Учебная работа. Государство как субъект мировой экономики
Содержание
Введение
1. государства и национальной экономики и основные макроэкономические показатели
1.2 Роль государства в современном мировом хозяйстве
1.3 Типология стран мира
2. Роль государства в различных типах стран мировой экономики
2.1 Изменение роли государства в развитых странах
2.2 Изменение роли государства в развивающихся странах
3. россия как субъект мировой экономики
3.1 Роль государства в Российской экономической системе
3.2 Россия в условиях глобализации
Заключение
список использованной литературы
Приложения
Введение
Государство является неотъемлемым объектом в любой экономической системе. Во всех экономических системах общественного порядка, законности, организации национальной обороны и др. решает такие экономические вопросы как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных и медицинских организаций и т.д.
Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной)
Усиление роли государства в экономике произошло также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам затруднён. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.
Актуальность работы заключается в постоянном изменении мировой экономики и значимости в ней государства.
Объектом исследования является государство, как субъект мировой экономики.
Предметом исследования становится мировая экономика, как неотъемлемая часть государства.
Цель исследования: исследовать государство, как субъект мировой экономики.
Для изучения темы работы ставятся следующие задачи:
определить понятие государства и национальной экономики и основные макроэкономические показатели.
выявить роль государства в современном мировом хозяйстве
изучить типологию стран в мировой экономике
дать классификацию стран и её критерии
рассмотреть изменение роли государства в развитых странах
определить изменение роли государства в развивающихся странах
проанализировать роль государства в Российской экономической системе
рассмотреть Россию в условиях глобализации
Работа состоит из содержания, введения трех глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.
1. 1.1 Понятие государства и национальной экономики и основные макроэкономические показатели
порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.
национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Национальная экономика — это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используются функциональные, территориальные и отраслевые признаки.
Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное Экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм.
Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу. Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Итак:
национальная экономика охватывает весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях;
национальная Экономика характеризуется по функциональному, отраслевому и территориальному признакам;
характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное Экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы (характеристика национальной экономики по отраслевому признаку);
национальная Экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны (характеристика национальной экономики по территориальному признаку).
Основная цель национального экономического развития — обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста. Для этого необходимо решить такие задачи, как увеличение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, снижение уровня безработицы и др.
Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разрабатывает систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющих экономическую политику.
К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная системы.
Национальная экономическая территория — это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться, а также воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное Право на добычу сырья, топлива, и кроме того — территориальные анклавы за рубежом. последние представляют собой зоны в других странах, используемые правительством данной страны для дипломатических, военных, научных или других целей.
Территориальные анклавы других стран и Международные организации не включаются в экономическую территорию страны, где они находятся. Институционные единицы считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов находится на экономической территории данной страны.
Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментов различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условиях рыночной экономики используется монетарный и фискальный виды экономической политики.
Монетарный подход связан с достижением поставленных макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.
Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налоговой и бюджетной систем. Для оценки эффективности проводимой в стране экономической политики используется показатель темпа прироста общественного продукта в целом и на душу населения в частности. помимо этого, для оценки результатов реализации экономической политики используется ряд других агрегированных экономических показателей, объединенных в систему национальных счетов, о которых речь пойдет в следующем параграфе.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
основная цель национального экономического развития — обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста;
для достижения основной цели макроэкономического развития государство разрабатывает систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющих экономическую политику;
основными инструментами экономической политики служат бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная системы.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: Рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, Рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
Основными макроэкономическими показатели являются:
валовый национальный продукт,
валовый внутренний продукт,
чистый национальный продукт,
валовый национальный доход,
валовый национальный располагаемый доход,
конечное потребление,
валовое накопление,
чистое кредитование и чистое заимствование,
валовый внутренний продукт.
основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и Налоги на продукты.
ВНД (Валовый национальный Доход) представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).
К первичным доходам относятся оплата труда, Прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т.д.).
ВНРД (Валовый национальный располагаемый доход) отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.
КП (Конечное потребление) включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.), т.е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. накопление может быть исчислено на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).
Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.
Открытая экономика — такая Экономика, хозяйство которой, определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешнеэкономические связи в такой экономике усиливаются до такой степени, что внешнеэкономический оборот начинает стимулировать или тормозить общий экономический рост.
Внешнеэкономический оборот может воздействовать на экономический рост когда он достигает уровня 25% к ВВП (Y).
— экспорт и импорт за определенный период
Открытость экономики связана с участием страны в международном разделении труда.
.2 Роль государства в современном мировом хозяйстве
Государство является нерыночным экономическим агентом, принимающим решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и перераспределению частных благ среди членов общества.
Роль государства в мировой экономике:
государство прямо или косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений.
государство через инструменты денежно-кредитной политики воздействует на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. Развитие целого ряда отраслей зависит от государственных инвестиций (сельское хозяйство, научно-исследовательские проекты).
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно было решить на базе частной собственности. Появилась потребность малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; многочисленные отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая Безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их результаты.
теоретически понятие "государственная экономическая политика" шире, чем "государственное регулирование экономики", т.к. первая может основываться на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Но поскольку необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается, то в наше время данные термины являются практически идентичными. поэтому в данной работе я употребляю их в качестве синонимов.
