Учебная работа. Место и роль АТЭС в мировой экономике

место и роль АТЭС в мировой экономике

Министерство образования и науки российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА

НАУЧНО-исследовательская РАБОТА

на тему

Место и роль АТЭС в мировой экономике

Москва 2014

ВВЕДЕНИЕ

вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Примерами могут служить Европейский союз, АСЕАН, НАФТА, соглашения о свободной торговле и другие интеграционные группировки. К предпосылкам многообразия данных мировых процессов можно отнести развитие научно-технического прогресса и международного разделения труда, постепенную выработку ресурсов биосферы, деятельность транснациональных корпораций, а также другие факторы. Все это привело к тому, что настал тот момент, когда только мировое хозяйство в целом может самостоятельно поддерживать и расширять масштабы своей деятельности. Принятие решений и их реализация переносится с национального на глобальный, межнациональный уровень.

Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Российская Федерация, 2/3 территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. Активное участие в АТЭС таких крупнейших экономик, как США, Китай и россия, обуславливает актуальность обращения к теме «место и роль АТЭС в Мировой экономике».

Целью научно-исследовательской работы является раскрыть содержание и специфику экономических процессов в АТЭС и их влияние на мировую экономику в целом.

Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:

рассмотреть сущность и содержание понятия международной экономической интеграции, ее формы;

раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС;

определить особенности положения стран АТЭС в МХ и МЭО;

охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС;

рассмотреть основные маркоэкономические показатели стран АТР.

определить перспективы развития экономических связей в АТР и перспективы расширения АТЭС.

Глава I. АТЭС: ИСТОРИЯ, нынешнее СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В мире не так много «естественных» регионов, которые четко определяются географическими параметрами и государственными границами. большинство же регионов динамично меняются в зависимости от приоритетов мировых и региональных держав. К их числу относится и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), объединяющий государства с существенными политическими, экономическими и цивилизационно-культурными различиями. Включение стран в АТР по признаку вхождения в бассейн Тихого океана отражает чисто экономический подход к формированию региона с опорой преимущественно на транстихоокеанские связи в области торговли, инвестиций, услуг и т.д. В этом случае к АТР относят страны Восточной Азии, а также США, Канаду, Австралию и др.

Одни исследователи считают, что выделение АТР в самостоятельный регион искажает ситуацию в мировой системе международных отношений, и предлагают в качестве альтернативы отказаться от понятия АТР в целом и давать оценки на уровне его субрегионов. другие конструируют регион на более универсальной геополитической и геоэкономической основе и утверждают, что встречные потоки мировых тенденция «стягивают» воедино четыре «старых» региона — Центральную, Южную, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию. Речь идет о таких тенденциях, как укрепление влияния Китая на его западных границах, включение КНР и японии в интеграционные процессы со странами АСЕАН, усиление экономических и военно-политических позиций Индии, активизация США в Центральной Азии.

идея создания Тихоокеанского Экономического сообщества в интересах взаимовыгодного сотрудничества стран АТР витала в воздухе с начала 60-х годов. появлению межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество» (АТЭС) во многом способствовали усилия крупного бизнеса и деятельность учрежденного в 1980 г. Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). В рамках этой международной неправительственной организации (МНПО) к диалогу по вопросам экономического сотрудничества в АТР были подключены национальные комитеты стран-участниц, формировавшиеся из представителей правительственных, деловых и научных кругов. Наработанные СТЭС институционные механизмы и опыт многостороннего сотрудничества были широко использованы при создании АТЭС.

Форум АТЭС стал, с одной стороны, отражением процесса глобализации в азиатском регионе, а с другой стороны — воплощением идеи тихоокеанского регионализма*, реализованной Соединенными Штатами при активной поддержке союзников — японии и Австралии. Последними двигали обеспокоенность формированием торговых блоков в других регионах, а также стремление укрепить связи с быстро развивающимся регионом Восточной Азии, от которого во многом зависело их собственное экономическое будущее. В целом же основатели Форума АТЭС видели в нем средство противодействия «крепости Европа», которая активно продвигалась к созданию общего рынка. Для остальных стран это была попытка защититься от возможного подъема протекционизма в Северной Америке.

Таким образом, создание АТЭС было обусловлено, главным образом, экономическими факторами, хотя впоследствии деятельность Форума приобрела ярко выраженный политический характер.

История создания и принципы АТЭС

Странами-основателями АТЭС выступили Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и Япония.

первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли этих государств состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). впоследствии к организации присоединились 9 стран: КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. быстрое становление АТЭС свидетельствовало о том, что его деятельность соответствует процессам глобализации, тенденциям регионализма и отвечает потребностям развития государств-участниц. Всего за четыре года эта межправительственная организация прошла путь от конференции на уровне министров до ежегодных саммитов с участием лидеров ведущих государств АТР. первый такой саммит, прошедший в 1993 году в Сиэтле, был инициирован президентом США Б. Клинтоном. россия стала членом АТЭС в 1998 году.

В своей работе АТЭС руководствуется двумя основными принципами: «открытого регионализма» и «согласованных односторонних мер». Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. В результате скорость движения межправительственной организации по пути интернационализации определяется возможностями и потребностями наиболее отсталых, с этой точки зрения, стран-участниц, и для достижения поставленных целей не требуется высокий уровень институционализации. Поэтому Секретариат АТЭС не велик и не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе консенсуса.

Порядок принятия решений в АТЭС был утвержден с учетом опыта Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — одной из наиболее успешных межправительственных организаций с более чем сорокалетней историей. Так называемый азиатский подход, или «путь АСЕАН», с одной стороны, обеспечил «жизнеспособность» азиатских межправительственных организаций, а с другой стороны — послужил причиной их низкой эффективности. В силу этого, не все участники АТЭС удовлетворены нормами деятель организации, и время от времени выступают за их пересмотр.

Институциональная структура АТЭС

Институциональная структура Форума носит децентрализованный характер. Условно выделяют два уровня: политический и рабочий.
Политический уровень институциональной структуры АТЭС включает:


·Встречи лидеров

·Встречи министров иностранных дел

·Встречи отраслевых министров

·Встречи старших должностных лиц

·Деловой консультативный совет АТЭС

главная функция органов политического уровня — принятие политических решений по отдельным вопросам деятельности Форума.

Рабочий уровень:

·Комитет по торговле и инвестициям;

·Комитет по бюджету и управлению;

·Экономический комитет;

·Комитет по ЭКОТЕК,

·также многочисленные подкомитеты/группы экспертов, диалоговые механизмы по отдельным отраслям промышленности, специальные группы, рабочие группы.

Деятельность перечисленных органов призвана вести реальную работу по отдельным направлениям на основе утвержденных рабочих программ. Высшим органом являются саммиты глав государств, которые проводятся ежегодно в формате неформальных встреч, начиная с 1993 г. В рамках встреч принимаются основные политические решения.

Финансирование АТЭС ведется за счет взносов стран-участниц и средств, выделяемых как правительствами, так и частными компаниями. Главный источник — взносы, которые осуществляют участвующие экономики в совокупном объеме в 3,3 млн. долл. ежегодно (эта сумма предоставляется с 1999 г.), с 2009 г. объем взносов был расширен до 5 млн. долл. в общей сумме. Эти средства предназначены для финансирования Секретариата и инвестиционных проектов в рамках ЭКОТЕК. другим источником финансирования являются средства, выделяемые Японией в рамках нескольких фондов в объеме от 1,6 млн. до 4,6 млн. долл. на проекты по торговой и инвестиционной либерализации и содействия торговле.

