Учебная работа. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономической теории»

Дисциплина «Макроэкономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

студент

ЭФ, 2 курс,

ЭУП АПК 1221211 Д.В. Крысюк

руководитель

Ассистент (дата) В.М. Недведцкий

ПИНСК, 2013

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39 стр., 5 табл., 18 источников.

международная МИГРАЦИЯ, МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, Рынок ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.

Объектом исследования является Республика Беларусь и международный рынок труда.

Предмет исследования — Рынок труда.

Цель работы — рассмотреть международный Рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

В процессе работы были проведены следующие исследования: изучены понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотрены особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы, дан анализ Республики Беларусь и международного рынок труда, а так же рассмотрены последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ABSTRACT

work : 39 p. , 5 Tab., 18 Sources.migration, migration processes, human resources, labor market , wages.object of study is the Republic of Belarus and the international labor market.subject of the study — the labor market.- to examine the international labor market and the Republic of Belarus, to explore the effects of government regulation and international labor migration.the process included the following : to study the concept and general characteristics of migration of labor, the features of the current international labor migration and global labor markets , an analysis of the Republic of Belarus and the international labor market , as well as consider the implications and state regulation of international migration labor.of the work confirms that the material contained in it is correct and fair view of the state of the process , and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы

1.1 международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды

.2 международная организация по миграции (МОМ)

.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны

. Республика Беларусь и международный рынок труда

.1 Рынок труда Республики Беларусь

.2 Государственное регулирование миграционных процессов

3. Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы

3.1 Последствия миграции рабочей силы

.2 Государственное регулирование миграционных процессов

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города) для того, чтобы найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов. Это — добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это — беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».

изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ. Основным источником финансирования таких программ является государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегальных лиц).

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Объектом исследования является Республика Беларусь и международный рынок труда.

Предмет исследования — Рынок труда.

Цель работы — рассмотреть международный Рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;

дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;

рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

методы для решения поставленных задач: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.

ГЛАВА 1. понятие И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. особенности СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И МИРОВЫЕ РЫНКИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1.1 международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды

международная миграция трудовых ресурсов — явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни современного общества.

Размахи потоков и драматизм положения как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество.

Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.

Миграция населения представляет собой передвижение людей через границы определенных территорий с переменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов появляется при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, которые принимают и отдают рабочую силу.

Мировой опыт показывает, что трудовая миграция снабжает несомненные преимущества странам (как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее). несмотря на это, она требует решения и способна породить острые социально-экономические проблемы [12, c. 176].

К началу XXI в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества.

В волне крупномасштабных межстрановых перемещений населения и трудовых ресурсов смешались потоки эмигрантов, выезжающих в другие страны навсегда, временных трудовых мигрантов, специалистов, ученых и студентов, беженцев и лиц, ищущих убежище, нелегальных иммигрантов и туристов.

Ежегодно в мире из страны в страну переезжает около 20 млн. человек.

В современных условиях миграция населения и трудовых ресурсов стала постоянным, неизбежным и очень сложным процессом.

Наряду с движением товаров, услуг, капиталов и технологий она является одним из ведущих факторов производства в международном масштабе.

Международная миграция рабочей силы — это переселение трудоспособного населения из одного государства в другое для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано прежде всего причинами экономического характера. Помимо экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции определен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков миграции рабочей силы. Устанавливающим мотивом являются жажда заработать больше, чем на родине, и желание найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято устанавливать как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция — это выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы.

По-другому, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разностью иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) является миграционное сальдо.

вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции — реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов».

Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.

Существует и особая категория легальных мигрантов — рабочие-фронтальеры, т. е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве. ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США [17, c. 265].

В соответствии с разработанной международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

) нелегальные иммигранты — это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой Деятельностью;

) беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

) переселенцы — это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны [3, c. 118].

Международная трудовая миграция — явление сложное и неоднозначное. Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами.

Причины миграции рабочей силы определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характера.

К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

Причины экономического характера таятся в многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран. Происходит перемещение рабочей силы из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:

) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка. Например, в Мексике почасовая оплата труда рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 5 доллара в час;

) состояние национального рынка труда. В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

) структурная перестройка экономики. Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятель, что привело к увеличению международного миграционного оборота в россии в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г.;

) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

) вывоз капитала, функционирование транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы [6, c. 261].

В мировой практике в настоящее время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей силы. Они состоят в следующем:

) по направлениям: а) миграция из развивающихся и постсоциалис-тических стран в промышленно развитые; б) миграция в рамках промышленно развитых стран; в) миграция рабочей силы между развивающимися странами; г) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

) по территориальному охвату: а) межконтинентальная; б) внутриконти-нентальная;

) по уровню квалификации мигрантов: а) высококвалифицированная рабочая сила; б) низкоквалифицированная рабочая сила;

) по времени: а) безвозвратная (как правило, межконтинентальная); б) временная (как правило, внутриконтинентальная); в) сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки); г) маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

) по степени законности: а) легальная; б) нелегальная.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы имеют двойственный характер.

