Учебная работа. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Контрольная работа по дисциплине «Международные конвенции и соглашения по торговле»
на тему: «Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)»
Выполнил:
студент группы 22ТС-301
Е.А. Журавлева
Проверил:
Павленко А.В.
Челябинск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ создания И ОСНОВНОЙ СОСТАВ КОМИССИИ ООН ПО ПРАВУ международной ТОРГОВЛИ
.1 История создания ЮНСИТРАЛ
.2 Членский состав Комиссии ООН по праву международной торговли
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМИСИИ ООН ПО ПРАВУ международной ТОРГОВЛИ
.1 Организация и методы работы ЮНСИТРАЛ
.2 деятельность ЮНСИТРАЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена с целью сокращения и устранения расхождений, возникающих в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли.
Торговля — это ускорение темпов роста, повышение уровня жизни и создание новых возможностей через коммерческую активность. С тем чтобы способствовать расширению этих возможностей в мировом масштабе, ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. К их числу относятся следующие:
всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила;
правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение;
обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права;
техническая помощь в осуществлении проектов правовой реформы;
региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что ЮНСИТРАЛ — основной юридический орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. Юридический орган с универсальным членским составом, уже в течение более 40 лет специализирующийся в проведении реформ в области коммерческого права во всем мире.
Объект исследования в контрольной работе — Комиссия ООН по праву международной торговли.
Предмет исследования в контрольной работе — организация деятель и основные характеристики Комиссии ООН по праву международной торговли.
Цель работы — изучить деятельность и регламент Комиссии ООН по праву международной торговли.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие основные задачи:
изучить историю создания ЮНСИТРАЛ;
рассмотреть членский состав Комиссии ООН по праву международной торговли;
определить организацию и методы работы ЮНСИТРАЛ;
рассмотреть деятельность ЮНСИТРАЛ.
Характер изучаемого материала, цель и задачи контрольной работы потребовали от ее автора применения ряда исследовательских методов. Сюда входят общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция. В работе представлены сравнительный метод, а также метод системного анализа.
Контрольная работа расположена на 19 листах, включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключения, списка литературы. список литературы включает в себя 11 источников.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ создания И ОСНОВНОЙ СОСТАВ КОМИССИИ ООН ПО ПРАВУ международной ТОРГОВЛИ
.1 История создания ЮНСИТРАЛ
Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена Генеральной Ассамблеей в 1966 году с тем, чтобы дать возможность ООН играть более активную роль в сокращении или устранении правовых препятствий на пути международной торговли.
Учреждая ЮНСИТРАЛ, Генеральная Ассамблея признала, что конфликты и расхождения, возникающие в связи с законами различных государств в вопросах, относящихся к международной торговле, представляют собой одно из препятствий для развития мировой торговли. Генеральная Ассамблея выразила мнение о желательности существенной координации, систематизации и унификации права международной торговли, а также обеспечение более широкого участия государств в этом процессе.
Начало событиям, приведшим к учреждению Комиссии, положило включение в повестку дня 20-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1965 году по инициативе правительства Венгрии пункта, озаглавленного «Рассмотрение мер, которые должны быть приняты в целях прогрессивного развития в области частного международного права, особенно с целью содействия международной торговле». В связи с этим пунктом повестки дня Секретариат ООН подготовил предварительный обзор по вопросу об унификации права международной торговли для шестого комитета Генеральной Ассамблеи. В этом обзоре отмечались трудности, с которыми сталкиваются стороны, заключающие международные коммерческие сделки, в результате многообразия национальных законов и наличия разногласий между ними, а также рассматривались некоторые методы, с помощью которых можно было бы достичь унификации в области права международной торговли. [11]
Секретариат поручил профессору Лондонского колледжа Кливу Шмиттгоффу подготовить предварительное исследование по этому вопросу в качестве основы для доклада и провел консультации с секретариатами соответствующих органов региональных экономических комиссий ООН, а также (рассматривались некоторые методы, с помощью которых можно было бы достичь унификации в области права международной торговли) со специализированными учреждениями и другими международными правительственными и неправительственными организациями. В докладе указывалось, что в некоторых областях права международной торговли был достигнут определенный прогресс в направлении унификации и согласования, но вместе с тем отмечались некоторые недостатки. Во-первых, прогресс был медленным, если учесть затраченное время и усилия. Во-вторых, развивающиеся страны, недавно обретшие независимость, лишь в небольшой степени имели возможность участвовать в этой деятельности. В-третьих, ни в одном из учреждений, действующих в этой области, не были представлены все основные географические регионы или все основные экономические системы в мире. В-четвертых, уровень координации и сотрудничества между учреждениями, работавшими в этой области, был недостаточен.
