Учебная работа. Международно-правовые основы деятельности Таможенного союза
Международно-правовые основы деятельности Таможенного союза
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ основы ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Интеграция на региональном уровне не только является частью глобальных процессов, но и превращается в одно из основных направлений развития международного права в ХХI веке. Намерение государств, принадлежащих единому географическому региону или имеющих общие цели более тесного сотрудничества, способствует появлению многочисленных региональных организаций. СНГ является одним из примеров таких региональных организаций. Однако даже в рамках СНГ наблюдается тенденция образования более узконаправленных союзов, обусловленных центробежными силами государств. Многие из таких союзов в очень скором времени из-за неэффективности проводимой политики или же из-за недостатка финансовых средств прекратили или заморозили свою деятельность. К их числу можно отнести ОЦАС (Организация Центрально-Азиатского Сотрудничества), ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). И лишь некоторым объединениям удалось укрепить свои позиции и превратиться в региональные организации, к числу которых можно отнести ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзное ускорению интеграционных процессов было обусловлено не только стремлением государств — участников этих объединений к более тесному сотрудничеству, но и их желанием увеличить свою как экономическую, так и политическую весомость.
Интеграционные процессы на территории бывших союзных республик велись и ведутся по всем направлениям жизнедеятельности этих государств. Однако следует заметить, что одним из основных направлений интеграции и сотрудничества государств остается экономическая интеграция. Экономическая интеграция ведется и на уровне всех государств — участников СНГ, и на уровне отдельных союзов между государствами — участниками Содружества.
Таможенный союз является ярким примером более тесного, специализированного сотрудничества государств. Первые попытки создания таможенного союза были предприняты в 1995 году в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и российской Федерацией от 6 января 1995 года. 20 января того же года идентичное Соглашение было заключено уже на трехстороннем уровне с участием Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации. позже к Соглашению о Таможенном союзе присоединилась и Кыргызская Республика, и уже 29 марта 1996 года был подписан четырехсторонний договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. перечень документов, создающих международно-правовую базу для дальнейших экономических, интеграционных процессов, пополнил Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Все эти вышеназванные документы создали прочное правовое поле для образования нового экономического, интеграционного союза на пространстве СНГ. этим новым интеграционным объединением, иначе говоря новой международной организацией, на пространстве СНГ стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое объединило два крупных интеграционных проекта: таможенный союз и Единое экономическое пространство. ЕврАзЭС было создано на основе Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года. Сторонами, подписавшими учредительный документ, были Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан. В январе 2006 года к Сообществу присоединилась и Республика Узбекистан. К основным целям сообщества, как это и следует из текста учредительного документа, относятся создание и продвижение процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства. ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами таможенного союза и единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами. Предпосылками для создания ЕврАзЭС послужило создание двух крупных экономических интеграционных образований — таможенного союза и единого экономического пространства. Необходимо подчеркнуть, что и таможенный союз и Единое экономическое пространство являются составными частями ЕврАзЭС и функционируют под патронажем этой организации. В основу этих новообразований легли положения, предусмотренные договором о создании Экономического союза и Соглашением о создании зоны свободной торговли. Соглашение о создании зоны свободной торговли послужило своего рода переходным этапом к формированию таможенного союза.
Создание таможенного союза стало очень долгим и сложным процессом, обусловленным серьезными расхождениями и пробелами в национальных законодательствах государств — участников данного союза. изначально, как это и было предусмотрено в учредительном Соглашении от 1995 года, процесс создания таможенного союза планировалось осуществить в два этапа. На первом этапе перед государствами-участниками стояла задача по отмене тарифных и количественных ограничений в торговле между ними, созданию единого торгового режима, а также введению единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе государства планировали создание единой таможенной территории путем объединения таможенных территорий государств — участников трехстороннего Соглашения и осуществления единого таможенного контроля уже на внешних границах таможенного союза. В Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года говорится о том, что стороны принимают на себя обязательство завершить формирование таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство. В самом Соглашении от 1995 года на унификацию внешнеторгового, налогового, таможенного, валютно-финансового и иного законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность и создающего прочное правовое поле для функционирования таможенного союза, было предусмотрено четыре месяца. Однако государства — участники данного соглашения не уложились в предусмотренные сроки, так как речь шла об унификации таможенных пошлин, акциз и других внутренних налогов, а это процесс долгий.