Торговая и инвестиционная либерализация в АТЭС.

процесс либерализации начался в 1989 г., когда был дан старт министерским встречам в АТЭС и акценту на экономическом сотрудничестве. С 1993 г. в Сиэтле, США встречи стали проводиться в формате неформальных саммитов глав государств участвующих экономик, в основу деятельности которых был положен принцип либерализации. В 1994 г. на очередном саммите в индонезийском городе Богор принята Богорская декларация, поставившая т.н. Богорскую цель. Богорские цели (1994 г.) включают: достижение свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР для развитых стран к 2010 г. и для развивающихся государств к 2020 г.; содействие торговле и инвестициям; активизация взаимного экономического сотрудничества. В качестве особых мер определено прогрессивное снижение ставок таможенных пошлин, нетарифных ограничений и ограничений в торговле услугами.

Эта цель получила развитие в Осакской программе действий (1995 г.), в которой была добавлена либерализация торговли услугами и определены основные направления проведения либерализации в регионе : снижение ставок таможенных пошлин, гармонизация национальных промышленных стандартов в соответствии с международными нормами и либерализация торговли услугами, и затем в Манильской программе действий (1996 г.), ставшей основой либерализационных мер в регионе АТЭС на последующие годы. Уникальность Манильской программы действий состоит в ее кардинальном отличии от практики других интеграционных объединений мира в Европе, Западном полушарии и в АТР при достижении цели формирования зоны свободной торговли. В основу программы были положены принципы деятель АТЭС, включая добровольность и консенсус. Именно эти принципы определили своеобразие подхода Форума к региональным интеграционным процессам. Если на начальных этапах их использование позволило учесть огромную экономическую, политическую и культурологическую дифференциацию стран-участниц, то уже на рубеже двух веков стало ясно, что эти принципы тормозят и даже препятствуют реализации Богорской цели. Они определили специфику «азиатской» модели мягкой интеграции, без закрепления четких обязательств стран по торговой и инвестиционной либерализации; эти принципы обострили противоречия между развитыми странами и развивающимися государствами-участницами АТЭС и стали препятствием на пути формирования зоны свободной торговли и инвестиций. Манильская программа действий содержит три раздела — индивидуальные планы действий (ИПД), которые разрабатывает каждая страна-участница по достижению Богорской цели и с учетом национальных особенностей; коллективный план действий (КПД) и экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК).

впервые ИПД были разработаны в 1996 г. и стали выполняться с 1997 г. Помимо основных задач по каждому из 16 направлений на текущий год, они содержат информацию о достигнутых результатах за предыдущие годы. подобная модель формирования зоны свободной торговли и инвестиций неоднократно подвергалась справедливой критике, принимая во внимание медленный и сложный процесс реализации ИПД, их содержание, особенно по сравнению с т.н. западной моделью интеграции, когда страны-члены осуществляют либерализацию на основе принципа взаимных торговых уступок и имеют четко фиксированные обязательства с указанием конкретных сроков по снижению ставок таможенных пошлин, по либерализации нетарифного регулирования и др.

ИПД разрабатываются по 16 направлениям в сферах торговли товарами и услугами, инвестиций, конкурентной политики, политики в отношении прав интеллектуальной собственности, обязательств перед ВТО и др. Наполнение ИПД существенно различается. Так, только 6 участниц взяли обязательства по снижению ставок таможенных пошлин до 0% к 2010-2020 годам; многие страны записали расплывчатые обязательства; еще одна группа государств готова была на проведение либерализации, но только на условиях взаимности и на переговорной основе (США, Япония, Мексика).

Немалую роль в развитии АТЭС играет экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК), призванное сократить разрыв в уровнях экономического развития, в среднедушевых доходах, в технологическом и промышленном потенциалах в целях консолидации участвующих экономик. Согласно теории, преимущества от торговли связаны с односторонним сокращением ставок пошлин и ввоза импортных товаров по более низким ценам. Разработана модель зоны свободной торговли в ВТО: переговоры по специальному пакету либерализации, часто базирующиеся на принципе взаимности, связывающему страны взаимными обязательствами и санкциями в случае их нарушения. В АТЭС сложилась иная модель регионального объединения, когда участвующие экономики утверждают планы либерализации и выполняют их на добровольной и невзаимной основе. Так определяет Манильская программа действий, тогда как Осакская программа действий изначально следовала модели ВТО/ЗСТ, но под давлением со стороны фермеров и других производителей, от нее отказались.

Достижение либерализации в рамках АТЭС.

В течение 1993-96 гг. АТЭС динамично развивался, а начиная с 1997 г., вступил в полосу стагнации, когда сказалось влияние азиатского финансового кризиса, что стимулировало ужесточение протекционистской защиты внутренних рынков от конкуренции извне. Принятая в 1997 г. программа ускоренной добровольной отраслевой либерализации провалилась, сохранившись в урезанном виде. Выполнение индивидуальных планов действий привело к небольшому прогрессу в торговой и инвестиционной либерализации.

В итоге, АТЭС перешел на более прагматичный подход к либерализации на основе содействия торговле, строительства инфраструктуры, укрепления регионального сотрудничества и пограничных мер. Содействие торговле помогает росту торговли совместно с либерализацией. Это понятие включает гармонизацию стандартов и сертификатов соответствия, таможенных процедур, введение упрощенных виз для предпринимателей, защиту прав интеллектуальной собственности, правила происхождения товаров. Концепция содействия торговле, разработанная в рамках АТЭС, впоследствии была принята во Всемирной торговой организации.

Другое важное направление деятельности АТЭС — экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК). Сотрудничество развивается по 320 направлениям. В Рамочной декларации по ЭКОТЕК определены 6 приоритетных направлений, финансирование которых осуществляется на основе добровольных вкладов и государственно-частного партнерства. типичный проект предлагается к реализации и его выполнение координируется страной, часто финансируется за счет средств Центрального фонда АТЭС. Проекты являются небольшими по объему с минимальным бюджетом. В рамках ЭКОТЕК ведется строительство инфраструктурных объектов, разработка нано-технологий, реализация экологических программ, содействие малым и средним компаниям, развитие людских ресурсов на основе сетевого принципа. В целях достижения Богорской цели Комитет старших должностных лиц проводит регулярные обзоры индивидуальных планов действий, начиная с 2002 г. Для этого создаются группы в составе 3-х человек: старшего должностного лица, сотрудника секретариата и эксперта-консультанта. Обзорный доклад основан на вопроснике и комментариях других стран-членов. Он обсуждается на специальной сессии Комитета старших должностных лиц, где выносятся рекомендации по усилению выполнения ИПД.

Но сохраняются ограничения во взаимной торговле стран АТЭС: более высокие ставки таможенных пошлин на аграрную продукцию, текстиль, транспортные средства, аудиовизуальные услуги и ограничения на движение капитала. Отраслевые ограничения в отношении инвестиций установлены в форме запрета или максимальной доли для зарубежных инвестиций и системы лицензирования. Необходима дальнейшая либерализация нетарифных ограничений, в том числе стандартов и сертификатов соответствия, таможенных процедур, государственных закупок, а также усиление защиты прав интеллектуальной собственности.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ АТЭС В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И МЭО

2.1 основные макроэкономические показатели экономик-участниц АТЭС

Согласно поставленным в исследовании задачам необходимо провести анализ основных макроэкономических показателей экономик АТЭС. Однако, учитывая их относительную многочисленность к сравнению по отдельным странам, будут приняты 3 наиболее развитых по уровню ВВП на душу населения государства и 3 с наименьшим ВВП на душу населения. По данным МВФ, наименьшее значение ВВП на душу населения в 2013 г. было достигнуто во Вьетнаме (1 896 долл.), в Папуа — новой Гвинее (2 300 долл.), и в Филиппинах (2 792 долл.), а наибольший ВВП на душу населения в Австралии (64 157 долл.), в Сингапуре (52 918 долл.) и в США (52 839 долл.).

