Учебная работа. Основные тенденции развития экономики Франции
основные тенденции развития экономики Франции
Министерство
транспорта российской Федерации
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский
государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Кафедра
"Экономика"
Курсовая
работа
По дисциплине
"мировая экономика"
Основные
тенденции развития экономики Франции
Выполнил:
Страгис А.А.
Руководитель :
д.э.н. профессор
Шпалтаков В.П.
Омск 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Франция на современном этапе развития
.1 Основные показатели экономического развития
.2 Развитие валютно-денежной системы
Глава 2.
Франция в мировой экономике
.1 Внешнеторговая Политика Франции
.2 Последствия мирового кризиса для экономики Франции
.3 Перспективы развития страны в современных условиях
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Тема курсовой работы "Основные тенденции развития экономики
Франции".
Франция (фр.France),
официальное название Французская Республика (фр. République française) — название страны происходит от этнонима германского
племени франков, хотя большинство населения Франции имеет смешанное
галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Население —
65,4 млн человек (январь 2011), в том числе свыше 90 % — граждане Франции.
Верующие — преимущественно католики (свыше 76 %). Законодательный орган —
двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание).
Административно-территориальное деление: 26 регионов (22 в метрополии и 4
заморских региона), включающих 100 департаментов (96 в метрополии и 4 заморских
департамента).
XX век внес огромные изменения в жизнь
стран и народов. Но трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где
перемены в политической и экономической сферах были столь же значительны, как
во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое
устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое
положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в
один из "моторов" западноевропейской интеграции, вошла в
военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией,
прежде своим основным противником.
Не менее
существенные перемены претерпела французская экономика, все более
интегрирующаяся в мировое хозяйство и вынужденная потому постоянно
приспосабливать основные направления и параметры своего развития к его
требованиям. Важнейшими итогами ХХ века стали радикальная модернизация
экономики — от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре, затем
к экономике услуг и модификация варианта участия в мирохозяйственных связях —
от вывоза ссудного капитала к вывозу промышленных товаров с постепенным
усилением акцента на изделиях высокой степени обработки, а с начала 80-х годов
— к массовому экспорту производительного капитала. Перемены шли рука об руку с
коренной трансформацией национального хозяйственного механизма. впрочем, в силу
действия ряда факторов, в том числе внешнеэкономических, этот процесс во
Франции отличался заметной спецификой, которая начала исчезать лишь в самое
последнее время. Экономика Франции объединяет современные капиталистические
методы управления с обширным правительственным вмешательством. Правительство
сохраняет значительное влияние по ключевым долям каждого сектора, оно имеет
контрольные пакеты акций железной дороги, электростанций, воздушного сообщения
и телекоммуникационных компаний. вынужденная действовать в условиях жесткой
конкуренции, Франция сделала ставку на развитие исследований, модернизацию
производства, разработку новых изделий и оборудования.
Все вышеизложенное и определило актуальность исследования.
Следовательно, цель работы — изучить основные тенденции развития
экономики Франции.
В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
— изучить предпосылки развития экономики Франции;
изучить состояние экономики страны в условиях кризиса;
дать оценку экономическому состоянию страны;
— изучить пути выхода из кризиса страны.
Структура работы.
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения и списка литературы.
Основой для написания работы послужили интернет — ресурсы, а также работы
современных авторов в области экономических наук.
Глава 1. Франция на современном этапе развития
.1 Основные показатели экономического развития
В XXI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она
производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю пятое место в
мире и уступая лишь США, японии, Китаю и Германии. По уровню ВВП на душу
населения и удельному весу в мировом промышленном производстве Франция в 2008
г. занимала 8-е место в мире, при ВВП — 2,843 трлн. долл. При этом французская
Экономика представляет собой "экономику услуг".
Франция является лидером по производству сельскохозяйственной продукции
среди всех европейских стран. Кроме этого, высоко конкурентоспособными на
мировой арене выступают такие сектора французской экономики, как транспорт и
телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленности, банковские услуги,
страхование, туризм и, конечно же, Производство традиционных товаров роскоши
(кожаные изделия, модная одежда, парфюмерия, вина и т.д.). Машиностроение, в
частности, Производство автомобилей, электроника, металлургия также относятся к
числу наиболее развитых отраслей французской экономики[30].
Важно отметить, что в последние годы темпы роста реального валового
продукта и промышленного производства во Франции превышали соответствующие
показатели в среднем по странам Еврозоны. Это наблюдалось на фоне более низких
уровнях инфляции и государственного долга по сравнению с другими
западноевропейскими странами. Несмотря на атмосферу всеобщей неопределенности,
господствующей в мире в настоящее время, многие французские специалисты
сохраняют положительные прогнозы касательно производства потребительских
товаров и продукции пищевой промышленности. Рост в этих отраслях и должен
предотвратить падение промышленного производства. Таким образом, на фоне
кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет достаточно сильные
позиции.
Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая
степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя
ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на
рыночных механизмах, уже сделан. многих компаний, в том числе таких французских гигантов, как
"Франс телеком", "Эр Франс", "Электрисите де
Франс", "Газ де Франс", "Рено". контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения,
цены на большинство аграрной продукции.
важной особенностью экономического развития Франции является и высокая
безработица, превышающая средний показатель по странам Еврозоны. Хотя,
безусловно в этом отношении, достигнут ряд положительных результатов.
Сокращение безработицы произошло благодаря экономической политике, которая в
последние 10 лет была направлена на стимулирование создания рабочих мест в
рыночном секторе. Поощрение введения частичной занятости, снижение выплат в
фонды социального страхования для работников с низкой квалификацией, договоры
об инициативном найме, поощрение к сокращению рабочего времени на договорной
основе — в каждом из этих случаев речь шла о необходимости стимулировать
предприятия к отказу от представления, что сокращение численности работающих
повышает эффективность управления[30].
Вынужденная действовать в условиях жесткой конкуренции, Франция сделала
ставку на развитие исследований, модернизацию производства, разработку новых
изделий и оборудования. адаптация промышленных мощностей к новому ритму
производства сопровождалась повышением производительности. Параллельно
проходили компьютеризация отраслей и развитие математического обеспечения, что
позволило внедрять в Производство современные системы автоматического
проектирования и управления технологическими процессами.
Таким образом, мы рассмотрели основные показатели экономического
развития.
.2 Развитие валютно-денежной системы
Франция с 1957 г. является членом общего рынка, т.е. европейского
экономического сообщества, которое в 1996 г. согласно Маастрикхтским
соглашениям было преобразовано в Европейский союз, объединивший 18 европейских
стран. Поэтому Франция длительное время должна была проявлять заботу о
твердости своей денежной единицы — франка и денежного обращения не только по
соображениям внутреннего экономического развития, но также и в связи с тем, что
она являлась активным членом европейской интеграции.
