Учебная работа. Интеграционные процессы в современном мире
Интеграционные процессы в современном мире
Оглавление
Введение
Глава 1. сущность глобализации
Глава 2. Направления совершенствования интеграционных процессов в условиях глобализации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мы переживаем небывалую по своей мощи революцию. В последнее десятилетие новые производительные силы привнесли и покиданные изменения. Создаваемое на наших глазах глобальное сообщество изменяет мир радикальнее и быстрее, чем все открытия и научные прорывы прежних веков. Скорость и глубина перемен бросают вызов способности человека и человечества ориентироваться в окружающем мире, обозначить координаты пережинаемого этапа, соответствующим образом адаптировать свое сознание. иными словами, стремительно меняющийся мир нуждается в объяснении.
Речь идёт о мировой глобализации — цепи политических, экономических и технологических перемен, понижающих барьеры между государствами ради взаимообмена, о порожденных ею новых законах, особенностях и феноменальных чертах.
Противоречивый процесс глобализации включает несколько взаимосвязанных аспектов: культурно-психологический, социально-политический, экономический, информационно-технологический, этнический и др.
Результатом многопоколенной (надгрупповой) деятель людей является формирование национальных культур и национального самосознания: языков, обычаев — символов, героев, материальных ценностей, идеалов, норм и других подобных феноменов, надстраивающихся над индивидуальными (групповыми) формами, индивидуальным (групповым) самосознанием.
Итак, целью настоящей работы является анализ понятия глобализации и различных точек зрения и подходов исследователей на обсуждаемую проблему.
Глава 1. Сущность глобализации
Понятие глобализации получило широкое распространение в социальных науках с конца 1980-х годов. В настоящее время проблема глобализации выступает одной из центральных в теоретической социологии. Процессы глобализации рассматривались социологами уже в 70-е годы, но в тот период их исследования ограничивались главным образом экономической сферой. Примером такого подхода служит теория миросистемы И. Валлеретайна, описывающая процесс глобальной экспансии капиталистической экономики.
В этом процессе просматривается несколько тенденций. В их числе могут быть выделены интенсификация товарных и финансовых потоков, идущих через границы национальных государств; возникновение устойчивой тенденции формирования транснациональной экономики — углубления международного разделения труда: рост числа и размеров транснациональных корпораций; возникновение мировых рынков сырья, капитала, рабочей силы, то есть все то, что теперь принято именовать экономической глобализацией.
Следует отметить, что представители миросистемного подхода нередко ставят под сомнение принципиальную новизну современных процессов глобализации, считая их продолжением прежних тенденций развития мировой капиталистической экономики. Как пишет И. Валлерстайн, «хотя сегодня стало модным говорить о глобализации как о феномене, относящемся самое раннее к 70-м годам XX столетия, на деле транснациональные товарные цепочки хорошо известны с тех времен, когда система лишь зарождалась, и приобрели глобальный характер еще во второй половине XIX века. Разумеется, прогресс технологий открыл возможности транспортировки огромных масс товаров на значительные расстояния, но я рискну предположить, что структура и функционирование товарных цепочек не претерпели в XX веке кардинальных изменений, и таковые вряд ли произойдут даже под влиянием так называемой информационной революции».
С середины 80-х годов некоторые ученые начинают уделять все большее внимание политическим и культурным аспектам глобализации. В какой-то мере это явилось реакцией на экономический редукционизм теории Валлеретайна. Политические аспекты глобализации характеризовались в работах Э. Гидденса, Д. Хелда и ряда других социологов. С точки зрения этих исследователей, основным следствием глобализации в политической сфере является относительное ослабление влияния национального государства и одновременное возрастание роли различных международных организаций, а также интернациональных по своему составу социальных движений.
Как указывают некоторые исследователи, в отличие от существовавшей в XIX — начале XX века ориентации на решение государственных проблем (право наций на самоопределение, защита национального суверенитета, предотвращение межгосударственных конфликтов), преимущественная ориентация конца XX в. — это решение гуманитарных проблем (права человека, защита этнокультурных меньшинств, предотвращение геноцида, глобальных катастроф). Решение гуманитарных проблем силами международных организаций предполагает отчуждение части национально-государственного суверенитета в пользу созданных межправительственными соглашениями организаций.
Формулировка концепции глобализации, подчеркивающая роль культурных факторов в этом процессе, представлена в работах Р. Робертсона. Под глобализацией социолог понимает своего рода «сжатие» мира и усиление взаимозависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознанием целостности, единства мира.
таким образом, в концепции Робертсона выделяется, с одной стороны, объективный процесс расширения взаимодействия между различными регионами мира, а с другой стороны — отражение этого процесса в сознании людей. С точки зрения Робертсона. мир в целом представляет собой социокультурную систему, включающую разнообразные культуры, этнические группы, организации и движения, которые нередко выходят за пределы национальных границ.
