Учебная работа. Оффшорная деятельность в мировой экономике
Оффшорная деятельность в мировой экономике
ВВЕДЕНИЕ
Стремительно возрастающая в последние годы мобильность мирового рынка капиталов ведет к появлению возможностей массового перераспределения финансовых потоков и предпринимательских ресурсов между отдельными странами. Международная миграция капитала уже давно стала обычным явлением мировой экономики и отражает объективные тенденции ее глобализации.
Глобализация мировой экономики привела к тому, что государства должны вести борьбу за соблюдение своих интересов в этом процессе. Одним из наиболее эффективных рычагов здесь является предоставление налоговых льгот и различных привилегий.
Глобализация привела к возникновению и такого феномена, как стремительное развитие оффшорных юрисдикций. Используя выгодность географического положения, предоставляя различные налоговые льготы и иные привилегии иностранным компаниям, многие малые страны перестали быть отсталыми субъектами «мировой периферии» и начали активно включаться в международную экономику. Созданные в оффшорных юрисдикциях банки, внешнеторговые, страховые и инвестиционные компании стали составной частью мирового хозяйства.
В последние годы многие авторы обращаются к данному экономическому явлению. Тема оффшорного бизнеса постоянно актуализируется в деловых журналах, экономисты посвящают оффшорной деятель свои статьи в специализированных изданиях, или целые книги, затрагивают эту тему в монографиях и учебниках. Данная тема интересна автору своей «двоякостью» — наличием положительных и отрицательных оценок ведения оффшорного бизнеса, специфичностью его черт и налоговых особенностей.
Актуальность исследования объясняется так же тем, что учитывая высокую динамичность развития данного бизнеса, отслеживание современного состояния оффшорных компаний необходимо для полноценного анализа экономики и системы налогообложения в целом.
Целью данной работы является выявление современных тенденций оффшорного бизнеса в мировой экономике.
Задачами предложенного исследования можно считать выделение понятия оффшорного бизнеса и оффшорных зон, принципов организации и управления данного бизнеса, рассмотрение состояния оффшорного бизнеса в настоящее время и определение перспектив его развития.
Объектом исследования данной работы является оффшорная деятельность в мировой экономике.
Предметом выступает теоретическая, правовая и практическая база оффшорного бизнеса.
При написании курсовой были применены следующие методы исследования: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.
Работа основывается на обзоре мировой и отечественной литературы, статей периодических изданий и Интернет-ресурсов, законодательства, регулирующего данную область деятель, аналитических материалов независимых органов и экспертов, статистических материалов.
ГЛАВА I. сущность ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА
.1 Оффшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы
Одним из наиболее значимых механизмов налоговой экономии, способов снижения размеров налоговых платежей является использование различий в уровнях налогообложения в разных странах мира. почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых, благодаря особенностям национального налогового законодательства, является более предпочтительным. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны вообще строят свою государственную политику на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов. «Отдельные государства и муниципальные образования, не имеющие собственного достаточного налогового потенциала, прибегают к установлениюрежима льготного налогообложения на своей территории или ее части, что может сопровождаться также установлением запретов на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях.
Льготный налоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемого оффшорного бизнеса».
Сам термин «оффшор» впервые появился в одной из газет навосточном побережье США в конце 50-х гг. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроляпутем географической избирательности. другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство СШАнамеревалось контролировать и регулировать, на территорию сблагоприятным налоговым климатом. именно поэтому, по мнению некоторых авторов, «оффшор» — понятие не юридическое,а экономико-географическое.
Offshore в прямом переводе с английского означает "вне острова","вне берега" и первоначально применялся английскими юристами в отношении компаний, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств (т.е. государств, расположенных вне большого острова — Соединенного Королевства).
On-shore — противоположность термина off-shore и означает "на берегу". Эти термины довольно часто используются юристами и консультантами, но фактически никогда не используются в национальных законодательствах.
таким образом, «оффшорный бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках международной группы компаний, часть подразделений которой расположена в странах, предоставляющих налоговые, валютные, инвестиционные и другие льготы при определенных условиях».
Причины для организации оффшорного бизнеса могут быть разными. Наиболее распространенными причинами являются:
Финансовая конфиденциальность
Сокращение личного и корпоративного налога
Общая защита активов
Защита от судебных дел
Освобождение от соблюдения законов в своей стране и минимизация риска
Диверсификация инвестиций и более высокие доходы
Планировка земельной собственности
более благоприятные иностранные законы
Сокращение расходов
страны, устанавливающие сверхмягкий режим налогообложения для привлечения под свою налоговую юрисдикцию иностранных фирм, называют «налоговыми убежищами».
От налогового убежища следует отличать «налоговый оазис»- территорию в пределах одного государства, на которой действует на постоянной или временной основе льготный порядок налогообложения. К налоговым оазисам относятся, как правило, порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства и т. д., в которых действует особый режим налогообложения, стимулирующий привлечение иностранных инвестиций и предпринимательскую деятельность.
Оффшорный бизнес строится на возможностях, предоставляемых оффшорными зонами. «Оффшорной зоной считается страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистрировать компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации (оффшорные компании)».
По определению Центрального банка РФ, «оффшорная компания — юридическое лицо-нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оффшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы, и которая уполномочена осуществлять операции с нерезидентами страны местонахождения оффшорной компании».
В широком смысле «оффшорная компания — это предприятие, регистрируемое в оффшорной зоне и получающее Право на льготы по налогам, но при этом не использующее местные ресурсы и не ведущее хозяйственную деятельность на территории зоны».
Местная администрация обычно предъявляет таким компаниям ряд типичных требований:
üобязательная регистрация иностранных юридических лиц в соответствии с национальным законодательством;
üфинансирование всех операций только за счет привлекаемых извне валютных и иных ресурсов;
üсвоевременное представление местным властям годовых финансовых отчетов, а также при необходимости — копий счетов, заключений аудита;
üсвоевременная уплата всех налоговых сборов в бюджет оффшорного центра;
üбезусловный отказ от деловых операций на территории страны, за исключением содержания офиса, а также местного и иностранного персонала;
üотказ от привлечения местных резидентов в качестве акционеров и инвесторов оффшорных компаний;
üинвестирование средств в объемах не ниже устанавливаемых администрацией минимумов уставного и оплаченного капитала;
üналичие официально зарегистрированного офиса компании в стране регистрации, где должны храниться ее реестр, документы, образцы печати;
üналичие резидента — официального представителя компании для связи с местной администрацией;
üсвоевременное извещение о всех изменениях реквизитов компании, уставного капитала, состава ее акционеров и директоров, уставных документов.
Выполнение этих требований дает основание для получения статуса оффшорной компании и сопутствующих этому статусу льгот в бизнесе.
Предоставляемые компаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все из них действуют в оффшорных центрах.
основными видами предоставляемых оффшорным компаниям льгот являются следующие:
) льготный режим налогообложения — это основное преимущество оффшорного бизнеса, которое может осуществляться посредством:
— наличия безналогового статуса (нулевое налогообложение действует на Гибралтаре, на о-вах Гернси, Джерси, Мэн, Сарк, в Ирландии);
— применения фиксированной годовой налоговой платы (внесение ежегодной госпошлины предусмотрено на о-вах Гернси, Джерси, Мэн, Карибского бассейна);
— установления низких налоговых ставок (в Швейцарии холдинговые компании платят только налог на капитал в размере от 0,05 % до 0,25 %); — определенной платы за регистрацию при отсутствии налогов (в Панаме величина регистрационного сбора составляет 150 долларов США);
введения особых условий при отсутствии налогов (в Ирландии, например, установлен сбор в сумме 10 ф. ст. за перерегистрацию компании при предоставлении годового отчета).
«Образуя оффшорную компанию, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его местной фирмы. В результате взаимодействия местной фирмы и оффшорной компании можно практически ликвидировать выплаты по налогу на Прибыль и существенно уменьшить выплаты по социальному и подоходному налогам».
2) предоставление валютной автономии, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму.Как правило, оффшорные компании освобождены от предоставления бухгалтерских отчетов в какие-либо государственные органы, поэтому формы ведения бухгалтерии могут быть абсолютно произвольными. Исключение составляют лишь несколько стран, требующих от оффшорных компаний предоставления ежегодного аудиторского отчета;
) таможенные льготы при импорте товаров;
) упрощенные процедуры регистрации и отчетности, простота корпоративных процедур, минимум бюрократичности, быстрое оформление. Поскольку законодательство большинства оффшорных зон максимально упрощено по сравнению с развитыми странами (оншорами), то сама регистрация, последующая работа с компанией, получение всевозможных выписок и других дополнительных документов происходит очень быстро;
) гарантия банковской и коммерческой тайн;
) льготы в области административного контроля;
) соблюдение принципа строгой конфиденциальности:
информация о директорах и акционерах компании во многих юрисдикциях не вносится в публичный реестр компании; в странах, где вносится, возможны услуги номинальных директоров и акционеров; в некоторых странах возможны акции на предъявителя. конфиденциальный характер владения оффшором гарантирован общепринятыми правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой зарегистрирована оффшорная компания;
) гарантия безопасности бизнеса;
) использование электронной связи в управлении;
) разделение рисков в бизнесе:
разделение рисков, связанных с несколькими направлениями бизнеса, несколькими компаниями в бизнесе, несколькими владельцами бизнеса;
) защита активов:
придание международного статуса владельцам бизнеса или активов, защита иностранных инвестиций, дозирование предоставляемой информации полезной для данного бизнеса вместе с разделением рисков.
) простота продажи бизнеса:
если владельцем бизнеса или его части является оффшорная компания, то при продаже можно легко передать новому владельцу саму компанию.
) выгодность нерезидентного статуса по сравнению с резидентным;
) легкий доступ к основным рынкам Северной Америки и Европы;
несмотря на ряд весьма значительных положительных факторов, у оффшорного бизнеса есть и определенные недостатки. «Таможенные и налоговые службы ряда развитых стран (США и ЕС) систематически подвергают проверке сделки при участии фирм из оффшорных зон. Другим негативным фактором является проявление недоверия к оффшорным компаниям со стороны государственных властей. Они также сталкиваются с трудностями при получении кредита и поиске деловых партнеров».
Страна, предоставляющая налоговые льготы имеет свой интерес. Так, эти страны заинтересованы в привлечении международного бизнеса, так как каждая оффшорная Фирмакомпании, часто юридической и бухгалтерской компаниям, иногда хранит средства в местных банках, может пользоваться услугами местных авиалиний, гостиниц, ресторанов, телекоммуникаций, может снимать офис и давать рабочие места в нём местным гражданам и т.д. Всё это является важными поступлениями для небольших островных государств с населением от 10 000, таких как Теркс и Кайкос, Бермудские острова до 250000 жителей, например, Багамские острова. Даже если та или иная компания не разворачивает деятельность в полной мере, она всё равно приносит небольшой доход стране, а в будущем может разрастись и в крупную фирму.
государства, в которых расположены оффшорные зоны, при их создании преследуют ряд стратегических целей, которые условно можно разбить на следующие группы:
1.Экономические:
повышение степени интегрированности принимающей страны;
эффективное привлечение к национальной экономике иностранных инвестиций;
укрепление экспортного потенциала принимающей страны;
рост валютных поступлений в экономику всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов.
стимулирование отечественных фирм;
-облегчение перехода от закрытой в более открытую экономику
.Социальные:
повышение занятости и уровня доходов населения;
создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;
воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
повышение уровня жизни населения сначала определенного региона, а впоследствии и всей страны;
.Научно-технические
-внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела;
способность оффшорных зон выполнять функцию полигона, исследовательской лаборатории для апробации разных рыночных нововведений.
Безусловно данные цели могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в оффшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики. В противовес этому, целенаправленная налоговая Политика таких льготных холдинговых юрисдикций, как Нидерланды и Люксембург привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами.
1.2 Оффшорные зоны
Оффшорный бизнес строится на возможностях, предоставляемых оффшорными зонами. Это термин международного налогового планирования, обычно означающий «небольшие островные или прибрежные государства и территории, проводящие политику привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых льгот. В широком смысле под оффшорными зонами могут пониматься также внутренние территории с льготным налогообложением отдельных видов доходов, а также свободные экономические зоны и зоны беспошлинной торговли».
таким образом, оффшорной зоной считается «страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистрировать компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации (оффшорные компании)».
Оффшорные зоны обязаны себя узаконить — и в общем плане и, в особенности, в отношениях с другими державами, получив их согласие на низкое налогообложение. Это важная, но не единственная их черта. К основным следует отнести:
политическую и экономическую стабильность в стране;
гарантию строгой финансовой и банковской тайны;
отсутствие валютных ограничений;
современные средства связи и хорошо оборудованную сеть коммуникаций;
удобную правовую систему;
исполнение индивидуальных потребностей инвесторов.
Политическая и экономическая стабильность является главным условием, которое должны соблюдать оффшорные центры. никто не станет вкладывать капитал в тех странах, в которых может быть проведена национализация собственности, финансов или которым грозит экономический крах. То же самое касается политических перемен. Политический риск имеет решающее С большей сдержанностью и осмотрительностью клиенты оффшорных центров относятся к диктаторским режимам. Они часто предлагают у себя выгодные условия налогообложения. Но вместе с тем там необходимо считаться с возможностью радикального переворота и национализации.
Следующей по значению и по важности особенностью оффшорного центра является обязательство сохранять и гарантировать сохранение строгой банковской тайны. Это общая черта таких центров. Благодаря либеральному законодательству в отношении банковской деятель создается легкость и доступность открытия банковских счетов — с одной стороны, а с другой — наряду с безусловной обязанностью сбережения тайны гарантируется максимум безопасности и доверительности в проведении банковских операций.
«законода таких государств гарантирует не только сохранение тайны банковских счетов, но также неразглашение паспортных данных владельцев этих счетов. Выдача какой-либо информации расценивается здесь как правонарушение. Например на Багамских островах и Барбадосе нарушение банковской тайны грозит серьезными денежными штрафами. Разглашение любой информации, касающейся банков и трастов, разрешается только по решению Верховного Трибунала этих островов. строгими мерами по охране тайны банковских вкладов отличается законодательство Панамы. Ее разглашение наказывается лишением свободы до 6 лет, штрафом до 1 тысячи долларов, либо тем и другим вместе».
На Каймановых островах нарушение тайны банковских вкладов грозит тюремным заключением до 2 лет и денежным штрафом, наказание за такой проступок может быть увеличено, если виновник является банковским служащим, адвокатом, правительственным служащим или торговым посредником.
Далее к характерным чертам оффшорных центров относится отсутствие ограничений на обмен валюты и операции с валютой. почти повсеместно здесь не осуществляется, контроль за переводом валютных средств при условии, что источник их получения находится за пределами оффшорного центра. Если же и остаются какие-либо ограничения по этой части, клиенты настаивают главным образом на том, чтобы был обеспечен свободный перевод денежных средств и чтобы эти средства не задерживались на счетах других банков, кроме оффшорных.
Упомянутые выше признаки оффшорных центров не могут быть реализованы без такого важного их свойства, как наличие в центpax современных средств связи и надежное их функционирование. Это требует высокого уровня развития инфраструктуры. Привлекательность оффшорного центра во многом зависит от уровня и качества услуг связи. Как правило, все эти центры снабжены эффективными средствами телекоммуникации, которые обеспечивают молниеносную связь необходимую для финансовых операций. Например, Каймановы острова с помощьюспутниковой связи обеспечивают современное автоматическое соединение с Соединенными Штатами, Канадой и Великобританией.
Подобный же высокий уровень услуг обязаны предоставлять здесь и средства транспорта. «Козырной картой оффшорных центров является авиасообщение, обеспечивающее быстрые и удобные личные контакты для участников финансовых сделок. Каймановы острова предлагают клиентам два ежедневных рейса на Флориду. Многочисленные чартерные рейсы, осуществляемые США, обеспечивают перевозку крупных денежных сумм в оффшорные банки на Карибах. Аналогичное положение с транспортом и телекоммуникациями в оффшорных центрах Панамы и Гонконга. В тех же оффшорных зонах, где транспортные услуги ненадежны и затруднительны (Науру, Ангилья), привлечь многочисленную клиентуру, несмотря на предлагаемые льготы, не удается».
однако даже наличие и удачное сочетание всех перечисленных характерных черт будет недостаточно для успешного функционирования оффшорного центра, если в нем не будет создана удобная правовая система. Она имеет решающее компании и ее функционирования.
Наконец к числу последних характерных черт оффшорных центров относят степень удовлетворения индивидуальных потребностей клиентов. К ним относятся: соответствующие условия жилья, внутреннее транспортное сообщение, медицинское обслуживание, знание иностранных языков у местных жителей и обслуживающего персонала, наличие квалифицированных специалистов — нотариусов, адвокатов, бухгалтеров и операторов компьютеров.
К другим особым требованиям клиентов оффшорных центров обычно относят: относительно низкие административные расходы, необходимые для текущей деятельности, хорошее языковое обслуживание со стороны переводчиков, услуги профессиональных советников, благоприятные условия взимания налогов, возможность приобретения статуса иностранца, возможность покупки недвижимости, а также низкий уровень цен на товары», необходимые для жизни персонала и членов их семей.
Общее число оффшорных зон в мире можно определить лишь условно, поскольку каждый год одни из них исчезают, а другие появляются. По мнению экспертов, на сегодняшний день существует около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров, где уже давно существуют оффшорные компании.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ выделяются 42 оффшорные зоны.
Также список оффшорных зон содержится в актах Центрального банка РФ, правда он используется в исключительно в целях банковского регулирования.
Все оффшорные зоны или, как их иногда называют, «налоговые гавани» сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара. Это:
·Карибский бассейн: о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;
·Средиземноморье: Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;
·Европа: Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;
·Арабские страны: Ливан, ОАЭ, Бахрейн;
·Африка: Сейшельские острова, Либерия;
·Азиатско-тихоокеанский регион: Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины.
помимо разделения оффшорных зон по географическому признаку, по суммированному объему и характеру привилегий, предлагаемых клиентам, оффшорные зоны можно условно разбить на три группы:
·классические оффшорные зоны (оффшоры) — это, как правило,
небольшие государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). Наиболее известные среди них Багамские Острова, Британские Виргинские Острова (БВО), Сейшельские острова, Белиз, Маврикий, Нeвис, Панама, острова Теркс и Кайкос, остров Мэн, Терке, Кай-кос и другие.
К данной группе относятся страны с низким налогообложением, минимальными требованиями к раскрытию информации о собственниках оффшорных компаний, отсутствие валютного контроля и необходимости ведения бухгалтерской отчетности оффшора. Единственное требование — это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. На Маршалловых островах даже можно создать компанию без выплаты уставного капитала, с выпуском акций на предъявителя.
Но регистрация оффшора в такой стране для осуществления какой-либо активной деятель менее предпочтительна, так как международный статус таких оффшоров и оффшорных зон не очень высок. Все эти зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний (в государственный регистр компаний заносится минимум сведений) и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за Деятельностью таких компаний. Именно поэтому солидные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отношений.
Указанные государства имеют невысокий уровень развития экономики, но отличаются достаточно высокой политической стабильностью.
·Зоны низкого налогообложения — это страны,
где установлены очень низкие или нулевые ставки налогов для определенных типов компаний, но при этом существуют требования о ведении и подаче финансовой отчетности. наиболее показательные примеры таких стран — Гибралтар, Гонконг, США (Делавэр, Вайоминг), Кипр. Нидерландские Антильские острова, Уругвай.
Регистрация и обслуживание компаний здесь дороже, а престиж страны высок.
·третья группа оффшорных зон — это государства, формально не являющиеся оффшорами, но налоговые законы которых в некоторых случаях предполагают низкое (стимулирующее) налогообложение для определенных операций или групп инвесторов (как правило, иностранных). В других случаях снижение налогообложения доходов предприятий достигается применением условий международных соглашений об избежание двойного налогообложения или резидентства компаний. К этой группе можно отнести великобританию, Бельгию, Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Люксембург, Лихтенштейн.
«В большинстве случаев оффшорный бизнес ведется здесь для избежания двойного налогообложение, придания большей солидности бизнесу и создания необходимого акцента реальности внешних контрагентов и отстраненности от оффшорных зон».
Если же рассматривать оффшорные центры только с точки зрения ситуации фискальной, то есть со стороны специфики разнообразных выгод и преимуществ для различных категорий плательщиков налогов, то такие центры подразделяются на несколько групп.
Это страны и территории:
не облагающие своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);
облагающие только доход, получаемый в данной стране, но освобождающие от налогов доходы, поступающие из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);
зоны, в которых получаемый там Доход не облагается налогом, зато облагается Доход, получаемый из-за границы (Монако);
территории, где облагается налогом доход, получаемый за границей, однако налоговые ставки весьма низкие — ниже 1 % (острова Гернси, Джерси или Шарп);
центры, которые облагают накопленные богатства (материальные ценности), а не текущий доход (Уругвай);
Их доходы здесь целиком освобождены от налогов либо отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе таковыми центрами являются Андорра, Ирландия, Монако, Кампьоне де Италия, за пределами Европы — Багамские, Бермудские, Каймановы острова. Французская Полинезия или острова Святого Варфоломея.
Выбор места расположения оффшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятель. В мировой практике фирмы, расположенные в "налоговых гаванях" и местах с льготным налогообложением можно разделить на три группы:
В зависимости от сферы деятель создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так «финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на Прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятель, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов». Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных "налоговых гаванях". однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.
Рис.1 Специализация оффшорных компаний
ГЛАВА II. анализ СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО развития
2.1 Текущее состояние оффшорного бизнеса
В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна. С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д.
Во многих странах налоговых убежищах, финансовый бизнес является бизнесом, приносящим стабильный доход. Создание "налоговых гаваней" является приоритетным для островных государств, та как они не имеют конкретных преимуществ в рыночной среде. Создание и развитие оффшорных территорий в этих государствах служит привлечением ресурсов для экономического развития. Представители государств, имеющих на своей территории оффшорные зоны, регулярно проводят семинары, на которых обсуждают, предлагают и рекламируют все более жесткие условия соблюдения секретности и упрощения налогообложения своих стран.
Характерной тенденцией современного состояния оффшорных зон является их дифференциация по полям действия. Например, «Барбадос совершенствует свое банковское законода для увеличения конкурентоспособности. Багамы активно проводят работы по привлечению банковского бизнеса, страховых компаний и судов на льготных условиях. Каймановы острова вданный момент представляют собой быстро растущую юрисдикцию с высокими требованиями к финансовой секретности. На сегодняшний момент там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей. Кайманские правительственные должностные лица считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долларов».
Исходя из целей создания компании, ее типа, а также уровня налогообложения, можно выбрать оффшорную зону для регистрации компании, например, ниже представлена сравнительная таблица некоторых оффшорных зон.
Табл.1 Сравнительная характеристика оффшорных зон
Оффшорные зоныБританские Виргинские островаСейшельские островаПанамаДевеловер (США)КипрВеликоб-ританияНалогооблож-ение прибылинетнетнетнет10% (имеются льготы)28% (21%-уменьшен.ставка)Раскрытие реальных владельцевнетнетнетнетдадаАкции на предъявителядададанетнетнетСтандартный объявленный капиталUS$ 50 000US$ 5.000 US$ 10 000 US$150 000 US$ 2 000 Ј50.000публичная регистрация директоровнетнетданетдадаПубличная регистрация акционеровнетнетнетнетдадаНеобходимость ежегодного аудитанетнетнетдададаТребование ежегодного отчетанетнетнетдададаМин. Число акционеров111121(частные компании) 2(общест-е)Мин. Число директоров113111(частные компании) 2(общест-е)Корпоративные директорададанетнетдадаСекретарьнетнетдададада
В последние годы в связи с общей глобализацией международного бизнеса возросло как участие оффшорного сектора в мировой экономике, так и озабоченность мирового сообщества проистекающими отсюда потенциальными угрозами для мировой финансовой системы. «Если раньше "антиоффшорная" борьба была внутреннем делом каждого отдельного государства, то теперь она принимает поистине всемирный размах. Теперь в ней активно участвуют (или даже возглавляют ее) такие международные организации как ОЭСР, FATF, а также ООН, ЕС и другие. Основные претензии, предъявляемые к оффшорным зонам, сводятся к двум.
нечестная налоговая содействие криминалу (прежде всего, в "отмывании" денег)».
Под натиском мирового общественного мнения в лице ОЭСР и FATF, а также под давлением отдельных государств, прежде всего США, оффшорные зоны, как, впрочем, и другие страны, вынуждены идти на подчас радикальный пересмотр своего законодательства. В частности:
снижается степень банковской тайны. «Уже сейчас во многих странах мира, в том числе почти во всех оффшорных зонах, приняты законодательства против отмывания денег в соответствиями с рекомендациями FATF, делающие банковскую систему прозрачной для властей и обязывающие банки требовать "прозрачности" от своих клиентов».
повышается уровень прозрачности корпоративных структур. Те же «законы об отмывании предполагают расширение возможности доступа властей к информации о реальных владельцах компании, пусть даже "прикрытых" номинальными держателями акций или акциями на предъявителя. Во многих юрисдикциях предъявительские акции уже запрещены, и этот процесс будет продолжаться».
расширяется международный обмен налоговой информацией. большинство налоговых убежищ уже подписались под соответствующими требованиями ОЭСР. Оффшорные зоны наперебой заключают соглашения об обмене информацией — первым делом с США, на очереди и другие страны ОЭСР.
те офшорные зоны, которые отказываются принять условия предъявленного им ультиматума, превращаются в изгоев, а предлагаемые ими структуры фактически теряют работоспособность.
последними мерами США пресечена на корню деятельность "карманных" офшорных банков.
В связи с этим, некоторые эксперты, считают, что в настоящее время спрос на инструменты оффшорного бизнеса уже снижается. «Бизнесмены, долгое время использующие офшоры, понимают, что вести деятельность по-прежнему уже нельзя. Большинство схем работы не вписывается в рамки нового законодательства. Поэтому каждый коммерсант пытается найти наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации. некоторые бизнесмены решают прекратить использование льготных стран для оптимизации налогообложения. Но часть владельцев оффшорных компаний предпочитают на свой страх и риск работать по старым схемам. остальные же собственники стремятся поскорее модифицировать структуру бизнеса и привести его в соответствие с новым законодательством».
Тем не менее, оффшорные компании продолжают оставаться символом успешной экономии. «С учетом того, что многие мировые компании начали ставить перед собой стратегические цели по снижению расходов на ближайшие годы, это неизбежно приведет их в оффшорные зоны».
Таким образом, сегодня, несмотря на тенденцию ужесточения требований по отношению к владельцам безналоговых компаний, оффшорный бизнес продолжает развиваться. Происходит это за счет того, что во многих странах продолжается борьба за унификацию налогового обложения (Европейский союз), в других же до сих пор не сформирована система финансовых институтов, позволяющих сохранить накопленные сбережения (россия).
2.2 Перспективы развития оффшорного бизнеса
Несмотря на многолетнюю борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментом налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес. «Оценивая перспективы оффшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. По мнению специалистов Форума Финансовой Стабильности необходимо провести углубленную оценку режимов отдельных оффшорных зон в целях своевременного выявления уязвимости их финансовых секторов. Эту работу Форум рекомендует поручить МВФ как наиболее представительной международной организации, в состав которой входят многие оффшорные юрисдикции».
С учетом глобального наступления на оффшорные финансовые центры, расположенные в Европе и зоне Карибского бассейна, центр международного оффшорного бизнеса, по-видимому, будет смещаться в регион Юго-Восточной Азии, где весьма хорошие перспективы имеют Гонконг и Сингапур. Провозглашенная правительством Китая концепция "Одна страна, две системы" гарантирует Гонконгу сохранение собственной правительственной, юридической и экономической систем.
Если говорить о более дальней перспективе, то не следует исключать постепенной конвергенции оффшорного и оншорного бизнеса, под которым понимается бизнес, проводимый компаниями на территории государств с полным (иногда — очень высоким) уровнем налогообложения. Оншорные компании обязаны платить налоги, вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в стране регистрации, но при этом могут использовать преимущества договоров об избежании двойного налого-обложения.Как правило, оншорные компании используются с целью создания международных холдингов, оптимизации финансовых потоков, инвестиционных проектов и защиты активов.С одной стороны, оффшорные юрисдикции под давлением международных организаций и стоящих за ними США и ЕС вынуждены будут пойти на частичную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой стороны, существенное снижение ставок налога на Прибыль в ряде оншорных юрисдикции сделает их более привлекательными для ведения международной банковско-финансовой и коммерческой деятельности. В этом плане весьма характерным является пример Ирландии, где в соответствии с решением Европейской комиссии корпоративный налог на прибыль был снижен до 12,5% (один из самых низких показателей в Европе).
«несмотря на попытки унифицировать налоговое законодательство ЕС, налоговые ставки останутся разными, так как существует достаточно большое количество оффшорных зон расположенных вне пределов европейского Союза или его влияния. На сегодняшний момент, одной из таких чисто оффшорных зон является Доминика, к безусловному преимуществу этой юрисдикции можно отнести то, что она не входит в "черный список" ЦБ РФ»
Антиоффшорная Политика продолжит свою бурную деятельность. Многие оффшорные зоны под натиском мирового общественного мнения в лице ОЭСР и FATF, а также под давлением отдельных государств, прежде всего США, пересмотрит, подчас радикально,своё законодательство. Все это означает только одно. «Эпохе примитивного уклонения от налогов, а тем более отмывания капиталов при помощи "подпольных" оффшоров приходит конец. Он наступит не сразу, ведь помимо готовности оффшорных зон к сотрудничеству требуется еще достаточный уровень развития законодательства и административной практики, как их самих, так и налогооблагаемых стран, а также расширения сети международных договоров. (В частности, россия не имеет договоров об обмене информацией с большинством налоговых зон, а, не будучи членом ОЭСР, не имеет реальных возможностей настоять на их заключении.) И все же дело идет именно к этому — к сворачиванию "подпольного" оффшорного бизнеса».
Оффшорные компании сохранят свое значение как инструмент налогового планирования, но они будут использоваться в легальных схемах, допускаемых законодательствами стран, в которых ведется деятельность данной международной структуры.
Например, уже давно и вполне легально многие из крупнейших банков мира имеют свои отделения и дочерние банки в таких международных банковских центрах как Багамские острова или Джерси. То есть эти банки на совершенно законных основаниях переводят ту часть своего бизнеса, для которой это юридически возможно и экономически осмысленно, в оффшорную зону. Так, на Багамских островах действуют около 400 банков из 30 стран, общая сумма их активов составляет 200 млрд. долл. На Каймановых островах имеют лицензию около 600 банков, их общие.
таким образом, учитывая происходящие на рынке изменения, можно предположить, что в будущем будут наиболее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законодательства. Страны, сохранившие законода о регистрации оффшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться.
На текущем этапе развития оффшорных зон факторами успеха для оффшорной юрисдикции является: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности оффшорного сектора, использование доходов от регистрации оффшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств. В ближайшем будущем оффшорная индустрия будет выигрывать за счет конечных пользователей, нуждающихся в краткосрочном снижении расходов.
Существует большая вероятность, что компании, которые никогда не рассматривали налоговое планирование в целях сокращения затрат, в скором будущем поймут все привилегии оффшора и пересмотрят свое отношение к нему. Согласно публикациям InfoWorld, «до настоящего момента заключено на 5% больше оффшорных контрактов, чем в прошлом году, а общая стоимость оффшорных контрактов увеличилась на 19%. Многие специалисты полагают, что оффшорная модель, используемая в 20010 году, будет использована и в следующем году в связи с тем, что основное преимущество оффшора по-прежнему заключается в улучшении руководства процессами, снижении затрат и повышении производительности работы». Несмотря на то, что слухи о близящемся крахе оффшорной индустрии сильно преувеличены и не соответствуют реальному положению дел, природа оффшорного бизнеса наверняка претерпит значительных изменений. Ожидается, что покупатели оффшорных услуг станут более избирательными в поиске партнера, а сами компании, предоставляющие оффшорные услуги будут искать новые, более усовершенствованные способы увеличения прибыли через улучшение и модернизацию бизнес-процессов.
Что касается перспектив использования оффшоров в российской практике, то здесь на лицо следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией. Представляется, что данная тенденция будет развиваться и далее.
В итоге напрашивается закономерный вывод: пока существуют экономические противоречия, будут существовать и страны (или зоны в этих странах) с льготными налоговыми режимами по отношению к нерезидентам, но возможно они станут доступны не всем, а только среднему и крупному бизнесу.
Таким образом, среди перспектив развития оффшорного бизнеса стоит выделить следующие: постепенное перемещение центра оффшорных операций из Карибского бассейна и европейских стран в страны Юго-Восточной Азии (такие как Гонконг и Сингапур), сращение оффшорных и оншорных секторов благодаря либерализации налогообложения внутри собственных стран и ужесточения контроля за Деятельностью своих резидентов за рубежом. В результате уже имеющих место реформ национального законодательства, многие современные классические оффшоры в ближайшее время исчезнут. В будущем успех будут иметь те оффшорные юрисдикции, кто научится оценивать работать с новым типом клиентов: оценивающих риск и ценящих прозрачность и финансовую стабильность.
оффшорный бизнес налогообложение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оффшорный бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках международной группы компаний, часть подразделений которой расположена в странах, предоставляющих налоговые, валютные, инвестиционные и другие льготы при определенных условиях.
Автором подробно рассмотрены предоставляемые оффшорным компаниям льготы,основными видами которых являются: льготный режим налогообложения, минимальные требования к финансовой отчетности, соблюдение принципа строгой конфиденциальности, гарантия банковской и коммерческой тайн, таможенные льготы и другие.
Оффшорный бизнес строится на возможностях, предоставляемых оффшорными зонами. Оффшорной зоной считается страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистрировать компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации. В данной работе приведена классификация оффшорных зон, а также сравнительная характеристика некоторых из них.
Основной целью исследование было выявление современных тенденций оффшорного бизнеса. В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна. С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д
характерной тенденцией современного состояния оффшорных зон является их дифференциация по полям действия, ужесточение «антиоффшорной политики» и, как следствие пересмотр многими оффшорными зонами своего законодательства. В частности: снижается степень банковской тайны,повышается уровень прозрачности корпоративных структур, расширяется международный обмен налоговой информацией и т.д.
Тем не менее, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментом налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес.
Среди Перспектив развития оффшорного бизнеса можно выделить: сращение оффшорных и оншорных секторов, что определяется либерализацией налогообложения внутри собственных стран,постепенное перемещение центра оффшорных операций в страны Юго-Восточной Азии, а также ужесточениеконтроля за Деятельностью своих резидентов за рубежом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1.Налоговый кодекс РФ. Издательство: Эксмо, 2011
.Приказ от 13 ноября 2007 г. № 108н «об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»
.Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый Менеджмент Учебное пособие, М.: "Омега-Л"; 2007
.Евстигнеев Е Н. Налоги, налогообложение. Краткий курс. 6-е изд., СПб.: Питер, 2009
.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение 5-ое издание, М.: ИНФРА-М, 2006
.ПетровА.В., ТолокушкинА.В.Налоги и налогообложение.7-е изд., М.: ЮРАЙТ, 2008
.Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятель: учебное пособие, СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006
.Поляков В., Туник И. Офшоры: пособие по увеличению прибыли, СПб: Питер, 2008
.Современный экономический словарь. — 5-е издание, под.ред. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., М.: ИНФРА-М, 2006
.Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации // финансы и кредит. 2008. №22. С. 68-70
.Брюков В.В поисках налогового рая// национальный банковский журнал. 2007. № 8. С. 52-53
.Воронина А.М., Воронина Н.В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций// Финансы и кредит.2007. № 9. С. 56-61
.Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса// Финансы и кредит. 2006. № 13. С. 42-48
.Жуков А.А. Офшоры уходят из Европы. чтобы объявиться в Азии и Океании // Российская бизнес-газета.2008.№ 673. С. 24-46
.Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2007 году: основные новации// иностранный капитал в России. 2006. № 12. С.84-92
.Ковалев Д.А. Антиоффшорная борьба набирает обороты// консультант. 2008. №23. С. 18-21
.Сердинов Э.М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке// Банковское дело. 2009. № 10. С. 6-10
.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: #»justify»>.Интернет источник: HTTP://www.wikipedia.ru