Учебная работа. Экономическое измерение внешней политики РФ в эпоху глобализации
Экономическое измерение внешней политики РФ в эпоху глобализации
Экономическое измерение внешней политики РФ в эпоху глобализации
Международная экономическая интеграция — процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
экономическая интеграция — характерная черта современного этапа развития мирового хозяйства, которая является важным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности стран — членов интеграционных группировок на мировом рынке.
корни экономической интеграции уходят в интернационализацию производства как одну из основных тенденций рыночной экономики в процессе ее развития. На рубеже XIX и XX вв. интернационализация привела к дополнению экспорта товаров вывозом капитала, после Второй мировой войны — к образованию транснациональных корпораций, а на их основе— к глобализации мировой экономики. На этой стадии внешнеторговый обмен и движение капиталов стали важной, неотъемлемой частью воспроизводственного процесса всех стран, участвующих в международных связях. Вслед за производством интернационализируются наука и информатика, а на международные рынки вслед за крупным выходит также средний и даже мелкий бизнес.
Особенностью России является то, что она втягивается в мировое хозяйство не постепенно, а путем перехода от прежнего изоляционизма непосредственно в субъекты глобализации.
Конкретизация задач по отдельным направлениям вхождения в мировое хозяйство содержится в таких документах, как концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г., основные направления развития отношений России с государствами — участниками Содружества независимых Государств, Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.), концепция участия России в форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), концепция участия России в Организации Черноморского экономического сотрудничества и ряде других.
Интеграционным измерением участия РФ в мировом хозяйстве начали заниматься в XX в. Для более раннего этапа корректнее говорить о практике «вхождения» россии в мировую экономику, привязывая соответствующие аспекты международной деятельности к сфере валюты, к рынку капитала, к международной торговле. Предпочтение отдавалось привнесению зарубежных форм хозяйствования без должного учета последствий этого для национальных интересов и национальной безопасности страны.
Энергичные меры руководства страны позволили на нынешнем этапе несколько скорректировать ситуацию, создать политический «стартовый» капитал для развития инновационной национальной деятельности, в том числе с помощью интеграционных мероприятий на мировом рынке. Но, приступая к реальной экономической интеграции, приходится признавать, что страна заплатила большую цену за переход к рынку без соответствующей теоретической и управленческой базы:
.после глубокого и длительного кризиса 1990-х годов Россия смогла вернуться к уровню докризисного 1991 г. по объему валового внутреннего продукта (ВВП) только в 2007 г. (то есть утрачено 16 лет);
.в 1913 г. на Россию приходилось 8% всемирного валового продукта, в 1989 г. на СССР в канун его распада — 9%, на нынешнем этапе доля России составляет всего 2,5%;
.с уровня великой державы (и даже второй сверхдержавы), делившей 2-3-е места с Японией, россия спустилась на 10-е место.
Так что активное участие в международной экономической интеграции может трактоваться как важное средство восстановления того статуса в международных отношениях, который россия унаследовала от прошлого.
Включение российской экономики в мировое хозяйство — одно из важнейших условий успешного развития страны, обеспечения прочного фундамента для последовательного проведения ее внешней политики и дипломатии, развития и процветания российской экономики, подъема жизненного уровня и благосостояния многонационального народа россии. Но только каким путем — через интенсификацию и модернизацию существующей структуры с использованием более сложных рыночных средств и механизмов или через существенное изменение самой парадигмы российского рынка, его перевод на современную научно-производственную стадию, развитие человеческого потенциала и интеллектуальной базы.
Вопреки утверждениям лидеров «либеральных реформ» первой половины 90-х годов и их последователей о том, что системное развитие рынка возможно лишь в условиях «деидеологизации процесса вхождения российской экономики в мировое хозяйство», в действительности реформы происходили под постоянным идеологическим прессингом со стороны центров мирового рынка, навязывавших россии выгодную им систему взаимоотношений и наносящих огромный ущерб Российскому государству. Россию подталкивали к тому, чтобы в своей практической деятельности она исходила из упрощенной системы рыночного устройства в мире, постоянно снижая свой международный статус, вплоть до низведения его до уровня страны с сырьевой монокультурой.
Все это обосновывалось тем, что наряду с «нормальными», цивилизованными странами — регулярными и традиционными участниками мировых рыночных отношений — в мире есть ряд так называемых «неполноценных» участников, стоящих особняком или даже находящихся в положении полной или частичной самоизоляции, которые претендуют на особый режим, в том числе на получение льгот от остального мира, а в действительности нуждаются в своего рода режиме патроната со стороны передовых в рыночном отношении государств. Россия по этой схеме была помещена в эту вторую группу. Включение россии в мировое рыночное пространство представлялось в виде школы со сдачей экзаменов на степень рыночной «профпригодности». именно такой характер носил начальный этап процесса «адаптации» российской экономики к стандартам мирового рынка, причем за такую «учебу» россия должна была еще платить особо высокую цену в виде неэквивалентности в отношениях с индустриальными и финансовыми центрами, а также путем существенных уступок в части своего национального суверенитета и отказа от ряда своих исторически оформившихся конкурентных преимуществ в области высоких технологий.
Жизнь подсказала необходимость принятия новых стандартов «профессиональной пригодности», новой идеологии развития, основные черты которой были сформулированы на V съезде Торгово-промышленной палаты (декабрь 2006 г.) в докладе ее председателя Е.М. Примакова. основные черты этой идеологии сводятся к следующим четырем пунктам.
Первое: мировая практика, как и российский опыт, доказала, что рыночные отношения являются основным инструментом развития национальной экономики. Вместе с тем в россии больше не верят, что рынок сам, без участия государства, способен достичь цивилизованного уровня, решить социальные проблемы, осуществить прорыв в научно-технической области. время, когда отвергались и государственная промышленная политика, и долгосрочные индикативные планы, прошло.
Второе: нельзя допускать, тем более с позиций современного понимания экономического развития, какого-либо изоляционизма. Развитие экспорта и импорта предполагает учет заинтересованности как в иностранных инвестициях, так и во вложениях российских предпринимателей в экономику других стран. При этом, естественно, учитываются реалии современного мирового хозяйства (да и законодательства РФ), согласно которым к российскому предпринимательству относятся все зарегистрированные в нашей стране юридические лица — производители товаров и услуг, действующие по российским законам, исправно платящие налоги и использующие местную рабочую силу.
Третье: государственная политика должна работать на создание оптимальных условий для развития российского предпринимательства. внутри страны это относится к налоговой, бюджетной, таможенной политике, а за рубежом — к внешней политике, учитывающей интересы российских производителей, в том числе при вступлении или нахождении России в международных организациях (например, в ВТО). разумеется, признание высокой роли государства в экономике отнюдь не перечеркивает необходимости передачи предпринимательским организациям избыточных государственных функций.
Четвертое: российская экономика должна быть социально ориентированной. При этом учитываются прежде всего два обстоятельства: а) исторический опыт, национальные традиции, традиционный жизненный уклад населения страны; б) объективная оценка «альтернативы» (отказ от такой ориентации неизбежно грозит дестабилизацией общества).
Применительно к общим чертам экономики и международной экономической деятельности можно говорить о некоторых специфических характеристиках, влияющих на требования к системе рыночного управления и, соответственно, к занятым в данной области специалистам. Помимо общероссийских требований и стандартов по каждой профилирующей дисциплине, россия по многим аспектам обязана идти впереди, не просто в «контакте» с мировым хозяйством, но в режиме «упреждения», то есть еще до того, как соответствующие требования будут признаны на общероссийском уровне. иное означало бы «запланированное отставание». Аналогичное положение: обеспечение долговременных и перспективных интересов страны в переговорах с ВТО, трактовка глобальных проблем и угроз, включая вызовы социального характера, экономические компоненты проблемы терроризма и т.д.
В первую очередь следует обратить внимание на постоянную работу по анализу процессов, происходящих в мировом хозяйстве, особенно на динамично растущий объем и существенно усложнившуюся структуру современной мировой экономики. В самом деле, надо иметь в виду по крайней мере четыре функциональных блока, с которыми приходится считаться во имя обеспечения национальных интересов и экономической безопасности страны. Каждый из них относится к конкретному аспекту мирохозяйственной деятельности, и ни один из них не может считаться несущественным. Это: а) совокупность взаимодействующих экономик (каждая такая экономика — соответствующая страна со всеми относящимися к этому правовыми и политическими атрибутами; по числу членов ООН их 192); б) международно-оперирующий бизнес в количестве 77 тысяч ТНК и более 770 тысяч филиалов, который, естественно, должен входить в сферу суверенных прав и обязанностей государств, но который по своим функциональным параметрам существенно вырос из государственных границ; в) система международных экономических организаций, играющих важную роль в качестве платформы для переговоров, в ходе которых развиваются и модифицируются «правила игры» в мировом хозяйстве (в том числе для большинства стран и во «внутренней» экономике); г) международные интеграционные объединения (включая, естественно, СНГ), число которых пополняется, в частности, за счет новых и нестандартных схем международной кооперации).
Во-вторых, решающее играть соображения национального интереса и национальной экономической безопасности и в этой связи необходимость не допускать принижения роли и ответственности государства за происходящие в стране общественно-политические процессы и их последствия для общества, международного статуса страны и пр.
После определенного периода, когда государственные задачи трактовались как своего рода «факультативные», противопоставлялись и даже подчинялись критериям частного характера, в настоящее время они приобрели действительно общенациональное значение. Впрочем, подчас процесс идет непросто, особенно в вопросах необходимости соблюдения национальных интересов (вплоть до необходимости платить Налоги), обеспечения социальной ответственности частного бизнеса и т.д.
В-третьих, расширение числа участников процесса экономической дипломатии, появление в дополнение к перечисленным выше внешним экономическим аспектам также «внутреннего» компонента, благодаря которому внешнеполитические кадровые требования и задачи оказались распространены на часть внутреннего управленческого аппарата. часть субъектов Федерации непосредственно соседствует с государственной границей. естественно, что от того, как решаются задачи приграничного сотрудничества, в большей степени зависит как материальное, так и духовное состояние российского общества в целом.
В-четвертых, необходимость более четкого определения характера взаимосвязи между дипломатией и бизнесом. Практически все структуры Министерства иностранных дел и загранпредставительства в той или иной форме вовлечены в решение экономических вопросов.
МИД обеспечивает дипломатическое сопровождение переговоров по крупным соглашениям и контрактам, поддерживает участие наших фирм в зарубежных тендерах, гуманитарных операциях ООН, программах постконфликтного восстановления. МИД информирует руководство страны о тенденциях в мировой экономике и особенностях развития национальных рынков; следит за развитием нормативной базы внешнеэкономической деятель и дает свои предложения по совершенствованию российского хозяйственного законодательства, содействует притоку зарубежных инвестиций и по возможности старается держать в поле зрения работу крупнейших иностранных компаний на российской территории. При содействии МИД создается политическая и правовая база для развития торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы.
российские посольства, как правило, имеют контакты в кругах местных экономических экспертов, в министерствах и ведомствах экономического блока и в крупных компаниях, проявляющих Интерес к российскому рынку. Российские послы используют эти контакты для защиты государственных экономических интересов.
В-пятых, появились новые глобальные проблемы и вызовы, особенно проблемы социального характера, такие как рост бедности. один из вопросов в этом контексте — сочетание прав и обязанностей бизнеса, причем в форме не только существующих законов и международных обязательств, но и морально-нравственных общественных императивов, норм и принципов гражданского общества. В теории и практике рассматриваются несколько уровней международной экономической дипломатии (они находят свое место и в процессе подготовки и переподготовки дипломатических кадров, равно как и людей, занимающихся международной деятельностью в современных условиях, включая работников бизнеса, общественных организаций, неправительственных учреждений). В числе таких проблем, определяющих соответствующий «сектор» безопасности: 1) глобальная и региональная безопасность; 2) финансово-кредитная безопасность; 3) социальная безопасность; 4) экологическая безопасность; 5) информационная безопасность; 6) продовольственная безопасность; 7) энергетическая безопасность; 8) военно-техническая безопасность; 9) конкурентная безопасность; 10) общественная безопасность.
интеграция изоляционизм глобализация инновационный
Заключение
только эффективное и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и процветания нашей страны. Это заключение полностью относится и к современной характеристике экономического измерения российской внешней политики, ее роли в процессе интеграции россии в мировую экономику. Данный процесс идет интенсивно и имеет благоприятные перспективы, в том числе в деле развития и совершенствования рыночных процессов в стране, повышения его эффективности для целей внешней политики и дипломатии России, упрочения ее международного статуса, вплоть до концепции участия россии в содействии международному развитию.
Задачи по другим конкретным направлениям включают следующие пункты:
·россия может стать одним из лидеров в нанотехнологиях, которые относятся к числу самых перспективных направлений и путей развития энергосбережения, элементной базы, медицины, робототехники;
·России нужна такая инновационная среда, которая поставит Производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд, сформировать благоприятные налоговые условия; чего проанализировать направление ресурсов и капитала в соответствующих финансовых институтах, занимающихся лизингом, кредитованием, страхованием такого рода контрактов;
·присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России; переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться предметом по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации;
·необходимо организовать на территории россии биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом в рублях.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы защитить экономические начала национального развития от доминирования отдельных финансово-промышленных групп, ставящих свой корыстный интерес выше интересов целой страны (иначе говоря, отстоять национальный интерес, в том числе в области экономической деятельности), а с другой стороны, защитить общегражданские национальные интересы от подавления их внешними экономическими, политическими, военными и другими силами (иначе говоря, отстоять национальную безопасность).
Соотношение рыночной экономики и гражданского общества — важный императив современности, тем более в условиях обострения противоречий, порождаемых глобализацией. При этом особое значение имеет то, как интересы и практическая деятельность каждого гражданина обеспечивают цели развития национальной экономики и возможностей ее воздействия на мировую экономику.
важнейшее значение приобретает также реальное обеспечение национальных интересов России в мировой экономике XXI в., тем более с учетом ее опыта, а также исторического статуса великой мировой державы.