Как подчеркивает Робертсон, глобализация всегда сопровождается локализацией. Глобальное и локальное не являются взаимоисключающими понятиями. Следствием глобализации становится то, что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом. Робертсон рассматривает процесс глобализации на фоне плюрализма культур. С его точки зрения, глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Каждая локальная культура по-своему реагирует на процессы глобализации.
процесс развития общества в конце XX века шел под воздействием массовых средств коммуникации и информатизации. С появлением новых информационных технологий появилась возможность ускорить и расширить в пространстве все социальные процессы. Резкий скачок коммуникационных и информационных потоков, всевозрастающие темпы жизни, сжатие мира — все это не могло не отразиться на способах интеракции с окружающим миром.
Одна из тенденций глобализации коммуникационная «революция».
Массовые коммуникации перестают быть пространственно ограниченными. возникновение Интернета и планетарных СМИ коррелирует с тенденцией формирования транснациональной массовой культуры. В результате экспансии транснациональной массовой культуры возникает феномен мультикультурализма — сосуществования на территории национального государства различных культур. В отличие от характерного для XIX — начала XX в. монокультурализма, когда сообщества, мультикультурализм предполагает не иерархию, а плюрализм культурных традиций.
В работах М. Уотерса глобализация трактуется как совокупность тенденций, ведущих к детерриториализации социального, обусловленной экспансией символических обменов. Фундамент теории глобализации, согласно Уотерсу. образует концепция отношения между социальной организацией и территориальностью. Отношение это в каждый исторический момент детерминируется одним из трех типов обмена: материальным (экономическим), политическим, символическим.
материальные обмены имеют тенденцию к локализации социальных отношений: Производство товаров предполагает концентрацию в одном месте рабочей силы, капитала, сырья; взаимодействие в режиме «лицом к лицу» при управлении процессом груда и при оказании услуг. Политические обмены имеют тенденцию к интернационализации — территориальной экспансии социальных отношений. Осуществление власти предполагает контроль над подчиненным населением, занимающим данную территорию, и гарантии суверенности этого контроля, получаемые посредством взаимодействия с инстанциями власти за пределами данной территории. Символические обмены имеют тенденцию к освобождению социальных отношений от пространственной референции. Процесс создания и трансляции интеллектуальных и эстетических символов может относительно легко перемещаться и осуществляться между территориально удаленными индивидами или группами. Поэтому глобализация общества — процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Экономика и политика глобализуются в той мере, в какой «пронизаны» символическими обменами.
своеобразный синтез теорий глобализации и информационного общества был осуществлен в работах М. Кастельса, который предпринял попытку всестороннего анализа социальных изменений в современном мире, связанных с принципиально новой ролью информационных технологий. Этот ученый рассматривает социальную структуру «сетевого общества», которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, политики и культуры. С его точки зрения, новые информационные технологии, являющиеся необходимым инструментом такой всесторонней трансформации, не могут считаться ее причиной.
Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике. Хотя эта Экономика является капиталистической, она представляет собой новую разновидность информационного и глобального капитализма.
Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в такой экономике становятся знания и информация. Процесс производства зависит от доступа к информационным технологиям, а также от качества человеческих ресурсов и их способности управлять новыми информационными системами. Все центры экономической активности оказываются тесно взаимосвязанными и зависят от глобальных финансовых рынков и международной торговли. В целом новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра, и опирается на постоянное взаимодействие между узлами этих сетей.
Анализируя изменения в социальной структуре. Кастельс отмечает возрастание социального неравенства и поляризации в глобальном информационном обществе. Решающее обладающих высокой квалификацией информациональных производителей и основную массу работников, не связанных с новыми технологиями. Представители первой группы контролируют свой рабочий процесс и в значительной степени становятся независимыми производителями. В то же время большая часть рабочей силы не имеет постоянного места работы, перемещаясь между различными источниками занятости. Кастельс указывает также, что усиливается социальное исключение индивидов, не представляющих ценности в качестве рабочих и потребителей. В конечном счете происходит размывание среднего слоя, который являлся опорой капиталистических обществ в индустриальную эпоху.
Согласно Кастельсу, в информационном обществе происходит трансформация отношений власти. Изменения в политической сфере связаны, прежде всего, с кризисом национального государства. В результате глобализации капитала, а также децентрализации властных полномочий, во все большей степени переходящих к отдельным регионам, рассматривает также роль средств массовой информации в политической жизни современных обществ. По его мнению, Политика осуществляется сегодня главным образом посредством манипулирования символами в средствах массовой информации.
Анализ основных концепций глобализации был осуществлен У. Беком. прежде всего, Бек проводит различие между глобализмом, глобальностью и глобализацией. Под глобализмом он понимает неолиберальную идеологию господства мирового рынка. Глобальность означает возникновение мирового общества, в рамках которого ни одна страна или группа стран не может существовать обособленно. наконец, глобализация представляет собой процесс формирования транснациональных социальных связей.
