Учебная работа. Миграция рабочей силы
Миграция рабочей силы
Миграция рабочей силы
1. Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1Сущность миграции рабочей силы
Международное разделение труда отражает высшую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами и предусматривает наличие в них разноплановых трудовых ресурсов и неоднородного квалификационного состава. Как следствие данного рода различий, возникает обмен наиболее экономически эффективных продуктов между странами.
одной их форм обмена выступает международная трудовая миграция, возникшая много столетий назад и претерпевшая с тех пор серьезные изменения.
Международная миграция населения в прошлом проявлялась в военных и колонизационных переселениях. В современных же условиях трудовая миграция осуществляется в основном по экономическим причинам, однако, должное внимание уделяется и неэкономическим причинам: политическим, экологическим, религиозным, расовым, национальным и др. В последние несколько десятков лет на развитие миграционных процессов весьма значимое воздействие стали оказывать не только экономические, но и неэкономические факторы, такие как: образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
Международная миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие с целью поиска работы сроком более одного года, прежде всего по причинам экономического характера. Эмиграция, иммиграция, реэмиграция выступают составными частями международной миграции рабочей силы [3].
Упоминая об экономических факторах, определяющим миграцию рабочей силы, к ним, как правило, относят:
-дифференциацию уровней экономического развития стран, и, как следствие, различия в стоимости рабочей силы;
-обеспеченность стран трудовыми ресурсами и несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства [8];
-состояние и развитие национального рынка труда;
-изменение структуры экономики в стране;
-научно-технический прогресс, который влечет за собой возрастающую потребность в высококвалифицированной рабочей силе;
-функционирование транснациональных компаний и движение капитала. Развитие ТНК либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира [3].
между тем, рабочую силу можно отнести к факторам производства товаров. Так, страны с избыточным количеством трудовых ресурсов, осуществляя экспорт рабочей силы могут уменьшить проблему безработицы. При этом, страна, осуществляющая вывоз рабочей силы, в свою очередь, получает некий положительный результат в будущем в виде перечислений части доходов эмигрантов на родину, но и отрицательны исход в виде потери высококвалифицированной рабочей силы и снижения их научного и культурного уровня [5].
Среди основных характеристик миграции рабочей силы можно выделить следующее:
)Миграция, вследствие обмена знаниями, позволяет повысить профессиональные навыки человека, которые, по возвращению на родину, могут быть переданы другим.
)Одновременно, миграция позволяет развиваться государству. Такие страны, как США, Канада, Австралия, возникли в результате иммиграции. В других странах иммигранты повышают динамизм экономического развития целых отраслей.
)Миграция рабочей силы приводит к постепенному выравниванию уровня оплаты труда в различных странах. таким образом, по причине эффективного использования трудовых ресурсов за счет их перераспределения, совокупный объем мирового производства пропорционально растет.
)Направление международной миграции рабочей силы, в основном, одинаково — из стран третьего мира в развивающиеся страны и развитые страны с более высоким заработком.
Существует также ряд факторов, которые оказывают влияние на темпы и интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве.
Во-первых, состояние экономики отдельных стран, и мировой экономика в целом. Так, Спрос на рабочую силу возрастает в период подъема экономики и падает — в периоды кризиса.
Во-вторых, процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, которые должным образом могут стимулировать международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами.
В-третьих, расширение международной системы информации и рост экономических возможностей людей.
1.2Виды трудовой миграции
Международная миграция рабочей силы представляет собой один из наиболее сложно-изучаемых процессов в международных экономических отношениях, т.к. в процессе задействованы живые люди [9].
Между тем, различия авторов в подходах к определению видов трудовой миграции совсем незначительны: миграцию рабочей силы делят на внутреннюю миграцию, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю, затрагивающую несколько стран, все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков, другими словами, их экспорта и импорта лиц наемного труда.