В Соглашении о единых мерах нетарифного регулирования тоже говорилось о постепенном переходе к единой таможенной территории. Это же положение было отражено в совместном заявлении, где говорилось о том, что по мере формирования таможенного союза будут создаваться благоприятные условия для развития торговли между государствами, обеспечение их энергоносителями, сырьевыми ресурсами, машинно-технической продукцией, продовольственными и потребительскими товарами. В конечном счете предполагалось создание общего рынка товаров, услуг и рабочей силы, а также планировалось создание единого Платежного союза для формирования эффективной платежной системы. В 1995 году между Россией, Казахстаном и Беларусью была утверждена программа действий по реализации достигнутых договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества. С целью углубления интеграции 29 марта 1996 года между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой был подписан договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Согласно Договору предусматривалось создание таких высших органов, как Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет и Межпарламентский Комитет для более интенсивного осуществления целей и задач Договора. В Соглашении о единых мерах нетарифного регулирования, о котором уже упоминалось выше, также говорится о том, что завершение процедуры создания единой таможенной территории будет оформлено международным договором. Уместно было бы упомянуть, что по завершении первого этапа формирования таможенного союза между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством российской Федерации был подписан Протокол от 22 ноября 1995 года, где был дан полный отчет о выполнении сторонами задач, стоящих перед ними на первом этапе формирования союза.
Согласно тексту Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года таможенный союз квалифицируется как экономическое объединение государств, основанное на принципах наличия единой таможенной территории государств — участников таможенного союза и единого механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах. Под единой таможенной территорией согласно тексту договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве следует понимать территорию, состоящую из таможенных территорий сторон, применительно к которой сторонами установлен общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе.
Международно-правовую основу таможенного союза наравне с вышеназванными соглашениями составляют также договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года, а также ряд протоколов и решений, принятых и подписанных в рамках союза. Все соглашения, регулирующие основы деятельности таможенного союза, основываются на общеобязательных принципах международного права, закрепленных в Уставе ООН, в учредительных документах ГАТТВТО и т.д. За основу создания таможенного союза был взят также опыт таких международных организаций, как ЕОУС, ЕЭС, ЕАСТ.
В соответствии с учредительными соглашениями основными целями таможенного союза являются обеспечение социально-экономического прогресса своих государств путем устранения всех препятствий, обеспечение основ свободного товарообмена, добросовестной конкуренции и устойчивого развития экономики, создание в будущем Единого экономического пространства, обеспечение свободного выхода таможенного союза на мировой Рынок, а также проведение единой налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем, создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Для достижения целей таможенного союза, предусмотренных Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, стороны должны руководствоваться такими основополагающими принципами, как недопущение дискриминации, принцип взаимной выгоды, взаимопомощи, добровольности, равноправия, открытости. Данный договор является открытым для вступления любого из государств — членов СНГ, изъявивших подобное желание. Для эффективного осуществления задач, предусмотренных Договором от 26 февраля 1999 года, было принято решение создать систему органов по типу координирующих структур СНГ. Как уже выше отмечалось, таможенный союз является составной частью ЕврАзЭС, и, следовательно, роль высших органов таможенного союза была возложена на высшие органы ЕврАзЭС. К высшим органам ЕврАзЭС и по совместительству таможенного союза относятся: Межгосударственный Совет, Межпарламентский Комитет и Интеграционный Комитет, которые состоят из представителей государств — участников данного союза.
Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС и по совместительству таможенного союза, куда входят главы государств и главы правительств государств — членов организаций. Согласно Положению о Межгосударственном Совете ЕврАзЭС от 31 мая 2001 года к сфере ведения Совета относятся такие основополагающие вопросы, как: определение стратегии развития интеграционных процессов, регулирование условий взаимной торговли, регулирование таможенной политики, упрощение и унификация таможенных правил и процедур, гармонизация национальных законодательств, утверждение бюджета, учреждение вспомогательных органов организации, заслушивание докладов Интеграционного Комитета, принятие решений о приостановлении членства или о принятии в членство организации. Председатель Совета, который избирается в порядке очередности по решению Совета, обладает уникальным правом подписания международных договоров от имени ЕврАзЭС и таможенного союза, а также имеет Право представлять интересы организаций в отношениях с другими государствами и международными организациями. Решения Межгосударственного Совета носят обязательный характер.