Как указывает Бек, «глобальность отражает то обстоятельство, что отныне все, что происходит на нашей планете, несводимо к локально ограниченному событию, что все изобретения, победы и катастрофы касаются всего мира и что мы должны нашу жизнь и паши действия, наши организации и институции подвергнуть реориентации и реорганизации в соответствии с осью «локальное — глобальное».
По мнению Бека, в настоящее время еще нельзя говорить о вполне сформировавшейся социологии глобализации. Исследования процессов глобализации выступают главным образом как отклонения от господствующих теоретических ориентаций.
Характеризуя различные концепции глобализации. Бек выделяет два основных подхода. Некоторые исследователи стремятся выявить одну доминирующую логику глобализации. В качестве таковой чаще всего рассматривается развитие мировой капиталистической системы, хотя центральная роль может отводиться также и политическим либо культурным процессам. С другой стороны, существует точка зрения, которую разделяет и сам Бек, что глобализация определяется несколькими различными факторами. Как пишет Бек, « друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей».
сходную точку зрения высказывают авторы одного из наиболее масштабных современных исследований процессов глобализации, отмечая, что глобализацию нередко пытались представить «в значительной степени как процесс, затрагивающий какую-то одну сторону жизни — чаше экономическую или культурную. Однако чтобы представить ее таким образом, приходится игнорировать процессы глобализации, происходящие в других аспектах социальной жизни. В этом смысле глобализацию лучше было бы понимать как глубоко дифференцированный процесс, который находит свое выражение во всех ключевых областях социальной деятельности (включая политическую, военную, законодательную, экологическую, криминальную и т.д.)». В последнее время такой подход к анализ) глобальных социальных изменений становится все более преобладающим в мировой социологии.
Хотя проблемы глобализации обсуждались в социологии лишь в течение довольно непродолжительного времени, уже можно говорить о некотором изменении тональности дискуссий по данной теме. Так, если в начале 90-х годов было принято выделять положительные стороны процесса глобализации, то к концу десятилетия все большее число западных социологов указывают на негативные последствия этого процесса. В число алармистски настроенных исследователей глобализации входят такие крупные теоретики, как У. Бек и 3. Бауман.
Развитие глобализации, несомненно, ставит вопрос — каковы адаптационные ресурсы человечества к этому процессу, достаточно ли подготовлены социальные и экономические структуры, столь интенсивные изменения для них травматичны. В последнее время ряд исследователей, в частности, П. Штомпка, выдвинули концепцию социокультурной травмы. Травма — это разрыв некоторых социальных тканей и процессов. При этом решающее именно события, происходящие вокруг этого разрыва. Штомпка исходит из того, что любые социальные изменения травматогенны. Вопрос в том, насколько глубоко, быстро и масштабно травмирован социальный организм. «социальная травма» может быть ключевым термином при рассмотрении событий, связанных с социальными изменениями и деформацией структуры общества, так как это понятие во многом объясняет и дополняет картину социальной реальности, отвечая на вопросы о характере изменений и их последствиях, влияющих на ход событии в дальнейшем. Необходимо отметить, что культурную травму Штомпка считает наиболее опасной и труднопреодолимой и что не все страны одинаково готовы придерживаться правил, устанавливаемых лидером этой гонки — западным миром.
Можно сделать заключение о том, что глобализация может быть рассмотрена как социокультурная травма для некоторых стран. Культура постмодерна, западные ценности и образ жизни и являются травмирующими факторами для обществ экономической самодостаточности, политического суверенитета, культурной и национальной однородности.
Некоторые социологи говорят о глобализации неформального (негосударственного, не объявляемого как военные действия) насилия. Современный терроризм благополучно пользуется всеми достижениями глобализации: сетью коммуникаций, транспортными сетями, возможностями приобретать оружие. В мире постепенно стираются понятия неких территориальных концентрических зон удаленности от потенциального объекта угрозы. Формальные границы более не выполняют своих непосредственных функций защиты, так как угроза может исходить отовсюду. Происходит глобализация «неформального насилия», которая усугубляется наличием оружия массового поражения.
Вместе с тем следует отметить, что принципиально новая роль международного терроризма в глобализированном обществе была далеко не сразу в полной мере осознана теоретиками глобализации. Так, в рамках исследовательского проекта под руководством Д. Хелда. завершенного в 1999 г., подробно рассматривались процессы глобализации, в том числе и в политической и военной сферах, но при этом угроза международного терроризма не слала предметом серьезного анализа. среди исследователей, указывавших на потенциальные опасности глобального терроризма, может быть назван, в частности, М. Кастельс.
В этой связи представляет интерес анализ противоречий процесса глобализации, который осуществил М. Манн с позиций своей концепции источников социальной власти. Согласно этой концепции, в человеческом обществе можно выделить четыре основных типа властной организации: экономическую, политическую, военную и идеологическую. Манн поочередно характеризует каждую из указанных форм власти в условиях глобализации. В ходе рассмотрения экономической власти он обращает основное внимание на ее неравномерное распределение между Севером и Югом, между национальными государствами и между регионами.
