Учебная работа. Основные вехи развития Европейского Союза

основные вехи развития Европейского Союза

Оглавление

Введение

Зарождение и развитие идеи европейского единства

Создание Европейского Союза

Современное состояние Евросоюза: тенденции и перспективы

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность Европейского Союз (ЕС) заключается в том, что на данный момент это единственное интеграционное объединение, которое обладает уникальным качественным состоянием, воплощённым в сочетании черт интеграционного объединения по территориальному признаку и наличием правоустанавливающих документов, характерных по содержанию и целеполаганию для международных организаций.

ЕС является ключевым политическим и экономическим партнером россии на Западе даже в условиях санкций. особенно активно развиваются торгово-экономические связи. ЕС и россия должны быть направлены на дальнейшее развитие конструктивного сотрудничества. В связи с этим понимание истоков, идей создания ЕС и его развитие является актуальным.

Объектом исследования является процессы интеграции стран в Европейский Союз, предмет исследования — тенденции и перспективы развития Европейского Союза.

Цель данной работы — проследить эволюцию идеи европейского единства, обозначить основные вехи создания европейского союза и перспективы Сообщества.

Исходя из целей работы перед автором поставлены следующие задачи: рассмотреть предпосылки европейского единства; отразить основные учредительные документы, на основании которых создан Европейский союз; определить тенденции, перспективы европейского союза.

Структурно работа состоит из введения, основной части, содержащей решение поставленных автором задач в трех параграфах, заключения, библиографического списка.

Зарождение и развитие идеи европейского единства

Тенденции к интеграции были наиболее сильны в европейском регионе по двум причинам: рано сложившиеся развитые экономические отношения, а также малый размер государств, между которыми налажено содружество. Сама идея ЕС складывалась дважды: в феодальной Европе при организации совместных действий государств против Османской Империи. Второй виток наблюдался в 20 веке.

Национальные государства в рамках европейских сообществ, втягиваясь в общий союз, государства самостоятельно ограничивают свои права. В связи с этим, в ЕС появилась необходимость в общем ведении практически всех внутригосударственных вопросов. Изначально европейские государства стремились минимизировать национальные распри внутри стран Европы.

Исторически первый проект появился в 1306 году, его автором был французский юрист Поль Дебуа, он предложил создать в Европе христианскую республику. Дальше, в период феодализма, в 1456-1671 году король Богемии Ирже Фодеврат, стремился создать единую Европейскую Монархию.

В 1693 году англичанин Форен Пен предлагает создать общеевропейские органы власти, в частности, он выдвигает идею создания европейского парламента. В 1793 году англичанин Бентам предлагает создать не только Европейский парламент, но и общую европейскую армию. В 1815 году идею создания Священного Европейского союза выдвинул Александр 1, он предлагал рассматривать всех жителей этого союза как единый христианский народ.

В 18 веке Сен Симон также поддерживает идею создания Европейского сообщества. В 19 веке Карл Блундши публикует работу, в которой предлагает учредить общеевропейский Федеральный Совет и Сенат Европы, избираемый всеми жителями Европейских государств. До начала 20 века идею создания Европейского сообщества поддерживала лишь богема.

В начале 20 века появилась идея создания Соединенных Штатов Европы — европейские государства должны были объединиться по образу США. Куденхов-Калерге в 1923 году создает Пан-Европейский союз, он пользовался активной поддержкой французского правительства и в 1924 году опубликовал Пан — Европейский манифест, где одобрял создание Соединенных штатов Европы.

В 1929 году Арестид Бриан опубликовал работу, которая вошла в историю как пакт Бриана. впервые в этой работе в качестве основной цели ставился подъем экономики и повышение жизни европейцев. В 1930 году французское правительство в официальном меморандуме к Лиге Наций предлагает создать организацию ЕС с высшим политическим органом, Европейской конференцией, состоящей из представителей государств-членов и исполнительный орган — Европейский комитет. Но с 1930 по 1939 года эта идея не развивалась.

Именно в период второй мировой войны идея объединенной Европы начинает быть «общенациональной». после окончания войны интеграционный процесс приобретает конкретные очертания. По инициативе Черчилля созывается Общеевропейский конгресс, перед которым стоят вопросы по ликвидации последствий войны, по созданию общего органа управления.

