Учебная работа. Миграционная политика
Миграционная Политика
1. Теоретические основы миграционной политики
.1 Понятие и сущность миграционной политики
История цивилизации связана с внутри— и межконтинентальными миграциями населения. Они известны с глубокой древности и носят всеобщий характер. Миграция проявлялась во многих формах: внутренней и внешней, она была свойственна как мирному, так и военному времени, а по своим масштабам в периоды локальных и мировых войн значительно превосходила великие переселения народов. В начале XXI века наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков, а феномен миграции становится одним из составляющих факторов всех глобальных проблем. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов всех международных исследователей, интересующихся регулированием миграционных процессов.
Этимология термина «миграция» восходит к латинскому слову «migration». слово «migration» означает пространственное перемещение, переход, передвижение, переселение. таким образом, субстанциональная сущность миграции выражена в динамическом пространственном движении [23, с. 79].
вместе с тем современное значение данного термина намного шире. В широком понимании миграция включает в себя все виды территориальной мобильности населения, проявляясь как в безвозвратной, так и в эпизодической, маятниковой или сезонной формах. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и не всегда по одним и тем же направлениям. Маятниковые миграции — ежедневные или еженедельные поездки населения из мест жительства к местам приложения труда, расположенных в разных населенных пунктах. Сезонные миграции — перемещения трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно до нескольких месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.
Узкое понимание миграции предполагает только ее безвозвратную форму, связанную с окончательной сменой места жительства. Ряд исследователей считают эту позицию основной в интерпретации понятия «миграция». В собственном смысле слова, Миграция — это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий, со сменой навсегда или на более или менее длительный срок места жительства, ведущий к изменениям условий обитания, социокультурным изменениям и, в связи с этим, к изменению базового набора идентичностей [10, с. 198].
Под международной миграцией рабочей силы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты — «челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями) [21, с. 272.].
Для всестороннего изучения рассматриваемой проблемы рассмотрим основные понятия, используемые при изучении международной миграции трудовых ресурсов:
трудовые ресурсы — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятель в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста [9, с. 218].
иммиграция — въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов;
эмиграция — выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы;
миграционное сальдо — разность иммиграции из страны и эмиграции в страну;
«утечка мозгов» − международная миграция высококвалифицированных кадров;
реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства [3, с. 59].
Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. [12, с. 285].
международная миграция населения является сложным социально-экономическим процессом. Ее роль в развитии стран все более возрастает, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем.
Однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, сложилась явная недооценка роли демографических изменений, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста.
В современных условиях международные миграционные потоки населения складываются под влиянием разнообразных причин, основными среди которых являются экономические и социальные (перемещения в поисках работы, для получения образования, в связи с замужеством и т.п.).
Существенную значимость приобрели также политические, национальные, религиозные, военные, экономические и другие причины. В результате усиления их влияния значительно увеличилось число перемещения людей, связанных с постоянным или временным изменением место жительства по не зависящим от них причинам. Важно учитывать, что миграционные потоки формируются в условиях резкого изменения численности населения нашей планеты.
Формирование потоков международной миграции в России определяется особенностью взаимодействия внутренних и внешних детерминантов ее социально-экономического развития и выражает сложное сочетание долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных факторов настоящего с прошлым и будущим. В связи с этим сложившиеся в современных условиях тенденции международной миграции имеют свои глубокие исторические основания. вместе с тем при анализе современных процессов международного миграционного обмена нашей страны с иностранными государствами важно учитывать, что они имеют двойственную природу, соединяя в себе процессы миграционного обмена, во-первых, со странами дальнего зарубежья и, во-вторых, со странами ближнего зарубежья, которые до момента распада советского Союза являлись внутригосударственными и которые во многом определяют масштабы и характер данных миграционных процессов.
Следует отметить, миграционные процессы обусловливаются сложным взаимодействием демографических, социально-экономических и политических факторов. При этом демографические изменения находятся под влиянием происходящих в обществе трансформаций, и в связи с этим в нем складываются социально-демографические процессы, которые зависят, во-первых, от социально-экономического строя; во-вторых, от социально-экономической и социально-политической ситуаций в данный период времени; в-третьих, от социально-групповой структуры общества [22, с. 53].
При этом качественно меняется структура международных потоков миграции населения в результате повышения доли в общем числе мигрирующих профессионально подготовленных специалистов с более высоким уровнем образования, включая потенциально перспективных специалистов. Проводимая развитыми странами миграционная Политика приводит к оттоку интеллектуального потенциала из развивающихся стран.
1.2 Нормативно-правовое регулирование в области миграционной политики
В мировой практике в настоящее время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей силы.
Она состоит в следующем:
) По направлениям:
миграция из развивающихся и постсоциалистических стран в промышленно развитые;
миграция в рамках промышленно развитых стран;
миграция рабочей силы между развивающимися странами;
миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны.
) По территориальному охвату:
межконтинентальная;
внутриконтинентальная.
) По уровню квалификации мигрантов:
высококвалифицированная рабочая сила;
низкоквалифицированная рабочая сила.
