Учебная работа. Исторические аспекты создания ЕврАзЭС
Исторические аспекты создания ЕврАзЭС
Содержание
Введение
Предпосылки создания ЕврАзЭС
Основные уставные положения организации. структура ЕврАзЭС
Основные этапы и перспективы развития ЕврАзЭС
Заключение
список используемой литературы
Введение
Евразийское экономическое сообщество — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, россия, Таджикистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Организация, ставшая правоприемницей Таможенного союза, создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Это четко структурированная система с довольно жестким механизмом принятия и реализации решений. сообщества и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетом, необходимым для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в рамках сообщества. ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами — участниками Таможенного союза единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально — экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
Предпосылки создания ЕврАзЭС
Создание в конце 1991 года Содружества независимых государств преследовало цели наиболее оптимального перехода его членов — бывших союзных республик, к новым формам политического и экономического партнерства. Страны — участники СНГ ставили перед собой задачи обеспечения деятельности зоны свободной торговли, Таможенного союза и единого экономического пространства, проведения общей налоговой, финансовой, тарифной и социальной политики. СНГ должно было выполнить роль интегратора стран постсоветского зарубежья, оказавшихся после распада СССР в новых социально-экономических и политических условиях. Однако уже в начале 90-х годов стало очевидно, что, несмотря на большое несмотря на наличие значительного интеграционного потенциала, усилились и центробежные тенденции. страны постсоветского зарубежья с различных позиций стали подходить к реализации основных задач стоящих пред Содружеством, по-разному оценивать его стратегические цели и механизмы деятель. В этих условиях перед государствами — членами СНГ встала необходимость создания различных структур, которые могли бы обеспечить разноуровневую интеграцию. Первыми шагами на пути формирования подобных объединений стало подписание 6 января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе России и Беларуси, к которому впоследствии присоединились Казахстан и Киргизия, а также заключение 29 марта 1996 года четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1997 году были подписаны такие важные документы, как Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и протокол о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию, в которых были прописаны общие принципы деятель и обязательства сторон в соответствующих областях. В 1998 году интенсивность взаимодействия заметно расширилась: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза, о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Интеграционному процессу были заданы необходимые направленность и динамика. Число участников объединения возросло до пяти: в него вступил Таджикистан.26 февраля 1999 года был подписан договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и принципы применения защитных мер в торговле, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. В целях формирования единого правового пространства партнеры сформулировали направления сближения и гармонизации национального законодательства. За время, прошедшее после подписания договора о Таможенном союзе были достигнуты успехи, как в проведении согласованной внешнеэкономической и таможенной политики, так и в процессе унификации национальных законодательств. По многим наименованиям номенклатуры товаров были введены общие таможенные тарифы, реализованы меры нетарифного регулирования. однако, несмотря на достижения, не сложилась единая таможенная территория с общими внешними границами и единая система ее управления, и даже фактически функционировавший на основе двусторонних соглашений режим свободной торговли не начал в полной мере реализовываться на практике. На заседании Межгосударственного совета 23 мая 2000 года в Минске Президент Российской Федерации Владимир Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу о создании на базе объединения полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Было принято решение о создании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов. В ходе ее работы дискуссию вызвали вопросы о штаб-квартире организации, оптимальной структуре органов управления и роли секретариата. Основная же полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения обеспечить в объединении, учет "экономического веса" участников в соответствии с международной практикой. Часть партнеров выступила в пользу создания уже на данном этапе организации, наделенной определенными наднациональными полномочиями, игнорируя недостаточный для этого уровень интеграции национальных правовых систем и неполную согласованность социально-экономических программ развития государств участников переговоров. Другие настаивали на необходимости сохранения сторонами полного суверенитета и независимости, незыблемости принципа "одна сторона — один голос" и консенсуса при принятии решений. В итоге удалось достичь понимания неизбежности поэтапного движения по пути интеграции без чрезмерного ускорения и с учетом международного опыта в данной области. Партнеры признали, что, по существу, никто из них сегодня не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам, и согласились с концепцией создания международной организации, в рамках которой суверенные государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаясь к более высоким ступеням интеграции. Все это позволило президентам россии, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, подписать 10 октября 2000 г в Астане договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.