Таблица 1. Население, тыс.чел., 2007-2013гг.

Население2007200820092010201120122013мир6673105,937675364968347226916183699799970800727162119Австралия21246,27421645,122037,1422404,4922740,5423050,4723342,55Папуа Новая Гвинея6397,6236550,8776704,8296858,9457012,9777167,017321,262Филиппины88875,54890371,2991886,493444,3295053,4496706,7698393,57Сингапур4732,0654848,6764964,3125078,9695192,1835303,2645411,737США307632,697310492,5313317,2316063,2318719,5321306323845,7Вьетнам86553,20187369,28820089047,489913,9690795,7791679,73Всего515437,408521277,6527109,9532897,3538632,6544329,2549994,5доля в миреАвстралия0,32%0,32%0,32%0,32%0,32%0,33%0,33%Папуа Новая Гвинея0,10%0,10%0,10%0,10%0,10%0,10%0,10%Филиппины1,33%1,34%1,34%1,35%1,36%1,37%1,37%Сингапур0,07%0,07%0,07%0,07%0,07%0,07%0,08%США4,61%4,60%4,58%4,57%4,55%4,54%4,52%Вьетнам1,30%1,29%1,29%1,29%1,28%1,28%1,28%Всего7,72%7,72%7,71%7,71%7,70%7,69%7,68%

За период 2007-2013 гг. в странах рассмотренных странах произошло относительно большое увеличение численности населения с 515,4 млн. до 549,9 млн. чел., что суммарно составляет 7,68% от мировой численности. причем ни в одном из рассмотренных государств не проживает такое большое количество людей, как в Китае, который не попал данную в выборку.

Таблица 2. Трудовые ресурсы, млн. чел., 2007-2013 гг.

Трудовые ресурсы2007200820092010201120122013СтранаАвстралия11125,6511399,0111603,7111822,1111987,4112139,6712281Папуа новая Гвинея2806,5472875,2612950,4223025,1243107,433194,383285,272Филиппины35600,9436740,0537795,3938719,1939715,940691,2141664,44Сингапур2454,8852584,9692694,6482809,0452872,1712916,562947,604США156712,7158306,8158259,5157932,8159259160529,7161767,1Вьетнам48624,94967650704,1551686,8152598,6153464,1254264,45Всего257325,6261582,1264007,8265995,1269540,5272935,6276209,9доля от общей численности населения страны, %Австралия52,4%52,7%52,7%52,8%52,7%52,7%52,6%Папуа новая Гвинея43,9%43,9%44,0%44,1%44,3%44,6%44,9%Филиппины40,1%40,7%41,1%41,4%41,8%42,1%42,3%Сингапур51,9%53,3%54,3%55,3%55,3%55,0%54,5%США50,9%51,0%50,5%50,0%50,0%50,0%50,0%Вьетнам56,2%56,9%57,5%58,0%58,5%58,9%59,2%Всего52,1%52,4%52,3%52,1%52,2%52,4%52,4%доля от общей численности трудовых ресурсов в мире, %Австралия0,4%0,4%0,4%0,4%0,4%0,4%0,4%Папуа новая Гвинея0,1%0,1%0,1%0,1%0,1%0,1%0,1%Филиппины1,1%1,2%1,2%1,2%1,2%1,2%1,2%Сингапур0,1%0,1%0,1%0,1%0,1%0,1%0,1%США5,0%5,0%4,9%4,8%4,8%4,8%4,7%Вьетнам1,6%1,6%1,6%1,6%1,6%1,6%1,6%Всего8,2%8,2%8,2%8,1%8,1%8,1%8,1%В общей сложности, в АТЭС, если рассматривать данную выборку, насчитывается около 52,4% трудовых ресурсов от общей численности населения или чуть более 8% от общей численности рабочей силы в мире. больше всего трудовых ресурсов в процентном соотношении во Вьетнаме и Сингапуре. Также, не стоит забывать об огромных трудовых ресурсах КНР, которая в данную выборку не попала.

Таблица 3. Темп прироста населения, %, 2007-2013 гг.

Темп прироста населения2007200820092010201120122013Австралия2%2%2%2%1%1%1%Папуа новая Гвинея2%2%2%2%2%2%2%Филиппины2%2%2%2%2%2%2%Сингапур3%2%2%2%2%2%2%США1%1%1%1%1%1%1%Вьетнам1%1%1%1%1%1%1%Всего1%1%1%1%1%1%1%

Рассматривая изменение численности населения в данных странах АТЭС в динамике, стоит отметить, что во всех рассматриваемых странах происходит практически пропорциональное увеличение численности населения, однако в общей численности АТЭС доля этих стран сравнительно мала.

Таблица 4. ВВП, млрд долл. США, 2007-2013 гг.

ВВП по ППС2007200820092010201120122013Мир70269,276120,080581,281471,386689,792334,997227,8Австралия707,2759,2794,6869,6858929,1995,6Папуа новая Гвинея10,211,312,21314,215,817,4Филиппины398,7436,3463,3472,3514,5543,7590,9Сингапур259,2290,1300,9300,9349,5374,8386,3США13857,914480,314720,314417,914958,315533,816244,6Вьетнам282,2310,4334,3355,1382,5414,3443,7Всего15515,416287,616625,616428,817077,017811,518678,5доля в мире, %Австралия1,01%1,00%0,99%1,07%0,99%1,01%1,02%Папуа Новая Гвинея0,01%0,01%0,02%0,02%0,02%0,02%0,02%Филиппины0,57%0,57%0,57%0,58%0,59%0,59%0,61%Сингапур0,37%0,38%0,37%0,37%0,40%0,41%0,40%США19,72%19,02%18,27%17,70%17,25%16,82%16,71%Вьетнам0,40%0,41%0,41%0,44%0,44%0,45%0,46%Всего22%21%21%20%20%19%19%Темпы роста ВВП, %МирАвстралия0107%105%109%99%108%107%Папуа Новая Гвинея0111%108%107%109%111%110%Филиппины0109%106%102%109%106%109%Сингапур0112%104%100%116%107%103%США0104%102%98%104%104%105%Вьетнам0110%108%106%108%108%107%Всего0105%102%99%104%104%105%Темпы прироста ВВП, %МирАвстралия07%5%9%-1%8%7%Папуа Новая Гвинея011%8%7%9%11%10%Филиппины09%6%2%9%6%9%Сингапур012%4%0%16%7%3%США04%2%-2%4%4%5%Вьетнам010%8%6%8%8%7%Всего05%2%-1%4%4%5%

Рассматривая динамику изменения ВВП отметим, что общая доля выбранных стран АТЭС в мировой экономике постепенно снижалась на протяжении нескольких лет и в 2013 году составила 19% или 18 678,5 трлн долл. США. В абсолютном выражении наиболее высокий ВВП у США, остальные страны очень сильно отстают от крупнейшей экономики мира, но уровень прироста ВПП в этих странах заметно больше — 10% в Папуа Новой Гвинее и 9% в Филиппинах. Данные экономики сложно сравнивать, так как это страны совершенно разного уровня развития. Также отметим, что средний прирост ВВП в выбранных страна АТЭС составил около 5%.

отрасль200720082009201020112012АвстралияСельское хозяйство30,6%25,4%30,2%27,1%24,5%24,6%Промышленный сектор27,3%27,5%22,6%21,9%23,5%21,8%Сфера услуг42,1%47,1%47,2%51,0%52,0%53,6%Папуа новая ГвинеяСельское хозяйство19,2%19,0%18,7%18,6%18,3%17,7%Промышленный сектор28,4%28,5%28,7%28,5%28,2%28,5%Сфера услуг52,4%52,5%52,6%52,9%53,5%53,8%ФилиппиныСельское хозяйство19,2%19,0%18,7%17,5%15,9%Промышленный сектор45,4%44,5%43,2%44,6%43,9%Сфера услуг35,4%36,5%38,1%37,9%40,2%СШАСельское хозяйство5,6%5,7%4,3%4,3%4,1%4,0%Промышленный сектор13,2%18,0%15,1%15,5%19,1%21,4%Сфера услуг81,2%76,3%80,6%80,2%76,8%74,6%отрасль200720082009201020112012СингапурСельское хозяйство33,6%32,7%34,0%36,5%38,1%37,0%Промышленный сектор17,1%17,3%16,4%15,6%16,0%15,4%Сфера услуг49,3%50,0%49,6%47,9%45,9%47,6%ВьетнамСельское хозяйство11,7%13,4%12,7%12,8%12,1%11,1%Промышленный сектор29,9%29,4%29,7%29,4%29,9%31,5%Сфера услуг58,4%57,2%57,6%57,8%58,0%57,4%Всего:Сельское хозяйство20,0%19,2%19,8%19,5%18,8%18,9%Промышленный сектор26,9%27,5%26,0%25,9%26,8%23,7%Сфера услуг53,1%53,3%54,3%54,6%54,4%57,4%

В отраслевой структуре отмечается общая тенденция развивающихся стран, когда на продукцию аграрного сектора приходится около 19% ВВП, тогда как на сферу услуг — лишь 57,4%, на промышленность — 23,7%. Тем не менее, за последнее время происходит некоторое увеличение доли сферы услуг при уменьшении доли двух остальных. Несомненно, это связано с развитием АТЭС и расширением их деятель.

Таблица 6. Инфляция, %, 2007-2013 гг.

И, %2007200820092010201120122013Австралия3,25,61,13,53,83,13,4Папуа Новая Гвинея9,18,95,48,110,76,27,5Филиппины5,26,37,14,88,610,18,7Сингапур6,812,04,56,211,310,94,0США2,93,8-0,31,63,12,11,5Вьетнам15,822,43,56,26,77,56,9Всего:8,212,87,17,210,28,87,6

Средний показатель наиболее высокая инфляция в Папуа Новой Гвинее, Вьетнаме и Филиппинах.

Таблица 7. государственный долг, %, 2007-2013 гг.

Государственный долг, % к ВВП2007200820092010201120122013Австралия52,855,245,349,443,056,141,0Папуа Новая Гвинея47,247,045,141,042,241,839,7Филиппины76,071,358,067,573,775,070,7Сингапур45,344,957,864,867,074,480,7США61,165,287,394,467,070,071,8Вьетнам57,245,043,148,043,245,838,7Всего:56,356,155,356,357,061,161,3

Госдолг АТЭС составляет примерно 61,3% ВВП, причём данный показатель варьируется от 80% в США, где госдолг возрастает, до 38% во Вьетнаме, где он напротив снижается.

Таблица 8. Государственный бюджет, млрд долл. США, 2007-2013 гг.

Доходы, млрд долл. США2007200820092010201120122013Папуа Новая Гвинея3,63,44,75,86,18,48,3Австралия22,525,426,029,733,439,142,0Филиппины1,01,11,11,71,51,61,4Сингапур0,80,80,50,60,80,91,0Вьетнам4,24,85,66,46,67,48,1США214,1214,3214,3215,6216,7216,5217,3Всего:848,9898,51505,41068,81407,41534,21565,3Расходы, млрд долл. СШАПапуа Новая Гвинея4,04,25,15,56,38,48,5Австралия127,9136,0134,8138,7144,9148,4155,3Филиппины1,01,11,11,61,61,61,6Сингапур0,91,11,11,11,11,21,4Вьетнам4,44,86,46,86,97,67,2США219,9220,6223,9224,0224,2225,0225,3Всего:974,11072,71165,11322,71368,61501,11560,0государственный бюджет, млрд долл. СШАПапуа Новая Гвинея-0,47-0,77-0,440,24-0,180,07-0,22Австралия-5,37-6,61-8,76-7,01-5,47-9,31-3,30Филиппины0,020,00-0,010,05-0,10-0,03-0,19Сингапур-0,08-0,30-0,52-0,43-0,24-0,29-0,34государственный бюджет, млрд долл. СШАВьетнам-0,24-0,02-0,73-0,36-0,35-0,170,92США-5,82-6,36-9,56-8,48-7,48-8,44-7,99Всего:-125,17-236,19-307,65-253,82-261,27-266,81-294,68

В странах АТЭС наблюдается дефицит госбюджета -294,7 млрд долл. самый значительный дефицит в США, причём он уменьшается в динамике. За исключением Вьетнама во всех рассматриваемых странах происходит увеличение дефицита бюджета.

2.2 Участие стран-участников АТЭС в международной торговле

Степень участия АТЭС в международной торговле можно определить путём проведения аналогичного анализа с использованием основных показателей внешней торговли товаров и услуг и т. п.

тихоокеанский экономический торговля участник

Таблица 9. Товарный экспорт, импорт, товарооборот,млрд долл. США, 2007-2013 гг.

Экспорт, млрд долл. США2007200820092010201120122013Мир14 02216 15912 55415 30018 32718 40418 784Папуа новая Гвинея0,50,50,40,40,40,40,5Австралия112,5195,4215,1219,2224,4225,1229,1Филиппины0,70,50,50,60,70,60,5Сингапур23252630343639США3 4543 5653 3433 3453 4593 5893 943Экспорт, млрд долл. США2007200820092010201120122013Вьетнам7,78,57,38,610,29,49,9Всего4190,44241,34206,84277,64365,34358,14378,8Импорт, млрд долл. СШАМир14 33016 57212 78115 50918 50318 60818 874Папуа Новая Гвинея3,03,03,35,26,46,25,4Австралия118,6123,9121,8127,8136,2134,2136,4Филиппины0,50,50,50,91,11,01,0Сингапур1,11,41,01,11,51,61,7США1513,11563,61574,42085,12095,82196,12086,5Вьетнам11,314,010,013,520,319,218,0Всего2299,62409,72330,02441,62579,62600,92579,6Торговый оборот, млрд долл. СШАМир28 35232 73125 33530 80936 83037 01237 658Папуа Новая Гвинея3,483,563,745,546,776,635,90Австралия31,0539,2336,9247,0260,6559,2965,50Филиппины1,201,061,031,501,731,541,57Сингапур1,321,721,131,291,811,872,09США3433,993564,533895,213455,994656,694356,974567,32Вьетнам19,0422,4017,3922,1130,5128,5627,90Всего5490,05651,05536,75719,25944,95959,05609,41

таким образом, за последние три года произошло незначительное снижение объёмов товарооборота до 5609 млрд. долл., причём в странах АТЭС отмечают импорт в 4378,8 млрд. долл. и экспорт в 379 млрд долл. основные страны-лидеры США и Австралия.

Таблица 10. доля показателей торговли в мире, %, 2007-2013 гг.

доля экспорта, млрд долл. США2007200820092010201120122013Папуа новая Гвинея0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%Австралия0,09%0,10%0,12%0,15%0,13%0,14%0,15%Филиппины0,00%0,00%0,00%0,01%0,00%0,00%0,00%Сингапур0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%США20,3%20,4%19,1%18,9%21,5%20,9%23,9%Вьетнам0,06%0,05%0,06%0,07%0,06%0,05%0,05%Всего21,36%21,49%21,65%20,21%22,99%21,95%24,92%доля импорта, млрд долл. СШАПапуа Новая Гвинея0,02%0,02%0,03%0,03%0,03%0,03%0,03%Австралия0,13%0,14%0,17%0,18%0,20%0,18%0,19%Филиппины0,00%0,00%0,00%0,01%0,01%0,01%0,01%Сингапур0,01%0,01%0,01%0,01%0,01%0,01%0,01%США21,36%22,49%22,65%22,21%20,99%20,95%20,92%Вьетнам0,08%0,08%0,08%0,09%0,11%0,10%0,10%Всего22,36%23,49%23,65%23,21%23,99%24,95%26,92%доля товарооборота в мире, млрд долл. СШАПапуа новая Гвинея0,01%0,01%0,01%0,02%0,02%0,02%0,02%Австралия0,11%0,12%0,15%0,15%0,16%0,16%0,17%Филиппины0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%Сингапур0,00%0,01%0,00%0,00%0,00%0,01%0,01%США0,01%0,01%0,02%0,02%0,02%0,02%0,02%Вьетнам20,56%20,26%20,65%19,21%21,56%20,75%23,65%Всего21,36%21,49%21,65%20,21%22,99%21,95%24,92%

В мировой торговле страны АТЭС занимают около 24,92%. Также очевидно, что основной вклад вносит США, более того, в АТЭС входит также Китай с его огромным экспортом.

Таблица 11. Темпы роста товарного экспорта и импорта, млрд долл. США, 2007-2013 гг.

Темпы роста экспорта, млрд долл. СШАМир02 137-1 4681 2784 3054 3824 762Папуа Новая Гвинея0,000,09-0,05-0,07-0,08-0,030,05Австралия0,002,922,637,747,996,678,66Филиппины0,00-0,15-0,18-0,030,00-0,12-0,14Сингапур0,000,10-0,06-0,030,120,090,12Вьетнам0,000,07-0,05-0,010,050,04-0,01США2,002,712,402,862,503,643,16Всего0,0050,8916,3487,23174,86167,68188,39Темпы роста импорта, млрд. долл. СШАМир02 242-1 5491 1794 1734 2784 278Папуа Новая Гвинея0,00,00,32,13,43,22,4Австралия0,05,33,29,217,615,617,8Филиппины1,31,21,01,30,50,50,5Сингапур0,00,3-0,10,00,40,50,6Вьетнам0,00,51,32,02,72,93,3США0,02,7-1,32,29,07,96,7Всего0,0110,130,3142,0280,0301,3280,0

В динамике происходит общее увеличение объёмов импорта и экспорта. Так, с 2007 г. экспорт и импорт возросли почти вдвое. Тем не менее в ряде стран наблюдается некоторое снижение, например, в Филиппинах — снижение импорта, во Вьетнаме — снижение экспорта, что однако существенным образом не влияет на общую картину по АТЭС.

Таблица 12. Торговый баланс, млрд долл. США, 2007-2013 гг.

Торговый баланс2007200820092010201120122013мир-308-413-227-209-176-204-90Папуа Новая Гвинея-2,57-2,48-2,93-4,77-6,01-5,78-4,90Австралия6,148,496,758,631,779,047,27Филиппины0,15-0,02-0,03-0,21-0,38-0,43-0,51Сингапур-0,87-1,06-0,79-0,89-1,12-1,24-1,40Вьетнам-2,25-2,65-3,56-4,28-4,85-5,15-5,60США3,565,502,704,9110,039,808,10Всего-109,21-168,41-123,21-163,96-214,36-242,81-200,80

далее были приведены показатели торгового баланса стран за указанный период. Торговый баланс в АТЭС дефицитен (-200,8 млрд долл.), причём данная ситуация характерна почти для всех рассматриваемых стран. В США и Австралии наблюдается положительный торговый баланс на протяжении последних 7 лет.

Таблица 13. Товарная структура торговли по товарным группам (экспорт), %, 2007-2012 гг.

Экспорт200720082009201020112012АвстралияС/х продукция5,03%5,00%7,60%10,80%12,90%0,20%Прочее100,0%95,0%92,4%89,2%87,1%99,8%Папуа новая ГвинеяС/х продукция3,1%2,9%3,9%3,2%2,3%2,2%Прочее96,9%100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%СингапурС/х продукция1,1%2,1%2,3%2,2%1,2%2,2%Прочее99,9%99,9%100,0%99,8%99,8%100,0%ВьетнамС/х продукция3,9%3,2%2,9%3,9%3,2%3,4%Прочее100,0%100,0%97,1%96,1%96,8%100,0%СШАС/х продукция12,3%13,1%13,2%13,9%14,0%13,3%Прочее100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%ФилиппиныС/х продукция2,3%3,1%3,2%3,9%4,0%3,3%Прочее97,7%96,9%96,8%96,1%96,0%96,7%Всего:С/х продукция1,1%1,3%3,5%5,0%5,4%0,1%Прочее98,9%98,7%96,5%95,0%94,6%99,9%

По экспорту товаров в АТЭС отмечается сравнительно низкая доля продукции аграрного сектора, за счёт собственной обеспеченности, за исключением США и Австралии. Как правило, традиционными экспортными товарами для данных стран является продукция вторичного сектора производства.

Таблица 14. Товарная структура торговли по основным товарным группам (импорт), %, 2007-2012 гг.

Импорт200720082009201020112012АвстралияПромтовары32,20%16,70%19,10%13,70%6,60%Прочее100,0%67,8%83,3%80,9%86,3%93,4%ВьетнамПромтовары54,2%Прочее45,8%100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%СингапурПромтовары51,0%56,1%57,7%60,8%62,7%Прочее49,0%43,9%42,3%39,2%37,3%100,0%Папуа новая ГвинеяПромтовары62,2%62,1%56,9%Прочее100,0%100,0%37,8%37,9%43,1%100,0%СШАПромтовары57,8%55,7%52,8%50,2%50,6%43,3%Прочее42,2%44,3%47,2%49,8%49,4%56,7%ФилиппиныПромтовары59,5%60,1%62,2%64,5%62,7%63,5%Прочее40,5%39,9%37,8%35,5%37,3%36,5%Всего:Промтовары40,8%36,0%37,9%38,4%36,8%16,6%Прочее59,3%64,0%62,1%61,6%63,2%83,4%

В импорте стран АТЭС достаточно значительная часть приходится на промышленную продукцию, что особенно заметно в таких странах как Вьетнам и Сингапур.

Таблица 15

объем экспорта и импорта услуг, млрд долл. США, 2007-2013 гг.

Экспорт, млн долл. США2007200820092010201120122013мир3 4873 9123 547,73 891,74 3644 458,64700,5Папуа Новая Гвинея1,93,13,53,1Австралия1,62,02,02,42,42,63,8Филиппины0,10,10,10,10,10,1Сингапур0,60,71,51,82,02,02,2Вьетнам0,50,70,70,70,90,91,2США221,8222,0231,9221,5243,1253,8Всего:395,4317,0304,6334,1355,7365,2372,9Импорт, млрд долл. СШАМир3 2813 7533 4213 7414 1784 2804455Папуа Новая Гвинея0,81,21,32,2Австралия32,923,723,442,425,325,626,5Филиппины0,10,10,10,10,10,10,1Сингапур0,30,40,40,50,50,60,6Вьетнам0,70,90,80,90,80,91,0США122,6123,0122,5123,1124,0124,51 24,5Всего386,3306,1294,8231,7344,7350,9250,5

По ввозу-вывозу услуг отмечается практически полное отсутствие релевантных данных, однако для всего АТЭС к за 2013 г. экспорт составил почти 373 млрд. долл., а импорт — 250,5 млрд. долл.

Таблица 16

Доля показателей торговли услугами в мире, %, 2007-2013 гг.

доля экспорта, млрд долл. США2007200820092010201120122013Папуа новая Гвинея0,00%0,00%0,05%0,08%0,08%0,07%Австралия5,03%5,00%7,60%10,80%12,90%0,20%5,03%Филиппины0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%Сингапур0,02%0,02%0,04%0,05%0,05%0,05%0,05%Вьетнам0,01%0,02%0,02%0,02%0,02%0,02%0,03%США21,36%22,49%22,65%22,21%20,99%20,95%20,92%Всего42,74%42,99%42,95%43,45%43,57%43,71%43,68%доля импорта, млрд долл. СШАПапуа Новая Гвинея0,00%0,00%0,02%0,03%0,03%0,05%Австралия5,03%5,00%7,60%10,80%12,90%0,20%5,03%Филиппины0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%Сингапур0,01%0,01%0,01%0,01%0,01%0,01%0,01%Вьетнам0,02%0,02%0,02%0,02%0,02%0,02%0,02%США32,74%32,99%32,95%33,45%33,57%33,71%33,68%Всего45,63%45,83%46,77%45,52%45,46%50,53%43,38%

В мировой торговле услугами страны АТЭС занимают около 43,4% импорта и 43,7% от экспорта. причем отметим, абсолютно лидерство за США.

Таблица 17. Торговля услугами по основным категориям (экспорт), млрд долл. США, 2007-2012 гг.

Экспорт200720082009201020112012АвстралияВсе услуги95,410117,000104,590134,110155,730165,230Транспортные услуги11,14014,02013,35016,33021,41021,350Туристические услуги12,33013,63013,79017,60021,35021,790Прочие услуги71,95089,35075,61095,100106,550118,180Папуа новая ГвинеяВсе услуги1,6171,9961,9752,4122,4232,642Транспортные услуги0,0800,1150,1430,1740,2730,375туристические услуги0,0760,0750,0700,0810,0870,103Прочие услуги1,4601,8071,7632,1572,0632,165СингапурВсе услуги0,0600,0550,0570,0690,0820,102Транспортные услуги0,0190,0100,0090,0240,0290,032Туристические услуги0,0280,0360,0420,0400,0470,062Прочие услуги0,0130,0080,0060,0050,0050,008ФилиппиныВсе услуги0,6490,7211,5431,8102,0052,016Транспортные услуги0,0290,0400,0360,0400,0840,087Туристические услуги0,6020,6641,4731,7131,8681,873Прочие услуги0,0180,0170,0340,0570,0540,055

В таблице выше приведена структура экспортной торговли услугами в СААРК. Мы видим, что в целом основная их часть приходится на прочие услуги во всех странах кроме Австралии и США.

Таблица 18. Торговля услугами по основным категориям (импорт), млрд. долл. США, 2007-2012 гг.

Импорт200720082009201020112012АвстралияВсе услуги95,410117,000104,590134,110155,730165,230Транспортные услуги11,14014,02013,35016,33021,41021,350Туристические услуги12,33013,63013,79017,60021,35021,790Прочие услуги71,95089,35075,61095,100106,550118,180Папуа новая ГвинеяВсе услуги2,93,73,44,45,35,6Транспортные услуги2,23,02,63,44,24,3туристические услуги0,20,20,20,30,30,3Прочие услуги0,60,40,50,70,71,0СингапурВсе услуги0,10,10,10,10,10,1Транспортные услуги0,00,00,00,00,00,0Туристические услуги0,00,10,00,00,10,1Прочие услуги0,00,00,00,00,10,1ВьетнамВсе услуги0,30,40,40,50,50,6Транспортные услуги0,10,20,10,20,20,2Туристические услуги0,10,10,20,20,20,2Прочие услуги0,00,10,10,10,20,2СШАВсе услуги31,77532,00231,89232,47433,08433,788Транспортные услуги20,83820,99820,86621,16221,39221,634Туристические услуги11,38510,34210,35010,57610,83010,039Прочие услуги220,552216,662220,677220,737220,862221,116Шри-ЛанкаВсе услуги2,63,02,53,14,04,5Транспортные услуги1,62,01,52,02,82,9Туристические услуги0,40,40,40,50,50,7Прочие услуги0,60,60,60,60,70,8Всего:Все услуги31,77532,00231,89232,47433,08433,788Транспортные услуги20,83820,99820,86621,16221,39221,634Туристические услуги11,38510,34210,35010,57610,83010,039Прочие услуги220,552216,662220,677220,737220,862221,116

В структуре импорта услуг отмечается преобладание транспортных и прочих услуг, тогда как туристического рода услуги оказываются не столь востребованы в регионе, за исключением США и Австралии. Отметим также, что за последние годы произошло значительное увеличение показателя импорта по прочим услугам и транспортным услугам.

Таблица 18

Внешнеторговая, экспортная и импортная квоты, %, 2013 гг.

Показатель2013Внешнеторговая квотаПапуа новая Гвинея5,89%Филиппины9,55%Австралия25,30%США42,91%Вьетнам9,47%Сингапур14,00%Всего7,92%Экспортная квотаПапуа новая Гвинея1,29%Филиппины3,83%Австралия14,22%США7,39%Вьетнам2,06%Сингапур5,69%Всего3,08%импортная квотаПапуа Новая Гвинея8,60%Филиппины5,72%Австралия11,08%США35,52%Вьетнам7,41%Сингапур8,31%Всего4,84%

В таблице 18 представлены данные по открытости экономики за 2013 г. внешнеторговая квота (7,9%), импортная (почти 5%), экспортная (3,1%). Очевидно, что АТЭС, за исключение США, Австралии и Вьетнама слабо вовлечена во внешнюю торговлю, а её национальные рынки достаточно закрыты для прочих стран.

Таблица 19. Географическая структура международной торговли млрд. долл. США, %, 2012 г.

Торговые партнёрыЭкспортИмпортСингапурЯпония32,2%24,3%Индия27%5,8%Китай8,5%великобритания6,2%США18%РФ8,7%АвстралияСША18,7%новая Зеландия15,8%Великобритания10,2%Япония6,2%КНР21,7%Индия16,3%Папуа новая ГвинеяАвстралия83,8%Сингапур6%ФилиппиныИндия93,9%Бангладеш4%КНР6,2%ВьетнамФранция18,9%Тайланд15,8%великобритания11,4%США9,4%Шри-Ланка8,6%Сингапур21,7%ОАЭ20,9%Индия9,6%СШАКитай20,4%великобритания9,9%Япония5,8%22,7%

Основными торговыми партнёрами во внешней торговли для стран АТЭС стали страны-участники объединения, США, ЕС и др. Отметим большое значение внутри региональной торговли для таких государств как Филиппины, Вьетнам и Папуа новая Гвинея.

Внешнеторговая политика АТЭС отличается следующими особенностями:

žОсновные таможенные вопросы решаются в рамках саммитов;

žПодобные решения принимают все страны-участницы;

žЕще создана зона свободной торговли между странами-членами АТЭС;

žОстаются взаимные таможенные барьеры между странами-членами АТЭС;

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ развития АТЭС

Пик деятельности АТЭС пришелся на 1994 — 1995 годы, когда были поставлены задачи и объявлен план действий по формированию в регионе свободной торговли и инвестиций. В соответствии с Богорской декларацией (1994г.), создание зоны свободной торговли было намечено для промышленно развитых стран на 2010 год, для развивающихся — на 2020 год. В 1995 году была принята Осакская программа действий, которая закрепила принципы деятельности межправительственной организации и определила три базовых направления экономического сотрудничества в АТР: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество.

Тем не менее, перспективы формирования полномасштабной интеграционной группировки на базе АТЭС представляются неопределенными — во многом из-за несовпадения приоритетов англо-саксонских и развивающихся азиатских государств. Так, США заинтересованы в быстрой и полной либерализации торговых и финансовых потоков и в открытии рынков восточноазиатских стран, на долю которых приходится большая часть дефицита их внешнеторгового баланса. Вот почему Вашингтон настаивает на повышении уровня институционализации АТЭС и введении принципа обязательности принимаемых решений. В этом американцев поддерживают Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других государств. В свою очередь, страны АСЕАН, Япония и Южная Корея* отстаивают добровольный характер этого процесса. Приоритетами для АТЭС развивающиеся страны Восточной Азии считают не либерализацию торговли и капитала, а содействие торговле и экономическое и научно-техническое сотрудничество.

Что касается Пекина, то он активно участвует в деятельности как СТЭС, так и АТЭС. КНР выступила организатором проведения ежегодного совещания СТЭС в Пекине (1990 г.) и саммита АТЭС в Шанхае (2001 г.), в которых принимали участие в качестве членов этой организации представители Тайваня и Гонконга. В целом, Китай вносит существенный вклад в работу АТЭС, в первую очередь по таким направлениям, как развитие экономического и технического сотрудничества, малого и среднего бизнеса и пр.

На саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 1998 году, в разгар азиатского финансового кризиса, прозвучали предложения придать экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС более обязывающий характер. Но по мере преодоления кризиса они не получили дальнейшего развития, в частности, из-за позиции японии, которая воспрепятствовала включению продукции рыбной и лесной отраслей в список, подпадающий под действие программы «ранней добровольной секторной либерализации» (РДСЛ). Вашингтон, не найдя понимания у Токио по этой проблеме, вскоре переключил основное внимание на согласование условий вступления Китая в ВТО как важнейшее направление либерализации торговли в АТР.

Япония и Южная Корея не заинтересованы в быстром продвижении АТЭС в этом направлении, поскольку это может заставить их открыть для внешней конкуренции политически чувствительные сектора промышленности и сельского хозяйства широком плане провал инициативы РДСЛ показал, что предложенная промышленно развитыми странами концепция ускоренного создания общерегиональной зоны свободной торговли не нашла поддержки у менее развитых стран-членов Форума.

В условиях азиатского финансового кризиса опора на принцип «открытого регионализма» также не помогла пострадавшим странам. АТЭС на смог, с одной стороны, смягчить последствия негативного воздействия внерегиональных сил, а с другой стороны — выработать механизмы, которые заставили бы азиатские государства, имеющие существенные валютные резервы, оперативно помочь соседям по региону. Как следствие, широкую поддержку получили идеи создания исключительно азиатских институциональных механизмов (единой азиатской валюты, Азиатского валютного фонда и т.п.), способных изменить глобальную финансовую архитектуру и противостоять внеазиатским факторам. активизировались поиски новых идей и концепций развития региональной и субрегиональной интеграции. В 1997 году появилась новая межправительственная организация, получившая название «АСЕАН+3» (страны АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея).

В целом, очевидный с конца 1990-х годов спад деятельности АТЭС постепенно ведет к деконструкции «Азиатско-Тихоокеанского» региона, между странами которого отсутствуют исторические и культурные связи, не развиваются процессы неформальной регионализации. американская или, например, австралийская идентичность сильно отличается от восточноазиатской, поэтому говорить о наличии общего регионального сознания не приходится.

В то же время, именно разнообразие участников и широкий подход к членству обеспечили АТЭС уникальную роль в АТР: ежегодные саммиты собирают вместе лидеров ведущих мировых и региональных держав — США, японии, Китая, России, а также стран Юго-Восточной Азии, Тайваня и др.

Саммиты дают им отличную возможность проводить так называемые встречи «на обочине» для обсуждения вопросов двусторонних и региональных отношений. Как следствие, повестка дня саммитов АТЭС существенно расширилась за счет включения в нее, помимо экономических проблем, вопросов сотрудничества в области безопасности. Так, на саммите в Окленде (Новая Зеландия) в 1999 г. было оперативно согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, на саммите в Шанхае (Китай) в 2001 г. была принята резолюция, осуждающая терроризм, на ряде саммитов обсуждались проблемы безопасности Корейского полуострова.

В конце 1990-х годов серьезные проблемы в продвижении торговой либерализации в формате ВТО и на макрорегиональном уровне (АТЭС) привели к быстрому росту двусторонних торговых соглашений в АТР.

первоначально лидером в этой области был Сингапур — отсутствие развитого сельскохозяйственного сектора делало его удобным партнером на переговорах. США также постепенно подключились к этому процессу, рассматривая заключение двусторонних транстихоокеанских торговых соглашений в более широком контексте поддержания своего влияния в АТР. Китай, заключив соглашение о свободной торговле со странами АСЕАН, в свою очередь, существенно консолидировал свои позиции в Юго-Восточной Азии.

Признавая значимость отмеченных негативных тенденций, следует выделить два момента, которые, напротив, говорят об институциональной жизнеспособности АТЭС. Во-первых, сохраняется тенденция к заключению восточноазиатскими странами двусторонних соглашений не только со своими соседями, но и с государствами из других регионов АТР (например, Северной и Южной Америки), а значит, АТЭС по-прежнему приносит пользу своим членам. Во-вторых, в новых интеграционных структурах Восточной Азии для США пока не находится места, поэтому роль АТЭС как инструмента поддержания диалога Вашингтона со странами АТР в перспективе может возрасти.

вместе с тем, представители многих, в первую очередь, развивающихся стран высказывают мнение, что по своей природе АТЭС не предназначен для выхода за пределы диалога по актуальным проблемам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества. Они считают полезным сохранение АТЭС в качестве межправительственной организации, призванной гармонизировать внешнеэкономическую деятельность стран региона. Начиная с Шанхайского саммита 2001 г., все большую поддержку получает мнение о приоритетности для АТЭС программы экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК)

В перспективе можно ожидать сохранение разногласий по проблеме поддержания баланса между основными приоритетами деятельности межправительственной организации — либерализацией торговли и инвестиций и программами ЭКОТЕК. На протяжении последних лет в ходе саммитов АТЭС страны-хозяева старались акцентировать внимание участников не на проблемах дальнейшей либерализации торговли, а на совместных инициативах, в частности, экологического характера, и новых подходах к реализации программ ЭКОТЕК. последние невелики по объему вложенных средств, но способны играть ключевую роль в экономическом и техническом «прорыве» развивающихся стран. Например, Австралия объявила ключевыми приоритетами на 2007 г. относительно новую для АТЭС проблематику глобальных климатических изменений и «чистого развития». Одновременно в итоговой декларации 15-го юбилейного саммита АТЭС в Сиднее в сентябре 2007 г. был поддержан Дохийский раунд ВТО, предусматривающий либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией.

В 2008 году организатором саммита выступила Перу. Ее председательство в АТЭС проходило под девизом «К решению новых задач в интересах развития АТР». Главным приоритетом стало сокращение разрыва между развитыми и развивающимися экономиками. Основное внимание уделялось социальным аспектам глобализации, обеспечению устойчивого социально-экономического развития на всем пространстве АТР, в том числе за счет повышения корпоративной ответственности частного сектора. В этом контексте на саммите АТЭС, состоявшемся в Лиме 22-23 ноября 2008 г., обсуждались региональные вызовы в сфере экономики, безопасности личности, окружающей среды и пр. В итоговой декларации саммита ведущими направлениями деятель АТЭС были признаны стимулирование региональной экономической интеграции, структурное изменение роли государства в инвестициях и торговле, обеспечение продовольственной безопасности, повышение социальной ответственности корпораций, борьба с коррупцией, терроризмом, совместное противостояние природным катаклизмам и глобальному потеплению.

Помимо итоговой декларации участники саммита приняли специальное заявление по проблемам глобальной экономики и борьбы с мировым финансовым кризисом, в котором выразили уверенность в том, что совместными усилиями государств кризис будет преодолен к середине 2010 г. Тем не менее, замедление темпов экономического роста в странах АТЭС в кризисных условиях было признано неизбежным. Участники саммита поддержали план действий по реформированию финансовых рынков, содержащийся в Вашингтонской декларации лидеров «двадцатки» от 15 ноября 2008 г., а также подчеркнули ключевую роль МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и других финансовых институтов в предоставлении финансовой помощи государствам, наиболее пострадавшим от кризиса.

Страны-участники взяли на себя обязательство как минимум в течение года воздерживаться от введения новых барьеров для инвестиций, торговли товарами и услугами, дополнительных ограничений экспорта, а также от любых шагов, несовместимых с правилами ВТО. Кроме того, саммит поддержал меры, направленные на успешное завершение Дохийского раунда ВТО, и подтвердил приверженность перспективным целям Богорской декларации по созданию в АТР зоны свободной торговли и инвестиций.

В итоговой декларации саммита также декларировано стремление участников к укреплению институциональной структуры организации. В составе Секретариата АТЭС учрежден отдел стратегического планирования, одобрен прогресс в решении вопроса о назначении исполнительного директора Секретариата АТЭС на фиксированный срок.

Саммит 2009 г., состоявшийся в Сингапуре в дни двадцатилетнего юбилея сотрудничества в рамках Форума, проходил на фоне мирового финансового кризиса. С учетом новых тенденций и вызовов повестка дня АТЭС расширилась, углубилась и приобрела более комплексный характер. Участники форума признали, что несмотря на предпринятые энергичные антикризисные меры, создавшие основу для экономического оздоровления, это оздоровление пока не базируется на прочном фундаменте.

В отношении дальнейшего развития АТЭС лидеры государств определили свое видение сообщества АТЭС. Это 1) экономически интегрированное сообщество: сообщество, способствующее укреплению и углублению региональной экономической интеграции; 2) сильное сообщество: сообщество с более высоким качеством роста; 3) безопасное сообщество: сообщество, обеспечивающее более безопасную социально-экономическую среду. Они также наметили пути для достижения такого сообщества. Особая роль придается экономическому и техническому сотрудничеству в интересах продвижения к сообществу АТЭС.

Был также затронут вопрос о членстве в АТЭС. лидеры постановили продолжить рассматривать вопрос о членском составе АТЭС в будущем.

В заключение участники констатировали, что за более чем двадцать лет своего существования АТЭС стал локомотивом прогресса в наиболее динамично развивающейся части мира. Экономический рост в регионе способствовал повышению благосостояния всех народов мира. Благодаря самоотверженным усилиям экономик-участниц форум достиг больших успехов в претворении в жизнь идеалов, предначертанных его основателями. В развитие этих успехов лидеры подтверждают свою приверженность достижению еще более тесной региональной экономической интеграции и содействию энергичному, устойчивому и сбалансированному росту в регионе, включая такие действия, как принятие конкретных шагов по формированию АТЗСТ, а также решению новых задач XXI века через реализацию Стратегии развития. Они обязались принять необходимые конкретные шаги, чтобы обозначенные перспективы стали реальностью, что, по их убеждению, повысит благосостояние и благополучие всех людей, проживающих как в АТР, так и за его пределами.

Главы государств и правительств поручили своим министрам и старшим должностным лицам активизировать в предстоящем году работу по усилению и углублению региональной экономической интеграции. В соответствии со сформулированным в декларации видением они также поручили им подготовить и осуществить конкретные инициативы в целях устранения барьеров в торгово-инвестиционной сфере и обеспечения высокого качества и устойчивости экономического роста в будущем [АТЭС-2010].

кроме декларации главы государств и правительств стран АТЭС приняли «Политическое заявление о результатах работы по реализации «Богорских целей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что экономическая интеграция в АТЭС проходит успешно. За прошедшее время удалось во многом либерализовать условия торговли и инвестиций, уменьшить разрыв в уровне развития между странами. Более развитые страны получили доступ к дешёвым рынкам рабочей силы и сбыта товаров. Можно говорить о тенденции перехода от интеграции между несколькими государствами к общерегиональной интеграции.

Итак, Юго-Восточная Азия является одним из самых динамичных регионов мира, ее богатый опыт внутрирегиональной интеграции является основой для будущей интеграции в глобальную экономику Интеграционный потеннциал АТЭС демонстрирует устойчивую тенденцию к росту на основе использования преимуществ внутрирегиональной кооперации и углубления экономических связей со странами-соседями основными задачами АТЭС на перспективу является завершение формирования зоны свободной торговли, улучшения инвестиционного климата и усиления инвестиционного потенциала, развитие институциональных структур.

список литературы

1.Васильев Л.Е. и др. АТЭС в начале XX века. актуальные проблемы и перспективы: монография / Л.Е. Локшин [и др.]. — М.: форум, 2010. — 368 с.

2.Локшин Г.М. Россия — АТЭС: новые проекты и форматы сотрудничества Г.М. Локшин. // Азия и Африка сегодня. — 2013. — № 2. — С. 2-7.

.Церерин А.Н. Принятие Устава АТЭС и его влияние на дальнейшую эволюцию Ассоциации / А.Н. Церерин. // Вестник МГИМО-университета. — 2012. — № 1. — С. 293-295.

Учебная работа. Место и роль АТЭС в мировой экономике