Учебная работа. Механизм действия малого и среднего предпринимательства
Механизм действия малого и среднего предпринимательства
Содержание
Введение.
Глава 1. сущность и признаки малого предпринимательства.
.1 Сущность и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства на примере россии, США, Германии и Франции
.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Глава 2. влияние малого предпринимательства на конкурентоспособность страны.
.1 Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей
.2 Влияние малого предпринимательства на создание конкурентной среды
Глава 3. Анализ развития и перспективы малого предпринимательства в россии
.1 Анализ показателей развития малого предпринимательства на примере Свердловской области.
.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Свердловской области
Заключение
Список литературы
Приложение А.
Приложение Б.
Введение
Осуществляемые в российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого и среднего предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятель вообще.
Огромное значение для развития малого и среднего предпринимательства имеет Политика государства, которая может создать как благоприятную, так и неблагоприятную среду для развития малого бизнеса. Все зависит от целей, которые ставит перед собой Актуальность работы вызвана тем, что малое и среднее Предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, то есть эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
В данной работе автор обращается к сущности, функциям, преимуществам и недостаткам малого и среднего предпринимательства, изучает его влияние на создание и поддержание конкурентной среды на основе законодательных документов, показателей развития малого и среднего предпринимательства, трудов ученых экономистов.
Цель работы — понять механизм действия малого и среднего предпринимательства, влияние его на конкурентоспособность отрасли и страны, рассмотреть пути решения проблем и их результативность, понять политику государства в сфере деятельности малого и среднего предпринимательства..
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе автором изучены сущность и признаки малого предпринимательства, преимущества и недостатки данного сектора экономики. Вторая глава посвящена изучению понятия «конкурентоспособности страны» и влиянию малого и среднего предпринимательства на создание и поддержание конкурентной среды. В третьей главе приведен анализ экономических показателей на примере Свердловской области, рассмотрены пути решения проблем данного сектора на законодательном уровне. Выводы по каждой главе и по работе в целом формируют заключение.
Глава 1. Сущность и признаки малого предпринимательства
1.1 сущность и критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства на примере россии, США, Германии и Франции
малый предпринимательство конкурентоспособность
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющие установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организаций) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. однако наиболее часто принимаются вышеназванные.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как «крупные».
В российской практике существование малых предприятий было разрешено в 1988г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100 человек, в других отраслях производственной сферы — 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — 25 человек, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, Право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. однако величина хозяйственного оборота так и не была установлена . Данный принцип отнесения отразился и в современном законодательстве.
В настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней*:
·в промышленности, в строительстве, на транспорте — 100 человек;
·в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
·в оптовой торговле — 50 человек;
·в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
·в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятель — 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
США всегда характеризовались, как страна большого бизнеса, но и малый бизнес там существовал. американские ученые любят повторять, что костяк американской экономики — большой бизнес, а мускулы — малый, а в последние годы многие малые предприятия являются мозгами американского бизнеса. После 60-х годов малый бизнес в США стал активно развиваться. Достаточно привести такие данные: в 60-х гг. ежегодно создавалось 95-100 тыс. новых предприятий, в 70-х — 250-300 тыс., в 80-90-е — 600-700 тыс.
особенно большую роль мелкие и средние фирмы играют в таких отраслях экономики, как оптовая торговля (86% валового продукта частного сектора), сфера услуг (81%), строительство (80%), розничная торговля (55%). В обрабатывающей промышленности доля малого бизнеса в валовом продукте составляет всего 21%, но мелкие и средние фирмы уже укрепились в таких отраслях, как электротехническая и химическая промышленность. Это стало возможно благодаря ускоренному развитию специализации производства, сокращению оптимальных размеров предприятий. К тому же качественное обновление мелкого производства позволило по-новому подходить к их технико-экономическим возможностям и научно-техническому потенциалу.
Во Франции всплеск развития малого предпринимательства пришелся на 1973 год — год первого «нефтяного шока» — и до кризиса начала 80-х гг., затем последовал небольшой спад, но в период подъема мелкий бизнес продолжал успешно действовать.
Во Франции мелкие и средние предприятия в меньшей степени обеспечены капиталом, чем аналогичные фирмы в США и Германии. Так, собственные фонды французских мелких и средних предприятий в 2000 году составляли 60% американского уровня и 65% немецкого. Поэтому французское правительство оказывает помощь на региональном уровне вновь созданным малым и средним предприятиям. Существуют также региональные премии для поддержания занятости, региональные гарантийные фонды и другие формы поддержки этих предприятий.