основные уставные положения организации. Структура ЕврАзЭС
В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС, были созданы органы управления интеграционными процессами между странами-участницами ЕврАзЭС. В качестве основных целей создания нового интеграционного объединения страны — участницы ЕврАзЭС обозначили — формирование режима свободной торговли, единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; согласование позиций государств-членов во взаимоотношениях с ВТО; создание общей таможенной территории с единой системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. ЕврАзЭС — открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать по мере необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС.
Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Межгосударственный Совет рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-членов сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС. Межгосударственный Совет на уровне глав государств собирается не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. В мае 2002 года председателем Межгосударственного Совета избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В июне 2005 года на эту должность был избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко. В июне 2006 года председателем Межгосударственного совета стал Президент российской Федерации Владимир Путин. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех странах-членах сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Заседания Межгоссовета носят, как правило, открытый характер.
Интеграционный Комитет — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, выполняющий функции Исполнительного органа Евразийского экономического сообщества. Основными функциями Интеграционного комитета являются обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств ЕврАзЭС. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу сообщества обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже четырех раз в год. По инициативе любого из государств-членов Сообщества или Председателя Интеграционного Комитета либо по решению Межгосударственного совета могут созываться внеочередные заседания. В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. количество голосов при принятии решений в Интеграционном Комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества. Интеграционный Комитет может создавать комиссии и советы по конкретным направлениям сотрудничества. Советы и комиссии при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС создаются по отраслевому и функциональному принципу взаимодействия между государствами-членами ЕврАзЭС для реализации целей и задач сообщества и являются органами, осуществляющими деятельность по конкретным направлениям сотрудничества. Членами советов являются руководители соответствующих государственных органов исполнительной власти Сторон и по одному их заместителю. Интеграционный Комитет ЕврАзЭС определяет основные направления деятельности советов и комиссий, последние ответственны перед Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС и подотчетны ему. Советы и комиссии рассматривают вопросы по направлениям своей деятельности и вносят в установленном порядке предложения в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС; осуществляют экономический анализ, а также анализ национальных законодательств Сторон в сферах правоотношений, соответствующих профилю их деятельности. Местом нахождения Интеграционного Комитета являются город Алматы (Республика Казахстан) и город Москва (российская Федерация). Заседания Интеграционного Комитета могут проводиться в любых государствах-членах ЕврАзЭС. Информационное, правовое, организационно-техническое обеспечение деятель советов и комиссий осуществляется Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным Советом. В октябре 2001 года решением пяти президентов на эту должность был назначен Григорий Рапота. Свою работу Секретариат с 1 января 2002 года. Место нахождения Секретариата город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (россия).
Секретариат осуществляет организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета. Секретариат организует разработку проектов документов и программ по углублению интеграционных процессов, консультации и переговоры по согласованию с государствами-членами ЕврАзЭС подходов к проведению общей политики по направлениям сотрудничества, подготовку и согласование проектов решений Межгоссовета и Интеграционного Комитета, анализирует ход выполнения решений органов ЕврАзЭС и заключаемых в рамках Сообщества договоров. Секретариат формирует соответствующие базы данных и в этих целях взаимодействует с научно-исследовательскими центрами государств-членов сообщества, проводит правовую и экономическую экспертизу проектов договоров, осуществляет организационно-правовое и информационное обеспечение работы отраслевых советов и функциональных комиссий по конкретным направлениям интеграции. структура Секретариата включает Руководство Секретариата; Департамент экономической политики; Департамент торговой политики; Департамент бюджетной, налоговой политики и валютно-финансовых отношений; Департамент развития социально-гуманитарной сферы; Департамент развития рыночной инфраструктуры; Департамент по таможенному делу и пограничным вопросам; Правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Департамент — управление делами.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС — орган межпарламентского сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС. основной целью деятельности МПА ЕврАзЭС является правовое обеспечение функционирования ЕврАзЭС и гармонизация (сближение, унификация) законодательств государств-членов Сообщества, приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.
Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами государств Сообщества. Численность парламентских делегаций составляет: Республика Беларусь — 14 парламентариев; Республика Казахстан — 14; Кыргызская Республика — 7; Российская Федерация — 28; Республика Таджикистан — 7; Республика Узбекистан — 16. Правовой статус Межпарламентской Ассамблеи регулируется договором об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.), Положением о Межпарламентской Ассамблее утвержденным Межгосударственным Советом 13 мая 2002 г., в котором закреплены цели, задачи и компетенция МПА, состав и порядок формирования этой организации. Кроме того, организационная сторона деятель Ассамблеи урегулирована Регламентом Межпарламентской Ассамблеи, утвержденным на ее третьем заседании 2 ноября 2002 г. Согласно Положению, МПА образует постоянные и временные комиссии (по правовым вопросам; по вопросам формирования правовой базы Таможенного союза и др.). Председатель Ассамблеи и его заместители избираются на заседании Ассамблеи из числа руководителей парламентов (палат парламентов) государств — членов сообщества. Председатель Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС Борис Грызлов, Ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС — Петр Зверев. организацию деятельности МПА осуществляет Бюро Межпарламентской Ассамблеи. В состав Бюро входят по два члена МПА от каждого парламента, председатель Ассамблеи и его заместители. постоянно действующим исполнительным органом МПА и Бюро МПА является Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи. Местом нахождения Ассамблеи и Секретариата Бюро МПА является Санкт-Петербург. Заседания МПА проводятся не реже двух раз в год.
Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.
Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения. Местонахождение Суда Сообщества — город Минск (Белоруссия). По результатам рассмотрения спора Суд Сообщества принимает решение, в котором рекомендует меры для его исполнения. Решение Суда Сообщества признается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа назначенных и приступивших к исполнению своих обязанностей судей Суда. Решение суда Сообщества является окончательным. Каждое государство — член ЕврАзЭС обязуется выполнять решение Суда Сообщества по тому делу, в котором оно является стороной. исполнение решения Суда Сообщества осуществляется в соответствии с национальным законодательством компетентными органами Сторон по делу, определяемые правительствами в трехмесячный срок с даты принятия судебного решения. На Суд Сообщества возложено также толкование положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений органов ЕврАзЭС, которое должно осуществляться при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Суд Сообщества формируется из представителей Сторон в количестве не более двух от каждой Стороны. Судьи суда Сообщества назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств сроком на шесть лет, из числа судей верховных и высших арбитражных (хозяйственных, экономических) судов Сторон или иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области права. Возглавляет Суд Сообщества Председатель, данную должность занимают судьи суда Сообщества поочередно на ротационной основе
Ассоциация "Деловой совет "ЕврАзЭС" создана в апреле 2002 года по инициативе Секретариата Экономического сообщества. Учредителями Ассоциации стали: Торгово-промышленная палата РФ, российский союз промышленников и предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп россии. Главная цель Ассоциации — всесторонняя помощь её членам, создание условий для стимулирования деловой активности, обеспечения высокого статуса и защиты из интересов во взаимоотношениях с органами государственной власти. Основным механизмом реализации стоящих перед Ассоциацией задач являются профессиональные гильдии и их общественные советы, которые организационно объединяют родственные предприятия, находящиеся на территории стран-членов ЕврАзЭС. Стать членом "Делового Совета "ЕврАзЭС" может юридическое лицо, признающее её Устав, и способное внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед Ассоциацией и её гильдиями. По инициативе Межгосударственного Совета ЕврАзЭС учрежден Экономический форум ЕврАзЭС, который является формой сотрудничества деловых и предпринимательских кругов. основные цели Форума: широкий обмен информацией о ходе экономических реформ, формировании нормативно-правовой базы для расширения предпринимательской деятель; возможностях и направлениях действий по согласованному эффективному использованию природного, производственно-технического, транспортно-энергетического и научно-технического потенциала государств-членов ЕврАзЭС, содействие развитию и расширению взаимовыгодных торговых и кооперационных связей между хозяйствующими субъектами пяти государств, формированию межгосударственных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и производств.