Экономику Европа поднимала на основании плана Маршалла, который получил свое название по имени государственного секретаря США Джорджа Маршалла. Участниками плана стали практически все государства Западной Европы, находившейся вне зоны советского влияния (16 европейский стран).

Предпосылками для внедрения плана Маршалла стали следующие выводы специальной комиссии по анализу помощи иностранным государствам, созданной при президенте США. Эта комиссия отмечала, что объем производства в странах Западной Европы стал значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля; Потребность в импорте была очень высока. Комиссия также отмечала тот факт, что Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги, и произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего, а также наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран. Комиссия отмечала необходимость проведения денежной реформы, но ее осуществление не должно было происходить посредством уменьшения предложения денег, им должны были противостоять необходимые товары. Не хватало и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства. Экономика Европы существовала за счет субсидий и займов со стороны США и Канады. К 1947 г. поток финансовых поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину, а долларовый импорт — на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич. Его наступление не отвечало бы и собственным интересам США. В то же время ни американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на закрепление за США роли действующего на благотворительных началах поставщика сырья и самых разнообразных товаров первой необходимости. Из этого исходит, что требовался такой сценарий действий, который предполагал обеспечение большой самоокупаемости экономического возрождения Европы и повышение отдачи американской помощи. часть средств предоставлялась безвозмездно, часть — в качестве долговременных кредитов с низкой процентной ставкой.

Суть «Плана Маршалла» заключалась не только и не столько в осуществлении гуманитарных проектов. В число пяти основных задач, кроме оказания прямой помощи неимущим, были включены: повышение производительности труда и продуктивности европейской промышленности и сельского хозяйства, достижение международной финансовой стабильности, развитие торговли и европейского экономического сотрудничества. Вливания долларов в экономики европейских государств позволили избежать гиперинфляции и возобновить международную торговлю и частные инвестиции, потому что большинство местных валют на тот момент были неконвертируемы. Был создан особый механизм распределения американской помощи: США не разрешали государствам-реципиентам расходовать эти средства на «затыкание дыр» в государственных бюджетах. К примеру, 17% всех средств расходовалось исключительно на приобретение промышленного оборудования и автомобилей. позже в развитых странах этот принцип стал ключевым для политики в отношении к государственным заимствованиям: брать в долг, чтоб инвестировать, а не покрывать текущие расходы. бюджет в этом случае представляет собой двухэтажную конструкцию — налоги покрывают текущие расходы, а займы направляются на капитальные инвестиции. Кроме того, получение помощи ставилось в зависимость от структурных реформ, проводимых странами-получателями — реформы, в свою очередь, ставили целью всемерное поощрение свободной торговли между европейскими странами. Экономист Барри Эйхенгрин, автор исследования «План Маршалла» История наиболее успешной программы проведения экономических реформ, пришел к выводу, что благодаря «Плану Маршалла» Европа и весь мир избежали масштабного экономического кризиса, подобного тому, который поразил мировую экономику после окончания Первой Мировой войны. По его мнению, причина кроется именно в коллективных усилиях по преодолению экономических проблем и началу процесса европейской интеграции.

Создание европейского союза

мая 1950 года Правительство Франции официально предлагает всем странам Европы приступить к разработке плана интеграции. Этот план носит название Плана Шумана в честь министра иностранных дел Франции.

основной целью предложения Шумана было не заключение сделки в угольной и сталелитейной промышленности, а завершение многолетней вражды между Францией и Германией и предупреждение возможной войны в будущем.

Сама идея урегулирования франко-германских противоречий путем интеграции была разработана Ж. Монне и с энтузиазмом воспринята правительством США, во многом определявшим послевоенную политику западноевропейских государств.

Переговоры между Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом начались 20 июля 1950 г. в Париже. 25 июня 1950 г. произошли события, несомненно, повлиявшие на исход переговоров в Париже. война в Корее повысила значение Западной Германии в системе европейской безопасности. С этого момента европейская интеграция стала представлять больший Интерес для США с точки зрения обеспечения обороны, в связи с этим с декабря 1950 года в переговоры включается американская делегация, что в конечном итоге приводит к подписанию договора от 18 апреля 1951 г., учреждающего Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Странами-участниками ЕОУС стали Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Голландия. По месту заключения договора он нередко называется Парижским договором. Этому объединению была передана компетенция по управлению общим рынком в целом угольной и металлургической промышленности. Договор об учреждении этого орган вступил в силу 23 июля 1952 году после его ратификации всеми участниками.

Подписанное соглашение не во всем устраивало как Францию, так и ФРГ. Верховный наднациональный орган становился единственным источником исполнительной власти в ЕОУС, принцип декартелизации был соблюден, национальные правительства стран-участниц могли устанавливать цены на уголь и сталь и определять регионы сбыта продукции.

несмотря на неоднозначные экономические последствия, план Шумана имел особое значение в политическом отношении. Учреждение Европейского объединения угля и стали сделало возможным «привязать» ФРГ к Западной Европе с минимумом затрат — без создания военно-политического союза, изменения послевоенных границ или значительных финансовых вливаний в германскую экономику.

дальнейшая интеграция происходила путем подписания различных договоров и соглашений, принятия документов, касающихся различных сфер жизни, и создания различных общеевропейских институтов.

В 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), документы об образовании сообществ были подписаны 25 марта 1957 году в г. Риме и также называются Римскими договорами, вступили в силу в 1958 году.

появление не одного, а трех договоров во многом объясняется условиями времени. Договор о ЕЭС выделяется в первую очередь благодаря тому, что охватывает основные сферы интеграции: практически всю экономику, а в известной мере также социальную сферу и внешнюю политику; Договоры же о ЕОУС и Евратоме нацелены на конкретные, узкие сферы интеграции, особый характер которых требовал отдельного урегулирования. Три договора, однако, составляют систему, ибо они закрепляют общие и взаимосвязанные функции сообществ и устанавливают единый механизм управления интеграционными процессами. Во всяком случае толкование норм учредительных договоров может быть исчерпывающим только при условии подхода к ним как к единой системе. Была разработана конвенция «О некоторых общих институтах», которая вступила в силу также в 1958 г., на ее основе стали функционировать Ассамблея Европейских сообществ (сейчас это Европейский парламент) и Суд европейских сообществ. В 1965 г. подписывается договор о слиянии — «Об учреждении единого совета и единой комиссии европейских сообществ». В соответствии с этим договором к работе приступила Еврокомиссия и Совет Европейских сообществ, который сейчас носит название Совет ЕС.

На рубеже 1960-70-х гг. европейские государства приходят к выводу о необходимости распространения интеграции на внешне политическую и правоохранительную сферы. Для этого в 1970 г. создается Европейское политическое сотрудничество, но хотя оно объединяет те же страны, что и Европейское сообществе, оно представляет собой обособленную структуру с собственными механизмами принятия решений.

В 1972 г. к ЕЭС присоединяются Дания, великобритания, Ирландия.

В 1975 г. создаются группы для сотрудничества в области охраны правопорядка и нравственности. Пытаясь развить эту идею, Франция выдвигала идеи организации общего уголовного пространства и организации Европейского уголовного суда.

В 1981 г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.

В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.

В связи с этим в 1986 г. произошла крупная реформа правовых устоев, которая выразилась в принятии единого Европейского акта, который вступил в силу в 1987 г. Это был первый ревизионный договор, который лишь вносил изменения и поправки в учредительные документы сообществ. Этот акт расширил предметную компетенцию сообществ, провел реформу институтов сообществ и установил окончательную дату создания единого внутреннего рынка на 1 января 1993 года.

Следующая крупная реформа произошла в 1992 году с подписанием в Нидерландах в Маастрихе договора о ЕС, который вступил в силу 1 ноября 1993 года.

Этот договор консолидировал три сложившиеся сферы в единое политико-правовое образование: первую опору образуют Европейские сообщества; вторую опору — сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политики безопасности; третью — сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере (как сформулировано в Амстердамском договоре). В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется Маастрихтским договором — это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере — это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере — это создание единого валютного союза.