Эмиграция отражает выезд трудоспособных граждан страны за границу, а иммиграция — въезд в страну трудоспособных иностранцев из-за ее пределов. Разность между двумя величинами составляет миграционное сальдо.
Тем не менее, зачастую происходит ситуация, когда ранее эмигрировавшее население возвращается к себе на Родину для постоянного жительства. такой процесс называют реэмиграцией и относят к одному из видов миграции рабочей силы [10].
В зависимости от времени пребывания на территории другого региона или другой страны выделяют долгосрочную, краткосрочную и маятниковую миграцию.
При долгосрочной или постоянной миграции граждане выезжают из страны или прибывают в другую страну для поиска постоянного места жительства. Если же выезд или въезд в чужую страну связан с текущими потребностями человека и не сопровождается сменой / принятием гражданства, такая миграция называется краткосрочной или временной.
Маятниковая миграция, соответственно своему названию, представляет собой перемещение населения из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства или по причине работы, при этом срок отсутствия лица на постоянном месте должен составлять менее одной недели.
В зависимости от направления миграции выделяют:
-Миграцию населения из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
-Между промышленно-развитыми странами;
—между развивающимися странами;
-Из промышленно развитых в развивающиеся страны;
-Из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
Также разделяют международную миграцию рабочей силы на легальную и нелегальную.
При подходе к изучению международной миграции, в соответствии с классификацией Международной организацией труда (МОТ), различают несколько ее основных типов:
-Переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
-Работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
—профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
—нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;
-Беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы [6].
Как уже упоминалось выше, миграция рабочей силы представляет собой сложный для изучения процесс, поэтому определение количества мигрантов весьма затруднительно и поддается лишь приблизительной оценке.
В последние годы весьма актуален вопрос о темпах экономического роста между основными станами-экспортерами и странами-импортерами рабочей силы. акцент в дискуссиях на данную тему ставится на накопление человеческого капитала и рост человеческого потенциала, которые, в свою очередь, становятся предпосылкой стремительного экономического развития страны [8].
2. Направления миграции и ее последствия
.1 Миграционные потоки, их количество и направления
Миграционный поток — общее число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение определенного времени.
Для того, чтобы понять каковы направления миграции рабочей силы в настоящее время, необходимо проанализировать несколько предыдущих десятков лет.
В 19 веке первое место среди стран с наибольшим числом эмигрантов занимала Америка (рис. 1). международная миграция населения (всего свыше 28 млн. человек) была направлена в основном из Европы.
Рис. 1. доля эмигрантов США за 1815-1900 годы.
второе место занимала Германия, за 1841-1900 из нее эмигрировало 4.9 млн. человек, из Италии (3.9 млн. человек, с 1876 по 1900) большая часть переселялась в Аргентину, Бразилию и США.
В первой половине 20 века значительное перемещение населения происходило из Китая преимущественно в страны Юго-Восточной Азии, из Индии в прилегающие к Индийскому океану страны, а также в страны Тихоокеанского (Фиджи) и Карибского бассейнов.
международная миграция населения первой половины 20 века отличалась от миграции 19 века масштабами и направлениями. Так, из Европы выехали уже 28,6 млн. человек, и, как и прежде, большая часть которых из великобритании. Расширялась миграция из Италии в США (около 80%), Бразилию, Аргентину и т.д.
особое место вплоть до 1939 в эмиграции из Европы продолжали занимать страны Северной Европы и балканские страны, благодаря чему за 1901-1930 из балканских стран за океан переселилось свыше 1 млн. человек.
Далее, в 1940-х годах, международная миграция населения была связана преимущественно с военными действиями и их последствиями, а ситуации в странах претерпевали изменения.
В 1950-1970-х наряду с США, Канадой, Австралией сформировались новые центры притяжения иммигрантов, самым мощным из которых стало Европейское экономическое общество. Европа из поставщика иммигрантов за океан превратилась в их «потребителя»: уже на начало 1990-х в ЕЭС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов.
