Учебная работа. Международное проектное финансирование
Международное проектное финансирование
Содержание
Введение
Глава 1.Содержание международного проектного финансирования
.1 Понятие проектного финансирования и его место в международных экономических отношениях
.2 Правовое регулирование проектного финансирования за рубежом
Глава 2. Организация международного проектного финансирования
.1 Участие международных финансово-кредитных организаций в международном проектном финансировании и особенности распределения рисков проекта
.2 Мировая практика привлечения инвестиций в инфраструктурные объекты посредством механизма международного проектного финансирования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики предприятиям особо остро необходимы дополнительные финансовые ресурсы для преодоления последствий финансово-экономического кризиса. Собственных финансовых ресурсов у предприятий нет, а получение долгосрочных банковских кредитов невозможно без высоколиквидного обеспечения, которого у большинства предприятий и организаций нет. Вопрос о привлечении ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, занимает важное место в планировании инвестиционной деятельности предприятий, выступая непременным элементом технико-экономического обоснования инвестиционных решений.
В российских условиях поиск новых форм финансирования особо важен, так как многие перспективные отрасли экономики недостаточно развиты и нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах. Из-за финансового кризиса классические формы вложений потеряли привлекательность. Поэтому многие инвесторы проявляют все большую заинтересованность в инфраструктурных проектах, основной особенностью которых являются различные формы взаимодействия государства и частного бизнеса в формате так называемого проектного финансирования.
Цель исследования — анализ применения проектного финансирования в мировой экономике. Данной цели отвечают задачи работы:
.определение понятия и содержания процесса международного проектного финансирования;
2.изучение правового регулирования проектного финансирования в отдельных странах;
.анализ мировой практики применения международного проектного финансирования;
.рассмотрение тенденций развития проектного финансирования.
Глава 1.Содержание международного проектного финансирования
.1 понятие проектного финансирования и его место в международных экономических отношениях
Стратегия обеспечения финансовыми ресурсами инвестиционных проектов занимает одно из центральных тем в теории и практике финансового и инвестиционного менеджмента. В настоящее время существуют различные методы финансирования как классические, так и инновационные, поэтому перед финансовыми менеджерами стоит задача создания наиболее оптимальной стратегии финансирования каждого конкретного проекта. В определенных случаях эффективно использовать проектное финансирование (ПФ) — относительно новый инструмент управления проектами, обеспечивающий привлечение значительных инвестиционных средств для их реализации.
Проектное финансирование представляет собой процесс обеспечения финансовыми ресурсами инвестиционного проекта с последующим их целевым расходованием, который реализуется с учетом высокого финансового левериджа, достигаемого благодаря возможности проекта генерировать достаточные денежные потоки для его обслуживания и эффективно распределять риски среди всех его участников.
Длительная эволюция проектного финансирования, его применение в различных областях инвестиционных проектов, обилие участников ПФ и выполняемых ими функций способствовали развитию и распространению различных видов проектного финансирования. однако в работах, посвященных ПФ, часто не уделяется должного внимания их классификации, и приводятся только несколько видов ПФ.
Рис. 1. Классификация видов проектного финансирования
Представляется целесообразным предложить собственную систему классификации существующих видов проектного финансирования, а также подробно рассмотреть каждый из них и определить возможность применения на практике.
Виды проектного финансирования следует классифицировать по шести основным признакам (рис. 1):
степени принятия рисков кредитором;
форме собственности проекта;
способе организации финансирования;
отраслевой принадлежности проекта;
источникам финансирования проекта;
стране происхождения источников финансирования и составу участвующих сторон.
В зависимости от степени принятия кредитором рисков проекта можно выделить проектное финансирование без регресса на заемщика и с ограниченным регрессом на заемщика.
Проектное финансирование без регресса на заемщика является его классическим видом и удовлетворяет всем признакам ПФ. Оно предполагает полную концентрацию рисков проекта на кредиторе, который принимает на себя как коммерческие, так и политические риски проекта. Основополагающее значение получает анализ денежных потоков в рамках процедуры due diligence ("должная добросовестность"), так как в случае дефолта проекта кредитор получает только его активы, которые не могут иметь экономической стоимости вне самого проекта.
Основанием принятия кредитором положительного решения в таком виде проектного финансирования является хорошая проработанность контрактов проекта со всеми его участниками и передача ответственности за реализацию каждого типа риска стороне, которая имеет непосредственные рычаги его управления. Только в этом случае достигаются сбалансированность интересов всех участников проекта и разумная рисковая составляющая кредитора, которая позволит ему эффективно участвовать в проекте.
Проектное финансирование без какого-либо права регресса может применяться в проектах, отвечающих следующим признакам:
) проект является высокорентабельным;
) продукция или услуги, реализуемые проектной компанией, являются конкурентоспособными и обращаются на открытых рынках;
) предполагается использование отработанной технологии;
) существуют соглашения со всеми основными участниками проекта (подрядчики, поставщики оборудования, сырья и др.) и предполагается ответственность по рискам, касающимся их участия в проекте;
) проект реализуется в стране со стабильным политическим климатом.
Чаще всего этим критериям соответствуют проекты, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых.