В 1995 году было подписано Шенгенское соглашение и постепенное присоединение к нему все новых государств положило конец системе пограничного контроля на территории десяти государств. В том же 1995 г. е ЕС присоединились Финляндия, Швеция, Австрия. В 1999 г. государства перешли к единому экономическому и валютному союзу, включая единую валюту — евро.

Так в 1997 году был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999 году), в 2001 году подписан Ниццкий договор (вступил в силу в 2003 году). Смысл этих договоров — подготовить Европу к расширению участников.

С 1 мая 2004 г. восемь стран Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения, Чехия), а также Кипр и Мальта обрели статус полноправных членов ЕС.

В настоящее время в ЕС входят 28 государств-членов, в 2007 году присоединились Болгария и Румыния, последнее присоединении произошло в 2013 году — Хорватия.

функционирует ЕС на базе трех учредительных документов. Которые пока играют для него роль Конституции: договор о создании Европейского сообщества, Договор о создании Евратома, договор о Европейском союзе 1992 году. Договор об объединении угля и стали утратил силу в 2002 году.

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

. Совет европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

. Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах — членах ЕС. сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. после вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и Право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, Право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджета ЕС.

. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов — слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран — членов ЕС.

В финансовом аспекте ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним. Доходная часть бюджета состоит из:

) собственных средств, которые складываются из:

а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке;

б) таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС;

в) определенной части отчислений от НДС и прочих средств;

) средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. каждая страна-участница ЕС выделяет 1,2-1,3 % своего ВВП.

Современное состояние Евросоюза: тенденции и перспективы

европейский союз интеграция

В 2001 году при подписании Ниццкого договора государства-члены коллективно оформили декларацию о будущем союза. В этой декларации для подготовки этих реформ был учрежден временный представительный орган Европейский конвент, его состав в общей сложности 105 человек (представители законодательной и исполнительной власти всех нынешних и потенциальных членов ЕС, а также представители всех институтов ЕС). Основная цель — подготовка текста Европейской Конституции. В 2002 году Конвент обнародовал договор, учреждающий конституцию для Европы.

Конституция ЕС подписана в Риме 29 октября 2004. В силу не вступила. Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе. разные страны приняли различные варианты ратификации — голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.

В настоящее время возможность вступления в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора 13 декабря 2007 года.

Лиссабонский договор или Договор о реформе ЕС призван улучшить функционирование Европейского Союза в составе 27 стран-членов и укрепить его роль и позицию на мировой арене. Его текст был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 г. и вступил в силу с 1 декабря 2009 г. договор не являлся учредительным документом в собственном смысле слова, поскольку имел своей целью модернизацию уже существующих нормативных документов.

Создан институт гражданства Евросоюза, который призван обеспечить благоприятные условия для формирования общеевропейской политической идентичности. В дополнение к правам гражданина отдельно взятого государства гражданин Евросоюза получил также Право жить, работать, приобретать недвижимость и заниматься профессиональной деятельностью в любой из стран Союза.

По мнению ряда исследователей, формально сохранив принцип институционального баланса между наднациональными и межправительственными элементами, Лиссабонский договор сдвинул центр влияния в сторону межправительственных институтов: Европейского совета и Совета министров, где определяющую роль играют государства-члены.

В результате трудностей, возникавших в процессе принятия тех или иных базовых документов, была разработана концепция развития Европы «многих скоростей» (multi-speed), в соответствии с которой допускалась возможность сотрудничества в Евросоюзе отдельных групп заинтересованных государств-членов по тому или иному кругу вопросов.

Эта идея появилась лишь в последние годы, когда стало ясно, что государства — члены Европейского союза зачастую независимо от объективных причин (экономический потенциал, уровень жизни, исторические традиции и т.д.) имеют далеко не одинаковые представления о целях, сроках и направлениях интеграции. Сама Философия интеграции, свойственная начальному этапу развития сообществ, изменилась до неузнаваемости. Следует напомнить, что в 50-е и 60-е годы господствовала вера в необходимость синхронного продвижения всех государств-членов по пути интеграции. Не раз говорилось о том, что страны, входящие в сообщества, должны идти вперед с одинаковой скоростью, участвовать в интеграционных программах на равных основаниях. Если исключения и были, то они старательно преодолевались с помощью переходных механизмов и промежуточных сроков, дополнительных программ, содействия со стороны других стран.