Значительное место в работе Манна отведено анализу изменений в распределении военной власти. Как отмечает этот социолог, в последние десятилетия «военное господство Севера над Югом ослабевало». Несмотря на значительное военно-техническое превосходство США и их союзников, государства Севера не были в состоянии вести военные действия, которые могли бы сопровождаться значительными людскими потерями с их стороны, поскольку общественное мнение этих государств не было готово мириться с такими потерями. В результате этого сложилась ситуация, когда «в основном зараженный пацифизмом Север существует с регионами вооруженных беспорядков».
Обращаясь к политическим аспектам глобализации. Манн указывает на трудности достижения демократии в многоэтничных и мультирелигиозных странах, что усугубляется все более возрастающим экономическим отставанием государств Юта. Попытки вмешательства в политическую жизнь этих государств со стороны сил Севера, прежде всего США, нередко лишь усиливают нестабильность. В числе форм такого вмешательства Манн называет неолиберальные программы экономической реструктуризации, поддержку определенных политических режимов либо какой-то из сторон этнических и религиозных конфликтов в странах Юга.
Рассматривая идеологические аспекты глобализации, Манн подчеркивает, что Юг в целом не принимает навязываемую ему идеологию либерального гуманизма. В противовес ей выдвигаются разнообразные контридеологии, которые имеют этническую или религиозную окраску. Наиболее радикальными среди них являются идеи исламского фундаментализма. Согласно Манну, влияние воинствующего фундаментализма обусловлено тем, что он «дает объяснение реальных социальных условий и предлагает правдоподобную, хотя и рискованную стратегию их исправления». Идеология исламского фундаментализма придает религиозную окраску локальным конфликтам. В целом, как полагает Манн, угроза воинствующего фундаментализма не может быть подавлена одной лишь военной силой.
Таким образом, травма традиционных стран периферии, порожденная глобализацией, разделила мир, создав риск глобального масштаба — угрозу терроризма. Развитие информационных технологий, культуры постмодерна, глобализации вообще дало возможность существования оппозиции, одновременно использующей и отрицающей глобализацию. Эта травма, полученная от процесса детерриторизации в неадаптированных, «закрытых» социокультурных системах, провела новые границы, разделив ядро глобальных трансформаций и периферию, которая стала противодействующей силой.
глобализация информационный общество транснационализм
Глава 2. Направления совершенствования интеграционных процессов в условиях глобализации
Глобализация меняет всю систему мирохозяйственных связен, из которых две имеют, на наш взгляд, фундаментальное значение для России усиливающаяся тенденция к взаимодействию высокоразвитых и развивающихся стран и уменьшение влияния правящих режимов на эти отношения. На первый план выходят экономические отношения, которые в наибольшей степени отражают общий смысл функционирования бизнеса.
Интенсивное развитие интеграции социально-экономических систем во второй половине XX начале XXI в. включая глобализационный аспект, актуализировало проблему поиска ее объективных оснований. В решении данной проблемы нет единства мнений среди исследователей.
Ряд авторов считает, что основой интеграционных процессов закладывают определенные цивилизационные ценности. Так. А. Липатов пишет, что «по мере исторического развития человеческий мир, сохраняя развиваемые во времени национальные особенности, становится все более прозрачным, а поэтому все более воспринимается как общий не только внутри цивилизационно близких культур, но и разных цивилизаций». В целом, автор полагает, что Интеграция является естественным общецивилизационным движением, в основе которого лежат общекультурные ценности, активизируемые наукой и демократией.
М. Афанасьев и Л. Мясникова считают, что глобализация распространяет по миру все наиболее упрощенное в образе жизни и отношениях между людьми.
Теоретическую основу целесообразности интеграции в ее простейшей форме — внешней торговле, обосновал А. Смит: «Торговля, которая, помимо всяких искусственных воздействий или стеснений, естественно и нормально ведется между двумя странами, всегда выгодна, хотя и не всегда одинаково, им обеим». А. Смит отметил важное с точки зрения развития интеграционных и глобализационных процессов обстоятельство: практически все предприятия, созданные этим путем кристаллизацией промышленных производств из торговых операций, использовали при производстве импортное сырье. Если учитывать, что технология производства могла быть вывезена только из страны происхождения конкретного товара, то можно сказать, что экспорту капитала в форме технико-технологических решений предшествовали торговые операции.
объективную необходимость безграничного расширения сферы применения капитала подчеркивал К. Маркс: «Развитие капиталистического производства делает постоянное возрастание вложенного в промышленное предприятие капитала необходимостью, а законы капиталистического способа производства как внешние принудительные законы. Она заставляет его постоянно расширять свой капитал для того, чтобы его сохранить».
В. Петти связывал возможность ограничений импорта с торговым балансом, однако отмечал, что принятие мер по защите от агрессивного импорта приносит больше вреда, чем он сам.
