Учебная работа. Международная миграция рабочей силы
международная миграция рабочей силы
Введение
Темой данной курсовой работы является
международная миграция рабочей силы.
международная миграция рабочей силы бывает
различных видов и форм, имеет собственную историю и центры. Возникающая под
влиянием как положительных, так и отрицательных факторов, она является причиной
как укрепления межгосударственных отношений и связей, так и возникновения
межнациональных конфликтов.
Международное сообщество еще совсем недавно не
ощущало непосредственно размеры, последствия и особенного роста миграционных процессов
на международном уровне. сейчас же оно столкнулось с острой необходимостью
объединения усилий многих стран по направлению на разрешение конфликтных
ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Актуальность данной темы бесспорна, так как это
явление широко распространено в нынешнее время по всему миру. международный
рынок рабочей силы, наряду с международным рынком товаров и услуг, является
неотъемлемой частью международных экономических отношений, затрагивает
практически все страны и народы мира, а также имеет постоянно увеличивающиеся
масштабы. Задачами данной курсовой работы является:
· выявление сущности мирового рынка рабочей силы;
· определение основных понятий,
необходимых в данной теме;
· краткое описание крупных центров притяжения
мигрантов;
· формирование основных особенностей;
· выявление причин и последствий, как
положительных, так и отрицательных для обеих сторон, возникновения миграции.
В работе будет рассмотрена проблема «утечки
мозгов» из россии, ее причины и последствия и предложены пути ее решения.
Глава 1. Мировой Рынок рабочей силы
.1 Сущность мирового рынка рабочей
силы
Мировой Рынок рабочей силы — это важная часть
всемирных экономических отношений, сформировавшаяся в XIX в., представляет
собой перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью
поиска более выгодных условий для труда или проживания, чем в родной стране,
из-за культурных, семейных и этнических причин, а также причин правового,
национального, психологического, гуманитарного, расового, экологического и
религиозного характера.
Он формирует разнонаправленные потоки трудовых
ресурсов: эмиграцию и иммиграцию — два встречных явления, включаемые в
международную миграцию рабочей силы.
Иммиграция населения — въезд населения одной страны
в другую на постоянное или временное проживание, рассматриваемый по отношению к
стране, куда въезжают мигранты. [8]
Эмиграция — переселение из одной страны в другую
по политическим, экономическим, личным обстоятельствам. Указывается по
отношению к стране, из которой эмигрируют. Возвращение эмигрантов на родину
называется реэмиграцией. [9]
Разницу между уровнем иммиграцией и эмиграцией в
стране принято называть миграционным сальдо.
Выделяют следующие пять основных направлений
международной миграции рабочей силы:
) из развивающихся стран в промышленно
развитые страны;
2) в рамках промышленно развитых стран;
) между развивающимися странами;
) из бывших социалистических стран в
промышленно развитые страны (схожа с миграцией из развивающихся стран в промышленно-развитые);
) миграция научных работников,
квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся
страны. [19]
Мировые центры рабочей силы:
) Районы нефтедобывающих стран Ближнего
Востока, которые сформировались в 70-х годах. К началу 90-х годов число
иностранных рабочих оставляло более 4,5 млн человека, а местных всего 2 млн;
2) Страны Западной Европы, где рабочая сила
мигрантов используется на постоянной основе. Доля иностранцев на опасной,
грязной и не престижной работе здесь доходит местами до 70%;
) США, в которых трудовые ресурсы
исторически сложились за счет иностранных рабочих. Состав иммигрантов здесь
около 5% от всей рабочей силы;
) Латинская Америка, где иммигранты
прибывают в основном в Венесуэлу и Аргентину, испытывающих острую нехватку
инженеров-химиков, фермеров и нефтяников. большинство мигрантов, общее число
которых составляет около 3 млн. человек, латиноамериканцы;
) Страны Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР), такие как Бруней, Япония, Пакистан, Сингапур, Тайвань. характерными
формами миграции являются регулируемая, нелегальная и транзитная
профессиональная;
) Австралия, ориентированная на
ассимиляцию иммигрантов (в первую очередь делающих Инвестиции в экономику) и
стимуляцию развития бизнеса в стране по средствам проводимой миграционной
политики. За счет привлечения женщин из других стран решается проблема
рождаемости;
) Африканский центр, где межстрановая
миграция составляет приблизительно 2 млн. человек. Африканский рабочий рынок
сложился в основном вокруг богатейшей страны континента — ЮАР, где высок
процент нелегальных рабочих (в большинстве своем выходцы из Анголы и
Мозамбика). [5,
c.136]
Поставщикам рабочей силы Европе стали менее
развитые страны: Италия, Португалия, Греция. [9, c.200]
Существует пять основных видов мигрантов,
разработанных МОТ (международной организацией труда):
) рабочие по контракту со строго оговоренным
сроком пребывания последних в принимающей стране. В большинстве представляют
собой сезонных рабочих, малоквалифицированных или неквалифицированных рабочих,
занятых подсобными работами;
2) профессионалы с высоким уровнем
подготовки, практики и образования (сюда же относят студентов, профессоров и
преподавателей);
) нелегальные иммигранты, лица с
просроченной визой;
) переселенцы;
) беженцы.