Первыми примерами реализации этой идеи стали не единовременное присоединение стран Евросоюза к «зоне евро» и отказ некоторых стран от участия в Шенгенских соглашениях. Следует обратить внимание на тот факт, что в специальный раздел Амстердамского договора включено «Положение о продвинутом сотрудничестве», в котором допускается возможность новых форм сотрудничества, не предполагающих сведение к общему знаменателю всего многообразия интересов и мнений стран-членов Евросоюза.

Одним из ключевых дополнений в Лиссабонском договоре стал пункт, в котором прописана процедура выхода из Евросоюза (ч.1 ст.50 договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора).

Мировой кризис 2009 года нанес сокрушительный удар по европейской экономике. На преодоление кризиса потратили 4,5 трлн евро, или 37 % совокупного ВВП стран ЕС. Весной 2010 г. на грани дефолта оказалась Греция, вскоре кризис перекинулся на другие слабые страны еврозоны.

Сегодня помощь из фондов спасения ЕС получают четыре государства: Греция, Ирландия, Португалия и Кипр. Благодаря титаническим усилим органов ЕС и Европейского центрального банка (ЕЦБ) удалось избежать худшего — распада еврозоны. однако говорить об окончании кризиса пока рано.

Долговой кризис ЕС выявил давно существовавшую зависимость его экономики от международных кредитов. Без подпитки последними она спустя непродолжительное время в среднем полгода испытывает сначала замедление темпов своего роста, а затем и рецессию. В то же время преодоление кризиса требует уже значительно больших сроков: в данном случае 1,5 лет.

Стоит также заметить, что в результате кризиса произошла демаркация внешних границ Евросоюза. Это открывает новые возможности для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и выстраивания нового формата отношений между Россией и ее ближайшими соседями, с одной стороны, и Евросоюзом-с другой.

одной из серьезнейших проблем, стоящих перед Евросоюзом с точки зрения формирования единой европейской идентичности, без которой весьма трудно говорить о федеративном супергосударстве и даже о конфедерации, является выравнивание уровня жизни всех народов входящих в союз государств. Однако, особенно в свете событий, которыми был сопряжен долговой кризис, который поставил на грань распада еврозоны, трудно вообразить, что это легко и быстро достижимая цель. отчетливо обнаружилась диспропорция развития государств-членов Евросоюза. Как представляется, еще слишком серьезны барьеры между «старыми» членами ЕС и «новичками», между старой и новой Европой, уровень жизни в которых существенно различается. С учетом этих и множества других связанных с ними факторов весьма проблематично говорить о трансформации во всяком случае в обозримой перспективе Европы народов в Европу граждан Евросоюза.

Кризис воочию продемонстрировал, что Eвpoсоюз стoит перед лицом целoгo рядa нoвых вызовов. Уязвимые места проектов политической интеграции воочию обнаружились в период так называемой «арабской весны» 2011 года, когда в Европу хлынула волна беженцев, вернее нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки. Эта проблема приобрела такую остроту, что министры средиземноморских стран Европы — Кипра, Греции, Мальты, Франции, Испании и Италии, — на которые пришелся основной поток иммигрантов, сочли целесообразным собраться 19 апреля 2011 года в Никосии и выработать общую позицию по этой проблеме перед саммитом ЕС, который прошел в Брюсселе 12 мая. Решение Италии о выдаче беженцам из Африки, скопившимся на острове Лампедуза, разрешения на пребывание в Шенгенской зоне вызвало протесты других стран. А Франция закрыла свои границы с Италией.

Эти и связанные с ними события вынудили руководство Еврокомиссии признать возможность временного восстановления пограничного контроля в зоне действия Шенгенского соглашения. О серьезности ситуации в данном вопросе свидетельствовал тот факт, что такая идея содержалась в письме главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, направленном на имя президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Эти предложения стали предметом обсуждения внеочередного заседания министров внутренних дел и юстиции стран ЕС, состоявшемся 5 мая 2011 года в Брюсселе. Предложение Еврокомиссии содержали возможность возвращения паспортного контроля, ужесточение визовых норм для граждан стран, не входящих в ЕС, пересмотр ряда положений, определяющих порядок рассмотрения дел, связанных с просьбами о предоставления убежища.