Необходимо отметить, что данный вид проектного финансирования предполагает высокую стоимость предоставляемых средств по причине требования кредиторами компенсации принимаемых рисков. И чем меньше в контрактах прописана ответственность других участников проекта (подрядчики, поставщики, покупатели), тем большую ставку за риск запрашивает кредитор. кроме того, для организации проектного финансирования без регресса на заемщика необходимо выделить значительное количество времени и ресурсов на привлечение консультантов, технических специалистов и прочее.
Проектное финансирование с ограниченным регрессом позволяет найти компромисс между интересами кредитора и заемщика и при этом сохраняет свои основные признаки. Данный вид ПФ предполагает ответственность заемщика на каком-то ограниченном этапе реализации инвестиционного проекта, чаще всего в период максимальной концентрации рисков. Согласно этому принципу проектное финансирование предполагает регресс на заемщика в период проектирования и строительства проекта и становится безрегрессным после его тестирования и запуска в эксплуатацию. Спонсоры проекта или его подрядчики гарантируют завершение освоения капиталовложений, ввод объекта кредитования в эксплуатацию, соблюдение сметной стоимости и при определенных условиях берут на себя возмещение убытков, связанных с задержкой ввода объекта в эксплуатацию и превышением расчетной себестоимости.
Проектное финансирование с ограниченным регрессом также предполагает эффективное распределение рисков среди всех участников проекта. Его преимуществом является более низкая стоимость привлеченного финансирования по сравнению с безрегрессным ПФ за счет сбалансированности проектных рисков. Возможность регресса на активы инициаторов проекта на инвестиционном этапе его реализации обеспечит их максимальную заинтересованность в успешной реализации проекта и выводе на проектную мощность с необходимой производительностью.
Некоторые авторы выделяют еще один вид проектного финансирования согласно критерию регрессности требований кредитора на заемщика — ПФ с полным регрессом, — предполагающий возможность возврата кредитором предоставленных средств даже в случае дефолта проекта. Это достигается обязанностью заемщика погасить не только с помощью денежных потоков самого проекта, но и за счет других источников спонсоров проекта, например от основного вида бизнеса. Фактически происходит передача основных проектных рисков на заемщика, поэтому участие кредитора на таких условиях носит ограниченный характер. В случае предоставления качественных гарантий со стороны заемщика кредиторы могут даже не проводить процедуру due diligence проекта. Анализ потоков наличности будет проводиться ими только в случае подозрения того, что обязательства заемщика недостаточно надежно гарантированы.
Такой вид финансирования широко распространен в настоящее время. Это связано, прежде всего, с более короткими сроками рассмотрения заявки и получения финансовых средств, а также с более низкой стоимостью привлекаемых ресурсов. однако данный вид, по нашему мнению, носит только условное отношение к проектному финансированию, поскольку не удовлетворяет основополагающим признакам классического ПФ — отсутствию или ограниченности регресса кредитора на заемщика и распределению рисков между всеми участниками проекта. Поэтому разумнее определять его как "условное проектное финансирование", имеющее свойства как проектного финансирования, так и инвестиционного кредитования.
Применение указанного вида ПФ особенно актуально в следующих случаях:
) реализация низкорентабельных проектов, имеющих не коммерческое, а государственное ) недостаточная надежность проектных контрактов;
) предоставление средств в форме экспортных кредитов;
) реализация небольших инвестиционных проектов, высокочувствительных к изменению расходной части.
По форме собственности проектной компании проектное финансирование подразделяется на:
) государственные проекты;
) частные проекты;
) государственно-частного партнерства (ГЧП).
Проектное финансирование государственных проектов может осуществляться в тех случаях, когда проект имеет крупный национальный или региональный масштаб. Как правило, правительство выступает инициатором проекта, им создается проектная компания, принадлежащая ему на праве собственности, которая может финансироваться за счет различных источников. Часть средств на разработку проекта поступает в форме государственного финансирования.
При проектном финансировании государственных проектов к участию часто привлекаются крупные международные организации, банки, экспортно-кредитные агентства, так как именно они могут удовлетворить всем условиям, выдвигаемым этими организациями, и, более того, гарантируются правительством страны. Косвенным образом заемщиком по таким кредитам и займам выступает правительство страны, инициирующее проект, поэтому риск дефолта при таком финансировании сведен к минимуму. В отдельных случаях правительство может напрямую кредитовать проектную компанию.
При проектном финансировании частных проектов его спонсорами выступает частная компания или их объединение. Ими создается проектная компания, которая становится единственным заемщиком по привлеченным кредитам и отвечает по всем обязательствам своими активами. При частном проектном финансировании также возможно участие экспортно-кредитных агентств и региональных банков развития. Дополнительные гарантии по проекту могут быть получены на коммерческих условиях у банков или других организаций. Если реализация проекта вызывает положительный эффект в рамках отдельного региона или страны в целом, инициаторы проекта могут обратиться за государственной поддержкой. Как правило, она предоставляется косвенным образом — в форме грантов и субсидий, налоговых льгот, компенсации ставок по кредитам и др.
Проектное финансирование, осуществляемое в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), является наиболее распространенным видом и имеет значительные перспективы для развития. Оно предполагает привлечение частного капитала в проекты, имеющие государственное рентабельными и конкурентоспособными. Государственно-частное партнерство предполагает, что частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны соответствовать указанным требованиям. Чаще всего подобные проекты реализуются в сфере жилищнокоммунального хозяйства, транспортной и производственной инфраструктуры, здравоохранения и социальных услуг.
Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы РФ исследовало зарубежный опыт использования ГЧП и сформулировало общую его концепцию, которая включает несколько этапов:
) анализ потребностей в услугах и создание на его основе условий тендера;
) прием и рассмотрение предложений от частных партнеров — участников тендера;
) разработку проекта на основе результатов тендера;
) заключение долгосрочного соглашения частного партнера и государства — чаще всего в форме концессионного соглашения;
) проектирование проекта;
) привлечение средств для реализации проекта с помощью проектного финансирования при прямом или косвенном участии государства;
) строительство проекта и сдача его в эксплуатацию;
) эксплуатацию объекта инвестиций;
Следует отметить, что последний и предпоследний этапы могут меняться местами в зависимости от модели ГЧП, с помощью которой проект реализуется. Можно выделить несколько типов моделей, которые различаются между собой в большей степени объемом передаваемых частному партнеру правомочий собственности.
В целом проектное финансирование государственно-частных проектов позволяет достичь ряда положительных эффектов, к которым можно отнести ускорение развития регионов, более быструю и эффективную реализацию приоритетных для правительства инвестиционных проектов, улучшение механизмов оказания услуг, снижение бремени на расходную часть бюджетов всех уровней и др.
В зависимости от схемы организации выделяют следующие виды ПФ:
с совместным финансированием;
с последовательным финансированием.
ПФ с совместным финансированием предполагает участие в проекте нескольких банков, каждый из которых предоставляет определенную сумму кредита, общая совокупность которых обеспечивает проектную компанию необходимыми ресурсами. Данная схема финансирования является экономически целесообразной ввиду нескольких причин. Во-первых, в любом коммерческом банке существуют собственный уровень лимита суммы кредита на одного заемщика/один проект и соответственно лимит принимаемого на себя риска. Во-вторых, следует учитывать ограниченность у банков долгосрочных финансовых ресурсов. наконец, в случае крупномасштабных проектов, требующих значительных инвестиций, только ПФ с совместным финансированием позволяет сделать проект в целом реализуемым.
существуют две формы совместного финансирования. Первая — это финансирование проекта несколькими кредиторами, объединенными в пул (синдикат, Консорциум). В данном случае происходит распределение ролей на три уровня: Отличительная черта данного вида ПФ — проектная компания ведет переговоры только с одним банком (организатором) и впоследствии заключает один договор на всю сумму предполагаемого кредита. В дальнейшем по мере его обслуживания проектная компания, как правило, осуществляет платежи в пользу одного банка (банка-агента). последующее распределение платежей происходит в банковской группе согласно их внутренней документации. В общем виде схема построения отношения при финансировании проекта банковским пулом представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема совместного проектного финансирования с помощью банковского пула
вторая форма ПФ с совместным финансированием — это параллельное финансирование, которое предполагает независимые отношения проектной компании с каждым из участвующих коммерческих банков. Предполагается, что инициаторы проекта сформируют собственную рабочую группу, которая будет осуществлять переговоры с каждым кредитором и обслуживать в дальнейшем его платежи. В этом случае также достигается возможность реализации крупных проектов ввиду того, что каждый банк может предоставить средства, исходя из собственных кредитных лимитов и финансовых ресурсов. Схема данного вида ПФ представлена на рис. 3.
Рис 3. Схема ПФ при параллельном финансировании
Следует отметить организационную сложность подобного вида проектного финансирования. прежде всего, это связано с тем, что у каждого банка свои требования к проектам, проектной документации, в первую очередь свой стандарт кредитного договора. Переговорный процесс, процедура due diligence, проводимая каждым банком, и последующее согласование положений каждого кредитного договора могут потребовать от инициаторов проекта большого количества человеческих ресурсов и времени. Отсутствие авторитетного банка-организатора может затруднить процесс привлечения потенциальных кредиторов.
Проектное финансирование с последовательной организацией финансирования предполагает наличие крупного авторитетного банка (банка- инициатора), который первоначально рассматривает кредитную заявку, проводит полную процедуру due diligence, согласовывает условия участия в проекте, заключает кредитный договор и предоставляет необходимое финансирование. После выдачи займа, банк передает свои требования по задолженности другому кредитору или группе кредиторов. При этом за проделанную работу по анализу и оценке инвестиционного проекта, разработке основных кредитных документов и первоначальной выдаче займа напрямую банку-правопреемнику.
В зависимости от отраслевой принадлежности проекта выделяют проектное финансирование в сфере:
энергетики;
транспортной инфраструктуры;
добычи нефти и газа;
строительства (в том числе объектов городской инфраструктуры — школ, больниц, тюрем и др.);
машиностроения;
водоснабжения и канализации;
добычи минеральных ресурсов;
вторичной переработки сырья;
сельского и лесного хозяйства.
лидирующей отраслью применения проектного финансирования является энергетика. Так, за 2009-2012 гг. проектами данной отрасли на банковском и облигационном рынках было привлечено 372,98 млрд дол. На втором месте проектное финансирование транспортной инфраструктуры 228,4 млрд дол.; проекты по добыче нефти и газа 165,1 млрд дол.
