Учебная работа. Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров

Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров

Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров

План

1.Основные принципы зарубежного прокьюремента

2.Преференции национальным поставщикам

.Организация государственных закупок на основе тендеров в различных странах

.Особенности тендерных процедур в проектах международных организаций

1. Основные принципы зарубежного прокьюремента

международный тендер прокьюремент закупка

Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. Обычно разделяются закупки за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти (канцтовары, оргтехника, транспорт и т. п.) и закупки в целях обеспечения функций государства (оборона, безопасность, здравоохранение и т. д.). В любом случае из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются товары (работы, услуги), закупаемые с целью их дальнейшей перепродажи.

Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. Существуют различные модели организации закупочной деятель. Доминируют две из них — распределенная (децентрализованная) и централизованная.

наиболее эффективным оказывается комбинирование моделей, когда, например, общее руководство закупочной деятельностью (разработка нормативно-правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики, в частности, путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся специализированными закупочными структурами (отделами). Именно такую структуру имеет система государственных закупок Великобритании.

Главная из проблем в современной зарубежной практике госзакупок — пресловутый «человеческий фактор», отражающийся в коррупции и недобросовестности. Речь идет уже не об эпизодическом подкупе чиновников, а срастании власти и бизнеса, вследствие которого наряду с конкурентными методами выбора поставщиков очень важную роль стало играть лоббирование.

Однако хорошо проработанная нормативная база и грамотное администрирование закупок вполне могут свести возможные потери эффективности к минимуму — лобби превращается лишь в один из факторов выбора, работающий в обстоятельствах «при прочих равных».

Следует отметить две важные тенденции в мировой закупочной практике. первая заключается в постепенной децентрализации проведения закупок, вторая — в смене приоритета закупок от достижения минимальной цены закупки к выбору максимально эффективного для заказчика решения в рамках установленного бюджета.

В зарубежной закупочной практике существует уже устоявшаяся система базовых принципов, которые включают в себя:

  • прозрачность (иногда называемая «транспарентностью», англ. transparency) — открытость и доступность информации о закупках;
  • подотчетность и соблюдение процедур (accountability and duprocess) — четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном, контроле;
  • открытая и эффективная конкуренция (open and effective competition) — недопущение дискриминации;
  • справедливость (fairness) — равные возможности для всех участников закупок.
  • Эти принципы лежат в основе регламентирующего закупки законодательства многих стран. Они нашли закрепление в ряде международных документов, в частности в уже упоминавшемся Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках ВТО, и являются основными принципами прокьюремента.
  • 2. Преференции национальным поставщикам
  • Один из фундаментальных законов мировой экономики гласит, что потери национальных потребителей от протекционистской политики всегда выше, чем выгоды национальных производителей. однако некоторые страны, рассчитывая поддержать собственную промышленность, предоставляют различного рода преференции местным поставщикам и подрядчикам при госзакупках. Стоит отметить, что эта практика постепенно сокращается, во многом благодаря деятельности международных организаций, таких, как ВТО. Но полностью отойдут от нее, по всей видимости, еще не скоро.
  • В ряде стран осуществляется государственное регулирование международных тендерных процедур с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм.
  • Во многих развивающихся и промышленно развитых странах законодательно закреплено Право местных фирм на приоритет в уровне цен, т.е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местной фирме даже в том случае, если цена ее предложения выше цены предложения других иностранных участников. Ценовая маржа в пользу местных фирм может составлять от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия) и даже выше. В ряде стран не допускаются к торгам те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам. иногда иностранным подрядчикам запрещается ввозить оборудование и материалы, выпуск которых освоен местной промышленностью, введено правило тройного превышения числа местного персонала над иностранным для подрядных объектов, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам. В некоторых странах часть госзаказа резервируется для определенных категорий поставщиков, например, малого бизнеса, организаций инвалидов, учреждений пенитенциарной системы и т.д. Крупные контракты умышленно разбиваются на более мелкие для облегчения доступа национальным производителям. Во многих государствах участие зарубежных компаний в тендерах возможно только через местных агентов или партнеров (Египет, Оман). Для преодоления таких ограничений и повышения возможности выигрыша заказов иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм.
  • Наблюдается тенденция расширения прав организаторов торгов, которые дополняют усилия государств по стимулированию деятельности национальных производителей и повышению эффективности инвестиций. Так, например, широко применяется практика повторных торгов с целью снижения цены. Наряду с ценовой политикой тендерные комитеты при проведении подрядных торгов стали все шире использовать в интересах заказчиков «конкуренцию кредитов», позволяющую принуждать участников тендера принимать на себя обязательства по участию в кредитовании и даже финансировании расходов по сооружению объектов. нередко кредитно-финансовые условия тендерных предложений являются решающим критерием при определении победителя торгов. В современных условиях все чаще стали использоваться менее явные способы ограничений, такие как таможенные пошлины и нетарифные меры (стандарты, сертификаты, лицензии и т.д.).
  • Таким образом, можно отметить, что большинство стран используют различные способы ограничения доступа на свои рынки иностранных конкурентов. Однако, как исключение, можно привести Германию, законода которой запрещает оказывать предпочтение национальным участникам.
  • 3. Организация государственных закупок на основе тендеров в различных странах
  • Соединенные Штаты Америки. В целом система закупок на национальные нужды в Соединенных Штатах Америки децентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды (обеспечение деятель госаппарата и т. п.) очень напоминают, как ни странно, систему Госснаба, существовавшую в советские времена.
  • В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Управления общих услуг (General Services Administration, GSA). GSA организует на основе заявок министерств и ведомств крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь — тендеры. далее закупленные товары хранятся на складах GSA и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, используемого для обеспечения жизнедеятельности GSA.
  • Закупка на нужды национальной обороны осуществляет Министерство обороны (Department of Defense) США. специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами.
  • Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют «Правила закупок для федеральных нужд" (Federal Acquisition Regulations, FAR) и дополнение «Правила закупок для нужд обороны — дополнение» (Defense Federal Acquisition Regulations — Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур,
  • В США используется достаточно мощный механизм преференций и квот для участия отдельных категорий поставщиков в госзакупках, включая:
  • малый бизнес;
  • предприятия, возглавляемые женщинами;
  • предприятия с сотрудниками — представителями национальных меньшинств (в первую очередь — коренного населения);
  • бизнес с привлечением инвестиций;
  • учреждения исправительной системы (тюрьмы и т. п,).
  • Великобритания. Главным координатором госзакупок в Великобритании является Государственное казначейство. В основе закупочной системы лежит принцип делегирования полномочий и функций, вплоть до уровня конкретного чиновника.
  • Сами закупки входят в прерогативу отраслевых министерств, причем действуют и специализированные «отраслевые» закупочные службы. В каждом министерстве существует департамент контрактной работы.
  • например, Служба обеспечения национальной системы здравоохранения (National Health Service Supplies) обеспечивает закупки и поставки для медицинских учреждений всех уровней (до уровня сельских больниц включительно) всех видов необходимых товаров и услуг, от медицинского оборудования до бытового газа и электроэнергии.
  • С одной стороны, это позволяет избежать излишних расходов на содержание специалиста по закупкам в каждом из учреждений, с другой — сэкономить бюджетные средства за счет проведения конкурсов и оптовых поставок.
  • Законодательной основой британских госзакупок служат «Руководства по закупочной политике» (Procurement Policy Guidelines), а также ряд других документов.
  • Германия. Спецификой госзакупок в Германии является минимальное разделение правил проведения закупок государством и коммерческими структурами на основе гражданского законодательства. Федеральные, региональные и местные органы власти, а также подчиненные им учреждения и организации руководствуются в своей деятельности бюджетным правом.
  • Контрольная функция при проведении закупок возложена на Федеральную счетную палату и соответствующие контрольно-ревизионные органы федеральных земель.
  • В основе системы государственных закупок в Германии лежат три основных нормативных документа:
  • «Положение о госзаказе на услуги» (VOL), части «А» и «Б» в ред. от 12 мая 1997 г.;
  • «Положение о госзаказе на строительные услуги» (VOB), части «А» и «Б» в ред. от 3 июля 1996 г. (а также законбюджета"» и «Положение о размещении госзаказов» в ред. от 22 февраля 1994 г. и «порядок проверки исполнения бюджета» в ред. от 22 февраля 1994 г.);♦«Положение о госзаказе на услуги лиц свободных профессий» (VOF) от 12 мая 1997 г.
  • Госзаказы размещаются на основе открытого (преимущественно) или закрытого конкурса, а в исключительных случаях и без объявления конкурса. При этом процедуры несколько отличаются от привычных: например, на вскрытии тендерных предложений участники конкурса не присутствуют.
  • Для привлечения к госзакупкам малого и среднего бизнеса немецкое законодательство предусматривает разбиение крупных заказов на лоты, а при бесконкурсном размещении заказов — обязательную ротацию поставщиков.
  • Начиная с определенного объема закупки обязательна публикация извещения о проведении конкурса в бюллетене закупок ЕС.
  • интересно, что немецкое законодательство запрещает оказывать предпочтение отечественным оферентам.
  • Европейское сообщество. Рынок государственных закупок в Европейском сообществе (ЕС) составляет порядка 11% ВВП входящих в него стран, из которых 20 % приходится на услуги, 45 % — на товары, 35 % — на работы.
  • ЕС ставит перед собой целью создание единого экономического пространства, регулируемого общими правилами, в том числе и в области государственных закупок. Они регламентируются посредством Директив, определяющих правила и процедуры закупки товаров, работ и услуг, в число которых входят:
  • закупка товаров — The Supplies Directive 93/36/EEC;
  • закупка услуг — The Services Directive 92/50/EEC;
  • закупка работ — The Works Directive 93/37/EEC;
  • соглашение о государственных закупках — Government Procu rement Agreement (GPА) и ряд других (97/52/ЕС, 89/665/ЕЕС, 87/95/ЕЕС).
  • В основе этих директив лежат принципы:
  • равного доступа к информации о планируемой закупке во всех странах — членах ЕС;
  • отсутствия дискриминации в отношении участников из стран — членов Союза, в том числе в технических спецификациях;
  • ♦использования объективных критериев присуждения контракта. Постепенно национальное законода стран-членов Союза приводится в соответствие с положениями данных документов.
  • Правила закупок в ЕС во многом схожи с рекомендуемыми международными документами, такими, как типовой законнекоторые важные отличия, которые, в частности, касаются набора применяемых при закупках процедур.
  • Несмотря на многолетний опыт проведения государственных закупок, в Западной Европе периодически встречаются различные нарушения. Так, в июле 2002 г. Европейская комиссия была вынуждена обратиться в Европейский суд (Court of Justice) в связи с выявлением отступлений от закупочных правил в Греции, Франции, Италии и великобритании. Среди нарушений — проведение конкурсов без публикации приглашения в официальном издании (Греция), присуждение контракта без проведения конкурса (Греция, Италия), неоправданные ограничения или преференции для определенных категорий участников (Франция), неиспользование законодательства по госзакупкам полугосударственными предприятиями (великобритания).
  • А в феврале 2003 г. по обвинению в коррупции были арестованы 30 высокопоставленных чиновников итальянского правительственного агентства Anas, которое занимается организацией конкурсов по распределению правительственных и муниципальных строительных подрядов. Двое из задержанных попались на месте преступления — в момент, когда получали деньги от представителей строительных фирм, выигравших с их помощью тендер на постройку автотрассы в провинции Ломбардия на севере страны.
  • Украина. Проведение закупок товаров, работ и услуг на государственные нужды в Украине регламентируется законом «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» № 1490-Ш от 22 февраля 2000 г., постановлениями кабинета министров Украины и приказами Министерства экономики.
  • Интересным моментом является возможность сокращения срока проведения торгов. Обычно он устанавливается в пределах 45 календарных дней со дня опубликования объявления о проведении торгов. В некоторых случаях данный срок может быть уменьшен до 15 дней.
  • Украинское законода предусматривает преференции национальным поставщикам — 10 % (если цена предложения не превышает 200 тыс. евро для товаров, 300 тыс. евро — для услуг и 4 млн. евро — для работ). особые льготы применяются для Украинского общества слепых и глухих, Союза организаций инвалидов и предприятий пенитенциарной системы (колонии и т. п.) — 15% независимо от цены предложения.
  • Отдельные примеры: Аргентина и Восточная Европа. Система государственных закупок в Аргентине максимально направлена на защиту интересов национальных поставщиков — регламент проведения тендеров предусматривает уровень преференций в 5-10%.
  • Еще одной важной особенностью является высокая стоимость конкурсной документации (от 1000 до 2000 долл. США). При этом любой заинтересованный поставщик имеет право бесплатно предварительно ознакомиться с ней.
  • Объявление о тендере публикуется в официальных СМИ на испанском языке за 30-60 дней до его проведения.
  • достаточно активно внедряются принципы государственных закупок, выработанные мировым сообществом, и в практику восточноевропейских стран, а также государств, возникших на постсоветском пространстве.
  • Организационная структура государственных закупок в этих странах во многом схожа: закупки осуществляют министерства и ведомства, на одно из которых возложены координирующие и контролирующие функции. Законодательную базу составляет законинформация о закупках распространяется через специальное национальное издание.
  • россия. Доля государственных закупок в Российской Федерации составляет около 40 % расходной части бюджета.
  • Конкурсные механизмы, наиболее эффективные как раз при крупных закупках, позволяют не только снизить стоимость необходимой заказчику продукции, но и повысить прозрачность и подконтрольность закупочного процесса и, как следствие, снизить уровень коррупции. Последняя задача в российских условиях, к сожалению, весьма актуальна. По разным оценкам, от 70 до 90 % государственных закупок осуществляются с различного рода нарушениями. Справедливости ради отметим, что далеко не все нарушения — следствие злого умысла закупщиков, иногда противоречивые требования различных законодательных актов выполнить практически невозможно.
  • Система государственных закупок в России до сих пор находится в стадии формирования. Противоречивость, а зачастую и отсутствие нормативно-правового регулирования, недостаточная квалификация специалистов, ответственных за проведение закупок, высокий уровень коррупции — все эти обстоятельства снижают эффективность проводимых закупок и служат источником недоверия к ним со стороны поставщиков. Однако позитивные сдвиги налицо: доля объективно проводимых закупок медленно, но верно растет.
  • По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, снижение расходов бюджетных средств за счет использования конкурентных способов закупок в 2003 г. составляет 42 млрд. руб. (8,6 %).
  • Основой законодательного регулирования системы государственных закупок являются:
  • Конституция РФ;
  • гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Федеральный законтоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (закон ноит дискриминационный характер, ограничивая участие в торгах всех субъектов сферы обращения и иностранных компаний);
  • Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению кор рупции и сокращению бюджетных расходов при организации за купки продукции для государственных нужд».

Существует ряд федеральных законов и десятки нормативно-правовых актов министерств и ведомств (приложение 6), а также весьма разношерстное региональное законода. Сразу отметим, что действует достаточно четкая иерархия их применения, и в случае, если нижестоящий по иерархической лестнице противоречит вышестоящему, применять следует регулирование, предлагаемое вышестоящим.

. Особенности тендерных процедур в проектах международных организаций

Основными между народными организациями, которые финансируют процедуры закупок в различных странах, являются Всемирный банк и Европейский Закупки по проектам всемирного банка. Ежегодно Всемирный банк выделяет порядка 20-25 млрд. долл. на различные проекты по всему миру. Большая часть этих средств расходуется на закупку товаров, консультационных услуг и строительных работ. Для достижения целей проектов в год заключается порядка 40 тыс. контрактов с коммерческими структурами. Причем суммы контрактов варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков миллионов долларов.

Вне зависимости от страны реализации проекта способы и правила проведения закупок по проектам всемирного банка остаются неизменными и достаточно четко регламентированными на основе конкурсных процедур, изложенных в соответствующих нормативных и методических документах, например, для Всемирного банка — в руководствах по закупкам: «руководство. Закупки по займам МБРР и кредитам MAP» и «руководство. Использование консультантов заемщиками Всемирного банка и всемирным банком как исполнительным органом».

МКТ по сложным проектам могут проводиться с предварительным квалификационным отбором, а также с использованием двухэтапной процедуры.

