Учебная работа. Конфликт в Йемене
Конфликт в Йемене
Введение
йемен Арабский мир никогда не был стабильным с точки зрения безопасности, огромное количество вооружённых конфликтов пронизывают его историю. В настоящее время мы также можем наблюдать целый ряд столкновений на Ближнем Востоке. Это сирийская и ливийская гражданские войны, затянувшиеся вооружённые столкновения в Ираке, противостояния между светскими режимами и исламистскими группировками, в частности в Египте. Как отмечает М.А. Табар, аресты, террористические атаки, вооружённые разгоны митингов стали повседневным явлением на арабской улице.
Часть конфликтов слабо освещается в средствах массовой информации, в то время как другие ежедневно появляются в новостных сводках. Одним из таких политических кризисов является йеменская война, которая привлекает особое внимание, как политиков, так и обычных людей. Большое количество игроков из арабских и неарабских стран имеют свои интересы в этом вооружённом противостоянии Севера и Юга Йемена. Данное обстоятельство подчёркивает С. Парк, выделяя среди прочих политических сил Саудовскую Аравию и Иран, которые стремятся к получению доминирующей позиции.Определённая выгода от присутствия на юге Аравийского полуострова имеет и российская Федерация. В контексте разрешения сирийского кризиса контакты с предводителями движения хуситов создают для России дополнительные аргументы в переговорах с Саудовской Аравией, для которой спокойствие в Йемене и безопасность на обильных нефтью южных рубежах имеют исключительное Данная работа посвящена роли йеменских племён, кланов и религиозных групп в йеменской гражданской войне. Несмотря на глобализационные процессы и развитие общества, религиозно-племенной фактор сохраняет свою силу и в современном йеменском обществе. Он активно влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. Во многих регионах Йеменского государства шейхи племён выполняют многие государственные функции, тем самым вытесняя присутствие государства. В частности, Н. Давсари, изучая религиозно-племенную составляющую Йемена, пришел к выводу, что Йеменская Республика представляет собой «мягкое государственную власть.
Объектом данного исследования является огромный политический вес на Ближнем Востоке и в мире в целом.В близи от побережья Йемена в местности Баб эль-Мандабского пролива ежесуточно проходит множество танкеров, наполненных нефтью, а его портовая инфраструктура, порты Аден, Шарайан, Мукалла, Ходейда осуществляют дозаправку, разгрузку и загрузку. Предмет данной работы — религиозно-племенная составляющая йеменского конфликта, которая в значительной степени его обуславливает и определяет ход конфликта в Йемене. Из предмета и объекта работы вытекает цель — доказать, что Йеменская Республика будет разделена в силу усиливающихся конфессиональных и клановых противоречий. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Обозначить особенности объединения Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен;
) определить различия междусеверной и южной частями Йемена; 3) Проанализировать религиозно-племенную структуру власти, созданную до возникновения кризиса и поддерживающую единство Йемена; 4) Выявить изменения во властных кругах Йемена, связанные непосредственно с личностью нового президента АбдРабб Мансур ль-Хади;
) определить изменение регионального баланса политических сил в Южном и Северном Йемене;
) сделать заключение относительно возможных итогов йеменского кризиса;
гипотезой данного исследования является следующее предположение. несмотря на то, что коалиция под руководством Саудовской Аравии и политические силы, лояльные текущему президенту в изгнании АбдРабб Мансур Аль-Хади, прилагают большие усилия к тому, чтобы подавить вооружённое сопротивление на Севере и сохранить единство страны, государство распадётся на северную и южную части ввиду религиозно-племенного фактора. Теоретическую основу данной работы представляет теория неореализма. Южный и Северный Йемен рассматриваются как два самостоятельных государства, которые борются за силу и престиж. Их объединённое состояние являлось временным союзом в силу сложившихся на 22 мая 1990 года политических обстоятельств, а также необходимости борьбы с терроризмом, и оно не могло продолжаться длительный период времени.Впоследствии неизбежно всплывают глубинные и фундаментальные противоречия между родами и кланами Северного и Южного Йемена, которые мешают сохранению единства страны.Также присутствуют точно определённые оппозиционные группы международныхакторов, поддерживающих противоборствующие стороны в конфликте.С одной стороны блок стран возглавляет Саудовская Аравия, с другой — Иран. При этом любое изменение баланса сил затрагивает интересы сторон, имеющих интересы в йеменском конфликте.
1.Йемен в докризисный период
1.1Йеменские территории до образования единого государства
Современная Йеменская Республика занимает земли юга Аравийского полуострова. Данная территория в отличие от остальной части Аравии считается более пригодной для земледелия, это было замечено ещё древними римлянами при их попытках захватить эту землю. Они дали ей название «Счастливая Аравия».В горах часто выпадают обильные осадки, в то время как восток Йемена является засушливым, но обладает небольшими запасами углеводородов. Население в подавляющем большинстве представлено арабами, ключевой религией является ислам, приверженцы суннитской и шиитской деноминации занимают приблизительно одинаковое положение по своей численности.огромную роль в Йемене играет племенной фактор, принадлежность какого-либо человека к своему племени, что во многом предопределяет его дальнейшую жизнь и судьбу. «У каждого племени в Йемене есть своя территория, воинские обряды, племенные обычаи, традиционные союзники и враги», — отмечает младший сотрудник Института Востоковедения ран В.П. Кирпиченко.Экономика страны базируется в основном на иностранной помощи, незначительном экспорте нефти, кофе и солёной рыбы. Ввиду значительного роста населения в XX века, в стране обострилась проблема с обеспечением населения продовольствием и питьевой водой.
Вплоть до 22 мая 1990 года существовало две независимые республики: Йеменская Арабская Республика и Народная Демократическая Республика Йемен. Данные территории долгое время не обладали независимостью, но в тоже время слабо контролировались, как при владычестве Османской империи до 1916г., так и при великобритании. В отличие от Южного Йемена, который до 1967 года был подконтролен Англии, Северный Йемен стал независимым сравнительно рано, в 1918 году, а фактически независимость не терял совсем. Между образовавшимисяв обеих частях Йемена республиках в скором времени возникли территориальные разногласия и споры. Последовала череда вооружённых столкновений, два из которых: 1972 и 1979 года были наиболее крупными. В этой борьбе проявлялись амбиции политических элит обеих государств, дело доходило до того, что погибали даже главы государств, как это случилось с президентом Северного Йемена аль-Гашими в 1978 году. однако, несмотря на серьёзные противоречия между двумя странами, они пришли к объединению и созданию к 1990 году единого государства. Этому способствовал ряд причин, которые можно выделить отдельно для элит двух йеменских государств.
Южный Йемен к объединению подтолкнули следующие обстоятельства:
)Снижение объёма экономической и военной помощи из стран социалистического лагеря в связи с ослаблением потенциала СССР. после заключения в 1978 году договора о дружбе и сотрудничестве с советским Союзом Южный Йемен ещё сильнее расширил свои внешние связи с Союзом ССР. «На социалистические страны приходится около 15% внешней торговли НДРЙ и более 60% внешних займов и кредитов, полученных республикой», — отмечает А.С. Гуськов.Сокращение внешней помощи от Советского Союза также привело к тому, что в Южном Йемене от жестко детерминированного социализма отказались в пользу объединения с Северным Йеменом.
)потеря авторитета Йеменской Социалистической партией среди населения. Экономические проблемы, борьба внутри правящей политической организации, апогеем которой стали вооружённые столкновения в январе 1986 года, привели к тому, что сменивший бывшего главу государства Али Салем Аль-Бейд, чтобы сохранить государств Северного и Южного Йемена.«Единство» можнорассматривать и как средство сохранения политическогостатуса и стремление возобновить свою легитимность через проект йеменского единства и обеспечения статуса полноправного партнера по власти в государстве», — отмечает Мурад Мухаммад Ба Алави.Аль-Бейдпредполагал, что эта объединительная акция будет проходить на равноправной основе с сохранением за социалистами влияния на Юге.