впоследствии Д. Рикардо, Дж. С. Милль и другие авторы показали, что проблема торгового баланса для развития международной торговли имеет меньшее значение, чем предполагали исследователи меркантилистского и начала классического периода развития политической экономии. Абсолютные преимущества не всегда являются, безусловно, необходимыми для получения положительных результатов от международной торговли.
Отметим, что, несмотря на достаточно основательную аргументацию классиков, свобода торговли, особенно в международном масштабе, никогда не была принята в научном сообществе и в практике экономической деятельности в полном объеме. Одним из наиболее последовательных противников нерегулируемых внешнеэкономических связей был Ф. Лист, который ввел в доктрину международной торговли задачу создания условий экономического прогресса.
В россии сторонником жесткого ограничения торговли зарубежных предпринимателей был И. Посошков, считавший необходимым регулировать не только цены, но и товарный ассортимент. Если учитывать также рекомендации установления единых цен на одинаковые товары для всех производителей, то понятно, что в данном случае речь шла о попытке максимально возможного ограничения конкуренции. фактически автор считал необходимым установить и формализовать своеобразную олигополистистическую систему, опирающуюся на меры государственного и общественного регулирования.
Среди субъектов глобализирующегося пространства особого внимания заслуживают региональные интеграционные объединения в виде зон свободной торговли, таможенных союзов, экономического союза и полной экономической интеграции. В условиях демонополизации общественной собственности полноправным субъектом экономических отношений начинает выступать регион, а его Интерес во внешнеэкономической сфере проявляется и реализуется в форме региональных внешнеэкономических связей.
важным обстоятельством, определяющим характер инструментов, используемых органами власти и управления региона, является международная практика заключения крупных контрактов на поставку оборудования посредством торгов. В ряде стран законодательно запрещено предоставлять заказы зарубежным фирмам без проведения тендера. Следует иметь в виду, что зачастую предпочтение отдается фирмам, имеющим с заказчиком давние и прочные деловые связи. Существенную помощь в организации таких связей могут оказать региональные органы власти и управления посредством организации ярмарок, распространения печатной и электронной информации о предприятиях и их продукции и т. п.
При разработке системы мер по совершенствованию интеграционных процессов следует учитывать, что на региональном уровне невозможно создание финансовых аналогов федерального стабилизационного фонда, однако можно сформировать антициклическую структуру на основе материальных активов, создаваемых, прежде всего, за счет инвестиций в строительство жилых комплексов и инженерной инфраструктуры. Такая структура экономики призвана играть роль адаптирующего дивергентного фактора интеграции, поскольку позволит бизнес-структурам развитых стран расширять сферу применения капитала в условиях рецессии.
Существенное значение для развития интеграции как внутри отечественного бизнеса, так и во внешней среде, имеет общая концептуальная модель его взаимодействия с государством. В российской практике, по мнению А. Яковлева, сформировалась система создания искусственных барьеров, обусловившая отрицательную селекцию бизнеса и расширяющая теневой сектор экономики.
По нашему мнению, данная модель взаимодействия государства и бизнеса не является абсолютной. На практике реализуется и модель «обмена», в которой участвует не весь бизнес, а только его часть. Представители этой группы бизнес-структур взаимодействуют с региональными властями, получая от них те или иные финансовые преференции в обмен на выполнение большого объема социальных обязательств. Одной из причин распространения данной модели явилось наличие в россии градообразующих предприятий. Недостатком этой и ряда иных, фактически реализуемых моделей взаимодействия региональных органов власти и бизнеса, является движение потоков ресурсов между государством и бизнесом независимо от эффективности предприятии.
Понятно, что реализация подобных моделей препятствует повышению эффективности отечественного бизнеса и его интеграции с иностранным капиталом по нескольким каналам. Во-первых, искажается конкурентный рынок в силу формирования различных, разобщенных сегментов, переток капитала между которыми затруднен из-за избирательности действий государственных органов, основанной на субъективных предпочтениях. Во-вторых, создаются объективные условия для коррупции и расширения теневого сектора. В-третьих, искусственно поддерживается существование низкоконкурентных предприятий.
Ряд сторонников оптимистического варианта интеграции россии в мировую экономику в различных формах отмечает, что применение принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования приведёт к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, но в результате повысится уровень транспарентности бизнеса, возрастет уровень предсказуемости действий властей, сократятся неоправданные ограничения на рынке. Конкурентоспособность отечественных предприятий повысится за счет устранения излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения бизнеса, повышения степени транспарентности законодательства.
кроме того, в сфере промышленного производства развиваются различные формы международного сотрудничества. В качестве одной из тенденций явно прослеживается стремление фирм к созданию стабильных связей с предприятиями других стран. Эта тенденция охватывает как производственную сферу, так и сбыт. фирмы широко практикуют предоставление финансовой и технической помощи поставщикам со стороны потребителей продукции. Заказчики способствуют предоставлению кредитов, принимают участие в конструкторских разработках, предоставлении некоторых видов оборудования, разработке схем будущих поставок, предоставляют скидки при крупных заказах. Среди крупных компаний — обладателей популярных брендов, получила распространение практика передачи производственных мощностей в другие страны. И. Фаминский называет это передачей производства в аутсорсинг.