Для проектов МБРР, предусматривающих закупки на основе МКТ (а таких проектов — подавляющее большинство), в бюллетене «Development Business» ежегодно публикуется Общее извещение о закупках (General Procurement Notes).

Такое извещение содержит информацию о заемщике (или потенциальном заемщике), сумме и цели займа, объемах закупок в рамках МКТ, наименование и адрес учреждения заемщика, ответственного за закупки.

первый этап закупки — подготовка тендерной документации, обычно остается «незаметным» для поставщика. Тендерный пакет проходит согласование во всемирном банке. Только после получения «невозражения» Банка возможна публикация приглашения к торгам.

Документы для торгов содержат всю необходимую для подготовки конкурсного предложения информацию. Как правило, тендерный пакет включает в себя:

§приглашение к участию в торгах;

§инструкции для участников торгов;

§форму тендерного предложения;

§форму контракта;

§общие и специальные условия контракта;

§спецификации и чертежи;

§перечень товаров или объемов работ;

§сроки поставки и график завершения работ;

§приложения (например, различные виды обеспечения тендерного предложения).

критерии оценки предложений и определения победителей обычно довольно четко изложены в инструкциях для участников торгов и технических условиях. Плата за предоставление тендерной документации предусматривает покрытие только стоимости подготовки и доставки документов потенциальным участникам торгов, но не ее разработки.

Для подготовки тендерного пакета используются типовые документы для конкурсных торгов, в которые возможно внесение минимальных изменений, причем строго по согласованию с Банком. Следует отметить, что подобные изменения вносятся только в приложения, содержащие технические условия тендера, или в специальные условия контракта. Внесение изменений в другие документы запрещено.

В соответствии с руководством по закупкам в тендерной документации указываются все критерии, помимо цены, которые будут учитываться при оценке предложений, а также методы оценки этих критериев в количественном или ином выражении.

Если допускается подача альтернативных предложений, условия их приемлемости и методы оценки четко и однозначно прописываются в тендерной документации.

Государственные предприятия могут принимать участие в торгах только в том случае, если они могут доказать, что обладают юридической и финансовой независимостью и осуществляют свою деятельность в рамках коммерческого права.

К участию в конкурсе не допускаются также фирмы, внесенные Банком в «черный список» за недобросовестность или коррупцию. Обычно фирмы «дисквалифицируются» на несколько лет (в среднем — пять) или «пожизненно». Со списком «дисквалифицированных фирм» можно ознакомиться в Интернете на сайте Всемирного банка по адресу: #»justify»>Также к участию в тендерах не допускаются фирмы из стран, не являющихся членами Банка, а также подпадающих под санкции Совета безопасности ООН.

Закупки по проектам Европейского банка реконструкции и развития. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, ориентированная на помощь странам Восточной Европы и СНГ.

ЕБРР, в отличие от всемирного банка, не устанавливает каких-либо ограничений на приобретение товаров и услуг из стран, не являющихся членами Банка. Исключение составляют компании, уличенные в коррупции или мошенничестве, а также фирмы из стран, подпадающих под действие санкций, введенных Советом безопасности ООН (например, Северной Кореи).

Правила проведения закупок по проектам ЕБРР изложены в документе «Принципы и правила закупок товаров и услуг для проектов, финансируемых Европейским банком реконструкции и развития», состоящем из пяти разделов и приложения:

1.введение (кратко описывает политику Банка в области закупок);

2.принципы и соображения (применяются ко всем операция Банка);

.правила закупок товаров и услуг для операций в государственном секторе (определяют закупки по проектам, реализуемым Банком в госсекторе: основной способ закупок — открытые конкурсные торги);

.правила закупок товаров и услуг для операций в частном секторе (рекомендации для закупок по проектам в частном секторе — конкурсные торги при закупках рекомендуются, но не обязательны);

.закупки услуг консультантов;

.приложение. Контроль Банка за решениями по закупке товаров

.и услуг (кратко описан механизм контроля со стороны Банка).

По сравнению с руководствами по закупкам всемирного банка и даже российским законодательством о госзакупках данный документ выглядит довольно общим, без особых подробностей описывающим механизм проведения закупок. В то же время принципы организации закупок по ключевым моментам мало отличаются от принципов Всемирного банка.

Учебная работа. Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров