Учебная работа. Международная и региональная стандартизация
международная и региональная стандартизация
Международная и региональная стандартизация
Международное сотрудничество по стандартизации
стандарты всегда были тесно связаны с торговлей или обменом товарами и услугами между производителем, поставщиком и потребителем. Так, соглашение по весам и размерам на многие столетия облегчило жизнь покупателей и продавцов, участвующих даже в самом простом виде обмена. Сегодня рост объема мировой торговли опережает рост мирового производства. Рынки выходят на глобальный уровень. Цепи поставок, обеспечивающие доставку товаров от изготовителя к потребителю, связывают все большее число экономических партнеров по разные стороны границ. Способствуют взаимопониманию при торговле соглашения, разрабатываемые в рамках международных и региональных организаций по стандартизации, Всемирной торговой организации.
основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация (т. е. согласование) национальной системы с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях:
повышения уровня национальных стандартов;
прямого применения международных и региональных стандартов;
повышения качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
улучшения нормативного обеспечения при сотрудничестве нашей страны с зарубежными странами;
участия в международном разделении труда.
Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.
Международные организации по стандартизации
В области международной стандартизации наиболее авторитетными являются: стандартизация сертификация конкурентоспособность качество
Международная организация по стандартизации (ИСО)
и международная электротехническая комиссия (МЭК).
Международная организация по стандартизации.
Решение о создании ИСО приняли представители 25 национальных организаций по стандартизации на международной конференции в Лондоне 14 октября 1946г.
С 1970г. эта дата — 14 октября — отмечается как всемирный день стандартов. ИСО начала функционировать в феврале 1947 г.
Так как сокращение названия организации на разных языках могло образовывать разные аббревиатуры, то было принято решение использовать во всех странах аббревиатуру ISO (рус.-ИСО) как созвучную греческому слову isos (равный).
Советский союз являлся одним из основателей ИСО, он активно участвовал в ее работе в качестве постоянного члена. дважды (в 1961-1964гг. и в 1976-1979гг.) президентами ИСО избирались представители Госстандарта СССР. сейчас правопреемником СССР в ИСО является Российская Федерация. Официальные языки ИСО — английский, французский и русский. Росстандарт должен обеспечивать перевод всех документов ИСО на русский язык и с русского языка.
основной задачей ИСО в соответствии с ее уставом является
содействие развитию стандартизации и смежных с ней видов деятель в мире в целях облегчения международного обмена товарами и услугами,
а также сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и технологической областях.
Результатом технической работы ИСО является разработка и публикация международных стандартов.
Деятельность ИСО охватывает стандартизацию во всех сферах, за исключением электротехники и электроники — эти области относятся к компетенции Международной электротехнической комиссии. Для работ по стандартизации в области информационной технологии создан совместный технический комитет ИСО/МЭК-СТК1 «Информационная технология».
При подготовке и публикации международных стандартов ИСО учитывает интересы производителей, пользователей (включая потребителей), а также правительственных и научных кругов.
сейчас в деятельности ИСО принимают участие около 120 национальных органов по стандартизации. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.
Органами ИСО являются:
Генеральная Ассамблея;
Совет ИСО;
Комитеты ИСО;
Технические комитеты;
Центральный секретариат.
Генеральная ассамблея ИСО, созываемая, как правило, ежегодно, представляет собой заседание должностных лиц и делегатов, назначаемых комитетами-членами. Председателем Генеральной ассамблеи является президент ИСО.
Генеральная ассамблея создает консультативные комитеты по определению политики, называемые комитетами Генеральной ассамблеи. В настоящее время всего функционирует десять комитетов, из них наиболее важными являются следующие:
а) комитет по подтверждению соответствия (КАСКО) изучает вопросы
подтверждения соответствия продукции, процессов, услуг и систем качества требованиям стандартов;
разрабатывает руководства, относящиеся к испытаниям, надзору и сертификации продукции, процессов и услуг, а также к подтверждению соответствия систем качества, испытательных лабораторий и органов сертификации;
содействует взаимному признанию национальных и региональных систем подтверждения соответствия;
б) комитет по политике в сфере потребления (КОПОЛКО) изучает вопросы содействия потребителям, связанные с обеспечением их интересов путем стандартизации.
Международные стандарты ИСО являются результатом соглашений между комитетами-членами: если 75 % проголосовавших комитетов-членов одобрили присланный им на рассмотрение проект разработанного документа, он принимается и рекомендуется к публикации в качестве международного стандарта. В настоящее время зарегистрировано более 10 тыс. международных стандартов ИСО. Ежегодно с учетом пересмотра в ИСО принимается 500 600 стандартов. По своему статусу стандарты ИСО не являются документами, обязательными к применению.
Однако их добровольность весьма относительна: мировой Рынок сегодня организован так, что выход на него с продукцией, не отвечающей требованиям международно признанных стандартов, практически закрыт.
