Учебная работа. Политика безопасности США и КНР в свете усиления конфронтации в регионе

Политика безопасности США и КНР в свете усиления конфронтации в регионе

Контрольная работа

Политика безопасности США и КНР в свете усиления конфронтации в регионе

Содержание

1. американская политика в Юго-Восточной Азии и строительство многосторонних альянсов в регионе

2. Китайская Политика в Юго-Восточной Азии в сфере безопасности на современном этапе

3. Сценарии углубления конфронтации между США и КНР в Юго-Восточной Азии

список использованной литературы

1. Американская политика в Юго-Восточной Азии и строительство многосторонних альянсов в регионе

В этой контрольной работе рассматривается Политика безопасности США в Юго-Восточной Азии после распада биполярной системы и попытки построения многостороннего альянса со странами региона с точки зрения структурного реализма.

Гуамская Доктрина Президента Никсона долгие годы была своеобразным путеводителем для внешней политики США в АТР. фактически, после распада биполярной системы, Соединенные Штаты на некоторое время снизили свою активность в регионе. Внешнеполитическая активность вращалась вокруг Северной Кореи, Тайваня, а также укрепления двусторонних связей с Южной Кореей и Японией. Трудные взаимоотношения наблюдались также между США и Южной Кореи, так как, в РК в начале девяностых годов наблюдалось активность сторонников движения, которые требовали вывод американских войск из страны. В целом же, несмотря на исчезновение главной — "советской угрозы" США при Клинтоне сохранили основной костяк своих вооруженных сил и военного присутствия периода глобального противостояния. Но, в то же время, вооруженные силы США в Юго-Восточной Азии быстро сокращались. К примеру, после распада биполярной системы, Юго-Восточная Азия первоначально потеряла свое военно-стратегическое сравнительно безболезненно закрыты в 1992 г. под разрушительным воздействием вулкана и местного недовольства военным присутствием США. несмотря на это, при администрации Клинтона и Буша — младшего активно распространялись призывы Чарльза Краухаммера "вести за собой однополярный мир, без стеснений устанавливая правила этого миропорядкаи обеспечения их соблюдение". Практическим воплощением такого рода призыва можно увидеть в принятых официальных стратегиях США по внешнеполитической деятель. Еще в "Четырёхлетнем оборонном обзоре" от 1997 года, а также в других докладах о стратегии национальной безопасности был обрисован новый и широкий реестр угроз безопасности Соединенных Штатов: а) угрозы регионального уровня, б) транснациональные угрозы — терроризм, международная преступность, незаконная торговля оружием, в) распространение ОМУ. Как отмечают В.О. Печатнов и А.С. Маныкин, в более долгосрочной перспективе (после 2015 года) не исключалось и появление нового "глобального конкурента" в виде имперской россии или враждебного Китая.

Новая политика США в регионе многослойная, и для активного действия им будут мешать ряд сложностей, которых они не имели во время Холодной войны.

Сегодня Соединенные Штаты уделяют повышенное внимание Юго-Восточной Азии, особенно в свете роста важности региона в вопросах безопасности и экономического взаимодействия. Во многих отношениях, американские интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе практически не изменились по сравнению с предыдущими десятилетиями. основные подходы США в региональной безопасности как отмечала бывший Госсекретарь США Хиллари Клинтон, заключаются в следующих сферах:

·Обеспечение безопасности для американских компаний, создание благоприятных условий для американской торговли;

·Широкое сотрудничество в нераспространение ОМУ;

·Сохранение и обеспечение безопасного и свободного судоходства:

Эксперты британского аналитического центра "Chatham House" разделяют американские интересы в региональной безопасности на четыре области:

§Стабильность

§Процветание

§Международные нормы

§Поддержка американских союзников

Официальный Вашингтон всячески дает понять, что стабильность и процветание в АТР имеет важное значение для безопасности США и их национальных интересов. Соединенные Штаты видят угрозу безопасности в регионе в основном в следующих аспектах:

vСитуация в Южно-Китайском море, распространение ОМУ; рост гонки вооружения;

vВопросы свободного судоходства;

vИсламский терроризм в ряде стран АСЕАН (Филиппины, Индонезия)

В Стратегии национальной Безопасности США 2015 г. отмечается, что Соединенные Штаты были и остаются тихоокеанской державой, которая призвана в течении пяти лет влиять на стабильность в регионе. следовательно, США в области безопасности ведут политику диверсификации отношений со своими союзниками, приоритетами которой являются модернизация вооруженных сил Филиппин, углубление партнерства с Индонезией, Малайзией и Вьетнамом, для того, чтобы эти страны были в состоянии быстро реагировать на региональные и глобальные вызовы. В стратегии национальной безопасности особо отмечается важность укрепления таких институтов как АСЕАН и Восточноазиатский Саммит.

