Учебная работа. Подходы к оценке эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономической деятельности

Подходы к оценке эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономической деятельности

Содержание

Введение

1. основные положения об оценке эффективности внешнеэкономической детальности предприятий

1.1 Основы внешнеэкономической деятельности организации

.2 Теоретические основы эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

2. Оценка эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономического сотрудничества

2.1 Основные этапы проведения оценки эффективности импортных операций

.2 Методики проведения оценки эффективности экспортных операций

3. перспективные подходы к оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономического сотрудничества в свете международных стандартов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

стремление получить прибыль, большую, чем на внутреннем рынке, побуждает предприятия выходить на внешний рынок. увеличение доли внешнего рынка проходит в условиях действия фактора неопределенности — новые конкуренты, изменчивая рыночная конъюнктура, колебания валютных курсов, политическая и торгово-экономическая нестабильность и др.

С началом функционирования Таможенного союза россии, Беларуси и Казахстана, созданием единого экономического пространства ЕврАзЭС, присоединением России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также вступлением россии во Всемирную торговую организацию

Очевидной необходимостью становится поиск инструментов, повышающих эффективность участия российских предприятий в международной системе внешнеэкономических связей, унификации принципов ведения внешнеэкономической деятель на основе правил ВТО.

Российским предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, важно таким образом выстраивать свою стратегию участия, чтобы, невзирая на множество сложностей и ограничений, накладываемых правилами ВТО, а также сложным таможенным и валютным законодательством России, успешно проводить экспортные и импортные операции.

Успешность внешнеэкономической деятельности предприятия на современном этапе предполагает активное использование упрощений таможенных правил, установленных Конвенцией и таможенным законодательством Таможенного союза, а также использование в своей работе результатов аудита внешнеэкономической деятель предприятия.

Многие российские фирмы являются активными участниками внешнеэкономической деятель. Для успешной самостоятельной работы в области внешней торговли компаниям требуется большой опыт. российские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность организаций, сложны и запутанны и не всегда однозначно трактуют отдельные хозяйственные ситуации, что негативно сказывается на результативности внешнеэкономических сделок. поэтому у компаний возникают определенные трудности при оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономических сделок, что предопределяет актуальность настоящего исследования.

Развитие внешнеэкономической деятель дает предприятиям возможность использования преимуществ международной кооперации производства, что повышает эффективность их функционирования. В связи с этим в настоящее время возникла объективная необходимость в разработке методических подходов к оценке эффективности экспортно-импортных операций, составляющих основу внешнеэкономической деятельности.

Целью настоящей курсовой работы является системный анализ эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономической деятельности, разработка на основе проведенного исследования теоретических положений, практических предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование оценки внешнеторговых сделок российских предприятий.

Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:

характеристика основных положений об оценке эффективности внешнеэкономической детальности предприятий;

определение теоретических основ эффективности внешнеэкономической деятель предприятия;

анализ основных этапов проведения оценки эффективности импортных операций;

изучение методики проведения оценки эффективности экспортных операций;

выработка перспективных подходов к оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономического сотрудничества в свете международных стандартов.

Источниками для написания настоящей работы послужили такие важнейшие нормативные акты, как Таможенный Кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «об экспортном контроле», федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), научные труды Комарова А.С., Рыбалко О.А., Толстой С.Б., Юдиной И., Кулининой Г.В. и других, материалы периодической печати журналов «Аудит и налогообложение», «международный бухгалтерский учет», «Финансы и статистика», «Право и экономика».

1. Основные положения об оценке эффективности внешнеэкономической детальности предприятий

.1 Основы внешнеэкономической деятельности организации

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «об экспортном контроле», — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Предприятие является основным звеном внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок приводит к целому ряду положительных моментов как для него самого, так и для экономики страны в целом. Среди них отметим следующие:

дополнительное стимулирование роста (или стабилизации) национальной экономики;

возможность гибко и оперативно реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально применять определенные производственные ресурсы в целях рационального использования преимуществ международного разделения труда;

партнеры из разных стран в рамках сотрудничества с Россией существенно влияют на развитие предпринимательства, повышение его технического и технологического уровня, что ведет к экономическому росту;

Предпринимательство, замкнутое лишь на национальный хозяйственный комплекс, лишенное здоровой конкуренции извне, развивается не столь эффективно.

Государство регулирует, регламентирует, поддерживает выход национальных предприятий на мировой рынок. Внешнеэкономическая деятельность государства — это целенаправленная политика, которая обеспечивает продвижение товаров и услуг на мировой рынок в целях получения активного платежного баланса, повышения международной конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния населения.

Функции предприятия во внешнеторговой деятельности:

производственно-хозяйственные — выбор экспортной стратегии, Производство экспортной продукции, работ, услуг, производственные связи с внутренними партнерами;

организационно-экономические — выбор форм и методов работы на внешнем рынке, процесс выхода на внешний рынок, планирование внешнеторговых операций, организация рекламы;

коммерческие — внешнеторговые сделки (экспортные и импортные), а также вспомогательные операции (транспортные, страховые, валютные и финансово-кредитные).

К основным формам внешнеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала, технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.

Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный законоб основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В Законе установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности, определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере.

В Законе дано определение внешнеторговой деятель как деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами определена как импорт и (или) экспорт товаров. Под импортом товара понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией российской Федерации (Калининградская область), через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

В ст. 4 Закона провозглашен принцип равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятель. Российские предприятия имеют право свободно заниматься внешнеторговой Деятельностью (за исключением отдельных ее видов, таких как поставка или закупка продукции военного назначения, внешнеторговая деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники). Иными словами, российские предприятия могут самостоятельно осуществлять продажи выпускаемой продукции на внешних рынках, закупать иностранное сырье, материалы, оборудование и услуги на международном рынке товаров и услуг.

Согласно законодательству российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.

Различают следующие формы внешнеэкономической деятельности:

экспортные сделки;

импортные сделки;

реэкспортные сделки;

встречные сделки.

Экспорт — это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

В целях оказания организационно-методической помощи предприятиям и организациям Российской Федерации различных форм собственности, участвующим в международном обмене товарами, работами и услугами, в разработке и внедрении внутрифирменных систем экспортного контроля Федеральной службой россии по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 г. утверждено Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля. Внутрифирменная система экспортного контроля — это комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг и принятие решений в этой области осуществлялись при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии механизма проверок для обеспечения легитимности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической Деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передачи материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, в результате которой может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации, либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

На предприятии должно быть назначено должностное лицо, ответственное за вопросы экспортного контроля, которое непосредственно подчиняется руководителю предприятия и наделяется полномочиями, достаточными для эффективного выполнения возложенных на него функций, в том числе правом приостанавливать экспортные сделки в случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства российской Федерации или невыполнению ее международных обязательств.

Исходя из имеющихся у предприятия возможностей, в помощь ответственному за вопросы экспортного контроля должен быть выделен соответствующий персонал и средства организационно технического обеспечения. В зависимости от объема внешнеторговых операций на малых и средних предприятиях работы по экспортному контролю могут выполняться одним или несколькими сотрудниками, на которых в дополнение к их основным служебным обязанностям возлагаются функции уполномоченных по экспортному контролю, на крупных же предприятиях с большими объемами экспортных продаж, как правило, создается специальное подразделение — служба экспортного контроля.