В докладе содержалось предложение о создании Генеральной Ассамблеей нового органа ООН в целях систематизации и ускорения процесса согласования и унификации права международной торговли, а также устранение характерных для этого процесса недостатков.
Доклад был рассмотрен Шестым комитетом в ходе 21-й сессии в 1966 году Генеральной Ассамблеей. На основе работы. Шестого комитета и его рекомендаций Генеральная Ассамблея приняли резолюцию об учреждении Комиссии.
Когда Генеральная Ассамблея в 1966 году учредила ЮНСИТРАЛ, она не установила для него конкретных тем для разработки. Комиссия сама приняла решение по вопросу о темах для рассмотрения. На своей первой сессии в 1968 году, рассмотрев ряд предложений, представленных государствами — членами Комиссии, утвердила 9 тем в качестве основы для своей будущей программы работы:
международная купля-продажа товаров;
международный коммерческий арбитраж;
транспорт;
страхование;
международные платежи;
интеллектуальная собственность;
устранение из законов дискриминационных положений, отрицательно влияющих на международную торговлю;
представительство;
легализация документов.
Приоритет был отдан международной купле-продаже товаров, международным платежам и международному коммерческому арбитражу.
затем Комиссия выбрала в рамках каждой темы конкретные вопросы для отдельного подробного рассмотрения. [7, c. 52].
Вот как раз вопрос о согласовании и унификации права, касающегося международного коммерческого арбитража, и был одной из тем, которым на 1-й сессии Комиссии был отдан приоритет.
Отметив, что несколько органов и организаций работают над различными аспектами этой темы, Комиссия назначила специального докладчика для рассмотрения наиболее важных проблем, касающихся применения и толкования существующих конвенций в этой области, а также других смежных проблем.
Принятие арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ ознаменовало собой один из первых существенных практических результатов деятель Комиссии ООН по праву международной торговли, которая согласно известной Резолюции Генеральной Ассамблеи 2205 (XXI) об учреждении данной Комиссии, призвана путем объединенных усилий представителей всех основных экономических и правовых систем, развитых и развивающихся стран содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли, учитывая при этом интересы всех народов.
необходимо отметить, что одной из приоритетных тем программы работы, принятой Комиссией на ее 11-й сессии 1978 года, была согласительная процедура при решении международных торговых споров. В докладе, подготовленном секретариатом для Комиссии, рассматривался характер согласительной процедуры, и обсуждались цели, потенциальные преимущества и конкретные черты согласительной процедуры по сравнению с другими методами урегулирования споров.
На основе проектов текстов и комментариев, подготовленных секретариатом, Комиссия доработала и утвердила в 1980 году Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ. Генеральная ассамблея рекомендовала использовать этот регламент в тех случаях, когда спор возникает в связи с международными коммерческими отношениями и стороны пытаются полюбовно решить этот спор путем согласительной процедуры. [7, c. 53].
1.2 Членский состав Комиссии ООН по праву международной торговли
Члены Комиссии избираются из числа государств — членов Организации Объединенных Наций. Первоначальный членский совет ЮНСИТРАЛ охватывал 29 государств и по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1973 году был расширен до 36 государств и еще раз в 2002 году — до 60 государств. Это расширение свидетельствовало об увеличении числа участвующих государств, которые вносили свой вклад в работу Комиссии, но не являлись на тот момент ее государствами-членами, а также способствовало повышению интереса к расширению программы работы ЮНСИТРАЛ.
поскольку в составе Комиссии должны быть представлены различные географические регионы и основные экономические и правовые системы мира, в число 60 государств-членов входят 14 государств Африки, 14 государств Азии, 8 государств Восточной Европы, 10 государств Латинской Америки и Карибского бассейна и 14 государств Западной Европы и других государств. Генеральная Ассамблея избирает членов Комиссии на 6 лет; причем срок полномочий половины членского состава истекает через каждые три года. [3, c. 119].
Согласно мандату ЮНСИТРАЛ в своей работе учитывает «интересы всех народов и в особенности интересы развивающихся стран в деле широкого развития международной торговли». Члены Комиссии представляют различные географические регионы и избираются Генеральной Ассамблеей, которая «должным образом учитывает также адекватное представительство основных экономических и правовых систем мира и развитых и развивающихся стран».