В целом развитие производственного аутсорсинга представляет Интерес для тех регионов, где имеется квалифицированная рабочая сила, имеющая индустриальный опыт, и достаточно развитая технико-технологическая база.
Существенное значение для развития интеграционных процессов и разработки соответствующих современным реалиям механизмов поддержки бизнеса имеет быстрое развитие двусторонних соглашений по свободной торговле (ДССТ). Лидером по числу ДСТТ являются страны ЕС, которые участвуют в 22 соглашениях, активно заключают такого рода соглашения ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), Чили, Молдавия, Турция. Россия, Сингапур, США, Мексика. Израиль. В этих соглашениях сочетаются, по мнению К. Мурадова, разные элементы зон свободной торговли, общего рынка и экономического союза.
При разработке системы инструментов, направленных на интеграцию регионов в мировое экономическое пространство, следует учитывать, что она приводит к изменению роли государства как института в жизни обществ и мирового сообщества: если экономическое, политическое и культурное пространства страны входят в соответствующие глобальные пространства, закономерен вопрос, каким образом государство сможет выполнять его традиционные функции, если такие пространства все более выходят из-под его контроля. поэтому необходимо активизировать нетрадиционные, новые для россии и регионов формы и инструменты взаимодействия бизнеса и государственных органов.
Одной из таких нетрадиционных форм взаимодействия является корпоративная модель интеграции, основанная на объединении конкурентных преимуществ ТНК и стран их размещения. В результате формируются функциональные регионы, в которых формируются относительно благоприятные условия для устранения торговых барьеров. одновременно государства получают большую возможность контроля за действиями бизнеса. А. Либман. Б. Хейфец считают, что корпоративная Интеграция может стать субститутом формальных интеграционных группировок, если их создание в обозримой перспективе нецелесообразно.
важной формой поддержки бизнеса и развития интеграционных процессов в целом исследователи считают развитие государственно-частного партнерства в форме объединения ведущих российских предприятий в холдинги в сфере авиастроения, судостроения, электроники, химии, космоса, в лесной, текстильной и легкой промышленности.
Относительно новой формой сотрудничества между фирмами является создание стратегических альянсов, объединяющих свои усилия в сфере производства и реализации продукции. поскольку речь идет о неформальных объединениях, то известное влияние на распространение таких альянсов в российских регионах могут оказать региональные органы власти и управления. Перспективными для такого рода связей могут быть промышленные предприятия с развитыми экспортными связями, технологичные предприятия, международные связи которых в настоящее время слабо выражены.
Анализ мирового опыта показывает, что взаимодействие бизнеса и государства должно фокусироваться в сфере стратегических инвестиций и формирования инвестиционных кластеров на основе глобальной кооперации финансового капитала, федерального центра и регионов. Вполне оправданным является ориентация на формирование кластеров в АПК, машиностроении, производстве и эксплуатации средств связи.
принципиальное значение для развития интеграционных процессов имеет формирование и мобилизация источников предпринимательской деятель, а также необходимых для их продуктивного функционирования финансовых рынков и состав используемых инструментов. Я. Папэ и Я. Галухина отмечают, что после 2002 г. в стране сформировалось в достаточном объеме предложение портфельных инвестиций в российский бизнес, поскольку страна стала рассматриваться как перспективный развивающийся рынок наряду с Бразилией. Индией и Китаем. однако для привлечения значительных объемов портфельных инвестиций необходимы стандартизированные продукты, в качестве которых могут выступать только ценные бумаги крупных компаний.
Дискуссионной формой интеграции являются соглашения о разделе продукции (СРП). По мнению Л. Вардомского, условия некоторых из них оказались более благоприятными для зарубежных партнеров, чем для российских. Е. Яковлева, напротив, считает, что непоследовательность государственной политики в отношении ПИИ, проявляющаяся, в частности, при применении СРП. ухудшила инвестиционный климат в стране по сравнению с 2000 г.. Следует отметить, что СРП уже привели к значительному притоку ПИИ, увеличению поступлений в федеральный и региональные бюджеты, росту заработков населения.
Видимо, более актуальным для регионов является определение секторов и отраслей, на которых целесообразно сфокусировать иностранные инвестиции. Для оптимизации секторального и отраслевого распределения иностранных инвестиций в России необходимо четкое определение и утверждение в законодательном порядке приоритетных отраслей, развиваемых с участием иностранного капитала, отраслей с ограниченным доступом или полностью закрытых для него, а также переход от объектного к отраслевом) принципу предоставления льгот иностранным инвесторам.
Существенное значение для развития интеграционной деятель имеет экономический статус региона. И. Комаров считает целесообразным установить статус депрессивных регионов для тех территорий, в которые необходимо привлечение иностранных капиталов. Существующие термины «отстающий регион», «регион, нуждающийся в государственной поддержке» автор считает недостаточно четкими.