В практике российских предприятий наиболее часто применяются стандарты серии ИСО 9000 и серии ИСО 14000. Международные стандарты определяют принципы, требования к системе управления, но не пути их реализации или требования к самой продукции или услуге. последние определяют сами фирмы, придерживаясь соответствующих международных рекомендаций. Поэтому, если фирма имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие МС ИСО 9001:2000, это не означает, что она достигла высокого уровня качества продукции.
В стандарте ИСО 14001 установлены требования, которые обеспечивают функционирование системы управления охраной окружающей среды. Данный стандарт не регламентирует количественные показатели воздействия на окружающую среду. Его основная цель — следование принципу постоянного улучшения состояния окружающей среды.
Международная электротехническая комиссия
МЭК разрабатывает стандарты в области электротехники, электроники, радиоэлектроники, приборостроения и связи. Она была создана в 1906 г., т. е. задолго до образования ИСО. время образования и разная направленность деятельности МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое, с одной стороны, направлено на разграничение сферы деятель, а с другой — на координацию технической деятельности.
Число членов МЭК меньше, чем членов ИСО (42 страны), что обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слабо развитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1922 г.
Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран и поступлений от продажи международных стандартов.
структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО:
— технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы.
В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает международные стандарты (МС) общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).
В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК, отвечающим за безопасность бытовых электроприборов, выпущено более 10 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам.
Разработка МС в этой области имеет особо важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.
В перспективе деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться:
на первом этапе — это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии),
а на втором этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными организациями по стандартизации.
Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4 — 5 лет. Учитывая тенденцию сокращения сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах, следует резко сократить сроки разработки МС. Наша страна активно участвует в работе органов ИСО и МЭК.
Региональные организации по стандартизации
В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, к созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие Интеграция получила в рамках Европейского экономического сообщества, которое сформировало единый внутренний Рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности жителей 17 стран — членов ЕС. При этом первоочередное внимание к устранению национальных барьеров ведется благодаря развитию европейской стандартизации.
В 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран-членов ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран.
В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), а в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
В отличие от МС документы СЕН И СЕНЭЛЕК обязательны для применения. Поскольку торговые интересы западноевропейских стран выходят далеко за пределы ЕС, члены европейского комитета по стандартизации активно участвуют в работе ИСО и МЭК; они возглавляют 2/3 работ по разработке стандартов ИСО и МЭК.
Европейская организация по качеству (ЕОК) создана в 1975г.
Цель ее деятельности — разработка, распространение практических методов и теоретических принципов управления качеством.
ЕОК подобно ИСО и МЭК является неправительственной организацией. основные формы работы ЕОК — проведение конференций, симпозиумов, семинаров. практически ЕОК является своеобразным международным форумом обмена опытом по вопросам обеспечения высокого качества выпускаемой продукции.
В работе ЕОК принимают участие 34 европейских государства.
Наша страна является ее членом с 1977 г.
Полноправными членами ЕОК могут быть национальные организации по стандартизации и качеству европейских стран. Поскольку в работе ЕОК участвуют также страны Америки, Азии и Африки, то деятельность ЕОК выходит за региональные рамки.
Высшим должностным лицом ЕОК является президент, избираемый на три года; другие должностные лица — шесть вице президентов, а также бывшие президенты. Все они составляют Исполнительный комитет, который решает все текущие вопросы. Миссия организации состоит в том, чтобы повышать конкурентоспособность и устойчивость развития Европы на основе европейской политики в области качества.
Среди других эффективных проектов ЕОК, в реализации которых участвует россия, можно назвать также Гармонизированную схему подготовки специалистов по качеству. Специалист, прошедший такую подготовку, получает статус европейского эксперта или менеджера по качеству и соответствующий сертификат.
Можно назвать и такие перспективные проекты ЕОК, как «Европейский индекс удовлетворенности потребителей», задача которого:
б) широкое распространение метода самооценки организации, премия по качеству для малых и средних организации.
ЕОК ежегодно проводит конференции поочередно в разных странах. Так, 7 -9 сентября 2004 г. в Москве прошел 48-й Конгресс ЕОК В работе Конгресса приняли участие свыше 600 участников из 42 государств. Постоянным органом ЕОК являются технические комитеты и отраслевые секции. Если ТК занимаются изучением межотраслевых проблем качества, то отраслевые секции — проблемами качества применительно к конкретной отрасли промышленности.
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) ранее — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации — (МГС).
Совет был создан в соответствии с межправительственным соглашением от 13 марта 1992г. и обеспечивает сотрудничество в указанной области стран СНГ. Создание МГС позволило объединить потенциалы и ресурсы национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств Содружества, совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный опыт и нормативные документы по стандартизации, а также осуществлять проведение единой технической политики в этих областях деятель.