В Латинской Америке такими центрами притяжения стали Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Япония притягивали иммигрантов в Юго-Восточной Азии, в Африке — Южно-Африканская Республика,
В начале 21 века, как и в предыдущие годы, первое место в мире по числу находившихся в стране мигрантов продолжали занимать Соединённые Штаты Америки (42,8 млн.). За ними следовали соответственно: россия, Германия, Саудовская Аравия, Канада, Франция, великобритания, Испания, Индия и Украина.
На данные страны включая США 2010 году приходилось свыше девяти десятых всех мигрантов в мире (по данным международной организации по миграции в 2010 году число мигрантов превысило 150 млн. человек), в том числе около 20% находилось в США и чуть менее 6% в России [2].
Говоря о России, наиболее слаженные миграционные связи у нее сложились со странами независимых государств, доля миграционного обмена которых составляла 80%.
В 2000 г. сальдо миграционного обмена россии со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., после сокращения общего миграционного потока почти в два раза, — 124 тыс. человек, при этом, более половины из мигрантов составляли граждане из Казахстана, Украины и Узбекистана [2].
Через десяток лет, в 2010 году увеличение числа мигрантов наблюдалось только в России и в Казахстане, тогда как в остальных восьми перечисленных выше странах их число только сокращалось. Между тем, число мигрантов по оценкам МОМ, с 2000 по 2010 год выросло более чем 60 млн. человек (214 млн. чел. по сравнению с 150 млн. чел.) [2].
Неизменной оставалась лишь движущая сила роста миграции рабочей силы: избыток рабочей силы в развивающихся странах и ее дефицит в развитых государствах, а также урбанизация, неблагоприятные изменения окружающей среды и природные катастрофы.
Анализируя свежие данные, опубликованные ООН в 2013 году, количество иммигрантов в мире продолжает расти.
По статистике этого года, за границей своих стран проживают 232 млн. человек, что составляет 3,2% всего населения планеты Земля. ВВС констатирует факт, что данный показатель выше на треть уровня, зафиксированного в начале XXI века. В это же время, по-прежнему, рекордсменом по мигрантам стали США, следом за ним — россия. Третьим по популярности местом для переезда стала Германия [11]. На рисунке 2 дополнительно можно увидеть страны, которые вошли в десятку стран с наибольших количеством мигрантов, и количественное выражение миграции.
В сентябре месяце 2013 года, Джон Уилмот, директор департамента ООН по народонаселению, отметил тот факт, что причиной миграции уже нельзя определять поиском «лучшей доли» в богатых странах, так как большинство мигрантов в настоящее время — это жители развивающихся государств, а количество приезжих как в Европе, так и в Азии, практически одинаково (72 и 71 млн. человек соответственно) [12].
вероятно, данные изменения обусловлены растущим спросом на рабочую силу в нефтедобывающих странах Западной Азии, а также в государствах на юго-востоке региона, переживающих бурный экономический подъем.
2.2 Последствия международной миграции
Каждый процесс, в той или иной мере, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Миграция рабочей силы тому не исключение, и ее глобальные последствия носят двойственный характер.
С одной стороны, перераспределение трудовых ресурсов, концентрирующее потоки наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, что несомненно можно отнести к положительному последствию миграции рабочей силы. Однако, с другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует обострению экологической ситуации, переселению населения в крупные города из сельской местности, порождает проблемы адаптации мигрантов к новым условиям жизни.
Для лучшего изучения негативных и позитивных последствий международной трудовой миграции, следую рассмотреть их более подробно по отношению к странам-донорам (поставщики рабочей силы) и странам-реципиентам (страны, принимающие иностранцев) по-отдельности.
Использование иностранной рабочей силы странами-реципиентами приносит следующие выгоды:
)облегчаются отраслевые и региональные изменения в экономике страны, по причине притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью;
)экономия на затратах, инвестируемых в образование ученых и специалистов в странах-донорах. Так, например, за 1965-1990 года США смогло сэкономить не менее 15 млрд. долларов.