американский взгляд на вопросы безопасности в регионе во многом продиктован прагматическими соображениями. давний геополитический постулат, о контроле границ и морских путей является основным двигателем для стремлений американской дипломатии в регионе. Если мы обратимся к фактам, то станет яснее, заинтересованность США к региону ЮВА. Крупный Малаккский пролив, как известно, занимает важное значение для всех региональных держав, так как через данный пролив пропускается приблизительно 90% всей нефти и газа для стран АТР.

Вашингтон, акцентируя внимание на свободном мореплавании, яростно пытается включить туда помимо торгового еще и военное судоходство. Данное положение не устраивает Китай, которая также в ответ наращивает свои военно-морские силы, увеличивает количества военных катеров, и военные подлодки с ядерными ракетами. такая политика Китая побуждает стран ЮВА искать поддержку у Соединенных Штатов. В следствие, для США не составляет трудности включать их в свои альянсы стран Юго-Восточной Азии. Некоторые же страны Юго-Восточной Азии весьма заинтересованы в союзнических отношениях с Соединенными Штатами, надеясь, что Вашингтон поможет им выстоять против нарастающего, на их взгляд, давления Китая. Особенно восприимчива в этих вопросах Малайзия, которая является ключевым партнером США в регионе.

США и Малайзия постепенно расширяют сотрудничество в сфере безопасности. Так в апреле 2014 г. обе стороны подписали Договор о всеобъемлющем партнерстве, а также активно сотрудничают против угрозы ИГ* (запрещенная организация в россии) в Юго-Восточной Азии. Борьба против исламизма является важным направлением политики безопасности США в регионе. Так, по мнению профессора З. Саипова Соединенные Штаты приступают к трансформации мусульманского мира на Ближнем Востоке, для этого им нужна страна, чья религия, более модернизированная и весьма гибкая. В этом отношение, модернизированный Ислам Индонезии и Малайзии является наиболее отвечающим современным тенденциям.

Данное мнение подтверждает Дэвид Хан из Сингапурского национального Университета, который полагает что, модель модернизации Ислама Индонезии, Брунея и Малайзии играет важное значение в политике США.

Президент Барак Обама во время саммита США — АСЕАН в феврале 2016 года, высоко оценил именно этих три страны, чьи модели ислама являются важным лучшим примером умеренного Ислама в борьбе с международным терроризмом и инфильтрации региона от ИГ.

другая проблема, которая привлекает внимание США к региону, это конфликтное состояние в Южно-Китайском море. Как полагает Е. Канаев "проблема по Южно-Китайскому морю превратилась в арену острого геополитического соперничества между США и КНР".

По данному вопросу, американская сторона утверждает, что для процветания международной торговли в АТР, США призваны обеспечить свободное судоходство и защиту морских линий связи через Южно-Китайское море. США, как и было раньше, во времена Холодной войны, пытается выстроить единый альянс. В этом отношение, Вашингтон придает важное вопросах безопасности, многие страны АСЕАН находятся между дилеммой, (не злить Китай, ценить экономические связи, и сохранить сотрудничество с США в сфере торговли и безопасности) особенно в вопросах сотрудничества в сфере безопасности, тем не менее, для них США остается очень важным партнером по обеспечению их безопасности.

Современные реалии в Юго-Восточной Азии ставят перед США новые задачи, которые обусловлены следующими факторам:)Произошла перемена в оценке угроз безопасности, следовательно, и в приоритетах оборонной политики. К примеру, если ранее главной угрозой считалось распространение коммунизма в регионе, то уже после окончания Холодной войны, появились новые угрозы безопасности — территориальные проблемы, терроризм и киберугрозы.

b)постепенно в регионе формируется своеобразный региональный порядок безопасности, где новая платформа в лице АСЕАН призвана стать активным участником в его строительстве., следовательно, данное положение не может не отразится на отношениях с США.

Вашингтон понимая центральное место региона АТР в международной политике и экономике, направляет большие усилия на укрепление своих позиций в Юго-Восточной Азии. Сами же региональные государства имеют понимания того, что существующие территориальные споры, а также растущая гонка вооружения в регионе, а также модернизационная Политика военно-морских сил Китая, в состоянии подорвать региональную стратегическую стабильность, что нанесет существенный урон их экономическому процветанию.

США использует как многостороннюю платформу, так и двухстороннюю. В первом случае диалог проходит в рамках АСЕАН и Совета Министров Обороны АСЕАН+8. Через эти структуры ведутся обсуждения по модернизацию вооруженных сил стран региона; вопросы по противостоянию терроризму; совместные усилия по быстрому реагированию вызовам различного уровня угроз (киберугрозы и морское пиратство). Сара Тео и Муршахид Али отмечают тот факт, что при администрации Билла Клинтона и Джорджа Буша младшего, США, в своей политике безопасности не придавали важного значения таким крупным диалоговым платформам в регионе, как: Совет Министров Обороны АСЕАН, Восточноазиатский Саммит. "Вашингтон не имел достаточного понимания и знания в том, что какие основные компоненты были нужны для безопасности и интересам США от этих платформ".

