о том, что к 2010 г. реальное улучшение двусторонних отношений не является приоритетной задачей для обеих стран. В США полагают, что Россия, в силу экономических причин, заинтересована в налаживании отношений больше, чем Соединенные Штаты. россия же знает об ограничениях в возможностях США и, пока Соединенные Штаты разбираются со своими проблемами, не торопясь выбирает (Россия) оптимальный для себя вариант взаимодействия.
В итоге, в течении четырех встреч глав государств, и многочисленных встреч чуть меньшей важности, представители США не заметили озабоченности России состоянием действующей сегодня системы обеспечения международной безопасности. И это вполне закономерно, поскольку стратегические приоритеты США и России определяются их собственным пониманием места и роли своих государств в глобальном развитии.
Глава 3. Американо-китайские отношения в период Администрации Барака Обамы (I срок) 2009 г.
Смена высшего эшелона власти в США в 2009г. совпала с мировым финансово-экономическим кризисом, серьезно подорвавшим уверенность как и американцев, так и всего мирового сообщества в Уолл-Стрит. Мировой финансово-экономический кризис обнажил слабость Американской экономики и поставил перед американским правительством ряд важных задач — преодоление мировой экономической рецессии и сохранение лидирующего положения США в мире. Неотложность выработки совместных мер по преодолению кризиса, в равной степени как и необходимость продемонстрировать мировому сообществу свою способность руководить процессом решения глобальных проблем, определили курс США на сближение с Китаем.
Перед администрацией Обамы встала задача по вовлечению Китая в сотрудничество по глобальным и региональным вопросам. Администрация предшественника Обамы, Дж. Буша(мл), значительно упрощала поставленную перед Вашингтоном задачу. Так, в период с 2001-2009гг. администрацией Буша были достигнуты следующие положительные результаты:
Углубление диалога по стратегическим и экономическим вопросам, создание соответствующих диалоговых механизмов
Укрепление сотрудничества по вопросам региональной безопасности и, особенно, по северокорейской ядерной проблеме
Расширение двусторонних военных связей
Преодоление потенциально опасного периода в отношениях США Тайваня и Китая
напрашивается вывод о том, что за время Администрации Дж. Буша (мл) Американо-китайским отношениям была задана положительная траектория и они стали действительно стратегически стабильными. Американо-китайские отношения в последние годы правления администрации Буша характеризуются как наилучшие за всю историю развития двусторонних связей.
Администрация Б. Обамы стала редким примером американской администрации, начавшей свою деятельность с исключительно позитивного восприятия Китая. На первой встрече глав США и КНР, состоявшейся в феврале 2009 г., американская сторона акцентировалась на необходимости развития позитивных отношений и духа сотрудничества между США и Китаем.
Оба государства не желали омрачать двусторонние отношения случайными недоразумениями, в подтверждение этому была готовность сторон к урегулированию прошедшего 9 марта 2009 г. инцидента в Южно Китайском море, где пять Китайских судов намеренно совершали попытки вывести из строя локатор американского исследовательского судна Impeccable. В конечном счете, стороны сочли инцидент исчерпанным. Мартовский инцидент, с одной стороны, подтверждал тактическое намерение сторон идти на компромиссы, но, с другой стороны, указывал на сохраняющееся отсутствие стратегического доверия. В данном контексте недоверие проявляется в продолжении США сбора разведывательных данных в районе Южно-Китайского моря и подозрениях Пекина, вызванных такой активностью американских судов вдоль китайских границ.
Ориентация администрации Б. Обамы на сглаживание американо-китайских противоречий с целью получения содействия и поддержки Китая по таким глобальным вопросам, как преодоление мирового финансово-экономического кризиса, северокорейская ядерная проблема, иранская проблема, стабилизация обстановки в Афганистане и Пакистане, вопрос угрозы глобального потепления, отчетливо проявилась в сдержанной, и даже спокойной, реакции Вашингтона на события в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая в июле 2009 г. В ответ на беспорядки в Урумчи и последовавшие вслед за этим жестокие действия властей КНР США лишь призвали обе стороны к спокойствию и к ограничению проявления насилия.
