Учебная работа. Информационное обеспечение международной торговли

Информационное обеспечение международной торговли

Содержание

Введение

. Теоретические основы
информационного обеспечения международной торговли

.1 Информационные технологии,
сущность, этапы развития, основные составляющие

.2 Экономическая информация, виды и
источники

.3 Информационное обеспечение
внешнеторговой деятель

.3.1 Использование Internet в
деловых коммуникациях и бизнесе

.3.2 стандарты передачи цифровой
информации между организациями

. международный опыт по
использованию информационного обеспечения международной торговли

.1 Информационное обеспечение
внешней торговли США

.2 британская модель информационного
обеспечения внешней торговли

3. Информационное обеспечение
международной торговли в Республике Беларусь

3.1 Информационно-маркетинговая
система Беларуси

.2 интегрированная информационная система
внешней и взаимной торговли таможенного союза

Заключение

список использованных источников

Введение

Важная особенность экономического развития
передовых стран в начале XXI в. заключается в переходе от индустриальной к
постиндустриальной экономике. Становление постиндустриального
(посткапиталистического, информационного или электронно-цифрового) общества
вызвано формированием единого мирового информационного пространства на базе
сети Интернет, проникновением процессов информатизации, глобализации и виртуализации
во все сферы экономики, созданием международного рынка информации и управления
в дополнение к традиционным рынкам товаров (в частности, природных ресурсов),
труда и капитала.

Глобализация означает новый этап развития
внешнеэкономической деятельности, направленный на создание экономических сетей
разных стран. В современных условиях бурный рост экономической и деловой
активности сопряжен с выходом на международные рынки, развитием
многонациональных компаний, возникновением всемирного производства и сбыта.
Поэтому важную роль начинает играть информационное обеспечение ВЭД.

Сегодня информация является таким же важным
фактором производства, как земля, труд и капитал. Современная экономика
немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков,
триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров — все эти
информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые
выводы, принять правильное решение.

Современный специалист — экономист должен уметь
принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями,
такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности,
банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть
информацией по построению информационных систем.

На современном этапе для информационного
обеспечения, включая сферу международного и внешнеэкономического
прогнозирования, характерны следующие особенности:

значительное увеличение спроса на информацию в
80-х — начале 90-х гг. в условиях замедления темпов экономического развития,
ухудшения положения на мировых товарных рынках и обострения конкурентной
борьбы. многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления
Деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной
стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений
производства и сбыта. повышение спроса на информацию вызвано также общим
усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими
аргументированных решений на основе прогнозной информации;

внедрение принципиально новой технологии на базе
быстрого развития электронно-вычислительной техники, что позволило в развитых
странах создать эффективные национальные и международные информационные сети.

С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость
технических средств и программирования в абсолютном значении в целом
возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем
значительно превышают затраты на приобретение электронно-вычислительной
техники.

Важным аспектом функционирования рынка
информационных услуг является деятельность компаний-владельцев банков данных и
посредников. владельцами информации являются издательские и исследовательские
организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, имеющие филиалы
и обширную сеть клиентов. В связи с возрастанием объема перерабатываемой
информации наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и
методов обработки, хранения массивов данных и их поиска, для решения которого
создается специальное программное обеспечение, вместе с массивами информации
составляющее медицинская и другая информация, информация для специалистов и
массовая потребительская информация. Мировой рынок информационных услуг
подчиняется общим законам конкурентной борьбы между сотнями тысяч
взаимодействующих на этом рынке субъектов.

наиболее динамичной частью мирового
информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию
об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран. И, во многом, владение
этим сектором, вкупе с грамотным и своевременным его использованием позволяет
наиболее успешно и прибыльно применять экономическую стратегию предприятия,
фирмы, государства, союза государств.

1.
Теоретические основы информационного обеспечения международной торговли

.1
Информационные технологии, сущность, этапы развития, основные составляющие

сегодня обработка экономической информации стала
самостоятельным научно-техническим направлением с большим разнообразием идей и
методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой
степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства
обработки информации, на конкретном экономическом объекте понятием «экономическая
информационная система» (далее — ЭИС). Детальное изучение ЭИС опирается на
понятия «информация» и «система».

Информация и система, возможно, являются
простейшими фундаментальными категориями, не выражаемыми через более общие
понятия (как, например, точка в геометрии), но позволяющая вести эффективно
бизнес как внутри страны, так и на международной арене.

Первые информационные системы (далее — ИС)
появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и
расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских
счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на
подготовку бумажных документов.

-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС.
Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности
по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное
оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не
только обрабатывать счета и считать заработную плату.

В 70-х — начале 80-х ИС начинают широко
использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и
ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования ИС
вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются
на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, предоставляя
вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей
деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта,
обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по
низкой цене и многое другое.

Информационная технология базируется и зависит
от технического, программного, информационного, методического и
организационного обеспечения.

Техническое обеспечение — это персональный
компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей. Вид информационной
технологии, зависящий от технической оснащенности (ручной, автоматизированный,
удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации. Развитие
вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, персональные
компьютеры одновременно становятся менее дорогими и, следовательно, доступными
для широкого круга пользователей. Компьютеры оснащаются встроенными
коммуникационными возможностями. скоростными модемами, большими объемами
памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.

Программное обеспечение, находящееся в прямой
зависимости от технического и информационного обеспечения, реализует функции
накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Информационное обеспечение — совокупность
данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.

Организационное и методическое обеспечение
представляют собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование
компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.

основными свойствами информационной технологии
являются:

целесообразность,

наличие компонентов и структуры,

взаимодействие с внешней средой,

целостность,

развитие во времени.

1.2
Экономическая информация, виды и источники

Экономическая информация является основным типом
информации, используемом при анализе той или иной экономической проблемы. Она
может быть разделена на три вида: статистику, бухгалтерию и оперативную информацию.

Бухгалтерия (бухгалтерская отчетность)
представляет собой способ отражения средств предприятий и организаций в
зависимости от их состояния, размещения, использования и источников
происхождения. Она отражает процесс развития предприятия и служит основой
анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.