Особенностью немецких мелких и средних предприятий является их роль главной «кузницы» высококвалифицированных кадров. На этих предприятиях 4/5 всей молодежи получают квалификацию, а подавляющее большинство (65-70%) выпускников высшей школы предпочитают начинать свою трудовую деятельность на мелких и средних фирмах.
Еще одна особенность ФРГ — развитие инновационного малого бизнеса на региональном уровне. Речь идет о стимулировании технологического перевооружения среднего звена. Для этого еще в 80-е годы были созданы консультационные пункты при палате промышленности и торговли и комиссия по стимулированию технологического трансферта.
специалисты следующим образом определяют экономическое значение малого и среднего бизнеса в Германии:
·как работодателя, сосредоточено 2/3 всего занятого населения;
·как производителя продукции и услуг, составляющих почти половину валового внутреннего продукта;
·как катализатора научно-технического прогресса, на долю которого приходится 2/5 всех инвестиций и более половины зарегистрированных патентов;
·как источника обучения, охватывающего 85% всех имеющихся мест производственного обучения.
таким образом, для сравнения доли малого бизнеса в ВВП России, США, Германии и Франции автор предлагает обратиться к диаграмме 1, представленной ниже*.
опираясь на приведенные в диаграмме данные, можно сказать, что среди сравниваемых стран Россия пока не занимает лидирующие позиции, однако по прогнозам к 2010 году доля малого и среднего бизнеса в нашей стране достигнет 40%.
1.2 преимущества и недостатки малого предпринимательства
Опираясь на зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать следующие его преимущества перед крупным предпринимательством: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принятых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятель предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных отраслях занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменению условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров, контрактов и т.д. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Главными причинами неудач чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого предпринимательства сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный Капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливает меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программам.
Недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в результат деятельности в первую очередь малых предприятий. следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания. Исследования, проведенные Институтом стратегического анализа развития предпринимательства в 1997г., показали, что главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности необходимость преодоления сложностей налоговой системы. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещения, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.
Глава 2. влияние малого предпринимательства на конкурентоспособность страны
.1 Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей
В современных условиях глобализации национальная экономика любого государства не может развиваться независимо от мирового хозяйства. дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает широкое вовлечение России в мировую экономику. очевидно, что в этих условиях необходимо осваивать новые модели экономической политики, а также расширять механизмы и формы сотрудничества россии с иностранными государствами. С одной стороны, дальнейшая активизация устремлений различных субъектов мирового хозяйства (компаний, финансовых институтов, предпринимателей) на рынки других государств делает проблему поиска путей и стратегий повышения конкурентоспособности национальной экономики, вопрос о возможностях и способах ее формирования при открытости внутреннего рынка весьма актуальными и требует особого внимания.
С другой стороны, хотя относительно новое понятие «конкурентоспособность страны» все активнее используется, до настоящего времени не существует четкой управленческой стратегии ее формирования и повышения.
Исходя из этого необходимо остановиться на общетеоретических основах повышения конкурентоспособности страны.
Термин «конкурентоспособность страны» в настоящее время имеет несколько трактовок. Так, под конкурентоспособностью стран предложено понимать способность национальных производителей продавать свои товары, способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточные для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства.
Правомерно выделить, определить содержание и особенности понятия «экономическая конкурентоспособность страны». Концепция повышения конкурентоспособности страны в системе международных экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие государства (с обеспечением благополучия его населения и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на этот процесс.
Количественный уровень экономической конкурентоспособности страны может быть определен ее долей мирового рынка (мирового дохода), что во многом зависит от объемов национального экспорта и внутреннего потребления.
Важную роль в обеспечении получения страной стабильной доли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укрепления позиций национальных компаний как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом росте страны.
Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности» (рис. 1)
Конкурентосп.
страны
Конкурентоспособность
экономики
Конкурентоспособность отрасли
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность товара
Рис. 1. Пирамида конкурентоспособности
Исходя из пирамиды, представленной на рис. 1 можно проследить механизм влияния малого бизнеса на создание и поддержание конкурентной среды. Так, растущий спрос на товар или услугу провоцирует компании, занятые в данной отрасли экономики производить товар лучшего качества, что повысит его (товара) конкурентоспособность. Однако, часто крупные компании не способны к быстрому реагированию на подобные изменения спроса на рынке, соответственно, это порождает рост предприятий малого бизнеса. Такие предприятия вполне могут составить конкуренцию крупным компаниям, делая всю отрасль более конкурентной изнутри и конкурентоспособной снаружи, так как производится товар высокого качества, способный отвечать всем требованиям потребителей и конкурирующий с производителями не только на внутреннем рынке страны, но и на мировой арене. Как следствие, замечается рост экономических показателей в целом, экономика страны становится более конкурентоспособной. Как уже было отмечено выше и изображено на рис.1, конкурентоспособность экономики — один из важнейших показателей при определении конкурентоспособности страны.