Политика Б. Обамы направленная на умиротворение Китая отразилась в опубликованном 17 ноября 2009 г. американо-китайском совместном заявлении по итогам встречи лидеров двух государств в Пекине. Основной идеей этого заявления являлась мысль о необходимости двустороннего сотрудничества. Стороны подчеркнули Право каждого государства его народа выбирать собственный путь развития, а также необходимость уважения модели развития других государств.
Вашингтон вознамерился не выдвигать идеологические различия в качестве первостепенных в отношениях с Китаем. Поднебесная так же продемонстрировала некоторые шаги на встречу Вашингтону. В ходе совместной пресс-конференции было сделано заявление о единой позиции США и Китая по иранскому вопросу, заключающейся в необходимости получить от Ирана подтверждение транспарантной мирного характера его ядерной программы. И к 27 ноября 2009 г. МАГАТЭ при поддержке Китая приняло резолюцию, осуждающую Иран за державшееся в тайне строительство завода по обогащению урана и требующую немедленно прекратить реализацию своего проекта.
Подводя итоги: акцент в американо-китайских отношениях 2009 г. был поставлен на том, что обе стороны были готовы идти на компромиссы, были готовы искать сферы потенциального сотрудничества, а не противоречий. Администрация Б. Обамы продемонстрировала мировому сообществу желание и возможность избегания острых углов в отношениях с Китаем. Вашингтон ограничил свое участие в тайваньском вопросе и немного снизил свои запросы в области правозавиты. Ряд обозревателей даже поспешил назвать этот период медовым месяцем американо-китайских отношений.
г. Хотя успех дипломатических работников, как Американских, так и Китайских, в 2009г. был неоспорим, но все хорошее когда-нибудь кончается. Так, иллюзия о налаживании широкомасштабных связей между Вашингтоном и Пекином, и о дальнейшей стабилизации этих связей, была развеяна достаточно быстро. Первым нарушителем идиллии американо-китайских отношений стало заявление руководства ТНК Google в январе 2010 г. о том, что в связи с произошедшими в декабре 2009 г. хакерскими атаками из Китая на учетные записи Gmail, принадлежащие китайским активистам по борьбе за права человека, было принято решение прекратить практику самоцензуры на сайте Google.cn
Инцидент с хакерскими атаками на домены Gmail практически моментально получил политический окрас, заставив США и Китай вновь поставить во главе своих отношений правозащитную проблематику. Так, 21 января 2010 г. госсекретарь Х. Клинтон в своем выступлении, посвященном вопросу свободы Интернета, особо выделила Китай (а точнее его Золотой Щит, именуемый так же великим Китайским Файрволом) в ряду государств, усиливших цензуру национальных сегментов глобальной сети. Г-жа Клинтон также потребовала от Пекина проведения полномасштабного расследования этого происшествия с последующим обнародованием результатов.
января 2010 г. Б. Обама опубликовал план продажи Тайваню очередной партии вооружений, тем самым способствовал ухудшению отношений между Вашингтоном и Пекином. Согласно плана, США должны были поставить в Тайвань вертолеты Black Hawk, противокорабельные ракеты Patriot ПАК-3, ракеты AGM/RGM/UGM-84 Harpoon, тральщик и другую военную технику на сумму равную 6.4 млрд долл. Пекин встретил эту публикацию с вполне оправданной критикой в адрес Вашингтона. Китай приостановил двусторонние контакты по военной линии и отменил запланированные еа февраль американо-китайские консультации по вопросам стратегической безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями.
