Учебная работа. Экономика Франции, ее взаимоотношения с Россией

Экономика Франции, ее взаимоотношения с Россией

Министерство образования и науки российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

российский государственный торгово-экономический университет

Факультет: мировая экономика и торговля

Кафедра мировой экономики

Курсовая работа

Тема: Экономика Франции, ее взаимоотношения с Россией.

Выполнена студенткой

Земцовой Е.Е., группа14

Научный руководитель

к. э. н., доцент Захарова Н.В.

Москва 2008

Содержание

Введение

Глава I. основные показатели экономического развития Франции и некоторые проблемы французской экономики

1.1 Основные показатели экономического развития Франции

1.2 Проблемы французской экономики

Глава II. особенности приватизации во Франции

2.1 Особенности приватизации во Франции в 90-х годах

2.2 Приватизационные процессы в начале XXI века

Глава III. Сотрудничество Франции и россии в области машиностроения

3.1 Совместная космическая программа

3.2 Помощь Франции россии в развитии автомобилестроения

Заключение

Список литературы

Введение

Франция является неотъемлемой частью мировой экономики. Ее отношения с Россией не стоят на месте, а продолжают развиваться в разных областях науки и техники, что делает актуальной проблему рассмотрения экономики Франции.

Так что же такое Франция? В первую очередь, это страна с богатейшей историей и культурой. Это родина Жанны дАрк и Карла великого, Вольтера и Монтескье, Рабле и Ронсара, Гюго и Бальзака, Моне и Ренуара, Дебюсси и Бизе, Наполеона и шведского короля Бернадота, Эдит Пиаф и Азнавура, Шарля де Голля и т.д. Франция обладает богатейшим архитектурным достоянием, которое работает на страну. Не секрет, что туризм представляет собой очень развитый сектор сферы услуг. Как и большинство стран Западной и Южной Европы, Францию ежегодно посещают миллионы туристов из всех уголков мира, что приносит немалые деньги в страну. Она занимает первое место в мире по количеству приезжающих туристов и второе место (после Испании) по объемам доходов, получаемых от туризма. Во-вторых, Франция известна всему миру как законодательница мод, страна, славящаяся своими духами, винами и сырами. Эти отрасли — визитная карточка страны, как Эйфелева Башня — символ Парижа. Вот, наверное, и все, чем знакома, привлекательна бывшая Галлия не вдающемуся в подробности человеку.

Но в рамках изучения мирового хозяйства большее внимание необходимо уделить именно экономическому развитию Франции. Чтобы найти ответ на вопрос, как эта небольшая по мировым меркам, страна смогла стать седьмой по объему производимого ВВП. Для этого следует в первую очередь обратиться к основным показателям экономического развития этого государства.

Экономика мировая франция россия

Но ни в одной стране мира экономика не развивается беспрепятственно, ей свойственно возникновение различного рода проблемы. Конечно, этот момент не обошел и Францию.

Говоря о государстве, занимающем значимые экономические позиции, какие имеет сегодняшняя Франция, нельзя обойти стороной аспекты деятельности этого государства на мировом уровне. В частности, хотелось бы отметить интенсивно развивающиеся французско-русские отношения. Франция и россия в течение веков сохраняют и развивают обоюдовыгодные двусторонние отношения. Если начинался этот путь с культурного родства и обмена, то теперь речь идет уже о сотрудничестве в областях машиностроения и эффективного изучения космического пространства.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономики Франции. Для этого мы ставим следующие задачи:

·рассмотреть основные показатели экономического развития Франции и некоторые проблемы французской экономики

·изучить особенности приватизации во Франции

·рассмотреть взаимоотношения россии и Франции

Работа написана на основе изучении трудов экономистов и интернет-сайтов.

Глава I. основные показатели экономического развития Франции и некоторые проблемы французской экономики

1.1 Основные показатели экономического развития Франции

Франция — пятый по величине экспортер товаров и четвертый по величине экспортер услуг в мире. Природные условия Франции более разнообразны, чем в других странах Западной Европы. однако минеральными ресурсами эта страна не богата. Сельское хозяйство Франции экспортирует более трети произведенной в стране продукции. По величине сельскохозяйственного экспорта Франция занимает первое место в Европе. Основные отросли — животноводство, Производство зерна, сахарной свеклы, винограда.

Для экономической политики Франции характерны всемирная поддержка и стимулирование малого бизнеса. Роль мелких и средних предприятий в стране более значительна, чем в других высокоразвитых странах (95% предприятий имеет численность работающих до 20 чел.). На долю мелкого и среднего бизнеса приходится 50% ВВП страны. Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте.

Экономика Франции в начале XXI века развивалась в соответствии с мировыми тенденциями: замедление темпов роста ВВП и промышленного производства, уровень инфляции составляет 2,3%, а показатель безработицы (9,5%) выше, чем в странах ЕС в целом. рассмотрим экономические показатели Франции за 2000-2005 года. [1, с.74]

Таблица

Показатели200020012002200320042005Среднегодовой темп прироста ВВП4,02,11,21,61,41,5Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции3,51,1-1,00,50,70,6Безработица, % от активного населения9,58,89,09,59,79,7дефицит госбюджета, % к ВВП-1,9-2,1-2,0-2,5-3,4-3,5Индекс потребительских цен1,71,61,92,31,81,9

объем ВВП во Франции составляет 1,5 трлн долл., в расчете на душу населения — 25,3 тыс. долл. Среднегодовые темпы прироста ВВП составили в 2005 году 1,5%, норма годового накопления не превышает 19% ВВП. экономическая политика страны направлена на укрепление международного экономического и политического влияния Франции в мировом хозяйстве. [1, с.74]

Торговый баланс Франции имеет отрицательное сальдо. Темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта. Тем не менее растет экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП), которая превышает 26%. Доля Франции в мировой торговле составляет 6-7%, что обеспечивает ей четвертое место в мире. Среднегодовой объем экспорта за 2000-2003 года составил 320 млрд долл. Экспортируется примерно половина промышленной продукции (автомобили, электротехника, авиационная и аэрокосмическая техника, оружие, товары химической промышленности) и сельского хозяйства. Среднегодовая стоимость импорта Франции (нефть, природный газ, цветные металлы, древесина и бумажная масса, продовольствие и промышленное оборудование) превышает 323 млрд долл. В торговле оборудованием Франция имеет активный баланс, экспорт оборудования существенно превышает его закупки за рубежом.

Во Франции важнейшим внутренним фактором, определяющим относительно невысокие темпы экономического роста, является сдерживание проведения налоговой реформы и реформ в социальной сфере, в результате чего сохраняется чрезмерно высокая налоговая нагрузка на предприятия (по ее уровню сегодня Франция — на одном из первых мест в ЕС). Это сдерживание обусловлено внутриполитическими факторами, негативным отношением общества к таким реформам. В результате привлекательность французского инвестиционного климата для внешних и внутренних инвесторов станет еще более низкой. [2, с.236]

Во Франции в качестве "треугольника роста" рассматривается необходимость решения трех задач:

·Использование дефицита государственного бюджета как стимулятора экономического роста;

·Сокращение внутренней и внешней задолженности;

·снижение нормы налогообложения. [1, с.75]

1.2 Проблемы французской экономики

Не так давно во Франции началось осуществление обещанных президентом Н. Саркози либеральных экономических реформ. Обещанное французам доступное жилье стало обретать реальные формы с запуском в апреле программы жилищного софинансирования для среднеобеспеченных граждан "дом за 15 евро в день". "Избирательная иммиграция", в которой Николя Саркози видел решение проблемы социальной интеграции приезжих, получила законодательное воплощение главным образом в ограничении воссоединения семей. Снижение порога налогообложения с 60 до 50% вместе с другими денежными поблажками владельцам крупных состояний серьезно обидело левую часть электората. Майская волна забастовок продемонстрировала эффективность "закона об обязательном минимуме услуг общественного транспорта", проведенном сторонниками Саркози и позволившим ему в значительной степени защититься от наиболее тяжелых для правительства транспортных забастовок. Набирает популярность финансовая автономия университетов, поначалу встреченная в штыки студентами и многими преподавателями. Пересматривается географически-административное распределение школ и судов — инстанции, признанные неэффективными, закрываются сотнями. Число служащих бюджетной сферы начало сокращаться за счет незамещения трети работников, выходящих на пенсию.

Еще одним немаловажным изменением для сокращения бюджетного дефицита страны является отмена некоторых социальных льгот. До этих непопулярных преобразований черед дошел только теперь, и они встречают все большее сопротивление французского народонаселения. многие хотели бы перемен к лучшему, но мало кто готов отказываться ради общего блага от привычных привилегий. Некоторые категории бюджетников уже лишились неподъемных для французской казны пенсионных льгот. Но попытка пересмотра привилегии многодетных семей была сведена на нет, приторможены реформы системы здравоохранения, рынка труда, социального обеспечения — а ведь они, по планам действующего президента, должны были сократить государственные расходы Франции до уровня Германии и в перспективе сэкономить 150 млрд бюджетных евро. Одна из наиболее болезненных для правительства и населения тем — это реформа здравоохранения. В 2008 году убытки государства от системы здравоохранения составят семь миллиардов евро. Сейчас французская система, созданная в 1945 году, финансируется за счет обязательных отчислений из зарплат и обеспечивает фактически бесплатное для пациентов обслуживание в больницах и помощь роженицам. В последний раз она корректировалась в 2004 году, и за последние годы показатели убыточности вернулись к дореформенным. Правительство, предчувствующее серьезную конфронтацию с профсоюзными, страховыми и потребительскими организациями, пока обходится мелкими способами компенсации потерь — такими, как введение незначительного взноса при приобретении бесплатных до недавних пор лекарств и вызовах "скорой". однако в скором будущем, по мнению экспертов, Саркози придется фундаментально пересмотреть принципы финансирования системы с учетом старения населения.

Подобная ситуация сложилась и в пенсионной системе. сегодня она функционирует по нацистскому образцу, принятому еще правительством Виши: за счет распределения взносов работающих граждан между пенсионерами. Однако в связи с падением рождаемости и увеличением продолжительности жизни пенсионеров в последние десятилетия пенсионная система является черной дырой для французского бюджета. В прошлом году дефицит ее бюджета составил 4,6 млрд долларов. Попытки нескольких правительств как-то залатать ее последовательно разбивались о несогласие граждан. Действующий Кабинет пока ближе всех подошел к приемлемому выходу из кризиса благодаря недавно проведенному закону о пенсионной реформе. Его основная цель — восстановление равновесия между периодом активной работы и выплаты пенсионных отчислений, с одной стороны, и периодом заслуженного отдыха — с другой. сейчас это равновесие все сильнее нарушается растущей продолжительностью жизни французов, которая составляет в среднем 81 год и к 2040−му обещает увеличиться еще на шесть лет. Это приятное обстоятельство становится тяжким бременем для более молодой части французского общества, за счет которой выплачиваются пенсии пожилым людям. Уже к 2020 году на одного пенсионера будет приходиться не два, как сейчас, а лишь полтора работающих француза — даже несмотря на оптимистичную по европейским меркам демографическую картину в стране.

Пенсионная реформа нынешнего Кабинета между тем выглядит весьма мягкой и умеренной. Париж не собирается сокращать размер пенсий, а также увеличивать возраст выхода на пенсию. Увеличен будет срок обязательного трудового стажа перед выходом на пенсию. Если сейчас он составляет 40 лет, то к 2012−му достигнет 41 года. Это поможет пенсионной системе лучше справляться с наполнением своего бюджета. Параллельно будет подниматься возрастная планка биржи труда: сейчас во французские центры занятости не могут обращаться безработные старше 57,5 лет.

Однако принимаемые меры могут в лучшем случае лишь наполовину сократить дефицит пенсионной системы. Для того чтобы ликвидировать его полностью, Париж рассматривает вариант повышения обязательных отчислений в пенсионный фонд с одновременным понижением налогов, идущих на выплаты пособий по безработице. [6]

Рассмотрев социально-экономические проблемы Франции, следует отметить, что в начале этого года был утвержден проект закона о модернизации экономики. Он в том числе призван решить эти проблемы и направлен на [3]:

·деятельность по защите интересов предпринимателей (снижение административных барьеров, "способствовать динамизму предприятий");

·решение проблем рынка труда и социальной сферы (например, пенсионное дело во Франции в последние годы находится в состоянии кризиса.);

·развитие государственно-частного партнерства (тесное взаимодействие государственного и частного секторов продолжается и принимает форму государственно-частного партнерства);

·сокращение бюрократических тенденций (в том числе преодоление бюрократизма и злоупотреблений в сфере повседневных услуг населению).

Глава II. Особенности приватизации во Франции

Во Франции, как и во многих других европейских странах, обширный государственный сектор экономики образовался после Второй мировой войны. однако впоследствии руководство страны не придерживалось единой политики в отношении управления государственной собственностью и ее судьбы вообще. Здесь, по сравнению с другими развитыми странами, наиболее ярко выраженными оказались так называемые волны трансформации собственности. Процессы национализации и приватизации последовательно сменяли друг друга в зависимости от того, кто находился у власти.

2.1 Особенности приватизации во Франции в 90-х годах

Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, 1989-1992, таким способом были переданы в частные руки около 25% всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.

В 1993 была успешно проведена приватизация Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего французского химико-фармацевтического концерна. На этом этапе приватизации пока не подверглись государственные монополии в сфере электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникаций — Electricite de France и Gas de France, France Telecom и другие.

Оценка собственности приватизируемых предприятий осуществлялась независимыми экспертами под наблюдением представителей государственных органов, профсоюзов и ряда предпринимательских организаций.

Персоналу предприятий в период приватизации, предоставлялись значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия "в кредит".

Юридической базой этого этапа приватизации стал закон 1993г., который вобрал в себя и дополнил основные положения закона августа 1986г. В нем, как и в предыдущем законе, был определен общий список приватизируемых предприятий. Но если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал приватизацию 21 компании, но не устанавливал конкретных сроков завершения этих операций. Упомянутые законы определяли и основные параметры механизма приватизации.

Тем не менее, эксперты не склонны считать, что крупная волна приватизации во Франции в середине 1990-х успешно выполнила одну из поставленных перед ней задач в плане наполнения бюджета. Так, в результате приватизации десяти весьма крупных госкомпаний, среди которых были такие как Banque Nationale de Paris, Rhone-Poulenc, Elf Aquitaine, UAP, Renault, Pechiney и AGF, правительство получило всего 1,7 млрд. долл.

2.2 Приватизационные процессы в начале XXI века

однако впоследствии приватизационные процессы проходили все более и более успешно. Например, акции телекоммуникационного гиганта France Telecom начали торговаться на биржах Парижа и Нью-Йорка в 1997 году, к 2005 в руках правительства оставался 41% акций компании. летом французское государство реализовало пакет всего в 6,2% акций компании (сократив таким образом свою долю до 34,9%) за 3,4 млрд евро.

В целом, текущий этап приватизации во Франции, начавшийся в начале 2005г. и включающий в себя продажи госпакетов в трех энергетических компаниях (Gaz de France, Areva, Electricite de France), а также в одном из крупнейших операторов платных автодорог компании Societe des Autoroutes du Nord et de l’Est de la France, призван решить такие задачи как пополнить государственные финансы, сократить госдолг и оптимизировать госбюджет, чтобы его также привести в соответствие с нормами ЕС (дефицит — не более 3%).

Предыдущий этап крупной приватизации госсобственности во Франции начался летом 2002 и завершился в конце 2004 года. Продавались госпакеты таких компаний, как аэрокосмический концерн EADS, наименьшими последствиями пережил кризис отрасли после терактов в США 11 сентября 2001 года. Доля государства в Air France сократилась с 54,5% до 20%. примечательно, что в большинстве случаев правительство оставляло за собой часть пакетов акций компаний, выставляемых на продажу.

Всего благодаря продаже госпакетов акций правительство Франции получило в 2004 году дополнительные доходы бюджета в размере 10,6 млрд. долл. осенью 2004 года французское правительство решило продать за 5,8 млрд. евро 12,1% акций France Telecom, второй по величине телекоммуникационной компании Европы, после этой продажи под контролем правительства оставалось 42% акций компании. В середине 2003 года Франция продала 8,5% акций компании Renault за 1,2 млрд. евро, оставив себе пакет в 15% акций.

В то же время в конце октября с. г. французское правительство заявило о том, что пока не намерено, предварительно до 2007 года, приватизировать энергетическую компанию Areva SA — мирового лидера в области производства ядерных реакторов. Об этом заявил премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. вместе с тем глава французского правительства подтвердил, что продажи 15% акций французской государственной энергетической компании Electricite de France. По оценками правительства Франции, реализация плана по приватизации ряда крупнейших государственных компаний, в том числе Electricite de France и Gaz de France, принесет в казну до 20 млрд евро.

В целом, сейчас способ приватизации государственных компаний используют ведущие страны-локомотивы европейской экономики, такие как Франция, Германия и ряд других, перед которыми встала проблема замедления темпов экономического развития и увеличения дефицита государственного бюджета, не соответствующий нормам, определенным для стран ЕС.

Глава III. Сотрудничество Франции и россии в области машиностроения

Франция — вторая по уровню экономического развития страна в Европе и четвертая в мире. В международном разделении труда Франция характеризуется специализацией на отраслях машиностроения: автомобильная, авиационно-космическая промышленность, выпуск оборудования для электростанций. Во второй половине XX века в промышленности Франции произошли прогрессивные сдвиги, она перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. В настоящее время машиностроительная, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая отрасли промышленности в совокупности дают более 60% промышленной продукции Франции, что составляет 10% совокупного промышленного производства развитых стран. На легкую промышленность приходится примерно 30% промышленной продукции Франции. [1, с.72]

Внешнеэкономические связи Франции имеют тенденцию к постоянному расширению. Во внешней торговле наибольшее небольшой удельный вес во внешней торговле Франции занимают страны Юго-Восточной Азии и Россия. Франция занимает 12-е место среди партнеров России по размерам товарооборота. Общий товарооборот россии и Франции не превышает 4 млрд долл. В российском экспорте во Францию 40% приходится на нефть и нефтепродукты, 30 — природный газ, 2-3% — машинно-техническая продукция. Доля оборудования в российском импорте из Франции составляет 15-20%. важное место занимают потребительские товары: ткани, обувь, одежда, парфюмерия, напитки. В объеме иностранных инвестиций в Россию удельный вес Франции невелик и составляет 1,9%. Это свидетельствует о несоответствии торговых связей возможностям и потребностям экономики обеих стран. [1, с.78]

3.1 Совместная космическая программа

Россия и Франция намерены сделать пробные запуски многоразового космического корабля в 2015 году. Такие планы ставятся в рамках совместной программы "Урал", предусматривающей создание перспективного средства выведения полезного груза на орбиту.

С российской стороны проект курирует "Роскосмос", с французской — Centre National d’Etudes Spatiales (CNES). "Роскосмос" привлек к этому проекту ЦНИИ машиностроения (г. королев), Воронежский механический завод (скоро он войдет в структуру государственного космического центра им. М.В. Хруничева), НПО "Сатурн" и КБ им. Сухого.

Как пояснил в интервью "Эксперту Online" глава российского представительства Европейского космического агентства (ЕКА), частью которого является CNES, Ален Фурнье-Сикр, ЕКА намерено как можно дольше использовать французскую ракету "Ариан-5", российские "Союз" и "Вегу". использование этих кораблей расценивают в ЕКА "как весьма полезное". Однако по экономическим и технологическим причинам необходимо создание новых перспективных средств выведения. В связи с увеличением количества полетов в рамках существующих программ освоения космоса принципиально важно снизить стоимость запуска и сделать возможной отправку массивных грузов на далекие расстояния, в том числе на Луну. Для этого нужна новая тяжелая многоразовая ракета. "Урал" подходит под эту программу.

Как пояснял недавно глава ЦНИИмаш академик РАН Николай Анфимов на франко-российском коллоквиуме в Москве, российские предприятия в кооперации с ведущими авиакосмическими фирмами ЕКА и CNES работают над проектом "Урал" в следующей последовательности. Сначала определяется, будет ли ракета многоразовой, потом будет построен демонстратор многоразовых ступеней ракеты-носителя, затем — демонстратор космического корабля, призванный подтвердить технологию многоразовой тепловой защиты корабля, который будет входить в атмосферу Земли на первой космической скорости. Далее предстоит разработать наземный демонстратор технологий использования нового криогенного топливного бака. "Это непростая задача, так как все уже знают, какую проблему и опасность представляет собой пена, отлетающая от криогенных ускорителей американских шаттлов во время их запуска", — отметил Николай Анфимов. И наконец, для "Урала" будет построен демонстратор многоразового жидкостного двигателя, работать который будет на смеси жидкого водорода либо жидкого метана, а также кислорода. Что касается двигателей, использующих в качестве топлива жидкий метан или жидкий водород, то здесь планируется применить наработки французского авиаконцерна "Снекма-Сафран", занимающегося производством авиадвигателей, и российских НПО "Сатурн" и КБ им. Сухого.

Как поясняет источник в ЦНИИмаше, сегодня рассматриваются два этапа проекта "Урал". На первом этапе предполагается сделать многоразовую первую ступень ракеты. тут могут быть использованы наработки Государственного космического центра им. М.В. Хруничева — ракета "Аврора". Ракета "Аврора" пока существует в виде идеи. Она будет иметь собственные дополнительные двигатели на воздушно-реактивной тяге и небольшие крылышки, с помощью которых сможет возвращаться к месту запуска и там готовиться к новому полету.

На втором этапе будет рассматриваться создание многоразовой не только первой, но и последней, маршевой, ступени, которая будет создавать тормозные импульсы при возвращении, что позволит ей уберечься от разрушения. Однако второй этап — дело далекого будущего. Пока французы считают, что экономически оправданной может быть эксплуатация только частично многоразовой ракеты — некоторые узлы дешевле делать одноразовыми. Россияне допускают, что после длительной и тщательной проработки можно сделать финансово привлекательной и полностью многоразовое средство выведения. Однако детальные исследования могут полностью опровергнуть все существующие сегодня представления — это допускают обе стороны.

На определение основных черт нового перспективного средства выведения стороны выделили пять лет. Располагая бюджетом примерно в 200 млн долларов на 2006−2010 годы, "Роскосмос" и французское национальное космическое агентство КНЕС должны определить за этот период основные параметры средства выведения будущего. При этом достигнута договоренность, что каждая сторона финансирует только работы на предприятиях в своей стране. В денежном выражении французы потратят заметно больше, но что касается физических объемов работ, то они примерно равны, говорят в ЦНИИмаше. Таким образом, к 2010 году определится, будет ли новая ракета многоразовой и на каком топливе она будет летать. Французы полагают, что самое интересное топливо, в силу его дешевизны, это метан. Россияне считают, что жидкий водород ничуть не менее интересен, однако пока не решен ряд серьезных технологических проблем с созданием баков для хранения жидкого водорода на корабле, для этого требуется стабильное и длительное поддержание — даже во время запуска — довольно низкой температуры. Впрочем, россияне не сбрасывают со счетов и использование в качестве топлива очищенного керосина. Окислителем во всех трех случаях является жидкий кислород. Однако, чтобы определить все предпочтения, потребуются длительные и сложные эксперименты. Предполагается, что первые полеты созданного в рамках проекта "Урал" средства выведения состоятся уже в 2015 году, а его полноценная эксплуатация начнется в 2020 году и может продлиться несколько десятилетий — вплоть до середины нынешнего столетия. между тем, как пояснил источник в ЦНИИ машиностроения, в тексте программы жесткие сроки не ставятся и даже не говорится в самом приблизительном виде о том, что это за новая ракета, вся эта информация существует в виде устных договоренностей.

3.2 Помощь Франции россии в развитии автомобилестроения

В начале декабря 2007 года Renault договорился о стратегическом партнерстве с российским ОАО "АВТОВАЗ". Renault и АВТОВАЗ подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым французский автоконцерн покупает 25% акций АВТОВАЗа за 1 млрд долл. А 29 февраля 2008 года АВТОВАЗ и Renault подписали соглашение о стратегическом партнерстве. документ подписан между ГК "Ростехнологии", ОАО "АВТОВАЗ", инвестиционной компанией "Тройка Диалог", ФГУП "Рособоронэкспорт" и компанией Renault (Франция). По словам председателя совета директоров АВТОВАЗа Сергея Чемезова, в июле 2008 года планируется завершить реструктуризацию АВТОВАЗа, после чего у компании будут три основных акционера — "Рособоронэкспорт", "Тройка Диалог" и Renault.

Президент Renault Карлос Гон сообщил журналистам, что представители французского автомобилестроительного концерна займут 4 должности в правлении ОАО "АВТОВАЗ". По его словам, Renault предложил в правление АВТОВАЗа 5 человек. Должность исполнительного директора займет Ян Вансан, должность директора по продукции займет Хуг Демаршелье, директором по закупкам станет Кристан Мюллер. кроме того, Renault предложит директора по финансовому контроллингу, но его кандидатура пока не утверждена. Также в правление войдет вице-президент группы "АВТОВАЗ" по техническому развитию Максим Нагайцев.

Целью подписания этих соглашений является улучшения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции АВТОВАЗа. Для этого АВТОВАЗ и Renault намерены обменяться технологиями и ноу-хау, особенно в области инжиниринга, производства и маркетинга, а также запланировано сотрудничество в области сборки моторов и коробок передач, которыми будут оснащаться автомобили АВТОВАЗа и Renault. Еще стороны намерены развивать марку Lada (сохраняя ее индивидуальность), чтобы помочь ей удержать лидерские позиции на российском рынке укрепить ее коммерческий успех. При этом стороны не исключают, что в будущем возможно Производство марок Renault и Nissan. Отношения Франции с Россией начинают развиваться более активно, чем это было ранее. Благодаря их сотрудничеству в области автомобилестроения товарооборот РФ и Франции за 11 месяцев 2007 года составил 14,4 млрд долл., что на 20% больше показателя за аналогичный период 2006 года. Тогда как продажи в нашей стране автомобилей в 2006г. выросли на 20% по сравнению с 2005г. — до 2 млн 060 тыс. Такие данные недавно озвучил партнер аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Стэнли Рут. По его словам, в 2006г. объем продаж российских автомобилей в РФ снизился на 5% — до 800 тыс. штук, а объем продаж иномарок российского производства вырос на 87% — до 280 тыс. Импорт новых автомобилей в Россию вырос на 76% — до 720 тыс. Импорт подержанных автомобилей снизился на 19% — до 260 тыс. штук.С. Рут сообщил также, что объем продаж автомобилей в денежном выражении в 2006г. вырос на 45% — до 32 млрд долл. Объем продаж в 2 млн автомобилей в год, по словам С. Рута, "выводит российский рынок на один уровень с ведущими рынками Европы, такими как Италия, Франция и Великобритания". А к 2010 году россия станет главным автомобильным рынком Европы, считает главный исполнительный директор французского автоконцерна Renault Карлос Гонн.

Заключение

Экономика Франции исторически обладает следующими характерными особенностями. Во-первых, это большая доля малого и среднего бизнеса, доля которых в ВВП страны составляет более 50%. Во-вторых, большая доля государственного сектора в стратегически важных областях, таких как нефтегазовая промышленность, транспорт. И третья особенность связана с внешней торговлей — основная доля экспорта Франции составляет продукция сельского хозяйства (по его экспорту Франция занимает первое место в Европе).

Развитие экономики Франции в основном шло в соответствии с мировым развитием экономики. Однако, как и в любой стране в экономики Франции есть свои характерные проблемы и способы решения: много опережающая в развитии сфера услуг по сравнению с промышленностью, нацеленность экспорта на Европу в то время как сегодня активно развивается Азия, суровая налоговая политика, что отпугивает крупных инвесторов от вложения денег во Французскую экономику, большой дефицит бюджета и государственный долг. В связи с этими причинами Экономика Франции развивается недостаточно динамично.

В ходе приватизации во Франции менялся как тип приватизируемых объектов, так и законодательная база и эффективность приватизации. Начало приватизационных процессов характеризовалось приватизацией небольших компаний. В дальнейшем государство начинало приватизировать все более крупные компании, однако, старалось всегда оставлять за собой некоторый пакет акций. На сегодняшний день идет приватизация таких гигантов как: Gaz de France, Areva, Electricite de France, Societe des Autoroutes du Nord et de l’Est de la France. Законодательная база приватизации развивалась, и постепенно вносились новые и новые правила приватизации. Эффективность так же увеличивалась: например, на начальном этапе за приватизацию десяти крупных компаний получило всего 1,7 млрд. долл., а сегодня по плану приватизации двух гигантов Electricite de France и Gaz de France планируется получить до 20 млрд. евро.

Во второй половине XX века в промышленности Франции произошли прогрессивные сдвиги, она перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. Внешнеэкономические связи Франции имеют тенденцию к постоянному расширению. Не смотря на то, что взаимоотношения России и Франции небольшие (общий товарооборот россии и Франции не превышает 4 млрд долл.), они продолжают активно развиваться, наращивая общий товарооборот. Благодаря их сотрудничеству в области автомобилестроения товарооборот РФ и Франции за 11 месяцев 2007 года составил 14,4 млрд долл., что на 20% больше показателя за аналогичный период 2006 года.

Список литературы

1.В.П. Воронин. "Мировое хозяйство и Экономика стран мира", Финансы и статистика, 2008.

2.А.А. Дынкин. "мировая экономика: прогноз до 2020года", М.: Магистр, 2007.

.Черников Г.П. новая экономическая политика Франции // журнал "Мировое и национальное хозяйство". Издание МГИМО (У) МИД россии. 2008. № 1 (4)

.Экономика и внешнеэкономические связи Франции. // БИКИ, 2004, №9.

.Франция — проблемы развития промышленности. // БИКИ, 2007, №140.

.Д. Локтев. "Саркози выходит из моды" // "эксперт", 9 июня, 2008.

.Н. Чеховский. ""Урал" заменит "Арианы" и "Союзы"" // "эксперт Online", 25 октября, 2006.

.#»justify»>.www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг.

Учебная работа. Экономика Франции, ее взаимоотношения с Россией