Учебная работа. Инновации и инновационная деятельность в странах Латинской Америки
Инновации и инновационная деятельность в странах Латинской Америки
Введение
экономический инновация латиноамериканский
За последние десятилетия структурные сдвиги в мировой экономике значительно изменили роль инноваций в экономическом развитии стран. Успешное развитие любой компании или государства, а также их преуспевание в конкурентной борьбе неразрывно связано с новыми изобретениями — инновациями и их непрерывной реализацией. Также этот фактор является определяющим для улучшения уровня жизни населения, роста производительности и конкурентоспособности как отдельных товаров, так и страны в целом. Несмотря на стремительное развитие большинства стран Латинской Америки за последнее десятилетие, они существенно отстают от развитых. Исследования показывают, что инновационная активность остается достаточно низкой в среднем по региону. Тем не менее, политика этих государств все больше ориентируется на поддержку инновационного развития, разрабатываются национальные инновационные стратегии, предлагаются государственные программы по поддержке инновационных компаний.
Латиноамериканские страны активно повышают свой интерес к инновациям, некоторые начинают постепенно выходить на уровень инновационного развития. Например, такие государства как Бразилия, Мексика и Чили на сегодняшний день являются инновационным центром рассматриваемого региона, потенциальным конкурентом Кремниевой долины. Доказательством этому может служить развитие инновационной инфраструктуры: создание инкубаторов, различных программ по стимулированию деятель в области исследований и разработок, а также специальных программ для стартапов. На современном этапе развития экономик латиноамериканских стран необходимы огромные инвестиции в инновационную деятельность, которые носили бы регулярный характер и охватывали все отрасли, в то время как реальная ситуация показывает, что инновационный потенциал остается в большей мере недоиспользованным.
1. Теоретические аспекты инноваций, инновационной деятельности и экономического благосостояния страны
.1Понятие инноваций, инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и национальной инновационной системы
На сегодняшний день инновации стали неотъемлемой составляющей практически во всех сферах человеческой деятельности, а инновационное развитие приобрело ключевое значение в формировании стратегий экономического развития стран. Инновации способствуют улучшению качества жизни и повышению конкурентоспособности, росту эффективности и устойчивости экономики. На протяжении развития и эволюции инновации рассматривались с разных точек зрения и под разным углом. поэтому существует множество определений инновациям. Однако, стоит заметить, что слово инновация вплоть до настоящего времени не потеряло своего первоначального значения. Традиционно термин «инновация» был предложен австрийским социологом и экономистом Й. Шумпетером в его известной работе «Теория экономического развития», взяв за основу теорию больших циклов Кондратьева, он связал различные виды циклических изменений в один процесс, в основе которого были инновации. Й. Шумпетер рассматривал внедрение инноваций в хозяйственные процессы как инструмент преодоления экономических кризисов. В зарубежной и отечественной литературе предложено множество различных определений данного термина. На наш взгляд одним из наиболее детальных и простых для понимания является интерпретация, предложенная Т.Г. Философовой и В.А. Быковым: «инновация — это внедренное новшество, коммерчески реализованный товар, в котором использованы и преобразованы научное знание, идея, изобретение». Стоит отметить, что одним из основных условий инновации — это ее внедрение на Рынок, только тогда инновация может считаться завершенной.
Также есть другой подход, который рассматривает инновацию не только как товар или продукт, но и как процесс, в данном случае инновация — это внедрение нового процесса по организации и управлению производства и реализации товаров и услуг. Если рассматривать данное понятие с точки зрения международных стандартов, то согласно официальному документу, принятому в ОЭСР «инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятель, либо в новом подходе к социальным услугам». Существует множество классификаций инноваций по разным категориям, наиболее распространенные приведены в приложении.
Еще одним важным понятием, тесно связанным с инновациями, является «инновационный процесс». Т.Г. Философова и В.А. Быков определяют данный термин как «процесс, охватывающий всю последовательность преобразований научного знания, научных идей, открытий и изобретений в коммерчески освоенный (внедренный на рынке) новый продукт или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятель». Другими словами, это определенные последовательные шаги и стадии, конечный результат которых направлен на получение инноваций. Далее рассмотрим его основные этапы. Первая стадия состоит из научно-исследовательских работ (НИР), которые создают образ инновации. В нее входят фундаментальные и прикладные исследования, целью которых является выявить новые природные и социальные закономерности, а также найти способы применения полученного новшества. Вторая стадия — опытно-конструкторские работы (ОКР), в процессе которых используются результаты предыдущего этапа НИР для усовершенствования новых технологий. Сюда относится разработка, проектирование и формирование инноваций. После этого наступает центральный момент инновационного цикла — стадия подготовки производства и промышленное освоение инновации. затем все последующие этапы связаны с коммерческим освоением нового открытия, включая рекламу, продвижение и дистрибуцию продукта. Стоит заметить, что внедрение инновации в производство или на Рынок не завершает инновационный процесс, так как во время распространения и использования нового изобретения или технологии, они дополняются и совершенствуются, приобретая новые улучшенные полезные свойства и завоевывая новых потребителей.
Для того чтобы инновационная деятельность могла осуществляться, необходимы подходящие условия, ресурсы и субъекты. Следовательно, не менее важными понятиями в данном исследовании являются «субъекты инновационной деятельности» и «инновационная инфраструктура». «Субъекты инновационной деятельности — организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта». То есть, это все участники инновационной деятельности. «Инновационная инфраструктура — совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности».