следующим шагом, усугубившим и без того ухудшающееся положение американо-китайских отношений, стала личная встреча Б. Обамы и Далай-ламы 17 февраля 2010 г. Существует интересный факт: когда Вашингтон столкнулся с необходимостью введения конструктивного диалога с Китаем по ряду глобальных и региональных вопросов, Далай-ламе было отказано в личной встрече с Президентом США. И напротив, когда в феврале 010 г. причин для ухудшения американо-китайских отношений было уже предостаточно, визит тибетского лидера в Вашингтон был одобрен. Хотя встреча Б. Обамы и Далай-ламы не подвергалась широкой огласке, сам факт этой встречи воспринялся в Китае крайне негативно и вызвал бурю эмоций в отношение Вашингтона, т.к. по мнению Пекина Далай-лама занимается антикитайской раскольнической Деятельностью.
Также на динамику развития американо-китайских отношений в 2009-2010 гг. существенное влияние оказывали противоречия в сфере торгово-экономических отношений. Вышло так, что финансово-экономический кризис вызвал иллюзию наличия у КНР и США общих интересов. причиной тому стало снижение мирового потребления и сокращающиеся экспортные возможности обеих стран. На этом фоне их соперничество за международные рынки стало превышать партнерство в восстановлении мировой экономики. В попытках восстановить экономическую ситуацию в стране, Вашингтон усилил давление на Пекин по вопросам обменного курса юаня и дисбаланса американо-китайкой торговли. В двусторонней торговле усилилась политика протекционизма.
Ухудшение американо-китайских отношений в 2010 г. шло по всем фронтам — старые нерешенные противоречия обострялись и к ним прибавлялись новые, стороны демонстрировали невозможность достичь консенсуса в вопросах, представляющих угрозу региональной и глобальной безопасности. На Региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности в Ханое, имеющем место быть в середине 2010г. Х. Клинтон поставила на повестку дня вопрос Южно-Китайского моря (вопрос, к которому Китай был крайне не равнодушен, имеющий для него принципиальное значение). Пекин расценил выступление г-жи Клинтон как вмешательство в сугубо внутренние дела Китая, попытку интернационализации споров в Южно-Китайском море и целенаправленную стратегию по расширению американского влияния в регионе путем дискредитации Китая среди соседних стран.
Несколько недель спустя произошедшего 7 сентября 2010г. неподалеку от островов Сэнакау столкновения патрульного судна японского управления безопасности и китайского рыболовецкого траулера, вылившегося в дипломатический конфликт между Китаем и Японией, Вашингтон заявил о том, что действие статьи 5 Американо-японского договора о безопасности 1960г. распространяется и на острова Сенкаку, Право на которые оспаривается Китаем, Тайванем и Японией. Вашингтон предложил идею о проведении официального американо-японо-китайского диалога, в том числе и по вопросу этих злосчастных островов Сэнкаку. Кроме того, в декабре 2010г. США, проигнорировав протест Пекина, провели крупнейшие за всю историю американо-японских отношений совместные учения (В конечном счете, если верить источнику #»justify»>ИЛ-38), один из эпизодов которых прошел неподалеку от оспариваемых островов.
Таким образом, курс на возвращение в Азию Барака Обамы начатый в 2009г., который предполагал обращение большего внимания на отношения с АСЕАН, укрепление системы военно-политических союзов в Восточной Азии и формирование партнерских отношений с другими важнейшими странами региона, все чаще стал вставать поперек горла иностранным интересам Китая в регионе.
Подводя итоги: в 2010г. американо-китайские отношения претерпели два спада:
1.Январь-март — спад, вызванный традиционными противоречиями (Инцидент с Google, продажа вооружений Тайваню, встреча Б. Обамы с Далай-Ламой, вопрос обменного курса Юаня)
2.Начиная с июня — спад вызванный вмешательством США в болезненный для Китая проблемы Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, а также предстоящими промежуточными выборами в США, способствующими усилению критики в адрес Китая, в основном критика арестовывалась обменному курсу Юаня, национальной валюте Китая.