Функционирование кредитно-финансовой системы Франции регулируется законом
от 1984 года. Она включает 3 уровня:
. Центральный банк
. коммерческие банки
. специализированные кредитные учреждения.
По форме собственности могут быть государственные и частные.
По форме организации:
акционерные общества;
кооперативы;
коммерческие учреждения;
общественные предприятия.
Особенностью организации французской денежно-кредитной системы является
то, что в стране в законодательном порядке отсутствует разделение кредитных
институтов на банковские и небанковские. Зато законодательно закреплено
различие между кредитными учреждениями, которые имеют право принимать вклады до
востребования и сроком до двух лет и которые такого права не имеют. Одним из
основных рисков для евро как новой международной валюты является то, что за ним
стоит не единое государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по
культурным и правовым традициям. созданные наднациональные институты имеют
ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как
известно, в экономическом и валютном союзе важнейшие решения в области
денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются разными
институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать с
эффективной централизованной валютной политикой США[15, C.122]. Реализация политики внутри ЭВС
часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при
возникновении кризисных ситуаций могут сыграть отрицательную роль. прежде
всего, речь идет о координации действий между ЕЦБ, отвечающим за
денежно-кредитную и валютную политику. Советом ЭКОФИН, который формирует
финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро, отвечающим за
экономическую и финансовую политику государств-членов ЭВС, и национальными
правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.
Главная проблема состоит в том, что регулированием денежного обращения и
кредитных отношений занимается ЕЦБ, а финансовая Политика находится в руках
министров экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамки
денежно-кредитной и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведения
активной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная
Политика и даже единая валюта не устраняют специфики отдельных государств
внутри валютного союза, которая потенциально чревата столкновением интересов.
например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и
развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение
темпов экономического роста и социальные Издержки в менее развитых странах.
Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен и
жесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировых
валютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегических
целей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между
национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза.
Выводы.
По сравнению с другими европейскими странами во Франции имеются существенные
ограничения на рынке труда и товаров, которые ограничивают конкуренцию и рост.
Дальнейшие реформы рынка труда могут повысить темпы роста на 0,75% в год. И
хотя временные программы по поддержке занятости необходимо свернуть, можно
рассмотреть временные меры стимулирования найма для некоторых категорий
работников, которые могут стимулировать рост занятости. Правительство Франции в
2010 году получило приблизительно 360 миллионов евро от взыскания налога на
бонусы, ежегодно выплачиваемые французским банкирам. Около 270 миллионов евро
были перечислены в специальный фонд, который гарантировал сохранность вкладов
размером до 100 тысяч евро. Остальные 90 миллионов евро пошли непосредственно
на нужды бюджета страны.
Глава 2. Франция в мировой экономике
.1 Внешнеторговая Политика Франции
На формирование внешнеторговой политики Франции оказали, существенное
влияние следующие факторы и особенности:
· основная часть партнеров — это промышленно развитые
государства;
· предметом внешней торговли служат промышленные товары;
· структурный характер внешней торговли;
· высокая зависимость от импорта энергетических и сырьевых
ресурсов из развивающегося мира;
низкая обеспеченность природными ресурсами. такой расклад предопределил
две цели, которые были положены в основу внешнеторговой политики страны:
· снижение внешней сырьевой зависимости;
· создание условий для наращивания экспорта и расширения сферы
функционирования собственной экономики на международной арене.
Для ослабления внешней сырьевой зависимости правительство Франции стала
проводить политику экономии и стимулирования национального производства
энергии, диверсификацию источников ее импорта. В целях реализации этой
стратегии было использовано три экономических рычага:
· а) снижение роста спроса на энергию, что могло быть
обеспечено ростом цен на нее;
· б) регулирование роста потребления энергии;
· в) осуществление сознательной политики для стимулирования
экономии энергии (пропаганда в средствах информации, использование премиальной
системы для инвестиций, обеспечивающих ее экономию, льготного кредитования и
налогового преимущества) (Приложение М)
Эта политика касалась не только производственного сектора, но и
жилищного. Последствиями данной стратегии явился прирост ВВП. Одновременно
осуществлялась политика, направленная на наращивание национального производства
энергии. При этом следует отметить такую особенность, как наличие наибольших
возможностей маневра, поскольку национальное производство энергии
контролировалось государственным сектором. С 2000 -х годов французское
правительство пристальному вниманию подвергло национальное Производство угля,
поскольку затраты на его добычу были чрезмерно высоки по сравнению с другими
странами, и это вызывало необходимость наращивания субсидий для его
производства[31]. Добыча угля снизилась с 43,2% до 10%.
аналогичная ситуация складывалась с национальным производством газа и
нефти. Для достижения энергетической независимости французское правительство
осуществило реализацию широкомасштабной программы ядерной энергетики, которая
позволила обеспечить 60% производства энергии и 30% потребления. Этому
способствовали импорт ураносодержащего сырья, а также обеспеченность
собственным обогащенным ураном. Рост задолженностей, связанных с долгими
сроками амортизации ядерных электростанций, стимулировал поиск новых источников
энергии (геотермальная, энергия солнца, ветра). В результате всех принятых мер
энергетическая зависимость страны ослабла. Наряду с вышеназванными рычагами
была задействована и стратегия диверсификации географических источников импорта
энергии. Главной задачей ее явилось стремление снижения зависимости от стран
ОПЕК. основным средством служило наращивание долгосрочных контрактов с
Саудовской Аравией на поставку нефти, природного газа — с постсоветскими
странами, Алжиром, урана — с Нигером и Габоном[32].
В целях снижения риска от перебоя поставок политика была нацелена на
аккумулирование запасов нефти в объемах четырехмесячного национального
потребления. И если запасы нефти периодически претерпевали уменьшение, запасы
же урана всегда поддерживались на высоком уровне. Следующий вектор политики
Франции был направлен на обеспечение внешней независимости и по другим товарным
группам, в частности, независимости от минерального сырья. Рычагами ее явились
ограничение импорта, диверсификация источников снабжения, ужесточение контроля
над использованием, создание гарантийных запасов. Задачи ограничения импорта
были решены многочисленными путями, среди которых приоритетными являлись:
рациональное использование сырья, стимулирование экономии, наращивание
вторичного использования. Они были решены путем использования фискальных мер,
льготных кредитов и субсидий.