) По времени:
безвозвратная (как правило, межконтинентальная);
временная (как правило, внутриконтинентальная);
сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);
маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны) [16, с. 32].
Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:
международная переселенческая миграция;
международная трудовая миграция.
международная трудовая миграция — это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном, это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;
) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой Деятельностью;
) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран по каким-либо причинам экономического и / или неэкономического характера;
) переселенцы, т.е. лица, переезжающие на постоянное место жительства [9, с. 220].
С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).
Все выше обозначенные виды миграции трудовых ресурсов можно представить в виде схемы
Как видно из схемы миграция, как процесс имеет различные классификации, а так же она оказывает влияние на многие сферы жизни, поэтому существуют различные подходы к изучению миграции:
Демографический подход: изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Процессы, происходящие в этой области, тесно связаны с демографической безопасностью страны.
Экономический подход: наиболее универсальный подход. рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы. большинство видов миграций обусловлены экономической необходимостью и в той или иной мере связаны с рынком труда.
Юридический подход: определяет правовой статус разных категорий мигрантов. направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирование основных прав мигрантов.
Социологический подход: основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни.
Исторический подход: исследования истории миграционных движений того или иного региона с применением историко-демографических исследований, описывающих миграцию в контексте исторической эволюции демографических процессов.
Психологический подход: основной акцент падает на мотивационную природу миграции. Миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в том числе и потребности в самоутверждении [5, с. 108].
1.3 Современная миграционная Политика в зарубежных странах
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
рассмотрим некоторые экономические причины:
1.потребности развития производительных сил, перерастающих национальные рамки;
2.быстрый рост международного разделения труда;
.рост взаимозависимости национальных хозяйств;
.сближение национально-экономических и политических структур;
.складывающийся региональный хозяйственный комплекс;
.экологический кризис во всем мире, особенно болезненно складывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе;
причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
1.4 Концепция государственной миграционной политики российской Федерации
Под международной миграцией рабочей силы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты — «челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Международная трудовая миграция — это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
2. Анализ миграционной политики в отношении иностранной рабочей силы в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
2.1 Законодательная база по регулированию миграционной политики в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
В последние годы проблемы демографического развития вошли в число приоритетных направлений деятельности государства. Будучи частью Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ в своем развитии не может находиться вне общих для страны социально-экономических и демографических координат, вне единых геополитических интересов государства.
Расположенный в центральной части Западно-Сибирской низменности, Ханты-Мансийский автономный округ в настоящее время представляет крупное административно-территориальное образование, являющееся субъектом Федерации и важнейшим по многим демографическим и экономическим параметрам регионом российского Севера.
Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам россии и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:
первое место — по объёму промышленного производства;
первое место — по добыче нефти;
первое место — по производству электроэнергии;
второе место — по поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему (на первом — город Москва);
второе место — по добыче газа (после Ямало-Ненецкого автономный округ);
второе место — по инвестициям в основной капитал (на первом — город Москва).
Ханты-Мансийский автономный округ самый крупный по численности населения регион, относимый к северным местностям, по числу жителей он занимает 33 место среди 89 субъектов РФ. Численность населения Югры составляет 1% от населения страны. Округ относится к числу наиболее урбанизированных территорий РФ. В городах проживает 92% общей численности населения.
По естественному приросту населения округ занимает третье место среди субъектов Российской Федерации (после Республики Дагестан и Чеченской Республики).
Округ относится к той группе регионов россии, для которой характерно наиболее успешное социальное развитие. Результатами развития автономного округа стали: рост благосостояния и качества жизни населения; превышение темпов роста денежных доходов над темпами роста цен на товары и услуги; увеличение реальных доходов жителей региона; динамичное развитие экономики.
Демографическая ситуация, сложившая в Ханты-Мансийском автономном округе к началу 2005 года, носит позитивный характер; несмотря на то, что уровни рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе являются столь же депопуляционными, что и в большинстве регионов страны при существенной депопуляции в целом по российской Федерации автономный округ не испытал естественной и миграционной убыли населения.
Устойчивость демографического развития достигается за счет двух факторов: существенно более молодой возрастной структуры населения и, сравнительно низких уровней смертности.
Определенные проблемы в динамике населения округа наблюдались в 1990-х годах, когда вся страна пережила период глубочайшего демографического кризиса. Миграционная убыль населения в 1999 году составила 8,1 тыс. чел. однако уже в 2000 году ситуация резко изменилась — миграционный прирост населения стал основным показателем увеличения численности населения Ханты — Мансийского автономного округа.
С 2003 года увеличение численности населения автономного округа происходило, в основном, за счет естественного прироста населения в 2004 г. естественный прирост составил 10484 чел., миграционный прирост — 595 чел., т.о. естественный прирост в 2012 г. превысил миграционный в 17,6 раз.
На начало 2010 года численность населения автономного округа составила 1456,5 тыс. чел.
В 2009 году в автономном округе зарегистрировано 20329 актов о рождении и 9845 — о смерти.