г.
В процессе подготовки государственного визита Ху Цзиньтао, создающегося 18-21 января 2011 г., Пекин обращал особое внимание на необходимость соблюдения все подобающих государственному визиту церемониальных атрибутов, которых, например, был лишен предыдущий, самый первый визит китайского лидера в апреле 2006г. На этот раз Вашингтон продемонстрировал Китаю, что уважает их традиции и что относится с уважением и почтением к их лидеру.
В течение визита Пекин одобрил несколько крупных контрактов с американскими компаниями на общую сумму в 45 млрд долл. Китай заявил, что намерен отделить систему государственных закупок от политики инновационного развития, а так же (в русле реализации программы защиты интеллектуальной собственности) проводить мероприятия по аудиту программного обеспечения в правительственных учреждениях с последующей публикацией аудита; Вашингтон же обнародовал несколько абстрактное обещание расширить экспорт высокотехнологичной продукции в Китай и рассмотреть возможность признания за китайской экономикой статуса рыночной.
Во время переговоров лидеров США и Китая стороны отметили необходимость гуманитарного сотрудничества, служащего важным инструментом в укреплении взаимопонимания и дружбы между народами. Так, Вашингтон подтвердил желание осуществить проект по направлению в Китай 100 тыс. американских студентов в период с 2009 по 2014 гг.
после завершения официальных переговоров было принято совместное заявление, в котором указывалось намерение совместно прикладывать усилия для формирования партнёрских отношений сотрудничества на основе взаимного уважения и взаимной выгоды с целью содействия общим интересам двух стран, использования возможностей и противодействия вызовам XXI в. В данном заявлении было закреплено новое определение двусторонних отношений — партнерские отношения сотрудничества.
На протяжении 2011 г. интенсивные двусторонние консультации велись в русле как уже существующих, так и инновационных форматов диалога, в ряду которых особое внимание общественности привлекли Американо-китайский стратегический диалог по безопасности и Американо-китайские консультации по делам АТР.
В середине 2011 г. Вашингтон вновь подорвал доверие Пекина, согласившись на очередную личную встречу Б. Обамы и Далай-Ламы. Эта встреча, проведенная 16 июля, совпала с проведением китайскими властями торжественной церемонии, приуроченной к 60-летию мирного освобождения Тибета. руководство КНР было в бешенстве ведь (как ими уже ранее заявлялось) вопросы Тибета имеют для Китая первостепенное деятель Пекином, носят (по мнению Китая) антикитайский характер. Встречным шагом Пекина стал отказ в запланированном визите специального советника США по нераспространению и контролю над вооружениями.
В ноябре 2011 г. стало известно о плане госсекретаря США впервые за последние полвека совершить официальный визит в Мьянму — влияния оного на протяжении длительного времени. Вашингтон уже пытался либерализировать режим Мьянмы, но безуспешно, напротив Мьянма все теснее сближалась с Китаем. В 2011 г. Администрация Б. Обамы начала поэтапно устанавливать прямой непрерывный диалог с мьянманскими властями. Во взаимодействии с ними Вашингтон акцентировал свою заинтересованность в таких вопросах, как продолжение там демократических преобразований, освобождение политических заключенных, прекращение насилия над национальными меньшинствами и прояснение ситуации относительно существования совместных мьянманско-северокорейских ракетной и ядерной программ.
Такое повышенное внимание Вашингтона к Мьянме объясняется ее чрезвычайной важностью для внешней политики Китая. Налаживание Вашингтоном отношений с этим государством следует трактовать в контексте американской стратегии сдерживания Китая.
несмотря на то, что Мьянма является одной из беднейших стран региона, в силу своего геостратегического положения на стыке Юго-Восточной и Южной Азии, наличия протяженной береговой линии с выходом в Индийский океан и богатых природных ресурсов представляет большой интерес для Китайского руководства. Таким образом, к концу 2011 г. в американо-китайских отношениях не только вновь обозначился весь спектр традиционных противоречий, но и отчетливо проявились признаки трансформации латентного соперничества США и Китая в АТР в более открытое и конфронтационное.
