Учебная работа. Историко-теоретический анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки
Историко-теоретический анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки
Контрольная работа
Историко-теоретический анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки
Содержание
1. Иммиграционная проблема США с точки зрения неореалистической парадигмы
. Эволюция миграционной политики США
. причины иммиграции латиноамериканцев в США
Литература
Приложения
1. Иммиграционная проблема США с точки зрения неореалистической парадигмы
проблема международной миграции является одним из компонентов, определяющих структуру и характер современных международных отношений. В наиболее общем смысле, миграционную политику можно определить, как «систему принципов, целей и действий, посредством которых государство и иные политические игроки регулируют потоки переселенцев». Эффективность миграционной политики, в свою очередь, напрямую определяет степень безопасности государства. В этом смысле, влияние миграционных потоков на экономическую, социальную и политическую ситуацию в регионе может рассматриваться в ракурсе нескольких парадигм. однако говоря о миграционной политике США по отношению к выходцам из Латинской Америки, как к самой многочисленной группе мигрантов в стране, наиболее полноценный анализ проблемы возможен с помощью неореалистического инструментария.
Последствия гиперболизированных масштабов миграции латиноамериканцев в США, а также возникновение прочной латиноамериканской диаспоры внутри страны оказывают негативный эффект как на социальную обстановку, так и на реализацию адекватной внутренней политики. американский политолог Сэмюэл Хантингтон в своей монографии «Столкновение цивилизаций» утверждает, что полная основными игроками на международной арене являются уже не государства, а самодостаточные цивилизации, при этом географические границы становятся более условными. «Наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям». Вследствие того, что носители иной культуры и этноса всегда будут «чуждыми» элементами принимающей цивилизации, внутри нее могут возникать острые конфликты, а в худшем случае — раскол общества. Следовательно, американская метафора гетерогенного общества, утвердившаяся еще со времен объединения колоний, другими словами «плавильный котел», терпит фиаско, наталкиваясь на объективный мультикультурализм.
Другой фокус миграционной проблематики, без учета которого невозможен ее полноценный анализ, — тесная связь миграционных процессов и национальной безопасности. «Иммигранты являются угрозой национальной безопасности, провоцируя терроризм и преступность, и причиной нестабильности национальной экономики (иждивение на системе социального обеспечения, провоцирование безработицы среди местного населения)». Южная граница США и Мексики характеризуется высоким уровнем преступной активности, что, в свою очередь, обостряет проблему нелегального въезда латиноамериканцев в соседнюю страну. деятельность преступных картелей в этой области связана с наркоторговлей, подделкой документов, торговлей оружием, человеческим трафиком. С этим связаны и изменения в отношении американцев к мигрантам, произошедшие в последнее десятилетие: если ранее, в период экономического бума, они воспринимались как дополнительная рабочая сила, вклад в экономическое развитие страны, то теперь олицетворяют лишь налоговую нагрузку на американцев, одну из причин безработицы местного населения и источник преступной активности, особенно в южных штатах.
Существенно также негативное влияние мигрантов на экономику принимающей страны: так, некоторые ее сферы фактически монополизируются нелегальным и более дешевым трудом, что побуждает работодателей скрывать факт найма недокументированных мигрантов для снижения издержек бизнеса.
С точки зрения неореализма, неравномерное расселение мигрантов способствует «изменению этнодемографического баланса и созданию анклавов» внутри штатов, которые испытывают наибольшую миграционную нагрузку. В долгосрочной перспективе это может стать причиной сепаратистских настроений и раскола общества.
эффективной мерой, в соответствии с неореалистической парадигмой в данном случае может быть рестриктивная миграционная политика администрации, одновременно учитывающая текущие потребности экономики и вызовы национальной безопасности.
2. Эволюция миграционной политики США
иммиграционный америка латиноамериканцы
За Соединенными Штатами Америки с самого начала их существования как государства, закрепился статус «страны иммигрантов». Метафоричное сравнение США с «плавильным котлом» в полной мере отражало процесс формирования американской нации: переселенцы из англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Голландии, Германии и Швеции постепенно ассимилировались и трансформировались в единый народ, который стал именоваться американским. Тот факт, что исторически американская нация не имеет этнических корней, в сочетании с декларируемыми принципами свободы и равенства создали благоприятную почву для идеологии индивидуализма и демократии, что превратило образ «плавильного котла» в своеобразный американский бренд. Эти ценности, а также перспективы трудоустройства в набирающей обороты экономике привлекали мигрантов со всего мира.