Глава 3. Анализ развития и перспективы малого предпринимательства в россии
.1 Анализ показателей развития малого предпринимательства на примере Свердловской области
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области привлекли внимание властей еще в 2000 году. К 2002 году было издано Постановление правительства о малом и среднем бизнесе на территории Свердловской области*. Обращаясь к Главе 1. о состоянии и проблемах малого предпринимательства в Свердловской области , указанных в Постановлении, автор акцентирует внимание на некоторых количественных показателях в ней:
«малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. Зародившийся чуть более 10 лет назад малый бизнес является важным сектором, инновационным элементом областной экономики. С 1991 по 2001 год число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7 процента от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44 процента — индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и 30 процентов — работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В уставном капитале малых предприятий доля субъектов малого предпринимательства и физических лиц составляет 98 процентов. В экономике области на долю малых предприятии (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4 процента объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8 процентов от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. В 2000 — 2001 годах малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). По данным сплошного статистического обследования результативность использования ресурсною потенциала в сфере малого бизнеса по основным показателям в 1,5-2 раза выше, чем в экономике области в целом. Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80 процентов субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Первоуральске. одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости (22 тыс. человек), что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше двух третей от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) — весомым, где его доля соответственно 31 процент и 44 процента. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70-99 процентов предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1-3 процента).
При этом роль малого бизнеса в экономике области, также как и в стране в целом, по ряду показателей на 30-50 процентов выше официальных статистических данных, так как часть субъектов малого предпринимательства вынуждена работать в "тени" из-за несовершенных системы налогообложения и нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства.. В то же время отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями без образования юридического лица не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений.
Малое предпринимательство — динамичная форма хозяйствования, здесь интенсивно идут процессы реорганизации, изменения видов деятель, создания новых и ликвидации в установленном порядке неэффективных предприятий, что способствует оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. По данным исследования Свердловского областного комитета государственной статистики 35 процентов малых предприятий работают менее двух лет, 27 процентов — от двух до пяти лет, 38 процентов более пяти лет, в том числе 16 процентов более 8 лет и только 0,5 процента осуществляют свою деятельность свыше 10 лет.
В Свердловской области за последние десять лет заложены основы системы государственный поддержки малого предпринимательства. Созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия, малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматривается отдельной статьей сумма расходов на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого предпринимательства от периода старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.
Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследовании и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, то его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства люден.
На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятель, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. По оценке авторитетных экспертов каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятель.
У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3 процента от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды) отмечают 25-30 процентов субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятель высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Недостаточно развивается производственная кооперация крупных и малых предприятий, хотя для этого в Свердловской области имеются благоприятные условия, где исторически в индустрии преобладают крупные предприятия металлургии, машиностроения и высокотехнологичного военно-промышленного комплекса.
Отстает от требований развивающейся практики научная разработка проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Не сформированы основы системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств областного и муниципальных бюджетов получают около 12-15 процентов субъектов малого предпринимательства.
существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при преодолении их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки.
На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Социологические исследования показывают, что каждый десятый предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность — существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. В 2001 году финансовый результат от хозяйственной деятельности малых предприятий оказался на треть меньше из-за значительного числа убыточных предприятий. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг. Мала доля продукции малых предприятии (3,2 процента), выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпринимательской деятель, как способу решения своих финансовых проблем.
После бурного роста в Свердловской области числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 90-х годов его развитие в последующем затормозилось. Не растет число малых предприятий, ежегодно сокращается в среднем на 2-3 процента число крестьянских (фермерских) хозяйств Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест. В хозяйственном комплексе области сформировалось бизнес-сообщество (250-260 тыс. человек), численность которого стабилизировалась и в последние годы практически остается неизменной.
Исследование, проведенное в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в шести субъектах Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области, показало, что 58 процентов опрошенных предпринимателей Свердловской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29 процентов — низкую оценку и никто не дал высокой оценки.