В зависимости от источников финансирования можно выделить:
банковское проектное финансирование;
облигационное проектное финансирование;
лизинговое проектное финансирование;
проектное финансирование международных организаций и экспортно-кредитных агентств;
государственное проектное финансирование;
смешанное проектное финансирование, которое подразумевает сочетание нескольких форм привлечения средств (, размещение облигаций, лизинг, государственное финансирование и др.).
В обособленной форме может быть организовано банковское, облигационное и смешанное проектное финансирование. При этом банковское ПФ является преобладающим его видом. Это связано, прежде всего, с тем, что коммерческие банки аккумулируют значительные суммы частных средств и поэтому являются самыми крупными заимодавцами. Кроме того, объединяясь в консорциумы и синдикаты, группа банков может финансировать самые масштабные международные проекты, требующие крупных инвестиций. Изменения объемов банковского проектного финансирования в этот период происходили следующим образом: увеличение показателя с 2005 по 2008 г. с 140,31 млрд долл. до 250,56 млрд дол., спад под влиянием мирового экономического кризиса в 2009 г. ниже уровня 2005 г. — до 139,19 млрд дол. Средний размер финансирования, предоставляемого банками в рамках одной сделки, составил в 2009 г. 302 млн долл., количество сделок — 461.
В зависимости от страны происхождения источников финансирования и состава участвующих сторон проектное финансирование можно подразделить на:
национальное — происходит за счет финансовых источников внутри страны, в которой реализуется проект (национальные инвесторы и коммерческие банки);
международное — реализуется за счет средств зарубежных инвесторов, международных финансовых организаций, зарубежных коммерческих банков и банковских консорциумов, экспортно-кредитных агентств.
Подавляющее число масштабных инвестиционных проектов могут быть реализованы, как правило, только с использованием международного проектного финансирования.
Следует учитывать, что не все из приведенных выше видов ПФ могут быть применимы к любому типу проекта. Выбор конкретного вида и схемы проектного финансирования создаваемой компании зависят от ряда объективных и субъективных факторов, к которым можно отнести следующие: организационно-правовую форму создаваемой компании, отраслевые особенности проекта, его масштаб и риски, свободу выбора источников финансирования, конъюнктуру рынка капитала и др. только взвешенный и поэтапный подход в данном вопросе будет способствовать формированию оптимальной стратегии финансирования, удовлетворяющей всем потребностям инвестиционного проекта.
.2 Правовое регулирование проектного финансирования за рубежом
Проектное финансирование (ПФ), по сути, является реакцией частного сектора на несовершенство и неэффективность правовой системы защиты инвесторов. При реализации масштабных проектов ПФ способно заменить законодательную систему защиты инвесторов путем создания собственной договорной и организационной структуры. ПФ делает денежные потоки проверяемыми, тем самым увеличивая способность привлечения заемного капитала в необходимых количествах. Эта "прозрачность" денежных потоков достигается посредством:
·договоров, благодаря которым проектная компания предстает в качестве одного отдельного объекта, юридически не связанного со спонсором;
·поступления денежных средств на банковские счета, созданные специально под проект, что позволяет кредиторам контролировать денежные потоки.
·Законодательство в области регулирования проектного финансирования в различных странах обладает рядом общих для всех государств элементов:
·довольно часто ПФ реализуется в рамках государственно-частного партнерства, правовое регулирование которого во многом распространяется и на проектное финансирование;
·организация проектного финансирования, участниками которого могут выступать иностранные инвесторы, предполагает не только правовое регулирование инвестиционной деятельности, но и защиту иностранных инвесторов, контроль валютных операций;
·корпоративное право регулирует формирование договорных отношений, вопросы учреждения специальной проектной компании, отношения собственности;
·законодательство о налогах и сборах в некоторых юрисдикциях устанавливает льготные условия в рамках финансирования масштабных проектов;
·законода о несостоятельности (банкротстве) определяет степень защищенности кредиторов (инвесторов), вкладывающих средства в экономику той или иной страны;
·в то время как многие риски универсальны и могут иметь место для большинства проектов (например, политические, операционные риски), некоторые виды проектов сопряжены со специальными типами рисков. Например, проект по строительству нефте- или газопровода имеет существенный риск, связанный с соблюдением законодательства о конкуренции.
В целом, при анализе опыта регулирования проектного финансирования в разных странах следует учитывать отрасли, в которых данный механизм применяется чаще всего. Так, в развивающихся странах, обладающих собственной сырьевой базой, ПФ весьма распространено именно в сфере разработки месторождений нефти, газа, угля и является неотъемлемой энергетической политики страны. А в развитых экономиках Запада ПФ более всего применяется в области строительства объектов экономической инфраструктуры (дорог и тоннелей, социально значимых учреждений, объектов телекоммуникаций, связи и др.).
В США, великобритании, Германии и Франции проектное финансирование в энергетике в последнее время реализуется не столь часто, как, например, в странах Ближнего Востока и Азии, и по большому счету сводится только к строительству электростанций. однако, учитывая, что данный механизм финансирования уже хорошо освоен в этих странах, целесообразно рассмотреть их опыт регулирования проектного финансирования с точки зрения основных инструментов и моделей, независимо от отрасли применения.
Особого внимания заслуживает правовое регулирование ПФ в Германии, дающее наиболее точное представление об отличительных особенностях проектного финансирования как механизма привлечения инвестиций.