В свою очередь Северный Йемен смотрел на ситуацию прагматично и видел в объединении определённые возможности и преимущества:
)Получение доступа к нефтяным месторождениям НДРЙ, которые и на настоящее время являются основными (Шабва, Аден, Хадрамаут). Уже по факту объединения именно нефть обеспечивала в Йемен приток иностранной валюты, обладание ими открывало путь к экономическому могуществу.
)Объединение с Южным Йеменом открывало перспективы играть более весомую роль в региональной и мировой политике, в первую очередь благодаря обладанию портом Аден и контролю Баб Эль-Мандебского пролива. Для Ас-Салеха это, в частности, давало возможность повлиять на политику Саудовской Аравии, а также привлечь иностранную финансовую помощь по примеру Египта.
1.2Различие между северным и южным Йеменом
Объединение Северного и Южного Йемена не отражало также и местной специфики этих государств. Страны на момент объединения имели большое количество контрастов, которые играли в пользу раздельного существования государств и мешали йеменскому единству.Среди прочих различий наибольшее влияние имеют следующие:
)Принадлежность населения к разным деноминациям ислама: жители Северного Йемена в основном исповедают ислам шиитского толка, в то время как в Южном Йемене абсолютное большинство населения составляют последователи суннизма. На религиозной почве в Йемене происходило множество столкновений, особенно после того, как в Северный Йемен стали проникать последователи ханбалитскогомазхаба, поддерживаемые властями.«Уже в 1980 — 1990-х гг. ваххабиты начали вытеснять зейдитов из их мечетей и строить собственные, подчеркнуто демонстрируя обрядовые различия между ними во время богослужений. Максимального накала напряженность между зейдитами и ваххабитами в провинции достигала в дни шиитского праздника Ид Гадир», — подчёркивает С.Н. Серебров. Данные противостояния в конечном итоге вылились в вооружённый конфликт в центре йеменского зейдизма, провинции Саада в 2004 году, который фактически не прекращался до полной дестабилизации обстановки в стране в январе 2015 года.
)Имеет место быть неравное распределение запасов углеводородов между двумя странами.Основные месторождения нефти сосредоточены в бывшей НДРЙ в провинциях Шабва, Аден, Хадрамаут.В то же время, продажа нефти — важная составляющая экономика Йеменской республики, которая по разным оценкам обеспечивает от 70 до 90 процентов экспортных поступлений.«основным источником доходов Йемена является нефть. Она дает 96% поступлений от экспорта. Ее изначально небольшие запасы истощаются», — отмечает д. экон.н., директор Центра ближневосточных исследований МГИМО, А.В. Федорченко. После объединения двух йеменских государств и подавления в 1994 году последовавшего вооружённого восстания представителей элиты бывшей НДРЙ, состоявшей из социалистов во главе с Али Салемом Аль-Бейдом, доходы от продажи нефти стали перераспределяться и поступать на развитие экономики и повышения уровня жизни в Северном Йемене. Как замечает А.В. Федорченко, бывший президент Северного Йемена Али АбдаллаСалехи его сторонники получили в своё распоряжение многие сегменты экономики Южного Йемена, такие как нефтяную инфраструктуру и нефтеперерабатывающие заводы, автомобильную связь и недвижимость.У населения южной части Йемена такие действия вызвали протестные настроения и во многом стали основой, на которой сформировалось движение южных сепаратистов «Хиракуджануби», которое выступает за отделение из состава единого йеменского государства.
)Различие в организации власти Северного и Южного Йемена. На территории бывшей Йеменской Арабской Республики заметную роль в управлении государством играют племена и племенные союзы, крупнейшими из которых являются Хашид,Бакиль и Мадхиж. Они выполняют функцию связующего звена между властью и населением, осуществляя административные функции и представляя членов племени в отношениях с властью. «В Йемене имеет место племенное деление, зачастую играющее большую роль в политической жизни страны, в первую очередь, на севере, в Верхнем Йемене», — замечает А.В. Федорченко. В свою очередь в Южном Йемене племенная структура имеет меньшее значение. Долгое время эта территория находилась под контролем Британской империи, а также прошла социалистический период своего существования, племенной фактор здесь практически потерял своё значение. Поясняя факт того, что оплотом южного движения сепаратистов стал Аден и Таииз (несмотря на то, что ранее он был частью ЙАР) Л. Исаев и А.Коротаевотмечают, что для этих городов, где наибольшую силу набрали либеральные идеи, были чужды, как и для всего Южного Йемена, племенные идеи Северного Йемена.
таким образом, Северный и Южный Йемен обладают целым отличительных особенностей, которые очень часто нельзя совместить в одном государстве. Это осложняло функционирование единого государства и не могло не вызвать дополнительных противоречий и трудностей во время политического кризиса во власти.
1.3Религиозно-племенной фактор во властной вертикали
Принимая во внимание, что разное видение целей йеменского объединения элитами бывших Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республикой Йемен, а также то, что эти государства имели заложенные внутри различия, которые не способствовали единству страны, тем не менее, объединённое обстоятельство во многом объясняется той системой сдержек и противовесов во власти, которую выстроил первый президент нового Йемена Али АбдаллаСалех, фактически подчинив Южный Йемен интересам Северного, а также лишив выходцев с южной части страны реальных полномочий.
Ас-Салех сохранил Йемен единым в течение своего президентского срока благодаря выстроенной и продуманной политике, содержание которой сводится к нескольким пунктам:
)Обеспечение доминирование шиитов во властных структурах йеменского государства. После объединения ЙАР и НДРЙ, представители Северного Йемена заняли наиболее важные для управления государством посты. «Главные требования южнойеменских сепаратистов сегодня — устранение дисбаланса в кадровых назначениях на руководящие посты» — обращает внимание доктор исторических наук, советник ректора дипломатической академии, О. Пересыпкин. Так, например, Али АбдаллаСалех, принадлежащий к племенному союзу Хашид, занимал должность президента объединённой йеменской республики 21 год с 1990 по 2011гг. другой пример представляет Абдулла бин Хусейн Аль-Ахмар, также выходец из Северного Йемена, который три раза был спикером Палаты Представителей Йемена.В военной сфере ключевые должности также были оккупированы выходцами с Севера. среди наиболее известных личностей в данном отношениисын президента Ахмад бин Али АбдаллаСалех возглавлял Республиканскую гвардию, его племянник Яхья Омар Ас-Салех, который руководил йеменскими силами специального назначения. А также единоутробный брат Али Мосхен Аль-Ахмар, командующий Северо-Западным военным округоми РашадМухаммад Алиими, глава МВД Йемена и заместитель премьер-министра по делам обороны.
)Исключение оппозиционных представителей Юга суннитов из властных органов государства. Данная линия стала осуществляться сразу после объединения при формировании единых государственных органов объединённого Йемена, однако открыто проводиться на официальном уровне начала после восстания южан с целью возвращения независимости в 1994 году, которое успешно подавил Али АбдаллаСалех. Профессор политических наук университета им. Трумена Джон Ишияма отмечает, чтопосле мятежа Аль-Бейда (1994) выдвиженцы Йеменской социалистической партии были вынуждены покинутькоалиционное правительство Йемена, а активы бывшей правящей в НДРЙ партии, включая здание её резиденции, были конфискованы.вторая политическая сила в стране была удалена с арены политической борьбы, а после возвращения ей легального статуса в 2000 году уже не пользовалось сталь мощным влиянием. К тому же, как подчёркивает В.П. Юрченко, на действующих и бывших членов Йеменской социалистической партии был наложен запрет на занятие должностей в государственном аппарате.
