Учебная работа. Международный валютный фонд

международный валютный фонд

Московский Государственный Университет экономики,
Статистики и Информатики

                                             Контрольная работа по курсу

                            
«Международные экономические отношения »

                                                          на
тему:

                                   «Международный
валютный Фонд».

                                                                   
         Выполнил:

                                               

                                                                                     

                                                                  

Москва
199
7


План:

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3

структура управления…………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3

Квоты, определяющие финансовый доступ и
количество голосов стран-членов……….. 5

Вступление в МВФ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 6

Кредитная деятельность МВФ…………………………………………………………………………………………………………………………… 6

Роль МВФ в регулировании международных
валютно-кредитных отношений………………. 15

Литература:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 16


Введение.

международный Валютный Фонд — межправительственная организация,
предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами
и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом
платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в
иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически
служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на
международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля
1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи
Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря
1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

В связи с эволюцией мировой валютной системы устав МВФ трижды пересматривался:

·  
В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;

·  
В ноябре 1992 года с включением санкции —
приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам не
погасившим свои долги Фонду.

структура управления.

Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В
структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет
развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.

Совет Управляющих — высший руководящий орган
МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем,
назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных
банков. Совет управляющих обычно собирается на сессии один раз в год, но может
собираться или принимать постановления, голосованием по почте и чаще

Временный Комитет исполняет решения
Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других
официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в
год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании
международной  валютной (monetary) системы, а также вносит предложения об
изменении Статей Соглашения.

Комитет развития так же, как и Временный
Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц
сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету Управляющих МВФ.

Исполнительный Совет. большую часть своих
полномочий Совет Управляющих делегирует Исполнительному Совету. Исполнительный Совет
ведает широким кругом вопросов административного и операционного характера, а
также занимается вопросами касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом,
Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала
организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную
деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран
на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от
персонала, назначенного
в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической
компетентности, и отражает интернациональность организации. приблизительно 125
наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

 Квоты, определяющие финансовый
доступ и количество голосов стран-членов.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая
равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения
отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во
взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и
Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и
равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране,
участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также определяет
сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов
Фонда. Страна-участник обязана
оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других
стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в
своей валюте.

Развитие формул квот.

Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую,
согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой формулы были такие
показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы,
национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х
годов.

В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены
новые формулы.

Взятые вместе, они использовались как помощники в определении начальных
квот новых членов и увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют
экономические показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие
расходы, а также показатели связанные с экспортом и импортом.

В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал
экономические данные, используемые в формулах.



Вступление
в МВФ.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает
для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде
стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты
обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного
совета. после того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с
условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит
резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов
представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот
порядка 145,3 млрд. СДР.

 

Кредитная деятельность МВФ.

В Уставе Фонда для
идентификации его кредитной деятельности использу­ются два понятия: 1) сделка (transaction) — предостав­ление валютных средств
странам из его ресурсов: 2) операция (operation) — оказание посреднических фина­нсовых и технических услуг за счет заемных
средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами —
казначействами, центральны­ми банками,
стабилизационными фондами. Разли­чаются кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в
иностранной валюте, про­изводит покупку (purchase) или иначе заимствование
(drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты,
которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При
разработке механизма МВФ предполагалось, что
страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их
национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к
другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращают­ся с
просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвергируемыми
валютами. Вследствие этою МВФ. как правило, предоставляет валютные кредиты
государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных
валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами
этих валют.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комисси­онный сбор в размере
0,5% от суммы сделки и опреде­ленную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты,
которая базируется на рыночных ставках.

По
истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести
обратную опера­цию — выкупить национальную валюту у Фонда, вер­нув ему средства в СДР
или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно
производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее
платежного баланса и увеличения валют­ных резервов. Если находящаяся в МВФ
национальная валюта страны-должника покупается другим
государ­ством- членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом
в МВФ первая по­рция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения
бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как
превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении
Фонда запаса нацио­нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх
резервной доли (100% вели­чины квоты), делятся на четыре кредитные доли
(транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может
приобрести у МВФ в резуль­тате полного использования резервной и кредитных
долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заем-щицы,
предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических
мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе­мом в МВФ. Если
Фонд сочтет, что страна исполь­зует «в противоречии с целями Фонда» или
не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить
кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть
осуществлено как в форме прямой покупки ино­странной валюты, при которой страна
получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса,
так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения
«стэнд-бай»
(Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию
того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на националь­ную
в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной
оговоренных условий. Подо­бная практика предоставления кредитов аналогична
открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв­ляется в настоящее время кредитование
макроэконо­мических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта,
предоставляемая Фондом в виде ре­зервного кредита в рамках верхних кредитных
долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные
промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием
для обращения страны к МВФ с про­сьбой о предоставлении кредита в рамках
системы расширенного кредитования может быть серьезное на­рушение равновесия
платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производст­ва,
торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно
ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-чле­нов — до
четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к
ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или
раздельно): предоставление кредитов на протяжении года   до 68 "и
квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее
полученным кредитам, предельная величина — 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного
со­глашения).

специальные фонды. В целях расширения своих кре­дитных
возможностей МВФ практикует создание спе­циальных
фондов (англ. facility — устройство, меха­низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и
стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кре­дитования
предназначен для кредитования стран-чле­нов МВФ, у которых дефицит платежного
баланса обусловлен внешними, не зависящими от них фактора­ми. В их числе:
стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и
введение протекционистских ограничений в странах-импорте­рах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в
настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, ва­лютные
поступления которых сокращаются в резуль­тате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до
15"/о квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих
трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992
г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное
финансирование не­предвиденных потерь для помощи странам, испытыва­ющим влияние
непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме
того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств
в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по
выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если
трудно­сти платежного баланса вызваны лишь снижением
эк­спортной выручки либо увеличением расходов на им­порт зерновых, лимит
компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использова­нии
странами кредитов Фонда для возмещения убыт­ков, связанных одновременно с
падением экспортной выручки и
увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного
применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кре­дитования
устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа
к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредито­вания с учетом всех
его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд
кредитования буфер­ных (резервных) запасов для оказания помощи стра­нам,
участвующим в создании подобных запасов сы­рьевых товаров в соответствии с
международными соглашениями, если это ухудшает их платежный ба­ланс. Лимит —
30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд
финансовой под­держки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это
объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развива­ющихся
стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов
странам-долж­никам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть
зарезервирована в целях сокращения основного долга. кроме того, в целях
частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспече­ния
основного долга при обмене по паритетной сто­имости долговых обязательств на
облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные
средства сверх резервных или рас­ширенных кредитов. лимит кредитов составляет с
ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически вели­чины дополнительного кредита определяются
Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу­чая, с учетом «степени
радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной пе­рестройки
соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд
поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентиро­ван на страны,
осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и
поли­тических реформ. Поводом для его использования мо­жет быть, во-первых,
резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос­нованной
на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение
стоимости им­порта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих,
сочетание обоих этих явлений. Пред­оставление
кредитов в данном случае обусловливает­ся выполнением
страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств,
чем те, с которыми связано получение стандартных полномас­штабных резервных
кредитов. страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или
«переходного», кредитования до 50% их квоты. Кре­диты предоставляются двумя
равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. практически этот фонд
образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные
трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока
выполнять обычные жесткие требова­ния МВФ.

Получение странами членами
МВФ средств из специальных фондов — это дополнение
к их кредит­ным долям. Использование страной ресурсов специ­альных фондов может
увеличивать находящийся в рас­поряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх
кумулятивных пределов, установленных для получения
кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне
четырех специаль­ных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды
в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их форми­рования
привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К
временным спе­циальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.). предоставлял
кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных
увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. необходимые для этого ре­сурсы
ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся страны
количественно преоб­ладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика
(1/3) по сравнению с развитыми государст­вами. Условия предоставления кредитов
из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процент­ные ставки (не
менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении на­циональной
энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран
к ресур­сам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расхо­дов на
импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4
млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976— -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от
продажи на аукционах части золо­того запаса МВФ. Получателями кредитов из этого
фонда являлись наименее развитые страны. Условия
данных кредитов были сравнительно льготные: стра­ны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получа­емых средств в национальной
валюте, процентная ставка невысокая   0,5%, срок кредита   10 лет. Эти условия
в наибольшей степени отвечали требованиям
развивающихся стран. 55 стран получили из довери­тельного фонда 3 млрд. СДР.
Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорциона­льно их
квотам:

4) Фонд расширенного доступа к ресурсам
МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, фун­кционировал в 19811992
гг. Цель фонда    пред­оставлять дополнительные кредиты странам-членам, у
которых масштабы неравновесий платежных балан­сов непомерно велики по сравнению
с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна
нуждалась в средствах в больших раз­мерах, чем она могла получить в МВФ в
рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более
продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при
большем периоде погашения кредита. Источником
ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме
подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою дея­тельность
в ноябре 1992 г.;
5) Фонд
структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим разви­вающимся
странам, испытывающим хронический кри­зис
платежного баланса в целях осуществления средне­срочных программ
макроэкономической и структур­ной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г.
36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в
сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл.
Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до
5’/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) —
погашение кредитов, пред­оставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной
перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как
неиспользованных ресурсов фонда структурной пере­стройки, так и специальных
займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функци­онирования
этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. помимо 61 страны
право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще
11 странам, включая Алба­нию и Монголию. 29 стран использовали это право к
сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактиче­ски — 2,4 млрд. СДР).
Страна-член имеет возмож­ность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты,
иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем
он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

В конце 1993 г. образован
новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего.
Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления
льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для
субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны
согласились уча­ствовать в формировании этого фонда. В программах структурной
перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового
фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите насе­ления и
совершенствованию структуры государствен­ных расходов. Срок действия нового
расширенного фонда структурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям
будут пред­оставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Образование дополнительных
специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других
стран-членов — это одно из проявлений процесса адап­тации системы
межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся
условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении
ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испыты­вающим Потребность в кредитах. Одновременно, ока­зывая силовое воздействие на экономическую
полити­ку стран-заемщиц. он выступает в качестве
гаранта возвращения этих средств.

Роль МВФ в регулировании
международных валют­но-кредитных отношений.

МВФ осуществляет наблюде­ние
и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует
основные структур­ные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования
МВФ превратился в подлинно универсальную организацию,
добился широ­кого признания в качестве главного наднационального органа
регулирования международных валютно-кре­дитных отношений, авторитетного центра
междуна­родного кредитования, координатора межгосударст­венных кредитных
потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-заемщиц.
Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений «семерки»
ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы
регулирования мировой экономики, международной координации, согласова­ния национальных макроэкономических
политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным
институтом, накопил боль­шой и полезный опыт.


Литература:

1. "Международные валютно-кредитные и
финансовые отношения" — под ред Красавиной Л.Н. / 1994

2. Internetional Monetary Fund.
Vol.26/september 1997

Учебная работа. Международный валютный фонд