Существует несколько видов трудовой миграции:
) безвозвратная — переезд на постоянное
место жительства (ПМЖ);
2) временно-постоянная — срок выезда
колеблется от одного года до шести лет (большинство современных трудовых
миграций относятся к этой категории);
) нелегальная;
) сезонная — для работ в хозяйственных
отраслях с сезонным характером;
) маятниковая — ежедневные переезды из
страны в страну и обратно;
) «утечка умов» — односторонняя миграция
научно-технических кадров. [5,
c.136]
показатели, которые фиксируются в платежном
балансе, являются наиболее приемлемыми количественными показателями
международного перемещения трудовых ресурсов и классифицируются по трем
статьям:
) Трудовой Доход или выплаты занятым —
зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой (сюда же включаются выплаты
резидентом в страховые, пенсионные и другие фонды, связанные с наймом на работу
нерезидента), выплаченные резидентами частным лицам-нерезидентам за выполненную
для них работу. Лицами-нерезидентами являются рабочие иностранные, сезонные, из
приграничных зон и местный персонал иностранных посольств;
2) Переводы работников — пересылка денег и
товаров (с учетом оценочной стоимости) между мигрантами и их родственниками с
родины;
) Перемещение мигрантов — имущество
мигрантов, выраженное в качестве оценочного денежного эквивалента. [11]
Разница между этими статьями заключается в том,
что в первой статье учитываются доходы нерезидентов, в двух остальных доходы и
расходы резидентов.
Особенности миграции:
1) Главной особенностью является значительный
и постоянный рост масштабов миграции, увеличение срока пребывания мигранта в
принимающей стране, и вовлечение в ее процесс различных народов практически со
всех континентов. В 90-е годы межъевропейская миграция составила 6 млн. человек. Это число
в 5 раз превышает миграцию 60-х годов. В настоящее время в Западной Европе
насчитывается больше 7 млн.
детей иностранных работников (самой уязвимой демографической группы,
представляющих кандидатов в преступники, безработных и бездомных). Несмотря на
закон об обязательном получении образования всех детей в принимающих странах,
дети мигрантов плохо посещают или не посещают вообще школьные и дошкольные
общеобразовательные учреждения. Это являет за собой плохое знание языка,
традиций и обычаев принимающей страны, постоянную неуверенность и
незащищенность семей мигрантов, и низкий социально-экономический статус. Такое
положение усугубляет трудности интеграции подрастающего поколения в
экономическую и социальную макросистемы. однако она необходима из-за того, что
мигранты старшего и в особенности младшего поколений становятся основной
составляющей трудовых ресурсов многих развитых стран мира;
2) Возникновение миграции в менее развитые
страны из более развитых. Этот процесс растет с начала 80-х годов, хотя еще в
50-70-е года XX века
миграция шла в основном в обратном направлении;
) несмотря на вышеизложенный факт,
мировыми центрами притяжения трудовых ресурсов продолжают быть промышленно
развитые страны;
4) Значительное увеличение нелегальной
миграции. Это связано с увеличением доли теневой экономике в мире. В Греции,
например, 300-350 тыс.
человек работают без разрешения властей, это оборачивается для государственной
казны потерей огромных сумм денег в виде неоплаченных налогов;
) преобладание молодых людей среди
трудящихся-мигрантов преимущественно рабочих профессий;
) Формирование круга государств,
«специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов. такими странами
являются Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания и многие другие страны с
переходной экономикой. Так, бывшая Югославия сделала валюту конвертируемой в
значительной степени благодаря тому, что ее казна периодически пополнялась за
счет трудовых переводов из-за рубежа. [17]
1.2 причины и последствия
возникновения миграции рабочей силы
В основном миграция осуществляется из
развивающихся стран в промышленно-развитые, реже между развитыми странами.
основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньше мере служащие и
научно-технические кадры (чаще всего в Западную Европу и США).
