Учебная работа. Анализ форм и методов проведения международных торгов в Республике Беларусь и за рубежом
анализ форм и методов проведения международных торгов в Республике Беларусь и за рубежом
Реферат
Курсовая работа: 28 с., 26 ист.
Международные торги, тендер, аукцион, заказы, поставки, тедерный комитет
объект исследования — практика проведения международных торгов.
Предмет исследования — использование мирового опыта проведения международных торгов в РБ.
Цель работы: проанализировать формы и методы проведения международных торгов в Республике Беларусь и за рубежом, обосновать направления его совершенствования.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, причинно-следственного анализа, метод группировок, статистические, абстрактно-логические и экономико-математические методы, метод экспертных оценок.
Исследования и разработки: изучены теоретические основы проведения международных торгов, опыт зарубежных стран по проведению международных торгов, изучены нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
Область возможного практического применения: повышение эффективности внешнеэкономической деятель в экономике Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретические основы проведения международных торгов
1.1Международные торги: понятие, виды, участники
1.2Этапы проведения тендерных операций
2. Мировой опыт проведения международных торгов
.1 Международная нормативно-правовая база в области проведения международных торгов
.2 Опыт Соединенных Штатов Америки и европейского союза
. Особенности организации и проведения тендерных торгов в Беларуси
Заключение
список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Значение международных торгов определяется тем, что они являются важным инструментом в современном механизме рыночного хозяйства: содействуют развитию внешней торговли, которая, в свою очередь, служит средством обеспечения более высоких темпов роста национальной экономики. необходимо подчеркнуть, что использование тендеров позволяет эффективно осуществлять операции купли-продажи как покупателям, так и продавцам большой группы преимущественно капитале- и наукоемких товаров и услуг, в том числе реализуемых часто в комплексе.
среди различных инструментов организованной мировой торговли — товарных бирж и аукционов, а также торгово-промышленных выставок и ярмарок — международные тендеры занимают особое место. Возникнув позже других инструментов организованной торговли, тендеры приобрели среди них наибольшее экономическое значение. точные данные о масштабах использования международных тендеров в научной литературе не публиковались, но, по оценкам, на долю всех инструментов организованной торговли, вместе взятых, приходится, как минимум, 20% мирового товарооборота, а на международные тендеры — примерно 15%, т.е. преобладающая часть. Правительственные закупки, являющиеся основным объектом тендерных коммерческих операций, составляют, по данным ВТО, свыше 1 трлн. долл. (более 10% мировой торговли).
В условиях интенсификации процессов глобализации, быстрой индустриализации и стремительного увеличения масштабов инфраструктурного строительства в развивающихся странах перспективы международной тендерной деятельности представляются весьма благоприятными. растет число проводимых тендеров и количество фирм-участниц последних; расширяется крут товаров и услуг, реализуемых посредством тендеров, и укрупняются заключаемые с их помощью контракты; возникают новые организационные формы тендеров (например, электронные торги) и повышается внимание к тендерам со стороны многосторонних организаций, включая учреждения системы ООН, которые стремятся упорядочить практику тендерной деятель во всем мире и содействовать распространению ее передовых примеров, а также решают иные задачи. Значительное внимание уделяется улучшению тендерной практики в региональных объединениях, особенно в Евросоюзе, и в отдельных странах развитых и развивающихся.
В Республике Беларусь международные тендеры, несмотря на принимаемые меры, еще недостаточно используются в целях расширения и совершенствования структуры экспорта и оптимизации импорта, не востребован в должной мере и накопленный в мире опыт их проведения в интересах улучшения конкурсных процедур. особенно остро стоит проблема повышения эффективности использования тендеров в настоящее время в связи с задачей перехода экономики страны на инновационный путь развития. Расширение участия белорусских компаний в зарубежных тендерах, проводимых международными организациями, региональными банками развития, национальными правительствами, будет способствовать более активному вовлечению во внешнеэкономическую деятельность отечественной обрабатывающей промышленности и сферы услуг, росту продаж высокотехнологичной продукции, объектов промышленной собственности и различных видов деловых услуг (строительных, лизинговых, инженерных, в технических областях, др.), а в конечном итоге — диверсификации экспорта и увеличению в нем доли наукоемких продуктов.
Объект исследования — практика проведения международных торгов.
Предмет исследования — использование мирового опыта проведения международных торгов в РБ.
Цель работы: проанализировать формы и методы проведения международных торгов в Республике Беларусь и за рубежом, обосновать направления его совершенствования.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, причинно-следственного анализа, метод группировок, статистические, абстрактно-логические и экономико-математические методы, метод экспертных оценок.
Задачи:
изучить теоретические основы проведения международных торгов;
проанализировать международную нормативно-правовую базу в области проведения международных торгов;
определить особенности организации и проведения тендерных торгов в Беларуси.
1. Теоретические основы проведения международных торгов
1.1 Международные торги: понятие, виды, участники
Одним из наиболее эффективных и достаточно распространенных в международной практике методов размещения заказов являются торги (тендеры). Торги — это метод заключения сделок купли-продажи или договоров подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара или предоставление услуг с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений выбирает для себя наиболее выгодное.
Чаще всего через торги размещаются заказы на крупные поставки машин и оборудования, в том числе комплектного, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектно-конструкторских работ, сооружение объектов «под ключ», а также осуществляется отбор участников концессионных соглашений на разработку полезных ископаемых [1].