Вызовом дальнейшему углублению европейской политической интеграции и, соответственно, европейской идентичности является глобализация, обратной стороной которой является рост национализма, этнизма, возрождение различных форм радикализма, фундаментализма и др. Гражданами наиболее развитых стран Евросоюза высказываются также опасения относительно того, что двойное гражданство приведет к неконтролируемой миграции, которое негативно отразится на социально-экономическом положении соответствующих стран.

Обозначим основные факторы, в значительной мере предопределяющие не только настоящее, но и будущее Европейского Союза.

Во-первых, это слабость фундаментальных общеевропейских ценностей по сравнению с национальными ценностями государств-членов, на основе которых должно строиться стабильное настоящее и уверенное будущее данного надгосударственного образования.

Во-вторых, это слабость реальной социальной опоры Европейского Союза и его институтов по сравнению с национальными феноменами. Данный фактор, отнюдь не способствующий укреплению и развитию Евросоюза, существует не сам по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими аналогичными ему по своему характеру и направленности факторами.

В-третьих, это несоответствие, а во многих случаях противоречие интересов Евросоюза в целом как носителя наднациональных интересов интересам государств-членов-носителей национальных интересов. Имея объективный характер, несовпадения и противоречия наднациональных и национальных интересов проявляются фактически во всех сферах жизнедеятельности Евросоюза и входящих в него государств-членов.

Разница лишь в том, что в одних сферах они проявляются периодически, а в других — систематически, в одних сферах они обладают временным характером, а в других — постоянным, наконец, в одних сферах они имеют локальный, тактический, а в других — глобальный или региональный, стратегический характер.

Подобного рода несовпадения и противоречия наднациональных и национальных интересов возникали и возникают, например, в сфере финансовых отношений.

Осмысление названных проблем и изменение на этой основе стиля и направлений деятельности ЕС будет во многом зависеть от предстоящей смены руководства в 2014 году.

На фоне обозначенных выше процессов и тенденций развернулись дискуссии и споры на предмет перспектив Евросоюза в целом и Еврозоны в особенности.

Анализируя данные факторы, оказывающие негативное влияние на настоящее и будущее Евросоюза можно сделать вывод о том, что «светлое будущее» Евросоюза и его правовой системы видится лишь в его экономико-финансовой, торговой, материально-технической, технологической и иных подобных сферах. В гораздо меньшей степени это относится к политической, военной, социальной («единая Европа — единый народ»), культурной и другим, исторически идентифицирующим страну и народ сферам.

Довольно трудно предсказать «будущее европейской интеграции» и пути дальнейшего развития Европейского Союза по двум причинам, заявляют не определившиеся в своих воззрениях на перспективы развития данного надгосударственного образования авторы.

Первая причина, поясняют они, обусловлена трудностями одновременного анализа эволюции и политики Евросоюза, с одной стороны, и не всегда предсказуемого характера воздействия решений, принимаемых на национальном уровне, на события, происходящие на наднациональном, региональном уровне, — с другой.

Вторая причина заключается в отсутствии указания на конечную цель проекта формирования и развития Европейского Союза, «которая никогда четко не была сформулирована».

Некоторые наблюдатели и аналитики заговорили чуть ли не о их конце ЕС. однако, как представляется, Евросоюз, Еврозону и Шенгенскую зону нельзя считать случайным явлением в истории Европы. На их создание потрачено много сил, времени и ресурсов. В их сохранении и расширении заинтересованы влиятельные силы. поэтому руководство Евросоюза предпримет все необходимые меры для усилия, чтобы не допустить эрозии и подрыва основополагающих принципов европейской интеграции, тем более развала Евросоюза и даже Еврозоны.

Таким образом, следует определить следующие тенденции развития ЕС. Масштабное расширение ЕС делает его более рыхлым, трудноуправляемым. Образуются соперничающие группировки. внешние силы (США) пытаются играть на разногласиях, не допустить превращения ЕС в единого и мощного игрока на международно-политической арене. Во внешней политике ведущих стран-членов ЕС усиливается общеевропейский элемент, но ждать от таких государств, как Великобритания, Франция, ФРГ или Италия отказа от суверенных прав в ряде вопросов пока рано. Не исключается, что этого не произойдет и в обозримом будущем. При этом вектор на централизацию и углубление единства ЕС остается преобладающим.

