Учебная работа. Мировой финансовый кризис 2008 года
Мировой финансовый кризис 2008 года
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Новосибирский
государственный педагогический университет
Институт
физико-математического и информационно-экономического образования
Кафедра
«Математические методы в экономике»
Курсовая
работа
Мировой
финансовый кризис 2008 года
Выполнила:
студентка III курса
Хрусталева
Анна Александровна
Специальность:
061800 —
математические
методы в экономике
Форма
обучения: очная
Научный
руководитель:
__________________
Косолап Г.А.,
старший
преподаватель кафедры ММЭ
«
___ » _______________ 20 __ г.
Новосибирск
— 2010г.
Оглавление
Введение
Глава
I. Теория
экономических кризисов
1.1 понятие
и фазы экономического цикла
1.2 Понятие,
причины возникновения и виды экономических кризисов
.3 Антикризисная
(антициклическая) Политика
Глава
II. Мировой
финансовый кризис 2008 года
.1.
Истоки, причины и особенности кризиса
.2.
Финансовый кризис в россии
.3.
Антикризисные меры правительства России: основные задачи
.4.
Положительные и отрицательные последствия кризиса
Заключение
список
использованных источников
Введение
Кризис, начавшийся с финансовых потрясений в
США, стал к концу 2008 г. общемировым и сегодня осуществляет проверку на
прочность экономических моделей, которые сложились в различных странах в
последние 10 лет. И нашу страну кризис не обошел стороной. упали темпы роста
экономики, тысячи людей попали под сокращение, пострадали автомобильная,
металлургическая, горнодобывающая отрасли, строительство… программы.
Этот мировой финансовый кризис является главным
событием последних двух лет по причине того, что имеет свои особенности,
отличающие его от кризисов прошлых времен.
Кризис в экономике чреват полной разрухой и
деградацией. поэтому требуется полный и глубокий анализ этого явления.
Всестороннее исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту
болезненную фазу в развитии общественного производства и принять правильные и
эффективные меры по устранению потерь и сокращению ее продолжительности, найти
наиболее радикальные пути выхода для дальнейшего поднятия экономики, уметь
строить прогнозы экономического развития на будущий период — это и является
основой выполняемой работы.
Целью курсовой работы является анализ мирового
финансового кризиса 2008 года.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1) ознакомиться с теорией экономических
кризисов;
2) выяснить особенности и последствия
финансового кризиса 2008 года;
) выявить направления и оценить
эффективность антикризисных мер;
) проанализировать динамику основных
макроэкономических показателей России;
) определить последствия кризиса.
Объектом исследования в курсовой работе является
сам экономический кризис, как макроэкономическое явление, а предметом —
динамика основных макроэкономических показателей России.
Глава I.
Теория экономических кризисов
1.1 понятие и фазы
экономического цикла
Экономике свойственны два состояния:
· состояние равновесия, когда общественное
производство и общественное потребление (на рынке соответственно — предложение
и Спрос) в достаточной мере сбалансированы. Тогда экономический рост идет по
прямой траектории (выпуск продукции увеличивается пропорционально росту
производственных факторов);
· состояние неравновесия
(несбалансированности производства и потребления в общественном масштабе).
Тогда нарушаются нормальные связи и пропорции в экономике, и наступает ее
кризисное состояние.
В реальной жизни макроэкономическое равновесие
наблюдается редко, так как существует множество причин, нарушающих это
равновесие.
Неравновесие проявляется в том, что от
стабильного состояния отклоняются важнейшие параметры экономики ─ объем
производства, уровень цен, занятость трудоспособного населения, норма прибыли,
норма процента и другое. Когда такие отклонения от положения равновесия
достигают наибольших количественных значений, то экономический рост временно
резко прерывается противоположным процессом — кризисом.
Причины нарушения равновесия объясняет теория
экономического цикла.
Цикличность представляется всеобщей формой и
нормой развития рыночной экономики и выражает постоянно повторяющиеся нарушения
экономического равновесия. указанные нарушения равновесия — это повторяющиеся
регулярно, в определенные промежутки времени подъемы и спады экономической и
деловой активности при общей тенденции экономики к росту. Таким образом,
экономический цикл представляет собой периодические колебания общей
экономической активности и состоит из нескольких фаз (см. рис. 1).
рисунок 1. Фазы экономического цикла
(I
— фаза кризиса; II
— фаза депрессии; 3 — фаза оживления; 4 — фаза подъема)
каждая фаза промышленного цикла создает условия
и предпосылки, необходимые для перехода к следующей фазе.
Кризис (рецессия) связан с падением величины
ВВП, что приводит к сокращению реальной занятости в народном хозяйстве.
увеличивается количество вынужденно безработных. Общественная
производительность труда снижается. Закрываются фабрики и заводы. Происходит
сжатие совокупного спроса, прежде всего за счет потребительского спроса. Это
приводит к росту социальной напряженности в обществе. Возникает угроза для
выполнения государством функции обеспечения нормальных условий функционирования
экономических субъектов.
Депрессия. Для нее характерно «замораживание»
экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса.
Производство стоит на месте. Доходы граждан не растут, их покупательная
способность остается на низком уровне. Эта фаза носит продолжительный характер,
иногда бывает самой длительной по времени. Однако на данной стадии начинается
процесс обновления основного капитала в результате определенного роста
инвестиций. Сохраняется угроза социальной нестабильности в обществе.