Служба экспортного контроля (уполномоченные по экспортному контролю) под руководством ответственного за вопросы экспортного контроля должна обеспечивать выполнение следующих функций: организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной системы экспортного контроля; комплексная проверка (скрининг) внешнеторговых сделок; обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении деятель, связанной с участием в международных выставках, конференциях или семинарах; обучение сотрудников предприятия по вопросам экспортного контроля; подготовка и оформление документов, необходимых для получения в установленном порядке экспортных лицензий и иных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами; ведение документации по экспортному контролю. Работники, занимающиеся вопросами внешнеэкономической деятельности, обязаны знать положения нормативных правовых актов по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемой продукции и ее конкретных зарубежных рынков сбыта, с тем, чтобы обеспечить их выполнение.

С целью повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической Деятельностью и экспортным контролем, подвергается регулярным проверкам, которые проводятся ответственным за вопросы экспортного контроля. В процессе проверки контролируются следующие вопросы: наличие, полнота и правильность ведения документации, относящейся к экспортному контролю, регистрации и учета экспортных заказов; выполнение скрининга внешнеторговых сделок и документальное оформление его результатов. Периодичность таких проверок должна устанавливаться в зависимости от объемов и частоты осуществления экспортных операций, характера экспортируемой продукции и других факторов, но не реже одного раза в год.

.2 Теоретические основы эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

Согласно общетеоретическими подходами к определению эффективности, наиболее широкой категорией является общественная эффективность. экономическая эффективность хозяйственного комплекса страны, эффективность деятель предприятия являются ее составляющими. При этом экономическую эффективность можно рассматривать в разных аспектах: согласно элементов процесса воспроизводства (эффективность производства, обращения, потребления); согласно факторов производственного процесса (эффективность использования основных средств, оборотных средств, рабочей силы и т.д.), по территориальному признаку и др. Эффективность во внешнеэкономической деятель также рассматривается как составная общественной эффективности.

Определяющие подходы к оценке совершенства внешнеэкономической деятель предприятий (всех ее видов) основываются на модификации классического принципа сравнительного преимущества относительно экспорта-импорта. С учетом современной специфики международных экономических отношений основными принципами являются:

принцип внебалансовых затрат (заключается в оценке проектов внешнеторговых сделок по экономическим издержкам, т.е. с учетом забалансовых (неявных) затрат;

принцип капитализации позволяет рассматривать внешнеторговые сделки как игру на процентных ставках (interest rate) государств, чьи валюты задействованы в контрактах, и оценивать их доходность по формулам сложной капитализации, исходя из вероятности того, что экспортер-импортер не сможет забрать из проекта доход до завершения проектных периодов;

принцип дефляции позволяет сравнить проекты внешнеторговых сделок не по номинальным, а по реальным показателям доходности, учитывающим инфляцию (индекс цен, среднегодовой дефлятор) в государстве контрагента;

принцип дисконтирования является необходимым при реализации проектов внешнеторговых сделок, связанных с долгосрочными иностранными инвестициями;

принцип хеджирования позволяет переводить валютный риск на посредников путем заключения с ними фьючерсных и форвардных контрактов (futures, forward) или делить ценовой риск между поставщиками и заказчиками из-за применения опционов.

. Внешнеторговый эффект — проявляется как реализация преимуществ в международных торговых операциях, образующейся на основе существующих разногласий в уровне издержек производства определенного товара, а следовательно, вызывают различия структуры цен и позволяют получить полезный результат от сравнения цены производителя с ценой средне-мирового уровня.

. Научно-технический эффект — проявляется как совокупность эффектов: во-первых, эффекта непосредственно от экспорта / импорта результатов научно-технической деятель, во-вторых, от сопутствующих (эмерджентных или резонансных) эффектов, от формирования наукоемкой специализации производителя, возможности начала новых исследований на основе предыдущих, повышение квалификации персонала.

. Эффект специализации и кооперирования — специализация приводит к устойчивому экономическому эффекту благодаря принципам ориентации на конкретного потребителя и всестороннего учета его потребностей. Кооперирование обеспечивает длительный эффект от оптимизации хозяйственного взаимодействия участников внешнеэкономических отношений в условиях нарастания сложности (товарной диверсификации, индивидуализации потребностей, увеличений доли научно-технической компоненты в потребительской стоимости товаров и т.п.) и проявляется прежде всего как экономия затрат в расчете на единицу продукции.

Эффект преимуществ во времени — при экспорте проявляется как возможность получения дополнительной прибыли на основе повышения цен на новейшей товар, услугу или объект интеллектуальной собственности, увеличение сегмента внешнего рынка, на котором реализуется продукция фирмы, усиление рыночной власти и т.д., при импорте — как возможность ускорения реконструкции или введения в действие новых производственных мощностей предприятия, изготовления и реализации товаров потребительского назначения с использованием зарубежного сырья, комплектующих частей и т.п., применения лицензий, ноу-хау и др. Определение такого эффекта требует использования методов дисконтирования и учета кредитного влияния.

Эффект оптимизации ресурсов — проявляется как возможность увеличения на внешнем и внутреннем рынках объемов товаров и услуг и повышение их качества за счет сбалансированного сочетания материальных, трудовых, инвестиционных, научно-технических ресурсов как отечественных, так и привлеченных из-за границы.

анализ эффективности внешнеэкономической деятельности имеет важное предприятия, перспектив его развития и предупреждения финансовых потерь. Он является неотъемлемой и определяющей частью общего анализа внешнеэкономической деятель предприятия. Комплексный анализ предприятия, которое осуществляет внешнеэкономическую деятельность, предусматривает следующее:

а) исследования состояния внешнеэкономической деятель предприятия в целом и его подразделений;

б) выяснение уровня международной конкурентоспособности экспортируемых товаров;

в) выявление возможных ре резервы повышения результативности внешнеэкономической деятельности;

г) постановку проблемы относительно стратегии и тактики поведения на внешнем рынке и разработку мероприятий по реализации поставленных задач.

методика анализа эффективности внешнеэкономических операций, в первую очередь, предполагает:

а) общий анализ доходности предприятия за счет внешнеэкономической деятель;

б) анализ выполнения обязывает придерживаться плана поставок по внешнеэкономическим операциям;

в) анализ эффективности отдачи средств, вложенных в экспортные операции;

г) анализ эффективности импортных операций, особенно в случае их осуществления на основе предоставленных кредитов.

Основные положения методики анализа эффективности внешнеэкономической деятель на уровне субъектов хозяйствования аналогичные методическим подходам, применяемым для соответствующего анализа на макроуровне. способом определения эффективности внешнеэкономической деятельности является вычисление различных показателей экономической эффективности на основе сопоставления достигнутых экономических результатов с ресурсными затратами, направленными на их достижение.

Система показателей экономической эффективности внешнеэкономической деятельности подразделяется на две группы:

показатели эффекта, которые определяются через абсолютные величины, имеющие стоимостное измерение и исчисляются как разница между результатами и затратами;

показатели эффективности, которые определяются на основе отнесения результатов к затратам и, как правило, определяются в относительных единицах (процентах и индексах).

При исчислении этих показателей важно обеспечить соблюдение таких правил аналитики:

осуществлять полный учет всех составляющих затрат и четкое определение результатов, что позволяет предотвратить искажение выводов относительно оценки эффективности проводимых мероприятий;

проводить сравнение с базовым вариантом — с ситуацией, которая имела место до принятия решений, альтернативных подходов, рыночной ситуацией, состоянием соответствующей деятельности конкурента;

приводить расходы и результаты сравнительного состояния по объему, качеству, времени и другим параметрам.