)Вовлечение в систему управления государством лояльных представителей Юга, которые практически все без исключения до занятия государственного поста становились членами Всеобщего народного конгресса, самой мощной политической силы в объединённом Йемене, зародившейся на севере Йемена и подконтрольная Али АбдаллеСалеху.В частности, это были АбдРабб Мансур Аль-Хади, находившийся во время президентства Ас-Салеха на посту вице-президентом Йеменской Демократической Республики («молчаливый вице-президент»), а также Али Муджавар, премьер-министр Йемена в 2007-2011гг, и Мухаммад Насер Ахмад Али, йеменский министр обороны с 2006 по 2014гг, являлись членами ВНК. Марине Пуарье замечает, что такая политика с одной стороны ослабляла Йеменскую социалистическую партию, а с другой, за счёт привлечения выходцев с южной части Йемена, легитимизировало режим Ас-Салеха и, благодаря доминированию выходцев из Северного Йемена, ставило принятых в партию южан в подчинённое положение.
)Президент Ас-Салех также уделял большое внимание лояльности шиитов зейдитского толка, проживающих в Северном Йемене, чьей политической целью является создание независимого теократического государства. Возглавлять это государство должен имам из семей «сейидов», которые считаются потомками основателя ислама Пророка Мухаммада. Али АбдаллеСалеху, будучи выходцем с северного племени Санхан, входящего в племенной союз Хашид, было относительно легко поддерживать контроль над шиитским населением и препятствовать усилению движения хуситов и росту его популярности. Хуситы в свою очередь привлекали к себе сторонников не под лозунгами йеменского единства, а пользуясь идеей защиты зейдизма от влияния суннитов и восстановления зейдитскогомутаваккилитского имамата, существовавшего с 1918 по 1962гг. Кандидат исторических наук, доцент Института стран Азии и Африки, Д.Р. Жантиев отмечает, что в 1990-е годы йеменские зейдиты стали свидетелями проникновения на свои земли суннизма в форме салафизма. более того, благодаря финансовым средствам и возможности предоставить молодёжи образование, проповедникам радикальных течений удалось найти себе сторонников и последователей из зейдитской среды.Религиозная экспансия сплотила шиитов против суннитов, которые олицетворяли южан, что придало идее о создании имамата новое звучание как необходимость сохранения и защиты веры. умело балансируя между племенами Северного Йемена, а также перенаправляя финансовые ресурсы южной части Йемена на развитие экономики севера, Али АбдаллаСалех сдерживал устремленияхуситов и рост их антиправительственной активности.Следует отметить также и то, что шиитов северной части Йемена от противостояния с властью и вступления в ряды хуситов сдерживал ещё и факт того, что в элите объединённого государства Йемен ключевые должности, и в частности пост президента республики, занимали не сунниты, а их единоверцы.
Принимая во внимание вышеперечисленное, следует заключить, что выверенная Политика осуществления Али АбдаллойСалехом государственной власти способствовало тому, что Йемен в период с 1990 по 2011 гг. оставался единым государством, несмотря на комплекс факторов, укрепляющих центробежные силы. таким образом, йеменское единство было достигнуто, однако при этом политические элиты бывших Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республикой Йемен видели разные цели достижения объединённого государства. Если генеральный секретарь Али Салем Аль-Бейд стремился за счёт этого сохранить и легитимизироватьсвою двух стран ради получения чётко обозначенных выгод. Это доступ к нефтяным месторождениям Южного Йемена, а такжеиспользование его геостратегического положения, в первую очередь ввиду Баб-Эль-Мандабского пролива и порта Аден.такая позиция Северного Йемена не предполагала удержание власти на юге за Йеменской социалистической партией и грозила конфликтами в скором будущемпосле объединения. К тому же, присутствовал целый ряд факторов, не способствующих существованию республик в одном государстве: разные религиозные деноминации ислама на севере и на юге страны, неравномерное распределение экономических ресурсов, непринятие племенной структуры управления государством в южной части Йемена.
2.Религиозно-племенная составляющая йеменской дестабилизации после ухода Али АбдаллыСалеха
2.1Ухудшение положения в Йемене после ухода Ас-Салеха
Режим Али АбдаллыСалеха в Йемене был несокрушимым довольно длительное время с 1990 по 2011 гг, он контролировал Йемен, не позволяя ситуации выйти из под контроля. однако волна «Арабской весны», начавшейся в Тунисе и Египте, добралась и до Йемена, на площадях крупных городов страны, таких как Сана, Аден, Таизз стали собираться демонстрации с требованием отставки действующих властей во главе с Ас-Салехом. лозунгов за возвращение суверенитета северной или южной частям Йемена практически не было, основными требованиями протестующих и демонстрантов были снижение цен на бензин, продовольственные продукты и борьба с коррупцией, осуществление реального реформирования политической системы страны и улучшения социально-экономического положение граждан Йемена в целом. Президенту удавалось удержать союз Хашид, на мощь которого опирался Али АбдаллаСалех, не пошел против действующего режима. Л. Исаев и А.Коротаев обращают внимание, что напряжённость в стране и ослабление президента Ас-Салеха достигло максимального значения, когда против него выступили Аль-Ахмары, возглавляющие племенное объединение Хашид.впоследствии Али Абдалла Ас-Салехподписывает в соседней Саудовской Аравии соглашение с оппозиционными ему политическими блоками, которое предусматривало передачу власти вице-президенту Йемена АбдРабб Мансур Аль-Хади, кандидатура которого устраивала противоборствующие стороны.В соответствии с документом, политическая фигура прошиитского президента и, соответственно, доминирование шиитов Йемене должны были навсегда остаться в прошлом.В 5-ом пункте второй части Мирной инициативы Совета сотрудничества мирных государств Персидского залива подчёркивается, что Ас-Салех отдает власть вице-президенту безвозвратно и отказывается от дальнейшей борьбы. Затем,в декабре 2011 года было сформировано коалиционное правительство, места в котором были поровну поделены между правящим Всеобщим народным конгрессом и представителями оппозиционных движений, а в феврале 2012 года проведены досрочные выборы президента страны, на которых победил АбдРабб Мансур Аль-Хади. Было положено начало разрушения салеховской системы, предполагавшей доминирование представителей севера Йемена во власти.В то же время дали о себе знать нерешённые проблемы объединения, с которыми долгое время справлялся Али АбдаллаСалех. На юге Йемена большими темпами набирала популярность идея о получении независимости в границах НДРЙ 1990 года. Ситуация оказалась ещё более угрожающей на севере Йемена.А.В. Федорченко отмечает, что после отстранения президента Ас-Салеха от власти и его отъезда в Саудовскую Аравию, конфликт с хуситами на севере разгорелся с новой силой. Весной 2012 года боевые действия велись уже не только на территории провинции Саада, сердца «зейдизма» в Йемене, но перенеслись также на другие административно-территориальные единицы йеменского государства, такие как Хадджа, Эль-Джауф и Амран.Для разрешения сложностей государственного устройства было принято решение созвать Конференцию национального диалога, которая начала свою работу в марте 2013 года, на ней были представлены практически все политические силы страны: Всеобщий национальный конгресс, насеристы, Йеменская социалистическая партия, представители хуситов, «Ислах» и другие. В центре переговоров встала проблема административного подчинения северной и южной частей Йемена, компромисса по которой найти не удалось. Она в конечном итоге была решена законом, который подписал президент Йемена АбдРабб Мансур Аль-Хадив феврале 2014 года. Страна была разделена на шесть частей, что не удовлетворяло ни йеменских хуситов, ни представителей Йеменской социалистической партии, которые добивались широких автономий. В дальнейшем ситуация приняла ещё более угрожающий оборот. Вооружённые формирование хуситов брали под свой контроль одну провинцию за другой, уничтожая администрации, лояльные президенту Аль-Хади. А.В. Федорченко отмечает, что хуситы в это время настолько усилились, что даже сожгли в Амране резиденцию Аль-Ахмаров, которые возглавляли племенной союз Хашид. В сентябре 2014 года в отставку подало коалиционное правительство Мухаммада СалемаБасиндвы, а к концу января 2015 года войска хуситов заняли столицу государства город Сану. Президент страны отказался от исполнения своих полномочий, но позднее, заручившись поддержкой губернаторов южных провинций, а также внешних сил, отозвал своё заявление обратно и стал бороться за власть.С 25 марта 2015 года на территорию Йемена для проведения операции «Буря решимости» вошли воздушные силы коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией с целью уничтожения хуситского мятежа и восстановления в должности президента Аль-Хади. Ввиду незначительного эффекта от воздушных бомбардировок в начале сентября 2015 года была начата и наземная операция арабских государств на севере Йемена.