)омоложение нации, за счет эмиграции самой мобильной части населения — молодежи [7];
)стимулирование роста производства и дополнительной занятости, повышение конкурентоспособности производителей и продукции.
)временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
)улучшение демографической ситуации в стране [3];
вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
)обостряется ситуация на национальном рынке труда;
)провоцируются конфликты как национального, так и этнического характера между коренным населением и иммигрантами.
)снижение цены на национальную рабочую силу, вследствие роста более дешевой;
)увеличение безработицы, зависимость от иностранной рабочей силы.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран-доноров. Положительным в таких странах является:
-облегчение положения на внутреннем рынке труда;
—увеличение квалифицированной рабочей силы, вследствие возвращения ранее эмигрирующего населения на Родину;
-улучшение экономического положения, за счет перевода эмигрантами валютных средств, которые становятся важным источником получения валюты, а также за счет поступления налогов от фирм-посредников.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Так, например, если для стран-реципиентов процесс миграции приводит к омоложению нации, то для стран-доноров — к старению возрастной структуры населения.
особенно ощутимо такое негативное последствие, как отток квалифицированных специалистов и ученых, который иначе называют «утечка умов».
2.3Проблема «утечки умов»
Глобализация экономической, общественной жизни населения превращает современный научный мир в международное сообщество, в котором все большее место имеет повышенная мобильность.
Каждый студент, ученый или иной гражданин имеет возможность долгосрочных и краткосрочных поездок за границу с целью получения практики, участия в семинарах, конференциях, прохождения стажировок, командировок и т.д. таким образом, с каждым годом увеличиваются масштабы мобильности интеллектуальной элиты и их вклад в развитие знаний человечества достигает значимости, сравнимой с их деятельностью в национально-государственных рамках. Как следствие этого, закладывается быстрое формирование рынка научных кадров и высококвалифицированных специалистов.
В современных условиях серьезной проблемой для многих стран становится одна из форм миграции рабочей силы, так называемая, «утечка умов» (с англ. brain drain). «Утечка умов» еще иногда называется «обратной передачей технологий», и она оказывает сильнейшее воздействие на рынок научного труда как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе.
При эмиграции квалифицированных рабочих, ученых и иных специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Все затраты, вложенные в подготовку этих кадров, теряются. теряется и интеллектуальный, и творческий потенциал, который выступает залогом развития экономики в условиях научно-технического прогресса. таким образом, положение страны-донора ухудшается, она теряет перспективы развития в будущем, а, соответственно, страна-реципиент от этого выигрывает.
Развитые страны, куда направляются высококвалифицированные специалисты, получают положительный экономический эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной мощи, что отражается на их экономическом процветании.
Миграция специалистов обусловлена в целом теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Студенты, ученые и специалисты покидают свою страну с целью поиска лучших условий работы, обучения, получения более высокого материального вознаграждения, дополнительных возможностей для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование и т.д. Развитые западные, в своих интересах, предоставляя иммигрантам подобного рода возможности и благоприятные социально-бытовые условия.
Тем не менее, развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем их реальные потребности, что приводит к повышению интенсивности труда и снижению оплаты труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованная часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией.
Надо учитывать, что «утечка умов» имеет негативные социально-экономические последствия для народного хозяйства страны, тормозит научно-технический прогресс, и данная проблема требует решения. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее каждой страны.
3. Государственное регулирование миграции
миграция утечка рабочий трудоспособный
3.1 Механизмы контроля миграции
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Запрет на эмиграцию рабочих, ограничение въезда нежелательных лиц, заключение двусторонних конвенций и др. — все это одни из методов государственного регулирования миграции рабочей силы.