Однако возникает противоречие: пропагандируемая столетиями Идеология индивидуализма шла вразрез с принципами проводимой США на протяжении всей истории миграционной политикой, которую без преувеличения можно назвать дискриминационной по отношению к этническим группам. «История и современность реальной миграционной политики США — это процесс формирования нации групп, а не нации индивидов, который парадоксальным образом сочетает в себе черты ассимиляции и дискриминации». Все законодательные инициативы и меры, принимаемые для того, чтобы обуздать миграционный поток были направлены на селективный отбор исключение из американской нации некоторых этнических групп, которые по определенным причинам никогда бы не смогли стать частью американского народа, но в то же время были нужны стране в качестве дешевой рабочей силы на поворотных этапах ее истории.
Первым ярким примером такого противоречия еще до приобретения миграцией в страну латиноамериканского фокуса является ограничительная Политика США по отношению к китайским мигрантам в конце XIX века. Китайцы массово стали переезжать в Америку в 1840-х годах, в период интенсивной Индустриализации западного побережья и железнодорожного бума, когда Потребность в массовой и недорогой рабочей силе проявлялась особенно остро. Так как вопросы, связанные с переселенцами, в этот период самостоятельно регулировались штатами, а проблема китайской миграции постепенно начала превращаться в глобальный тренд, встал вопрос о принятии федеральных мер. Считалось, что китайский Этнос никогда не сможет интегрироваться в американскую культуру, более того, в американском обществе росли антикитайские настроения из-за конкуренции на рынке труда. Дискриминационный «законистории, направленной против массового въезда в страну мигрантов, и запрещал въезд в США китайским женщинам, а уже в 1882 году Конгрессом был принят Акт, запретивший натурализацию китайцев и ограничивший их въезд на территорию страны. Таким образом, вопреки провозглашенным Теодором Рузвельтом принципам независимости понятия «американец» от места рождения и вероисповедания, «плохо интегрированные иммигранты отвергались американским обществом».
Последовавшая великая депрессия 1929-1933 гг., повлекшая за собой колоссальную безработицу и кризис социальных и политических институтов, значительно снизила привлекательность США как пункта назначения мигрантов. В совокупности с принятыми ранее законодательными ограничениями это дало ощутимый эффект: «масштабы иммиграции снизились с 280 тыс. человек в 1929 г. до 23 тыс. в 1933 г.». фактически, на некоторое время США закрыли свои границы, чтобы справиться с беспрецедентным экономическим спадом.
В первые годы после Второй Мировой войны ситуация мало изменилась, и перечень законодательных ограничений на въезд иностранцев был расширен, при этом квот и каких-либо рестриктивных положений в законодательстве касаемо въезда жителей Западного полушария никогда не существовало. Актом Люса-Селлара 1946 года была разрешена ограниченная натурализация мигрантов из Азии и их ограниченный квотой въезд.
Начиная с 60-х годов XX века можно говорить о качественно новом этапе миграционной политики США. несмотря на то, что дискриминационная политика по отношению к переселенцам и система квот, основанная на расово-этнической принадлежности, дискредитировала себя еще в начале века, поворот в сторону либерализации произошел лишь в эпоху Джона Кеннеди. Ознаменовалась эта трансформация движением за гражданские права и запретом расовой сегрегации. Таким образом, предшествующая политика исключения из американской нации определенных этнических групп больше не удовлетворяла официальной идеологии, а новая миграционная Политика была призвана сгладить или вовсе стереть региональные и расовые различия. Поворотным пунктом в новой политике стал Акт об иммиграционной реформе 1965 года, который не только изменил географию миграции, но и установил базовые принципы миграционной политики, которые в некоторой степени формируют въезд в страну переселенцев и сегодня. В соответствии с новым законом, устанавливалось ограничение на въезд мигрантов из Западного полушария на уровне 120000 пересечений границы в год, а имевшие место региональные и этнические квоты были ликвидированы. Принятый Акт был призван очистить систему миграционного законодательства от своего расистского наследия, заменив старые квоты новой системой, удовлетворяющей потребности американской экономики в рабочей силе и направленной на воссоединение семей. Она повлекла за собой трансформацию маршрутов мигрантов, которые теперь вели в США не из Европы, а преимущественно из Латинской Америки, наряду с существенным увеличением количества иммигрантов. «Если до 1965 года более 90% иммигрантов приезжали в США из Европы, то через 20 лет доля европейцев среди новых иммигрантов оказалась ниже 10%».