Законодательство целого ряда промышленно развитых и развивающихся стран предусматривает, что государственные заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, превышающих определенный лимит, могут размещаться только через торги. Исключение могут составлять уникальное оборудование, не имеющее аналогов, закупка запасных частей к уже имеющемуся оборудованию, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также закупки в рамках специальных межправительственных соглашений. Характерными особенностями международных торгов являются одновременное привлечение к участию в них ряда соискателей, офферентов, общность требований ко всем участникам торгов и многоэтапный механизм реализации тендерной процедуры.
главным преимуществом размещения заказов через международные торги является возможность достижения наиболее выгодных условий для заказчика по данной сделке благодаря острой конкуренции между участниками и обеспечение непредвзятого выбора поставщика или подрядчика.
Жесткий регламент проведения торгов и единообразие требований, предъявляемых ко всем участникам, позволяет избежать возможной коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение заказов.
Следует иметь в виду, что законодательства ряда стран предусматривают предоставление определенных льгот и преференций для местных поставщиков и подрядчиков. Так, например, в США и Канаде для местных поставщиков и подрядчиков установлены ценовые преференции в размере 6%. Это означает, что если цены предложений иностранных участников торгов ниже цен предложений местных участников менее чем на 6%, то предпочтение отдается местным участника торгов.
Торги могут быть открытыми и закрытыми, гласными и негласными [2].
При открытых торгах объявления об их проведении публикуются в газетах или специализированных журналах. Однако термин «открытые торги» означает не только открытые объявления об их проведении, но, главное, то, что в них могут принимать участие все заинтересованные поставщики и подрядчики.
При закрытых торгах приглашения к участию непосредственно направляются устроителями торгов наиболее известным поставщикам и подрядчикам. таким образом, круг организаций и фирм, которые могут принять участие в торгах, ограничивается.
В ряде случаев применяются открытые торги с предквалификацией участников. При этом на первом этапе к торгам допускаются все заинтересованные участники, которые обязаны представить в тендерный комитет информацию, подтверждающую их высокую компетентность, опыт в выполнении подобных заказов и надежность.
Это информация об объектах, в сооружении которых они принимали участие, о наличии у них необходимой техники и трудовых ресурсов, об их финансовом положении, отзывы покупателей и заказчиков об их деятельности и т. д. Как правило, участники заполняют соответствующие формуляры [3].
При проведении торгов на сложное технологическое оборудование или сооружение комплектных объектов при значительных объемах поставок и работ соискатели часто организуют консорциумы — временные объединения фирм или организаций одной или нескольких стран, создаваемых для решения данной конкретной задачи. В этом случае информация представляется лидером консорциума в обобщенном виде как суммарные показатели всех членов консорциума.
На основе представленных материалов осуществляется отбор и определяется круг организаций и фирм, которые допускаются к участию во втором этапе торгов.
При проведении гласных торгов цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов. Решения о победителях, а также информация о ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным лицам [4].
При проведении негласных торгов не объявляются ни состав участников, ни предложенные ими цены. Решение о победителях торгов сообщается им в конфиденциальном порядке. Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда планируется последующее размещение аналогичных заказов и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчика условий. В ряде стран проведение негласных торгов обусловлено в законодательном порядке.
Участниками торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, соискатели (офференты).
заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени.
Организатор торгов — юридическое лицо, уполномоченное заказчиком на организацию торгов. Организатором торгов может выступать и сам заказчик. Организатор торгов формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его деятельность, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решения тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов.
Всю техническую работу по проведению торгов выполняют специально создаваемые тендерные комитеты. В состав тендерных комитетов обычно включаются наиболее авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций-заказчиков.
Соискателями (офферентами) являются фирмы и организации, представившие в тендерный комитет свои предложения.
1.2 Этапы проведение тендерных операций
Уведомление об открытии торгов. На первом этапе тендерный комитет уведомляет потенциальных участников об открытии международных торгов, приглашая их к определенному сроку и в указанное место направить свои предложения. В уведомлении сообщается, что вся необходимая информация по техническим и коммерческим условиям проведения торгов содержится в тендерной документации, которая за определенную плату может быть приобретена в тендерном комитете [5;6].
В тендерной документации, как правило, устанавливается невысокой (от нескольких десятков до нескольких сотен долларов США) и не компенсирует расходов, связанных с ее подготовкой. однако в последнее время устроители торгов в ряде случаев стали повышать стоимость тендерной документации до нескольких тысяч долларов США с целью уже на начальном этапе отсеять мелкие несостоятельные фирмы. Выкуп тендерной документации не накладывает никаких взаимных обязательств на устроителей и участников торгов.
Тендерная документация должна содержать всю необходимую информацию для подготовки тендерного предложения. Обычно она включает инструкции для участников торгов, технические условия, характеризующие предмет торгов, общие условия контракта, а также формы гарантийных обязательств, которые предоставляются участниками торгов. При размещении заказов на сложные объекты для разработки тендерной документации, как правило, привлекаются специализированные инжиниринговые фирмы.
Представление тендерных предложений
Вторым этапом тендерной процедуры является подготовка и представление соискателями тендерных предложений. На этом этапе тендерный комитет взаимодействует с участниками торгов, давая им необходимые пояснения и уточнения, а также содействуя в случае необходимости в ознакомлении со строительной площадкой. Все тендерные предложения должны быть представлены в тендерный комитет строго к установленному сроку. предложения, поступившие с запозданием, не рассматриваются. По истечении срока подачи предложений участники торгов не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа заключить соответствующий контракт. С этой целью каждый участник торгов в качестве залога обязан представить вместе с тендерным предложением предварительную банковскую гарантию, срок действия которой должен соответствовать сроку действия предложения. После закрытия торгов предварительные гарантии возвращаются всем участникам, кроме победителя тендера [7].
Тендерная документация представляется по определенному адресу в опечатанных конвертах и регистрируется организаторами торгов.
В зависимости от вида торгов процедура их открытия осуществляется по-разному. Если проводятся гласные торги, то в определенный процедурой день и час в присутствии представителей каждого соискателя производится вскрытие пакетов с тендерными предложениями, проверяется наличие всех необходимых документов, что фиксируется в соответствующем протоколе, называются фирмы, подавшие предложения, и объявляются предложенные ими цены. Если проводятся негласные торги, то вскрытие пакетов с тендерными предложениями осуществляется в присутствии только членов тендерного комитета.
Оценка предложений и определение победителя
Следующим этапом тендерной процедуры является оценка тендерных предложений и определение победителя торгов. Эта процедура обычно занимает от 1 до 3 месяцев. В течение этого времени тендерные комитеты изучают и анализируют представленные предложения в соответствии с принятой методикой. Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений. В большинстве случаев эти методики основаны на балльной системе, при которой формируется набор коммерческих и технических показателей, представляющих наибольшую важность для заказчика, и каждый из этих показателей оценивается определенным количеством баллов. При этом, чем важнее для заказчика тот или иной показатель, тем выше его весовой коэффициент и тем большее количество баллов может быть ему присвоено. затем баллы, присвоенные каждому показателю, суммируются, и определяется общее число баллов, которым оценено данное предложение. Соискатель, чье предложение получило наивысшую оценку, признается победителем тендера.
В процессе рассмотрения и анализа тендерных предложений часто возникают вопросы, требующие разъяснения и уточнения с соискателями. В ряде случаев тендерные комитеты используют это для достижения более выгодных условий, так как соискатели, давая пояснения и уточнения, имеют возможность косвенно улучшать предлагаемые ими технические и коммерческие условия. Известны случаи, когда тендерные комитеты преднамеренно способствовали утечке информации о положении участников торгов, что является грубым нарушением общепринятого порядка их проведения [8].
Решение об итогах оценки тендерных предложений утверждается тендерным комитетом и оформляется протоколами. после этого с победителями торгов проводятся переговоры по уточнению и согласованию условий контракта и оформляется сделка. Одновременно с подписанием контракта победитель торгов обязан предоставить заказчику гарантию выполнения («перфоменс бонд», performance bond) в размере 5-10% стоимости контракта, а также, в случае необходимости, авансовую гарантию в размере суммы авнса. указанные гарантии должны быть выданы первоклассными банковскими учреждениями или страховыми компаниями. Представленная ранее предварительная гарантия возвращается победителю торгов. Если контракт не будет подписан в установленный срок или не будут представлены вышеупомянутые гарантии, то победитель торгов может потерять право на возврат предварительной гарантии, с него могут быть взысканы убытки, а заказ передан другому соискателю.
В ряде случаев тендерные комитеты по итогам оценки тендерных предложений не объявляют победителя торгов, а выбирают двух или нескольких соискателей, чьи предложения являются лучшими и близки по условиям, и с ними параллельно проводятся переговоры по обсуждению контракта. По завершении переговоров их результаты также рассматривает тендерный комитет и утверждает победителя торгов, что является основанием для заключения с ним контракта. При определенных условиях тендерный комитет может отклонить предложения всех участников и объявить повторные торги.
2. Мировой опыт проведения международных торгов
На данный момент существует несколько документов, которые являются нормативно-правовой базой для осуществления государственных закупок в разных странах. Рассматривая их, можно выявить особенности законодательства в сфере госзакупок в этих государствах.
Документом, который аккумулировал весь имеющийся международный опыт и практические наработки в области как государственных, так и общественных закупок в условиях рыночной экономики, является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г. на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Данный закон был разработан Организацией Объединенных Наций в качестве модельного по построению современной эффективной рыночной модели размещения государственного заказа и предназначался в первую очередь для стран Восточной Европы с переходным типом экономики, а также для развивающихся государств.
Основными целями Типового закона ЮНСИТРАЛ являются максимальное развитие конкуренции, обеспечение справедливого отношения к поставщикам и повышение уровня открытости и объективности при проведении госзакупок. законгосударственных закупок, за исключением закупок, связанных с обеспечением национальной обороны и безопасности.
К числу базовых положений этого документа относятся:
. В части открытости и прозрачности — ведение отчетности о проведении закупок в письменной форме (отчетность должна отражать все существенные меры, принимаемые государственными заказчиками при проведении конкурсов и иных способов закупок), а также публичное уведомление как о намерении государственных заказчиков заключить государственные контракты, так и о подписании этих контрактов.
. В части квалификации — четкая регламентация возможных требований к квалификации поставщиков, порядок и процедуры изучения квалификации, а также порядок проведения предварительного квалификационного отбора.
. В части процедур — открытый конкурс в качестве основного способа закупок; кроме открытого конкурса предусматривается закрытый конкурс, запрос котировок и закупка у единственного источника для простой продукции; двухэтапные конкурсы, конкурентные переговоры, запрос предложений для закупки сложной продукции и консультационных услуг.
