Учебная работа. Место теневой экономики в мировой экономике

место теневой экономики в мировой экономике

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

НИУ «БелГУ»

Институт экономики

Кафедра мировой экономики

Направление подготовки 38.05.01 «Экономическая безопасность»

Курсовая работа

по дисциплине «мировая экономика»

Тема:

Место теневой экономики в мировой экономике

Студента 2 курса гр. 06001401

Шокова Андрея Эдуардовича

Научный руководитель: к.э.н.,

доцент Шалыгина Н.П.

Белгород — 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования места теневой экономики в мировой экономике

.1 понятие и структура теневой экономики

.2 Состав теневой экономики

.3 Классификация теневых экономических явлений

Глава 2. Исследования причин и последствий теневой экономики в мировой экономике

.1 анализ экономических факторов, влияние на которые оказывает теневая Экономика

.2 Социальные и политические факторы в теневой экономике

.3 Последствия влияния теневой экономики на мировую экономику

Глава 3. Пути решения минимизации негативного влияния теневой экономики в Российской Федерации

.1 Подходы к решению проблем теневой экономики в Российской Федерации

.2 Рекомендации к осветлению и искоренению теневой экономики

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Теневая Экономика представляет собой — трудный для исследования предмет, который, с одной стороны, полностью скрытен, с другой, легко определить его наличие. Невозможно точно измерить уровень теневой экономики, так как практически вся информация, которую удается получить исследователю, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Во всех странах с рыночной структурой экономики существует теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но, ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения своего влияния на протекание большинства экономических явлений, процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом, поэтому совершенно очевидна необходимость научного анализа и выработка предложений по минимизации влияния.

Теневая экономика имеет много названий — в различных странах используются следующие термины «неофициальная», «подпольная» и «скрытая» экономика — (англоязычными авторами); «подземная», «неформальная» (во французских изданиях), «тайная», «подводная» (в работах итальянских специалистов), «теневая» (в немецких источниках).

Актуальность темы курсовой работы находится на наивысшем уровне, она не требует дополнительного обоснования, так как трудно сегодня найти другую подобную проблему, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества.

Степень разработанности исследования является достаточно низкой, существуют некоторые неточности в теории, дающие повод неоднозначно толковать то или иное явление теневой экономики.

Проблема исследования заключается в наличии противоречия между необходимостью глубокого изучения, со всех сторон, проблем теневой экономики и недостаточностью практических рекомендаций по совершенствованию реализации устранения теневой экономики от внешних факторов.

Объектом курсовой работы является исследование стран с теневой экономикой, их роль в мировом хозяйстве, комплекс отношений (экономических, социальных, правовых, политических), которые возникают по этому поводу между государством и субъектами теневой экономики.

Предметом курсовой работы выступает специфика развития стран с теневой экономикой и ее искоренение, рассмотрение сущности и причин существования теневой экономики как одной из подсистем рыночного хозяйства

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании сущности понятия теневой экономики, а также особенностей развития таких стран и разработка предложения по совершенствованию устойчивости защиты стран от теневой экономки.

Для достижения конечного желаемого результата, необходимо выполнить следующие задачи:

. изучить теоретические основы исследования стран с теневой экономикой, тенденции развития, основные черты и принципы теневой экономики;

. проанализировать страны с теневой экономикой по основным макроэкономическим и микроэкономическим показателям;

. предложить способы совершенствования по устойчивости от теневой экономки.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды российских и зарубежных ученых по проблемам теневой экономики. Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке исследования использовались общенаучные методы изучения: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов), комплексный, системный (при раскрытии целостности объекта исследования, выявлении многообразных типов связей в нем и сведении их в единую теоретическую картину), нормативно-логический, экономический и другие.

Кроме этого, методологическую основу составили теории современных ученых по вопросам, касающихся развития устойчивости стран от теневой экономики, например, С.В. Авдоменко, Г. Бродман, А.С. Пакулов, В.В. Козик, Е.Г. Гужва и другие.