С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни.

С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, обезлюдению села, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

1.2 Международная организация по миграции (МОМ)

международный миграция трудовой ресурс

международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. как международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована.

В МОМ входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели. рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.

основными функциями МОМ на данный момент согласно уставу являются:

) осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;

) перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;

) организация передвижения беженцев;

) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину).

Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-е г. в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривала проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство.

МОМ — это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

Российская Федерация с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.

Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений [11, c. 261].

В Западной Европе Деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Документы, разрабатываемые указанными международными организациями, имеют большее области внешней трудовой миграции должны учитываться требования международных конвенций.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 г., обнародуют свободный выбор местожительства и работы в качестве основополагающих прав человека.

Основной идеей конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной и расовой принадлежности, религии, пола.

Основные центры притяжения мигрантов. На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся.

Данные регионы называют центрами притяжения. В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в ХVIII-ХIХ вв., и новые.

К традиционным центрам относят страны Западной Европы. здесь насчитывается 13 млн мигрантов ичленов их семей; США. ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек.

В Австралии используется труд примерно 200 тыс. иностранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы.

С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие Инвестиции в экономику страны, например, в начале 90-х г в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

С конца 1960-70-х г стали появляться новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы.

В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиалов ТНК, а соответственно, отмечается высокая Потребность в дополнительных трудовых ресурсах.

К ним относят: страны Азиатско-Тихоокеанского региона; нефтедобывающие страны ближнего Востока; страны Латинской Америки; страны Африки; Россию.

В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой Рынок рабочей силы и увеличения притока иммигрантов в страну. В перспективе россия могла бы экспортировать за рубеж 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долларов [15, c. 216].

1.3 анализ влияния международной миграции на экономику страны

Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.

помимо этого можно отметить следующее:

иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

По мнению специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую карту развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10 % всех новорожденных, в Швейцарии — 24 %, Люксембурге — почти 38 %. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертными у коренных жителей эта статистика не влияет никоем образом.

нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др.

Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.

Имеются три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

)Налоги на прибыль фирм-посредников;

) переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

)личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.

влияние миграции на бюджет оценивается как относительно необходимое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местных уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с миграцией, однако, вряд ли учитывается то, что через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как мигранты.

Средний мигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждаются ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах.

Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и снижение доли малообразованных мигрантов.

Следовательно, международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы) [13, c. 271].

позитивные последствия для экономики в целом:

) вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

) достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долларов;

) иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

) временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

) иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

) иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы.

Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Позитивные последствия для отдельной фирмы: импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих.

негативные последствия:

) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Последствия для стран эмиграции рабочей силы.

Позитивные для экономики в целом:

) эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

) экспорт рабочей силы — это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

) экспорт рабочей силы — важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

) при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия:

) страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

) теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

На современную международную трудовую миграцию оказывает влияние активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г.

В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций. Это проявляется в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

одна из ее наиболее важных функций — это принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждения трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация [9, c. 221].

таким образом, большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели.

Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения — основные причины трудовой миграции.

Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

ГЛАВА 2. Республика БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА

2.1 Рынок труда Республики Беларусь

международный миграция трудовой ресурс

В условиях свободного передвижения через границы ЕЭП каждое крайне не заинтересовано в оттоке квалифицированных кадров. Но ясно и то, что запретительными мерами проблему миграции не решить. Значит, чтобы избежать нежелательной трудовой эмиграции, необходимо нивелировать проблемы на отечественном рынке труда, подталкивающие людей к выезду на работу за границу. А вот какие конкретно проблемы, можно только предполагать, поскольку нет полных сведений о масштабах миграции, ее причинах, периодах занятости за рубежом, квалификационном срезе мигрантов. получается, что любые действия (и противодействия тоже) основываются на

предположениях, а не на четком анализе.

Среди бесспорных проблем на отечественном рынке труда — несоответствие спроса и предложения рабочей силы, территориальный и квалификационно-профессиональный дисбаланс (он, кстати, подпитывается нерациональной, зачастую оторванной от потребностей экономики системой подготовки кадров). Исходя из заявок нанимателей в службу занятости, более 75 % вакансий — по рабочим профессиям, ощущается дефицит высококвалифицированных рабочих. При наличии безработицы внушительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников [7, c. 15].

Таблица 2.1 — международная миграция населения в возрасте 16 лет и старше по полу и уровню образования (человек)

Наименование показателяЧисло прибывшихЧисло выбывшихМиграционный прирост, убыль (-)20102011201220102011201220102011201212345678910Мужчины и женщины154571575613273592665807712953191765 561из них имеющих образование:высшее4 6774 7933 8352 1462 5093 3842 5312 284451среднее специальное3 9604 1373 3381 4781 6641 8032 4822 4731 535профессионально-техническое901860661272291315629569346общее среднее4 5884 7834 2121 6371 6981 8942 9513 0852 318общее базовое896787873278292236618495637общее начальное38235332010011673282237247Примечание — Источник: [18]

Согласно таблицы 2.1 увеличивается число прибывших по уровню образования за период 2010-2012 гг., увеличилось число прибывших с высшим образованием на 5561 чел к 2012 году.