Проектное финансирование в Германии возникло в рамках государственно-частного (ГЧП) и динамично развивается в настоящее время. В Германии применяются две основных модели ГЧП — проектное финансирование и форфейтинг-модель (Forfeiting Model). Модель форфейтинга представляет собой конструкцию, при которой частный подрядчик продает свои финансовые обязательства перед банком при отсутствии возражений со стороны государственного органа-участника проекта ГЧП. Проектное финансирование, напротив, характеризуется связью денежного потока, генерируемого проектом, с объемом предоставляемого финансирования. В стране по сей день продолжаются споры относительно наиболее приемлемой формы финансирования.
В ПФ участвуют четыре группы лиц:
) проектная компания, основанная частными инвесторами, которая в общемировой практике называется Special Purpose Vehicle (SPV), что дословно означает "специально созданный проектный посредник". Она занимается непосредственно реализацией проекта от начала до конца;
) государственный орган — участник проекта ГЧП;
) частные инвесторы (спонсоры и институциональные инвесторы), участвующие в капитале этой специально созданной проектной компании. В качестве спонсоров обычно выступают потенциальные подрядчики — строительные компании, компании, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом оборудования;
) кредиторы, в качестве которых чаще всего выступают банки и национальные институты (в зарубежных странах — всевозможные государственные службы вроде Института здравоохранения).
суть форфейтинг-модели заключается в частичной продаже проектной компанией обязательств государственного органа по оплате работ по проекту перед ней банку-кредитору. Банку продается только та часть финансовых обязательств госоргана, которая вытекает из договора подряда на строительство объекта, заключенного ранее между проектной компанией-исполнителем (подрядчиком) и государственным органом-участником этого проекта ГЧП. после успешного завершения и принятия проекта банк становится кредитором государственного органа. Последний должен оплатить банку расходы по обслуживанию долга, сумма которых будет равна части основного единичного платежа за непосредственно строительные работы в рамках подряда. Единичный платеж, вытекающий из договора об эксплуатации между проектной компанией и государственным органом, из процедуры исключается: он должен быть выплачен напрямую участником проекта ГЧП с государственной стороны частному подрядчику-исполнителю.
После принятия завершенного проекта государственным участником, он объявляет так называемый юридически значимый "отказ от возражения" относительно продажи своих финансовых обязательств перед проектной компанией банку. следовательно, гос. орган должен оплатить банку строительные работы, реализованные проектной компанией-исполнителем даже в случае их ненадлежащего исполнения.
Особенностью регулирования ПФ в великобритании является введение в 1992 г. известной программы "частная Финансовая Инициатива" (Private Financing Initiative — PFI) как части существовавшей "Инициативы Государственно-Частного Партнерства" (Public Private Partnership Initiative, PPP), в которой использовались идеи проектного финансирования. В наиболее общем виде идея PFI и в настоящее время заключается в том, что частный сектор строит объекты с использованием собственных ресурсов, затем эксплуатирует их в течение определенного времени, получая от этого Доход. Доход может быть либо от непосредственной эксплуатации данного объекта, либо в виде платежей от государства. Компенсация расходов частного инвестора впоследствии осуществляется либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала. Объектами частной финансовой инициативы могут выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, военные казармы, военно-учебные заведения, больницы и даже тюрьмы.
В качестве юридической основы проектов PFI и PPP выступает концессионный договор между государственным органом и проектной компанией. другие важные составляющие сделки включают договоры подряда между проектной компанией и субподрядчиками, договор об эксплуатации, контракт на техобслуживание и т.д.
В США проектное финансирование также распространено в наибольшей степени как кооперация властей и представителей частного бизнеса. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т. п.) средний город использует возможности проектного финансирования в 23 видах деятель. Но наиболее успешными примерами реализации ПФ в США являются проекты по развитию транспортной системы страны. Именно в этой сфере существует множество специализированных инструментов привлечения финансирования в рамках ГЧП, которые способствуют снижению сроков строительства объектов транспортной инфраструктуры, сокращению затрат, привлечению инновационных разработок.
Глава 2. Организация международного проектного финансирования
.1 Участие международных финансово-кредитных организаций в международном проектном финансировании и особенности распределения рисков проекта
На современном этапе механизм проектного финансирования широко используют международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский недостаток капитала. Кроме того, эти банки активно участвуют в финансировании проектов в странах Восточной Европы, испытывающих трудности переходного периода (хотя в чистом виде предоставляемые этими организациями кредиты нельзя отнести к проектному финансированию). Серьезным наднациональным источником проектного финансирования являются еврокредиты, предоставляемые на ролловерной основе международными консорциумами (синдикатами) банков.
Характерной особенностью проектного финансирования является привлечение всего спектра источников финансового обеспечения инвестиционных проектов (собственные средства, средства, мобилизуемые на финансовых рынках, банковские кредиты, государственные средства). Последние представляются в форме кредитов, субсидий, гарантий. Проектное финансирование может осуществляться с использованием лизинга.
В качестве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ведущих мировых инвестиционных банков.
Финансирование капиталоемких проектов связано с повышенными рисками. Как правило, возможности отдельных банков в кредитовании таких проектов ограничены, и они редко принимают на себя риски их финансирования. Следует учитывать также, что банковские законодательства различных стран, в том числе и России, устанавливают определенные пределы суммарных кредитных рисков на одного заемщика для банков. Действуя в рамках системы управления рисками, банки стремятся диверсифицировать риски своих инвестиционных портфелей, используя различные организационные схемы, в рамках которых снижение рисков достигается путем их распределения между банками. В зависимости от способа построения таких схем проектного финансирования выделяют параллельное и последовательное финансирование.