Таким образом, устранение Али АбдаллыСалеха от власти в результате «Арабской весны» привело к тому, что вместе с его отставкой стала разрушаться и та система шиитского доминирования в стране, которую он создал. Южане вышли из-под контроля выходцев с северной части Йемена, и снова на повестке дня встали проблемы управления страной. На Конференции национального диалога представителем политических сил Йемена к согласию прийти не удалось. после завершения её работы отмечается ухудшение ситуации как на юге, так и на севере Йемена, где хуситы смогли укрепить свои позиции и захватить столицу Йемена Сану.
2.2факторы дестабилизации обстановки, непосредственно связанные с личностью Рабб Мансур Аль-Хади
новый политический режим, который формировали свергнувшие Ас-Салеха политические силы и АбдРабб Мансур Аль-Хади, победивший на безальтернативных выборах, не смог удержать Йемен под контролем во многом из-за личности и действий нового президента:
)Непринятие нового президента Йемена Аль-Хади со стороны Северного Йемена ввиду его близости и лояльности к Саудовской Аравии, которую жители северных регионов страны традиционно воспринимают в качестве враждебного государства. Соседнее государство Аль-Саудов последовательно и активно следило за ходом конфликта в близлежащем Йемене, ввиду его географической близости и стратегического расположения территории. «Йемен вместе с Эритреей и Джибути контролирует Баб-эль-Мандебский пролив — ключевую стратегическую «заслонку» между Африканским Рогом и Ближним Востоком, открывающую (или, если потребуется, закрывающую) проход танкерам, поставляющим ежедневно до 3,5 млн. баррелей нефти в США, Европу и Азию», — отмечает Дина Борисовна Малышева, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и мировой политики РАН. Принимая во внимание факт того, что нефтяные танкеры Саудовской Аравии интенсивно проходят через пролив Бабу Эль-Мандаб для поставок в Европу, эта данная страна заинтересована в стабильности и спокойствии в Йемене, а также лояльности его руководства. Кроме того, на территории провинций Асир, Наджран и Восточная (где сосредоточены большие запасы нефти) проживает большое число шиитов. Директор независимого Института Ближнего Востока, кандидат экономических наук, Евгений Янович Сатановский констатирует, что в саудовском государстве есть много проблемных для дома Аль-Саудов регионов, выделяя провинцию Наджран, населённую шиитами-исмаилитами, Асир с зейдитским населением, а также Восточную провинцию, где доля шиитов также велика. В этих частях саудовского королевства потенциально может разгореться конфликт, а шиитское население может перейти на сторону зейдитов Северного Йемена, представляемых хуситами. более того, данные территории ранее частично находились под йеменской юрисдикцией и долгое время считались спорными даже после саудовско-йеменской войны 1934 года. В частности, в 2005 году Саудовская Аравия даже потребовала от президента Йемена Али АбдаллыСалеха дополнительно зафиксировать окончательных отказ от этих территорий и признание их частью саудовского королевства.Принимая во внимание вышеизложенное, Саудовская Аравия с целью обеспечения стабильности и спокойствия в Йемене стремится договориться с руководством этой страны, а также поставить своих ставленников, которые будут направлять политику государства в нужном для саудовского дома ключе, не всегда совпадающем с национальными интересами йеменского государства.В рамках такой политики Королевство Саудовская Аравия фактически и привелаАбдРабб Мансур Аль-Хадинаряду с Аль-Ахмарами на пост президента Йемена, он в первую очередь устраивал саудовские верхи как лояльный к Эр-Рияду политический деятель. «Для нас было бы выгодно, чтобы Хади сложил с себя полномочия президента. Он полностью просаудовский политик, и его нахождение у власти не соответствует нашим интересам», — отметил кандидат политических наук, научный сотрудник института ран, старший преподаватель в департаменте политической науки НИУ ВШЭ, Леонид Маркович Исаев, комментируя российские интересы в обострившемся йеменском противостоянии.Учитывая данные обстоятельства в совокупности с тем, что Саудовская Аравия активно продвигала суннитскую идеологию на территории Северного Йемена, зейдитское население с большой подозрительностью относится к действиям просаудовски настроенного Аль-Хади и не оказывает ему поддержку. В то время как улучшение положения суннитов (возвращение им собственности на юге страны, восстановление и набор в вооружённые силы, занятие многих важных государственных постов) шииты зейдитского толка рассматривают как прямое влияние Саудовской Аравии на президента страны АбдРабб Мансура Аль-Хади. Данная точка зрения обстоятельно подкрепилась фактом того, что Аль-Хади, не пользующийся в настоящее время авторитетом в йеменском государстве, бежал из Йемена в Эр-Рияд, а затем вернулся и используется Саудовской Аравией как легитимный президент для организации и проведения интервенции с целью уничтожения нелояльных саудовскому государству политических групп.«давление саудовцев во многом заставило его отказаться от подписанного в январе 2015 г. отречения, де-факто перенести на какое-то время столицу в Аден, создать новое правительство и начать борьбу с «Ансар Аллах», — отмечают Л.М. Исаев и А.В.Коротаев.
таким образом, коллапс йеменского государства и его направленность на гражданскую войну были вызваны во многом самой личностью нового президента страны Аль-Хади, который является представителем юга Йеменской Арабской Демократической Республики и четко определил себя в качестве выразителя интересов южной части страны, а также ассоциируется спросаудовскими силами в Йемене.такой президентский курс не мог не вызвать оппозиционных настроений шиитского населения Северного Йемена, которые прошли эволюцию от мирного выражения своего протеста до неповиновения и вооружённых столкновений с властями.
2.3Дестабилизация, вызванная изменением в региональной структуре власти на севере и юге Йемена
после крушения вследствие «Арабской весны» прошиитского режима Али АбдаллыСалех и выдвижения на первые позиции Аль-Хади, в регионах Йемена произошла трансформация, популярность населения в обеих частях Йемена получили политические силы, отстаивающие раздельное существование бывших ЙАР и НДРЙ.