Другим не менее важным органом в обеспечении функционирования этих организаций является Интеграционный комитет. В соответствии с учредительным Договором ЕврАзЭС Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом Организации. Интеграционный Комитет собирается на очередные заседания на уровне заместителей глав правительств не реже одного раза в три месяца, а для организации текущей работы в период между этими заседаниями создан такой орган, как Комиссия Постоянных представителей. В соответствии с Положением об Интеграционном Комитете от 31 мая 2001 года к основным полномочиям Комитета относятся: анализ интеграционных процессов на пространстве Организации, внесение предложений о взаимной торговле, таможенной политике, о гармонизации законодательств государств-членов и об упрощении и унификации таможенных правил и процедур Организации в Межгосударственный Совет, обеспечение взаимосвязи между органами Организации, контроль за исполнением решений Межгосударственного Совета и т.д. Штаб-квартира органа находится в Москве. Следует заметить, что согласно Соглашению между ЕврАзЭС и Правительством российской Федерации об условиях пребывания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС на территории Российской Федерации от 3 июля 2002 года Интеграционный Комитет признается юридическим лицом без права осуществления коммерческой деятельности на территории российской Федерации. Однако Комитет наделяется такими правами юридического лица, как право приобретать и распоряжаться движимой и недвижимой собственностью, право вести банковские счета, Право выступать в суде истцом и ответчиком.
В соответствии с этим Соглашением на помещения Комитета и на должностных лиц Комитета, не являющихся гражданами российской Федерации, распространяется определенный объем иммунитетов и привилегий. Само помещение Комитета, а также архивы пользуются полной неприкосновенностью, а также освобождаются от местных налогов и пошлин, за исключением оплаты за определенные виды эксплуатации и услуг. Имущество Интеграционного Комитета, находящееся на территории государства пребывания, пользуется иммунитетом от любой формы обыска, реквизиции, экспроприации и конфискации.
Что же касается должностных лиц, то те должностные лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и аккредитуются в государстве пребывания, обладают личной неприкосновенностью, освобождаются от всех налогов, сборов и таможенных пошлин, за исключением оплаты за перевозки и конкретные виды услуг. Предметы, предназначенные для личного пользования, освобождаются от таможенного досмотра и таможенных пошлин. Данный объем иммунитетов и привилегий распространяется и на членов их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания.
вопросами технического обеспечения и информационной поддержки Комитета занимается Секретариат.
Как уже было отмечено, Межгосударственный Совет обладает правом создавать дополнительные органы, это положение четко зафиксировано в тексте Договора от 26 февраля 1999 года, где говорится о том, что по решению Межгосударственного Совета могут создаваться и другие вспомогательные органы. Соответственно, для координации политики таможенного союза была создана Комиссия таможенного союза на основе договора от 6 октября 2007 года, заключенного между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Комиссия является единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза. Согласно Договору основной задачей этого органа является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза. В Комиссию входят по одному представителю от каждой стороны, которые работают на постоянной основе в пределах компетенции, наделенной в рамках данного Договора. К основным функциям Комиссии относятся исполнение решений, принятых высшим органом таможенного союза, то есть Межгосударственным Советом ЕврАзЭС; осуществление контроля за исполнением положений договоров, заключенных в рамках союза, государствами — участниками союза; разработка рекомендаций по формированию и функционированию таможенного союза и предоставление этих рекомендаций Межгосударственному Совету; содействие при разрешении споров и спорных ситуаций, возникших между сторонами — участниками таможенного союза по положениям соглашений, заключенных между ними; содействие обмену информацией между государствами — участниками союза относительно проделываемой работы; осуществление роли депозитария для договоров, заключенных в рамках союза. кроме рекомендаций Комиссия может принимать решения, которые носят обязательный характер. Решения в Комиссии принимаются в 2/3 голосов либо консенсусом, если решение по тому или иному вопросу подлежит такой форме принятия по Договору. Решения Комиссии могут быть обжалованы в высший орган союза. Как минимум раз в месяц проводятся очередные заседания органа. В рамках данной структуры создан Секретариат в качестве рабочего органа. Секретариат осуществляет организацию работы и информационно-техническое обеспечение работы Комиссии. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется за счет долевых взносов государств — членов организации. В самом Договоре говорится о том, что правовой статус данного органа приравнивается к статусу юридического лица, что дает нам основание утверждать о безоговорочном праве Комиссии приобретать движимое и недвижимое имущество на праве собственности и распоряжаться ею на территории государства, где разместилась штаб-квартира. Создание Комиссии в качестве наднационального постоянно действующего регулирующего органа таможенного союза является первым прецедентом на пространстве бывших союзных республик.
В настоящее время можно считать, что этап формирования таможенного союза находится на стадии завершения. 27 ноября 2009 года на очередном заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС был принят Таможенный Кодекс, который обобщил все ранее принятые соглашения в рамках таможенного союза.