возможность привлечения объемов инвестиционных ресурсов существенно превышающих наличные активы соискателя инвестиций;
реализация "start up проектов";
снижение проектных рисков и их распределение между несколькими участниками проекта;
отсутствие жестких требований к финансовому состоянию компании-заемщика (для реализации проекта может быть создана новая компания);
возможность минимизации страновых рисков за счет создания проектного общества в стране происхождения капитала, а управляющей компании (как 100 % дочки проектного общества) — в стране его реализации;
возможность введения моратория на обслуживание интересов инвестора и возврата основного долга на время освоения капитальных затрат и вывода проекта на производственную мощность.
В отличие от традиционных форм кредитования, проектное финансирование позволяет:
) более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
) рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности, рисков;
) прогнозировать результат реализации инвестиционного проекта;
) шире использовать возможности банков, которые могут выступать в качестве кредиторов, гарантов, консультантов, инвестиционных брокеров, институциональных инвесторов, лизинговых компаний.
однако при проектном финансировании имеется и ряд отрицательных моментов для заемщика:
повышенный процент интереса инвестора и значительные комиссионные за оценку проекта и организацию финансирования;
дополнительные ставки интереса инвестора, компенсирующие проектные и страновые риски;
высокие затраты на предпроектные работы (бизнес-планирование и экономическая, финансовая, техническая, экологическая, организационно-правовая, коммерческая и длительный период рассмотрения заявки самого проекта;
жесткий контроль со стороны инвесторов, кредиторов на всех стадиях инвестиционного процесса;
риск потери независимости инициатора проекта.
В качестве трудностей применения проектного финансирования в России следует отметить то, что в промышленно развитых странах в расчеты финансово-коммерческой эффективности проектов закладывается возможное отклонение основных показателей в худшую сторону в размере 5-10 %. В российских условиях необходимы "допуски" не менее 20-30 %, а это дополнительные затраты, связанные с резервированием средств для покрытия непредвиденных издержек. Тем не менее, по нашему мнению, альтернативы проектному финансированию нет. Проблемы при осуществлении проектного финансирования возникают вследствие сложности и множественности экономических и правовых отношений, возникающих между участниками проекта, чувствительности проекта к изменениям окружающей экономической, политической и правовой среды, т.е. вследствие большого количества различных рисков, а также вследствие уникальности каждого проекта.
.2 Мировая практика привлечения инвестиций в инфраструктурные объекты посредством механизма международного проектного финансирования
При реализации проектного финансирования одну из основных ролей играют финансовые институты, во многом способствующие развитию практики применения ПФ во всем мире. Так, на основе различных типов и схем ПФ были реализованы крупные инвестиционные проекты в развитых и развивающихся странах. Одним из классических примеров ПФ является проект "Евротоннеля", соединившего великобританию с европейским континентом: он был основан на инвестициях частного сектора, без участия государственных органов. Общий объем финансирования составил 7 млрд. фунтов стерлингов. Кредиты были предоставлены банковским синдикатом из 198 банков из 15 государств.
Подчеркивая глобальный характер проектного финансирования, отметим, что этот механизм широко используется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР, The European Bank for Reconstruction and Development) и всемирным банком (The World Bank) для финансирования крупных проектов, связанных с разработкой месторождений природных богатств в развивающихся странах, а также для финансирования ряда проектов в странах Восточной Европы, испытывающих дефицит капитальных вложений. Не последнюю роль здесь играет и Международный валютный фонд. В целом, роль международных финансовых институтов в развитии проектного финансирования можно свести к трем основным аспектам:
отработка этими институтами новых методов и схем проектного финансирования, которые в дальнейшем могут тиражироваться и использоваться коммерческими банками и другими частными кредитно-финансовыми структурами;
выполнение роли организаторов финансирования проектов на основе комбинации схем проектного финансирования;
финансовое участие в проектах в случаях, когда организаторами финансирования выступают иные (нежели международные финансовые институты) структуры.
Для реализации проектов в секторе экономической инфраструктуры (в т. ч. при строительстве электростанций) в зарубежных странах используется ряд схем проектного финансирования, представляющих собой различные комбинации видов долгового и долевого, внешнего и внутреннего финансирования, гарантий и организационных структур:
ВОТ (Build, Operate, Transfer) — строить, эксплуатировать, передать Право собственности;(Build, Own, Operate) — строить, владеть, эксплуатировать; а также комбинированные схемы, например,(Build, Own, Operate, Transfer) — строить, владеть, эксплуатировать, передать право собственности. Эта схема предусматривает, что проектная (венчурная) компания после завершения строительства объекта инфраструктуры осуществляет одновременно и владение объектом, и его эксплуатацию в течение оговоренного периода.
Схема ВОТ (Build, Operate, Transfer) является первой по времени возникновения и, по сути, классической. В ее основе лежит концессионное соглашение между правительством и концессионером — проектной компанией, специально созданной для строительства объекта инфраструктуры. Учредителями этой проектной компании являются подрядчики и другие заинтересованные лица, впоследствии получающие от нее на конкурсной основе соответствующие вторичные контракты на строительство (secondary contracts).