На сегодняшний день в рамках ЕврАзЭС принято значительное число актов по различным аспектам его деятель. Определены следующие основные направления интеграционного сотрудничества: формирование таможенного союза и единой таможенной территории, проведение согласованной экономической политики, активизация взаимодействия в реальном секторе экономики, совместное развитие энергетического рынка, формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС, взаимодействие в агропромышленном секторе, формирование общего рынка капитала, взаимодействие в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики. Формирование таможенного союза и единой таможенной территории включает, в частности в области внешнеторговой политики обеспечение эффективного взаимодействия государств — членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО, разработку механизмов, исключающих применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле, активизацию формирования Общего таможенного тарифа сообщества, унификацию торговых режимов государств — членов ЕврАзЭС в отношении третьих стран, включая согласованное введение изъятий из режима свободной торговли с государствами — участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, и их последовательную отмену и другие меры. Одним из элементов интеграции в рамках ЕврАзЭС является сближение национальных законодательств государств — членов. В этом контексте следует отметить деятельность по разработке Основ законодательства ЕврАзЭС, которая регулируется договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества и порядке их разработки (Астана, 18 июня 2004 г.). Данный акт устанавливает унифицированный порядок их разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия. Согласно ст.1 данного Договора под Основами законодательства ЕврАзЭС понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для Сторон нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения Сторонами соответствующих соглашений. Разработка проектов Основ законодательства ЕврАзЭС осуществляется рабочими группами. Их состав формируется Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС с учетом предложений Сторон и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. По одобренным Межпарламентской Ассамблеей проектам Интеграционный Комитет ЕврАзЭС принимает одно из следующих решений: одобрить проект Основ законодательства ЕврАзЭС и внести его на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств или направить проект Основ законодательства ЕврАзЭС в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС на доработку.
Одобренные Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС проекты Основ законодательства ЕврАзЭС рассматриваются Межгосударственным Советом ЕврАзЭС на уровне глав государств. Последний либо предлагает Сторонам подписать соглашение о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС, либо направляет проект Основ законодательства ЕврАзЭС в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС на доработку.
основные этапы и перспективы развития ЕврАзЭС
Важнейшим этапом на пути развития интеграции в рамках ЕврАзЭС стало подписание 21 февраля 2003 года договора о сотрудничестве в охране внешних границ государств его членов. Документом предусмотрено сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией и религиозным экстремизмом. В соответствии с договором сотрудничество между странами-участницами осуществляется по пяти основным направлениям — гармонизации национальных законодательств, проведении взаимных консультаций, координации оперативно-розыскной деятельности, сотрудничестве погранведомств в сфере охраны границ, взаимном содействии в материальном обеспечении. Документом предусмотрено также взаимное предоставление воздушным судам пограничных ведомств воздушных коридоров, аэропортов, посадочных площадок, а также предоставление навигационной и метеорологической информации. Кроме того, в соответствии с договором, стороны оказывают содействие в подготовке и переподготовке военных кадров для пограничных ведомств. серьезное влияние на развитие ЕврАзЭС оказало заседание Межгосударственного совета организации в июне 2004 года в Астане. В ходе совещания были достигнуты важные договоренности об эффективном освоении водно-энергетических ресурсов, созданию единой тарифной базы ЕврАзЭС на железнодорожные перевозки грузов, согласованы позиции государств по вступлению в ВТО, основы приграничной политики, основы законодательства ЕврАзЭС. Был одобрен текст соглашения о сотрудничестве на рынке ценных бумаг. Целями соглашения является создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработка и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите интересов инвесторов межгосударственного рынка ценных бумаг, создание информационной базы данных по межгосударственным рынкам ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней сторон. При этом под межгосударственным рынком ценных бумаг понимается совокупность рынков ценных бумаг сторон, объединенных общими принципами функционирования и государственного регулирования. Участниками межгосударственного рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, определенных в соответствии с законодательством каждой из сторон. Сделки на межгосударственном рынке ценных бумаг осуществляются в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они совершаются. Расчеты по сделкам с ценными бумагами, совершаемыми на межгосударственном рынке ценных бумаг, осуществляются в валюте, которая определяется по соглашению участников рынка с учетом требований законодательства страны, на территории которой совершаются эти сделки.