На севере Йемена за движение хуситов, активизировавшееся с 2004 года. С приходом к власти Аль-Хади баланс сил начал смещаться в сторону хуситов. Это объяснялось следующими причинами:
1)Отказ Аль-Ахмаров от назначения генерала Али Мосхена президентом.Ёще при президентстве Али АбдаллыСалехасоюз племён Северного Йемена, два его наиболее влиятельных клана Салехов и Аль-Ахмаров пришли к договорённости о передаче власти в арабской республике. Выбор пал на кандидатуру Али Мосхена, генерала йеменской армии, командира 1-ой дивизии бронетанковых войск, командующего северо-западным военным округом Йемена, являвшегося Ас-Салехом по матери и Аль-Ахмаров по отцу. Во время событий «Арабской весны» решающую роль в смещении Ас-Салеха с поста президента сыграла поддержка оппозиции племенным союзом Хашид, несмотря на то, что Али АбдаллаСалех являлся его членом. Дело в том, что Ас-Салех нарушил договорённости с родом Аль-Амар, ввиду того, что скончался Абдулла Аль-Ахмар, человек, с которым президент достиг соглашения. Тем самым Али Абдулла Салех более не считал себя связанным данными ранее обещаниями и стремился передать пост своему сыну Ахмаду Ас-Салеху. «Ситуация в корне изменилась после кончины шейха Абдаллы в 2007 г. Салех более не чувствовал себя обязанным делиться с его сыновьями и явно давал понять, что не намерен продолжать ту щедрую политику в отношении семейства аль-Ахмар, которая осуществлялась прежде», — обращают вниманиеЛ.М. Исаев и А.В. Коротаев.Данное обстоятельство наряду с тем, что между кланами ас-Салех и аль-Ахмар разразилась борьба за контроль над бизнесом в стране, послужило основной причиной того, что Али АбдаллаСалех начал терять поддержку внутри племенного союза Хашид.Авантюры Ас-Салеха сплотили племенную конфедерацию Хашид против президента, главы родов осудили дальнейшее нахождение Али АбдаллыСалеха у власти и способствовали его уходу с поста главы государства. Однако затем Аль-Ахмары устранились от официальной власти, и вместо ожидаемого Али Мосхена президентский пост занял саудовский ставленник АбдРабб Мансур Аль-Хади, что вызвало непонимание в среде северных племён. От Аль-Ахмаров стали отстраняться другие кланы внутри хашидов. В этих условиях заявления движения хуситов о продажности режима Аль-Хадии, соответственно, связанных с ним Аль-Ахмаров стали находить поддержку у племенного союза Северного Йемена.
2)Усиление внутреннего конфликта в племенныхконфедерациях Хашид. В первую очередь усиление противоречий было связано с упрочением позиций Аль-Ахмаров в бизнесе, политике, военной сфере за счёт представителей других племён Йемена, которое стало возможным благодаря поддержке рода президентом АбдРабб Мансур Аль-Хади. «Мансур Хади практически сразу позволил аль-Ахмарам «перетянуть одеяло на свою сторону». Они сосредоточили в своих руках все рычаги власти, игнорируя интересы остальных политических сил, будь то южане, таиззцы, северяне или представители салеховского окружения», — отмечают эксперты НИУ ВШЭ Л.М. Исаев и А.В. Коротаев.Огромное возмущение северян вызывали также и салафитские группы, которые поддерживались Аль-Ахмарами, которые сами, как и большинство населения Северного Йемена, исповедовали шиизм зейдитского толка. В.П. Кирпиченко обращает внимание на то, что представители партии «Ислах», которая является проводником салафизма в йеменской республике, с 2012 года стали назначаться на административные должности в северной части Йемена, что привело к вооружённым столкновениям их с зейдитами.фактически Аль-Ахмары использовали отстранение Али АбдаллыСалеха от власти в свою пользу, в то время как положение значительной части племён Северного Йемена ухудшилось. Зейдиты стали обвинять клан Аль-Ахмаров в предательстве интересов севера Йемена для продвижения своих собственных. Многие члены племенной конфедерации Хашид перешли на сторону хуситов, их ряды стали быстро пополняться, в то время как Садык Аль-Ахмар терял своих сторонников ввиду указанных выше причин, которые испортили последнему имидж.В частности, на репутационную сторону дела обращают внимание Л.М. Исаев и А.В.Коротаев: «Конфедерации Хашид оказалось более выгодным признать над собой власть Абдаль-Малика аль-Хуси, человека, не принадлежащего к племенной знати, однако обладающего значительной религиозной харизмой, чем Садыка аль-Ахмара или Али Салеха, связь с которыми несла бы с собой существенные репутационные издержки для племен».В конечном итоге после революции 21 сентября Аль-Ахмары бежали за границу, а контроль над ситуацией в северной части Йемена взяли хуситы.
3)Образование союза ранее враждебных политических сил Йемена: элиты бывшего президента Али АбдаллыСалеха и движения хуситов. после изгнания из страны Ас-Салеха, его сторонники стали объектом разнообразных нападок, начиная от бизнеса до занятия государственных постов. Так, например, Ахмад Ас-Салех не только потерял бизнес, но и был снят со всех постов в армии. На севере Йемена сторонников Али АбдаллыСалеха на административных должностяхзаменяли салафитами.Элита салеховского периода не смогла интегрироваться и найти себя в новых условиях и фактически была вынуждена примкнуть к хуситам, значительно их усилив.
4)Возрождение идеи о восстановлении зейдитскогомутаваккилитского имамата на территории Северного Йемена. В контексте экспансии салафитского течения ислама, поддерживаемого режимом АбдРабб Мансур Аль-Хади, на северные регионы йеменской республики, а также устранения представителей шиитов с ключевых позиций государства Йемен, большая часть населения севера страны стала смотреть на йеменское единство как на угрозу своей идентичности. К тому же перешёл на сторону хуситов и бывший сторонник центральной власти, харизматичный лидер Али АбдаллаСалех, который в союзе с Абдаллой бин Хусейном Аль-Ахмаром удерживал шиитское население от поддержки ополчения Ансарулла. В связи с этими обстоятельствами зейдитская Элита, уцелевшая ещё со времён революции и установления республики в ЙАР в 1962 году, вновь вынесла на повестку дня идею о создании теократического государства на севере страны, которая нашла широкую поддержку. Более того, следует отметить и факт того, что лидер движения хуситовАбдельмалика аль-Хуси является сеиидом и в соответствии с зейдитскими порядками имеет право возглавить имамат.
На юге Йемена после ухода Ас-Салеха и его модели управления также стали набирать силу и популярность сепаратистское движение южных территорий Йемена «Хирак». Это обуславливается следующими факторами:
)Общая дестабилизация обстановки в стране. При Ас-Салехе Южное движение за восстановление независимости южной части страны находилось под чётким контролем центральной власти, их политическая активность и выступления подавлялись. «после образования в 2007 г. Мирного движения Юга в этой части страны регулярно проходили массовые манифестации с требованиями восстановления независимости Юга. подавление этих выступлений силами безопасности происходило с большим количеством жертв среди мирного населения».В 2011 году на некоторое время внимание страны было приковано к событиям «Арабской весны» в столице, а затем к возросшим по своему масштабу военным действиям движения хуситов на севере Йемена.В этот период южные сепаратисты получили фактически свободу действий в южной части йеменской республике и значительно укрепились. Кроме того, после бегства из страны президента Аль-Хади 25 марта 2016 года создалось положение, когда хуситы формально захватили стал управлять Йеменом.Южное сепаратистское движение не приняло подвластными территориями.
)Неспособность режима Аль-Хади обеспечить безопасность в Южном Йемене. Ранее амбиции южного движения «Хирак»не находили массовой поддержки населения юга Йемена ввиду того, что в южной части Йемена присутствует значительная угроза организации «Аль-Каида на Аравийском полуострове», а режим Али АбдаллыСалехауспешно справлялся с её террористической активностьюи обеспечивал безопасность для жителей юга страны. Однако после ухода Ас-Салеха, реформирования йеменских вооружённых сил, а также отвлечения йеменских войск на север государства на борьбу с хуситами, филиал Аль-Каиды на Аравийском полуостровезначительно вырос и стал представлять угрозу для государства как такового. «Одним из ярких примеров является захват в январе 2012 г. города Радда в провинции Байда. Этот город расположен рядом с шоссе, связывающим Сану с восемью южными провинциями», — подчёркивает географическое влияние АКАП кандидат политических наук Д.А. Нечитайло.В это время население южных провинций Йемена уже перестало видеть в центральном руководстве Йемена в лице президента Аль-Хади свою защиту, а местные центробежные силы получили дополнительную поддержку. более того, в Йемене стало распространяться мнение о том, что президент Аль-Хади, просаудовский ставленник, сотрудничает с Аль-Каидой на Аравийском полуострове, которая является креатурой Саудовской Аравиив Йемене. Даннуюпозицию среди российских экспертов по региону Ближнего Востока поддерживает Л.М. Исаев: «При этом связь Хади и АКАП отнюдь не надуманна. После того, как Мансуру Хади не удалось склонить в свою пользу лидеров провинций Таиз и Ибб в начале марта 2015 г., экс-президент обратился за помощью к шейхам провинции Абьян, игравшей на протяжении последних лет роль оплота АКАП».Также схожую риторику по обвинению Аль-Хади в пособничестве терроризму на юге использует лидер южного сепаратистского движения Али Салем Аль-Бейд.