Население автономного округа находится в состоянии «демографической молодости»: средний возраст жителей — 31,4 года (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года), удельный вес детей (от 0 до 17 лет) в общей численности населения — 26,5%, удельный вес лиц старше трудоспособного возраста — около 8%. Средний размер семьи = 3 (коэффициент семейственности).
В автономном округе проживает 124 национальности. В этническом составе населения основную массу населения составляют русские — 66%, доля других титульных народов РФ и выходцев из СНГ — 33% (в т.ч. украинцев — 12%. татар — 8%, башкир — 2%).
Под огромным миграционным давлением коренные малочисленные народы Севера практически полностью утратили свое значение в этнической структуре населения, в динамике его численности и воспроизводстве. Вопреки ожиданиям, за годы депопуляции численность коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе не сократилась, а, напротив, возросла, уменьшилась лишь ее доля в численности населения округа.
Этническое северное население (ханты и манси) в национальной структуре автономного округа не превышает 2%.
При существующих успехах в области естественного движения населения, наиболее проблемным остается вопрос эффективности управления миграционными процессами, происходящими в автономном округе.
Миграционная ситуация в округе в последнее десятилетие XX века подвергалась, с одной стороны, воздействию тех же факторов, что и россия в целом, с другой, — обусловливалась специфическими условиями, характерными для северных территорий, и отличается от общероссийской большей неустойчивостью и резким изменением миграционных процессов.
Характерной чертой миграционных процессов Югры, отличающей миграционную обстановку, от других регионов России является повышенная интенсивность миграционных потоков в обе стороны, то есть большие величины как пребывающих, так и выбывающих.
В 2003 году в автономный округ прибыло 41870 человек (выбыло — 35773 человека), в 2004 году прибыло — 36963 человека (выбыло — 36368 человек).
Изменились общие объемы миграционных потоков по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, произошло сокращение числа прибывших на территорию автономного округа, при увеличении числа выбывших граждан, и, как следствие, миграционный прирост населения автономного округа уменьшился в 10,2 раза.
Миграционная убыль населения по итогам 2004 года отмечается в 10 муниципальных образованиях автономного округа.
Условно миграционные потоки, можно поделить на два основных направления: внутренняя (в пределах автономного округа и россии в целом) и внешняя (международная) миграция населения.
учитывая современное социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа, его территория является ориентиром для трудовой миграции, соответственно, из общего объема миграционных потоков большую часть занимает внутренняя миграция, в частности применение вахтового метода организации работ.
Вахтовый метод составляет историческую особенность освоения «северных» территорий.
По данным Комитета государственной статистики по Ханты — Мансийскому автономному округу — Югре общая численность работающих вахтовым методом организации работ из-за пределов автономного округа составила 55510 человек, что на 32,0% меньше, чем в 2002 году (2002 год — 81747 человек).
Наибольшее число специалистов привлекалось вахтовым методом организации работ на территории городов: Когалыма — 15643 человека, Нижневартовска — 5093 человека, Покачи — 3832 человека, Сургутского района — 10717 человек, где основными отраслями экономики являются нефтегазодобывающая, газоперерабатывающая отрасли.
профессиональный состав вахтовых работников — водители, бурильщики, операторы по добыче нефти и газа.
внешняя миграция значительно меньше по численности и подразделяется на два основных потока: вынужденная и трудовая (иностранная рабочая сила).
Вынужденная миграция
За период с 2000 по 2004 годы в автономном округе зарегистрировано 15194 вынужденных переселенца.
В последние годы отмечается тенденция снижения притока вынужденных переселенцев в Ханты-Мансийский автономный округ — Югру.
Так, если в 2000 году отделом по делам миграции УВД автономного округа зарегистрировано 4127 вынужденных переселенца, то в 2004 году — 2445, что на 40,7% меньше.
Не смотря на то, что территория Ханты-Мансийского автономного округа — Югры не является территорией, перспективной для расселения и приема граждан в силу своих географических и природно-климатических условий, она является ориентиром для трудовой миграции, в частности иностранной рабочей силы.
Трудовая миграция (иностранная рабочая сила)
Одна из главных причин, генерирующей занятость иностранной рабочей силы в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, является относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ.
профессиональный состав иностранных граждан, прибывающих в автономный округ в целях осуществления трудовой деятельности, в основном, соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций, в первую очередь в рабочих специальностях.
наибольшим спросом на рынке труда автономного округа пользуются специальности: производитель работ (в строительстве), каменщик и облицовщик-плиточник, что составляет 28,7%, 8,5% и 7,2% от общей численности привлекаемого иностранного персонала.
По данным отдела по делам миграции УВД автономного округа за 2004 год 635 работодателей автономного округа получили разрешения на привлечение и использование 10357 иностранных работников (в 2003 году — 14387 иностранных работников).
В сравнении с 2003 годом количество привлеченных иностранных работников в автономный округ снизилось на 28,1%.
Из общего числа прибывших в автономный округа иностранных граждан наибольший удельный вес (99,8%) составляют лица трудоспособного возраста. При этом количество иностранных работников, привлеченных из стран бывшего СНГ, в 2004 году составило 88,3%.