МГС признан в качестве региональной организации по стандартизации международными организациями по стандартизации (ИСО, МЭК) и организацией по стандартизации европейского Союза (СЕН); ему присвоено в соответствии с принятыми в ИСО и МЭК правилами новое наименование — Евразийская организация по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).
техническая политика ЕАСС формируется национальными органами по МСиС государств-участников, научно-техническими комиссиями и межгосударственными ТК по стандартизации.
По основным направлениям деятельности ЕАСС постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Совет полномочных представителей по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты, а также более 230 межгосударственных ТК по стандартизации. В настоящее время фонд ГОСТ СНГ включает более 19300 НД. С 1992г. было разработано и принято более 3800 межгосударственных нормативных документов.
Ведение фонда осуществляет Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств — членов ЕАСС.
Основные направления деятельности ЕАСС и его рабочих органов:
разработка нормативных документов по стандартизации, в том числе межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов;
формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение государств — участников Соглашения этими стандартами;
ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;
ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
разработка правил и процедур по взаимному признанию аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы качества;
международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.
Правовую основу этой деятельности составляют межправительственные соглашения, заключенные национальными органами по стандартизации.
Совместно с исполнительным комитетом подготовлено ряд межгосударственных соглашений, которые способствуют проведению единой технической политики по вопросам стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, поддержанию научно-технического уровня и гармонизации фонда межгосударственных стандартов, в том числе:
Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли, устанавливающее единые принципы технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия в государствах-участниках зоны свободной торговли, гармонизированные с требованиями Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО.
Ратификация и введение в действие этого Соглашения в СНГ позволит на единых принципах, отвечающих международным требованиям, осуществлять техническое нормирование с помощью технических регламентов и стандартов. При этом основой для их разработки станут международные стандарты.
Соблюдение этих принципов облегчит вступление в ВТО стран СНГ и будет способствовать снятию технических барьеров в торговле;
Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000- 2005 гг. программа представляет собой комплекс работ по разработке и пересмотру действующих межгосударственных стандартов (ГОСТ) системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
Одно из основных направлений реализации программы — гармонизация действующих стандартов с международными.
Работа ЕАСС как координирующего органа по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации обеспечила в СНГ:
применение и развитие единой нормативной базы: межгосударственных стандартов, классификаторов и других нормативных документов;
формирование единой эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб времени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов;
взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции и услуг.
большое внимание ЕАСС уделяет взаимосвязи с международными организациями. Так, со многими подписаны долгосрочные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие обмен информацией и нормативными документами и взаимное участие в проводимых мероприятиях.
В соответствии с подписанными соглашениями ЕАСС имеет Право применять международные и европейские стандарты в качестве межгосударственных, а отдельные страны — члены ЕАСС в качестве национальных стандартов.
Это способствует максимальной гармонизации межгосударственных и национальных стандартов как с международными, так и с европейскими стандартами независимо от членства и статуса государств — участников ЕАСС в этих организациях.
При разработке межгосударственных нормативных документов осуществляется гармонизация их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами.
Это создает условия для сохранения единого нормативно-технического обеспечения, направленного на устранения технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве стран СНГ, а также способствует продвижению продукции, производимой В государствах-членах ЕАСС, на международный и европейский рынки.
Работа Совета в целях интеграции и повышения конкурентоспособности производимой продукции в условиях стремления стран СНГ к вхождению в ВТО будет направлена:
на повышение уровня гармонизации межгосударственных стандapтов с международными нормами и правилами;
разработку межгосударственных стандартов, обеспечивающих защиту рынка стран СНГ от некачественной и опасной продукции;
развитие работ по обеспечению единства измерений и испытаний, а также по созданию и сертификации систем качества в соответствии с МC ИСО серии 9000 версии 2000 г.;
практическое применение единого знака доступа на рынок продукции стран СНГ;
использование современных информационных технологий, обеспечивающих разработку и применение электронных нормативных документов;
повышение эффективности участия государств — членов СНГ в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН), метрологии (МОЗМ), управлению качеством в интересах стран СНГ.
Российские специалисты участвуют в разработке международных стандартов в соответствии с программами работ этих организаций.
основными задачами ЕАСС в области международного сотрудничества являются:
укрепление позиций ЕАСС по техническому регулированию и метрологии в руководящих органах ИСО и МЭК;
воплощение в жизнь мероприятий, направленных на выполнение Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам;
изучение зарубежного опыта реформирования НСС, метрологии, аккредитации и оценки соответствия и передачи функций государства неправительственным организациям;
реализация проектов TACIS: «приближение» технических правил и стандартов Российской Федерации к техническому законодательству стран — членов ЕС и др.
При формировании национальной системы стандартизации Российской Федерации российские специалисты учитывают международный опыт. При этом они считают, что в области стандартизации не следует искать в очередной раз собственный путь ее создания и модернизации. Необходимо разумно использовать уже имеющийся международный опыт с учетом существующих отечественных реалий и имеющегося нормативного обеспечения.