Критерий доступности информации, которая применяется для проведения анализа эффективности внешнеэкономической деятель, обуславливает образование определенных подсистем (или уровней вычисления) показателей, а именно:

. На основе действующей бухгалтерской отчетности определяются сумма прибыли, уровень прибыли к общему объему продаж за рубежом, Рентабельность экспорта в отношении расходов на осуществление таких операций и др.

. На основе дополнительной информации в рамках управленческого учета определяются: предельные (маржинальные) показатели объемов экспорта, переменных затрат и прибыли в расчете на единицу продукции или на одну поставку или экспортную операцию; предельная (маржинальная) Рентабельность экспорта товара (соотношение предельного дохода с предельными переменными затратами); точка безубыточности экспортируемого товара (отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли); точка безубыточности для сравнения объемов экспорта с имеющейся производственной мощностью предприятия.

. На основе внутренней и внешней информации предприятия о реализации конкретных товаров на международном рынке определяются показатели, которые позволяют обосновывать стратегию внешней деятель предприятия, а именно: свидетельствуют о наличии новых продуктов, удовлетворяющих требованиям международного рынка и о возможности начала нового направления в бизнесе.

Такой анализ предполагает определение альтернатив с позиции оценки качества товаров, существующих на рынке и предлагаемых предприятием, новизны продукции (эксклюзивности предложения), условий доставки (как одного из наиболее значимых элементов в составе расходов), уровня удовлетворения потребностей клиентов, наличии хорошо организованной дилерской сети, высококвалифицированного персонала.

внешнеторговый импортный таможенный риск

2. Оценка эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономического сотрудничества

.1 Основные этапы проведения оценки эффективности импортных операций

Полнота и достоверность экономического анализа зависят от постановки и организации бухгалтерского учета, требования к которому особенно возросли в условиях реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности и ужесточением конкуренции на рынке. Существующая система традиционных показателей, источником которых является бухгалтерская финансовая отчетность, дает неполное поэтому для проведения качественного анализа требуется совершенствование постановки и организации бухгалтерского учета как в целом, так и в части отражения экспортно-импортных операций.

Организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, имеют определенную специфику. Отличия внешнеэкономической деятель предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе и регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывают влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Одним из важных шагов в адаптации российского учета и отчетности к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) стало принятие Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который решил главную задачу в области консолидированной финансовой отчетности — обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи установлено обязательное признание международных стандартов на территории РФ, составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикация отчетности.

информация о внешнеторговой деятельности для управленческих целей поступает не только из учетных и внеучетных данных, но и из внешней и внутренней среды. Сама система управленческого учета внешнеторговой деятель (в том числе импортных операций) строится по принципам МСФО и в случае необходимости может являться базой для подготовки отчетности по МСФО. При этом международные стандарты используются как платформа, а в случае ограничения они могут быть заменены на национальные стандарты.

Данный подход связан с тем, что использование того или иного стандарта для управленческого учета импортных операций определяется спецификой деятельности компаний и составом хозяйственных операций в этой сфере.

При формировании управленческой отчетности при осуществлении импортных операций целесообразно воспользоваться положениями МСФО (LAS) 21 «влияние изменений обменных курсов валют». Этот стандарт требует первоначально операции в иностранной валюте отражать в отчетной валюте по курсу на дату совершения операции. Датой совершения операции считается дата признания операции в отчетности в соответствии с критериями признания, установленными принципом МСФО: операция, которая соответствует определению элемента финансовой отчетности, признается в отчетности, если велика вероятность притока или оттока будущих экономических выгод, связанных с операцией, и сумма операции может быть надежно оценена.

Вместе с тем МСФО (LAS) 21 допускает использование для пересчета иностранных валют средних курсов (например, за неделю или месяц) для операций, проведенных в данном периоде. однако если курс подвержен значительным колебаниям, то использование его средней величины не обеспечивает надежности информации.

Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность, для управленческого учета могут применять требования МСФО (LAS) 2 «Запасы», в соответствии с которым стоимость приобретаемых запасов включает в себя цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются предприятию налоговыми органами), а также затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относимые на приобретение материалов и услуг.

таким образом, главная цель внедрения управленческого учета импортных операций на предприятии — обеспечение менеджмента максимально полной, понятной, точной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для эффективной работы, т.е. управленческий учет является информационной базой внутренних пользователей и необходим для формирования управленческих решений. следовательно, систему управленческого учета импортных операций можно определить как совокупность способов реализации процесса накопления, анализа, подготовки и интерпретации информации для планирования, определения стоимости, принятия управленческих решений в сфере внешней торговли и контроля за ней на уровне предприятия, а также создания необходимых условий для эффективного использования входных ресурсов, организации и достижения поставленных целей (результативности внешнеторговой деятель).

Исходя из этого, основными задачами анализа импортных операций на предприятии являются:

оценка разницы между покупной и продажной ценой на импортные товары;

оценка факторов, влияющих на результат от продажи импортного товара;

оценка структуры и динамики товарных запасов и доли импортных ресурсов в общей товарной массе;

оценка влияния импортных операций на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.

В идеальном варианте анализ импортных операций должен проводиться как в целом, так и по отдельным товарным группам (как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте). Поэтому специфика анализа импортных операций заключается в анализе влияния на объект импорта изменений официального курса к рублю на дату совершения операций, сумм таможенных платежей и условий поставки, предусмотренных контрактами.

Следует заметить, что экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеторговой Деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей экономической эффективности.

При расчете показателей важно соблюдать следующие принципиальные методологические положения:

наиболее полный учет всех составляющих затрат и результата, поскольку неполный учет затрат и полученных результатов может исказить выводы об оценке эффективности того или иного мероприятия или решения;

сравнение с базовым вариантом. Все познается в сравнении, в том числе и эффективность импортных операций. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из вариантов принятия решения или состояние дел на рынке, у конкурента. Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искажению оценок;

приведение затрат и результатов в сопоставимый вид, поскольку сравниваемые показатели должны быть сопоставимы. Например, при анализе эффективности импорта их следует привести в сопоставимый вид по объему, качеству, периоду времени, условиям поставки с другими параметрами, заданными запросом пользователя;

приведение разновременных затрат и результатов к одному моменту времени. Соблюдение этого принципа — одно из важнейших положений теории оценки эффективности. Методы приведения разновременных затрат к одному моменту времени достаточно хорошо разработаны в экономике.

Можно выделить два базовых подхода к анализу эффективности импортных операций (рис. 1).

конкретный расчет показателей эффективности будет в значительной степени зависеть от вида операции на внешнем рынке, ее целей, условий и других особенностей конкретной сделки.

Обобщая существующий опыт и исследования в этой области, моделирование системы управленческого учета импортных операций целесообразно осуществлять в несколько этапов.

первый этап — выявление потребителей управленческой информации и основным информационным потребностям при осуществлении импортных поставок можно отнести совокупность показателей, характеризующих влияние этой деятельности на финансовое состояние и финансовые результаты организации, в особенности если в деятель хозяйствующего субъекта импортные операции занимают значительный удельный вес.

Рис. 1 Базовые подходы к анализу эффективности импортных операций

Второй этап — определение финансовой структуры предприятия и выделение центров финансовой ответственности — структурных подразделений, осуществляющих набор операций на том или ином этапе импорта и способных оказать непосредственное воздействие на финансовые показатели внешнеторговой деятель.

На данном этапе целесообразно определить бизнес-процесс внешнеторговых операций, так как управленческий учет, не базирующийся на физическом бизнес-процессе внешнеторговой деятельности предприятия, будет функционировать некорректно и не может служить базой для анализа и принятия управленческих решений.

Научная область процессного подхода к управлению бизнесом в настоящее время формируется в тесной взаимосвязи с развитием информационных технологий. Так, информационные технологии управления потоком работ (Workflow) и интегрированного управления ресурсами (Enterprise Resource Planning — ERP) представляют инструмент реализации процессной системы управления и, следовательно, определяют ее форму, информационные потоки, структуру отчетов, особенности управленческого анализа и поддержки принятия решений.

В соответствии с принципом декомпозиции бизнес-процесс внешнеторговой деятель можно рассматривать как самостоятельный объект управления с присущими ему свойствами (входы, выходы, необходимые ресурсы, время выполнения) или совокупность подчиненных взаимодействующих подсистем. Использование этого принципа позволит обеспечить однозначность восприятия объекта на различных уровнях управления и сформировать структуру системы показателей экономической эффективности внешнеторговой деятельности.

Формально определение процесса и процессного подхода определено в государственных стандартах ИСО 9000-2008 и ИСО 9001-2008 Offline/ref=F211AA0BF8D90C1741CCEB99615DA169EEA0114B503A88A19B97AAF63DN4L>. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает ключевые положения и определяет терминологию менеджмента качества, а Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «системы менеджмента качества. Требования» содержит набор требований к системам менеджмента качества.

В Стандартах указывается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда Деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. вместе с тем рассмотрение схемы процессов позволяет определить, каким образом формируется финансовый результат внешнеторговой деятель и каковы основные направления инвестиций на его развитие. На этой основе можно сформировать основные элементы финансовой структуры рассматриваемого направления бизнеса.

Импортные операции как составная часть внешнеторговой деятельности и как направление бизнеса могут быть представлены несколькими вариантами, состоящими из следующих основных операционных процессов:

) снабжение, осуществляемое как на внутреннем, так и на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внешний рынок -> экспорт -> сопровождение (при необходимости)];

) снабжение, осуществляемое как на внутреннем, так и на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внутренний Рынок -> продажа -> сопровождение (при необходимости)];

) снабжение, осуществляемое на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внутренний Рынок -> продажа -> сопровождение (при необходимости)];

) снабжение, осуществляемое на внешнем рынке [импорт -> производство (может отсутствовать в торговых компаниях) -> продвижение на внешний рынок -> экспорт -> сопровождение (при необходимости)].

При этом наиболее характерными для хозяйствующих субъектов являются первый и второй варианты операционных процессов, а ключевым отличием бизнес-процессов при осуществлении импортных операций — наличие валютной, таможенной, налоговой и правовой составляющих на стадии снабжения (рис. 2).

Рис. 2 базовые операционные бизнес-процессы внешнеторговой деятельности

таким образом, центрами финансовой ответственности при моделировании системы управленческого учета импортных операций могут являться структурные подразделения хозяйствующего субъекта, осуществляющие определенный набор функций, связанных с осуществлением импортной операции:

заключение внешнеторговых контрактов, исполнение требований валютного, таможенного, налогового законодательства, норм международного права, применяемых деловых обычаев;

способность оказывать непосредственное воздействие на те или иные финансовые показатели этой деятельности.

По этой причине выход каждого операционного бизнес-процесса в рамках внешнеторговой деятель должен оцениваться соответствующим экономическим показателем, а центры ответственны за уровень данных подконтрольных (целевых) показателей.

В зависимости от характера деятельности подразделений, вовлеченных в процесс импорта, можно выделить два вида ответственности.

первый — ответственность за затраты (расходы). Центрами затрат являются подразделения или отдельные операционные бизнес-процессы (импортные операции на стадии снабжения), в отношении которых затраты могут быть конкретизированы для контроля и управления. особенности внешнеторговой деятельности и деловая активность предприятия в обеспечении процесса снабжения импортными поставками обусловливают необходимость использования двух типов центров затрат: нормативных и ненормируемых. Это разделение связано с принципиальным различием в управляемых такими центрами бизнес-процессах, что требует применения финансовых показателей разного типа для контроля за их Деятельностью.

Бизнес-процессы, управляемые центрами нормативных затрат, характеризуются выраженной связью между объемом потребляемых ресурсов и выпуском. Подразделение, осуществляющее на постоянной основе закупки на внешнем рынке, не управляет доходами и прибылью, даже требуемый объем выпуска и нормативы расходования ресурсов на единицу определяются извне. Основными критериями эффективности работы таких подразделений являются выполнение планового задания по закупке и выполнение требований к качеству запасов или работ. Важным моментом является то, что качество запасов или работ, как правило, прямо связано с соблюдением норм потребления ресурсов.

Нормативы затрат в данном случае — это ограничения, в поле действия которых импортные закупки должны быть произведены. таким образом, организация центров нормируемых затрат в финансовой структуре предприятия, осуществляющего внешнеторговую деятельность, целесообразна только в случае, когда импорт в операционном бизнес-процессе носит постоянный (системный) характер (табл. 1).

Таблица 1. Центры финансовой ответственности при осуществлении импортных операций

Тип центра финансовой ответственности (ЦФО)Целевой показатель деятельности Направление оценки Вхождение в следующие типы ЦФО нструмент бюджетного управления Центр нормативных затрат Доля импорта в затратах на единицу продукции, работ, услуг Выполнение планового задания по закупке и требований к качеству запасов или работ Центр прибыли Бюджет импортных закупок, смета затрат Центр ненормируемых затрат Затраты ЦФО Цена потребления импортного товара, работы, услуги Центр прибыли, центр нормативных затратЦентр прибыли Прибыль, полученная от внешнеторговой деятельности Суммарный экономический эффект от экспортно-импортной деятельности Центр инвестиций Бюджет доходов и расходов от внешнеторговой деятель

Центры ненормируемых затрат управляют бизнес-процессами, не имеющими прямой связи между объемом потребляемых бизнес-процессом ресурсов на входе и результатом на выходе. Размытость взаимосвязи между затратами и полезным результатом деятельности характерна при единовременном (несистемном) импорте штучных запасов, оборудования или сложного комплекса работ (услуг).

В этом случае ресурсы необходимо планировать не по нормативам, а исходя из того, как именно планируется достигать поставленные перед подразделением цели (табл. 1).

второй — ответственность за прибыль. Центр прибыли — структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы внешнеторговой деятельности. Центром прибыли может быть какой-либо, в определенном смысле самостоятельный, дивизион внутри предприятия, занимающийся внешнеторговой деятельностью и поддерживающий практически весь цикл от закупки сырья или товаров до реализации продукции на экспорт.

В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат.

Эффективность внешнеторговой деятельности предприятия по центрам финансовой ответственности определяется следующими областями:

цели (для каждого ЦФО должны быть четко сформулированы цели, ради которых оно работает);

права и обязанности (устанавливаются рамки ответственности и возможности для ЦФО);

ресурсы (чем может пользоваться ЦФО для достижения поставленных целей).

третий этап — разработка состава, содержания и форматов управленческой отчетности для каждого этапа импортной операции, представляющих собой основу информационной базы анализа. Для каждого центра ответственности необходимо разработать набор показателей, характеризующих эффективность его деятель, а также регламент сбора, обработки и хранения полученной информации. Этот процесс должен быть реализован при создании форм управленческой отчетности внешнеторговой деятельности. При этом состав, содержание и формы управленческой отчетности для каждого этапа импортной операции необходимо разработать с учетом принципов релевантности, оперативности, адресности и персональности, достаточности, аналитичности, понятности, достоверности, сопоставимости и комплексности.

