Учебная работа. Политические аспекты интеграции Общего Рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР)

Политические аспекты интеграции Общего Рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР)

Политические аспекты интеграции Общего Рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР)

Подгусков Владимир Николаевич,

аспирант кафедры международно-политических коммуникаций и страноведения Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

рынок южный конус америка

Общий Рынок Южного Конуса (МЕРКОСУР) — один из наиболее успешных интеграционных проектов в Южной Америке, во многом определяющий динамику и специфику региональной системы международных отношений. Созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, к которым в 2006 г. присоединилась Венесуэла, МЕРКОСУР изначально замышлялся как экономическое объединение, направленное на либерализацию взаимной торговли стран-членов и укрепление их позиций на мировом рынке. однако значительные успехи, достигнутые странами-участницами на первом этапе интеграции (1991 — 1996), выразившиеся в увеличении объема внутрирегиональной торговли, введении единого внешнего таможенного тарифа на 85% товарной номенклатуры, осуществлении совместных проектов в области энергетики, топливной промышленности и развития инфраструктуры [1, 24], а также в заключении рамочного соглашения с Европейским Союзом [2, 149] и, как следствие, признания МЕРКОСУР в качестве субъекта международных отношений позволили говорить о необходимости интеграции не только в экономической, но и в политической, социальной, культурной, военной сферах, тем более к этому времени уже были предприняты определенные шаги в этих областях [3, 12]. Начиная с 1996 г. была принята серия документов, ознаменовавшая начало нового этапа в интеграционных процессах в Южном Конусе и заложившая правовые основы политической, социальной и культурной интеграции в регионе.

Начало было положено подписанием двух деклараций рамочного характера, определивших дальнейшее направление деятель стран-участниц, — Декларации о политическом диалоге в МЕРКОСУР от 25 июня 1996 г. и Декларации о консультировании и политическом координировании от 17 июня 1997 г. важным представляется то, что в документах такого уровня впервые было заявлено о том, что развитие процесса интеграции и его углубление требуют совместных действий стран-участниц и систематизации институтов, ответственных за обеспечение интеграции во всех государствах-членах МЕРКОСУР [6]. Стратегической целью, которую преследовали страны-участницы, было укрепление единства МЕРКОСУР на международной арене. Для ее достижения учреждался Механизм консультирования и координирования политики, призванный четко формулировать необходимые меры для дальнейшего расширения и систематизации процессов интеграции в политической сфере, которая понималась чрезвычайно широко, а именно все то, что не относится к сфере экономического сотрудничества и торговли [6]. основным средством его выполнения должны были стать встречи министров стран-участниц, а также проводимые каждые полгода встречи глав государств МЕРКОСУР, на которых должны были определяться приоритетные задачи развития Общего Рынка Южного Конуса, проблемы и перспективы его сотрудничества с третьими странами, а также вырабатываться общие позиции государств по актуальным вопросам международной политики.

Желая укрепить относительно слабые позиции демократии в государствах региона, а также выразить реакцию на события, связанные с попыткой военного переворота в Парагвае, страны-участницы 25 июня 1996 г. подписали Декларацию о демократическом компромиссе стран-членов МЕРКОСУР. К ней присоединились также Чили и Боливия на правах ассоциированных членов. В отличие от Учредительного Акта МЕРКОСУР — Асунсьонского договора от 26 марта 1991 г., обошедшего этот сложный вопрос стороной, в Декларации о демократическом компромиссе твердо указывается, что наличие демократических режимов во всех странах-членах является необходимым условием существования и развития МЕРКОСУР, способным обеспечить выполнение положений Асунсьонского договора и Приложений к нему. В то же время очевидно, что она являлась во многом декларативной, носила рекомендательный характер и фактически была неспособна повлиять на реальное развитие политической ситуации в государствах Южного Конуса. В ней не были оговорены процедуры, которые могут быть применены, если в одном из государств-членов возникнет угроза демократии. Желая преодолеть вышеназванные недостатки, а также обеспечить дальнейшее устойчивое развитие интеграционных процессов в регионе, страны МЕРКОСУР совместно с Боливией и Чили подписали 24 июля 1998 г. Декларацию Ушуая, которая нам представляется значительным шагом вперед по пути укрепления межгосударственного сотрудничества в регионе. Сохраняя все принципы Декларации о демократическом компромиссе, она оказалась в то же время более четкой и последовательной. В ней была преодолена декларативность предыдущих документов и отразились объективные тенденции укрепления взаимодействия и взаимозависимости государств региона. Особо важным нам кажется выработка инструментов, направленных на поддержание демократии в регионе, в частности процедур, которые будут запущены в действие в случае нарушения демократического порядка в одном из государств, подписавших Декларацию Ушуая. Она предусматривает проведение прямых консультаций между этим государством и остальными членами объединения. Если они окажутся бесполезными, то в целях содействия восстановлению демократии государства, подписавшие Декларацию, будут вынуждены принять меры в отношении нарушителя. Согласно статье 5, эти меры будут простираться от приостановления права государства-нарушителя участвовать в деятельности органов МЕРКОСУР до приостановления прав и обязанностей, обусловленных участием этого государства в процессах интеграции [8]. действие этих мер прекращается с момента восстановления демократического порядка в государстве-нарушителе [8]. В соответствии с решением верховного органа МЕРКОСУР — Совета Общего Рынка № 18/04 любое государство, заинтересованное во вступлении в данную интеграционную группировку, предварительно должно присоединиться к Декларации Ушуая, что подчеркивает значимость приверженности демократии для продолжения интеграционных процессов в регионе [4]. В то же время очевидно, что меры, закрепленные в Декларации, являются во многом условными и в случае угрозы демократии будут неспособны оказать какое-либо воздействие. Одной из основных причин представляется чрезмерная расплывчатость формулировок, которые оставляют простор для толкований. Во-вторых, сами меры кажутся недостаточными на данном этапе интеграции, потому что выгоды от нее не столь значительны, чтобы оказать решающее воздействие на функционирование политических институтов в государствах-членах. С другой стороны, нереальным выглядело бы и предложение применять более решительные меры в отношении нарушителя, что объясняется очень трепетным отношением латиноамериканских государств к понятию национального суверенитета.

Развитием интеграционных процессов в данной области явилось создание Обсерватории демократии МЕРКОСУР в 2007 г., ответственной за выполнение положений Декларации Ушуая, а также за мониторинг электоральных процессов в странах-членах Общего Рынка [4].

другим важным шагом по пути укрепления политического единства стран МЕРКОСУР, а также Боливии и Чили стало подписание Декларации о Мальвинах, в которой страны Южного Конуса выразили свою солидарность с Аргентиной в вопросе о статусе Мальвинских островов и признали ее легитимные права на эту территорию [7].

Дальнейшее развитие сотрудничества между государствами в области обеспечения безопасности и обороны обусловило подписание Политической Декларации о зоне мира от 24 июля 1998 г. государства-члены МЕРКОСУР, Боливия и Чили, основываясь на фундаментальных принципах международного права и подтверждая свое намерение следовать всем декларациям, направленным на сокращение вооружений, запрет химического и биологического оружия, а также Договору Тлателолко от 1967 г. о создании безъядерной зоны в Латинской Америке и Карибском бассейне, провозгласили территорию стран Южного Конуса зоной мира, свободной от оружия массового уничтожения [5] и подчеркнули, что мир является необходимым условием для продолжения и развития процессов интеграции в регионе. Кроме того, высокие Стороны договорились усилить механизм консультирования и сотрудничества в области безопасности и обороны, а также объединить усилия, направленные на содействие исполнению международных договоров о ядерном разоружении и нераспространении ядерного оружия, и выступать на международных форумах по этим вопросам с единой позицией. Эта Декларация явилась юридическим обоснованием интеграционных процессов в области обеспечения обороны и безопасности, начавшихся в регионе еще в 1995 г.[2, 149 — 150]. Подписание этого документа стало фактически возможным с активным подключением Чили к интеграционным процессам в регионе. Это объясняется важностью геополитического положения Чили — единственной страны Южного Конуса, имеющей выход в бассейн Тихого океана. Декларация о зоне мира открыла новую страницу в формировании единства стран МЕРКОСУР, Боливии и Чили, на этот раз в военно-политической сфере. необходимо также отметить, что она является первым шагом на пути построения системы коллективной безопасности в регионе, создание которой обсуждается уже длительное время [2, 149 — 150].

Очевидно, что политическая Интеграция в рамках МЕРКОСУР пока находится на начальной стадии развития и охватывает лишь ограниченный круг вопросов. Тем не менее, необходимо признать, что все начинания в данной области оказались довольно успешными и способствовали укреплению политического единства стран-членов и координации их позиций относительно ключевых пунктов региональной и международной повестки дня. Всё это дает основания предположить, что в дальнейшем политическое сотрудничество членов МЕРКОСУР останется одним из приоритетных направлений деятельности данного интеграционного блока.

Литература

1. 10 лет Меркосур/А. Н. Глинкин, А.Ф. Бобровников, Б. Ф. Мартынов и др.//Латинская Америка. — 2001. — №7. — С. 19 — 38.

. Лавут, А. А. Меркосур и пути интеграции в Латинской Америке / А. А. Лавут // Латинская Америка. — 1996. — №7 — 8. — С. 140 — 153.

. Мартынов, Б. Ф. МЕРКОСУР: проблемы безопасности субрегионального объединения/Б. Ф. Мартынов//Латинская Америка. — 1998. — №4. — С. 11 — 18.

4. Acerca del MERCOSUR / <HTTP://www.mercosur.org.uy/t_generic.jsp?contentid=655&site=1&channel=secretaria&seccion=2>.

. DeclaraciónPolítica del MERCOSUR, Bolivia y Chile comozona de paz. <HTTP://www.mercosur.org.uy/espanol/snor/varios/otros/Ushuaiazona%20depaz.htm>.

6. DeclaraciónPresidencialsobre la Consulta y Concertación Política de los EstadosPartesdel MERCOSUR. <HTTP://www.mercosur.org.uy/espanol/snor/normativa/MCCP.htm>.

7. Declaraciónsobre Malvinas. <HTTP://www.merco-sur.net/documentos/declaracion_malvinas.htm>.

. Protocolo de Ushuaia sobrecompromisodemocrático en el MERCOSUR, la República de Bolivia y la República de Chile.<HTTP://www.mercosur.org.uy/espanol/snor/varios/protocolo_ushuaia.htm>

Учебная работа. Политические аспекты интеграции Общего Рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР)