Учебная работа. Функции и роль международного кредита

Функции и роль международного кредита

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты международного кредита

.1 Сущность, принципы, функции и роль международного кредита

.2 Классификация международного кредита, его формы

.3 Условия международного кредита, проблемы реструктуризации международной задолженности

. проблемы государственного долга развитых странах

.1 Проблема государственного долга в США

2.2 Проблема государственного долга стран ЕВС

.3 Проблема государственного долга в Японии

.4 проблема государственного долга РФ

. Проблема государственного долга в развивающихся странах

Заключение

список литературы

Введение

Ввиду долговых кризисов, частых в последние десятилетия, а также ситуации в Европе, где трудности отдельных стран, связанные с обслуживанием государственного внешнего долга вылились в весьма крупные социально-экономические проблемы как для них самих, так и для всей Еврозоны, является актуальным исследование международного кредита.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

·уяснение сущности международного кредита его функций и роли,

·изучение классификации международного кредита и его форм,

·выяснение условий международного кредита и проблем его реструктуризации,

·выявление влияние государственного долга на экономику развитых стран,

·рассмотрение проблемы государственного долга России,

·изучение проблемы государственного долга в развивающихся странах.

В работе были использованы учебные пособия, Интернет ресурсы и периодические издания.

1. Теоретические аспекты международного кредита

.1 Сущность, принципы, функции и роль международного кредита

международный кредит ссудный реструктуризация

Приступая к рассмотрению вопроса о международном кредите обратимся, для начала, к его определению. международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений (МЭО), связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, платности, срочности.

основа развития международного кредита — международная интеграция, специализация производства, глобализация мировой экономики. Субъектами международного кредитования могут выступать экспортеры и импортеры, которым необходимо профинансировать свою внешнеэкономическую сделку, крупные международные фирмы, нуждающиеся или предоставляющие ресурсы для международных инвестиций, государственные структуры всех уровней, банки, специализированные финансовые учреждения. Каждый из них может выступать как кредитором, так и заемщиком.

В межгосударственных отношениях основным источником ссудного капитала является государственный Капитал. Частный капитал используется в меньшей степени, прежде всего из-за его относительно более высокой стоимости.

Непременным требованием современной системы международного кредитования сегодня является реализация следующих принципов:

.срочность, т.е. международный кредит выдается на определенный срок, обусловленный кругооборотом капитала и периодом окупаемости проекта;

.возвратность. Это тот принцип, который отличает кредит от безвозмездного финансирования. Он предполагает, что переданные во временное пользование средства должны быть возвращены;

.платность. Этот принцип предполагает, что процентная ставка как цена кредита должна обеспечить кредитору возмещение затрат и получение прибыли;

.обеспеченность кредита является гарантией возврата средств, предоставленных во временное пользование;

.целевой характер. Кредит предоставляется на финансирование конкретного объекта, сделки.

К основным функциям кредита в сфере международной экономики можно отнести следующие:

.перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребности мировой торговли и внутреннего экономического развития;

.экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств для ускорения платежей расчетов;

.регулирование потоков экспорта и импорта через кредиты государственных кредитных организаций — экспортно-импортных банков;

.ускорение интеграционных процессов и глобализации в мировой экономике.

международный кредит играет двойную роль в МЭ. С одной стороны он способствует внедрению новых технологий и производств, а, следовательно, повышению качества национальных товаров и их продвижение на внешний рынок, что стимулирует конкуренцию в МЭ, способствует расширению мировой торговли. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Кроме того, чрезмерное привлечение внешних кредитов и нерациональное их использование приводят страны-заемщики к финансовым и социальным катастрофам — невозможности обслуживать внешний долг, дефолту, экономическим кризиса, падению уровня жизни и т.д. Возникновение такой ситуации свидетельствует о неправильной кредитной политике страны-кредитора. Грамотное ее проведение позволяет решить целый комплекс задач: улучшать качество и увеличивать объем продукции, развивать национальный экспорт, улучшать конкурентные позиции страны на мировом рынке, решать проблемы структурной перестройки экономики.

Нельзя не отметить и то, что грамотная кредитная Политика важна и для страны-кредитора, поскольку способствует укреплению её позиций на мировом рынке.

При рассмотрении вопроса о международном кредите нельзя не обратиться к его классификации, о чем и пойдет речь ниже.

.2 Классификация международного кредита, его формы

В зависимости от направлений анализа международные кредиты классифицируются по различным признакам.

.По источникам получения кредита:

·полученные на национальном кредитном рынке, т.е. предоставляемые резидентами в национальной валюте для совершения внешнеэкономических сделок;

·иностранные, т.е. финансирование резидента нерезидентом;

·смешанные, т.е. сделка кредитуется зарубежным и внутренним кредитором.

.По категориям заемщиков:

·государственные и международные организации;

·частные производственные и торговые фирмы.

Государственные организации привлекают ссуды на покрытие дефицита платежного баланса, реализацию государственных программ развития. Кредиторами в данном случае выступают межгосударственные банковские институты (МБРР, МВФ, ЕБРР, региональные банки развития МАБР, АзБР, АфБР и т.д.), крупнейшие международные банки.

.По ·торговые (коммерческие) кредиты, могут быть в форме отсрочки платежа экспортеру импортером, или предоставляться банками в денежной форме для финансирования внешней торговли;

·финансовые кредиты, используемы на иные цели, не связанные с внешнеторговыми операциями. Они используются для строительства объектов производственной сферы и инфраструктуры, осуществлению прямых и портфельных инвестиций погашению внешнего долга;

·индивидуальные сложные кредитные сделки, которые обычно дополняют или инициируют сложную внешнеэкономическую операцию, включающую Инвестиции и инвестиционное кредитование, организацию производства и реализацию продукции, реинвестирование доходов и т.д.

.По валюте займа:

·кредиты в валюте страны-кредитора;

·кредиты в валюте страны-заемщика;

·кредиты в валюте третьей страны, в международной счетной валютной единице.

.По срокам:

·краткосрочные кредиты (до одного года, иногда до двух лет);

·среднесрочные (от одного года — двух лет до пяти — семи лет);

·долгосрочные (свыше пяти — семи лет).

.По видам кредита:

·коммерческий , кредит в товарной форме, предоставляемый экспортером покупателю. покупатель передает продавцу векселя против сопроводительных документов по поставленным товарам. Последующий учет векселей возмещает экспортеру производственные затраты;

·валютный, кредит в денежной форме, предоставляемый банками, специализированными кредитными учреждениями;

·займы, полученные на международном рынке капиталов через размещение ценных бумаг.

·обеспеченные кредиты;

·необеспеченные кредиты (бланковые).

Обеспечение может быть:

·имущественным, т.е. может быть предоставлено имущество, или документ, подтверждающий имущественные права, которое передается как залог оплаты ссуды или гарантия исполнения контракта;

·личным, т.е. гарантией, которую дает одно лицо в отношении другого, чей кредитный авторитет недостаточен для получения ссуды без материального обеспечения.

.По назначению:

·экспортный, предоставляемый покупателям или их банку с целью финансирования покупок у национальных производителей, как средство поощрения экспорта;

·импортный, служит дополнительным источником оплаты ввозимых товаров или перевода за них иностранной валюты.

отдельно стоит рассмотреть формы кредитования экспортно-импортных операций. Здесь различают следующие формы:

·фирменные (частные), представляют собой поставку товаров с отсрочкой платежа;

·покупательский аванс;

·банковские, предоставляются иностранным покупателям банками;

·брокерские (сегодня используются редко);

·акцептные кредиты — кредиты, предоставляемые банком в форме акцепта переводных векселей (тратт) выставляемых банку экспортером. Формально такой кредит предоставляется экспортером, однако его основой является акцепт банка. Акцепт — обязательство уплатить (по векселю, иным денежным документам). Иностранный переводной вексель, выписанный с отметкой «документы против акцепта», представляет собой уведомление о том, что сопутствующие документы не подлежат выдаче покупателю до тех пор, пока , который предусматривает наличие гарантий со стороны иностранного банка.

Помимо всех вышеуказанных форм международного кредита, необходимо отметить также лизинг, факторинг, форфейтинг.

Лизинг — долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, других товаров длительного пользования. Международный Лизинг — это преимущественно лизинг финансовый. Основным его отличием от внутреннего лизинга является номенклатура товаров, которую, как правило, составляют инвестиционные товары, изготовленные на основе самых современных технологий.

Факторинг — покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере 85 — 90% суммы контракта до наступления срока их оплаты. Благодаря факторингу экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией. Кроме того, факторинг позволяет разрешить значительные проблемы и риски связанные с ведением международного бизнеса, такие как иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика.

Форфейтинг — покупка банком или форфейтером на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфейтеру коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы.

помимо банковского кредитования существуют также небанковские формы международного финансирования. Сюда относится внутрифирменное кредитование и облигационные займы.

Внутрифирменное финансирование — перераспределение денежных средств между головной компанией и ее филиалами в разных странах. Может осуществляться в формах:

·прямой международный внутрифирменный кредит оформляется простым векселем, по рыночной ставке или несколько ниже;

·компенсационный внутрифирменный кредит;

·параллельный внутрифирменный ;

·торговый внутрифирменный кредит.

К международному кредиту можно отнести только первый из указанных способов, другие не являются категорией международного кредита, но, по существу, в них участвуют резиденты разных стран.

Еще одной формой небанковского финансирования являются облигационные займы. Облигация — процентный долговой документ, представляющий собой официальное обязательство заемщика выплатить кредитору определенную сумму денег в определенную дату в будущем, с гарантией или без нее, подписанное и скрепленное печатью лица, дающего данное обязательство.

Отличие облигации от векселя состоит в том, что она выпускается сериями, едиными по сроку и сумме, и в большинстве случаев под общей гарантией. С точки зрения законодательства большинства стран она является более официальным документом с точки зрения исполнения.

Сумма, указанная на облигации, является ее номинальной стоимостью, т.е. стоимостью на дату погашения, основной суммой облигации.

Облигации, размещаемые на зарубежных рынках называются международными, которые в свою очередь делятся на две категории: еврооблигации и иностранные облигации.

Еврооблигации — ценные бумаги, выпущенные в валюте, которая является иностранной для эмитента, размещаемые с помощью международного синдиката андеррайтеров среди зарубежных инвесторов, дл которых данная валюта также является иностранной.

Иностранные облигации — это выпущенные и размещаемые эмитентом облигации в каком-либо иностранном государстве, в валюте страны размещения, с помощью синдиката андеррайтеров из страны размещения, в валюте страны размещения облигационного займа.

существуют также глобальные и параллельные облигации. Глобальные размещаются одновременно на рынке еврооблигаций и на одном или нескольких национальных рынках. Параллельные облигации — облигации одного выпуска, размещаемые одновременно в нескольких странах в валюте стран размещения.

Отличия между внутренними и международными облигациями могут проявляться в режиме налогообложения, методике размещения, объеме предоставляемой информации. Может ограничиваться круг потенциальных покупателей.

важно также отметить, что качество (надежность) облигаций определяется способностью заемщика своевременно выполнять свои обязательства по выплате процентов в период срока обращения облигаций и возврату основной суммы займа по наступлению даты погашения. Оценку качества облигаций, путем проведения соответствующих исследований, изучения финансового положения эмитента, оценки уровня его будущих доходов, которые могут быть направлены на погашение облигаций, сравнения деятельности эмитента с Деятельностью его конкурентов регулярно проводят специальные рейтинговые агентства, из числа которых наиболее известны Standart & Poors, Moodys Investors Service Inc.

Бумаги инвестиционного качества начинаются с рейтинга Baa/BBB и выше. Облигации с рейтингом Caa/CCC и ниже считаются «мусорными».

Присвоенный рейтинг имеет большое значение как для инвестора, так для эмитента. При равных сроках погашения обязательства с более высоким рейтингом имеют более низкие проценты, и, как правило, более низкую доходность. Эмитент, облигациям которого присвоен низкий рейтинг, для привлечения инвесторов вынужден предложить более высокий процент. Поэтому облигации с низким рейтингом называют высокодоходными.

Ну, и наконец, рассмотрим прямое государственное кредитование. Оно осуществляется правительством страны кредитора правительства страны-заемщика на основе межгосударственных соглашений. Кредиты могут выдаваться как на односторонней, так и на многосторонней основе.

Государственные кредиты обычно выдаются на следующие цели:

·краткосрочные кредиты на урегулирование платежного баланса;

·кредиты для закупок национальных товаров внутри страны; инвестиционные кредиты на конкретные инвестиционные проекты.

При рассмотрении теоретических основ международного кредита нельзя не обратить внимания на его условия. О них и пойдет речь далее.

.3 Условия международного кредита и проблемы реструктуризации международной задолженности

К числу основных условий относятся:

·валюта кредита и платежа,

·сумма кредита,

·срок кредита,

·способ предоставления кредита,

·условия использования и погашения кредита,

·стоимость и вид обеспечения кредита,

·методы страхования возможных рисков.

Валюта кредита определяется сторонами в валютном соглашении. На её выбор влияют стабильность валюты, уровень процентной ставки, практика международных расчетов, динамика инфляции и т.д. Неправильный выбор валюты кредита может привести к потерям кредитора.

важным условием является также валюта платежа, т.е. той валюты, в которой происходит погашение кредита. Она может не совпадать с валютой кредита.

Сумма кредита и способ его предоставления определяются кредитными соглашениями. Обычно предоставляется траншами (долями), причем поступление последующих траншей зависит от точного соблюдений условий кредитного соглашения.

Срок международного кредита зависит от ряда факторов: целевого назначения кредита, соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов, размера контракта, национального законодательства, традиционной практики кредитования, межгосударственных соглашений.

Условия погашения задолженности по кредиту могут быть следующими:

·погашение равными долями в течении согласованного срока;

·неравномерное погашение в соответствии с зафиксированными в соглашении принципами и графиком;

·единовременное погашение всей суммы;

·аннуитетные платежи (равные ежегодные выплаты основной суммы займа и процентов.

Стоимость кредита для заемщика складывается из договорных и скрытых элементов.

Договорные элементы отражаются в кредитном соглашении, они включают в себя основные элементы стоимости кредита (суммы, которые заемщик выплачивает непосредственно кредитору, т.е. проценты, расходы по оформлению залога, различные комиссии) и дополнительные (суммы, выплачиваемые заемщиком третьим лицам за проведение дополнительного аудита, организацию займа и т.д.).

Скрытые элементы стоимости кредита включают различные связанные с получением и использованием кредита расходы, не отраженные в соглашении. например, завышенные цены товаров по фирменным кредитам, принудительные депозиты в установленном размере от ссуды, условие страхования кредита в установленной страховой компании и т.п.

Процентные ставки по международным кредитам формируются на международном кредитном рынке, где на их величину воздействует ряд факторов: валютная, финансово-экономическая и политическая ситуация в стране заемщика, характер рисков сделки, источники получения кредита, международные и межгосударственные соглашения о регулировании стоимости кредита, возможные конкурентные предложения, срок кредита, темпы состояние мирового и национального рынков ссудных капиталов, статус, коммерческая репутация и финансовое положение заемщика, качество обеспечения кредита, наличие страхового покрытия по кредиту, сумма контракта, валюта кредита и валюта платежа, динамика валютного курса.

Нестабильность экономики, рост инфляции, колебания валютного курса, «войны процентных ставок» периодически вызывают резкие изменения процентных ставок, рост которых приводит к росту долгового бремени.

важной характеристикой международного кредита является обеспечение, которое является дополнительным фактором снижения кредитных рисков. Наиболее приемлемым способом обеспечения международного кредита является государственные гарантии и страхование кредита.

Значительные трудности с возвратом кредитов странами-заемщиками привели к тому, что страны-кредиторы решают проблемы международной задолженности коллективно, а именно Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Парижский клуб — неофициальная группа официальных кредиторов, задача которых — найти скоординированные и выполнимые решения долговых проблем странами-должниками. Клубом решаются проблемы реструктуризации международных долгов. Реструктуризация позволяет облегчить долговое бремя через отсрочку возврата задолженности или списание его части.

Постоянные члены клуба — это правительства стран, имеющих значительные требования к правительствам многих других стран во всем мире. Это могут быть прямые правительственные требования либо требования государственных институтов. Сегодня Парижский клуб кредиторов включает постоянных членов: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

«Ассоциативные» члены клуба приглашаются на встречи по тем кредитам, в которых они являются кредиторами или заемщиками. Периодически приглашаются на встречи 13 «ассоциативных» членов: Абу-Даби, ЮАР, Аргентина, Бразилия, Израиль, Корея, Кувейт, Мексика, Марокко, новая Зеландия, Португалия, Тринидад и Тобаго, Турция.

основные особенности реструктуризации задолженности Парижским клубом:

·многосторонний подход. Согласованные условия ставят правительства всех стран-кредиторов в равное положение. Это гарантирует, что никакой кредитор не получает более благоприятные условия по сравнению с любым другим;

·задолженность. Обычно долги, с которыми имеет дело Парижский клуб — это кредиты, предоставляемые по контрактам, заключенным или гарантированным правительством страны-кредитора или его соответствующими агентствами государственным или частным юридическим лицом в стране должника. Долговая помощь в целом ограничивается кредитами сроком до погашения более одного года от даты отсечения. краткосрочные долги не являются предметом переговоров по отсрочкам;

·период консолидации. Уровень снижения «долговой нагрузки» определяется периодом консолидации: предоставление отсрочки платежей касается не всей непогашенной задолженности, а обслуживания долга в течение конкретного периода времени. Чтобы соответствовать условиям МВФ, этот период совпадает со сроком кредита, предоставленного МВФ (обычно 12 — 18 месяцев);

·размер облегчения долговой нагрузки. Он зависит от категории включенного об обслуживании долга, а также субсидированных процентов (снижения процентной ставки). Ввиду необходимости проводить всестороннюю реструктуризацию странам, испытывающим серьезные трудности с финансирование платежного баланса, облегчение долговой нагрузки в целом производится в отношении всей суммы основного долга и процентов;

·период погашения. Реструктурированные кредиты обычно должны быть погашены в течении 10 лет, с льготными периодом от четырех до шести лет;

·сравнимость методов разрешения проблем. Как часть соглашений с Парижским клубом об отсрочке выплаты долгов страна-должник принимает на себя обязательство быстрого заключения соглашений с другими группами кредиторов с целью не допустить никакого неравенства в методах разрешения проблем различными категориями кредиторов.

Условия предоставления отсрочки платы долгов, согласованные в результате переговоров, отражаются в Согласованном протоколе, который подписывают представители правительств должника и кредиторов. С юридической точки зрения этот документ — рекомендация, приглашающая все заинтересованные стороны проводить реструктуризацию задолженности на основе двусторонних соглашений.

Лондонский клуб представляет собой форум для реструктуризации кредитов, сроки погашения которых продлены коммерческими банками без правительственных гарантий кредитору. Этот клуб — неофициальный орган, включающий коммерческие банки-кредиторы стран третьего мира.

Подобно Парижскому клубу, лондонский клуб работает для сокращения срочных к погашению долгов развивающихся стран, испытывающих трудности в их обслуживании. Клуб не квалифицируется как международная организация и не имеет никаких формальных полномочий.

Принципы Лондонского клуба схожи с принципами работы Парижского. Однако между ними существуют и важные отличия.

Так, интересы банков-кредиторов в лондонском клубе представлены комитетом регулирования, который состоит из банков с наибольшим объемов кредитов в рассматриваемой стране должника. В Парижском клубе кредиторы чаще всего представлены наиболее влиятельным из них независимо от относительной доли в предполагаемом реструктурировании долга. лондонский клуб продлевает сроки погашения коммерческих долгов, тогда как Парижский продлевает долги официальным кредиторам. лондонский клуб не имеет никакого постоянного председателя или секретариата, его процедуры и организация значительно свободнее, чем процедуры Парижского клуба. лондонский клуб, как правило, не переносит сроки уплаты процентов по кредитам, в то время как Парижский клуб переносит сроки платы и основного долга, и процентов.

Основное и главное отличие все же состоит в том, что Парижский клуб занимается реструктуризацией межгосударственной задолженности, а лондонский — проблемой государственных долгов коммерческим банкам.

таким образом, из всего изложенного в первой главе следует, что международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере МЭО. В его основе лежат принципы возвратности, платности, срочности, обеспеченности и целевого характера. К основным функциям международного кредита можно отнести межгосударственное перераспределение потоков ссудного капитала, регулирование потоков экспорта и импорта, ускорение интеграции и глобализации МЭ. Международный кредит может классифицироваться по различным параметрам и производиться различными формами. Он выдается на конкретных условиях, которые фиксируются в кредитных соглашениях.

Разумное использование заемных средств способствует росту экономического потенциала страны-заемщика, тогда как неправильная кредитная Политика может привести к весьма плачевным экономическим и социальным последствиям. Конкретные ситуации, связанные с международной задолженностью в разных странах, будут рассмотрены далее.

2. Проблема государственного долга в развитых странах

.1 Проблема государственного долга в США

Для начала обратимся к проблеме американского долга, динамика которого отображена в таблице 1.

Таблица 1: Динамика государственного долга США, 2009 — 2011 гг., трлн. долл. США, %.

Год Показатель200920102011Темп роста 2009-2010, %Темп роста 2009-2010, %государственный долг США, трлн. долл. США11,9313,5915,25113,91112,21

Из анализа данных представленной таблицы очевидна тенденция рассматриваемого показателя к росту. Так за период с 2010 г. по сравнению с 2009 государственный долг США увеличился на 13,91%, а в 2011 по сравнению с 2010 г. на 12,21%. Такая динамика была вызвана необходимостью заимствования внешних ресурсов для преодоления кризисных явлений.

однако отметим, что при оценке влияния государственного долга на экономику той или иной страны важно учитывать соотношение долга и ВВП, которое определяется как отношение общего непогашенного долга по состоянию на конец года к ВВП за год. Оно дает указанный показатель приведен в таблице 2.

В 2009 г. данный показатель составил 83,60% соотношение долга и американского ВВП превысило критическую отметку в 80%. В 2010 г. это соотношение достигло 91,89%, а в 2011г. 101,46%. Тенденция данного показателя к росту демонстрирует негативную динамику в американской экономике и необходимости корректировки экономической политики.

Таблица 2: Отношение государственного долга к ВВП США, 2009 — 2011 гг., трлн. долл. США, %.

Показатель ГодВВП, трлн. долл. СШАОтношение гос. долга к ВВП, %200914,2783,60201014,7991,89201115,03101,46

Говоря о проблеме государственного долга США нельзя также не упомянуть о такой мере его регулирования, как установление его предела. Впервые он был установлен в 1917 г. в размере 11,50 млрд. долл. США и с тех пор неоднократно изменялся. 16 мая 2011 г. было преодолено фундаментальными проблемами экономики. Технической причинной являлось отсутствие решения Конгресса и Сената относительно повышения предела государственного долга, что было вызвано в большей степени политическими разногласиями. Тем не менее, в августе компромисс был достигнут, и планка государственного долга была поднято на 2,1 трлн. долл. США составив 16,39 трлн. долл. США. кроме этого предполагается еще ряд мер по сокращению бюджетного дефицита, а именно сокращение расходов бюджета на 1 трлн. долл. США и увеличению доходов на 2,5 млрд. долл. США в течение 10 лет.

Сложившаяся летом 2011 г. ситуация негативно сказалась на всей мировой экономике. В частности, она вызвала нестабильность на фондовых рынках, а 4 августа 2011 г. агентство S&P снизило кредитный рейтинг США впервые с 1860-х г., что обвалило мировые фондовые рынки.

однако все же нельзя не отметить, что, несмотря на объемы долга США, их долговое бремя все же меньше, чем у большинства других стран «большой семерки» и Еврозоны. К тому же американский государственный долг во многом является результатом высокоразвитой национальной кредитной системы и широкого использования рыночных финансовых инструментов.

В перспективе динамика госдолга США будет определяться состоянием американского бюджета. Существующий в настоящее время бюджетный дефицит имеет управляемый характер. В принципе, правительство США способно сократить его за счет урезания государственных расходов и/или увеличения налогов. Конечно, такие меры будут не безболезненны для экономики, особенно для социальной сферы.

.2 Долговые проблемы стран ЕВС и их последствия

Теперь перейдем к рассмотрению долговых проблем европейских государств, что, безусловно, является актуальным на фоне переживаемого в настоящее время кризиса в странах Южной Европы. Для начала обратимся к статистике, которая отображена в таблице 3:

Таблица 3: Динамика государственного долга стран ЕВС, 2009 — 2011 г, млрд. евро, %

Год, показатель Страна200920102011Темп роста 2009-2010, %Темп роста 2010-2011, %Австрия191,07205,58217,55107,59105,82Бельгия326,32340,74345,15104,42101,29Германия1767,742061,702063,80116,63100,10Греция299,54329,35350,86109,95106,53Ирландия104,65144,27166,99137,86115,75Испания563,88641,80723,15113,82112,68Италия1763,631842,831882,75104,49102,17Кипр9,8610,6512,72108,01119,44Люксембург5,537,677,77138,70101,30Мальта3,954,254,43107,59104,24Нидерланды347,10369,89386,41106,57104,47Португалия139,95161,26171,42115,23106,30Словения12,4513,7416,17110,36117,69Словакия22,3327,0030,80120,91114,07Финляндия75,0086,9893,30115,97107,27Франция1492,751591,171674,86106,59105,26Эстония0,990,960,9696,97100,00ЕВС (17)7126,747839,838167,52110,01104,18

Из приведенных данных очевидно, что во всех странах ЕВС имеет место рост государственного долга. Совокупный долг стран союза увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 на 10,01%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 на 14,18%, достигнув 8167,52 млрд. евро. Крупнейшими должниками здесь являются Германия (2063,80 млрд. долл. евро), Италия (1882,75 млрд. долл. евро) и Франция (1674,86 млрд. долл. евро).

Однако, как было отмечено ранее, при оценке государственного долга не достаточно знать только его объем, для определения бремени долга для той или иной страны воспользуемся данными, приведенными в таблице 4:

Таблица 4: Отношение государственного долга к ВВП стран ЕВС, 2009 — 2011 г., млрд. евро, %.

Год, показатель Страна200920102011ВВПОтношение долга к ВВП, %ВВПОтношение долга к ВВП, %ВВПОтношение долга к ВВП, %Австрия274,8269,53286,2071,83301,3172,20Бельгия336,3097,03348,1197,88354,7297,30Германия2346,9075,322462,1083,742551,0580,90Греция225,35132,92223,50147,36211,62165,80Ирландия167,4062,52159,9190,22161,35103,50Испания1047,0653,851047,1061,291058,7968,30Италия1488,60118,481547,12119,111559,86120,70Кипр16,8558,5417,3361,4717,7671,60Люксембург37,3914,7840,2719,0541,7818,60Мальта5,8168,066,1269,456,3969,40Нидерланды573,4660,53580,8063,69595,3964,90Португалия166,9883,81170,8694,38169,89100,90Словения35,3135,2635,4238,7835,5445,50Словакия62,8035,5665,7441,0769,0644,60Финляндия172,5243,47179,7248,39191,5748,70Франция1880,4279,381917,1982,991949,7885,90Эстония13,847,1614,316,6915,976,00ЕВС (17)8851,8080,519101,7986,149291,8387,90

Из приведенных данных становится ясно, что, несмотря на то, что Германии принадлежит крупнейший долг среди стран ЕВС, в соотношении к ВВП по итогам 2011 г. он составляет только 80,90%, аналогичная ситуация и с Францией (85,90% в 2011 г.). разумеется, это не лучшие показатели, однако, ситуация в этих странах не так критична, как, например, в Италии, где государственный составил в 2011 г. 120,70% от ВВП. Помимо Италии серьезные долговые проблемы у Ирландии, Португалии, Греции (их долг составляет 103,50%, 100,90% и 165,80% от ВВП соответственно). Таким образом, в настоящее время Европа переживает этап обострения суверенных долгов, причинами возникновения которых являлись крупные заимствования периферии Европы в докризисный период, направленные на развитие национальных экономик, а также антикризисные меры. Кроме того, проблема усугубляется сокращением трудоспособного населения с одновременным увеличением средней продолжительности жизни.

Как известно, долговые проблемы Еврозоны начались с долгового кризиса Греции, для спасения которой страны Еврозоны предоставили 80 млрд. евро под 5% годовых. Еще 30 млрд. евро предоставит МВФ. 18 мая 2010 г. Греция получила первый транш кредитов Евросоюза в размере 14,5 млрд. евро, что позволило ей 19 мая 2011 года погасить собственные 10-летние облигации на 8,5 млрд. евро. При этом Греция обязуется выполнить ряд обязательств. Для уменьшения дефицита бюджета страны пришлось сократить государственные расходы на 30 млрд. евро. Размер зарплат бюджетным работникам планируется заморозить на три года, а социальные пособия сократить на 20%. Для пополнения бюджета Греции придется провести приватизацию государственных предприятий и повысить налоги. Таким образом, значительный рост государственного долга привел к падению уровня жизни населения.

аналогичная ситуация была и в других странах-должниках. Так, в ноябре 2010 г. спасать пришлось уже Ирландию, затем ухудшилась ситуация в Испании и Португалии. И если в ситуации с Грецией, Ирландией и Португалией — странами, экономики которых относительно небольшие, ЕС и МВФ могут помочь, то в случае с Испанией помощь может оказаться невозможной. Таким образом, возрастает вероятность того, что стране придется прибегнуть к реструктуризации долга. В этом случае, основными жертвами станут владельцы облигаций, большая часть которых принадлежит европейским банкам.

В еврозоне проводилась единая валютно-денежная политика. Во избежание распада еврозоны пришлось прибегнуть к расширению правового регулирования ЕВС. лидеры стран ЕС в октябре 2010 г. согласились ужесточить финансовый контроль и внести поправки в Лиссабонский договор, регламентирующий работу Евросоюза.

Участниками саммита было поддержано предложение Германии по санкциям за значительное отклонение от норм «Пакта о стабильности и росте» (ограничивает дефицит до 3% ВВП, объем внешнего долга — до 60% ВВП). Было принято решение взимать с нарушителей штраф в размере 0,2% ВВП и направлять его в европейский стабилизационный фонд.

новых рецептов борьбы с долговым кризисом лидерам ЕС согласовать не удалось. Идею выпуска еврооблигаций, предложенную Италией и Люксембургом не поддержали Франция и Германия, которые не хотят брать на себя нагрузку по рефинансированию долгов соседей.

В январе 2011 г., для стабилизации ситуации в Еврозоне, Еврокомиссия сообщила о размещении облигаций на миллиарды евро с купоном 3,75% годовых. Привлеченные средства пойдут, в частности, на рефинансирование кредитов Ирландии и Португалии, которые находятся в особо критическом положении. Эти кредиты способны решать лишь локальные проблемы обслуживания долга, а не его уменьшения.

В октябре 2011 г. на саммитах глав государств Евросоюза и еврозоны была принята программа, в рамках которой Греция получит до 100 млрд. евро финансовой поддержки от ЕС и МВФ, а списание ее долга достигнет 50%. кроме того, страны еврозоны внесут в пакет по вовлечению частных инвесторов в спасение Греции до 30 млрд. евро.

На текущий момент общий пакет финансовой помощи Греции, включая кредиты ЕС и финансовых институтов (240 млрд. евро), списание долга частным сектором (100 млрд. евро) и гранты от различных фондов ЕС (за период 2007 — 2013 гг. более 40 млрд. евро) достигает 380 млрд. евро.

Пакет финансовой помощи Ирландии включает в себя 85 млрд. евро, включая взносы от ЕС, стран-членов еврозоны, Великобритании, Швеции, Дании, средства МВФ, а также внутренние ресурсы самой Ирландии. Финансовая помощь Португалии составляет порядка 78 млрд. евро. До конца 2012 г. ЕС по средствам EFSM планирует привлечь еще 12,5 млрд. евро для дальнейшего финансирования Ирландии и Португалии.

В начале декабря 2011 г. правительство Италии одобрило антикризисный план, направленный на восстановление экономики, который, в частности поможет сократить расходы страны на 20 млрд. евро. При этом предполагается резкое их снижение на бюрократический аппарат, проведение пенсионной реформы (увеличение пенсионного возраста до 65 и 62 лет у мужчин и женщин соответственно).

Что касается коллективного решения существующих проблем, то в начале декабря 2011 г. на саммите Евросоюза в Брюсселе обсуждался набор антикризисных мер. По результатам обсуждения было решено создать Бюджетно-налоговый союз для евро, план создания которого включает сближение налоговых политик, введения «золотого правила» бюджетной дисциплины и обязывает все государства ЕС предоставлять свои бюджеты на утверждении Еврокомиссии. кроме того для преодоления кризиса в Европе были сформированы такие структуры, как Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), обеспеченный гарантийными обязательствами стран-членов еврозоны в сумме 780 млрд. евро, а максимальный объем кредита составляет 440 млрд. евро, и Европейский механизм финансовой стабилизации (EFSM), располагающий кредитным лимитом в 60 млрд. евро.

Все вышеуказанные меры, однако, не в состоянии решить трудные проблемы бюджета, которые испытывают страны еврозоны. большинство экспертов сходится на мнении, что финансовая помощь Греции и другим странам позволяет лишь выиграть дополнительное время, не решая основной проблемы, и что странам PIIGS (Португалия, Испания, Ирландия, Греция, Испания) следует сокращать бюджетные дефициты, замораживать или урезать зарплаты, реформировать Рынок рабочей силы. Возможным также считают незначительное повышение инфляции, которое уменьшило бы долговую нагрузку государств.

Таким образом, опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод о серьезности долговых проблем стран ЕС и о необходимости применения коллективных мер по преодолению сложившейся ситуации и урегулированию проблемы. В противном случае, долговой европейский кризис окажет негативное влияние на всю мировую экономику, степень такого влияния будет определяться глубиной рецессии и состоянием финансовых рынков ЕС. Необходимо отметить, что Европе понадобиться помощь всего мирового сообщества, прежде всего крупных стран, не заинтересованных в финансовом кризисе своих основных торговых партнеров.

2.3 Проблема государственного долга японии

Обратимся, для начала, к статистике.

Таблица 5: Динамика государственного долга Японии, 2009 — 2011 гг., трлн. долл. США, %.

Год Показатель200920102011Темп роста, 2009-2010%Темп роста, 2010-2011%государственный долг Японии, трлн. долл. США8,899,5110,24106,97107,68

анализ данных, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что в период с 2009 по 2011 г. государственный долг Японии имел устойчивую тенденцию к росту. Так, в 2010 г. по сравнению с 2009 он увеличился на 6,97%. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. рост составил 107,68.

Теперь рассмотрим соотношение государственного долга Японии к ВВП в тот же период.

Таблица 6: Отношение государственного долга к ВВП Японии, 2000, 2005, 2008 — 2011 гг., трлн. долл. США, %.

Год ПоказательВВП, трлн. долл. СШАОтношение госдолга к ВВП, %20094,11216,3520104,32220,0020114,40233,10

Таким образом, очевидно, что отношение государственного долга Японии к её ВВП в рассматриваемый период было выше критического уровня в 80%. К настоящему времени он составляет 233,10%, что, разумеется, негативно сказывается на Японской экономике и создает дополнительную налоговую нагрузку для её жителей.

Однако, нельзя не отметить, что японцы держат примерно 96% долговых обязательств страны через страховые компании, пенсионные фонды и банки, иностранцам принадлежит малая доля японского долга, которую японский центральный Ряд экспертов придерживается мнения о том, что японская Экономика может обрушиться уж в 2017 г. и причиной тому, по их мнению, послужит нестабильность в Европе.

Для оздоровления финансовой ситуации в стране правительство Японии разработало проект повышения потребительского налога к апрелю 2014 года с нынешних 5% до 8%, а к октябрю 2015 года — до 10%.

Данные меры вызывают сомнения у рейтинговых агентств, так, S&P снизило долгосрочный рейтинг Японии с уровня «АА» до «АА-» с негативным прогнозам. Увеличение налогов, по их мнению, не решит проблем японской экономики.

таким образом, Япония является своего рода рекордсменом среди развитых стран по величине государственного долга и его отношения к ВВП. Тот факт, что большую часть долга Японии составляют внутренние заимствования, безусловно, является плюсом. Однако финансовые трудности других стран, в частности еврозоны, могут привести к весьма негативным последствиям, в том числе к дефолту.

2.4 проблема государственного долга в Российской Федерации

Теперь обратимся к проблеме государственного долга в нашей стране.

Итак, к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства российской Федерации перед физическими и юридРоссийской Федерации, субъектами российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Современное состояние госдолга РФ отображено в таблице 7:

Таблица 7: Динамика государственного долга РФ, 2009 — 2011 гг., млрд. долл. США, %.

Год Показатель200920102011Темп роста 2009-2010, %Темп роста, 2010-2011 %государственный долг, млрд. долл. США87,93110,56133,85125,74121,07внешний долг, млрд. долл. США37,9440,7435,84107,3887,97Внутренний долг, млрд. долл. США49,9969,8298,01139,67140,38Представленные данные демонстрируют неоднозначную тенденцию. Так, в период с 2009 по 2010 г. государственный долг РФ увеличился на 25,74%, в 2011 по сравнению с 2010 на 21,07%. Такая динамика связанна с кризисными явлениями и вызванными ими дефицитами бюджета в указанный период.

Внешний государственный долг РФ — долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте. В объем внешних займов РФ включаются:

·объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным российской Федерацией;

·объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Как видно из таблицы 3 в рассматриваемый период мы наблюдаем неоднозначную тенденцию внешних заимствований. Увеличение в 2010 по сравнению с 2009 на 7,38% было связано с преодолением кризисных явлений 2009 г. и необходимостью погашения дефицита бюджета. В 2011 г. по сравнению с 2010 напротив, наблюдаем уменьшение объемов внешней задолженности на 12,03%, что было связанной с бюджетной политикой, которая предусматривает сокращение внешних и увеличение внутренних займов.

Внутренний государственный долг — долговые обязательства РФ выраженные в национальной валюте. В объем внутренних займов РФ включаются:

·основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

·объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

·объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

·объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным российской Федерацией.

В 2010 г. по сравнению с 2009 их рост составил 139,67%, в 2011 по сравнению с 2010 140,38%.

Теперь поговорим о влиянии государственного долга РФ на экономику, для чего рассмотрим отношение госдолга к ВВП, представленное в таблице 8.

Таблица 8: Отношение государственного долга к ВВП РФ, 2009 — 2011 гг., млрд. долл. США, %.

Показатель ГодВВП, млрд. долл. СШАОтношение госдолга к ВВП, %20092109,554,1720102209,055,0120112314,755,78

Как видно из приведенной таблицы государственная задолженность РФ составляет весьма небольшой процент от ВВП. В 2009 г. он составил 4,17%, что было обусловлено снижением уровня ВВП с одной стороны и ростом долга с другой, что происходило по причине кризисных явлений. В 2010 и 2011 гг. также наблюдаем рост до 5,01%, 5,78% соответственно, что связанно также с ростом задолженности, связанным с преодолением кризисных явлений.

Из приведенных данных и анализа следует, что государственный долг, составляя низкий процент от ВВП, оказывает незначительное влияние на экономику российской Федерации. Отметим также, что показатель российского долга, его отношение к ВВП — одни из самых в Европе. Наша страна постепенно превращается в страну-кредитора. Так, например, в 2011 Кипр получил от россии кредит в размере 2,5 млрд. евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. На конец 2011 г. США были должны россии 142,5 млрд. долл., что составляет 2,82 % от всего долга.

Что касается управления государственным долгом РФ, то оно осуществляется правительством РФ и включает в себя экономические, финансово-правовые мероприятия направленные на оптимальное обслуживание и погашение государственных долговых обязательств. Управление государственными долгом РФ осуществляется по средствам рефинансирования, унифицирования, конверсии, консолидации, аннулирования, они (за исключением последнего) осуществляются в соответствии со специальным законодательством, а так же с учетом ограничений, установленных БК РФ.

В настоящее время бюджетная политика, политика регулирования государственного долга направлена:

·на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

·на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

·на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Согласно изложенным принципам государственной долговой политики Минфином РФ на заседании Правительства ключевой задачей правительства в области управления государственным долгом россии является увеличение веса внутренних заимствований в структуре долга при общем сокращении величины государственного долга. Как уже было отмечено, приведенная в таблице 3 статистика свидетельствует о выполнении поставленных задач.

таким образом, подводя итоги вышесказанного, можем заключить, что государственный долг не оказывает существенного воздействия на экономику россии ввиду малых объемов и низкой доли по отношению к ВВП. Задачи, поставленные в области регулирования государственного долга в настоящее время выполняются, что также приводит к снижению долгового бремени. Однако, планы по увеличению объема внутренних заимствований не могут быть осуществимы, ввиду неподготовленности долгового рынка. таким образом, необходим ряд комплексных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга. В этой связи развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период. ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов.

Итак, подводя итоги второй главы можем заключить, что государственный долг влечет за собой тяжкие последствия для экономики страны, а условиях глобализации и для экономик регионов и всего мирового сообщества, что особенно ярко проявляется на примере долгового кризиса европейских государств.

Долговой кризис еврозоны стал новым фактором риска для мировой экономики. Невозможность заемщиков своевременно расплачиваться по кредитам привела к удорожанию стоимости заемных ресурсов и ужесточению требований к заемщикам, ухудшению мировой конъюнктуры внешних заимствований.

Наибольшую опасность для экономики представляет собой долг внешний, именно по этой причине политика РФ в области управления государственного долга в настоящее время направлена на сокращение внешней задолженности и увеличении внутренней, одновременно с общим сокращением объема госдолга.

Опыт стран Европы, США показывает, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы и экономики государства. Принятие жестких мер по сокращению бюджетных расходов не гарантирует быстрого преодоления долгового кризиса. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего материальную основу для выплат по задолженности. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания государственного долга.

3. Проблема государственного долга в развивающихся странах

Для развивающихся стран государственный кредит имеет большое значение. В частности, он дает дополнительные возможности расширять внутреннее экспортноориентрованное производство при недостаточности внутренних источников развития, интегрируя экономику страны в мировое хозяйство.

Финансовые потоки, направляемые в развивающиеся страны, имеют ряд особенностей. Во-первых, значительную часть ресурсов эти страны получают в форме кредитов и субсидий на основе межправительственных соглашений и от международных финансовых институтов («официальное финансирование развития» ОФР). Отбор стран, которые могут претендовать на льготные ресурсы, осуществляется в зависимости от уровня экономического развития. Средства по линии ОФР получают также страны, переживающие экономические кризисы.

Во-вторых, для каждой страны в зависимости от уровня экономического развития, экономической ситуации формируется свой механизм международного кредитования и финансирования. Кроме того, необходимо отметить, что беднейшие страны привлекают внешние ресурсы преимущественно из официальных источников (в основном это «официальная помощь развитию» ОПР), поскольку из-за жестких условий частные ресурсы им мало доступны. Страны НИС, напротив, привлекают, в основном, частные ресурсы.

В-третьих, международное кредитование и финансирование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям центра и периферии мирового хозяйства. лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран.

Для рассмотрения государственной задолженности развивающихся стран обратимся к статистике. Оговоримся сразу, что приведенные показатели являются общим, для всей группы развивающихся стран. Разумеется, что объемы государственного долга НИС отличаются от объемов государственного долга наименее развитых стран. Отличается и соотношение государственного долга и ВВП этих стран (очевидно, что у беднейших стран оно выше, чем у НИС или стран ОПЕК).

Таблица 9: Динамика государственного долга развивающихся стран 2009-2011 гг, млрд. долл., %:

Год Показатель200920102011Темп роста, %Темп роста, %государственный долг развивающихся стран, млрд. долл. США6085,028526,969095,41140,13106,67

В 2010 г. темп роста государственного долга составил 140,13%, что было связанно с восстановлением экономик после кризиса, в 2011 г. темпы роста снижаются и составляют всего 6,67%.

Таблица 10: Отношение государственного долга развивающихся стран к ВВП, 2009-2011г, млрд. долл. США, %:

Год ПоказательВВП, млрд. долл. СШАОтношение государственного долга к ВВП, %200918131,7533,56201021636,5539,41201125236,9936,04

Итак, мы видим, что в 2009 г. соотношение госдолг/ВВП составляло 33,56%, а в 2010 г. возросло до 39,41%, что было связанно с более высокими темпами роста государственного долга (140,13%), по сравнению с темпами роста ВВП (119,33%). В 2011 г. оно сократилось до 36,04%.

необходимо также отметить, что в последние годы наблюдается рост спроса на долги развивающихся стран, что обусловлено экономики этих стран развиваются более высокими темпами, чем экономики стран Запада, благодаря чему кризис в них был преодолен быстрее. Долговые обязательства развивающихся стран, номинированные в локальных валютах, стали «тихой гаванью» для международных инвесторов. Ключевыми аргументам в их пользу является стабильность доходностей на рынках (в среднем 6% годовых), и укрепление валют по отношению к доллару (также около 6% в год). Следует отметить, что речь идет, разумеется, о НИС.

Таким образом, государственный долг развивающихся стран имеет достаточно крупные размеры, однако, его отношение к ВВП является небольшим. В зависимости от групповой принадлежности страны эти величины будут отличаться, так у НИС он ниже, чем у беднейших стран. Роль внешнеэкономических ресурсов для экономического развития развивающихся стран оценивается неоднозначно. НИС, которые добились экономических успехов, активно привлекают внешние ресурсы и эффективно их используют для своего дальнейшего развития. Наименее развитые страны, несмотря на крупные внешние вливания, не смогли существенно продвинуться вперед по пути социально-экономического прогресса.

Заключение

Итак, международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

Международный кредит осуществляется на основе принципа возвратности, платности, срочности, обеспеченности и целевого характера. К основным функциям международного кредита можно отнести межгосударственное перераспределение потоков ссудного капитала, регулирование потоков экспорта и импорта, ускорение интеграции и глобализации МЭ. Международный кредит может классифицироваться по различным параметрам и производиться различными формами. Он выдается на конкретных условиях, которые фиксируются в кредитных соглашениях.

В МЭ международный кредит имеет как положительную так и отрицательную роль. При разумном использовании заемных средств экономику страны-заемщика ожидает подъем, и, напротив, нерациональное их использование может привести к негативным результатам для страны-заемщика, а в условиях глобализации и для всего мирового сообщества в целом.

Существуют различные классификации международного кредита, а также различные его формы.

Проблемы реструктуризации международной задолженности решаются сегодня коллективно Парижским и Лондонским клубами. Парижский клуб кредиторов занимается проблемами реструктуризации межгосударственной задолженности, а Лондонский — проблемой государственных долгов коммерческим банкам.

В настоящее время развитые страны испытывают большие трудности, связанные с международной задолженностью. государственный долг США, ряда стран Еврозоны, японии превышает ВВП, что создает проблемы его обслуживания, что, в свою очередь, влечет негативные социальные и экономические последствия.

Долговые проблемы стран Еврозоны имеют интернациональный характер. Они негативно складываются на экономике сообщества, ставят под угрозу его целостность, а также провоцируют ухудшение экономической ситуации в мире в целом. Проводимые в настоящий момент меры не способствуют долгосрочному улучшению ситуации.

государственный долг РФ, относительно долгов других развитых стран, имеет незначительные размеры, его отношение к ВВП составляет весьма незначительный процент. Проводимая бюджетная политика направлена на сокращение внешних займов и увеличение внутренних, чему, однако, препятствует неподготовленность национального долгового рынка. Таким образом, его развитие является абсолютным приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период.

государственные долги развивающихся стран имеют свои особенности, которые зависят от уровня социально-экономического развития страны-заемщика. Так, НИС располагают меньшими объемами государственного долга, меньше его отношение к ВВП, а в структуре займов преобладают частные кредиты, в то время как наименее развитые страны используют преимущественно ОФР. В последние годы, в связи с высокими темпами развития экономик НИС, наблюдается рост спроса на их долги.

Библиографический список

1.Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001.

.Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пособие / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин — М.: Экономистъ, 2005. — гл. 8

.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. -М.: финансы и статистика, 2000. — гл. 7

.«Интеграция и дефицит. Межкризисные противоречия в развитой европейской экономической интеграции: проявления бюджетных дефицитов» Воронина Т.В. Международная экономика №9-2011 с. 15-20

.Кокшаров, А. Европа на грани банкротства //эксперт. — 2010. -№18 (703).-С. 64-68.

.«Кризис в Греции» Ю. Квашин, мировая экономика и международные экономические отношения, 2011, № 4, с. 70-78

.Левин П. К. «Макроэкономические факторы возникновения долговой экономики», Международная Экономика 9/2010

.«Финансовые проблемы США и их влияние на глобальные процессы в валютной сфере», Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 7, с. 3 — 10

.Банк Японии www.boj.or.jp

.Бюджетный Кодекс Российской Федерации, гл. 14, ст. 97, 101

11.бюджетная система Российской Федерации www.budgetrf.ru <#"justify">26.Центральный 27.FY 2011 Budget Historical Tables p. 133-134

28.Major foreign holders of treasury securities www.treasurydirect.gov <HTTP://www.treasurydirect.gov>

.Public Debt Reports www.treasurydirect.gov <HTTP://www.treasurydirect.gov>

Учебная работа. Функции и роль международного кредита