страны — члены ЕврАзЭС обязались принять меры по гармонизации законодательства, регулирующего эмиссию ценных бумаг, допуск ценных бумаг резидентов к размещению и обращению на территорию другой страны, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг института коллективных инвестиций. В ходе встречи был утвержден план сотрудничества в сфере банковского регулирования и надзора в рамках ЕврАзЭС на 2005-2006 годы, а также бюджетное послание, в котором определены основные направления работы в области экономики и бюджетной политики, достигнута договоренность об унификации железнодорожных тарифов при перевозке массовых грузов. Заключенный договор о статусе основ законодательства ЕврАзЭС устанавливает унифицированный порядок их разработки, рассмотрение, принятие, изменение, приостановление и прекращение действия. Договор определяет принципы разработки основ законодательства ЕврАзЭС, а также объясняет процедуру разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия основ законодательства ЕврАзЭС. Согласно документу, государственные органы сторон осуществляют контроль за реализацией основ законодательства путем проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия основам законодательства ЕврАзЭС. документ также предписывает осуществление обмена информацией между сторонами о реализации основ законодательства.25 октября 2004 года Секретариаты Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) подписали протокол о взаимодействии. В основу документа положена необходимость сотрудничества между секретариатами. Предусмотрена организация взаимодействия в вопросах борьбы с терроризмом, в вопросах пересечения границы. Документом предусмотрено осуществление регулярного обмена информацией и документами, представляющими взаимный Интерес (планами работы, графиками планируемых мероприятий, открытыми справочными, обзорными и аналитическими материалами). Протоколом о сотрудничестве предусмотрено также оказание на экспертном уровне взаимной помощи в подготовке документов и материалов, принятие мер по участию своих представителей в заседаниях органов ЕврАзЭС и ОДКБ, создание при необходимости совместных рабочих групп для подготовки предложений и рекомендаций по решению наиболее важных вопросов, а также инициирование в установленном порядке взаимного предоставления статуса наблюдателя.
сентября 2004 г. на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сотрудничества в Москве приняты решения по либерализации и гармонизации акцизной политики, единых правилах лицензирования товаров и услуг, подлежащих импорту и экспорту, а также перечень товаров и услуг, подлежащих экспортному контролю. В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливно-энергетического баланса государств сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна на рынки сообщества. В ноябре 2005 года начал свою работу Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС. основной задачей этого органа является выработка стратегии и тактики развития сообщества и входящих в него его государств в сфере экономической и финансовой политики.
Активно развивалось и международное сотрудничество ЕврАзЭС.8 мая 2005 г. в Пекине был подписан меморандум о взаимопонимании между секретариатом ШОС и секретариатом Интеграционного комитета ЕврАзЭС. Согласно тексту документа, стороны осуществляют взаимный обмен информацией и проводят консультации в областях, представляющих взаимный интерес, прежде всего, в сфере экономического взаимодействия.
ШОС и ЕврАзЭС договорились обмениваться информацией по сотрудничеству в областях торговли, энергетики, защиты окружающей среды, транспорта, в том числе развития Евразийских транспортных коридоров, информатики и коммуникаций, обеспечения благоприятных условий для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, поощрения и защиты инвестиций, туризма. стороны согласились также сотрудничать в области образования, здравоохранения, спорта, занятости населения и трудовой миграции, науки, культуры. Главным решением прошедшего в январе 2006 года саммита глав государств ЕврАзЭС стало принятие в ряды организации Республики Узбекистан. безусловно, для Узбекистана вступление в ЕврАзЭС выгодно с точки зрения дальнейшего экономического развития страны. Узбекистан способен стать значимым субъектом ЕврАзЭС, поскольку является одним из крупнейших государств Центральной Азии по экономическому потенциалу. совершенно очевидно, что вступление в такую организацию как ЕврАзЭС с экономической точки зрения имеет целью модернизировать экономику страны и укрепить ее позиции на внешней арене, посредством использования ресурса достаточно мощной региональной межгосударственной организации, в которой наиболее значительная роль принадлежит Российской Федерации. кроме того важна и политическая составляющая, особенно после поддержки Москвой властей Узбекистана, после Андижанских событий. Для перспектив ЕврАзЭС имеет большое значение скорейшая интеграция Узбекистана, превращение ЕврАзЭС для Ташкента в еще более выгодную организацию для членства. Это даст возможность не допустить возможного отката в его политике, разочарования в новой для себя организации, ведь Политика Ташкента, помимо стратегических оснований во многом построена на тактических расчетах, что показало вхождение страны и последующий выход ее из ГУАМ и общий вариативный курс внешней политики. Россия на данном этапе заинтересована в активной работе Узбекистана в рамках ЕврАзЭС. Это с одной стороны укрепляет саму организацию, а с другой способствует усилению позиций России в экономике Узбекистана и повышению ее значения в Центральной Азии в военно-политическом плане. Решается проблема транзита электроэнергии из Таджикистана через Узбекистан. Будет расширяться и сотрудничество в газовой сфере, в геологоразведку и освоении газовых месторождений в Узбекистане, а также в рамках реконструкции газотранспортной сети Средняя Азия-Центр. В настоящий момент идет активный процесс включения Республики Узбекистан в процесс работы структур ЕврАзЭС и присоединения ее к основным правовым актам организации.
Для членов ЕврАзЭС важно решить также проблему конкуренции между Узбекистаном и Казахстаном в Центральной Азии, которая во многом стала тормозом на пути развития в качестве самостоятельной организации другого интеграционного объединения на постсоветском пространстве ОЦАС. На эффективность деятель ОЦАС в регионе также оказало негативное влияние отсутствие режима свободной торговли между всеми участниками организации, а также различие экономических интересов. При этом многие страны региона стали участниками негласной борьбы в сфере установления тарифов и цен на пользование линиями электропередачи, транзитного проезда транспортных средств, водных ресурсов, используемых как в ирригационный период, так и в энергетической области. Как следствие вышеперечисленных проблем ОЦАС не смогла оправдать доверие стран региона. В итоге 7 октября 2005 г. на саммите ОЦАС в Санкт-Петербурге было принято решение объединить Организацию "Центрально-Азиатское сотрудничество" с ЕврАзЭС.
важной вехой на пути развития ЕврАзЭС стало создание в январе 2006 года Евразийского банка. Уставной Капитал этого банка — полтора миллиарда долларов, предусмотрена возможность присоединения со своим уставным капиталом других членов организации. Одна из основных задач, поставленных перед банком — содействие осуществлению инфраструктурных (в том числе транспортных, энергетических) проектов на пространстве сообщества. Очевидно, что эти проекты требуют больших финансовых средств, которые и будет предоставлять Евразийский поскольку для нормального экономического взаимодействия в рамках организации крайне важен собственный финансовый институт.
Банк учрежденный Россией и Казахстаном, открыт для всех членов Евразийского экономического сообщества. Созданы совет банка, идет работа по сбору информации о действующих или потенциальных объектах для инвестирования на территории ЕврАзЭС. Неравномерность распределения источников энергоносителей по странам сообщества обусловливает объективную необходимость углубления интеграции в топливно-энергетическом секторе экономики. Ее основой является диверсификация энергетического комплекса, обеспечивающая устойчивый рост экономики стран сообщества. В этом направлении подготовлены соглашения, определяющие порядок взаимодействия энергетических систем государств — членов ЕврАзЭС. Так, на основе соглашения, принятого в 2005 году, ведется совместная разработка топливно-энергетического баланса сообщества. Определены условия информационного обеспечения общего энергетического рынка и подготовлено соответствующее соглашение по этому поводу. В настоящее время в разработке находятся проект Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка и проект Соглашения по развитию трубопроводного транспорта государств — членов ЕврАзЭС. Подписано соглашение по совместной разработке топливно-энергетических балансов и ряд других.
июня 2006 г. на саммите глав государств-членов ЕврАзЭС в Москве был одобрен ряд решений, касающихся развития сотрудничества в рамках организации. Участники встречи рассмотрели ход выполнения в 2004 году мероприятий по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы и последующие, концепцию сотрудничества государств ЕврАзЭС в валютной сфере, проект взаимодействия пограничных ведомств при возникновении кризисных ситуаций, а также вопрос о порядке согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС. На саммите главы государств обсуждали ход формирования общего таможенного тарифа, вопросы эффективного освоения водно-энергетических ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья, реализацию Межгосударственным банком функций международной инвестиционно-кредитной и расчетной организации. Лидеры стран ЕврАзЭС обсудили и приняли решения о порядке формирования и использования средств специальных фондов (специальных счетов) для финансирования межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС, о бюджетном послании Межгоссовета ЕврАзЭС "О бюджетной политике на 2006 год", об отчете по исполнению бюджета ЕврАзЭС за 2004 год, а также о статусе международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС. По оценкам официальных лиц и ведущих экспертов к 2008 г. завершится Создание единого Таможенного союза в Евразийском экономическом сообществе. Соответствующее решение принято в ходе саммита глав государств стран ЕврАзЭС в Сочи в августе 2006 г. Одним из главных условий создания единого Таможенного союза в ЕврАзЭС — равные условия конкуренции, в том числе единых цен на энергоносители. В Таможенном союзе одновременно могут вводиться квотирование на ввоз товаров из третьих стран или запрет на их ввоз. сегодня в ЕврАзЭС полностью завершен процесс создания единой зоны свободной торговли и свободного перемещения товаров. За последний год товарооборот между странами-членами