Итак, в чем же состоит суть государственного регулирования? Государственное регулирование, по его мнению, включает следующие функции:
регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации — собственно регулирование социально-экономических процессов.
Государство должно обеспечивать формирование отношений частной собственности, которая должна быть господствующей и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Также государство призвано создавать условия для предпринимательства, конкуренции, системы рынков и открытой экономики. Это означает, что ) повышения роли законов в деятельности всех субъектов рыночной экономики;
) стимулирования и поддержки реальных секторов экономики, которые способны обеспечить быстрый экономический рост.
Главной целью государства в переходный период должно быть достижение высокой экономической результативности, способствующей обеспечению устойчивого роста благосостояния народы и повышению качества жизни.
Кроме основной цели экономической политики государства существует совокупность задач второго уровня. К главным из них относятся:
свободное развитие общества;
правовой порядок;
внешняя и внутренняя безопасность.
Достижение данных целей обеспечивает принципиальные, так называемые рамочные условия существования рыночно ориентированного общества.
Очевидно, что формулировка основной цели экономической политики как роста благосостояния не дает точных и однозначных экономических ориентиров для конкретной выработки стратегии. именно поэтому в конкретной практике требуется введение системы более частных, масштабно четко определяемых целевых установок. Обычно выделяют четыре прикладные задачи, а именно:
экономический рост;
полная занятость;
стабилизация уровня цен и устойчивость национальной валюты;
внешнеэкономическое равновесие.
Как мы видим, экономическая политика содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. Полная занятость является одним из путей обеспечения оптимального экономического роста. При выполнении первых трех целей достигается макроэкономическое равновесие национальной экономики, что также делает ее более открытой к внешней сфере. Это, в свою очередь, порождает необходимость поддерживать внешнеэкономическое равновесие.
Современный мир представляет собой многообразную, сложную и противоречивую в экономическом и политическом отношении систему, включает множество государств, зависимых территорий и международных экономических организаций. Все эти государства связаны между собой многочисленными и разнообразными политическими и экономическими связями. Все они входят в систему мирового (всемирного) хозяйства, выступают субъектами мирового хозяйства. На современном этапе экономики отдельных суверенных государств стали настолько взаимосвязанными и переплетенными между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, практически невозможно.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. Рассмотрим роль государства в экономике на рисунке 1.
Около пятой части совокупного ВВП развивающихся стран реализовывается за рубежом. В воспроизводстве основного капитала в современных секторах и в потреблении высших по доходу слоев общества высок импортный компонент. О высокой зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей свидетельствует отношение внешнеэкономического оборота у ВВП или коэффициент открытости экономики. Наибольшая открытость экономики характерна для стран Африки и Ближнего Востока.
рисунок 1. Роль государства в экономике.
Центральное место во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран принадлежит внешней торговле. Развитие ее происходит неравномерно, так в 1980-х гг. темпы прироста экспорта были ниже в сравнении с промышленно развитыми странами, однако со второй половины 1980-х гг. произошло увеличение вывоза товаров из развивающихся стран, что свидетельствует об углублении процесса индустриализации (прежде всего в НИС — новых индустриальных странах). Произошли изменения в ассортименте экспорта и импорта: с развитием отраслей обрабатывающей промышленности экспорт готовых изделий из развивающихся стран в 60-70-е гг. приобрел существенные масштабы. Темпы вывоза обрабатываемых изделий обгоняли товарный экспорт, с 19988 г. продукция обрабатывающей промышленности заняла основное место в экспорте развивающихся стран.
Для современного мирового хозяйства очень актуальны проблемы глобализации экономики. Так, сейчас проблема территориальной целостности суверенных государств все более отчетливо экономический аспект, который обусловлен процессами образования единого экономического пространства, объективным следствием которых и, так сказать, их оборотной стороной является разрушение внутренних национальных рынков. Снижение эффективности государственного регулирования интенсифицировало тенденции к децентрализации, и суверенитет государств страдает не только от расширения прерогатив наднациональных, надгосударственных организаций, но и усиления отдельных регионов.
В результате даже возникло мнение о том, что к середине нашего столетия такие государства, как Германия, Италия, Соединенные Штаты, Япония, не будут более цельными социоэкономическими и политическими образованиями. Вместо них на экономической и политической сцене будут выступать отдельные регионы, такие, как графство Орандж в Калифорнии, Осака в японии, район Лиона во Франции, Рур в Германии, целостность которых будет основываться на хозяйственных связях и экономической целесообразности.
Сужая сферу деятельности национальных правительств, глобальный Рынок подтачивает основы государственного суверенитета. Благодаря прогрессирующему размыванию границ между национальными экономиками проблемы, ранее считавшиеся исключительно внешнеполитическими, все больше приобретают международно-политический характер. Действия правительства одного государства способны повлечь за собой самые серьезные последствия на другом конце земного шара. В этих условиях становится очевидной необходимость согласования ответственных решений, а, следовательно, и создания соответствующих политических механизмов. И процесс создания подобных механизмов идет весьма интенсивно. Так, например, государства — члены Европейского Союза передают часть своих суверенных прав наднациональным органам управления. раньше это касалось экономических вопросов, теперь — валютно-финансовых (как пример можно привести ввод евро в странах "еврозоны"), в перспективе — вопросов внешней политики и обороны.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит.
Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.
1.3 Типология стран мира
На современной политической карте мира представлено около 230 стран и территорий, из них более 190 — суверенные государства.
Среди них есть страны с очень большой территорией и численностью населения (Китай,Индия, россия, США) и совсем крошечные — такие как "микрогосударства" Европы: Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино.
Есть однонациональные страны (Япония, Швеция и др.) и многонациональные (Индия, россия, Нигерия, США и др.); есть богатые природными ресурсами и обделенные ими. Есть страны, имеющие выход к морю и протяженные морские границы (россия, Канада, Китай и др.) и не имеющие его, то есть внутриконтинентальные страны (такие как Чад, Мали, ЦАР, Парагвай, Непал, Бутан). причем очень часто географическое положение страны сказывается на уровне ее социально-экономического развития. Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или группе островов (Науру, Мальта, Кабо-Верде и др.).
У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно все же выделить определенные типы стран.
Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой — выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.
При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.
Типологии бывают разные. Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т.п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.
долгое время в научной литературе применялась типология, делившая государства на группы по принципу принадлежности к той или иной общественно-экономической формации — к капиталистической (с рыночной экономикой), либо социалистической (с плановой экономикой). Причем в особую группу выделялись страны "развивающиеся" (или страны "третьего мира") бывшие ранее колониальными и зависимыми территориями и вступившие на путь независимого развития. Но с распадом системы социализма эта типология как бы устарела.
кроме научной ценности любая типология имеет и практическое дальнейшего развития стран мира, для оказания финансовой или гуманитарной помощи определяют группу наименее развитых государств. Выделяют эту группу стран на основании трех основных критериев: очень низкие доходы на душу населения; доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяйства составляет менее 10%; доля неграмотных среди взрослого населения — более 80%. В начале 1990-х годов к этой группе были отнесены 40 стран: например, Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Бурунди, Чад, Эфиопия и другие.
В настоящее время по типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития выделяют три группы стран мира:
экономически развитые государства;
менее развитые страны (по терминологии ООН "развивающиеся страны");
страны с "переходной экономикой" (постсоциалистические) и социалистические страны.
К последней группе относят республики бывшего СССР, страны Центральной и Восточной Европы, в Америке — Кубу, а также азиатские государства — Китай, Вьетнам, Монголию и Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР.). Ранее они были странами социалистического лагеря.
лишь четыре государства в мире остаются по-прежнему социалистическими: Китай, Куба, Вьетнам и КНДР. однако в экономике и политике этих стран также наблюдаются существенные сдвиги.
Характерно, что некоторые из постсоциалистических стран с низкими доходами на душу населения заявили о своем желании приобрести статус "развивающейся" страны (например, республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские республики СНГ). Это даст им Право получать льготные кредиты и различные виды помощи в международных банках и фондах.
В наиболее развернутом виде типология зарубежных стран мира (т.е. без стран "с переходной экономикой" и социалистических) представлена в ряде публикаций члена корреспондента ран В.В. Вольского и коллектива, руководимой им кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта типология — результат многолетних исследований, она постоянно дополняется и совершенствуется.
Согласно этой типологии все страны мира (за исключением постсоциалистических и социалистических) в соответствии с их местом в системе мировой экономики и международных отношений были разделены на три основные группы:
экономически высокоразвитые страны;
страны среднего уровня развития;
экономически слаборазвитые страны или по терминологии ООН — "развивающиеся страны".
В каждой из этих групп можно выделить типы стран и даже подтипы. Рассмотрим основные типы стран современного мира в соответствии с данной группировкой.
В первую группу включены:
. Экономически высокоразвитые страны.
К их числу отнесены США, Канада, западноевропейские страны, Япония, Австралийский Союз, ЮАР, Израиль и новая Зеландия. Эти государства отличаются зрелым уровнем развития рыночных отношений. Велика их роль в мировой политике и экономике, они обладают мощным научно-техническим потенциалом.
. Страны со средним уровнем развития капитализма. Таких стран немного. Они отличаются от государств, включенных в первую группу и по истории, и по уровню своего социально-экономического развития. Среди них также можно выделить подтипы:
. Экономически менее развитые страны (развивающиеся страны).
Это самая многочисленная и разнообразная группа стран. В большинстве своем — это бывшие колониальные и зависимые страны, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от стран, бывших ранее их метрополиями.
Объединяет страны этой группы многое, в т. ч. проблемы развития, а также внутренние и внешние трудности, связанные с низким уровнем развития экономики и социальной сферы, недостатком финансовых средств, отсутствием опыта ведения капиталистического товарного хозяйства, недостатком квалифицированных кадров, сильной экономической зависимостью, огромным внешним долгом и пр. Ситуацию усугубляют гражданские войны и межэтнические конфликты. В международном разделении труда они занимают далеко не лучшие позиции, являясь в основном поставщиками сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции в экономически развитые страны.