Оживление. В результате начала процесса
обновления основного капитала происходит медленное возрастание объемов
производства ВВП, сначала за счет инвестиционных товаров, а затем, в связи с
ростом доходов потребителей. Возникает эффект мультиплицирования совокупного
спроса. Занятость растет. Увеличивается общественная производительность труда.
Размер ВВП достигает докризисного максимума. Начинается фаза подъема.
На стадии подъема мультипликационный эффект
проявляется максимальным образом. Растет производство товаров и услуг.
Создаются в большом количестве новые рабочие места. Увеличивается
производительность общественного труда. Резко сокращается безработица,
фактически до уровня добровольной. Национальная экономика достигает
равновесного состояния. ВВП продолжает расти, так как мгновенно прервать
мультиплицирование (самовозрастание) совокупного спроса невозможно. Возникает
избыточная занятость. Нарушается соответствие между совокупным спросом и
реальным ВВП. Происходит затухание темпов экономического роста. Экономика приближается
к фазе кризиса (спада ВВП). Цикл завершился.
Таким образом, из выше сказанного можно выделить
следующие основные причины нарушения равновесия экономического развития:
1. Противоречие между производством и
потреблением. Капитал стремится к безграничному расширению, чему способствует
снижение издержек на производство единицы товара, в целом — рост
производительности труда. Все эти факторы в совместном, увязанном действии
имеют кумулятивный эффект в расширении производства. Потребление тоже
расширяется, возрастает, и достаточно интенсивно, однако его рост совершенно
объективно отстает от роста производства, а в итоге наступает момент, когда
масса производственных продуктов не поглощается потреблением. Отсюда образуется
перепроизводство товаров.
2. Противоречие между жесткой организацией
производства на отдельных капиталистических предприятиях и нерегулируемым,
стихийным действием рыночной системы в целом.
3. Физический срок службы основного
капитала. каждые 7-8 лет основной капитал обновляется. технический прогресс
неостановим, постоянен. Следовательно, в указанные сроки основной капитал
физически, а особенно морально, устаревает, и его необходимо заменять. Замена
средств производства как раз и совпадает с фазой оживления в производстве.
именно эта причина — периодическое обновление капитала — и задает временный
параметр экономического цикла.
4. Разность во времени кругооборотов
капиталов в разных отраслях и взаимосвязь этих кругооборотов. часто эффективный
кругооборот капитала в одной отрасли служит предпосылкой и условием
осуществления кругооборота в другой отрасли. Следовательно, заминка в
кругообороте одного капитала или его остановка автоматически означает возникновение
кризисной ситуации для другого капитала, в другой отрасли.
. Продажа товаров и услуг в . По
определенным причинам массовые неплатежи могут с большой вероятностью
спровоцировать экономический кризис.
. Рост военных расходов: милитаризация
экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей
производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка.
Особенно пагубно милитаризация влияет на экономику как стимулятор инфляции,
обесценивающей все денежные накопления населения, следовательно, уменьшающей
капитальные вложения в экономику.
Перечисляя причины цикличности капиталистической
экономики, нельзя делать упор на какую-то одну из них. Конечно, они не
равнозначны, но, тем не менее, природу циклов и кризисов способны объяснить
только все вместе. При этом значение той или иной может оказаться более весомым
сегодня, при данном кризисе, в следующий раз на острие циклического развития
может оказаться другая причина.
1.2 понятие, причины возникновения и виды
экономических кризисов
основной, наиболее сокрушительной и критической
фазой промышленного цикла является кризис, служащий исходным пунктом для
следующих за ним фаз цикла.
Экономический кризис ─ это значительное
нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и
разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в
конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в
целом. Таким образом, экономический кризис ─ это дисбаланс спроса и
предложения внутри страны на товары и услуги.
Экономический кризис, возникающий в результате
перепроизводства товаров, носит название кризиса перепроизводства. Для него
характерен разрыв между производством и возможностями потребления, когда
Производство опережает платежеспособный спрос. В результате часть товаров
остается нереализованной, в то время как общество затратило на их производство
определенные ресурсы.
Кризис недопроизводства возникает в случае,
когда платежеспособный спрос обгоняет производство. Данный вид кризиса,
обесценивая основной капитал, создает условия для обновления производства на
новой технической базе, позволяющей сократить издержки производства,
восстановить докризисный уровень и даже превзойти его.
Экономические кризисы проявляются в абсолютном
падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы,
увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других
экономических потрясениях.
причиной экономических кризисов является
основное противоречие капитализма между общественным характером производства и
частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Разделение труда,
специализация производства, кооперирование в промышленности связывают
капиталистические предприятия в единый хозяйственный механизм, для нормального
функционирования которого необходимо соблюдение в масштабе всей экономики
определенных пропорций между отраслями, производством средств производства и
производством предметов потребления, между накоплением капитала и потреблением.
Но господство частной собственности, порождаемые ею анархия производства,
жестокая конкуренция, эксплуатация труда капиталом приводят к постоянному
нарушению пропорций воспроизводства. Некоторые из этих нарушений устраняются
спонтанно, другие усиливаются и накапливаются.
В системе возникающих в ходе экономического развития
диспропорций воспроизводства всегда имеет место нарушение пропорций между
накоплением капитала и потреблением. Стремление капитала к самовозрастанию,
погоня за прибылью обеспечиваются за счёт замедленного роста (а иногда даже
сокращения) доходов и потребления трудящихся. Возникающее отсюда противоречие
между производством и потреблением накапливается, доходит до взрывной точки и
становится, как правило, непосредственной причиной экономического кризиса,
который завершает один капиталистический цикл и расчищает почву для следующего
путём выправления нарушенных пропорций между накоплением капитала и
потреблением, производством средств производства и производством предметов
потребления. Экономический кризис резко обостряют классовые противоречия,
поскольку вся тяжесть приносимых ими бедствий падает главным образом на плечи
трудящихся. Это вызывает усиление классовой борьбы, в ходе которой растет
самосознание рабочего класса, его организованность и сплочённость.
Экономические кризисы приводят к огромным хозяйственным
потерям для общества, поскольку во время них простаивает значительная часть
производственного аппарата, и теряют работу сотни тысяч и даже миллионы
трудящихся.
Наряду с циклическими в рыночной экономике
возникают также частичные кризисы, охватывающие не всю, а какую-либо локальную
сферу экономической деятель (таковы, например, кризисы в сфере денежного
обращения и кредита).
Структурный кризис возникает как результат
диспропорций развития между отдельными отраслями экономики. Как правило, эти кризисы
более длительные по времени и изменяют общую картину циклического развития. К
возникновению структурного кризиса могут привести: распад экономической
системы, политическая нестабильность (региональные конфликты), изменения рынков
сырья. Структурный кризис может проявиться в виде энергетического кризиса,
продовольственного, сырьевого и экологического.
Мировой финансовый кризис (global economic
crisis) ─ устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную
финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы
над другими системами.
Разница между финансовым и экономическим
кризисом заключается в том, что первый является причиной второго. При этом
экономический кризис не всегда возникает из-за финансового кризиса.
Глобальный финансовый кризис проявляется в росте
цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест, как в
коммерческих, так и в государственных организациях, в отсутствии стабильности и
потере веры в будущее. причем причины происходящих перемен различны в различных
странах.
Сроки наступления, глубина и продолжительность
кризисов зависят, прежде всего, от степени нарушений основных пропорций
воспроизводства во время экономических подъёмов. Но, кроме того, они способны
самогенерироваться, поскольку в ходе их происходит обычно падение покупательной
способности трудящихся (из-за роста безработицы и сокращения рабочего времени),
что ещё больше осложняет условия реализации товаров и препятствует
восстановлению временного равновесия между накоплением капитала и потреблением.
Хотя причина экономического кризиса единая,
каждый кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными
историческими условиями, в которых он развивается. На его течении сказываются и
особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс
экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в
момент развёртывания кризиса.
1.3 Антикризисная
(антициклическая) политика
Регулярность повторения циклов, их
дестабилизирующее воздействие на экономику в целом определили необходимость
государственного антициклического регулирования.
Антикризисная (антициклическая) политика
представляет собой определенный набор инструментов, который регулирующие
субъекты используют для ослабления негативных последствий для национальной
экономики и циклического характера ее развития.
Антикризисная Политика ставит перед государством
и Центральным банком задачи смягчения угроз нарушения социальной стабильности в
фазе кризиса и резкий (более глубокий) спад производства в случае
неконтролируемого и быстрого подъема. Преодоление их не представляется
возможным, так как цикличность обуславливается объективными факторами, которые
не исчезают в ходе экономического развития. Следовательно, для достижения целей
макроэкономической политики необходимо:
. Смягчить (ослабить) падение производства в
фазе кризиса.
. Сдержать рост производства в фазе подъема.
Графически направления антициклической политики
показаны на рисунке 2.
рисунок 2. 1 — смягчение падения производства в
фазе кризиса; 2 — сдерживании роста ВВП в фазе подъема
К конкретным инструментам проведения
антикризисной политики относятся фискальные и денежные импульсы (регулирование
совокупного спроса), а также действия, приводящие непосредственно к
корректировке производственных программ предпринимателями (регулирование
совокупного предложения).
Рассмотрим подробнее, какие действия и как
необходимо предпринимать в фазе кризиса для смягчения спада ВВП.
Это рост государственных расходов, снижение
ставок налогов, возрастание денежного предложения, сокращение ставки процента
Центрального банка, а также действия, формирующие позитивные ожидания у
производителей (изменение режима экономической политики, создание условий роста
равновесного ВВП, снижение налогов на предпринимателей и прочее).
Соответственно, в фазе подъема применяются
противоположные фискальные и денежные импульсы, которые сдерживают рост ВВП ─
это сокращение размеров государственных расходов, увеличение ставок налогов,
меры по подавлению роста денежного предложения, возрастание ставки процента
Центрального банка. Проведение макроэкономического регулирования в любой форме
в качестве «побочного эффекта» создает определенные угрозы национальной
экономике, что требует учета меры использования тех или иных регулирующих
импульсов.
В фазе кризиса одновременное использование
импульсов роста государственных расходов и снижения ставок налогов создает
угрозу роста дефицита бюджета и выхода его из под контроля. А одновременный
рост денежного предложения и снижение ставки процента Центрального банка ведут
к угрозе обесценения денег (инфляции), которая может стать фактором разрушения
национальной экономики. Аналогично в фазе подъема сокращение государственных
расходов и рост налоговых ставок могут привести к профициту бюджета, а
подавление денежного предложения и увеличение ставки процента Центрального
банка — к дефляции, которая становится фактором дополнительного подавления
производства (следующий за подъемом спад может не смягчиться, а усилиться, становится
неконтролируемым).
В антициклической политике огромная роль
принадлежит фактору времени. Фактически успешность данной политики определяется
тем, на сколько в результате действий регулирующих субъектов сократилась
амплитуда колебаний величины ВВП от максимального до минимального значения в
рамках одного цикла. «Платой» за это обычно становится «растяжение» цикла во
времени. Графически это показано на рисунке 3.
рисунок 3. 1 — амплитуда колебания ВВП в
нерегулируемом цикле; 2 — амплитуда колебания ВВП в регулируемом цикле (при
проведении антициклической политики)
Еще одним важным обстоятельством рассматриваемой
политики является дилемма И-безработица при осуществлении конкретных
народохозяйственных действий по регулированию цикла.
При смягчении кризиса применяются методы,
которые, с одной стороны, ведут к росту другой стороны, к снижению
безработицы (рост государственных расходов, снижение ставок налогов сказываются
в конечном итоге на динамике ВВП).
Таким образом, принимая решения об использовании
определенных инструментов антициклической политики, субъекты регулирования
должны знать ответ на вопрос дилеммы инфляция-Безработица.
Обычно это удается, используя опросы
общественного мнения. В частности, такого рода вопросы существуют в США и
некоторых западноевропейских странах. Полученное в результате знание резко
повышает вероятность принятия эффективных макроэкономических решений по поводу
регулирования народохозяйственного цикла.
однако какие бы усилия ни прилагало использовало, преодолеть цикличность экономического
развития невозможно. Можно только смягчить, ослабить, в известной степени
нейтрализовать отдельные негативные проявления циклов.
Глава II.
Мировой финансовый кризис 2008 года
.1 Истоки, причины и особенности кризиса
Мировой финансовый кризис 2008 года ─
экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных
экономических показателей (ВВП, объем производства, Инвестиции, инфляция,
валютный курс и т.д.) в большинстве стран. Предшественником финансового кризиса
2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006
году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в
кризис высокорисковых ипотечных кредитов. довольно быстро проблемы с
кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. постепенно кризис из ипотечного стал
трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года
кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном
снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Для того чтобы понять причины мирового кризиса
2008 года необходимо разобраться в его особенностях.
Кризис 2008 года, как и кризисы минувших лет,
возник в финансовой сфере, а если конкретней, то корни его лежат исключительно
на фондовом рынке, и именно по этой причине реальная экономика оказалась
практически не затронутой. Этот кризис не является уникальным и имеет много
сходств с кризисами прошлых времен, но при всем при этом обладает определенной
спецификой.
Рассмотрим геополитические особенности мирового
кризиса 2008 года. Для этого сравним его с кризисом 1997 — 1999 годов.
известно, что кризис 1997 — 1999 годов начал
зарождаться в корпоративном секторе Юго-Восточной Азии, а оттуда
распространился в Россию, Мексику и другие страны. Кризис того времени затронул
многие страны, но далеко не все и в связи с этим был признан международным, но
не мировым, так как не имел такого охвата как кризис 2008 г. В добавок ко всему
кризис 1997 г. разделил мир на две части: на страны, в которых сложившаяся на тот
момент ситуация способствовала подъему и послужила дополнительным импульсом к
развитию, и страны, испытавшие серьезный экономический спад. В 1997 — 1999
годах сложилась ситуация, согласно которой организовался поток капитала из
неблагополучных стран в более благополучные.
Этот момент и является главным отличием
сегодняшнего мирового кризиса от всех остальных, а конкретнее ─ его
источник находится в развитых странах, например США и бежать мировому капиталу
некуда, как это было в 1997 году. сегодняшний кризис охватил практически все
страны мира и вряд ли какой-то из них удастся выйти сухой из воды, а за счет
описанной выше специфики последствия его менее предсказуемы, чем последствия
минувших кризисов.
Кризис, который произошел сегодня далеко не
единственный в истории человечества и уже давно известно, что современная
экономика развивается благодаря надуванию и взрыву финансовых пузырей, причем
последнее иногда может иметь довольно неприятные последствия. Именно этим
неприятным последствием является кризис 2008 года.
Каждый взрыв финансового пузыря имеет свои
положительные и отрицательные стороны. Благодаря факту надувания пузыря
становится возможным концентрация большого капитала в определенной сфере,
согласно которому происходит наиболее интенсивное развитие этой отрасли,
невозможное в обычных условиях. Проблема в том, что какие последствия
положительные или отрицательные повлечет за собой взрыв пузыря, зависит от
отрасли экономики, в которой этот взрыв произошел. Поэтому вторым
обстоятельством, отличающим кризис 2008 года от его предшественников, является
то, что финансовый пузырь надулся в одной из наиболее старых и консервативных
отраслей ─ в сфере жилищного строительства, которая является
фундаментальной стороной жизни и не несет в себе ничего нового. Жилищный рынок
в большинстве стран мира и без того уже был достаточно сформирован и хорошо
функционировал, поэтому раздутие этого рынка до еще больших размеров весьма
непродуктивно. Из-за этого вложения в ипотечный Рынок представляют собой не шаг
вперед, а, напротив, шаг назад, поэтому вложение денежных средств в
недвижимость, которая в своем роде является скорее грузом, чем удачным активом
не соответствует современности. Исходя из этого, раздутый жилищный пузырь 2008
года и его схлопывание можно считать явлением деструктивным (отрицательным).