)Провал Конференции национального диалога и отказ Аль-Хадиот предоставления югу страны в рамках бывшей Народной Демократической Республики Йемен. В период работы данной площадки политических сил страны представители движения «Хирак» выдвинуло это требование в качестве условия возобновления нормальной политической жизни. Главный научный сотрудник ИМЭМО ран Георгий Ильич Мирский считает эту идею вполне приемлемой для сохранения единства: «Если дать людям права, автономию, то они успокоятся. К тому же во главе каждой автономии можно поставить лояльных людей».При этом во время Национальной конференции имела место подмена представителей политических сил, когда часть южан отказалась участвовать в конференции. В частности, такое наблюдалось и с хуситами, когда после их отказа участвовать в итоговом принятии решений конференции. Аль-Хади заявил, что их мнение по большинству вопросов не расходится с официальной позицией.после неудачного опыта договориться с властями движение «Хирак» взяло курс на неподчинение режиму АбдРабб Мансур Аль-Хади и достижение независимости южной части страны в границах бывшей НДРЙ.
Исходя из обозначенного выше, следует заключить, что после крахапрошиитского режима Али АбдаллыСалеха в Йеменской Арабской Демократической Республике в государстве усилились центробежные силы, выступающие за раздел страны на северную и южную части. В Северном Йемене это произошло во многом по причине утраты аль-Амарами своего авторитета в племенной конфедерации Хашид, что в конечном итоге закончилось оттоком людских ресурсов к хуситам и бегством клана Аль-Ахмар заграницу, а также ввиду создания коалиции Ас-Салех — движение хуситов и популяризации идеи о воссоздании зейдитскогомутаваккилитского имамата. На юге страны движение «Хирак» воспользовалось общей дестабилизацией обстановки в йеменском государстве, провалом Конференции национального диалога, а также неспособностью режима Аль-Хади защитить население южных провинций от террористической угрозы, формируемой «Аль-Каидой на Аравийском полуострове».
таким образом, события «Арабской весны» привели к слому режима Али АбдаллыСалеха и его системы управления страной, а также той религиозно-племенной конструкции, на которой держалось дня были вынесены вопросы о государственном устройстве и доработке йеменского законодательства в пользу южных регионов. однако на собравшейся Конференции национального диалога прийти к консенсусу в решении этих проблем не удалось. Обстановка как на юге, так и на севере Йемена стала быстро ухудшаться. Это было связано как с главой государства, так и с трансформациями властных отношений в северной и южной частях йеменской республики. Северяне не приняли в качестве президента выходца с юга, суннита, который четко идентифицировал себя как проводника южных интересов, пойдя на уступки южной элите и заменив на ключевых государственных постах шиитовна суннитов и верных себе людей из клана Аль-Ахмар. более того, фигура Аль-Хади как Политика была связана с Садовской Аравией, которая традиционно воспринимается враждебной страной на шиитском севере Йемена.На севере йеменской республике длительное противостояние закончилось в пользу движения хуситов, предопределённое усилением внутреннего конфликта в племенной конфедерации Хашид и переходом её людей на сторону Ансарулла, как вследствие их отказа от президентства Али Мосхена, так и ввиду их начавшегося беспрецедентного усилия в стране за счёт других племён. большое влияние на обстановку на севере Йемена также оказало формирование союза между сторонниками экс-президента Али АбдаллыСалехаи движением хуситов, а также популяризация идеи о восстановлении независимого теократического государства мутаваккилитскогозейдитского имамата.В то же время, в контексте общей дестабилизации, провала Конференции национального диалога и неспособности режима Аль-Хади справиться с Аль-Каидой на Аравийском полуострове, на юге страны огромное влияние получило южное сепаратистское движение «Аль-Хираку Ль-джанубий». Объединившаяся сравнительно недавно Йеменская Арабская Демократическая Республика взяла курс на распад страны на две составные части: бывшие ЙАР и НДРЙ.
3.Сценарии разрешения йеменского кризиса
3.1Победа Коалиционных сил и установление саудовского влияния на всей территории Йемена
После очередного витка дестабилизации в январе 2015 года хуситы заняли резиденцию президента АбдРабб Мансур Аль-Хади и посадили его под домашний арест. Было заявлено о прекращении полномочийпрезидента и правительства, а хуситами создали свои органы власти. Аль-Хади, оставшись без поддержки, бежал из страны. Однако в скором времени он вернулся в страну, получив поддержку от внешних сил в лице Саудовской Аравии. «Военная операция — это попытка удержать рост влияния Ирана в арабском мире и сохранить президентское кресло нынешнему просаудовскому лидеру», — отмечает Ю.Ю.Скуратова.В марте 2015 Саудовская Аравия начала кампанию по уничтожению хуситов и восстановлению власти Аль-Хади под кодовым названием «Буря решимости», а в сентябре 2015, принимая во внимание неэффективность предыдущих военных мероприятий, и наземную операцию.однако до сих пор ситуация остаётся далекой от разрешения в пользу какой-либо из сторон. Одним извозможных сценариев развития ситуации остаётся победа саудовской коалиции и уничтожение большей части боевого крыла хуситов «Ансарулла», возвращение их в горы провинции Саада. Данное разрешение йеменского кризиса представляется наименее вероятным, и оно не исчерпает йеменский кризис в силу следующих обстоятельств:
)Возвратив Ал-Хади к власти и ослабив хуситов, саудовское двух главах данной работы. Текущая ситуация в Йемене перейдёт в состояние вяло идущего конфликта по всей стране и образование большой зоны нестабильности.В этом случае для сохранения спокойствия в этой соседней стране дому Аль-Саудов придётся на постоянной основе содержать контингент войск арабской коалиции, что создаст Саудовской Аравии дополнительные бюджетные расходы в контексте низких цен на нефть, а также имиджевые трудности. В частности, с обвинениями арабской коалиции в целевом убийстве гражданских лиц выступила ООН в лице верховного комиссариата по правам человека ЗейдаРаада аль Хусейна.
2)Наличие у хуситов реальной поддержкиместного населения Северного Йемена. С момента начала сухопутной операции против повстанцев-хуситов в рамках «Возвращение надежды» четко обозначились симпатии ряда областей жителей Йемена. Вооружённые формирования, поддерживающие Хади, без затруднений заняли территорию бывшего Южного Йемена, в то же время выбить хуситов из северной части страны, несмотря на ряд предпринимаемых масштабных наступлений, они оказались не в состоянии. Конфликт затянулся. Данный факт говорит о том, что повстанцы пользуются поддержкой населения.
таким образом, в текущих условиях протекания йеменского кризиса победа арабских коалиционных сил под руководством Саудовской Аравии не способна восстановить стабильность в Йемене и добиться окончания конфликта между политическими сторонами. Это связано прежде всего с тем, что даже выиграв тактически при помощи более современного вооружения и экипировки, просаудовские силы проиграют стратегически, не разрешив религиозно-племенных противоречий в йеменском обществе, которые и послужили основной причиной вооружённого конфликта и общей дестабилизации в стране. кроме того, значительные людские ресурсы Йемена, вооружённость и вмешательство внешних сил являются залогом длительного противостояния. Данные обстоятельства подводят дальнейшееразвитие ситуации в пользу сценария раздела государства.
