Учебная работа. Финансовые кризисы в международной экономике
финансовые кризисы в международной экономике
Содержание
Введение
. Кризис финансово-кредитной системы: причины и последствия
.1 Финансовые кризисы в международной экономике
.2 Типы международных кризисов
. Финансово-кредитные кризисы и их последствия в россии
.1 Государственный долг как фактор кризиса 1998 года
.2 Текущая кризисная ситуация
.3 Прогноз последствий кризиса для россиян
.4 жизнь после кризиса: что ждет банки
Заключение
список использованной литературы
Приложение
Введение
Двадцатый век для россии — век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них — строительство социалистического общества провалился. сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней», например).
История сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику уже было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий — концепцию монитаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала.
«Текущий кризис отмечает собой конец эры кредитной экспансии, основанной на долларе как международной резервной валюте» (Д.Сорос).
Сегодня эксперты многих стран мира анализируют «глубину ипотечного кризиса 2007 года», а также возможные последствия этого кризиса для мировой (долларовой) валютно-финансовой системы. Преобладают оптимистичные заявления, но вместе с тем, можно выделить и взвешенный алармизм, призывающий готовиться к худшему.
Актуальность темы заключается в том, чтобы изучить состояние и особенности экономического кризиса в россии.
Понятие кризис имеет много уровневых трактовок.
«классическое» экономическое понятие кризиса означало не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие кризиса долгое время занимало прочное место в теме теории коньюктур в развитии экономики. Но «классическое» определение кризиса было замечено более многозадачным понятием «экономические кризисы». об экономическом кризисе по определению Мечлапа речь идет в том случае, если возникает не желаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики.
При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени и срочность решения проблем.
При кризисе важным является проблема управления. высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет с одной стороны оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает с другой стороны специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличия только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.
Кризис в экономике делится на различные стадии. Кристек характеризует стадии кризисного процесса с точки зрения возможностей, потенциала преодоления кризиса и раннего оповещения о нем.
наиболее полное представление о кризисе, на мой взгляд, дает Винер и Каан, которым с помощью двенадцати признаков удалось описать понятие о кризисе.
российский кризис обусловлен не продуманностью реформ, промахами банковской, торговой, производственной сфер. главная беда России не в остроте внутреннего кризиса, а в глубокой зависимости от внешних сил. Сущность российского финансового кризиса — это, во-первых, явное «разрешение на махинации» в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков — будущих банкротов, и, во-вторых, очевидное беспрецедентная не ликвидность реального сектора.
Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование финансово-кредитных кризисов российской Федерации.
1. Кризис финансово-кредитной системы: причины и последствия
.1 Финансовые кризисы в международной экономике
международная экономика с 1982 года представляет собой несколько парадоксальную ситуацию. С точки зрения финансовых аналитиков это были наиболее турбулентные времена с 1930-х годов. Цены на финансовых рынках испытывали очень большие движения и высокую внутридневную волатильность. Взять хотя бы три примера: цена доллара против японской иены проделала путь с 250 в начале 1985 года до половины этой цифры два года спустя, затем отскочила до150 в апреле 1989; индекс Standard and Poors потерял 22 процента от своей стоимости за неделю в 1987 году, затем все компенсировал за следующие 20 месяцев; средняя стоимость долгов на вторичных рынках Третьего Мира упала с 70 процентов от паритета в 1985 до 30 процентов в конце 1987. Если смотреть только на финансовые данные, то стало бы очевидно, что мы живем в очень нестабильное время [2, стр. 159].
Однако если отвлечься от финансовых рынков, экономическая картина остается удивительно безмятежной, по крайней мере, в развитых странах. Экономический подъем, который начался в конце 1982 года, продолжался почти семь лет и при этом ни усиливался в неудержимый бум, ни спадал в рецессию; во время написания данного текста распространенные предсказания надвигающейся рецессии в США стали увядать на фоне благоприятных экономических новостей. Инфляция снизилась во всех развитых странах в начале 1980-х годов, и примерно с 1986 года она довольно стабильно находилась на умеренных уровнях (за некоторыми исключениями, например, Британии). По многим параметрам экономическое состояние оставалось неудовлетворительным — рост производительности в Соединенных Штатах был вялым, Безработица в Европе оставалась высокой, однако нестабильность не являлась основной проблемой.
Кажущееся несоответствие между сильно волатильными финансовыми рынками и спокойным реальным сектором допускает два возможных объяснения. Первое из них говорит, что стабильность вообще — это основная черта нашего времени, а гиперактивные финансовые рынки не играют большой роли в экономике. действительно, можно доказать, что цены на финансовые активы могут колебаться сколько угодно много, так как они практически не имеют реального эффекта (к этому аргументу я вернусь позже в этой статье). Альтернативная гипотеза, конечно, более тревожная: видимая стабильность реальной экономики ненадежна, и существует скрытый риск кризиса со стороны финансовых рынков.
Даже 60 лет спустя призрак великого Краха все еще пугает нас. Как и 1980-е, 1920-е годы были временем впечатляющего экономического процветания по многим статьям, вкупе с нестабильными финансовыми рынками. И, несмотря на неразрешенные споры, относительно причин Великой Депрессии, по-прежнему остается ясно, что, в конце концов, именно финансовая нестабильность подорвала реальную экономику. Сегодня любой, кто игнорирует финансовые события с утверждением, что экономика «фундаментально устойчива», слышит глухое эхо этого мнения, вне зависимости от того, насколько оно обосновано [3, стр. 89].
Особого внимания в современном мире заслуживает вероятность того, что дестабилизирующие эффекты финансового кризиса застигнут нас врасплох, так как они распространяются по международным каналам. Часто говорят о том, что сегодняшние финансовые рынки интегрированы до беспрецедентной степени благодаря современным технологиям коммуникаций и обработки информации. Однако есть место для сомнения относительно этого утверждения: как международные товарные, так и международные финансовые рынки были уже сильно интегрированы в конце девятнадцатого века, и не совсем понятно, какую экономическую разницу вносит сделка, совершаемая через компьютер за секунду, по сравнению с часом через телеграф. Тем не менее, совершенно ясно, что благодаря эффектам торговой либерализации, устранению контроля над капиталом и финансовой дерегуляции международные рынки сейчас более интегрированы, чем когда бы то ни было с начала 1930-х годов — наблюдение, которое может показаться зловещим.
Влиятельные исследователи великой Депрессии и Чарльз Киндлбергер, как наиболее значимый среди них, долго утверждали, что коренная причина Депрессии в коллапсе международной финансовой системы. Они также утверждали, что этот коллапс произошел, по большей части, из-за отсутствия лидера, в частности из-за того, что ни один из игроков не смог выступить в качестве кредитора последней инстанции. Отсутствие лидера, в свою очередь, может быть связано с переходным состоянием международной системы: Британия, будучи в относительном упадке, более не была готова выступать гарантом системы, в то время как Соединенные Штаты были еще недостаточно зрелы, чтобы взять эту роль на себя. При желании можно провести параллели с нашим временем, когда Соединенные Штаты находятся в относительном спаде, а Япония играет неопределенную роль.
Но экономический анализ нельзя делать исключительно на натянутых исторических аналогиях. Целью настоящей работы является предложение общих рамок для дискуссий относительно вероятности того, что сильно интегрированные мировые рынки, которые возникли в последнее десятилетие, несут риск финансового кризиса.
1.2 Типы международных кризисов
Вообще изучение экономических кризисов сравнительно неразвито, в основном из-за того, что кризисы трудно формально моделировать. Существует несколько разрозненных моделей, по большей части в анализе платежного баланса и банковских проблем; ниже я кратко опишу эти модели. Большинство работ по кризисам, однако, неформально и литературно, представляют собой скорее приведение исторических примеров, чем строгие причинно-следственные связи.
несмотря на эту неформальность, большинство влиятельных ученых, таких как Мински и Киндлбергер, настаивают на том, что существует общая модель кризиса, и деление кризисных проблем на различные подгруппы является ошибкой. В частности, Киндлбергер остро критиковал мысль, что «род «кризисов» должен быть поделен на виды, называемые коммерческими, индустриальными, денежно-кредитными, банковскими, фискальными, финансовыми … и так далее» (Киндлбергер 1978, 22). Они утверждают, что существует стандартная легенда кризиса, когда наивные инвесторы приходят на Рынок каких-либо активов в уверенности, что они смогут выиграть от роста цен, и своими действиями усиливают этот рост; затем они все вместе обращаются в паническое бегство, когда цены стабилизируются или начнут снижаться, чем обуславливают крах цен. Этот крах после этого через различные каналы дестабилизирует макроэкономику [4, стр. 21].
Как минимум, необходимо различать два вида международных финансовых кризиса. первый тип предполагает потерю доверия спекулянтов к национальной валюте, что приводит к бегству капитала. Так как валютные кризисы часто ведут к введению контроля над капиталом, что мешает обслуживанию долгов в иностранной валюте, потеря доверия к национальной валюте часто сопровождается также крахом заимствований в иностранной валюте. С этим типом кризиса столкнулась Латинская Америка в 1982 году: инвесторы боялись потери капитала, номинированного в латинских валютах, а также боялись (справедливо), что обслуживание латинских долгов в иностранных валютах буде прекращено в связи с валютным контролем. Результатом явилось возникновение бегства капитала одновременно с прекращением банковского кредитования в твердой валюте.
Важной чертой этого вида кризиса, который я для краткости буду называть валютным кризисом, является то, что хотя кризис возникает на международных рынках, он не обязательно международный по масштабу. или, говоря другими словами, несколько стран могут быть повержены валютными кризисами в то время, как остальной мир по-прежнему сохраняет как финансовую, так и макроэкономическую стабильность.
другой тип кризиса связан не с потерей доверия к валюте, а к потере доверия к реальным активам (или к ценным бумагам на эти активы). предположим, японский рынок недвижимости решил, что несколько кварталов Токио стоит не больше, чем в Калифорнии, и цены на землю упали соответственно с последствиями по всему миру. Это будет совершенно иной вид кризиса, где международный аспект возникает в том случае, если события на национальном финансовом рынке одной страны влияет на многие рынки в других странах. Глобальный шок фондового рынка в октябре 1987 года — это наиболее яркий пример, но, конечно, всемирный финансовый и экономический кризис 1929-31 главный пример [4, стр. 23].
Существуют важные различия в изучении валютных и заразных кризисов. Валютные кризисы неизбежно вовлекают центральный банк кризисной страны; заразные кризисы требуют определенного действия либо бездействия центрального банка, однако его роль не настолько важна. валютные кризисы были объектом довольно большого (если вообще ограниченного) количества теоретической литературы, тогда как заразные кризисы не были. Это различие появилось частично потому, что можно представить валютные кризисы при рациональном поведении индивидуальных инвесторов, когда центральный традиционное предположение рациональности всех экономических участников. однако совершенно невозможно понять крах цен на активы, являющийся началом заразного кризиса, без допущения о нерациональности некоторых инвесторов.
наконец, макроэкономика валютных и заразных кризисов довольно различна — хотя оба они ведут к рецессии, валютные кризисы связаны с инфляцией в странах-жертвах, а заразные кризисы связаны с всемирной дефляцией.
Валютные кризисы происходят, когда инвесторы теряют доверие к валюте определенной страны и пытаются избавиться как от активов, номинированных в этой валюте, так и от активов, доход по которым может неблагоприятно измениться из-за валютного контроля. В послевоенный период в развитых странах произошло несколько валютных кризисов — к ним с оговорками можно отнести атаку на доллар, которая пошатнула Смисонианскую систему в 1973 году, атаку на фунт стерлинга в 1975 и атаку на франк в 1982. среди развивающихся стран валютные кризисы стали обычным делом и после 1982 года большинство стран Латинской Америки, а также некоторые другие страны пострадали от так называемого координированного валютного кризиса.