Сужение внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок
является узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй
мировой войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских
предпринимателей лишь 500 обеспечивают экспортные поставки. Система органов как
государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий контроль определение
торговой политики, меры по продвижению экспортных предложений, информационную и
консультационную помощь, оказание технической помощи для повышения
конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической деятельности, а также
выдачу экспортных кредитов. помимо поддержки государственными органами экспорта
французская внешнеэкономическая Политика обладает стройным механизмом,
способствующим наращиванию экспортного потенциала страны. Это прежде всего:
· гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита от
политических рисков, войн, революций, валютного контроля и природных катастроф.
При этом страховые взносы экспортеров являются невысокими и не отягощают
конкурентоспособность, а основные трудности ложатся на плечи государства;
· широкий комплекс гарантий экспортерам, позволяющий нести
расходы на исследовательские работы, организацию выставок за рубежом и т.п. не
предприятиям, а государству;
· страхование предложений, "инжиниринг";
· гарантия экономического риска, которая защищает предприятие
от роста внутренних цен, а "франшиза" превращает эту гарантию в
скрытую экспортную субсидию;
· финансирование на льготных условиях, целью которого является
помощь развитию и росту продаж за рубежом;
· экспортные кредиты. причем, наряду с обычными они позволяют экспортерам
предлагать не только продажу, но и осуществлять финансирование покупки. За
последние 15 лет кредиты, позволяющие сделать отсрочку платежа, существенно
снижаются, соответственно сокращаются и льготы специализированных кредитов.
Экспортные кредиты ограничивают вмешательство государственной власти и являются
объектом свободной конкуренции банков. некоторые преимущества в кредитной
политике продолжают существовать при финансировании экспорта оборудования
(твердые процентные ставки, процедура прогрессивных платежей).
По данным российской статистики, Франция занимает среди стран Европы —
основных торговых партнёров России восьмое место по объему товарооборота,
уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша,
великобритания и Швейцария. Российско-французская торговля отличается высоким
динамизмом: так, в 2001-2008 гг. наш товарооборот вырос более, чем в 5 раз
(Приложение Б, 3).
По данным российской статистики показатели товарооборота между Россией и
Францией за 2003-2009 гг. характеризуются следующими данными (млн. долл. США):
Таблица 1 показатели товарооборота между
Россией и Францией за 2003-2009 год
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
январь-май 2009г.
Товарооборот
5 843,0
7 493,1
9 784,0
13 537,8
16 443,4
22 250,2
5 591,7
Экспорт
3 495,7
4 424,3
6 110,8
7 675,2
8 681,2
12 193,2
2901,3
Импорт
2 347,3
3 068,8
3 673,2
5 862,6
7 762,2
10 057,0
2 690,4
Сальдо
+1148,4
+1355,5
+2437,5
+1812,6
+919,1
+2136,2
+210,9
По итогам 2008 г. российско-французский товарооборот увеличился на 35,3%,
в том числе, российский экспорт вырос на 40,4 %, а импорт из Франции — на
29,6%. В силу изменения мировой экономической конъюнктуры по итогам первых пяти
месяцев 2009 г. российско-французский товарооборот по сравнению с аналогичным
периодом 2008 г. сократился на 37%, в том числе российский экспорт снизился на
43,1 %, импорт из Франции — на 26,7%.
По данным французской статистики показатели товарооборота между Россией и
Францией за 2003-2009 гг. характеризуются следующими данными (млн. евро):
Таблица 2 Показатели товарооборота между Россией и Францией за 2003-2009
год
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
январь-март 2009г.
Товарооборот
8 915
10 485
10 485
14 738
16 737
20 707,6
3 145
Экспорт
6 126
7 337
7 337
10 026
11 083
13 681,5
2 034
Импорт
2 789
3 148
3 148
4 712
5 654
7 026
1 110
Сальдо
+3 337
+4 189
+4 189
+5 214
+5 429
+6 655,5
+924
таким образом, по данным французской статистики, в 2008 г. товарооборот
между Россией и Францией вырос по сравнению с 2007 г. на 23,7%, в том числе,
экспорт из россии во Францию — на 23,4%, импорт из Франции — на 24,3%. По
итогам первого квартала 2009 г. темпы роста данных показателей по отношению к
аналогичному периоду 2008 г. составили, соответственно, -32,4% (оборот), — 35 %
(экспорт, — 27 % (импорт).
По данным таможенной статистики Франции, объем российско-французского
товарооборота превышает российские показатели. Это связано, в частности, с тем,
что французская таможенная статистика включает в объем экспорта из России
товары, поставляемые через третьи страны, а также отдельные поставки в Россию
машин, оборудования, парфюмерно-косметических и электробытовых товаров,
изготовленных дочерними предприятиями иностранных компаний во Франции, которые
учитываются в российской статистике как импорт из соответствующих стран. Также,
с января 2005 года французская таможенная статистика засчитывает поставки
природного газа по последней стране транзита (в случае с Россией — это Бельгия
и Германия).
По итогам 2008 года наиболее крупными товарными позициями российского
экспорта во Францию являются: топливо минеральное, нефть и продукты (10,4 млрд.
долл. США), продукция химической промышленности (1,06 млрд. долл. США),
металлы, изделия из них (0,3 млрд. долл. США), древесина и целлюлозно-бумажные
изделия (0,1 млрд. долл. США), машины, оборудование, транспортные средства (0,1
млрд. долл. США).
Структуру импорта из Франции в Россию в 2008 г. формируют, главным
образом, три товарные группы: машины и оборудование, транспортные средства (4,7
млрд. долл. США), продукция химической промышленности, включая фармацевтическую
и парфюмерную (3,2 млрд. долл. США), продовольственные товары и с/х сырье (1, 3
млрд. долл. США).9СМ . ПРИЛОЖЕНИЕ Г,Д)
Таким образом, мы рассмотрели внешнеторговую политику Франции.
2.2 Последствия мирового кризиса для экономики Франции
Экономика Франции в этом году переживает худшую рецессию за послевоенные
годы. бюджетный дефицит почти вдвое превышает "докризисные" нормы,
установленные Евросоюзом. об этом свидетельствуют пересмотренные бюджетные
прогнозы французского правительства, которые не были опубликованы официально,
но стали известны прессе. Министерство экономики подтвердило эти данные[33].9СМ. приложение Е)
Новые печальные для Франции цифры будут представлены правительству
министром экономики Кристин Лагард. Согласно предыдущему официальному прогнозу,
который давно уже потерял всякую ценность, но не был заменен новым, экономика
Франции в этом году должна вырасти на 0,2-0,5%. новые прогнозы показывают, что
французская экономика в 2010 году, видимо, сократится на 1,5%, сообщает Reuters
со ссылкой на источник во французском парламенте. Это больше, чем снижение ВВП
во время нефтяного шока, который довел экономику до рецессии в 1975 году. Тогда
ВВП упал на 1%. Еврокомиссия прогнозировала сокращение экономики Франции в 2009
году на 1,8%, а МВФ — на 1,9%. Французские прогнозы подразумевают
восстановление в следующем году, когда рост второй крупнейшей в еврозоне
экономики может составить 1%. Французское правительство потратило миллиарды,
чтобы поддержать банковскую систему и экономику в целом, проигнорировав обычные
ограничения, налагаемые правилами кредитования Евросоюза. Ожидается, что в этом
году дефицит бюджета достигнет 5,6% ВВП. Он сократится до 5,2% в 2010 году и до
4% — в 2011 году, но останется значительно выше 3-процентной границы,
установленной Маастрихтским договором.
Можно выделить несколько конкретизированных путей
выхода из мирового экономического кризиса Франции:
1. Отказ от протекционистских мер государства.
2. Создание глобального механизма регулирования международных
финансовых рынков.
. Увеличение "портфеля" МВФ на 500 млрд. дол.
. Инвестиции в модернизацию экономики.
. Выпуск еврооблигаций, гарантированных ЕЦБ и странами-членами.
. Направление 75 миллиардов евро в экстренный стабилизационный
фонд Евросоюза.
. Выделение 5 миллиардов евро на энергетические проекты.
Франция пострадала от мирового финансового кризиса, но ее экономические
показатели выглядят значительно лучше, чем экономика Греции, Португалии, Испании
и Венгрии, хотя и уступает Германии. однако, экономический кризис усугубляется
еще и кризисом политическим.
По итогам 2009 года экономический спад составил 2,2%, рост
государственного долга вырос до 80% ВВП, дефицит бюджета вырос почти до 8% и
Безработица подходит к 10%. В связи с такими негативными данными в 2010 году
планируется сократить государственные расходы на 10%, свернуть некоторые
социальные программы, провести пенсионную реформу с увеличением пенсионного
возраста. Будут сокращена численность помощников министров, сокращен служебный
парк автомобилей и проведена распродажа некоторой недвижимости администрации
Президента. На этом планируется сэкономить порядка 95-100 млрд. евро, которые
будут направлены на сокращение дефицита бюджета. К 2013 году он должен
составить 3% вместо 8% существующего сейчас[34].
Не смотря на крайнее недовольство президента и результатами его политики,
большинство французов понимают необходимость перемен и, по результатам тех же
опросов, их поддерживает. Также необходимо отметить, что Н.Саркози и его
команде удалось создать поле перемен. Страна не стоит на месте, как последние
лет 20,а движется вперед. кроме этого, именно во время кризиса Франция
приобрела статус новатора идей и стала неформальным лидером ЕС, опять же благодаря
неуемной энергии Н.Саркози. А по результатам журнала Форбс, Франция стоит на
первом месте, как лучшая страна для жизни, причем по показателям
"свобода", "здравоохранение" и "безопасность"
имеет максимальные баллы.
В 2009 дефицит бюджета вырос до 8 с лишним процентов
(8,2%) ВВП. Это вместо 3%, разрешенных европейским пактом стабильности.
Французское ВВП страны. Посему,
президент намерен беспощадно бороться за сокращение расходов государства. При
этом, Саркози повторил, что повышать налоги не будет. В 2010 году во Франции
ожидается экономический рост чуть больше одного процента. Даже если рецессия
сменилась ростом, обольщаться рано, пока не начала сокращаться Безработица, —
предупредил Николя Саркози[35]. Во Франции смешанная Экономика с очень большой
долей государственного сектора. Правительство частично или полностью уже
приватизировало много крупных компаний, банков, страховых компаний, и уступило
доли в таких ведущих фирмах как Эр-Франс, France Telecom, Рено, и Тэйлс.
Франция — наиболее посещаемая туристами страна в мире и занимает третье место в
мире по доходам от туризма. ежегодно страну посещает более 70 миллионов
туристов. Франция пережила глобальный экономический кризис лучше, чем
большинство других больших экономических систем ЕС из-за большего внутреннего
потребления и государственного регулирования.(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ Е).
Тем не менее, реальный ВВП Франции вырос на 2.1 % в 2009, в то время как
уровень безработицы увеличился с 7.4 % в 2008 почти к 10 %. В ответ на
экономический кризис правительство передало план стимулирования экономики на
$35 миллиардов, в феврале 2009 сосредоточенный на инвестициях в инфраструктуре
и налоговых льготах для малых бизнесов. Бремя налогов Франции остается одним из
самых высоких в Европе — почти в 50 % ВВП. Государственный бюджетный дефицит
повысился резко с 3.4 % ВВП в 2008 к более чем 8 % ВВП в 2009, превышая 3%-ый
потолок еврозоны.(СМ. приложение Е).
Таким образом, мы рассмотрели последствия мирового кризиса для экономики Франции.
.3 Тенденции развития страны в современных условиях
Можно утверждать, что созданная во Франции модель развития, основанная на
более высоких налогах и социальном обеспечении, значительной степени участия
государства в экономике, принесла стране множество положительных результатов.
Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю 4-е место
в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По удельному весу в мировом
промышленном производстве Франции отведено 5-е место в мире, по доле в мировом
экспорте — 4-е. Во многом благодаря высокоразвитой системе социального
страхования, которая основывается на принципе перераспределения доходов,
французское общество остается одним из самых однородных и наименее
несправедливых. Население Франции может в действительности гордиться одним из
самых высоких уровней жизни на планете. По показателю индекса развития
человеческого потенциала, который рассчитывается на основе средней
продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, Франция занимает
12-е место. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населения во
Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизни женщин
(82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейских стран.
Однако за всем этим скрывается огромное количество внутренних, и что
самое главное, нарастающих проблем и противоречий. В частности, высокая
продолжительность жизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по
отношению к экономически активному населению. На фоне сокращения рождаемости,
уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1 женщину,
этот процесс привел к возникновению дефицита фондов социальной защиты, и многие
специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности, применительно к
пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, то доля населения
старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до 30% к 2040 г[36].
В течение последних десятилетий XX в во Франции возникла новая, постиндустриальная Экономика. Структура экономики
менялась так:
Рис. 1 Изменение структуры экономики Франции
Таблица 3 Динамика основных показателей французской экономики
Таблица 4 Структура доходной части государственного бюджета Франции в
1994 году
Кроме того, оборотной стороной высоких социальных расходов являются
высокие налоги. В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции —
один из самых высоких в Европе (42% против 35% в среднем по Европе и 26% — в
великобритании). Все это отрицательным образом сказывается на
конкурентоспособности французских предпринимателей. Не стимулируют высокие
налоги и развитие отраслей "новой экономики", где специализация
Франции не слишком четко проявляется. Однако применение именно новых
технологий, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в
сфере услуг. Экономический и демографический кризисы — два лица гораздо более
серьезного явления, которые многие исследователи называют кризисом французской
идентичности.
