Учебная работа. Европейский миграционный кризис
Европейский миграционный кризис
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
национальный государственный университет физической культуры,
Спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Институт экономики и социальных технологий
Факультет экономики, управления и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Европейский миграционный кризис
Выполнил студент 3 курса дневного отделения
по направлению 41.03.05 — Международные отношения
Белов Александр Сергеевич
Санкт-Петербург 2016
Введение
обращение к теме обусловлено чрезвычайной остротой данной проблемы на сегодняшний день. Восстания в пригородах Парижа, превращение Средиземного моря в море скорби по тысячам погибших в попытке перебраться в Европу, трагические события в Испании и других странах Евросоюза возвели миграционную политику в разряд наиболее актуальных. Миграционная тема, как отметил директор Института Европы ран Алексей Анатольевич Громыко, всё сильнее влияет на конфигурацию партийно-политической системы современной Европы, также она рассматривается одновременно и как вызов основам европейской интеграции, и как неизбежная плата за людские ресурсы, без которых население Европы ожидало бы катастрофическое старение и сокращение.
Нельзя не упомянуть о том, что и россия в последнее десятилетие вошла в ряд крупнейших реципиентов легальных и нелегальных мигрантов, а также соискателей убежища, главным образом, из Украины. Точно также в недавнем прошлом Евросоюз стал убежищем для тысяч ливийцев, сирийцев, албанцев и т.д.
В этой работе будут рассмотрены изменения в миграционной ситуации в Европе и ответные тенденции в иммиграционной политике на уровне ЕС. Наряду с положительной оценкой новшеств и наличием множества достижений отмечена также недостаточная эффективность решений по ряду острых проблем. Отдельно будет затронута тема российской иммиграционной политики: основные черты трудовой миграции и способы привлечения иностранных работников, последние изменения в российском законодательстве, проблемы Южного федерального округа в контексте российской миграционной политики, возможности и границы применения опыта ЕС в России, перспективы сотрудничества россии и ЕС в вопросах миграции.
Природа миграции
Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. То есть это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятель независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих»
Миграционные потоки существовали с древних времен. изначально причиной этому служили изменения климата, постепенное увеличение населения людей и в связи с этим, изучение прилегающих территорий. Это был естественный процесс, который позволил распространиться народам по всей поверхности земного шара.
С развитием общества, появлением обособленных культур, религиозных учений и самоидентификации этносов и народностей, причины миграции изменялись и усложнялись. Сейчас существуют разные формы миграции, и человек в наше время стремится не только обезопасить себя от войн и суровых климатических условий, но и просто желает найти жизнь соразмерную с его интересами, то есть место, где его будут удовлетворять доход, плотность населенного пункта, географическое положение и архитектура, а также общество, разделяющее схожие взгляды.
Другая форма миграции — международная миграция, положительной ее причиной является экономическая заинтересованность, то есть естественное желание человека повысить свою заработную плату, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. В таком случае, увеличивается приток высококвалифицированных специалистов туда, где они необходимы.
Но в данный момент, особо актуальным стал вопрос миграции, обусловленной такими причинами как войны, политические конфликты и природные катастрофы, степень которых возросла в связи с изменением климата.
Существует также вынужденная миграция, которая характерна для социального контроля авторитарных режимов, а потому не интересна на международной арене XXI века.
Что касается последствий миграции, то они содержат как позитивный, так и негативный характер, поскольку столкновение этносов, культур и цивилизаций тесно связано с недоверием сторон и непониманием интересов друг друга. Однако, при рассмотрении итогов миграции и мультикультурализма можно отметить развитие общества в целом. например, Великое переселение народов происходило в тот момент, когда в римском обществе начался спад в социальной и культурной сферах, а поскольку именно эти показатели являются главенствующими в эволюции цивилизаций, то "прибытие варваров" пусть и отбросило некоторое развитие назад, в конечном счете послужило отличным плацдармом для создания нового. Эту ситуацию замечательно описал греческий поэт Константинос Кавафис в своем стихотворении "В ожидании варваров", где римские города приготовились для встречи древнегерманских племен, которые не явились, и потому римлян волновал один вопрос: "а как нам быть, как жить теперь?"
Процесс интеграции культур всегда давался тяжело, история знает и порабощение, и геноцид, и угнетение, но к счастью в XX веке тенденция не правомерного отношения одной нации к другой пошла на убыль. Это, несомненно, позитивное явление, поскольку плодами мультикультурализма являются поистине изящные и прекрасные вещи: например, готическое Искусство, латинские танцы; если говорить о современных достижениях, то относительно недавно чернокожие музыканты начали играть на европейских инструментах, так зародилась "музыка свободы" — блюз. Стоит отметить, что это был "не только новый, более совершенный вид музыки, но и музыка, призванная рассказать о чувствах и чаяниях трудящихся — мужчин и женщин", то есть это было возможностью рассказать то, о чем прежде умалчивали.
Из выше сказанного следует, что миграция как явление имеет разнообразный характер, и что та форма миграции, которая рассматривается в данном исследовании, при правильном подходе может поспособствовать развитию человеческих отношений в целом, и улучшению социальной, культурной и иных сфер в частности.
Изменения иммиграционной ситуации в Европе и ответы Евросоюза
Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы — Италию, Грецию и Венгрию.
Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.
Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.
В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.
К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.
Потому фоне кризиса и медленного восстановления экономики, подъёма евроскептицизма и жарких дебатов в обществе о границах и масштабах притока мигрантов в Европу, Европейский союз переходит к новой стадии иммиграционной политики и политики убежища. Переход осуществляется в тот момент, когда на южных границах Европы складывается поистине критическая ситуация, требующая самых активных усилий и пристального внимания. «Арабская весна», военная операция в Ливии, сирийский конфликт превратили миллионы людей в «перемещённые лица», и число желающих пуститься в плавание к северным берегам Средиземноморья растет, несмотря на многочисленные жертвы на этом опасном маршруте.
В июне 2014 г. Европейский союз оказался перед лицом нелёгких задач: разработать и утвердить новые принципы и программу действий в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия, в том числе, и для иммиграционной политики; установить долгосрочные цели и приоритеты, одновременно безуспешно пытаясь урегулировать сложившуюся ситуацию. Европейский совет обсуждал новые принципы, прекрасно сознавая, что в последнее время реализация иммиграционной политики проходила с большими трудностями, а энтузиазма в формировании новых подходов не наблюдалось ни у политиков, ни у населения европейских стран.
Регулирование миграционных процессов в XXI в. постепенно становилось всё более значимым направлением деятельности Европейского союза, приоритетным пунктом экономической и политической повестки дня современной Европы. ЕС объявил своей целью формирование «всеобъемлющей миграционной политики» на основе общих базовых принципов допуска граждан третьих стран на территорию государств-членов» при одновременном обеспечении охраны общей границы Евросоюза.
достижения в реализации этой задачи ни в коем случае не следует недооценивать. Увеличение объёма законодательства впечатляет, как и намерение его кодифицировать. Было принято законодательство о правах и условиях въезда в ЕС членов семей мигрантов, студентов, исследователей, специалистов высокой квалификации. Посредством директив были введены положения о возвращении на родину нелегальных иммигрантов, а также санкции против предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу незаконно.
Весомый вклад в регулирование миграционных потоков вносят агентства, выполняющие посредническую функцию между институтами ЕС и государствами ЕС. В 2005 г. агентство Фронтекс начало свою трудную деятельность по координации усилий государств-членов в охране границы и патрулированию прибрежной морской зоны. Учреждённое в 2011 г. европейского бюро по оказанию поддержки просителям убежища (ЕБПУ) пытается внести свою лепту в регулирование притока претендентов на убежище и выявление тех, кто действительно нуждается в защите.
Активная иммиграционная политика ЕС отражает общественные настроения: по данным Евробарометра, в 2013 г. европейцы придавали иммиграции большее значение, чем налогам, пенсиям, образованию и даже терроризму.
впрочем, последствия участия граждан ЕС в военных действиях на Ближнем Востоке вновь вывели на первый план угрозу терроризма в европейских государствах, а также традиционную связь между иммиграцией и безопасностью. Всё большее По данным международной организации по миграции (МОМ), в 2013 г. более 3 тыс. мигрантов погибли, пытаясь переправиться через Средиземное море. гибель 300 африканских мигрантов в море у острова Лампедуза в октябре 2013 г. потрясла мировую общественность и стала отправной точкой дискуссии о коренных изменениях в иммиграционной политике ЕС. Из пятисот нелегальных иммигрантов, находившихся на борту судна, которое затонуло у берегов итальянского острова Лампедуза, 94 погибли. Около 150 человек удалось спасти. На борту судна находились беженцы из стран Африканского Рога. Оказавшись в территориальных водах Италии, люди попытались с помощью огня привлечь внимание проходившего мимо торгового судна. случайно огонь перекинулся на палубу.
Таким образом, ЕС столкнулся с трудной задачей. Из-за локальных и международных конфликтов увеличился поток мигрантов из Африки и стран Ближнего Востока в Европу. В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики — то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.
Если прежде выходцы из европейских стран мигрировали во все части света и основывали там свои города, колонии или даже государства, то сейчас Европа стала стороной принимающей. Во-первых, это оказалось неожиданным для местного населения, что на их территорию приезжают "чужаки"; во-вторых, это стало испытанием европейских ценностей и принципов; в-третьих это усложнило отношения между самими странами Европы.
Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов. Одним из которых стал раскол мнений европейских стран и выход великобритании из состава ЕС.
Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии — «это — не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша — «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не В Восточной Европе возросло недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия оспаривали решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения — это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».
страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными — Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.
Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.
Второй негативный эффект — это рост террористической угрозы. В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% — это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тысяч джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. возможно, некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.
Третий — дестабилизация общественной безопасности. Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах — Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.
Четвертый эффект — усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятель которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.
Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.
пятый эффект — изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством. Учитывая тот факт, что в Европе беженцы — это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.
Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению Интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример — украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу».
То есть миграционный кризис скорее обнажил не мировые проблемы (коим такой большой поток переселения является), а проблемы внутри Европы. Европейские ценности и принципы гуманизма терпят крах; миграционная Политика несогласованна; Великобритания и вовсе, не желая участвовать в разрешении острых проблем, выходит из ЕС; Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве — между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Все это ставит под сомнение уверенность европейских политиков в свои идеалы и способность решить нынешнюю проблему.
Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградительными сооружениями от массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. однако система дала сбой — условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.
Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун — проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира — с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой — мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Мировое расслоение разделило мир на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации.
Развитие российской иммиграционной политики
Миграционные процессы последнего десятилетия существенно трансформировали реальность российского общества. Как и в странах Западной Европы, столкнувшихся с иммиграционным бумом десятилетиями раньше, это обстоятельство порождает целый комплекс средне- и долгосрочных последствий — от переформатирования социально-экономической структуры и социокультурного пространства страны до деградации межэтнических отношений и появления националистического дискурса в политической повестке дня. В этом контексте миграционная Политика РФ и, в частности, политика в отношении трудовой миграции, обречена выйти далеко за рамки отраслевого функционала и обрести черты системообразующей государственной стратегии.
Согласно принятой в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., целями миграционной политики РФ являются:
обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения российской Федерации;
содействие обеспечению потребности экономики российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей» (Раздел III, ст.21).
К проблематике трудовой миграции очевидное отношение имеет, в первую очередь, третья из упомянутых целей (содействие экономическому развитию и конкурентоспособности РФ). С другой стороны, параметры трудовой миграции известным образом влияют на реализацию целей минимизации негативных последствий миграции и в изменения демографического баланса в РФ.
Представляется очевидным, что главная цель привлечения трудовых мигрантов из-за пределов РФ — обеспечение экономического роста.
Данный тезис напрямую увязан с констатацией демографического кризиса: по оценкам Министерства труда и социальной защиты РФ, численность трудоспособного населения в РФ сокращалась в последние годы со скоростью 1 млн человек в год. При этом отрицательная динамика смягчалась, в частности, за счёт привлечения иностранной рабочей силы (рост с 2,1 до 2,9% рынка рабочей силы в РФ). Иммиграция, таким образом, рассматривается как компенсация демографического спада.
По официальной статистике Федеральной миграционной службы, в 2013 г. на территорию РФ въехало 17,34 млн иностранных граждан, из них разрешение на работу получили 1,27 млн. За аналогичный период 2012 г. в страну въехало 15,88 млн человек, разрешение на работу было получено 1,34 млн. По прежним годам статистика схожая — следовательно, можно предположить, что каждый год на российский рынок труда прибывает из-за рубежа около 1,5 млн пар рабочих рук. Следует учесть, что поскольку трудовые визы выдаются на срок до трех лет и могут продлеваться, к указанному количеству надо приплюсовать иностранных работников, срок действия виз которых истекает лишь через год-два. Таким образом, только по данному параметру (наличие трудовой визы) итоговая цифра нарастает кумулятивно (не менее чем несколько сот тысяч чел. в год) и, следовательно, может быть существенно выше официально заявленной.
Помимо трудовых виз, каждый год ФМС РФ оформляет более 1 млн трудовых патентов (в 2013 г, например — 1289204 патента). Не все они оформляются заново, некоторые продлеваются, но и тут можно оценочно предположить минимум несколько сот тысяч новых патентов.
К указанной численности легальных трудовых мигрантовиностранцев надо присовокупить и мигрантов-нелегалов, также занятых на российском рынке труда. Оценить реальный масштаб нелегальной миграции весьма сложно — по разным оценкам численность нелегальных мигрантов в России на 2013 г. составляла от 2 до 30 млн человек Средняя численность нелегалов по консервативным оценкам, колеблется в районе 3-4 млн, что, в целом, совпадает с официальными данными ФМС. Долю таковых в общем потоке вычислить также непросто, но если сопоставить уже верифицированные выше цифры легально и нелегально работающих иностранцев, можно с достаточной уверенностью говорить минимум о нескольких сотнях тысяч нелегально въезжающих в РФ трудовых мигрантов ежегодно (и это будет крайне консервативная оценка).
увеличивают итоговую численность работающих в России иностранцев и иностранные студенты. Согласно статье 13.4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с 1 января 2014 г. выдаются (и при необходимости продлеваются) разрешения на работу в Российской Федерации иностранным учащимся и студентам — на бесквотной основе, в ускоренном порядке и с представлением минимального перечня документов. Иными словами, российские работодатели могут привлекать иностранных студентов к трудовой деятельности без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. К 2014 г. общая численность иностранных граждан, указавших учёбу в качестве цели въезда на территорию Российской Федерации, составила 168047 чел.
наконец, не будем забывать и о натурализации иностранных легальных резидентов. Каждый год гражданами РФ становятся около 100 тыс. чел, не считая лиц по программе содействия соотечественникам.
Таким образом, помимо уже накопленного иностранного трудового потенциала, составляющего к настоящему времени минимум 5 млн человек, ежегодно на российский рынок труда прибывают не менее 1-1,5 млн новых работников всех категорий. Напомним, что убыль работоспособного населения РФ составляет в настоящее время около 1 млн чел в год. Это означает, что чисто количественно дефицит рабочей силы должен закрываться. В любом случае — темпы прироста рабочей силы опережают темпы её убывания.
Заключение
проблема регулирования миграционного притока в Европу традиционно занимала ведущее место в политической повестке дня Европейского союза и россии. Противодействие нелегальной иммиграции и торговле людьми, контроль над пересечением внешней границы, приём и обустройство претендентов на убежище требовали нового законодательства, программ и планов действий, финансирования и, что особенно важно, солидарности государств-членов в реализации общих норм и правил, распределении бремени приёма беженцев. В условиях социально-экономического и политического кризиса все противоречия и нерешённые проблемы обострились до трагических масштабов. К сожалению, предпринимаемые меры не дают желанных результатов в силу причин как объективного, так и субъективного характера.
Иммиграционная политика в Европе — как в ЕС, так и в россии — развивается, казалось бы, в правильном и разумном направлении: либерализация и поощрение приезда специалистов высокой квалификации при пресечении нелегальной иммиграции. однако, несмотря на все усилия, постоянно возникающие проблемы затмевают достигнутые результаты.
Главной проблемой является Интеграция иммигрантов в принимающее общество. В этой сфере иммиграционной политики государства-члены ЕС имеют широкое поле для манёвра, опираясь на общие принципы. Принимая во внимание, что мультикультурализм уже давно стал реальностью в Европе, оказывается недостаточным просто заявить, что политика мультикультурализма провалилась. На смену ему приходит другая модель -гражданская интеграция, предполагающая обусловленность предоставления мигрантам социально-экономических прав, баланс их прав и обязанностей. Требования признавать ценности принимающей страны, знать её язык и культуру легли в основу модели интеграции, применяемой и в России.
Взаимодействие в регулировании миграции остаётся одним из немногих действующих направлений сотрудничества России и ЕС. Обе стороны обладают обширным опытом в этой сфере политики, как позитивным, так и негативным. Однако, события происходящие в Европе в рамках этой и других проблем, остро обсуждаемых в наше время, позволяют отметить кризис европейской мысли, культуры и цивилизации в целом.
Литература
1. Восточное партнёрство до и после Вильнюса. Под ред. А.А. Язьковой. М., 2014 г.
. Европейская . Евроинтеграция: влияние на экономическое развитие Центральной и Восточной Европы. Под ред. А.И.Бажана и др. М., 2014 г.
. Германия. 2013. Под ред. В.Б.Белова. М., 2014 г
. Ионцев В. А. международная миграция населения: теория и история изучения. — М.: Диалог-МГУ, 1999 г.