необходимо отметить, что привлечение иностранной рабочей силы, с одной стороны, способствует формированию трудоспособного населения автономного округа, с другой стороны сопровождается увеличением финансовых затрат, нагрузки на социальную инфраструктуру и инфраструктуру здравоохранения.
высокий приток трудовых мигрантов в округ влечет за собой множество различных проблем. Возрастает число лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность на территории автономного округа.
В качестве главных задач в миграционной сфере в автономном округе определены рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития округа и ликвидация нелегальной миграции, а также разработка экономических, социальных мер, направленных на формирование стабильного населения.
Во-первых, в населении округа происходит нормальный процесс старения в результате резкого снижения рождаемости в 1990-х годах. Во-вторых, в результате ослабления миграционного давления на постоянное население округа уменьшается эффект искусственного его омоложения. В-третьих, за счет вступления в основные трудоспособные, репродуктивные и бракоспособные возраста больших по численности поколений 1980-х годов рождения происходит активный рост указанных контингентов и, соответственно, их удельного веса в общей численности населения округа.
Процесс постарения населения автономного округа характеризуется положительными тенденциями: большей, по сравнению в целом по России, продолжительностью жизни населения — 68,2 года (по РФ — 65,3), сравнительно низким уровнем смертности — 7,0 (по РФ — 16,3), превышение в общей численности населения доли лиц моложе трудоспособного возраста над долей лиц старше трудоспособного возраста, т.о. постарение населения автономного округа можно расценивать скорее как положительное явление, как важнейшее условие формирования стабильного постоянного населения с многопоколенной структурой.
Исходя из существующих на данный момент параметров возрастно-полового состава населения Югры, можно с уверенностью говорить о том, что процесс формирования постоянного населения данного региона еще не завершен.
Анализируя демографическую ситуацию последних двух лет в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре можно отметить, что миграционные процессы существенно влияют на количественный и качественный состав трудовых ресурсов Югры.
На протяжении ряда лет в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляются действенные меры государственной демографической политики, в т.ч. миграционной как её важнейшей части, способствующие улучшению демографического состояния автономного округа.
Цель демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа состоит в поддержании демографической динамики, соответствующей по своим параметрам (численность и состав экономически активного населения) потребностям устойчивого экономического развития региона, в первую очередь, отраслей специализации, а также агропромышленного комплекса (в т.ч. традиционные промыслы) и социальной сферы, при неукоснительном сохранении преимуществ в жизнеобеспечении населения, интенсификации собственных источников роста и повышении уровня стабильности его состава.
Правительством автономного округа предприняты организационные меры для проведения целенаправленной демографической политики:
Сформирован Координационный совет по вопросам демографической политики, в состав которого входят руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа и территориальных федеральных органов.
Разработана и принята Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года.
концепция включает оценку современного геополитического положения Ханты-Мансийского автономного округа, приоритеты и направления демографической политики автономного округа в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи, миграции.
В целях реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на 2003-2005 годы Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принято распоряжение Правительства автономного округа «О мерах по содействию в упорядочении миграционных процессов в Ханты — Мансийском автономном округе-Югре».
создана Межведомственная комиссия по содействию в вопросах миграционной политики при Правительстве Ханты — Мансийского автономного округа, к компетенции которой отнесены: анализ состояния миграционной ситуации в автономном округе, подготовка предложений по установлению квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание и выдачу приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности, вопросы межведомственного взаимодействия органов государственной власти в области миграции населения, проблемы, возникающие в результате привлечения трудовых мигрантов на работу и т.д.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.97 №510 «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и / или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешений кризиса в Чеченской республике и покинувшим ее безвозвратно» при Правительстве автономного округа создана Временная комиссия по рассмотрению заявлений.
Всего за период с 1997 года по 01.01.2005 выплачено 15616000 рублей, из них за утраченное жилье — 174 семьям, за утраченное имущество — 184 семьям.
однако одними административными мерами невозможно решить проблему оздоровления демографической ситуации. Требуется осуществление целенаправленной стратегии формирования гражданской позиции общества в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи, в первую очередь молодой семьи, переориентацию системы общественных и личностных ценностей на семью с двумя детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке.
В качестве главных задач в миграционной сфере в автономном округе определены Рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития автономного округа и ликвидация нелегальной миграции, а также разработка экономических, социальных мер, направленных на повышение результативности миграционного обмена и снижение миграционного оборота с целью усиления процесса приживаемости мигрантов, на формирование стабильного населения, создание в округе цивилизованного рынка труда.
2.2 анализ миграционной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
Еще четверть века назад мы практически не сталкивались с ними. Сегодня они есть почти в каждом российском регионе. Они приезжают к нам в поисках лучшей доли, в надежде получить работу, найти применение своим способностям. С одной стороны, мы практически не можем без них обойтись — они выполняют тяжелую, низкооплачиваемую работу, которую мы выполнять не хотим. С другой стороны, они нас раздражают. Ведь они привозят к нам не только свои рабочие руки, но и свои обычаи, свои верования. Они живут по своим, нередко неприемлемым для нас, законам. Они — мигранты.