Оперативная информация — это сведения,
необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений. В
качестве оперативной информации могут выступать как официальные статистические
показатели, так и неопубликованные данные, являющиеся результатом
непосредственного наблюдения, личного опыта, различных экспериментов и т.д.

Исследования процессов в области международных
экономических отношений (далее — МЭО), все более приобретающих характер глобальных
требуют в первую очередь умения оперировать макроэкономическими показателями.
поэтому, основным источником информации является статистика. Статистика дает
общую картину состояния и развития национального хозяйства, освещает ход
социально-политических процессов в стране или ее частях. При этом используются
специальные методы наблюдений и анализа массовых явлений. При этом используются
готовые официальные статистические данные, которые являются результатом
конкретного статистического исследования какого-то определенного явления или
процесса. информационное обеспечение торговля
экономическая

Статистическая информация собирается и
публикуется в специальных статистических справочниках как международными, так и
национальными статистическими организациями, а также специализированными
учреждениями и организациями.

В 1885 году учрежден международный
статистический институт (далее — МСИ), который проводит курс на достижение
международной сопоставимости статистических показателей путем выработки
единообразных методов их исчисления и разработки общеприемлемых классификаций
таких показателей в различных отраслях статистики. МСИ является автономной
международной организацией, но имеет консультативный статус при Экономическом и
социальном совете ООН (далее — ЭКОСОС) и ЮНЕСКО, не входит в систему
специализированных учреждений ООН, но регулярно принимает участие в работе
Статистической комиссии ООН, не являясь ее членом. В современном механизме
международной статистики прослеживается разделение труда: одни статистические
организации разрабатывают статистическую методологию, программы наблюдения,
другие непосредственно осуществляют сбор, обработку и публикацию статистических
данных. К первому типу организаций относятся проводившиеся ранее международные
статистические конгрессы (далее — МСК) и действующий ныне Международный
статистический институт. Ко второму типу — статистический аппарат ООН и ее
специализированных учреждений и статистические службы других многочисленных
международных организаций. Основная практическая деятельность в области
международной статистики осуществляется специализированными службами ООН. При
этом наибольшую по объему работу проводи Статистическая Комиссия ООН и
Статистическое бюро Секретариата ООН.

Статистическая комиссия ООН является одной из т.н.
функциональных комиссий ЭКОСОС, направляющая и контролирующая деятельность всех
подразделений ООН в области статистики. Конечной целью работы Статистической
комиссии является достижение единой системы информации, обработки и
распространения международной статистической информации органами и учреждениями
ООН. Статистическое бюро в своем составе имеет шесть подразделений, каждое из
которых решает круг конкретных информационных, функциональных и технических
задач и подготавливает соответствующие цифровые и методологические публикации.
В ведении центрального аппарата ООН находятся демографическая статистика и все
остальные отрасли экономической статистики, за исключением статистики сельского
хозяйства и труда.

особую роль в процессе унификации статистических
данных играют международные экономические классификации. Связано это с
необходимостью систематизации статистической информации, характеризующей
развитие экономики, на основе общих методологических принципов, согласованных
различными странами. Такие системы разрабатываются международными и
межправительственными организациями в виде стандартных классификаций и
номенклатур международной сопоставимости и анализа статистических данных.
Различают классификации мирового сообщества и региональные классификации (например,
стран Европейского союза). Так для классификации товаров и услуг, для
характеристики видов экономической деятель в настоящее время применяются
следующие классификационные системы (номенклатуры). Международная стандартная
отраслевая классификация всех видов экономической деятель (далее —
МСОК)(International Standard Industrial Classification of all Economic
Activities — ISIC). МСОК отражает структуру производства, т.е. способ
объединения видов экономической деятельности в рамках производственных единиц и
распределение этих видов между ними в странах. Основные виды деятельности —
предприятия. Все виды хозяйственной деятельности в МСОК подразделены на 9
разделов, которые в свою очередь включают подразделы, группы и подгруппы. На
самом детальном уровне МСОК имеет 159 отдельных категорий.

стандартная международная торговая классификация
ООН (далее — СМТК)(Standard International Trade Classification — SITC). Эта
система стала основной для многих национальных внешнеторговых классификаций
большинства промышленно развитых стран. На базе СМТК многие страны рассчитывают
индексы, а по ним общие индексы внешней торговли. В основе построения СМТК
лежит степень обработки товаров. Исходя из этого признака все товары делятся на
разделы, отделы, группы и подгруппы. Это в определенной степени обеспечивает
известную сопоставимость статистических показателей различных стран и дает
возможность проводить анализ товарной структуры международной торговли. СМТК
содержит 10 разделов, 67 отделов, 261 группу и 1033 подгруппы.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity
Description and Coding System).

Номенклатура гармонизированной системы
базируется в основном на прежней номенклатуре Совета таможенного
сотрудничества, известной в международной практике как Брюссельская таможенная
номенклатура, и внешнеторговом товарном классификаторе ООН. Гармонизированная
система является попыткой создать универсальную систему классификации и имеет
шесть ступеней классификации: разделы — 21; группы — 96; подгруппы — 33;
товарные позиции — 1241; подпозиции — 3553; субпозиции — 5019. За основу
построения этой товарной номенклатуры взята совокупность различных признаков
товаров: происхождение, вид материала, назначение товара, его химический
состав. Группы товаров формируются исходя из принципов последовательности
обработки: сырье — полуфабрикат — готовое изделие.

Одним из видов источников информации по МЭО
являются публикации МСИ. основной публикацией
является
“Bulletin of the International Statistical Institute”. Также
МСИ готовит к изданию материалы очередных сессий МСИ, выпускает журнал “ISI
News”, совместно с французским национальным институтом “Annual Review of
International Statistics”. Статистические издания ООН. “Годовой справочник —
Statistical Yearbook” — содержит большое количество сведений экономической и
социальной направленности.

“Месячный статистический бюллетень — Monthly
Bulletin of Statictics”- содержит сведения по многим отраслям национального
хозяйства свыше 200 стран и территорий, а также специальные таблицы по
важнейшим социально экономическим вопросам.