Он заключается в том, что, с одной стороны, дальнейшее сохранение
французской модели с ее высокими налогами, значительным участием государства и
негибким рынком труда, грозит Франции потерей лидирующих позиций, но, с другой
стороны, французам ненавистна сама мысль отказа от этой модели в пользу
американской, особенно тем из них, кто помнит слова де Голля.
Тем не менее, в настоящее время Франция нуждается в форсировании
производства наукоемкой продукции (процент покрытия импорта экспортом по данной
категории товаров во Франции ниже, чем в однотипных европейских странах) и
увеличении расходов на НИОКР, что позволит в полной мере реализовать большой,
но не используемый на полную мощность, научный потенциал. Для этого необходимо,
прежде всего, уменьшить долю государства в экономике и способствовать
увеличению числа именно частных инновационных фирм, повышать
конкурентоспособность наукоемкой продукции посредством снижения налогов и
социальных отчислений.
Это одновременно поможет минимизировать отрицательные последствия от
участия в европейской интеграции и максимизировать положительные. Т.е.
фактически необходимо приблизить французскую модель развития к более
либеральной американской модели.
таким образом, чтобы создать противовес американской мощи, Франции
волей-неволей придется использовать "оружие своего врага" — в век
глобализации и интеграции оно оказалось явно более эффективным. А сохранять
идентичность можно и в культуре.
На фоне кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет
достаточно сильные позиции. Однако ее положение может ухудшиться, если
внутренние противоречия, связанные кризисом "французской модели
развития", не будут разрешены. В частности, среди французских бизнесменов
и производителей господствует мнение, что экономическая формула Франции,
основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, чем в большинстве
стран, с фирмами которых они конкурируют, уже себя изжила. В настоящее время
уровень обложения корпораций во Франции — один из самых высоких в Европе.
В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем 35% валовой
прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же ставка налога на
Прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели не платят и столь
высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это отрицательным
образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей.
Таблица 5 Темпы изменения основных показателей экономического развития в
2008-2011 гг., %
2008
2009
2010
2011
ВВП
0,5
— 4,0
0,9
1,6
ВВП на душу населения
0,5
— 4,2
0,8
1,4
Потребление домашних
хозяйств
0,4
— 1,0
0,3
1,0
Государственное потребление
2,0
2,2
0,9
0,7
Валовые вложения в основной
капитал
— 0,7
— 11,0
— 2,2
1,5
Экспорт товаров и услуг
0,8
— 13,2
5,9
5,8
Импорт товаров и услуг
0,9
— 11,8
4,3
5,1
Потребительские цены (IPCH)
3,3
0,3
1,1
1,5
Уровень безработицы
7,6
0,4
10,2
10,3
Сальдо текущих операций (в
% ВВП)
— 1,5
— 0,6
— 0,4
— 0,1
Сальдо госбюджета (в % ВВП)
— 1,9
— 6,2
— 6,4
— 5,5
франция бюджет внешнеторговый кризис
Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая
степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя
ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на
рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена провело частичную
или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний.
Но, тем не менее, доля государства во французской экономике по-прежнему высока.
государственные расходы превышают 53% ВВП, это гораздо выше среднего уровня в
странах ОЭСР — 38%. таких французских гигантов, как "Франс
телеком", "Эр Франс", "Электрисите де Франс",
"Газ де Франс", "Рено". контролировать
цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на
большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность
бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой
степенью бюрократизации и коррупции отрицательно сказывается на положении
французских компаний в Европе. важной особенностью экономического развития
Франции является и высокая безработица, превышающая средний показатель по
странам Еврозоны[36].
За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою
внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика
Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом
свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по
экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е — по экспорту
услуг, пропуская вперед только США и Великобританию. Основные статьи импорта —
машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция
электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания,
ткани, одежда.
Показательный пример: в 1997 году великобритания вытеснила Францию со
2-го места в мире по экспорту услуг. Нерешенной проблемой остается и
зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом
по этой товарной группе все еще ниже, чем у однотипных европейских стран.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке
зависит, в основном, от расширения деятель национального бизнеса в
новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек
производства, которые находятся в его ведении. следовательно, дальнейшая
ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые
существенно увеличивают издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта
Франции и его сокращением. Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР,
составляет лишь 22% в общем объеме внешней торговли.
таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция
удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при
дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим
большим потенциалом роста.
Практически любой автор прогнозов связывает будущее развитие мировой экономики
с инновационным сектором. Это достаточно широкое понятие, которое включает
производство самых разных товаров и услуг для промышленных и потребительских
нужд. различные исследования показывают, что данный сектор экономики обладает
значительным, но не до конца выявленным и освоенным потенциалом. между тем, от
эффективности использования заложенных в него ресурсов будет зависеть
долговременное развитие экономики. Ставку на инновации делают многие страны,
регионы и муниципальные образования. Отдельные города и районы, привлекая
инвесторов и предоставляя им те или иные льготные условия, отдают приоритет
компаниям, которые внедряют в реальное производство передовые разработки.
Но для Франции Интерес к инновациям обусловлен, конечно, не только
спецификой современной мировой экономики, которая обладает чертами
постиндустриальной экономики. Давний партнер России испытывает трудности по
многим направлениям и не может обойтись без повышения конкурентоспособности
своей промышленности, сельского хозяйства, энергетики с помощью новых
технологий. В свою очередь, традиции малого предпринимательства и научных
исследований делают Францию успешным новаторам по ряду передовых направлений.
По словам Д. Денисовой, которая, впрочем, лишь выражает общепринятое
мнение в среде экономических исследователей, современный этап развития
глобальной экономики называют экономикой знаний. Д. Тис, ведущий мировой
специалист по управлению знаниями, считает, что в настоящее время материальные
активы вообще не являются источником конкурентного преимущества; источником его
становятся нематериальные активы, а именно — знания. Такое смещение акцентов в
основном связано с либерализацией международного обмена: материальные активы
перестали играть решающую роль в территориальном плане, и ведущую роль начали
играть неосязаемые ценности.
Правительство Франции почти удвоило прогноз роста ВВП страны в 2010 году,
повысив его до 1,4% с 0,75%, сообщила в понедельник министр экономики Кристин
Лагард. новые показатели будут официально включены в дополнительный бюджет на
текущий год, который будет обнародован в среду. "международная обстановка
и спрос на французскую продукцию улучшились и это позволило нам пересмотреть
наш прогноз роста с 0,75% до 1,4%", — сказала Лагард репортерам после
встречи с министрами. предыдущий прогноз роста экономики Франции — второй по
величине в еврозоне — был сделан в сентябре, но в последние недели чиновники
намекали на его пересмотр вверх. "Состояние французской экономики
улучшилось к концу 2009 года и наши прогнозы на начало 2010 года также
прояснились", — сказала Лагард. Правительство все еще работает над
последним прогнозом дефицита бюджета, который, как ожидается, достигнет 8,5%
ВВП в 2010 году, после того как составил 8,2% в прошлом году, сообщила Лагард.