Какие риски несет с собой миграция и как снизить их до минимума? Как выработать толерантное отношение к людям другой национальности, другого вероисповедания, другого менталитета и при этом не утратить своей национальной и религиозной идентичности?
Как выработать правильную миграционную политику в регионе? об этом шла речь на заседании круглого стола на тему «Религия и миграция», состоявшемся 23 октября в юридическом институте МВД россии. Его организаторами выступили Управление Федеральной миграционной службы россии по ХМАО, Ливенская епархия и ЮИ МВД россии. Участниками круглого стола стали федеральный инспектор в области В.Е. Амелин, начальник юридического института МВД россии генерал-майор милиции И.А. Калиниченко, начальник УФМС россии по области Н.П. Балашова, начальник УВД по области Ю.Н. Савенков, представители исполнительных органов власти региона, правоохранительных структур, прокуратуры, Ливенской епархии, научного сообщества.
О состоянии миграционных процессов, которое складывается на сегодняшний день в нашем регионе, рассказала собравшимся начальник УФМС россии по ХМАО полковник милиции, кандидат юридических наук Н.П. Балашова:
В конце 20-го — начале 21-го века политические и экономические процессы, происходящие в российской Федерации, радикально изменили ситуацию: расширились и динамично развиваются международные экономические и политические связи, открылись новые границы, что обусловило активизацию миграционных процессов, увеличилось количество граждан других государств и лиц без гражданства, которые въезжают на сегодняшний день в Российскую Федерацию… Мы все чаще сталкиваемся с иными культурами и их носителями. В массовом сознании мигранты, говорящие на других языках, исповедующие другую религию, отличающиеся от нас внешне, наделяются множеством отрицательных качеств. Но нам всем необходимо признать тот факт, что мигранты не являются обузой для государства — в большинстве своем они сами зарабатывают и сами заботятся о своем обустройстве. Демографические и экономические реалии таковы, что население страны сокращается. В ХМАО только за три последних года убыль населения составила около 20 тысяч человек. При этом приток мигрантов в ХМАО не прекращается. В основном это те, кто желает остаться в России на постоянное жительство. только за последние девять месяцев на территорию нашей области въехали более 21 тысячи иностранных граждан. Более двух тысяч из них за этот период вступили в гражданство российской Федерации, что свидетельствует об их серьезных намерениях — остаться на территории России, жить, работать и развиваться.
Миграционная служба при работе с мигрантами сегодня перешла от количественных показателей к качественным. То есть на сегодняшний день любой мигрант, прибывающий на территорию области, тщательно изучается с точки зрения уровня его образования, культуры, вероисповедания, и исходя из полученной информации мы уже принимаем решение о том, насколько данный мигрант будет полезен для ХМАО.
привлечение трудовых мигрантов является одним из приоритетных направлений нашей деятель. С одной стороны, у нас достаточное количество своих безработных, которые ищут рабочие места в других регионах, в том числе на территории московской области. С другой стороны, к нам приезжают мигранты, которым требуется работа. Как достичь баланса в этом вопросе, чтобы не пострадало коренное население и чтобы избежать фактов рабского труда, фактов ненадлежащего отношения к мигрантам, которые приезжают к нам с целью осуществления трудовой деятельности?
На сегодняшний день в регионе нужны молодые люди, обладающие высокой квалификацией, умеющие быстро адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке труда, особенно в период кризиса, специалисты широкого профиля с опытом работы. Это ветеринары, агрономы, врачи, то есть специалисты, которые в основном нужны для работы в сельской местности. поэтому иностранным гражданам ежедневно выдаются квоты на работу в ХМАО. Существует определенный порядок учета этих граждан. Сказать о том, что у нас нет нелегалов, пока нельзя. Несмотря на ужесточение санкций за нелегальное привлечение иностранной рабочей силы, иногда иностранные граждане используются работодателями как нелегальная рабочая сила.
За прошедший период 2009 года нами выдано более двух тысяч разрешений на работу на территории ХМАО иностранным гражданам. В основном они заняты в строительстве и сельском хозяйстве. При этом в области созданы такие условия, когда быть легальным мигрантом более выгодно, чем нелегальным. Работодателям тем не менее выгодна дешевая рабочая сила, то есть работник готов быть легальным, но работодатели склоняют иностранцев к нелегальной работе.
На сегодняшний день благодаря усилиям всех правоохранительных структур на территории области созданы определенные преграды для проникновения иностранных граждан-нелегалов. Мы понимаем, что такие граждане несут определенную угрозу, и мы обязаны выработать алгоритм работы для пресечения нелегальной миграции, которая влечет за собой ряд негативных последствий для граждан Российской Федерации. Мы должны понимать, как важно выявить на сегодняшний день всех нелегалов, работающих в регионе, чтобы контролировать ситуацию в области.
ХМАО на сегодняшний день является притягательной областью для мигрантов. поэтому мы сегодня пригласили вас к разговору, результатом которого станет вывод о том, как правильно строить миграционную политику, как сделать так, чтобы в обществе было комфортно всем — и коренному населению, и мигрантам — и чтобы те, кто к нам приезжает, не приносили нам определенного вреда — ведь, к сожалению, далеко не все приезжают с мирными намерениями.