В дополнение к принципам можно выделить три основных момента, которые необходимо учитывать при построении системы отчетных данных управленческого учета в части импортных операций (табл. 2).

Таблица 2 Дополнительные требования к построению отчетных данных о внешнеторговой деятель со стороны управленческого учета

Бизнес-процесс Ключевой показатель деятельности Область учета Аналитический справочник Снабжение (импорт) Экономический эффект импорта для внутреннего потребления Формирование затрат на приобретение (изготовление) и использование продукции, аналогичной импортной Виды материальных ценностей (товарные группы) Формирование цены потребления импортных товаров Контракты Экономический эффект импорта в целях продажи импортируемого товара на внутреннем рынкеФормирование фактической себестоимости импортных товаров Виды эксплуатационных расходов Внутренняя цена реализации импортных товаров (выручка от реализации) Курсы иностранной валюты, установленные Банком России. Виды исполнения контрактных обязательств Уровень таможенных платежей и невозмещаемых налогов в стоимости импорта Сумма таможенных платежей и невозмещаемых налогов фактическая и расчетная Виды таможенных платежей и невозмещаемых налогов. Курсы иностранной валюты, установленные Банком России Формирование фактической и расчетной себестоимости импортных товаров Курсы иностранной валюты, установленные Банком россии. Виды материальных ценностей (товарные группы). контракты Внешнеторговая деятельность Длительность операционного и финансового цикла по внешнеторговой деятель Длительность оборота средств в запасах Контракты длительность оборота средств в дебиторской задолженности по внешнеторговой деятель Контрагенты Длительность оборота средств в кредиторской задолженности по внешнеторговой деятель Виды продукции

Таким образом, всю управленческую отчетность, связанную с осуществлением бизнес-процесса импортной операции и являющуюся информационной базой анализа, можно условно разбить на три блока:

управленческая отчетность о финансовых результатах деятельности и изменении финансового положения предприятия вследствие осуществления импортных операций. Основными пользователями такой отчетности являются финансовый директор и директор по снабжению;

управленческая отчетность по ключевым показателям внешнеторговой деятельности. Основные пользователи — руководители центров затрат (директор по снабжению, директор по производству);

управленческая отчетность об исполнении бюджетов. основной пользователь данной информации — финансовый директор.

кроме того, процесс формирования информационной базы анализа эффективности импортных операций в учетной системе предприятия необходимо разделить на два уровня. Первый — на уровне методологии и техники учета, второй — на уровне автоматизации, что в настоящее время решается многими программными продуктами.

2.2 Методики проведения оценки эффективности экспортных операций

порядок ведения организациями бухгалтерского учета экспортных торговых операций существенно зависит от условий, содержащихся в отдельных внешнеэкономических договорах (контрактах), применяемых в деловом обороте организации форм расчетов с иностранными покупателями, а также от формы выхода российского поставщика экспортного товара на внешний Рынок самостоятельно или через посредника.

Кроме того, при проведении анализа внешнеэкономической деятель необходимо учитывать ряд особенностей:

большая продолжительность осуществления операций по экспорту и импорту товара во времени вследствие значительной удаленности друг от друга участников внешнеэкономической сделки (покупателя и продавца товара);

необходимость пересечения товаром таможенной границы российской Федерации, обусловленная тем, что один из участников внешнеэкономической сделки (покупатель или продавец товара) непременно находится за границей;

осуществление расчетов между покупателем и продавцом товара в иностранной валюте в подавляющем большинстве случаев;

сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки (каждый из них в части, обусловленной конкретным базисным условием поставки);

наличие большого числа мест возникновения затрат, т.е. необходимость привлекать различные организации, оказывающие услуги или выполняющие работы по продвижению экспортного или импортного товара.

Поэтому методика анализа деятель организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, строится с учетом специфики проводимых внешнеэкономических операций, но при этом тесно увязывается с традиционными аналитическими процедурами. В процессе анализа определяют не только влияние результатов данной деятельности на финансовое положение организации, но и количественно оценивают степень воздействия этого влияния на динамику совокупных финансовых результатов предприятия.

Содержание анализа внешнеэкономической деятель определяется задачами, которые стоят перед пользователями аналитической информации при проведении оценки эффективности финансово-хозяйственной деятель предприятия.

Основными задачами анализа результатов являются:

изучение уровня и качества выполнения предприятием обязательств по контрактам с иностранными партнерами;

оценка динамики экспортно-импортных операций предприятия за отчетный и предшествующий периоды;

оценка рациональности использования средств, привлеченных для выполнения обязательств по контрактам. необходимо проанализировать оборачиваемость оборотных средств, в том числе по экспортно-импортным операциям, оценить структуру расходов по экспорту и импорту, изучить эффективность операций, особенно в части отдачи на вложенный оборотный капитал;

оценить финансовые результаты;

определить влияние результатов экспортно-импортных операций на финансовое положение, платежеспособность и Рентабельность предприятия.

Методика анализа экспортных операций. Общая оценка выполнения экспортных контрактов выполняется по стоимостным показателям. В целях анализа сравнивают показатель экспортной выручки отчетного года с аналогичным показателем, установленным при подписании контракта. Рассчитывают коэффициент выполнения экспортных контрактов, который определяется по формуле:

К = ВРэ факт / вып ВРэ, (1)

где ВРэ факт — выручка от выполнения экспортных контрактов в отчетном году, руб.;

ВРэ — выручка по заключенным экспортным контрактам в отчетном году, руб.

Расчет коэффициента выполнения экспортных контрактов целесообразно проводить как в целом по объему реализованных товаров фирмой, так и по товарным группам, товарам и странам экспорта.

На этапе общей оценки выполнения контрактных обязательств по экспорту целесообразно рассчитывать коэффициент выполнения физического объема товаров, который по каждому наименованию товара можно рассчитать по формуле:

К = V факт/ V баз , (2)

где V факт — физический объем фактически поставленных по контрактам товаров в натуральных единицах;баз — физический объем товаров по заключенным контрактам.

Процент выполнения обязательств по физическому объему для сводного показателя исчисляется по формуле:

К = V факт Ц баз / выпф V баз Ц баз, (3)

где V баз Ц баз — плановая стоимость экспорта, руб.;факт Ц баз — стоимость экспорта по отчету, пересчитанного по плановым ценам, руб.

анализ проводится в такой последовательности: сначала определяют выполнение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта, а в заключение результаты анализа обобщаются по фирме в целом или объединению.

Одно наименование товара может поставляться на экспорт по разным контрактам и в разные страны. Поэтому при наличии такой ситуации целесообразно выполнить анализ выполнения контрактов по конкретному наименованию товара в разрезе заключенных контрактов и в разрезе стран поставки товара, а затем обобщить результаты для сводной оценки.

В результате изменения физического объема поставленных товаров или цен меняется выручка по экспорту. На этапе общей оценки следует рассчитать влияние указанных факторов.

Влияние физических объемов можно определить по формуле:

ДЕЛЬТАВР / ДЕЛЬТАV = V факт Ц баз — V баз Ц баз .(4)

Недовыполнение обязательств по экспорту товаров по физическому объему может быть вызвано различными причинами (нарушение сроков поставки товаров для экспорта со стороны поставщиков, задержки в транспортировке товаров, валютные ограничения, затруднения в реализации товаров в стране экспорта и др.). причины недовыполнения обязательств устанавливаются и изучаются.