Эмпирической базой исследования послужили монографии, статьи экономистов, юристов, социологов, философов, практических работников, содержащие материал по теневой экономике. В качестве эмпирического материала использовались официальные статистические данные, содержащиеся в отчетах Мирового банка, правоохранительных органов и различных международных организаций. В курсе в большей мере были использованы фактологические данные, опубликованные в средствах массовой информации. Эмпирической основой послужил также собственный практический опыт автора, в течение последних 15 лет руководившего структурами безопасности хозяйствующих субъектов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и библиографический список.

1. Теоретические аспекты исследования места теневой экономики в мировой экономике

.1 Понятие и структура теневой экономики

Теневая экономика (скрытая экономика, неформальная Экономика ) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятель, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики . Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики , но не ограничивается ими.

Теневая Экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической Деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической Деятельностью.

А. Маршалл, один из выдающихся английских экономистов, отмечал: «Необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены, для чего необходимо проследить, как изменялось развития, и определить, что на сегодняшний день подразумевается под ним. Придерживаясь такой позиции, мы попытаемся рассмотреть генезис представлений о феномене теневой экономики».

В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для России, хотя за рубежом научные исследования данной проблематики начались значительно раньше, чем у нас.

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах, когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» Экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и общегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследования, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «теневой» деятельности подключились экономисты. автором одной из первых работ, посвященных изучению всех аспектов «теневой» экономической деятель, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя.

В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В отечественной науке и экономической практике Интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с появлением первых ростков частной собственности в народном хозяйстве и криминализацией экономических отношений, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

Во второй половине 90-х годов появился ряд солидных работ отечественных ученых по теневой экономике. В целом в разработке проблемы произошли существенные сдвиги:

.Были предприняты серьезные усилия в раскрытии основных причин теневой экономики в России. (См. работы Глинкиной С.П., Рывкиной Р., Косалс Л., Сенгачова В.К.).

2.стремление показать, что теневая экономика далеко не однородна и нуждается в типологизации. (работы Криштамовской О., Пономаренко А., Радаева В.В.).

.Серьезному анализу подвергнуты механизмы теневых операций (уход от налогов, финансовые махинации, отмывание денег и т.п.). (Работы Макарова Д., Яковлева А.А., Клейнер Г.Б., Шестакова А.В.).

.Развернулись исследования теневых операций в отдельных секторах экономики, например, в кредитно-финансовой сфере. (Работы Ларичева В.Д., Вакурина, Вяткина В.В., Сатуева, Шраер и др.).

.В самостоятельную тему исследования выделилась проблема коррупции государственного аппарата. (Работы Радаева В.В., Глинкиной С.П., Максимова С.В., Дзилиева М.И.).

.большое внимание стало уделяться теневой экономике как одной из глобальных проблем мирового сообщества. (См. работы Фитуни Л.Л., Ерасова Б.С., Де Сато).

Но несмотря на относительно богатую литературу по теневой экономике, которая сформировалась к концу 90-х годов, в этой сфере существуют и определенные лакуны:

.Значительная часть работ выполнена не экономистами, а юристами, социологами и др., и естественно, что экономические аспекты проблемы не были главными в их исследовании.

2.значительная часть исследователей-экономистов оказалась под доминирующим влиянием правого подхода к теневой экономике.

.Основным критерием деления теневой экономики на сектора продолжает оставаться степень легитимности.

.Малоисследованной остается и региональная специфика российской теневой экономики.

На основании данного материала можно отметить, что в последние годы экономисты сделали акцент на прикладные аспекты теневой экономики: на выработку конкретных рекомендаций, направленных на изменения в условиях и принципах хозяйствования, на определение узловых моментов программы практических действий, нацеленных на легализацию значительной части теневого капитала и его интеграции в легальную экономику. В связи с этим их работа имеет ярко выраженную прагматическую направленность, оставляя по-прежнему недостаточно исследованными теоретические аспекты проблемы теневой экономики.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

В настоящее время под термином «теневая Экономика» подразумевают сложное явление социальной действительности, имманентно присущее любой официальной экономической системе и прямо противоположное ей.

