Учебная работа. Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли
Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли
Нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности.
Во всех странах регулирование внешней торговли — основной формы
экономического сотрудничества между странами — осуществляется в той или
иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических,
социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и
развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния
народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей
стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной
инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на
нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель
внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого
22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.
В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или
отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы,
выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и
импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской
техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в
работе. такая торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме
опытных товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков
соответствующих товаров в целях определения цен на них по подписываемым
контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения.
В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения
торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах — «Континентал»,
«Каргил», «Дрейфус» (созданные еще в XIX веке) и другие, профессионально
ведущие внешнюю торговлю зерном. совместно с Минсельхозом США
(государством) и фермерами они обеспечивают эффективное функционирование
инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и импортом зерна. В годы,
когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже себестоимости у
фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно, поставленное ими на
экспорт.
В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях
выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта
товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или
иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского
хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству,
Министерство энергетики и Госдепартамент.
США — знаток и мастер экономического регулирования — находятся сейчас в
благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом
соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и
роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место, а
Россия — близкое ко второй сотне).
Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса,
разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем
распространившегося на другие страны, задели США немного. В России
негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки
экономических реформ.
В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и
направление внешнеэкономической деятель в интересах государства
ведется особенно отчетливо в японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии,
Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место
во всех странах.
В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах
общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным
источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы
нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего
народа, и определенный процент выручки от их экспорта систематически
отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается.
социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в
Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и
благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в
отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной
экономикой, основывающейся на монетаризме.
В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической
деятель по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли
было исключительным правом государства и его органов, а также
специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год
Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план,
на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.
В советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений,
специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими
лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе
Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим
образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный
опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же
совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.
С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений
в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных
товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках.
Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее
солидности имели первостепенное значение.
В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту
определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по
этому показателю. деятельность внешнеторговых объединений систематически
проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие
их, наказывались соответственно содеянному.
Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная
инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и
разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом
конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.
Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и
по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США,
которые в период «холодной войны» и до распада СССР ограничивали внешнюю
торговлю с советским Союзом.
Одним из примеров того, что государственная монополия — это не всегда
плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях,
около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть
урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных
количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на
мировом зерновом рынке.
сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на мировом рынке
резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой низкой цене,
существовавшей тогда на мировом рынке — 60 долларов за тонну, цена
подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.
В результате СССР по одной этой сделке сэкономил порядка 600 млн.
долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная цифра. И все
потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали фирмы,
с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще была
использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики
переговоров с руководством из единого центра.
Экспорт россии сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий
странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие
промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с
глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств,
наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации
внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта
этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.
На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина
экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены
колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии
часто задерживаются.
Однако в стране — в центре и регионах созданы не только новые солидные
компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей
инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди, не
компетентные в вопросах внешней торговли.
На Рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные
торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из
России), создаваемые «на один день», чтобы отхватить кусок и безнаказанно
уйти вовремя.
В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и
сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и
акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятель и
непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и
организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.
В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих
государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали
более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке,
притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной
стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм — экспортеров нефти не
допускается). естественно, это привело к большим потерям поступлений в
бюджет государства и нанесло урон отрасли.
В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от
топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется
государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала
мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны
было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.
При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней
торговле возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно
снижающих ее эффективность.
Государственной Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный законпредусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст.
12) и возможность введения государственной монополии на экспорт и импорт
некоторых товаров (ст. 17), но он не действует. необходимо непосредственно
в законе определить конкретно, на какие товары следует ввести
государственную монополию, и какие структуры будут осуществлять такие
операции.
Таможенная служба является частью системы федеральных органов
исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения
экономической безопасности РФ. созданы необходимые правовая база и
таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач,
поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством
россии. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением
Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-
1997 годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические
направления и конкретные задачи.
Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с
тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития
интеграционных процессов усиливается.
Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости
и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность
наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной (товароведческой)
экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных
товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должно стремиться
государство.
Участники внешнеэкономической деятельности нередко используют
манипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплаты
таможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставок
таможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая замена
произошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постоянно
занижались.
Практика показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей
регламентации контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют
принципы «свободы договора«, «свободы волеизъявления», в то же время для
таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется
наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых
контрактах. Эти сведения должны позволять применять методы определения
таможенной стоимости и таким образом ее контролировать. А для этого
обязательно, прежде всего, наличие условий поставки товара через таможенную
границу.
Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт
признается документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он
содержит следующие данные: подробные сведения о продавце и покупателе,
условия поставки (по «ИНКОТЕРМС-90»), перечень товаров с указанием цен за
единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из
условий сделки в контракте и в инвойсе) — условия их предоставления;
необходимые реквизиты контракта, подписи и печати. Важной характеристикой
контрактной цены товара могут служить сведения о его ассортименте,
качестве, условиях и сроках оплаты. При несоответствии предоставляемых
сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не признавать их в
качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.
Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно,
и в связи с использованием административных средств регулирования внешней
торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от
применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта.
Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров,
13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически
развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт
угля, Франция — на нефть и нефтепродукты, Австрия — на вино и мясные
консервы, Финляндия — на растительные масла, нефть и нефтепродукты.
Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная
Корея.
В свою очередь посредством лицензирования и «добровольного» ограничения
экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции
текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии,
станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили,
электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется
подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного
регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а
в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже
единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и
ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
Казалось бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора
товаров и прямым образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают
рыночный механизм. Но на практике этого обычно не происходит, ибо такие
инструменты применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы
товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения оперативных
задач и тем самым могут содействовать скорейшей нормализации
функционирования национального рынка.
внешняя торговля — очень выгодная отрасль, и сейчас для россии она имеет
особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими
государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во
внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей
криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней
торговли должно стать главнейшей задачей государства.
Литература.
1) Р. И. Хабулатов «Мировая экономика» Москва, «Инсан», 1994 г.
13.10.2000