В Четырехлетнем оборонном докладе Пентагона отмечается, что США постепенно наращивают сотрудничество с такими странами АСЕАН как: Малайзия, Сингапур, Вьетнам в различных сферах региональной безопасности. Эти сферы охватывают кибербезопасность, противоракетную оборону, борьбу против морского пиратства, а также, сотрудничество по ликвидации последствий стихийных бедствий. Доклад отмечает, что сотрудничество в сфере безопасности с этими странами имеет важное значение, которое требует дальнейшее расширения.

Еще в 2013 г. США озвучили свои инициативы и приоритеты по углублению сотрудничества со странами АСЕАН в следующих аспектах:.Укрепление сотрудничества в сфере безопасности как многосторонних, так и в двухсторонних форматах;

конфронтация азия китайский американский

II.Взаимодействие стран региона по контролю и противодействию по отмыванию денег и усиления контроля для борьбы финансирования террористических организаций.

По мнению Жикун Жу АСЕАН в среднесрочной перспективе останется важным партнером в политике США в регионе. По мнению эксперта, данные тесные связи, и заинтересованность развития отношений обуславливаются следующими двумя факторами:

vФактор политический. между сторонами существует заинтересованность в регулярных политических диалогах по вопросам регионального развития. В этом отношение, стороны будут вырабатывать конструктивные подходы по решению проблем безопасности в регионе.

vФактор экономический. Заинтересованность Вашингтона в вопросах безопасности Юго-Восточной Азии заключается в том, что в будущем тесные экономические связи между США и АСЕАН будут только развиваться. Вопросы поставки энергетики и продажа вооружения занимают важное место на повестке дня США и стран Юго-Восточной Азии.

Стоит отметить, что в феврале 2016 г. в Калифорнии проходил беспрецедентный саммит США — АСЕАН. Президент Обама пригласил лидеров этих десяти стран в США после прошлогоднего саммита в Малайзии, на котором было принято решение о создании "стратегического партнерства АСЕАН — США".

Джеймс Шоф не разделяя сомнения экспертов, которые склонны недооценивать такого рода масштабные мероприятия, полагает, что за официальными приемами скрываются реальные изменения: "США корректируют свою стратегию в Азии и укрепляют свои экономические и военные связи со странами региона".

Для этого Вашингтон пытается вести политику не в одиночку, а совместно с ключевым союзником в АТР — Японией. Это, по мнению Джеймса Шофа, является важным шагом как для Юго-Восточной Азии, так и для Вашингтона и Токио, особенно если данное сотрудничество будет ясно обозначать свои приоритеты.

2. Китайская политика в Юго-Восточной Азии в сфере безопасности на современном этапе

В Международном прогнозе Валдайского клуба на 2016 г. "Потенциальные конфликты в Азии" особо отмечается что угроза безопасности в Юго-Восточной Азии будет определяться соперничеством КНР и США. В этом докладе, авторы подчеркивают, что в регионе наблюдается стремительный раскол на две партии — "прокитайскую", куда входят Таиланд и Мьянма, и на "проамериканскую", в которую входят Филиппины и Вьетнам.

долгое время, особенно после поражения во вьетнамской война 1979 года, китайская политика в Юго-Восточной Азии не была активна. Китайские руководители были озабочены экономическими вопросами в стране, и главной заботой политиков КНР было привлечение инвестиций. Главной же задачей Китая по территориальным вопросам являлось недопущение интернационализации этого вопроса, то есть недопущение вмешательства нерегиональных держав. однако, данная задача не увенчалась успехом. По мнению Е.А. Канаева, еще в 2000-2002 гг. шло согласование проекта Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море между АСЕАН и Китаем, Филиппины настаивали на внесении положений о допустимости интернационализации проблемы, "прощупывая" возможности в той или иной форме влияния на нее со стороны США.

Как полагает А.В. Лукин споры касательно принадлежности нескольких групп островов — Парасельских островов и архипелага Спратли в бассейне Южно-Китайского моря, обостряются тем, что в нем немалую роль играет более активный подход Пекина.

основные противоречия между Пекином и США в акватории архипелагов островов Спартли и Парасельский являются трактовка статей 19, 25, 30 и 56 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., определяющих условия прохода иностранных судов через территориальное море и исключительные экономические зоны прибрежных государств. Для китайской стороны, вмешательство США в территориальные споры в Южно-Китайском море крайне нежелательно, и они прилагали все усилия тому, чтобы в Декларации поведения сторон в Южно-Китайском море 2002 г. было четко указано, что все вопросы о территориальных спорах должны решаться между сторонами, непосредственно вовлеченными в конфликт.

Главным же возбудителем спокойствия в регионе, по мнению китайской стороны, является США. Так, в предыдущих положениях Белой книги КНР 2013 г., поясняется что внешнеполитическая стратегия Китая направлена на создание и развитие многополярного международного порядка, которые призваны соответствовать международном принципам и нормам. Особо подчеркивается тот факт, что официальный Пекин выступает против любой формы гегемонии, и не является сторонником данной политики. Исходя из этого, позиция Китая заключается в том, что современная система международных отношений постепенно формулируется в русле многополярности. Также подчеркивается, что США обостряют ситуацию в регионе с помощью наращивания своей военной силы и укрепления военных союзов.