Кроме инновационной инфраструктуры, важным условием реализации инновационной деятельности является национальная инновационная система (НИС), которая является результатом государственных экономических и политических мер, направленных на свои составляющие элементы, и служит основой для обеспечения научного и технологического лидерства страны. Впервые данный термин был использован английским профессором К. Фрименом, который определял его как «сеть институтов в государственном и частном секторе, которые, взаимодействуя, инициируют, импортируют, модифицируют и распространяют новые технологии». Под институтами понимаются компании, высшие учебные заведения, законодательные документы, в том числе неформальные правила, центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, фонды венчурного финансирования, стартапы и другие участники инновационной активности.
Зачастую при анализе национальных инновационных систем оценивают их инновационный потенциал с целью оценки технологического развития, эффективности вузов, экспериментальных и исследовательских работ. В экономической литературе представлено множество подходов к определению инновационного потенциала. В данной работе речь будет идти о инновационном потенциале страны или региона в целом. Так в своей работе А. Давыдов, основываясь на идеях зарубежных исследователей, дает следующее определение: «Под инновационным потенциалом страны понимаются возможности для создания, разработки, внедрения и распространения полезных новшеств (новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов, социокультурных образцов и т.д.»
Таким образом, в этой части работы были рассмотрены ключевые понятия, связанные с инновациями и инновационной деятельностью. Несмотря на существование разных формулировок и подходов к вышеупомянутым терминам, их значения не существенно отличаются друг от друга. Инновации и инновационная деятельность обеспечивают экономическую устойчивость, конкурентоспособность продуктов и технологий, эффективность производства и сбыта. В свою очередь, инновационная деятельность реализуется посредством инновационной активности ее субъектов и в условиях, обусловленных инновационной инфраструктурой и НИС.
1.2Понятие экономического благосостояния страны
Стоит отметить, что определение экономического благосостояния страны является довольно затруднительным, так как нет единых критериев его оценки. Экономическое благосостояние зачастую носит крайне субъективный характер, так как ассоциируется с такими понятиями, как качество жизни, удовлетворенность, Счастье, уровень которых невозможно справедливо оценить. однако существует несколько критериев, предложенных экономистами для такой оценки. Рассмотрим утилитаристский критерий, сформулированный основоположником утилитаризма М. Бентаном. Согласно ему, данным критерием является «наибольшее счастье наибольшего числа людей», и в математическом выражении представляет собой сумму индивидуальных полезностей всех членов общества. По аналогии как рациональные экономические агенты стремятся максимизировать свою Прибыль, так государство призвано увеличивать общественное благосостояние.
Создатель современной теории экономического благосостояния английский экономист А. Пигу, определял экономическое благосостояние как «часть общественного благосостояния, которое может быть прямо или косвенно оценено при помощи денежного измерителя». Он продвинул идею о том, что благосостояние может выражаться денежной единицей. Для увеличения благосостояния необходимо повышение производительности труда и эффективности экономики, это, в свою очередь повлияет на улучшение уровня и качества жизни населения.
В экономической практике для получения количественной оценки уровня жизни населения страны и общественного прогресса используется валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Этот показатель является одним из основных, так как между производством и потребностями людей, а также уровнем их удовлетворения существует взаимозависимость. увеличение национального дохода является результатом экономического роста, он может происходит двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Для лучшего понимания — экстенсивный рост валового национального продукта означает расширение производства за счет количественного увеличения факторов, вовлекаемых в производство, таких как число работников, потребление сырья и капиталовложения. Интенсивный рост, напротив, предполагает более эффективное использование и применение новейших производственных средств, технологий и процессов. Современное рыночное хозяйство характеризуется переходом к новому качеству экономического роста, которому свойственен исключительно интенсивный характер, на основе научно-технического прогресса. Тем не менее, у данного показателя есть недостаток, ВВП на душу населения не может в полной мере отражать уровень жизни населения, так как принимает во внимание только экономические составляющие и игнорирует социальные аспекты жизни.
В целом, душевой доход является одним из базовых измерителей общественного благосостояния, и позволяет получить лишь общую информацию об уровне жизни в стране, не охватывая качественную оценку развития общества.