3.2Установление статуса кво и образование независимого Северного Йемена
Принимая во внимание факторы, указанные в предыдущем параграфе, установление просаудовского влияния на всей территории йеменской республики не будет играть плодотворную роль в окончательном разрешении йеменского кризиса, а только усугубит конфликт, сделает его затяжным. В тоже время в Йемене сложились обстоятельства и условия, необходимые для распада страны на составные части: бывшие ЙАР и НДРЙ. При этом следует учитывать, что Йемен с начала 2015 года фактически не существует в качестве единого государства: Северный Йемен (практически в границах бывшей Йеменской Арабской Республики) находится под контролем религиозного движения хуситов, а в Южном Йемене частично власть держит в руках Южное сепаратистское движение «Хирак» и «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Для относительно полного разрешения конфликта необходимораспутать сложный клубок обострившихся после слома системы Ас-Салеха противоречий, существующих между населением юга и севера государства в религиозной, племенной, экономической сферах.Это представляется маловозможным без разделения страны на две части и возвращение политической карты йеменского государства к маю 1990 года. Схожую позицию занимает и эксперт НИУ ВШЭ Л.М. Исаев: «Это было бы полезно в плане стабилизации экономической и политической ситуации в стране. Да и правильно с исторической точки зрения — до 1990 года Йемен как единое государство никогда не существовал, и, как показала история этих 25 лет, существовать спокойно не может».
При данном сценарии Северный и Южный Йемен после получения формальной или фактической независимости будут иметь внешние силы в качестве своих покровителей. Территория Южного Йемена с большой вероятностью окажется под влиянием Саудовской Аравии, которая стремится обеспечить безопасность хотя бы на части своей южной границы, а также иметь относительно спокойный и безопасный выход в пролив Бабу Эль-Мандаб и возможность стабильного пользования инфраструктурой йеменского побережья. Со сторонынезависимого Южного Йемена это обуславливается, прежде всего,необходимостью внешней помощи в борьбе с террористической опасности в лице Аль-Каиды на Аравийском полуострове, а также потребностью во внешней помощи, которая в той или иной форме поступает из Саудовской Аравии. В частности в 2012 году королевство дома Аль-Сауд выделило на поддержание экономики Йемена 3,25 млрд долларов.К тому же Саудовскую Аравию и южную часть Йемена отличают религиозная однородность, в обоих территориальных объединениях доминирующей религией является суннизм. Как отмечает эксперт МГИМО А.Ф. Федорченко, саудовское королевство уже начинает настраивать южнойеменское население на свою строну, привлекая также и за счёт экономических преимуществ.В частности, был введён безвизовый режим для провинции Хадрамаут.Следует отметить, что при разделе Йемена коалиция арабских государств может попробовать удержать под своим контролем и присоединить к Южному Йемену провинцию Таииз, которая являлась территорией Северного Йемена. Это позволило бы Саудовской Аравии получить относительно спокойный проход через пролив Бабу Эль-Мандаб и гарантировать передвижение своих танкеров в Европу. К тому же данная территория, будучи в составе ЙАР,отличалась наименьшей лояльностью властям Саны.
С элитой нынешнего Северного Йемена Саудовской Аравии будет договориться куда сложнее. По всей видимости, королевство Саудовская Аравия ещё до осложнения ситуации предпринимала попытки наладить отношения с представителями политических сил севера Йемена путём денежных вливаний, как оно делало это при Али АбдаллеСалехе. однако после того как власть взяли в рукитрадиционные противники КСА хуситы,и свергнутыйранее домом Аль-Саудовглава значительной политической партии Всеобщего Национального Конгресса Ас-Салех, такой вариант сохранения спокойствия и стабильности стал труднореализуем. К тому же, такие договорённости являются труднодостижимыми и потому, что Северным Йеменом заинтересовалисьи другие внешние силы, начиная от Ирана и заканчивая Россией, которая стремится использовать положение на севере Йемена, чтобы сделать Саудовскую Аравию более сговорчивой в переговорном процессе по урегулированию сирийского кризиса и ситуации в арабском мире в целом.Иран же использует Йеменкак инструмент в борьбе с КСА за Лидерство на Ближнем Востоке. Как отмечает Абдулла Абдель Амир, эксперт иракского исследовательского центра «Независимый центр анализа данных и планирования», Исламская Республика Иран и Саудовская Аравия заключили в арену своего противостояния практически весь Ближний Восток, в особенности Йемен, Сирию и Ирак.Будучи достаточно далеким по своему течению от йеменского шиизма шиитский Ислам в Иране будет покровительствовать шиитам-зейдитам ввиду получения политических выгод от давления на Саудовскую Аравию, для которой, как указывалось в предыдущих главах, йеменская территория имеет исключительное Право на независимость и имея слабую экономику и быстрорастущее население, будет иметь значительную долю в бюджете государства за счёт внешней помощи от антисаудовских сил, что придаст ему характер жизнеспособного государства.В свою очередь в периоды обострения саудовско-иранских противоречий, йеменский фактор будет периодически разыгрываться, а установление спокойствия на саудовско-йеменской границе будетопределяться договорённостями Эр-Рияда и Тегерана. Ввиду этого после разделения государств возможна кратковременная эскалация вооружённого конфликта на южной границе КСА. Со своей стороны Саудовская Аравия приложит усилия к снижению подверженности и уязвимости королевства от ухудшения ситуации в соседней йеменской республике.В качестве первоочередных шагов будут увеличены расходы на оборону страны, а также произойдёт укрепление границы на юге государства. Кроме того, начнёт осуществляться расширение портов на западном побережье королевства Саудовская Аравия, таких как Джидда и Янба Аль-Бахр, с целью сокращения количества перевозок нефти через пролив Бабу Эль-Мандаб и осуществления их напрямую через Суэцкий канал.
таким образом, после получения политической самостоятельности руководство двух независимых йеменских государств,ввиду слабой экономической базы, а также традиционной ориентации на получение внешней помощи, окажется под сильным влиянием внешних сил. С одной стороны Южный Йемен с перспективой присоединения провинции Таииз под контролем Саудовской Аравии, а с другой Северный Йемен, тесно связанный с антисаудовскими силами, в первую очередь с Ираном. Данная трансформация вызовет краткосрочное изменение в саудовско-иранском противостоянии в пользу Исламской Республики Иран. В свою очередь королевство Саудовская Аравия примет необходимые мероприятия для минимизации влияния йеменского фактора на внутреннюю и внешнюю политику королевства.
Принимая во внимание вышеперечисленное, следует заключить, что победа арабской коалиции под эгидой Саудовской Аравии не разрешит йеменский конфликт, а сделает его затяжным в силу ряда факторов. В первую очередь такое развитие событий, направленное на реанимацию режима АбдРабб Мансур Аль-Хадине разрешит существующих религиозно-племенных противоречий в йеменском обществе. кроме того, поддержка населения севера Йемена и значительные людские ресурсы, а также вовлечение в конфликт внешних сил являются гарантом большой устойчивости хуситови их высокой сопротивляемости. В тоже время вторым, наиболее конструктивным разрешением конфликта является политическая дезинтеграция страны и возвращение границ к 1990 году.При этом образованные йеменские государства попадут под протекторат внешних сил и не смогут проводить самостоятельную внешнюю политику. Южный Йемен станет просаудовским, а Северный Йемен окончательно выйдет из-под контроля и будет использоваться в качестве инструмента воздействия на Королевство Саудовская Аравия для антисаудовских сил и в первую очередь Ирана, соперничающего с Аль-Саудамиза региональное Лидерство. Йеменский фактор вызовет трансформацию ирано-саудовских отношений в пользу Тегерана и заставит саудовское королевство пойти на уступки. однако в скором времени Саудовская Аравия минимизирует для себя йеменскую угрозу.