Влияние экспортных цен в рублевом эквиваленте рассчитывается по формуле:

ДЕЛЬТАВР / ДЕЛЬТАЦ = V факт Ц факт — V факт Ц баз, (5)

где V факт Ц факт — выручка от выполнения экспортных контрактов в отчетном году, руб.

Динамика экспортных цен зависит от изменения цен на товары в стране экспорта и изменения курсов валют. Уровень экспортных цен конкретных сделок зависит также от умения специалистов предприятия использовать конъюнктуру рынка, что, в свою очередь, определяется правильностью выбора рынка, времени выхода на Рынок, оптимальностью размера предлагаемой партии товаров, получением наиболее выгодных условий поставки и реализации товаров и т.д.

Изложение результатов анализа осуществляется в такой последовательности: оценка выполнения экспортных контрактов в целом по фирме, затем по странам экспорта, товарным группам и товарам.

Информационной базой для проведения анализа являются данные оперативного учета и внутренней отчетности фирмы. В связи с этим одним из важных вопросов управления предприятием является формирование учетно-аналитической информации на основе разработки рационального плана счетов и внутренних документов, позволяющих в необходимой детализации осуществлять анализ и оперативно реагировать на недостатки в хозяйственной деятель предприятия.

Заключительным этапом общей оценки выполнения экспортных обязательств может быть сравнение показателей выполнения за ряд предшествующих лет.

Для более полной характеристики экспортной работы предприятия проводится анализ динамики экспорта. Такое исследование целесообразно проводить за несколько лет. Цель такого исследования — установить, какие изменения произошли в товарной структуре экспорта, как изменился объем экспорта в текущих и сопоставимых ценах, как изменились экспортные цены.

Анализ динамики экспорта выполняют в два этапа. На первом этапе рассчитывают показатели динамики — темп роста экспорта, темп прироста, среднегодовой темп роста, абсолютное содержание одного процента прироста. На втором этапе определяют влияние факторов на динамику экспортной выручки.

ВР = SUM V x Ц x К, (6)

где n — число наименований экспортируемой продукции;- физический объем товаров по контрактам в натуральных единицах;

Ц — цена товара в стране экспорта, у. е.;

К — курс ЦБ РФ к иностранной валюте, руб.

Влияние факторов можно рассчитать по методу цепных подстановок.

Анализ может быть проведен и при помощи построения аналитической матрицы (таблица 3).

Таблица 3 Аналитическая матрица

Наряду с этим в процессе анализа могут быть рассчитаны индексы изменения указанных факторов. Рассмотрим расчет индексов:

. изменения физического объема экспортных поставок (V):

. (7)

. Изменения контрактных цен:

. (8)

. изменения курса ЦБ РФ к иностранной валюте:

. (9)

анализ динамики и структуры затрат и торговой наценки экспортных операций проводится следующим образом.

Затраты организации — экспортера товаров складываются из себестоимости экспортируемой продукции и издержек, связанных с реализацией продукции. Изменение себестоимости продукции (или затрат на закупку) и реализацию экспортируемой продукции оказывает непосредственное воздействие на величину получаемой прибыли. повышение этих затрат при прочих равных условиях приводит к снижению прибыли, снижение (затрат) — соответственно к ее повышению.

Величину совокупных затрат на выполнение экспортных контрактов можно представить следующей формулой:

З = Сб + ИО, (10)

где Сб — себестоимость реализуемой продукции (или закупочная цена), руб.;

ИО — издержки обращения, руб.

Представленная аналитическая модель является аддитивной, поэтому влияние каждого фактора на совокупные затраты равно изменению этого фактора. Влияние фактора себестоимости продукции можно определить по формуле:

ДЕЛЬТАЗДЕЛЬТА Сб = ДЕЛЬТАСб. (11)

влияние издержек обращения соответственно:

ДЕЛЬТАЗДЕЛЬТА ИО = ДЕЛЬТАИО. (12)

В ходе проведения анализа совокупных затрат следует рассмотреть каждый из факторов более подробно.

На себестоимость продукции влияет объем производства в натуральных единицах и себестоимость единицы продукции. Расчеты проводят по следующей формуле:

Сб = V x Сб ед, (13)

где Сб — себестоимость продукции, руб.;- объем производства в натуральных единицах;

Сб ед — себестоимость единицы продукции.

влияние объемов производства определяется по формуле:

, (14)

где — изменение себестоимости продукции за счет объемов производства, руб.;- число наименований экспортируемой продукции;

ДЕЛЬТАV ед — изменение объема производства в натуральных единицах;

— себестоимость единицы продукции в базовом периоде, руб.

Влияние себестоимости единицы изделия определяется по формуле:

, (15)

где — изменение себестоимости продукции за счет себестоимости единицы изделия, руб.;отч — объем производства в натуральных единицах в отчетном году;

ДЕЛЬТАСб — изменение себестоимости единицы продукции в анализируемом периоде, руб.

Суммарное влияние факторов определяется:

(16)

Себестоимость производства влияет на торговую наценку экспортных операций, конечный финансовый результат экспортной сделки и соответственно на принятие управленческих решений. В связи с этим необходимо провести детальный анализ влияния совокупных затрат на торговую наценку по экспортной сделке.

поскольку торговая наценка (валовой доход) по экспортной сделке формируется как разница между выручкой и себестоимостью продукции, формулу расчета определим:

ТН = ВР — Сб. (17)

методика факторного анализа выручки по экспортной сделке рассмотрена ранее.

Отдельным этапом факторного анализа экспортных операций является анализ изменения уровня затрат, непосредственно связанных с проведением экспортных операций, а также оценка влияния их динамики и структуры на изменение прибыли. Из формулы (10) видно, что совокупные затраты складываются из себестоимости (покупной стоимости) товаров и издержек обращения. Этот анализ является весьма актуальным, так как в составе затрат есть переменные и постоянные затраты, соотношение которых непосредственно влияет на изменение прибыли и финансовые перспективы предприятия. Проводя такой анализ, следует понимать, что возможны две ситуации. первая — когда предприятие само производит и поставляет продукцию на экспорт, вторая — когда продукция закупается и поставляется на экспорт. В первом случае на переменные и постоянные затраты разделяют как себестоимость, так и Издержки обращения, во втором — покупную стоимость товаров рассматривают как переменные затраты, а издержки обращения разделяют на переменные и постоянные.

При таком анализе следует помнить, что помимо рассмотренных факторов на динамику издержек обращения могут влиять инфляционные процессы.

Следующим этапом анализа является постатейный анализ наиболее значимых издержек обращения, и в первую очередь транспортных расходов.

методика анализа прибыли, полученной от экспортных операций. Прибыль является одним из основных требований успешного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики. Она занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой, является мерилом оценки деятель предприятия.

В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной деятель, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные.

Расчет величины прибыли может быть проведен по следующей формуле:

П = ВР — Сб — ИО, (18)

где П — Прибыль, полученная от экспорта;

ВР — выручка (Доход) от реализации экспортной продукции;

Сб — себестоимость экспортной продукции;

ИО — Издержки организации по проведению данной экспортной операции с учетом вывозной пошлины.

учитывая, что приведенная аналитическая модель является аддитивной, влияние каждого из перечисленных факторов определяется как изменение соответствующего фактора.