Законодательства большинства стран по регулированию въезда иностранцев, при этом, разделяют понятия иммигрантов и не иммигрантов. Последние представляют собой меньшую важность, так как не претендуют на постоянное место жительства, а наиболее важным, по мнению глав государств, с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции) [13]. Как правило, при регулировании иммиграции используется селективный метод, при котором разрешенный въезд остается только тем рабочим / гражданам, которые нужны в данной стране. Остальным же въезд ограничивается.
Перечень желательных иммигрантов в каждой стране различен, но, как правило, основные категории следующие:
-работники, которые готовы выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу за минимальную заработную плату;
-граждане с редкими профессиями;
-известные всему миру писатель, музыканты, актеры, врачи и т.д.;
-специалисты перспективных отраслей (программисты и т.п.);
-крупные бизнесмены, способные перенести свою деятельность в принимающую страну [14].
Вопросами по трудовой иммиграции в странах занимаются государственные институты принимающих стран, действующие согласно национальному законодательству или подписанных соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы [4].
Для большинства стран необходимым условием въезда иммигранта в страну является документ (разрешение), подтверждающий устройство гражданина на работу в принимающей стране, а также заключения министерства труда о том, что данная работа мне может быть выполнена местными рабочими по каким-либо причинам.
Как и любой процесс в стране, иммиграция имеет свою нормативно-правовую базу, которая может отличаться от страны к стране.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
)Диплом о полученном образовании (минимально-допустимое — средняя школа) и стаж работы в большинстве принимающих стран выдвигается как обязательное условие.
)В принимающие страны не разрешается въезжать наркоманам, психически больным людям, людям, зараженных вирусом СПИД. Иммигранты должны представить справку об отсутствии наркотической зависимости и иных заболеваний или же пройти специальное медицинское обследование.
)Законопослушность. Как правило, законодательно запрещено иммигрировать членам террористических организаций и лицам, ранее судимым за уголовные преступления.
)Количественное квотирование иммигрантов. Например, квоты на Право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
)Экономическое регулирование, которое отражает определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов (например, минимальная сумма на банковском счете для физических лиц, достижение определенного объема продаж для юридических лиц).
)Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иммигрантов на их территории. По окончанию срока максимального пребывания они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.
)установление явных и скрытых запретов на занятие определёнными видами профессий. При явных запретах заниматься определенными профессиями иммигрантам запрещено. Скрытие же запреты не запрещают открыто занятие какими-либо видами деятель. Это лишь подразумевается, так как при скрытых запретах перечисляются профессии и специальности, которыми имеют Право заниматься только граждане принимающей страны [8].
Соблюдение подобного рода предписаний непременно отслеживается, а нарушение их санкционируется.
Например, незаконное проникновение в страну считается преступлением. За такое нарушение накладывается, в лучшем случае, денежный штраф, в худшем — депортация, или тюремное заключение. Если же работодатель взял на себя ответственности нанять нелегального иммигранта что тоже является серьезным нарушением, ему обязательно нужно будет заплатить крупный штраф, который зачастую ведет к разорению некоторых больших фирм и предприятий.
3.2 Механизмы контроля и правовое регулирование миграции
В настоящее время, на международном уровне, имеется несколько организаций, деятельность которых нацелена на регулирование и контроль процессов миграции: международная организация труда (МОТ), международная организация по миграции (МОМ), управление верховного комиссара по делам беженцев (УБКБ), система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) и межправительственный комитет по вопросам миграции в Западной Европе.
Система постоянного наблюдения за миграцией координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.
В компетенции УБКБ включены вопросы о защите беженцев, репатриации и многие другие.
международная организация труда была создана в 1919 году по Версальскому договору в качестве автономного учреждения, связанного с Лигой Наций, и ее деятельность направлена на реализацию следующих задач:
-содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;
-разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий их труда и жизни;
-выработка международных трудовых стандартов;
-осуществление широкой программы технического сотрудничества;
-борьба с безработицей;
-регламентация вопросов социального страхования.