проблемы эффективной занятости в основном сконцентрированы на микроуровне, на конкретных предприятиях и обусловлены наличием значительного числа неконкурентоспособных рабочих мест, излишней численностью при одновременном дефиците квалифицированных работников. Как следствие, низкая производительность труда, высокий оборот рабочей силы при медленной модернизации производств. Во время модернизации предприятий без сокращения численности не обойтись, но делать это следует эволюционно, используя кадровую диагностику, организуя опережающее переобучение работников. необходимо предоставить каждому возможность достойной работы.

Таблица 2.2 — основные социально-экономические показатели доходов населения за 2010-2012 гг.

показатели2010 год2011 год2012 годОтклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.денежные доходы на душу населения, тыс. руб.648,2766,1953,1304,9реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году111,8102,7115,2-реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году111,2103,7114,9-Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.868,2981,61238,0369,8реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году109,0100,1114,9-Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб.389,4429,5584,7195,3Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году104,7100,2123,9-Примечание — Источник: [18]

Таким образом, за анализируемый период основные социально-экономические показатели доходов населения увеличиваются. денежные доходы на душу населения увеличиваются на 47 % или 304,9 тыс.руб., но темп роста реальных денежных доходов составляет 3% в 2012 году, по сравнению с 2010 годом. Реальная заработная плата увеличилась на 0,1 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 14,9 % в 2012 году в сравнении с 2011годом. средний размер увеличения пенсии увеличивается на 195,3 тыс.руб. за период.

Говоря о рынке труда, нельзя сбрасывать со счетов и демографически обусловленное сокращение трудовых ресурсов. По прогнозам, в 2020 году численность трудоспособного населения в стране сократится на 0,5 млн. человек по сравнению с 2012-м. При таком раскладе наивно было бы рассчитывать на заметный рост численности занятых в экономике (даже если вовлечь в производительный труд какую-то часть тех, кто сейчас нигде не работает, не учится и не служит — по оценке, незанятыми являются 450 тыс. жителей Беларуси). В этих условиях на первый план выходит качество рабочей силы, а не только ее количество.

Таблица 2.3 — Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

Показатели2010 год2011 год2012 годОтклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.Численность безработных, тыс. человек33,128,224,9-8,2из них:мужчины15,713,012,9-2,8женщины17,415,212,0-5,4Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)0,70,60,5-0,2Примечание — Источник: [18]

В Республике Беларусь за период снижается количество зарегистрированных безработных на 0,2 %, численность сократилась на 8,2 тыс.чел. из них мужчин на 2,8 тыс.чел, а женщин на 2,8 тыс.чел.

Нужны не только изменения в области регулирования рынка труда и подготовки кадров, но и кардинальные преобразования в реальном секторе экономики: от модернизации до улучшения бизнес-климата. Поскольку основным мотивом выезда работников является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом, то актуализируется необходимость повышения мотивации труда работников. При этом повышение зарплаты должно идти в одной упряжке с ростом производительности труда. Недооценивается роль социального пакета — если он прибавит в весе, то станет дополнительным якорем для работников.

Проблему эмиграции кадров административными рычагами не решить — только экономическими.

Безусловно, нужно повышать заработную плату, доводить ее до уровня соседей, чтобы не было утечки рабочих и специалистов, — отметил вице-премьер. — Но вместе с тем необходимо связывать эту заработную плату услугами, ориентируясь на паритет покупательной способности.

По информации департамента по гражданской миграции Министерства внутренних дел, в 2012 году на основании трудовых договоров и контрактов выехали из Беларуси для работы за границу 6534 человека (в 2011 году 5522). Однако официальная статистика учитывает лишь тех, кто уехал на работу по официальному контракту. В неведомых глубинах остаются те, кто занят на сезонных работах, кто не регистрирует факт занятости за границей, кто трудится нелегально.

Таблица 2.4 — Общие итоги миграции населения Республики Беларусь, (человек)

Показатели2010 год2011 год2012 годОтклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.Темп роста, 2012 к 2010г., в %Число мигрантов — всегочисло прибывших228429213 386212 304-16 12592,9число выбывших218 126203 486202 976-15 15093,1миграционный прирост10 3039 9009 328-97590,5международная миграциячисло прибывших17 16917 51018 040871105,1число выбывших6 8667 6108 7121 846126,9миграционный прирост10 3039 9009 328-97590,5Внутриреспубликанская миграциячисло прибывших211 260195 876194 264-16 99692,0число выбывших211 260195 876194 264-16 99692,0межобластная миграциячисло прибывших94 50786 62088 692-5 81593,8число выбывших94 50786 62088 692-5 81593,8внутриобластная миграциячисло прибывших116 753109 256105 572-11 18190,4число выбывших116 753109 256105 572-11 18190,4Примечание — Источник: [18]

По данным таблицы видно, что снижается количество прибывших и убывших мигрантов за период 2010-2012гг, из них международный миграционный убыток составил 975 человек.