Кроме указанных факторов на величину экспортной прибыли оказывают влияние факторы второго порядка, такие как изменение объема и структуры экспортной прибыли по группам изделий, которая может изменяться в зависимости от:

числа экспортируемых изделий по отдельным группам товаров;

цены реализации отдельных групп экспортной продукции;

издержек по экспорту по различным группам продукции и т.д.

Качественная и количественная оценки влияния конкретных факторов на динамику прибыли проводятся одним из методов факторного анализа.

Относительными показателями, характеризующими уровень прибыльности экспортных операций, являются показатели рентабельности. На практике уровень рентабельности хозяйственной деятель торговых предприятий обычно определяется отношением прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет Прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от продажи товаров, так как прочие финансовые результаты не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж и считают одним из основных показателей оценки эффективности функционирования предприятий. Расчет показателя осуществляют по формуле:

Р = (П /Врэ) x 100, (19)

где П — Прибыль от выполнения экспортных операций, тыс. руб.;

ВР — выручка от продаж по экспортным операциям, тыс. руб.

Уровень рентабельности экспортных операций можно оценить с помощью уровня рентабельности экспорта (Рэ), который измеряет отношение прибыли от экспорта к затратам на экспорт:

Р = П /З x 100, (20)

где П — Прибыль от выполнения экспортных операций, тыс. руб.;

З — совокупные затраты по экспортным операциям, тыс. руб.

Уровень рентабельности продаж по отдельным товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим определяется также рентабельность экспорта по группе изделий и стране. Средняя Рентабельность экспорта для группы изделий:

, (21)

где Рэ — Рентабельность экспортных операций по i-му товару;- объем экспорта каждого изделия;- число номенклатурных групп.

Получаемый в результате сравнения с планом или прошлым периодом показатель рентабельности экспорта по группам изделий является также средним индексом, который может быть разложен на частный индекс с постоянной структурой и на структурный индекс. Соотношение, динамика, а также влияние этих индексов на общий показатель могут быть проанализированы с помощью указанных ранее методов. Изменение структуры экспортного товарооборота ведет к повышению или к снижению уровня рентабельности продаж предприятия.

Таким образом, основная задача системы внутреннего контроля внешнеторговой деятель состоит в обеспечении наблюдения и (или) проверки функционирования объекта внутреннего контроля (подразделений предприятия, осуществляющих внешнеторговую деятельность) с целью определения соответствия их деятель законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, принимаемым управленческим решениям. Устанавливая отклонения от требований этих документов и выявляя причины их возникновения, внутренний контроль внешнеторговой деятель будет способствовать своевременной разработке собственниками и (или) исполнительными органами способов управления внешнеторговой Деятельностью как бизнес-процессом, а также реализации мероприятий, нацеленных на его оптимальное функционирование.

При данном подходе роль внутреннего контроля внешнеторговой деятель состоит в следующем:

постоянном наблюдении и проверке процесса внешнеторговой деятель;

обеспечении обоснованности и эффективности принятых решений в области внешней торговли;

выявлении отклонений и неблагоприятных ситуаций;

своевременном информировании руководства для принятия управленческих решений;

снижении рисков;

обеспечении сохранности активов и предотвращении нарушений;

выявлении резервов роста эффективности внешнеторговой деятель.

3. Перспективные подходы к оценке эффективности реализации проектов внешнеэкономического сотрудничества в свете международных стандартов

Предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, необходимо обязательно учитывать, что данная деятельность связана с большим количеством рисков. Поэтому при проверке аудиторской организацией внешнеторговой деятель предприятия необходимо в обязательном порядке проанализировать и оценить эти многочисленные риски и связанные с ними обстоятельства.

Необходимо отметить, что риски во внешнеэкономической деятельности предприятия влекут не только возможные значительные финансовые потери, но и применение в отношении предприятия и его руководителя мер административного или даже уголовного характера и, как следствие, оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность всего предприятия в целом.

В программу проведения аудита импортных операций, по мнению автора, должен быть включен ряд специфических процедур, влияющих на внешнеэкономическую деятельность предприятия в части осуществления импортных операций.

Процедуры, связанные с таможенными операциями, и возникающие при этом таможенные риски рассматриваются наиболее подробно:

) процедура выбора поставщика товаров, услуг — порядок проведения оценки и выбора потенциального поставщика (производитель, дилер, представитель, агент), подготовка запросов поставщику, сформулированные в запросах условия закупки или оказания услуги, использование тендеров и иных процедур выбора поставщика;

) проверка внешнеэкономических контрактов на закупку товаров, услуг, иных видов внешнеэкономических контрактов (агентских соглашений, лицензионных договоров, договоров на консалтинговые и инжиниринговые услуги).

Аудитору следует обратить особое внимание на определение во внешнеторговом контракте момента перехода права собственности к импортеру. именно на дату перехода права собственности будет отражено на счетах бухгалтерского учета поступление товаров, произведен пересчет стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, в рубли.

Если в контракте не определен момент перехода права собственности, необходимо руководствоваться правом, которое подлежит применению по соглашению сторон договора. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно вытекать из условий контракта.

В случае если соглашение о применимом праве отсутствует, к контракту применяется право страны, с которой контракт наиболее тесно связан. Например, в контракте купли-продажи такой страной признается страна продавца. Если российский участник внешнеторгового контракта закупает в рамках контракта купли-продажи импортные товары и не оговаривает в контракте момент перехода права собственности и применимое Право, он должен учитывать возможные риски, связанные с судебным разбирательством в стране продавца.

Импортные товары на дату перехода права собственности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (сумма фактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов).

В соответствии с требованиями ПБУ «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» стоимость импортных товаров, выраженная в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату признания расходов по приобретению товаров.

) проверка правильности и своевременности расчетов с иностранными контрагентами;

) проверка обоснованности дополнительных расходов по импортным операциям (в том числе стоимости услуг по перевозке, страхованию, экспедированию, услуг таможенного представителя, услуг по временному хранению в зоне таможенного контроля или на складе временного хранения (таможенном складе));

) проверка правильности начисления таможенных сборов, таможенных пошлин и налогов; проверка документов, подтверждающих предоставление тарифных льгот и преференций (сертификат происхождения товара по форме А, сертификат происхождения товара по форме СТ-1).

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

При проверке уплаченных таможенных платежей также необходимо обратить внимание на то, использует ли аудируемое лицо предоставленные законодательными актами льготы по уплате таможенных платежей.

Статья 74 ТК ТС определила, что под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.

например, в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, международными договорами российской Федерации. Иными словами, на отдельные товары, ввозимые из определенных стран, возможно получение освобождения от уплаты импортных таможенных пошлин либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин.

) проверка обоснованности включения в стоимость товара иных накладных расходов, которые должны быть отражены в бухгалтерских документах и подтверждены.

) проверка таможенных деклараций на ввезенные товары.

) проверка имеющихся документов по импортной сделке, представленных таможенному органу для осуществления таможенного декларирования товаров, проверка документов, подтверждающих таможенную стоимость товара; проверка обоснованности корректировки таможенной стоимости (в случае наличия) и сумм уплаченных по корректировке таможенных платежей.

) проверка использования особенностей декларирования товаров, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Пример: Применение предварительного таможенного декларирования товаров при импорте позволяет значительно сократить затраты, которые несет предприятие при поступлении товара от иностранного контрагента. Предварительная таможенная декларация в отношении иностранных товаров может быть подана до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза по копиям имеющихся у декларанта транспортных, коммерческих документов.

Иными словами, к моменту прибытия иностранных товаров в зону таможенного контроля таможенного органа декларация на товар уже проверена и декларанту необходимо представить в таможенный орган лишь оригиналы представленных ранее документов. Это позволит предприятию не помещать товары на склад временного хранения, соответственно, не нести расходы по размещению товаров на складе (выгрузка, хранение, оформление документов учета на складе). Причем эти расходы напрямую зависят от сроков временного хранения, объема товаров, необходимости специальных условий хранения и обеспечения сохранности товаров и могут составлять достаточно значительные суммы.

Пример: Применение периодического таможенного декларирования при импорте позволяет не только существенно снизить уплачиваемые таможенные сборы (в разы), но сократить до минимума затраты на осуществление таможенных операций как со стороны декларанта, так и со стороны таможенных органов.

Владельцы российских предприятий, занимающихся внешнеэкономической Деятельностью, должны учитывать большой объем и сложность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в целом и импортных операций в частности. Они крайне заинтересованы в проведении оценки эффективности внешнеэкономических сделок для координации своей инвестиционной деятельности, а используемая при проведении аудита оценка таможенных рисков способна расширить возможности российских предприятий в международном торговом обороте.

таким образом, продуманное использование российскими предприятиями комплексных мероприятий по выявлению и оценке рисков во внешнеэкономической деятель в целом и применение доступных им экономических инструментов способно значительно расширят возможности полноправного участия отечественного бизнеса в мировой экономике, торговых объединениях и организациях.

Заключение

В соответствии с принципом декомпозиции бизнес-процесс внешнеторговой деятель можно рассматривать как самостоятельный объект управления с присущими ему свойствами (входы, выходы, необходимые ресурсы, время выполнения) или совокупность подчиненных взаимодействующих подсистем. Использование этого принципа позволит обеспечить однозначность восприятия объекта на различных уровнях управления и сформировать структуру системы показателей экономической эффективности внешнеторговой деятельности.

Принятие решения о выходе на внешний рынок и выбор определенных форм международного предпринимательства должны быть основаны на выработке целевой функции ВЭД предприятия исходя из анализа внутренних возможностей и влияния внешних факторов.

Для достойной конкуренции на внешнем рынке предприятиям необходимо добиться безукоризненного качества собственной продукции на основе внедрения принятых в международной торговой практике стандартов и использования процедур подтверждения соответствия продукции их требованиям.

Решение о выходе на внешние рынки предполагает оценку соответствия самого предприятия и производимой им продукции требованиям конкурентоспособности, которая проявляется на нескольких уровнях: товар — производитель — отрасль — страна.

Таким образом, для участников ВЭД актуальной является разработка политики управления рисками, которая должна быть ориентирована: во-первых, на анализ ситуации и определение возможных рисков (предвидение); во-вторых, на оценку вероятного ущерба и принятие решения, направленного на его снижение; в-третьих, на реализацию принятых решений и контроль за их выполнением.

Рассмотренные в настоящей работе методики позволяют проанализировать структуру выручки, определить долю каждого компонента и оценить влияние структурных изменений на прибыль и соответственно на рентабельность продаж.

важным этапом анализа является оценка платежеспособности, осуществляемая на основе анализа ликвидности текущих активов организации, т.е. их способности превращаться в денежную наличность. При этом в отличие от платежеспособности понятие ликвидности является более широким и характеризует не только текущее состояние расчетов, но и соответствующие перспективы.

Одним из методов проведения подобной оценки являются расчет и оценка динамики коэффициентов ликвидности, которые дают возможность сопоставить средства по активам с обязательствами предприятия по двум критериям: по общей сумме; по срокам превращения в деньги (активы) и срокам погашения (обязательства).

Переход на рыночные условия и развитие интеграционных связей показали, что уровень развития производства в нашей стране уступает западному. однако отечественные предприятия обладают достаточным потенциалом для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских разработок, достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Перспективы развития внешнеэкономической деятель связаны с повышением конкурентоспособности производства при эффективном управлении на основе разработки и использования специальных методик оценки направлений внешнеэкономической деятельности.

список использованной литературы

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

.Об экспортном контроле: федеральный законэлектронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

.Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

.О консолидированной финансовой отчетности: федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

5.О присоединении российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года: федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

.О таможенном тарифе: законэлектронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

7.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»: (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

8.Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

9.Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «системы менеджмента качества. Требования» [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

10.Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля: Утверждено Федеральной службы россии по валютному и экспортному контролю 12 мая 1998 года [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

11.Авдеев В.В. Внешнеэкономическая деятельность: особенности внешнеэкономических сделок / В.В. Авдеев // Налоги. 2012. N 20. С. 15 — 21.

.Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / В.П. Астахов.- ростов н/Д: Феникс, 2012.- 543 с.

13.Варпаева И.А. Организационные аспекты управленческого учета инвестиционной деятельности / И.А. Варпаева // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 47. — С. 25.

.Григорьев Ю.А. Бухгалтерский учет валютных операций и анализ внешнеэкономической деятельности предприятий и посреднических организаций / Ю.А. Григорьев; под ред. Ю.Г. Ермолова. — М.: ПАИМС, 2013.- 112 с.

.Ионова А.Ф. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации: Учеб. пособие / А.Ф. Ионова, Н.А. Тарасова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 399 с.

.Комаров А.С. Правовые формы внешнеэкономической деятель (Совместные предприятия, международные объединения и организации) / А.С. Комаров.- М.: Проспект, 2012.- 170 с.

.Костогрыз Н. ВЭД: актуальные вопросы / Н. Костогрыз // Аудит и налогообложение. 2012. N 10. С. 32 — 41.

.Круглова Н.Ю. основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова.- М.: КНОРУС, 2013.- 440 с.

.Международные стандарты финансовой отчетности: Справочное руководство / Под ред. Л.В. Горбатовой.- М.: Волтерс Клувер, 2012. — 340 с.

.Муравьев А.И. анализ внешнеэкономической деятельности предприятий / А.И. Муравьев, А.Ф. Мухин, Ю.А. Григорьев.- М.: финансы и статистика, 2011.- 144 с.

22.Рыбалко О.А. Формирование информационной базы анализа эффективности импортных операций в системе управленческого учета внешнеторговой деятель / О.А. Рыбалко // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 30. С. 17 — 27.

.Толстая С.Б. Предварительное таможенное декларирование товаров по Таможенному кодексу Таможенного союза / С.Б. Толстая // Право и экономика.- 2010.- N 12.- С. 25.

24.Толстая С.Б. Особенности таможенного декларирования товаров / С.Б. Толстая // Право и экономика.- 2012.- N 6.- С. 19.

25.Толстая С.Б. Оценка таможенных рисков при проведении аудита импортных операций внешнеэкономической деятельности предприятия / С.Б. Толстая // Право и экономика.- 2013.- N 11.- С. 56 — 62.

26.Шешукова Т.Г. Моделирование учетной системы, ориентированной на требования МСФО, при осуществлении внешнеторговых операций / Т.Г. Шешукова, О.А. Рыбалко // международный бухгалтерский учет. 2011. N 20. С. 27 — 33

27.Юдина И. Внутренний контроль: проблемы, критерии эффективности и значение в управлении компанией / И. Юдина // Рынок ценных бумаг. 2013. N 4. С. 44.

Учебная работа. Подходы к оценке эффективности реализации крупных проектов внешнеэкономической деятельности