Заключение
Таким образом, йеменское единство было обусловлено не наличием необходимых для интеграции факторов, а политическими амбициями лидеров этих государств. При этом цели объединения у элит Йеменской Арабской республики и Народной Демократической Республики Йемен не совпадали, а являлись взаимоисключающими.Если руководитель Южного Йемена Али Салем Аль-Бейд планировал за счёт интеграции в единое пошел на слияние для увеличения своей геополитической роли и подчинения экономических ресурсов юга, что не предполагало сохранения влияния правящих в НДРЙ политических кругов.
более того, два йеменских государства являлись очень разными и не похожими друг на друга странами. Это касается как религиозного разделения практически по территориальным границам: сунниты на юге, а шииты на севере, так и наличия природных ресурсов, основная часть которых сосредоточена в южных землях. Кроме того, южные и северные йеменские арабы имеют также различные представления о социальной организации. На севере Йемена наиболее распространён племенной строй, а влияние племён оказывает сильное воздействие на отношения с государством, в то время как на юге Йемена большее развитие получили государственные институты.
Ввиду приведённых факторов по факту объединения получилось государство, где под одним правовым полем и руководством оказались несовместимые друг с другом страны. Это с самого начала породило многочисленные проблемы во взаимоотношенияхсеверной и южной частях объединённого йеменского государства. Решены данные затруднения были военным путем, когда Али АбдаллаСалех, первый президент Йемена, подавил вооружённое восстание южан под предводительством Али Салема Аль-Бейда в 1994 году и реализовал свои планы относительно подчинения интересам Северного Йемена экономических ресурсов юга. Ас-Салех для закрепления доминирования выходцев с севера Йемена создал прошиитскую систему управления страной, которая смогла поддерживать стабильность и спокойствие в Йемене более 20 лет. Однако события «Арабской весны» и отстранение Али АбдаллыСалеха от власти привели к тому, что прошиитская система пала, существующие со времени объединения страны и гражданской войны в 1994 году противоречия снова вышли на повестку дня. Начался передел властных и имущественных отношений по всей стране.
При этом новое руководство страны своими действиями только способствовало обострению ситуации в объединённом Йемене. после ухода Ас-Салеха северяне не приняли новый режим АбдРаббСансур Аль-Хади ввиду его принадлежности к суннитской элите страны, южному происхождению, а также тем уступкам населению южной части Йемена, которые он осуществил в первые годы своего нахождения у власти.Ассоциация нового президента с просаудовскими силами в Йемене также играла не в пользу хороших отношений режима Аль-Хади с северянами. В тоже время после свержения Али АбдаллыСалеха определённая трансформация произошла и в регионах Йемена, где популярность населения получили центробежные силы. сильнейшими и наиболее влиятельными из них являются Южная Социалистическая партия Йемена и связанное с ней сепаратистское движение юга страны «Хиракджанубий» в южной части страны. В тоже время, доминирующей политической силой в северных районах государства Йемен стало движение хуситов, с их боевых крылом, ополчением «Ансарулла».Как на севере, так и на юге страны это было обусловлено рядом факторов, произошедших в контексте существующих фундаментальных противоречий. В Северном Йемене своё влияние начал терять клан Аль-Ахмар, возглавлявший в период правления Ас-Салеха племенную конфедерацию Хашид. Ввиду того, что после революции 2011 года Аль-Ахмары значительно усилились и упрочили своё положение за счёт других племён северной части страны. Кроме того, фактически использовав возможности племенного союза Хашид они и привели к власти Аль-Хади вместо желаемого племенами Али Мосхена. более того, Аль-Ахмары стали проводниками распространения салафитской идеологии в северных провинциях. Всё это стало причиной того, что большое число племён и отдельных людей внутри племенной конфедерации Хашид стали отказывать в поддержке Садыку Аль-Ахмару и переходить на сторону хуситов, под лозунги защиты зейдизма. идея о восстановлении независимого зейдитскогомутаваккилитского имамата, существовавшего до революции 1962 года.Дополнительную подпитку хуситы получили и от коалиции со старой элитой Ас-Салеха, что определило их окончательный перевес в противостоянии с кланом Аль-Ахмар. На юге Йемена южное сепаратистское движение «Хирак» получило популярность и поддержку населенияв качестве альтернативной центру силу ввиду общей дестабилизации обстановки, в том числе неспособности режима АбдРабб Мансура Аль-Хади нивелировать террористическую угрозу «Аль-каиды на Аравийском полуострове»,провала Конференции национального диалога и нежелания южан подчиняться хуситам в Сане.Страна с сентября 2014 года начала движение по направлению к распаду.
Следует заключить, что фактически, чтобы удержать йеменское единство необходимо иметь сильный север или юг страны, который смог бы подчинить военным путём остальную часть Йемена, однако без вмешательства внешних сил такого соотношения сил не будет достигнуто. В то же время, в сложившейся вокруг Йеменской Арабской Демократической Республики сложилась такая ситуация, что вмешательство внешних акторов международных отношений в лице Ирана и Саудовской Аравии только способствует распаду страны. На йеменский кризис накладывается ещё и ирано-саудовское соперничество за Лидерство в регионе Ближнего Востока, апретенденты на региональное Лидерство поддерживают противоположные стороны йеменского конфликта. кроме того, хуситы достаточно сильно укрепились на севере страны и располагают большими людскими ресурсами и вооружением, их поддерживает зейдитское население, составляющее большинство на севере Йемена.Это является залогом затяжного кризиса даже при возможной тактическойпобеде коалиции арабских государств под эгидой Саудовской Аравии, что не разрешит фундаментальных противоречий в йеменском обществе. Таким образом, распадйеменской республики на две составные части представляется неотвратимым ходом дальнейшего развития ситуации в Йемене.
Возникшие формально и/или фактически независимые йеменские государства окажутся под влиянием Ирана (Северный Йемен) с одной стороны, и Саудовской Аравии (Южный Йемен) — с другой.При этом в отличие от южных, северные районы Йеменабудут использоваться для воздействия на Королевство Саудовская Аравияантисаудовскими силами. Это вызовет краткосрочный сдвиг равновесия в саудовско-иранских отношениях в пользу Исламской Республики Иран, однако Саудовская Аравия в скором времени сможет минимизировать йеменский фактор.
список используемой литературы
1.Ба Алави М.М. После йеменской революции: разделение страны или федеративное государство//Вестник Днепропетровского университета. — Том 22, выпуск 24 (2), 2014 — с. 138
.Ба Алави М.М. Южное движение и призыв к независимости от Северного Йемена//Евразийский союз Учёных. №11, 2015 — с. 81-84
3.Глава политбюро «Ансар Алла»: мы проявили скромность, поразившую мир —
.Гуськов А.С. Демократический Йемен: Прогрессивная эволюция революционной демократии//вопросы истории, — 1981г. — с. 51-62
5.Жантиев Д.Р. «Хуситское» движение в Йемене: «генезис» и современное состояние//Вестник Московского университета — 2009, №4 — с. 59-71
.Кирпиченко В.П. Политический кризис в Йемене: социально-экономический, религиозный и племенной факторы//Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. №8, 2014 — с. 341-348
.Кирпиченко В.П. Йемен: факторы политической нестабильности//Азия и Африка сегодня.№3, 2013 — с.57-61
.Малышева Д.Б. Йемен как новая горячая точка//Север-Юг-Россия, 2010 — с. 108-112