Заключение

Европейский союз — интеграционная организация, главной целью которой служит построение «как можно более тесного союза европейских народов» (ст. 1 договора о Европейском Союзе).

Объединяясь в Европейский Союз, страны-участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая Идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека.

Членом Союза имеет Право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, ст. 49 договора о Европейском Союзе).

Для вступления в состав европейского Союза необходимо, кроме того, наличие в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, и осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привести внутреннее законода государства-кандидата в соответствие с нормами права европейского Союза.

По характеру своей компетенции Европейский союз выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет. Федерализация является главной тенденцией развития Европейских сообществ и Союза с момента их основания и по сей день. При этом тема национального суверенитета была и остается одной из самых болезненных во взаимоотношениях с гражданами, большинство из которых считает, что Европейский союз отчуждает элементы национального суверенитета и не дает ничего соразмерного взамен. На данном этапе государства-члены ЕС не захотели ни утратить, ни даже сколько-нибудь существенно ослабить свой контроль в делах, носящих преимущественно политический характер. Таким образом, современный Европейский Союз — это государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону федерации. В то же время на современном этапе Европейский Союз еще сохраняет ряд общих черт с международной (межправительственной) организацией и конфедерацией государств.

Последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы. Стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовало дифференциации при осуществлении отдельных видов политики. В частности, страны разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе, и тех, которые не участвуют (великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается «внешним исключением», и такое положение не привело к расколу группировки. В сообществе, состоящем из 28 государств — а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации все увеличивается. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие «разноскоростной» интеграции, принимает еще более ярко выраженные формы в расширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль локомотивов, а другим — прицепных вагонов.

Динамику ЕС в ближайшие время можно представить следующим образом: членом ЕС становятся Турция, Македония, Сербия и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина.

Все это время институтам ЕС придется решать задачу координации макроэкономической политики трех групп государств: членов ЭВС, участников единого внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие конвергенции трех десятков стран, который, по сути, начинается заново и займет, видимо, не меньше трех десятилетий. цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.

Библиографический список

1.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. — М.: Дело Лтд, 1994. — 720с.

.Борко Ю.А. ЕС после финансово-экономического кризиса // Европейский союз в XXI веке: время испытаний / Под ред. О.Ю. Потемкиной (отв. ред.), Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. — М., Весь мир, 2012. — с. 522.

.European Recovery and American Aid. A Report by the Presidents Committee of Foreign Aid. — W., 1947. — Now. 7.

.Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1,2,3.Пер. с англ. — М., Издательская группа прогресс, 1993 — 26л, 19,5л, 22л.

.Городецкий А.Е. и др. План Маршалла — путь к стабилизации и возрождению Европы. Препринт доклада. ран, институт Экономики, М.,1993.

.Глобалистика: Энциклопедия. — М. 2003. С. 324-325

.Европейский союз и перспективы дальнейшего развития. VII студенческая международная заочная научно-практическая конференция. «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки». Электронный ресурс — режим доступа: [#»justify»>.Клочан Э.Г. План Маршалла и его влияние на экономику Европы. Электронный ресурс — режим доступа: [#»justify»>.основы права Европейского Союза / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: белые альвы, 1997.

.Отношения России и европейского союза: Современная ситуация и перспективы. Доклад (краткое изложение), Выводы и рекомендации Ситуационный анализ под руководством С.А. Караганова. Москва, 2005 г. Электронный ресурс — режим доступа: [#»justify»>.Примова Э.Н. Евросоюз: современное состояние и перспективы развития. Электронный ресурс — режим доступа: [#»justify»>.Никонов В.А. Куда идет Европа. // Стратегия России. № 11-2012. Официальный сайт журнала Электронный ресурс [http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1354788090&id=1352195548&start_from&subaction=showfull&ucat=14], свободный, дата обращения 21.10.2014

Учебная работа. Основные вехи развития Европейского Союза