Учебная работа. Место Бразилии в мировой экономике
место Бразилии в мировой экономике
Содержание
Введение
1. Экономика бразилии на современном этапе
1.1 Общая характеристика экономики Бразилии: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг
1.2 особенности экономической модели Бразилии
2. Место бразилии в мировом хозяйстве
2.1 Позиции Бразилии в мировой торговле
2.2 участие Бразилии в интеграционном процессе
2.3 Место Бразилии в международном движении капитала
2.4 отношения Бразилии с Российской Федерацией
3. Современные тенденции развития экономики Бразилии
3.1 Особенности развития экономики Бразилии на современном этапе
3.2 Проблемы и перспективы развития экономики Бразилии
Заключение
список использованной литературы
Приложения
Введение
Бразилия — самое большое по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное в Америке. Находится на пятом месте среди стран мира по площади и на пятом по численности населения [3]. Занимает восточную и центральную часть материка. Столица — город Бразилиа. Наибольшая протяженность с севера на юг 4320 км, с востока на запад 4328 км.
Бразилия имеет восьмую по величине номинального ВВП экономику в мире и седьмую по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности [2]. Официальным и практически единственным разговорным языком страны является португальский. По вероисповеданию большинство бразильцев — католики, что делает Бразилию страной с самым большим католическим населением в мире.
Цель данной работы — исследовать место Бразилии на мировом рынке.
В работе последовательно решаются следующие задачи:
)рассматривается экономика Бразилии на современном этапе;
2)рассматриваются место Бразилии в мировом хозяйстве;
)рассматриваются проблемы и перспективы развития экономики Бразилии.
Объектом исследования является Экономика Бразилии.
Предметом исследования является её внешний и внутренний рынок.
Работа состоит из ______ страниц: введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
бразилия мировая экономика интеграционный
1. Экономика бразилии на современном этапе
1.1 Общая характеристика экономики Бразилии: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг
Со времен мирового экономического кризиса 1930-х годов и особенно после Второй мировой войны в Бразилии произошли глубокие изменения. Её экономика, долгое время ориентировавшаяся на экспорт минерального сырья и некоторых продуктов сельского и лесного хозяйства, за последние десятилетия сделала рывок в развитии обрабатывающей промышленности. Кроме того, на жизнь страны глубоко повлияли процессы урбанизации. Хотя после Второй мировой войны по темпам развития промышленность опережала сельское хозяйство, последнее тоже не стояло на месте. Страна вышла на мировой Рынок как один из крупнейших поставщиков сахара и заняла второе место по производству соевых бобов. Она остается мировым лидером в производстве кофе и поставляет значительное количество какао и хлопка. Бразилия удовлетворяет свои потребности в большинстве основных продуктов питания — рисе, бобах, кукурузе и мясе. В последние годы Бразилия достигла значительных успехов в развитии промышленности и превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну. В 1997 средний Доход на душу населения составлял примерно 4,7 тыс. долл. (в 1996 — 3,1 тыс., а в 1989 — 2 тыс.). наиболее развиты в экономическом отношении центральные и юго-восточные штаты, а наименее развиты — северо-восточные штаты [16].
Бразилия — третья страна в мире по выпуску морских судов, она занимает пятое место по выпуску тракторов, шестое — по производству военной техники (исключая средства массового поражения), а также средних и малых турбовинтных самолетов, седьмое место — по выпуску автомобилей, девятое по производству металлообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования.
Бразилия — активный участник мирохозяйственных связей [27, с.394].
В 2010 г. Импорт Бразилии вырос по сравнению 2009 г. На 154% — до 6 млн. [25, с.14]. причиной подобного скачкообразного подъема явились выгодный обменный курс национальной валюты по отношению к доллару, евро и валютам азиатских стран, стабильность национальной экономики и инвестиционные планы, реализованные в 2010 г.
Республика входит в число 10 государств — крупнейших реципиентов иностранного капитала. В последние годы страна сама стала экспортировать капитал. Этому способствует ее активное участие в развитие региональных экономический объединений.
Хорошая конъюнктура в строительной отрасли и автомобилестроении, а также в производстве бытовой электроники обеспечивает значительный рост спроса на металлопродукцию в стране в стране. До настоящего времени национальная индустрия удовлетворяла немногим более 90% необходимого потребления. В 2010 г. В связи с ростом курса национальной валюты, а также благодаря наличию избыточных мощностей на мировом рынке стали доля импорта выросла до 28%.
Растёт спрос на импортные готовые металлоизделия, необходимые для развития железнодорожного транспорта.
Производство стали в Бразилии выросло к уровню предыдущего года на 23,8% — до 32,8 млн. Страна выпустила более половины общего объёма указанной продукции всех латиноамериканских стран. В настоящее время мощность предприятий металлургического комплекса составляет 42,1 млн. в год [25, с.15].
сегодняшние экономические успехи Бразилии — результат перехода к модели открытой экономики, структурных реформ, проводимых с начала 1990-х гг. и обеспечивших модернизацию всего хозяйственного механизма. В рамках реализации «Плана Реал» (с 1994 г.) и других макроэкономических решений стратегического характера национальная Экономика не только избавилась от таких «родимых пятен», как неконтролируемая И, но и приобрела новые масштабы и качество (см. Таблица 1) [16].
Таблица 1 — основные экономические показатели Бразилии за 2000-2010 гг.
Показатель2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. Население, млн. человек170,7184,2192,0203 429 773ВВП, млрд. долл., текущие цены644,7882,41573,32024 Душевой ВВП, долл., текущие цены37554791752510 900Темпы роста ВВП, %4,33,25,17,5Уровень инфляции, %8,26,35,94,9Экспорт, млрд. долл. 55,1118,3197,9199,7Импорт, млрд. долл. 55,1118,3173,1187,7Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. 32,815,145,118,5Валютные резервы, млрд. долл. 33,053,8206,8290,9Внешний долг, млрд. долл. 216,9169,5198,4310,8внешний долг/ВВП, %33,619,212,660,8
Источник: https: // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/br.html
Ощутимо возросла роль ряда передовых отраслей обрабатывающей промышленности, что явилось результатом правительственной политики, определившей и поддержавшей стратегические направления развития: производство инвестиционных товаров, медикаментов, полупроводников и программного обеспечения. особое внимание уделялось повышению технологической культуры производства. В результате к концу первого десятилетия нынешнего века за счет местного производства обеспечивалось 90% спроса на промышленные изделия, в том числе более 80% — на машины и оборудование. Из высокотехнологичных отраслей стремительно выросло авиастроение. Компания «Эмбраер» (Embraer) стала третьим в мире производителем летательных аппаратов, уступая только концернам «Боинг» и «Эйрбас».
значительный вес приобрела добывающая промышленность. Страна является первым в мире производителем железной руды, вторым — марганца и тантала и фактическим монополистом по ниобию (свыше 95% мирового производства), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. лидер отрасли — компания КВРД (CVRD), на долю которой приходится до трети общего объема горной добычи. КВРД — крупнейшая в мире железорудная компания и второй по значению производитель марганца и ферросплавов. В 2006 г. КВРД мощно выступила в качестве инвестора и почти за 18 млрд. долл. приобрела крупную канадскую фирму «Кэнэдиен майнинг».
традиционно слабым звеном национальной экономики был энергетический сектор. Решение этой проблемы найдено путем диверсификации энергоносителей и расширения сырьевой базы энергетики. ключевую роль призвано сыграть освоение новых месторождений нефти, прежде всего — на континентальном шельфе. Бразилия стала рекордсменом по глубоководному бурению и ведет добычу на глубине до 3 тыс. метров. По заявлению Лулы, в 2007-2009 гг. в Бразилии (главным образом на континентальном шельфе) были обнаружены нефтяные запасы, оцениваемые в 50 млрд. баррелей. Благодаря их освоению страна может в обозримом будущем стать одним из мировых энергохабов, крупным производителем и экспортером углеводородов. лидер отрасли, государственная компания «Петробраз» (Petrobras), уже сейчас входит в число крупнейших бизнес-структур мира. В 2009 г. рыночная капитализация бразильского гиганта достигла 200 млрд. долл. — третье место в глобальной табели о рангах после Exxon и Газпрома.
Козырная карта и уникальный ресурс бразильской экономики — высокоразвитый и диверсифицированный агропромышленный комплекс (АПК). Начиная с 1991 г., когда произошла либерализация цен на основные сельскохозяйственные товары, аграрное производство растет высокими и устойчивыми темпами (см. Таблица 2) [1].
Таблица 2 — Производство основных зерновых и зернобобовых (млн. тонн)
Источник: Banco Central do Brasil. RelatorioAnual 2009. Volume 44, p.29.
сегодня страна на 92% покрывает свои продовольственные потребности за счет внутреннего производства, и эта доля имеет тенденцию к дальнейшему росту. Бразилия вышла в первый ряд мировых производителей и экспортеров продовольствия, стала одним из гарантов глобальной продовольственной безопасности.
Свидетельством успехов страны в развитии инноваций явилось формирование в рамках АПК новой перспективной отрасли, которую можно назвать энергетическим сектором сельского хозяйства. Речь идет о радикальном развороте в энергетической стратегии, который начался в 2007 г. в связи с принятием «этаноловой программы«. Уже сегодня Бразилия является ведущим мировым производителем биотоплива (на основе сахарного тростника) — одного из немногих рентабельных возобновляемых источников энергии. «Этаноловая программа» способствует развитию технического сотрудничества с другими странами-лидерами инновационной экономики (США, Индия) и создает для бразильских экспортеров новые емкие рынки сбыта [8].
важное место в макроэкономической стратегии модернизации отводится Национальному банку экономического и социального развития (BNDES), крупнейшему государственному кредитному учреждению с активами свыше 220 млрд. долл. Созданный в 1952 г., BNDES превратился в мощный инструмент хозяйственного развития страны, важнейший источник финансирования не только крупных компаний реального сектора, но и предприятий малого и среднего бизнеса, а также многочисленных бразильских экспортеров. В 2009 г. (в разгар мирового кризиса) BNDES предоставил кредиты на сумму 74 млрд. долл. и сыграл заметную роль в смягчении последствий рецессии, помог «выжить» тысячам местных товаропроизводителей
В Бразилии обычно выделяют пять крупных экономических районов. Север, включающий обширный бассейн Амазонки, занимает 45% площади страны, где в начале 1990-х годов проживало 7% от общего населения страны. Несмотря на наличие нескольких промышленных очагов, преобладает сельское хозяйство, особенно возделывание сахарного тростника, хлопчатника и какао, а также животноводство. Северо-Восток (18% площади и 29% населения страны) — густонаселенный сельскохозяйственный район, специализирующийся на выращивании сахарного тростника. Юго-Восток (11% площади и 43% населения) — самый развитый район, производящий более 80% промышленной продукции Бразилии; к тому же сельское хозяйство этого района поставляет большую часть кофе, соевых бобов, сахара и продукции животноводства. Юг (7% площади и 15% населения) — важный сельскохозяйственный район, производящий рис, пшеницу, соевые бобы, вино и мясо. здесь также находятся быстро развивающиеся промышленные центры. В районе Центра-Запад (19% площади и 7% населения) ведущая отрасль — сельское хозяйство с преобладанием животноводства; в отдельных местностях возделывают соевые бобы, рис и другие культуры [9].
В Бразилии до сих пор остается самым высоким показатель концентрации землевладения: 45% пригодной для обработки земли принадлежит 1% собственников, при этом в крупнейших хозяйствах не используется более 40% земель [1]. Несправедливое распределение земель ведет к острым социальным конфликтам, увеличивается число прямых вооруженных столкновений безземельных сельских жителей с полицией.
Бразилия занимает 6-7 место в мире по потреблению продукции текстильной промышленности.
Cамая развитая отрасль экономики — сфера услуг (включая туризм), в которой занято 47% населения; она приносит 58% национального дохода.
Cектор услуг является ведущим сектором экономики Бразилии — его доля в ВВП составляет 58%, при этом на различные его отрасли приходится: транспорт и логистика — 9%, торговля — 8%, финансовые услуги — 7%, связь и телекоммуникации — 6%, госуправление и общественные работы — 16%.
На Юго-Восточный регион приходится 68% производимых в стране услуг, на Южный — 14%, Северо-Восточный — 10%. среди штатов лидируют Сан-Пауло — 43%, Рио-де-Жанейро — 15%, Минас-Жераис — 8% [9].
.2 особенности экономической модели Бразилии
Экономика Бразилии очень разнообразна со значительными вариациями между регионами. наиболее развитая промышленность сконцентрирована на юге и юго-востоке страны. Северо-восток — беднейший регион Бразилии, но сейчас и он начинает привлекать новые инвестиции.
основными достижениями правительства в социальной сфере стали снижение уровня безработицы до 7,5% ЭАН страны (в 2000 году было создано 600 тыс. новых рабочих мест), а также принятие закона о повышении минимальной зарплаты до 85 долл.
Наряду с Россией, Индией и Китаем, Республика Бразилия входит в группу наиболее перспективных по экономическому потенциалу развивающихся стран. Начиная с 2000 г., бразильская экономика достигла высоких результатов. В период 2000-2005 гг. среднегодовой темп прироста ВВП Бразилии в реальном выражении составил 2,5%. С 2005 по 2007 гг. рост экономики этой южноамериканской страны ещё более ускорился. В 2007 г. ВВП Бразилии составил 1,269 трлн. долл., и, согласно данным, опубликованным Институтом географии и статистики Бразилии, в 2007 г. ВВП увеличился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом, что гораздо больше этого показателя за 2005 и 2006 гг. (в 2005 и 2006 гг. прирост ВВП составил 3,2% и 3,8% соответственно). Однако следует отметить, что прирост ВВП на душу населения составляет значительно меньше: в 2007 г. — 3,9%, а в 2006-2005 гг. лишь 2,3% и 1,5% соответственно. Одновременно с этим наблюдался и рост промышленного производства: в прошлом году он составил около 104,5%. Подобные показатели роста были достигнуты при отсутствии высокой инфляции в стране. В 2007 г. индекс потребительских цен в Бразилии составил 4,1%, что стало возможным благодаря проведению Центральным банком Бразилии жесткой денежно-кредитной политики.
Для бразильского федерального бюджета характерен постоянный дефицит в размере 1-5% от ВВП и как следствие — большой государственный долг [18, с.317].
важным для экономики Бразилии также является полное преодоление кризиса внешней задолженности, причины которого относятся к 1970-м гг., когда бразильское правительство, форсируя политику Индустриализации, привлекало всё больше иностранных займов и кредитов. Всё больше увеличивалась зависимость республики от промышленно развитых стран, обернувшаяся в период 1980 — середины 1990-х гг. долговым кризисом. Этот период характеризовался дестабилизацией экономики, падением темпов роста, резким увеличением лет в Бразилии происходило сокращение ВВП на душу населения: в 1980-1985 гг. среднегодовые темпы экономического спада составили — 1,2%. В 1990-х гг. происходит сокращение государственного сектора в экономике и либерализация внешнеэкономической сферы. В результате успешно проведённых реформ постепенно создаётся эффективно функционирующий частный сектор. В Бразилии начинаются процессы структурной перестройки хозяйства. Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного времени движущей силой хозяйственного развития, утрачивает эту роль. Происходит сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья и продовольственных товаров. Эти процессы сопровождаются восстановлением бразильской экономики и снижением внешней задолженности. Так, в 1992 г. внешний долг Бразилии продолжал составлять весомую долю её ВВП (так как сам ВВП существенно возрос) (см. Таблица 3) [16].
Таблица 3 — внешний долг республики Бразилии
Показатель1987199220072010государственный долг, млрд. долл., в том числе: 123,8121,11230,3254,1Долг к ВВП, %43,831,318,215
Источник: https: // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/br.html#
В 2006 г. Бразилия досрочно погасила задолженность международному валютному фонду (МВФ). Сегодня Бразилия по-прежнему имеет внешнюю задолженность, которая составляет 254,1 млрд. долл., — около 15% ВВП, что является вполне допустимым показателем даже для развитых стран. Также в стране последовательно снижается величина внутреннего долга, — на протяжении 1990-х гг. он не становился меньше уровня 60% ВВП. В 2006 г. внутренний долг Бразилии составил 53% её ВВП, а в прошлом году этот показатель снизился до 43,9% от ВВП.
Значительные темпы экономического роста Бразилии могут быть обусловлены состоянием её трудовыми ресурсами. Рынок труда страны никогда не испытывал нехватка в рабочей силе, более того, в Бразилии темпы роста экономически активного населения обычно превосходят темпы роста общей численности населения. На сегодняшний день экономически активное население, занятое в экономике страны, составляет 99,47 млн. человек. Хотя основная часть населения занята в сфере услуг, высокий процент экономически активного населения (20% от всего экономически активного населения Бразилии) задействовано в с/х, позволяя Бразилии сохранять за собой статус аграрной страны даже при высоких темпах роста обрабатывающей промышленности и стремительном развитии наиболее высокотехнологичных отраслей. Стоит упомянуть и высокую производительность труда людей занятом в этом секторе. По данным Института географии и статистики Бразилии, в 2007 г. валовая продукция с/х в стране увеличилась на 5,3% по сравнению с предыдущим годом, а валовая продукция промышленности и валовая продукция сферы услуг увеличились на 4,9% и 4,7% соответственно.
Основная масса рабочей силы до сих пор не отличается высокой общеобразовательной подготовкой. По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда латиноамериканских стран. Больше внимание уделяется высшему образованию, часто за счет финансирования начального и среднего образования. К тому же, в Бразилии сравнительно высокий для индустриальной страны уровень безработицы, по данным на 2010 г., он равнялся 6,9% [2].
Одновременно значительно снизились темпы прироста экономически активного населения Бразилии (с 2,5% в 60-80-е гг. до 1,4% в 1990-2003 гг.) [17, с.680].
поэтому с 2006 г. правительство Бразилии, продолжая курс, направленный на создание условий для притока иностранных инвестиций, повышение эффективности использования внутренних инвестиций, реформирование налогового законодательства и социального обеспечения, образовательной сферы, медицины, а также развитие инфраструктурного комплекса страны, поставило в качестве основных задач улучшение качества жизни населения и сокращение значительного разрыва в доходах между бедными и богатыми слоями населения страны.
Говоря об экономике Бразилии, представляется необходимым упомянуть об изменениях, проходящих в специализации страны. Эти изменения касаются ослабления роли с/х в экономике страны за один год, доля с/х продукции в производстве ВВП сократилась на 3%. Если в 2006 г. вклад в создание ВВП Бразилии между секторами экономики распределился следующим образом: сектор услуг — 54%, промышленность — 38,0%, с/х — 8,0%. В 2007 г. значительно возросла доля, приходящаяся на сферу услуг — 64% от ВВП, доля промышленности снизилась до 31%, а доля с/х до 5%.
Наряду с ростом ВВП, нужно отметить, что в стране удаётся удерживать сравнительно невысокие темпы инфляции. В 2010 г. темпы предшествующего года на политику правительства и на принимаемые им решения в кредитно-финансовой сфере, оказывали влияния такие факторы, как нестабильность финансовых рынков, тенденции развития мировой экономики (в том числе сценария политики правительства США, проводимой в финансовой сфере). Кроме того, на развитие страны в финансовой сфере, оказывали влияние предвыборные кампании на замещение высоких постов государства, включая президентские выборы. В 2006 г. правительство Бразилии старалось проводить гибкую политику в области финансов. С одной стороны оно стремилось удержать инфляцию на запланированном уровне — не выше 4,6%, с другой стороны, в свете предвыборной кампании, ему было необходимо понизить учетную ставку Центрального банка Бразилии, так как ее высокий уровень на протяжении последних лет был объектом жесткой критики со стороны бизнес-сообщества.
Экономика современной Бразилии характеризуется хорошо развитым сельскохозяйственным, промышленным производством и ускоренно развивающимся сектором услуг. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленного потенциала стран Южной Америки и свыше половины их научно-технического потенциала. В стране прогнозируется дальнейший рост ВВП и благосостояния населения [23].
С начала мирового финансового кризиса в сентябре 2008 года, фондовый Рынок Бразилии — Bovespa — потерял 41% до 30 декабря 2008 года. В 2008 году рост ВВП Бразилии значительно замедлился, так как мировой спрос и цены на сырьевые товары значительно упали. Однако, Бразилия первой из развивающихся стран начала выходить из кризиса. Благодаря уверенности потребителей и инвесторов, ВВП Бразилии начал расти во втором квартале 2009 года. Центральный банк Бразилии ожидал роста ВВП на уровне 5% в 2010 году, но он даже превысил ожидания и составил 7,5%. однако, высокие темпы роста ВВП разогнали инфляцию, которая по итогам 2010 года составила почти 6% [21].
Таким образом, Бразилия вышла на мировой Рынок как один из крупнейших поставщиков сахара и заняла второе место по производству соевых бобов. Она остается мировым лидером в производстве кофе и поставляет значительное количество какао и хлопка. Бразилия удовлетворяет свои потребности в большинстве основных продуктов питания — рисе, бобах, кукурузе и мясе. В последние годы Бразилия достигла значительных успехов в развитии промышленности и превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну.
Наряду с Россией, Индией и Китаем, Республика Бразилия входит в группу наиболее перспективных по экономическому потенциалу развивающихся стран.
2. Место бразилии в мировом хозяйстве
2.1 Позиции Бразилии в мировой торговле
Бразилия является крупнейшим среди стран южной Америки участником мировой торговли. Это Рынок целого ряда сельскохозяйственных товаров — концентрата апельсинового сока, кофе, сахара-сырца, табака, какао, сои, свинины, говядины и мяса птицы.
С января по сентябрь 2010 года объем внешней торговли Бразилии составил 277,1 млрд. $ США, показав рост в 36,9% по сравнению с тем же периодом 2009 года, когда объем внешней торговли составил 202,4 млрд. $ США.
В 2009 году Бразилия находилась на 24-м месте в мире по объему экспорта (153 млрд. долларов США), а по объему импорта — на 26 месте (134 млрд. долларов США). За 9 месяцев 2010 года Бразилия экспортировала товаров на 144,9 млрд. $ США, а импортировала — на 132,2 млрд. $ США. По сравнению с 2009 г., объем бразильского экспорта вырос на 29,6%, а импорта — на 45,8%.
Активное сальдо торгового баланса Бразилии (разница между экспортом и импортом) на конец сентября 2010 года достигло 12,8 млрд. $ США, и снизилось по сравнению с тем же периодом 2009 года на 39,7%, что объясняется значительным увеличением импорта и снижением экспорта. В 2009 году экспорт Бразилии превышал импорт на 21,2 млрд. $ США [13].
В целом, внешняя торговля Бразилии показывает восстановление после экономического кризиса, но основной проблемой остается очень высокий курс бразильского реала по отношению к доллару США (1,69-1,72 рела за доллар США), в результате чего спрос на бразильский экспорт из-за завышенной цены снижается, а в стране скапливается масса долларов, на которые, чтобы они не обесценились, скупаются импортные товары.
Среди товаров, экспортированных Бразилией в 2010 году, 53,2% составляют промышленные изделия и 39,7% — сельхозпродукция (полуфабрикаты и товары).
Что касается импорта Бразилии, то 46,3% приходится на закупки сырья, 22,5% — на средства производства. Импорт потребительских товаров составляет в общем объеме импорта Бразилии 16,9%, а топлива и горюче-смазочных материалов — 14,3%. По сравнению с 2009 годом, самый значительный рост бразильского импорта был по категории топлива и горюче-смазочных материалов — увеличение на 61,1%, затем потребительских товаров (51,1%), сырья (43,3%) и средств производства (38,9%) [7].
Таблица 4 — объем торговли Бразилии с некоторыми странами (в долларах США)
СТРАНА20052006200720082008США35.206.240.05139.182.228.2043.788.329.03753.051.010.64935.633.695.114ИСПАНИЯ3.509.956.6223.761.463.8365.319.771.6146.546.539.8334.619.138.373россия3.639.565.6814.386.001.5355.451.383.3037.985.028.9504.280.688.246ЮАР1.712.682.5671.897.597.4842.280.158.6212.528.999.9551.692.913.276АНГОЛА521.447.1001.297.278.2682.164.567.8534.211.002.7041.470.768.714
Источник: #»justify»>Что касается рынков сбыта, то самым крупным покупателем бразильских товаров являлась Азия (бразильский экспорт в эти страны вырос на 31,3%), на второй позиции находятся страны Латинской Америки и Карибского бассейна (бразильский экспорт вырос на 40,5%), далее идет Евросоюз (увеличение экспорта на 22,7%). здесь надо учитывать, что сравнение идет с кризисным 2009 годом, а по отношению к уровню 2007-2008 года бразильский экспорт и в целом объем внешней торговли пока показывает значительный регресс.
Таблица 5 — Внешняя торговля Бразилии и коммерческий баланс (млн. долл. США)
201020092010/09, %ЭКСПОРТ144.929111.79829,6ИМПОРТ132.15690.61845,8САЛЬДО12.77321.180-39,7объем ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ277.085202.41636,9
Источник: #»justify»>Бразилия остается одним из самых больших в мире экспортеров сельскохозяйственных продуктов, хотя экспорт товаров промышленного назначения увеличился в еще большей степени, и экспорт самолетов, стали, электроники практически сравнялся с сельхозпродукцией.
В некоторых отраслях бразильские импортеры и экспортеры обязаны получать определенные разрешения, но большинство импорта в Бразилию не подлежит лицензированию, в то время как экспорт вообще освобожден от налогов. Бразильские валютные инструкции все еще играют существенную роль в вопросах осуществления сделок импорта-экспорта — валюта обменивается по специальным контрактам, связанным с импортом, а экспорт связан с федеральными налогами и таможенной системой. Штрафы могут быть наложены в случае, если бразильский импортер или экспортер не в состоянии выполнить такие контракты в назначенное время [7].
Торговые компании в Бразилии играют очень важную роль в импорте и экспорте товаров, так как они обладают практическим опытом и знаниями в данных областях. Торговые компании могут выступать как таможенные брокеры, готовя сделки по импорту, оформлять экспортные и таможенные разрешения, а также импортировать продукты от имени бразильских компаний.
2.2 Участие Бразилии в интеграционном процессе
Одним из важнейших элементов политики Бразилии, направленной на расширение внешнеэкономических связей, является её участи в международных и региональных интеграционных объединениях. И на сегодняшний день страна принимает участие более чем в 60 международных политических и экономических организациях.
января 1995 г. Бразилия была принята в состав всемирной торговой организации (ВТО). Пребывание в составе данной организации позволило Бразилии существенно увеличить свой внешнеторговый оборот во второй половине 1990-х гг. Особенно это относится к торговле со странами, находящимися в «старом Свете»: был увеличен экспорт бразильских с/х и промышленных товаров в страны Европы и Азии. Следует сказать, что вступление республики в ВТО наложило и обязательства, которые пришлось выполнить Бразилии, проведя некоторые преобразования в сфере своей внешней торговли. Экономика страны стала боле открытой, — повысился импорт, как в стоимостном выражении, так и в физическом объёме. Правительство страны было вынуждено оказывать меньшую финансовую поддержку ведущим экспортёрам, главным образом, в с/х. Эти преобразования совпали с периодом приватизации государственных промышленных предприятий и резким увеличением доли частного сектора в бразильской экономике. Начиная с 2000-х гг. Бразилия продолжила либерализацию внешнеэкономической деятель. Тем не менее, составители доклада ВТО «Обзор торговой политики Бразилии в 2004 г.» указывают на то, что тарифные ограничения на импорт товаров с высокой долей добавленной стоимости и субсидирование экспорта высокотехнологичных отраслей бразильской промышленности продолжают в значительной степени присутствовать в торговой политике страны.
Действительно, сейчас Бразилия придерживается курса, направленного на дальнейшее усиление своих позиций в Латинской Америке и экономическую интеграцию со странами этого региона. Одним из наглядных проявлений данной политики Бразилии является её роль в создании и участии в южноамериканских экономических (а уже сегодня и политических) интеграционных объединениях. основными среди них являются:
·Южноамериканский общий Рынок (MERCOSUR).
Сегодня в состав этой интеграционной группировки, помимо Бразилии, входят Аргентина, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. Первым шагом к созданию южноамериканского общего рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное между Бразилией и Аргентиной в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай. В это время Меркосур представлял собой зону свободной торговли. С 1 января 1995 г. Меркосур перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. По данным ЭКЛАК, товарооборот Бразилии со странами Меркосур составил в 2006 г.13,95 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 20%, а по сравнению с 2004 г. — на 56,5%. При этом большая доля товарооборота Бразилии внутри Меркосур приходится на Аргентину (80% -90%). Аргентина — один из основных торговых партнёров Бразилии не только в Латинской Америке, но и в мире.
В 2006 г. Венесуэла подписала соглашение о своем вступлении в Меркосур. Но вступление Венесуэлы в состав Меркосур произойдёт тогда, когда данное соглашение будет подписано парламентами Бразилии и Парагвая. Вхождение Венесуэлы в Меркосур придаст новый толчок процессу экономической, политической и инфраструктурной интеграции, а также устранит дисбаланс в принятии решений по вопросам Меркосур в пользу Парагвая и Уругвая которые серьезно обеспокоены «гегемонией» Бразилии в регионе. Ещё одним из условий вхождения Венесуэлы в состав Меркосур является принятие Венесуэлой Общего внешнего тарифа, который необходим для избежания двойного налогообложения при транзите товаров внутри Меркосур. Было принято решение об открытии бразильского рынка для венесуэльской продукции в течение 2 лет. Бразильские экспортеры получат беспрепятственный допуск на венесуэльский Рынок через 14 лет на 63% ввозимой продукции.
·Латиноамериканская ассоциация интеграции (LAIA).
Латиноамериканская ассоциация Интеграция была основана в 1980 г. в Монтевидео. Основная цель данной ассоциации — содействие развитию единого экономического пространства между всеми странами Латинской Америки. Механизмами достижения поставленной цели, утверждёнными ЛАИ, являются: а) становление преференций во внешней торговле между латиноамериканскими странами и единая тарифная Политика по отношению к третьим странам; б) региональная Интеграция; в) заключение между странами региона двух — и многосторонних договоров и соглашений, касающихся внешнеэкономических связей и не нарушающих интересов тех латиноамериканских стран, которые не принимают в них участие. сегодня в составе ассоциации присутствует большинство стран Латинской Америки, среди них: Бразилия, Уругвай, Аргентина, Парагвай, Чили, Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Мексика и Куба.
·союз южноамериканских наций (также известен под названием «Декларация Куско»).
Союз южноамериканских наций представляет собой региональную экономическую и политическую организацию государств Южной Америки. Подписание декларации о создании новой организации состоялось 9 декабря 2004 г. на саммите 12 государств в городе Куско (Перу). В состав союза вошли страны Меркосур (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай), сообщества Анд (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача организации в течение 15 лет или более добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли на территории Южной Америки. Планируется, что южноамериканский союз будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц, а в будущем должны быть созданы общие южноамериканские институты — Совет министров, Южноамериканский парламент и Суд Правосудия. Но это мероприятия скорее планируемые в долгосрочной перспективе. Основная задача, стоящая перед Союзом южноамериканских наций, — это соединить Меркосур и сообщество Анд в одну интеграционную группировку как начальный этап более продолжительной интеграции всей Южной Америки. В целом, модель планируемое развитие данной организации схоже с формирование ЕС. легко предположить, что именно Бразилия будет сохранять за собой лидирующие позиции в новом союзе.
2.3 Место Бразилии в международном движении капитала
Важную роль в системе мирохозяйственных связей Бразилии, как и любой страны со значительными предпосылками экономического развития, занимает приток иностранного капитала. С 1950-х гг. Бразилия проводила благоприятную экономическую политику для привлечения инвестиций из-за рубежа, в частности, освобождала от налогообложения поступления иностранного капитала в страну, а также перевод дивидендов за границу. Она стала одной из самых привлекательных для иностранного капитала развивающихся стран. И к настоящему времени, Согласно докладу ЮНКТАД, Бразилия занимает 5 место в рейтинге стран, имеющих наиболее привлекательный инвестиционный климат.
Объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Бразилии в 2006 г. составил 18,78 млрд. долл., что на 25% больше объема ПИИ в 2005 г. и примерно равно уровню 2004 г., но существенно меньше этого показателя в 1997-2001 гг. более того, за период 2000-2006 гг. среднегодовое снижение объёма ПИИ в экономике Бразилии составляло около 8% [24].
Это, прежде всего, объясняется последствиями экономического кризиса в Южной Америке, подорвавших доверие иностранных инвесторов к странам в этом регионе. Хотя потоки иностранных прямых инвестиций в Бразилию снизились с 22,46 млрд. долл. в 2001 г. до 16,59 млрд. долл. в 2002 году, это падение для Бразилии на 26% было более умеренным по сравнению с соседними странами. В Аргентине это падение составило 69%, в Чили 64%, а в Венесуэле — почти 60%. С 2004 г. наблюдается оживление инвестиционной активности в Бразилии.
Бразилия как страна с развивающейся экономикой представляет огромные возможности для инвестиций. ПИИ являются наиболее оптимальным путем выхода на бразильский Рынок, объем которых в эту латиноамериканскую страну достиг 3% от прямых общемировых инвестиций. В 2005 г. в Бразилии 50% всех международных денежных операций были связаны с прямыми иностранными капиталовложениями. Также правительство не прекращает своё содействие в этом вопросе. Так, оно освободило иностранных инвесторов от уплаты налога на прирост капитала по федеральным облигациям, для того чтобы увеличить приток иностранного капитала и получить возможность привлекать больше средств и на более длительные периоды. К 2006 г. бразильское правительство разработало и запустило программу «Партнерство между государством и деловыми структурами». В рамках данной программы планируется привлекать инвестиции как внутренние, так и иностранные для вложения инфраструктурный комплекс страны: электроэнергетика, авто — и железнодорожные сети, инфраструктура портов, ирригация и развитие городского хозяйства. основным механизмом, поддерживающим функционирование программы специальный федеральный страховой фонд для защиты инвесторов участвующих в данной программе.
По объёмам накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Бразилии на 2005 г. лидируют США — 24,5 млрд. долл. (24% всего объёма накопленных инвестиций). растущий интерес американских компаний к инвестированию в Бразилию объясняется огромными потенциальными возможностями бразильского рынка в условиях экономической и социальной стабильности. Прогнозируется, что объем инвестиций из США будет продолжать расти именно за счёт капиталовложений со стороны транснациональных корпораций (ТНК) этой страны. Но, несмотря на то, что американский инвестиционный Капитал широко представлен на бразильском рынке, только 2 компании из США входят в список 30 крупнейших фирм Бразилии — Cargill и AES. Из 10 крупнейших импортеров в Бразилии 4 представляют иностранный капитал — Nokia, Motorola, Bunge и Ford Motors, а среди экспортеров числятся — Bimge, Volkswagen, Cargill, General Motors, Ford Motors и Halliburton.
За США следуют Голландия — 10,7 млрд. долл. (11%), Испания — 12,2 млрд. долл. (11,9%), а также Франция, Португалия и Германия. Инвестиции с Каймановых островов начали расти в страну с 1995 г. и в целом представляют репатриацию национального капитала. Участие Португалии и Испании в значительной степени ограничено телекоммуникациями и банковским сектором. Общий объем прямых инвестиций без учета репатриации капиталов с 2000 г. по конец 2005 г. достиг 87 млрд. долл. (до 2000г. общий объем составил — 103 млрд. долл.) [24].
Большая часть инвестиций в экономике Бразилии приходится следующие отрасли: с/х и пищевая промышленность, коммуникации и транспорт, ТЭК и машиностроение.
В 2006 г. был отмечен резкий скачок прямых инвестиций бразильских компаний за рубеж. В указанный год поток ПИИ Бразилии в зарубежные страны равнялся 28,2 млрд. долл., и это притом, что накопленный бразильский капитал (в виде ПИИ) за рубежом составляет в общей сложности чуть более 87 млрд. долл. Данное астрономическое увеличение Бразилией своих ПИИ за рубеж заключается в увеличении доходов от внешнеторговой деятель. В 2006 г. положительное сальдо торгового баланса составило 46,1 млрд. долл., увеличились и доходы бразильских компаний от экспорта. структура внешней торговли Бразилии является олигопольной, то есть менее сотни крупнейших компаний получают большую часть экспортных доходов. Подорожавший валютный обмен и желание бразильских компаний вкладывать свои избыточные объемы денежных средств в инвестиционные проекты за границу обусловили то, что переводы прибылей и дивидендов бразильских компаний-олигополистов за рубеж достигли 16,4 млрд. долл. Таким образом, в 2006 г. в Бразилии наблюдался чистый отток прямых инвестиций в 9,42 млрд. долл., который, в свою очередь, позволял удерживать равновесие платёжного баланса страны в условиях профицита по счёту текущих операций и сохранять тем самым относительно стабильный курс реала.
Проводимая с середины 90гг. банковская Политика (только 10 крупнейших банков страны контролируют 65% финансового рынка) и регулирование фондовых рынков (многие мелкие фондовые биржи были ликвидированы или объединились) позволила создать условия для привлечения и портфельных инвестиций. Бразильские фондовые биржи продолжают в основном использоваться только национальными компаниями, включая Фондовую биржу в Сан-Паулу («Bovespa»), которая претендует на региональное сравнению с 361 компанией в 2004 г. (в 2002 г. — 399, а в 2001 г. — 428). Общий оборот торговли ценными бумагами достиг 430 млрд. долл., при этом капитализация рынка составила 482 млн. долл. На 10 биржах было сконцентрировано 50% оборота всего фондового рынка. На всемирной нью-йоркской фондовой бирже NYSE проводятся торги акциями 71 крупнейшей компании Бразилии, включая Petrobras, Embraer, Banco Itau, Cvrd, Brasil Telecom и Ambev. Торговля же государственными ценными бумагами в основном сконцентрирована в Рио-де-Жанейро.
Общая сумма запасов фонда иностранных портфельных инвестиций в Бразилии к концу 2006 г. составила 100 млрд. долл. или 12% ВВП страны. Ускорившееся в 2005-2007 гг. движение портфельных инвестиций в Бразилию дало возможность правительству республики сократить свой внешний долг и в 2006 г. расплатиться с МВФ по всем обязательствам. Но самое главное то, что существенно изменилось соотношение резерва иностранной валюты Бразилии к запасам иностранных портфельных инвестиций. В 2004 г. резервы иностранной валюты Бразилии составляли 52 млрд. долл., а запасы иностранных портфельных инвестиций составляли 35 млрд. долл. В конце 2005 г. инвестиционные резервы выросли до 54 млрд. долл., а накопленные портфельные инвестиции до — 65 млрд. долл. К концу 2006 г. — в начале 2007 г. иностранные валютные резервы оценивались в 57 млрд. долл., а запасы иностранных портфельных инвестиций выросли до 100 млрд. долл. [24].
2.4 Отношения Бразилии с Российской Федерацией
российско-бразильские отношения являются традиционно тесными, отношения характеризованы важным сотрудничеством в торговых, военных и технологических отраслях. В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах.
Бразилия была первым государством Латинской Америки, с которым россия установила дипломатические отношения, в силу того, что Бразилия была тогда монархией [13].
дипломатические отношения между Россией и Бразилией установлены 3 октября 1828 г. Бразильцы одни из первых признали Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР (26 декабря 1991 г.) Начиная с 1994 г. российско-бразильские отношения характеризуются позитивной динамикой политических контактов на высшем и высоком уровнях. Создана и на регулярной основе работает Комиссия высокого уровня по сотрудничеству (КВУ), которую возглавляют Председатель Правительства российской Федерации и вице-президент Бразилии.
В ноябре 2004 г. состоялся визит Президента российской Федерации Владимира Путина в Бразилию — первый в истории двусторонних отношений визит в эту страну главы российского государства. В ходе переговоров с бразильским руководством были определены конкретные задачи по дальнейшему расширению потенциала сотрудничества, совместной реализации долгосрочных проектов в высокотехнологичных областях, таких как освоение космоса, авиастроение, энергетика, военно-техническое сотрудничество, подтверждена политическая воля к образованию «технологического альянса» между Россией и Бразилией, подписан ряд двусторонних документов и коммерческих соглашений.
Состоявшийся 18 октября 2005 г. официальный визит в Россию президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва внес заметный вклад в дальнейшее укрепление политического и экономического партнерства, многопланового и взаимовыгодного сотрудничества двух стран в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах.
По приглашению Владимира Путина президент Бразилии Луис Лула да Силва принял участие в работе «на полях» саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге 16-17 июля 2006 г. В ходе встречи особое внимание было уделено вопросам сотрудничества в области энергетики, взаимодействия в сфере использования космического пространства в мирных целях.
В ноябре 2008 г. президент россии Дмитрий Медведев посетил с официальным визитом Бразилию. Визит Медведева совпал с празднованием 180-летия установления дипломатических отношений между двумя странами.
По итогам встречи лидеры двух стран подписали ряд двусторонних отношений, в том числе и об отмене визового режима для краткосрочных поездок.
Активными и насыщенными в последние годы являются контакты на уровне Министерств иностранных дел. На регулярной основе проводятся встречи на сессиях Генассамблеи ООН и на полях саммита БРИКС. одна из последних встреч министра иностранных дел российской Федерации Сергея Лаврова с министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилии Селсу Аморимом состоялась 25 апреля 2010 г. в Москве.
Продолжается практика межмидовских консультаций на уровне заместителей министра и директоров департаментов. В рамках Политической комиссии, являющейся составной частью КВУ, на регулярной основе проводятся консультации по безопасности и стратегической стабильности на уровне заммининдел, а также межмидовские консультации по проблематике ООН, консульским и другим вопросам.
мая 2009 г. в Москве заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков и заместитель министра иностранных дел Федеративной Республики Бразилии Машадо провели заседание двусторонней Комиссии по политическим вопросам, в рамках которого прошел очередной раунд российско-бразильских консультаций по стратегической стабильности и безопасности.
В последние годы Бразилия прочно занимает первое место в товарообороте России со странами Латинской Америки, входя также в число важных партнеров России в мире. Доля Бразилии во внешней торговле России по итогам 2008 г. составила: по товарообороту — 0,9 % (25 место в товарообороте России), по экспорту — 0,4 % (32 место), по импорту — 1,7 % (16 место) [13].
По итогам 2009 г. в условиях финансово-экономического кризиса произошло резкое падение двустороннего товарооборота до 4,6 млрд долларов (c 6,7 млрд в 2008 г.), в том числе российский экспорт — 1,08 млрд долларов 3,5 млрд долларов.
В структуре российского экспорта в указанном периоде продолжали доминировать поставки продукции химической промышленности (в т. ч. удобрения), доля которых составила 85 %. Снизилась доля минеральных продуктов — 3,5 %, возросла доля металлов и изделий из них — 7,2 %, увеличилась доля машин и оборудования — 2,7 %.
В 2009 г. наблюдалось уменьшение российских поставок в Бразилию практически по всем товарным позициям. Исключение составили только некоторые виды химической продукции (оксометаллические соли, аминосоединения, щелок, полимеры винилхлорида), прокат горячекатаный, подшипники, электроэнергетическое оборудование для строящихся в Бразилии с российским участием энергетических объектов, приборы и инструменты.
В структуре импорта россии из Бразилии по итогам 2009 г. отмечено возрастание доли продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — 94,4 %.
Укреплению традиций культурного сотрудничества способствуют проведение в России фестивалей иберо-американской культуры, растущее число артистических коллективов, выезжающих на гастроли в Латинскую Америку, организация там художественных выставок, недель российского кино, дней российской культуры.
Крупными проектами культурного сотрудничества стали открытие в Бразилии первой и единственной пока зарубежной школы Государственного академического Большого театра (город Жоенвиль) и музыкальной школы им.П.И. Чайковского (город Форталеза) при содействии Московской консерватории.
россия и Бразилия отменят визы с 7 июня 2010 года. Переговоры президента России Дмитрия Медведева и президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силвы прошли в пятницу, 14 мая, в Кремле. Встреча началась с беседы в узком составе, затем продолжилась с участием делегаций двух стран. Президенты России и Бразилии, приветствуя друг друга, обменялись рукопожатиями и крепко обнялись.
Это вторая встреча президентов России и Бразилии менее чем за месяц. Медведев в середине апреля участвовал в саммите объединения БРИКС (Бразилия, россия, Индия, Китай, ЮАР), который проходил в Бразилиа.
среди центральных тем переговоров лидеров России и Бразилии в Москве были перспективы сотрудничества в экономической сфере, в частности, в области высоких технологий, энергетики и авиастроения. Планируется, что по итогам переговоров президентов будет подписан пакет двусторонних документов, в том числе План по реализации стратегического партнерства между Россией и Бразилией.
Безвизовый режим между Россией и Бразилией заработает 7 июня, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с бразильским коллегой. «Седьмого июня мы открываем безвизовый режим» — , сказал он. При этом российский лидер уточнил, что договоренности об этом были достигнуты еще полтора года назад. «Сейчас это соглашение начинает действовать. Это расширит возможности для нашего сотрудничества», — отметил Медведев [13] (см. приложение А).
3. Современные тенденции развития экономики Бразилии
3.1 особенности развития экономики Бразилии на современном этапе
Благодаря высокому уровню развития сельского хозяйства, добывающей и производственной промышленности и сектора услуг, также как и большом количестве трудоспособного населения, по уровню ВВП Бразилия значительно превышает любую другую страну Латинской Америки, являясь основной экономикой в Меркосур. Сейчас страна расширяет свое присутствие на мировых рынках. Главные экспортные изделия включают авиационную технику, кофе, транспортные средства, сою, железную руду, апельсиновый сок, сталь, ткани, обувь, электроаппаратуру и сахар [19].
Экономика Бразилии выросла на 0,7 процента в последнем квартале 2010 года к предыдущему кварталу, подведя итог стремительного роста самой крупной экономики Латинской Америки, составившего в минувшем году 7,5 процента. В 2010 году Экономика Бразилии показала самый быстрый рост с 1986 года. В годовом исчислении ВВП Бразилии в четвертом квартале 2010 года вырос на 5,0 процента, сообщил Бразильский институт географии и статистики (IBGE) [29].
В середине апреля в китайском городе Санья состоялся очередной, третий по счету, саммит БРИКС. По общему признанию, страны БРИКС /Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР/ являются локомотивом глобального экономического роста. В преддверии встречи, советник посланника посольства Бразилии в КНР Татьяна Росито сказала, что в 2010 году инвестиции Китая в Бразилии увеличились почти до 300 млн. долларов США. В то же время, начиная с 2010 года Китай стал крупнейшим инвестором Бразилии, в экономику этой страны было вложено более 15 млрд. долларов США, что значительно укрепило двусторонние отношения между Китаем и Бразилией. таким образом, новое правительство Бразилии рассчитывает с помощью саммита расширить сферу сотрудничества с Китаем. Бразильские эксперты отмечают, что в этом контексте, бразильское правительство надеется на то, что страны БРИКС пришли к консенсусу относительно укрепления, сотрудничества в целях его дальнейшего расширения и углубления, чтобы в полной мере раскрыть смысл альянса этих стран.
В Бразилии полагают, что наряду с ЮАР в альянс БРИКС вступят новые члены из числа развивающихся стран, и это будет общей тенденцией развития организации. Директор бразильского НИИ по изучению Китая и АТР Северино Кабрал сказал, что подъем стран с нарождающимся рынком, представителями которых являются участницы БРИКС, пойдет на пользу достижению баланса в развитии мировой экономики и рационального мирового экономического порядка, что позволит также заметно уменьшить зависимость мировой экономки от экономически развитых стран. БРИКС уже перешел от механизма антикризисного сотрудничества к механизму стимулирования экономического развития в посткризисный период, но последствия кризиса еще ощущаются, поэтому международному сообществу следует продолжать общие усилия для восстановления мировой экономики. Бразилия надеется, что благодаря участию в саммите страны БРИКС повысят свое влияние в регионе и в мире.
кроме того, в условиях общей инфляции, реформа монетарной системы будет в фокусе внимания на саммите БРИКС. В этом году бразильские СМИ постоянно сообщают, что в связи с ростом цен на сырье и большим притоком капитала в Бразилию, эта страна в настоящее время сталкивается с так называемой «импортируемой инфляцией». Бразильский реал с 2009 года до сих пор поднялся по отношению к доллару на 37%. Китай также сталкивается с аналогичными проблемами. Таким образом, содействие реформе валютной системы в области расширения квот на голосовании в Международном валютном фонде, предоставления особых прав на кредитование и прав на участие в реформировании системы Всемирного банка странам с нарождающимися рынками — вот призыв стран БРИКС на саммите.
Каждая из стран БРИКС обладает рядом отличительных характеристик среди государств с динамично растущей экономикой. Бразилия же крупнейший экспортёр энергоресурсов [32, с.1].
В настоящее время расчет в двусторонней торговле между Китаем и Россией, Китаем и Индией ведется в национальной валюте, но между Китаем и Бразилией по этому поводу существует много разногласий, бразильские экономисты считают, что визит в Китай президента Бразилии Дилмы Руссеффа и данный саммит помогут решить данный вопрос.
Ранее в этом месяце правительство Бразилии также сообщило, что на основе стабильной и эффективной экономической политики и развития системы социального обеспечения в 2010 году ВВП Бразилии достиг 7,5%, это стало самым высоким показателем за последние 24 года. Бразилия стала седьмой наиболее динамично развивающейся экономикой мира. некоторые эксперты отметили, что наряду со стабильным экономическим развитием в Бразилии есть свои преимущества в сфере развития экологически чистой энергетики, сельского хозяйства, поэтому на нынешнем саммите в Санья бразильское правительство рассчитывает найти новые возможности для сотрудничества, в том числе привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры в Бразилии, а также рассмотреть новое проекты взаимодействия в контексте подготовки предстоящим чемпионату мира по футболу 2014 года и Олимпийским играм 2016 года.
Напомним, что по приглашению председателя КНР Ху Цзиньтао, президент РФ Дмитрий Медведев, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент ЮАР Джейкоб Зума примут участие в саммите БРИКС в Санья. Они проведут углубленный обмен мнениями по международной обстановке и вопросам, связанным с экономикой, финансами, развитием и сотрудничеством между странами БРИКС в будущем.
В декабре 2010 года председательствовавший в то время в БРИК Китай и другие его участники — совместно одобрили официальное членство ЮАР в данной организации [6].
.2 проблемы и перспективы развития экономики Бразилии
Бразильская Экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью (она занимает первое место в мире по добыче железной руды, апатитов, второе — по добыче бериллия, третье — по добыче бокситов, четвертое — по добыче золота, асбеста, олова) и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия — крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника.
Две трети страны покрыто лесами — Бразилия располагает седьмой частью всех мировых лесных ресурсов. Основная масса лесов сосредоточена в Амазонии и приатлантической прибрежной зоне. Развитие лесодобывающей отрасли пока тормозится слабо развитой транспортной инфраструктурой.
Бразилия располагает огромным рыбопромышленным потенциалом, но его разработка ведется замедленными темпами и поэтому значительная часть рыбного сырья экспортируется из соседней Аргентины.
Развивается в Бразилии и туризм — относительно молодая отрасль национальной экономики.
Правительство вкладывает большие деньги в развитие туризма, поэтому следует ожидать, что в скором будущем туризм станет развитой и прибыльной экономической отраслью страны.
Настоящая роль Бразилии заключается в том, что она не совсем осознанно приняла на себя, и будет принимать удары мирового финансового кризиса, поглощая бесконечные долларовые интервенции, которые делает США для спасения своей экономики. В какой степени, какие невзгоды ожидают Бразилию? Сейчас судить об этом очень трудно. Кризис еще не прошел, а «плохие» долги растут. Ближайшие год-полтора прояснят обстановку и величину потерь. Вероятно, это и есть цена, которую Бразилия заплатит за внешнюю безопасность и территориальную целостность, которую гарантируют США.
Ведь некоторые полезные вещи все же удалось сделать. Например, развитие промышленности по производству топливного этанола из сахарного тростника. Так что, пожалуй, на сегодняшний день сахар — это тот актив бразильской экономики, который будет востребован на мировом рынке, и актив этот не маленький.
Но и здесь тоже свои проблемы, и тоже с международными монополиями. например, группа предприятий по переработке сахара «Guarani» принадлежит французам. Может быть, и в других предприятиях не все так уж и прозрачно. В любом случае, новому президенту и правительству Бразилии предстоит колоссальная работа, и уже не ради предвыборных лозунгов, а для того, чтобы смягчить удары кризиса, который не обошел Бразилию — он до нее еще по-настоящему не дошел. А симптомов предстоящих крупных экономических неприятностей уже сейчас предостаточно. По всей стране идут забастовки. Все требуют то ли повышения зарплаты, то ли выплаты каких — то недополученных денег, или еще чего-то. Например, в начале октября была многодневная забастовка банковских служащих. Банковская система в Бразилии построена по североамериканскому образцу и действует, несмотря на патологическое нежелание работать у многих сотрудников, хорошо. Но 8 ноября произошел скандал с крупным банком Panamericano. Он умышленно, путем двойного учета активов увеличивал свою капитализацию.
Да и не только в этом банке есть проблемы с размером капитализации. В Бразилии запрещены азартные игры, и в данном случае, это очень правильно, но в Бразилии очень доступен потребительский кредит. Небольшие суммы на покупки различной техники под очень высокие проценты (не менее 100% в год) получить очень просто. учитывая ментальность большинства бразильцев, суть которой заключается в стремлении к постоянно положительным эмоциям, или, по-другому, все время быть счастливым, они, не задумываясь об отдаче долга, легко берут кредит. По некоторым данным, около 80% бразильских семей имеют долги перед банками. А банки, в свою очередь, записывают их в свой актив. А вот сколько из и этих 80% отдадут долги? забастовки продолжаются. Даже государственные служащие, которые ввиду специфики своей работы не должны принимать участие в рабочее время в забастовках, тоже бастуют. Все эти забастовки организованы сотрудниками учреждений, которые по своему социальному положению относятся больше к среднему классу. А вот индейцы в штате Мараньян просто перекрыли федеральную дорогу и охраняли с оружием баррикаду. Они требовали отдать уже выделенные правительством 3 миллиона реалов для школ в индейских поселках.
проблем очень много и не обо всем, разумеется, пишут в СМИ. Сами бразильцы, в большинстве, также не хотят омрачать свою жизнь негативной экономической информацией. Зато правительство президента Лулы сделало очередной популистский ход, который наверняка вызвал одобрение у большинства населения страны. сейчас минимальная заработная плата в Бразилии составляет 510 реалов в месяц. Предлагается повысить ее до 560 реалов в 2011 г., уже при новом правительстве Дилмы. Пока на правительственных дебатах разного уровня предварительно было одобрено повышение до 540 реалов. В принципе, новое правительство сразу делает широкий жест для беднейших слоев общества. Может, затем последуют и другие хорошие жесты [30].
По данным PricewaterhouseCoopers, одной из ведущих транснациональных инвестиционных компаний в мире, к 2013 году Бразилия станет пятой экономической державой в мире. Экономические прогнозы также говорят о том, что к 2020 году ВВП семи крупнейших развивающихся стран мира (т. н. E-7 — Китай, Индия, Бразилия, россия, Мексика, Индонезия и Турция) превысит ВВП «большой семерки». Из 10 предполагаемых экономических лидеров в 2030 году пять — страны, которые сегодня считаются развивающимися.
Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега заявил, что его страна вышла на пятое место в мире по размеру ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (седьмое место без учета ППС). Экономика Бразилии превзошла соответствующие показатели Франции и великобритании и продолжит свой рост в дальнейшем.
Мантега также подчеркнул, что Бразилия по итогам прошлого года зафиксировала пятый по величине рост экономики среди членов G20. Впереди нее по этому показателю оказались лишь Китай, Индия, Аргентина и Турция. Глава бразильского минфина выделил роль своей страны в мировой экономике. «Так как Экономика Бразилии расширялась быстрее среднестатистического мирового уровня, мы импортировали больше товаров, помогая, таким образом, другим странам справляться с кризисом», — сообщил Гвидо Мантега.
По данным Института географии и статистики (IBGE) по итогам 2010 года, ВВП Бразилии вырос на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 3,675 трлн. реалов (примерно 2,217 трлн. долларов США). Этот показатель стал рекордным за последние 25 лет. В IV квартале 2010 года рост ВВП страны составил 0,7% по отношению к III кварталу. В годовом исчислении квартальный ВВП вырос на 5%. Промышленное Производство в страны по итогам прошлого года выросло на 10,1%, а сельское хозяйство — на 6,5%. Эти цифры были показаны после небольшой рецессии в 2009 году, когда ВВП упал на 0,3%.
Мантега также заявил, что наблюдаемое сейчас замедление роста бразильской экономики пойдет ей на пользу, так как снижает риск инфляции. Следует отметить, что для борьбы с перегревом экономики Центробанк Бразилии на этой неделе поднял ставку рефинансирования до 11,75%. кроме того, правительство приняло решение сократить расходы госбюджета на 30 млрд. долларов.
По мнению президента Бразилии Дилмы Руссефф, Экономика страны по итогам 2011 года вырастет на 4,5-5%. причем эти цифры будут достигнуты без особого труда.
Таким образом, благодаря высокому уровню развития сельского хозяйства, добывающей и производственной промышленности и сектора услуг, также как и большом количестве трудоспособного населения, по уровню ВВП Бразилия значительно превышает любую другую страну Латинской Америки. Бразилия стала седьмой наиболее динамично развивающейся экономикой мира.
Заключение
В данной работе в соответствии с её целями и задачами были рассмотрены:
·Экономика Бразилии на современном этапе;
·место Бразилии в мировом хозяйстве;
·проблемы и перспективы развития экономики Бразилии.
Экономика современной Бразилии характеризуется хорошо развитым сельскохозяйственным, промышленным производством и ускоренно развивающимся сектором услуг. Республика Бразилия входит в группу наиболее перспективных по экономическому потенциалу развивающихся стран.
Бразилия является крупнейшим среди стран южной Америки участником мировой торговли. Это Рынок целого ряда сельскохозяйственных товаров.
Одним из важнейших элементов политики Бразилии, направленной на расширение внешнеэкономических связей, является её участи в международных и региональных интеграционных объединениях. И на сегодняшний день страна принимает участие более чем в 60 международных политических и экономических организациях.
Важную роль в системе мирохозяйственных связей Бразилии занимает приток иностранного капитала. Она стала одной из самых привлекательных для иностранного капитала развивающихся стран.
В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах. В последние годы Бразилия прочно занимает первое место в товарообороте России со странами Латинской Америки, входя также в число важных партнеров России в мире.
По уровню ВВП Бразилия значительно превышает любую другую страну Латинской Америки, являясь основной экономикой в Меркосур. Сейчас страна расширяет свое присутствие на мировых рынках. Бразилия — седьмая, наиболее динамично развивающаяся Экономика мира.
Список использованной литературы
1.Banco Central do Brasil. RelatorioAnual, 2009. Volume 44, p.29.
2.CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY. Economy Brazil, 2011. URL: https: // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/br.html
.CENTRAL INTELLIGENCE AGENCY. People Economy, 2011. URL:
4.https: // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/br.html
5.Бразилия, 2000-2011. URL: #»center»>Приложения
приложение А
Россия-Бразилия. Общие соглашения:
Соглашение о торговле и платежах между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Бразилии (Рио-де-Жанейро,20 апреля 1963 г.)
Соглашение об учреждении торгового бюро СССР в г. Сан-Пауло 28 августа 1967 года.
Распоряжение Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 656-рп «О подписании договора об основах отношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией».
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1232 «О подписании Совместного заявления о создании Российско-Бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству под руководством Председателя Правительства Российской Федерации и Вице-президента Федеративной Республики Бразилии».
Постановление Правительства РФ от 9 января 1994 г. N8 «об утверждении Протокола о намерениях по торгово-экономическому сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии».
российско-Бразильская политическая комиссия.
Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией (Москва, 22 июня 2000 г.).
Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между российской Федерацией и государствами-участниками и государствами — ассоциированными членами южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) (г. Бразилиа, 15 декабря 2006 г.)
Декларация российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о международном терроризме от 13 декабря 2001 г.
Распоряжение Правительства РФ от 20 января 2004 г. N 75-р О проведении переговоров о подписании Протокола о сотрудничестве между МАП РФ и Бразильской службой поддержки малых предприятий.
Распоряжение Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 5-р О проведении переговоров о подписании Меморандума между ВЭК РФ и Национальным советом Бразилии по контролю за финансовыми операциями о взаимопонимании и сотрудничестве в области обмена конфиденциальной финансовой информацией об «отмывании» доходов, полученных незаконным путем.
Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче, подписанный в г. Москве 14 января 2002 г.
Декларация российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о международном терроризме от 13 декабря 2001 г.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области конкурентной политики (Бразилиа, 12 декабря 2001 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 22 июня 2000 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о научно-техническом сотрудничестве (Бразилиа, 21 ноября 1997 г.).
программа научно-технического сотрудничества между Правительством российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии на 2004 — 2006 годы (Бразилиа, 22 ноября 2004 г.)
Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 947 «О подписании Плана совместных действий «россия-Бразилия» Правительства Российской Федерации и Правительства Федеративной Республики Бразилии»
Постановление Правительства РФ от 7 апреля 1998 г. N 386 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области охраны здоровья животных».
Россия-Бразилия. Космос:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 21 ноября 1997 г.
Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством и Министерством науки и технологии Федеративной Республики.
Соглашение между Правительством российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной охране технологий в связи с сотрудничеством в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (Бразилиа, 14 декабря 2006 г.)
россия-Бразилия. Военно-техническое сотрудничество:
Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии по вопросам сотрудничества в области военных технологий, представляющим взаимный интерес (Москва, 9 апреля 2002 г.)
Соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Федеративной Республикой Бразилия (9 апреля 2002 г.)
россия-Бразилия. Атомная энергия:
Соглашение между Правительством российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (Бразилиа, 15 сентября 1994 г.); Бюллетень международных договоров. Издательство «Юридическая литература», 01 января 1999, N 1, стр.8-11
россия-Бразилия. Таможня
Соглашение между Правительством российской Федерации и Федеративной Республики Бразилия о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных. Нарушений (Бразилиа, 12 декабря 2001 г.)
россия-Бразилия. Торговля:
Межправительственной российско-бразильской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Совместное заявление четвертого заседания Российско-Бразильской Комиссии высокого уровня по сотрудничеству (Бразилиа, 4 апреля 2006 г.)
россия-Бразилия. Связь:
Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. N 1497-р О проведении переговоров о подписании Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области электросвязи между Министерством информационных технологий и связи РФ и национальным телекоммуникационным агентством Федеративной Республики Бразилии.
россия-Бразилия. Культура, спорт, туризм:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области культуры и образования (Бразилиа, 21 ноября 1997 г.)
программа обмена между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии в области культуры, образования и спорта на 2005-2007 годы (Бразилиа, 22 ноября 2004 г.)
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 1473-р О проведении переговоров о заключении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством спорта Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области физической культуры и спорта.
Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2001 г. N 85!»О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области туризма».
Соглашение между Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Министерством спорта Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области физической культуры и спорта (Бразилиа, 22 ноября 2004 г.)
россия-Бразилия. Экология:
Меморандум о намерениях по вопросу развития сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией от 14 ноября 1994 года.