При разработке инструментария интеграции региона в мировое экономическое пространство необходимо учитывать степень сопряженности систем социальной защиты. При условии тяготения к европейскому бизнесу, вероятно, следует ориентироваться на одну из распространенных на континенте моделей (континентальную, англосаксонскую, скандинавскую, южноевропейскую.
важным механизмом интеграции, поддержки и инновационного развития бизнеса является привлечение мигрантов и трансмигрантов. Большую роль в этом процессе, как показали исследования Г. Глущенко, играют высокотехнологичные предприятия инновационной индустрии и научно-исследовательские центры, кибергорода, мультимедийные коридоры с хорошей инфраструктурой, предоставляющие возможности занятости на передовых фирмах за рубежом и возвращения на родину. Такие центры представляют собой мощную, основывающуюся на рыночном спросе инновационную структуру, материализующую потоки человеческих знаний, создающую связи через формирование сетей и человеческих потоков, обеспечивая тем самым дополнительную совместимость.
Особое значение для России имеет институциональная среда, базовые элементы которой эндогенны и далеко не всегда комплементарны институциональным конструкциям стран с развитой рыночной экономикой.
Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин считают, что возможность форсированного изменения институтов при использовании рационально отобранных образцов в процессе реформирования социально-экономических систем достаточно ограничены.
Разрабатывая инструментальную систему интеграции и поддержки бизнеса в современных условиях следует учитывать, что в качестве одного из обязательных требований, предъявляемых к государственным и общественным институтам, выдвигается достижение общественного согласия и стабильности, включая способность обеспечить защиту от нищеты и гражданских конфликтов, а также нейтрализовать воздействие неблагоприятных последствий экономических изменений.
Существенной для развития интеграции является антикоррупционная деятельность. Основанием для антикоррупционной деятель в международных масштабах является то, что она приводит к серьезным экономическим и социальным издержкам. Даже если абстрагироваться от социальных последствий, то окажется, что коррупция подрывает доверие к органам власти и управления, снижает эффективность государственной политики, подвергает риску деятельность частного бизнеса, увеличивает трансакционные издержки предпринимателей. Для активизации интеграционных процессов необходима разработка нормативных актов, имеющих антикоррупционую направленность.
Необходимыми условиями формирования эффективной экономики в ресурсно-зависимых странах и их интеграции в мировое экономическое пространство являются: наличие развитого гражданского общества; хорошо функционирующая и независимая судебная система; высокий уровень независимости прессы; относительно низкая коррупция; невысокая доля государственной собственности в сырьевом секторе. В качестве мер государственного воздействия на бизнес, обеспечивающих эффективную диверсификацию экономики и снижающих ее ресурсную зависимость. Р. Аренд называет: создание условий для развития предпринимательства, обеспечение конкурентной среды для бизнеса, формирование стимулов для инвестирования в несырьевые отрасли.
Заключение
таким образом, глобализация (глобализм) — возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран.
Глобализация — одна из наиболее обсуждаемых проблем в современных работах по экономике, политологии, международным отношениям и другим дисциплинам. Одновременно она остаётся одной из наиболее дискуссионных проблем, по которым подходы и оценки различных исследователей значительно отличаются.
Существуют различные точки зрения относительно данного явления. В одних исследованиях акцент делается на экономических аспектах глобализации, формирование фактически единого мирового рынка товаров и услуг, в других — на формировании единого информационного пространства, в третьих — на развитии единых поведенческих стандартов, основанных на развитии сети быстрого питания по типу Макдональдс, использовании стандартных компьютерных программ и т. д.
Некоторые авторы исходят из того, что мир всего лишь усложняется, а глобализация — вовсе не новое явление. однако она привлекает столь пристальное внимание, поскольку с её помощью либо пытаются доказать существование новых угроз, либо напротив — предрекают процветание человечества.
И тем не менее, большинство исследователей и практиков согласны с тем, что мир переживает качественные перемены, которые самым серьезным образом отражаются на человечестве, заставляя его активным образом реагировать на изменения.
Глобализация охватывает различные сферы, но везде она так или иначе затрагивает человека. Нагляднее всего развитие процессов глобализации проявляется в экономических и технологических областях.
Глобализация меняет всю систему мирохозяйственных связей, из которых две имеют, на наш взгляд, фундаментальное значение для России усиливающаяся тенденция к взаимодействию высокоразвитых и развивающихся стран и уменьшение влияния правящих режимов на эти отношения.
Можно выделить определенную совокупность направлений и инструментов совершенствования интеграционных процессов в регионе:
1. Развитие дивергентных факторов адаптирующего типа, в значительной степени находящихся в компетенции региональных органов власти и управления.
2. Включение региональных предприятий в интегрированные бизнес системы с выполнением функций процессинговых центров, что будет способствовать дополнению резистентного фактора «достаточный уровень технико-технологического развития» дивергентными адаптирующими — «низкий уровень затрат на производство», «расширение сферы применения капитала», «расширение рынков сбыта готовой продукции».