последующие поправки к Акту об иммиграционной реформе лимитировали количество резидентских виз для любой отдельно взятой страны до 20 тысяч в год (1976), составив общее ограничение по визам для мигрантов из Западного и Восточного полушарий на уровне 290 тысяч ежегодно (1978), которое в последствии снизилось до 270 тысяч (1980), притом, что эти правила не распространялись на членов семей американских граждан.
Таким образом, закон 1965 года никак не мог спровоцировать беспрецедентные масштабы латиноамериканской миграции в страну, однако поток переселенцев, в основном из соседней Мексики, продолжал набирать силу: согласно статистике, в течение 50-х годов XX века легальных латиноамериканских мигрантов в США насчитывалось около 459000 человек, а уже через 40 лет, в 90-е, миграция достигла своего пика, и на территории страны находилось уже 4.2 миллиона латиноамериканцев. нелегальная миграция мексиканцев и выходцев из Центральной Америки возросла с почти нулевых отметок на момент принятия Акта об иммиграционной реформе, до 10 миллионов человек в конце первого десятилетия XXI века. Хотя либерализация, заданная реформой 1965-го года, дала предполагаемые результаты — упорядочила и сравняла в количественном отношении потоки мигрантов из разных регионов мира, многие из которых теперь были высокообразованными, — ужесточение ограничений на иммиграцию из Южной и Центральной Америк дало обратный эффект. Такая ситуация сложилась в результате взаимодействия целого ряда факторов: непредвиденных администрацией США последствий либерализации миграционной политики, политического оппортунизма, бюрократии, интересов местного бизнеса, политикой СМИ, и, традиционно, политических и расовых предрассудков.
Столкнувшись с массовым потоком мексиканских нелегалов в страну, власти США начали искать пути решения проблемы. В 1986 году Конгрессом был одобрен Акт об иммиграционной реформе и контроле. Однако и здесь обнаружилась бессистемность и непоследовательность миграционной политики: вместо того, чтобы искать проблему в причинах нелегальной миграции, новый закон был направлен, по сути, на ее маскировку, иными словами, предусматривалась широкая легализация незаконно находящихся на территории США мексиканских граждан. Параллельно с этим предполагалось создание механизмов, которые должны были препятствовать недокументированному въезду в страну в будущем. «Те нелегалы, которые могли доказать, что они постоянно жили в США с 1 января 1982 г. или ранее, могли получить амнистию и легализоваться с перспективой получения права на постоянное жительство». Но даже если нелегальным мигрантам удавалось подтвердить длительность своего нахождения в США и получить легальный статус, сохранялся риск депортации членов их семей. В результате, первая попытка масштабной легализации провалилась: из 6 миллионов латиноамериканцев, въехавших в США без необходимых документов, были легализованы всего 2.7 миллиона.
дополнительные ограничения Акт об иммиграционной реформе и контроле принес и американскому бизнесу: принимать на работу нелегалов категорически запрещалось под угрозой штрафа или тюремного заключения. В то же время отказ в приеме на работу мигранту, изначально прибывшему на законных основаниях или же легализованному, мог быть расценен как пережиток расовой дискриминации или этнической нетерпимости, что уже не соответствовало новой идеологии американского общества. Соответственно, подобная Политика была направлена и на обеспечение растущей американской экономики новыми людскими ресурсами. Но с другой стороны, более дешевый труд нелегальных мигрантов был по-прежнему выгоден в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство и строительство, что вынуждало работодателей всеми возможными способами скрывать факт использования нелегальной рабочей силы, идя, таким образом, на нарушение закона.
Стоит отметить, что Акт 1986 года, несмотря на либеральность предусмотренных им методов борьбы с нелегальной миграцией, был подписан республиканцем Рональдом Рейганом, который, однако, придерживался мнения о том, что исключительно запретительные меры в решении подобной проблемы не будут иметь должного эффекта. американские ученые Дж. Бхагвати и Ф. Ривера-Батис, характеризуют идею, лежавшую в основе закона 1986 года, как основанную на узконаправленности представлений Администрации США о миграции. Предполагалось, что реакционная политика, включающая в себя усиление охраны границы, санкции против работодателей, и одновременно программы натурализации и стимулирование притока законных мигрантов сыграет решающую роль в решении проблемы. «Вскоре выявилась иллюзорность подобных планов: предложение об амнистии на время сократило поток нелегальной миграции, но этого оказалось недостаточно, чтобы искоренить ее совсем».
Последующее принятие в 1990 году нового Иммиграционного Акта лишь подтвердило курс на усиление охраны границы и контроля над въездом мигрантов в сочетании с попытками сгладить иммиграционный бум, предоставив законный статус определенным группам нелегалов. Особое внимание в новом законе уделялось условиям въезда квалифицированных кадров и членов семей мексиканцев, уже находящихся на территории страны: количественные квоты на воссоединение семей были значительно увеличены. Еще один шанс получить разрешение на въезд в США, в соответствии с новым Иммиграционным Актом, стало участие в так называемой «Лотерее Грин Кард», места для стран в которой распределялись в зависимости от количества въехавших из этой страны граждан после 1965 года. Еще одним шагом к упорядочению миграционной системы в рамках нового закона стала унификация типов виз, выдаваемых при въезде в США.
Эффект от этих новых ограничений латиноамериканской миграции в США, которая сформировалась в годы действия программы «Брасеро», предполагавшей сезонные контракты для мексиканских рабочих, был предсказуемым и проиллюстрирован на Рисунке 1, который отражает динамику миграционных потоков из Мексики с 1955 по 1995 годы по трем категориям: сезонные рабочие (задействованные программой Брасеро до 1964 года и держатели визы типа H после), постоянные резиденты (легализованные мигранты) и нелегальные мигранты (их количество здесь основано на данных об арестах в указанный период времени на тысячу агентов Пограничной Службы США). Так как данные о нелегальном въезде не могут быть официально зафиксированными и точными, колебания в количестве незаконных мигрантов на данном графике, скорее, отражают тренды, а не конкретное число недокументированных пересечений границы. однако абсолютно точно прослеживается резкий спад нелегальной миграции после принятия Акта об иммиграционной реформе и контроле в 1986 году, что связано с развернутыми программами легализации мексиканцев.
Следовательно, начиная с 1990-х годов можно говорить о возврате Администрацией США к политике рестрикционизма в отношении миграционного вопроса и реализации все более жестких мер по охране южной границы. Пытаясь таким образом нивелировать последствия либерализации середины прошлого века, власти США не устранили проблему миграции как таковой, а лишь превратили ее в очередной нерешенный вызов внутренней политики, не теряющий свою остроту и дискуссионность и сейчас.
В результате, на 2000 год численность нелегалов в стране равнялось 11-12 млн. чел. или 4% всего населения и около 30% от всего количества иммигрантов.
таким образом, главная проблема американской миграционной политики со второй половины XX века, начиная с Акта об иммиграционной реформе, проистекает из того факта, что все меры, принятые после этого, не были основаны на сколько-нибудь рациональном и теоретическом понимании такого явления, как международная миграция. Напротив, новые принципы миграционной политики формулировались и адаптировались в соответствии с внутриполитическими целями и идеологическим компонентом, при этом во главу угла ставилось, скорее, поддержание имиджа американского народа, чем анализ феномена миграции и реальных факторов, провоцирующих ее. Так, отмена дискриминационных квот и прекращение годом ранее программы «Брасеро», были предприняты для одной приоритетной на тот момент политической цели — искоренения расизма в США. В то же время, вне внимания Конгресса остались возможные последствия этих действий для миграции из Мексики, которая к 1965 году стала фактически полностью институционализированной. Следовательно, миграционная проблема в США иллюстрирует именно тот случай, когда Политика реализуется в интересах достижения символической цели, а глобальное реформирование осуществляется без реального понимания того, как в перспективе оно может затронуть такие сложные социальные системы, как иммиграция. Результаты таких преобразований чаще всего носят контрпродуктивный характер, что и произошло в случае с США, где непредвиденные последствия иммиграционной политики положили начало ряду событий, повлекших за собой интенсификацию миграционных потоков из Латинской Америки, несмотря на попытки с ними справиться.