“Годовой статистический справочник по
национальным счетам — Yearbook of National Accounts Statistics” — приводятся
сведения о национальной валюте свыше 200 стран и территорий мира. Данные по
странам соответствуют ныне действующей Системе национальных счетов ООН (далее
СНС) по следующим показателям: использование ВВП, НД; распределение ВНП по
отраслям экономики; пофакторное распределение дохода от внутреннего
производства; ресурсы и использование товаров и услуг; расходы на содержание
государственного аппарата; частные расходы; формирование основного капитала;
текущие операции (доходы и расходы) и операции с капиталами обществ,
институтов, государственных учреждений и частных хозяйств, операции с
заграницей.

“Годовой внешнеторговый справочник — Yearbook of
International Trade Statistics” — приводятся сведения о территории и населении
свыше 200 стран. Даются сведения о внешней торговле в стоимостных показателях,
в текущих ценах, а также по экспортируемым и импортируемым товарам.

“Статистический внешнеторговый товарный
справочник — Commodity Trade Statistics” — содержит сведения по одной или
нескольких странах.

“Мировая торговля (приложение) — World Trade
Annual (Supplement)” — приведены данные о внешней торговле 24 стран, на долю
которых приходится около 4/5 мировой торговли и 1300 товарных позиций,
расположенных по схеме СМТК ООН.

Региональные комиссии, действующие в рамках
ЭКОСОС выпускают собственные статистические сборники. кроме этого в систему ООН
входит целый ряд специализированных учреждений, статистические издания которых
могут представлять большой интерес при проведении анализа экономического
положения страны. Это в первую очередь МВФ, ФАО, МОТ и др. кроме перечисленных
служб большую статистическую работу в Секретариате ООН ведут ЮНКТАД и ЮНИДО и
международные организации, действующие вне системы ООН. К наиболее крупным из
последних относятся ОЭСР и ЕС. наконец, большая группа статистической
информации содержится в национальных, включая правительственные и
неправительственные, службах и их статистических и аналитических изданиях.

1.3
Информационное обеспечение внешнеторговой деятель

Неотъемлемой частью системы управления и
планирования внешнеэкономических связей являются изучение и прогнозирование
рынков сбыта. Как показывает мировой опыт, самые дорогостоящие рыночные
исследования несопоставимы с размерами потерь, возникающих в результате выхода
на рынок с изделиями, лишь частично удовлетворяющими его требованиям. Даже
крупнейшие промышленные компании развитых стран, имеющие мощные
исследовательские подразделения (например, «Дженерал моторс»,
«Сименс» и др.), не в состоянии полностью обеспечить свои потребности
в той или иной систематизированной информации (в виде исследований, обзоров,
рекомендаций) и обращаются к услугам специализированных фирм-консультантов.

Экспортная деятельность и ее результативность в
решающей степени определяются в производственной сфере, где создаются
материальные предпосылки для рыночного успеха товаров. информация о конъюнктуре
рынка становится всё более необходимой уже на ранних стадиях разработки
промышленных изделий. Статистический анализ, проведенный международными
концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии
научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к
неудачному сбыту готовой продукции. Прогнозная и оперативная информация о
рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой
планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой
сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и
расширения ассортимента предоставляемых услуг.

Рынок информационных услуг обычно
подразделяется:

на глобальный (общепланетарный);

на национальный (телевидение, радиовещание и
другие средства массовой информации);

на региональный (теле- и радиопередачи по
определенному региону);

на локальный (местное радиовещание, местные
газеты и журналы);

на точечный (информационные сети в учебных
заведениях, научных учреждениях, библиотеках, музеях и т.п.).

примерно 3/4 современного мирового рынка
информационных услуг приходится на операции пяти экономически наиболее развитых
стран. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше
50%, что значительно больше доли этой страны, например, в мировой торговле
(12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли-продажи
информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. дол., т.е.
приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. Во всех
перечисленных странах основу рынка составляют собственно информационные услуги.

В странах с рыночной экономикой системы
информационного обслуживания участников международной торговли создаются на
базе информационно-консультативных служб государственного и частного типа.
Данные фирмы сосредоточивают свое внимание главным образом на предоставлении
широкого спектра услуг по исследованию конъюнктуры рынка, анализу финансовой деятельности,
обучению кадров, предоставлению других справочных данных. В своей деятельности
по сбору необходимой информации они пользуются услугами широко известных
международных коммерческих автоматизированных банков данных, создают
собственные банки данных узкого профиля для своих клиентов.

В настоящее время быстрыми темпами увеличивается
количество исследовательских и консультационных фирм, которые создаются на
коммерческой основе для организации и управления производством, а также
осуществления маркетинговых исследований на внешнем рынке. Они оказывают услуги
по изучению и прогнозированию мировых рынков, консультируют по вопросам
применения различных методов сбыта, проведения рекламной деятельности. Ведущими
исследовательскими агентствами являются «Dun and
Brad-street»,
«Maxwell
Foundation», «WPP
Group»,
«Интернешнл рисерч ассошиэйтс» («ИНРА»),
«Марплен», «Маркет фэктс интернешнл». например,
«ИНРА» имеет отделения более чем в 50 странах обоих полушарий,
«Марплен» и «МФИ» располагают полевыми службами во всех
странах Западной Европы, японии, Австралии, странах Латинской Америки.

В отличии от оперативной информации, сбор
которой ограничен кругом практических задач, решаемых коммерческой организацией
на внешнем рынке, ценовая продукция указанных выше производителей
информационных услуг доступна самому широкому кругу пользователей. Поэтому
полученные от них материалы по мировым ценам служат важным дополнением
оперативных источников информационного обеспечения конъюктурно-ценовой работы.
В практике ценообразования во внешнеэкономической деятельности нашли широкое
применение следующие периодические материалы по мировым ценам:

публикации по ценам биржевых товаров, т.е.
биржевым котировкам. Данные цены являются ценами сделок, совершаемых на
товарных биржах. Биржевые котировки устанавливаются с регулярностью работы
товарной биржи, например на лондонской бирже цветных металлов — два раза в
день, на утренней и вечерней сессии. Основной периодической публикацией по
биржевым котировкам является журнал „Metal Bulletin”;

специальные публикации по справочным ценам.
Данные ценовые показатели чаще всего являются ценами, по которым предлагается
приобрести товар. По нефти, нефтепродуктам примером публикации по справочным
ценам является ежедневный бюллетень “Oilgram Price Report”, а по черным
металлам — журнал “Metal Bulletin”; на рынке вертолетов пользуется известностью
американское издание “Blue Book”, а среди дилеров, продающих импортные ЭВМ,
популярны справочники “DataPro”, “Auerbach Technology Reports” и “The Software
Users’ Year Book”;

статистические публикации по индексам
экспортных, импортных и внутренних оптовых цен, а также специализированным
индексам цен. разработчиками этой ценовой информации являются международные
организации, органы официальной государственной статистики и авторитетные
издательства. Работу этих организаций характеризует научно обоснованная
методика расчетов индексов и представительность статистической выборки исходные
данных. Вполне очевидно, что во внешнеторговом ценообразовании предпочтение
отдается использованию индексов экспортных и импортных цен;

цены статистики внешней торговли зарубежных
стран, которые получают путем деления данных о стоимостных объемах
экспортированных или импортированных товаров на их физический объем.

Новые возможности в информационном обеспечении
конъюктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка
электронных информационных услуг. Современные компьютеры и телекоммуникационные
технологии дают доступ практически ко всем приведенным выше видам ценовой информации,
которые накапливаются в автоматизированных базах данных (далее — АБД), в
совокупности составляющих зарубежные информационно-вычислительные ресурсы.

Организация сбора такой информации отличается в
зависимости от применения технических носителей и способов получения данных из
АБД. Основным способом является удаленный диалоговый режим работы с зарубежными
информационно-вычислительными ресурсами (online interactive mode). В этом
случае терминальное устройство пользователя подключается к ЭВМ с интересующими
его АБД с помощью средств связи, идентичных высококачественным телефонным
сетям. При таком режиме работы по линии связи предается диалог: от пользователя
в ЭВМ поступают запросы, а в обратном направлении — отобранная из базы данных
ценовая информация. Другие виды электронных информационных услуг основываются
на предоставлении пользователю автоматизированных баз или отдельных групп
массивов данных, целиком записанных на различные магнитные носители: магнитные
ленты, дискеты, компакт-диски. поскольку чаше требуется лишь какая-то, возможно
незначительная, часть больших объемов информации, такие виды услуг пользуются
меньшим спросом. Поэтому преобладающая часть электронных информационных услуг
приходится на удаленный диалоговый режим работы.

1.3.1
Использование Internet в деловых коммуникациях и бизнесе

пользователи электронной почты Internet
достаточно часто решают свои деловые проблемы, обмениваясь письмами,
контрактными предложениями, информацией о ценах, конъюктуре рынка и других
коммерческих вопросах. Однако следует иметь в виду, что сравнительно недавно
коммерческие организации не допускались к подключению к Internet-узлам.
первоначально это ограничение было снято для исследовательских организаций, а
также учебных центров коммерческих фирм. Затем были приняты общие
организационные решения: доступ к Internet стал возможным для любых
коммерческих организаций; был организован домен верхнего уровня COM, куда вошли
многие коммерческие сети. возник консорциум сетей CIX (Commercial Internet
Exchange), предоставляющих коммерческие услуги на базе Internet. Участники
внешнеэкономических связей, предоставляющие в этот фирмы, ведущие бизнес для данной группы продуктов, могут
анализировать мнения, комментарии, технические проблемы и другие
потребительские аспекты, по котором существенно знать обобщенные мнения
потребителей. Например, список Info-High-Audio посвящен высококачественной
аудиотехнике: оценкам потребителями усилителей, наушников, стереосистем,
аудиокассет и другого подобного оборудования. Производители аудиотехники и
менеджеры по торговле могут регулярно анализировать сообщения пользователей,
хотя часто и достаточно субъективные, но весьма важные с точки зрения оценки
важнейших потребительских факторов. предоставляет возможность отыскать и
просмотреть в оперативном режиме огромные по объему и разнообразию массивы
информации: книги, технические каталоги, газеты, журналы, специальные фонды документации.
многие традиционные задачи библиотечно-информационного обслуживания решаются
сегодня средствами Internet весьма просто и экономически выгодно. Эти службы
действуют в массовом масштабе в Internet только последние 7-8 лет, быстро
эволюционируя от экспериментальных режимов к широкому практическому
использованию.

одной из наиболее перспективных линий развития
Internet являются мобильные сетевые работы. Службы Internet уже доступны на
многих транспортных средствах: автомобильном, авиационном, морском и
железнодорожном транспорте. При этом следует учитывать, что существующие
системы мобильной радиосвязи обычно используют радиоволновый принцип передачи
информации, поэтому речь идет об интеграции служб Internet с новыми глобальными
системами мобильной связи, имеющими системы спутниковых станций. Информационные
online — службы. разнообразные деловые новости, коммерческие базы данных и
дискуссионные форумы (списки рассылки) доступны и очень полезны для
пользователей Internet, применяющих эти ресурсы в образовании, науке и бизнесе.

Рассмотрим наиболее важные информационные
службы, активно предоставляющие свои услуги пользователям Internet. одна из
крупнейших коммерческих служб США, America Online, предоставляет службы
электронной почты, дискуссионные форумы и архивы файлов. Служба доступна как по
коммутируемым телефонным линиям, так и через общедоступные сети.

AT&T
Mail. первоначально эта
служба была разработана для решения деловых задач служащими AT&T. В ходе
развития служб и расширения круга пользователей, в рамках AT&T Mail были
интегрированы электронная почта, факс-служба, передача файлов, BBS-службы и
другие прикладные системы. Шлюз с Internet обозначается с именем attmail.com.

Популярный компьютерный журнал BYTE одним из
первых технических изданий оценил преимущества электронной почты и BBS-служб
для поддержки тех интересов своих читателей, которые требуют от редакции
журнала постоянной переписки, консультаций, обмена справочными материалами и
компьютерной документацией. BIX — the Byte Information eXchange — предоставляет
Online-доступ к своим доскам объявлений и базам данных. . Это служба, созданная
в рамках кооперации фирм IBM и Sears. Отличается развитым графическим
интерфейсом пользователя IBM PC. Хост-система prodigy.com позволяет эффективно
использовать ресурсы Internet. . Предоставляет своим зарегистрированным
пользователям развитые услуги электронной почты и поиска разнообразной деловой
информации. Информационный сервис доступен через мощную поисковую систему,
имеющую гибкую логику навигации и просмотра тематических баз данных.
Тематический индекс содержит, в частности, следующие разделы по бизнесу: Money
Matters and
Markets Industry
Information
Current Stock
Quotes Online
Brokerage
Services
Finacial
and Investment
Forums Business
Inforamion
Industry
and Professional
Forums Company
Profiles
Demographics
Information
by Zip Codes
Government Publications пользователи CompuServe могут также посылать и получать
сообщения по электронной почте от всех пользователей Internet. . хост-система
Delphi.com является лидером среди коммерческих служб Internet и отличается от
своих конкурентов в том, что дает полный спектр Internet-услуг, включая службу
Relay Chat — службу online-диалога в режиме электронной почты. главное
меню
услуг
Delphi содержит
следующие
пункты:
Business and Finance Computing Groups Conferences Entertainment and Games
Groups and Clubs News, Weather and Sports Reference and Education Shopping
Travel and Leisure Using DELHI Workspace HELP. /Relcom
Коммерческая информационная служба RELIS организована московским узлом
Акционерного общества РЕЛКОМ. Группы новостей relis содержат следующую
информацию: relis.amcs системы КОНСУЛЬТАНТ и Деловые бумаги relis.cwm газета
КомпьютерУолд relis.fis газета Финансовые Известия relis.ima-press новости
Агенства ИМА-ПРЕСС relis.jusinf сообщения и тексты законов relis.pf новости
Агенства POSTFACTUM relis.polinom цены рынка электронной техники relis.wps
аналитические обзоры.

Таким образом, современные коммерческие
информационные службы целенаправленно развиваются в сторону услуг Internet и
привлечения пользователей Internet к своим службам. Связность с Internet и
возможности взаимного трафика являются рекламными факторами на рынке сетевых
информационных услуг.

1.3.2
стандарты передачи цифровой информации между организациями

Основное свойство информационных технологий —
это передача (обмен) данных с целью ускорения процессов принятия решения. При
передаче данных во все времена существовала проблема совместимости. Сегодня с
этой целью прибегают к использованию единых стандартов и конвенций. В
современном мировом банке данных одним из наиболее используемых является
стандарт EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) —
серия стандартов и конвенций по передаче структурированной цифровой информации
между организациями, основанная на регламентации форматов передаваемых
сообщений. Основная задача EDI — стандартизовать обмен транзакционной цифровой
информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных
систем различных сегментов, организаций, предприятий.

Для упорядочивания разностандартных EDI систем,
в 1996 году Экономическим и социальным советом ООН была выпущена Рекомендация
№25 по использованию стандарта EDIFACT, в которой рекомендовано модернизировать
существующие EDI-системы в системы, ориентированные на использование
UN/EDIFACT, а вновь создоваемые системы изначально строить на основе
использования UN/EDIFACT.

Акроним UN/EDIFACT расшифровывается как
«Правила ООН эелектронного обмена документами для государственного
управления торговли и транспорта» (United Nations rules for Electronic
Data Interchange for Administration, Commerce and Transport).

В настоящее время из-за отсутствия
законодательного регулирования процессов электронного обмена документами
полномасштабное развитие систем EDI в нашей стране затруднено. Но
лавинообразное развитие в мире систем электронной коммерции раскачивает
официальные органы и жизнь заставлляет использовать параллельно с бумажными
документами и их электронный образ.

В качестве примера использования электронных
документов в стандарте UN/EDIFACT является EDI-система контроля сопровождения
груза из стран ЕС до терминала назначения в таможенных органах Республики
Беларусь.

государственный таможенный комитет реализует
проект взаимодействия с информационной системой Министерства путей сообщения
(далее — МПС), где для обмена электронными документами используется стандарт
UN/EDIFACT. В МПС реализован проект взаимодействие EDI-систем Октябрьской
железной дороги и Российской и Украинской государственных железных дорог (VR
cargo).

2.
международный
опыт по использованию информационного обеспечения международной торговли

.1
Информационное обеспечение внешней торговли США

Современная информационная система министерства
торговли США представляет собой единую многоуровневую ИС с возможностью
интегрирования с ИС других государственных учреждений и частных компаний, в том
числе и с глобальной информационной сетью Интернет. Опыт США является
лидирующим в области информатизации торговой деятель страны. Администрация
США рассматривает эту область как одну из наиболее приоритетных с точки зрения
стратегических целей.

кроме минторга в США, ИС созданы практически во
всех государственных структурах и абсолютном большинстве частных компаний.

затраты на создание и эксплуатацию ИС (в том
числе и правительственных) частично окупаются за счет коммерческого (платного)
предоставления услуг пользования ИС другим организациям, компаниям или частным
лицам.

Как правило, подобные информационные системы
представляют собой комплекс аппаратных, программных и телекоммуникационных
средств на основе ЭВМ. Первоначально создававшиеся главным образом для
накопления и хранения информации, в настоящее время базы данных решают весь
круг задач по накоплению, обработке и распределению информации, необходимой для
ведения внутренней и внешней торговли.

В США насчитываются десятки крупных
государственных и частных ИС, тематически направленных на ведение или
обеспечение внешней и внутренней торговли.

Примером крупнейшей ИС в США может являться комплекс
правительственных баз данных STAT-USA
и его часть «национальный торговый банк данных» (далее — NTDB).
NTDB Выполняет весь
комплекс информационных задач, связанных с обеспечением внутренней и внешней
торгово-экономической деятельности США, и содержит архивную,
законодательно-правовую, статистическую, аналитическую, демографическую,
социально-политическую и другую информацию о США и странах-торговых партнерах.
Структурно NTDB состоит из
нескольких подразделов: текущей экономической информации, международной
торговой информации, экономического анализа.

В основе деятельности по своевременному
получению проверенных данных лежит процесс первичного сбора и обработки данных.

Примером процесса сбора первичной информации
может служить государственная «автоматическая экспортная система»
(«automated export system» — AES),
созданная в соответствии с рекомендациями NAFTA
и WTO-GATT.
AES —
информационно-обрабатывающая система, предназначенная для осуществления
взаимодействия между подразделениями таможенной служба США, соответствующими
федеральными агентствами и компаниями, ведущими экспортные операции с
территории США. В основе системы лежит процедура заполнения электронной формы
экспортной таможенной декларации («shippers export declaration» — SED),
которая проверяется на соответствие, правильность заполнения и посредством
электронной почты (electronic data interchange) переправляется в центральный
компьютер для дополнительной проверки, регистрации, учета и принятия решения о
выдаче разрешения на отгрузку товара.

Первый этап ввода в действие AES
начался в июле 1995 г. С оформления электронных экспортных деклараций при
перемещении грузов через грузовые терминалы портов Балтимор, Хьюстон,
Чарльстон, Норфолк и Лос-Анджелес. второй и третий этапы введения в действие AES
предполагают проведение аналогичных процедур при осуществлении перемещения
экспортных грузов любыми другими способами транспортировки и всеми
компаниями-перевозчиками.

практически все информационные системы в США, в
том числе и государственные, осуществляют коммерческое предоставление услуг.
Объем и стоимость услуг определяются исходя из круга клиентов, стоимости и
значимости информации, общих возможностей по предоставлению информации. Ряд
компаний, кроме того, предлагают в коммерческой реализации вариант базы данных
на оптических дисках. В частности, таким образом ежеквартально распространяется
база данных NTDB
министерства торговли США.

вместе с тем в США, несмотря на нарастающий
объем использования электронных каналов для рассылки корреспонденции путем
использования компьютерных сетей, сохраняется на высоком уровне объем
традиционных видов торговой и рекламной информационной деятельности. Для
ускорения доступа потребителя к торговой и рекламной информации применяются
новые методы. В частности, для ускорения рассылки внедрена система нанесения на
рекламно-почтовые отправления штрих-кода, который содержит всю необходимую
адресную информацию и позволяет полностью автоматизировать процесс сортировки и
адресации. системы нанесения штрих-кодов могут быть совмещены с автоматическими
системами механической обработки (печатание, конвертирование, взвешивание,
нанесение отметок об оплате) отправлений либо выполнены в виде малогабаритных,
индивидуального пользования принтеров со встроенной наборной клавиатурой.

значительное место в информационном обеспечении
внешней торговли США занимают частные информационные компании. Примером такой
компании является американская ассоциация международных торговых центров,
которая была создана в 1970 г. В Нью-йорке с целью объединения крупных торговых
и деловых центров в различных странах мира. В настоящее время ассоциация
насчитывает 260 членов из более 70 стран.

Информационная система ассоциации международных
торговых центров была разработана и создана американской компанией «Дженерал
электрик информэйшн сервис» и в настоящее время является одной из
крупнейших в мире коммерческих информационных систем, имеющей более 195
региональных центров в более 140 странах и позволяющей осуществлять
взаимодействие около 400 тыс. компаний, вовлеченных в международную торговлю.

использование информационной системы ассоциации
международных торговых центров позволяет не только оперативно получать
необходимую информацию, но и заключать коммерческие сделки и контракты,
организовывать теле— и компьютерные видеоконференции, проводить обучающие
мероприятия. В настоящее время разработана и широко внедряется специальная
компьютерная система «Трейдкард», предоставляющая клиентам услуги по
осуществлению аккредитивных платежей посредством компьютерной сети «Интернет«.

2.2
Британская модель информационного обеспечения внешней торговли

Регулирование внешнеэкономического
комплекса Великобритании осуществляет ряд госструктур, ведущую роль среди
которых играет министерство торговли и промышленности (далее — МТП). К
компетенции министерства относятся вопросы конкуренции, предпринимательства,
поддержки малого бизнеса, занятости, несостоятельности, инноваций, научных
исследований и внедрения новых технологий, регулирования рынков товаров и
услуг, патентования и защиты авторских прав.

Регулирование финансовой
деятельности (инвестиции, банковское, страховое дело) осуществляет Служба
контроля за финансовой деятельностью (Financial Services Authority), имеющая широкий спектр полномочий.

Административно_организационные меры
и нормотворческие функции, направленные на поддержку национальных
производителей и экспортеров, осуществляет ряд госорганов, ведущая роль среди
которых играет министерство торговли и промышленности великобритании (Department of Trade and Industry, DTI или МТП). А также межведомственная Британская служба торговли и
инвестиций (далее — БСТИ), подотчетная министру торговли и промышленности и
министру иностранных дел Великобритании.является головным ведомством в
экономическом блоке британского кабинета министров. В ведении DTI находятся
вопросы промышленной и региональной политики, политики в области энергетики,
внешней торговли, включая вопросы защиты внутреннего рынка и поддержки
экспортеров, инноваций, науки и новых технологий, конкуренции и защиты прав потребителей,
поддержки малого и среднего бизнеса, развития новых отраслей промышленности и
электронной торговли, правовые вопросы деятельности компаний, регулирования
рынков товаров и услуг, несостоятельности, патентования и защиты авторских
прав.

Развивая внешнеэкономическое
сотрудничество на двустороннем и многостороннем уровнях, правительство
Великобритании опирается на ряд специально созданных структур.

Вопросы сотрудничества
Великобритании:

со странами Латинской Америки
рассматриваются в рамках соответствующего саммита — EULatin American Caribbean Summit, а также в рамках
мероприятий, проводимых по линии реализации соглашений об экономическом
сотрудничестве — Economic Partnership; Political Coordination and Cooperation Agreement; Cotonou Agreement;

со странами Азии — на двусторонних
встречах и форумах (Asia_Europe Meeting, ASIA-Europe Business Forum), а также в ходе реализации Trade Facilitation Action Plan, Investment Promotion Action Plan;

со странами Северной Америки — в
ходе мероприятий по реализации New Transatlantic Agenda и в рамках Transatlantic Business Dialogue.

При содействии правительства
великобритании создан Китайско-Британский деловой совет (China-Britain Business Council), который является
ведущим агентством, содействующим продвижению британского бизнеса в Китай и
объединяющим 350 британских компаний.

Для оказания непосредственной
поддержки участников ВЭД в великобритании создана Британская служба торговли и
инвестиций (UK Trade&Investment, UKTI или БСТИ). Служба, в целях устранения трений двух основных
ведомств, занимающихся вопросами внешних сношений — DTI и МИД великобритании,
подотчетна как госсекретарю торговли и промышленности, так и министру
иностранных дел Великобритании. На нее возложены функции: продвижения
британских товаров и услуг на внешние рынки; содействия компаниям
великобритании при их выходе на внешний Рынок; привлечения иностранных
инвестиций.

За рубежом UKTI ведет работу через
коммерческие отделы британских посольств и занимается продвижением британского
экспорта на рынки зарубежных стран и привлечением иностранных инвестиций.

К услугам, оказываемым UKTI фирмам
и кампаниям также относятся:

предоставление информации и
консультаций по торговой тематике (о товарных рынках и возможных конкурентах,
страновые политические и экономические обзоры, тарифные ставки, принципы
регулирования внешней торговли в различных странах), в т.ч. подготовка
секторальных докладов и обзоров рынков;

предоставление интегрированного
пакета содействия и консультаций для малых и средних предприятий для выхода на
экспортные рынки с минимальными затратами;

обеспечение функционирования
информационно-консультационного центра, работающего по принципу single информационная поддержка
иностранных инвесторов по вопросам обеспеченности того или иного района
Великобритании трудовыми ресурсами, рынками сбыта, сырьем, производственной
инфраструктурой;

В базах данных UKTI содержится
информация о 38 тыс. британских компаний и имеются ссылки на их сайты и
электронные адреса, что позволяет британским участникам ВЭД устанавливать
прямые контакты с интересующими их коммерческими структурами.

повышению эффективности ВЭД
способствует деятельность UKTI, направленная на оказание содействия участию
национальных фирм в торговых ярмарках и выставках. Важную роль в этом процессе
играют организации спонсоры, которыми могут быть только британские организации,
представляющие определенный сектор промышленности, либо предлагающие широкий
спектр услуг (к последним можно отнести торговые палаты, деятельность которых
не привязана к определенной отрасли).

В великобритании имеется ряд
программ, направленных, в первую очередь, на оказание содействия участникам
внешнеэкономической деятель в продвижении их товаров на внешний Рынок.
Если ранее основное внимание уделялось вопросам содействия повышению
эффективности ВЭД в страновом/региональном разрезе, то теперь приоритет отдан
отраслевому направлению и уже потом для каждой отрасли определяются ее
региональные приоритеты (так называемая «поддержка отраслей британской
экономики при выходе на внешний рынок»). В числе программ, имеющих практический
Интерес:

Программа поддержки участия
британских фирм в выставках и семинарах, организуемых зарубежом, которой
предусматривается предоставление гранта определенных размеров и на определенных
условиях. Размер гранта для участника составляет до 60% расходов по оплате
выставочного стенда компании, но не более 2,3 тыс.ф.cm.

программа поддержки зарубежных
миссий британских компаний — грант на оплату поездок (от 200 до 1000 ф.ст. на
человека/на одну компанию).

Содействие выходу на внешний
рынок. Данная программа рассчитана на компании различных уровней. Первый
уровень — компании, практически не имеющие опыта ВЭД, которым предоставляется
тренинг и консультации для выхода на стабильные рынки — Ирландия, страны
Скандинавии, а также возможность посещения одной из выставок/ярмарок в странах
Западной Европы и получения необходимых консультаций после возвращения. Второй
уровень — компании, имеющие опыт работы на внешнем рынке и желающие выйти на
новый «трудный» рынок, которым оказывается соответствующее содействие, включая
посещение Франции, Германии или Испании, налаживание связей с сотрудниками
коммерческих подразделений загранучреждений. Согласно имеющейся информации,
участие в этой программе способствовало тому, что 50% компаний подписало
контракты на 13тыс.ф.ст.

Великобритания считается одним из
крупнейших мировых центров по количеству проводимых международных выставок,
конференций и семинаров. Их число в 2005г. составило 1 тыс. Названые форумы
посетили 9 млн.чел. среди главных национальных выставочных и конференц-центров
национальный выставочный центр и Международныйи конференц-центр в Бирмингеме;
Excel, Earls Court, Olympia Exhibition Centre, Wembley Exhibition Centre — в Лондоне; Scottish Exhibition& Conference Centre в Глазго и King’s Hall Exhibition Centre в Белфасте.

большинство ведущих британских
организаторов выставочно-ярмарочных мероприятий и конференций объединены в 3
ассоциации — Exhibition Venues Association, Association of Exhibition Organizers и British Exhibition Contractors Association, которые взаимодействуют в рамках Exhibition Association Forum.

Частичное
финансирование на развитие выставочно-ярмарочных мероприятий поступает из
госбюджета через подведомственную министерству торговли и промышленности
Британскую службу торговли и инвестиций (UK Trade&Investment). Данные по бюджету инвестиционной политике, финансово-экономическому
положению и проблемам экономического развития страны постоянно публикуется на
сайтах минфина Великобритании (www. hm_treasury.gov.uk/) и Банка Англии
(www.bankofengland.co.uk/). Текущая деятельность правительства освещается на
сайте Кабинета министров (www.number_10.gov.uk/
<#"601620.files/image001.gif">

Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых
Системой уполномоченным органам государств-членов организуется на принципах
сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных
технологий, в том числе:

удаленного web-доступа пользователей к
централизованным инфомационным ресурсам;служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия
прикладных процессов.

В рамках иерархической модели поддерживается
формирование и использование следующих централизованных информационных
ресурсов:

нормативно-справочная информация, находящаяся в
ведении Комиссии и используемая в Системе;

нормативно-правовая информация таможенного
союза;

хранилище данных, предназначенное для
обеспечения деятель Комиссии.

Рис 2. Иерархическая модель архитектуры системы.

В рамках сетевой модели поддерживается
реализация «общих процессов таможенного союза» по следующим направлениям:

таможенный контроль;

налоговый контроль;

фито-санитарный контроль;

ветеринарный контроль;

санитарно-карантинный контроль;

транспортный контроль;

другие виды государственного контроля в области внешней
и взаимной торговли.

Для создания Интегрированной информационной
системы внешней и взаимной торговли таможенного союза необходимо выполнить
двухэтапный комплекс следующих мероприятий:

Сроки реализации и стоимость мероприятий должны
быть определены в технико-экономическом обосновании системы.

Для нормативного обеспечения процесса создания
системы необходимо принять следующие документы:

Соглашение о создании, функционировании и
развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли
таможенного союза;

Таможенный Кодекс таможенного союза;

Соглашение о применении информационных
технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле
на таможенной территории таможенного союза;

нормативные документы (правила) для организационного
обеспечения функционирования системы.

Контроль использования и защита Системы от
несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания
комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными
информационными системами и ресурсами.

Представляется, что создание системы позволит
достичь следующих положительных результаты:

восстановление нарушенных экономических связей и
развитие экономической интеграции на таможенной территории таможенного союза;

сокращение экономических и административных
барьеров во взаимной торговле;

ускорение и рост товарооборота между
государствами-членами и транзита по их территории;

улучшение экономических показателей внешней и
взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных
ресурсов.

Создание системы позволит осуществлять
мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного
союза.

Система позволит наладить постоянное
информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов.

Основной ожидаемый эффект от создания Системы:

единообразное применение мер тарифного и
нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер на таможенной территории таможенного союза;

обеспечение единого торгового режима в отношении
третьих стран;

своевременное и обоснованное взыскание и уплата
налогов и таможенных пошлин;

централизованный учет и контроль применения
льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;

обеспечение Комиссии и руководства
государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и
взаимной торговли таможенного союза.

Создание системы будет содействовать реализации
политики внешней торговли таможенного союза.

Заключение

настоящее время — период, характеризующийся
небывалым ростом информационных потоков. Происходит смена способов
производства, мировоззренческих установок, культурных стереотипов, общественных
и межгосударственных отношений. Внедрение новых информационных технологий
привносит изменения не только во внутреннюю политику самых разных по уровню
развития стран мира, но и в отношения между этими странами. Более того,
современные информационные технологии меняют роль в мировой системе
международных организаций, общественных движений, финансовых групп, преступных
организаций, отдельных лиц. Эти изменения находят отражение в процессе
выработки внешнеполитических решений.

Поиск необходимой информации о рынках, ценах,
клиентах, товарах — важный этап внешнеторговых операций. Но сбор ее и анализ
весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и
социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку
все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний
рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а
также стандартах качества, научно-технических достижениях. Но прежде чем
пользоваться источниками информации, надо знать, где их найти.

Специалисты выясняют степень и особенности
концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные
связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены,
оценивают конкуренцию на рынке. Итог их работы — несколько различных фирм,
предлагаемых организации для осуществления внешнеторговой операции, прямых
связей, создания совместного предприятия либо смешанного общества.

Огромное разнообразие информационных технологий
и ресурсов интернета на сегодняшний день можно использовать в работе по
внешнеэкономической деятель.

Однако не только поиск и использование
информации является залогом успеха. Немаловажную роль играет и своевременное и
качественное предоставление достоверной и необходимой участникам ВЭД информации
о своих товарах и услугах. Именно поэтому более широко должна распространяться
информация, предоставляемая посольствами Республики Беларусь за рубежом.
необходимо организовать создание на ее основе информационных банков данных о
действующих таможенных режимах, условиях торговли в зарубежных странах, а также
с участием посольств разрабатывать прогнозы развития внешних рынков.

В настоящее время создание таких баз данных
коммерческими структурами — поставщиками информации — затруднено в связи с
отсутствием средств и их невостребованностью из-за высокой стоимости. Целесообразно
создавать Интернет сайты посольств Республики Беларусь с размещением на них
периодически обновляемой информации о внешнеторговом потенциале Беларуси,
условиях регулирования внешней торговли для привлечения потенциальных партнеров
в странах размещения посольств.

В республике практически отсутствуют
специализированные периодические издания по вопросам внешнеэкономической
деятельности. Поэтому целесообразно организовать выпуск специализированного
информационного вестника, публикующего информацию о новостях внешней торговли,
анализе тенденций как в целом по республике, так и в отдельных отраслях,
крупных сделках, изменениях во внешнеторговом законодательстве разных стран,
предложениях о деловом сотрудничестве, поступивших в посольства Республики Беларусь
за рубежом.

большой потенциал в предоставлении аналитических
материалов по вопросам внешнеэкономической деятельности имеют библиотеки
республики, в частности, национальная библиотека Республики Беларусь,
Республиканская научно-техническая библиотека и др. На основе огромного
количества литературы, поступающей в библиотеку, можно организовать подготовку
аналитических обзоров рынка, подбор литературы по конкретным направлениям по
запросу предприятия за невысокую плату. В настоящее время подобные услуги в
библиотеках не осуществляются.

Одним словом, необходимо качественно, умело и
инициативно использовать накопленный потенциал современных знаний в области
информационного обеспечения экономической деятельности с целью наиболее
качественно решать проблемы поиска рынков сбыта, инвесторов, поставщиков и
других вопросов внешнеэкономической деятельности страны.

Список
использованных источников

1. Антонова Н.Б. Государственное
регулирование экономики: Учебник — Мн.: Академия управления при Президенте
Республики Беларусь, 2006 — 775с.

. Антипова Е.А. Практикум по
географии мирового хозяйства: Для студентов спец. Н.05.01.00 —
«География»/БГУ. — Мн.: БГУ, 2005 — 56с.

. Фомичев В.И. международная
торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. -446 с.

. Беляцкий Н П. Менеджмент. Мн.:
изд. «Вышэйшая школа», 2001.

. Бровкова Е.Г. Внешнеэкономическая
деятельность: Учебн. пособие/ Бровкова Е.Г., Продиус И.П. — М.: Сирин, 2004. —
192с.

. Внешнеэкономическая деятельность
предприятия: Учебник для Вузов/ Боков В.В. — М.: Международные отношения, 2006.
— 544с.

. Государственное регулирование
экономики. Учебное пособие для Вузов/ Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф.
— М.: ЮНИТИ-Дана, 2006. — 255с.

. Сальберг-Вачнадзе К.Г.
Информационное обеспечение внешнеэкономической деятель, 140010 Люберцы,
Октябрьский пр-т 403.72 стр.

. Ю.М. Горностаев и др. мировая сеть
INTERNET. Применение в науке и бизнесе. М. 1997 год.

.
HTTP://referatplus.ru/mezduotn/1_mezduotn_0108.php

.
http://www.eatextil.ru/articles/Informacionnoe_obespecenie_vnesnei_torgovli

Учебная работа. Информационное обеспечение международной торговли