комиссия право международный торговля
ГЛАВА 2. основные ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМИСИИ ООН ПО ПРАВУ международной ТОРГОВЛИ
.1 Организация и методы работы ЮНСИТРАЛ
Работа ЮНСИТРАЛ организована и проводится на трех уровнях. Первый уровень — это сама ЮНСИТРАЛ, зачастую именуемая Комиссией, которая ежегодно проводит пленарную сессию. второй уровень представляют межправительственные рабочие группы, которые преимущественно занимаются разработкой тем, включенных в программу работы ЮНСИТРАЛ, а третий уровень — это секретариат, который оказывает Комиссии и ее рабочим группам содействие в подготовке и выполнении ими своей работы. [11]
ЮНСИТРАЛ проводит свою работу на ежегодных сессиях, которые созываются поочередно в Вене и Нью-Йорке. деятельность на этих сессиях, как правило, охватывает завершение подготовки и принятие проектов текста, направляемых Комиссии рабочими группами; рассмотрение докладов рабочих групп о ходе выполнения их соответствующих проектов; выбор тем для будущей работы или последующего исследования; представление докладов о мероприятиях по оказанию технической помощи и координации работы с другими международными организациями; отслеживание изменений в Прецедентном праве по текстам ЮНСИТРАЛ (система ППТЮ), а также хода принятия правовых текстов ЮНСИТРАЛ и мероприятий по содействию их применению; рассмотрение резолюций Генеральной Ассамблеи относительно деятель ЮНСИТРАЛ; и административные вопросы.
На период проведения каждой ежегодной сессии государства-члены избирают бюро Комиссии в составе председателя, трех заместителей председателя и докладчика, представляющих все пять регионов, от которых выдвигаются члены Комиссии.
помимо государств — членов ЮНСИТРАЛ, к участию в ежегодных сессиях ЮНСИТРАЛ и сессиях рабочих групп в качестве наблюдателей приглашаются заинтересованные в рассматриваемых темах государства — члены Организации Объединенных Наций, не являющихся членами ЮНСИТРАЛ, а также международные и региональные организации — как межправительственные, так и неправительственные.
Секретариат ЮНСИТРАЛ готовит доклад о работе ежегодных сессий, который официально принимается ЮНСИТРАЛ в целях его последующего представления Генеральной Ассамблее. В соответствии с резолюцией, на основе которой учреждена ЮНСИТРАЛ, ежегодный доклад направляется также Совету по торговле и развитию Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) для рассмотрения и представления замечаний.
Основную подготовительную работу по темам, включенным в ее программу работы, ЮНСИТРАЛ, как правило, поручает рабочим группам, которые обычно проводят одну или две сессии в год и представляют Комиссии доклады о проделанной ими работе. В настоящее время членами рабочих групп являются все государства — члены ЮНСИТРАЛ. Когда той или иной группе поручается какая-либо тема, Комиссия, как правило, не вмешивается в ее работу по выполнению своей основной задачи, за исключением тех случаев, когда рабочая группа обращается к Комиссии за рекомендациями или с просьбой принять определенные решения относительно ее работы. На каждой сессии той или иной рабочей группы делегации ее членов избирают из своего числа председателя и докладчика, которые председательствуют в ходе ее работы.
Секретариат каждой рабочей группы состоит из сотрудников секретариата ЮНСИТРАЛ. Он занимается подготовкой рабочих документов для совещаний рабочей группы, оказанием административных услуг этой рабочей группе и составлением докладов о работе ее сессий. В конце каждой сессии рабочей группы эти доклады рассматриваются и официально утверждаются для дальнейшего представления ЮНСИТРАЛ на ее ежегодной сессии.
Как ежегодные сессии ЮНСИТРАЛ, так и сессии рабочих групп проводятся на основе документов, подготовленных секретариатом и распространенных среди государств — членов Организации Объединенных Наций в целях ознакомления заблаговременно до начала каждой сессии. Эти документы переводятся на шесть официальных языков Организации Объединенных Наций (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский). На сессиях обеспечивается синхронный перевод на все шесть официальных языков. [11]
Обсуждение проводится в официальной форме, и председатель заседания предоставляет делегациям возможность изложить свою позицию. По традиции решения ЮНСИТРАЛ и ее рабочих групп принимаются на основе консенсуса, а не путем голосования. В основу консенсуса положены усилия, направленные на решение всех поднимаемых участниками вопросов, с тем чтобы обеспечить всеобщую приемлемость окончательного текста. Однако это не следует понимать так, как будто любому государству предоставляется право наложения вето на какие-либо действия, которые в ином случае были бы поддержаны большинством участников заседания.