. Процедура открытого конкурса предусматривает публикацию извещения; направление потенциальным поставщикам условий конкурса (конкурсная документация); подготовку конкурсных заявок, включая изменения и разъяснения; подачу конкурсных заявок; публичную процедуру вскрытия конкурсных заявок; оценку заявок; акцепт заявок и вступление договора о поставках в законную силу. Закон также описывает процедуры иных способов закупок, достаточно детальное определение дано процедурам закупок услуг (двухэтапные конкурсы, запрос предложений и конкурентные переговоры) [9;10;11].
. В части разрешения разногласий сторон законом предусмотрено право поставщика (подрядчика) на обжалование размещения государственного заказа в закупающей организации, а также в административном или судебном порядке. В настоящее время можно утверждать, что Типовой законоснове действующего законодательства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии и других стран СНГ и Восточной Европы лежат положения и подходы данного документа.
Вторым по значимости международным документом является многостороннее Соглашение по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), принятое по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 г. Оно является одним из элементов Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и заключается странами в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО). Подписание Соглашения по правительственным закупкам не является обязательным условием для вступления страны в ВТО, но в последнее десятилетие появилась устойчивая тенденция: ведущие страны — участницы ВТО (США, страны Евросоюза, Канада, Израиль, Япония, Швейцария) считают подписание данного документа в ходе двусторонних переговоров со странами-претендентами непременным условием. однако к маю 2008 г. только 39 из 152 стран — участниц ВТО подписали Соглашение по правительственным закупкам.
Соглашение должно способствовать открытию национальных рынков госзакупок и предоставлению поставщикам из стран, подписавших данный документ, равных с национальными поставщиками условий участия. Целями данного документа являются развитие международной торговли, запрет на дискриминацию иностранных поставщиков, обеспечение прозрачности законодательства и применяемых процедур закупок.
Таким образом, государственные заказчики не должны предоставлять каким-либо отдельным поставщикам или группам поставщиков (сформированным по национальному или иному признаку) льготных условий получения госзаказов. Запрещается установление к закупаемой продукции технических требований, ограничивающих международную торговлю; технические требования к закупаемым товарам, работам или услугам должны базироваться на международных стандартах [12].
Соглашением о правительственных закупках определены три вида процедур размещения госзаказа: открытые, селективные и ограниченные. Открытыми являются процедуры, при которых заявку могут представить любые заинтересованные поставщики товаров или услуг. Селективными считаются процедуры, при которых заявку вправе подать только поставщики, получившие от закупающего ведомства соответствующее предложение. Ограниченные процедуры — действия, при которых закупающее ведомство вступает в контакт с поставщиками товаров или услуг индивидуально, строго на установленных соглашением условиях.
Процедуры торгов и иных способов закупки должны соответствовать определенным правилам. В частности:
запрещается предоставлять каким-либо поставщикам или группам поставщиков информацию о проведении госзакупок на льготных условиях;
публикация информации о проведении торгов должна осуществляться в том числе в международных изданиях на одном из официальных языков ВТО;
квалификационные требования должны быть едиными для всех поставщиков — участников процедур закупок;
при проведении торгов срок подготовки конкурсных заявок не должен быть менее 40 дней, в остальных случаях — не менее 25 дней;
устанавливаются требования к содержанию документации по торгам (конкурсной документации);
определены условия подачи и вскрытия конкурсных заявок, обеспечивающие соблюдение гласности и сохранности предложений; — принят ряд других условий, направленных на обеспечение конкуренции и прозрачности процесса госзакупок.
.2 Опыт Соединенных Штатов Америки и европейского союза
Общую координацию деятельности в области госзакупок США осуществляет Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), которое было создано в 1974 г. в качестве консультативного органа при Министерстве управления и бюджета, а в 1988 г. превратилось в самостоятельный постоянно действующий орган государственной власти.
Все закупки, проводимые федеральными закупочными агентствами, регламентируются Сводом правил государственных закупок (Federal Acquisition Regulation, FAR1), разработанным в 1984 г. и описывающим все этапы проведения закупок, начиная с планирования и заканчивая вопросами управления заключенными государственными контрактами (вплоть до их завершения). Декларируемая цель FAR — соблюдение всеми агентствами, проводящими закупки для федеральных государственных нужд, единой закупочной политики и использование единых закупочных правил. Миссией FAR является предоставление всем госзаказчикам продукции с наилучшим соотношением цена/качество (цена/затраты) с учетом ограниченного времени на проведение закупок.
В соответствии с FAR при размещении госзаказа США применяются следующие процедуры:
открытые торги;
двухэтапные торги;
проведение переговоров;
упрощенные способы закупок.
Упрощенные способы закупок (Simplified Acquisition Methods), не встречающиеся в других странах, применяются при небольшой стоимости контрактов (до 100 тыс. долл.) и в сумме не должны превышать 5 млн долл. в год. При этом налагается запрет на искусственное дробление объема закупки. К упрощенным способам относятся:
запрос ценовых котировок (Price Quotations);
использование корпоративных закупочных пластиковых карт при особо малых закупках — до 2 500 долл. (Governmentalwide Commercial Purchasing Card) [13;14];
размещение заказов на закупку (Purchase Orders);
— использование рамочных соглашений (Blanket Purchase Agreement) для регулярных закупок широкого ассортимента продукции (типичный пример — канцелярские товары и прочие расходные материалы для работы офисов, а также снабжение запасными частями автохозяйств заказчиков) и др.
Формирование и размещение государственных заказов США осуществляется по двум основным направлениям: для текущего обеспечения деятельности (материально-техническое снабжение) и закупки по профилю работы конкретного государственного органа (прежде всего НИР и ОКР, а также капитальные вложения).
Для учета закупок в области национальной обороны и безопасности в Соединенных Штатах используется особое государственное регулирование. Данный вид госзаказа размещается на основании специального документа — дополнения к своду правил государственных закупок для нужд национальной обороны (Defense Federal Acquisition Regulation — Supplement, DFARS). Эти инструкции применяются Министерством обороны США и другими ведомствами при закупках продукции исключительно военного назначения. Вопросы текущего обеспечения нужд федеральных органов власти США решаются централизованно, через специальную организацию — Администрацию общих услуг (General Services Administration, GSA), благодаря которой заказчики могут закупить широкий ассортимент товаров, работ и услуг, «единых и стандартных» для всех ведомств, независимо от их профиля. Госзаказчикам предлагается выбор более чем из 4 млн наименований продукции, централизованно закупаемой Администрацией общих услуг. При этом одной из немаловажных задач GSA является снижение затрат на осуществление самих закупочных процедур.
Значительность доли, приходящейся на госзакупки, и большое количество стран-членов, определяемое различным уровнем развития и емкости государственного сектора, потребовали специфического законодательного подхода к регулированию размещения госзаказа в странах европейского союза. Сегодня размещение государственных заказов в ЕС регламентируется, в зависимости от объемов и других условий, тремя уровнями законодательного регулирования: международным, законодательством Евросоюза и национальным. К международному регулированию закупок Евросоюза в первую очередь относятся требования ранее упомянутого Соглашения о правительственных закупках всемирной торговой организации [15;17] При регламентации на уровне Евросоюза действует ряд правовых актов, обеспечивающих единые условия проведения закупок для государственных нужд. Необходимо отметить, что период с 2004 по 2006 г. являлся переходным, когда параллельно действовало два вида документов — «старые» директивы и заменяющие их «новые». Принципиальные изменения в регламентации государственных закупок Евросоюза направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и предполагают: международный правовой тендерный торг
исключение из сферы действия общего законодательства по государственным закупкам отдельных секторов экономики, традиционно являющихся естественными монополиями (водоснабжение, энергетика, транспорт и сфера почтовых услуг); введение в практику закупок более гибких процедур, в частности процедуры конкурентных переговоров, а также заключение рамочных соглашений;
учет новых форм организации и ведения бизнеса: концессии и другие формы партнерства между частным и общественным сектором; внедрение электронных закупок.
ЕС рассматривает государственные закупки как инструмент не только для удовлетворения текущей деятель органов государственного управления, но и для реализации социальной политики. В частности, в коммюнике «О законодательстве европейского сообщества в области государственных закупок и использовании государственных закупок для проведения социальной политики» указывается, что при заключении контрактов на поставки продукции для государственных и общественных нужд необходимо принимать во внимание социальные цели. Особо отмечается, что реализация социальных программ возможна в рамках существующего законодательства и практики его применения. Указываются и основные подходы к осуществлению социального подхода при закупках, в числе которых:
разработка соответствующих технических спецификаций и условий контракта, включая требования к условиям работы;
правильный выбор поставщиков;
исключение из числа поставщиков тех, деятельность которых не соответствует законодательству в области социальной сферы;
использование дополнительных социальных критериев при выборе поставщиков.
Этот же документ предусматривает реализацию экологической политики при размещении госзаказов:
разработку соответствующих технических спецификаций;
использование определенного сырья и материалов;
использование специфических технологических процессов;
выбор соответствующих поставщиков;
рекомендации по оценке предложений и выбору наилучшего предложения с учетом экологических требований.
Закупки стран, входящих в Евросоюз, по-прежнему осуществляются органами государственного управления согласно национальному законодательству. Однако при этом во внимание принимаются не только национальные правила закупок, но и законода и рекомендации Европейского сообщества, установленные в ранее упоминаемых директивах.
значительный интерес представляет опыт закупок за счет общественных средств так называемыми международными финансовыми институтами (МФИ) — крупными международными некоммерческими организациями, целью деятельности которых является развитие определенных отраслей экономики разных стран или регионов мира. МФИ аккумулируют значительные объемы денежных средств (полученных за счет взносов участников, а также за счет коммерческой деятель — как правило, предоставление ресурсов осуществляется на принципах кредитования, то есть на возвратной платной основе) и реализуют крупные международные коммерческие и некоммерческие проекты.
поскольку проекты финансируются за счет средств международных финансовых институтов, правила расходования этих средств, в том числе и правила проведения закупок, устанавливаются МФИ. В соглашениях с МФИ о предоставлении кредитных ресурсов принято ставить ссылку на эти правила. поскольку такие соглашения имеют статус международных, применяются правила закупок МФИ, а не национальные правила и процедуры закупок продукции для государственных нужд.
Среди наиболее известных МФИ можно назвать: — Всемирный банк (World Bank Group), который включает в себя международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development), Международную ассоциацию развития (International Development Association) и ряд других структур;
— Европейский Азиатский других организаций.
При реализации любого проекта возникает необходимость в определенных товарах, работах и услугах, закупаемых на свободном рынке. Например, для организации деятельности офиса нужны компьютеры, для модернизации системы водоснабжения города — насосы и очистное оборудование, работы по строительству предполагают необходимость услуг по инженерному надзору. Из всех существующих в настоящее время МФИ в России наиболее известны всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. По данным всемирного банка, к маю 2008 г. в нашей стране действовало 25 проектов на общую сумму около 10 млрд долл., финансируемых за счет его средств.
Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в «Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам МАР» (далее — Руководство) и предусматривают следующие способы закупки:
— международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);
национальные конкурсные торги (National Competitive Bidding);
международные закрытые торги (Limited International Bidding);
— запрос котировок (Shopping);
закупки у единственного источника (Direct Contracting).
В Руководстве четко определены сроки проведения отдельных процедур, последовательность действий при наступлении тех или иных обстоятельств, права и обязанности сторон в любой возможной ситуации, причем наиболее детально описана процедура проведения международных конкурсных торгов как наиболее сложного способа закупки [21].
С сокращением объема государственных заимствований в россии все большую роль начинает играть Европейский средства не только правительству, но и негосударственному сектору экономики. В этой связи особое значение имеет программа микрокредитов ЕБРР для субъектов частного бизнеса, в том числе без предоставления государственных гарантий. россия является наиболее крупным клиентом ЕБРР (объем финансовых обязательств банка в нашей стране составляет порядка 38% от всех его финансовых обязательств). Правила закупок по проектам ЕБРР сформулированы в отдельном документе — Правилах закупок в проектах, финансируемых Европейским банком реконструкции и развития.
Можно сказать, что используемые международными финансовыми институтами способы закупок, а также правила их выбора и процедуры в рамках проводимых ими проектов во многом схожи с правилами и процедурами, описанными Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг». Таким образом, международное сообщество активно использует конкурсные технологии заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг при расходовании общественных средств, будь то средства налогоплательщиков (государственные закупки развитых стран мира) или же участников международных финансовых институтов (закупки по проектам всемирного банка, ЕБРР и т.п.).
Общим является понимание того, что конкурентные закупки способствуют снижению затрат на приобретение товаров, работ и услуг, обеспечивают большую эффективность расходования и снижают уровень коррупции при размещении заказов за счет государственных или общественных средств.
3. Особенности организации и проведения тендерных торгов в Беларуси
Реформирование экономики Республики Беларусь и переход народного хозяйства нашей страны к рынку предполагают необходимость налаживания процессов, составляющих ядро рыночных преобразований. К таким процессам можно отнести формирование и развитие фондового и товарного рынка, а также совершенствования тендерных торгов и повышение их результативности.
В странах с развитым экономическим хозяйством биржевая и тендерная торговля развивалась на протяжении многих десятилетий. В Республике Беларусь процесс формирования рыночной экономики начался относительно недавно (не более 10-15 лет назад), поэтому в настоящее время биржевая и тендерная торговля Беларуси фактически находится на начальном этапе своего развития. Это этап, на котором создаётся инфраструктура рынка, вырабатывается государственная политика в отношении форм и методов регулирования инвестиционных процессов вообще и портфельных инвестиций в частности, происходит формирование законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг в целом, а также процедуры проведения тендерных торгов.
Развитие производства и подъём белорусской экономики немыслимы без своевременного и достаточного вложения капитала. следовательно, эффективное функционирование рынка ценных бумаг, применение тендеров, как одного из механизмов, опосредующих процесс внешнего инвестирования, является непременным условием для перехода экономики Республики Беларусь на рыночные рельсы. таким образом, осуществляя реформирование таких классических финансовых посредников, как банковская и бюджетная система, правительство Беларуси должно уделять особое внимание развитию и совершенствованию фондового рынка со всем спектром его финансовых инструментов.
В целях упорядочения деятель небанковских посредников целесообразно разработать и принять законреализовать механизм, обеспечивающий добросовестность рекламы при привлечении средств населения; ввести обязательное страхование вкладов инвесторов; со-вершенствовать систему лицензирования и надзора за дея¬тельностью финансовых посредников. Тенденции развития законодательства таковы, что большая его часть состоит из нормативных актов органов исполнительной власти, нормативных актов Президента Республики Беларусь и национального банка. Множественность регулирующих органов приводит к противоречиям между нормативными актами (а по определенным вопросам нормативные документы вообще отсутствуют) и к нестабильности отечественного рынка. Регулирование некоторых вопросов частично или полностью не соответствует мировой практике. однако, следует отметить, что законодательная база постоянно совершенствуются — периодически издаются новые нормативные акты, а также дополнения к уже существующим актам, вызванные необходимостью соответствия правового регулирования товарного рынка.
Закупки на тендерной основе регламентируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №652 от 16 мая 2003 г. О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг, которым утверждены Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе и Типовое положение о тендерной комиссии. Эти документы определяют порядок осуществления закупок на конкурсной основе на территории Республики Беларусь.
Для подготовки и проведения торгов создается тендерная комиссия не менее 5 человек, действующая на постоянной или временной основе.
В зависимости от ориентировочной суммы контракта применяются различные процедуры тендеров:
На тендерных торгах отечественным претендентам при оценке тендерных предложений могут быть предоставлены преференции. Все документы для участия в тендерных закупках оформляются претендентами в письменном виде. Сведения, представленные во всех документах, должны быть достоверны. заказчик также готовит пакет тендерных документов, включающих необходимую для претендентов информацию. Перечень необходимых документов и порядок обмена ими между заказчиком и претендентами определен указанным выше Положением.
Результаты тендерных торгов оформляются протоколом. Решение тендерной комиссии, отраженное в протоколе, правомерно в том случае, если на ее заседании присутствовало не менее 2/3 ее состава и за него проголосовало более 50% членов комиссии, участвующих в заседании.
Судебный пересмотр дел по возбужденным искам претендентов осуществляется в порядке, установленном хозяйственными судами Республики Беларусь.
Условия проведения конкурса утверждаются заказчиком в соответствии с Положением. Участники конкурса представляют предложения об объемах поставки товаров, их ценах, технических характеристиках, коммерческих условиях поставки, а также о своем финансовом положении. По истечении срока, предусмотренного условиями конкурса, экспертная комиссия рассматривает поступившие заявки. Для объективности, гласности конкурсный отбор надо осуществлять публично путем проведения открытых торгов, куда следует приглашать всех желающих поставщиков. В месячный срок с поставщиком-победителем заключается контракт на поставку товаров.
Торги в особых случаях могут быть закрытыми. Для участия в них приглашаются отдельные предприятия, наиболее известные в данной области производства.
Такая форма оптовых закупок является привлекательной, дает возможность заказчику сопоставить все возможные предложения и выбрать наиболее выгодный для него вариант закупки [23].
Заключение договора на торгах. Договор заключается с субъектом, выигравшим торги. Выигравшим признается тот, кто предложит наилучшие условия. Заключение такого договора является обязанностью продавца. В случае уклонения продавца от заключения договора победитель торгов имеет право требовать понуждения продавца к заключению договора и возмещения убытков, вызванных уклонением от заключения.
Конверты с конкурсными предложениями, поступившими на открытый конкурс, вскрываются конкурсной комиссией в день, определенный в качестве окончательного срока их представления в порядке и месте, указанных в конкурсном приглашении. Если конкурсное предложение отклонено, заказчик, организатор конкурса обязан уведомить участника в течение трех рабочих дней с указанием причин отклонения.
Оценивая принятые предложения по определенным критериям, организатор конкурса в течение трех рабочих дней принимает решение о выборе поставщика и направляет участникам уведомление об этом. С выбранным поставщиком заключается договор в течение срока действия конкурсного предложения, но не позднее 20-дневного срока со дня направления подписанного заказчиком договора выбранному поставщику.
Процедура запроса ценовых предложений представляет способ выбора поставщика, при котором извещение о проведении этой процедуры размещается путем открытой публикации или направляется юридическим и физическим лицам индивидуально, а победителем признается поставщик, предложивший наименьшую цену.
Данная процедура проводится при ориентировочной стоимости закупок от 1000 до 8000 базовых величин. Количество потенциальных поставщиков должно быть достаточным для обеспечения добросовестной конкуренции, но не менее трех. Юридическое или физическое лицо, желающее принять участие в данной процедуре, должно направить заказчику (организатору) свое ценовое предложение, включающее четко определенную информацию.
Оценка зарегистрированных ценовых предложений осуществляется, если их не менее трех, они соответствуют требованиям заказчика (организатора) и поступили в установленный срок. Критериями оценки являются наименьшая цена при учете других критериев, которые заказчик сочтет необходимым использовать при конкретной закупке. Итоги процедуры запроса ценовых предложений должны быть подведены в течение пяти дней по истечении срока представления таких предложений. После принятия решения о выборе наилучшего ценового предложения и поставщика заказчик (организатор) в течение трех рабочих дней сообщает об этом выбранному поставщику и одновременно направляет ему договор на подписание.
Процедура оформления конкурентного листа представляет способ выбора поставщика, при котором заказчик (организатор) собирает информацию о цене товаров-конкурентов как можно большего количества потенциальных поставщиков (не менее трех) без обязательного опубликования приглашения к участию в средствах массовой информации и создания комиссии и предлагает ему заключить договор. Такая процедура проводится при ориентировочной сумме закупки от 30 до 1000 базовых величин.
Заказчик (организатор), приняв решение о выборе поставщика, в день проведения процедуры оформляет конкурентный лист, содержание которого определено данным Положением, и заключает договор с выбранным поставщиком.
Процедура закупки из одного источника представляет способ выбора поставщика, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному поставщику [24].
такая процедура возможна, если:
Завершение процедуры оформляется договором.
Положением также определен порядок разрешения разногласий, связанных с проведением рассмотренных выше процедур государственных закупок [25].
Таким образом, в Республике Беларусь международные тендеры, несмотря на принимаемые меры, еще недостаточно используются в целях расширения и совершенствования структуры экспорта и оптимизации импорта, не востребован в должной мере и накопленный в мире опыт их проведения в интересах улучшения конкурсных процедур. особенно остро стоит проблема повышения эффективности использования тендеров в настоящее время в связи с задачей перехода экономики страны на инновационный путь развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
среди различных инструментов организованной мировой торговли — товарных бирж и аукционов, а также торгово-промышленных выставок и ярмарок — международные тендеры занимают особое место. Возникнув позже других инструментов организованной торговли, тендеры приобрели среди них наибольшее экономическое значение. точные данные о масштабах использования международных тендеров в научной литературе не публиковались, но, по оценкам, на долю всех инструментов организованной торговли, вместе взятых, приходится, как минимум, 20% мирового товарооборота, а на международные тендеры — примерно 15%, т.е. преобладающая часть. Правительственные закупки, являющиеся основным объектом тендерных коммерческих операций, составляют, по данным ВТО, свыше 1 трлн. долл. (более 10% мировой торговли).