. Создание антициклической структуры экономики, играющей роль адаптирующего дивергентного фактора интеграции, на основе государственных, частных и смешанных инвестиций в строительство жилых комплексов и инженерной инфраструктуры.
. расширение практики заключения двусторонних договоров о сотрудничестве между органами власти и управления региона и зарубежными странами или их административно-территориальными образованиями. В развитие данного положения важно активизировать связи гуманитарных организаций, учреждений культуры, образования и других подсистем социальной сферы региона к сотрудничеству с аналогичными структурами зарубежных стран.
. Использование нетрадиционной формы взаимодействия корпоративной модели интеграции, основанной на объединении конкурентных преимуществ ГНК и места их размещения.
. Внедрение мягких форм интеграции вхождение в холдинги, альянсы и т. п., которые могут рассматриваться как переходные к более «жестким» прямым и портфельным инвестициям зарубежных инвесторов.
. Привлечение прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих более быстрый эффект в области освоения новых технологий, получения производственного опыта и формирования основ конвергенции институтов.
. Проведение политики «нового протекционизма», т. е. применение инструментов, направленных на формирование и расширение внешних рынков. В составе инструментов такой политики: развитие на территории региона социального капитала; формирование портфеля концессионных договоров и соглашений о разделе продукции; переход от объектного к отраслевому принципу предоставления льгот иностранным инвесторам; повышение рейтинга инвестиционной привлекательности в списке российских регионов; формулирование миссии региона, привлекательной для отечественного и зарубежного бизнеса и набора необходимых для ее реализации инструментов; повышение уровня сопряженности региональной системы социальной защиты с зарубежными.
. Превращение мигрантов из региона в трансмигрантов.
. Создание крупных предприятий и объединений, функционирующих на различных переделах производства и реализации продукции АПК, осуществляющих принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции.
. Создание институциональной среды, обеспечивающей достаточный уровень прозрачности действий государства и бизнеса на основе трансплантации применяемых в мировой практике институтов. В качестве инструментов реализации данной цели необходимо принять на региональном уровне документы, соответствующие международной практике, в частности: Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере; Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в финансовой политике; Руководящие принципы управления региональными финансовыми и материальными ресурсами; Наставление по управлению долговыми обязательствами.
. Переход от фактически сложившейся олигархической системы корпоративного управления к публичной.
. Для активизации важного для развития области импорта товаров и капиталов необходимо: участие региональных органов в привлечении высокотехнологичных производств и крупнейших зарубежных банков; формирование инструментов, обеспечивающих организацию защиты прав собственности на землю, прежде всего возложение ответственности за ведение земельного кадастра на государственные органы.
Список использованной литературы
1.Антропов В. Модели социальной защиты в странах ЕС мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 11.
2.Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсно-зависимой экономике вопросы экономики. — 2006. — № 7.
.Афанасьев М., Мясникова Л. Время глобализации мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 10.
.Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: «Весь мир», 2004.
.Бек. У. Что такое глобализация? — М.: прогресс-Традиция, 2001.
.Валлерстайн. И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. — М: Логос. 2003.
.Глобализация: человеческое измерение / Отв. ред. А.В. Торкунов. — М.: российская политическая энциклопедия, 2003.
.Гурова И.П. Этика международных экономических отношений. — М., 2004.
.институты: от заимствования к выращиванию / Кузьминов Я. [и др.] // вопросы экономики. — 2005. — № 5.
.Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
.Косолапов И. Глобализация: территориально-пространственный аспект Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 6.
.Либман А., Хенфеи Б. Корпоративная модель региональной экономической интеграции // мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 3.
.Липатов А. Европейская цивилизация как дифференцированная целостность мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 6.
.Манн М. Глобализация и 11 сентября // Социологическое обозрение. — 2002. — Том 2. — № 1.
.Маркс К. Капитал. — Т. I. Кн. I. — M., 1973.
.Мурадов К. Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле // Мировая Экономика и международные отношения. — 2007. — № 7.
.Нетти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. — Т. I. — М., 1993.
.Отраслевые и региональные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику россии // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 9.
.Посошков И. Т. книга о скудости и богатстве. — М., 2001.
.Радыгин А., Этнов Р. Институциональные компоненты экономического роста // Вопросы экономики. — 2005. № II.
.Смит А. исследование о природе и причинах богатства народов. — Т. 2. — М., 1935.
.Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. — М.: Логос, 2002.
.Хелд Д. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Д. Хелд. Д. Гольдблатт, Э. Макгрю. Дж. Перратон. — М: Праксис, 2004.
.Хрипченко М.А. Направления совершенствования региональных интеграционных процессов в условиях глобализации Вестник ТГУ. — Вып. 6 (74). — 2009.
.Штомпка П. социальное изменение как травма П. Штомпка Социологические исследования. — 2001. — № 1.