.2 Состав теневой экономики

В составе теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы:

.Производительный сектор (нелегальная Экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

)легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально;

2)нелегальная занятость, работа по найму;

)запрещенная законодательством экономическая деятельность.

2.Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Т.И. Корягина использовала термин: «Фиктивная Экономика — экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег».

В.О. Исправников включает в этот сектор также: «деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей».

Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

.Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, не противоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

.Общинная Экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика — это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, не учитываемый характер.

На мой взгляд, данные сектора не следует относить к теневой экономике. связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законода не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

1.3 классификация теневых экономических явлений

Существует классификация теневых экономических явлений по различным основаниям. В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:

1.производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

2.перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику. Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики.

Параллельная (вторгающаяся) экономика — теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается Гинзбург В., который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы. В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

1.теневое Производство;

2.теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);

.теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

.теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

1.теневой рынок;

2.неформальную экономику;

.властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями. По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:

1.теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;

2.на рынках инвестиционных товаров;

.на финансовых рынках;

.на рынке труда;

.других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

.В литературе, с точки зрения данного критерия, развиваются следующие концепции.

Потребительская концепция, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком.

Трудовая концепция теневой экономики ограничивает последнюю нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой Деятельностью.

Обе названные выше концепции были эффективны при изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной и переходной экономики отмеченные подходы являются узкими.

Предпринимательская концепция теневой экономики была основана на отождествлении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом).

Названные концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако, не могут рассматриваться в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет В работе В. Радаева приведена еще одна классификация теневой экономики — по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и вся неформальная Экономика в целом) делится на следующие сегменты:

. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности:

) скрытая экономика (hidden economy) — экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;

) потерянная экономика (missing economy) — экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.

. Деление по охвату деятель статистическим учетом:

) учтенная экономика (recorded economy) — экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;

) неучтенная экономика (unrecorded economy) — экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

далее рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям.

Подведя итог, можно обозначить, что классификация теневых экономических явлений в теории, в действительности выглядит различно. В действительности не всегда удается отнести различные явления к конкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны, относится к криминальной экономике (взяточничество), а с другой стороны — к фиктивной (отмывание незаконно полученных денег). Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет 2. Исследования причин и последствий теневой экономики в мировой экономике

2.1 анализ экономических факторов, влияние на которые оказывает теневая Экономика

При анализе экономических факторов, влияние на которые оказывает теневая Экономика можно изначально подчеркнуть:

.Высокие налоги (на Прибыль, подоходный налог и т.д.);

Официально доля всех налоговых постановлений в россии была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции — 61%).

существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятель.

.переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

3.кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

4.несовершенство процесса приватизации;

5.деятельность незарегистрированных экономических структур.

Если государство просит слишком много, ему перестают показывать все заработанное. Запутанная и несовершенная система налогообложения заставляет российские предприятия платить слишком большие Налоги, что не позволяет им эффективно развиваться. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

.всеобщность (теневая Экономика есть во всех странах мира, независимо от их государственного и социально-экономического устройства);

2.целостность (как бы ни расчленяли теневую экономику как явление в процессе его изучения, она все равно не сводится к простому объединению элементов, к простой совокупности негативных признаков либо к определенным видам экономической деятельности или совокупности экономических отношений);

.равновесие с внешней средой (взаимодействие с ней через тесное переплетение с официальной экономикой);

.структурность (наличие тесных связей внутри теневой экономики),

.иерархичность (расположение частей и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему);

.способность к самоорганизации непрерывному развитию;

.целенаправленность и наличие универсальных механизмов функционирования.

Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно огосударствленной и при абсолютно разгосударствленной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.