В условиях интенсификации процессов глобализации, быстрой индустриализации и стремительного увеличения масштабов инфраструктурного строительства в развивающихся странах перспективы международной тендерной деятельности представляются весьма благоприятными. растет число проводимых тендеров и количество фирм-участниц последних; расширяется крут товаров и услуг, реализуемых посредством тендеров, и укрупняются заключаемые с их помощью контракты; возникают новые организационные формы тендеров (например, электронные торги) и повышается внимание к тендерам со стороны многосторонних организаций, включая учреждения системы ООН, которые стремятся упорядочить практику тендерной деятель во всем мире и содействовать распространению ее передовых примеров, а также решают иные задачи. Значительное внимание уделяется улучшению тендерной практики в региональных объединениях, особенно в Евросоюзе, и в отдельных странах развитых и развивающихся.
В Республике Беларусь международные тендеры, несмотря на принимаемые меры, еще недостаточно используются в целях расширения и совершенствования структуры экспорта и оптимизации импорта, не востребован в должной мере и накопленный в мире опыт их проведения в интересах улучшения конкурсных процедур. особенно остро стоит проблема повышения эффективности использования тендеров в настоящее время в связи с задачей перехода экономики страны на инновационный путь развития. Расширение участия белорусских компаний в зарубежных тендерах, проводимых международными организациями, региональными банками развития, национальными правительствами, будет способствовать более активному вовлечению во внешнеэкономическую деятельность отечественной обрабатывающей промышленности и сферы услуг, росту продаж высокотехнологичной продукции, объектов промышленной собственности и различных видов деловых услуг (строительных, лизинговых, инженерных, в технических областях, др.), а в конечном итоге — диверсификации экспорта и увеличению в нем доли наукоемких продуктов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Стровский, Л.Е. основы внешнеэкономической деятельности: учебник для средних профессиональных учебных заведений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 224 с.
. мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан и др; под общ. Ред. Плотницкого, Г.В. Турбан. Минск: ООО «Современная школа», 2006. 664 с.
. Алехнович, А.В. Управление внешнеэкономической Деятельностью Республики Беларусь: практ. Пособие / А.В. Алехнович. Минск: Амалфея, 2010. — 416 с.
. Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность»: для студентов вузов/А.В. Алехнович. Минск: Амалфея, 2005. 416 с. Минск: Дикта, 2011. — 140 с.
. Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью: учеб. пособ./ Г.В. Турбан. Минск: БГЭУ, 2009. 319 с.
. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов/Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова и др. ; Под ред. Л.Е. Стровского. — М.: закон. Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнгеэкономической Деятельностью / Г.В. Турбан. — Минск: БГЭУ, 2007. — 319 с.
. Турбан, Г.В. Управление внешнеэкономической Деятельностью / Г.В. Турбан. Минск: Издательский центр БГУ, 2003. — 328 с.
. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. — 501 с.
. Руденков, В.М. Организация и управления внешнеэкономической Деятельностью / В.М. Руденков. — Минск: МГЭИ, 2005 . — 418 с.
. Величковская, Л.В. Международные тендеры: пособие / Л.В. Величковская. — Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2006. — 80 с.
. Величковская, Л.В., международная торговля: организация и техника: учебное пособие / Л.В. Величковская, А.И. Войтович. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2003. — 125 с.
. Верба, В.Е. финансы внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования / В.Е. Верба. — Минск: Белбизнесспресс, 2012. — 318 с.
. Гамзунов, А.Г. Организация международных расчетов: учеб. пособие / А.Г. Гамзунов. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2012. — 80 с.
. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Герчикова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 671с.
. Говядинова, Н.Н. автоматизированные системы безналичных расчетов: учеб. пособие / Н.Н. Говядинова, Л.К. Голенда. — Минск: БГЭУ, 2004. — 278 с.
. Головачева, М.А. Правовое регулирование безналичных расчетов в Республике Беларусь: пособие / М.А. Головачева. — Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2008. — 84 с.
. Дегтярева, О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. — 2-е изд. — М.: Дело, 2000. — 309 с.
. Енин, Ю.И. международная торговля: пособие / Ю.И. Енин [и др.]; под ред. Н.С. Шелега, Ю.И. Енина. — Минск: БГЭУ, 2009. — 323 с.
. Кокушкина, И.В. международная торговля и мировые рынки: учеб. Пособие / И.В. Кокушкина, М.С. Воронин. — СПб.: техническая книга, 2007. — 592 с.
. Кузнецов, К.В. Конкурентные закупки: торги, конкурсы, тендеры / К.В. Кузнецов. — СПб.: Питер, 2005. — 369 с.
. Лазарева, Т.П. Международное торговое Право: расчеты по контрактам: учеб. пособие / Т.П. Лазарева. — М.: Юстицинформ, 2003. — 288 с.
. Самодурова, Н.В. всемирный банк: Кредитование экономики / Самодурова Н.В.; под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: финансы и статистика, 2003. — 144 с.
. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятель: учебник / Б.И. Синецкий. — М.: Юристъ, 1998. — 659 с.
. Фомичев, В.И. международная торговля: учебник / В.И.Фомичев. — М.:ИНФРА-М, 2001. — 446 с.
. Функ, Я.И. Курс внешнеторгового права: основные внешнеторговые сделки / Я.И. Функ, Д.А. Калимов, В.П. Сергеев; под общ. ред. Я.И. Функа. — М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007. — 656 с.