Новое издание белой Книги 2015 г., по мнению В. Кашина высказывается куда более определенно. В списке основных стратегических задач "обеспечение безопасности зарубежных интересов Китая" находится на четвертом месте — после защиты суверенитета и территориальной целостности. Как отмечает, эксперт, модернизация военно-морских сил Китая, быстрый рост военного потенциала, вызывает тревогу у союзников США в регионе.

Рис. 1. Динамика роста военных расходов КНР (млрд. долл.)

Данные Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) показывают, что 2013 году военные расходы Пекина составили 188 млрд. долларов США. Данные SIPRI за 2014 г. показывают что увеличение военных расходов КНР составило 216 млрд. долларов.

Таблица 1. Военный бюджет КНР (2013-2015 гг.)

2013Официальные данные КНРInternational Institute for Strategic Studies (IISS) Department of Defence (USA) ЦАМТО20142015112.2119.5116.2129.6144.2

Китай видит в лице США основного соперника в регионе. Данное положение заставляет Китай уделять внимание модернизации своего военно-морского флота, противоракетной обороны, и противовоздушной обороны в близи Юго-Восточной Азии. По географическому признаку, военный флот разделен на три группы: северный, восточный и южный. Численность флота составляет 235 000 человек. Туда входят подводные лодки, один авианосец, средства береговой охраны и морская пехота.

В программе модернизации военно-морской силы КНР Южно-Китайское море занимает особое место. Так, китайское руководство в период 2016-2020 гг. планирует обеспечить устойчивые позиции в данной акватории. после укрепления своего положения в районе Филлипинских морей, Китай к концу 21 века собирается проецировать мощь в акваторию Тихого океана.

таким образом, повышается конфронтационное состояние между КНР и США. Так, американский эсминец "Lassen" с октября месяца начал патрулирование в радиусе двенадцатимильной зоны от искусственных островов Китая в Южно-Китайском море. В ответ на такие действия китайская подводная лодка стимулировала ракетный удар по авианосцу США "Рональд Рейган". Таки опасные показные акции проводились и ранее. К примеру, в марте 2009 г. произошел инцидент с американским судном "The Impeccable", китайская сторона обвинила в этом американцев тем, что данное судно занималось разведывательной Деятельностью для получения точной информацией о передвижениях китайских подводных лодок.

-25 февраля 2016 г., разведка США засекла китайских истребителей J-11 и JH-7 на спорных островах Вуди (Юнсин) в Южно-Китайском море. До этого, на этом же острове, на которую претендуют Тайвань и Вьетнам входящий в архипелаг Парсельский, были замечены установки системы противоракетной обороны КНР HQ-9 и объект, опознанный как высокочастотный радар. По мнению В. Кашина аэродром на острове ни имеет отношения к создаваемым с 2013 г. искусственным островам КНР на Спартли. Данный аэродром построен еще в 1990 г., и с этого года китайская сторона начала регулярно совершать полеты. "остров Вуди является местом расположения, образованного еще в 2012 г. уездного центра Саньша с гражданским населением более 1000 человек. Это ключевой узел всей китайской инфраструктуры в Южно-Китайском море, отсюда вполне очевидное решение разместить там современную систему ПВО, каковой является HQ-9".

Активизация Китая в Юго-Восточной Азии вызывает озабоченность у стран Юго-Восточной Азии. Страны региона, несмотря на все сложности пытаются в рамках АСЕАН выработать единую позицию. особое беспокойство вызывает конечно, нарушение территориальных границ со стороны рыболовных судов Китая. К примеру, в марте 2016 г., произошел инцидент в близи индонезийского архипелага Натуна, когда индонезийская береговая охрана попыталась задержать китайский рыболовецкий траулер. В ответ на помощь к китайскому траулеру был отправлен корабль береговой охраны КНР. Конфронтация произошла на спорных территориях Южно-Китайского моря. Индонезия потребовала от Пекина уважать суверенитет страны, и не пытаться накалять ситуацию посредством военных демаршей. Как заявил глава силовых структур Индонезии Лухут Панджайтан: "Мы продолжим поддерживать хорошие отношения с Китаем, не предавая в жертву суверенитет Индонезии".

По мнению Стефен Брукса и Уильяма Вольфорфа развертывание YJ-18 (сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета) а также других систем ПРО китайской стороной, может повлиять на изменение баланса сил в регионе, в пользу КНР, так как такие системы в состоянии преодолеть ПВО США и их союзников в регионе. В то же время, на сегодняшний день, китайский флот не может конкурировать с американским военно-морским флотом. По мнению О.В. Мингуновой для строительства современного военно-морского флота, который будет в состоянии создать баланс с американским флотом, потребуются десятилетия.