государства-члены вправе определять численность и состав делегаций на ежегодных сессиях и рабочих групп и могут изменять их в зависимости от рассматриваемой тематики. Как правило, в состав делегаций входят государственные должностные лица, ученые, эксперты или юристы из частного сектора. На протяжении работы над одним проектом членский состав некоторых делегаций остается относительно постоянным, тогда как другие делегации на каждом совещании могут быть представлены в новом составе.
В интересах содействия разработке текстов и, в частности, выявлению и решению проблем, связанных с терминологией и переводом, для обеспечения единообразия вариантов текста на разных языках в рамках ежегодной сессии ЮНСИТРАЛ и сессий рабочих групп зачастую проводятся совещания редакционных групп. К участию в этих совещаниях приглашаются делегаты и наблюдатели от групп стран, представляющих шесть официальных языков, а также соответствующие должностные лица секретариата и ответственные за работу с рассматриваемым документом редакторы и переводчики Организации Объединенных Наций.
Функции секретариата ЮНСИТРАЛ выполняет Отдел права международной торговли Управления по правовым вопросам Секретариата. Изначально этот отдел располагался в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, но в сентябре 1979 года был переведен в Отделение Организации Объединенных Наций в Вене, официально оставаясь при этом в составе Управления по правовым вопросам в Нью-Йорке. Сотрудниками категории специалистов этого Отдела является небольшое число квалифицированных юристов, представляющих различные страны и правовые системы, а Директор этого Отдела исполняет обязанности секретаря ЮНСИТРАЛ.
В целях оказания ЮНСИТРАЛ помощи в ее работе секретариат берет на себя решение ряда задач, в частности подготовку исследований, докладов и проектов текстов по вопросам, которые рассматриваются на предмет их возможного включения в программу работу в будущем; юридический анализ; разработку проектов и редактирование рабочих документов и нормативно-правовых текстов по вопросам, уже включенных в программу работы; подготовку докладов о работе совещаний Комиссии и рабочих групп; и предоставление ЮНСИТРАЛ и ее рабочим группам ряда административных услуг. В целях содействия своей работе секретариат нередко обращается за помощью к внешним экспертам, представляющим различные правовые системы, при необходимости проводит специальные консультации с отдельными лицами или созывает совещания групп экспертов в конкретной области. В состав таких групп входят ученые, практикующие адвокаты, судьи, банкиры, арбитры и члены различных международных, региональных и профессиональных организаций.
Деятельность ЮНСИТРАЛ не ограничивается завершением разработки и принятием того или иного текста, но, как указано выше, включает пропаганду своей работы и содействие применению своих и принятию ненормативных и ненормативных документов в разных странах.
Секретариат также помогает Комиссии выполнять ее функции по координации работы других организаций и оказанию ей содействия; обеспечению единообразного толкования правовых стандартов на основе системы ППТЮ; подготовке и распространению изданий ЮНСИТРАЛ; и организации специальных мероприятий.
Ежегодно ограниченному числу выпускников юридических высших учебных заведений предоставляется возможность пройти стажировку в Отделе права международной торговли. Стажерам поручается выполнение конкретных задач, связанных с программой работы ЮНСИТРАЛ и осуществляемыми секретариатом проектами. Участники этой программы имеют возможность познакомиться с работой ЮНСИТРАЛ и углубить свои знания в конкретных областях права международной торговли. В процессе работы над проектами по праву международной торговли ученые-юристы и юристы-практики могут также пользоваться библиотекой правовых материалов ЮНСИТРАЛ. [11]
2.2 Деятельность ЮНСИТРАЛ
ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок, к числу которых относятся:
всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила;
правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение;
обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права;
техническая помощь в осуществлении проектов правовой реформы;
региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права.
ЮНСИТРАЛ занимается унификацией права международной торговли в следующих областях: международная купля-продажа товаров и связанных с ней сделок, международная перевозка грузов, международный коммерческий арбитраж и согласительные процедуры, государственные закупки, договоры о капитальном строительстве, международные расчеты, электронная торговля, трансграничная несостоятельность и др. [7, c. 60].
В настоящее время ЮНСИТРАЛ активно ведется работа по следующим направлениям:
закупки. Внесение изменений в следующие документы, разработанные в 1994 г.: Типовой законруководство по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг;
международный арбитраж и согласительная процедура: результатом деятель данной Рабочей группы стало принятие типовых законов, регламентов, а также разработка рекомендаций.
В частности, к указанным документам относятся:
а) 2006 год — рекомендация относительно толкования статьи II и статьи VII Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений;
б) 2002 год — типовой законв) 1996 год — комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства;
г) 1985 год — типовой законд) 1982 год — рекомендации для оказания арбитражным судам и другим заинтересованным органам помощи в связи с арбитражным разбирательством, проводимым в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ;
е) 1980 год — согласительный регламент ЮНСИТРАЛ;
ж) 1976 год — арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.
обеспечительные интересы: результатом деятельности Рабочей группы VI стало принятие руководства ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспечительным сделкам; разработка проекта Приложения к руководству ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспечительным сделкам.
законода о несостоятельности: проект комментариев ЮНСИТРАЛ по сотрудничеству, сношениям и координации в процессе по делам о трансграничной несостоятельности. [11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
таким образом, в процессе теоретического исследования в контрольной работе были сделаны следующие основные выводы:
Генеральная Ассамблея ООН предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. Комиссия стала основным юридическим органом системы ООН в области права международной торговли.
Работа Комиссии осуществляется на ежегодных сессиях, которые проводятся поочередно через год в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в Венском международном центре в Вене. каждая рабочая группа Комиссии проводит одну или две сессии в год в зависимости от рассматриваемой темы. помимо государств-членов все государства, не являющиеся членами Комиссии, а также заинтересованные международные организации приглашаются присутствовать на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в качестве наблюдателей. Наблюдатели имеют Право участвовать в обсуждениях на сессиях Комиссии и в ее рабочих группах наравне с членами Комиссии.
ЮНСИТРАЛ занимается унификацией права международной торговли в следующих областях: международная купля-продажа товаров и связанных с ней сделок, международная перевозка грузов, международный коммерческий арбитраж и согласительные процедуры, государственные закупки, договоры о капитальном строительстве, международные расчеты, электронная торговля, трансграничная несостоятельность и др.
По основным направлениям текущей деятельности Комиссии организованы соответствующие Рабочие группы. Каждая Рабочая группа, как правило, проводит одну-две сессии в год, в которых, помимо государств участников, принимают участие и международные организации — в качестве наблюдателей. Работа в группах и в Комиссии в целом строится на основе постатейного обсуждения в рамках сессий положений разрабатываемых документов.
Также в процессе исследования в контрольной работе были решены следующие задачи:
изучена история создания ЮНСИТРАЛ;
рассмотрен членский состав Комиссии ООН по праву международной торговли;
определена организация и методы работы ЮНСИТРАЛ;
рассмотрена и охарактеризована деятельность ЮНСИТРАЛ.
Таким образом, в процессе исследования в контрольной работе были достигнуты все поставленные перед нами цели.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородулина Л.П., Вавилова Е.В. Международная торговля. — Изд.: Гардарики, 2006. — 288 с.
. Бирюков П.Н. Международное Право. — Изд.: Юристъ, 2008. — 688 с.
. Вавилова Е.В. международная торговля: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «мировая экономика». — М.: Гардарики, 2006. — 287 с.
. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. международная торговля. — Изд.: Феникс, 2008. — 352 с.
. Николаева И.Г. Международные конвенции и соглашения по торговле: рабочая программа учеб. дисциплины по специальности «Экономика и управление на предприятии (таможня)». — М.: Изд-во РТА, 2009. — 29 с.
. Разумнова Л.Л. международная торговля. — Изд.: МАКС Пресс, 2005. — 192 с.
. Сидорова Е.Ю. международная торговля. Курс лекций. — Изд.: Экзамен, 2006. — 256 с.
. Трухачев В.И. международная торговля: учебное пособие для студ. вузов. — 2-е изд.; перераб. и доп. — М.: АГРУС, 2006. — 416 с.
. Хужокова И.М. Международное Право. Краткий курс. — Изд.: Окей-книга, 2011. — 128 с.
. Шумилов В.М. Международное право. — Изд.: ТК Велби, 2008. — 496 с.
11. www.uncitral.org <HTTP://www.uncitral.org>