ЕврАзЭС возрос на 25 проц. Для полноценного функционирования Таможенного союза необходимы единый таможенный тариф на все товары, таможенная граница по внешнему периметру с одинаковыми правилами и орган, который будет регулировать таможенно-тарифную политику. Согласно проекту, на первом этапе постоянными членами таможенного союза будут Белоруссия, Казахстан и россия, в качестве наблюдателей в нем будут присутствовать Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Также в планах ЕврАзЭС разработаны и утверждены по итогам неформального саммита глав государств ЕврАзЭС в Сочи разработка концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центральноазиатского региона с учетом имеющихся наработок по линии ОЦАС и международного опыта. При этом не исключено дальнейшее расширение ЕврАзЭС посредством присоединения государств со статусом наблюдателя. Прежде всего, это касается Армении и Украины, которая в последнее время после создания коалиционного правительства проявляет заметный интерес к организации, подтверждением чего стало участие премьер-министра Украины Виктора Януковича в неформальном саммите глав государств членов ЕврАзЭС в Сочи в августе 2006 г. ЕврАзЭС, в случае реализации поставленных целей, вполне способна стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве, хотя уже сегодня эта организация по своей эффективности заметно превосходит все прочие интеграционные объединения. более того, дальнейшее развитие этой организации, углубление интеграции между ее членами вполне способно превратить его в некий аналог ЕС на территории бывшего СССР, в организацию определяющую развитие огромного региона и являющуюся центром притяжения для ряда государств Евразии. Сегодня в области экономической политики согласованы основные направления проведения структурной перестройки экономики государств — участников Таможенного союза. Кроме того, во всех странах — участницах ЕврАзЭС введена взаимная конвертируемость национальных валют. Согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начато создание общей платежной системы. Осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения", что предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета.
Создана правовая основа признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Определена концепция формирования единого экономического пространства. В гуманитарной области введен безвизовый режим перемещения граждан, согласован процесс получения скорой медицинской помощи, упрощена процедура отправления почтовых и денежных переводов. Согласован упрощенный порядок приобретения гражданства. Начата гармонизация национального законодательства в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной областях. С расширением ЕврАзЭС и вступлением в него Узбекистана увеличиваются возможности рационального использования транзитного потенциала стран Сообщества, модернизации транспортной инфраструктуры, проведения согласованной политики в базовых отраслях экономики (в том числе в машиностроении, топливно-энергетическом и металлургическом секторах), сотрудничества в аграрной сфере. Реализация указанных направлений станет важным фактором формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг государств ЕврАзЭС. Однако различные темпы рыночных преобразований в странах сообщества, невыполнение принятых на межгосударственном уровне некоторых решений в области таможенной и тарифной политики в определенной степени сдерживают развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Отмечается недостаток интеграции в области транспортной и энергетической политики. Проблемой являются устанавливаемые нетарифные барьеры: экологические сборы, плата за пользование транспортной инфраструктурой, административные ограничения, а также отсутствие единых требований к транспортным коммуникациям.
Следует отметить сохраняющуюся неэффективную систему таможенного контроля поставляемых в рамках ЕврАзЭС энергоресурсов. При транспортировке товаров и передаче услуг, произведенных на территориях стран ЕврАзЭС, через их внутренние границы таможенные пошлины в основном не взимаются. Но все грузы, пересекающие, проходят полное таможенное оформление, что существенно замедляет скорость движения грузов и пассажиров. В пограничных пунктах пропуска каждая сторона осуществляет свой пограничный и таможенный контроль. слишком велики различия в уровне экономического развития государств ЕврАзЭС. Наиболее развитыми в экономическом плане государствами являются россия, Беларусь и Казахстан, где достигнуты устойчивые темпы экономического роста. однако и эти три государства отличаются между собой по уровню проводимых рыночных преобразований. слишком велики различия в уровне и глубине рыночных реформ, примером чего может служить разница экономических моделей Беларуси и россии.
Наименее развитыми государствами в настоящее время и требующими большего привлечения иностранных инвестиций в экономику пока остаются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Со вступлением в ЕврАзЭС Узбекистана различия в темпах экономического развития и рыночных преобразований в странах Сообщества еще более усиливаются. В перспективе возможны достаточно серьезные разногласия между Астаной, Москвой и Ташкентом по поводу определения стратегии развития ЕврАзЭС. Так, можно представить негативную реакцию Узбекистана на необходимость создания полноценного наднационального органа в рамках этой организации, на чем давно настаивает Казахстан. Проблемой также является применение во взаимной торговле государствами ЕврАзЭС антидемпинговых мер во взаимной торговле. Важным негативным элементом остается отсутствие комплексного анализа по оценке экономических и политических последствий вступления государств ЕврАзЭС в ВТО. Для ЕврАзЭС характерно также слабое развитие национальных фондовых и валютных рынков, низкий уровень интеграции государств ЕврАзЭС в аграрной сфере. почти отсутствуют производственная кооперация и специализация между предприятиями отрасли. Низким остается уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики стран сообщества. Отмечается также низкий уровень взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС. Взаимодействию субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС препятствует наличие определенных рисков для развития предпринимательства в странах Сообщества: высокий уровень коррупции; вмешательство государственных органов в деятельность малых и средних предприятий; отсутствие финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время основной проблемой для развития малого и среднего бизнеса в государствах ЕврАзЭС являются всевозможные законодательные барьеры, огромное количество проверок со стороны государства, стремление многих чиновников усилить контроль за Деятельностью предприятий. От динамичного решения всех этих проблем зависит будущее интеграционного проекта ЕврАзЭС. выгодным отличием последнего от всех остальных экономических ассоциаций постсоветского пространства является несмотря на все проблемы достаточно очевидное и прагматичное распределение ролей между участниками, четко очерченные сферы деятельности, разветвленная структура, разработанная правовая база. Реализация поставленных задач на ближайшие годы позволит решить основные проблемы ЕврАзЭС,. Увеличение эффективности ЕврАзЭС очень важно, прежде всего, для самой российской Федерации. ЕврАзЭС представляет для России особую ценность, поскольку является рычагом, с помощью которого россия может воздействовать на постсоветское пространство. ЕврАзЭС является полноценной международной организацией, которая охватывает значительную часть бывшего СССР. Это по сути дела механизм влияния на постсоветское пространство и Центральную Азию, где кроме ЕврАзЭС в экономическом плане нет ни одного широкого интеграционного экономического проекта. Поэтому россия, играя в ЕврАзЭс первую роль, берет на себя функции управляющего арбитра в регионе, через ЕврАзЭс усиливая свое действующим интеграционным проектом на постсоветском пространстве, созданным с учетом новых реалий, способным заложить новые основы интеграции стран постсоветского зарубежья.
евразийское экономическое общество международная
Заключение
Осуществленный нами анализ позволяет увидеть что конце ХХ века видно, что Интеграция независимых государств на постсоветском пространстве просто необходима. И уже делаются необходимые шаги. Главным шагом стало создание ЕврАзЭС. К числу приоритетных направлений деятель ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:
Энергетика — совместное основание гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.
Трудовая миграция — социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.
Аграрно-промышленный комплекс — согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран Сообщества, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и т.д.)
Данная работа позволяет увидеть фрагменты многоплановой и сложной картины интеграционных процессов на территории стран Содружества. Оценивая место и роль настоящей работы в складывающейся историографии проблемы, следует отметить, что она является первым шагом по обобщению имеющегося материала по данному вопросу, а это предполагает необходимость более детального и подробного изучения вопросов интеграции стран Содружества в дальнейшем.
список используемой литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. №940 об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами — участниками СНГ.
. Приказ ГТК РФ от 04.04.1995г. О первоочередных мерах по реализации соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995г.
. основные документы по Таможенному союзу по состоянию на 15 июля 1995г.
. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве управления таможенными службами.
. договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, заключенного в рамках государств Таможенного союза.
. Договор между республикой Беларусь, Казахстан, Кыргызской республикой, российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996г.
. договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.99г.
. Решение от 31.03.2001г. №2 г. Минск об обеспечении преемственности органов управления интеграцией.
. информация о высших должностных лицах Евразийского экономического сообщества.