По заказу МОО «Гендерные перспективы» в Беларуси в 2012 году было проведено исследование по теме трудовой миграции. Получены данные о том, что за границей в прошлом году работали как минимум 3 % населения страны (в 2006 году было 0,5 %). Лидируют в рейтинге предпочтений россия и Польша. Среди тех, кто положительно ответил на вопрос о работе за границей в 2012 году, мужчин было в 5 раз больше, чем женщин (не удивительно, ведь за рубежом больше востребованы иностранные работники, способные на тяжелый физический труд). Что касается желающих работать за границей, то в 2006 году на этот вопрос ответили положительно 6,7 % респондентов, а в 2012-м — уже 16,4 %. кроме того, 11 % участников опроса ответили «скорее да».

Таблица 2.5 — Международная миграция населения по странам, (человек)

Для прибывших — откуда прибыли, для выбывших — куда выбылиЧисло прибывшихЧисло выбывшихМиграционный прирост, убыль (-)20052011201220052011201220052011201212345678910Всего13 0311751018 04011 0827 6108 7121 9499 9009 328в том числе:страны СНГ11 4261469013 4557 5205 7996 5093 9068 8916 946Азербайджан142261215123549130226166Армения181170153113223170138130Казахстан8138449631258969688755894Кыргызстан11193801431108977Молдова249268219362730213241189россия7 2769 6668 5606 4524 9535 4938244 7133 067Таджикистан646247563595644Туркменистан97631800438611654545684Узбекистан38515616011420374152140Украина1 9792 5392 2588115637031 1681 9761 555другие страны1 6052 8204 5853 5621 8112 203-1 9571 0092 382Австрия-235261841-26-16-6Афганистан324046132523191523Вьетнам828067632015196052Германия68145427808409503-740-264-76Грузия129213188135333116160155Израиль227209246636293363-409-84-117Индия62144977-31437Ирак1614843-12118Иран, ИсламскаяРеспублика1453931103101422930Италия11252452612089-15-95156Канада910781135972-104-496Китай621447922144-15914075Латвия189250209354162154209147Ливан84154998169-14-140Литва297887478143144175154743303Нидерланды37517511-4240Польша282062558992162-6111493Сирийская АрабскаяРеспублика3534852982462661Соединенные Штаты6095408664194165-604-99243Турция1380139251442-126697Чешская Республика5775303850-25-3125Швеция3248192133-16-1915Эстония31515316614154539прочие1992441 241385211305-18633936Примечание — Источник: [18]

Результаты исследования в отношении роста миграционных настроений, пожалуй, верно отражают общую картину. Чуть ли не у каждого жителя Беларуси есть родственники или знакомые, которые высказывают желание уехать поработать за границу. Немало и тех, кто уже реализовал это намерение. Надо признать, с разным результатом: кому-то удалось неплохо заработать и повысить благосостояние, приобрести новые трудовые навыки и полезный опыт, а кому-то выпали горькое разочарование, финансовые и материальные потери. Трудовая миграция была и будет — наиболее мобильные работники всегда ищут применение своим знаниям и опыту, каждый человек волен сделать выбор в отношении рабочего места. Но должен быть готов принять на себя и связанные с этим риски.

По оценкам, 85-90 % всех трудовых мигрантов из Беларуси выезжают в Россию. Восточный вектор преимущественно выбирают жители небольших городов, где объективно меньше возможностей заработать по сравнению с крупными городами и столицей.

Впрочем, нельзя упрощенно смотреть на трудовую миграцию как на способ вырваться из бедности. Представителям наиболее уязвимых групп проблематично трудоустроиться и внутри страны (мешает низкая мотивация, недостаточная квалификация), не то что за ее пределами. Международную трудовую миграцию в основном выбирают относительно крепко стоящие на ногах люди, имеющие востребованную специальность и определенный трудовой опыт, которые намерены упрочить свое материальное положение.

Помнится, несколько лет назад работа в той же россии казалась лакомым кусочком: заработок гораздо выше, языкового барьера нет да и отношение к нашим соотечественникам вполне лояльное. По словам экспертов, белорусских работников (как и украинских) ценят в россии гораздо больше, чем приехавших из других стран СНГ. А вот в Европе к трудовым мигрантам из Беларуси, Украины и россии относятся с большей настороженностью, чем к выходцам из стран Евросоюза. Хотя, надо признать, нарушений на западном векторе трудовой миграции фиксируется меньше, ведь оформляются рабочие визы на основании контрактов на трудоустройство. Однако в случае чего отстоять там свои интересы куда сложнее из-за языкового барьера.

По официально заключенным договорам отправляются на заработки немногие (это касается в первую очередь обладателей рабочих специальностей). Все-таки большинство мигрантов задействованы в теневом секторе со всеми вытекающими последствиями: отсутствие гарантий по оплате труда, фронтальные нарушения техники безопасности, рабочий день от рассвета до заката без выходных, тяжелые бытовые условия и прочие «прелести» гастарбайтерских будней. Одним словом, жизнь и труд на износ.