1.3Понятие развивающиеся страны и общая характеристика латиноамериканского региона
На сегодняшний день не существует единого подхода к делению стран мира. По степени развитости рыночной экономики Экономический и социальный совет ООН для удобства предложил следующее деление: страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Во многих случаях используется деление стран по уровню социально-экономического развития. В данном случае основным критерием является показатель ВВП на душу населения, согласно которому страны подразделяются на три группы: высокоразвитые страны, страны со средним и низким уровнем социально-экономического развития. В международной практике распространенным является деление стран на две группы: развитые и развивающиеся. Развитые страны характеризуются высоким ВВП на душу населения (в среднем примерно 20 тысяч долларов), большой долей промышленности и сферы услуг и высоким уровнем жизни. К развивающимся странам относятся в прошлом зависимые и колониальные страны, отставшие в своем социальном и экономическом развитии. В свою очередь существует подразделение стран внутри развивающихся на страны с высоким душевым доходом, страны со средним показателем ВВП на душу населения и бедные страны мира. К развивающимся странам относятся все страны, которые не относятся к категории стран с развитой экономикой, согласно региональной разбивки сюда входят следующие регионы: страны СНГ, страны Центральной и Восточной Европы, Латинская Америка и Карибский бассейн, Ближний Восток, Северная Африка, Африка к югу от Сахары, Афганистан и Пакистан (БВСАП)
Современный этап развития латиноамериканского региона характеризуется двумя основными феноменами: процессами глобализации по всему миру и экономическими и политическими трансформациями внутри стран. Можно отметить, что за последние десятилетия в условиях интернационализации латиноамериканские страны существенно увеличили связь с остальным миром в финансовой, торговой и инвестиционной сферах. Из этого можно судить о все большей включенности региона в мировые экономические и политические процессы. Параллельно с этим внутри самих стран происходят модернизационные процессы, которые, в свою очередь, меняют хозяйственный и политический образ государств. Однако это не говорит о том, что страны полностью преодолели проблемы прошлого такие, как «потерянное десятилетие», огромный внешний долг, бедность, которые сдерживали экономическое развитие практически всех стран Латинской Америки на протяжении двух столетий. Многие из них до сих пор продолжают негативно влиять на положение государств внутри региона и на международной арене. По мнению многих предпринимателей, участвующих в опросе для составления глобального рейтинга конкурентоспособности, сильными сторонами латиноамериканских стран является размер их внутреннего рынка и макроэкономическая стабильность. Этому свидетельствует и тот факт, что данные страны быстро восстановились после кризиса, в то время, когда в развитых странах темпы роста замедлились. За последние несколько лет в регионе также были зафиксированы улучшения в финансовой сфере, хотя зависимость от США остается и в будущем может повлечь за собой определенные проблемы.
Стоит отметить, что все большее число латиноамериканских стран начинают признавать значение инноваций и новых технологий в решении своих внутренних проблем, такие как бедность, неравенство, низкая производительность и в преодолении разрыва в уровне развития государств. В следующей части исследования данная тема будет рассмотрена более детально.
2. Инновации и инновационная деятельность в странах Латинской Америки
.1 инновационная инфраструктура в странах Латинской Америки
Несмотря на стремительное развитие многих стран Латинской Америки за последнее десятилетие, они продолжают существенно отставать от развитых. вопрос, почему некоторые страны более развиты, чем другие, изучается давно и с разных точек зрения. Во многом это объясняется тем, что так происходит благодаря разным факторам, таким как: культура, уровень образования, наличие природных ресурсов, уровень технологического и инновационного развития. Кроме этого, значимую роль играют условия рынка, экономическая политика и институциональная среда, которая может либо способствовать продвижению инновационной активности, либо выступать сдерживающим фактором. Так анализ формальных институтов является необходимым шагом в понимании национальной инновационной системы той или иной страны.
В рассматриваемой работе отмечается, что экономическое развитие во многом зависит от создания и внедрения технологических инноваций. И, в свою очередь, неотъемлемой частью создания инноваций являются институты, в особенности те, которые относятся к производству, диффузии и передачи знаний и технологий. Так, надлежащее функционирование подобных институтов крайне необходимо для экономического развития. Однако такие институты зачастую отсутствуют, особенно в развивающихся странах. Нередко отсутствует и политическая стабильность, и другие институциональные компоненты, которые отбивают стимулы изобретать новые технологии и инновации. Более того, в тех странах, где права собственности четко не определены и обеспечение исполнения контрактов неэффективно, заниматься инновационной деятельностью достаточно рискованно. В подобной среде стимулы для инвестирования в новые изобретения являются крайне слабыми.
Кроме того, поскольку данный процесс является достаточно наукоемким, требуются соответствующие опытные и высококвалифицированные кадры, так выделяется еще один значимый фактор в институциональной структуре инновационной экономики — социальный капитал. Это указывает на то, что государственная политика в социальной сфере, в частности, в сфере образования занимает важную дополняющую роль для поощрения инновационной деятельности. Таким образом, социальные образовательные институты выходят на передний план. Отмечается, что именно за счет качества социального капитала, западные страны сформировали институциональную среду, содействующую образованию эффективных экономических порядков.
Необходимо также понимать взаимосвязь институциональных субъектов, участвующих в инновационной деятельности. Инновационное развитие страны в большей степени зависит от того, как эти агенты взаимодействуют друг с другом и какие технологии они используют. Взаимосвязь друг с другом может принимать форму партнерских отношений между фирмами и научно-исследовательскими институтами или университетами, кросс-лицензирование, приобретение оборудования, обмен персоналом, научными кадрами, взаимодействие между фирмами и поставщиками, фирмами и потребителями (посредством, например, опроса общественного мнения) и другие.
Помимо этого, следует дать краткую историческую характеристику становления инновационной системы в рассматриваемом регионе. Первые правительственные организации, занимающиеся вопросами разработки политики в области науки и техники, были созданы в 1950-х годах. К этому времени уже в некоторых латиноамериканских странах существовала национальная инновационная система и уже принимала более институциональную форму благодаря созданию государственных научно-технологических агентств. В 1940-х и 1950-х годах был установлен широкий спектр государственных предприятий и научно-исследовательских лабораторий. К 1960-м годам национальные инновационные системы эпохи импортозамещения созрели и полностью функционировали. Около 80% научно-исследовательской деятель осуществлялось в государственных лабораториях и инженерных отделах государственных предприятий и финансировалось государственным сектором. Их деятельность составляла основу НИС. Другими элементами инновационной инфраструктуры выступали местные филиалы иностранных ТНК, большие промышленные фирмы и семейные малые и средние предприятия.
Дочерним компаниях транснациональных корпораций приходилось приспосабливать свое Производство и ноу-хау к местным условиям, которые изначально были созданы для работы в другой среде. многие из этих компаний создали местные подразделения для инженерных работ, таким образом став координационными центрами по диффузии технологий и участвовав в создании местных стандартов контроля качества. Фирмы, работающие в перерабатывающей промышленности также разрабатывали свою технологическую базу. В этот период основная Политика определялась моделью импортозамещения, которая предполагала прямое вмешательство государства в структуру производства, регулирование частного сектора и тарифную защиту. В целом, эта политика принесла устойчивый рост производительности труда, высокий рост ВВП и увеличение доли промышленных товаров в общем объеме экспорта. Однако, такая модель также несла с собой препятствия для инноваций, где протекционистские интересы создавали барьеры для дальнейшей модернизации.
Затем последовал период либерализации, который сделал импортные товары дешевле, тем самым замещая произведенное оборудование на местном рынке. Это означало, что иностранные технологии, воплощенные в импортных средствах производства, стали дешевле, а отечественная промышленность столкнулась с трудностями. Так многие фирмы осознали, что им не нужно самостоятельно производить детали, а вместо этого можно использовать импортные комплектующие и что в инженерных работах больше нет необходимости, так как продукты становятся все более стандартизированными по всему миру. В конечном итоге, импортные инновации стали более популярными. Приватизация государственных предприятий привела к закрытию инженерных подразделений и лабораторий, где производились НИОКР. Таким образом, уже новые субъекты занимались модернизацией отечественной инфраструктуры. В результате приватизация и либерализация торговли, а в некоторых случаях их совокупное воздействие способствовали преодолению технологического разрыва в некоторых странах Латинской Америки, хотя и за счет потери определенных возможностей для местной научно-исследовательской деятель.
Согласно докладу в рамках глобального инновационного индекса 2015, фактор человеческого капитала в Латинской Америке остается достаточно слабым, в значительной мере за счет высокой «утечки мозгов» заграницу. помимо этого, взаимодействие между субъектами инновационной деятель находится на низком уровне, государственные научно-исследовательские организации часто являются единственными участниками в исследованиях и разработках, и зачастую функционируют изолировано от реального сектора экономики. Источниками инноваций и знаний во многих случаях выступают прямые иностранные инвестиции или приобретение технологий, разработанных в зарубежных странах. Фирмы, как правило, не взаимодействуют с научными учреждениями и с наукой, в целом.
На данном этапе было бы целесообразным обратиться к описанию и характеристике институтов, как элементов инновационной инфраструктуры. Их можно разделить на разные виды согласно функциям, которые они выполняют: 1) учреждения, устанавливающие общую политику; 2) национальные правительственные учреждения, ответственные за разработку и реализацию инновационной политики; 3) институты, которые способствуют и влияют на инновационную деятельность; 4) учреждения, финансирующие инновационную деятельность; 5) организации, выполняющие научные исследования и разработки; 6) учреждения, ответственные за диффузию технологий; 7) фирмы (как частные, так и государственные). Более детальный анализ страновых характеристик инновационной инфраструктуры представлен в Приложении.
Следует отметить, что развитие инновационной деятельности не может зависеть от одного фактора — количества объектов инновационной инфраструктуры. Для успешного развития необходимо наличие высококвалифицированных кадров, подходящей инвестиционной среды, благоприятной нормативно-правовой базы и системы продвижения инновации на рынок, в том числе мировой. Можно сделать вывод, что в развивающихся странах выгоды от инновации зависят от уровня их национальной инновационной системы: чем она лучше, тем быстрее можно перехватить международные технологии, тем быстрее знания будут распространяться внутри страны, тем скорее экономика перейдет к технологической модернизации и наоборот. Развитое, постиндустриальное общество отличается тем, что ему удалось сформировать институциональную среду, благоприятную для технологического прогресса, внедрения нанотехнологий и инноваций.
.2 Политика латиноамериканских стран в сфере науки, технологий и инноваций
Инновационное развитие уже не является прерогативой исключительно высокодоходных стран. Развивающиеся страны все чаще вырабатывают политику, предназначенную для увеличения инновационного потенциала. Эти страны осознали, что исключительно внедрения новых технологий уже недостаточно для поддержания высоких темпов роста. Скорее, инвестиции в инновационную деятельность имеют решающее значение для того, чтобы достигнуть уровень развитых стран, и поддержка государства здесь играет ключевую роль. В связи с этим национальные программы инновационной политики занимают центральное место в стратегиях по дальнейшему развитию государств. инновационные стратегии принимают различные формы в зависимости от потребностей соответствующих стран.
Многие государства Латинской Америки проводят реформы по созданию новой экономики, основанной на инновациях, научных знаниях и применении новых современных передовых технологий. В настоящее время перед этими странами стоит задача стимулировать создание национальной венчурной индустрии внутри стран и благоприятного инвестиционного климата. В отчете Экономической Комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), выделяются следующие приоритетные направления по поддержке инноваций во всем регионе: подготовка человеческих ресурсов и обучение передовому опыту; увеличение инвестиций в исследования и разработки; совершенствование действующих субъектов и модернизация технологий; повышение институционального и инновационного потенциала; формирование общего латиноамериканского пространства для сотрудничества в области науки, технологий и инноваций.
Аргентина, как и большинство других стран Латинской Америки, стремиться выйти на инновационную модель развития. С этой целью аргентинское правительство проводит специальные программы и вырабатывает инновационные стратегии, направленные на повышение научно-исследовательской активности и инновационного потенциала в целом. В частности, правительство Аргентины реализует Национальную программу развития 2020, куда включены следующие ключевые задачи: увеличить финансирование НИОКР до уровня 1% ВВП; повысить долю частных инвестиций в исследования и разработки до уровня государственных; увеличить число исследователей, инженеров и технологов до трех тысяч на миллион человек. Для повышения интенсивности деятельности в сфере исследований и разработок, а также стимулирования инноваций аргентинское правительство повысило бюджет Министерства наук, технологий и инноваций с 510 миллионов долларов США в 2010 году до 732 миллионов в 2012. В целом, достижение поставленных целей может способствовать эффективному развитию инновационной деятельности в рассматриваемой стране.
Усилия бразильского правительства по стимулированию инноваций в экономике являются относительно недавними. Начиная с середины девяностых годов, руководство федерального правительства Бразилии подчеркивало важность интеграции инновационной составляющей в национальную политику. Так в 1999 году впервые было выделено масштабное финансирование, направленное исключительно на развитие университетов и исследовательских институтов. С приходом нового правительства за период 2003-2010 научно-техническая политика была расширена в поддержку научных исследований и инновационной активности частного сектора. В тоже время Бразилия использовала свои богатые и обильные природные ресурсы, чтобы развивать сильные отрасли, в научно-технической сфере. наиболее ранним является развитие биотопливной промышленности и исследований подсолевых запасов нефти. В дополнение к законам об инновационной деятельности действующее правительство за последние несколько лет реализовало три важнейших стратегических плана, которые предполагают инвестиционные вложения размером, превышающим 33 миллиарда долларов. Ожидается, что недавно запущенный в действие Great Brazil Plan должен решить проблемы, которые образовались или остались после реализации предыдущей инновационной политики. Данный план ориентируется на развитие отечественной промышленности и рост экспорта, а в долгосрочной перспективе — на повышение инновационной активности и конкурентоспособности страны. Данный план, в большей степени, опирается на протекционизм и поощрение отечественной промышленности путем увеличения инвестиций в последнюю и увеличения налогов на импорт. Помимо этой меры, Министерство науки, технологий и инноваций инициировало политику (the Greater IT policy) по созданию и укреплению в стране информационной, коммуникационной и технологической инфраструктуры, для того чтобы удовлетворить возрастающий спрос на СМИ и на Интернет торговлю. Также одной из основных целей — укрепление государственно-частного партнерства для осуществления инвестиций в стартапы, подготовка более чем 50 тысяч новых специалистов и продвижение стратегически-важных отраслей. Таким образом, были перечислены основные направления деятельности инновационной политики Бразилии, хотя она не ограничиваются вышеупомянутыми мерами и инструментами, также реализуются и другие проекты в области НТИ.
Если рассматривать инновационную политику Колумбии, то можно отметить, что колумбийское правительство проводит активную инновационную политику по различным направлениям, среди них: общее образование, наука, подготовка исследователей, здравоохранение, безопасность и оборона, телекоммуникации. В стране были проведены существенные реформы политической структуры и институциональной системы с тем чтобы стимулировать инновационную деятельность. В Национальном плане развития 2010-2014 уделялось особое внимание инновациям как важному фактору для социально-экономического перехода Колумбии на новый уровень. В связи с этим в стране было отмечено заметное увеличение финансирования в области НТИ, так в 2011 году была создана система роялти (the General Royalties System), которая устанавливала режим распределения роялти от добычи полезных ископаемых. Правительством было принято решение выделять 10% роялти на совершенствование политики в области НТИ. Режим финансирования был разработан для того, чтобы более широкий круг латиноамериканских стран смог получить преимущества от деятельности НТИ. Это позволяет активизировать усилия по поддержанию инноваций в промышленной отрасли и сфере услуг. В целях продвижения этих планов были образованы новые методы и механизмы по управлению распределением ресурсов и реализации программ, таких как Ruta-N, не только на национальном, но и на региональном уровне. По оценкам ОЭСР, роялти с добычи полезных ископаемых, которые получает государство, предоставит возможность ускорить развитие инновационной системы и расширит возможности Колумбии для дальнейшей интеграции в мировую экономику, увеличению конкурентоспособности страны, ускорению социального и экономического развития.
·Установить единую государственную политику в научной, технологической, инновационной и телекоммуникационной сферах;
·Оказывать содействие предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью;
·Увеличить количество новых интернет-подписок до миллиона;
·Удвоить количество домов, подключенных к интернету;
·Разработать нормативно-правовые акты, регулирующие отрасли науки, технологий и инноваций.
Данные предложения являются стратегически важными для создания сильных и конкурентоспособных отраслей. Таким образом, План 2015-2018 определяет четкие приоритеты в направлении деятельности в течение следующих лет. Следует отметить, что особое внимание уделяется повышению осведомленности всего населения об услугах в области технологий и инноваций.
Колумбия не единственная страна, где были проведены институциональные реформы. Так в Мексике новое правительство, которое пришло к власти в 2012 году, внесло некоторые изменения в управление институциональной системой. В 2013 году было создано учреждение по координации развития науки, технологий и инноваций. Его основной функцией является улучшение согласованности политики в сфере НТИ и реализации национального плана развития. Для того чтобы конкурировать на международной арене Мексике необходимо иметь развитую инфраструктуру мирового уровня и осуществлять значительные инвестиции в инновационную деятельность. С этой целью национальный План по развитию 2013-2018 предусматривает выполнение следующих задач:
·Стимулирование инновационной активности в высших учебных заведениях и частном секторе;
·Повышение уровня технологического развития за счет увеличения стимулов для инвестирования в исследования и разработки;
·Формирование, укрепление и Интеграция технических, научных, образовательных, исследовательских и инновационных центров;
·Поощрение и продвижение защиты результатов интеллектуальной деятельности;
·Облегчение трансфера технологий, стимулируя взаимодействие между образовательными учреждениями, научно-исследовательскими центрами и производственным сектором.
Мексиканское правительство также стремиться укрепить научно-техническую инфраструктуру, в связи с этим значительно увеличило размер инвестиций с 37,2 миллиона в 2011 году до 140 миллионов долларов США в 2013. Что касается политики в области научных исследований, в 2014 Мексиканский Конгресс решил увеличить бюджет Национального совета по науке и технике на 20%, а это основное агентство по финансированию исследовательских проектов. кроме того, был увеличен общий научный бюджет страны на 12%, до 6,3 миллиардов долларов. В целом, мексиканская политика в области НТИ не ограничивается только этими мерами, она предусматривает различные направления действий от поощрения инновационной деятельности в вузах и на предприятиях до развития эффективных механизмов для защиты прав интеллектуальной собственности.
Анализируя стратегии Панамы в области НТИ, можно подчеркнуть, что опыт разработки и применения инновационной политики в данной стране является недавним и восходит приблизительно к 1990-м годам. Во многом аналогичными проблемами и трудностями. Инновационная политика пока еще не является приоритетной, однако такие учреждения как Национальный секретариат высшего образования, науки, технологий и инноваций и Национальный совет по конкурентоспособности признают одной из наиболее трудных задач при разработке инновационной политики является ее координация с другими правительственными органами, занимающимися вопросами НТИ. Также SENACYT занимается определением национального плана по науки и технологиям (PENCYT), который устанавливает приоритетные направления деятель для национальной инновационной политики. Для достижения результатов PENCYT использует разные инструменты по четырем основным направлениям: популяризация науки и технологии; предоставление образовательных грантов; продвижение научных исследований и разработок; создание инструментов стимулирования инноваций в частном секторе. Также можно отметить, что Панама увеличила инвестиции в инновации, если за период 2005-2009 бюджет для реализации Национального плана составлял 80,6 миллионов долларов, то в 2010-2013 он увеличился до 122 миллионов. С середины 2000-х годов Панама начала разрабатывать программы по стимулированию инновационной деятельности, в которых на первое место выдвигается расширение доступа населения к информационным и коммуникационным технологиям, особенно в сельских районах. Также центральное место в инновационных программах занимает профессиональная подготовка человеческих ресурсов для осуществления исследовательской деятельности. В настоящий момент страна находится в процессе осваивания навыков управления инновационной политикой, перенимая опыт других латиноамериканских стран.
Говоря об инновационных стратегиях Парагвая, можно отметить, что в ответ на экономические и социальные проблемы внутри страны правительство подготовило первый национальный план развития на период 2014-2030 год по трем основным направлениям: сокращение масштабов бедности и стимулирование социального развития, повышение экономического роста, а также включение Парагвая в международные рынки. Межамериканский средства размером в 10 миллионов долларов для финансирования инновационных проектов, которые будут способствовать повышению экономической эффективности в стране. По оценкам экспертов, это позволит увеличить инвестиции в прикладные исследования, особенно в приоритетных производственных отраслях, а также улучшить качество человеческого капитала для осуществления инновационной деятель. Данный проект позволит укрепить взаимодействие между основными субъектами национальной инновационной системы страны, что, в свою очередь будет способствовать более эффективному обмену знаниями и передаче технологий. МБР-создании и запуске технологических компаний и проекты по улучшению услуг, предоставляемых бизнес-инкубаторами. Правительство Парагвая приложило много усилий для укрепления сотрудничества между производственным сектором и инновационной системой. Среди проведенных мер можно выделить:
·Предоставление налоговых льгот для оборудования для научно-технических исследований;
·Проведение консультационной конференции по науке и технологиям;
·Реализация проекта SOLAR-ICT, направленного на выявление общих возможностей для латиноамериканских и европейских исследований в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Также в Парагвае существуют программы, ориентированные на укрепление международного сотрудничества, одна из них — Math-AmSud направлена на поощрение и усиление взаимодействия, разработку и создание сетей в области математики, реализации совместных проектов. Подведя итог, можно сказать, что инновационная политика в Парагвае во многом опирается на помощь и содействие со стороны внешних участников, таких как МБР-Согласно Политической Конституции Перу, государство несет ответственность за стимулирование научно-технологического развития, этот принцип более детализировано изложен в рамках закона «О науке, технике и технологических инновациях». Данный закон регулирует развитие, продвижение, распространение и передачу научных знаний, технологий и инноваций. Также перуанское правительство реализует национальный план 2006-2021 по науке и технологиям для повышения конкурентоспособности и развития человеческого капитала (PNCTI). действующий План устанавливает задачи, цели, направления деятель, стратегии и национальные программы в области НТИ. Также он предусматривает проведение не только национальной, но и региональной политики. Его цель — обеспечение взаимодействия между субъектами инновационной деятельности, концентрируя усилия на стратегически важных сферах, с тем чтобы повысить конкурентоспособность и качество жизни населения. В рамках Национального плана сформулированы стратегии и направления действий, среди которых можно выделить следующие:
·Поощрение и активизация инновационных процессов, создание инновационных продуктов и методов управления в компании для повышения конкурентоспособности;
·Обеспечение доступа к новым национальным и международным технологиям для повышения эффективности функционирования компаний;
·Контроль за исполнением прав интеллектуальной собственности для стимулирования инновационной активности на предприятиях;
·Продвижение институциональных механизмов для повышения качества продукции и услуг предприятия.
Помимо перечисленных направлений действий, в последнее время Перу развивает международное сотрудничество в сфере НТИ, которое тоже входит в Национальный план. Сюда можно отнести кооперацию с ЮНЕСКО в области образования, сотрудничество по реализации программ для передачи технологий для малого и среднего бизнеса. В целом, можно считать перуанскую политику в области инноваций эффективной, так как в глобальном инновационном рейтинге за период с 2011 по 2015 год страна поднялась на 12 позиций.
В Уругвае Политика в области НТИ впервые за историю страны была запущена в 2005 году. Она осуществляется в качестве стратегического инструмента для экономического развития, а также для преодоления проблем социальной интеграции в уругвайском обществе. Для решения поставленных задач было необходимо разработать политику, которая, во-первых, обеспечивала бы поддержку научно-технической деятель в исследовательских учреждениях, во-вторых, стимулировала бы инновационную деятельность в государственных и частных компаниях разных сфер, и, в-третьих, предлагала бы различные меры и стимулы, ориентированные на инклюзивные инновации. В результате, в 2007 году Уругвай запустил свой собственный национальный научно-инновационный фонд (ANII), направленный на инновационное развитие. Институционально ANII не определяет инновационную политику Уругвая, а реализует направления деятель, установленные на уровне министров. ANII обеспечивает поддержку мер, направленных на развитие инновационной деятельности, особенно в основные промышленные отрасли, а также в сельское хозяйство, энергетику, здравоохранение. одной из ключевых целей Фонда является соотношение инновационной политики Уругвая с социальными, экономическими и экологическими целями. Его основные задачи включают в себя проектирование и организация программ и планов по научно-технологическому развитию. В настоящее время Национальный научно-инновационный фонд располагает годовым бюджетом размером в 35 миллиона долларов, финансирование частично исходит от внешних доноров, такие как всемирный Банк и Межамериканский Банк Развития.
Говоря о Чили, стоит обратить внимание, что на сегодняшний день чилийская инновационная политика находится на переломном этапе. До начала девяностых годов политика в области инноваций была достаточно простой. Однако за последние пятнадцать лет, правительство Чили расширило набор инструментов для достижения своих долгосрочных целей, что включает в себя адаптацию к международной практике с опорой на собственный опыт. Чили характеризует себя в качестве быстрорастущей, либеральной и открытой экономики, стремящейся преодолеть научно-технологический разрыв от развитых стран. Данное направление инновационной политики является одной из основных стратегических задач действующего правительства. Для достижения поставленных целей государство реализует инновационную стратегию, основными целями которой является:
·Увеличение числа занятых в сфере НИОКР, ученых и инженеров;
·повышения качества среднего образования до международного уровня;
·Приобщение чилийского общества к инновационной и предпринимательской культуре;
·Подготовка технического персонала для самостоятельного освоения новейших технологий;
·Формирование национальной системы профессиональной сертификации для увеличения возможности подготовки человеческих ресурсов.
Согласно ОЭСР, инновационная политика Чили нуждается в расстановке приоритетов и определении роли государства в качестве субъекта, стимулирующего инноваций, для того, чтобы обеспечить более сбалансированное развитие.
Таким образом, несмотря на то что страны Латинской Америки ставят перед собой достаточно высокие цели и задачи, достижение которых, ориентировано на установленные сроки, стоит отметить, что на практике, проблемным фактором в их реализации может выступать недостаточное финансирование и координация задач. В заключение, можно сделать вывод, что инновационная политика латиноамериканских стран основывается на двух направлениях: с одной стороны, необходимо улучшить общие условия для инновационной деятельности, такие как доступ к финансированию, деловую среду, открытость торговли и конкурентоспособность. С другой стороны, следует также ориентировать инновационную политику на субъекты инновационной деятельности и взаимосвязь между ними, например, поощрять и стимулировать совместные научно-исследовательские проекты, обмен знаниями и трансфер технологий.
Заключение
На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
.Технологический разрыв между странами Латинской Америки и развитым миром до сих пор имеет место быть, и в большой степени он обусловлен историческими факторами. Когда латиноамериканские государства получили независимость, экономическая и технологическая гонка в остальном мире уже давно началась. В связи с этим, в настоящее время все большее число латиноамериканских стран начинает признавать значение инноваций и новых технологий в решении своих внутренних проблем, преодолении технологического разрыва и повышении уровня жизни в целом. Можно отметить, что последние десятилетия правительства таких стран как Аргентина, Коста-Рика, Мексика, Чили стремятся проводить политику, которая стимулировало бы инновационное развитие.
.инновационные системы в развивающихся странах, а в частности, в Латинской Америки качественно отличаются друг от друга. Нередко отсутствует политическая стабильность, защита прав интеллектуальной собственности и другие институциональные компоненты, которые отбивают стимулы осуществлять исследования и изобретать новые технологии и инновации. Особенно важной составляющей НИС является развитая инновационная инфраструктура, а именно институты и различные органы, которые относятся к производству, диффузии и передачи знаний и технологий. Общей чертой для многих латиноамериканских стран является то, что с 1950-х годов они начали активно формировать отдельные учреждения, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность. В настоящее время инновационная инфраструктура многих латиноамериканских стран представлена широким спектров успешно функционирующих организаций в области НТИ, такие как Национальные советы и комиссии по научно-техническим исследованиям и инновационному развитию.
.Среди общих слабых институциональных факторов в латиноамериканском регионе можно выделить качество человеческого капитала и трудовых ресурсов, которые, несмотря на попытки проведения активной государственной политики в области образования, по-прежнему остается достаточно слабым, в значительной мере за счет высокой «утечки мозгов» заграницу. кроме этого, отмечается слабое взаимодействие между субъектами инновационной деятельности, что делает процесс обмена знаниями и передачи технологий менее эффективным. Государственные научно-исследовательские учреждения зачастую являются единственными, кто участвует в исследованиях и разработках, а частный сектор, как правило не взаимодействуют с научными учреждениями и не участвует в финансировании инновационных проектов. Источниками инноваций и знаний во многих случаях выступают прямые иностранные инвестиции или приобретение технологий, разработанных заграницей.
.Страны Латинской Америки активно разрабатывают национальные инновационные стратегии и национальные программы развития с упором на стимулирование деятельности в сфере НТИ. инновационная политика латиноамериканских стран строится на двух основных направлениях: с одной стороны, необходимо улучшить общие условия для научной и инновационной деятель, например, сделать финансирование более доступным, усовершенствовать бизнес среду, обеспечить открытость торговли и повысить конкурентоспособность. С другой стороны, следует стимулировать и поощрять взаимодействие между участниками инновационной деятельности для реализации совместных инновационных проектов и более эффективного обмена знаниями.
.Были построены пять моделей оценки влияния инноваций на экономическое благосостояние стран. Полученные результаты показали, что в большинстве случаев используемые переменные не влияют на изменение ВВП на душу населения. Однако наблюдается влияние переменной, не входящей в инновационный блок — это валовые Инвестиции в основной капитал на душу населения. Также можно говорить о влияния инновационного блока развития и применения современных технологий на изменение душевого ВВП, но не во всех странах, только в Аргентине, Бразилии, Мексики, Панаме, Парагвае, Уругвае и Чили и в зависимости от рассматриваемого периода. Оценка трех моделей из пяти указала наличие нулевых коэффициентов перед независимыми переменными это значит, что инновации и инновационная деятельность не объясняют изменения экономического благосостояния рассматриваемых стран за исследуемые года.
Таким образом, проведенный анализ и полученные результаты отчасти, но не полностью опровергают поставленную гипотезу. Действительно, усилия, направленные на стимулирование исследований, инвестиций в НИОКР, укрепление НИС — все это благоприятствует развертыванию инновационного потенциала и переходу на уровень инновационного развития. Однако несмотря на то что латиноамериканские страны уже успели добиться определенных успехов в области НТИ, их инновационный потенциал еще не раскрыт. Инновации в этих странах еще не являются драйвером экономического роста и прямое влияние инноваций и инновационной деятельности на экономическое благосостояние пока не наблюдается.
Литература
1.Альваро Ромеро (ÁLVARO ROMERO). Латинская Америка на пороге декады экономического роста. [электронный ресурс] // ИноСМИ. Ru. URL: #»justify»>2.Глобальный инновационный индекс 2015 г.: в рейтингах лидируют Швейцария, Соединенное королевство, Швеция, Нидерланды и США [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВОИС. URL: #»justify»>3.Голдякова Т.В. понятие и классификация инноваций // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №2. URL: #»justify»>4.Давыдов А.А. инновационный потенциал России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] URL:#»justify»>5.Инновационное развитие и перспективные инновационные проекты ЮФУ [Электронный ресурс] // Южный Федеральный университет. URL:#»justify»>6.Инновации: на сцену выходит новое поколение лидеров. // World Economic Journal [Электронный ресурс]. URL: #»justify»>7.инновационная система Чили [Электронный ресурс] // Центр межрегионального инновационного развития. URL: #»justify»>8.Козлова М.И. и др. Измерение синтетических категорий качества жизни населения региона и выявление ключевых направлений совершенствования социально-экономической политики (на примере Самарской области и ее муниципальных образований) // Прикладная эконометрика. — 2016. — №. 2.
9.Официальный сайт Административного департамента науки, технологий и инноваций Колумбии Colciencias. Sistema Nacional de Ciencia, Tecnología e Innovación. URL: #»justify»>10.Поспелова Т. Стартап-движение в Латинской Америке: пора ли штурмовать Бразилию, Чили и Мексику [электронный ресурс] // Площадка для предпринимателей VC.RU. URL: https://vc.ru/p/other-america
.Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Эксмо, 2007. С. 234