Учебная работа. Глобальные изменения как результат двухполюсной международной системы и внешняя политика Турции
Глобальные изменения как результат двухполюсной международной системы и внешняя политика Турции
Глобальные изменения как результат двухполюсной международной системы и внешняя политика Турции
Окончание холодной войны и смена двухполюсной международной системы естественно отразились и на Турции. В результате этого, особенно в последнее десятилетие наблюдалась ревизия и обновление внешней политики Турции. Основной причиной изменения параметров внешней политики можно выделить циклические изменения, которые являются последствиями холодной войны.
С распадом советского Союза, самой большой по территории и второй по военным силам державы, а также приближением конца холодной войны, началось изменение двухполюсной мировой системы. Но даже не смотря на следствие становления США как единственной суперсилы в однополюсном мире, война США в Персидском заливе, результат военных операций в Ираке и Афганистане, особенно развитие США как единственной военной суперсилы, такие организации как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Европейский союз (ЕС), а также выход вперед большими размерами роста экономики таких стран, как Россия и Китай, в целом, остается полагать, что международную систему можно оценивать как "многоцентровую". таким образом, насколько бы Америка не считалась однополюсной силой и соотвественно даже после неофициального провозглашения "Американской эпохи" после распада Совесткого Союза начиная с 1991 года, принятие решения соединенных штатов о создании общей обороны, общих финансов и внешней политики, провозглашение Россией и Китаем существования многополюсного мира, увеличение этнический и религиозных конфликтов, может говорить не только о гегемонии США в глобальном отношении, но и о соменениях касательно длительности этой гегемонии.
В связи с этим, вследствие изменения двухполюсной международной системы, на международной арене наблюдается объединение понятий "многоцентровой" и/или "многополюсной" межнународных систем. особенно после ослабления геополитических и геостратегических позиций США после терактов 11го сентября в Среднем Востоке (Ираке) и Средней Азии (Афганистане), такие международные "акторы" как россия, Китай, Индия, Япония и ЕС, имеющие потенциал глобальных лидеров, вышли на уровень соперников США и добились ускорения в расширении стратегических целей не только регионально, но и международно. Это повлияло на ускорение процесса преобразования многоцентровой международной конкуренции. таким образом после перехода с двухполюсной международной системы на многополюсную, конкуренция международных "актеров" приобрела более сложную структуру.
Характерная для периода холодной войны военная конкуренция, с появлением новых рынков, уступила место экономической конкуренции. Таким образом, международная система снова стала приобретать вид "Нового Мирового Порядка (Novus Ordo Mundi)" либо "Нового Порядка Веков (Novus Ordo Seclorum). после окончания двухполюсного периода, на территории бывшего советского Союза а точнее Западной Европы, бассейнов Каспийского и черного морей, Средней Азии начали появляться независимые государства. Контролем транспортирования и сохранности энергетических ресурсов, коими были богаты эти территории, они привлекли международное внимание. Связь, наука, стратегия и технологии, на которых была основана эта международная система международных "актеров", в корне отличалась от той, которая использовалась в период холодной войны, и теперь носила название "мягкая сила" (soft power), а не так как раньше — "грубая сила" (hard power).
В связи с этим изменением уже имеющаяся традиционная угроза носила иной характер, т.к. наступал век политического бессилия и неуверенности, территориальных конфликтов, радикализма, незаконного распространения наркотиков, увеличения глобального терроризма и, в связи с этим, распространения ядерного оружия и баллистических ракет.
В свете вышеизложенного, лица, принимающие решения, почувствовали необходимость проведения ревизии внешней политики Турции. В период, когда было немаловажно поддерживать отношения с ЕС и Западным миром, занимать позиции временного члена в международной организации Совета Безопасности ООН и находясь под ее же эгидой, были заметны поиски налаживания отношения во всех областях и с такими глобальными международными субъектами как Россия и Китай. В особенности, основополагающими причинами открытия новых направлений Турции во внешней экомике стали попытки постройки экономических и политических отношений со странами Средней Азии, Кавказа и Африки, Израильско-Арабский конфликт, ну и конечно же, посредничество между Ближневосточными странами, в частности, Ираном и Сирией и международными субъектами.
В действительности, как бы его не интерпретировали в наши дни, но начиная с периода создания Республики, именно "Западничество" стало основным принципом внешней политики Турции. Основываясь на внешнеполитическую программу, выдвинутую президентом США Гарри Трумэном в 1947 , именуемую как "Доктрина Трумана" и направленную на «сдерживание» в отношении СССР, внешняя политика Турции в период холодной войны полностью определяется направлением на Запад. С подписанием в 1949 году договора о вступлении в НАТО (Организация Североатлантического договора), а в сентябре 1963 года Анкарского Соглашения о вступлении Турции в ЕЭС (Европейское Экономическое сообщество), были созданы конкретные примеры интеграции политики с Западным миром. В связи с этим, на сегодняшний день отношения начатые с ЕС, с недавнего времени являются повесткой дня для внешней политики Турции.
Преобразование внешней политики Турции, прежде всего, сказалось на том, что внешнеполитические отношения с ЕС перестали быть главной и единственной стратегической целью, особенно в региональном контексте начался процесс появления альтернативы другой стратегии внешней политики.
С началом регионального и глобального развития Турции, после падения двухполюсной международной системы, а также со становлением Турции как центрального государства и образованием в этой среде вакуума власти, наблюдается стремление этой страны к региональному лидерству.
В свете вышеизложенного, претерпев немало изменений во внешних параметрах, являющихся отправной точкой, было принято решение проведения многогранного и динамического развития стратегии внешней политики Турции. В частности, развитие событий связанных с практически невозможным вступлением Турции в ЕС, привело Турцию, в рамках этой новой коньюктуры, к необходимости проведения новой и коренной ревизии.
Можно подытожить, что в региональном плане иностранные горизонты крупномасштабной внешней политики Турции связаны в первую очередь с возобновившемся отношением с соседними странами, обладающими огромными черными бассейнами. Эти преобразования во внешней политике увеличило интерес Турции к задачам связанным непосредственно с черным бассейном образованным Балканским, Кавказским и Средневосточным регионами, а также развитие двусторонних экономических и политических отношений в данном регионе, основанных на мониторинге активной и многогранной политики. Эта стратегия, обозначенная как "ноль проблем с соседями", будучи одной из внешнеполитических целей, начинает приобретать область применения.
внешний политика турция