Наиболее часто трудовые мигранты сталкиваются с недоплатой заработка. По данным одного из российских исследований, только у 25 % работающих белорусов были подписаны письменные договоры с нанимателями. Устные же договоренности впоследствии превращаются в «устные выплаты». Попадают белорусы в неприятное положение и из-за недобросовестных кадровых агентств. типичный случай мошенничества: человек платит за некие информационные услуги, подписывая документы не читая, а потом оказывается без денег и рабочего места. Известны случаи не только обмана при расчете, но и факты попадания в рабство. В новостях также нередко озвучиваются трагические ситуации, когда белорусские рабочие получали травмы, а то и погибали на производстве в сопредельных странах.

среди возвратившихся с заработков есть те, кто намерен продолжать свою трудовую деятельность за рубежом. Одни из них (меньшинство) мечтают со временем прочно обосноваться с семьей в другой стране, другие категоричны: мол, пока все удачно складывается, буду зарабатывать там, но жить — в Беларуси. часть трудовых мигрантов не намерена вновь ехать за границу.

Однако надо иметь в виду, что основная часть трудовых мигрантов — молодежь в возрасте от 25 до 35 лет. Она более мобильна, более амбициозна, меньше привязана к родному месту, чем обремененные семьей, имеющие жилье взрослые мигранты. Например, разница в заработке в 30-40 % может удержать от выезда человека с детьми и квартирой, но вряд ли остановит молодежь. В условиях, когда в Беларуси снижается привлекательность рабочих мест на производстве для молодежи, уменьшается и ее приток в «непрестижные» сектора. В перспективе это чревато серьезной проблемой старения кадров. В последние годы наметилось увеличение среднего возраста работающих. Так, в 2007 году он составлял 39,8 года, а в 2010 году — уже 40,4 года.

возможно, ситуацию на рынке труда Беларуси в некоторой степени поможет смягчить приход российских и иностранных нанимателей, которые будут готовы платить чуть больше, чем белорусские, но все же меньше, чем в россии или Европе.

Массовый отток трудовых резервов наиболее остро ощущался в 2011-2012 годах в здравоохранении, на транспорте, в IT-сфере. И, конечно, в строительстве — эта тема была на гребне общественного и государственного внимания. В Беларуси (в первую очередь в Минске) приходилось привлекать на строительные объекты работников не только из других регионов республики, но и иностранцев.

По данным Национального статистического комитета, экспорт строительных услуг Беларуси в 2012 году возрос на 87,1 % к уровню 2011-го и составил 417,9 млн. долларов. Импорт строительных услуг также увеличился и достиг 610,9 млн. долларов (191,2 % к 2011 году).

В Министерстве архитектуры и строительства констатируют, что кадровая ситуация в отрасли стабилизировалась, отток рабочих строительных специальностей за рубеж прекратился. Существует разница в уровне оплаты труда строителей в Беларуси и россии и для ее нивелирования необходимо оказывать экспорт услуг. Уехавшие белорусские специалисты начинают возвращаться. Они хотят работать на зарубежных рынках, но под эгидой белорусских организаций.

По данным Белстата, численность принятых на работу в строительные организации республики в 2012 году составила почти в 7,8 тыс., в том числе на дополнительно введенные рабочие места — 3,2 тыс., а уволены 116,3 тыс. человек. Соотношение принятых работников и уволенных составило 84 % и остается самым низким среди видов деятельности. Для сравнения: транспорт и связь — 91,1 %, обрабатывающая промышленность — 91,3 %, промышленность — 91,7 %, образование — 93,5 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 94,4 %. В сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования этот показатель составил 110,9 %, здравоохранении и предоставлении социальных услуг -104,5%, финансовой деятельности — 104,1 %, гостиницах и ресторанах -102,2 %, а в целом по Беларуси — 95,2 % (приняты на работу 875,8 тыс. человек, в том числе на созданные рабочие места — 51,8 тыс., уволены 919,8 тыс. работников). В экономике республики в прошлом году было занято 4 млн. 571,1 тыс. человек — на 1,8 % меньше по сравнению с 2011 годом.

В Министерстве труда и социальной защиты отметили, что Спрос на работников на конец 2012 года формировался в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (22,5 % их числа), строительство (17,1 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (11,8 %), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (10 %), транспорт и связь (9,8 %), здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,1 %) [15, c. 37].

Как известно, миграция является резервом восполнения потерь человеческих ресурсов. Для стабилизации демографической ситуации необходимо, с одной стороны, проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой — сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала.

2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы

Беларусь ориентирована на создание цивилизованных условий для экспорта и импорта рабочей силы.

В частности, на привлечение мигрантов в Беларусь Национальной программой демографической безопасности на 2011- 2015 годы предусмотрено финансирование в объеме 2,8 млрд. рублей в год. Следует отметить, что географические соседи Беларуси уже привлекают иностранцев для работы в целях возмещения естественной убыли населения и пополнения трудовых ресурсов. Показатель миграционного прироста, предусмотренный нац- программой дембезопасности, — 60 тыс. человек за пятилетие.