За основу Таможенного кодекса таможенного союза кроме соглашений, заключенных в рамках союза, взяты также важнейшие международные договоры в сфере таможенного регулирования. К ним относятся Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года, Международная конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами и Европейская конвенция о процедуре общего транзита. новый Кодекс предусматривает организацию сквозного таможенного контроля при перемещении товаров по европейско-азиатскому коридору с использованием единых комплектов транзитных документов с едиными правилами их заполнения. В Кодексе предусмотрено взаимное признание решений таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза. На основе положений Киотской конвенции 1999 года разработана глава о взаимной административной помощи таможенных органов на единой территории таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств — участников союза. На этом же заседании президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации приняли решение о создании к 1 июля 2010 года единой таможенной территории в рамках союза и практическом начале функционирования таможенного союза с 1 января 2010 года.
января этого года в Брюсселе в штаб-квартире всемирной торговой организации (ВТО) состоялась презентация таможенного союза. Мероприятие было проведено с целью повышения информативности мирового сообщества об интеграционных процессах на пространстве СНГ.
июня 2010 года на очередном заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС главами государств было принято решение о завершении формирования единой таможенной территории таможенного союза. Можно считать, что первый этап экономической интеграции, а именно создание единой таможенной территории, завершился. Союз добился положительной динамики развития экономической интеграции на пространстве государств-участников и достиг серьезных результатов в этой сфере. В рамках таможенного союза, в отличие от других этапов экономической интеграции, а именно в отличие от зоны свободной торговли, были достигнуты такие основные цели, как:
унификация ограничительных мер, включая порядок оформления лицензий, в области нетарифного регулирования;
создание единого механизма таможенного контроля на внешних границах таможенного союза, что будет способствовать сокращению таможенных формальностей на внешних границах и их отмене на межгосударственных границах государств — участников союза;
ускорение и удешевление оборота товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю, а также сокращение технических барьеров в области такого контроля.
Создание таможенного союза привело к благоприятным последствиям не только в экономической сфере, но также и повлекло за собой ряд положительных социальных последствий. К примеру, политика прозрачности границ, сопровождающаяся упрощением визового режима, упростила порядок передвижения граждан. Создание таможенного союза также является положительной динамикой для перспективы вступления государств — участников Союза в ВТО. Однако наравне со всеми вышеперечисленными положительными факторами появления и развития Таможенного союза существует и ряд отрицательных факторов. Политика прозрачности границ если, с одной стороны, способствует упрощенному вращению товаров и перемещению лиц, то, с другой стороны, приводит к увеличению циркуляции контрафактной продукции и увеличению потока незаконной миграции. К сожалению, хотя государства и предпринимают повышенные меры безопасности на границах, однако эти процессы продолжают иметь место.
Еще одной проблемой на пространстве таможенного союза остается введение некоторых ограничений на ввоз и вывоз определенных групп товаров. Правовой основой для практики применения такого рода ограничений является Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, где говорится, что ничто не препятствует сторонам применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или открытым ограничением торговли. Именно это положение, с одной стороны, дает преимущество государствам вводить ограничительные меры во взаимной торговле исходя из соображений безопасности, с другой стороны, ставит под серьезную угрозу отношения этих государств и серьезно препятствует развитию тесного сотрудничества между этими государствами.
По завершении анализа оснований развития экономических, интеграционных процессов на пространстве СНГ, а также нормативно-правовой базы функционирования таможенного союза можно сделать вывод о том, что по своей правовой природе таможенный союз является полноправным субъектом международного права, обладающим широкой правосубъектностью, которая обуславливается правом принятия органами данной организации общеобязательных документов. Хоть таможенный союз и осуществляет свою деятельность в рамках ЕврАзЭС, однако это образование обладает всеми признаками, присущими самостоятельной международной организации, что наделяет его определенным объемом иммунитетов и привилегий, выражающихся в праве на приобретение и распоряжение движимой и недвижимой собственностью. Можно смело предположить, что дальнейшее развитие и расширение союза может превратить это объединение из союза на региональном уровне в универсальный союз, который объединит государства нескольких географических регионов и тем самым превратится в серьезную глобальную экономическую организацию.
ЛИТЕРАТУРА
таможенный союз сотрудничество государство
1. Устав СНГ от 22 января 1993 года.
. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года.
. Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года.
. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.
. договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
. Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и российской Федерацией от 6 января 1995 года.
. Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года.
. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года.
. Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.
. Положение о Межгосударственном Совете ЕврАзЭС от 31 мая 2001 года.
. Положение об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС от 31 мая 2001 года.
. Соглашение между ЕврАзЭС и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Интеграционного Комитета ЕврАзЭС на территории РФ от 3 июля 2002 года.
. Косов Ю.В. Содружество независимых Государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.В. Косов, А.В. Торопыгин. — М.: аспект Пресс, 2009. — 224 с.
. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>. [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cis.minsk.by.