участие правительства страны, являющейся местом реализации проекта, заключается в том, что оно может приобрести акции проектной компании (доля правительства в акционерном капитале может достигать 20%) через какую-либо государственную организацию и/или стать главным потребителем продукции (услуг) проектной компании. Участие правительства в акционерном капитале является для учредителей-инициаторов этой венчурной компании своего рода гарантией исполнения государством взятых на себя обязательств. Практика ПФ в Гонконге и Таиланде свидетельствует о снижении доли участия правительства по мере роста числа ВОТ- проектов и увеличения эффективности их реализации.
При данной схеме учредитель-инициатор проекта несет ответственность за финансирование, строительство и эксплуатацию проекта в обмен на право использовать доход от эксплуатации объекта в течение определенного периода времени (периода концессии), после которого объект передается в Собственность государственным органам власти (уполномоченному им агентству или государственной организации). Важнейшими условиями соглашения о проектном финансировании по схеме ВОТ являются:
технические параметры будущего объекта инфраструктуры, определяемые проектной документацией или техническими условиями, содержащимися в тендерной документации; в последнем случае венчурная компания по условиям тендера принимает на себя обязательство разработать необходимую проектную документацию;
период концессии, который включает в себя срок строительства объекта инфраструктуры и срок его эксплуатации, достаточный для возмещения расходов на строительство и получения запланированной инвесторами нормы прибыли;
размер платежей за пользование объектом, взимаемых венчурной компанией (тарифы на продукцию и/или услуги) и включающих в себя такие элементы, как возмещение капитальных затрат, эксплуатационные издержки, предполагаемые дивиденды акционеров венчурной компании; правительство, руководствуясь интересами общества, стремится установить предельно допустимые значения этих платежей (плата за воду, электричество, пользование дорогой, мостом, за услуги связи и т. д.);
дополнительные источники (secondary funds) для выполнения платежных обязательств по кредитному соглашению на случай, если реализация проекта отстает от графика и в случае возникновения перерывов и сбоев в эксплуатации объекта; они могут включать следующие элементы:
платежи от поставщиков и/или подрядчиков на основании статьи контрактов о заранее оцененных убытках (liquidated damages);
выплаты по страховым договорам;
резервный фонд, создаваемый в ходе эксплуатации объекта и достаточный для платежей по кредитному соглашению;
субординированные кредиты, предоставляемые правительством, в размере, достаточном для платежей по кредитному соглашению;
условия передачи объекта государству по истечении срока соглашения (физическое состояние объекта, возможные окончательные расчеты между правительством и проектной компанией; ликвидация возможных неблагоприятных для экологии последствий строительства и т.п.).
В настоящее время существует целый ряд производных от ВОТ схем проектного финансирования, широко применяемых различными странами. Каждый год практика взаимоотношений государства и частных структур в секторе экономической инфраструктуры в разных странах мира рождает все новые формы концессионных соглашений, а значит, и новые схемы проектного финансирования объектов инфраструктуры. Оценивая эффективность ПФ по схеме ВОТ и производным от нее схемам, можно утверждать, что для государства их привлекательность очевидна. Выражается это в следующем:
государство, играя важную роль в реализации проекта, не несет при этом расходов, существенно влияющих на исполнение гос. бюджета;
промежуток времени, определяемый периодом концессии;
использование механизма конкурсного отбора (тендера), переключение финансирования на частный сектор в силу его более высокой эффективности позволяют существенно повысить качество услуг, оказываемых организациями в секторе инфраструктуры;
стимулирование притока высоких технологий (в том случае, если среди участников ПФ по схеме ВОТ есть зарубежные компании) и иностранных инвестиций способствует разрешению национально значимых экономических и социальных проблем.
Что касается инвесторов, то степень эффективности схемы ВОТ зависит от выполнения следующих условий:
привлечение к разработке и реализации проекта компетентных и заслуживающих доверия строительных организаций, имеющих безупречную репутацию на мировом рынке и хорошие финансово-экономические показатели, которые могут гарантировать реализацию проекта в установленный срок и соответствие качества построенного объекта принятым стандартам;
обоснованная норма прибыли от реализации проекта и государственные гарантии того, что условия хозяйственной деятель в течение периода реализации проекта останутся неизменными; гос. гарантии до сих пор являются существенным способом хеджирования политического риска на развивающихся рынках, что особенно актуально для ВОТ-проектов в силу их долгосрочного характера (период концессии может достигать 30 лет);
отсутствие (снижение) политического влияния на процесс принятия инвестиционных решений в ходе реализации проекта.
В целом, можно выделить следующие важнейшие особенности проектного финансирования в зарубежных странах.
Финансирование проектов осуществляется при условии создания отдельного предприятия (проектной компании — Special Purpose Vehicle, SPV), что обеспечивает юридическую независимость проектной компании от спонсоров.
Реализация крупных проектов проводится с участием банковского консорциума (синдиката банков). Ведущие банки работают со спонсорами проекта в период тендера и фазы определения структуры ПФ. Кроме того, эти банки также ответственны за расширение синдиката путем привлечения к участию в кредитовании других банков.
Предоставляемые международные кредиты, как правило, ориентированы на выполнение масштабной цели проекта, например, направлены на стимулирование экспорта продукции предприятия в стране-изготовителе.
Формируются специальные методики для оценки денежных потоков от реализации проектов вследствие долгосрочного характера их финансирования. Назначаются конкретные организаторы финансирования инвестиционных проектов из экономически развитых стран (банки, международные финансовые корпорации и др.). Создаются специальные модели, предполагающие участие и ответственность государственных органов власти в реализации крупномасштабных проектов на территории данной страны (методы снижения проектных рисков; контракты на поставку продукции, поступающей от проектов; подготовку персонала для работы на вновь вводимых в действие предприятиях).
Во всем мире на протяжении последних четырех десятилетий использование механизма проектного финансирования для реализации программ в сфере развития добычи полезных ископаемых, электроэнергетики, транспортной системы и других важнейших отраслей неуклонно возрастало.
Заключение
финансирование инвестиция инфраструктурный
Международное проектное финансирование — это специфическая форма финансирования инвестиционного проекта, при котором возврат средств происходит за счет прибыли, полученной непосредственно в результате реализации проекта и при котором для мониторинга проекта создается проектная компания.
Международное проектное финансирование — механизм финансирования, при котором возврат инвестиций и получение дохода осуществляется из денежных потоков, генерируемых самим объектом, созданным в рамках проекта. Оно обладает рядом преимуществ, среди которых:
·возможность привлечения значительного дополнительного объема ресурсов для финансирования капиталоемких инвестиционных проектов,
·снижение нагрузки на балансы компаний-участников,
·распределение существенной части проектных рисков среди кредиторов, контрагентов (подрядчиков, покупателей продукции и т.д.) и прочих участников,
·возможность сохранения контроля над стратегическими активами при минимизации вложений собственных средств,
·более жесткий контроль инвесторов за результатами по сравнению с традиционным финансовым контролем государства за использованием средств,
·эффект финансового рычага, увеличивающий доходность для инвестора и включающий "налоговый щит" (кредиторы требуют вложения собственных средств в размере около 30% от общего капитала),
·транспарентность проекта (так как проект выведен в отдельную структуру, его активы и пассивы четко идентифицированы, легче установить и контролировать его затраты и доходы);
·наличие у многих международных и экспортных агентств программ по проектному финансированию с более привлекательными условиями, чем корпоративные кредиты, что позволяет привлекать значительные средства на длительные сроки.
последнее десятилетие ознаменовалось появлением новых тенденций в развитии проектного финансирования за рубежом. Во-первых, на международных рынках капитала все более значительной становится доля инвестиций, размещаемых на развивающихся рынках. крупными объектами иностранных инвестиций в последнее время стали некоторые страны Латинской Америки и Азии: Бразилия, Мексика, Аргентина, Китай и ряд других. Вместе с тем некоторые развивающиеся страны выступают и в роли экспортеров капитала. В первую очередь, это ОАЭ, Сингапур, Южная Корея, Китай и др. И хотя масштабы их деятель пока несопоставимы с аналогичными показателями промышленно развитых стран, появление новых источников капитала оказывает влияние на мировые рынки инвестиций.
Во-вторых, становится более жесткой конкуренция как за привлечение, так и за размещение инвестиций, являющихся источником проектного финансирования.
В-третьих, изменения в экономической политике правительств развивающихся стран направлены, в первую очередь, на создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов.
В-четвертых, изменился подход инвесторов к оценке факторов инвестиционной привлекательности развивающихся стран. Традиционно таковыми считались емкий внутренний Рынок, наличие природных и производственных ресурсов, дешевой рабочей силы, выход на рынки третьих стран. Вместе с тем в настоящее время инвесторы принимают в расчет новые соображения. Например, более важной становится не столько дешевизна рабочей силы, сколько ее квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.
.Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства (аналитическая записка). — Режим доступа: (HTTP://www.duma.gov.ru/).
.Ахметов, Р.Р. Проектное финансирование в коммерческих банках в российской Федерации: автореф. дис. … канд. экон. наук. — Уфа, 2010. — 21 с.
.Давыдова Л.В., Ильин И.В. Проектное финансирование в россии и в мире // Финансы и кредит. — 2009. — № 21. — С. 17-22.
.Еганян, А. Проектное финансирование с госплечом: новые тренды в инвестициях // Рынок ценных бумаг. — 2010. — № 7. — С. 28-29.
5.Зобнев, Ф. Проектное финансирование — вымирающий вид // Рынок ценных бумаг. — 2009. — № 16 (391). — С. 43-45.
.Качалин, Д.С. Построение структуры источников и направлений использования финансовых ресурсов предприятий реального сектора //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2010. — № 3 (13). — С. 58-64.
.Пилякина, В.С. Банковское проектное финансирование: сущность и система // Финансы и кредит. — 2009. — № 30 (366). — С. 63-67.
.Пыркова, Г.Х. Проектное финансирование в российской кономике//Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Научный потенциал студенчества в XXI веке". Т. 3. Экономика. — Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2010. — С. 592.
9.Родионов И.И. Проектное финансирование. — М. : ГУ ВШЭ, 2004. — 251 с.
.Русановская, Е.В. Развитие банковского проектного финансирования в россии: автореф. дис. … канд. экон. наук / Е.В. Русановская. — Саратов, 2009. — 20 с.