люди в трудоспособном возрасте, с определенным уровнем образования. Потенциал белорусского сельского хозяйства, а также наличие благоустроенного жилья в сельской местности позволяют рационально расселить мигрантов в регионах, имеющих дефицит трудовых ресурсов. Прибывшие иностранные граждане в Беларуси преимущественно заняты в качестве строителей, сельхозрабочих, тренеров, поваров.

одной из задач Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год является регулирование процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы. Для этого необходимо организовать мониторинг миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов. В планах — совершенствование учета миграционных потоков, прежде всего между странами, входящими в ЕЭП. Предусматривается актуализировать перечень профессий рабочих и должностей служащих, потребность в которых в республике не удовлетворяется.

целесообразно вплотную заняться проблемой денежных переводов трудящихся-мигрантов. необходимо совершенствовать механизмы учета средств, создавать условия, которые бы привлекали мигрантов к банковской системе. Пока же большинство трудовых мигрантов используют неформальные каналы переправки: передают заработанные за границей деньги через своих знакомых или привозят на родину сами. такая ситуация характерна для ближайших стран — россии, Польши, Украины. К сожалению, многие белорусы-мигранты не осведомлены о соглашениях по взаимозачетам подоходного налога, не знают, как правильно регулируются эти вопросы, а некоторые просто избегают афишировать свои заграничные заработки.

По сведениям Национального банка и Министерства финансов, объем денежных переводов трудящихся-мигрантов в Беларусь не превышает 1 % ВВП в год. Объем денежных переводов мизерный, если сравнивать с другими странами СНГ. Так, в Таджикистане денежные переводы трудящихся- мигрантов из-за границы на родину оцениваются в 47-50 % ВВП. Объем денежных переволов в Молдову (одного из крупных игроков на поле трудовой эмиграции) в пользу физических пип через коммерческие банки за2012 год возрос на 50 млн. долларов и достиг 1,5 млрд. долларов. При этом около 1,3 млрд. долларов поступило в страну посредством различных систем быстрых денежных переводов.

Решение проблемы переводов имеет несколько преимуществ: это и безопаснее для соотечественников, работающих за рубежом, и поддерживало бы экономику государства — поставщика рабочей силы. В перспективе белорусы могли были использовать эти средства для инвестиций в новый бизнес или для долгосрочных сбережений в виде банковских вкладов.

Трудовая миграция оказывает неоднозначное влияние на социальную политику Беларуси. С одной стороны, жители страны получают определенный эффект от дополнительных доходов в виде трансфертов от трудовых мигрантов. причем они зарабатывают валюту, что способствует увеличению ее поступлений из-за рубежа. Трудовые мигранты в процессе работы за границей приобретают новый опыт, знания, осваивают современные технологии, повышают свою конкурентоспособность. Те, кто вернется на родину, приедут сюда с этим полезным багажом. Опосредованным позитивным результатом трудовой миграции является снижение давления на национальный рынок труда, сокращение потенциальной базы роста безработицы. Но при этом зависают немалые бюджетные средства, потраченные на обучение работников, укрепляющих своих трудом потенциал другой страны. Кроме того, трудовая миграция создает дополнительную нагрузку на Фонд социальной защиты населения, поскольку не поступают предусмотренные законодательством платежи. теряется и значительная часть налоговых поступлений, которые бы поддерживали в том числе бюджетный сектор [13, c. 176].

Таким образом, трудовая миграция несет как минусы, так и плюсы. И задача-максимум состоит в том, чтобы уменьшить ее отрицательный и увеличить положительный эффект.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ международной МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

3.1 Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

·тенденции роста потребления заработанных за границей средств;

·желание скрыть получаемые доходы;

·«утечку мозгов»;

·в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики. Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов.

Выход России на международный рынок труда ограничивается обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный Интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек — природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты [11, c. 178].

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, вызванные развалом советского Союза, чрезвычайно обострили проблемы миграции в Беларуси. Отсутствие миграционного законодательства, прозрачность границ привели к тому, что Республика оказалась открытой для массового притока мигрантов, все больше превращаясь в транзитное "окно" в Западную Европу. В связи с ужесточением иммиграционной политики западноевропейских государств Беларусь стала выполнять роль "накопителя" для лиц, которые не смогли эмигрировать на Запад.

проблемы миграции чрезвычайно обострились в связи с Чернобыльской катастрофой, обострением межнациональных конфликтов, вступлением Беларуси на сложный путь структурной перестройки экономики, перевода ее на рыночные отношения.

Радикальные экономические преобразования существенно влияют на занятость трудоспособного населения, усиливают напряженность на рынке труда. чтобы поднять рост производительности труда за пятилетие на 145 — 150%, необходимо высвободить из народного хозяйства до 300 тыс. человек. Это говорит о том, что рост трудоспособного населения будет происходить на фоне заметного высвобождения занятых из народного хозяйства. учитывая, что уже сейчас 12% экономически активного населения заняты в неформальном секторе экономики и 3% по отношению к указанной части составляет зарегистрированная Безработица, вполне понятным становится стремление части населения найти применение своим силам за пределами республики.