Американо-китайские отношения периода с 2009 по 2011 гг. можно характеризовать как нестабильные и с возрастающей степенью конфликтности. Курс Обамы в 2009 г. ориентированные на вовлечение Китая в широкомасштабное сотрудничество и готовность искусственно сглаживать неотъемлемо присущие отношениям США и Китая противоречия с целью поддержания конструктивного диалога с Пекином по вопросам регионального и глобального значения Вашингтон демонстрировал недолго.
Запущенный президентом Обамой в 2011 г. внешнеполитический курс на возвращение в Азию, вступил в непреодолимые противоречия с внешнеполитическим курсом Китая. Что в конце концов и повлияло на дальнейшее ухудшение двусторонних отношений между двумя сверхдержавами.
Заключение
Несколько десятилетий Соединенные Штаты играют ключевую роль на мировой геополитической арене. обширная территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов, огромный потребительский рынок (население — более 250 млн. чел.), развитые рыночные отношения — всё это способствовало экономическому прогрессу страны. Находясь далеко от театров военных действий, США не испытывали ударов мировых войн, а, напротив, использовали их как мощный фактор расширения рынков. За годы второй мировой войны Америка удвоила свой экономический потенциал, оставив далеко позади себя конкурентов из Западной Европы и японии, став абсолютным лидером. Развал СССР и курс российской Федерации в начале 90-х годов 20 века на уничтожение ядерного оружия позволило Соединенным Штатам еще больше упрочить свои позиции и стать фактически единственным мировым лидером. На сегодняшний день эта страна имеет одну из самых сильных экономических систем, самую сильную армию и демократию. американские средства массовой информации имеют огромное влияние на мировые медиаструктуры. Страна управляет международными отношениями и имеет достаточно сильную валюту. Следует считать частью американской системы глобальную сеть специализированных организаций, особенно «международные» финансовые институты. Международный валютный фонд (МВФ) и всемирный банк, можно сказать, представляют глобальные интересы, и их клиентами можно назвать весь мир. Неоднократно в истории американской политической экономики происходили рецессии, как результат создания и провала спекулятивных схем. Кризис 2008 года, оказавший огромное влияние на всю мировую экономику, начался, в том числе, с краха ипотечной системы в Соединенных Штатах. Политические идеологи США еще в конце 19 века развивали идею особой исторической миссии страны, направленной на постоянное расширение её границ, «пока весь мир не будет миром Америки». Непрерывная экспансия стала основной формой национального бытия США. В погоне за превосходством, преследуя экономические и политические цели, Америка более 130 раз вмешивалась в дела, по крайней мере, 50 стран. Движущей силой реализации этих планов стала непобедимая и не знающая себе равных американская армия.
Российская Федерация является, по сути, преемником СССР, мощной сверхдержавы, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. россия имеет вторую по влиятельности армию в мире и контролирует значительную территорию Центральной Азии. Большое количество жителей и огромная площадь позволяют РФ оставаться независимой и препятствовать активному влиянию внешних сил на политическую, экономическую и финансовую обстановку в стране. Благодаря размерам страны Россия имеет все возможности занять главенствующее положение на геополитической арене.
Китай занимает 4 место по уровню ВНП в мире, обогнав недавно Британию и Францию. Китай также обладает одной из самых многочисленных армий и является самой густонаселенной страной в мире. Бурно развивающаяся экономика дает стране огромный потенциал. Многие аналитики и политические исследователи предполагают, что Китай в ближайшее десятилетие займет лидирующее место в рейтинге мировых держав.
