Учебная работа. Показатели и участие Швейцарии в современной мировой экономике

показатели и участие Швейцарии в современной мировой экономике

Введение

Швейцария по своему уникальная страна. Не имея выхода к морю, то есть не имея удобных и дешевых торговых путей, не имея запасов полезных ископаемых, она стала одной из самых богатых (в расчете на душу населения) стран. Более того, экономическое (и следовательно, политическое) влияние этой маленькой по территории страны превосходит экономическое влияние такой крупной европейской страны, как Украина и сравнимо с влиянием Польши (см. графики 1, 2, 3 в Приложении, рассчитанные по методике [1]).

между тем, своим богатством Швейцария как раз обязана вовлеченности в мировую экономику или иначе: сотрудничеству с другими странами. В данной курсовой работе мы постараемся разобраться в этой проблеме.

Курсовая работа будет построена следующим образом:

Вначале будет изложена история экономики страны (глава 1), затем во второй главе будет разобрано, по каким направлениям сотрудничает страна с внешним миром. В третьей главе будет проанализировано взаимодействие Швейцарии с ее окружением — Европейским Союзом.

Мы начнем с экономической истории страны.

1. Краткая история экономики Швейцарии

Есть несколько причин, почему Швейцария стала страной с такой развитой экономикой и с таким высоким влиянием в мире (особенно в Европе). Но главных причин две:

Демократия, основанная на безусловном исполнении закона,

удобное географическое положение в центре Европы во времена, когда Европа была центром цивилизованного мира.

Начало истории швейцарского государства было положено 1 августа 1291 года, когда три кантона — Швиц, Ури и Унтервальден — подписали договор о союзе и взаимной поддержке в борьбе с внешними врагами. Примерно до 1500 года территория Швейцарии расширялась присоединением других кантонов, которые хотели иметь независимость от Римской империи. Но в 1515 году швейцарские войска потерпели поражение от миланцев и французов. С этого года экспансионистская Политика Швейцарии закончилась [3].

Несмотря на то, что Швейцария еще не являлась единым государством (политически это являлось конфедерацией 20-ти кантонов), отказ от экспансии оказал решающее возможных врагов) и объединяющей идеи независимости Швейцария сумела стать одной из самых богатых стран. Вследствие своей независимости, демократии, точнее, отсутствию верховного правителя и, следовательно, регулированию политической и экономической сферы законами Швейцария вскоре приобрела репутацию экономического субъекта, который обеспечивал сохранность вложенных средств. Ни в какой другой стране Европы за сохранность вложенных средств нельзя было поручиться в то время. Даже на родине современной демократии англии имущество любого человека по прихоти короля могли конфисковать «в пользу казны». Как следствие, именно в Швейцарии возникли первые частные банки, куда стекались капиталы со всей Европы. Приток финансов — особенно после Наполеоновских войн, когда статус Швейцарии был определен — способствовал развитию других отраслей экономики.

Но Швейцарию нельзя рассматривать лишь как место, где влиятельные люди хранили свои сбережения. В XIX веке Швейцария интенсивно развилась и к 1850 году стала второй по уровню промышленно развитой страной в Европе после Великобритании. Объяснение, почему эти две страны стали наиболее развитыми в промышленном отношении, дает экономическая теория. Для развития промышленности нужны два фактора:

необходимый технологический уровень,

запросы общества на новые разработки.

Это легко объяснить на примере древней Греции (эллинских государств) и Древнего Рима. Хотя расцвет древнего Рима пришелся после расцвета эллинских государств, технологический уровень в последних был выше. В древнем Риме рабы стоили так дешево, что в технологии началась деградация, в то время как в эллинских государствах был недостаток рабов и людям приходилось изобретать механизмы для различных работ (например, насос, строительные приспособления).

Так и Европе в XIX веке всюду был избыток рабочей силы, кроме англии и Швейцарии. Если англичане специализировались на кораблестроении и паровых машинах, то Швейцарцы производили совершенные по тем временам механические станки и часы. Даже для производства таких вещей нужен был определенный уровень образования, и в то время образование в Швейцарии было одним из самых лучших.