У китайской стороны имеется понимание того, что страны Юго-Восточной Азии в среднесрочной перспективе не в состоянии действовать на основе выработанной единой позиции. Эксперт Генри Чженг отмечает что такие страны как Камбоджа и Малайзия бросают вызов централизованной и солидарной позиции АСЕАН по вопросу спорных островов. К примеру, в 2012 г., в ходе камбоджийского саммита АСЕАН, странам — членам организации впервые не удалось выработать единую позицию и коммюнике. многие аналитики объясняли такой провал АСЕАН тем, что на страну председателя АСЕАН на тот год, оказывал огромное влияние Китай. Китаю приписывают тот факт, что ему удалось заставить Камбоджу не включать любые пункты касательно спора в Южно-Китайском море в совместное коммюнике. Китайская тактика, направленная по решения проблем через влияния отдельной страны, привела к тому, что по региональному сотрудничеству в сфере безопасности-АСЕАН рассматривалась как несостоятельная организация.

В отличие от США, который старается продвигать АСЕАН как единую группировку по вопросам в Южно-Китайском море, КНР дает ясно понять, что региональные споры дело рассмотрения двухсторонних отношений, а не диалог многосторонних площадок.

Китай в большой степени опасается интернационализации спора касательно островов в Южно-Китайском море. Как отмечает А. цветков "Вьетнам сделает все, чтобы обратить внимание на сложившуюся ситуацию. В Ханое понимают, что только максимальная интернационализация территориального спора может остановить Китай". Как полагает А. Цветков, непростое положение для руководства КНР. Так как, для Пекина важно сохранить имидж страны, который будет в состоянии оказывать влияние на соседей и защищать свои интересы. "трудно представить, что кто-то в мире поддержит такие действия, а значит, "мирный гегемон" должен будет рано или поздно отступить. Если у кого и есть шанс так разрешить споры с Китаем — то только у Вьетнама".

Подводя итог, можно подчеркнуть, что КНР, понимая отсутствие надежных союзников, тем не менее отлично понимает, что успех можно обеспечить и с помощью ситуативных союзниками в регионе. Китай с такой стратегией добился нейтрализации Тайваня, когда на повестку дня был внесен пункт о том, что проблемы в Южно-Китайском море должны обсуждаться только суверенными и только региональными странами без вмешательства нерегиональных держав. правда такой пункт не отвечал интересам США, которые настаивали на разработку кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море взамен на Декларацию от 2002 г., а также вмешательства мирового сообщества в проблемы региона. Китай обеспокоен также возможным вмешательством в спорный вопросы с Японией. Как известно, премьер-министр Синдзо Абэ уже сделал заявление о готовности Японии рассмотреть возможность участия в патрулировании спорных территорий в Южно-китайском море. Данное положение еще больше будет усиливать конфронтационную ситуацию в Юго-Восточной Азии.

3. Сценарии углубления конфронтации между США и КНР в Юго-Восточной Азии

Проведенный анализ роли и места Юго-Восточной Азии в политике безопасности США и КНР, позволяет выявить возможные сценарии по нарастанию конфронтации между двумя странами. Причинами данной конфронтации являются диаметрально противоположные позиции двух стран, а также отсутствии modus vivendi (модель поведения) в регионе. Сценарии основываются на анализе экспертов, которые в своих работах пишут о возможности решения проблем американо-китайского соперничества в Юго-Восточной Азии.

первый парадокс: долгое сохранение статуса-кво. стороны соперничающих сторон не склонны жертвовать экономическим процветанием за счет военной конфронтации. В качестве примера Махбубани приводит кризис на Тайваньском проливе. Как известно, в марте 1996 г. КНР провела испытания ракет в Тайваньском проливе., в ответ на такую акцию США отправили свои авианосцы. Политики в Вашингтоне и Пекине именно с этого года пришли к выводу, что не стоит усугублять ситуацию своими непредсказуемыми действиями. В результате, можно убедиться, что с 1996 г., в регионе не наблюдалось крупных кризисов, влияющих на изменение статуса-кво.

второй парадокс: Нахождение Японии в американском альянсе и под американским влиянием отвечает интересам Китая. Так как, свободная в своих действия Япония, может нанести удар по стратегическому балансу в регионе.

третий Парадокс: Сохранение оборонительного союза между США и Японией, а также принадлежность к либеральной-демократической системе не означает что в ментальном плане они хорошо друг друга понимают. В плане безопасности в регионе Юго-Восточной Азии, больше взаимопонимания может иметься между КНР и США, чем между Вашингтоном и Токио.

Четвертый Парадокс: США в регионе не являются экспансионистской силой. В отличии от великобритании и Франции, Вашингтон не имел свои колонии (исключением является Филиппины, которым была обещана независимость после того, как к этому их подготовят американцы.), и не был склонен к экспансионизму. возможное сотрудничество США-КНР-Японии имеет большой шанс на успех в региональной системе безопасности.

Пятый Парадокс: Существует некий консенсус между странами региона в том, что США сохранили своё присутствия, так как, в противном случае, регион ввергнется в хаос. В большой степени, региональные государства заинтересованы также в том, чтобы их не тянули в противоположный лагерь, взамен этого, крупные державы в лице США и КНР должны выработать правила игры в регионе.

