Учебная работа. Исламский эмират талибов в Афганистане

Исламский эмират талибов в Афганистане

БЕЛОРУССКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ЯЗЫКОЗНАНИЯ И СТРАНОВЕДЕНИЯ ВОСТОКА

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ

"РЕЛИГИЯ стран БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА"

НА ТЕМУ

"ИСЛАМСКИЙ ЭМИРАТ ТАЛИБОВ В АФГАНИСТАНЕ"

Выполнила: Бедункевич ксения Игоревна,

студентка 4 курса ЛСВ

Минск, 2014

Содержание

Введение

Правительство "моджахедов" и возникновение движения Талибан

Приход талибов к власти в Афганистане и образование Эмирата

Заключение

Библиографический список

Введение

Исламский эмират в Афганистане был установлен возникшим в 1994 году движением "Талибан". важно то, что данное самопровозглашенное образование действовало с 1996 по 2001 год и было уничтожено только в результате совместной операции правительственных войск и сил НАТО.

Даже прочитав столь короткое ревю, можно сразу отметить: каким образом движение Талибан смогло за такой непродолжительный срок набрать влияние, достаточное для того, чтобы в 1996 захватить страны? Какие компоненты, властные и силовые, идеологические и религиозные, были использованы? В данной работе предлагается рассмотреть вопрос влияния религиозных и идеологических факторов на политический дискурс в Афганистане во время существования Исламского эмирата талибов. В первой части будет рассмотрен вопрос возникновения движения Талибан и политические предпосылки для его появления, а во втором разделе будет освещен вопрос непосредственно идеологии Эмирата талибов.

Правительство "моджахедов" и возникновение движения Талибан

Победное шествие талибов по территории Афганистана впечатляет: в 1994 г захвачен Кандагар — в дальнейшем местопребывание "повелителя Правоверных", муллы Омара, в 1995 г талибами занят Герат, в 1996 г — Кабул, и в 1997 г сдан Мазари-Шариф, а Ахмад Шах Масуд, "панджшерский лев", уходит в глубокую оборону. Для объяснения этих событий обратимся к более раннему периоду — правлению моджахедов Б. Раббани и Г. Хикматьяра, а также возникновению движения Талибан и рассмотрим его религиозно — идеологическую основу.

Для резюмирования этой ситуации обратимся к отчету Кеннета Катцмана, специалиста по ближневосточной стратегии, созданного для Центра исследований Конгресса США от 17 января 2014 года. В целях сохранения авторских оценок и ввиду владения английским языком всех заинтересованных лиц, выдержки из отчета будут процитированы на языке оригинала.

"The fall of Najibullah exposed the differences among the mujahedinparties. The leader of one of the smaller parties (Afghan National Liberation Front), Islamic scholar Sibghatullah Mojadeddi, was president during April-May 1992. Under an agreement among the major parties, Rabbani became president in June 1992 with agreement that he would serve until December 1994. He refused to step down at that time, saying that political authority would disintegrate without a clear successor. That decision was strongly opposed by other mujahedinleaders, including Gulbuddin Hikmatyar, a Pashtun, and leader of the Islamist conservative Hizb-e-Islam Gulbuddin mujahedin party. Hikmatyar and several allied factions began fighting to dislodge Rabbani. Rabbani reached an agreement for Hikmatyar to serve as Prime Minister, if Hikmatyar would cease the shelling Kabul that had destroyed much of the western part of the city. However, because of Hikmatyars distrust of Rabbani, he never assumed a working prime ministerial role in Kabul. In 1993-1994, Afghan Islamic clerics and students, mostly of rural, Pashtun origin, formed the Taliban movement. Many were former mujahedinwho had become disillusioned with conflict among mujahedin parties and had moved into Pakistan to study in Islamic seminaries ("madrassas) mainly of the "Deobandi school of Islam. Some say this interpretation of Islam is similar to the "Wahhabism" that is practiced in Saudi Arabia. Taliban practices were also consonant with conservative Pashtun tribal traditions. The Talibans leader, Mullah Muhammad Umar, had been a fighter in Khaliss Hezb-i-Islam party during the anti-Soviet war-Khalis party was generally considered moderate Islamist during the anti-Soviet war, but Khalis and his faction turned against the United States in the mid-1990s. Many of his fighters, such as Mullah Umar, followed Khalis lead. Umar, a low-ranking Islamic cleric, lost an eye in the anti-Soviet war. The Taliban viewed the Rabbani government asweak, corrupt, and anti-Pashtun, and the four years of civil war between the mujahedingroups (1992-1996) created popular support for the Taliban as able to deliver stability. With the help of defections, the Taliban peacefully took control of the southern city of Qandahar in November 1994. Upon that capture, Mullah Umar ordered the opening of the Qandahar shrine containing the purported cloak used by the Prophet Mohammad; he reportedly donned the purported cloak briefly in front of hundreds of followers. By February 1995, it was approaching Kabul, after which an 18-month stalemate ensued. In September 1995, the Taliban captured Herat province, bordering Iran, and imprisoned its governor, Ismail Khan, ally of Rabbani and Masoud, who later escaped and took refuge in Iran. In September 1996, new Taliban victories near Kabul led to the withdrawal of Rabbani and Masoud to the Panjshir Valley north of Kabul with most of their heavy weapons; the Taliban took control of Kabul on September 27, 1996. Taliban gunmen subsequently entered a U. N. facility in Kabul to seize Najibullah, his brother, and aides, and then hanged them. "