3. Причины иммиграции латиноамериканцев в США
На динамику и объемы миграции в США выходцев из Южной и Центральной Америк в разное время оказывала влияние совокупность политических, социальных и экономических факторов, отличных по своей природе и вектору действия. Переходя от истории миграционной политики США к современности, надо отметить, что последствием формировавшейся в течение более, чем 100 лет миграционной политики США, стали пиковые объемы миграции, которые пришлись на период с 2000 по 2007 годы: в 2000 году было зарегистрировано более 450 000 случаев пересечения границы Соединенных Штатов (с документами или без них), в 2007 году этот показатель составил более чем 850000 случаев. Несмотря на то, что сегодня все меньше мексиканцев иммигрируют в США (в 2013 количество случаев миграции не превышало 270000), проблема незаконного въезда и пребывания все еще остается серьезным поводом для беспокойства для Администрации. На этом фоне опасения вызывает и интенсификация в последние годы миграции из государств Центральной Америки (по данным на 2013 год, из 17,4 миллиона мигрантов из Центральной Америки примерно 16,3 миллиона проживали в США).
Совокупность так называемых, «выталкивающих» факторов, заставляющих латиноамериканцев иммигрировать в поисках лучших экономических возможностей, и общей неэффективности американской миграционной политики, построенной на игнорировании реальных причин и механизмов миграции, спровоцировало возникновение угрозы размывания национального состава США. В этой связи, особое значение для понимания проблемы имеет анализ факторов, заставляющих мексиканцев и жителей стран Центральной Америки переезжать в США.
Как уже было отмечено, большую роль в формировании миграционных потоков из Мексики сыграли результаты программы «Брасеро», которая предполагала заключение сезонных контрактов на работу в сельскохозяйственном секторе и строительстве для мексиканцев, и на время своего действия спровоцировала увеличение количества временных мигрантов на территории страны, а также создание прочных социальных связей между мигрантами и их соотечественниками на родине.
Во время Второй Мировой Войны, когда военная промышленность требовала все больше рабочих рук, сельскохозяйственная сфера, напротив, испытывала острую нехватку свободной рабочей силы. Низкие показатели миграции вследствие принятых ранее жестких ограничительных мер не могли удовлетворить Спрос на рабочую силу, и поэтому на сельскохозяйственный и промышленный секторы ложилась двойная нагрузка. Администрация США нашла выход из положения, запустив совместно с соседней Мексикой программу, регламентирующую трудовую миграцию мексиканцев в США. изначально ее условия казались более, чем привлекательными для сезонных рабочих, включали в себя страховку, временное жилье, гарантированную оплату труда. Так, в 1946 году в сельском хозяйстве и тяжелой промышленности были заняты 82000 рабочих: 43088 мексиканцев, 9589 ямайцев, 5052 жителя Багамских островов, 2187 жителей Барбадоса, 669 жителей Ньюфаундленда и 160 гондурасских рабочих.
Условия жизни и работы для мексиканцев постепенно ухудшались и к 60-м годам, походили больше на эксплуатацию. Поэтому мексиканцы, которые приезжали в США, прежде всего, за более высокой оплатой труда, стали въезжать в страну нелегально, пытаясь избежать рабских сезонных контрактов на работу в сельскохозяйственном секторе. Подобная ситуация была неприемлема в контексте начавшегося в США движения за гражданские права и всеобщей либерализации, поэтому в 1964 году программа «Брасеро» была приостановлена, однако миграцию из Мексики это не остановило.
Уже тогда миграционная политика США стала характеризоваться бессистемностью: механизм нелегальной миграции был бесповоротно запущен, и справиться с ней не удавалось на протяжении полувека, так как все меры носили точечный характер, иногда противоречили друг другу и были направлены скорее на изменение статуса мигрантов, чем на анализ причин миграции и борьбу с ней. Кроме того, после реформы 1965 года возможностей для легального въезда в страну стало меньше, что также сказалось на мотивах принятия решения об иммиграции в обход закона.