Соединенные Штаты отдают себе отчет, что военной мощи страны недостаточно, чтобы навязать свою волю таким державам, как россия и Китай. Отношения могут развиваться исключительно в духе доброжелательности и партнерства. Приоритетными направлениями взаимодействия должны являться совместная работа в интересах международной безопасности и стратегической стабильности, борьба с международным терроризмом и противодействие другим новым глобальным вызовам и угрозам, содействие решению региональных конфликтов, развитие торгово-экономических связей, расширение контактов между людьми.
Список использованных источников и литературы
1.американское судно следило в Южно-Китайском море за подлодками// URL: HTTP://lenta.ru/news/2009/03/11/ship/
2.Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)//URL: HTTP://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=23675#Toc40496745
.В штатном режиме//Дмитрий Медведев встретился с Бараком Обамой, выступил на сессии Генассамблеи ООН и прибыл на саммит "двадцатки"//URL//HTTP://www.rg.ru/2009/09/25/peregovory.html
.Вооружённый конфликт в Южной Осетии// URL//HTTP://ru.wikipedia.org/wiki/
.В.Ю. Сизов, кандидат военных наук, доцент, руководитель Центра военно-стратегических исследований Института США и Канады ран//ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ 2009 ГОД успешным?// Интернет-издание Россия и Америка в XXI веке.//URL HTTP://www.rusus.ru/?act=read&id=177
.Встреча с Президентом США Бараком Обамой//24 сентября 2009 года, 01:00, Нью-Йорк//URL//http://news.kremlin.ru/news/5550/print
.договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП), более известный на Западе как Московский договор, был подписан в Москве 24 мая 2002 между Россией и США. Условия договора ограничивают количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. договор о СНП вступил в силу 1 июня 2003 после совместной ратификации его президентами России и США, срок его действия истекает 31 декабря 2012.
.Лексютина Я. В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. СПб., 2011.
.Мировой финансовый кризис //URL//HTTP://ru.wikipedia.org/wiki/Мировой_финансово-экономический_кризис
.Медведев и новая архитектура европейской безопасности //URL// http://www.polit.ru/article/2009/09/03/bezopasnost/
.«Медовый месяц» американо-китайского военного сотрудничества//URL: HTTP://interaffairs.ru/read.php?item=8576
.Политика США а Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б.Обамы /отв. ред. Б.А. Ширяев, И.А. цветков, Я.В. Лексютина. — СПб.: СПбГУ, 2012
.Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого характера, предназначенный для защиты охраняемых объектов от ракетного оружия.
.РОССИЯ-США ПОСЛЕ 9/11 — УПУЩЕННЫЕ возможности И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА//URL: http://us-russiafuture.org/publications/publications-by-working-group-members/9-11-and-us-russia-relations-missed-chances-future-opportunities_en/
.СНВ-II — договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями.
.Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений//URL// HTTP://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/07/219078.shtml
.Совместное заявление Координаторов российско-Американской Президентской комиссии о проделанной работе, 30.12.2009. — HTTP://www.mid.ru/ns-rsam.nsf.
.Стратегия «возвращения в Азию»//URL: HTTP://inosmi.ru/fareast/20130205/205470310.html
.Третий позиционный район ПРО США: предназначение — мнимое и рельное. И. Романец//URL//http://www.yermak.com.ua/txt/pol/art_pro3.html
.Территориальные споры Японии как фактор, укрепляющий американо-японский альянс URL: http://ushistory.ru/stati/871-territorialnye-spory-kak-faktor-ukrepljajuschij-amerikano-japonskij-aljans.html
.China Joint Statement/January 19, 2011URL: HTTP://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/01/19/US-China-joint-statement
.Remarks on Internet Freedom// URL: HTTP://www.state.gov/secretary/rm/2010/01/135519.htm
.U.S.-China Joint Statement// URL: HTTP://www.whitehouse.gov/the-press-office/us-china-joint-statement
.100,000 Strong Initiative//URL HTTP://www.state.gov/p/eap/regional/100000_strong/