Отметим, что государства мира, включенные в первую и вторую группы представленной выше типологии — это промышленно развитые страны мира. К третьей группе были отнесены все развивающиеся государства.
Данная типология была создана, когда мир был двухполюсным (делился на капиталистический и социалистический), и характеризовала только несоциалистические страны мира.
Ныне, когда мир из двухполюсного превращается в однополюсный создаются новые типологии стран мира или дополняются и видоизменяются прежние (как и представляемая читателям типология ученых МГУ).
созданы, как отмечалось ранее, и другие типологии. В качестве обобщающего, синтетического показателя в них часто применяется показатель валового внутреннего или национального продукта (ВВП или ВНП) в расчете на душу населения. такова, например, известная типологическая классификация развивающихся стран и территорий (авторы: Б.М. Болотин, В.Л. Шейнис), выделяющая "эшелоны" (верхний, промежуточный и нижний) и семь групп стран (от стран среднеразвитого капитализма до наименее развитых).
2. Роль государства в различных типах стран мировой экономики
2.1 Изменение роли государства в развитых странах
Завершение промышленной революции способствовало изменению структуры экономики всех развитых стран. Становление фабричной промышленности придало техническому прогрессу невиданный темп. Технологические сдвиги только последней трети XIX в. были столь велики, что некоторые ученые предлагают назвать этот период "второй промышленной революцией". В итоге пар был заменен электричеством, началась общая электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приема электроэнергии.
Возникли новые отрасли техники в промышленности — электрохимия, электрометаллургия, появился электрический транспорт. В результате процесса индустриализации ведущей отраслью хозяйства развитых государств становится тяжелая промышленность. Однако ее развитие требовало значительных капиталов. В связи с этим широкое распространение получают акционерные общества, которые аккумулировали свободные средства крупных и мелких капиталистов и усиливали централизацию капитала, направляемого преимущественно на развитие крупных предприятий. На смену рынка свободной конкуренции приходят монополии.
Монополии — это крупные хозяйственные объединения, которые осуществляют контроль над рынками при помощи концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения монопольной прибыли
Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
Если использовать в прогнозах оценку ВВП по рыночным обменным курсам (РОК), то мировой порядок будет меняться медленнее, но также неуклонно — страны E7 обгонят G7 (см. таблицу 1) примерно в 2032 году. В этом же году Китай перегонит США и станет крупнейшей экономической державой в мире, что следует из прогнозов, основанных на рыночных обменных курсах. Если же брать за основу ППС, то этот сценарий станет реальным до 2020 года. Так будут развиваться события даже при том, что темпы роста экономики Китая могут через какое-то время несколько замедлиться из-за политики, направленной на то, чтобы в китайских семьях было не более одного ребенка, и при том, что, догоняя США для обеспечения последующего роста, Китай должен будет больше полагаться на инновации, а не имитацию.
В таблице ниже приводятся основные даты, когда, по прогнозам исследователей, страны G7 могут обогнать страны E7. Как можно заметить, это всегда происходит позже в случае оценок, основанных на рыночных обменных курсах, и раньше, в случае прогнозов, составленных на основании ППС. однако даже в случае взятия за основу РОК, процесс прихода на смену старого мирового порядка нового в течение следующих четырех десятилетий неизбежен. несмотря на то, что точные даты такого перераспределения сил будут зависеть от многих факторов, и многие быстроразвивающиеся страны, возможно, так и не реализуют свой потенциал роста, в целом, такая модель развития является вполне обоснованной при условии отсутствия политических или экологических потрясений, которые постоянно сдвигают мир с текущей траектории экономического развития.
По прогнозам, наиболее существенный рост доли в мировом ВВП будет приходиться на Индию, а не на Китай. В 2009 году доля Индии в мировом ВВП, определяемом исходя из РОК, составляла лишь 2%. К 2050 году ее доля может вырасти примерно до 13%. Как следует из прогнозов, основанных на оценке ВВП исходя из ППС, Индия может обогнать Японию уже в 2011 году, а также США к 2050 году. Продвижение Индии в рейтинге ВВП, будет гораздо медленнее, если за основу будут взяты рыночные обменные курсы, так как в настоящее время уровень цен в стране намного ниже, чем в развитых странах большой семерки. Но даже с учетом определения ВВП исходя из РОК, Индия должна будет перегнать Японию к 2030 году, а к 2050 году почти догонит США.
Из результатов анализа можно сделать вывод о том, что к 2050 году Австралия и Аргентина могут исчезнуть из списка стран большой двадцатки, а у Вьетнама и Нигерии, наоборот, есть потенциал в него войти. К 2050 году Индонезия может подняться с шестнадцатого места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 году, на восьмое место, обогнав в течение следующих 40 лет не только Италию (как показано в таблице), но и Францию, великобританию и Германию. Исходя из параметров, используемых в прогнозе, можно сделать вывод о том, что в 2050 году великобритания с трудом удержится в списке 10 крупнейших экономик, заняв девятое место по ВВП, определенном исходя их рыночных обменных курсов, и десятое место при взятии за основу ВВП, определенного исходя из ППС.
Таблица 1. Развитие мировой экономики до 2050 года
ПретендентыПредположительные даты перераспределения сил на основании оценки ВВП по ППСПредположительные даты перераспределения сил на основании оценки ВВП по РОКE7 вместо G720172032Китай вместо США20182032Индия вместо Японии20112028Россия вместо Германии20142042Бразилия вместо Великобритании20132023Мексика вместо Франции20282046Индонезия вместо Италии20302039Турция вместо Канады20202035
2.2 Изменение роли государства в развивающихся странах
При слабости частного предпринимательства в развивающихся странах снижается экономическая роль государства. Для решения проблем сбережения и инвестиций государство совершенствует налоговые системы, снимая барьеры, мешающие накоплению капитала именно так поступают слаборазвитые страны, создавая оффшорные зоны (зоны свободной торговли с льготным налогообложением) и привлекают туда национальный и иностранный капитал. Немаловажным фактором преодоления бедности являются государственные меры по созданию инфраструктуры (производственной и социальной). Это включает развитие транспортно-коммуникационных систем, реализацию медицинских, образовательных и других программ экономического и Культурного развития. С развитием национальной экономики возрастает роль финансов, кредита и денежного обращения. Общей тенденцией для большинства развивающихся стран становится рост удельного веса государственного бюджета в национальном доходе. При этом в бюджетных расходах главное место занимают расходы на экономические цели. доля государственных инвестиций в совокупных расходах развивающихся стран возрастает. Степень участия государственных финансов в решении проблем развития значительно выше в тех странах, где взят курс на Сосредоточение в государственном секторе ведущих отраслей экономики. Так, активно формирует прогрессивную воспроизводственную структуру экономики правительство Египта, где доля государственных инвестиций в промышленности составляет 24-25% совокупных капиталовложений. Источниками доходов государственного бюджета в слаборазвитых странах являются налоговые поступления, прибыли государственных предприятий, внутренние и внешние займы, а также дефицитное финансирование. особенностью доходной части государственных бюджетов развивающихся стран являются сравнительно малые доли поступлений от прямых налогов и относительно большая доля косвенных налогов. Так, в странах Юго-Восточной Азии прямые Налоги составляют 20-30% в общей сумме налогов, тогда как в индустриально развитых странах они достигают 60%. Большинство населения слаборазвитых стран, имеющего низкие доходы, не облагается подоходным налогом. Во многих успешно развивающихся странах предоставляются всевозможные льготы частному национальному капиталу в качестве стимула экономических преобразований. например, в Индии акционерным компаниям предоставляется право ускоренной амортизации, а новые предприятия полностью или частично освобождаются от налогов. существуют также скидки с налога при вложении капитала в частные фирмы, в деятельности которых заинтересовано государство. В результате теряется значительная часть поступлений в доходную часть бюджета. Когда расходная часть превышает доходы, возникает дефицит государственного бюджета. Расходная часть бюджета обеспечивает реализацию экономических и социальных государственных программ: это военные расходы; расходы на содержание административного аппарата; расходы на обслуживание государственного долга — выплату процентов и погашение займов; расходы на социально-культурные цели (просвещение, здравоохранение, науку, спорт и т.д.). В условиях, когда государственный бюджет сводится с дефицитом чтобы покрыть растущие бюджетные расходы, многие слаборазвитые страны идут на сокращение государственных программ путем секвестрования бюджета. Хронические дефициты влекут за собой введение новых и повышение старых налогов, использование иностранных займов, а также "дефицитное финансирование". обращение к Иностранным кредитам и займам увеличивает внешний долг государства. "Дефицитное финансирование" означает дополнительный выпуск в обращение бумажных денег, результатом которого является рост бюджет доходов от внешней торговли. Налоги на внешнеторговые операции имеют форму таможенных пошлин и сборов. Политика регулирования импорта, которую проводят освободившиеся страны в целях экономии иностранной валюты, способствует притоку доходов в государственный бюджет. В импорте этих стран растет удельный вес средств производства, машин и оборудования, не облагаемых пошлинами (или облагаемых очень низкими пошлинами, порядка 2% к цене товара). Импорт товаров металлургической промышленности (чугуна и стали) облагается пошлинами от 10 до 20%, а потребительских товаров — более 30%. В то же время по некоторым сырьевым продуктам в ряде слаборазвитых стран предусматривается беспошлинный ввоз. Такие товары, как спирт, кофе, табак, сахар, бензин и некоторые другие, облагаются еще и акцизным сбором. Поступления от экспортных пошлин в бюджет зависят от таких факторов, как Спрос на сырьевые товары, производимые в развивающихся странах, а также цены на сырье и продовольствие. В настоящее время внедрение ресурсосберегающих технологий в индустриально развитых странах снижает спрос на сырье, в результате чего падают цены на мировом рынке. Либерализация налогового обложения экспортируемых товаров, проводимая развивающимися странами в целях фиксирования экспорта, сокращает таможенные поступления в бюджет. За последние 10 лет (1987-1997 гг.) таможенные тарифы в Латинской Америке упали с 45% до 10%. Тем не менее, в некоторых странах доля доходов от внешнеторговых операций увеличивается, если они проводят политику "открытых дверей" в отношении товаров, импортируемых из развитых стран (например. Южная Корея). В последние годы структура доходной части бюджета слаборазвитых стран изменяется вследствие проведения институциональных экономических преобразований. Так, национализация способствовала прекращению утечки из страны доходов от иностранного капитала, которые стали поступать в бюджет. По мере формирования промышленной базы в экономике развивающихся стран растет доля доходов от государственных и смешанных предприятий. Возникновение смешанных предприятий и их развитие является еще одним проявлением роли государства в подъеме национальной экономики. Смешанные предприятия существуют во многих странах: Индии, Бирме, АРЕ, Алжире, Тунисе, Йемене, Иране, Филиппинах и др. Смешанные предприятия имеют различную структуру. Они могут объединять представителей частного и государственного капитала данной страны или представителей национального и иностранного капитала (как государственного, так и частного).В. тех. развивающихся странах, где национальный капитал достаточно развит, а политическая ситуация в стране стабильна, развиваются смешанные предприятия, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Это является гарантией надежности для частных инвесторов. Примером может служить Индия. ВАРЕ, Алжире, Бирме и некоторых других странах смешанные предприятия создавались с целью постепенного усиления роли государственного сектора в экономике. Правительства стремились поставить под контроль развитие частного национального капитала и направить его на развитие производительных сил страны. Так, после провозглашения независимости Бирмы главной формой участия государства в горнодобывающей промышленности на длительный период стали смешанные компании. Большое количество смешанных предприятий образовалось в бывших африканских колониях Франции после национализации части собственности французских монополий. При этом в ряде случаев в руках бывших владельцев было оставлено до 10% акционерного капитала смешанных предприятий. В настоящее время доля частного национального капитала в смешанных компаниях нарастает за счет проведения приватизации государственной доли собственности. Однако до сих пор в большинстве развивающихся стран иностранный капитал является важным партнером в смешанных компаниях. причем частный иностранный собственник, осуществляет инвестиции лишь на основе гарантий своего правительства.
3. россия как субъект мировой экономики
3.1 Роль государства в Российской экономической системе
Вопрос о роли государства в экономике это всегда вопрос о том, как и насколько государство перераспределяет те или иные экономические ресурсы. рассмотрим вопрос о том, что представляет собой перераспределение государством ресурсов в современной россии.
На современном этапе реформирования главным препятствием для демократов рыночников остается финансовые возможности государства для построения рыночной инфраструктуры и постепенного перехода к рынку, реформаторы, по сути, отстранили государство от переходною процесса не найдя решения проблемы симбиоза государственных и рыночных механизмов управления.
Исторически взаимосвязь государственных и рыночных механизмов существует столько же, сколько функционирует Рынок в том или ином государстве При этом в процессе эволюции трансформируется свободной конкуренции.
Для выхода из ситуации, характеризующейся стагнацией промышленного производства в сфере высоких технологий и перехода в качественно новый этап экономическою роста, россии необходим прорыв в инвестиционной и инновационной сфере, полная мобилизация всех внутренних и внешних источников. Объем инвестиций в основной Капитал по отраслям, производящим товары и услуги, в 20013 году составил 1230,2 млрд. руб., в том числе, частные инвестиции обеспечили 43,9%, государственные 19,5%, муниципальные 4,5%, смешанные российские 18,2%, прочие 13,9% источники инвестиций, собственные средства 48%, привлеченные 52%. Из общей суммы инвестиций кредиты банков составили 5,3%, в том числе иностранные 0,5%. Оценивая ситуацию с инвестициями, следует отметить, что за последние годы темпы их прироста снизились и относительные показатели, характеризующие инвестиционный процесс также имеют тенденцию к снижению.
В большинстве нефтедобывающих стран нефтяные запасы принадлежат государству. именно государство выдает лицензии, подписывает контракты и осуществляет эксклюзивные права на нефтяные операции. Во многих законодательствах нефтедобывающих стран четко определены национальные приоритеты. Так. в Китае, Брунее, Индонезии, Ливии, Омане компании должны не только покрывать местный Спрос, но и использовать и обучать местные кадры, а также отдавать предпочтение местным поставкам материально-техническою оборудования. В Йемене не освобождают от таможенной пошлины материальные ресурсы, если имеются местные товары по цене, превышающей импортную не более, чем на 10%. Во многих странах оговариваются объемы и сроки осуществления капиталовложений компаниями, заключающими контракт с государством.
В Китае от реализации нефти в бюджет отчисляют примерно 60%, ч Норвегии 80%, в Объединенных Арабских Эмиратах 90% прибыли, полученной на добыче нефти. Бюджет Саудовской Аравии на 80% пополняется от доходов нефтяного сектора В этой стране нефтяная отрасль находится в потном хозяйственном ведении государства, Налоги (НДС, на прибыль) отсутствуют. Все доходы от нефти равномерно распределяются среди населения, обеспечивает бесплатное образование и здравоохранение. каждый житель обеспечивается домом. В стране 120 тысяч миллионеров, нет проблемы борьбы с бедностью и, оказывается, что Учитывая нестабильность экономической ситуации в России, уход многих компаний в оффшоры, позволяет совершать сделки по продаже на островах, скрывав свои доходы и уклоняться от уплаты налогов. Сделки с российскими недрами совершаются на островах, там же остаются доллары, а страна судорожно ищет инвестиции. Причем здесь нет нарушения закона Проблема коррупции так же весьма велика, но в рамках данной работы мы не станем ее рассматривать подробно. Имеющиеся статистические данные дают противоречивую картину. количество зарегистрированных преступлений в этой области растет, так же, как и количество дел переданных в суд. С одной стороны, это свидетельствует о том, что правоохранительные органы противодействуют коррупции с нарастающей интенсивностью. С другой же стороны, это вряд ли говорит о том, что масштабы коррупции сокращаются.
Заметим, что у правительства и Президента последние годы есть возможность проводить абсолютно любую политику, опираясь на парламентское большинство. вероятно, Россия не может действовать полностью по аналогии с приведенными выше примерами перераспределения ренты от использования природных ресурсов, но, во всяком случае, нынешнее правительство не обнаружило до сих пор политической воли что либо изменить в этой области. Пример с "делом Юкоса" этого не опровергает, поскольку речь идет всего-навсего о перераспределении собственности компании, которую уличили в уклонении от налогов и т.п. и которая не смогла решить эту проблему другими способами Уже довольно долго обсуждается вопрос о справедливости обвинений в адрес "ЮКОСА". Исходя из данных СМИ, нам представляется, что обвинения в адрес правительства неосновательны. Тем не менее, даже, если допустить, что дело от начала и до конца сфабриковано, это не меняет главного: отношения правительства и нефтяных компаний остались прежними, никакие серьезные формальные ограничения не были введены.
Подводя итог изложенному выше, выскажем следующий тезис.
государственная власть в современной России лишь в минимальной мере перераспределяет экономические ресурсы. главный их источник — добывающая промышленность — предоставлен сам себе, главный потенциальный получатель государственной помощи — нуждающийся в инвестициях реальный сектор экономики так же оставлен без участия государства.
3.2 Россия в условиях глобализации
Как и любой экономический процесс, глобализация имеет и положительные, и отрицательные последствия, однако блага глобализации распределяются неравномерно: существенную часть преимуществ получают промышленно развитые страны, тогда как развивающиеся государства вынуждены решать многочисленные проблемы глобализации. чтобы полнее понять влияние глобализации на Россию, необходимо обратиться к экономической ситуации в стране на тот момент, когда начался процесс интеграции, то есть к 90-м годам прошлого века.
Структура внешнеторгового оборота России отличается от обмена других стран, делающих ставку на импорт готовых наукоемких товаров и услуг, тогда как Россия вынуждена поставлять на мировой Рынок преимущественно базовые товары. "Топливная держава" стала таковой не из-за наличия каких-либо существенных преимуществ перед иностранными производителями, транспортные Издержки в России зачастую выше средних в мире. однако упадок перерабатывающей промышленности можно преодолеть только при помощи огромных инвестиций в данную отрасль, поэтому поставка сырья является наиболее оправданным решением.
Плюсы глобализации для россии
Несмотря на неудачный старт, Россия вследствие глобализации приобрела и некоторые преимущества, среди которых:
высокий темп экономического роста, положительно сказывающийся на общем благосостоянии;
рост доходов населения, повышение качества жизни, и, как следствие, увеличение средней продолжительности жизни, преодоление демографического спада;
появление на внутренних рынках широкого ассортимента продукции.
Но глобализация в россии имеет не меньшее количество отрицательных проявлений, большая часть которых обусловлена низкой конкурентоспособностью отечественных производителей (в сравнении с международными), миграцией дешевой низкоквалифицированной рабочей силы и "утечкой мозгов".
Глобализация экономики России — негативные последствия
Отток капитала. С оффшорной политикой (как последствием глобализации) сталкиваются даже промышленно-развитые страны, такие как США. Но на их стороне опыт многолетнего поддержания национальной конкурентоспособности за счет уменьшения налогового бремени и всяческих уступок корпорациям, что позволяет хотя бы частично уменьшить отток капитала. Для россии такой подход к решению вопроса пока еще в новинку.
нелегальная миграция. Россия в процессе глобализации открыла границы для мигрантов, чем те воспользовались с неожиданной прытью: по официальным данным в 2010 году россия заняла второе место в мире по количеству мигрантов (после США). Рост количества мигрантов приводит к росту безработицы среди коренного населения, а это, в свою очередь, обостряет социальные конфликты, усиливает недовольство реализуемой на государственном уровне политики, способствует росту преступности, уменьшению благосостояния народа и так далее.
Нельзя не рассматривать такое влияние глобализации на Россию, как риски для отечественных производителей, создаваемые за счет появления на рынках доступной и качественной импортной продукции, которая зачастую выигрывает и по цене, и по качеству. Низкая конкурентоспособность российских товаров, конечно, преодолима, и глобализация создает все необходимые условия для роста качества товаров и услуг, но полностью реализовать такую возможность и преодолеть риски для малого и среднего предпринимательства возможно только при грамотной политике государства.
наибольшие изменения в 2014 г. были связаны с Европой, для автомобильной промышленности это означает конец пятилетнего кризиса продаж в этом регионе. Ожидаются рост продаж потребительских товаров и большая стабильность финансового сектора.
В Северной Америке экономический рост уже обозначился в ряде отраслей. В энергетическом секторе, например, США вошли в число ведущих производителей углеводородов благодаря буму в добыче сланцевой нефти и природного газа.
Развивающиеся рынки, напротив, несколько замедлили темпы роста. Развитие Китая будет оставаться критическим фактором для глобальных секторов экономики и его рост ожидается достаточно высоким — на уровне 7%. Индийская Экономика в этом году также будет развиваться относительно высокими темпами, а вот для Бразилии и России прогноз на ближайшие два года не очень благоприятный. (Табл.2).
В автомобильной промышленности 2014 г. был годом окончания продолжительной рецессии и возвращения стран Европейского союза на траекторию положительных темпов роста. Об этом свидетельствовали последние месяцы 2013 г. Во Франции прирост продаж новых автомобилей может превысить 2%, в Италии — 4%, в великобритании — около 5%. Автопроизводители по-прежнему будут сталкиваться с вызовов, включая долговременный сдвиг производства от развитых стран к развивающимся. В 2014 г. на страны Азии пришлось 43% глобального автомобильного рынка продаж (шесть лет назад было 30%), а на Латинскую Америку и другие развивающиеся рынки — ещё 15%. Этот тренд оставит Северную Америку с удельным весом в 25%, а доля Западной Европы сократится до 17% (в 2009 г. — 26%).
Таблица 2. Темпы прироста ВВП, %
До последнего времени инвестиции в новые мощности на быстроразвивающихся рынках опережали сокращение мощностей на традиционных автомобильных рынках. Несмотря на закрытие заводов в Европе и Северной Америке, основные автопроизводители вынуждены будут решать проблему избыточных мощностей и в 2015 г. Заключаемые в последнее время международные альянсы, такие как между французской "PSA PeugeotCitroen" и китайской "Dongfeng Motor", не смогут защитить Европу от потери рабочих мест.
Заключение
Мировая Экономика последних десятилетий развивалась под влиянием многих проблем общепланетарного значения. Наибольшее влияние на развитие глобальной экономической системы оказывают процессы интернационализации хозяйственной деятельности, что усиливает в экономическом развитии роль внешнеэкономических связей. Но эта тенденция развивается противоречиво. В промышленно развитых странах Запада и Азии усиливается регионализация торговых потоков, а в развивающихся государствах большая часть торговли осуществляется со странами вне региона и подсистемы. В развивающемся мире преобладают отношения Юг — Север, а не Юг — Юг. основные потоки товаров, капитала концентрируются внутри трех ведущих индустриальных регионов. Обособление этих хозяйственных центров не способствует развитию производительных сил в планетарном масштабе.
Современное мировое экономическое развитие неразрывно связано с проблемой отсталости развивающихся стран. В интернационализованном мировом хозяйстве продвижение каждой подсистемы и национальных экономик во многом зависит от состояния всех составных частей в целом. Развивающиеся страны прилагают усилия, чтобы вырваться из положения бедных и беднейших государств. За последние десятилетия в экономическом и социальном развитии мирового хозяйства, в позициях развивающихся стран произошли изменения. Их национальные хозяйства стали более диверсифицированными. В ряде стран основное место в производстве заняла обрабатывающая промышленность, меняется лицо сельского хозяйства.
Среди проблем, ухудшающих состояние мирового хозяйства, не последнее место занимают вопросы занятости работоспособного населения как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. В развивающихся странах этот фактор дополняется неразвитостью производительных сил, огромной скрытой безработицей в сельской местности. Безработица не только подрывает положение основной производительной силы в экономике, но является первопричиной нищеты и голода.
Россия как субъект мировой экономики ежедневно сталкивается с негативными и позитивными проявлениями глобализации, особенно ощутимыми после вступления в ВТО.
Понимая, что максимальные преимущества от глобализации получают страны, ориентированные на наукоемкое производство, Россия вкладывает средства в развитие этой отрасли и привлекает иностранных специалистов, что также стало возможно благодаря интеграции. возможно, новое направление развития позволит перейти от сырьевой экономики к индустриальной и в полной мере ощутить все преимущества создания единого экономического и информационного мирового пространства.
Список использованной литературы
1.Гродских В.С. Экономическая теория — СПб.: Питер, 2013. — 208 с.
2.Кудров, В.М. мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. — Москва: Юстицинформ, 2010 — 509 с.
3.Николаева И.П. экономическая теория — М.: Дашков и Ко, 2012. — 328 с
4.Николаева И.П. экономическая теория — М.: Дашков и Ко, 2012.328 с.
.Носова С.С. экономическая теория — М.: Кнорус, 2011. — 792 с.
.Почекина, В.В. Мировая Экономика: избранные научные труды / В.В. Почекина — Минск: Право и экономика, 2010. — 684 с.
7.Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая Экономика — М.: Проспект, 2012 — 248 с.
8.Экономика Европейского союза: учебник / [Р.К. Щенин и др.] — Москва: КноРус, 2012 — 558 с.
9.#»center»>Приложения
приложение 1.
Роль государства в мировой экономике
Приложение 2.
Глобализация мировой экономики