Таблица 2.1

Критерии типологизации теневой экономики

основные признаки«Вторая» ТЭ«серая» ТЭ«Черная» ТЭСубъектыМенеджеры официального («белого») сектора экономикиНеофициально занятыеПрофессиональные преступникиОбъектыПерераспределение доходов без производстваПроизводство обычных товаров и услугПроизводство запрещенных и дефицитных товаров и услугСвязи с белой экономикойНеотрывна от «белой»Относительно самостоятельнаАвтономна по отношению к «белой»

Анализируя данные таблицы 2.1, можно отметить, что субъекты, объекты и связи с белой экономикой у «второй», «серой», «черной» теневой экономикой полноценно различны, они не пересекаются друг с другом и имеют свойственно каждой отдельную характеристику.

таким образом, в целом теневая экономика, выполняет функцию резерва официальной экономики, представляя, в зависимости от политики государства, дополнительные ресурсы страны. В современной экономической литературе продолжается дискуссия по поводу определения понятия «теневая Экономика». В большинстве случаев под теневой экономикой понимается экономическая активность, которая не находит своего отражения в официальной статистике. Последствия теневой экономики нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (в особенности «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

Следует подчеркнуть, что существенным фактором теневой экономики являются масштабы государственного сектора и государственного регулирования важнейших параметров хозяйственной деятель. Государство способно активно выталкивать предпринимателей в «только в Нидерландах, Италии и ФРГ удельный вес госпредприятий (по занятости) не превышает 15%.

Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг. Показательно, что среди лидеров теневой экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (англия, Франция и Австрия) не попали в это число. поэтому уровень налогов и социальных отчислений в размере, превышающем 33% ВВП, можно считать критическим в плане провоцирования роста теневой экономики.

2.2 Социальные и политические факторы в теневой экономике

При анализе социальных факторов теневой экономики можно выделить основные, такие как:

.низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

2.высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной «питательной средой» для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т.д.

Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес «хозяина» оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т.д.

.неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

Дестабилизирующая роль теневой экономики проявляется в следующем. Во-первых, она приводит к отклонению важных макроэкономических показателей в официальной статистике, что существенно затрудняет управление и регулирование экономикой. Во-вторых, значительные размеры неучтенной экономической деятельности приводят к подрыву налоговой системы, сокращению налоговых поступлений и, соответственно, государственных доходов.

Стабилизирующая роль теневой экономики состоит в наличии «обратной связи», позволяющей оценить продуктивность проводимой государством экономической политики; в возможности сгладить в определенной степени негативные последствия функционирования рынка (например, уменьшить уровень безработицы, повысить доходы за счет вторичной занятости).

Таблица 2.2

Оценки размеров теневой экономики в начале 2012 года в некоторых развитых странах, в % от ВВП

Развитые старыМасштабы теневой экономикиОценка по спросу на деньги (С. Джонсон)Оценка по спросу на деньги (Ф. Шнайдер)Оценка по расходу электричестваИталия17,419,816,6Испания14,313,120,9Португалия12,6-13,8США10,98,210,5Нидерланды9,810,711,5Швеция8,613,88,8Германия8,510,513,2Франция8,411,810,5Япония7,5-12,7великобритания6,29,211,6

Исходя из приведенных и рассчитанных в таблице 2.2., данных видно, что Италия на начало 2010 года по размерам теневой экономики стоит на первом месте по оценке спроса на деньги (С. Джонсон) с показателем 17,4%, а великобритания занимает последнее место из перечисленного списка с показателем 6,2%. По оценке расхода электричества, в теневой экономике первую строчку занимает Испания с показателем 20,9%, а наименьший процент у Швеции 8,8%.

Политические факторы:

.несовершенство законодательства;

2.· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

.несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью;

.незащищенность прав собственности;

Порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство, и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

.Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и «незащищенность прав собственности«, стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен».

Подведя итог можно обозначить, что в зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

.3 Последствия влияния теневой экономики на мировую экономику

Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие, так как при определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования.

Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятель проявляются в различных социально-экономических деформациях:

1.Деформация налоговой сферы

Проявляется во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры. Сокрытие экономической деятель от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

2.Деформация бюджетной сферы

Проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.

3.Влияние на эффективность макроэкономической политики

Проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

4.воздействие на кредитно-денежную сферу

Проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом. одной из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений является деятельность финансовых пирамид в россии в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений инвесторам частным был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям.