Если не менять государственную политику и не совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства, то в условиях существующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса в Свердловской области на начало XXI века оказался исчерпанным. В Свердловской области созрел довольно значительный слой населения способный при благоприятных экономических и административных условиях заниматься малым бизнесом. Около 250 тыс. человек (оценка по методике международной организации труда) трудоспособного населения не имеют работы и не заняты в экономике области. Нельзя откладывать решение накопившихся проблем малого бизнеса, так как через несколько лет можно прийти к ситуации, когда цена решения резко возрастет».
Именно такая ситуация повлекла за собой активные действия Правительства, направленные на поддержку малого предпринимательства области. В Постановлении также прописаны показатели развития малого предпринимательства на срок, указанный Концепцией. Данные, представленные в таблице 1., являются прогнозными, отчетные года — 2001, 2005. Для оценки и анализа эффективности действия Концепции, автор посчитал необходимым поместить далее Таблицу 2. с показателями развития малого и среднего бизнеса в Свердловской области на начало текущего 2008 года.
Табл. 1. Показатели развития малого предпринимательства Свердловской области в 2001-2020 годах
Наименование показателей2001год (отчет)2005год (отчет)201020152020Число субъектов малого предпринимательства — всего, в тыс. единиц144,2101,4160,0-166,0200,0-215,0270,0-290,0Численность занятых в сфере малого предпринимательства (среднесписочная численность на малых предприятиях, индивидуальные предприниматели и работающие у них по найму), в тыс. человек391,5449,5580,0-600,0760,0-800,0950,0-1000,0Доля занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике области, в процентах18,220,728,0-29,036,0-38,040,0-45,0Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций области, в процентахХ20,925,0-30,035,0-38,040,0-45,0
Табл. 2 основные показатели развития малого предпринимательства в Свердловской области в 2007 году
Наименование показателейна 1.01.2008Прирост за 2007 г., %Число МП, тысяч33,1139,3Число ПБОЮЛ, тысяч97,40617,2Число субъектов малого предпринимательства (МП и ПБОЮЛ) на 1000 населения29,7Численность занятых в сфере малого предпринимательства (оценочно), тыс. человек571,01829,8Доля занятых в сфере малого предпринимательства от численности занятых в экономике области, %29,6Оборот МП, млн. рублей653838,311,6Удельный вес малых предприятий в общем объеме оборота организаций области (без учета ПБОЮЛ), %30,3Инвестиции в основной капитал МП, млн. рублей8019,833,3
таким образом, на долю Свердловской области, где проживает 36,9% экономически активного населения Уральского федерального округа, на начало 2008 года приходится 40,8 % малых предприятий, 42,7% от числа занятых на малых предприятиях, 38, 1 % инвестиций в основной капитал и 51,7 % оборота малых предприятий.
По развитию малых предприятий Свердловская область входит в 10 регионов россии, где малое предпринимательство получило наибольшее развитие*. В конце 2007 года по числу малых предприятий область находилась на 5 месте, уступая гг. Москве и Санкт-Петербургу, московской области и Краснодарскому краю; по обороту — на 4 месте, по среднесписочной численности работников на 7 месте и по инвестициям в основной капитал на 9 месте.
В сравнительной диаграмме на рис. 2 четко прослеживаются лидирующие позиции Свердловской области по росту количества малых предприятий и среднесписочной численности их работников в процентном соотношении. Сравнительная характеристика РФ, УрФО и Свердловской области по остальным показателям представлена в Приложении А., где также более детально указана динамика и распределение показателей в процентном соотношении внутри УрФО.
Рис. 2 Сравнительная диаграмма показателей по РФ, УрФО и Сврдл. обл.
Сопоставляя прогнозные данные Постановления и реальные показатели развития малого и среднего бизнеса за 2007 год, можно заметить, что по численности занятых в сфере малого предпринимательства Свердловская область практически достигла (по итогам 2007 года) прогноза на 2010 год. То же самое прослеживается и по доле занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике Свердловской области. Что касается доли оборота малых предприятий в общем обороте организаций области несколько ниже (на 9%).
таким образом, на основании проанализированных данных можно сделать выводы о том, что цели и задачи, представленные в Концепции действительно работают в поддержку малого и среднего предпринимательства области.
.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Свердловской области
Наряду с уже имеющимися правовыми и законодательными актами, регулирующими деятельность предприятий, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, на территории Свердловской области действует областной Закон*, способствующий развитию малого и среднего бизнеса.