В то же время в плане сохранения и приумножения человеческого капитала нельзя не видеть подстерегающие Беларусь опасности. Усиление открытости национальной экономики в условиях глобализации втягивает национальный Рынок труда в мировой, предопределяя его функционирование в качестве сегмента последнего в соответствии с присущими ему законами и закономерностями, которые определяют движение рабочей силы в регионы, обеспечивающие наиболее эффективное и рациональное ее использование. Они же в значительной степени находятся за рамками белорусского сегмента мирового рынка труда, отсюда возникает опасность неконтролируемой и зачастую безвозвратной миграции рабочей силы за границу на более привлекательные сегменты мирового рынка труда.

Экономически безопасной и способствующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая, во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны; во-вторых, обеспечивает прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда и/или включения в трудовой процесс неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы. При этом необходимо соблюдение условий возвратной миграции работников и возвращение на родину, хотя бы частично, денежных средств, заработанных за границей.

нелегальных трудовых мигрантов не останавливает даже то, что за границей они лишены социальных гарантий, предусмотренных в соглашениях по линии MOM и МОТ, а также в двусторонних межгосударственных соглашениях. Их труд зачастую оплачивается ниже, чем труд местных работников, у них возникают проблемы с консульской защитой своих прав, иногда с получением и вывозом на родину заработанных денег. Смягчить негативные последствия внешней трудовой миграции призвано целенаправленное регулирование государством данного процесса. Оно осуществляется посредством использования взаимосвязанных систем законодательного, экономического и оперативного (организационно-хозяйственного) регулирования. При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы миграции и опираются на основной закон страны — Конституцию Республики Беларусь.

Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь.

В сложившейся социально-экономической и демографической ситуации все более важную роль начинает играть экономический механизм регулирования внешней трудовой миграции.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой Деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

В деле привлечения в республику необходимых ей кадров большую роль играет тесная увязка регулирования миграционных процессов с мерами, направленными на социально-экономическую и экологическую стабилизацию. изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ.

Основной источник финансирования таких программ — государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.

К примеру, мощным фактором возврата на родину белорусских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты. По оценке российских экспертов, для активизации "интеллектуальной компоненты" инновационного развития необходимо, чтобы средняя зарплата составляла в этой сфере не менее 500 дол. США в месяц для начинающих и не менее 1000 дол. США в месяц для научных работников. Для нашей экономики такие цифры в самой ближайшей перспективе недостижимы. А поскольку ценовую конкурентную борьбу за возвращение "умов" республика пока в полной мере выиграть не в состоянии, можно задействовать иные рычаги: повышение социального престижа высококвалифицированных научных работников; создание комфортного для работы психологического климата; содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки); льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками.

Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.

Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках само занятости малого и среднего бизнеса, с другой — усиления взаимодействия с международными организациями.

Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы. К нарушителям миграционного законодательства применяются оперативные меры воздействия.

Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.

3.2 Государственное регулирование миграционных процессов

Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё. Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистри-рованных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой Деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ. Основной источник финансирования таких программ — государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.

К примеру, мощным фактором возврата на родину белорусских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты, социального престижа высококвали-фицированных научных работников; создание комфортного для работы психологического климата; содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки); льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками. Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.

Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках само занятости малого и среднего бизнеса, с другой — усиления взаимодействия с международными организациями. В настоящее время отмечается определенная динамика в развитии сотрудничества с представительством MOM в Республике Беларусь. В мае 1999 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Международной организацией по миграции. Соглашение предусматривает осуществление деятельности MOM в Республике Беларусь в соответствии с решением руководящих органов Организации и с учетом имеющихся в ее распоряжении средств по выполнению следующих миграционных программ: укрепление потенциала национальных структур в сфере миграции; оказание консультативных услуг; техническое сотрудничество по миграционным вопросам; информирование по вопросам миграции; оказание помощи в миграции гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам, лицам, нуждающимся в подобной помощи, а также в возвращении квалифицированной рабочей силы и в выборочной миграции.

Вступление Республики Беларусь в MOM придало бы новый импульс взаимоотношениям обеих сторон, способствовало бы успешной реализации Соглашения о сотрудничестве, а также целевых программ в области миграции.

Для более успешного продвижения белорусской рабочей силы на международный рынок труда, сбалансированности экспортно-импортных потоков экономической миграции населения ведется работа по активизации усилий белорусских загранучреждений в изучении конъюнктуры рынка труда стран аккредитации, поиске партнеров по экспорту излишков рабочей силы из Беларуси. Решение этих задач настоятельно требует учреждения в ряде дипломатических представительств нашей страны за рубежом должности региональных уполномоченных по вопросам миграции. Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В последние годы осуществлен ряд мер по усилению контроля за незаконно работающими иностранцами, прибывшими из республик бывшего СССР. Постановлением Совета Министров от 14 февраля 2000 г. № 198 "об освобождении отдельных организаций от платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы" в Брестской области был урегулирован статус граждан Украины из приграничных Волынской и Ровенской областей, работавших на предприятиях г. Бреста на постоянной основе более 10 лет. В соответствии с требованиями Закона "об иммиграции" по предложению Министерства труда правительством принято постановление о легализации положения на территории страны граждан государств — участников СНГ, въехавших в разные годы на территорию Республики Беларусь и принятых на работу субъектами хозяйствования сельскохозяйственной отрасли в силу нехватки кадров. В настоящее время упорядочен правовой статус свыше 3 тыс. таких граждан. Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.

таким образом, наблюдается тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях осуществления трудовой деятель на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено, прежде всего, складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы.

Республика Беларусь также уделяет большое значение проблемам вынужденной миграции: создана целостная система правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище, успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов.

Республика Беларусь подписала в рамках Содружества независимых Государств Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года, а также присоединилась в 2001 году к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженца, и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством.

За весь период реализации в Беларуси законодательства в области вынужденной миграции в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось немногим более 3,5 тыс. иностранцев из 48 государств мира [18, с.176].

таким образом, трудовая миграция — вопрос архисложный. причем таким он был во все времена и для всего мирового пространства, поскольку содержит не только экономическую, но и социально-политическую составляющую. Хотя истинных масштабов трудовой миграции не знает никто, о ее причинах и последствиях говорят много и с разными интонациями, в том числе в Беларуси. Полновесно судить о любом явлении можно лишь исходя из достоверных фактов и конкретных цифр — именно они служат краеугольным камнем для последующих выводов. Увы, в отношении трудовой миграции нет исчерпывающей статистики, что создает благодатную почву для различных инсинуаций. Цифра выезжающих трудиться за рубеж белорусов, по версии различных источников, колеблется от 100 тыс. человек до миллиона с хвостом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования получены следующие основные выводы:

1)официальная белорусская статистика недостаточно корректно отражает миграционные потоки с отдельными странами и, прежде всего, с Российской Федерацией. В связи с этим необходимо провести серьезное улучшение учета миграционных потоков прежде всего внутри Таможенного союза (с 1 января 2012 — в рамках единого экономического пространства);

2)в современных условиях миграционные процессы стимулируют экономический рост только в случае привлечения в страну квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, производящей величину добавленной стоимости большую, чем потребляют их домашние хозяйства;

А так же миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие Республики Беларусь.

Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное социальных факторов.

Кроме того распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы.

А так же развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Также в работе была проанализирована современная миграционная ситуация Республики Беларусь, показана необходимость усовершенствования миграционной системы, в целях повышения экономической стабильности в стране.

В результате, можно сделать вывод, что поставленные задачи раскрыты в работе полностью, а также цель работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгана Н.А.; ред. кол.: Владимирова А.А. и др. — М.: ОАО «НПО "Экономика"», 2005. — 735 с.

.Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экон. и фин., 1998. 447с.

3.Е.И. Лавров, Е.А. Капогузов. Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 214 с.

4.Емцов Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М.: Дело и Сервис, 1997. 317 с.

5.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебное пособие.- М.: Дело, 2002. — 472 с.

6.Дергачев В.А. Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 368 с.гл.8

7.Курбанова Л.Ч. Миграционные процессы как вызов современности//Материалы «Круглого стола», Бишкек,2010

8.Красниковой Е.В. Макроэкономика: учебное пособие. — М.:ТЕИС, 2003 — 254 с. Адамович Т.И.Современная политическая экономия: учебное пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др. — Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005. — 472 с.

9.Лахин Ю.В. Макроэкономика: практический курс, учебное пособие.-Мн.: Светоч, 2003. — 372 с.

10.Лемешевский, И.М. Макроэкономика / Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.

11.Леп, А. Беларусь ориентирована на создание цивилизованных условий для экспорта и импорта рабочей силы // Экономика Беларуси, 2012 №4 (с.37-43)

12.Макроэкономика: Соц.ориентир.подход: Учеб. пособие/ Э.А.Лутохина, В.В.Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лутохиной . -Мн.: Тесей, 2009. — 320 с.

13.Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, М.Н., С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гур-ко.2-е изд., перераб. — Мн.: БГЭУ, 2006.-214с.

14.Макроэкономика: Учеб.пособие/М.И. Плотницкий, Э. И. Любкович, М.Г. Муталинов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое знание, 2004. — 462 с.

.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А. К. Шуркалина, Н. С. Цыпиной. — М.: Логос, 2008. С. 128.

.Рофе А.И. труд: теория, экономика, организация: Учебник для вузов. «МИК». Москва., 2005 г.

.Загорец И.В. миграции населения и миграционная политика/И.В. Загорец. — Мн.: ЗАО Лучи Софии, 2000. — 85с.

.электронный ресурс / Министерство экономики Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: HTTP://www.economy.gov.by/

Учебная работа. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия