Учебная работа. Международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятельности

международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятель

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МВФ: СОЗДАНИЕ,
сущность, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 История создания МВФ.
основные цели МВФ

1.2 Роль, функции и место
МВФ в международной валютно-финансовой системе

1.3 Организационная
структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда

1.4 Кредитование со
стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ
деятель МВФ

2.1 Сущность деятельности
МВФ ХХ века

2.2 влияние кризиса на
деятельность МВФ в ХХI веке

2.3 проблемы МВФ

2.4 МВФ и Россия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

международный Валютный Фонд — межправительственная организация,
предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между
государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях,
вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и
среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд специализированное учреждение
ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии
экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. поэтому
изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для
создания полной ратины функционирования международных экономических отношений.
В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного
валютного фонда и его основных функций и направление деятельности.

Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой
работы:

—  изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;

—       рассмотрение деятель МВФ в валютно-кредитной сфере;

—       определение роли и места МВФ в системе международных
валютно-финансовых отношений.

Степень изученности данной темы можно назвать сравнительно высокой. Из
авторов литературы, в которой рассматривается история МВФ, можно отметить Ван
де Вее, Страгис Ю.П., Шевчук Д.А., а деятельность МВФ и его роль в мировой
экономике рассматривали Герчиков И.Н., Цыганков Т.М., Козак Г.О. и Ковалевский
В.В. В той же степени данная тематика освещается в статьях Буториной Ольга. О
финансовом анализе деятель коммерческого банка писала Жарковская Е.П.
Международные валютно-кредитные, и финансовые отношения раскрывает Красавина
Л.Н.

Предметом исследования являются функции и направления деятель международного
валютного фонда.

Объектом исследования является МВФ.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой
критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное
воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в
условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой
кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было
бы гораздо более серьезным.

В первой части данной контрольной работы представлены сущность, основные
функции и история МВФ. Вторя часть, раскрывает основные направления
деятельности МВФ. В конце работы сделаны выводы.

ГЛАВА 1.
МВФ: СОЗДАНИЕ, сущность, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1
История создания МВФ. основные цели МВФ

МВФ был задуман в июле1944 года на международной конференции,
проводившейся в Бреттон — Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от
44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных
не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из
причин Великой депрессии 1930-х годов.

В течение того десятилетия в основных промышленно развитых странах
снизился уровень экономической активности, страны пытались защитить свою
экономику путем введения более жестких ограничений на импорт, но это лишь
усугубляло стремительный спад мировой торговли, производства и занятости. В
целях сохранения истощающихся золото-валютных резервов некоторые страны ограничили
для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою
валюту, третьи установили сложные ограничения на Право граждан владеть
иностранной валютой. Однако эти решения оказались непродуктивными, и ни одна
страна не смогла за их счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения
соседа» подорвала международную экономику; объем мировой торговли резко
сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в
1944 году [приложение 1]. С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост
реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются
равномерно (как внутри стран, так и между ними),

в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в
частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется
совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики,
которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить
экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. МВФ гордится своим вкладом в
эти достижения. Министр финансов США Генри Моргентау выступает на открытии
Бреттонвудской конференции.

Члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему
усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают
свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте
или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой
страны, а некоторые участвуют в валютных блоках.

Статья I Статей соглашения устанавливает основные задачи МВФ:

—  способствовать развитию международного валютно-финансового
сотрудничества;

—       способствовать процессу расширения и сбалансированного роста
международной торговли;

—       содействовать стабильности валют;

—       оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;

—       предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в
распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании
платежного баланса.

 

1.2 Роль,
функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе

Для выполнения этих задач МВФ наделен функциями:

—  соблюдения согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в
вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного
оборота);

—       оказания финансовой помощи для преодоления дефицита
платежного баланса;

—       осуществления консультирования и сотрудничества.

—  Деятельность МВФ осуществляется на принципах:

—  запрета на манипуляции валютным курсом или международной валютной
системой для уклонения от урегулирования;

—       обязательства проведения (в случае необходимости) интервенций
на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

—       обязательства каждой страны учитывать в своей политике
интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она
осуществляет свои интервенции.