По параграфу 1 данного Закона выделены задачи, для комплексного решения которых принимается областная государственная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства и развитие ее инфраструктуры в Свердловской области" на 2006 — 2008 годы.
Областная государственная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства и развитие ее инфраструктуры в Свердловской области" на 2006 — 2008 годы (далее — программа) принимается для решения следующих задач, связанных с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере государственной поддержки и развития малого предпринимательства:
) развитие малого предпринимательства в Свердловской области;
) стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
) повышение конкурентоспособности продукции малого предпринимательства;
) внедрение новых технологий и высокотехнологического оборудования в сфере малого предпринимательства;
) повышение эффективности деятельности и улучшение качественного уровня субъектов малого предпринимательства;
) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Свердловской области.
Достижение этих результатов должно было повлечь за собой следующие социально-экономические последствия:
) освоение субъектами малого предпринимательства передовых ресурсосберегающих технологий и технологий глубокой переработки местного сырья, производства высокотехнологичной продукции;
) рост конкурентоспособности и доходности субъектов малого предпринимательства в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
) увеличение численности занятых в малом предпринимательстве на 40 — 55 тысяч человек, повышение доли занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике до 25 процентов;
) повышение уровня жизни граждан, работающих в сфере малого предпринимательства, и их социальной защищенности;
) увеличение доли доходов от деятельности субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области до 20 процентов;
) развитие отраслевой и технологической диверсификации малого предпринимательства;
) увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 25 — 30 процентов;
) повышение доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме промышленной продукции до 20 процентов;
) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе увеличение количества фондов поддержки малого предпринимательства до 38, а также создание условий для образования областного венчурного фонда и активизации инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, внедрения научных разработок в Производство, продвижения наукоемкой продукции на внутренний и внешний рынки, коммерциализации технологий;
) улучшение качества и увеличение объема услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства фондами поддержки малого предпринимательства.
Пункты 2, 4, 6, 8, а также проведенный анализ показателей развития малого и среднего предпринимательства дают автору право полагать, что политика, проводимая Правительством Свердловской области, нацелена на повышение конкурентоспособности области и в целом страны. Следовательно, сектор малого и среднего предпринимательства вполне можно считать одним из формирующих составляющих в создании и поддержании конкурентной среды.
Заключение
Таким образом, на основании проделанной работы и изученного материала, можно сказать, что малое предпринимательство во многом играет решающую роль в экономике государства. Мелкие и средние предприятия влияют на создание и поддержание конкурентной среды, обеспечивая экономический рост страны и развитие различных отраслей экономики.
В ходе работы автором были сформулированы выводы по каждой главе.
первая глава работы является теоретической, в ней предлагается обзор основных критериев отнесения предприятий к сектору малого и среднего бизнеса. Рассмотрев преимущества и недостатки малого предпринимательства, сформулированные учеными-теоретиками, становится понятно, что оно находится в стадии активного развития и является невероятно актуальным в настоящее время.
Во второй главе автор изучает понятие конкурентоспособности и пирамиду конкурентоспособности, делает вывод о взаимосвязи и влиянии малого и среднего предпринимательства на конкурентную среду.
третья глава полностью посвящена анализу появления и содержания законодательных документов, регулирующих деятельность малого предпринимательства (см. приложение Б) , а также положительной динамики изменения показателей экономического развития сектора.
На основании взаимосвязи всей выводов и глав можно сказать, что малому предпринимательству действительно уделяется огромное внимание правительственных органов. Это обусловлено способностью малого предпринимательства влиять на экономическую ситуацию внутри страны, а также на мировом рынке, заинтересованностью новых прогрессивных управленцев создавать конкурентоспособные предприятия и производить товары лучшего качества, удовлетворяя потребности покупателя.
По мнению автора, прогнозы развития малого и среднего предпринимательства могут быть самыми светлыми, так как эта отрасль является развивающейся и востребованной. Создается большое количество программ и законодательных актов, диктующих этапы помощи и развития данной сферы деятельности. Более того, в подтверждение радужным прогнозам можно привести анализ, проведенный в главе 3 данной работы.
Список использованной литературы
2.Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 10-ОЗ о развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.
.Постановление Правительства Свердловской области от 3 октября 2002 г. № 1262-ПП «О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 — 2020 годы» (с изменениями от 18 июля 2006 г.)
.Федеральный законроссийской Федерации»
.Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 192 с.: ил. — ISBN 5-279-02813-4
.Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. малое предпринимательство: Учебник. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 555 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-16-002427-1
.Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС, 2000. — 231 с. — ISBN 5-7218-0269-3
.Философова Т. Г. Менеджмент» (080500) , «Экномика» (080100) / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. 271 с. — ISBN 5-238-01085-0
.Управление малым бизнесом / А. В. Анищенко. — М.: Вершина, 2006. — 200 с.: ил. — ISBN 5-9626-0113-0.
.журнал «Наши деньги. Екатеринбург» № 7 июль 2007
.журнал «Новости малого бизнеса» № 43 (236) 24 октября 2003
.«эксперт Onlinе» / 17 апреля 2007 г. Малого бизнеса становится больше.
.«Эксперт Казахстан» № 2 (28) / 31 января 2005 г. Ерлен Жангельдин Мы создаем конкурентную среду.
.«эксперт Казахстан» № 11 (159) / 17 марта 2008 г. Айдын Бикебаев Как нам защитить конкуренцию.
.«Эксперт Урал» № 7 (20) / 9 апреля 2001 г. Дмитрий Толмачев Что искажает конкурентную среду.
16.www.chelfin.ru В. Пеньковская малое предпринимательство нуждается в поддержке
17.www.politlib.ru Н. А. Баранов Политические отношения и политический процесс в современной России.
Приложение А
показатели развития малого предпринимательства в Свердловской области в период с 01.10.2006 по 01.10.2007
российская ФедерацияУральский федеральный округСвердловская областьНаименование показателяна 1.10.2006на 1.10.2007Рост показателя, %на 1.10.2006на 1.10.2007Рост показателя, %на 1.10.2006на 1.10.2007Рост показателя, %Число МП, тысяч1031,51136,210,275,981,27,030,333,1139,3Ср.численность работников МП, тыс.чел.84809142,47,8571,4646,313,1234,1280,119,6Оборот МП, млрд.рублей8766,210987,506125,3652,7785862,902832,2377,2271468,63824,2Инвестиции в основной капитал МП, млн. рублей106703,815504545,38779,714958,870,43858,55097,732,1Ср.численность работников на 1 МП, чел.8,28,0-2,17,58,05,77,78,59,5Оборот на 1 МП, млн. рублей8,59,713,88,610,623,612,414,213,7Инвестиции на 1 МП, тыс.рублей103,4136,531,9115,7184,259,3127,3153,920,9Численность экономически активного населения, тысяч человек73432736930,4649765380,6236724172,1Количество МП на 1000 экономически активного населения14,015,49,811,712,46,312,813,77,0Средняя численность работников МП на 1000 экономически активного населения115,5124,17,487,998,912,498,9115,917,2
основные показатели деятельности малых предприятий (МП) в Уральском федеральном округе в 2007 году
Количество МП, единицСредняя численность работников МП, тыс.человекОборот МП, млн. рублейИнвестиции в основной капитал МП, млн.рублейУрФО81200710,51263507,521062,2Курганская обл.364934,622877,31507,1Свердловская обл.33113303,7653838,38019,8Тюменская обл.18537183,6265390,83720,4Челябинская обл.25901188,6321401,17814,9
представленные данные являются иллюстрацией лидирующих позиций в сфере малого предпринимательства Свердловской области по УрФО.
Приложение Б.
февраля 2008 года N 10-ОЗ
ЗАКОН
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СВЕРДЛОВСКОЙ области
Принят Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
января 2008 года
Одобрен Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
настоящий Закон регулирует отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.
Статья 2. Участие органов государственной власти Свердловской области в осуществлении государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства
Органы государственной власти Свердловской области в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, являющейся частью государственной социально-экономической политики и представляющей собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных федеральным законом.
Статья 3. полномочия высших органов государственной власти Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области
. Законодательное Собрание Свердловской области:
) осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) осуществляет другие полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области.
. Губернатор Свердловской области:
) организует исполнение законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) обеспечивает защиту прав граждан в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) осуществляет другие полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами российской Федерации и законами Свердловской области.
. Правительство Свердловской области:
) обеспечивает исполнение законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) осуществляет формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
) определяет порядок создания и деятельности совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области;
) вправе утверждать перечень государственного имущества Свердловской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
) вправе утверждать перечень видов ремесленной деятельности;
) осуществляет другие полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами российской Федерации, законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области.
Статья 4. полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области:
) участвует в реализации мероприятий федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
) содействует деятель некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
) осуществляет финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств областного бюджета;
) содействует развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
) осуществляет пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности за счет средств областного бюджета;
) осуществляет поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
) на основании поручений Правительства Свердловской области осуществляет сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
) проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области;
) участвует в формировании инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечении ее деятельности;
) ведет реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки;
) представляет бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную в связи с осуществлением административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
) разрабатывает по поручению Правительства Свердловской области перечень видов ремесленной деятельности;
) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами российской Федерации, законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области или Правительством Свердловской области.
Статья 5. Деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области
Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в соответствии с федеральным законом создают условия для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
) формируют и осуществляют муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
) осуществляют анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
) осуществляют формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
) содействуют деятель некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
) образуют координационные или совещательные органы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 6. Координационные и (или) совещательные органы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области
Правительством Свердловской области по поручению Губернатора Свердловской области, по предложению палат Законодательного Собрания Свердловской области или по собственной инициативе может быть создан совещательный орган в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области — совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, осуществляющий:
) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) выдвижение и поддержку инициатив, имеющих государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе областных государственных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
) выработку рекомендаций исполнительным органам государственной власти Свердловской области и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при определении приоритетов в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
) привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработку по данным вопросам рекомендаций.
порядок создания и деятельности совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области определяется нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области.
По предложению некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, или по собственной инициативе областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области вправе создать координационные и (или) совещательные органы в сфере развития малого и среднего предпринимательства. предложения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, о создании таких органов подлежат обязательному рассмотрению исполнительными органами государственной власти Свердловской области в порядке и сроки, установленные нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым Правительством Свердловской области.
Порядок создания и деятельности координационных и (или) совещательных органов в сфере развития малого и среднего предпринимательства определяется нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, принявшими решение о создании таких координационных и (или) совещательных органов.
Статья 7. Участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства и в экспертизе проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства
. Представители субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, участвуют в реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства и в экспертизе проектов нормативных правовых актов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе проектов областных государственных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
информация о реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, проекты нормативных правовых актов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе проекты областных государственных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, размещаются на официальном сайте Свердловской области в сети "Интернет".
. Представители субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с федеральным законом участвуют в экспертизе проектов нормативных правовых актов российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 8. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Свердловской области
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с федеральным законом включает в себя:
) финансовую поддержку;
) имущественную поддержку;
) информационную поддержку;
) консультационную поддержку;
) поддержку в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
) поддержку в сфере инноваций и промышленного производства;
) поддержку в сфере ремесленничества;
) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
В случаях, предусмотренных законодательством Свердловской области, субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, могут оказываться иные формы поддержки за счет средств областного бюджета.
Статья 9. Субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которым может оказываться поддержка органами государственной власти Свердловской области
. Субъектами малого и среднего предпринимательства, которым может оказываться поддержка органами государственной власти Свердловской области, являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, относящимся к числу субъектов инвестиционной деятельности, оказываются также меры государственной поддержки, предусмотренные законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся юридическими и физическими лицами, осуществляющими Производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, оказываются также меры государственной поддержки, предусмотренные законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим Производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
. Организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которым может оказываться поддержка органами государственной власти Свердловской области, являются коммерческие и некоммерческие организации, отнесенные в соответствии с федеральным законом к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с федеральным законом устанавливаются областными государственными целевыми программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 10. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с федеральным законом устанавливаются областными государственными целевыми программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 11. Отбор субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания им отдельных форм поддержки
Отдельные формы поддержки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области, оказываются субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам отбора, осуществляемого в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Информация о проведении отбора, указанного в части первой настоящей статьи, размещается на официальном сайте Свердловской области в сети "Интернет".
Статья 12. Областные государственные целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства
. Областные государственные целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются нормативными правовыми актами Свердловской области, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Областные государственные целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства принимаются на срок не менее трех лет.
. Содержание областных государственных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Статья 13. Реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки
. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с федеральным законом ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки.
. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами в соответствии с федеральным законом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, в соответствии с федеральным законом является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
. Областной законгосударственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области" ("Областная газета", 1997, 22 апреля, N 59) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 22 ноября 2004 года N 177-ОЗ ("Областная газета", 2004, 24 ноября, N 316-317), признать утратившим силу.
Губернатор
Свердловской области
Э.Э.РОССЕЛЬ
г. Екатеринбург
февраля 2008 года10-ОЗ