5.Деформация структуры экономики

Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятель, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности.

6.влияние на экономический рост и развитие

Воздействие не является однозначно деструктивным, оно бывает разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятель от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятель на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается. Кроме того, если работник занимается Деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь. В остальных случаях, сокрытие экономической деятель негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий.

7.Влияние на инвестиционный процесс

Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной россии, по мнению некоторых исследователей, экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятель. Причем обеспечивается он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов является методом страхования инвестиционных рисков.

8.влияние на состояние природной среды

Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению.

9.Деформация структуры потребления

Является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов.

10.Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма

Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими. предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной неэффективности общее Производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

11.Влияние на условия воспроизводства рабочей силы

Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Система подпольной работы позволяет бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для периода становления капитализма XIX века. Ряд исследователей рассматривают нелегальную экономику как особый метод получения сверхприбылей в условиях кризиса.

12.Влияние на эффективность производства и разделение труда

Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда.

13.влияние на систему международных экономических отношений

крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать воздействие «отмытого» капитала на международную экономику. По оценкам, средства, которые в 80-х годах были вовлечены только в незаконный оборот наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов долларов.

Таблица 2.3

Средние масштабы теневой экономики в развивающихся странах трех континентов, 2012-2013 гг., в % от ВВП

КонтинентыМасштабы теневой экономикиАфрика43,9Центральная и Южная Америка38,8Азия35,0Для всех континентов39,2

Из приведенных и рассчитанных в таблице 2.3. данных видно, что Африка находится на первом месте по масштабам теневой экономики в развивающихся странах в 2012-2013 гг. с показателями 43,9%. Центральная и Южная Америка имеет показатели в 38,8%, в то время, когда Азия имеет наименьшие показатели 35,0%. Для всех континентов процентное соотношение в 39,2%.

К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

Теневому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.

Подведя итог всех вышеперечисленных показателей моно отметить, что степень локализации теневой экономики, как правило, отражает с некоторым запозданием степень локализации официальной экономики. В экономической истории развитых стран формирование национальных моделей экономики произошло в основном в XX — первой половине ХХI вв., а во второй половине ХХ в. превалирующей тенденцией стало формирование мирового хозяйства. В теневой же экономике этих стран формирование национальных криминальных хозяйстве произошло примерно во второй трети ХХ в., а мировое криминальное хозяйство начало складываться только в последней трети ХХ в. одной из новейших глобальных проблем современности стала проблема криминальной глобализации. Речь идет о том, что на мировое развитие все сильнее воздействую нарушители правовых норм, пренебрегающие официальными «правилами игры». проблема криминальной глобализации касается не только транснациональной организованной преступности и международных террористических организациях. Она связана также с Деятельностью легальных фирм и правительств. Криминальная глобализация ведет к тому, что в конце ХХ в. мировое хозяйство начинает раздваиваться: одна его сторона — это легальные, «прозрачные» процессы; другая сторона — процессы нелегальные, теневые.

теневой экономический социальный политический мировой

3. Пути решения минимизации негативного влияния теневой экономики в Российской Федерации

.1 Подходы к решению проблем теневой экономики в Российской Федерации

В большинстве развитых странах мира в 1990-х годах было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику. сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны.

В государственных властных структурах и научных учреждениях существуют различные подходы к решению проблем теневой экономики.

. В основе радикально-либерального подхода лежит идея легализации всей теневой экономики.

. Репрессивный подход основан на расширении функций силовых подразделений, например, контроля за расходами граждан.

. Комплексно-правовой подход связан с совершенствованием законодательства по обеспечению необходимых условий развития предпринимательства.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991- начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятель, прежде всего малого бизнеса, — с другой.

В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

И для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

. ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);

. выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;

. привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

. ввести в законодательство институт «сделки с преступником», т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

. предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).

Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:

Постоянная корректировка правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму. Налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%. Реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности.

Изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%. Освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест.

Упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога. Перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи. Введение в практику так называемых «доходных индульгенций» — юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств.

Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы. Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

Как отметил В.В. Путин на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «чтобы капитал не «утекал», нужно создать условия для его применения» наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за Деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:

.формирование позитивного образа легальной хозяйственной деятельности — представлений о бизнесе как сфере честной конкуренции и социальной ответственности, а не соревнований в обмане;

2.формирование негативного образа теневой экономики — осуждающего отношения к тем видам хозяйственной деятель, которые связаны с нарушением закона;

.формирование представлений о дозволенности и моральности инициативной помощи рядовых граждан правоохранительным органам в пресечении теневой экономической деятель.

Можно отметить, что важность этих мер доказывается от противного — демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений. В связи с недостатками данных двух методов по борьбе с теневой экономикой весьма очевидна необходимость создания нового, комплексного экономико-правового подхода, выступающего в качестве конструктивной альтернативы.

3.2 Рекомендации к осветлению и искоренению теневой экономики

Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности — неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми.

Примерная программа действий следующая:

1.Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные Налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

2.Необходимо запретить бесконтрольное обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

.Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

.Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. многократно возрастут масштабы безналичных расчетов — это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти.

Таблица 3.1

Масштабы теневой экономики в постсоциалистических странах, в % от ВВП

Страны200720102013Азербайджан12,039,260,6Белоруссия12,013,219,3Чехия6,016,911,3Грузия12,052,362,6Казахстан12,024,934,3Молдова12,037,335,7Польша15,719,712,6Румыния22,318,019,1россия12,032,841,6Словакия6,017,65,8Украина12,033,648,9Узбекистан12,011,76,5

Из приведенных и рассчитанных в таблице 3.1. данных видно, что на 2007 год наибольшие показатели по масштабам теневой экономики в постсоциалистических странах Румыния — 22,3%, наименьшие у Чехии и Словакии — 6,0%, у России — 12,0%. По 2010 году наибольшие показатели у Грузии — 52,3%, наименьшие у Узбекистана — 11,7%, у россии 32,8%. На 2013 год наибольшие показатели у Грузии 62,6%, наименьшие у Словакии — 5,8%, у россии — 41,6%.

Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер. среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные:

1.Внедрения открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства.

2.Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами. Сложность проблемы состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором коррупции и экономической преступности.

.последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение на вполне законно. Президент России своим решением обязал высших государственных чиновников оставить свои посты в Советах директоров госкорпораций. В результате, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств свои посты в советах директоров различных акционерных обществ передают детям и родственникам. Этот феномен представляет собой не что иное как попытку сохранения коррупционных схем.

.необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.

.важной антикриминогенной мерой является законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц. однако системы сравнительного анализа и предупредительных мер не выработано.

.Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики.

.Необходима практическая реализация принципа равенства всех перед законом и судом. Это предполагает принятие законов об уточнении понятия депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории за нарушения законов.

.Создание механизма парламентского контроля в сфере борьбы с экономической преступностью.

.важным направлением является эффективное использование гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно-процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

Подведя итог можно отметить, что важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека. Результаты исследования, помимо основной цели — улучшения информационной базы по оценке скрытой деятельности в системе национальных счетов, позволяют выявить тенденции теневой деятель и причины её возникновения, мнение предпринимателей о направлениях экономической политики и законодательного творчества в борьбе с данными негативными явлениями. Общий вывод, основанный на результатах исследования, состоит в том, что для подавляющего большинства населения некриминальная «теневая» Экономика представляет собой не «клондайк», а своего рода отдушину для получения средств выживания. поэтому можно утверждать, что меры, направленные на её легализацию, будут поддержаны обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования, по всем выделяемым пунктам можно определить, что теневая экономика сложная функциональная система, с множеством аспектов и особенностей. Ее свойства играют важную роль в функционировании мировой экономической системе.

Цель данной курсовой работы — исследовать сущность понятия теневой экономики, а также особенностей развития таких стран и разработка предложения по совершенствованию устойчивости защиты стран от теневой экономки — выполнена.