Обозначенные парадоксы позволяют сделать вывод о том, что стороны будут прикладывать все усилия для недопущения усиления конфронтации до применения военной силы с непредсказуемыми последствиями. По первому сценарию можно сказать, что США и КНР будут вырабатывать свою стратегию совершенно в новых реалиях. Вашингтон будет прилагать большие усилия по военному присутствию в регионе. новые реалии для Вашингтона заключаются в том, что удержаться на территории бывших союзников будет сложной задачей. К примеру, в мае 2015 г., командование всех видов вооруженных сил Таиланда ответил отказом на желание США оставить свои войска на острове Пхукет после завершения морских учений "Guardian Sea". США планировали использовать аэропорт в качестве гуманитарной миссии по спасению беженцев-рохинджа Мьянмы.

Как отмечает Игорь Денисов Южно-Китайское море становится новой точкой китайско-американского соперничества: КНР разными способами обозначает свой суверенитет над спорными островами, США, в свою очередь, активно развивают сотрудничество с оппонентами Пекина.

Таким оппонентом, с которыми США развивают активно свое сотрудничество в сфере безопасности является Вьетнам. Американо-вьетнамские отношения в сфере безопасности имеет тенденцию быстрого развития, и в среднесрочной перспективе, обе страны будут прилагать большие усилия в их развития. Вьетнам в свою очередь, призывает Вашингтон снять эмбарго на продажу американского вооржения. Так, они надеются что такая политика позволит выработать программу стратегического партнерства.

Как отмечают и Е.А. Канаев, в среднесрочной перспективе США будут склоняться к защите своих интересов в АТР все более традиционными способами — путем укрепления отношений с союзниками и создания новых военных партнерств. Наиболее вероятным сценарием видится подталкивание к активизации военно-политического сотрудничества Вьетнам. В ответ на такую политику, КНР, в свою очередь, вероятно будет искать способы если не прорыва стратегического окружения на востоке и юго-востоке, то компенсации его последствий. такая ситуация, по мнению Т.В. Бордачева и Е.А. Канаева, не в состоянии способствовать региональной стабильности и давление КНР и США на средние и малые страны АТР, из-за чего они окажутся перед необходимостью выбора стратегического союзника. "Они будут пытаться играть на противоречиях между гигантами, но с каждым новым обострением избежать эскалации труднее".

Первым признаком "оттепели" в американо-вьетнамских отношениях является встреча министра обороны США Леон Панетты с его коллегой Фунг Куанг Тханом в рамках саммита "Диалога Шангри Ла". после этой встречи, американской стороне удалось согласовать сотрудничество двух стран в области безопасности, а также подписать меморандум о взаимопонимании по оборонному сотрудничеству Леон Панетта сделал заявление о том, что "США удалось получить доступ американским судам в ключевом компоненте региона".

В среднесрочной перспективе, Соединенные Штаты также будут продолжать политику, направленную на создания условия для свободного судоходства. Так, в соответствии со Стратегией безопасности морского судоходства в Азиатско-Тихоокеанском регионе Пентагона (Asia-Pacific Maritime Security Strategy) оборонные инициативы США будут направлены в следующих направлениях:

Первое, укрепление военного потенциала США в регионе с целью сдерживания конфликтов и насилия, а также для быстрого реагирования различным угрозам безопасности судоходства.

второе, активное взаимодействие с союзниками в регионе, от Северо-Восточной Азии до Индийского океана, для построения и укрепления их потенциала в деле совместного решения проблем в регионе.

Третье, мобилизация военного и дипломатического потенциала в деле снижения конфликтности, а также в содействии соблюдению правил свободного морского судоходства.

Четвертое, укрепление региональных институтов безопасности, а также поощрение выработки системы региональной архитектуры безопасности.

Следует согласиться с выводом Игоря Денисова о том, что на сегодняшний день, в администрации президента США сохраняется отсутствие представления того, насколько далеко может пойти Китай, и в чем может быть компромисс между американскими и китайскими интересами.

В. Кашин отмечает, что конфронтационные заявления Обамы, возвращение войск на Филиппины и т.п. — это лишь итог многолетнего процесса деградации отношений США и КНР, стартовавшего с бомбардировки китайского посольства в Белграде в 1999 г. Уже с конца 1990-х и в США, и в КНР у части политической верхушки и почти всех силовиков было вполне четкое понимание, что страны находятся на пути к полноценной конфронтации, хотя процесс сползания к ней будет долгим. И, по его мнению, КНР придется пойти на более радикальные шаги по централизации власти, зачистке госаппарата и "интеллектуальных кругов", постепенно пойти по пути внутренней мобилизации и перейти к агрессивной, наступательной внешней политике.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день наблюдается ослабление внешней политики на основе принципа Дэна Сяопина (меньше активности на международной арене), Игорь Денисов отмечает что решающим образом определяющие идейные искания нынешнего поколения руководителей КНР, в том числе и самого Си Цзиньпина является убежденность в том, что на новом историческом витке Китай не только сможет преодолеть, но и сделать шаги к трансферу глобальной власти, заменив со временем США. В Китае существует мнение о возможности Пекина по всем параметрам превзойти Соединенные Штаты, и большинство представителей политического сообщества уверены, что страна должна последовательно наращивать глобальное влияние, постепенно отходя от завета Дэн Сяопина "держаться в тени". таким образом, по мнению И. Денисова, идеология Си Цзиньпина — это Идеология превращения Китая из большого государства в сильное, это идеология трансфера глобальной власти.

таким образом, обобщая выводы экспертов, следует отметить, что китайская внешняя политика, в среднесрочной перспективе будет нацелена на поэтапную активную внешнюю политику в регионе и в глобальном масштабе. Для этого будут мобилизованы политические, экономические ресурсы.

Будет наблюдаться реорганизация системы региональной безопасности, где страны Юго-Восточной Азии будут разделяться по принципу "проамериканской" и "прокитайской" направленности. несмотря на долгие попытки США по созданию единого блока, Юго-Восточная Азия фактически не имеет, в каком-то смысле, дееспособную систему коллективной безопасности. Вашингтон видит АСЕАН как платформу по противодействию китайским амбициям в Юго-Восточной Азии, но сохраняющиеся исторические конфликты не позволяют добиться нужного результата. Китай пытается сфокусироваться строго на двухсторонние отношения, понимая невозможность создания блока союзников Китая. В среднесрочной перспективе в регионе может достичь успех та страна, которая имеет не постоянных, а ситуативных союзников.

Структурные изменения в международных отношениях будут активно усиливать гонку вооружения в Юго-Восточной Азии. По мнению С.А. Караганова вокруг усиливающегося Китая и из-за возрождения старых территориальных споров быстро формируется вакуум безопасности. Исходя из этого, КНР в своей политике безопасности в Юго-Восточной Азии будет активно сочетать военную и политическую риторику для заблаговременно "застолбить" контроль над важными географическими районами и линий коммуникаций региона.

Алексей Арбатов также подтверждает, что усиление конфронтации за доминирование в Юго-Восточной Азии между Пекином и Вашингтоном будет становится эпицентром глобального военно-политического противостояния и соревнования.

Борьба за сохранение американского лидерства, а также Политика сдерживания Китая в Юго-Восточной Азии поставит в среднесрочной перспективе перед странами Юго-Восточной Азии новые задачи. Анализируя мнения специалистов, можно разделить будущее состояние на два сценария. первое, продолжение политики дробления стран региона на "своих" и "чужих" со стороны США и КНР. Второе, консолидация стран АСЕАН против попадания под сильное влияние так США, так и КНР.

Юго-Восточная Азия в сценариях политики безопасности США и КНР останется регионом, где территориальные споры будут влиять на стратегическую стабильность в регионе. Ситуация, время от времени будет обостряться, однако стороны будут снижать негативные воздействия на региональную безопасность посредством двусторонних переговоров, а также поиска компромисса. постепенно на повестку дня будут добавляться и вопросы кибербезопасности. В данный момент, эти вопросы хоть и стоят остро, но не влияют на изменение повестки дня по вопросам спорных территорий или модернизацию военно-морских сил КНР.

Список использованной литературы

Материалы на русском языке

1.Цветов Антон. Шум и тишина в Южно-Китайском море // российский Совет по международным делам (РСМД). (май, 2014 г.) // электронный ресурс]: #»justify»>2.Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Изд-во Гардарики, 2004. — С.298.

.Чжан Байцзя. Исторический обзор эволюции внешнеполитических отношений Китая в период осуществления реформ и политики расширения внешних связей (1992-2002 гг.) // проблемы Дальнего Востока. 2003. №6. С.43.

.Чжоу Цзюнь — особенности региональной политики Китая. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. — СП.: СПбГПУ, 2015. — С.32-37

.Шлындов А. Военно-морские силы Китая на пути модернизации и развития // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 3. C.42-64.

6.Материалы на иностранном языке

7.Amitav Acharya and Evelyn Goh, eds. Reassessing Security Cooperation in the Asia-Pacific: Competition, Congruence, and Transformation. // Cambridge.: MIT Press, (2007) // P.36

.Andrew Hall. Anglo-US Relations in the Formation of SEATO // Stanford: Stanford University Press (Spring, 2012) [электронный ресурс]: #»justify»>.Art R.J., Jervis R. To what ends military power? / International security. №.4. P.3 35 // [электронный ресурс]: #»justify»>10.A Safe and Prosperous America. A US Foreign Policy and Defense Policy Blueprint. The Heritage Foundation. Washington. May 2003

11.Axelrod and Keohane, Achieving Cooperation under Anarchy. The Johns Hopkins University Press. Source: World Politics, Vol.38, No.1 (Oct., 1985), pp.226-254. [электронный ресурс]: #»justify»>.Brooks S., Ikenberry J., Wohlforth W. Don’t Come Home, America: The Case against Retrenchment/ International security. № 37. Issue 3.2012/13 // [электронный ресурс]: #»justify»>13.Buzan B., Waever O. Regions and Powers. Regions and Powers: The Structure of International Security. N. — Y. Cambridge University Press. 2003.

14.Cai Penghong. China-ASEAN Maritime Cooperation: Process, Motivation, and Prospects // China Institute of International Studies (CIIS) // [электронный ресурс]: #»justify»>.Clinton H. Americas Pacific Century // Foreign Policy. (October 11, 2011) // [электронный ресурс]: #»justify»>16.Deng Y. Chinas Struggle for Status: The Realignment of International Relations. Cambridge University Press. New York. 2008.

17.Deutch K.W. Political Community in the North Atlantic Area: International Organization in the Light of Historical Experience. — // Princeton: Princeton University Press, 1999 //. — P19

.Dolven B., Chanlett-Avery E. Thailand: Background and U. S. Relations // Congressional Research Service. // (June 19, 2014) [электронный ресурс]: #»justify»>.Dong Wang. The Quarrelling Brothers: New Chinese Archives and a Reappraisal of the SinoSoviet Split, 1959-1962 // The Cold War international history project working paper series // Woodrow Wilson International Center for Scholars. (January. 2013) [электронный ресурс]: https: // www.wilsoncenter.org/sites/default/files/WP49DW_rev. pdf

20.Farish A Noor. How China Sees Itself and Its role in Asia, 2014; — Rajaratnam school of International studies. // [электронный ресурс] // #»justify»>.Grieco J.M. Anarchy and the Limits of Cooperation: A Realist Critique of the Newest Liberal Institutionalism // International Organization. Vol.42.1988.

.Guangqian P., Zhiyin Z., Yong L. Chinas National Defense. Cengage Learning Asia Pte Ltd. 2010. P.122.

23.Guo Xinning. Anti-Terrorism, Maritime Security, and ASEAN-China Cooperation: A Chinese Perspective // Trends in Southeast Asia Series: 15 (2015) // [электронный ресурс]: #»justify»>.Han D. US-ASEAN Relations: Uncertainty and Opportunity. // International Politics and Security / Southeast Asia and ASEAN (March, 2016) [электронный ресурс] https: // www.rsis.edu. sg/wp-content/uploads/2016/03/CO16050. pdf

Законодательные источники

25.Asia-Pacific Maritime Security Strategy. Department of Defense. (2015) // [электронный ресурс]: #»justify»>26.NATIONAL SECURITY STRATEGY — 2015/ / White House. (February, 2015) // [электронный ресурс] https: // www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy. pdf

27.The Diversified Employment of China’s Armed Forces. Information Office of the State Council // Xinhuanet // URL: #»justify»>.The PLA Navy: New Capabilities and Missions for the 21st Century/ Office of Naval Intelligence // URL: #»justify»>.Quadrennial Defense Review 2014. a legislatively-mandated review of Department of Defense strategy and priorities. Pentagon, // Washington DC 2014. // [электронный ресурс]: #»justify»>.Full Text Of The S. E. A. T. O. Treaty // Australian Politics // // [электронный ресурс]: #»justify»>Делопроизводственная документация

31.Military and Security Developments Involving the Peoples Republic of China 2014. Annual report to Congress // US Department of Defence // [электронный ресурс]: #»justify»>32.The PLA Navy: New Capabilities and Missions for the 21st Century/ Office of Naval Intelligence // [электронный ресурс]: #»justify»>.Military and Security Developments Involving the Peoples Republic of China 2013. Annual report to Congress // US Department of Defence // URL: #»justify»>34.Naval products // Официальный сайт компании CSIC // [Электронный ресурс]: #»justify»>35.PLA Navy // Ministry of National Defence the People`s Republic of China // [электронный ресурс]: #»justify»>.279 — Informal Remarks in Guam with Newsmen. // The American Presidency Project // (July 25, 1969). [электронный ресурс]: #»justify»>Периодические издания

37.Денисов И.Е. От кукурузы до хайтека. Все, что нужно знать о визите Си Цзиньпина в США // Лента. ру. (сентябрь 2015 г.) // [электронный ресурс]: https: // lenta.ru/articles/2015/09/22/xiinusa/

38.Коростиков М. Китай поднимает территориальный спор до небес // коммерсант — Ъ. (февраль, 2016 г.) // [Электронный ресурс]: #»justify»>.25 лет назад закончилась китайско-вьетнамская война. Вьетнам победил // Известия // [Электронный ресурс]: #»justify»>40.Gady F. — S. China Topples Germany in Arms Exports // The Diplomat // URL: #»justify»>.Majumdar D.4 More Chinese Weapons of War the U. S. Navy Should Fear/The National Interest // URL: #»justify»>.Wortzel, L.M. China’s military modernization and cyber activities. Strategic Studies Quarterly. № 8 (1). P.3-22

Учебная работа. Политика безопасности США и КНР в свете усиления конфронтации в регионе