В наши дни международная миграция рабочей силы,
вызванная относительным перенаселением и недостатком рабочих мест в десятках
слаборазвитых стран и районов мира, приняла большие масштабы, чем раньше. Она
возникает, как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим
регулированием.
существуют различные причины миграции рабочей
силы. основными являются: миграция рабочий трудовой
международный
Различия в экономическом и техническом развитии
стран;
) Безработица (считается важнейшим фактором
увеличения миграции, особенно в слаборазвитых странах);
2) Военные действия;
) Повышение уровня жизни;
) Голод;
) Природные и социальные коллизии;
) профессиональная мобильность;
) Причины личного характера.
старая миграция — миграция населения,
относящаяся к периоду, начинается с эпохи Великих географических открытий (XV
— XVII вв.) и длится
вплоть до Первой мировой войны.
Европейскими государствами было захвачено
огромное количество территории, создавая тем самым мировую колониальную
систему. Необходимость поддержания порядка эксплуатации и организации
аборигенов, населявших захваченные территории, стала причиной массового
заселения Америки. одновременно с этим произошла колонизация Австралии, Новой
Зеландии, Африки, а так же крупных регионов Азии. Вместе с добровольными
мигрантами к освоению земель привлекались и вынужденные мигранты (насильно завезенные
в США африканские негры, ссыльные английские каторжники, этапированные
заключенные европейских государств).
Создание нового типа производственных сил и
возникновение новых типов миграции произошло во времена Промышленного
Переворота (конец XVII
— начало XIX вв.).
Утрачены черты принуждения.
В конце XIX
века и в первой половине XX
США, в которой быстрыми темпами развивалась промышленность, испытывала острую
нехватку рабочей силы, привлекая тем самым потом мигрантов из стран Европы.
Переселения носили преимущественно добровольный характер.
Новая миграция — миграция со второй половины XX
века, связанная с ликвидацией колониальной системы странами социализма,
поддержавшими подъем национально-освободительного движения. основными причинами
являются в основном экономические и военно-политические.
Создание неоколониализма с сохранившимися
экономическими и политически неуравновешенными отношениями обеспечило
индустриальным государствам усиление эксплуатации почти всех стран третьего
мира. Это привело к возникновению особой группы стран золотого миллиарда, в
которые входят преуспевшие страны Западной Европы, Северной Америка, а также
Япония. Определяющим фактором является численность населения.
страны золотого миллиарда потребляют около 75%
всех сырьевых ресурсов мира. Этот факт, а также эксплуатация иностранных
рабочих послужили причиной большого ВНП на душу населения — более 30 тыс.
долларов США в год (тогда как в остальных странах мира эта цифра равняется 500
— 5 тыс. долларов США). Этот разрыв постоянно растет.
Популяризация стран золотого миллиарда растет,
являясь причиной возникновения на разных полюсах общества потребления и
достатка и общества нищеты и голода. Естественно, что высокое качество жизни
индустриальных стран притягивает мигрантов, в то время как нищета родных стран
отталкивает. Отсюда возникает стремление миллионов людей «уйти туда, где
лучше».
В период второй мировой войны были убиты
миллионы людей. Это, а также нарушение воспроизводства населения из-за смерти
огромного количества мужчин фертильного возраста, послужило причиной нехватки
рабочей силы в послевоенный период в странах Западной Европы. Выходом из
затруднительного положения стали предложения демобилизованным войнам постоянное
или временное проживание в метрополии, а так же поощрение переезда
трудоспособных мужчин с гарантиями дальнейшего трудоустройства. [14]
Последствия международной миграции рабочей силы
у стран, принимающих рабочую силу, и стран экспортирующих ее существуют как
положительные, так и отрицательные.
преимущества для принимающих рабочую силу стран
заключаются в следующем:
) Повышение конкурентоспособности товаров,
производимых в стране, из-за снижения издержек производства;
2) Стимулирование роста производства за
счет иностранных рабочих, предъявляющих спрос на товары и услуги;
) Рост дополнительной занятости
населения;
) Экономия на зарплате;
) Экономия при затратах на образование и
профессиональную подготовку работников, пенсионные отчисления и социальные
программы у стран, принимающих квалифицированную рабочую силу;
) иностранные рабочие часто являются
амортизаторами при безработице и кризисах;
) Улучшение демографической картины в
странах, страдающих старением.
К негативным последствиям можно отнести:
) Напряженность в обществе из-за борьбы за
рабочие места, как следствие увеличение уровня преступности в стране;
2) Вытеснение мигрантами коренных жителей;
) Социальная напряженность;
) Межрасовые неприязни.
