Учебная работа. Газовая промышленность Туркменистана
Газовая промышленность Туркменистана
Федеральное агентство по образованию
российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкин
Кафедра международного нефтегазового бизнеса
Контрольная работа
на тему: «Газовая промышленность Туркменистана»
Москва 2010
Содержание
Введение
. Газовая промышленность Туркменистана
. Трубопроводные проекты
Заключение
Список литературы
Введение
С обретением в 1991 году независимости туркменский народ стал подлинным хозяином своих национальных богатств. Достоянием народа стали и уникальные подземные кладовые углеводородов. Разумное и рачительное использование природных ресурсов на благо народа, подъем и приумножение экономического потенциала страны в условиях рынка во многом зависит от степени интегрированности отрасли в мировую энергетическую систему, от наличия надежных транспортных коридоров на мировые рынки сбыта продукции, от инвестиционной привлекательности, степени и надежности защиты инвесторов от всевозможных рисков международно-признанными законодательными актами, гарантирующими неприкосновенность их собственности и капитала.
Основополагающие принципы нашей экономической модели — Политика постоянного позитивного Нейтралитета и открытых дверей, равноправного сотрудничества со всеми странами на основе взаимоуважения и взаимной выгоды, а также внутренняя политическая стабильность — создают благоприятную основу, разные условия и возможности для всех желающих сотрудничать с нами.
1. Газовая промышленность Туркменистана
Газовая промышленность — одна из ведущих отраслей народного хозяйства Туркменистана, его «локомотив». Сформировавшаяся более 40 лет назад, она за столь короткий по историческим меркам срок получила ускоренное развитие и теперь вносит весомый вклад в экономику не только Туркменистана, но и других стран СНГ — транзитеров и потребителей туркменского газа.
С 1999 года Туркменистан ежегодно наращивает объемы добычи и экспорта этого ценнейшего энергетического сырья. За последние годы в Туркменистане созданы мощные газодобывающие и газоперерабатывающие комплексы, открыты новые месторождения, построены предприятия по транспортировке газа. Завершена полная газификация страны, причем население обеспечивается «голубым топливом» бесплатно.
Если обратиться к цифрам, то картина освоения подземных кладовых выглядит следующим образом: в Туркменистане открыто 149 газовых и газоконденсатных месторождений с запасами 4970768 млн. кубометров, в том числе 139 месторождений — на суше и 10 — на Каспийском шельфе. В разработке находятся 54 месторождения с запасами более 2,6 млрд. кубометров, подготовлено к разработке 11 месторождений, в разведке находятся 73 месторождения, в консервации — 11.
Добычу газа в стране ведут государственные концерны «Туркменгаз», «Туркменнефть» и «Туркменгеология». более 80% от общего объема производства газа приходится на долю ГК «Туркменгаз». Для увеличения запасов газа ускоренными темпами ведется разведочное бурение, осуществляемое с помощью современных буровых установок, способных обеспечить проходку глубоких скважин (до 6 000 м), геофизического и другого оборудования, идет активное внедрение передовых технологий. Несмотря на значительные объемы поисково-разведочных работ, изученность территории страны остается сравнительно невысокой: плотность сейсмопрофилей в среднем по Туркменистану составляет 0,39 км на квадратный километр, плотность разведочного бурения — 20,5 м на кв. км. исследованы практически только верхние слои нефтегазоносных отложений. С учетом того, что разведанные запасы и накопленная добыча составляют всего около 25% углеводородных ресурсов, продолжение геологоразведочных работ открывает большие возможности для переводов прогнозных и перспективных ресурсов в промышленные категории запасов, что позволит достичь уровня добычи углеводородных ресурсов, определенных Стратегией развития нефтегазового комплекса Туркменистана до 2020 года.
Добыча газа в Западном Туркменистане до недавнего времени ограничивалась попутным газом, получаемым при разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений. теперь же здесь началась добыча природного газа. Добыча «голубого топлива» в Западном Туркменистане, как и в целом по стране, многократно превышает внутреннее потребление. Весь избыточный газ после его соответствующей подготовки отправляется по магистральным газопроводам в Исламскую Республику Иран и через Казахстан в северном направлении.
За последние десятилетия поисковые работы на нефть и газ вышли на просторы туркменского сектора Каспийского моря, где практически вся акватория представляет интерес с точки зрения поиска и разведки на нефть и газ. В результате проведенных геологоразведочных работ на суше и в шельфе открыто в общей сложности 161 нефтегазовое месторождение, в том числе 30 нефтяных и газовых, 131 газовых и газоконденсатных. кроме того, буровые предприятия Госконцерна «Туркменгеология» выполняют большой объем работ и в других приоритетных регионах Туркменистана, в которых сосредоточены запасы природного газа. Нужно отметить, что добываемые в Туркменистане углеводороды характеризуются высокими товарными качествами: в них практически отсутствуют агрессивные химические компоненты — сера, углекислый и сероводородный газы.
Туркменистан ежегодно увеличивает потенциал нефтеперерабатывающей отрасли, которая в настоящее время представлена Туркменбашинским комплексом нефтеперерабатывающих заводов и Сейдинским НПЗ. среди первостепенных задач, успешно решаемых нефтегазовиками страны — углубленная переработка нефти и природного газа, одним из продуктов которых является углеводородный сжиженный газ.
Туркменбашинским КНПЗ и Наипским газоперерабатывающим комплексом за последние пять лет произведено почти 2,0 млн. тонн сжиженного газа. В связи с возросшим мировым спросом на сжиженный газ его экспортные поставки в 2008 году увеличились почти на 400 тыс. тонн. Удельный вес экспортируемого сжиженного газа в структуре производства неуклонно повышался с 4,4% в 1997 году до 96,7 в 2008 году. Производственные мощности по выпуску сжиженного газа только в нынешнем году должны возрасти на 94 000 тонн, и его Производство будет наращиваться с доведением в 2020 году до 2 млн. тонн. В этих целях намечено построить более 20 заводов на месторождениях с высоким содержанием пропанобутановых фракций на востоке страны.
Сжиженный газ туркменского производства экспортируется в Иран, Афганистан и ряд других стран региона. На перспективу, за счет создания новых мощностей, его намечено экспортировать в Пакистан, Китай, Южную Корею и Японию. В настоящее время сжиженный газ идет к получателям железнодорожным транспортом. Намечаемое существенное увеличение объемов выработки сжиженных газов и недостаточная емкость близлежащих локальных рынков сбыта требуют использования альтернативных экспортных маршрутов, выхода на основные регионы мирового рынка сжиженных газов, создания надежной морской транспортной системы высокой пропускной способности. В связи с этим начато строительство морского терминала в порту Киянлы для хранения и отгрузки экспортных потоков сжиженных газов. Пуск этого объекта позволит экспортировать сжиженные газы в морские порты прикаспийских стран и далее — в Европу.
Существующие мощности по добыче и подготовке газа способны обеспечить поставку товарного газа в объемах до 220 млн. кубометров в сутки. продолжаются работы по созданию дополнительных мощностей на новых месторождениях, реализуется ряд проектов по развитию и реконструкции существующих сетей транспортировки газа в объемах, предусмотренных действующими контрактами на его экспорт.
Газотранспортная система Туркменистана объединяет трубопроводы протяженностью 8 тыс. км в однониточном исчислении. Экспортные потоки туркменского газа в настоящее время идут по двум направлениям: на восток — через Узбекистан, Казахстан в Китай, а также на юг — в Иран. К 2020 году транспортировка природного топлива на внешние рынки возрастет более чем в два раза. основной объем, как и прежде, будет двигаться в европейском направлении.
Придерживаясь принципа многовариантности поставок Туркменистан не исключает и другие маршруты поставок газа в Турцию и далее в Европу. Соблюдая принцип гибкости в реализации проектов, Туркменистан готов передавать газ в любой точке на своей внешней границе всем заинтересованным покупателям, включая поставку на берегу Каспийского моря.
Для реализации намеченных планов необходимо расширить пропускную способность действующих экспортных магистралей, а также проложить новые маршруты, открывающие выход на новые экспортные рынки. Туркменистан успешно решает поставленную задачу: в 2007 году завершилась модернизация туркменских участков газопроводной системы, ведущей в европейские страны. Капиталовложения в проект составили 730 млрд. долл. США. Находясь в географическом центре евразийского континента и располагая огромными запасами природного топлива, Туркменистан может поставлять сырьё на экспорт в любую часть континента и благодаря этому является страной, привлекательной для инвесторов практически всех регионов мира.
В настоящее время основной объем прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс Туркменистана приходится на проекты по поиску, разведке и разработке углеводородов. использование опыта иностранных компаний по внедрению современных технологий применительно к условиям Туркменистана, оказанию сервисных услуг и поставок оборудования позволяет повысить эффективность работы отрасли. Для достижения намеченных показателей добычи углеводородов и их экспорта на мировые рынки предусматривается резкий рост инвестиций в нефтегазовый комплекс страны. В целом на период с 2005 по 2020 годы намечается инвестировать в развитие отрасли свыше 60 млрд. долл., более 40% из которых составят прямые иностранные инвестиции по Соглашениям о разделе продукции. На туркменском рынке успешно оперируют известные мировые компании, такие как «Аргомар Ойл ЛТД», «Мидл Ист Петрол Фарм», «Петронас», «Бритиш Петролеум», «Витол», «Иточу», «Сом Петрол», «Би Пи Ойл Интернешнл», «Драгон Ойл», «Маерск Ойл» и другие.
Основной объем сервисных работ в нефтегазовой отрасли страны сейчас выполняют специализированные подразделения госконцернов «Туркменнефть», «Туркменгаз» и «Туркменгеология». доля иностранных компаний не превышает 10%. Туркменистан, делающий ставку на создание собственной сервисной отрасли, намерен сотрудничать с зарубежными компаниями в решении технологических работ, еще не освоенных туркменскими специалистами.
Освоение и разработку углеводородных запасов на суше Туркменистан ведет в основном собственными силами. Тем не менее, у иностранных компаний имеется немало возможностей для выстраивания своего бизнеса. Они связаны с поставками современного оборудования, технологий и сервисных услуг. многие виды нефтегазового оборудования пока не производятся в Туркменистане, и потребности в нем могут быть обеспечены лишь поставками из-за рубежа.
Для достижения намеченного уровня добычи нефти и газа на период до 2020 года госконцерны и корпорации планируют пробурить около 1300 эксплуатационных и разведочных скважин.
В настоящее время продолжается модернизация парка буровых станков и оборудования для проведения капитального ремонта скважин. Одновременно с модернизацией бурового оборудования обновляются технологии бурения: внедряются технологии бурения скважин большого диаметра, горизонтального бурения и ряд других. Как ожидается, в ближайшие 4-5 лет около половины всего объема нефти и газа в Туркменистане будет добываться из глубокозалегающих горизонтов. В связи с этим существует потребность в приобретении соответствующего оборудования и технологий, обеспечивающих надежность конструкции скважин.
Перспективы развития нефтегазовой отрасли страны на ближайшие десятилетия связаны, в первую очередь, с активным освоением туркменского сектора Каспийского моря. По данным поисково-разведочных работ, здесь в интервале глубин 2000-7000 метров сосредоточены крупные залежи углеводородных ресурсов: 12 млрд. тонн нефти и 6,2 трлн. кубометров газа, что составляет более половины запасов нефти и около одной четверти запасов природного газа Туркменистана. По оценке специалистов, более 80% углеводородов расположено в слабоизученных зонах нефтегазонакопления на глубинах свыше 3 км. Перспективы открытия новых месторождений связываются, прежде всего, с выделением двух крупных нефтегазоносных бассейнов — Средне- и Южно-Каспийского.
В перспективе до 2020 года Туркменистан делает ставку на широкое участие иностранных инвесторов в освоении углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспийского моря. Правительство Туркменистана утвердило программу лицензирования туркменского сектора Каспия, в которой обозначены 32 блока для разведки и добычи углеводородов. свыше 25 нефтяных компаний мира проявили Интерес к предложенным лицензионным блокам, среди них компании из Европы, России, Америки.
Привлечение прямых иностранных инвестиций в разработку морских месторождений — одно из приоритетных направлений сотрудничества с зарубежными компаниями. Помимо этого Туркменистан заинтересован в использовании новейших технологий и оборудования для ведения нефтяных работ на море. Речь идет о создании собственного бурового флота. Туркменистан изучает предложения иностранных компаний на предмет заключения контрактов на строительство различного типа буровых установок, вспомогательных судов и береговой базы.
оплот национальной экономики, один из наиболее приоритетных и стабильно развивающихся — нефтегазовый комплекс страны подошел к 20-летнему юбилею независимости государства с высокими результатами. Туркменистан уверенно утвердился в мире в роли энергетической державы и достойно поддерживает свой высокий международный рейтинг. Сокрытые в недрах страны гигантские запасы углеводородного сырья продолжают служить развитию и процветанию молодого государства.
2. Трубопроводные проекты
Проектирование и строительство газопровода «Малай-Багтыярлык» (северо-восточная часть Туркменистана).
В апреле 2008 года, по результатам проведенного международного тендера, Государственный концерн «Туркменгаз» подписал контракт с российской компанией «Стройтрансгаз» на строительство газопровода «Малай-Багтыярлык». Как генеральный подрядчик, «Стройтрансгаз» выполнит строительство линейной части газопровода протяженностью 184 км, установки осушки газа, хозрасчетного замерного узла, линейно-эксплуатационной базы, узлов приема и запуска очистных сооружений, линий электропередач, осуществит монтаж линейных крановых узлов, систем электрохимзащиты и телемеханики. кроме того, компания построит две вертолетные площадки, пять переходов через автомобильные и железные дороги, а также переход через реку Амударья протяженностью 1,7 км. В соответствии с контрактом, газопровод намечено сдать в эксплуатацию в декабре 2009 года. Сумма контракта составила около 600 млн. долларов (400 млн. евро).
В рамках реализации данного проекта, летом 2008 года «Стройтрансгаз» заключил контракт с российской «Трубной металлургической компанией» на поставку 28 тыс. тонн магистральных электросварных труб, диаметром 1420 мм с толщиной стенки 15,7 мм и классом прочности К60 (X70). Трубы имеют наружное антикоррозийное покрытие, что значительно улучшает их надежность и увеличивает срок службы.
Проектирование и строительство газопровода «Центральные Каракумы-Йыланлы» (северо-восточная часть Туркменистана).
Данный газопровод является участком магистрального трубопровода «Туркменистан-Китай», пройдет от месторождений «Южный Иолотань», «Осман» и «Яшлар» на востоке страны до компрессорной станции в районе поселка Йыланлы (Дашогузская область, северная часть Туркменистана на границе с Узбекистаном).
В феврале 2009 года президент Туркменистана Г. Бердымухамедов подписал постановление, в котором содержится поручение Госконцерну «Туркменгаз» заключить контракт на проектирование и строительство нового газопровода «Центральные Каракумы-Йыланлы». Генеральным подрядчиком по контракту стала российская компания «МРК-Инжиниринг», входящая в МГК «ИТЕРА».
Газопровод протяженностью около 200 км и пропускной способностью в 3,5 млрд. кубических метров позволит соединить крупнейшие месторождения на востоке Туркменистана и ряд соседних участков с «САЦ-4», по которой туркменский газ экспортируется в Россию. комплексные работы по подготовке трассы начались в мае 2009 года. Окончание строительства газопровода намечено на первую половину 2010 года. Стоимость данного проекта составляет 176,5 млн. долларов.
Планы по реконструкции САЦ-3 и строительству Прикаспийского газопровода.
Целью данных проектов является обеспечение поставок в Россию газа с приморских месторождений Туркменистана, а затем и Казахстана.
В мае 2007 года в г. Туркменбаши (Туркменистан) президенты россии, Казахстана и Туркменистана приняли две совместные декларации — о строительстве Прикаспийского газопровода (ПКГ) и о развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии. первый документ подписали В. Путин, Н. Назарбаев и Г. Бердымухамедов. Под вторым подписи поставили те же лица и заочно президент Узбекистана И. Каримов, не присутствовавший на саммите.
В декабре этого же года было подписано уже трехстороннее российско-казахстано-туркменское межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве ПКГ. В рамках принятого соглашения в 2008 году были созданы координационный комитет и группа управления проектом, на которые возлагалась подготовка обобщающего технико-экономического обоснования будущей межгосударственной газовой магистрали. Уполномоченными организациями стали Концерн «Туркменгаз» (Туркменистан) и Национальная компания «КазМунайГаз» (Казахстан).
Согласно достигнутым договоренностям, создание газопроводной системы в прикаспийской зоне планировалось осуществлять поэтапно в течение ближайшего десятилетия. На первом этапе (2009-2010 годы) предполагалось реконструировать трубопровод САЦ-3, проходящий вдоль побережья Каспия по территории Туркменистана и Казахстана. В результате, пропускная способность этой ветки должна увеличиться с нынешних 4,2 млрд. кубических метров до 10 млрд. кубических метров газа в год. На втором этапе (2010-2017 годы) планируется строительство нового трубопровода — Прикаспийского газопровода, с пропускной способностью 20 млрд. кубометров газа в год.
ПКГ должен пройти параллельно восточному побережью Каспийского моря по территории западного Туркменистана и западного Казахстана с выходом на узловую газокомпрессорную станцию Александров-Гай (Саратовская область, россия). Протяженность данного газопровода — около 1500 км., из которых около 300 км. пройдет по территории Туркменистана, и около 1200 км. — по территории Казахстана.
Рис. 1 — Маршрут Прикаспийского газопровода
Предполагаемый объем транспортировки газа по Прикаспийскому газопроводу может составить до 10 млрд. кубических метров в год из Туркменистана и до 10 млрд. кубических метров в год из Казахстана. В июле 2008 года Россия договорилась с Туркменистаном об увеличении проектной мощности ПГК до 30 млрд. кубических метров в год.
По мнению экспертов, этот проект в равной мере выгоден всем его участникам. Туркменистану ПКГ обеспечивает быстрое увеличение поставок газа на внешний Рынок за счет ввода новых экспортных мощностей. В свою очередь, Прикаспийский газопровод позволит гарантировать иностранным компаниям реализацию газа с шельфовых месторождений, что также будет способствовать их дальнейшей разработке. Главное преимущество реализуемого совместного проекта в том, что для многих участников Прикаспийского газопровода уже существуют готовая инфраструктура, землеотводы и геологическая документация, разработанная еще в рамках строительства прежнего газопровода САЦ-3. Это делает реализацию масштабного проекта выгодным как по срокам, так и по стоимости строительства.
Кроме того, реализация проекта строительства Прикаспийского газопровода изначально имеет для России и важный геополитический смысл. В Москве ПКГ рассматривался как конкурирующий по отношению к планируемому Евросоюзом газотранспортному проекту «Набукко» (Nabucco), который предполагает поставки туркменского, азербайджанского, а в перспективе, возможно и иранского газа в Европу. причем, как считают в Москве, после завершения строительства ПКГ, когда будут одновременно задействованы газопроводы «Средняя Азия-Центр», «Туркменистан-Китай», Прикаспийский газопровод, уже функционирующий (с 1997 года) газопровод «Туркменистан-Иран», а также новый газопровод в иранском направлении «Довлетабат-Серахс-Хангиран» (ввод в строй намечен на конец 2009 года), то у Ашхабада просто не останется газовых ресурсов, чтобы еще заполнять и газопровод «Набукко», и в этом случае целесообразность его строительства отпадет сама собой.
однако до сих пор не ясны ни оценочная стоимость Прикаспийского газопровода, ни сроки начала его строительства. Тем более что в условиях мирового финансово-экономического кризиса, ухудшения финансового состояния «Газпрома» (и других российских нефтегазовых компаний), снижения уровня потребления газа в россии и странах Европы, а также возникновения целого ряда сложных моментов в российско-туркменских отношениях (после аварии на газопроводе «Средняя Азия-Центр» в апреле 2009 года) появилось еще больше неопределенности в перспективах реализации данного проекта.
Планы по строительству газопровода «Восток-Запада».
Данный газопровод должен связать туркменские месторождения газа на северо-востоке страны с берегом Каспия с подсоединением к проектируемому Прикаспийскому газопроводу.
первые переговоры по проекту «Восток-Запад» начались с «Газпромом». В июле 2008 года руководство российского газового монополиста подписало в г. Ашхабаде меморандум об участии в инвестиционных проектах в газовой сфере на территории Туркменистана, в том числе и по финансированию данного проекта. В марте 2009 года, во время государственного визита президента Туркменистана в Россию, планировалось подписание соответствующего соглашения, однако стороны по ряду причин так не пришли к окончательному решении. Напротив, по возвращению в г. Ашхабаде, президент Туркменистана Г. Бердымухамедов дал поручение правительству объявить международный тендер на проектирование и строительство газопровода «Восток-Запад», тем самым фактически лишив «Газпром» эксклюзивного права на строительство.
О своем намерении участвовать в строительстве газопровода «Восток-Запад» заявила МГК «ИТЕРА», которая совместно со своим партнером — «Краснодарстройтрансгазом» подала заявку на участие в тендере. Указанные компании уже сотрудничает в Туркменистане в рамках проекта по строительству газопровода «Центральные Каракумы-Йыланлы».
Газопровод Набукко
Вокруг газопровода «Набукко», строительство которого после заключения 13 июля 2009 года межправительственного соглашения между Турцией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Австрией казалось делом решенным, возникла новая интрига, осложнившая перспективы этого проекта. В конце августа — начале сентября резко обострились отношения между Азербайджаном и Туркменистаном, первый из которых должен стать поставщиком газа и важной транзитной страной, а второй — ключевым поставщиком газа для «Набукко». Без использования газовых ресурсов Ирана, нормализовать отношения с которым Запад пока не готов, и Туркмении «Набукко» удастся заполнить газом лишь наполовину, что делает проект строительства газопровода в обход россии гораздо менее рентабельным.
Главной причиной обострения туркмено-азербайджанских отношений является спор по поводу принадлежности богатейших нефтегазовых ресурсов Каспийского моря, которые две республики не могут разделить со времени распада СССР. И в той и в другой стране нефтегазовый экспорт составляет основу экономики и основную статью доходов бюджета, что определяет длительность и остроту конфликта. Основные противоречия между Азербайджаном и Туркменией касаются принадлежности месторождения Сердар (азербайджанское название — Кяпаз), которое, по оценкам специалистов, содержит до 50 млн. тонн нефти. Спорными Туркменистан считает и месторождения Осман и Омар (Азери и Чираг), разработка которых уже давно ведется консорциумом западных компаний, включая ВР, ExxonMobil и Statoil, и в настоящее время дает Азербайджану основной объем добычи нефти. кроме того, к числу спорных относится месторождение «Араз-Алов-Шарг», претензии на которое выдвигает Иран.
длительный спор по поводу принадлежности нефтегазовых месторождений Каспийского моря складывается пока в пользу Баку, который, располагая довольно внушительными по меркам Каспия военно-морскими силами, имеет гораздо больше «аргументов» для отстаивания своей позиции. Так, разработку месторождений Чираг и Азери Азербайджан начал, невзирая на мнение Ашхабада, который первое из этих месторождений считал частично, а второе — полностью своим. Вскоре претензии Баку распространились и на Кяпаз, который расположен на 80 км ближе к туркменской территории. На разработку этого месторождения Азербайджан даже провел конкурс, победителями которого стали российские «Лукойл» и «Роснефть». однако под давлением Ашхабада Россия от разработки Кяпаза отказалась. Провести конкурс на его разработку пыталась и Туркмения, однако победивший в нем американский Mobil также был вынужден отказаться от разработки по все той же причине спорной принадлежности месторождения.
На рубеже 1990-х — 2000-х гг. из-за противоречий между Ашхабадом и Баку сорвался еще один крупный проект — строительство газопровода из Туркмении в Азербайджан по дну Каспийского моря. Проект Транскаспийского газопровода, являвшегося тогдашним аналогом «Набукко», предусматривал ежегодную поставку из Туркмении через Азербайджан и Грузию в Турцию и далее в Европу 30 млрд. куб. метров газа. однако после открытия месторождений газа на азербайджанском секторе Каспия Баку потребовал выделить ему квоту в размере 50 процентов пропускной мощности газопровода. Являвшийся тогда президентом Туркмении С. Ниязов согласился выделить Азербайджану не более 5 млрд. кубометров, то есть около 1/6 его пропускной способности. Однако Баку это не устроило. В результате проект Транскаспийского газопровода так и остался на бумаге, а Азербайджан с 2007 г. поставляет свой газ в Турцию через территорию Грузии по новому газопроводу «Баку — Тбилиси — Эрзурум».
однако даже в случае урегулирования всех разногласий между Туркменией и Азербайджаном нерешенной остается проблема правового статуса Каспийского моря. До 1991 г. на его берегах существовали только два государства — СССР и Иран, а само море, в соответствии с заключенными между ними договорами, имело статус внутреннего водного бассейна, закрытого для третьих стран. С распадом СССР на Каспии появились четыре новых независимых государства — Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркмения, что потребовало корректировки его правого статуса. По этому вопросу в настоящее время сформировались две основных позиции. россия предлагает не делить толщу воды на национальные сектора, чтобы не препятствовать свободе судоходства, а в целях регулирования недропользования разделить дно по принципу срединной линии. Против этого выступает Иран, который, располагая всего 14 процентов побережья Каспийского моря, предлагает разделить его на пять равных частей по 20 процентов каждой из стран. Туркмению и Азербайджан, которым в этом случае придется делиться с Ираном своими секторами, такая перспектива не устраивает. В 2003 г. Россия, Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии, однако проблему его статуса это соглашение не решило.
Неурегулированность статуса Каспия мешает прокладке по его дну газопроводов, поскольку окончательно неясно, кто и каким участком дна владеет. Так, эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар, слова которого цитирует информационное агентство «Регнум», считает, что россия и Иран имеют возможности не допустить строительства любых газовых или нефтяных трубопроводов через Каспий, поскольку международное право требует согласия всех стран, которым принадлежат участки морского побережья. В этом контексте последний демарш Ашхабада свидетельствует о его стремлении к скорейшему разделению не только дна, но и водообъема Каспия, что позволит Туркменистану «иметь все юридические и политические возможности для прокладки новой газовой трубы в Европу».
естественно, что конфликтная ситуация вокруг статуса Каспия и принадлежности его нефтегазовых месторождений снижает шансы на строительство газопровода «Набукко» и улучшает перспективы строительства Прикаспийского газопровода, проект которого поддерживает Москва. По словам главы участвующей в проекте «Набукко» австрийской компании OMV Вольфганга Руттенсторфера, первоначально газ для него планируется закупать в Азербайджане, Ираке и Египте, которые к 2015 г. смогут обеспечить 15-16 млрд. кубометров. По 7-8 млрд. кубометров будут поставлять Азербайджан и Ирак, и еще 1-2 млрд. — Египет. Иран, располагающий огромными запасами газа, пока не рассматривается на Западе в качестве поставщика для «Набукко» из-за его ядерной программы. То есть без транскаспийского газопровода ресурсов для заполнения газом «Набукко» хватит не более чем наполовину.
Заключение
газовый промышленность туркменистан инвестиция
Углеводородный потенциал Туркменистана настолько велик, что вполне оправданным представляется стремление Ашхабада уже сегодня выстраивать впечатляюще масштабные планы по созданию многовариантной системы маршрутов вывода своих энергоресурсов на мировые рынки.
многие независимые эксперты прогнозируют на предстоящие годы резкое повышение роли Туркменистана в формировании газового баланса, рост его значимости на международном рынке. Ашхабад готов ответить на этот вызов и постоянно заявляет о стремлении к взаимовыгодному и честному партнерству.
список литературы
1.Инвестиционные возможности нефтегазовой отрасли Туркменистана. /Аналитический обзор. — Ашгабат. — 2009 г.
.журнал «Нефть и газ Туркменистана». № 15. — 2008 г.
.журнал «Туркменистан». № 26. — 2008 г.
.Журнал «время Востока» — 2009 г.
.Статья «Фонд стратегической культуры» — 2009 г.