Благодаря нейтралитету, высокой гарантии сохранения вкладов и развитой промышленности Швейцария к концу XIX века стала одной из самых богатых стран. Во время Первой Мировой войны страна сохраняла свой нейтралитет. Это было просто необходимо для сохранения репутации надежного держателя финансов. Если бы страна выступила на какой-либо стороне, противная сторона постаралась бы вывести капиталы из банков Швейцарии.

Оказалось, что нейтралитет приносит большую прибыль. Воюющим странам необходима какая-то страна, через которую можно было бы вести переговоры. Так что во второй Мировой войне роль Швейцарии как нейтральной страны еще больше возросла. Следует заметить, что нацистские войска могли бы оккупировать Швейцарию в считанные дни, как это произошло с Норвегией, страной со сходным гористым рельефом. Но у Гитлера были экономисты, которые убедили того не предпринимать подобных действий. Во-первых во время войны прерываются торговые связи, а ни одна страна не является самодостаточной, то есть полностью обеспечивающей себя всем необходимым — часть продуктов необходимо импортировать. Во-вторых, любой денежной системе нужны связи с внешним миром (другими денежными системами). Иначе будут отсутствовать индикаторы, определяющие уровень использовала Швейцарию для общения с внешним миром. Во всяком случае через Швейцарию в Германию во время войны поступали стратегические материалы, так что такое сотрудничество было взаимовыгодным (хотя и аморальным) для обеих сторон.

В послевоенное время Швейцария постепенно уступала лидирующее положение финансового центра США, но наряду с США до сих пор остается на втором месте по этому показателю.

. Сотрудничество Швейцарии с другими странами

Сотрудничество страны с иными странами последние 500 лет шло в двух направлениях:

Швейцария придерживаясь принципа нейтралитета часто выступала в роли посредника.

благодаря развитой промышленности и финансовой системе страна ведет активную внешнеэкономическую деятельность.

Рассмотрим роль Швейцарии как посредника.

Швейцарские дипломаты в некоторых случаях представляют интересы стран, которые не имеют между собой официальных отношений. Так, например, при посольстве Швейцарии на Кубе и в Иране находится представительство интересов США, и, в свою очередь, в США — представительство интересов Кубы.

Нейтральная территория Швейцарии часто служила местом проведения важных международных встреч и переговоров. Так, в Женеве в 1985 г. впервые встретились президент Советского Союза Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган, а в 2000 г. здесь состоялась встреча между американским президентом Биллом Клинтоном и сирийским президентом ХафезомАссадом.

В Швейцарии несколько раз проходили мирные переговоры между правительством и руководством оппозиции Индонезии и Колумбии, Испании и Шри-Ланки, а также велись дискуссии о возможностях урегулирования конфликта на Кипре.

Женева — «международная столица» Швейцарии и штаб-квартира многих международных организаций, включая Международный Комитет красного Креста (МККК) и Организацию Объединенных Наций (ООН).

совсем недавний пример: после войны 2008 года (операция «принуждение к миру») Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ. Поэтому РФ обратилась к Швейцарии, чтобы эта страна выступала в роли посредника в переговорах (например, заключительный раунд переговоров по принятию РФ в ВТО в 2010 году).

Внешнеэкономическая деятельность. Швейцария с одной стороны является активным экспортером. основные статьи экспорта: часы, станки с прецезионной механикой, электрооборудование. Рост экспорта к уровню 2000 года (принят за 100%) показан на рисунке 1.

Рис. 1. Рост объемов экспорта из Швейцарии в 200-е годы (данные МВФ [4]).

Но Швейцария также вынуждена импортировать многие продукты, в основном сырье для своих производств, элементную базу для электроники из США и и Юго-восточной Азии.

Используя данные приложения 2, покажем на диаграммах соотношение различных групп товаров в экспорте и импорте страны в 2011 г в % (данные всемирного Банка [5])

Также покажем, какие страны являлись основными торговыми партнерами Швейцарии в том же году, также в процентах.