Официальный пересмотр дефицита бюджета страны, как ожидается, будет опубликован
в Брюсселе в конце января[37].
Касаясь состояния экономики Франции, Лагард уверена, что страна сможет
сократить дефицит бюджета до 6% ВВП в 2011 году. Европейский фонд финансовой
стабильности, который является основной частью программы финансовой помощи
странам Европы в объеме 750 миллиардов евро, будет осуществлять продажу
облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе
продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и
валютного союза, оказавшимся в тяжелом положении. Правительство Франции
намерено сократить дефицит госбюджета с нынешних 8% ВВП до 3% ВВП в 2013 году.
Для достижения данной цели власти хотят заморозить госрасходы на три года и снизить
затраты на управление на 10% к 2013 году. В результате власти планируют
получить 100 миллиардов евро экономии к 2013 году. При этом, согласно
правительственному плану, половина из этой суммы будет сэкономлена за счет
снижения госрасходов и закрытия лазеек в налоговом законодательстве, а другая
половина — за счет увеличения налоговых доходов ввиду роста экономики.
Государственный долг Франции в первом квартале 2010 года, по предварительным
данным, вырос на 2,2 процентных пункта, составив 1,535 триллиона евро или 80,3%
от объема ВВП страны. Французское правительство прогнозирует, что к 2012 году
государственный долг достигнет пикового показателя в 87,1% от ВВП, после чего
начнет снижаться и в 2013 году составит уже 86,6% ВВП[38].
Рост экономики Франции в 2011 году окажется большим, чем в среднем по
всем странам еврозоны, говорится в опубликованном в пятницу пресс-релизе
Международного валютного фонда (МВФ). Согласно прогнозу фонда, рост ВВП Франции
в 2011 году составит 1,6%, а в 2012-м — 1,8%. между тем, по последнему прогнозу
Еврокомиссии, ВВП 16 стран, составляющих экономический и валютный союз, по
итогам 2010 года вырастет на 0,9%, а в 2011-м этот показатель достигнет 1,5%.
"Ожидается, что французская Экономика будет постепенно восстанавливаться.
Прогнозировалось, что реальный рост ВВП страны в 2010 году ускорится до 1,4%, а
в 2011-м — до 1,6%, то есть быстрее, чем во всей еврозоне", — отмечается в
пресс-релизе. Также в пресс-релизе МВФ представлен прогноз роста экономики
Франции на 2013 год — 2%, на 2014-й — 2,1% и на 2015-й — также 2,1%. В свою
очередь, французское правительство, отмечает агентство France Presse, прогнозировало, что рост экономики Пятой республики
в 2011-2013 годах составит 2,5%.
Национальное собрание [нижняя палата парламента] Франции 6 июля приняло
выдвинутый правительством курс о разработке бюджета на 2011 год 316 голосами
"за" при 194 голосах "против", утвердив снижение
соотношения финансового дефицита к ВВП с 8 проц в этом году до 6 проц в будущем
году. Министр бюджета Франции Франсуа Баруэн перед голосованием подчеркнул, что
сокращение финансового дефицита является намеченной целью правительства.
Французское правительство планирует сократить финансовый дефицит на 40 млрд
евро в 2011 году, в частности, сократить общественные расходы и субсидии в
размере 14 млрд евро и отказаться от плана стимулирования экономики на сумму 15
млрд евро. Наряду с этим правительство готовится увеличить налоговые доходы на
11 млрд евро. Франсуа Баруэн признал, что перед Францией стоят беспрецедентные
трудности на пути сокращения финансового дефицита, прикладываемые в этом
направлении усилия даже превосходят те, что были приложены Францией для
вступления в зону евро в середине 90-х гг. прошлого века[38].
Выводы.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы по главе. Экономика
Франции избежала рецессии в 2008 году. По итогам третьего квартала ВВП страны
вырос на 0,1 процента после сокращения на 0,3 процента кварталом ранее.
Согласно прогнозу INSEE по итогам четвертого квартала сокращение ВВП Франции
составит 0,8 процента, а первых трех месяцев 2009 года — 0,4 процента.[ 25].
В большинстве стран мира, включая Францию, рецессией считается сокращение
ВВП на протяжении двух кварталов подряд. Во втором квартале 2009 года INSEE
ожидает снижения ВВП на 0,1 процента. сейчас экономика Франции является одной
из немногих в Евросоюзе, избежавших рецессии. Ранее экономический спад был
зафиксирован в Швеции, Испании, Италии, Латвии и некоторых других странах. Для
противостояния глобальному финансовому кризису Еврокомиссия объявила об
общеевропейском плане стимулирования экономики, финансирование которого
потребует около 200 миллиардов евро.
ВВП Франции в 2009 году продемонстрировал самое крупное падение со времен
второй мировой войны, понизившись на 2,2% по сравнению с ростом на 0,3% годом
ранее. Согласно данным, обнародованным национальным институтом статистики и
экономики Франции в марте этого года, финансовый дефицит Франции в 2009 году
увеличился до 144,8 млрд евро, что составило 7,5 проц ВВП, общественный долг
страны составил 1,489 трлн евро и достиг 77,6 проц ВВП. Соотношения финансового
дефицита и общественного долга к ВВП соответственно превысили предельные
показатели в 3 проц и 60 проц, установленные Пактом стабилизации и роста.
Заключение
таким образом, на основании вышеизложенного мы можем отметить следующее.
Высоко конкурентоспособными на мировом рынке оказываются и французские
компании, предоставляющие банковские, страховые, торговые услуги. Так, рыночная
капитализированная стоимость акций на Парижской фондовой бирже составляет 50%
от французского ВВП, что делает Париж 7-м по величине финансовым центром в
мире. Страховой сектор во Франции занимает еще более высокую позицию — 4-е
место в мире, при этом французская компания "Аха" является крупнейшей
страховой компанией во всей Европе. Располагая мягким приятным климатом,
живописной природой, богатейшим историческим и культурным наследием, Франция
привлекает 71 млн. туристов в год, являясь при этом самой посещаемой страной на
планете. По величине дохода, получаемого от туризма, Франция занимает 3-е
место, уступая лишь США и Италии.