Если же привести точку зрения С. Пахмутова, то можно отметить следующее. Движение было создано для решения конкретной политической цели — преодоление дефрагментации Афганистана. На политическую арену "Талибан" впервые вышел весной 1994 года. Центром зарождения движения стал Кандагар — город в юго-восточной части Афганистана. движение "ищущих знаний" (именно так переводится на русский язык слово "таалиб") провозгласило своей целью создание так называемого "истинно исламского государства". По слухам, за "Талибаном" как за вооруженной силой с самого начала стоял Пакистан, вернейший союзник США в центральноазиатском регионе. Да и саму идею создания "Талибана" многие эксперты приписывают именно США. Соединенные Штаты преследовали в том числе и экономические задачи — американский консорциум Unocal намеревался построить через территорию Афганистана газопровод и нефтепровод из Туркмении к Индийскому океану. альтернативный проект — газо — и нефтепровод через территорию Ирана — был невозможен, поскольку по американскому закону Д`Амато Инвестиции в экономику Ирана запрещены. Но после 1992 года Афганистан представлял собой "зону нестабильности", раздираемый вооруженной борьбой между мождахедскими группировками, пришедшими к власти после свержения просоветского режима Наджибуллы. А главная "надежда и опора" США в борьбе против советских войск — Гульбеддин Хекматиар, которого "штатники" снабжали новейшим вооружением, в том числе и "Стингерами", в начале 1990-х годов занял резко антиамериканскую позицию в связи с агрессией США в Персидском заливе "Буря в пустыне"). понадобилась новая политическая и военная сила, которая могла бы объединить Афганистан. Так родилась идея создания "Талибана".

Костяк движения составили молодые беженцы (по большей части "сироты афганской войны") из лагерей, в большинстве своем находящихся в Северо-Западной провинции Пакистана, прошедшие соответствующую идеологическую "обработку" в мусульманских школах. На роль основателя были выбраны мулла Мохаммад Омар (потерявший глаз во время войны против наших войск), и мулла Мохаммад Раббани (не путать с Бурханутдинном Раббани, этническим таджиком, ставшим президентом Афганистана в 1992 году). Моххамад Омару Ахунзада (таково его полное имя) осенью 1994 года шел 31-й год. Во время войны против прокоммунистического режима в Кабуле и советского присутствия в Афганистане он являлся полевым командиром небольшого отряда моджахедов, принадлежащего к партии Наби Мохаммади из состава Пешаварского альянса. многие из окружения Омара были выпускниками медресе Хаккания, расположенного близ Пешавара и известного своими ультрарадикальными исламскими воззрениями. По слухам, небезызвестный Усама Бен Ладен, выращенный ЦРУ для войны против наших войск и чудом уцелевший после первого же боестолкновения с нашими десантниками, женат на старшей дочери муллы. По некоторым данным, прямое финансирование, военная подготовка талибов и снабжение их современным оружием осуществлялись Корпусом пограничной стражи и элитными подразделениями пакистанских десантников под руководством министра внутренних дел Пакистана Насруллы Бабара. позднее движение стало пользоваться и непосредственной поддержкой пакистанской спецслужбы ISI.

Своими врагами талибы объявили все военно-политические группировки, пришедшие к власти в Афганистане после падения Наджибуллы. Все эти группировки на протяжении всей войны 1979-89 гг. финансировались из США, Пакистана и Саудовской Аравии. Но, придя к власти, они немедленно начали боевые действия между собой. В 1992-94 годах будущие лидеры так называемого "северного альянса" Абдул Рашид Дустум (бывший генерал армии Наджибуллы, этнический узбек) и "панджшерский лев" Ахмад Шах Масуд (этнический таджик) очень серьезно воевали между собой за контроль над северным Афганистаном, а этнический пуштун (народность, составляющая большинство населения Афганистана) Гульбетддин Хекматиар, сначала был премьер-министром Афганистана, а потом повернул оружие против отрядов, верных "президенту" Бурханутдинну Раббани.