преимущества для экспортирующих рабочую силу
стран заключаются в следующем:
) Экспорт рабочей силы является важнейшим
источником поступления в страну свободно конвертируемой валюты (СКВ);
2) Уменьшение безработицы в
стране-экспортере и сокращение ее социального обслуживания;
) Уменьшение давления избыточных трудовых
ресурсов;
) Уменьшение социальной напряженности в
стране-экспортере;
) Знакомство с новыми технологиями и
методами управления для страны-экспортера;
) Страна получает валютные переводы от
работающих за границей граждан;
) Бесплатное обучение рабочей силы новым
профессиональным навыкам.
К негативным последствиям относятся:
) «Утечка умов»;
2) Отток из страны рабочих ресурсов
наиболее трудоспособного возраста. [12]
Глава 2. проблема «утечки мозгов» из
России
.1 Причины
интеллектуальная миграция в процессе
глобализации мировой экономики множества стран становится все более и более
важным фактором социального, демографического и экономического развития.
успешная адаптация научных открытий и разработок
к особенностям отдельных стран, к требованиям мирового рынка, модернизации
технической базы развития общества подразумевает под собой наличие
высококвалифицированных специалистов и научных кадров. При этом современная
инновационная деятельность все в большей мере опирается на результаты
фундаментальных научных исследований, требует ускорения их внедрения в
практику, что повышает роль «человеческого капитала» в экономическом и
социальном развитии.
влияние миграционных процессов на политическую и
экономическую сферы российской Федерации неоднозначно, так как существуют и
позитивные и негативные последствия. [6]
Под негативными последствиями подразумевается
интеллектуальная эмиграция или «утечка мозгов» ученных и
высококвалифицированных специалистов за границу, преимущественно в страны
дальнего зарубежья (особенно высокой популярностью обладает США).
Причинами «утечки мозгов» являются различные
факторы, например, низкие заработные платы, недостаточное финансирование
исследовательских и научных проектов, недостаточная престижность ученых,
недостаточная техническая и приборная база, научный и материальный успех ученных,
покинувших Россию и уехавших за границу. рассмотрим некоторые из них.
Правительство Российской Федерации не уделяет
достаточного внимания развитию науки и вкладам в НИОКР, что побуждает ученых
мигрировать в страны, более заинтересованные этим вопросом.
Величина вкладов в НИОКР наглядно отображаются в
таблице 2.1 и 2.2, где вложения в научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы в России сравниваются с
вложениями других стран за 2007 и 2009 гг.
Таблица 2.1 Общие внутренние расходы на НИОКР в
2007 году.
доля
финансирования
%
от ВВП
Государство
(млрд. $)
Швеция
3,60
24,43
Финляндия
3,47
24,05
Южная
Корея
3,47
24,80
Япония
3,44
15,63
Швейцария
2,90
22,71
США
2,68
27,73
Дания
2,55
27,58
Франция
2,54
Австралия
2,08
38,42
Канада
2,01
38,37
великобритания
1,88
31,42
Чехия
1,79
29,33
Китай
1,54
41,19
Испания
1,49
24,62
Италия
1,27
42,49
Россия
1,13
48,32
Бразилия
1,12
62,62
Индия
1,02
57,88
Таблица 2.2 Общие внутренние расходы на НИОКР в
2009 году
доля
финансирования
%
от ВВП
Государство
(млрд. $)
США
35,0
389,2
Япония
12,6
139,6
Китай
11,1
123,7
Германия
6,1
67,9
Южная
Корея
3,7
41,3
Франция
3,7
41,1
великобритания
3,3
37,2
Индия
2,5
28,1
Канада
2,1
23,2
Россия
2,0
21,7
Италия
1,7
18,6
Бразилия
1,6
18,0
1,6
17,2
Австралия
1,3
14,9
Швеция
1,0
11,4
На основе данных из таблиц 2.1 и 2.2 можно
сделать вывод, что Россия занимает не самое престижное место в рейтинге по
величине затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы. Страна за 2 года увеличила эти затраты лишь на 0,87 %
от ВВП, доля же государственных вложений уменьшилась почти в 2 раза.
Одним из основных показателей развития научной
деятельности в стране является количество публикуемых научных публикаций. На
диаграмме 2.1 можно определить процентную долю стран в общем числе публикаций,
динамику ее изменений за последние 15 лет. Временной отрезок взят с 1995 по
2010 гг. для того, чтобы было удобнее проследить за изменениями.
после просмотра диаграммы можно отметить, что
доля научных публикации в нашей стране заметно снизилась с 1995 года и остается
на низком уровне, хотя за тот же отрезок времени Китай, имевший в 1995 году
более низкие, чем наши, результаты, обогнал нас и продолжает увеличивать свои
показатели. россия в 2008 г. находилась на 14-м месте в мире, скатившись с 7-го
места, занимаемого в 1995 г. [15]
Диаграмма 2.1 доля (%) стран в общем числе
научных публикаций
Не престижность, не популярность
работы в научной сфере так же служит причиной «утечки мозгов». За период,
начиная с 2007 по 2009 г., количество людей, занятых разработками в
исследовательской деятельности стабильно сокращалось (таб. 2.3), причиной этого
может служить то, что все больше пожилых ученых выходят на пенсии, а новых
кадров поступает недостаточное количество.
В перспективе это может означать
кризис или стагнацию науки.
Таблица 2.3 Численность персонала,
занятого исследованиями и разработками, количество исследователей на период с
2007 по 2009 гг., тыс. чел.
2007
год
2008
год
2009
год
Численность
всего персонала
801,1
761,3
742,4
количество
исследователей
392,8
375,8
369,2
По данным из выше написанных таблиц и диаграмм
можно сделать общий вывод, что науке и научной деятель в нашей стране не
уделяется должного внимания. достаточно. Этот фактор заставляет ученых, исследователей
и высококвалифицированных кадров покидать Россию и мигрировать в страны с более
развитой научной базой.
Вместе со всеми рассмотренными выше факторами,
еще одной причиной «утечки мозгов» из России может являться недостаточное
качество среднего школьного образования, а так же работы высших учебных
заведений (ВУЗов), выпускающих специалистов, магистров и аспирантов. Ведь
недостаточная база знаний, получаемая в школах и ВУЗах, не дает развиться
новому поколению в нужной сфере. У молодых людей просто недостаточно навыков
для того, чтобы профессионально заниматься исследованиями и разработками, чтобы
стать специалистами мирового уровня.
2.2 Последствия
Уже во времена распада СССР при падении
«железного занавеса» и открытия новых возможностей, появления иных перспектив
развития страна впервые ощутила эффект массовой «утечки мозгов». Тогда этим
эффектом являлось падение качества образования, вызванное огромным потоком
эмиграции советских евреев и этнических немцев на родину.
Большинство российских учёных, покинувших страну
после развала СССР, были ведущими исследователями своих университетов и НИИ, а
также академики РАН. получилось так, что количество уезжающих учёных превысило
количество подготавливаемых. [10]
Последствиями миграции ученых за границу или
«утечки мозгов» при «внутренней» «утечке мозгов» могут быть слишком
большие затраты на подготовку специалистов мирового класса и, падение
российской Федерации в рейтинге стран мира, ухудшение качества и
продолжительности жизни населения и распад научных школ.
Так, например, затраты МГУ на подготовку одного
специалиста мирового класса составляют около 400 тыс. долларов. Эта сумма
включает в себя затраты на образование будущих учёных, потери от того вклада,
который специалисты могли бы сделать для развития науки, производства и страны
в целом, государственные затраты на техническое и приборное оснащение
лабораторий.
огромное расходы несет государство также и при
«внутренней» «утечке мозгов». «Внутренней» «утечкой мозгов»
называются те случаи, когда российский специалист, работая на зарубежные
компании или по международным грантам, продолжает жить в россии. Потери от
такого сотрудничества ежегодно составляют примерно 600-700 млн. долларов в год.
А от того, что наши производители интеллектуальной продукции не умеют правильно
её продавать и прибегают к помощи зарубежных посредников, ежегодные потери
составляют около 3-4 млрд. долларов. [16]
кроме традиционных видов утечки мозгов появились
новые формы, в которых российские специалисты все чаще и чаще публикуют свои
труды и результаты научной деятель на иностранных языках, в иностранных
журналах. Ввиду высокой стоимости подписки на подобную литературу, которую
нельзя просмотреть в научной библиотеке, так как для последней подобные журналы
непосильны, коллеги-соотечественники ученых не могут ознакомиться с их трудами.
В современных условиях наблюдается тенденция к
увеличению среднего возраста ученых. Этот средний возраст на данный момент
составляет 46 лет, кандидатов наук — 53 года, докторов наук — 60 лет. [10] По
этим цифрам можно сделать вывод, что молодое поколение высококвалифицированных специалистов
не желает оставаться на родине и покидает нашу страну ради более выгодной
работы. Очень часто случается так, что молодые специалисты уезжают на практику
или временную работу за границу, и к концу срока находят множество причин не
покидать принимающую страну, оставаясь там на постоянное проживание, превратив
командировку или практику в эмиграцию. сейчас более 900 тыс. российских ученых
и научных специалистов на постоянной основе работают в США, 150 тыс. — в
Израиле, 100 тыс. — в Канаде, 80 тыс. — в Германии, 35 тыс. — в великобритании,
около 3000 — в Японии и около 25 тыс. — в Китае.
По мнению Ольги Анатольевны Усковой, известного
российского предпринимателя и президента группы компаний Cognitive
Technologies, если такая
практика будет продолжаться, то к 2018 г. «Россия может практически полностью
лишиться креативного научного слоя. В этом случае создание собственного
инновационного сектора станет просто невозможным, и мы опять окажемся в
технологической зависимости от западных стран». [18] Данный прогноз не является
утешительным, но в то же время вполне верным и вероятным.
Так же последствиями «утечки мозгов» является
то, что среди людей, вовлеченных в НИОКР, значительная часть является не
исследователями и специалистами, а техниками, «вспомогательным персоналом» и
«прочим персоналом». Так, в 2008 г. в НИОКР в общей сложности было вовлечено
761 252 человек. Из этого числа на «исследователей» (375 804 чел.) попадало
49,4% вовлеченных в НИОКР. На «вспомогательный персонал» (194 769 чел.) —
25,9%, на «технический» (60 218 чел.) — 7,9%, на «прочий персонал» (130 461
чел.) — 17,1%. [15] Эти цифры показывают, что более половины вовлеченных в
НИОКР не являются исследователями, что не может является даже просто
удовлетворительным результатом.
Показателем того, что в россии становится все
меньше и меньше ученых является подсчет лауреатов Нобелевской премии за период,
начиная с 1901 по 2010 гг. (рис. 2.1). чтобы иметь более наглядный пример,
приведены цифры не только за последние несколько лет, а за достаточно обширный
период, вместе с данными по другим развитым странам мира.
Рисунок 2.1
Так, например, русские по рождению и обучению,
но мигрировавшие в англию Андрей Грейм и Константин Новоселов получили
Нобелевскую премию по физике в 2010 году.
подобный успех наших соотечественников за
границей побуждает все большее и большее число в особенности молодых ученых
покидать родину и мигрировать в другие страны.
Так же количество и результативность
деятельности ученых влияет на среднюю продолжительность жизни, которая напрямую
связана с развитием науки.
По этому критерию Россия из 223 стран и
государственных образований в 2011 году заняла 163-е место, улучшив свой
показатель на одну единицу по сравнению с 2008 годом, но оказавшись в компании
наименее развитых стран мира. [z]
В заключение всего выше сказанного, можно
написать, что науке в Российской Федерации не уделяется достаточного внимания,
нет необходимого финансирования научной деятельности, выпускники ВУЗов не
считают работу в этом направлении престижной.
Последствиями «утечки мозгов» является то, что
страна терпит убытки в связи с миграцией ценных научных кадров и
высококвалифицированных специалистов в страны с большим уклоном на научную
сферу. Происходит распад научных школ, снижения качества жизни.
Глава 3. Пути решения проблемы
Проблема, ранее описанная во второй главе,
требует решения. В третьей главе будут предложены некоторые возможные пути
решения и описаны действия государства, предпринятые по этому вопросу.
Чтобы устранить незаинтересованность новых
кадров в научных исследованиях и, заодно с этим, низкую заработную плату
специалистов, государство в будущем планирует повысить зарплату ученным с уже
имеющимся стажем до 30 тыс. рублей, а молодым специалистам до 15 тыс. рублей.
Это должно мотивировать новые кадры и удерживать «взрослое поколение» на своих
местах работы. [16]
Профессор Оболянский по поводу этого заявляет:
«Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить
полностью отток кадров, нужно повысить социальный статус молодого учёного и
специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя,
которое сложилось в современном российском обществе. нужно с детства
воспитывать у ребёнка патриотические чувства к своей местности, своей стране.»
[16]
Так же, чтобы обеспечить новыми кадрами не
совсем престижные места работы (деревни, поселки, маленькие, северные или
достаточно отдаленные города), где в них случается необходимость, некоторые
ВУЗы заключают договора с местными предприятиями. Условием этих договоров
является то, что студенты вуза после его окончания отправляются на заранее
оговоренный срок работать в те места, где находятся эти самые предприятия. На
новых местах жительства и работы выпускникам безвозмездно выдается жилье, тем
самым мотивируя их остаться на родине. Не лишним было бы увеличение числа ВУЗов
с подобной практикой.
Безусловно, мотивация ученых не покидать родину
поможет искоренить проблему, но не стоит забывать о специалистах, все же
мигрировавших за рубеж. Необходимо создавать специальные государственные
программы, направленные на возвращение покинувших страну ученых. Эта программа
должна быть направлена так же и на студентов, получавших образования за
границей, если внимание будет заострено на выпускниках, обучавшихся на
общественно-гуманитарных специальностях, эффективность программы должна
повыситься. Суть заключается в том, что программа должна предлагать создание
условий для начала профессиональной карьеры на родине. Она может быть
направлена как на мигрировавших из нашей страны специалистов, так и на
привлечение на работу в России иностранных мигрантов, пробуждение в них желания
идти на сотрудничество с нашей страной. Здесь, в первую очередь подразумеваются
студенты из США и студенты, обучающиеся на естественно-технических
специальностях.
Стоит так же использовать интеллектуальные
ресурсы, работающие и обучающие за рубежом, что называется «научной диаспорой»
— термином, возникшим в последние годы. Это уже практикуется в некоторых
странах Латинской Америки, ЮАР, Китае и Швейцарии.
перспективным считается создание специального
сайта, где иностранные студенты, а так же сами мигранты из россии могли бы
получить необходимые консультации по интересующим их вопросам, находиться в
курсе того, как обстоят дела в российской науке.
Есть вероятность, что объединение
заинтересованных не правительственных организаций, федеральных, региональных,
местных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и
профессиональных сообществ, могло бы сыграть в подобном процессе существенную
роль. Причина заключается в том, что в подобных объединениях значительно легче
производить обмен информацией и взаимодействовать при выработке стимулирующих и
адаптационных мер.
Подготовку хороших специалистов производят
общеобразовательные учреждения (школы) и учреждения высшего профессионального
образования (ВУЗы). Некоторые из проведенных в последнее время министерством
образования реформ в системе среднего и высшего образования негативно
сказываются на качестве обучения. Выпускаясь из школ, а затем и из
университетов, молодые кадры либо не обладают достаточным уровнем знаний, ибо
не имеют их вообще. Из этого следует, что некому идти работать в научную сферу.
Повышение качества образовательной системы приведет к большему количеству готовых
к работе выпускников, которые в дальнейшем будут улучшать показатели России в
мировом рейтинге и мотивировать мигрантов вернуться на родину.
Стоит так же создать программу, дающую молодым
ученым уверенность в своем будущем, это является хорошим мотиватором. В
программу необходимо включить такие предложения, как предоставление постоянного
качественного жилья, наличие различных льгот и выгодных предложений, достойных
условий труда и оплаты работы. Последнее немаловажно, ведь заработной платы
профессора едва хватает, чтобы прокормить семью, а по сравнению с развитыми
странами в России труд ученых оплачивается в 40 -50 раз меньше, что заставляет
специалистов работать «на износ» на нескольких работах. В льготы же могут
включаться, например бесплатное образование для студентов-иностранцев,
бесплатное жилье для них и их семей, а также более простое получение
гражданства. Такой метод называется «американским» и практикуется в таких
странах, как Австралия, Канада, новая Зеландия, Франция и Великобритания. Направлен
он, соответственно не на «зрелых» ученых, а на иностранную молодежь. Для
профессионалов высокой квалификации возможно создание специальных виз. Подобный
метод практикуется в японии.
Обращение большего внимания угрозе терроризма и
возможности совершения терактов, выделение большего числа средств на борьбу с
ними, будет способствовать уменьшению «утечки мозгов» из России в зарубежные
страны. Ведь уверенность в собственной безопасности и безопасности семьи
располагает к жизни и работе в стране.
вполне реализуемым является создание на
территории россии в таких городах, как Москва или Санкт-Петербург, ВУЗов, где
обучение ведется на иностранном языке, с последующим обязательным предложением
места работы в нашей стране. Здесь же можно отметить реальную возможность
заключения контрактов с различными государствами с целью расположения на
территории Российской Федерации кампусов и филиалов крупных иностранных
университетов.
Дополнительное финансирование науки будет
способствовать образованию большого числа новых рабочих мест, где выпускники
ВУЗов и иностранные специалисты смогут показать себя, техническому обновлению
лабораторий. Возведение их на более современный уровень, что будет давать
больше возможностей для исследований и разработок.
В числе крайних мер существует возможность
запрета на законодательном уровне миграции из страны специалистов определенных
областей. такая политика практикуется в некоторых странах, являясь действенной.
Однако эта же политика может «отпугнуть» иностранных ученых, планирующих миграцию
в Россию. К тому же некоторые специалисты находят возможности обойти запреты,
например, скрывая свои дипломы, из чего следует вывод, что подобная политика
применима только в крайнем случае.
среди мер, уже предпринятых для
уменьшений масштабов «утечки мозгов» из россии за рубеж и для предотвращения
возобновления этого роста, президент российской Федерации Владимир Владимирович
Путин подписал постановление, которое освобождает
высококвалифицированных специалистов, приехавших в Россию на работу сроком до
90 дней, от необходимости вставать на учет по месту пребывания.
Это постановление было
подписано 4 августа прошлого года. Граждане данной категории, которые уже были
зарегистрированы «в случае их передвижения по территории страны и при прибытии
на новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от
обязанности вставать на учет по новому месту пребывания». При этом от уплаты
государственной пошлины за регистрацию по месту жительства освобождаются
иностранцы, которые участвуют в государственной программе по содействию
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.[20]
Очень многое зависит от молодежи. Немаловажным
является дать понять подрастающему поколению, что работать в своей стране
почетно, что страна нуждается в них, ведь с обыкновенных деревнях и поселках
наблюдается острая нехватка молодых специалистов.
Заключение
Темой данной курсовой работы была международная
миграция рабочей силы. Были определены задачи и проблема.
Выполнив поставленные задачи, мы выяснили:
· сущность мирового рынка рабочей силы;
· какие страны являются крупными
центрами притяжения мигрантов;
· основные особенности;
· положительные и отрицательные для
обеих сторон, причины и последствия возникновения миграции.
Также в работе была рассмотрена проблема «утечки
мозгов» из России, ее причины и последствия. Были предложены пути решений это
проблемы.
Причинами «утечки мозгов» можно назвать:
· тот факт, что науке в российской Федерации не
уделяется достаточного внимания;
· низкие заработные платы научных
сотрудников;
· научный и материальный успех
мигрировавших за границу ученых-соотечественников;
· нет необходимого финансирования
научной деятель;
· нет достаточного технического и
приборного оснащения лабораторий;
· выпускники ВУЗов не считают работу в
этом направлении престижной.
Последствиями «утечки мозгов» являются:
· убытки государства в связи с миграцией ценных
научных кадров и высококвалифицированных специалистов в страны с большим
уклоном на научную сферу;
· распад научных школ;
· снижения качества жизни;
· около половины людей, вовлеченных в
НИОКР, не являются исследователями как таковыми.
Чтобы вытянуть страну из подобного плачевного
состояния, были предложены следующие меры:
· правительство заявляет, что повысит заработную
плату молодым и опытным ученым, чтобы повысить популярность специальности;
· заключение контрактов между ВУЗами и
предприятиями;
· дать понять молодым специалистом,
что страна нуждается в них;
· создание специальных программ,
направленных на возращение мигрировавших ученых, и соответствующих
Интернет-ресурсов;
· создание специальных виз для
профессионалов с высоко квалификацией;
· борьба с угрозой терроризма.
Библиография
[1] Городникова Н. В., Гохберг
Л.М., Грачева Г.А. Индикаторы науки: 2011 — стат. сбор. — М.: национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011 — 368 с.
[2] Ломакин В.К. мировая
экономика. Учебник для Вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 — 375 с.
[3] россия и страны мира. 2008:
Стат. сб., М: Росстат, 2008. — 361 с.
[4] россия и страны мира. 2010:
Стат. сб., М: Росстат, 2010 — 372 с.
[5] Экономика: учебник/ под ред.
Булатова А.С. М.: Юристъ, 2002 — 869 с.
[6] <HTTP://gendocs.ru/v16667/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_-_%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>
[7] <HTTP://opec.ru/1246560.html>
[8]
[9] <HTTP://uchebnik-besplatno.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/pokazateli-trudovoy-migratsii.html>
[10]
[11] <HTTP://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnaya-migraciya-rabochey-sily.html>
[12]
[13]
[14] <HTTP://www.debtexpert.ru/debts-531-1.html>
[15] <HTTP://www.ng.ru/science/2010-12-22/11_intervention.html?mpril>
[16] <HTTP://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/2-g2-3.htm>
[17] <HTTP://expert.ru/2011/08/8/pravila-intellektualnoj-migratsii/>