Также особенностью современного экономического
кризиса была его предсказуемость. Он не был неожиданным. Однако экономические
системы и правительства различных стран оказались не готовыми к нему.
Предпринятых мер и средств оказалось недостаточно для противодействия кризису.
В который раз уже в экономической теории правительства пытаются лечить
симптомы, а не болезнь. Болезнь ─ отрыв финансового сектора от
производства; необеспеченность денег реальными активами, имеющими подлинную
стоимость; отсутствие стандарта в валютно-кредитных отношениях.
Еще одной особенностью современного кризиса
является военно-политическая составляющая. Энергетика и сырье составляют основу
развития и высокого уровня жизни. Однако именно энергосырьевые ресурсы
ограничены и сильно влияют на мировую динамику цен. поэтому контроль их
является стратегической задачей благополучных государств, условием поддержания
высокого уровня жизни. Но эффективный контроль невозможен без военной
составляющей. причем военная мощь в сильной степени определяется наличием и
эффективным распоряжением ресурсной базы. Таким образом, военные и
геостратегические задачи напрямую связаны с потребностью обеспечения высокого
уровня жизни и богатства, а с другой стороны, в определенной степени задаются
этим уровнем.
Отрыв «финансовой» стоимости от реальной
стоимости производства и фондовой базы экономики, развертывание государств за
военно-стратегическую монополию определяют неэффективность современной
архитектуры мировой финансовой системы, в высокой степени спекулятивный
характер фондового рынка и построение его по принципу большой финансовой
«пирамиды».
Эти особенности и определяют развертывающийся
мировой финансовый кризис.
Таким образом, из всего выше сказанного можно
выделить следующие главные факторы возникновения современного кризиса:
. Общая цикличность экономического развития.
. Перегрев кредитного рынка и явившегося его
следствием ипотечного кризиса. непосредственным предшественником общего
финансового и банковского кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных
кредитов (subprime) в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими
доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость
американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов.
. высокие цены на сырьевые товары (в том числе,
нефть. см. рис. 4). В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся
неуклонным ростом цен на сырьё. А в 2008 году цены многих товаров, особенно
нефти и продуктов питания (агфляция), достигли такого уровня, что стали
наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть
превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла
рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение — до
$61 24 октября того же года и до $51 в ноябре.
Рисунок 4. США. Цены на нефть (в долларах за
баррель)
Практически все товары — от нефти и драгметаллов
до продовольствия за последний год подорожали до рекордных уровней, что привело
к росту года
произошел обвал, но аналитики считают это закономерной коррекцией в рамках
долгосрочного повышательного тренда.
Сократился Спрос на автомобили: в августе 2008
года продажи автомобилей в Европе сократились на 16%, что стало следствием
самого значительного ежемесячного снижения спроса на авто с 1999 года. В США в
сентябре 2008 года продажи автомобилей снизились на 26% по сравнению с
аналогичным месяцем прошлого года, поскольку ширящийся кредитный кризис
сказался на покупательной способности американцев, породив сомнения в скорой
стабилизации крупнейшего в мире авторынка.
Столь бедственного положения дел с продажами
автомобилей никто не ожидал.
. Перегрев фондового рынка.
Перепроизводство и потребительский бум,
сменившийся ростом цен и резким падением спроса. Рост числа виртуальных
финансовых инструментов, не имеющих под собой реальной основы (деривативы). Зависимость
мировой экономики от одной резервной валюты — доллара. Низкие ставки по
кредитам. В совокупности эти причины дополняют картину и являются
взаимосвязанными причинами мирового финансового кризиса 2008 года.
.2 Финансовый кризис в россии
В России распространение кризиса, поначалу
отрицаемое, началось с сентября — октября 2008 г. И обусловило сжатие
совокупного спроса. В банковском секторе, сфере услуг наблюдается сокращение
персонала, в металлургии сокращаются заказы, выплавка стали, на транспорте —
объем грузоперевозок, в секторах промышленности и машиностроительного комплекса
готовятся к сокращению занятых и замораживают заказы. Банки сокращают объем
кредитования производства, сокращают выдачу потребительских кредитов и т.д.
финансовый кризис в России как часть мирового
финансового кризиса не возник сам по себе, а стал возможным из-за произошедшей
интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любое событие за
рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на Ликвидность,
доходы граждан и рост экономики».
Причины возникновения кризиса в России можно
разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние оказали большее действие
на финансовую систему, чем внутренние.
К внешним причинам относятся следующие:
резкое падение цен на нефть с почти 150$ до 40$
за баррель (см. рис.5).
финансовая катастрофа в США и последовавшая за
ней цепная реакция по всему миру.
рисунок 5. Цены на нефть (долл. за баррель)
Внутренние причины финансового кризиса в России:
сильная зависимость экономики России от цен на
энергоносители (нефть и газ);
Экономика России ориентированная на экспорт
сырьевых товаров столкнулась с ситуацией, когда спрос и цены на сырье упали.
Особенностью российской экономики перед кризисом
являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном
государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах
государства. Слабая банковская система, вызвала кризис ликвидности и банковский
кризис в россии. После чего предприятия перестали получать доступ к дешевым
кредитам. Усугубили финансовый кризис в России долги корпораций, которые
сравнимы с золотовалютным резервом (ЗВР), также действия властей в отношении к
бизнесу (Мечел, ТНК-BP), вмешательство россии в грузино-осетинский конфликт,
резкий отток иностранного капитала в августе-сентябре 2008 года. Это обусловило
появление первых признаков начинающегося кризиса.
Резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ
(московская Межбанковская Валютная Биржа), падение цен на экспортную продукцию
(сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном
секторе экономики:
начался резкий спад промышленного производства
(см. рис. 6). В декабре 2008 года падение промышленного производства в России
достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7%), что стало
самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м
квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с
аналогичным периодом 2007 года.
Рисунок 6. объем производства промышленной
продукции — первая волна сокращений рабочих мест (см. рис. 7).
рисунок 7. Общий уровень безработицы в РФ в
процентах к экономически активному населению
Впервые страна столкнулась с экономическим
кризисом глобального масштаба, с которым не сравнится даже кризис на азиатских
рынках, послуживший причиной для дефолта 1998 года. Если в начале 2008 года
экономический блок правительства боролся с запредельной инфляцией, то в конце
года перед ним предстала перспектива первого за десятилетие экономического
спада.
год закончился неудачей правительства в борьбе с
ростом цен. По официальным данным, он достиг 11,9 процента, что было намного
выше, чем планировалось ранее.
рисунок 8. Инфляция. Индекс потребительских цен
И в первой половине года была не только
российской трудностью, равномерно распределившись среди большинства стран мира.
Рекордные за десятилетия показатели роста цен были отмечены в США, еврозоне,
Китае, Индии и государствах Восточной Европы. В большинстве своем они были
вызваны стремительным подорожанием сельскохозяйственной продукции, нефти и
металлов.
рисунок 9. Курс рубля за доллар США, средний за
период
попытки правительства сдержать падение курса
российского рубля (см. рис. 9) привели к потерям до четверти золотовалютных
резервов российской Федерации; с конца ноября 2008 финансовые власти приступили
к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, значительно ускорила спад в
промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать
производство и выводить оборотные средства на валютный рынок. Золотовалютные
резервы россии снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10%.
2.3 Антикризисные меры правительства россии:
основные задачи
Ограниченность ресурсов и резервов правительства
в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным,
выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от
«оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам,
ориентированным на его преодоление.
Общей целью реализуемой Правительством россии и
Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов
экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.
В октябре — декабре 2008 года, когда мировой
экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую
экономику, правительство начало реализацию антикризисных мер, направленных на
решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы
России.
С начала проведения антикризисной политики в
качестве приоритетов были заявлены:
· поддержка (обеспечение стабильности) финансового
сектора.
· социальная поддержка населения,
сохранение и создание новых рабочих мест. Данный приоритет имеет большое
значение, так как подразумевает защиту граждан от безработицы, индексацию
пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объеме”.
Проведение софинансирования региональных программ из федерального бюджета.
· поддержка отдельных, наиболее
чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе
стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения. В целях поддержки
оживления экономики будут предприняты меры по расширению кредитования
предприятий, реструктуризации задолженности реального сектора. Продолжится
предоставление госгарантий по заимствованиям системообразующих предприятий.
Принятие мер по стимулированию спроса, в том числе в автомобильной
промышленности и жилищном строительстве.
· поддержка системообразующих и
градообразующих предприятий.
Антикризисные меры первого этапа позволили не
допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам
функционирования экономики. В число этих мер вошли инструменты
денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены
на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями,
снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы
бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти
расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде
субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы.
Это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего
дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток
вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов,
удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс
консолидации банковского сектора.
десятки миллиардов долларов из бюджета были
перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. государственный
Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем
российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных
долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в
состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а
ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в
сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.
В период острой фазы кризиса сокращение горизонта
экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых
мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить
и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими
приоритетами.
после завершения цикла принятия «пожарных мер»,
а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность в
системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному
сектору экономики.
таким образом, в весьма сжатые сроки
(практически с ноября 2008 г.) был заявлен широкий набор антикризисных мер по
поддержке реального сектора экономики, реализация которых потребовала не только
разработки и принятия множества нормативных правовых актов, но и формирования
новых механизмов «ручного управления» по ряду инструментов. многие меры
реализовывались в условиях жестких временных ограничений, сильнейшего давления
различных групп интересов.
В результате резко возросла нагрузка на
административную систему, что в некоторых случаях привело к «рассинхронизации»
практической реализации мер. Так, можно отметить существенную задержку с
размещением госзаказа (и, как следствие, вынужденное расширение набора мер по
привлечению финансирования для крупнейших, системообразующих компаний,
предприятий оборонно-промышленного комплекса — ОПК). Но самое главное ─
возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией
соответствующих мер. Возможно, по указанной причине усилилось стремление
принимать дополнительные меры. Все это привело к своеобразным догоняющим друг
друга «волнам» формирования мер по отдельным отраслям (секторам), направлениям
экономической политики и определило множественность и разнородность итогового
набора антикризисных мер к марту 2009 г. В то же время проведение антикризисной
политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных
стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования,
поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования
налогового регулирования.
В связи с этим представлялось важным
реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и
особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на
решение следующих задач:
· расширение доступа предприятий к финансовым
ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их
капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления
субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по
кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска
акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
· снижение нагрузки на бизнес
(налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки;
ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных
монополий);
· смягчение негативных социальных
последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице,
софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование
иностранной рабочей силы);
· стимулирование внутреннего спроса
(госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей,
закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг,
защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
· поддержка малого и среднего
предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП,
программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.
Ряд мер сложно отнести только к одной из
выделенных задач. например, некоторые антикризисные меры в рамках социальной
политики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннего
спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.
В целом общий объем дополнительных ресурсов,
исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных мер в
отношении реального сектора экономики, в октябре 2008 — декабре 2009 г.
оценивается в 2,1 — 2,5 трлн. руб. На первом месте стоят меры по расширению
доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1 — 1,2 трлн. руб.), на
втором — меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери — 500 — 700
млрд. руб.), на третьем — меры социальной политики, связанные со
стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, — 250
— 300 млрд. руб., далее — стимулирование внутреннего спроса (180 — 240 млрд.
руб.) и на последнем месте — меры по поддержке МСП (60 — 90 млрд. руб.) (см.
рис. 11).
Рисунок 11. Приоритетные направления мер
антикризисной политики
однако, в «антикризисном пакете» недостаточно
представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего
высокотехнологичного, развитию конкурентной среды. крайне мало мер, связанных
со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением
эффективности деятель субъектов естественных монополий и крупных
госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и
формированию особых экономических зон. К тому же заметно определенное
ослабление инновационной направленности созданных еще до кризиса финансовых
институтов развития: в некоторых случаях усиливается их роль как агентов
правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда —
сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в
отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятель
(Российская венчурная компания).
В настоящее время Правительство РФ выдвинуло
следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового
финансового кризиса:
. Курсовая политика;
. Поддержка банковской системы;
. Поддержка финансового рынка и защита
российских предприятий от недружественных поглощений;
. Налоговая и бюджетная Политика;
. Тарифная политика;
. Содействие занятости населения;
. Жилищное строительство и содействие гражданам
на рынке жилья;
. Поддержка деловой активности в реальном
секторе экономики;
. Нефтяная промышленность;
. Автомобилестроение;
. Сельхозмашиностроение;
. Оборонно-промышленный комплекс;
. Малый и средний бизнес;
. Авиационные перевозки;
. Розничная торговля;
. Аграрно-промышленный комплекс;
. Инфраструктурные проекты;
. Организационное сопровождение реализации
антикризисных мер.
сейчас для повышения устойчивости российской
экономики проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на
предприятиях реального сектора экономики. Утвержден план действий, направленных
на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И
предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие
финансовой и банковской инфраструктуры.
.4 Положительные и отрицательные последствия
кризиса
Последствия кризиса можно разделить на две
большие группы:
Первая группа ─ это текущие последствия.
Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить
состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми
из таких последствий являются Безработица, инфляция, темпы падения
экономических показателей.
вторая группа последствий ─ это те
изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. От того, в какой
мере кризис отразится на мировой экономике, как изменит ее содержание, будет
зависеть все ее будущее.
Последствия финансового кризиса видны во всех
сферах жизни и областях бизнеса.
Девальвация рубля: Одним из самых неприятных
сюрпризов помимо упадка фондового рынка стало падение курса рубля по отношению
к евро и доллару. Это привело к общему снижению доходов населения при росте цен
на услуги и товары.
Экономический кризис, затронувший все сферы
жизни в России, серьезно отразился и на банковском секторе нашей страны.
Банковская система и сбережения граждан: Банки
закрывают целые программы кредитования. Происходит ужесточение требований
банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым
кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например,
беззалоговых и беспроцентных кредитов). большую значимость для страны,
но все же некоторым мелким региональным банкам не удалось избежать краха.
основные силы Правительства направлены на поддержание наиболее крупных и
значимых кредитных организаций. Поэтому больным вопросом у россиян сегодня
является сохранность их сбережений.
Земля и недвижимость: серьезный удар пришлось
выдержать российской ипотеке. Динамика развития ипотечного рынка страны
замедлилась. Стоит ожидать перераспределения сил на рынке, поскольку продолжат
работать на нем только лидеры.
Однако рассматривать кризис только с
отрицательной стороны было бы не совсем верно. К его положительным последствиям
можно отнести падение цен на невидимость и землю, которые раньше были явно
искусственно завышены. кроме того, промышленный рынок пережил так называемый
«естественный отбор», который оставил на плаву наиболее дееспособные
предприятия. То же самое произошло и во многих других областях.
На плаву остаются только наиболее жизнеспособные
предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами.
Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за
выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен
на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным
моментом. Пример тому — бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к
естественному ценообразованию. помимо этого происходит общее оздоровление
экономики и выход на первый план отечественных производителей.
Во многом последствия кризиса оказались не
настолько губительными, как это ожидалось и даже в какой-то степени
способствовали оздоровлению мировой экономики. Тем не менее, это еще не конец,
и до полного восстановления жизнеспособности мировой финансовой системы еще
далеко.
Глобальный характер кризиса не означает, однако,
что его последствия будут одинаковы для всех стран и всех секторов экономики.
Как и в случае с причинами возникновения кризиса, его последствия сильно
различаются в зависимости от уровня промышленного развития государств и
антикризисных мер, которые предпринимаются властями. Это хорошо видно на
примерах текущих последствий — темпы падения ВВП в разных странах за сравнимые
периоды отличаются весьма существенно, естественно предположить, что
долгосрочные последствия у них также вряд ли будут одинаковыми.
кризис экономика россия мировой
Заключение
В курсовой работе был проведен подробный анализ
мирового финансового кризиса 2008 года. В ходе ее написания была рассмотрена
общая теория экономических кризисов, выяснены особенности и последствия финансового
кризиса 2008 года, выявлены направления антикризисных мер и произведена оценка
их эффектавности, была проанализирована динамика основных макроэкономических
показателей, путем проведения сравнения данных за предыдущий и расмматриваемый
периоды, и намечены перспективы развития экономики России и меры устранения
последствий кризиса. Поставленная цель была достигнута.
Исходя из анализа проделанной работы, можно
сделать следующий вывод: в России начало 2010 года можно считать завершением
финансового кризиса, взявшего начало в 2008 году. От него остались только
последствия, которые нанесли огромный сокрушительный урон экономике нашей
страны и не только, сильно пострадало и население этих стран, оставшись без
работы и без средств к существованию.
причины российского финансового кризиса
2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны. Экономическая ситуация
ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов,
последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому,
что имеется сейчас.
Именно тот набор признаков, что первой половине
2008-го года предвещал нехорошее развитие ситуации в мировой экономике, сейчас
определенно указывает на то, что произошел перелом. Лавинообразное падение
рынков и экономики не только в целом остановилось, но и после двух-трех месяцев
неопределенности сменяется на движение в обратную сторону.
На ликвидацию последствий, которые нанес кризис,
уйдет еще немало времени. Не все отрасли экономики в мире и в россии будут
восстанавливаться одинаково, некоторые уже и вовсе не достигнут высот и
скоростей развития, которые наблюдались до кризиса. Но мировая экономика в
целом будет восстановлена. Кризис заложил предпосылки для структурной
перестройки мировой экономики и неоднородная скорость восстановления различных
индустрий приведет в конечном итоге к тому, что после-кризисная экономика,
будет иметь другую "силовую структуру", нежели та, что была в начале
2008-го.
хотелось бы надеятся, что руководство и
экономические эксперты России сделают все необходимые выводы из произошедшего,
так как стали очевидны серьезные ошибки в экономическом планировании и
распределении финансовых ресурсов. Стала совершенно ясна крайняя уязвимость
российской экономики и низкий запас ее внутренней устойчивости. Очень важно,
чтобы были существенно пересмотрены системные принципы развития, которых
придерживается правительство, во избежание начала нового кризиса. Для этого
необходимо добиться самодостаточности российской экономики в основных
индустриях, таких как пищевая промышленность, сельское хозяйство, тяжелая
промышленность и станкостроение, критические высокотехнологические сектора
экономики. Следует не только создать условия для накопления крупных резервов
энергоносителей и других критически важных ресурсов (например, меди, титана и
алюминия), но и разработать технологии длительного хранения большого объема
зерна и других пищевых ресурсов. Необходима финансовая система, способная
быстро перестроиться только на внутренние потоки. среди наиболее безопасных
направлений международной торговли и повышения взаимозависимости следует
рассматривать не США и Китай, а скорее Индию и Германию. Необходимо добиться
модернизации армии — хотя бы для того, чтобы направить мысли потенциальных
противников в иную сторону, нежели Россия с ее обветшалой военной машиной.
Список использованных источников
1.
Книги
Ø Акулов
В.Б. Макроэкономика / М. 2006.
Ø Баликоев
В.З. Общая экономическая теория / — 5 изд.. — М.: Омега-Л, 2006.
Ø Гамаулин
А.М. экономическая теория: микро- и макроэкономика / М. 2006.
Ø Щепинов
М.Г. капитальное воспроизводство и экономические кризисы / М. 2005.
2.
Электронные ресурсы
Ø Википедия /
мировая рецессия конца 2000-х. / Мировой финансовый кризис 2008 года и рецессия
конца 2000-х / Режим доступа: HTTP://www.wikipedia.org/ wiki/Мировой_финансовый_кризис,
свободный.
Ø Мировая
рецессия конца 2000-х / / HTTP://ru.wikipedia.org/
Ø Макроиндикаторы
/ Основные макроэкономические показатели. Режим доступа: http://www.icss.ac.ru, свободный.
Ø Мировой
кризис / Экономический кризис в россии 2008 — 2009 и мировой экономический
кризис / Мировой экономический кризис / Режим доступа: HTTP://
www.mirovoy-crisis.ru/economic-crisis.php, свободный.
3.
Статьи
Ø Мировой
финансовый кризис и способность экономики к развитию // Экономист. — 2008. — №12.
Ø программа
антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год // российская
газета. — 2009. — 20 марта