При этом благодаря устойчивости Швейцарского франка динамика экспорта и импорта страны достаточно стабильна

(диаграмма 3)

Изменение импорта и экспорта (в % к общему объему) за последние 30 лет. Показан также прогноз на 3 года.

Но Швейцария экспортирует не только товары. Швейцария — богатейшая страна мира и один из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих — третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). Несколько десятков лет Швейцарская Конфедерация входила в список офшорных зон. В стране функционирует около 4 тыс. финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твёрдой швейцарской валюте, соблюдению принципа «банковской тайны». Швейцария, являясь крупным экспортёром капитала, занимает четвертое место в мире после США, Японии, ФРГ. Прямые Инвестиции за границей составляют 29 % швейцарского ВВП (средний показатель в мире — около 8 %). 75 % всех швейцарских инвестиций направляется на развитые промышленности, среди развивающихся стран наиболее привлекают швейцарские капиталы Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. доля Восточной Европы в общем объёме инвестиций незначительна.

Также Швейцария член МВФ, ее доля вклада достаточно значительна (диаграмма 4)

. Интеграция Швейцарии в ЕС

Внешнеполитической доктриной Швейцарии является "постоянный нейтралитет", признанный и гарантированный Венским конгрессом в 1815 г. и подтвержденный Версальским договором в 1919 г. Швейцария вступила 10 сентября 2002 г. в ООН, а также является членом ЕАСТ, ВТО, МВФ и всемирного Банка, входит в ОБСЕ и ОЭСР, участвует в Совете Европы. Швейцария активно выступает за предотвращение конфликтов, связанных с насилием. Это включает в себя разработку и соблюдение демократических и правовых норм, а также требование мирного урегулирования конфликтов. Соблюдение прав и свобод человека является для Швейцарии задачей первостепенной важности.

В реализации торгово-экономической политики Швейцария нацелена на развитие свободной торговли, уменьшение таможенных пошлин на ввозимые товары и снижение ограничений на импорт. В рамках двустороннего соглашения с ЕС эти ограничения будут постепенно сняты. Двустороннее сотрудничество Швейцарии и Европейского Союза строится на основе принципов демократии, соблюдения прав человека и главенства закона. Швейцария в отношении ЕС и, соответственно, 27 стран-членов является не только соседствующей страной, но имеет с Союзом тесные экономические, политические и культурные связи. Две трети экспорта Швейцарии направляется в страны ЕС, в то время как по объемам экспорта из ЕС Швейцария занимает 2-е место после США. Каждый третий франк, заработанный в Швейцарии, может быть отнесен к результатам взаимовыгодного сотрудничества с ЕС. более 900 тысяч жителей ЕС проживают и работают в Швейцарии и еще большее количество пересекает границу на регулярной основе. Экономика швейцария сотрудничество

С середины XX в. взаимоотношения с ЕС оставались камнем преткновения внешней политики Швейцарии. Придерживаясь принципа постоянного нейтралитета в политике государства, с 50-60-х гг. Швейцария сталкивалась с трудностями участия в процессе европейской интеграции. В 1948 г. она вступила в организацию Европейского экономического сотрудничества, но воздержалась от присоединения к Европейскому экономическому сообществу (впоследствии — Европейскому союзу, ЕС), т.к. политические цели данной организации были невыгодны для Швейцарии.

Тем не менее, она стала одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли в 1959 г., а в 1963 г. вошла в Совет Европы, снова продемонстрировав свою заинтересованность в европейском сотрудничестве. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана в качестве альтернативы для тех западноевропейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейским Сообществам и считали планы создания европейского «Общего рынка» слишком амбициозными. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. Таможенная политика ЕАСТ первоначально распространялась только на промышленные товары. страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском Экономическом сообществе. Ключевой страной на первом этапе развития ЕАСТ была Великобритания, а Швейцария играла почетную и достойную, но не первую роль.

влияние Швейцарии во вновь созданной организации проявлялось уже в том, что Женева сразу стала штаб-квартирой важнейших органов ЕАСТ: Совета, комитетов и секретариата. Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Европейской Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно и обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции.