О роли русской православной церкви в регулировании миграционных процессов шла речь в выступлении секретаря Ливенской епархии, члена общественной палаты области, члена комиссии по помилованию при губернаторе ХМАО, члена совета по правам человека протоиерея Владимира Дороша:
В конце 20-го — начале 21-го века на долю нашего Отечества выпали испытания, которые привели к вынужденной смене места жительства многих семей, к их отрыву от исторических, духовных и культурных традиций. В россии с распадом некогда единого государства миллионы русскоязычных сограждан в одночасье оказались в разных странах, разделенных границами. Многие из них пожелали вернуться к своим истокам. Отрадно, что государство старается помочь миграции, создавая благоприятные условия для их возвращения.
Русская православная церковь готова вместе с властями и общественными силами трудиться на этом поприще, оказывая помощь и поддержку мигрантам, утверждая наших братьев и сестер на прочном основании вековых духовных и культурных устоев нашего народа. думаю, что необходимо учитывать печальный опыт некоторых стран и приложить реальные усилия для социальной, духовной, культурной адаптации мигрантов, для изучения ими нашего языка, нашей культуры, для вовлечения их в религиозные общины, в деятельность наших общественных организаций. Согласно практике большинства зарубежных стран, мигрант характеризуется своей полезностью стране, мигранту необходимо показать достаточный уровень знаний, культурных представлений, способность адаптироваться к местным традициям.
Анализируя этот опыт, можно уверенно предположить, что миграция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, свободное перемещение людей через границы в каком-то смысле помогает экономическому развитию всего мира и отдельных стран. Отрицательной же стороной миграции, в том числе и по словам святейшего патриарха Кирилла, является опасность размывания национального менталитета, сложившегося образа жизни. К нам, в том числе и в ХМАО, часто едут этнические славяне. Однако в большинстве случаев субъектами миграции являются мусульмане — значителен приток мигрантов из мусульманских стран Средней Азии. Конечно же, отношение православной церкви к данным процессам выражено в миссионерском подходе. Ведь в Священном Писании говорится о необходимости толерантности, терпимого отношения к пришельцам из чужой земли.
Многие из мигрантов приезжают сюда со своими традициями, со своими устоями, но они входят в общество, которое формирует их сознание уже здесь, в тех регионах, где они находятся. сегодняшняя наша встреча устремлена прежде всего на то, чтобы человек, живущий в нашей стране, знал, что с ним не только поддержка, но и законрусская православная церковь в своей повседневной и миссионерской деятель всегда оказывала и будет оказывать содействие формированию этих процессов и посильную помощь Федеральной миграционной службе российской Федерации.
Старший помощник прокурора ХМАО по надзору за соблюдением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, младший советник юстиции В.В. Василевский в своем выступлении говорил о правоприменительной практике противодействия экстремизму:
Мигранты естественным образом несут в себе традиции той культуры, которая ими была воспринята при воспитании. В силу объективных этнических различий между коренным населением россии и мигрантами поступки, совершаемые в соответствии с правилами определенной национальной традиции представителями другого народа (в том числе и мигрантами), могут восприниматься иначе. Это касается отношений внутри семьи, отношений между соседями, отношения к ближайшему окружению и так далее. Таким образом, на наш взгляд, объективная сторона межнациональных конфликтов кроется в том, что на компактной территории в течение непродолжительного времени расположены национальные группы, для которых личное и общественное поведение представителей других этнических и религиозных групп часто бывает недопустимым с моральной точки зрения. При этом и сами конфликты, и их причины сторонами конфликтов в силу различий воспитания и культурных традиций воспринимаются совершенно по-разному. Кроме того, участники этих конфликтов, реализуя в поведении свои моральные нормы, могут совершать действия, имеющие с юридической точки зрения признаки экстремизма. В частности, это касается пропаганды исключительности и превосходства определенного народа или религиозного движения над другими, а также в ряде случаев унижения представителей других народов. К сожалению, и мигранты, и коренные жители россии часто воспитаны таким образом, что демонстрируемая сила воспринимается участниками конфликтов как эквивалент правоты, что недопустимо.
Осознать, что межнациональный конфликт — это результат различия в понимании одних и тех же явлений, мешают различия в системах ценностей каждой из сторон, а также то, что почти любая национальная или конфессиональная мораль основывается на презумпции собственной правоты и исключительности. В результате возникает изоляция участников конфликта, которая является препятствием в его урегулировании. С подобной проблемой сталкивается любое многоконфессиональное и многонациональное Наше антиэкстремистское законодательство содержит требования о недопустимости пропаганды национального и конфессионального превосходства и исключительности. За это наше законода часто критикуется, в том числе и со стороны религиозных групп, догматическое учение которых основывается на возможности и даже необходимости утверждения собственной исключительности и превосходства. Но при этом необходимо понимание того, что внутреннее содержание религиозного учения или национальной идеологии не должно являться препятствием для мирного сосуществования в современном многополярном мире. При этом законода о противодействии экстремизму следует рассматривать не как способ защиты своих групповых и частных прав, но как общее для всех гражданское секулярное средство межэтнического и межрелигиозного существования.
2.3 деятельность Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре
Гарантированные конституцией права на свободу совести и вероисповедания, на свободу выбора религии открывают самые широкие возможности для создания верующими людьми религиозных объединений. При этом их доктрина и деятельность могут иметь как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, асоциальную направленность. В последние годы в России произошло нашествие деструктивных религий. На территории страны появились новые сектантские образования религиозного толка, вышли из подполья религиозные организации, деятельность которых была ранее запрещена. Достаточно сказать, что количество действующих в Российской Федерации конфессиональных направлений возросло с 20 до 90. Если в 1992 году было 4846 религиозных организаций, то уже в начале 21-го века их насчитывалось более 20 тысяч. Еще один пример: на 1 мая 1992 года в России было зарегистрировано одно религиозное объединение секты «свидетели Иеговы», а на 1 мая 1995 года — уже 105.
В новой редакции концепции национальной безопасности указывается на необходимость оказывать противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров, а также экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территории России со стороны других стран. Гарантированная Конституцией россии свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательством на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации, на иные нарушения законодательства.
Приведу пример. По различным оценкам, в России действует свыше 400 общин религиозной организации «свидетели Иеговы», объединяющих около 142,5 тысячи верующих. Большинством российских организаций руководят зарубежные контролеры. В период с 2004 года по настоящее время в соответствии с судебными решениями прекращена их деятельность в четырех регионах России (в Москве, Екатеринбурге, Горно-Алтайске и Таганроге), где фиксировались факты нарушения российского законодательства, в частности, вовлечение в секту малолетних детей, разрушение семей, отказ по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи.
Другой пример. 7 мая 2009 года Верховный суд России признал международное религиозное исламское движение «Таблиги Джамаат» экстремистским и запретил его деятельность на территории России.
указанное движение занимается распространением радикальных форм ислама, авторизацией своих сторонников, обеспечением реализации на территории различных стран, в том числе и России, идеи всемирного исламского государства. В течение 2007-2009 годов участниками движения были предприняты попытки вовлечения в организацию граждан России, были также попытки реализовать меры по расширению зоны влияния на территории страны. С июля 2008 года у нас в регионе функционирует исламский молельный дом, и мы фиксировали приезды туда функционеров данной организации.
возвращаясь к основной теме круглого стола, хочу отметить, что криминальная составляющая проблемы миграции, преступления, совершаемые мигрантами, вызывают огромный общественный резонанс, провоцируют разжигание ксенофобии, ненависти по признакам расы, национальности, вероисповедания. Особую остроту этот вопрос приобрел в последнее время. Существенный рост экстремизма в стране вызывает серьезную обеспокоенность. За последние 10 лет число преступлений, совершенных на почве религиозной, национальной ненависти и вражды, существенно возросло. От решения вопросов миграционной политики напрямую зависит решение вопросов безопасности страны от террористических угроз.
серьезной проблемой является пересечение интересов местного населения и мигрантов с учетом этнических, культурных, религиозных, языковых отличий.
3. Совершенствование реализации миграционной политики в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
.1 Анализ проблем реализации миграционной политики в отношении иностранной рабочей силы
Губернатор Александр Козлов утвердил концепцию миграционной политики ХМАО на период до 2025 года.
Как следует из документа, основные цели концепции — обеспечение безопасности региона, стабилизация и увеличение численности постоянного населения, а также «содействие обеспечению потребностей экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей».
В правительстве подсчитали, что Экономика региона к 2025 году будет испытывать серьезный дефицит рабочей силы, ведь, по прогнозам, начавшийся в 1990-е годы отток постоянного населения продолжится. Коренные жители уезжают, в основном, в Москву и Московскую область. Согласно данным мониторинга трудовой миграции, в прошлом году за пределами области трудились около 32,6 тысяч ее жителей.
Большую роль играет и естественная убыль населения. По статистике, численность жителей ХМАО за последние десять лет сократилась более чем на 90 тысяч человек. В 2012 году в регионе проживало 778 тысяч жителей. По прогнозам, к 2030 году число может сократиться до 699 тысяч.
«В этих условиях повышенное внимание должно быть уделено внутренней миграции населения — эффективному механизму перераспределения актуальных и потенциальных трудовых ресурсов региона», — говорится в концепции.
документ предусматривает ряд «стратегических направлений», таких, как разработка механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы и содействие образовательной миграции. Предусмотрена также разработка региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в область соотечественников, проживающих за рубежом.
Реализация концепции пройдет в три этапа. На первом, рассчитанном до 2015 года, планируется принять необходимые нормативные акты и создать инфраструктуру для трудовых мигрантов, например, центры информационной и правовой поддержки, а также курсы изучения языка, истории и культуры России. Второй этап будет посвящен мониторингу миграционной политики и ее корректировке. третий этап продлится с 2021 по 2025 годы — его посвятят оценке эффективности реализации миграционных программ и «уточнению основных стратегических ориентиров и приоритетов».
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики — привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
.2 Направления совершенствования реализации миграционной политики
анализ многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие рекомендации:
. Разработать специальную программу о предотвращении депопуляции и дифференцированной помощи, наиболее нуждающимся регионам, прежде всего областям центральной россии, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и Сибири, арктическим аборигенным народам.