Структура МОТ состоит из: высшего органа МОТ — международной конференции труда, которая занимается выработкой социальных норм в форме конвенций, резолюций и рекомендаций; административного совета, занимающегося избрание генерального директора МОТ и руководящего различными комитетами и комиссиями МОТ в периоды между сессиями; секретариата МОТ — международного бюро труда, которое собирает и распространяет информацию, руководит программами технического сотрудничества МОТ, проводит специальные исследования.
В состав МОМ входят 146 государств-членов, при этом, дополнительно 13 стран имеют статус наблюдателей, и ее организации действуют более чем в 100 странах.
Деятельность МОМ направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, предоставление экспертных услуг и гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, а также предотвращение «утечки умов».
К основным целям МОМ относит следующие: наем на работу, воссоединение семей, получение образования, поиск политического убежища, возвращение граждан на родину, к своим этническим корням, выезд на постоянное жительство [4].
Документы, разрабатываемые указанными международными экономическими организациями, имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании политики в области внешней трудовой миграции должны учитываться требования международных конвенций [3].
Международные конвенции, отражающие права человека, объявляют свободный выбор места жительства и работы и обязывают принимающие государства равноправно относиться ко всем иммигрантам, независимо от их национальности и расовой принадлежности, религии и пола.
Заключение
Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все процессы развития общества: экономические, политические, демографические процессы, а также национальные отношения, идеология или религия.
Международный рынок рабочей силы помимо пересечения национальных границ, оказывает влияние на соединение и объединение национальных и региональных трудовых рынков. основные потоки мигрантов направляются в США, Канаду, Австралию, Западную Европу и Ближний Восток.
международная миграция трудовых ресурсов представляет собой одну из важных особенностей современных мировых экономических отношений, в состав которых входят все страны мира в той или иной мере. каждая страна стремится обеспечить себе гарантированное участие в международном трудовом обмене и, в соответствии с этой причиной, как страны-импортеры, так и страны-экспортеры рабочей силы, модернизируют и совершенствуют структуру миграционных потоков, механизмы их регулирования этих процессов и потоков. Успехи работы стран, совместно с международными организациями по миграции населения, отражает динамику их экономического роста и степень влияния на мировую экономику, в частности.
В данной курсовой работе была достигнуты поставленная цель — было раскрыто понятие миграции рабочей силы, а также были выявлены причины и последствия миграции. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
oРаскрыта сущность миграции рабочей силы;
oОписаны причины миграции рабочей силы;
oРассмотрены виды трудовой миграции;
oВыявлены направления миграционных потоков;
oРаскрыты механизм государственной миграционной политики;
oРассмотрено правовое регулирование миграции;
oОпределены последствия международной трудовой миграции
таким образом совершенно очевиден тот факт, что в современном мире не обойтись без обсуждения вопроса о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда и без путей решения подобного вопроса с учетом влияния на него мирового рынка рабочей силы. По мере вовлечения страны в мировой миграционный кругооборот неизбежно возникает Потребность в формировании не только системы социально-правовой защиты эмигрантов, организаций консультационной помощи при заключении трудовых контрактов, но и строить данную систему на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. И одна из таких программ уже действует и набирает опыт во многих зарубежных странах, находя пути решение проблем, связанных с «утечкой умов».
Список литературы
1)Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. №626 «О Федеральной миграционной службе россии»
2)«Мировой доклад по миграции 2010»
)Голубев А.В., Медведь А.А., Пономарёва Т.Г., Самотуга В.Н., мировая экономика: Электронное учебное пособие, — СПб: СПбАУЭ 2010
4)Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006
5)Финансовая-Биржа РФ, Подробный курс лекций «мировая Экономика», 2012
)Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. — М.: Издательский центр «Анкил», 2001
)Рынок труда. Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2009.
)#»justify»>9)#»justify»>)#»justify»>11)HTTP://ria.ru/society/ (статья «ООН: Россия занимает второе место по числу иностранных мигрантов»)