Учебная работа. Генезис Курдского вопроса
Генезис Курдского вопроса
Введение
Межэтнические и межконфессиональные конфликты в современном мире стали явлением часто происходящим. В 2008 году произошло два крупнейших инцидента, связанных с межэтническими конфликтами. 17 февраля свою независимость провозгласил парламент Косово, и при поддержке США отделился от Сербии, а 8 августа того же года, начался абхазо-осетино-грузинский военный конфликт, который завершился провозглашением независимости со стороны Южной Осетии и Абхазии. Тем не менее, в мире остается еще много народностей отстаивающих свою независимость, и самая крупная из них — курды.
Всего в мире, по приблизительным подсчетам проживает около 20,5 млн. курдов, что делает их крупнейшей народностью не имеющей своего государства. проблема обретения курдским народом национальной независимости, собственной государственности приобрела на Ближнем и Среднем Востоке в настоящее время наибольшую остроту и служит одним из основных факторов нестабильности в регионе.
Курды намерены создать собственное государство — Курдистан, которое затрагивает территорию Турции, Ирака, Иран и Сирии. Проживающие в этих странах общины курдов ведут активную борьбу за свою независимость используя самые разные инструменты — от политических до военных. Сам факт того, что в подобный межэтнический конфликт оказались вмешены сразу четыре государства Ближнего Востока, делает эту проблему международной, хотя бы в пределах этих государств. особенно после событий 2008 года, вопрос о провозглашении независимости Курдистана, стал еще более актуален.
На данном этапе, при развитии нового вида войн, а именно — информационных войн, необходимо ясно осознавать объективную сторону любого конфликта. Таким образом, цель моей работы заключается в детальном изучении Курдского Вопроса, его предпосылок, роли на социально — политические процессы в регионе и возможных путей решения.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены задачи:
·Рассмотреть историю борьбы курдской народности за независимость в течении последних 50-60 лет.
·Рассмотреть основные политические партии и организации отстаивающие интересы курдов
·Исследовать роль Абдуллы Оджалана в решении Курдского вопроса
·Рассмотреть деятельность курдов на территории Турции, Ирака и Ирана.
·рассмотреть возможные пути решения Курдского Вопроса.
В ходе написания работы были использованы научные статьи, монографии и ресурсы Интернет.
Истоки Курдской проблемы
Курды компактно населяют в основном историческую область Курдистан на юго-западе азиатского материка, которая занимает смежные территории юго-восточной, северо-западного, северного и северной. значительное число курдов проживает в диаспоре (главным образом в других странах Ближнего Востока, в Западной Европе и в СНГ). В настоящее время курды один из самых крупных этносов мира (до 30 млн.), лишенный права на самоопределение и государственный суверенитет. По основным этническим признакам, в первую очередь языковым, курдская Нация весьма неоднородна.
Курдский язык в основном делится на две неравные группы диалектов, северную и южную, в каждой из которых сформировался свой литературный язык; в первой — курманджи, во второй — сорани. На этих языках и диалектах развилась оригинальная литература и фольклор. Разделяется курдский язык на многие наречия, которые сводятся, 1) к южным: керманшахское, сеннейское и т. д., 2) восточным: язык Сулеймание и Соучбулаха и 3) западным, охватывающим почти всю главную территорию Курдистана. Как восточные, так и западные курды называют свой язык «курманджи».
Первая возможность обретения независимости для курдов появилась уже на Версальской конференции. Они пытались добиться создания независимого Курдистана. Севрский договор 1920 года предполагал провозглашение Курдистана автономным с последующим предоставлением ему независимости. Но в Лозанском мирном договоре 1923 года, определившем современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, о курдах ничего не упоминалось.
Начало положили события в Иракском (Южном) Курдистане, который стал общекурдским центром национального движения. В сентябре 1961 там поднял восстание вернувшийся из эмиграции в СССР генерал Мустафа Барзани, вождь иракской ДПК. 20 октября он обратился к своим людям с речью: «Братья мои! Я сам не знаю, что готовит нам будущее. Однако, я буду продолжать борьбу изо всех сил и не уйду из Курдистана до последней возможности».
В скором времени курдские повстанцы (их называли «пешмерга» — «идущие на смерть») создали на северо-востоке Ирака, главным образом в горной его части, крупный освобожденный район — «свободный Курдистан», очаг курдской независимости. противоборство между курдскими повстанцами и карательными войсками правительства длилось около 15 лет (с перерывами). В итоге сопротивление иракских курдов временно было сломлено, но не до конца, и победа правительства была не безусловной.
Враждебность правящих кругов Ирака к курдам особенно явно стала проявляться после установления в стране единоличной диктутуры террористического типа Саддама Хусейна, провозглашенного в 1979 президентом.
Политические организации Иракского Курдистана постарались сделать выводы из неудач прошлого и преодолеть ослаблявшие их разногласия. В 1976 ранее отколовшаяся от ДПК во главе с Джалалом Талабани группа организовала вторую по влиянию партию иракских курдов «Патриотический союз Курдистана», которая пошла на союз с ДПК. В этом же году возобновилось повстанческое движение в Иракском Курдистане под руководством ДПК и ПСК. В 80-х иракские курды продолжали собираться с силами, готовясь к новым выступлениям.
Военная каста в Турции, занявшая ключевые позиции в системе государственного управления и организовавшая два последующих государственных переворота (в 1971 и 1980), начала беспощадную борьбу с курдским движением. Это привело только к активизации курдского сопротивления в Турции; в 60-х -70-х возникли несколько курдских партий и организаций, действовавших подпольно, в том числе Демократическая партия Турецкого Курдистана (ДПТК) и Революционно-культурные очаги Востока (РКОВ). В 1970 ДПТК объединила в своих рядах несколько мелких курдских партий и групп и выработала программу с широкими общедемократическими требованиями с предоставлением курдам «права самим определять свою судьбу». В 1974 возникла Социалистическая партия Турецкого Курдистана (СПТК), популярная среди курдской интеллигенции и молодежи. Одновременно курдские патриоты установили связи и взамодействие с турецкими прогрессивными политическими силами.
К началу 80-х обстановка в Турецком Курдистане заметно обострилась. Курдские легальные и нелегальные организации, число которых всё время возрастало, усилили антиправительственную агитацию и переходили к насильственным действиям. Наибольшую популярность, особенно среди беднейших и социально неустроенных слоев курдского населения, приобрела Партия рабочих Курдистана (РПК) основанная Абдуллой Оджаланом в 1978. Это была левоэкстремистская организация, исповедущая Марксизм-ленинизм маоистско-кастровского толка и отдающее предпочтение насильственным методам борьбы, в том числе и террористическим. Отдельные партизанские выступления, организованные ПКК, отмечены уже в конце 70-х — начале 80-х годов, а в 1984 партия открыто начала повстанческую борьбу против турецких властей и карательных органов в Восточной Анатолии.
С тех пор Турецкий Курдистан превратился в новый постоянный очаг напряженности на Ближнем Востоке. Ни одной из противоборстующих сторон не удавалось взять верх. Курдам — добиться признания прав на самоопределение, Анкаре — сломить крепнущее курдское сопротивление. многолетняя кровопролитная война против курдов усугубляла переживаемые Турцией экономические и политические трудности, порождала дестабилизирующий ее политическую систему правый экстремизм, подрывала международный престиж страны, препятствуя присоединению ее к европейским структурам. На курдское же движение, как в Турции, так и в других странах, повстанческая борьба под руководством ПКК и ее вождя Оджалана оказала противоречивое воздействие. Она повсеместно, на Востоке и в западном мире, вызывала широкие отклики среди демократически настроенных слоев населения, привлекла к активной борьбе трудовые слои населения, учащуюся молодежь, вообще способствовала распространению сведений о курдах и их борьбе, интернационализации курдского вопроса.
В Иране курдская проблема была не так накалена, но она постоянно обострялась с начала 60-х под влиянием социально-политической напряженности, возникшей в стране в ходе «белой революции» и событий в соседнем Иракском Курдистане. В 1967-1968 под руководством ДПИК вспыхнуло восстание в районе Мехабада, Бане и Сердешта, продолжавшееся полтора года и жестоко подавленное.
Несмотря на поражение, ДПИК не пала духом и развернула активную работу по выработке новой программы и устава партии. Был провозглашен основополагающий лозунг «Демократия — Ирану, автономия — Курдистану», а тактика партии предполагала сочетание вооруженной борьбы с политическими методами, которые были нацелены на создания единого фронта всех оппозиционных диктаторсому режиму сил.
Для курдов, как и для всего иранского народа, эта «революция», в которой они не смогли проявить себя самостоятельной политической силой, способной отстоять свои национальные требования, обернулась контрреволюцией, диктатурой имама Хомейни и его приверженцев и преемников. Даже в религиозном аспекте этот режим средневекового типа была опасен для интересов курдского меньшинства, в подавляющем большинстве суннитского. Хомейни отрицал наличие в Иране национального вопроса, в том числе, конечно, и курдского. Новая власть решительно отвергла проект ДПИК об административной и культурной автономии для курдов.
Разногласия уже весной 1979 переросли в вооруженные столкновения между силами курдского сопротивления и правительственными войсками, усиленными отрядами жандармерии, полиции и исламских штурмовиков. Летом 1979 бои между курдскими повстанцами и карателями происходили почти по всей территории Иранского Курдистана. ДПИК установила контроль над большей его частью, включая крупные города. В некоторых из них была установлена лидер Эззедин Хосейни объявил даже джихад против центрального правительства. одновременно руководители иранских курдов неоднократно призывали Тегеран к переговорам о мирном урегулировании конфликта и проведении в населенных курдами районах социально-экономических и политико-административных реформ. Правительство делало вид, что готово пойти на переговоры, но на самом деле готовилось к расправе над курдами. Осенью 1979 правительство, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, развернуло решительное наступление на курдских повстанцев и сумело оттеснить их в горы, где они начали партизанскую войну.
В результате ДПИК раскололась, чем воспользовались иранские власти, которые к середине 1980 закончили установление своего контроля практически над всей территорией Иранского Курдистана.
В 80-е годы курдское движение в Иране и Ираке переживало тяжелые времена. Ирано-иракская война (1980-1988) создала для него крайне неблагоприятную обстановку. Военные действия частично шли на территории Курдистана, курды несли немалые людские и материальные потери. Кроме того, обе воюющие стороны пытались заручиться поддержкой курдского населения противника, что служило и Тегерану, и Багдаду предлогом для антикурдских карательных мер (в том числе и таких вопиющих как упомянутая газовая атака в Халабдже). К началу 1990-х общая ситуация в Курдистане была крайне сложная и напряженная.
Всемирно-исторические изменения, наступившие на рубеже 80-х — 90-х в связи с окончанием холодной войны и распадом СССР, прямо и косвенно отразились на внутреннем и международном положении Курдистана, на курдском национальном движении. Оно продолжало развиваться в той геополитической реальности, которая потребовала новых подходов в стратегии и тактике борьбы. Прежде всего это касалось ситуации в Иракском и Турецком Курдистане.
В 80-х, воспользовавшись войной с Ираном, режим Саддама Хусейна свел на нет все уступки, которые он прежде вынужденно сделал курдам. Автономный район стал полностью подвластен Багдаду. Проводились драконовские меры по изменению национального состава автономии и по выселению курдов из пограничных деревень. тотальный характер принял террор против всех курдов, заподозренных в антиправительственных действиях и настроениях. К началу 90-х годов, когда захват Кувейта Ираком в августе 1990 вызвал очередной острейший кризис на Ближнем Востоке, Иракский Курдистан был накануне нового крупного выступления курдов.
В Иране как при жизни Хомейии, так и после его смерти в 1989 г. курдское автономистское движение жестоко подавлялось; оно могло функционировать только в подполье и в эмиграции. Однако щупальцы террора доставали его повсюду. Так, в июле 1989 г. иранскими спецслужбами в Вене был убит генеральный секретарь ДПИК А. Касемлу, в сентябре 1992 г. от тех же рук в Берлине погиб новый генеральный секретарь ДПИК С. Шарафканди. Организуя эти покушения, исламское руководство Ирана сорвало начавшийся было переговоры с курдскими националистами об автономии Иранского Курдистана.
курдский политический партия социальный
Деятельность Рабочей партии Курдистана в решении курдского вопроса
В Турции проблема создания независимого Курдистана, пожалуй, стоит наиболее остро. Мощнейшая Рабочая Партия Курдистана (РПК) является одной из многочисленных политических организаций среди населения Курдистана. Её лидером с момента создания долгие годы оставался А. Оджалан, — курдский военный и политический деятель. РПК была основана 27 ноября 1978 года в деревне Фис уезда Лидже (Северный Курдистан).
Под руководством А. Оджалана в июле 1981 года состоялось первая конференция РПК. В ней приняли участие 80 членов партии и руководителей курдского движения. В августе 1982 года под руководством А. Оджалана состоялся второй съезд РПК. В отчетном докладе Центральный Комитет РПК подверг серьезной критике деятельность отдельных членов партии, определив задачи на перспективу, призвал курдских патриотов в случае если турецкое правительство не признает права курдов мирным путем, приготовиться к вооруженному выступлению. Отказ турецких властей признать законные права курдского народа и жестокое преследование за политические взгляды вынудили руководство РПК — в августе 1984 года встать на путь вооруженной борьбы. В марте 1985 года был создан Фронт Национального Освобождения Курдистана (ФНОК), целью которой было проведение политической и дипломатической работы за пределами Курдистана.
На третьем съезде, состоявшемся в октябре 1986 года, было принято решение о создании Армии освобождения народов Курдистана (АОНК)
По инициативе А. Оджалана в мае 1990 года прошла Вторая Конференция РПК, которая определила политические, военные и экономические задачи партии на последующие годы.
В декабре 1990 года под руководством А. Оджалана состоялся четвертый съезд РПК, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с определением тактики и стратегии партии. важное место в развитии национально-освободительного движения Курдистана было отведено в политическом докладе А. Оджалана на пятом съезде РПК, состоявшемся в июне 1995 года. В докладе А. Оджалан уделил внимание таким важным вопросам, как политико-идеологические проблемы РПК, состояние национального самосознания народа в условиях «специальной войны», организованной властями Турецкой Республики. С октября 1998 года на лидера РПК начались гонения, которые закончились в феврале 1999 года его арестом в Кении. Необходимо отметить, что еще до ареста А. Оджалана усилилась борьба за Лидерство внутри РПК. По оценкам турецких специальных служб в РПК к лидерству претендовали более 10 членов партии. Среди них: М. Карайылан, Д. Байык, О. Оджалан, Н. Таш, М. Карасу.
одновременно с преследованием лидера курдских повстанцев А. Оджалана его соратники подготовили и созвали очередной VI съезд партии Рабочих Курдистана. Основной задачей съезда было недопущение раскола партии, а главным источником междуусобиц могла стать борьба за избрать на пост председателя РПК А. Оджалана. На время же его отсутствия РПК должна управляться коллективным органом, состоящим из десяти наиболее опытных и видных членов партии. таким образом, управляющим партией стал Совет Президиума РПК. Также на съезде была пересмотрена кадровая Политика партии и принята конкретная программа, определяющая основные направления деятельности партии и первоочередные задачи в сложившейся ситуации. Съезд РПК призвал весь курдский народ сплотиться вокруг партии, усилить акции протеста в Турции, а также активизировать дипломатическую и политическую работу с тем, чтобы убедить международное сообщество оказать давление на Анкару, заставить её прекратить политику геноцида курдского населения и признать его политические и национальные права. Необходимо отметить, что в это время проходил судебный процесс над А. Оджаланом. После встречи А. Оджалана со своими адвокатами все разногласия в партии были устранены и Совет Президиума РПК заявил, что отказывается от ведения боевых действий и готов вывести бойцов Армии Освобождения народов Курдистана (АОНК) из территории Турции. Отныне борьба за национальные права курдов в Турецкой республике будут вестись мирными средствами, и курдский народ удовлетворится национальной автономией в рамках территориальной целостности Турции.
В целом, РПК встала на путь более демократического решения Курдского вопроса. Весной 2000 года руководство РПК, анализируя происходящие события вокруг Курдистана, приняло решение создать при Рабочей Партии Курдистана законодательный орган для легализации политических вопросов, осуществляемых представителями курдского национально — освободительного движения. таким образом, в апреле 2000 года, по одобрению А. Оджалана из острова Имрали, был учрежден Народный Конгресс Курдистана (НКК), избираемый курдами Турции, Ирака, Ирана, Сирии и курдской диаспоры из Европы для законотворчества. Учредители новой организации избрали А. Оджалана почетным председателем НКК, председателем стал З. Айдар, председателем исполнительного совета НКК — М. Карайылан, председатель комитета по вопросам политики НКК — Д. Байык.
Ситуация вокруг РПК коренным образом изменилась после 11 сентября 2001 года, в связи с нападением террористов на военные и гражданские объекты в США. Партия Рабочих Курдистана оказалась в списке террористических организаций. С учётом сложившихся обстоятельств РПК временно прекратил свою деятельность и создал новую организацию: Конгресс свободы и демократии Курдистана (КСДК — КАДЕК). Председателем был выбран, в очередной раз, А. Оджалан. Политическое крыло КСДК Народно — Демократический союз Курдистана в странах Европы призвал всех курдских патриотов и друзей курдского национально-освободительного движения выступить в защиту новой организации Конгресса свободы демократии Курдистана (КСДК). С тем, чтобы решить курдский национальный вопрос в Турции при участии КСДК мирными средствами, так как КСДК являлся единственной организацией, способной реализовать мирный план А. Оджалана. Мировое сообщество не признало КСДК и через полтора года в ноябре 2003 года КСДК было переименовано в Конгресс народов Курдистана (Конгра — гел). В программных документах новой политической организации указывается, что она отказывается от вооруженной борьбы и будет отстаивать права курдского населения страны строго политическими и правовыми методами.
мая 2004 года КНК — Конгра — гел, оценивая обстановку, пришла к выводу, что предпринимаемые мирные шаги ни к чему не привели, и возобновила военные действия. Кроме того, Совет Президиума КНК — Конгра — гел по указанию А. Оджалана приступил к подготовительному этапу созыва восстановительного IX съезда РПК. В начале апреля 2005 года в горах Южного (Иракского) Курдистана прошел восстановительный IX съезд РПК, на котором признались ошибки прошлого, в том числе и решения XIII съезда РПК (2002 г.). после возобновления своей деятельности в 2005 году в рядах партии Рабочих Курдистана произошли серьёзные изменения. В 2006 году её ряды покинул Осман Оджалан, брат Абдуллы Оджалана. окончательно перешла в руки одного из старейших членов партии М. Карайылан.
Очередной X съезд РПК работал с 21 по 30 августа 2008 года в Кондильских горах Южного (Иракского) Курдистана. На Х Съезде Рабочей партии Курдистана утверждены понятия «активная» и «пассивная» самооборона, подразумевающие ведение вынужденных атак, в случае нападения со стороны агрессора, в отношении которого объявлено перемирие. Съезд вновь избрал А. Оджалана почетным председателем РПК, призвал сплотить вокруг него и вести борьбу за освобождение Курдистана мирным демократическим путем.
Современное состояние Курдского вопроса
К середине 2008 г. напряженность в зоне турецко-иракской границы, где ситуация порой доходила до открытых боевых столкновений, несколько ослабла в связи с тем, что при посредничестве США турецкому руководству удалось договориться с военными о прекращении военной демонстрации в Турецком Курдистане. В качестве альтернативы была выдвинута концепция экономического развития этого региона.
между тем, некоторые течения курдского национального движения в настоящее время рассматривают путь решения курдского вопроса, в основе которого находится идея о «демократическом экологическом обществе». основным идеологом этой идеи является Абдулла Оджалан. Он считает, что семейно — клановая структура курдского общества не позволяет курдам занять свою нишу в мировой цивилизации из-за беспринципного соглашательства «как с местными деспотическими государственными режимами, так и с новыми империалистическими хозяевами». В связи с этим, звучит призыв к установлению в этническом Курдистане демократии без государства, которую называют «народной демократией». Он полагает, что демократия — это такая политическая система которая не имеет зависимости от государства и способна предоставить народу широкие свободы и подлинное равенство на базе собственной культуры.
Отдельные положения концепции А. Оджалана уже начинают реализовываться на практике разделяющими его позицию курдами. например: создание Национального конгресса Курдистана, управляющего на демократических принципах 24 курдскими партиями и 40 организациями во всех частях Курдистана.
вместе с тем, в состав НКК входят сравнительно недавно созданные вооруженные группировки, деятельность которых направлена против государственных устоев стран проживания курдов. К их числу относится Партия свободной жизни Курдистана (Пейджак), созданная в 2005 г. Она состоит из курдов, проживающих в различных частях Курдистана. Эта организация не входит в состав Рабочей Партии Курдистана, но разделяет её идеологию и принципы политической практики.
руководство Пейджак считает, что неоконсервативный кабинет президента М. Ахмадинежада повинен в ухудшении ситуации в Иранском Курдистане. Там властями грубо нарушаются права человека, продолжаются жестокие пытки и расправы над политическими заключенными. Диктаторский исламский режим, по мнению членов Пейджак, должен быть заменен на Демократический Иран, в котором все национальности получат права и будут жить в мире. Реально Пейджак не имеет большого авторитета в Иранском Курдистане, поскольку она была создана не на иранской почве, а извне. Популярностью пользуются ДПИК (Демократическая партия Иранского Курдистана) и Комала, которые, однако, солидаризируются с Пейджак в оценке ситуации в Иранском Курдистане. В 2008 г. Иранские силы безопасности имели стычки с оппозиционными силами в Иранском Белуджистане, Хузестане и Курдистане. Официально Тегеран обвинил великобританию и США, однако, это возможно дело рук членов Пейджак. несмотря на провокационные вооруженные стычки внутри Ирана, Пейджак так же, как и НКК, декларирует, что важно найти мирное решение курдской проблемы для будущей демократии и стабильности на Ближнем и Среднем Востоке. Силовые акции в отношении курдов будут вести к нестабильности и насилию в регионе.
Деятельность Партии свободной жизни Курдистана становиться более понятной, если рассматривать её сквозь призму теории А. Оджалана, считающего, что «целью народных восстаний и войн нового времени является не государство, а использование демократии во всей её широте и сути». По его мнению, важен «принцип действий в рамках вынужденной самообороны». «Проблема самообороны, — пишет Оджалан, — выходит за политический уровень только в условиях агрессии. Агрессия становится актуальной в случае формирования угрозы аннексии, колонизации или иной формы давления на тот или иной народ».
С этой точки зрения оправдывается вооруженная борьба Пейджак против иранской армии. Боевики армии как бы обороняют курдский ареал от интеграции в Иран и утверждения в Иранском Курдистане идеологии и политики шиитского государства.
Однако, со стороны иранского руководства, Пейджак является террористической организацией стремящейся отделить территорию Иранского Курдистана от территории Ирана, что невозможно конституционно (ст. 9 Конституции Исламской Республики Иран). Против Пейджак, организующей свои акции с приграничных к Ирану территорий Ирака и Турции, было организованно турецко — иранское взаимодействие. Турция и ИРИ одновременно, каждая со своей стороны проводили обстрелы районов возможного пребывания боевиков Пейджак. Пейджак квалифицирует эти действия как начало нового этапа усиления нестабильности в регионе, осуждая турецко — иранское сотрудничество при участии американской разведки.
Приверженцы «демократического экологического общества» ведут пропаганду и в Иракском Курдистане. среди Иракских курдов уже имеются приверженцы и Пейджак, входящей в состав НКК. Они настаивают, в частности, на объединении вооруженных сил ДПК (Демократическая партия Курдистана) и ПСК (Патриотический союз Курдистана), тренируемых американскими инструкторами. По данным некоторых аналитиков, американцы поддерживают пешмерга и тяжелой военной техников. Но вооружают ли курдов новой американской техникой, — пока неизвестно. Было также принято решение, что две дивизии иракской армии формируются из пешмерга, а остальные региональные гвардейцы будут финансироваться из федерального бюджета. Для решения проблемы в Курдистан будет направлена специальная комиссия из числа чиновников министерства обороны Ирака. «В своем стремлении к независимости курдские лидеры не ограничиваются лишь современными территориями автономии курдистана», — замечает аналитик С. Мартиросян. поэтому в нужный момент эти силы смогут поддержать борьбу за создание независимого курдского государства.
Необходимо отметить, что руководство КАР (Курдской автономной республики) не препятствует базированию ни отрядов РПК в Кандильских горах, ни Пейджак на своей территории. Кроме того, НКК поддерживает позицию КАР по проблеме Киркука.
Киркур принадлежит к числу самых продуктивных мировых месторождений, разработка которого началась еще в 1930 г. И чей потенциал, по некоторым данным, оценивается в 10 биллионов долларов. В окрестностях Киркука находится до 40 % иракской нефти и 70 % природного газа. важность возвращения Куркукского региона для курдов носит также не только экономический, но и исторический характер, поскольку Киркук некогда являлся частью территории Курдской автономии. Тем не менее, большинство нефте- и газодобывающих компаний в Киркуке сейчас находятся в руках иностранцев. Например, Российской компанией Лукойл был подписан договор с Иракской компанией North Oil Company (Ключевой нефтедобывающей компанией на территории Иракского Курдистана) о разработке месторождения Западная Курна — 2.
А в середине декабря 2007 г. Ирак пригласил «Стройтрансгаз» принять участие в восстановлении нефтепровода Киркук-Банияс. Ирак предложил «Стройтрансгазу» представить проект по возобновлению работы экспортного нефтепровода до сирийского порта Банияс на Средиземном море, иракская часть которого была выведена из строя в результате американских бомбардировок в 2003 г. при свержении режима Саддама Хусейна. Ранее Сирия и Ирак пришли к соглашению ускорить возобновление эксплуатации нефтепровода Киркук-Банияс.
Притязания курдов на Куркук оспариваются и иракскими суннитами и частью шиитов. Арабские сунниты недовольны тем, что курды стараются вытеснить их из домов, в которых их семьи живут уже 30 лет. Часть арабского населения под давлением местной администрации, в которой преобладают курды, была вынуждена покинуть свои дома. И это вызывает напряженность в отношениях между курдами и арабскими суннитами.
Кроме того, ситуация в КАР осложняется возникающими вдоль границы вооруженными столкновениями между боевиками РПК и подразделениями турецкой армии. В связи с этим, сохраняется угроза вторжения турецкой армии на север Ирака. между тем, подобные действия могут создать трения в турецко-американских отношениях, поскольку США выступают против односторонних действий Турции в Ираке.
руководство КАР осознает, что любой непродуманный политический жест способен взорвать обстановку на севере Ирака, поэтому оно заинтересовано в сохранении бесконфликтных отношений с различными политическими партиями и течениями как в собственно КАР, так и с курдами других частей Курдистана и руководством сопредельных стран.
Обсуждение курдского вопроса на международной арене позволяет выявить две основные проблемы в преодолении конфликта. С одной стороны, положение курдов — это внутренне дело стран, на территории которых они проживают, а по международным нормам вмешательство во внутренние дела других стран недопустимо. С другой стороны, сегодня курды поживают ан территории четырех сопредельных государств, следовательно, курдская проблема становится международной, хотя бы в масштабе данного региона.
помимо этого проблемы этнических групп, которым отказывается в праве на национальное самоопределение и которые подвергаются гонениям и геноциду, как и происходит с курдами, становятся международными проблемами, и их необходимо рассматривать в аспекте борьбы за права человека.
Однако на сегодняшний день курдское освободительное движение не достигло степени политического единства, необходимой для выступления на международной арене на более или менее унифицированной политической платформе. А без этого сложно добиться истинного разрешения данной проблемы, когда она могла бы решаться на международном уровне.
проблема курдского народа и борьба этого несуществующего государства Курдистан за независимость имеют многовековую историю. Понятно, что распутать клубок накопившихся проблем и противоречий в одночасье невозможно. Курдская проблема должна решаться поэтапно. Главное, реалистично подходить к решению конфликта: здесь недопустима как потеря уже достигнутых результатов, так и слишком стремительное развитие событий. Курдская проблема должна решаться неукоснительно и последовательно, без промедлений или спешки, с ориентировкой на развитие курдского освободительного движения. очень важен здесь постоянный строгий международный контроль со стороны правительственных организаций, а также мирового общественного мнения.
На данный момент существуют все предпосылки для окончательного разрешения турецко-курдского конфликта. однако в истории уже существуют примеры, когда курдский вопрос ставился на повестку дня, когда это было выгодно мировому сообществу, и снимался, когда необходимость в его решении отпадала. сейчас необходимо серьезно подойти к решению проблемы и не допустить возобновления кровопролития, которое и так уже длится слишком долго.
Список использованной литературы
1.Оджалан А. В защиту народа. М., 2007
2.Ахмедов, Т.А. Двадцать пять лет вооруженной борьбе курдов в Турции (1984-2009 гг.) // Ист. Науки. — М., 2009. — № 5. — С. 38-41
.Ахмедов, Т.А. Партия рабочих Курдистана: десять лет без А. Оджалана (1999-2009 гг.) // Ист. Науки. — М., 2009. — № 4. — С. 13-20
.Вертяев, К.В. Курдский вопрос в Турции в свете текущей ситуации на Ближнем и Среднем Востоке // Ближний Восток и Современность. — М., 2009. — Вып. 40. — С. 26 — 35
.Вертяев К.В. вопрос демократизации и курдский вопрос в Турции в начале XXI в. М., 2006.
.Вертяев, К.В. Курдский вопрос и интересы Турции в Ираке // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. — М., 2008. — С. 205 — 218
.Жигалина, О.И. «Курдская угроза» Ирану и пути её предотвращения // Ближний Восток и современность. — М., 2008. — Вып. 36. — С. 25-35
.Жигалина, О.И. некоторые аспекты проблемы самоопределения курдского автономного района в Ираке // Ближний Восток и Современность. — М., 2007. — Вып. 31. — С. 30-42
.Жигалина О.И. проблема курдской независимости в период политического кризиса в Ираке (начало 2006 г.) // Ближний Восток и Современность. — М., 2007. — Вып. 30. — С. 55-65
.Загорнова, Е.В. Этапы становления и взаимоотношения наиболее влиятельных курдских партий // Ближний Восток и современность. — М., 2005. — Вып 26. — С. 183-194
.Касаев, Э. «Курдский вызов»: ответы международного права // Вестн. Аналитики. — М., 2009. — № 1. — С. 53-59