. тщательно изучить проблемы оттока русских из республик российской Федерации, возможности улучшения их социальных условий и политического представительства в общественной жизни страны.
. Поддержать принятие новой редакции Закона «О беженцах» с целью определения механизма предоставления статуса беженцев в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
. Добиваться аннулирования всех актов субъектов Федерации о регулировании миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.
. При проведении политики поддержки «зарубежных соотечественников» четко определить, что под соотечественниками подразумеваются граждане России. В отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться принципа защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. россия имеет право строить свою политику в отношении постсоветских государств в зависимости от соблюдения ими прав человека.
. Из общего миграционного истока в Россию целесообразно выделить категорию репатриантов из «ближнего зарубежья» и разработать соответствующий правовой механизм — законтакого механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым фондом и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на территории России.
Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. хочется надеяться, что осуществляемая правительством страны реорганизация.
Как следует из документа, основные цели концепции — обеспечение безопасности региона, стабилизация и увеличение численности постоянного населения, а также «содействие обеспечению потребностей экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей».
В правительстве подсчитали, что Экономика региона к 2025 году будет испытывать серьезный дефицит рабочей силы, ведь, по прогнозам, начавшийся в 1990-е годы отток постоянного населения продолжится. Жители уезжают, в основном, в Москву и Московскую область. Согласно данным мониторинга трудовой миграции, в прошлом году за пределами области трудились около 32,6 тысяч ее жителей.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она так и не была решена. сегодня на повестке дня — коренная реконструкция государственной политики в той области.
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:
обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;
оптимальному использованию трудовых мигрантов из стран СНГ исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами;
прекращению нелегальной миграции.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Международная трудовая миграция — это объективный процесс, присущий рыночной экономике, в основе которого лежит перемещение одного из факторов производства — рабочей силы. именно отношение «работник-работодатель», в которые мигрант вступает в стране назначения, отличает трудовую миграцию от других видов миграционных перемещений. Статистические показатели не дают полного представления о масштабах этого явления в силу отсутствия единого подхода к определению статуса, прав и обязанностей трудящихся-мигрантов в разных странах, однако можно констатировать, что в XX веке международная трудовая миграция становится неотъемлемой частью процессов интернационализации и глобализации, происходящих в мировой экономике. Развиваясь в результате совершенствования коммуникационных средств и информационных технологий, стандартизации системы международного образования, унификации требований к работникам и национальных трудовых законодательств, международная трудовая миграция, в свою очередь, способствует дальнейшей глобализации мировой экономики.
Для мировой экономики в целом трудовая миграция имеет положительный эффект. однако для стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы последствия трудовой миграции проявляются по-разному на макро- и на микроуровнях. влияние трудовой миграции на уровень занятости и зарплаты в принимающей стране зависит от сегмента рынка труда и его эластичности в целом, уровня квалификации страны-реципиента и иммигрантов. Трудовая эмиграция незначительно влияет на уровень занятости в странах-реципиентах, а эффективность от валютных поступлений и вернувшихся на родину специалистов в значительной степени зависит от проводимой в странах эмиграционной трудовой политики.
Мигранты в россии представляют собой значительный по численности и высокого качества трудовой потенциал, в определенной мере способный компенсировать потери от снижения естественного прироста трудовых ресурсов и от утечки умов, однако используется этот потенциал неэффективно. Большая часть мигрантов работает не по специальности, у многих понизился профессионально-квалификационный статус.
Список источников
1. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // журнал российского права. — 2011. — С. 50-65.
. Базилевич В.Д. Экономическая теория: политэкономия: Учебник. — М.: Рыбари, 2009. — 870 с.
. Бобина А.Д. особенности миграции рабочей силы на современном этапе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2010. — №124. — С. 59-62.
. Волкова О.А., Шишкина С.В. экономическая эффективность управления интеллектуальными миграциями в современной россии // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — №32. — С. 86-92.
. Демидова А.Р. Современные проблемы международной миграции рабочей силы // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2009. — №150. — С. 106-110.
. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности // Миграция населения. -2007. — №1. — С. 3-27
. Иванчак А.И. Правовое регулирование труда российских работников-эмигрантов: монография. — СПб.: ВВМ, 2009. — 256 с.
. Ивахнюк И., Дауров Р. незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность. — 2008. — С. 31-32.
. Кочергина Т.Е. мировая экономика: учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 267 с.
. Малышев Е.А. Правовые основы деятельности ФМС России по регулированию внешней трудовой миграции // Вестник Калининградского юридического института МВД россии. — 2010. — №3. — С. 31-35.
. Мамадбекова М.О. Международная трудовая миграция в контексте глобализации // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2009. — №1. — С. 281-289.
. Маслов П.А. Миграция как фактор социального риска: причины и последствия // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010. — №10. — С. 104-108.
. Метелев И.С. Социально-философские аспекты миграции // Власть. — 2010. — №12. — С. 95-98.
миграционный иностранный политика рабочий