Выполнены все поставленные задачи, а именно:

1. проанализированы страны с теневой экономикой по основным макроэкономическим и микроэкономическим показателям;

2. изучены теоретические основы исследования стран с теневой экономикой, тенденции развития, основные черты и принципы теневой экономики;

. предложены способы совершенствования по устойчивости от теневой экономки.

Подводя итог работе можем заметить, что такие явления современности, как развитие теневого сектора экономики, необходимо тщательно изучать, что и сделали в своей работе. Исследовав большое количество периодической литературы, а также информацию нетрадиционных источников — документальных видеосъемок и всемирной информационной сети Internet, пришли к выводу, что тенденции развития теневой экономики во всех регионах мира в краткосрочной перспективе не будут уменьшаться. В развивающихся странах, таких как государства Азии и Африки, будет нарастать процесс производства и сбыта наркотических средств, наносящий грандиозный ущерб экономике этих стран. Следует заметить, что для ликвидации подобных тенденций в этих регионах нужно разрабатывать меры конкретные для каждого государства. В развитых странах, в том числе и в России, будет продолжаться коррумпирование власти и высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8-15% ВВП (Великобритания, США, Германия). опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.

Библиографический список

Правовые акты

Научная и учебная литература

1. Сидорович, А.В. Курс экономической теории [текст]: учебное пособие / А.В. Сидорович — М.: ДИС, 2013. — С 209.

. Абалкин, Л.И. Курс переходной экономики [Текст]: учебное пособие / Л.И. Абалкин — М.: Финстатинформ, 2014 г.

. Носов С.С. экономическая теория [Текст]: учебное пособие / С.С. Носов — М.: ВЛАДОС, 2014 г.

. Райская, Н.К., Сергиенко, Я.Г. особенности хозяйственной динамики в переходной экономике России. // Материалы международной конференции «Экономический рост» [текст]: учебное пособие / Н.К. Райская, Я.Г. Сергиенко — Москва, 20-21 марта 2015 г.

5. Барсукова С. «Теневая» Экономика и «теневая» политика: взаимные интересы / Светлана Барсукова, Василий Звягинцев // свободная мысль. — 2014г. — №7-8. — С 141-154.

. Белкина С.А. возможно ли в России уменьшить теневую занятость? // вопросы статистики. — 2004. — №7. — С.40-46. Барсукова С.Ю. методы оценки теневой экономики: критический анализ // Вопр. статистики. — 2013г. — №5. — С 14-24.

. Барсукова С.Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики // Мир России. — 2015 г. — №3. — С 158-179.

. Марнаев А.В. Теневая занятость: проблемы легализации // Пробл. прогнозирования. — 2013 г. — №1. — С 136-147.

. Белкина С.Е. Теневая Экономика в структуре хозяйственной деятельности современного российского общества // Деловая жизнь. — 2012 г. — №1-2. — С 17-22.

10. Бурова Н.В. Об изучении теневой и нелегальной деятельности за рубежом // вопросы статистики. — 2006. — №6. — С 14-18.

. Елисеев И.И. Развитие теории и практики использования макроэкономических показателей в расчёте элементов теневой экономики на региональном уровне // вопросы статистики. — 2012г.- №7. — С 9-10.

. Попов А.Д. Государственное учреждение «Институт макроэкономических исследований» // Вопросы статистики. — 2015 г. — №7. — С 36-37.

. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая Экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. — М.: Дело, 2015 г. — С 240.

. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2014 г. — С 440.

. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — М.: финансы и статистика, 2013 г. — С 144.

. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ / В.В. Волков; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015 г.- С 350.

. Головачев В.А. особенности теневой экономики. — 2013г. — С 32.

. Современная Экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие. Изд. 6-е. ростов н/Д: «Феникс», 2013 г. С 416.

. Яковлев А., Воронцова О. — Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота // вопросы экономики. — 2012 г. №9. С 10-11.

20. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Изд-е 5-е.-ростов н/Д: «Феникс», 2013 г. С 398.

Учебная работа. Место теневой экономики в мировой экономике