Современная ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную- форму, чем ЕС: при осуществлении свободной торговли государства не поступались элементами своего суверенитета; не были созданы, институты, обладавшие наднациональной властью. Совет принимает акты, обязательные для государств-членов: решения и рекомендации. При этом решения Совета ЕАСТ обязательны‘ для всех стран ЕАСТ, рекомендации Совета ЕАСТ обязательны для тех государств-членов, которым они адресованы. наличие данных полномочий свидетельствует о присутствии в интеграционном механизме Европейской ассоциации свободной торговли определенных элементов наднациональности. Но страны ЕАСТ все же оказались слабо связанными между собой экономически и не смогли продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС. В результате, из Ассоциации ушли такие серьезные соперники Швейцарии в борьбе за влияние, как великобритания, Швеция, Дания и Австрия.

Успехи в развитии общеевропейской интеграции, особенно экономической, стимулировали появление в начале 90-х годов нового образования — Европейского экономического пространства (ЕЭП), направленного на преодоление «раскола» Западной Европы на две интеграционные группировки: Европейские сообщества и Европейскую ассоциацию свободной торговли. В результате сложился единый Рынок, функционировавший на территории 19 стран. Подключение стран ЕАСТ к процессу общеевропейской интеграции было весьма успешным. Главная цель Соглашения о ЕЭП состояла в том, чтобы укрепить экономические и особенно торговые отношения между участниками на равных (по возможности) условиях. Во имя достижения этой цели страны ЕАСТ принимали переходные и предварительные меры, направленные на то, чтобы установить у себя в скором времени положения о четырех свободах (свободе движения товаров, лиц, услуг и капиталов), действующие в праве Сообществ. особое значение придавалось обеспечению равных условий конкуренции, что также было связано с воспроизведением в странах ЕАСТ норм права Сообществ. В ряде других сфер, например в сфере образования и технологического развития, имелось в виду усилить и расширить сотрудничество. Результатом же стало распространение норм европейского права на страны ЕАСТ. Можно сказать, что, благодаря Соглашению о ЕЭП, единый внутренний Рынок Европейского Союза ныне охватывает также страны ЕАСТ — без их вступления в Сообщества, что знаменует собой определенный успех общеевропейской интеграции. Швейцария является одной из четырех оставшихся стран Ассоциации и единственная, не связанная напрямую с ЕС механизмом ЕЭП. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, Швейцария не участвует в деятельности Наблюдательного органа ЕАСТ и суда ЕАСТ, которые расположены не в Женеве, а в Брюсселе и Люксембурге. Это несколько снижает способность Швейцарии влиять на европейский интеграционный процесс, особенно если учесть, что сегодня деятельность Европейской ассоциации свободной торговли практически полностью завязана на обеспечении функционирования Европейского экономического пространства. С другой стороны, Швейцария сохраняет известную свободу маневра и остается самым преданным ЕАСТ государством, а также самым населенным и богатым в Ассоциации. крохотный Лихтенштейн в сфере экономики по-прежнему зависит от Швейцарии. Исландия и Норвегия уступают Швейцарии — и по численности населения, и по такому важнейшему показателю, как ВНП на душу населения. наконец, штаб-квартира ЕАСТ по-прежнему расположена в Женеве. Таким образом, если термин «доминирование» кому-то покажется мало подходящим, роль Швейцарии в современной Ассоциации можно по праву назвать «ключевой».

Основными задачами ЕАСТ по-прежнему являются: содействие постоянному росту экономической’ активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности,, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов; предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами; ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли; содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем; постепенной ликвидации торговых барьеров.

Роль Швейцарии в развитии Европейскою ассоциации свободной торговли с течением времени существенно изменялась. Если в первоначальной «семерке» она-была уже достаточно весомой, то в настоящее время можно говорить о доминировании Швейцарии в Ассоциации; С одной стороны, именно здесь размещаются важнейшие органы ЕАСТ, а с другой — в современной, сильно ослабленной, Ассоциации у Швейцарии практически нет конкурентов; Однако Швейцария не вошла в ЕЭП, что несколько снижает ее способность влиять на: общеевропейский интеграционный процесс.

Поддерживая баланс между соблюдением независимости страны и граждан и реализацией курса на сближение с ЕС, Швейцария, не вступая в Европейский союз, заключила ряд двусторонних соглашений с ЕС, создав, таким образом, законодательную базу для дальнейшего сотрудничества. таким образом, не являясь членом ЕС, Швейцария реализует собственные интересы, используя двусторонний подход. Весь комплекс двусторонних соглашений может быть охарактеризован следующим образом: был сформирован последовательно, шаг за шагом; имеет целенаправленное прагматичное действие в экономической и политической сферах; определяет открытость и тесное сотрудничество со Швейцарией как с «ближайшим соседом»; был одобрен населением Швейцарии по итогам ряда референдумов.

двусторонняя кооперация с ЕС получила правовую регламентацию и начала формироваться лишь в 1972 году, когда было подписано соглашение с ЕС «О свободной торговле», которое было ратифицировано национальным референдумом — «за» проголосовало 72,5% населения. В соответствии с данным соглашением, к 1977 г. были постепенно сняты пошлины на все промышленные изделия.

подобное действие создало прочную- основу для реализации четырех основных принципов взаимодействия Швейцарии и ЕС: свободы движения товаров; движения капиталов; предоставления услуг; миграции рабочей силы. На этой базе возникла зона свободной торговли, были введены либеральные режимы для движения капиталов и услуг. несмотря на это, все равно оставались проблемы, связанные со свободным перемещением рабочей силы. затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС.

В частности, в 1992 году швейцарские граждане на референдуме отвергли соглашения об экономической интеграции с ЕС. Однако экономика Швейцарии зависит от торговли с Европейским Союзом, на долю которого приходится 80 процентов импорта и 63 процента швейцарского экспорта. В последние годы в связи с переменами в мире и в Европе Политика швейцарского правительства направлена на поэтапное вступление в

Европейский союз. В рамках этой политики Швейцария активно расширяет договорно-правовую базу отношений с ЕС. В июне 2002 г. вступили в силу семь соглашений между Швейцарией и ЕС о сотрудничестве в приоритетных областях: государственные закупки, научные исследования, снятие технических барьеров в торговле, свобода передвижения физических лиц, торговля сельскохозяйственной продукцией, наземный транспорт, воздушное сообщение. В настоящее время ведутся переговоры по десяти новым соглашениям о сотрудничестве в таких областях как: сфера услуг, торговля переработанной сельскохозяйственной продукцией, охрана окружающей среды, статистика, образование, средства массовой информации, борьба с таможенными нарушениями, налогообложение доходов по банковским вкладам, а также о сотрудничестве в других областях. В декабре 2008 г. Швейцария вступила в Шенгенскую зону. таким образом, с точки зрения геополитики страна постепенно перестаёт быть «чёрной дырой» внутри Европейского Союза.

Очередное расширение Шенгенской зоны позволяет говорить о стремлении ряда европейских стран, таких как Швейцария и Лихтенштейн, присоединиться к некоторым соглашениям, включенным в правопорядок ЕС. Обе данные страны не являются членами Европейского Союза, но активно участвуют в реальной экономической интеграции на континенте. В этом, по нашему мнению, можно увидеть одно из проявлений общеевропейского интеграционного процесса. Швейцария стала третьим членом шенгенской группы, не входящим в Евросоюз (после Исландии и Норвегии). В то же время таможенный контроль сохраняется как на наземных границах, так и в аэропортах, так как Швейцария не входит в таможенный союз ЕС.

Мы предполагаем, что в скором будущем Швейцария (вместе с Лихтенштейном) будет прочно и окончательно интегрирована в общеевропейское правовое пространство. В начале 2009 г. Европейский Союз и не входящая в него Швейцария договорились сделать еще один шаг на пути расширения сотрудничества и заключить рамочное соглашение, призванное упорядочить и без того плотную систему взаимодействия по разным направлениям. В настоящее время эксперты обеих сторон занимаются работой над будущим документом, который затем перейдет на высший политический уровень. Данный документ может стать если не прецедентом, то примером того, как страна, не входящая в ЕС, но тесно с ним связанная, может решать базовые юридические и политические проблемы во I взаимоотношениях с этой интеграционной группировкой.

Все важные государственные вопросы решаются в Швейцарии путем референдума. ежегодно проводится три-четыре референдума. На некоторых референдумах мнение народа Швейцарии существенным образом расходится с официальной позицией правящих кругов страны (в том числе — по вопросу участия в европейской интеграции).

Существенную роль в механизме принятия Швейцарией внешнеполитических решений играют глава Департамента иностранных дел, государственный секретарь и политический директор Департамента иностранных дел. Именно они зачастую ведут все предварительные переговоры и подготавливают черновые варианты соглашений. Определенную роль играют и швейцарские аналитические центры, такие, так Департамент политических наук и Институт политических исследований Женевского университета. Здесь разрабатываются основные подходы к текущим событиям международной жизни, в том числе — к общеевропейскому интеграционному процессу. В частности, профессор Д. Сиджански убежден в федералистском будущем Европы и в необходимости (в частности, для Швейцарии) более активно участвовать в европейской интеграции.

Однако подготовка и принятие конкретного внешнеполитического решения — это только первая фаза работы. После подписания определенного соглашения с отдельной страной или ЕС, документ не может вступить в силу без ратификации его парламентом. А по наиболее существенным вопросам предполагается организация и проведение всенародного референдума. Именно на нем, в конечном итоге, и решается судьба многих уже подписанных Швейцарией соглашений. таким образом, механизм принятия внешнеполитических решений в Швейцарской Конфедерации достаточно сложен и демократичен, так как в обязательном порядке учитывает мнение граждан (выраженное посредством референдума).

По нашему мнению, место Швейцарии в европейском геополитическом и геоэкономическом пространстве определяется, с одной стороны, ее участием в ЕАСТ, Совете Европы и Шенгенской зоне, а с другой неучастием в ЕЭП, ЕС и «зоне евро». При этом одним из основных механизмов реальной интеграции Швейцарии со странами-членами ЕС, наряду с Шенгенской зоной, является создание еврорегионов, то есть региональная Интеграция. С точки зрения политического изучения Швейцарской Конфедерации трансграничное сотрудничество интересно тем, что оно приводит к увеличению политической роли кантонов, т.к. они становятся самостоятельными единицами в сфере политического и социально-экономического взаимодействия с различными европейскими политическими единицами и институтами. Второй немаловажный эффект -это формирование нового типа региональной идентичности, выходящего за рамки страны проживания. Наиболее яркими, на наш взгляд, являются в данном случае примеры Женевского еврорегиона и района "Дуга Юры", что Следует отметить, что единственной страной-соседкой, с которой у Швейцарии нет общего еврорегиона, является Австрия. связано это в первую очередь с тем, что граница между двумя странами проходит через малонаселенную, труднодоступную местность в горах.

Практическое оформление концепции «Европы регионов» ведет к увеличению числа действующих в Европе политических акторов при выраженной неравномерности этого процесса, что обусловлено интеграцией государств с различными моделями взаимоотношений между центром и регионами. Таким образом, возрастает гетерогенность европейского политического пространства. Характеристиками регионального уровня в европейском политическом процессе остаются асимметрия в отношении национального уровня (по вертикали) и фрагментация, неоднородность (по горизонтали).

Углубление интеграционных процессов и дальнейшее развитие институциональных структур ЕС означают для регионов новые шансы и новые вызовы: у регионов появляются дополнительные возможности воздействовать на процесс принятия решений в ЕС, однако, с другой стороны, и Союз проникает «на территорию» регионов. Соответственно, представляется возможность более дифференцированной политики с учетом взаимодействия на трех уровнях: наднациональном, национальном и региональном. При этом Швейцария, не входящая в ЕС, оказывается более существенно «вовлеченной» в общеевропейский интеграционный процесс именно посредством регионального сотрудничества, через механизм региональной интеграции.

