Учебная работа. Анализ степени влияния гражданских военных конфликтов на послевоенный экономический рост
анализ степени влияния гражданских военных конфликтов на послевоенный экономический рост
анализ степени влияния гражданских военных конфликтов на послевоенный экономический рост
Оглавление
Введение
. Обзор литературы
.1 влияние гражданской войны на послевоенный экономический рост
.2 влияние гражданской войны на политическое развитие страны
Глава 2. Расчетно-аналитическая база
.1 Описание данных и проверяемые гипотезы
.2 Методология исследования
Глава 3. Эмпирическая часть: регрессионный анализ
.1 Переменные регрессионных моделей
.2 Тестирование моделей
.3 Описание результатов
Заключение
список литературы
Введение
В то время как в развитых странах, таких как США, Япония, странах Евросоюза с тех пор как отгремела Вторая Мировая война установилась сравнительно спокойная политическая обстановка, в развивающихся странах, особенно расположенных на территории Африканского континента и на Ближнем Востоке, ситуация остается нестабильной. Эти страны постоянно испытывают на себе последствия различных вооруженных конфликтов, гражданских войн и политических переворотов. зачем нам изучать гражданские войны, их причины и последствия?
Тот факт, что за последние 30 лет произошло около 100 гражданских войн и конфликтов, не считая межгосударственных войн (COW project`s data), некоторые из которых продолжаются вплоть до сегодняшнего дня, говорит о том, что изучение проблематики гражданских войн, причин их возникновения, а также того, как они влияют на экономическую и политическую систему и какие последствия несут в себе, является важной задачей политологов, социологов, историков и экономистов. В своей работе я сделаю попытку проанализировать степень влияния гражданских войн и их характеристик на последующий экономический рост в менее развитых странах в период с 1989 по 2015 года, в 40 странах мира, применив для этого аппарат эконометрики, построив регрессионные модели, а также макроэкономические теории экономического роста. Данный период выбран потому как позволяет использовать более полные и объемные по охвату статистические данные для разных стран, что должно существенно улучшить качество исследования. Работа сфокусирована на изучении только гражданских конфликтов. Исследование позволяет применить подходы современной экономической теории к анализу гражданских войн, что может быть использовано в последующих исследованиях на данную тематику.
Основной целью данной работы является анализ степени влияния гражданских военных конфликтов на послевоенный экономический рост.
Объектом исследования моей работы являются страны, пережившие одну или несколько гражданских войн в период с 1989 по 2015 гг., в основном это развивающиеся и менее развитые страны мира(LDC`s).
Предмет исследования — зависимость послевоенного экономического роста от продолжительности и суровости гражданских войн и степени политического развития, а также влияние финансовой помощи во время войны на продолжительность военных действий.
.Построенные гипотезы не были протестированы в других источниках и вопрос взаимосвязи гражданской войны и экономического роста не изучался в данном временном промежутке.
2.Все работы касательно данной тематики, в основном изучали гражданские войны в совокупности с межгосударственными и мировыми, и зачастую результаты, выявленные для мировых войн, обобщались и на гражданские.
.Кроме того, в модели были включены ранее не использующиеся политические переменные, а именно RPC (Relative Political Capacity) и коэффициенты World Governance Indicators, значимость которых в моделях подтверждают важность политической составляющей в изучении гражданских войн.
4.Все конфликты были подразделены на 3 вида, таким образом, были введены dummy — переменные, что оказалось важным при объяснении результатов экономического роста.
В итоге, по результатам корреляционно-регрессионного анализа временных рядов, а также cross-sectional анализа, нам удалось подтвердить гипотезы о том, что существует отрицательная значимая взаимосвязь между степенью суровости гражданской войны, отражаемая в данной работе как количество погибших в каждой конкретной гражданской войне на численность населения (показатель-Battle Deaths per Population) и последующим экономическим ростом. Кроме того, во второй модели была обнаружена обратная корреляция между размером финансовой помощи со стороны других стран во время гражданской войны и продолжительностью военных действий (Duration).
Для того, чтобы реализовать цель исследования, было необходимо выполнить следующие задачи:
.Проанализировать существующую на момент исследования литературу и основные подходы, проблему взаимосвязи гражданской войны и послевоенного экономического роста, а также влияния политических и экономических переменных на продолжительность и степень суровости войны, выражаемой в количестве погибших (глава 1);
2.Разработать гипотезы, представленные в этом исследовании, а также описать методологию исследования и тестирования гипотез (глава 2);
.Провести регрессионный анализ моделей (глава 3);
4.Интерпретировать полученные результаты и соотнести в изначальными проверяемыми гипотезами (глава 3).
1. Обзор литературы
Почему происходят гражданские войны и вооруженные конфликты? Разумеется, триггеров, пусковых моментов, которые толкают страну к военному конфликту множество: этнические и религиозные разногласия, борьба за ресурсы и противоборство политических сил, жаждущих получить влияние в стране, объединяющих население под разными флагами и лозунгами. Семена раздора падают на благоприятную для них почву, подготовленную атрофированными политико-экономическими и правовыми институтами или вообще их полным отсутствием. Население при этом испытывает лишения и даже голодает, отсутствуют какие-то ни было гарантии соблюдения прав отдельно взятого гражданина, царит беззаконие, кризис власти.
1.1 Влияние гражданской войны на послевоенный экономический рост
Исследователи взаимосвязи между гражданской войны и последующим экономическим ростом в своих выводах расходятся между собой. Одни полагают, что вслед за гражданской войной страна восстановится быстрее и ее ожидает стремительный экономический рост (Organski & Kugler (1980), Vally Koubi (2005), Collier (1999)). другие же указывают на то, что существует множество контрпримеров из истории, которые противоречат умозаключениям первых. По их мнению, гражданская война не может способствовать экономическому росту, так как она несет с собой лишь большие потери и разрушения, ведет к возникновению инфляционных процессов, неэффективному распределению ресурсов. Необходимость восстановления страны вынуждает страну увеличивать свой внешний государственный долг и налоговое бремя. Кроме того, существует мнение, что возможно в послевоенное время государство попытается монополизировать рынок кредитов, таким образом ограничив их, кроме того, война отрицательно повлияет на размер инвестиций и потребления, что скажется на экономическом росте.
Есть и те, кто не обнаружили взаимосвязи между прошедшими военными действиями и последующим экономическим ростом, утверждают, что послевоенный рост обусловлен другими факторами (D.C.van Raemdonck and F.Diehl, 1989), (Murdoch & Sandler, 2002). Существует множество объяснений того, чем именно обусловлен экономический рост: технологическим прогрессом, типом финансовой системы, возможностью аккумуляции человеческого капитала и финансовых ресурсов, наличием политических свобод и институтов, размером государственных расходов и т.д. Dirk&Raemdonck отмечают, что сразу после прекращения войны наблюдается отрицательный экономический рост,, однако в долгосрочной перспективе эффект войны, а также польза внешнего финансирования (financial aid) не определены и это требует дополнительного изучения.
Koubi (2005) полагает, что в долгосрочном периоде война способна стимулировать предпосылки к появлению высоких темпов роста экономики, эффект войны на последующий период находится в прямой зависимости от продолжительности войны и ее степени суровости. Суровость войны Koubi измеряет в количестве погибших на общую численность населения (BDP), а также показателем количества погибших на продолжительность военных действий(BDP/DUR), так как в исследовании влияния войны на экономический рост в отношении характеристик войны, страны различаются именно суровостью и продолжительностью войны. При этом исследовалось влияние межгосударственных и гражданских войн, эти характеристики получились статистически значимыми по итогам исследований больше в отношении гражданских войн, чем межгосударственных. Collier (1999) в своем исследовании указывает на то, что не каждая страна способна восстановить достигнутый в довоенное время экономический рост, и наоборот, только теряет позиции со временем, что, по его мнению, зависит в основном, от продолжительности войны и от того, насколько истощены экономические ресурсы страны, ведь восстановление экономики требует финансовых вложений.
помимо этих факторов немаловажную роль играют этническое разнообразие и довоенный уровень дохода. По его мнению, в этом заключается разница между странами, одни из которых быстро восстанавливаются, поднимаясь на ноги в течение первых 5-7 лет после войны, а другие застревают на десятилетия в капкане послевоенного экономического спада. Им было обнаружено, что в случае затянувшейся гражданской войны после ее окончания у большинства стран уровень капитала будет находиться ниже необходимого для восстановления и развития, поэтому первоочередной задачей является восстановление капитала. Его оптимальный уровень является функцией продолжительности и суровости гражданской войны, ведь чем больше длится война, тем ниже опустятся экономические показатели по сравнению с довоенным периодом.
Разумеется, войны оказывают губительное воздействие на страны, особенно если это гражданская война, ведь она ведется в рамках одной территории и зачастую бывает более кровопролитной и тяжелой, чем межгосударственные распри. Гражданские войны обычно происходят в менее развитых и развивающихся странах на основе внутренних противоречий во власти и конфликт интересов некоторых категорий населения, между религиозными или этническими группировками. война оказывает мощное негативное влияние на ВВП страны в краткосрочном периоде через разрушение производственных мощностей и, как следствие, происходит снижение или полное прекращение производственного процесса, истощение национальных ресурсов страны и отсутствует производство необходимых населению продуктов. Война ведет к перебросу ресурсов из экономически и социально выгодных отраслей на военные нужды и замедляет развитие технологий. кроме того, она влияет на экономический рост через разрушение институциональной структуры, ухудшение демографического положения, настроений в обществе и перераспределение доходов. Факт того, что страна погрязла в гражданской войне создает мнение, что общество погрязло в насилии, отпугивает местных и международных инвесторов и увеличивает риск экономических потерь. кроме того, существует большая доля риска, что даже после окончания войны, она может вспыхнуть вновь через некоторое время, что отпугивает инвесторов надолго, поэтому часто страна не может долгое время вернуть прежние темпы роста.
Перед руководством страны в послевоенное время стоит сложная задача максимально быстрого создания благоприятной среды для восстановления экономики страны после разрушения, налаживание инфраструктуры, оказания помощи населению по налаживанию необходимых условий для жизни, а для этого необходимо принятие важных политических решений. В процессе моделирования экономического роста ученые, такие как V.Koubi, Y. Feng, A.Alesina, S.Ozler опираются на неоклассическую теорию, объясняя экономический рост увеличением продуктивности, оцененной с помощью коэффициента отношения факторов выпуска к затратам, при этом по-разному учитываются факторы затрат. Инвестиции, размер человеческого капитала и довоенный уровень дохода являются ключевыми факторами для экономического роста, так как они оказывают влияние на способность экономики абсорбировать технологические инновации и обеспечивать повышение факторной продуктивности. Для того, чтобы возник реальный положительный экономический рост, необходимо, чтобы национальный рост производства превышал рост населения. Инвестиции увеличивают резервный капитал экономики, в целом они оказывают влияние на экономический рост через призму затрат на производство, повышение агрегированного уровня инвестиций коррелирует с экономическим ростом, но как только страна достигает устойчивого состояния, когда выпуск и Капитал-труд растут с одинаковым темпом, предельное увеличение инвестиций будет убывающим на капитал. Бедные страны с низким уровнем капитала и более высокой отдачей от масштаба на Капитал благодаря эффекту конвергенции быстрее достигнут уровня дохода богатых стран. В подтверждение этой теории рассмотрим несколько авторов, опирающихся на эту теорию роста в своих исследованиях.
Organski & Kugler (1980) аргументируют свои выводы насчет положительного влияния гражданской войны на последующий экономический рост тем, что война мобилизует экономику страны, при этом зачастую происходит смена политической системы и правящей верхушки, что ослабляет силу преследования личных политических интересов в контроле над страной, мобилизует человеческий капитал и привносит технологическое усовершенствование производственных мощностей. Olson (1982) также указывает на это. Он считает, что паразитическую деятельность политических коалиций и эффект поиска собственной выгоды правительственной верхушки нельзя недооценивать. взаимосвязь между ростом и войной обусловлена воздействием гражданской войны на государственные структуры страны и политические коалиции, лоббистов, оказывающих влияние на расстановку сил в регионе. Коалиции, укрепившие свое положение и давно занимающие определенное место в политической жизни страны, в частности, правящая партия или другой вид политической элиты, преследуют интересы в рамках своей группы, и зачастую, замедляют реальную способность общества к развитию и новым технологиям, а также препятствуют необходимым политическим перестановкам и альтернативным распределениям экономических ресурсов общества.
Как следствие, они фактически тормозят развитие общества и потенциально возможный экономический рост, который бы возник в результате снятия определенных ограничений, преследуя свои личные интересы и своими действиями чиня препятствия развитию страны. Война расчистит место возможно для нового более эффективного и справедливого правительства, которое разрушит старые институты и избавит общество от негативных действий предшественников. Это позволит ускорению внедрения передовых технологий и расширит их доступность для страны, что позволит привлечь большие экономические выгоды, и, согласно неоклассической теории роста, приведет к значительному быстрому скачку показателя роста.
Про такой экономический рост речь шла у Organski & Kugler (1980), который в статье описывает «эффектом феникса», при котором страны, испытавшие гражданские или международные войны, в сравнительно небольшие сроки способны не только восстановить исходный уровень экономического роста, но и опередить его. Их теория согласована с неоклассической теорией экономического роста, которая связывает войну и рост через разрушение, стимулирование и мобилизацию ресурсов страны, а также технологический прогресс. При этом они полагают, что чем хуже состояние экономических ресурсов в стране после окончания войны, чем больше потерь понесла страна, тем ярче выражен будет «эффект феникса». Восстановление экономической инфраструктуры, реконструкция производственных мощностей требует больших объёмов инвестиционных вложений, которые способствуют увеличению экономического роста. При этом у страны появляется возможность сделать разрушение созидательным, перестроив экономику с применением новой технологической базы. Таким образом благодаря этому возникает эффект феникса-быстрое возрождение страны после войны. Однако ими были изучены межгосударственные войны и мировые войны, в случае с гражданскими войнами ситуация может быть другой, более того, этот эффект возникает при соблюдении определенных условий. Исследования Organski & Kugler (1980) согласуются с неоклассической теорией, подтверждая, что страна действительно способна на ускоренную мобилизацию в послевоенное время, война может сыграть роль стимула, толчка к развитию экономики, однако ими не был учтен политический фактор развития страны в довоенный и послевоенный период.
В любом случае, война несет в себе как деструктивные, так и конструктивные элементы, эмпирические исследования разнятся в ответах на данный вопрос, необходимо рассматривать каждый случай в индивидуальном порядке, это зависит от специфических обстоятельств и особенностей каждой конкретной гражданской войны, поэтому источник взаимного влияния войны и экономического роста требует дополнительного изучения. Описанные выше авторы по-разному смотрят на взаимосвязь войны и роста, что демонстрирует сложность выявления основных эффектов влияния, вполне вероятно, что данная связь не является стабильной, что делает изучение данного вопроса еще более осмысленным.
В случае с гражданской войной ситуация немного отличается от мировых и межгосударственных войн. Как уже ранее было сказано, гражданская война ведется в рамках одной территории, причины, побудившие к вооруженному конфликту, отличаются от других войн, имеют внутриполитические, сепаратистские мотивы, зачастую происходят на территории менее развитых стран мира и отличаются особенной жестокостью, суровостью и продолжительностью. В послевоенное время необходимо финансирование для восстановления страны, при этом страна уже имеет большой размер государственного долга, который был направлен на финансирование самой войны, увеличение долга предполагает повышение налогового бремени на население и перераспределение денежных потоков из производственных отраслей и средств на развитие общественной инфраструктуры на погашение внешнего государственного долга. кроме того, существует большая доля вероятности, что по причине крайней бедности, плачевного состояния экономики и производства, повышения налогов может вспыхнуть новый военный конфликт или восстание, такое явление встречается часто, например, в некоторых странах Африки война периодически прекращалась и возобновлялась в течение более 20 лет. При таких условиях очень трудно воспроизвести эффект феникса, ведь страна постоянно находится в разрушенном состоянии.
V.Koubi (2005) исследует экономические последствия войны, используя в качестве военных переменных продолжительность, суровость и интенсивность военных действий, вместе со стандартными переменными экономического роста. Работа V.Koubi одна из первых, изучающих не мировые войны, а межгосударственные и гражданские. В результате, приходит к выводу о том, что война статистически значима для последующего роста, то есть чем более сурова и продолжительна война, тем выше последующий экономический рост, однако это не относится к гражданским войнам. Случаи с гражданскими войнами необходимо изучить более детально. & Sandler (2002) изучали только гражданские войны. Они указывают на то, что степень интегрированности в международную экономическую систему является одним из важных факторов, способных повлиять на возможность послевоенного восстановления экономического роста. Для закрытой экономики эффективность экономики и агрегированный выпуск ниже, чем в открытой, так как степень открытости положительно влияет на краткосрочный и долгосрочный рост, предоставляя доступ к большему размеру рынка, способствует расширению экспорта и повышает отдачу от инвестиций, дает возможность импортировать и внедрить в производство новые технологии, а также получить дополнительное финансирование и помощь международных банков и валютных фондов. В условиях послевоенной обстановки в стране, когда все разрушено и требует восстановления, неизбежна зависимость от внешнего капитала и внешних государственных займов, при этом, разумеется, необходимо соблюдать осторожность и оценивать возможности страны, ее потенциальные выгоды и ожидаемые будущие Издержки. Если привлеченные иностранной финансовой помощью выгоды трансформируются в рабочий Капитал, страна имеет больше шансов быстрее оправиться от войны. Они включили несколько характеристик войны, и обнаружили, что гражданская война оказывает негативный эффект в краткосрочном периоде как на страну, в которой была война, так и на ее соседей, однако в долгосрочном периоде какого-либо значимого эффекта войны на рост не обнаружено.
1.2 Влияние гражданской войны на политическое развитие страны
В исторической перспективе можно обнаружить немало примеров того, как война уничтожала и сводила на нет темпы экономического роста на долгие десятилетия без возможности его последующего восстановления. Таким образом, далеко не всегда война влечет за собой мобилизацию человеческих, экономических и политических ресурсов для ускоренного восстановления страны в послевоенное время, эффект феникса имеет определенные условия реализации. А именно, от правильных политических решений, нововведений, построения новых институтов прав собственности и личной неприкосновенности граждан, создания условий для инвестирования, усовершенствования системы налогообложения и стремления к технологическому прогрессу, разработке инновационных систем. Эффект возникновения институтов для управления различными сферами деятельности страны является ключевым в восстановлении страны после военных действий и ее дальнейшего экономического развития. Способность управлять страной и эффективно осуществлять процедуру налогообложения населения для реализации политических целей является проявлением легитимности политической системы страны и ее правительства. Высокий уровень сбора налогов отражает то, что правительство оказывает определенное влияние на общество и отдельных индивидов, это говорит о высокой степени автономности правительства и ее мощи. В странах, где правительство не способно собрать определенную долю налогов с населения, наладить механизм налогообложения, а значит не имеет достаточно средств для реализации своей политической воли, у правительства нет реальной власти и влияния, его положение шаткое и в любой момент может появиться конкурентная сила, способная бросить вызов действующей системе. В своем анализе в эконометрической модели я включила в регрессию в качестве одной из политических переменных показатель RPC (Relative Political Capacity), в состав которого входит доля собранных налогов с населения, так как этот показатель очень важен при оценке того, насколько правительство легитимно и способно управлять государством. Он был предложен в работе C. G. Thies, D. Sobek (2010) , однако не применен ими из -за недостатка данных в рассматриваемых ими странах.
Olson (1993) в своей работе упоминает «теорию хищника», основная идея которой говорит о том, что политическое развитие способствует развитию экономическому. В системе автократического режима, единоличный правитель установит такой уровень налогообложения, при котором у производителей новых ресурсов не отобьется желание осуществлять свою деятельность и не слишком повредит делу, и при этом максимизирует уровень налоговых поступлений и других доходов. В условиях, когда единоличный правитель уже становится не способным контролировать ситуацию в стране, возникают конкурирующие силы, которые формируются из активных общественных движений, образующих новое правительство. Возможен и другой сценарий, и в ситуации, когда единоличный правитель, теряя свое политическое влияние, принимает определенные меры, способствующие возникновению определенного уровня защиты прав и в какой-то степени установления справедливости через систему судов в обмен на получение финансовых выгод в виде налогов и других поступлений. Так формируется система прав собственности, которая помогает максимизировать выгоды правительства.
деятельность правительства ограничивается наличием внешних и внутренних конкурентов, способных предложить более выгодные условия отношений «больше свобод и общественных выгод. Наличие государственности является необходимым условием экономического роста и развития страны, но одновременно с этим государство может сокращать общественные выгоды, так как наивысшая степень эффективности и полное соблюдение прав и свобод с целью максимизации общественной полезности вступает в конфликт со стремлением властей максимизировать собственные выгоды. наличие конкуренции с альтернативными политическими силами и необходимость поддерживать экономический рост способствуют проведению действующей властью активной экономической политики, продвижению новых технологий и инноваций, в том числе в военном плане для получения сравнительных преимуществ на мировой арене.
Межгосударственная жизни общества. Высокий уровень легитимности власти с наличием развитых экономических и политических институтов является основой для экономического развития в современном обществе.
Аcemoglu, Robinson (2012) в своей книге утверждают, что экономические институты определяют то, насколько страна бедна или богата, в то время как политические институты играют решающую роль в том, как экономические институты будут развиваться и будут ли они эффективными. Они выделяют два вида институтов, каждый из которых несет определенные последствия для развития страны: инклюзивные и экстрактные.
Наличие инклюзивных институтов способствует созданию благоприятной экономической среды для инвестирования в человеческий капитал, в образование, в технологические инновации, предоставляя людям возможность получения образования и осуществления научной деятельности, реализации своего потенциала на благо страны, ведь все это определяет ее потенциал и является основой для устойчивого экономического роста. Это становится возможным благодаря соблюдению прав частной собственности, предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществление предоставляемых государством гарантий и свобод. Все это создает определенность и уверенность в стабильности финансово-экономической, правовой и политической системе страны, ведь фактор стабильности является ключевым в увеличении инвестиционной и деловой активности с внедрением передовых технологий. Создание новых технологий неотделимо от получения определенного уровня образования населения, степени профессиональной квалификации и компетентности работников, чтобы иметь возможность внедрить полученные разработки и технологические усовершенствования в повседневную жизнь общества.
Экстрактные экономические институты работают не на благо общества, а на ограниченную группу заинтересованных лиц, политическую элиту, извлекая финансово-экономические и правовые ресурсы у населения упрочивая свое материальное положение, власть и политическое влияние. Такие институты не служат обществу, а являются помехой для его развития, губят любое стимулирование экономической, общественной деятель и препятствуют развитию деловой активности. Это создает неопределенность и нестабильность в экономической и политической ситуации в стране, что снижает или нивелирует поток инвестиций в страну. Как и Olzer (1993), Аcemoglu, Robinson (2012) считают, что экономические институты зиждутся на политических институтах, отмечая, что именно политические институты определяют то, какими будут экономические институты, экстрактными или инклюзивными.
Политические институты должны быть эффективными, обладающими монополией на применение силы, легитимными, гарантирующими права и свободы граждан, придерживающимися принципов плюрализма и централизованности, тогда инклюзивные экономические институты могут быть внедрены в жизнь общества. Переход от экстрактных институтов к инклюзивным сопровождается «созидательным разрушением» устоявшихся норм и систем, и чем интенсивнее будет происходить этот переход, тем труднее будет прежней политической системе сохранять свои позиции, изменения в экономических институтах, подмена старого новым непременно оказывает влияние на действующую власть страны, этот процесс ослабляет абсолютистский режим и препятствует использованию экономических институтов в преследовании собственных интересов. Население страны в какой -то момент понимает, что нынешняя власть не способна исключить экстрактные институты из жизни общества. Ослабление централизации власти вместе с переходом страны от экстрактных институтов к инклюзивным сопровождается обычно отсутствием каких-либо гарантий прав человека и его собственности, и даже прав личной неприкосновенности, что разумеется являет собой нестабильную ситуацию, что способствует ухудшению инвестиционного климата в стране.
Существующая появления новых противоборствующих сил, готовых и способных побороться за возрастающее напряжение перерастает в одно мгновение во взрыв гражданского насилия, в революции, бунты, государственный переворот и жестокую и кровопролитную гражданскую войну. И от того, кто придет к власти после нее и какой вектор политического развития будет задан, будет зависеть будущее страны, ее экономическое развитие. Определится ценность гражданской войны, ее результаты и то, будет ли разрушение созидательным или не принесет ничего, кроме страданий, нищеты и отсутствия какого-либо экономического развития. По мнению авторов, концепция экономических и политических институтов и их взаимный переход объясняет межгосударственные различия в уровне экономического и политического развития. Поэтому очень важно принимать во внимание политические аспекты в процессе изучения влияния политических и экономических институтов на характеристики гражданских войн.
Государство в лице своего правительства косвенно вовлечено в экономико-социальную активность страны через созданные им же институциональные структуры. В первую очередь, в стране необходимо установить макроэкономическую стабильность, так как неопределенность отпугивает как частных, так и иностранных инвесторов из-за высокой доли риска в неспокойном и нестабильном регионе, и по этой причине экономический рост может быть задержан или вовсе не состояться. Индикаторами данной стабильности можно считать стабильность обменного курса валют, наличие умеренных темпов роста инфляции, грамотно распределенного государственного бюджета и его размера, все это позволяет сделать соответствующие выводы о том, насколько эффективна Политика, проводимая правительством. Более того, интересен тот факт, что помимо реальных действий, предпринимаемых правительством, важны еще и ожидания изменений в политике в обществе. Немаловажную роль в ускоренном восстановлении экономики играют и внешние факторы как, например, наличие крепких международных связей с другими странами, что характеризуют наличие большого объема внешнего инвестирования, крепких налаженных торговых отношений, доли прямой иностранной финансовой помощи, объема внешнего долга.
Feng (2003) считает, что чем более стабилен уровень политической власти и влияния, чем ниже И в стране и выше уровень частных инвестиций, сравнительно спокойная политическая обстановка стимулирует экономический рост в развивающихся странах и в странах с высоким доходом, именно для них политический фактор играет даже большее новых действующих социальных и экономических институтов, гарантирование правительством соблюдения прав собственности снижает уровень неопределенности в стране и является базой для усиления аккумуляции финансовых ресурсов и увеличения объемов инвестирования. Войны, экономическое и политическое развитие являются взаимно проникающими процессами, подстегивающими общее развитие страны. В случае если правительство слабо и его положение нестабильно, оно более чувствительно к нуждам влиятельных групп, которые хотят извлечь определенные выгоды благодаря политическим решениям, боле того, расцветает коррупция и еще более препятствует экономическому росту. Подобное положение дел намного хуже, чем в случае сильного правительства, которое будет намного менее коррумпировано.
Kang& Meernik (2005) в своем исследовании также придерживаются вышесказанного мнения, что возможность послевоенного экономического роста должна быть обусловлена какими-то факторами, а именно политическим выбором, установившимся видом политического режима в послевоенное время, который вплетен в ткань институциональной структуры общества. Политический выбор вместе с характеристиками гражданских войн каждой отдельной страны являются детерминантами межгосударственных различий в послевоенном экономическом росте. Политический курс, выбранный правительством может потенциально как ускорить, так и замедлить восстановительные процессы экономики. Во многих источниках демократический политический режим считается более благоприятствующим экономическому росту режимом, чем автократический. вообще вид политического режима определяет те детерминанты, на которых зиждутся ожидаемое будущее затраты. Наличие разделения власти предполагает, что страна будет управляться более грамотно и ответственно, будет ниже уровень коррупции и риск преследования интересов определенными группами лиц будет существенно ниже, чем при авторитаризме, когда При этом соблюдаются права и свободы граждан на личную собственность и неприкосновенность, закреплены и гарантируются права предпринимателей и бизнеса, что является важнейшим фактором для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, повышению уровня сбережений, возможности беспрепятственного и безопасного ведения предпринимательской деятельности, заключения выгодных сделок без опасения несанкционированного вмешательства в них государства. Исходя из указанных выше качеств и факторов системы, демократический режим больше стремится к их соблюдению, чем автократия, хотя при этом наличие демократического режима совершенно не гарантирует того, что эти качества будут присущи данной стране. Гражданская война, как уже было не раз сказано ранее, всегда потрясение для страны, и ущерб и потери в ней неотвратимы, однако уровень общественных потерь может быть снижен до минимума грамотными правительственными мерами, примененными к месту и ко времени. Скорейшее восстановление экономики, инфраструктуры и прежних темпов роста являются первоочередными задачами правительства.
Kang, Meernik (2005) указывают на важность иностранной помощи, однако они не учитывают ее возможный отрицательный эффект, уже упоминавшийся выше. Во- первых, риск полного закабаления страны большим государственным долгом и необходимостью сильно повышать налоговые ставки, поэтому масштабы внешней помощи должны быть ограничены, чтобы не привести страну к повторной гражданской войне. К слову, политическая нестабильность проявляет повышенную устойчивость, и велика вероятность, что если недавно произошли какие-то политические изменения, то в будущем они повторятся снова. Во-вторых, в стране, где еще не сформирована сильная легитимная власть и все еще продолжаются внутренние столкновения властных интересов различных политических сил, вероятна пролонгация военных действий по причине того, что финансовая помощь извне становится источником наживы отдельных группировок, а значит эти средства не будут использованы на благо страны, ее восстановление и развитие, а невольно будут лишь поводом продолжать гражданскую войну и дальше. таким образом, вполне вероятно, что инструмент восстановления экономики будет способствовать образованию замкнутого круга удовлетворения личных интересов и корыстных целей отдельных групп лиц.
Было обнаружено, что «в странах в периоды с высоким уровнем политической нестабильности, экономический рост значительно ниже, чем в другие временные отрезки», не было точно определена степень влияния экономического роста на политическую нестабильность: «эффект низкого экономического роста точно имеет место в случае политических восстаний и гражданских войн, но намного менее ясен в случае смены правительства другими методами» (Kang, Meernik (2005)). Одним из важнейших интересных выводов, сделанных в этом исследовании заключается в том, что не было найдено разницы между темпами экономического роста и видом политического режима (автократия и Демократия).
Авторы задаются вопросом, «полезны или вредны ли институты демократического режима для экономического роста», так как многие авторы, о чем упоминалось выше, считают, что именно демократия является наилучшим политическим режимом, характеризующимся как более стабильный и более эффективный с точки зрения экономического роста. однако, по итогам эмпирического исследования, авторы пришли к выводу о том, что «на теоретическом и эмпирическом уровне не существует очевидной взаимосвязи между демократией и ростом». опираясь на их вывод, я не буду распределять страны на демократические и автократические, а лишь введу разделение гражданских войн на причинном уровне.
экономический гражданский война легитимность
Глава 2. Расчетно-аналитическая база
Исследование посвящено выявлению наличия и степени влияния экономических, военных и политических переменных на послевоенный экономический рост, а также выявит взаимосвязь наличия внешней финансовой помощи, продолжительности военных действий и количества погибших в гражданских войнах. Бедность местного населения усиливает риск повторения гражданских войн, в то время как экономическое и политическое развитие способствуют снижению рисков возобновления конфликтов. Нам необходимо понять причины и эволюцию гражданских войн, поняв это мы приближаемся к пониманию постконфликтной динамики.
Ученые советуют изучать послевоенный экономический рост через призму трех видов характеристик: военных переменных, экономических характеристик самой страны, а также переменных послевоенной политики, проводимой правительством (Dirk C. Van Raemdonck and Paul F. Diehl, 1989). поэтому мы примем во внимание данную рекомендацию, построив первую модель по данной схеме.
Будут показаны две модели, первая из которых в качестве независимой переменной берет послевоенный экономический рост. вторая же основана на статьях исследует зависимость продолжительности войны и количества убитых от экономических (в частности, финансовых инвестиционных вложений, финансовой помощи (S. Kang and J. Meernik (2005), D.C.van Raemdonck and F.Diehl, (1989)) и политических переменных. Определив границы нашего исследования, мы включаем в исследование выборку из 40 стран мира, переживших в период с 1989 по 2015 гражданскую войну, которая включает в себя развивающиеся и менее развитые страны, строим ковариации, используем статистические методы оценки модели, проводим наш эмпирический анализ, обсуждаем выводы, получившиеся в результате расчетов, проверяем выполнение наших гипотез, обобщаем выводы исследования, выявляя некоторые несовершенства и слабости модели и возможности более углубленного дальнейшего исследования данного вопроса.
2.1 Описание данных и проверяемые гипотезы
В своем исследовании я использую выборку из 40 стран, в которых с 1989 по 2015 года велась гражданская война, они присутствуют в выборке исследований V. Koubi и Organski&Kugler, кроме того, выбор обусловлен доступностью данных по этим странам в базах статистических данных Всемирного Банка (World Bank statistics), данных проекта COW (Correlates of War), а также данные Организации Экономического Сотрудничества и развития (OECD), целью которых является поиск, обработка данных и их тщательный отбор для использования в различных общественных целях, а также в международных исследованиях и научных статьях. Указанные базы данных хорошо зарекомендовали себя, поэтому источники наших данных можно считать достоверными. С точки зрения формирования выборки, наши данные можно считать в целом репрезентативными.
Н 1: гражданские войны в менее развитых и развивающихся странах отрицательно влияют на показатели экономического роста
следующий вопрос, необходимый к рассмотрению, это то, как влияют политические факторы на темп роста ВВП в развивающихся и менее развитых странах. Степень состоятельности власти, ее возможности контролировать ситуацию в стране, ее легитимность являются хорошим подспорьем для развития страны, ведь грамотные политические шаги, которые могут быть сделаны в послевоенное время могут предотвратить застой в экономике и вытащить страну из ловушки бедности. Несмотря на то, что демократию многие авторы считают лучшей альтернативой автократии, я не буду подразделять страны по данному признаку, а лишь введу некоторые политические индикаторы, по которым можно определить то, насколько эффективно работает правительство, степень верховенства закона, исполнение провозглашенной политики, степень открытости рынка и возможности для развития бизнеса и повышения деловой активности, в целом, уровень политического развития. Все это будет отражено в коэффициентах World Government Indicators и показателе Relative Political Capacity, поэтому моя вторая гипотеза звучит так:
Н2: Степень политического развития положительно влияет на послевоенный экономический рост.
следующие гипотезы относятся к изучению влияния иностранного инвестирования в странах во время и после войны. Как уже было отмечено ранее, зачастую в период политической и финансовой неустойчивости в стране, повышается риск ввержения страны в кабальную зависимость от частных интересов страны-инвестора. Кроме того, в работе Collier & Hoeffler (2002) и S.Kang & J.Meernik (2005), предельные выгоды финансовой инвестиционной помощи могут не всегда повышать уровень экономического роста, а наоборот его снижать, как считают авторы, способность стран, переживших суровые и долгие войны, « абсорбировать финансовые ресурсы может быть ограничены и дополнительная помощь по достижении определенной точки насыщения не принесет выгод стране».
более того, страна, в которой не существует сильных политических институтов и ведется долгая война, раздираемая внутренней междоусобицей, не может контролировать поведение отдельных группировок, которые сталкиваются друг с другом в попытках захватить власть, и внешнее финансирование может быть источником дохода для этих воюющих политических сил, таким образом из средства восстановления экономики страны, финансовая помощь и инвестиции становятся факторами пролонгации военных действий. Исходя из вышесказанного, я строю 3-ю гипотезу, которые звучат следующим образом:
Н3: Иностранная финансовая поддержка (чистый прирост иностранного инвестирования) отрицательно влияет на экономический рост
Во 2-ой модели исследования изучается влияние политических и экономических переменных на зависимые военные переменные, в данной модели представлена единственной характеристикой — продолжительностью (DUR) войны, поэтому у меня есть возможно проанализировать не только влияние инвестиций на экономический рост, но и на сам ход военных действий, а именно 4-я гипотеза:
Н4: Иностранная финансовая поддержка отрицательно влияет на продолжительность военных действий.
2.2 Методология исследования
В главе 1 было показано, что существует большое количество исследований влияния гражданских войн и уровня политического развития на экономический рост. Методология каждого исследования выбирается в зависимости от того, какие цели преследует автор данной работы и исходя из того, каким объемом данных он располагает.
В данной работе рассмотрены два типа моделей:
1). Time-series model
В модели time-series строится регрессиянекоторым лагом, а также военными, экономическими и политическими переменными, которые будут описаны ниже. Единицей наблюдения в данной модели является 1 год.
Yg (1989, 2015) = α1*War var.(1989,2015) + α2*non-War var.+ α3*Polit.var.(1989,2015)+e
2). Сross-sectional model,
здесь предсказывается длительность войны через политические переменные, предшествующие ее началу, а также количеству иностранной поддержки во время войны. В данной модели единица наблюдения- одна гражданская война.
W(duration) = β1*non-War var.+ β2*Polit.var.(1989-2015)(BDP)=γ1*non-War.var+ γ2*Polit.var (1989-2015)
Time-series модель посчитана в двух вариантах:
.1) В этой модели предполагается, что у каждой страны своя динамика, свои коэффициенты, за счет чего для каждой страны строится отдельная регрессияЗдесь есть два варианта в зависимости от того, какой лаг использовать для независимой переменной 1 модели — темпа роста ВВП на душу населения : либо лаг, равный одному как наиболее интуитивный, либо лаг, определенный автоматически с помощью максимального значения автокорреляционной функции, рассчитанной на основе ряда ВВП для данной страны.
.2) В данной модели предполагается, что динамика у всех стран схожая, коэффициенты регрессий примерно совпадают, что делает модель более грубой, но и более робастной, а также позволяет устранить неизбежный шум, вызванный малым числом наблюдений. В этой модели добавлены dummy-переменные по причинам начала гражданской войны. По этническим причинам воевало 6 стран, по религиозным-4 страны, по причине смены политического режима — 19 стран.
Модель cross-section сделана следующим образом: здесь необходимо вручную подобрать годы начала и конца войны, происходившим в рассматриваемых странах, после чего построены наблюдения по каждой войне, которые включают в себя:
·суммарную иностранную помощь во время войны (переменная foreign help);
·dummy -переменные по причинам гражданских войн.
·значения политических переменных до начала войны;
Данные анализировались в статистической среде R.
Для проверки моделей на качество были проведены тесты на мультиколлинеарность и тест Бройша-Пагана для проверки наличия гетероскедастичности случайных ошибок в моделях 1 и 2. F-тест для тестирования обеих моделей, который не выявил проблемы мультиколлинераности, тест Бройша -Пагана показал, что модель гомоскедастична, что говорит о постоянстве дисперсии случайных ошибок в моделях и однородности наблюдений.
Глава 3. Эмпирическая часть: регрессионный анализ
3.1 Переменные регрессионных моделей
Мною применяется стандартный подход, основывая свою первую модель на тех, которые используют V. Koubi, Cameron G. Thies и David Sobek, однако с существенными различиями. В качестве зависимой переменной в первой модели используется темп роста ВВП на душу населения в процентном выражении. Как уже было сказано ранее, в качестве объясняющих переменных я использую три блока независимых переменных:
1.Переменные гражданской войны, ее характеристики, а именно я заимствую переменные войны из регрессионной модели V. Koubi, которые она использовала степень суровости войны, а именно количество погибших в войне на долю населения — BDP (Battle Deaths per Population) и продолжительность гражданской войны (duration — DUR), измеренных как количество лет ведения гражданской войны в каждой стране (V. Koubi, 2005).
2.Вторым блоком независимых переменных являются детерминанты физического и человеческого капитала, а именно средняя продолжительность жизни населения страны -Average Life Expectancy, который выбрали и Cameron G. Thies and David Sobek (2010), сославшись на то, что данные по этой переменной намного более полные, чем по другим переменным человеческого капитала, а среди характеристик самой страны выделяю общее государственное конечное потребление -General government final consumption expenditure (% of GDP). Этот показатель включает в себя все правительственные расходы на товары, услуги и национальную оборону, за исключением военных расходов. Также сюда входит показатель прямых иностранных инвестиций, потоков капиталовложений в изучаемую страну и реинвестирования- Foreign direct Investments (net inflows). Прямые Инвестиции входят в категорию международного инвестирования, которое дает возможность генерального контроля или получения значительной доли влияния на сферу управления и ведения дел над страной-получателем со стороны страны, его предоставляющей. Индикатором присутствия прямых инвестиционных потоков является тот факт, что доля владения обыкновенными акциями иностранного инвестора превышает 10 %. В рамках исследования этот показатель рассчитывается как разница между новыми инвестиционными поступлениями, уменьшенными на величину прекращенных инвестиций, посчитанных в процентной доле от ВВП страны-получателя (World Bank statistics).
3.К третьему блоку данных я отношу политические переменные, выделяя их отдельно из 2го блока. Я отвожу политическим переменным особенное внимание, во-первых, потому, что их достаточно сложно посчитать, так как они в основном отражают качественные характеристики правительства, что требует введение большого количества dummy-переменных, что может несправедливо ухудшить модель и повлиять на значимость, во-вторых, это очень важные для исследования переменные, поэтому была поставлена задача найти такие политические переменные, которые бы отражали в полной мере зависимость наличия успешности восстановления экономического роста после войны от уровня развития политических институтов в стране. О данной связи написано много статей, взять хотя бы Kang& Meernik (2005), все ту же работу V. Koubi (2005), Y. Feng (1997), J.C. Murdoch & T. Sandler (2004), Karen Rasler and William R. Thompson (1985), Cameron G. Thies and David Sobek (2010) и многих других.
В одной из работ Cameron G. Thies, David Sobek (2010) предлагается идея использования самостоятельно расчета политического показателя на основе регрессионной модели, а именно показателя сравнительной политической способности — Relative Political Capacity (RPC), который рассчитывается как отношение фактически собранных государством доходов к доходам, оцененным с помощью регрессионной модели следующего вида:
Tax/GDP = ß0 + ßl (time) + ß2 (Agriculture/GDP) + ß3 (Exports/GDP)+ e.
В данной модели учитывается получение государством доли поступающих налогов, которая оценивается с помощью независимых переменных: доли доходов от экспорта в ВВП страны (Exports/GDP), а также доли доходов от сельскохозяйственных отраслей страны (Agriculture/GDP), кроме того, в регрессии введена переменная времени (time). Данные по этой переменной затрагивают период с 1989 по 2015 год, как и основная регрессионная модель.
помимо данного показателя политической способности управлять страной, в модель введен еще один вид политических переменных — World Government Indicators, это исследовательская база данных, агрегирующая показатели качества проводимой политики и управления страной. Она включает в себя большой массив данных о поведении правительства, оцененных с точки зрения взаимоотношений власти с бизнесом в этой стране, своими гражданами и избирателями, а также с помощью экспертных исследований институтов, негосударственных и международных организаций, частного сектора в отношении конкретной страны. Эти данные отличаются от опубликованных Всемирным банком или другими официальными организациями. Данные по этим индикаторам доступны с 1996 года. Данные индикаторы состоят из 6 частей- индексов, характеризующих правительство каждой страны с разных сторон, а именно:
Voice and Accountability (степень участия в голосовании)- отражает, в какой степени жители страны могут участвовать в выборах своего правительства, степень свободы выражения своей гражданской позиции, степень свободы СМИ и контроля за населением.
Political Stability and Absence of Violence/Terrorism (отражает степень политической стабильности и наличие проявлений политического насилия и экстремизма, не учитывается в данном исследовании)
Government Effectiveness (показатель эффективности правительства)- отражает качество общественных служб и сервисов, качество гражданского обслуживания, степень независимости от политического давления, качество разрабатываемой политики и ее реального осуществления, а также оценивает степень доверия к правительству и проводимым им реформ со стороны населения, степень исполнения заявленных обещаний.
Regulatory Quality (качество регуляторной функции)- отражает степень возможности правительства формулировать и обеспечивать выполнение трезвой политики и введение регулирующих мер, которые стимулируют развитие частного сектора экономики.
Rule of Law- (сила закона) -отражает степень независимости экономических агентов, степень их следования общественным правилам, в частности, качество исполнения контрактов и наличие механизма принуждения в случае отказа от их исполнения, соблюдения прав собственности, наличие судебной власти, органа общественного правопорядка(полиция), уровень преступности.
Control of Corruption (степень контроля над коррупцией)- отражает степень в которой властно-бюрократические структуры склонны к даче или принятию взяток, в мелком и крупном размере, включая состояния полного контроля над страной малой группой элит, преследующих свои интересы.
Я включила лишь 5 из них, убрав из списка индикаторов тот, который характеризует страну по степени политической стабильности и отсутствия насилия- Political Stability and Absence of Violence/Terrorism, так как этот показатель будет явно коррелировать с военными переменными. Более того, страны в основной выборке испытывали многолетние гражданские войны, поэтому в данном случае включать его не имело смысла, а могло лишь исказить результаты исследования. Все эти индикаторы были рассчитаны по данным 31 источника и баз данных, основанных на нескольких больших исследованиях респондентов и экспертных оценках по всему миру, каждый индикатор распределен в диапазоне от -2,5 до 2,5, где -2,5 характеризует наислабейшую степень политической способности, а 2,5 соответственно наисильнейшую.
Более подробно с методикой расчета данных показателей можно ознакомиться в работе D. Kaufmann, A. Kraay and M. Mastruzzi (2010).
Я распределила все 40 стран по типам причин гражданских войн и политических конфликтов:
.По причине межэтнических и межнациональных конфликтов, лежащих в основе военных конфликтов, между представителями разных национальностей или этнических общин, проживающих на территории одного государства. На эту причину указывают авторы W. Easterly& R. Levines (1997) и A. Alesina (1994), утверждая, что чем более этнически разнообразна страна, тем ниже у нее показатель экономического роста, а происходит это по причине того, что различные этнически группы борются за главенство и ресурсную базу, ища каждая своей выгоды, что приводит страну в ловушку бедности.
таким образом, в моей выборке оказалось 6 стран с межэтническими конфликтами, перешедшими в гражданские войны.
.По причине религиозных конфликтов. опять-таки, борьба представителей разных религиозных конфессий, будь то между христианами и мусульманами, или проявление радикального ислама и сопротивление ему со стороны другой части общества. И снова это борьба за ресурсы и влияние в стране, где нет сильной власти, способной справиться с этими проявлениями крайней нетерпимости.
.По причине смены политического режима. В данном случае предполагается неконституциональная смена политического режима, так как она повлекла за собой гражданскую войну. Разумеется, не обязательно установление новой власти приведет к улучшению политической ситуации в случае, если новое правительство окажется слабым и будет потворствовать лоббистам и влиятельным группировкам, поэтому зачастую гражданские войны имеют свойство возобновляться через какое -то время. Однако со сменой правительства у страны появляется шанс что-то изменить в лучшую сторону.
Данное разграничение внесено в 1 и 2 модель в качестве dummy- переменных.
Во 2ой модели в качестве зависимой переменной выступают две характеристики войны, которые указывают на длительность гражданских войн и степень их суровости, которые в 1 модели были также использованы: это BDP и DUR. В качестве независимых переменных были взяты переменные из 1 модели, а именно, в качестве невоенных переменных: иностранные прямые Инвестиции (Foreign direct Investments (net inflows)), общее государственное конечное потребление (General government final consumption expenditure) в процентном отношении к ВВП, и средняя продолжительность жизни (Average life expectancy).
В качестве политических переменных выбраны те же переменные, что и для 1 модели: relative political capacity (строится с помощью регрессии) и The Worldwide Governance Indicators (данные доступны с 1996г).
3.2 Тестирование моделей
Для оценки качества регрессионных моделей, представленных в моем исследовании, были рассчитаны индексы множественной корреляции и коэффициенты детерминации (Multiple ), при этом его значения в модели 1.1 с единичным лагом для каждой регрессии по странам и с ACF лагом, составляет не менее 50% ( больше 0,5), значения скорректированного коэффициента детерминации (adjusted R-squared) в основном варьируются в промежутке от 0.3 и выше, однако редко бывает отрицательным, например для Турции, Сьерра-Леоне и Гаити. В модели 1.2 Multiple составляет 0.214, а adjusted R-squared — 0.1863, что говорит о снижении качества 1 модели после условного агрегирования всех показателей в единую регрессию. Для модели 2 Multiple 0.9679, а скорректированный = 0.9102 , она имеет лучшие показатели по сравнению с другими моделями, можно заключить, что все построенные модели адекватны и включают в себя наиболее влияющие факторы.
Кроме того, для значимости всех 3х регрессионных моделей был произведен F-тест Фишера для каждой модели, который показал, что все модели статистически значимы, так как (p-value в большинстве регрессиях модели 1.1 превышают уровень значимости, который брался в 10%, в модели 1.2. p-value (7,982)>0,1 (10%), в модели 2 уровень значимости был выбран равным 5%, и p-value (0,2786)>0. 05, что также говорит о значимости моделей 1.2. и 2.).
Были проведены тесты на мультиколлинеарность представленных моделей, был рассчитаны VIF для каждой переменной, по итогам чего была выявлена мультиколлинеарность в модели 1.1 как с единичным лагом, так и с ACF-лагом (см.Рис.1), что может быть связано с включением в модель политических переменных, которые демонстрируют порой высокую мультиколлинеарность ( показатели World Government Indexes) , а также в некоторых регрессиях по странам наблюдается повышенная мультиколлинеарность показателя продолжительности жизни населения( Life Expectancy), что сказывается на отдельных неадекватных результатах, в частности отрицательной зависимости между продолжительностью жизни и экономическим ростом, а также отдельные всплески неадекватных результатов во взаимосвязи экономического роста и политических переменных. Поэтому отдельные результаты модели 1.1 можно исключить из рассмотрения.
В отличие от модели 1.1., в агрегированной модели 1.2 с единичным лагом, VIF (Variance Inflation Factor) переменных не превосходят 8, что говорит о низких уровнях мультиколлинеарности (см. Таблица 1).
Таблица 1. VIF переменных модели 1.2 (Источник: расчеты автора в R)
ПоказательVIFПоказательVIFGDP_Lagged1.093287Voice_And_Accountability2.641495BDP1.135590Government_Effectiveness8.361921Government Expenditures1.041814Regulatory_Quality6.067440Foreign_Direct_Investment1.132297Rule_of_Law7.648147Life_Expectancy2.078644RPC1.279059Control_Of_Corruption4.216222
Расчет VIF для каждой переменной в модели 2 показал почти полное отсутствие мультиколлинеарности. (см. Таблица 2).
Для проверки моделей на гетероскедастичность, проверяется линейная зависимость дисперсии случайных ошибок от переменных, был проведен тест Бройша-Пагана, который показал, что во всех построенных моделях случайные ошибки гомоскедастичны, в частности в модели 1.2 BP=15.364 при уровне значимости 11, с p-value =0,1664, для модели 2 BP = 3.9938, df = 4, p-value = 0.4069.
Таблица 2. VIF переменных модели 2. ( Источник: расчёты автора)
ПоказательVIFПоказательVIFForeign_Direct_Investment1.321664Voice_And_Accountability2.842354Life_Expectancy1.039432Government_Effectiveness3.547141Foreign_help1.372973Regulatory_Quality4.640157RPC1.022917Rule_of_Law2.644632Control_Of_Corruption3.584391
Рис.1 ACF ( Источник: расчеты автора)
3.3 Описание результатов
Модель 1.1 модель временного ряда (time-series), считается без dummy -переменных — причин гражданских войн, регрессии считаются по каждой стране отдельно. Сначала взят лаг в 1, так как предыдущий темп роста ВВП на душу населения будет оказывать большее влияние, чем тот, который был 2 и более лет назад. Вторая интерпретация модели 1.1- берем лаг, определенный автоматически с помощью максимального значения автокорреляционной функции (ACF). В модель 1.2 включены переменные причин войн, мы объединяем все темпы роста ВВП всех стран, «склеиваем» все им соответствующие объясняющие переменные, и на этих данных строим одну регрессию, условно предполагая, что коэффициенты всех стран примерно одинаковые, и, хотя это грубое допущение, однако результаты получились качественнее, чем в модели 1.1 с отдельными регрессиями по каждой стране. В данной модели использован лаг в 1. В модели 1.1. без ACF результаты получились лучшими по значимости, чем в модели с ACF. скорее всего, это связано с тем, что выбран меньший лаг в темпах роста ВВП. однако в целом, результаты схожи.
1.Влияние гражданской войны на экономический рост
По итогам 1 варианта модели было обнаружено, что переменная- количество погибших (BDP) в большинстве стран отрицательно взаимосвязана с приростом ВВП на душу населения, но значима только в Либерии на 1 % уровне значимости, что свидетельствует о том, что гипотеза 1 об обратной зависимости гражданской войны и экономического роста подтверждается, однако из-за недостатков модели 1.1. результат оказался в основном незначимым. В модели 1.2, где строится общая регрессияпричин гражданских войн, также обнаружена отрицательная зависимость экономического роста от BDP, общий результат по данным всех стран значим на 1% уровне значимости. таким образом, 1я гипотеза об отрицательной зависимости экономического роста и гражданской войны, подтверждена. Однако необходимо оговориться, что данные результаты по сути отражают динамику экономического роста в краткосрочный период, долгосрочное влияние требует дальнейшего изучения. Результаты согласуются с полученными Kang & Meernik (2005), V.Koubi (2005), Collier & Hoeffler (2002), Alesina& Olzer, J. C. Murdoch and T. Sandler(2004) и других авторов.
Модель 1.1 показывает смешанные результаты касательно политических переменных в разных странах, например, политическая переменная Government Effectiveness практически во всех странах имеет положительную корреляцию с экономическим ростом, например, в Алжире и Колумбии на 5% уровне значимости, в Конго -на 10% уровне значимости. однако показатель Voice & Accountability в большинстве стран оказался в отрицательной зависимости от роста, в частности, в Алжире и Либерии результат оказался статистически значимым на 10% уровне значимости. Rule of law имеет положительную корреляцию на 1% уровне значимости, однако в Алжире и Шри-Ланке указывает на обратную зависимости на 10% уровне значимости. скорее всего, получение противоречивых результатов в модели 1.1. связан с высокой мультиколлинеарностью, что искажает результаты исследования.
В модели 1.2 Rule_of_Law (один из коэффициентов WGI) положительно влияет на экономический рост на уровне значимости 10%, однако при этом результат по другим коэффициентам WGI получился незначимым, при этом Voice_And_Accountability и xRegulatory_Quality показали положительную корреляцию с экономическим ростом, в то время как xGovernment_Effectiveness — отрицательную. В целом, показатели политического развития положительно влияют на последующий экономический рост, что еще раз подтвердило важность степени политического развития в сочетании с грамотной экономической политикой, на что указывали Asemoglu & Robinson в своей книге. Было обнаружено положительное влияние индекса RPC на экономический рост, что соотносится с общей теорией о положительном влиянии степени политического развития на темпы экономического роста, однако результат оказался незначимым.
3.Влияние размера иностранной финансовой помощи на экономический рост и переменные войны.
В модели 1.1. размер иностранных инвестиций имеет отрицательную тенденцию влияния на экономический рост, в частности, в Алжире результат значим на 5 % уровне значимости, однако есть страны, в которых финансовая помощь положительно влияет на последующий рост, как, например, Шри-Ланка. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что в данных странах финансовые средства были использованы эффективно и шли на восстановление экономики, а не на пролонгацию конфликта, возможно в этих странах уровень политического развития выше, чем в других странах, кроме того, это может зависеть от состояния экономики в послевоенное время.
В модели 1.2 подтверждается гипотеза 3 о том, что иностранные инвестиции, в частности, показатель Foreign Help отрицательно влияет на экономический рост развивающихся стран, результат получился значимым на 10% уровне.
В модели 2, где исследовалась зависимость переменных войны (DUR) от политических переменных WGI, в модель были включены иностранные прямые инвестиции, сделанные до войны (Foreign direct Investments), а иностранные инвестиции, сделанные во время войны, выделены в отдельную переменную- Foreign help. Была изучена зависимость переменной DUR, при этом продолжительность гражданской войны имела отрицательную зависимость от размера иностранных инвестиций до войны правда является незначимым, однако Foreign help во время войны имеет положительную корреляцию и статистически значим на 1% уровне значимости, что говорит о подтверждении гипотезы 4. При этом dummy-переменная, отвечающая за религиозные конфликты, проявила положительную корреляцию и является статистически значимой на 10% уровне значимости, что может говорить о том, что гражданские войны, основанные на религиозных конфликтах, длятся больше, чем другие гражданские войны с другими причинами.
Другие результаты моделей.
Модель 1.1 и Модель 1.2.
Показатель General government final consumption expenditure (% of GDP) в большинстве стран положительно влияет на экономический рост в послевоенное время, что соответствует неоклассической теории.
В модели 1.2 невоенные расходы (General government final consumption expenditure) -положительная зависимость, результат значим на 1 % уровне значимости. В модели 1.2. была обнаружена отрицательная зависимость экономического роста от dummy -переменной, отражающей в качестве причины войны смену политического режима, результат значим на 10% уровне. Этот результат можно трактовать следующим образом: в странах, в которых причиной гражданской войны было свержение предшествующего правительства, экономический рост восстанавливается медленнее и тяжелее, чем по другим причинам. возможно причиной такого результата можно считать то, зачастую в странах, где произошла война со сменой политического режима существует высокий риск повторения гражданской войны по той причине, и поэтому страна, не успев оправиться от предыдущей войны, ввергается еще одну. Такое наблюдается, например, в Йемене. Сомали, Либерии, Уганде и других менее развитых странах. Этому может быть и другое объяснение, например, в случае смены не только правительства, но и политического строя, например, смена автократии на демократию, стране происходят серьезные перемены, и возможно для восстановления и налаживания системы требуется больше времени, чем в случае сохранения прежнего политического строя.
Модель 2.
Политическая переменная Government effectiveness (WGI) как и ожидалось, проявляет отрицательную взаимосвязь с длительностью войны и числом погибших на 5% уровне значимости.
Была найдена значимая положительная зависимость Government Expenditures на темп роста ВВП, статистическая значимость составляет 5%.
Во всех представленных моделях найдена отрицательная зависимость экономического роста от продолжительности жизни населения, кроме того характеристики войны положительно коррелируют с продолжительностью жизни. Это может быть связано с недостатком модели 1 в виде мультиколлинеарности данного показателя, но так как схожие результаты были получены и в других моделях, этому может быть определенное объяснение. Высокая продолжительность жизни в странах, переживших войну увеличивает величину государственных затрат на здравоохранение и пенсионное обеспечение, что в условиях послевоенного дефицита ресурсов, возможно негативно сказывается на экономическом росте. однако данный вопрос требует отдельного изучения, так как повышение продолжительности жизни населения обычно отражает высокий уровень жизни в стране.
Заключение
Мною было проведено исследование с помощью трех регрессионных моделей, была проведена проверка 4 гипотез, по результатам работы были выявлены следующие результаты:
H1принимаетсяГражданские войны в менее развитых и развивающихся странах отрицательно влияют на показатели экономического ростаH2Принимается, но требует дополнительного изученияСтепень политического развития положительно влияет на послевоенный экономический рост.H3принимаетсяИностранная финансовая поддержка (чистый прирост иностранного инвестирования) отрицательно влияет на экономический ростH4принимаетсяИностранная финансовая поддержка отрицательно влияет на продолжительность военных действий
основным итогом исследования влияния гражданских войн на последующий экономический рост стало подтверждение гипотезы 1 об отрицательном влиянии войн на темп роста ВВП на душу населения в 40 менее развитых и развивающихся странах за период с 1989 по 2015 гг. Данные выводы сделаны на основе проведенных time-series моделей 1.1 и 1.2, однако по результатам исследования нельзя определить долгосрочный эффект гражданских войн на экономический рост.
Научная новизна данной работы заключается, в следующем:
1.во-первых, что рассмотренные выше гипотезы ещё ни разу тестировались для данного временного отрезка, за последнее десятилетие качество статистических данных значительно улучшилось, были рассчитаны новые индексы политического развития, что не могло положительно не повлиять на качество моделей и их результаты.
. Во-вторых, впервые в исследовании гражданских войн были включены новые политические переменные World Government Indexes (Yi Feng), а также вручную рассчитан и включен в модель показатель сравнительной политической способности (RPC), которые были предложены для последующих исследований данных вопросов авторами-предшественниками (Cameron G. Thies, David Sobek).
3. В-третьих, была исследована зависимость финансовой помощи до и во время войны в модели 2 на длительность гражданской войны, при этом было обнаружено, что размер довоенной помощи не значим и отрицательно влияет на продолжительность войны, а финансовая помощь стране во время военных действий имеет положительную корреляцию с продолжительностью самой войны. Это подтверждает предположения Collier and Hoeffler (2002), которые получили схожие результаты, однако не разграничивали политическую помощь до и во время войны.
. Было введено разграничение стран по видам причин гражданских конфликтов: этнические, религиозные и смена правительства. По итогам исследования, выяснилось, что dummy-переменная- смена правительства является статистически значимой на 10% уровне, и отрицательно влияет на экономический рост в большей степени, чем остальные dummy-переменные, что может говорить о более суровых последствиях для экономики именно от гражданских войн, происходивших по причине смены правительства.
дальнейшее изучение проблематики гражданских войн должно быть связано с более тщательным рассмотрением влияния политических переменных на экономический рост и на характеристики гражданских войн, с включением большего количества стран и более полных, и качественных статистических данных.
список литературы
1.Alesina, Alberto. 1994. Political Models of Macroeconomic Policy and Fiscal Reforms. In Voting for Reform: Democracy, Political Liberalization, and Economic Adjustment, New York: Oxford University Press, pp. 37-60
.A. Alesina and S. Olzer ( 1996) Political Instability and Economic Growth Journal of Economic Growth, 1: 189-211 (June, 1996)
.Collier Paul, (1999) On the economic consequences of Civil War, Oxford Economic Papers 51(1): 168-183
.Collier Paul and Anke Hoeffler. (2002). Aid, Policy and Growth in Post Conflict Societies. World Bank Policy Research Working Paper 2902.
.Easterly William and Ross Levine (1997) Africa`s growth Tragedy: Policies and Ethnic Divisions Quarterly Journal of Economics 112(4): 1203-50
.Feng, Yi, 2003. Democracy, Governance and Economic
.Performance. Cambridge, MA
8.Seonjou Kang and James Meernik (2005) Civil War Destruction and the Prospects for Economic Growth The Journal of Politics, Vol. 67, No. 1 (Feb., 2005), pp. 88-109
.Daniel Kaufmann, Aart Kraay and Massimo Mastruzzi (2010). "The Worldwide Governance Indicators : A Summary of Methodology, Data and Analytical Issues". World Bank Policy Research Working Paper No. 5430; HTTP://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1682130 , а также на сайте www.govindicators.org.
.Koubi Vally Journal of Peace Research, 2005 War and Economic Performance Vol. 42, No. 1 (Jan., 2005), pp. 67-82
.J. Murdoch C. and Todd Sandler, 2002.
.’Economic Growth, Civil Wars and Spatial
.Effects’, Journal of Conflict Resolution 46(1):
.91-110
.A.F.Organski and Jacek Kugler, 1977. Costs of Major Wars: The Phoenix Factor American Political Science Review 71(4):
.1347-1366
.Van Raemdonck, Dirk and Paul Diehl, 1989. ‘After
.the Shooting Stops: Insights on Post-War
.Economic Growth’, Journal of Peace Research
.26(3): 249-264.
.Rasler, Karen and William Thompson,1985 War and the Economic Growth of Major Powers American Journal of Political Science 29(3):
.513-538.
.G.Thies Cameron and David Sobek, 2010 War, Economic Development, and Political Development in the Contemporary International
.System , International Studies Quarterly, Vol. 54, No. 1 (March 2010), pp. 267-287
.The Correlates of War Project data base HTTP://www.correlatesofwar.org/
.World Bank Data http://databank.worldbank.org/data/home.aspx
27.Д. Асемоглу , Дж. Робинсон (2012) «Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты»
.Данные Организации Экономического Сотрудничества и развития (OECD) http://www.oecd.org/