Дефицит бюджета государственного сектора Франции в следующем году
сократится до 6% от ВВП против 8% от ВВП в 2010 году и достигнет 3% от ВВП в
2013 году, к которому власти страны пообещали достичь установленной в еврозоне
нормы в отношении бюджетного дефицита, заявил в понедельник президент Франции
Николя Саркози.
Как передает Dow Jones Newswires, в ходе длившегося на протяжении часа
телевизионного интервью Саркози в очередной раз заявил о том, что его
правительство сократит крупный бюджетный дефицит, как и было до этого обещано.
Президент заявил о том, что правительство уже предприняло шаги для того, чтобы
достичь этой цели, и продолжит двигаться в этом направлении. Меры в этой
области могут включать, к примеру, сокращение числа государственных служащих и
проводиться при помощи предстоящих пенсионных реформ.
дефицит бюджета Франции в 2009 и 2010 годах превысил 100 млрд. евро. В
связи с этим решимость правительства страны сократить бюджетный дефицит
подвергается сомнению со стороны экономистов и ученых, особенно на фоне
восстановления экономики, которое носит лишь умеренный характер. При этом в
краткосрочной перспективе не ожидается существенного роста экономической
активности потом рецессии в мировой экономике 2008 года. несмотря на эту
негативную обстановку, правительство Франции сократило свои расходы на
стимулирование экономики, что, в свою очередь, привело к сокращению бюджетного
дефицита в 2010 году.
Таким образом, мы рассмотрели основные показатели экономического
развития, развитие валютно-денежной системы, внешнеторговую политику Франции,
последствия мирового кризиса для экономики Франции, тенденции развития страны в
современных условиях.
В связи с поставленной целью мы раскрыли следующие задачи:
— изучить предпосылки развития экономики Франции;
изучить состояние экономики страны в условиях кризиса;
дать оценку экономическому состоянию страны;
— изучить пути выхода из кризиса страны.
Также в работе были сделаны прогнозы на дальнейшее развитие французской
экономики. Прогнозы были сделаны на основании мнения французских аналитиков.
Библиографический список
. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения:
Учебник. — М.: Юристъ, 2010. — 368 с.
. Байков Н., Гринкевич Р. внешняя политика Франции после
прихода к власти Николя Саркози // мировая экономика и международные отношения.
— 2008. — №6.
. Боброва В.В. Население в мировом хозяйстве: Учебное
пособие. — Оренбург, ИПК ОГУ. — 2010. — 97 с.
. Далимов Р. ЕС и Центральная Азия: перспективы
сотрудничества // мировая экономика и международные отношения. — 2009. — №11.
. Дегтерёва Е.А. Евросоюз: роль стран в принятии решений
Совета ЕС // Современная Европа. — 2009 г. №2.
. Зуева К. Французский "евро-атлантический проект"
// мировая экономика и международные отношения. — 2009. — №9.
. Кудров В.М. мировая экономика: социально-экономические
модели развития. Учебное пособие. — М: Магистр, 2009. — 399 с.
. Ломакин В.К. мировая экономика. — М.: ЮНИТИ. — 2000. — 727
с.
. Мировая Экономика / Под редакцией А.С. Булатова. изд. 2-е,
перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2008. — 864 с.
. страны и регионы мира: экономико-политический справочник /
Под редакцией А.С. Булатова. — М.: ТК Велби, Проспект, 2009. — 704 с.
. Далимов Р. ЕС и Центральная Азия: перспективы
сотрудничества // мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №11.
. Дегтерёва Е.А. Евросоюз: роль стран в принятии решений
Совета ЕС // Современная Европа. — 2009 г. №2.
. Зуева К. Французский "евро-атлантический проект"
// мировая экономика и международные отношения. — 2009. — №9.
. Каргалова М.В. Франция во всём многообразии // Современная
Европа. 2009г. №4.
. Лебедева Е. Инновационное развитие и образование // мировая
экономика и международные отношения. — 2007. — №12.
. Преображенская А. Франция: первый год под руководством
Саркози // Год планеты. 2008г. №17.
. Преображенская А. Франция: убедительная победа правых сил
// Год планеты. 2007 г. №16.
. Стрежнева М. Европейский союз: управление интеррационной
системой в условиях повышенной неопределенности // Год планеты. 2008г. №17.
. Стрежнева М. Структурирование политического пространства в
Европейском союзе // мировая экономика и международные отношения. — 2009. —
№12.
. Стрельцова Я. Иммигранты во Франции и в россии: общее и
различия // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №7.
.Стрельцова Я. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества
россии — Франции — ЕС // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. —
№11.
. Трофимова О.Е. Франция: глобализация, интеграция и сохранение
национальных интересов // Современная Европа. 2008г. №3.
. Федосов В.А. бюджетная политика ЕС // Финансы. 2009 г. №7.
. Цапенко И. Развитые страны: интеграционная политика в
отношении иммигрантов // мировая экономика и международные отношения. — 2010. —
№3.
. Шишков Ю. Эволюция теории международного разделения труда
// Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — №2.
25.
www.ambafrance.ru — Посольство Франции в Москве
26.www.assemblee-nationale.fr — ‘Assemblee nationale
29.www.france.diplomatie.fr — France-Diplomatie
31. www.ereport.ru — мировая экономика
.www.minefi.gouv.fr — Портал министерства экономики, Финансы
и Индустрии
34.www.service-public.fr — Service-public
35.www.un.org — ООН
.www.wto.org — ВТО
37. HTTP://www.ambafrance-ru.org — Франция в России
38. http://www.ofce.sciences-po.fr — Zone euro :
croissance sous contraintes
приложение А
Темпы экономического развития Франции, % в среднем в год
Показатель
1952-1957
1958-1965
1966-1978
1952-1978
1979-1997
Население
2,4
1,5
2,2
2,0
1,3
9,2
3,8
6,2
6,1
9,8
Сырьевые отрасли
3,8
0,4
2,4
2,1
5,0
промышленность и
строительство
19,7
8,1
10,3
11,0
11,9
Сельское хозяйство
4,5
1,2
4,0
2,7
6,6
Услуги
9,6
3,7
5,0
5,5
10,6
ВВП на душу населения
6,2
3,0
5,7
4,0
8,4
Экспорт
15,0
1,8
7,8
10,0
16,7
Приложение Б
Изменение структуры внешнеторгового оборота Франции за 2010 год
Показатель
млрд. долл.
Товарооборот
12290,8
Экспорт
2540,0
Импорт
13444,8
Положительное сальдо
2430
приложение В
Основные экономические показатели, темпы прироста, % к предыдущему году
Показатель
1991-2000гг.
1991-1998 гг.
1998-2003 гг.
2004 г.
2005 г.
2006 г. (прогноз)
ВВП
1,8
1,1
2,8
3,3
1,9
2,2
Личное потребление
1,3
0,7
2,0
2,6
2,7
1,9
Госпотребление
1,6
2,3
1,3
1,3
1,9
2,0
Инвестиции
1,3
-1,2
0,4
7,5
0,3
0,9
Экспорт
6,8
5,3
7,4
12,8
2,1
2,7
Пром. Производство
1,8
0,9
1,2
13,1
1,3
2,7
Занятость
0,5
0,3
1,5
1,9
1,0
0,8
Норма сбережений
20,3
19,3
20,8
21,4
20,7
20,4
Индекс потребительских цен
1,8
2,6
0,9
1,3
1,8
1,5
Баланс текущих операций
0,4
-0,7
0,9
1,6
1,7
1,8
приложение Г
Удельный вес в мировом промышленном производстве (%)
2006
2008
англия
18
14
Франция
7
6
Германия
16
16
США
31
36
Приложение Д
ВВП стран мира в 2011 году (в млн. долл.)
место
Страны
ВВП
Место
Страны
ВВП
1
США
14256300
9
Испания
1460250
2
Япония
5067526
10
Канада
1336067
3
Китай
4984731
11
Индия
1310171
4
Германия
3346702
12
россия
1230726
5
Франция
2649390
13
Австралия
924843
6
Великобритания
2174530
7
Италия
2112780
8
Бразилия
1571979
приложение Е
Основные показатели экономического развития Франции
показатели
год
2005
2006
2007
2008
2009
ВВП, % к предыдущему году
2,7
2,4
2,7
2,3
-2,2
Общие Инвестиции в основной
капитал, % к предыдущему году
5,4
-6,6
0,1
3,9
2,9
Безработица, % от активного
населения
11,6
12,7
12,5
11,6
10
дефицит госбюджета, % ВВП
3,6
4,0
3,0
2,9
2,6
Государственный долг, % ВВП
60,0
68,0
58,0
58,5
58,9
Экспорт, % к предыдущему
году
4,7
-0,4
12,6
6,3
4,3
Импорт, % к предыдущему
году
4,6
-3,4
8,1
8,0
4,6
Приложение К
Площадь и население экономических районов Франции, 2005 г.
Районы
Площадь, км2
Население, тыс. чел.
Плотность населения,
чел/км2Число
департаментов
главный город и его
людность тыс. чел.
Иль-де-Франс
12 012
10 952
912
8
Париж — 9 645
Центр
39 150
2 440
62
6
Тур — 298
Нижняя Нормандия
17 590
1 422
81
2
Каен — 199
Верхняя Нормандия
12 317
1 780
144
3
Руан — 390
Пикардия
19 340
1 858
96
3
Амьен — 161
Шампань-Арденны
25 606
1 342
52
4
Реймс — 216
Нор-Па-де-Кале
12 414
3 997
322
2
Лилль-Рубе-Тукуэн — 1001
Лотарингия
23 547
2 310
98
4
Нанси — 331
Эльзас
8 280
1 734
209
2
Страсбург — 427
Франш-Конте
16 202
1 117
69
4
Безансон — 134
Бургундия
31 582
1 610
51
4
Дижон — 237
Рона-Альпы
43 698
5 645
131
8
Лион — 1 349
Прованс-Альпы-лазурный
берег
31 400
4 506
144
6
Марсель — 1 350
Лангедок-Руссильон
27 376
2 296
84
5
Монпелье — 288
Корсика
8 680
260
30
2
Аяччо — 75
Овернь
26 013
1 309
50
4
Клермон-Ферран — 259
16 942
711
42
3
Лимож — 173
Юг-Пиренеи
45 348
2 551
56
8
Тулуза — 761
Аквитания
41 408
2 908
70
5
Бордо — 754
Пуату-Шаранта
25 810
1 640
63
4
Пуатье — 119
Земли по Луаре
32 081
3 220
100
5
Нант — 545
Бретань
27 208
2 906
107
4
Ренн — 272
Франция в целом
551 500
58 520
106
96
Париж — 9 645
приложение Л
Развитие сельского хозяйства по экономическим районам Франции, 2008 г.
Районы
Процент рабочей силы,
занятой в сельском хозяйстве
доля сельского хозяйства в
экономике района (по добавленной стоимости)
Удельный вес района в
сельском хозяйстве Франции
Стоимость продукции,
получаемой с 1 га сельскохозяйственных земель, тыс. франков
Удельный вес в
сельскохозяйственной продукции района:
растениеводства
животноводства
Иль-де-Франс
0,4
0,2
2,0
10,1
91,4
8,6
Центр
5,6
3,1
4,7
6,9
73,3
26,7
Нижняя Нормандия
8,6
4,3
3,7
9,5
18,1
81,9
Верхняя Нормандия
3,4
1,7
2,2
8,3
47,9
52,1
Пикардия
5,5
4,4
4,7
10,9
73,9
26,1
Шампань-Арденны
8,3
7,9
6,8
11,3
83,8
15,2
Нор-Па-де-Кале
2,9
1,4
3,2
13,8
53,5
46,5
Лотарингия
2,8
2,1
3,0
6,1
35,8
64,2
Эльзас
2,3
2,2
2,7
17,7
74,9
25,1
Франш-Конте
4,5
3,1
2,2
7,1
79,4
20,6
Бургундия
6,8
5,1
5,0
7,9
64,9
35,1
Рона-Альпы
3,1
1,8
6,9
11,3
51,1
48,9
Прованс-Альпы-лазурный
берег
2,8
2,1
5,9
19,5
92,5
7,5
Лангедок-Руссильон
6,3
4,5
5,4
13,0
88,5
11,5
Корсика
6,1
2,2
0,3
7,3
64,9
35,1
Овернь
8,1
3,1
2,3
5,0
88,0
82,0
Лимузен
8,7
1,7
0,7
4,0
8,8
91,2
Юг-Пиренеи
3,5
3,3
4,9
7,2
47,1
52,9
Аквитания
8,5
6,4
11,6
18,7
74,7
25,3
Пуату-Шаранта
9,2
4,7
4,3
7,8
53,2
46,8
Земли по Луаре
7,6
4,4
8,7
13,8
25,5
74,5
Бретань
9,3
5,4
9,0
24,3
12,8
87,2
Франция в целом
4,4
2,4
100,0
10,9
51,3
48,7
приложение М
Движение инвестиций в Россию из Франции
Отчетный период
Поступило инвестиций
Накоплено инвестиций на
конец отчетного периода
2005 год
1428406,30
3918206,50
2006 год
3038597,63
3699059,86
2007 год
6696396,51
5918594,49
2008 год
6156560,56
9542224,51
2009 год (за I кв.)
600413,12
8607777,76