Возможность получения кредита в МВФ ограничена следующими условиями:

—  лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

—       фонд предъявляет определенные обоснования, иногда жесткие, к
стране-заемщике, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную
программу.

Осуществляя их регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую
валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его
устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы,
согласованных правил поведения в мировом сообществе.

Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по
инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой
валютной системы.

Статьи Соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных
ресурсах. Согласно Статье III страна при вступлении в Фонд должна была уплатить
золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золотодолларовых
резервов в зависимости от того, какая величина меньше. В соответствии со
Статьей VII МВФ предоставлялось право использовать имеющиеся у него запасы
золота для пополнения своих валютных ресурсов. Все страны-члены должны были
установить паритеты своих валют в золоте в качестве общего мерила стоимости
(Статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое содержание имела и единица СДР.
наконец, Статья IV, раздел 2, не позволяла странам-членам «покупать золото по
цене выше паритета плюс установленный предел отклонения или продавать золото по
цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обеспечивало
поддержание рыночной цены золота в долларах на уровне официальной. В
соответствии с обновленным в 1978 г. Уставом МВФ страны-члены не могут
использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (Статья
IV, раздел 2, в), равно как и их валютных паритетов, если они когда-либо будут
восстановлены Фондом; одновременно были упразднены официальная цена золота в
долларах и золотое содержание единицы СДР. Согласно Статье V, разделу 2,а МВФ
должен руководствоваться «целью не допускать регулирования цены или
установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке
золота как обычного рыночного товара.

Во-вторых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при
возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных
резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования»
(Special Drawing Rights, SDR [приложение 3].

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима
валютных курсов стран-членов. При Бреттонвудской валютной системе МВФ
контролировал соблюдение странами-членами официальных золотых и долларовых
паритетов, а также санкционировал их изменения. Ямайские поправки к Уставу МВФ
предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса: либо
плавающий с теми или иными ограничениями курс валюты, либо фиксированный
валютный курс, который может быть «привязан» к одной из национальных валют (в
основном доллару США и евро), к СДР или к валютной корзине. При этом выражение
стоимости валюты в золоте исключается. Фонд поощряет практику плавающего курса
между ведущими валютами и «привязку» к ним денежных единиц развивающихся стран,
в частности установление режима «валютного управления» (Currency board).
Обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в действующем
уставе МВФ имеют расплывчатый характер. Это дает странам относительную свободу
для принятия решений в данной области. Однако в Статье IV (раздел 1) Устава
зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими
странами — членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и
содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов».

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятель МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют
функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит
обязательства стран — членов не вводить без согласия Фонда ограничения на
осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также
воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не
прибегать к множественности валютных курсов.

1.3
Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в
котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно
это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета
входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в
Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их
долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на
сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по
почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов:
возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью
голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250
«базовых» голосов независимо от величины его взноса в Капитал и дополнительно
по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. такой порядок
обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим
количеством голосов в МВФ обладают (на 7 сентября 2004 г.): США — 17,14%;
Япония — 6,15; Германия — 6,01; великобритания — 4,96; Франция — 4,96; Италия —
3,26; Саудовская Аравия -3,23; Канада — 2,95; Китай — 2,95; россия — 2,75%.
Доля 15 (до 1 мая 2004 г.) стран — участниц ЕС — 29,8%, 30 развитых стран —
членов ОЭСР — 64,5% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих около
84% количества членов Фонда, приходится лишь 35,5% голосов. Решения в Совете
управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины)
голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический
характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов
стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и
ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие
которых требует максимального большинства (85%)). Это означает, что США вместе
с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять
контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность
исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии
скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать
принятия не устраивающих их решений. однако достичь согласованности большому
числу разнородных стран сложно.

На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение
«расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками
участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет международный
валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial
Committee, IMFC). (C 1974 r. до сентября 1999 г. его предшественником был
Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24
управляющих МВФ, в том числе от россии, и собирается на свои сессии дважды в
год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет
полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные
функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает
стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы
и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении
поправок в Статьи Соглашения МВФ. подобную роль играет также Комитет по
развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда
Joint IMF — World Bonk Development Committee). Совет управляющих делегирует
многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е.
директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих
широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности
предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой
валютного курса. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора
— распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда
(на сентябрь 2004 г. — около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен
быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с мая
2004 г.) — Родриго Рато (Испания), его первый заместитель (с 2001 г.) — Энн
Крюгер (США).

основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в
Капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после
периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается.
Государства платят 25 процентов своей квоты

в специальных правах заимствования (Рис.1.3. Государства — члены с 10
наибольшими квотами) или в основных валютах, таких как доллар США или японская
иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую
уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов.
Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество
голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его
долю при распределении СДР. Квоты призваны в целом отражать относительную долю
государства-члена в мировой экономике: чем больше Экономика страны по объему
выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли,
тем, как правило, выше уровень ее квоты. Соединенные Штаты Америки, обладающие
крупнейшей в мире экономикой, вносят самый большой взнос в МВФ — 17,5 процента
от общего объема квот; Палау, с самой маленькой экономикой, вносит 0,001
процента. В рамках последнего (одиннадцатого) пересмотра квот, вступившего в
силу в январе 1999 года, квоты МВФ были увеличены (впервые с 1990 года)
приблизительно на 45 процентов до 212 млрд. СДР (примерно 300 млрд. долларов
США). В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих
ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов,
если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе: •
Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые
входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти
промышленно развитых стран и Швейцария), и Новые соглашения о займах (НСЗ),
введенные в 1997 году, участниками которых являются 25 государств и учреждений.
В совокупности по этим двум соглашениям МВФ может получить займы на сумму до 34
млрд. СДР (примерно 50 млрд. долларов США).

1.4
Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования

 

1. Договоренность о проблем платежного баланса, которые
носят кратковременный характер; срок обычно составляет 12- 18 месяцев, причем
юридически установленный максимум составляет три года.

Обычные лимиты доступа.

Годовой — 100 процентов квоты; кумулятивный — 300 процентов квоты при
любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼ -4 года/3¼-5 лет. Сборы. Базовая ставка сборов +
дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных
пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов — с
сумм, превышающих 300 процентов квоты. Условия. проблем платежного баланса в
разумные сроки. Кумулятивный доступ. свыше 25 процентов квоты — объект более
строгих условий (условия, предъявляемые по верхним кредитным траншам). Этапы и
текущий контроль. Квартальное предоставление средств зависит от выполнения критериев
реализации и других условий.

.   Механизм расширенного кредитования (1974 год)

Обеспечивает более долговременную помощь в поддержку структурных реформ,
направленных на урегулирование проблем платежного баланса, носящих более
долговременный характер.

Обычные лимиты доступа. Годовой — 100 процентов квоты; кумулятивный — 300
процентов квоты, при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих
ресурсов. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 4½-7 лет/4½-10 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от
уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов
квоты, и 200 базисных пунктов — с сумм, превышающих 300 процентов квоты.
Условия. программу структурных преобразований, и ежегодно представляет подробное
заявление о политике на предстоящие 12 месяцев. Этапы и текущий контроль.
Квартальные или полугодовые покупки зависят от выполнения критериев реализации
и других условий. Специальные механизмы

.   Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Лимиты доступа. Не установлены; данный механизм может использоваться
только в том случае, если доступ к ресурсам в рамках соответствующей обычной
договоренности приведет к превышению годового или кумулятивного лимита. Сроки
погашения (ожидаемое погашение)/ (обязательное погашение). 2½-2 года/2½-3 года.

Сборы. Базовая ставка сборов + 300 базисных пунктов, с повышением до 500
базисных пунктов через 2½ года. Условия. программа в рамках соответствующей
договоренности, при условии проведения более жестких мер политики, направленных
на восстановление доверия рынка. Этапы и текущий контроль. Механизм может
использоваться в течение одного года; начальный доступ предусматривает две или
более покупки; последующие покупки зависят от предъявляемых условий

.   Механизм компенсационного финансирования (1963 год).

Покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений
от оказания услуг или чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, которые
имеют временный характер и вызваны событиями, не зависящими от
государства-члена.

Лимиты доступа. Максимум 45 процентов квоты для каждого из элементов
(дефицит экспортных поступлений и чрезмерные расходы на импорт зерновых), а
комбинированный лимит составляет 55 процентов квоты. Сроки погашения (ожидаемое
погашение)/(обязательное погашение). 2¼-4 года/3¼-5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются. Условия.
Предоставляется только при наличии у государства-члена договоренности
«стэнд-бай» или в том случае, если состояние платежного баланса, не считая
дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является
удовлетворительным. Этапы и текущий контроль. Как правило, предоставление
средств распределяется как минимум на шесть месяцев и производится в
соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.

.   экстренная помощь. Стихийные бедствия (1962 год).

Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам,
испытывающим проблемы платежного баланса в связи со стихийными бедствиями.

.   Постконфликтные ситуации (1995 год).

Обеспечивает оперативную средне срочную помощь для устранения проблем
платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или
международного вооруженного конфликта.

Лимиты доступа. 25 процентов квоты, однако в исключительных случаях могут
быть дополнительно предоставлены более крупные суммы.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания
в отношении досрочного погашения отсутствуют 3¼-5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются; при
наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким
доходом. Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и
действия, направленные на укрепление институционального и административного
потенциала, с тем чтобы подготовить основу для заключения договоренности в
рамках верхних кредитных траншей или договоренности в рамках механизма
финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту.
При экстренной постконфликтной помощи поддержка со стороны МВФ будет
осуществляться в рамках объединенных международных усилий по преодолению
последствий конфликта. Этапы и текущий контроль. Как правило, отсутствуют.

.   Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов. Механизм
финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту
(ПРГФ) (1999 год).

Обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся
структурных проблем платежного баланса; его цель — устойчивый экономический
рост, способствующий сокращению бедности.

Лимиты доступа. 140 процентов квоты; в исключительных случаях максимум
составляет 185 процентов. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное
погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5½-10 лет.

Сборы. Льготная процентная ставка — ½ процента в год; дополнительные сборы
не взимаются. Условия. Основываются на Документе по стратегии сокращения
бедности (ПРСП), подготовленном страной в процессе участия и объединяющем
макроэкономическую, структурную политику и политику сокращения бедности.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое (иногда квартальное) выделение
средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.

.   Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005
год).

Утвержден, но еще не полностью обеспечен финансированием. Обеспечит
поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом,
переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые товары,
стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране).
Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы,
поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного до двух
лет.

Лимиты доступа. 25 процентов квоты; совокупный лимит доступа 50 процентов
квоты. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение): ожидания
в отношении досрочного погашения отсутствуют/5½-10 лет.

Сборы. Процентная ставка — ½ процента в год; дополнительные сборы
не взимаются. Условия. Должна быть принята программа сокращения бедности и
разработана комплексная экономическая программа.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое или квартальное выделение средств,
в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев,
завершения обзора.


ГЛАВА 2.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ

3 декабря на сайте МВФ появился доклад
«Либерализация и управление потоками капиталов: институциональный
подход», датированный 14 ноября 2012 г. Доклад представляет собой итог
дискуссии, развернутой в МВФ в 2011 году и обобщает аналитические материалы,
ранее опубликованные фондом. В преамбуле указывается, что, если в 80-е годы
отношение финансовых потоков к мировому ВВП составляло 5%, то в 2007 г. оно выросло
до 20%.

Чтение доклада создает ощущение зазеркалья. МВФ,
который в 90-е годы бескомпромиссно требовал от развивающихся стран
либерализации валютных режимов и снятия ограничений на пути движения капиталов,
теперь пропагандирует умеренность. Вот несколько основополагающих принципов
доклада (в авторском переводе и с сокращениями):

—  движение капиталов порождает не только выгоды, но и
риски, в том числе для стран, давно имеющих открытую экономику.

—  Либерализация движения капиталов более выгодна
странам, имеющим достаточный уровень развития финансовой системы и институтов.

—       Чтобы выгоды либерализации
перевешивали Издержки, она должна быть плановой, своевременной и
последовательной.

—       Страны, всегда ограничивавшие
движение капиталов, скорее всего, выиграют от их упорядоченной либерализации.
однако нельзя считать, что полная либерализация целесообразна всегда и для всех
стран.

—       Резкий приток и отток капиталов может
затруднять проведение макроэкономической политики. Ответные меры должны
приниматься как странами-реципиентами, так и странами происхождения финансовых
потоков.

—       Главными инструментами снижения
рисков, вызванных движением капиталов, являются макроэкономическая Политика,
финансовый надзор и регулирование.

—       Правительства всех стран (в том числе
с исходящими потоками капиталов) должны считаться с последствиями своих
действий для глобальной экономической и финансовой стабильности.

непонятно, каким образом МВФ планирует претворять в
жизнь принцип ответственности стран-экспортеров и стран-импортеров капитала.
Даже внутри ЕС подобный вопрос был поставлен на повестку дня только в
результате текущего кризиса. Конкретные механизмы мягкого или жесткого
принуждения пока не имеют даже самых общих контуров. поучительна в этом плане
история Маастрихтских критериев. Для исполнения бюджетной дисциплины
потребовалось принятие Пакта стабильности и роста, но и он не гарантировал от
накопления значительных дефицитов. И это притом, что ЕС — гораздо более
сплоченное сообщество, чем группа стран-членов МВФ.

2.1
Сущность деятельности МВФ ХХ века

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются
два понятия:

) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его
ресурсов: 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических
услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с
официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными
фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на
поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита
главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как
правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под
залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от
суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за
предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По
истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести
обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в
СДР или иностранных валютах.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай»
обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную
валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое
время при соблюдении страной оговоренных условий.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области
производства, торговли или ценового механизма.

В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание
специальных фондов (англ. facility — устройство, механизм, фонд). Они
различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для
кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен
внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия,
непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение
протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление
товаров-заменителей и т.п.

. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов
для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых
товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их
платежный баланс.

. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по
сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в
урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований.
Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике
путем радикальных экономических и политических реформ.

 

2.2
влияние кризиса на деятельность МВФ в ХХI веке

мировая экономика вступает в период значительного
спада в условиях самого опасного финансового шока на развитых финансовых рынках
с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой рост существенно замедлится в 2008
году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишь в 2009 году. Инфляция
достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары.
Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью и сопряжена с
существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задача состоит в том,
чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочь странам преодолеть
период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем.

Крайне архаичной остается и система назначения руководителей и Всемирного
банка, и Международного валютного фонда. Тогда, в далеком 1944 году, было
решено, что главой ВБ будет назначаться кто-то из американцев, а главой МВФ —
европеец, на этот пост претендовать изначально не могут. Вот и на этот раз
попытки России протолкнуть на пост директора-распорядителя МВФ «не согласованную»
с Евросоюзом фигуру ни к чему не привели. На этот пост был назначен бывший
министр финансов Франции, социалист Доминик Стросс-Канн. естественно,
Стросс-Канна тут же исключили из социалистической партии Франции как ренегата,
а вот когда Николя Саркози стал президентом страны, тот тут же решил
отблагодарить Стросс-Канна за оказанную ему поддержку

и фактический развал коалиции социалистов изнутри накануне второго тура
президентских выборов и выдвинуть его на пост нового главы МВФ.Именно из-за
совокупности подобных факторов Россия тогда и решила выдвинуть на пост главы
МВФ другого, но тоже европейского кандидата, мотивируя это желанием создать
хотя бы видимость конкурентной борьбы за данный пост. В августе российский
министр финансов выдвинул на этот пост бывшего главу Центробанка Чехии Иозефа
Тошовского. однако тут же последовала резкая реакция со стороны, прежде всего
Чехии: дескать, мы такого человека не знаем, и будем поддерживать того, кого
нам укажут в Евросоюзе.В итоге российская кандидатура вообще не рассматривалась
на заседании Совета директоров, и француз без всякой альтернативы стал новым
директором — распорядителем Международного валютного фонда.

Разумеется, французский директор-распорядитель Фонда неплохо был
информирован об усилиях России не допустить его назначения на пост главы МВФ, а
посему, как только его официальное утверждение состоялось в конце сентября, он
тут же решил разобраться с теми, кто ему мешал.На самом же деле ситуация
складывается следующая. В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза
обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут
провести любое решение вне зависимости от того, что по этому поводу будут
думать не только Россия, но и все другие страны, вместе взятые. В этом плане
что 1,7%, что 2,7% голосов, для россии не имеет никакого значения. Критикуют
МВФ и многие другие страны, особенно те, кто играет ведущие роли в современной
мировой экономике, но в силу устаревшей архаичной системы квот и распределений
времен окончания Второй мировой войны фактически не имеет шансов влиять на
принятие решений международными финансовыми институтами.

Кризис международного валютного фонда наступил не вчера и даже не
позавчера. Эту организацию критикуют уже давно, и надо сказать — по делу.
Напомню, что в отличие от всемирного банка, который ведет самые разные проекты
в социальной и финансовой сферах, МВФ призван фактически выступать в роли
«мирового денежного спасателя» в случае финансового краха в той или иной точке
мира. Это означает, что МВФ в случае того же дефолта по типу российского в 1998
году или мексиканского в 1995, выделяют в спасательном порядке миллиарды
долларов помощи прежде всего бюджетам этих стран, а затем за «операцию
спасения» страна уже многие годы должна будет расплачиваться с кредиторами.

однако в последние годы ситуация с подобными финансовыми «прокладками» от
МВФ стала кардинально меняться. Практически никто сегодня не берет у МВФ
связанные финансовые кредиты для стабилизации собственной властной системы. И
даже те, кто раньше получал кредиты от МВФ, стараются как можно скорее
избавиться от этого финансового ярма. Та же россия, к очень большому
неудовольствию руководства МВФ, досрочно погасила свои долги перед этой
организацией, а недавно то же самое — и опять-таки намного раньше планируемых
сроков — сделала Аргентина.

Система, созданная в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда в мире
правили совсем другие порядки и законы, давно уже в сфере международных
финансов не работает. Но это уже не задача, а беда господина Стросс-Канна. Ведь
его миссия по спасению МВФ может привести к тому, что контору эту в ближайшем
будущем просто расформируют, вне зависимости от того, у кого в ее Совете
директоров Фонда будет больше голосов — у России или у Свазиленда.

международный валютный финансирование кредитование

2.3
Проблемы МВФ

Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает
перспективы роста мировой Экономика как посредственные. Не исключено, что на
практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для
экономического роста, согласно версии МВФ: начатая консолидация государственных
бюджетов и улучшение соотношения между собственным и заемным капиталом
коммерческих банков (англ. — deleveraging). первое не позволит правительствам
понижать налоги и, таким образом, стимулировать рост. Второе ограничит объем
кредитов, выдаваемых частному сектору. Чтобы смягчить действие названных
факторов, МВФ настойчиво рекомендует ЕЦБ продолжить вливание ликвидности в
банковский сектор. Без повышения темпов роста, по словам Бланшара, не будет
сокращения безработицы, особенно молодежной.  К началу 70-х годов неизбежность
развала Бреттон-Вудской валютной системы вследствие развития ее внутренних
противоречий стала очевидной. Постоянные “валютные лихорадки”, хаотичное
движение огромных масс краткосрочного капитала из страны а страну, усиление
инфляционных тенденций в большинстве капиталистических стран вели к
углубляющейся дестабилизации платежных балансов. Отказ западноевропейских
государств от своих обязательств по поддержке курса доллара и прекращение размена
американской валюты на золото в официальном порядке в 1971 году означали, что
основополагающие принципы системы золотодолларового стандарта рухнули.
Начавшееся “плавание” валют привело “де-факто” к кардинальному изменению
механизмов движения международной ликвидности и выравнивания платежных
балансов.

В этих условиях неопределенным остался вопрос о
статусе МВФ. многие монетаристски настроенные критики считали, что в мире
плавающих валютных курсов Фонд, первоначально созданный для обеспечения
валютной стабильности, оказывается функционально излишним. Более того,
оказалось, что МВФ не смог осуществить полностью ни одной из поставленных перед
ним целей, зафиксированных в его Уставе. однако только реформа валютной системы
могла окончательно определить судьбу МВФ. Подготовка проекта реформы велась
сначала в рамках созданного при МВФ “Комитета 20″, в состав которого
вошли представители как развитых капиталистических, так и развивающихся стран
(правда, при решающей роли первых). С самого начала своей деятельности Комитет
столкнулся с серьезными трудностями из-за разногласий между представленными в
нем странами-членами МВФ и к 1974 году прекратил функционировать, так и не
разработав проекта мировой валютной реформы. Эта работа была продолжена в
рамках специально созданных двух новых органов МВФ — Временного комитета,
изучающего проблемы перестройки международной валютной системы, и Комитета
развития, занимающегося вопросами финансирования развивающихся стран. В январе
1976 года сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений
в Уставе МВФ, которые всего лишь “де-юре” зафиксировали изменения, происшедшие
в валютно-финансовой системе капитализма. Новые поправки в Уставе вступили в
силу с 1 апреля 1976 года и состояли в следующем:

—  отменяется официальная цена золота;

—       предполагается превратить СДР в главный резервный актив;

—       официально закрепляется система “плавающих курсов”;

—       повышаются требования к координации внутренней и внешней
экономической политики стран-членов МВФ.

Половинчатая и противоречивая реформа валютной системы
капитализма предопределила и дальнейшую эволюцию МВФ, его место и роль в
международных экономических отношениях.

Во-первых, заметно меньшую роль Фонд начал играть в
деле регулирования и координации экономической политики развитых
капиталистических стран.

Во-вторых, координирующие функции МВФ в отношениях с
развивающимися странами усилились. об этом свидетельствуют такие явления как
ужесточение условий, которыми оговариваются кредиты Фонда, высокая “цена”
внутренней экономической перестройки в развивающихся странах.

В-третьих, ресурсы Фонда оказываются неадекватными тем
проблемам, которые он пытается решить. Растет разрыв между размерами дефицитов
платежных балансов развивающихся стран и их квотами в МВФ. Доля ликвидных
ресурсов МВФ в международных резервах падает. Таким образом, вклад МВФ а дело
урегулирования платежных балансов и совершенствования структуры международной
ликвидности уменьшается.

В-четвертых, резко расширились функции МВФ как
финансового посредника. Кредитование стало практически основной сферой его
деятель, причем размеры предоставленных ресурсов больше не зависят только
от взносов стран-участниц, так как Фонд активизировал свои заемные операции.

основными кредиторами Фонда являются развитые
капиталистические страны, а основными получателями мобилизованных средств —
развивающиеся страны.

Несмотря
на все происшедшие изменения, основные организационные принципы МВФ остались
неизменными. А они являются одним из важных пунктов, а котором расходятся
позиции различных групп стран в вопросах дальнейшей перестройки международной
валютно-финансовой системы.До сих пор продолжаются дискуссии о целесообразности
получения займов МВФ. Ведь рецептура, предлагаемая Фондом, весьма
стандартизирована и зачастую не учитывает особенностей развития той или иной
страны. По мнению ряда экспертов, требования МВФ по ужесточению бюджетной и
денежной политики часто только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции
<#"601698.files/image001.gif">

приложение 2

Рис. 1. Государства — члены с 10 наибольшими квотами

Приложение3

Приложение 4

Приложение5

Список государств — членов МВФ

Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа
и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос
Бахрейн Белиз Беларусь Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина
Ботсвана Бразилия Бруней Буркина-Фасо Бурунди Бутан Вануату великобритания
Венгрия Венесуэла Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гватемала Гвинея
Гвинея-Бисау Германия Гондурас Гренада Греция Грузия Дания Джибути Доминика

Доминиканская Респ. Египет Заир Замбия Зимбабве Израиль
Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Ирландия Исландия Испания Италия Йемен
Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай
Колумбия Коморские Острова Конго Коста-Рика Кот-д’Ивуар Кувейт Кыргызстан
Лаос Латвия Лесото Либерия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Люксембург Маврикий
Мавритания Мадагаскар Македония Малави Малайзия

Мальта Марокко Маршалловы Острова Мексика Мозамбик Молдова
Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа новая
Зеландия Норвегия ОАЭ Оман Пакистан Панама Папуа-новая Гвинея Парагвай Перу
Польша Португалия Республика Корея Российская Федерация Руанда Румыния
Сальвадор Самоа Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд
Сейшельские Острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия Сингапур Сирия Словакия Словения США Соединенные Штаты Микронезии

Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан
Таиланд Танзания Того Тонга Тринидад и Тобаго Тунис Туркмения Турция Уганда
Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия
Центральноафриканская Республика Чад Чехия Чили Швеция Швейцария Шри-Ланка
Эквадор Экваториальная Гвинея Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Учебная работа. Международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятельности