Учебная работа. Международно-правовая защита данных (информации) дистанционного зондирования Земли из космоса

Международно-правовая защита данных (информации) дистанционного зондирования Земли из космоса

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДАННЫХ (ИНФОРМАЦИИ) ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ ИЗ космоса

Метод дистанционного зондирования Земли из космоса (далее — ДЗЗ) первоначально использовался лишь в космической метеорологии. Однако в последующем специалисты обнаружили, что космические данные представляют ценность не только для метеорологии, но и для геодезии, картографии, сельского хозяйства. например, на снимках из космоса обобщаются детали ландшафта, с которыми связано образование многих месторождений полезных ископаемых. естественно, такие данные значительно облегчают их поиск непосредственно на Земле. Постепенно космические аппараты все в большей степени стали оснащаться специальной аппаратурой дистанционного зондирования Земли. Так возникло одно из важнейших направлений использования космоса — изучение нашей планеты с помощью метода дистанционного зондирования.

Согласно определению, разработанному Научно-техническим подкомитетом Комитета ООН по космосу, под ДЗЗ понимаются «наблюдения и измерения энергетических и поляризационных характеристик собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы Земли в различных диапазонах электромагнитных волн, способствующие описанию местонахождения, характера и временной изменчивости естественных природных параметров и явлений, природных ресурсов Земли, окружающей среды, а также антропогенных объектов и образований» [2, c. 8]. При осуществлении ДЗЗ используется свойство любого объекта или пространства с температурой выше абсолютного нуля (-273 °С) излучать или отражать электромагнитную энергию в четырех спектральных диапазонах: ультрафиолетовом, видимом, инфракрасном и микроволновом [11, c. 9].

По информации американского ученого Р.Уильямсона данные ДЗЗ на сегодняшний день широко используются в таких сферах, как сельское хозяйство, оценка и реагирование на стихийные бедствия, мониторинг окружающей среды, разведка (военная, политическая, промышленная), оценка страховых рисков, геодезия и картография, планирование и ведение военных действий, управление природными ресурсами, новости, развлечения, экономическое планирование, наука [16, c. 166].

Исследованию правовых аспектов деятельности по ДЗЗ посвящен ряд трудов как советских, так и зарубежных ученых. Из работ советских ученых хотелось бы особо отметить монографию В.Д.Бордунова и В.Н.Маркова «Космос. Земля. Право» [2], в которой всесторонне рассматриваются политико-правовые аспекты такого тогда еще нового вида деятель по исследованию и использованию космического пространства, как ДЗЗ. Внимания заслуживает также работа В.М.Постышева «Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы)» [6], посвященная роли развивающихся стран в использовании космического пространства, в том числе, что представляется особо актуальным для Республики Беларусь, международно-правовому положению государств, приступающих к осуществлению собственных космических программ и прикладному использованию космического пространства. Труды таких зарубежных исследователей, как Ф.Фиорио (Италия) [11], С.Горов (США) [13], В. фон Крис (ФРГ) [14] и уже упоминавшегося Р.Вильямсона также посвящены исследованию различных правовых аспектов ДЗЗ. Что же касается работ, в которых рассматривается непосредственно правовой статус данных ДЗЗ, то из зарубежных авторов данным вопросом занимались такие ученые, как М.Меджиа-Кайзер (Мексика) [15], Ф.Годра и Ф.Туиндэ (Франция) [12]. Отдельные аспекты защиты данных ДЗЗ затрагивал в своих работах аргентинский юрист-международник Х.М.Фильхо [10]. Приходится констатировать, однако, что на сегодняшний день отсутствуют как труды отечественных ученых, так и русскоязычные исследования в целом, касающиеся проблемы, рассмотренной в данной статье.

Целью исследования является анализ международно-правовой защиты данных ДЗЗ на современном этапе и формулирование ряда предложений, способствующих повышению такой защиты в будущем, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему развитию деятельности по ДЗЗ и привлечению инвестиций в данную отрасль. На примере Директивы 96/9 Европейских Сообществ «О правовой защите баз данных» от 11.03.1996 г. [9] рассматривается один из возможных вариантов построения эффективного механизма защиты данных ДЗЗ на мировом уровне.

Современный этап развития ДЗЗ характеризуется в первую очередь значительной коммерциализацией данной области деятельности в космическом пространстве. Рынок космических данных ДЗЗ, по нашему мнению, ожидает неуклонный рост. В соответствии с результатами совместного исследования национального аэрокосмического агентства США (NASA) и Американского общества фотограмметрии и дистанционного зондирования общий объем продаж данных ДЗЗ должен вырасти с 3 миллиардов долларов в 2003 году до 6 миллиардов в 2012-м [7]. возникновение новых областей применения данных ДЗЗ и создание на основе таких данных продукции с добавленной стоимостью будет являться катализатором ускорения спроса на данные дистанционного зондирования с коммерческих спутников.

Коммерциализация космической деятельности, появление ее новых видов и организационных форм ставят новые задачи перед международным правом. Если раньше частные компании, например в США, были в целом удовлетворены развитием законодательства, регулирующего использование космического пространства и космической техники, то сейчас ситуация начала постепенно меняться. Для того чтобы планировать инвестирование значительных ресурсов в деятельность по прикладному использованию космического пространства, частному бизнесу требуются предсказуемые международные «правила игры», т.е. четкие и недвусмысленные международно-правовые нормы, национального законодательства становится уже недостаточно. Представители промышленных кругов, ученые поднимают целый ряд вопросов: какой правовой защищенностью обладают коммерческие данные дистанционного зондирования, будет ли деятельность частных систем ДЗЗ регулироваться международным правом, если, например, частные системы спутников возьмут на себя функцию сбора конфиденциальной промышленной или личной информации [6, c. 41]. вопросом первоочередной важности для зондирующих государств и частных компаний, осуществляющих деятельность по ДЗЗ, является закрепление на международно-правовом уровне статуса данных ДЗЗ и создание механизма защиты прав интеллектуальной собственности в отношении данных ДЗЗ.

Говоря о правовом статусе данных ДЗЗ, необходимо отметить, что адекватное правовое регулирование данного вопроса является, по нашему мнению, важнейшей предпосылкой дальнейшего развития деятельности по ДЗЗ. В обоснование данного тезиса можно привести несколько соображений. Структура международного рынка данных ДЗЗ на сегодняшний день демонстрирует дуализм интересов основных участников этого рынка. космический сегмент контролируется в основном государственными органами и организациями, руководствующимися в первую очередь соображениями публичного интереса. Что же касается частных компаний, ориентированных на извлечение прибыли, то они доминируют в наземном секторе.

специфическая структура рынка усложняется еще и тем, что около 80 % спроса на данные ДЗЗ порождается государственными органами и организациями [12, с. 352]. Это означает, что, во-первых, космический сегмент ДЗЗ финансируется в первую очередь из бюджетных средств, и, во-вторых, на те же бюджетные средства приобретаются данные ДЗЗ. Несомненно, такое положение дел возлагает серьезное финансовое бремя на соответствующие государства. Единственной реальной возможностью для государств снизить бюджетные затраты на ДЗЗ является стимулирование коммерциализации в этой области. Для этого, однако, необходимо возникновение спроса на данные ДЗЗ со стороны частного сектора.

Существует ряд требований, выполнение которых, по нашему мнению, будет способствовать стимулированию роста частного рынка данных ДЗЗ. С правовой точки зрения таким требованием является скорейшее урегулирование вопроса защиты и распространения данных ДЗЗ. частный сектор начнет инвестировать в ДЗЗ в значительных объемах только тогда, когда будет уверен в существовании надежной правовой защиты своих инвестиций.

В настоящее время устоявшейся практикой среди операторов ДЗЗ стало распространение данных ДЗЗ посредством заключения контрактов между операторами (поставщиками) и пользователями. Такие контракты имеют силу только в отношениях между их сторонами [15, c. 499]. Что же касается защиты данных ДЗЗ существующей системой охраны авторского права, то необходимо учитывать следующее. Ст. 2.1 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. гласит, что «термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены» [3]. Ст. II всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. также определяет в качестве объекта охраны «выпущенные в свет» и «не выпущенные в свет» произведения [4]. Будучи правом интеллектуальной собственности, авторское право защищается лишь тогда, когда произведение удовлетворяет определенным критериям, установленным соответствующими национальными нормативными актами. При этом точный перечень объектов интеллектуальной собственности определяется национальным законодательством и не может быть изменен по соглашению сторон. Так, в соответствии со ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь к объектам интеллектуальной собственности относятся произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания, а также другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами [5].

Анализ данных положений гражданского кодекса Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что авторское Право распространяется на произведения, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности, т.е. результатом творческого воздействия человека на объект такой деятельности.

В международном праве выделяют три вида данных ДЗЗ [2, с. 6], а именно:

) первичные данные, собираемые космическими спутниковыми системами ДЗЗ;

) обработанные данные, полученные в результате приведения первичных данных в пригодный для восприятия формат;

) проанализированная информация, полученная в результате интерпретации обработанных данных.

Степень творческого вмешательства человека различна применительно к каждому из этих видов [15, c. 500].

Сбор первичных данных осуществляется автоматически большинством спутниковых систем ДЗЗ. Полученные данные пересылаются на землю посредством электромагнитных сигналов. Эти данные состоят из набора числовых матриц в цифровой форме. Благодаря использованию нескольких фильтров при наблюдении одной и той же территории один снимок может состоять из нескольких числовых матриц. Обработка первичных данных осуществляется также автоматически при помощи специального программного обеспечения. На этом этапе данные автоматически уточняются посредством внесения дополнительной информации, такой, например, как географические координаты, поправки и т.п. Обработанные данные также представляют собой сложные наборы цифр, подлежащие анализу специалистами [15, c. 501].

Анализ обработанных данных осуществляют высококвалифицированные специалисты. На этом этапе данные из других источников вносятся в наборы цифр. Что и каким образом включать определяется в каждом конкретном случае в зависимости от целей анализа. Вмешательство человека на данном этапе необходимо, так как каждые анализ и интерпретация уникальны и не могут осуществляться автоматически.

Интерес в данном контексте представляет опыт европейского Союза (далее — ЕС). 11 марта 1996 г. Европейский Парламент и Совет ЕС приняли Директиву о правовой защите баз данных [9] (далее — Директива). Новаторские концепции, на которых основывается рассматриваемая Директива, представляют Интерес не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Во-первых, целесообразной представляется рецепция национальным законодательством Республики Беларусь ряда положений указанной Директивы как наиболее, по нашему мнению, эффективного на сегодняшний день правового инструмента, обеспечивающего защиту данных ДЗЗ посредством распространения на них правового режима баз данных. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 11 Директивы Совет ЕС по предложению Комиссии ЕС вправе заключать с государствами, не являющимися членами ЕС, соглашения, распространяющие защиту, предоставленную Директивой, на базы данных, созданные в таких государствах. В этой связи можно рекомендовать Министерству иностранных дел Республики Беларусь рассмотреть целесообразность проведения переговоров относительно заключения такого соглашения. Представляется, что заключение соглашения с ЕС о взаимной защите баз данных в значительной мере стимулирует активность европейских инвесторов на зарождающемся в нашей республике рынке данных ДЗЗ, что, в свою очередь, будет способствовать росту национальной экономики и развитию такой наукоемкой отрасли как ДЗЗ. С другой стороны, данные ДЗЗ, полученные Республикой Беларусь, будут пользоваться адекватной защитой на общем рынке ЕС.

С учетом вышеизложенного анализ положений Директивы представляется весьма актуальным.

база данных определяется в Директиве как «собрание независимых произведений, данных или иных материалов, организованных систематическим образом и индивидуально доступных благодаря электронным или иным средствам доступа» [п. 2 ст. 1]. При этом Директивой установлено, что защита предоставляется базам данных в любой форме.

Рассматриваемая Директива предлагает два способа защиты от неправомерного извлечения или использования содержимого базы данных: авторское Право и т.н. право sui generis (право особого рода). В соответствии с режимом авторского права базы данных в силу отбора данных, входящих в базу, или систематизации таких данных представляют собой творческое произведение автора. Необходимо отметить, что данный способ защищает лишь структуру базы данных, в то время как эстетический и качественный аспекты баз данных защите не подлежат.

В соответствии с правом sui generis создателя базы данных Право создателя на защиту от несанкционированного извлечения или использования содержимого базы данных в целом или его значительной части возникает, если создатель базы докажет, что он произвел существенные (с качественной или количественной точки зрения) вложения в получение данных, их верификацию или представление содержимого базы. Таким образом, требование «творческого вклада» в данном случае отсутствует. Право sui generis применяется параллельно с авторским правом, если база данных удовлетворяет требованию наличия творческого вклада автора. Если же данное требование не выполнено, но база данных является результатом существенных вложений, Право sui generis само по себе обеспечивает эффективную защиту [п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 7].

Для целей Директивы понятие «база данных» включает не только собрание литературных, художественных или музыкальных произведений, но и собрания иных материалов, таких как звуки, изображения, числа и данные [п. 17 преамбулы]. В этой связи возникает следующий вопрос: является ли сложная цифровая матрица первичных или обработанных данных ДЗЗ базой данных? Если речь идет о сложности как таковой, то некоторые виды первичных и обработанных данных вполне подходят под определение, данное Директивой. другим критерием может служить количество экспозиций, сделанных для получения изображения. Могут ли данные, полученные из одного снимка, рассматриваться как независимые?

На деле ситуация еще более сложна, поскольку спутники ДЗЗ, как правило, делают снимки сериями, которые впоследствии комбинируются, например, для получения стереоскопического изображения. В конце концов весьма проблематично сравнивать данные ДЗЗ с отдельной записью, аудиовизуальным, кинематографическим, литературным либо музыкальным произведением, которые, несомненно, не могут рассматриваться в качестве баз данных, поскольку процесс создания числовых матриц для первичных и обработанных данных уникален.

основным вопросом, таким образом, является следующий: каковы должны быть количество элементов и их размер для того, чтобы их совокупность рассматривалась как база данных? В случае с первичными и обработанными данными ДЗЗ необходимы критерии для различения зависимых и независимых данных. В ходе работы по подготовке вышеуказанной Директивы Комиссия ЕС пришла к выводу о том, что такие критерии должны устанавливаться в каждом отдельном случае [15, с. 504].

Как уже отмечалось в настоящей статье, для предоставления защиты в соответствии с правом sui generis необходимо, чтобы получение данных, их верификация или представление содержимого базы данных являлись результатом значительных финансовых вложений. Не вызывает сомнения тот факт, что сбор первичных данных и их обработка требуют значительных затрат времени и средств. Таким образом, представляется уместным рассматривать первичные и обработанные данные ДЗЗ в качестве баз данных, как они определяются анализируемой Директивой.

необходимо обратить внимание еще на один аспект. В соответствии со ст. 1 Директивы защита распространяется на базы данных в любой форме. следовательно, защита распространяется как на первичные данные, временно хранимые на борту спутника ДЗЗ, так и на базы данных, которые по своей природе не могут быть зафиксированы в материальной форме, а немедленно передаются со спутника на наземную станцию посредством электромагнитных сигналов [15, с. 504]. В Директиве отсутствует прямое указание на то, что база данных должна быть зафиксирована в материальной форме для распространения на такую базу данных защиты. Тем не менее преамбула Директивы гласит, что «данная Директива касается баз данных, в которых произведения, данные или иные материалы организованы систематически; физическое хранение указанных материалов в определенном порядке не является необходимым». Данное положение позволяет сделать вывод о том, что наличие материального места хранения не является необходимым для предоставления защиты.

П. 2 ст. 3 Директивы предусматривает, что авторское право на базы данных не распространяется на их содержимое. Кроме того, Директива гласит, что Право sui generis не является ни распространением авторского права на факты и данные, содержащиеся в базе данных, ни основанием для возникновения каких-либо новых прав на произведения, материалы или сами данные. Однако все же необходимо обратить внимание на то, что Право sui generis косвенным образом защищает содержимое базы данных, поскольку запрещает несанкционированное извлечение и использование такого содержимого.

Что касается срока защиты, то Директива устанавливает следующее. Для тех баз данных, которые соответствуют требованиям творческого вмешательства человека, срок защиты приравнивается к сроку защиты литературных произведений. В праве Европейских Сообществ этот срок составляет 70 лет с момента смерти автора [1, с. 487]. Что же касается баз данных, защищенных правом sui generis, срок защиты в соответствии со ст. 10 Директивы составляет 15 лет со дня создания базы данных либо с момента ее опубликования.

Статья 11 Директивы возлагает на Совет ЕС обязанность проводить переговоры с третьими странами относительно заключения договоров, распространяющих защиту правом sui generis на базы данных, созданные в этих третьих странах.

На практике до настоящего времени положений, содержащихся в частных контрактах, было достаточно для предотвращения несанкционированного копирования первичных и обработанных данных. На сегодняшний день не зафиксировано систематических нарушений авторского права пользователями данных ДЗЗ. Но означает ли это, что данные ДЗЗ не нуждаются в большей правовой защите? Представляется, что это не так. например, на протяжении последних лет Европейское космическое агентство (ЕКА) передавало пользователям продукты ДЗЗ посредством электронной почты [15, с. 497]. Эти данные стали подвержены угрозе хакерских атак. С учетом этой новой угрозы защиты посредством частных контрактов становится уже недостаточно.

По нашему мнению, необходимо, чтобы данные ДЗЗ подлежали адекватной правовой защите на международном уровне. В частности, такая защита должна способствовать осуществлению контроля над оборотом данных. Это единственный способ стимулировать рост инвестиций в данные ДЗЗ, поскольку с каждой сделанной копией ценность данных падает, что, разумеется, отрицательно влияет на интересы поставщика данных. кроме того, правовая защита необходима еще и потому, что в ближайшем будущем космический сектор будет, по нашему мнению, продолжать финансироваться в основном из бюджетных средств, а частные компании, несомненно, будут осуществлять инвестиции в наземный сектор только при наличии надлежащих правовых гарантий.

принципиальный вопрос состоит в том, каково должно быть правовое регулирование оборота данных ДЗЗ, чтобы соответствовать требованиям, возникающим в связи с приватизацией данной отрасли. Во-первых, все стадии производства данных ДЗЗ должны пользоваться адекватной правовой защитой. Это обеспечит справедливое распределение прибыли. Так, например, в настоящее время в случае незаконного приобретения первичных данных ДЗЗ и их последующих обработки и анализа возникнет авторское право лица, осуществившего такие обработку и анализ, тогда как оператор спутниковых систем, осуществивший огромные вложения в получение данных, не получит никакой прибыли. Кроме того, на наш взгляд, необходима защита данных, обращающихся в киберпространстве, например, в сети Интернет. Это еще один аргумент в пользу гармонизации правового регулирования оборота данных ДЗЗ на международном уровне.

наиболее целесообразным, таким образом, видится создание системы универсальной защиты данных ДЗЗ. Преимуществом данного варианта является то, что инвесторам не придется рассчитывать исключительно на решения национальных судов и арбитражных трибуналов для защиты своих данных. Необходимой представляется разработка общего механизма защиты электронной информации. Такой механизм должен представлять собой систему, единую для всех видов электронной информации. Общим для данного вида информации является то, что она организована в файлах. следовательно, новая правовая система должна защищать Инвестиции в создание электронных файлов вне зависимости от содержимого таких файлов. Право на электронный файл не должно вместе с тем вступать в противоречие с правом на содержимое файла. Таким образом, как только файл распечатан или передан по радио либо телевидению, защита этих произведений будет осуществляться в рамках авторского права и смежных прав.

Как представляется, необходимо создать общую международно-правовую систему защиты электронных продуктов с тем, чтобы сформировать среду, благоприятную для роста частных инвестиций в системы ДЗЗ и таким образом облегчить бремя государственных расходов в этой отрасли. Концепция, заложенная в Директиве ЕС 96/9, может послужить основой для разработки такой системы защиты данных ДЗЗ.

космический дистанционный зондирование международный

ЛИТЕРАТУРА

. Бордунов, В.Д. Космос. Земля. Право / В.Д. Бордунов, В.Н. Марков. — М.: «Международные отношения», 1978.

. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. // Международное частное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

. всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. // Международное частное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

. гражданский кодекс Республики Беларусь // КонсультантПлюс: Беларусь. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2006.

. Постышев, В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). — М.: Наука. — 1990.

. Прогнозируется рост рынка коммерческих спутниковых данных дистанционного зондирования [электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>8. Deekshatulu, B.L., Raghu Venkataraman, V., Chandrasekhar, M.G. Overview of the Legal Aspects of the Remote Sensing / B.L. Deekshatulu, V. Raghu Venkataraman, M.G. Chandrasekhar // Recent Trends in International Space Law and Policy. — New Delhi, 1995. P. 221-253.

. Directive 96/9/EC of the European parliament and of the Council of 11 March 1996 on the legal protection of databases [Electronic Resourse]. — Mode of access: #»justify»>. Filho, J.M. A Remote Sensing Convention for the Advancement of Space Law / J.M. Filho // Proceedings of the Forty-Sixth Colloquium on the Law of Outer Space, Bremen, Germany, 29 Sept. — 3 Oct. 2003. — American Institute of Aeronautics and Astronautics, 2003. — P. 63-73.

. Fiorio, F. Remote Sensing of the Earth from Space / F. Fiorio. — «UNITAR News», 1973, № 2. P. 8-10.

. Gaudrat, Ph., Tuinder, P.H. The Legal Status of Remote Sensing Data: Issues of Access and Distribution / Ph. Gaudrat, P.H. Tuinder // Outlook on Space Law over the Next 30 Years. — Kluwer Law International, 1997. — P. 351-360.

. Gorove, S. The United Nations Principles on Remote Sensing: Focus on Possible Controversial Issues // Developments in Space Law. Issues and Policies. / S. Gorove. — Dordrecht, 1991. — P. 303-311.

. Kries, W. Towards a new remote sensing order? // Space Policy, vol. 16 n. 3, Aug. 2000. — P. 161-169.

. Mejia-Kaiser, M. Satellite Remote Sensing Data in Databases: Copyright of sui generis Protection in Europe // Annals of Air and Space Law. — Paris, 1997. — P. 495-504.

. Williamson, R.A. Legal and Policy Issues in Satellite Remote Sensing // «Project 2001». — Legal Framework for the Commercial Use of Outer Space. — Berlin, 2001. — P. 165-177.

Учебная работа. Международно-правовая защита данных (информации) дистанционного зондирования Земли из космоса