В Швейцарии накоплен богатый опыт сотрудничества со странами-соседями: практически все приграничные кантоны Конфедерации входят в состав того или иного трансграничного района. В частности, в Швейцарии, согласно Конституции, субъекты федерации (кантоны) могут заключать соглашения с иностранными партнерами, если эти документы не противоречат праву Конфедерации и других кантонов. Как правило, соглашения касаются вопросов экономического сотрудничества. При этом кантоны обязаны заранее информировать федеральные власти о своих намерениях по заключению соглашения, а соответствующее федеральное министерство дает заключение о соответствии соглашения правовым нормам. Практическую деятельность по организации внешних связей кантонов (преимущественно внешнеэкономических) осуществляют ведомства экономического развития при министерствах экономики кантонов.

Франкошвейцарцы явно поддерживают идею вступления Швейцарии в ЕС в то время как италошвейцарцы выступают, в целом, против этого шага. сложнее обстоит дело с позицией германоязычного большинства страны. В основном для округов, в которых население говорит на немецком языке, характерен средний показатель открытости европейским интеграционным процессам, причем соотношение сил «за» и «против» зачастую почти равное. Для отдельных округов Швейцарии характерен "эффект приграничного отрицания" интеграционных процессов. Еще более четко выражен "эффект периферии": население политической и социально-экономической периферии Швейцарии голосует против вступления страны в ЕС.

При этом вступление Швейцарии в ЕС больше поддерживают молодые люди, открытые различным переменам, в том числе и политическим, а люди старшего поколения чаще голосуют «против», так как они сложнее принимают кардинальные решения. Довольно высокая взаимосвязь существует между голосованием «за» и долей населения с высшим образованием. Однако не существует явной зависимости между показателем открытости населения общеевропейскому интеграционному процессу и религиозной принадлежностью. При этом работники сельского хозяйства, в целом, отрицательно относятся к вступлению Швейцарии в ЕС из-за проводимой данной интеграционной группировкой жесткой сельскохозяйственной политики. Значительная часть занятых во вторичном секторе и безработных голосует против общеевропейского интеграционного процесса в связи с опасением наплыва более дешевой рабочей силы из стран-членов ЕС.

Целью европейской политики Швейцарии на официальном уровне является избирательное участие на равных условиях в процессе европейской интеграции. В настоящее время единственно возможным путем является членство в Европейском Союзе, поскольку только он предоставит Швейцарии голос в процессе формирования основной политической, экономической и культурной структуры Европы. Роль Швейцарии и конкурентоспособность ее экономики были бы на длительный срок надежно защищены и упрочены при условии членства в Европейском Союзе. Вступление Швейцарии в ЕС, по нашему мнению, может быть осуществлено только поэтапно (вступление сначала в ЕЭП, затем — в ЕС и только потом — в «зону евро»), демократично (необходимо вынесение каждого нового конкретного внешнеполитического соглашения на общенародный референдум) и гибко (с учётом внешнеполитической и внутриполитической конъюнктуры). окончательно же вопрос присоединения к ЕС, как и все основные политические вопросы, будет напрямую решен гражданами Швейцарии в ходе очередного референдума.

Заключение

Что может дать Швейцария миру? Если страна претендует на какое-то влияние в мире, она должна что-то предложить. например, г-н Путин обещает возродить могущество России, считая, что если СССР был супердержавой (superpower в англоязычной литературе), то стоит достигнуть такого же уровня ВВП, промышленного производства и экспорта углеводородов, то страна автоматически превращается в супердержаву. Тем более межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками пока еще остались в нашей стране. Но во-первых, СССР поставлял за границу не только сырую нефть. До революции Россия экспортировала только нефтепродукты (керосин, мазут). В СССР вывоз сырой нефти впервые превысил вывоз нефтепродуктов по весу в 1959 г., по стоимости — в 1964 г. Были и другие статьи экспорта. Во-вторых, СССР предлагал другим странам коммунистическую идею. Интересно, что привлекательность этой идеи вновь возвращается после кризиса 2008 года. Так что можно понять, какой популярностью пользовалась эта идея в странах, которые совсем недавно освободились от колониальной зависимости, но экономическая зависимость оставалась. России, к сожалению, нечего предложить миру, корме сырой нефти и газа. потому ее влияние в мире оценивается в 10 раз ниже, чем влияние США (если судить по источнику [1]) и никакие действия В.В, Путина на мировой арене не смогут изменить ситуацию.

Но вернемся к Швейцарии и ее месту в мире. Основное ее преимущество — финансовая система, которая обеспечивает анонимность вкладов. именно эта анонимность привлекает в Швейцарию клиентов со всего света. поэтому Швейцария всячески старается избежать интеграции с ЕС — любая интеграция означает унификацию законов. Если же Швейцария потеряет свое главное преимущество, она потеряет и статус одного из финансовых центров мира.

В настоящее время не следует ожидать каких-либо шагов по интеграции с ЕС, поскольку сам ЕС испытывает громадные финансовые трудности.Пока в такой ситуации банковская система Швейцарии представляется одним из островков стабильности, что подтверждает растущий курс Швейцарского франка по отношению к другим валютам.

Но будущее банковской системы Швейцарии не так оптимистично. известно, что в кризисе 2008 года (который, кстати, еще не завершился) обвиняют прежде всего банки. Основное обвинение, предъявляемое банкам, в том, что последние выдавали кредиты, которые не были обеспечены реальными деньгами (так называемые деривативы). Соответственно, чтобы избежать повторения таких ситуаций в дальнейшем, страны G20, в первую очередь США, требуют от банков более прозрачной отчетности. Но это идет вразрез с принципом банковской тайны. Ведь именно на принципе банковской тайны поострено благополучие швейцарских финансовых организаций, а не на низких налогах. 15 октября 2013 организация экономического сотрудничества и развития (клуб развитых стран) подписала со Швейцарией Конвенцию о взаимном административном содействии по налоговым вопросам. об этом сообщается в пресс-релизе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[7].

По мнению куратора налоговых вопросов ОЭСР Паскаля Сен-Амана, этот шаг ознаменовал конец банковской тайны в Швейцарии. По его словам, которые приводит AgenceFrance-Presse, включение Швейцарии в Конвенцию сыграет большую роль в борьбе с налоговыми уклонистами. Следующим шагом Берна, как надеются в ОЭСР, станет подписание соглашения об автоматическом обмене данными вкладчиков.

Подписанная Берном конвенция предполагает все формы взаимного содействия по налоговым вопросам: предоставление информации как по предварительному, так и по срочному запросу, исчерпывающее сотрудничество в части налоговых проверок при полном соблюдении прав налогоплательщиков. Решение об окончательном присоединении страны к конвенции будет принято по итогам голосования в парламенте.

Швейцария в последнее время находилась под давлением Евросоюза из-за нежелания отменять банковскую тайну. В январе этого года еврокомиссар по налогам Альгирдас Семета заявил, что у Берна есть полгода на то, чтобы привести свои законы в соответствие с налоговой системой ЕС, иначе другие страны могут ввести в отношении Швейцарии санкции. Берн согласился изменить часть налоговых законов, переговоры еще по нескольким нормативам продолжаются.

Очевидно, это соглашение ликвидирует основное преимущество Швейцарии как мирового финансового центра и поэтому прогноз по влиянию Швейцарии предсказывает снижение роли Швейцарии как банковского и финансового центра.

1. InternationalFutures (IFs) forecasting systemandthe Pardee Center for International Futuresatthe University of Denver.

2. Иголкин А.А., Нефтяной фактор во вншнеэкономических связях россии за последние 100 лет. // Экономический вестник Ростовского государственного университета.т. 6, № 1, с. 87.

3. Swiss Federal Statistical Office #»justify»>4. международный Валютный Фонд.://www.imf.org/external/russian/index.htm

. всемирный Банк. #»justify»>. Дмитриева Д.В. Швейцарская Конфедерация, Европейский Союз и Европейская ассоциация свободной торговли: механизм и технологии политического взаимодействия в рамках общеевропейского интеграционного процесса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Нижний Новгород, 2011.

Учебная работа. Показатели и участие Швейцарии в современной мировой экономике