Валютные кризисы стали объектом значительного количества теоретической и эмпирической литературы, так как взаимодействие центрального банка и частных инвесторов обеспечивает простоту моделирования, по сравнению с нечеткой иррациональностью, которая лежит в основе других финансовых кризисов. Поэтому будет, полезно сделать краткий обзор основных положений этой литературы.
заразный кризис происходит, когда финансовый крах в одной стране — обычно фондовый крах — ускоряет финансовый крах в других странах и порождает всемирную рецессию. До второй Мировой войны заразные кризисы были обычным делом. С тех пор чистых примеров не было. Две большие рецессии 1974-75 и 1979-82, хотя и были синхронны по всему миру, произошли не от финансовой паники, а от нефтяного шока (вследствие политической неразберихи) и от одновременных усилий всех индустриальных стран по сдерживанию инфляции с помощью политики дорогих денег. Крах фондового рынка в 1987 году произошел одновременно в нескольких странах, однако он не породил никакого сокращения экономики. Поэтому изучение заразных кризисов вынуждено сфокусироваться на довольно отдаленных исторических событиях, в основном произошедших в 1929-32 [6, стр. 267].
здесь трудно что-либо сказать относительно причин первоначального краха рынка в любой данной стране. В отличие от случая валютного кризиса здесь нет легкого способа найти рациональное объяснение внезапным событиям на фондовом рынке, апеллируя к взаимодействию участников рынка и центрального банка. таким образом, анализ краха фондового рынка неизбежно предполагает иррациональное поведение или, в лучшем случае, серьезный провал рынка.
Предположим, что по каким-либо причинам, в одной из основных стран обрушился фондовый рынок. Как этот крах распространяется на финансовые рынки и, в конечном итоге, на реальную экономику других развитых стран? Это вопрос, который стоит на более основательной теоретической почве, чем вопрос о собственно фондовых крахах. Существует три канала, по которым может распространиться кризис. Во-первых, в зависимости от степени, в которой рынки связаны между собой, может существовать просто однонаправленное движение цен на акции; это может породить одновременную рецессию через любой механизм, по которому фондовый крах перерастает в рецессию (если такой механизм существует). Во-вторых, крах фондового рынка, порождая рецессию в одной стране, может привести к глобальной рецессии через последовательное действие эффекта мультипликатора. В-третьих, если фондовый крах приведет к денежному кризису, этот кризис может распространиться по всему миру.
Не совсем очевидно, что крах одного национального фондового рынка обязательно должен привести к снижению цен на других рынках. Предположим, что на следующей неделе весь мир неожиданно придет к выводу, что японские акции сильно переоценены. Тогда инвесторы, скорее всего, будут переводить свои активы на другие финансовые рынки; таким образом, японский крах будет сопровождаться ростом цен в остальных странах.
2. Финансово-кредитные кризисы и их последствия в россии
.1 Государственный долг как фактор кризиса 1998 года
финансовый дефляция мировой кризис
Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания по управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики. В последние годы в России проблема госдолга обострилась и приобрела характер долгового кризиса. Это связано с переходным характером российской экономики и конкретной экономической политикой государства. Попытаемся рассмотреть фактор государственного долга как причину и составляющую финансового кризиса, угрожающего экономической безопасности государства.
Кризис финансово-кредитной системы стал ощутим в России в конце 1997 г. В августе 1998 г. положение обострилось так, что разрушенными оказались финансовый и валютный рынки, коммерческий сектор банковской системы. Девальвация рубля заставила импортеров значительно свернуть свой бизнес, тем самым сократив рынок потребительских товаров. Сложилась качественно новая ситуация во внешнеэкономических отношениях. Обострился вопрос финансирования дефицита государственного бюджета. Страна оказалась на грани банкротства, не имея возможности платить по своим внутренним и внешним долгам.
Правительство и Центральный отказывалось от погашения долгов, так как речь шла о переносе их на более позднее время. Следствием действий Правительства явилось разрушение рынка ГКО и потеря доверия к российским властям. Прекращение на 90 дней выплат по частным кредитам, полученным на внешнем рынке ссудных капиталов, также серьезно осложнило доступ российских предприятий на внешние рынки кредитов.
Обвал пирамиды ГКО вместе с неплатежами по частным кредитам значительно снизили кредитный рейтинг россии. Финансовый кризис в России подорвал ее международный престиж, а, следовательно, и возможности выхода из кризиса. В частности, без очередных кредитов МВФ профинансировать бюджетный дефицит, не прибегая к денежной эмиссии, оказалось невозможным, даже в условиях высоких цен на нефть.
В современных условиях важно концептуально определить природу российского финансового кризиса в целях его преодоления и предупреждения в перспективе.
В конце 1997 г. Правительство и Центральный определили как кризис фондового рынка, возникший в связи с кризисом в Юго-Восточной Азии.
анализ состояния экономики в других регионах мира показал, что финансовый кризис в Юго-Восточной Азии не вызвал серьезных осложнений на мировых рынках. В США продолжался устойчивый и сбалансированный экономический рост. Имел место профицит федерального бюджета, значительно превосходящий объем федерального бюджета России в долларовом выражении.
высокими экономическими показателями характеризуется состояние стран Западной Европы. В начале 1999 г. 11 государств Евросоюза ввели в безналичный оборот первую в мире единую валюту — ЕВРО, причем условием ее введения явились низкие темпы дефицит бюджета не должен был превышать 3% ВВП. К моменту введения коллективной валюты многие страны превзошли названные выше параметры, в частности Франция, Испания, Италия, Германия, Нидерланды, англия (пока не присоединившаяся к евровалюте по другим причинам), Финляндия, Австрия, Бельгия и др. Из сказанного следует, что финансовый кризис в Юго-Восточной Азии не дестабилизировал экономику и финансово-кредитную сферу развитых рыночных государств [6, стр. 326].
В странах Восточной Европы также не наблюдалось острого финансового кризиса в этот период, хотя у них пока не создан нормально функционирующий рыночный механизм. Для этой группы стран характерны дефицит платежного баланса, Безработица, низкая эффективность предприятий. Вместе с тем, странам Восточной Европы удалось более плавно перейти к рынку путем государственного регулирования денежной массы, личных доходов различных слоев населения, курса национальных валют. В целом сочетание монетаристской политики и государственного регулирования позволили достичь определенной стабильности.
Что касается россии, то после августа 1998 г. произошло резкое обесценивание рубля, рост цен, свертывание финансового рынка и банковской системы. Полагаем, что существующие в России негативные тенденции вряд ли стоит связывать с кризисом в Юго-Восточной Азии. Предпосылки к возникновению финансового кризиса в России были сформированы еще до его возникновения в Юго-Восточной Азии. Основополагающей причиной является системный кризис государственных финансов и экономики в целом, а также ошибки в методах проведения в России рыночных реформ.
В советский период кризисное состояние государственных финансов скрывалось за официально декларируемым благополучным бюджетом. О бюджетном дефиците было объявлено только в конце 80-х гг. О масштабах финансовой катастрофы можно судить, сопоставив доходы бюджета в 1990 году (429,9 млрд. руб.) и объем внутреннего государственного долга (540 млрд. руб.), т.е. внутренний долг по объему превышал доходы бюджета. По данным Министерства финансов РФ, внешний долг СССР к этому периоду составил 96,9 млрд. долл. США.
С 1990 г. главным источником покрытия бюджетного дефицита стали прямые кредиты Госбанка СССР (в дальнейшем — Центрального банка РФ) госбюджету. Использование средств ссудного фонда как формы государственного кредита характеризовалось тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (без опосредования этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передавали часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Отказ Правительства от использования в 1994 г. первичной кредитной эмиссии ЦБ для финансирования бюджетного дефицита привел к сокращению темпов инфляции и оздоровлению экономической ситуации. однако результат был достигнут не за счет сокращения бюджетного дефицита, а в результате его конвертации в государственный долг. Если бы в стране был одновременно создан эффективный механизм роста госдоходов и сокращения дефицита, это стало бы базой для резкого роста экономики в рыночных условиях. Однако отмеченное до 1995 г. благополучие по внутренним займам было обусловлено тем, что большую их часть составили нерыночные государственные обязательства, которые вследствие высокой инфляции были обесценены. К 1996 г. подобные «резервы» облегчения долгов были исчерпаны. поэтому доля внутреннего долга, оформленного нерыночными инструментами, значительно снизилась, и, соответственно, увеличился долг, оформленный ценными бумагами: ГКО, ОФЗ и др. Не имея возможности пополнить бюджет увеличением доходов и не прибегая к сокращению непроизводительных расходов, у государства не осталось выхода кроме наращивания долгового бремени [6, стр. 431].
чтобы увеличить интерес участников рынка в покупке ГКО, приоритет был отдан краткосрочным обязательствам. Кроме того, повышалась доходность ГКО, что привлекло российские коммерческие банки, серьезно ослабив инвестиционные возможности для поддержки реального сектора экономики. Таким образом, начался масштабный перелив финансовых ресурсов в спекулятивный сектор экономики.
В связи с резким ослаблением реального сектора (который еще не успел приспособиться к рыночным условиям), убыточностью предприятий налоговая база бюджета сжималась. Параллельно с названными тенденциями росли расходы по обслуживанию государственного долга, достигнув почти трети расходной части бюджета. Для своевременного обслуживания государственного долга Правительство было вынуждено применять скрытые формы заимствований в виде задержек по выплатам заработной платы бюджетной сфере, пенсий, детских пособий и других социальных расходов. Названные факторы значительно снизили покупательную способность населения, что привело к стагнации экономики и росту социальной напряженности. Таким образом, финансовый рынок не обслуживал потребности реального сектора экономики, так как никакой мобилизации финансовых ресурсов для него не произошло. Он стал носить преимущественно спекулятивный характер, как со стороны резидентов, так и нерезидентов. В результате экономический курс Правительства оказался несостоятельным, так как в качестве приоритета была выбрана финансовая стабилизация в отрыве от процессов в реальном секторе. Рост экономики рассматривался лишь как следствие финансового роста, что противоречит канонам экономической науки в любом ее изложении, от Маркса до современных монитаристов. Это не могло не привести к финансовому кризису.
Возникновению финансового кризиса в России способствовал и внешний фактор. Воздействие внешнего фактора, на мой взгляд, следует рассматривать в контексте экономической зависимости страны от иностранного капитала, а не как следствие мирового финансового кризиса. Следует более подробно остановиться на основных аспектах внешнего фактора.
Прежде всего, речь идет о долларизации экономики. В российском налично-денежном обороте долларовый компонент превзошел денежную массу и, таким образом, стал одной из главных причин слабой насыщенности рублями ВВП страны. Это привело, наряду с другими факторами, к росту неплатежей, в том числе и в бюджетной системе, разрушив ее доходную базу. При скромных объемах экспорта капитала из России в виде прямых и портфельных инвестиций миллиардами долларов измеряются ее расходы на закупки в США долларовых банкнот.
Серьезным фактором внешней финансовой зависимости россии стали заимствования у международных финансовых организаций. Долг россии по названной позиции составил к 1998 г. около 20,5 млрд. долл. [1, стр. 12].
Избыточный спрос на иностранную валюту привел к значительному сокращению золотовалютных резервов страны. К середине 1998г. они сократились почти вдвое. Недостаток валютных средств вынудил Россию прибегнуть к внешним заимствованиям во всевозрастающих размерах. В результате внешний долг России к концу кризисного 1998г. (вместе с долгом СССР) превысил 150 млрд. долл., что составило 52% ВВП. Последующая девальвация рубля увеличила госдолг до 120% ВВП, причем доля внешней задолженности возросла с 60 до 85% от общего объема долга.
Возникновению в России финансового кризиса способствовало также изменение конъюнктуры мирового рынка нефти, газа и металлов. Цены на рынках резко упали с осени 1997 г., что значительно сократило валютные доходы страны.
Оценивая посткризисную ситуацию в россии, следует подчеркнуть актуальность задачи восстановления доверия к власти иностранных инвесторов, международных финансовых институтов. Правительство и ЦБ россии в своем заявлении подчеркнули, что не намерены придерживаться политики дефолта, так как в противном случае торгово-экономические отношения с внешним миром будут сведены к минимуму. Примером тому служит отказ большевиков платить по царским долгам.
По международным стандартам долговое положение страны остается сложным. В ближайшие восемь лет ежегодные выплаты по внешнему долгу будут составлять 11-13 млрд. долл., и, если график платежей не изменится, России придется направлять на погашение государственного внешнего долга более половины доходов государственного бюджета, если его доходы не увеличатся. Экономика России уже прошла критический порог, поэтому речь должна идти о прогнозах выхода из долговой ситуации.
Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса должна представлять комплекс взаимосвязанных мер. прежде всего, для выхода из долгового кризиса необходим стабильный экономический рост. По официальной информации Минфина, итоги развития экономики РФ в 1999 г. свидетельствуют об установлении относительно стабильной макроэкономической ситуации. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. увеличился объем промышленного производства, улучшились показатели платежного баланса страны, произошел некоторый рост инвестиций в основной капитал. В результате принятых мер в области валютного регулирования и контроля, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры относительно устойчивой была ситуация на валютном рынке, стабилизировался курс рубля, значительно снижена И. Однако остаются достаточно высокими инвестиционные и кредитные риски, что не способствует притоку капитала в реальный сектор экономики как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных инвесторов.
таким образом, отечественная промышленность по-прежнему нуждается в дополнительных источниках финансирования. Это связано и с тем, что девальвация рубля и процесс импортозамещения, которые явились главной причиной промышленного роста в посткризисных условиях, постепенно нивелируются необходимостью проведения структурных преобразований, прежде всего в области обновления основных фондов и технологий.
Определенные положительные сдвиги наблюдались в исполнении федерального бюджета. Дефицит бюджета определился в сумме 61, 9 млрд. руб. и составил 61,5 % к предельному объему, установленному федеральным законом. Превышение фактических поступлений в доходы бюджета над плановыми показателями произошло по следующим причинам:
·ВВП превысил показатель, заложенный в расчете бюджета на 1999 г., на 11,6%, что увеличило налогооблагаемую базу;
·фактический уровень инфляции (36,5%) превысил плановые показатели, что увеличило сумму доходов в рублях;
·фактический среднегодовой курс доллара США (24,8 рубля) превысил прогнозный (21,0 рубль), что повлияло на рост валютных поступлений;
·налог на добавленную стоимость по товарам, произведенным на территории РФ, поступал по ставке в 20% против 15%, заложенных в бюджете;
·в федеральный бюджет поступали доходы, не отраженные в балансе бюджета, но предусмотренные в его текстовой части.
однако перерасчет валютных поступлений федерального бюджета по курсу доллара США и приведение рублевых доходов к сопоставимым ценам показывает, что реально доходы федерального бюджета снизились на 4% по сравнению с 1998 г. и почти на 30% по сравнению с 1997 г. [2, стр. 302].
.2 Текущая кризисная ситуация
В 2000 — 2007 гг. мы наблюдали повышательную динамику цен на акции российских компаний — в 3,4 раза она опережала стоимостный рост ВВП, в 1,8-1,9 раза — рост денежной массы, в 6,9 раз — инфляцию. отчасти указанный рост относится к позитивной переоценке стоимости бизнеса и имущество России, к естественному удорожанию активов в успешно работающей экономике. Вместе с тем 40-50% роста является спекулятивной составляющей, в частности связанной с портфельными инвестициями нерезидентов на российский фондовый рынок. Все больше значительная часть внутренней денежной массы формируется за счет иностранных портфельных инвестиций (соотношение их размера с количеством денег в долларовом эквиваленте достигло 77%). Постепенно снижается способность банковской системы покрыть валютными активами Спрос на них, связанный с бегством капитала из россии, которое может произойти из-за рыночных шоков.
помимо этого свои риски несет глобализация, и как ее следствие жесткая взаимосвязь в динамике российского и других формирующихся рынков. Падение развитых рынков вызывает кризис и на формирующихся рынках. обратное влияние имеет существенно меньшую вероятность. наоборот, средства инвесторов, покинувших формирующиеся рынки, могут вызвать быстрый рост стоимости финансовых активов на развитых рынках, в той их части, которая сопоставима по риску и доходности с активами формирующихся рынков.
однако есть проблемы и в самой модели российского финансового рынка. Его архитектура открыта для движения спекулятивных потоков «горячих денег» крупных инвесторов (рынки АДР/ГДР, классический рынок РТС с расчетами в валюте за рубежом, рублевые операции нерезидентов на внутреннем рынке при открытом счете капитала). И уже сегодня очевидна тенденция нарастание участия иностранных инвесторов по внутренним оборотам (на ММВБ в 2007 году нерезиденты составили около 30%), также 30% оборотов российских акций приходится на зарубежные рынки АДР и ГДР. следовательно, российский финансовый рынок открыт для классических сценариев кризисов на развивающихся рынках — рыночные шоки и бегство капиталов нерезидентов с паническим сбросом национальной валюты.
Еще одним признаком деформации финансового рынка является его низкая монетизация. Чем выше монетизация экономики и насыщеннее денежными ресурсами финансовый Рынок, тем больше его объемы, боле значимая капитализация и более диверсифицированная структура (финансовые инструменты, участники рынка, виды рынков). Считается, что финансовая глубина Экономика должна составлять не менее 80%, в то время как у нас этот показатель равняется — 40-41%.
Так же для нас характерна высокая фрагментарность, отсутствие центрального депозитария, центральной расчетно-клиринговой организации, насыщенность рынка информационными и технологическими барьерами.
Описанное сегодняшнее состояние финансового рынка России может подвергнуться в 2008-2009 гг. так называемой «финансовой инфекции». Суть ее заключается в том, что при возникновении кризиса на каком-либо формирующемся рынке есть вероятность того, что кризис придет и в Россию. учитывая сверхвысокие риски «emerging markets», нерезиденты могут принять решение вывести средства из портфелей по всей группе формирующихся рынков, перераспределив их в пользу рынков индустриальных стран. В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка России от инвестиций нерезидентов, прежде всего от краткосрочных заимствований и спекулятивных портфелей акций, формируемых в значимой части крупными глобальными инвесторами и международными коммерческими и инвестиционными банками, такое бегство капитала может стать спусковым механизмом для цепной реакции кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятель резидентов. Таким образом, будет создан потенциал для масштабного финансового кризиса.
Текущая ситуация характеризуется разрывом цепочек, переходом на предоплату, уменьшение ликвидности и панической реакцией большинства игроков.
Текущий мировой финансовый кризис лучше сравнивать с кризисами 1907 и 1929 года, и следует планировать значительное временное падение стоимости значительной части активов, кроме золота и кэш. Сегодня не только девелоперы и строители уже объявили о приостановке большого объема своих программ. Банки, в большинстве, прекратили кредитование, что приводит систему к разрыву цепочек, реальная и залоговая стоимость недвижимости и активов снижается.
2.3 Прогноз последствий кризиса для россиян
интересно, как все может поменяться за какие-то полгода. В апреле Институт экономики переходного периода (ИЭПП) рассмотрел несколько сценариев развития российской экономики, среди которых было два не совсем обычных. Один подразумевал массовый отток капитала ($50 млрд. в 2008 г. и $200 млрд. в 2009 г.) при сохранении сравнительно высоких цен на нефть, второй — постепенное снижение цен на нефть до $30-35 за баррель при сохранении остальных условий сравнительно благоприятными. Когда российские чиновники твердили про Россию как тихую гавань в океане нарождающегося кризиса, подобные прогнозы выглядели странно. «Мы взяли критические варианты просто для того, чтобы просчитать пределы прочности российской экономики, — осторожно замечает автор исследования, руководитель направления «Макроэкономика и финансы» ИЭПП Сергей Дробышевский — сами варианты рассматривались нами как сравнительно маловероятные».
Прошло несколько месяцев, и предельная прочность российской экономики проверяется не на математических моделях, а на нашей шкуре. Мы видим, как оба критических варианта ИЭПП реализуются одновременно — и деньги бегут, и нефть дешевеет, и вести с полей мировой экономики все мрачнее. «Новый прогноз мы пока не делаем, — говорит Дробышевский. — Все слишком быстро меняется». Действительно, масштаб и интенсивность кризиса стали сюрпризом для многих — привычные модели не работают. Ясно одно: россии придется рассчитывать только на свои силы, доступа к внешнему финансированию практически не будет. А свои силы — это нефть. никто не может сказать, сколько она будет стоить в следующем году.
2.4 Жизнь после кризиса: что ждет банки
Два месяца — этот срок становится для российских банков заветным. По прошествии этого периода станет ясно, насколько тяжело нынешний кризис ликвидности ударил по национальной финансовой системе, и к каким последствиям он привел. За следующие два месяца, то есть до конца текущего года, практически наверняка появятся новые «казусы Кит-Финанса и Связь-Банка». Понятно, что эти прецеденты будут носить другие названия, но суть от этого не изменится: государству придется либо выкупать «рушащиеся» банки, либо мириться с их уходом с рынка, если размеры финансово-кредитных структур будут некритичны для стабильности системы в целом.
Предположим, что ситуация будет развиваться по лучшему из возможных сценариев: последствия кризиса окажутся ограниченными и не критичными для банковского сектора. Тем не менее, они будут, да что греха таить — уже есть сейчас. И дело тут не только и не столько в падении некоторых банков, и в увеличении доли госструктур на финансовом рынке — не менее важно то, что банки уже меняют, и еще будут менять условия своей работы с клиентами.
Клиенты, кстати, уже почувствовали это: крупные и уж тем более мелкие и средние финансово-кредитные структуры одна за другой начали ужесточать условия предоставления кредитов, повышать процентные ставки по нецелевым потребительским займам и кредитным картам, «замораживать» на неопределенный срок целые программы кредитования. Как и год назад, появились случаи отказа клиентам в предоставлении уже одобренных кредитов, прежде всего, ипотечных. Разница с событиями годичной давности заключается в том, что сегодня это явление приобретает массовый характер, тогда как в октябре-ноябре прошлого года лишь несколько сравнительно некрупных банков «заморозило» свои ипотечные программы. Впрочем, чему тут удивляться: год назад была произведена «разведка боем», а сейчас Россия оказалась втянутой в общемировой финансовой кризис. Если не по полной программе, то достаточно ощутимо.
Наверное, многие клиенты — особенно, те, кто стал жертвой ужесточения политики в сфере ипотечного кредитования, склонны винить банки в невыполнении обязательств, изменении правил игры задним числом и т.д. однако следует признать, что у большинства финансово-кредитных структур сейчас нет иного выхода, чем предпринимать вышеназванные шаги. Они не могут продолжать нормальную деятельность в сфере ипотечного кредитования, потому что не имеют больше источников «длинных денег»: внешние рынки капитала после недавних трагических событий в США полностью «закрылись». Депозитная база есть лишь у немногих крупных финансово-кредитных структур, ну, а Рынок межбанковского кредитования исторически является источником краткосрочной, а не долгосрочной ликвидности. Да и эффективность его работы остается под вопросом.
Так что к числу краткосрочных последствий кризиса смело можно относить вынужденное «замораживание» ипотечных программ и снижение активности банков в такой ранее перспективной сфере, как автокредитование. С автокредитами дело, конечно, обстоит легче, однако и здесь финансово-кредитные структуры сталкиваются с серьезными проблемами. Всевозможные льготные программы кредитования на покупку автомобилей тоже, по-видимому, будут «заморожены» до лучших времен, и требования банков к платежеспособности заемщиков неизбежно возрастут. В кризисные времена никто не хочет брать на себя дополнительные кредитные риски: у банков и без них достаточно проблем.
ирония судьбы, однако, состоит в том, что участникам банковского рынка невольно приходится рубить сук, на котором им волей-неволей придется сидеть, когда кризис пойдет на спад, и сектор начнет оправляться после его последствий. Ужесточение условий кредитование, повышение ставок по кредитам, «замораживание» ранее действовавших кредитных программ — все это, безусловно, не будет способствовать повышению лояльности клиентов по отношению к тем или иным финансово-кредитным организациям.
А одним из последствий кризиса, по мнению главы Совета директоров МДМ-Банка, будет как раз повышение роли лояльности клиентов в развитии бизнеса тех или иных банков. «До сих пор — в период с 2000 года по 2007 год включительно — наши банки работали в тепличных условиях, для них фактически не существовало ограничений при привлечении пассивов», — считает глава МДМ-Банка. У банков были возможности легко и быстро привлекать средства на внешних рынках, лояльность клиентов не имела для них принципиального значения. «Теперь уже ясно, что ситуация изменилась всерьез и надолго, и тепличных условий в обозримом будущем для участников нашего финансового рынка не будет. А коль скоро так, то банкам придется менять свою стратегию по многим вопросам, в том числе, и по вопросам, связанным с привлечением клиентов. Раньше финансово-кредитные структуры могли не бороться за их лояльность, потому, что места на рынке и возможностей для роста хватало всем. В условиях, когда пассивы станет привлекать сложнее, такая политика не пройдет».
Коль скоро так, то изменения, по мнению главы МДМ-Банка, претерпит и отношение банков к вопросу о долях, занимаемых финансово-кредитными структурами на рынке. В «тепличные времена» представители банков много говорили об этом, однако фактически долю на рынке в полном смысле этого слова имели единицы. «Если вам все равно, каких клиентов вы привлекаете, если вы не можете быть уверены в их лояльности, то не следует вести речь о доле», — подчеркивает глава МДМ-Банка. после кризиса, по его мнению, банки начнут подходить к решению этой проблемы более серьезно.
Все это замечательно, однако открытым остается вопрос, не останется ли осадок? Лояльность клиентов банкам придется завоевывать в условиях, когда еще свежа будет память о том, как финансово-кредитные структуры вели себя по отношению к клиентам в кризисный период. поэтому можно предположить, что в выигрыше опять окажутся государственные банки — Сбербанк и ВТБ. Не потому, что они в «тощие времена» будут предлагать своим клиентам лучшие условия — просто потому, что у них-то как раз лояльные клиенты есть, а другим банкам придется завоевывать эту лояльность с нуля.
Заключение
несколько несвоевременным давать точные прогнозы развития финансово-кредитного рынка за пределами 2008 г. однако очевидно, что к этому моменту рынок ценных бумаг должен стать инструментом, используемым для решения наиболее острых проблем, которые будут существовать в экономике.
В этот же период времени следует ожидать существенного изменения в соотношении между долевым и долговым финансированием в пользу первого.
Реализация всего комплекса намеченных мер приведет к кардинальному изменению рынка ценных бумаг россии. К концу первого десятилетия XXI века он будет иметь принципиально иные количественные и качественные характеристики.
Прежде всего, изменится роль и место рынка ценных бумаг в российской экономике. Он станет основным механизмом перераспределения инвестиционных ресурсов, включая сбережения граждан. Возникнет заинтересованность широких слоев населения в результатах функционирования как собственно рынка ценных бумаг, так и экономики в целом.
Рынок ценных бумаг утратит свою спекулятивную направленность. ведущую роль на нем будут играть инвесторы, нацеленные на долгосрочные инвестиции, и надежные эмитенты.
Существенно увеличится емкость рынка ценных бумаг. Можно ожидать, что к 2010 г. капитализация 100 крупнейших российских корпораций составит 600 млрд. долл., что позволит российскому рынку войти в число крупнейших развивающихся рынков и приблизит его к европейским рынкам. многократно возрастет объем торгов, равно как и Ликвидность ценных бумаг многих сотен компаний. увеличение емкости фондового рынка приведет к росту его устойчивости и увеличению относительной защищенности от кризисных явлений мировой финансовой системы. Можно ожидать, что к 2010 г. положительный эффект от вовлечения российского фондового рынка в мировой финансовый рынок превысит отрицательный.
Список использованной литературы
1.Грызунов В., Подольный Н., профессиональная и предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг «Хозяйство и Право», 2001, № 3. — с. 12-19;
.Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 339 с.;
.Лавриков И. Н. проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//финансы, 2002, № 5. — 58 с.;
.Лауфер. Особенности развития современных фондовых бирж, вопросы Экономики, №5, 2003 — с.21-32;
5.Черкидов Б. М. Модели рынков ценных бумаг. — СПб.: Питер, 2005. — 416 с.;
.финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В. К. Сенчагова и А. И. Аронова. — М.: Проспект, 2002. — 496 с.;
.финансы предприятий: учебник/Под ред. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 279 с.
приложение Хронология кризиса 2008
год
Октябрь
октября
ЦБ японии впервые за 7,5 лет снижает учетную ставку. Ставка снижена на 0,2% до 0,3%.
ВВП США в III кв. 2008 г. Сокращается на 0,3%. Это сильнейшее падение ВВП за семь лет.
октября
ФРС США понизила базовую процентную ставку на 50 базисных пунктов до 1%. Это вдвое ниже первый раз в этом цикле уменьшена, она снизилась на 4,25%. Стоимость нефти составила 67$.
октября
профессор Гарвардского университета США, в прошлом главный экономист МВФ К. Рогофф: «стремительный рост доллара по отношению к мировой корзине валют на фоне кризиса банковской и финансовой системы США не имеет экономических оснований и носит временный характер».
октября&P понизило рейтинг Московской области (с «ВВ» до «В-») и связанных с ней компаний (МОИТК, ИКМО, Мострансавто до СС). Группа ГАЗ остановила основные конвейеры в связи с падением спроса в условиях финансового кризиса.
октября
Проблемы в реальном секторе.Motors заявила о необходимости сокращений для снижения издержек, Goldman Sachs уведомила о сокращения 3260 рабочих мест, Xerox увольняет 3000 человек. Квартальные продажи второго мирового автопроизводителя toyota Motor упали впервые за семь лет. Sony Corp объявила о снижении чистой прибыли на 59%.
октября
В. Путин: «По прогнозу россии, в 2009 г. экономика США и Европы будет иметь самый низкий рост за последние 18 лет, ВВП этих стран будет равен ВВП 2008 г., в ряде стран ожидается его падение».
октября
Правительство Южной Кореи принимает экстренный пакет антикризисных мер, согласно которому млрд. долл.Также, центральный Банк Кореи объявил о решении дополнительно выбросить на рынок сумму, эквивалентную 30 млрд. долл., из золотовалютных резервов.
Голландское правительство предоставляет 10 миллиардов евро ($13,4 миллиарда) ING, крупнейшему банку страны.
октября
Доходность отдельных выпусков федеральных казначейских обязательств США упала до 68-летнего минимума. Инвесторы готовы вложить деньги в них с 0% (нулевой) доходностью, лишь бы обеспечить сохранность этих денег.
США начинают терять контроль над глобальными финансовыми организациями.
Премьер-министр великобритании Гордон Браун призвал европейских лидеров перестроить МВФ и привести его в соответствие с реалиями современного мира. Президент Южной Кореи Ли Мун Бак также призвал к «созданию новой международной организации, способной регулировать события и предпринимать активные действия» на мировом рынке в условиях глобализации.
октября
Ведущие страны зоны евро и великобритания к 14 октября выделили суммарно 1,5 трлн. евро на борьбу с финансовым кризисом.
Германия выделила 480 млрд. евро, великобритания — 360 млрд. евро, Франция — 320 млрд. евро, Испания и Австрия — по 100 млрд. евро, Португалия — 20 млрд. евро. Все эти средства решено реализовывать на национальной основе.
октября
Одобрен законопроект, согласно которому Внешэкономбанк получает Право до 31 декабря 2009 г. предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций. При этом общий объем таких кредитов не должен превышать $50 млрд.
Совет Федерации одобряет закон о повышении уровня страхового возмещения по вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. рублей.
Минфин Великобритании берёт под свой контроль Bank of Scotland за 20 млрд. фунтов стерлингов налогоплательщиков, пишет The Times.
октября
Проведён экстренный саммит 15 членов ЕС. По итогам саммита главы государств сказали, что используют все доступные инструменты, чтобы не допустить банкротства «системно важных» финансовых институтов.
октября
Проведён саммит «финансовой семёрки», на которой впервые полноценно участвует Россия.
Министры финансов стран «большой семерки» (G-7) в ходе саммита разработали «жесткий план действий», следуя которому можно будет преодолеть мировой финансовый кризис. Согласно плану, необходимо принять меры, чтобы предотвратить разорение основных финансовых систем; обеспечить возможность привлекать капитал, как из частных, так и из государственных источников для возобновления кредитных операций; гарантировать широкий доступ банков и других финансовых институтов к ликвидности и финансированию; обеспечить надежность национальных программ по страхованию вкладов; при необходимости принимать меры для возобновления деятель вторичных рынков ипотечных и других ценных бумаг.
октября
Индекс DJIA после открытия за первые 5 минут проваливается более чем на 9% и пробивает уровень 8000, достигнув района минимумов 2003 года. В следующие несколько минут индекс отскакивает на 700 пунктов, или на те же 9%. В результате индексы DJIA и S&P закрылись лишь в небольшом минусе, а индекс Nasdaq и вовсе в плюсе.
Волна панических распродаж накрыла рынки по всему миру.
Фондовый Рынок США обвалился на 7%, Японии — на 10%, Европы — на 10% с открытия. Нефть упала на 5%. В РФ биржи были остановлены до специального разрешения. Акции General Motors обвалились на 31%, Motor на 21%. Акции AIG на очередные 23%, с начала года более чем на 97%. Снижение ставки ФРС до 1,5% не помогло рынку. Реальная ставка Libor overnight достигла 5,09%. Мировые рынки начинают испытывать большие проблемы с ликвидностью.
октября
Госкомпания «российские железные дороги» (РЖД) приобретает оказавшийся на грани банкротства инвестбанк «КИТ Финанс» за символические 100 рублей.
октября
Центробанки скоординировано уменьшают стоимость кредитных денег.
Федеральная резервная система США, Банк англии, Европейский центральный банк, а также ЦБ Канады, Швейцарии и Швеции объявили о скоординированном снижении учетных ставок на 0,5 б.п.
Внешэкономбанк (На бирже в 11:05 снова были остановлены торги на сутки.
При этом падение за 35 минут торгов составило примерно 15%. Между тем, распродажи захлестнули Азию и продолжились в Европе. Между тем, падение индекса ММВБ за полгода составило уже 70%.
октября
Президент РФ Медведев заявил о выделении ещё 950 млрд. руб. на поддержку финансовой системы.
По оценкам макроэкономистов, эта сумма и 1 трлн. руб., экстренно выделенный государством ранее, для российской экономики равноценны 700 млрд. долл. в масштабах экономики США.