Приход талибов к власти в Афганистане и образование Эмирата

В отчете К. Катцмана данный период описан весьма убедительно: "The Taliban regime was led by Mullah Muhammad Umar, who held the title of Head of State and "Commander of the Faithful." He remained in the Taliban power base in Qandahar and almost never appeared in public, although he did occasionally receive high-level foreign officials. Al Qaeda leaders Osama bin Laden relocated from Sudan to Afghanistan, where he had been a recruiter of Arab fighters during the anti-Soviet war, in May 1996. He at first was located in territory in Nangarhar province controlled by Hezb-i-Islam of Yunus Khalis (Mullah Umars party leader) but then had free reign in Afghanistan as the Taliban captured nearly all the territory in Afghanistan. Umar reportedly forged a political and personal bond with Bin Laden and refused U. S. demands to extradite him. Like Umar, most of the senior figures in the Taliban regime were Ghilzai Pashtuns, which predominate in eastern Afghanistan. They are rivals of the Durrani Pashtuns, who are predominant in the south. The Taliban lost international and domestic support as it imposed strict adherence to Islamic customs in areas it controlled and employed harsh punishments, including executions. The Taliban authorized its "Ministry for the Promotion of Virtue and the Suppression of Vice to use physical punishments to enforce strict Islamic practices, including bans on television, Western music, and dancing. It prohibited women from attending school or working outside the home, except in health care, and it publicly executed some women for adultery. In what many consider its most extreme action, and which some say was urged by Bin Laden, in March 2001 the Taliban blew up two large Buddha statues carved into hills above Bamiyan city, considering them idols".

Что касается непосредственно религиозной основы, то Талибан" установил в Афганистане исламистский режим, основанный на строгом исполнении норм шариата, в трактовке которых радикальный ваххабизм соединялся с местной этико-дисциплинарной традицией. Был наложен запрет на телевидение, интернет, изобразительное искусство, музыкальные инструменты, белую обувь (белый — цвет талибского флага). мужчинам предписывалось обязательно носить бороду определенной длины. женщинам не позволялось работать, лечиться у врачей-мужчин, появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола; был значительно ограничен их доступ к образованию (в 2001 девочки составляли только 1% посещающих школу). широко практиковались средневековые виды наказаний: за воровство отрубали одну или две руки, за супружескую неверность побивали камнями; в большом ходу были публичные телесные наказания. Талибы отличались крайней религиозной нетерпимостью. Будучи приверженцами суннитской формы ислама, они преследовали шиитов, из-за чего резко ухудшились их отношения с соседним Ираном. В марте 2001 они взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные в скалах Бамиана в 3 и в 6 в., что вызвало осуждение во всем мире. Хотя талибы покончили с гражданской войной, в период их правления пришли в упадок система образования, здравоохранение, коммунальное хозяйство, увеличилась безработица; после суровой зимы 2000-2001 во многих провинциях разразился голод, возрос поток беженцев в Пакистан. При попустительстве властей процветала контрабанда (особенно, электроники) и производство опиума, с которого они взимали 10% налог. В июле 2000 под нажимом зарубежных стран афганское руководство запретило выращивание и продажу опиумного мака, что привело к сокращению его мирового производства в три раза.

хорошо описаны шаги Талибана по установлению порядка: "Заняв Кабул в августе 1996 года, талибы провозгласили Афганистан исламским эмиратом. Мулла Омар был провозглашен амир-уль-муминином, то есть, "повелителем всех правоверных". Под руководством муллы они приступили к строительству в Афганистане мусульманского теократического государства, основанного на принципах "чистого ислама". внутри движения большое значение придавалось духовному началу в его организации и управлении. Была образована так называемая Большая Шура, в состав которой входило около 50 человек, среди них самыми известными были мулла Мохаммад Раббани, мулла Аббас (талибский мэр Кандагара), мулла Мышр, мулла Хасан (губернатор провинции Кандагар), мулла Муттаки. Следует заметить, что не все члены высшего руководства "Талибана" по праву носили духовные звания. Эти звания были призваны подчеркнуть приоритет духовного в жизни мусульманского общества. Тем самым, движение "Талибан" сделало заявку о стремлении вернуться к принципам организации первоначальной мусульманской общины, когда руководство общины выполняло сразу обе функции управления — светскую и духовную.

На подконтрольных им территориях (а это было 95% территории страны) талибы ввели нормы шариатского правления, причем они обосновывали это ссылками на хадисы (изречения) пророка Мухаммеда, не вошедшие в Коран. Так, например, мужчинам строго предписывалось носить бороды и под страхом смерти запрещалось их брить. При этом талибы отсылали всех к хадисам почитаемого ими средневекового мусульманского богослова Аль-Бухари родом из афганской провинции Балх: "Пророк сказал: отличитесь от мушрикин (многобожники), отрастите бороду и усы". Всем женщинам предписывалось носить глухую паранджу, им запрещалось работать, учиться, посещать общественные мероприятия. Были запрещены инструментальная музыка (разрешались только религиозные исламские песнопения), западная одежда, западные прически, телевидение. По радио транслировались исключительно религиозные передачи. Апофеозом установления "нового исламского порядка" был взрыв статуй Будды в провинции Бамиан. Его талибы оправдывали тем, что в Коране есть прямой запрет на изображение человека. Но был и еще один фактор: талибы считали буддизм языческой религией, поэтому они и уничтожили статуи, объявив их идолами. Но, наряду с такими странными законами, талибами были изданы и вполне здравые указы. Так, за разные извращения виновных живьем закапывали в землю, также смертью каралась и супружеская неверность. Принимались жесточайшие меры к наркоторговцам." Вероятнее всего, издание таких законов было лишь ответной защитной реакцией афганцев, у которых было очень сильно исламское мироощущение, на агрессивное наступление бездуховной западной цивилизации, которая постепенно проникала и в Афганистан. К тому же, выдвигаемые "Талибаном" идеи исламского аскетизма находили широкий отклик в душах афганцев, которые никогда не стремились к непонятным и ненужным, с их точки зрения, "благам цивилизации", потому что большинство из них и понятия не имело об этих "благах".

Важно отметить, что между террористической организацией Аль — Каида и движением Талибан есть отличия. Аль-Каида состоит из мусульман-суннитов, которые практикуют ваххабизм, который считается самой радикальной формой ислама. Аль-Каида хочет установить исламское правление, все правительства должны состоять из исламских лидеров. Талибы изначально состояли из религиозных студентов, которые были очень консервативны. Они верили в шариат (исламские закона). В Талибане преобладают люди с пуштунской идентичностью, и контролировали Афганистан с 1996 по 2001 год. после отстранения от власти в 2001 году, они начали распространение терроризма по всему миру. По этимологии и Талибан и Аль-Каиды являются арабскими словами. Аль-Каида — "основа". Талибан состоит талибов, что означает "студент". Происхождение Аль-Каида может быть прослежено в трудах Сейида Кутба, исламский мыслитель. Основная Идеология Аль-Каиды создание исламского государства, с акцентом на шариат. Они хотят избавиться от социализма и национализма, которые они считают немусульманскими понятиями. Талибан "экстремистская Идеология с инновационными формами ислама в сочетании с пуштунским менталитетом. В то время как талибы ограничены конкретным регионом, Аль-Каида не имеет границ. Происхождение талибов, две версии: первая, что мулла Омар и его ученики были взволнованы после изнасилования и убийства девочек и мальчиков, которые ехали в Кандагар. Другая версия гласит, что Пакистан при поддержке талибов пытался очистить дорогу через Афганистан в республики Центральной Азии от бандитов. Аль-Каида, как считается, образована в 1988 году после встречи Усамы бен Ладена, руководителей Египетского исламского джихада и Абдуллой Аззамом.

Заключение

таким образом, можно утверждать, что исламское движение Талибан было не только политическим и религиозным, но и во многом социально — идеологическим направлением. Движение Талибан сыграло огромную роль в устройстве государства Афганистан, и даже сейчас его идейная платформа находит многих сочувствующих. Рассмотрев механизм эскалации конфликта и его религиозную составляющую, можно отметить, что после опыта с Афганистаном нельзя пренебрегать идейно-ценностными факторами, особенно при анализе и планировании действий в традиционно-племенных государствах Азии.

Библиографический список

1.Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983. — 368 с.

2.Мерсден П. Талибан. война и религия в Афганистане. М.: Гродец — издат, 2002 г. — 176 с.

.Пахмутов С. "Талибан" и россия: афганский вектор российской политики. Фонд "русская цивилизация", 2009 г. Режим доступа [#»justify»>4.Katzman K. Afghanistan: Post — Taliban governance, Security and U. S. policy. Congressional research service. Washington, January 17, 2014

.SIGAR: quarterly report to the United States Congress.

Учебная работа. Исламский эмират талибов в Афганистане