Во-первых, большую роль в увеличении притока латиноамериканских мигрантов в США сыграл социальный фактор, который напрямую связан с историческим аспектом миграции. За почти что двадцатилетнюю историю программы «Брасеро» в США образовалась прочная мексиканская диаспора, заложившая своего рода социальный капитал, который продолжил накапливаться на протяжении полувека до настоящего момента. То есть, если рассматривать проблему с точки зрения социальной проблематики, то всплески нелегальной миграции из Мексики в США в 80-90-х годах прошлого века и в конце первого десятилетия XXI века могут быть объяснены стремлением к воссоединению семей и попытками повторить путь своих родственников и друзей, уехавших на «поиски лучшей жизни» в Америку чуть ранее. В итоге, даже при стабилизировавшихся в последние годы показателях миграции, отголоски пиковых моментов просматриваются и сейчас, учитывая, что именно латиноамериканцы сегодня обеспечивают наибольшую долю прироста населения страны.
Во-вторых, экономический стимул является самым мощным при принятии латиноамериканцами решения об иммиграции. В частности, для мексиканцев основными мотивами к переезду являются поиск работы с более высокой оплатой труда и надежного социального обеспечения, которых легче всего добиться в намного более мощной и интегрированной американской экономике, чем на родине.
нередко озвучиваются идеи о том, что в двусторонние отношения США и Мексики подчинены исключительно интересам США, как неоспоримого гегемона в регионе. Для сравнения, ВВП Мексики в 2013 году был оценен в $1,3 триллиона, что составляет всего около 8% от того же показателя для США, который равен $16.8 трлн. Доход на душу населения в Мексике также ощутимо уступает доходу на душу населения в Америке. В 2013 году в Мексике ВВП по ППС составил $17,990, или на 66% ниже, чем в США, где этот же показатель равнялся $53,104 (см. Таблицу 1 в Приложении), что, в свою очередь, лишь провоцирует как документированную, так и нелегальную миграцию.
усугубляет эти различия и тот факт, что огромное количество мексиканцев на родине заняты в неформальном секторе экономики, что не может не сдерживать экономический прогрессе в стране. Так, на сегодняшний день, по разным оценкам, в теневом секторе мексиканской экономики заняты от трети до 60% всего количества рабочей силы. В результате, больше половины населения в Мексике лишены фиксированной заработной платы и адекватного социального обеспечения, которое является обязательным при условии официальной занятости. высокие показатели занятости в неформальном секторе, которые вызваны избыточным регулированием бизнеса со стороны государства и несовершенством программ социальной защиты, замедляют экономический рост и еще раз подтверждают необходимость реформирования в области экономики.
Кроме того, денежные переводы в Латинскую Америку являются одним из крупнейших источников дохода и иностранной валюты для стран. Например, денежные переводы мексиканских мигрантов из США на родину по значимости для ВВП страны сравнимы с доходами от нефтяной промышленности и туристического бизнеса (см. Рисунок 1 в Приложениях).
Все это в совокупности с недостаточной развитостью системы мексиканского образования, высокими показателями рождаемости и большого процента населения, занятого в неформальном секторе мексиканской экономики, на протяжении нескольких десятилетий усиливало «выталкивающие» факторы, которые заставляли мексиканцев иммигрировать в США в поисках более широких экономических возможностей и перспектив.
Литература
.Асташенков, А. А., Мексиканская нарковойна//Латинская Америка. — 2011
2.Бобылев В. В. Миграционная Политика (сущность, структурное строение, основные типы) //.Галеева А. А. Конец мультикультурализма.
4.Коробков А.А. Выживет ли американский «плавильный котел»? //Российский Совет по международным Делам, 2012. URL: #»justify»>Приложения
Таблица 1
основные экономические показатели Мексики и США (2003 г., 2013 г.)
Источник: Economist Intelligence Unit (EIU)
МексикаСША 2003201320032013Население (млн.)104116290316Номинальный ВВП (млрд. долл.)713125911,51216,800Номинальный ВВП по ППС (млрд. долл.)1,1292,09111,51216,800ВВП на душу населения (долл.)6,88710,83039,65353,104ВВП по ППС на душу населения (долл.)10,88717,99039,65353,104Экспорт товаров и услуг (млрд. долл.)1784001,0432,260Экспорт товаров и услуг в процентах от ВВП24%32%9%14%Импорт товаров и услуг (млрд. долл.)1884091,5442,757Импорт товаров и услуг в процентах от ВВП26%33%13%16%
Рисунок 1
объем денежных переводов В Латинскую Америку, 2001-2015
Источник: The Wall Street Journal